Все для предпринимателя. Информационный портал

Современная валютная система.

  • Новым этапом централизации и глобализации будет единая мировая валюта
  • С огромной вероятностью она будет похожа на биткоин
  • Блокчейн, который для многих стал фактором надежности криптовалют, оказался выгодным для регуляторов и властей

Москва, 31 июля - "Вести.Экономика". На этой неделе МВФ потряс некоторых экономических аналитиков заявлением о том, что Америка "больше не является первым в мире" крупным механизмом экономического роста.

Это утверждение почти полностью повторяет заявление, сделанное на последнем саммите стран G20: США угасают, оставляя дверь открытой для таких стран, как Германия и Китай, позволяя им объединить свои силы и получить власть.

МВФ снова пытается представить образ неудачливых США, так же как он часто выдвигает идею единой глобальной валютной системы, которая заменит доллар в качестве мировой резервной валюты. Самый распространенный ошибочный контраргумент в применении к этой идее, заключается в том, что "МВФ является организацией, контролируемой правительством США, которая никогда не подорвала бы авторитет США". Очевидно, люди, которые выдвигают этот аргумент, совершенно не понимают истинное положение дел.

МВФ постоянно и активно подрывает экономическое положение Америки, поскольку МВФ не является организацией, контролируемой США. Его идеология - глобализм, отмечает Брэндон Смит из alt-market.com.

Заявления о предполагаемой власти Америки над МВФ абсолютно бессмысленны: США не остановили МВФ в его погоне за замещением долларовой структуры и формированием фискальных связей, которые являются корнем того, что МВФ иногда называет "глобальной экономической перезагрузкой".

МВФ заботится только о централизации всего, от валюты до торговли и управления. Если для создания новой мировой системы потребуется пожертвовать системой старого мира (доллар США), они на это пойдут. Центробанки, независимо от того, в какой стране расположены, объединяются и действуют как агенты более крупных контролирующих организаций, таких как Банк международных расчетов.

И цель, в общем-то, не является тайной, о ней в открытую заявляют глобалистские СМИ. Мохамед Эль-Эриан, бывший гендиректор PIMCO, недавно высоко оценил концепцию использования SDR МВФ в качестве механизма мировой валюты и средства борьбы с "ростом популизма". Однако наиболее "честным" из этих случаев принятия и одобрения была, конечно же, статья "Готовьтесь к Фениксу", опубликованная в The Economist, управляемым Ротшильдами с 1988 г. Статья, которая объявила о начале нового глобального валютного механизма, использующего SDR в качестве посредника, начиная с 2018 г.

В прошлом месяце в интернете была проведена согласованная кампания по дезинформации, в которой была предпринята попытка развенчать тезисы статьи. Дошло даже до того, что появились утверждения о том, что этой статьи никогда и не было, а она является всего лишь продуктом сайтов заговора. И, тем не менее, нельзя отрицать, что эта статья действительно была опубликована The Economist и она действительно существует.

Критики понятия единой глобальной денежной системы, как правило, отвергают любые доказательства этого плана. Как правило, это происходит из-за их плохого понимания того, как растут и падают валюты, и плохого понимания нынешней ситуации в денежно-кредитной системе. Они будут утверждать, что корзина SDR не сможет заменить доллар и что в мире нет другого механизма, способного сделать это. Иными словами, "откуда вдруг появится эта глобальная валюта?"

Дело в том, что она уже существует.

Когда The Economist писал о глобальной валюте, которая будет запущена в 2018 г., у авторов материала, возможно, не было четкого описания того, как именно это произойдет. Они четко упоминают стратегию использования SDR МВФ в качестве шага к этой глобальной валюте, назвав ее "Феникс" (Phoenix). Они также упоминают падение влияния США как необходимый этап в процессе перехода к полной централизации.

Эти два события происходят прямо сейчас, когда американская экономика испытывает очень сильную дестабилизацию, а также наблюдается рост корзины SDR как замена для стран, стремящихся уйти от доллара как мировой резервной валюты.

