Все для предпринимателя. Информационный портал

Что такое инфраструктура и какие существуют объекты инфраструктуры? Понятие и значение транспортной инфраструктуры.

Транспортная инфраструктура – основа транспортного комплекса страны. Объекты транспортной инфраструктуры обеспечивают возможность всем участникам движения с помощью транспортных средств осуществлять перевозки пассажиров и грузов. Степень развития транспортной инфраструктуры и ее состояние определяют возможности и эффективность функционирования транспортного комплекса России.

Качество функционирования транспортного комплекса оказывает непосредственное влияние на развитие экономики страны, является важнейшим фактором ее конкурентоспособности на международном рынке, в том числе в реализации ее транзитного потенциала. Развитие производства невозможно без быстрого, безопасного и надежного перемещения грузов. Не меньшее влияние транспорт оказывает и на социальную сферу, качество жизни населения, степень его мобильности, удовлетворение потребности в передвижениях с различными целями.

Географическая и технологическая доступность транспортных услуг, их объем определяют возможности территориального развития экономики и социальной сферы, полноту реализации экономических связей внутри страны и за ее пределами, а также возможность перемещения всех слоев населения для удовлетворения производственных и социальных потребностей.

Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении определяет доступность транспортных услуг и уровень транспортной подвижности (мобильности) населения. Повышение мобильности имеет не только социальное, но и экономическое значение.

Скорость транспортного сообщения также влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств предприятий, а при перевозке пассажиров – в высвобождении времени людей, которое может быть использовано на другие цели.

Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволяют сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.

Важную роль в социально-экономическом развитии страны играют безопасность и экологичность транспортной системы.

Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

Транспортная инфраструктура включает в себя пути сообщения, технологические объекты, объекты средств управления движением, здания и сооружения обслуживания участников движения всех видов транспорта. Важнейшей составляющей транспортной инфраструктуры являются пути сообщения, так как именно по ним осуществляются перевозки пассажиров и грузов. Протяженность путей сообщения различных видов транспорта в России и динамика ее изменений (1980–2012 гг.) показаны в табл. 1.5 .

Следует отметить, что транспортная инфраструктура России имеет недостатки как с точки зрения ее развития, так и транспортно-эксплуатационного состояния. Транспортная система в целом и ряд ее ключевых сегментов (инфраструктура железнодорожного транспорта и внутренних водных путей, автомобильные дороги) хронически недоинвестированы и не обладают резервами "долговременной устойчивости" .

Таблица 1.5

Динамика изменения протяженности путей сообщения в 1980–2012 гг.

Пути сообщения

Протяженность путей сообщения (на конец года), тыс. км

Железнодорожные пути*, всего

В том числе: общего пользования

пеобщего пользования

Автомобильные дороги, всего

В том числе: общего пользования**

необщего пользования

Из общей протяженности автомобильных дорог – дороги с твердым покрытием, всего

В том числе общего пользования”

федерального значения

регионального или межмуниципального значения***

местного значения

необщего пользования****

Трамвайные пути*

Троллейбусные линии*

Пути метрополитена*, км

Внутренние водные судоходные пути, всего

В том числе с гарантированными габаритами пути

* Эксплуатационная длина.

** С 2006 г. – включая дорога местного значения.

*** До 2006 г. – дорога субъектов Российской Федерации.

**** Без субъектов малого предпринимательства.

Недостаточными темпами развивается скоростное и высокоскоростное рельсовое сообщение в рамках крупнейших агломераций и межрегиональных связей.

До настоящего времени не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, связывающих все регионы России.

В 2011 г. осевая нагрузка в 11,5 т обеспечивалась на участках федеральных дорог общей протяженностью 2613 км (5,2% от общей протяженности сети) при потребности в 22 тыс. км, нагрузка в 10 т – на участках 11,9 тыс. км (23,8% от общей протяженности сети) при потребности в 26 тыс. км.

Сохраняется низкий уровень развития дорожной сети в аграрных районах, а также в районах Крайнего Севера, Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотском автономном округе и др.

Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10% населения – около 15 млн человек остаются отрезанными от транспортных коммуникаций в весенний и осенний периоды.