Инфографика

Вес валют в корзине SDR. Доля основных мировых валют в структуре золотовалютных резервов

Но как насчет самой валюты? SDR может быть основой, которая будет господствовать в разных странах под одним экономическим зонтиком, позволяя МВФ диктовать курсы обмена валют по своему усмотрению, до тех пор пока не будет создана единая мировая система, но что среднестатистический человек в конечном счете будет использовать в качестве единицы торговли и как глобалисты будут удерживать общественность в денежном подчинении?

Ответ: за счет создания криптовалюты и технологии blockchain.

Когда The Economist писал о начале мировой валюты в 2018 г., они делали не предсказания, а самопровозглашаемое пророчество. Это не означает, что новая валюта будет развиваться очевидным и открытым способом.

После 2007-2008 гг. слабость глобализма и экономической взаимозависимости проявилась во всем мире. Это жертва, которую готовы принести международные банки, потому что на фоне падения кредитов и деривативов они могут применять экстремальные денежно-кредитные стратегии.

Эти политики ничего не сделают, чтобы спасти общую экономику, но они поставят под угрозу сами валютные системы и долговые рамки некоторых стран, в том числе США. Все это рассчитано на новый и еще больший кризис, кризис, который смягчит общественность идеей единой мировой денежной системы и единого экономического авторитета.

Массивный поток данных, который глобалисты жаждут как средство "полного осознания информации", - это обоюдоострый меч. Активисты суверенитета и свободы растут и в плане осознания, и в плане количества и влияния. Миллионы начинают готовиться к кризису, спровоцированному глобалистами. Определены методы противодействия экономическому спаду. Активисты начинают обменивать и скупать драгоценные металлы, рассматривая их в качестве убежища и альтернативной единицы торговли. Появляется альтернативный рынок, по крайней мере его ядро.

Как власть прекращает естественную прогрессию революции против них? Они и не останавливают ее. Вместо этого они пытаются обернуть ее себе во благо.

Возьмем криптовалюту, такую как биткоин. Биткоин появился, казалось бы, из ниоткуда, вызванный как по волшебству Сатоши Накамото, лейблом, который должен представлять человека или группу людей, о которых никто никогда ничего не знал. Но кого заботит то, кто они, правильно?! Это не имеет значения, потому что биткоин - это произведение искусства, оно почти непогрешимо - идеальная контрмера для денежного мира, одержимого долларом и ФРС.

Многочисленные либертарианцы и анархисты присоединяются к тому, что, как представляется, является массовым стремлением привнести технологию биткоинов и блокчейнов в широкие массы.

Они перестают вкладывать в золото и серебро так часто, как раньше, и вместо этого покупают цифровые банкноты. Чтобы поставить под сомнение обоснованность идеи, вызывают драматические проявления возмущения культом биткоин, граничащие с фанатизмом.

"Самые умные парни в комнате" знают, что биткоин - это решение всего. Разве вы не хотели бы быть одним из таких парней?

Зачем криптовалюты нужны центральным банкам и правительствам?

Некоторые из нас не настолько убеждены в этом и даже относятся к этому довольно подозрительно, и не без оснований. Например, внедрение криптовалют в массовое сознание было проведено с помощью корпоративных СМИ, что, откровенно говоря, не имело бы смысла, если бы они представляли реальную угрозу монолиту центробанков. Как говорится, когда происходит настоящая революция, об этом не кричат по ТВ. О биткоине сейчас говорят во всем мире.

Вдобавок ко всему, почти все крупные международные банки внедряют технологии blockchain и криптовалюты в свои бизнес-модели, в том числе глобалистские банки, такие как Goldman Sachs. Goldman Sachs любит технологию блокчейн. Они даже называют это "новой технологией доверия". Просто взгляните на их восторженные отзывы о том, как это изменит мир.

Что является излюбленным пунктов GS в блокчейн и криптовалютах? Тот факт, что каждая отдельная транзакция компилируется, каталогизируется и отслеживается в блокчейн.

В течение многих лет одним из основных оригинальных пунктов биткоин была "анонимность". Удивительно, что так много людей купились на эту аферу. Несомненно, после откровений Эдварда Сноудена и таких организаций, как WikiLeaks, совершенно глупо полагать, что что-либо в цифровом мире действительно "анонимно". Анонимность, даже в биткоин, попросту не существует. Если властям нужно будет отслеживать транзакции с биткоин, они будут это делать, и неважно, насколько хорошо вы пытаетесь скрыть свои действия.

Перспектива анонимности в криптовалютах оказалась ложью.

Таким образом, у нас есть причина, по которой центробанки и международные финансовые конгломераты хватаются за биткоин. Представьте себе торговую систему, в которой каждая отдельная транзакция скомпилирована и в которой полностью отсутствует анонимность. Это и есть блокчейн. Анонимность может не иметь особого значения, когда вы имеете дело с обычными людьми. Но как насчет того, что придется иметь дело с правительствами с их тенденцией к коррупции и властью заключать в тюрьму и конфисковывать имущество?

Отсутствие анонимности в торговле - это следующий квантовый скачок в денежной централизации, а криптовалюты достигают этого самым впечатляющим образом. Не только это, но и полная потеря конфиденциальности, становится рационализированной, потому что без "прозрачности" блокчейн не будет функционировать должным образом. Это то, что отличает блокчейн от всех других цифровых торговых механизмов: в случае с блокчейн наблюдение за транзакциями уже не является нарушением права на неприкосновенность частной жизни, как ожидается.

Хотя есть иллюзия того, что криптовалюта - это путь к децентрализации и свободе, на самом деле это ключ к установлению полностью противоположного режима. Невероятный объем капитала, вкладываемый крупными финансистами в блокчейн, поддержка со стороны центробанков – все это является сигналом того, что технология блокчейн является основой для валютной системы "нового мирового порядка".

И хотя можно многое сказать о криптографии и ее способности ограничивать деньги, к этому можно относиться скептически. В основном потому, что каждый может создать криптовалюты из воздуха. Просто взгляните на путаницу, возникающую вокруг биткоин и ethereum.

Всех интересует, что же дороже и лучше? Криптовалюты полностью основаны на воспринимаемой ценности в соответствии с воспринимаемым спросом, а не реальным спросом. Можно справедливо утверждать, что криптовалюты полностью полагаются на шумиху, чтобы сохранить силу рынка.

Так где все это закончится? Если ethereum заменит биткоин, как Facebook заменил MySpace, то как будет обеспечиваться стабильность любой цифровой валюты? Очевидно, за счет силы правительства и поддержки международных банков.

И какую бы криптовалютную систему банкиры не захотели создать, эта валюта разрушит ценность всех остальных криптовалют. Опять же, восприятие, а не материальная ценность, управляет биткоин и другими криптовалютами, а институциональная власть часто управляет восприятием.

Провозглашенный выпуск новой мировой валюты к 2018 г. происходит уже сегодня, прямо по графику, прямо перед нами. Блокчейн собирается "изменить мир". Это было объявлено теми же банковскими элитами.

Предполагалось, что блокчейн был создан, для того чтобы разрушить старую систему. Когда следующая резервная валютная система будет создана с использованием корзины SDR в качестве основы, она будет цифровой. И она будет основана на той же технологии, которая, как ошибочно полагают сегодняшние активисты, освободит их.

Совокупность форм организации валютных отношений составляет валютную систему. Валютная система - форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленных национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Различают национальные, мировую, международную валютные системы. Исторически первоначально возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы государства, хотя и выходит за рамки национальных границ. Ее особенности определяются степенью развития и состояния экономики и внешнеэкономических связей страны.

Основой любой валютной системы является валюта - денежная единица, используемая для определения величины стоимости единицы товара (работ, услуг), для расчетов за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, как на внутреннем рынке, так и во внешнеэкономических отношениях. Под валютой понимаются :

  • - денежная единица страны и ее тип; она может быть золотой, серебренной или бумажной (национальная валюта);
  • - денежные знаки иностранных государств, а так же кредитные и платежные средства, выраженные а иностранных денежных единицах и используемые для международных расчетов (иностранная валюта);
  • - международная (региональная) денежная расчетная единица и платежное средство.