Не имеют связи с сетью автомобильных дорог по дорогам с твердым покрытием 46,6 тыс. населенных пунктов, или 31% от общего числа. Из них 260 населенных пунктов имеют население более 1000 человек. Не завершено формирование опорной сети дорог в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока.

На ряде участков федеральные автомобильные дороги исчерпали свою пропускную способность. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется почти треть протяженности сети. Местная дорожная сеть развита недостаточно, поэтому значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам. Ускорение автомобилизации страны пока не привело к соответствующему росту объемов строительства, реконструкции и ремонта дорожной сети, а ремонт автомобильных дорог в последние годы даже несколько сократился. При увеличении за последние 10 лет протяженности автомобильных дорог общего пользования на 15% автомобильный парк вырос более чем в 1,7 раза В России практически нет скоростных автомобильных дорог.

Российскими авиакомпаниями в 2014 г. перевезено более 93,181 млн пассажиров, что на 10,2% выше уровня 2013 г. При этом мировые темпы прироста авиаперевозок – чуть более 5%. Однако при этом продолжает сокращаться количество действующих российских аэропортов и аэродромов гражданской авиации. По сравнению с 2000 г. количество аэродромов сократилось в 1,6 раза. Во многом в результате этого сложилась конфигурация сети пассажирских авиалиний, в рамках которой наибольший объем пассажирских перевозок (порядка 70%) приходится на авиасвязи г. Москвы.

Большую роль в обслуживании внешнеторгового оборота страны играют морские порты. В 2014 г. перевалка грузов в морских портах составила порядка 620 млн т. По данным Министерства транспорта РФ, ее объем увеличился на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.

Введено в строй 72,5 млн т новых портовых мощностей. Но при этом развитие российских портов и смежной транспортной инфраструктуры происходит неравномерно, накопились значительные различия по уровням технологичности и капитализации портовых узлов. Это является следствием неравномерности и нестабильности грузовой базы, недостаточного развития смежных (железнодорожной, автомобильной и трубопроводной) инфраструктур, а также тыловой терминальной и складской инфраструктур.

Имеется дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов (контейнеры и накатные грузы), а также экспортного угля и химических грузов (минеральных удобрений).

Наличие лимитирующих участков на внутренних водных путях, в том числе на Единой глубоководной системе европейской части России, существенно ограничивает пропускную способность, снижает конкурентоспособность речных перевозок по сравнению с другими вилами транспорта.

Серьезной проблемой является медленный темп повышения уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений из-за ухудшения их технического состояния: почти 80% из них эксплуатируется 50–70 лет и более, только 17,3% сооружений, подлежащих декларированию, имеют нормальный уровень безопасности.

В настоящее время рынок транспортных услуг усложняется, все сегменты транспортного процесса и логистики начали интегрироваться. Это привело к развитию транспортной инфраструктуры нового типа – к транспортно-логистическим п товаротранспортным комплексам, которые образовали объединенную систему взаимодействия. Все большее значение приобретает управление перевозками. Транспортные центры становятся управляющими элементами системы, что позволяет оптимизировать цену перевозки на всем пути следования. Точка прибыльности перешла от процессов физической перевозки в область транспортно-логистических услуг. Понятие транспортных коридоров трансформировалось – из совокупности маршрутов они превратились в систему управляющих центров перевозок и транспортных узлов.

Все большее внимание уделяется экологичности транспорта, минимизации негативного воздействия его функционирования на окружающую среду.

Зарубежный опыт

Сравнительные показатели транспортной инфраструктуры некоторых стран представлены в табл. 1.6 и 1.7 .

Таблица 1.6

Показатели эксплуатационной длины железнодорожных путей

Таблица 1.7

Показатели протяженности автомобильных дорог

Протяженность автомобильных дорог, тыс. км

Транспорт - важная составная часть мировой экономики, так как является материальным носителем между государствами. Специализация государств, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Важное значение транспорт имеет и в решение социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции.

Роль транспорта не сводится только к перемещению грузов и пассажиров, он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, способствуя экономическому, культурному и социальному развитию общества, в связи с чем, он считается одной из важнейших базовых отраслей экономики.