Иностранная валюта - это денежные знаки в виде казначейских билетов; монеты, находящиеся в обращении и являющееся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, а так же средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах .

Валюта разных государств используется при расчетах с иностранными партнерами в процессе осуществления экспортно-импортных операций. При этом важным моментом является обратимость или конвертируемость, валюты, поэтому эффективное функционирование внешнеэкономических отношений возможно только при условии свободного обмена национальной валюты на валюту других государств, т.е. ее конвертируемости. Различают внутреннюю и внешнюю конвертируемость валюты.

Внутренняя конвертируемость предполагает использования резидентами национальных денежных единиц для обмена на иностранную валюту на внутреннем рынке страны; при этом все категории нерезидентов такой обмен проводить не могут, таким образом, внутренняя конвертируемость - это обмен резидентами данной страны национальных денежных единиц на любую иностранную валюту.

Внешняя конвертируемость представляет не резидентом право использовать заработанные ими денежные средства данной страны на ее внутреннем рынке и за ее пределами, а также переводить сумы в местной валюте по их желанию в другие валюты. В соответствии с уровнем конвертируемости выделяют три группы валют:

свободно конвертируемая валюта;

частично конвертируемая валюта;

замкнутая (неконвертируемая) валюта.

Свободно конвертируемая валюта (СКВ) свободно и неограниченно обменивается на другие иностранные валюты и международные платежные средства. Она обладает полной внутренней и внешней обратимостью, т.е. одинаковыми режимами обмена. К свободно конвертируемой валюте относятся доллар США, английский фунт стерлингов, евро, японская йена, канадский доллар и т.д. .

Частично конвертируемая валюта - это национальная валюта государств, в которых применяются валютные ограничения по отдельным видам валютных операций, т.е. валюта, имеющая ограничения для обмена на валюту других государств.

Особой категорией конвертируемой валюты является резервная валюта - валюта отдельных ведущих индустриально развитых стран мира, наиболее часто используемая для расчетов по внешнеторговым операциям и в качестве резерва международных платежных средств. Резерв данной валюты накапливается в банках других государств для осуществления международных расчетов. В настоящее время к резервной валюте относятся: доллар США, английский фунт стерлингов, евро, японская йена.

Замкнутая (неконвертируемая) валюта - это национальные валюты, которые функционируют только в пределах одной страны и не обмениваются на иностранные валюты.

Одним из важнейших элементов валютной системы является валютный курс - цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны на определенную дату. Валютный курс необходим для взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов. Кроме того, валютный курс используется для сравнения цен мировых и национальных рынков и стоимостных показателей разных стран, а так же для консолидации счетов транснациональных корпораций.

Мировая валютная система (МВС) -- это совокупность правил, инструкций, соглашений, которые управляют финансовыми отношениями между странами мирового хозяйства. Отличие одной системы от другой определяется тем, чем представлены резервы центральных банков, которыми они погашают задолженность перед другими банками .

Развитие мирового валютной системы обусловлено действием двух основных факторов - во-первых, либерализацией валютных операций, возрастанием степени открытости национальных рынков, во-вторых, - внедрением современных технологий в операции на валютном рынке.

Основные цели МВС:

  • · обеспечение эффективного международного разделения труда;
  • · максимизация общего объема мирового производства и занятости;
  • · оптимизация уровня благосостояния стран и населения.

Характер функционирования МВС определяется страной мирового хозяйства, соотношением сил на мировой арене, др. В своем развитии МВС прошла три этапа:

  • · система «золотого стандарта» (Парижско-Генуэзская система)
  • · Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов
  • · Ямайская система плавающих валютных курсов.

Система «золотого стандарта» сформировалась в Х1Х веке. Каждая валюта имела золотое содержание, что являлось основой установления паритета валют. Валюты конвертировались в золото как в стране, так и за рубежом. Международные расчеты осуществлялись по фиксированному в золото курсу. Золото выполняло все функции денег, бумажные деньги были его представителем. Поддерживалось жесткое соотношение между национальным золотым запасом и внутренним предложением денег. Государство было обязано продавать и покупать свою валюту по первому требованию, состоянию сальдо платежного баланса. Соответственно притоку золота увеличивается предложение национальной валюты, цены на товары данной страны растут, и спрос со стороны иностранцев на них уменьшается. Страна станет меньше экспортировать, положительное сальдо начнет сокращаться. За границей же происходит обратный процесс .