Важнейшую роль транспорта в развитии экономики страны подчеркивали А. Смит, М. Ломоносов, Н. Баранский, Н. Мироненко, Г. Лаппо и другие известные экономисты и географы.

Все они указывали, что, осуществляя свою деятельность, транспорт выполняет несколько общественных функций, к важнейшим из которых относятся:

  • - экономическая, которая заключается в обеспечении развития, связи и координации всех отраслей экономики;
  • - культурная, которая состоит в возможности распространения с помощью транспорта эстетических ценностей. Следует отметить, что и сам транспорт стал элементом культуры (создаются музеи транспорта, общества любителей старинных автомобилей и др.);
  • - социологическая функция состоит в экономии времени человека, облегчении труда и повышении его производительности;
  • - научное значение имеет двоякий характер. С одной стороны транспорт, нуждаясь в совершенствовании, ставит перед наукой новые задачи. С другой - транспорт позволяет интенсивно развиваться многим направлениям науки;
  • - оборонная функция проявляется в возможности быстрой передислокации войск, населения, производства.

В экономической литературе название "инфраструктура" (от латинского "infra" - "под" и "strukture" - "строение, устройство") означает подструктура т.е. отдельная отрасль экономики, которая занимается созданием внешних условий функционирования основного производства. Хотя этот термин широко используется в экономических исследованиях, до сих пор остается дискуссионным по определению состава отраслей, объектов и видов деятельности, входящих в нее.

Транспорт - очень разнообразная отрасль. Все его виды, выполняя главную функцию - обеспечения хозяйственного комплекса страны в грузовых и пассажирских перевозках, вступают между собой и большинством сфер производства во взаимодействие. Это даёт основание рассматривать транспорт как систему, а весь механизм формирования и развития её - в неразрывном единстве со всей экономикой страны.

Очень часто в экономико-географической и особенно экономической литературе под транспортной системой понимают лишь сеть путей сообщения. Безусловно, пути сообщения - одна из главнейших составляющих транспортной системы, но сводить транспортную систему только к путям сообщения нельзя. Неотъемлемыми составляющими транспортной системы являются техническая часть, а также управленческая часть. В этом смысле синонимом термина транспортная система является понятие транспортный комплекс.

Таким образом, можно определить транспортную систему как территориальное объединение сети путей сообщения, технических средств и служб перевозок, которые, объединяя все виды транспорта и все составляющие транспортного процесса в их взаимодействии, обеспечивает реализацию транспортно-экономических связей с целью успешного функционирования экономики страны. Ключевую роль в создании единой транспортной системы страны (региона) играет развитие транспортной инфраструктуры. транспортный инфраструктура экономический

Объекты транспортной инфраструктуры включают в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, аэродромы и аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. К транспортным средствам относятся воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта.

Однако термин «транспортная инфраструктура» иногда используется и в более широком понимании. Поскольку транспортная сфера всегда увязывается с общим развитием производительных сил, то она рассматривается как одна из важнейших составных частей инфраструктуры экономики в целом. В этом смысле понятия «транспортная система» и «транспортная инфраструктура» практически тождественны. В настоящей работе за основу берётся именно такое широкое понимание термина «транспортная инфраструктура»

Ни одна отрасль хозяйства не может существовать без инфраструктуры. Она обеспечивает нормальное функционирование не только фирмы, но и города в целом. Давайте разберем понятие инфраструктуры более подробно.

Значение понятия "инфраструктура"

Сам термин «инфраструктура» - это два латинских слова: іnfra (переводится "ниже") и structura (перевод - "строение или расположение"). Впервые его начали применять в пятидесятые годы двадцатого века для обозначения комплекса общих положений, которые направлены на обеспечение положительного развития предпринимательства и удовлетворение нужд населения.

Инфраструктура - это множество отраслей и подразделений внутри предприятия, фирмы или города. Она призвана создавать все необходимые условия, которые необходимы для нормального функционирования деятельности объекта (например страны, производства, товарооборота, трудовых ресурсов, туризма, рынка и так далее).