Однако для функционирования системы «золотого стандарта» требовалось значительное количество золота, а темпы экономического роста превышали темпы его добычи. Фиксированный курс национальных валют делал невозможной самостоятельную денежно-кредитную политику. Все это привело к тому, что в период 1914-1944 гг. золотой стандарт стал рушиться.

Бреттон-Вудская международная валютная система разрабатывалась в годы второй мировой войны под руководством Дж. М. Кейнса, юридически оформлена в 1944 г. в г. Бреттон-Вудс (США). В ее основу был положен золотой стандарт. Доллар выступал в качестве полноценного заменителя золота. Страны могли хранить свои резервы в золоте и долларах, а Федеральная резервная система была обязана по первому требованию иностранных центральных банков конвертировать доллары в золото. Курсы всех валют были фиксированы по отношению к доллару США, а доллар должен был сохранять свою неизменную цену в 35 долл. за тройскую унцию (31,1г.). Таким образом, вводился золото-девизный стандарт, основанный на золоте и резервной валюте (девизе) -- долларе США .

За долларом США сохранилась функция окончательных денежных расчетов между странами, он вместе с золотом признавался мерой стоимости валют разных стран и международным кредитным средством платежа. Курсовое соотношение валют и их конвертируемость стали осуществляться на основе фиксированных паритетов, выраженных в долларе, т. е. через кросс-курсы. Каждой стране предоставлялось право девальвировать или ревальвировать курс своей валюты в пределах 1% отклонения от паритетов.

В это же время созданы МВФ, МБРР, другие международные финансовые организации. Система существовала до 1971 г., когда США в одностороннем порядке отказались обменивать накопленные иностранными банками доллары на золото.

Проблемой Бреттон-Вудской системы являлось то, что доллар должен был участвовать в механизме автоматических регуляторов, но в отличие от золота при его печатании нет таких ограничений, как при добыче золота. Количество долларов может превысить необходимое для его конвертации по установленному курсу количество золота, что порождает проблему доверия доллару. С другой стороны, при фиксации курса национальных валют к доллару страны не могут проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, в отличие от страны-эмитента доллара, поскольку любое изменение предложения денег вело бы к изменению валютного курса, а значит осуществлению валютной интервенции.

С целью укрепления доверия и устранения асимметричного положения различных стран в международной валютной системе в 1969 г. была принята поправка к Уставу МВФ, позволяющая ему осуществлять эмиссию нового актива в виде специальных прав заимствования (СДР). Количество нового актива тесно увязывалось с потребностями в международных резервах, и он был независим от макроэкономической политики какой-либо страны.

Ямайская валютная система юридически оформлена в 1976 г. на заседании МВФ в Кингстоне (Ямайка). При этой системе упразднялась функция золота в качестве меры стоимости и валютного курса. Произошла демонетизация золота. Оно используется как официальные валютные резервы. Монетарное золото (золотой запас страны) может способствовать обеспечению стабильности своей валюты путем продаже его по рыночной цене на свободных рынках. Появляется несколько ключевых валют и формируется многовалютный стандарт. Вводится плавающий валютный курс, определяемый покупательной способностью валют на внутренних рынках (ППСВ) и соотношением спроса и предложения валюты на международном рынке. Страна может выбирать любой режим валютного курса. Были введены коллективные деньги -- СДР как главное средство мировой ликвидности, усилена роль МВФ как регулятора валютно-финансовых отношений. Государствам предписывалось проводить макроэкономическую политику, обеспечивающую стабильность цен и рост экономики, и воздерживаться от манипулирования валютными курсами с целью получения нечестных конкурентных преимуществ.

Все субъекты мирового хозяйства работают в рамках международной валютной системы (МВС). Мировая валютная система является исторически сложившейся формой организации международных валютных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства.