В целом она делится на производственную и социальную, а в зависимости от масштабов бывает инфраструктура:

  • предприятия (фирмы);
  • отрасли;
  • города;
  • страны.

Городская инфраструктура

Инфраструктура города - это комплекс учреждений и предприятий, отвечающих за своевременное и нормальное предоставление услуг населению в сфере коммунальных служб (канализация и водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, транспорт и дороги, инженерные коммуникации и так далее), а также туристическом, развлекательном и торговом секторах.

То есть это набор условий для развития жизни жителей конкретного населенного пункта и приезжих.

Чем больше город по размерам и численности населения, тем больше услуг он должен предоставлять, и тем шире у него инфраструктура. Это естественный порядок вещей.

Виды инфраструктуры города

Различают такие основные виды городской инфраструктуры, как:

  • жилищно-коммунальная или социальная - ответвления и предприятия, которые предназначены для функционального обеспечения нормальной жизни населения;
  • транспортная - комплекс учреждений и отраслей по автомобильным и грузовым перевозкам, а также поддержание в надлежащем состоянии всех связанных с этим отраслей;
  • инженерная - совокупность систем инженерно-технического обеспечения учреждений;
  • экономическая - комплекс разных отраслей и видов деятельности, предназначенных для обслуживания производства и хозяйства;
  • информационная - структуры и подсистемы информационно-организационного характера;
  • рыночная - комплекс организаций и организационно-правовых норм, созданных для обеспечения непрерывного движения услуг и товаров, ценных бумаг, денег и валюты, рабочей силы.
  • туристическая - совокупность учреждений и предприятий, существование которых направлено на удовлетворение оздоровительных и отпускных потребностей людей ;
  • военная - комплекс объектов и сооружений, входящих в основной состав стационарных отделов, предназначенных для подготовки войск и ведения возможных военных действий.

Транспортная инфраструктура

Транспорт является одной из важнейших составных частей экономики города и государства в целом.

Транспортная инфраструктура - это огромный комплекс служб и объектов, включающий все виды транспорта, транспортные структуры и подразделения. Они обеспечивают быструю и свободную перевозку пассажиров и грузов.

Помимо этого, транспортная инфраструктура играет немаловажную роль в обеспечении торгово-экономической сферы сырьем, материалами, готовой продукцией и товарами, а также рабочей силой.

Объекты транспортной инфраструктуры

Объекты инфраструктуры городского транспорта включают в себя:

  • все существующие и запланированные пути сообщения (улично-дорожная, внеуличная и междугородная транспортная сеть);
  • транспортные единицы;
  • технические сооружения и склады (парки по ремонту, депо, грузовые терминалы, энергетическое хозяйство);
  • вокзалы и станции для перевозки пассажиров и грузов;
  • агентства, осуществляющие продажу билетов и организацию перевозок;
  • логистические центры;
  • инженерные сети и коммуникации.

Транспортные единицы - это машины и автомобили, которые, в зависимости от предназначения, делятся на:

  • Пассажирский транспорт, который включает в себя автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, метрополитен, электропоезда, водный и монорельсовый наземный транспорт.
  • Транспорт, используемый для грузоперевозок, делится на внутригородской и региональный. Внутригородской - это грузовые автомобили, специальные троллейбусы и трамваи. Региональный транспорт для грузоперевозок - это также грузовые машины, а еще поезда, самолеты и вертолеты, водные суда.
  • Специальный транспорт - это санитарно-технические, аварийные и коммунальные автомобили, машины скорой медицинской помощи, пожарные и так далее.

Можно с уверенностью утверждать, что от степени развития транспортной инфраструктуры зависит уровень прогресса экономики и туризма как отдельно взятого населенного пункта и региона, так и страны в целом.

Морской, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и речной. Именно она обеспечивает и услугами и даже помогает людям увидеть новые места (и познакомиться с новыми людьми). Транспортная инфраструктура России имеет стратегическое значение для функционирования страны в целом и ее отдельных регионов, поэтому в апреле 2013 была пересмотрена программа ее развития до 2020 года. В ней рассматриваются преимущества и недостатки каждого отдельного средства перемещения грузов и пассажиров, на основе которых планируется сфера его применения в национальном хозяйстве.