Мировая валютная система сложилась к середине XIX века. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. Валютная система состоит из ряда элементов, представляя собой совокупность валютного механизма и валютных отношений.

Основой национальной валютной системы является национальная валюта - установленная законом денежная единица данного государства. Валюта - это не новый вид денег, а особый способ их функционирования, когда национальные деньги опосредуют международные торговые и кредитные отношения.

Конвертируемостью валюты является способность валюты обмениваться на другие валюты. Различают:

  • - свободно конвертируемые валюты, без ограничений обмениваемые на любые иностранные валюты;
  • - частично конвертируемые валюты стран, где сохраняются валютные ограничения;
  • - неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, где для резидентов и нерезидентов введен запрет обмена валют .

Особой категорией национальной валюты является резервная (ключевая) валюта , которая выполняет функции международного платежного и резервного средства, служит базой определения валютного паритета и валютного курса для других стран, широко используется для проведения валютной интервенции с целью регулирования курса валют. В рамках современной валютной системы такими валютами стали доллар США, евро, иена и фунт стерлингов.

Статус резервной валюты дает преимущества стране-эмитенту покрывать дефицит платежного баланса национальной валютой, содействовать укреплению позиций национальных корпораций в конкурентной борьбе на мировом рынке. В то же время выдвижение валюты страны на роль резервной возлагает определенные обязанности на ее экономику: необходимо поддерживать относительную стабильность этой валюты, не прибегать к девальвации, валютным и торговым ограничениям.

Международная валютная ликвидность (МВЛ) - способность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами.

Структура МВЛ включает в себя следующие компоненты:

  • - официальные валютные резервы стран;
  • - официальные золотые резервы;
  • - резервную позицию в МВФ (право страны-члена автоматически получить безусловный кредит в иностранной валюте в пределах 25% от ее квоты в МВФ);
  • - счета в СДР (специальные права заимствования).

Международная ликвидность выполняет три функции, являясь средством образования ликвидных резервов, средством международных платежей (в основном для покрытия дефицита платежного баланса) и средством валютной интервенции .

Валютный курс определяют как меновую стоимость денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах другой страны. Валютный курс необходим для обмена валют при торговле товарами и услугами, движении капиталов икредитов; для сравнения цен на мировых товарных рынках, а также стоимостных показателей разных стран.

Валютные курсы подразделяются на два основных вида: фиксированные (твердые) и плавающие (гибкие). В основе фиксированного курса лежит валютный паритет , т.е. официально установленное соотношение денежных единиц разных стран. При монометаллизме базой валютного курса являлся монетный (прежде всего золотой) паритет - соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию. Он совпадал с понятием валютного паритета. В связи с отрывом в течение длительного времени официальной, фиксируемой государством цены золота от его стоимости усилился искусственный характер золотого паритета. В рамках демонетизации золота они перестали существовать.

Новым явлением с середины 70-х годов стало введение паритетов на базе валютной корзины. Это метод соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют. Важной проблемой исчисления валютной корзины являются определение ее состава, размер валютных компонентов, т.е. количество единиц каждой валюты в наборе.

Для целей обмена одной валюты на другую существуют специальные рынки, на которых может быть куплена или продана иностранная валюта и которые называются валютными рынками.

Важным элементом валютной системы являются международные валютно-финансовые организации.

Действующая мировая валютная система была организационно оформлена на Ямайке в 1976 г. и носит название Ямайской. Ямайская валютная система является полицентричной. В ней роль ведущей валюты не закреплена ни за одной национальной валютой мира. Мерой стоимости вывезенного из страны богатства может выступать любая свободно конвертируемая валюта, евро или международная платежная единица СДР .

Современная валютная система построена на базе плавающих валютных курсов. Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для изменения курса своих валют. Однако такое вмешательство и не запрещено. МВФ разрешил странам-участницам выбирать режим установления валютного курса самостоятельно. В настоящее время используются три таких режима: плавающий, фиксированный и смешанный.