Транспортная инфраструктура - это отрасль, которая, по словам министра транспорта России, испытывает хроническое недофинансирование, поэтому обладать какими-либо резервами устойчивости в наши тяжелые времена она просто не может. Тем не менее, именно от нее зависит развитие экономики в сложных условиях после вхождения в Единое экономическое пространство и вступления во Всемирную торговую организацию. А транспортная инфраструктура страны (как никогда) нуждается в комплексном и планомерном развитии, которое могло бы вывести все отрасли национального хозяйства на совершенно новый уровень. Основной целью сегодня должно стать обеспечение синхронности и сбалансированности мероприятий по ее модернизации. Не менее важно создание единой системы для контроля над выполнением программных задач.

Как уже было сказано выше, транспортная инфраструктура и каждый ее отдельный элемент имеют свои особенности, которые нужно учитывать при выборе эффективного средства транспортировки того или иного груза. Например, железнодорожный транспорт дешевле других, но требует больших капиталовложений на начальном этапе (на сооружение пути для следования поездов). Но транспортная система не состоит только из одного элемента. Есть еще морской транспорт, который обладает самой большой пропускной способностью и низкой себестоимостью, но сильно зависит от навигационных и географических условий. А вот речной используют чаще всего для внутренней транспортировки (из-за сезонности его работы и невысокой скорости перемещения грузов, которую он обеспечивает). Что касается перевозок то рациональнее всего осуществлять их только на короткие расстояния. К тому же состояние дорожного покрытия в России оставляет желать лучшего. Что касается то на сегодняшний день осуществление перевозок с его помощью является слишком большим удовольствием. Поэтому, несмотря на чрезвычайно высокую скорость доставки, он остается одним из самых непопулярных средств перемещения грузов на большие расстояния.

Каждая фирма самостоятельно решает вопрос о том, использование какого вида транспорта является наиболее рациональным в ее деятельности. Зачастую от этого решения зависит очень многое в ее дальнейшей судьбе, ведь обеспечение рентабельности - это главная цель для любого хозяйствующего субъекта.

Разновидность инфраструктуры, совокупность всœех отраслей и предприятий транспорта͵ как выполняющих перевозки, так и обеспечивающих их выполнение и обслуживание. Транспортная инфраструктура - это система коммуникаций и объектов городского и внешнего пассажирского и грузового транспорта͵ включающая улично-дорожную сеть, линии и сооружения внеуличного транспорта͵ объекты обслуживания пассажиров, объекты обработки грузов, объекты постоянного и временного хранения и технического обслуживания транспортных средств.

Транспортная инфраструктура направлена на удовлетворение потребностей экономики и населœения страны в перевозках, надежный внутренний и международный товарообмен при соблюдении требований национальной, экономической и экологической безопасности, планомерное и пропорциональное развитие наземных, водных и воздушных путей сообщения на перспективу, региональную транспортную обеспеченность, а также мобилизационную готовность к выполнению перевозок в чрезвычайных ситуациях. Транспортные услуги должны стать доступными для большинства населœения.

Транспортная инфраструктура -- это совокупность всœех видов транспорта и транспортных структур, деятельность которых направлена на создание благоприятных условий функционирования всœех отраслей экономики, ᴛ.ᴇ. совокупность материально-технических систем транспорта͵ предназначенных для обеспечения экономической и неэкономической деятельности человека. Другими словами, под транспортной инфраструктурой следует понимать совокупность материально-технических и организационных условий, обеспечивающих быстрое и беспрепятственное выполнение перевозочного процесса.

Транспортная инфраструктура должна не только поддерживать текущие хозяйственные связи, но и иметь некоторый резерв, призванный обеспечить мобильность экономики. Особенность транспортной инфраструктуры состоит в том, что ее рост происходит медленнее, чем расширение хозяйственных связей. Транспортная инфраструктура оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. Учитывая зависимость отвлияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Важное значение транспортная инфраструктура имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населœения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Определение транспортная инфраструктура - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Определение транспортная инфраструктура" 2017, 2018.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!