Плавающий валютный курс обычно выбирают развитые страны. Валюты этих стран являются свободно конвертируемыми, и их курсообразование определяется игрой спроса и предложения на валютном рынке. В свободном плавании находятся валюты США, Канады, Австралии, Японии, Швейцарии и других стран. Однако нередки случаи участия центральных банков в работе валютных рынков. Центральные банки проводят валютные интервенции для поддержания курса своих валют, для достижения целей диверсификации валютных резервов и т. п. Поэтому часто говорят о «грязном» или «управляемом» плавании этих валют.

Валютная интервенция -- покупка-продажа центральным банком иностранной валюты за национальную на валютном рынке данного государства.

К твердой фиксации валютных курсов чаще прибегают развивающиеся страны. Фиксация курса осуществляется по отношению к свободно конвертируемым валютам, СДР, евро, специально сконструированным корзинам валют. Важной особенностью МВС в настоящее время является упразднение всех монетарных функций золота. Страны не имеют права фиксировать курс своих валют к золоту, золото перестало выполнять также и роль мировых денег.

Смешанное плавание было характерно до начала 1999 г. для валют стран, входящих в Европейскую валютную систему. Курсы валют этих стран фиксировались по отношению к ЭКЮ, и через этот эквивалент осуществлялась фиксация курсов друг по отношению к другу. Пределы допустимых колебаний устанавливались на уровне ±15% по отношению к фиксированному паритету. На практике выдерживались более жесткие ограничения на колебание валютных курсов. Неформальная привязка курсов осуществлялась на уровне ±2,25% по отношению к фиксированному паритету. Валюты стран ЕВС совместно свободно плавают по отношению к валютам стран, не входящих в эту группировку. Сегодня на территории этих стран в хождении находится единая европейская валюта евро .

В конце XX в. в условиях глобального экономического кризиса начали рассматриваться варианты взаимной привязки доллара США, евро, иены и юаня, а также совместного регулирования их колебаний.

Роль регулирующего валютного органа в Ямайской валютной системе исполняет Международный валютный фонд (МВФ). Основное его назначение -- наблюдение за валютной политикой государств, оказание помощи странам, имеющим трудности с платежным балансом страны. Он призван способствовать международной кооперации, обеспечивая механизм сотрудничества государств в решении международных финансовых проблем. В его задачи входят также поддержание правил обмена валютами и надзор за валютными курсами, создание многонациональной системы платежей по валютным операциям, борьба с национальными валютными ограничениями.

Помимо МВФ, значительное место в валютном финансировании государств и крупных фирм принадлежит Международному банку реконструкции и развития (МБРР), предоставляющему дешевые валютные кредиты на структурную перестройку экономики; для центральных банков стран существенную роль играет Международный банк расчетов в Базеле .

Таким образом, мировая валютная система представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Современная мировая валютная система называется Ямайской, данная валютная система является системой плавающих валютных курсов, многовалютным стандартом. Все операции хозяйствующих субъектов на международном рынке подвержены валютно-курсовым рискам. Изменчивость валют и процентных ставок возрастает с течением времени, что значительно затрудняет процесс принятия решений для международного менеджера.

Позднее он был реорганизован во Временный комитет Совета управляющих МВФ. Его задачей была разработка новых принципов международной валютной системы, которая отвечала бы потребностям стран в конце XX в. В январе 1978 г. Временный комитет собрался на Ямайке. На этом заседании были сформулированы основные принципы новой системы , которые были закреплены в 1978 г. в виде поправок к статьям Устава МВФ:

  • Страны могут использовать любую систему валютного курса по своему выбору — фиксированный курс или плавающий, установленный в одностороннем порядке или на основе многосторонних соглашений.
  • получил полномочия осуществлять жесткий надзор за развитием валютных курсов и соглашений об их установлении, за развитием между народной валютной системы в целом.
  • Отменена официальная цена золота. Оно перестало играть роль официального средства платежа между членами Фонда. МВФ и страны-члены продают официальные золотые резервы на золотых аукционах.
  • Как дополнительный резервный актив эмитируются Специальные права заимствования (СДР), решение о создании которых было принято еще в 1970 г.

Современная валютная система не подчиняется каким-либо жестким правилам функционирования. По своему характеру это девизная система с комбинацией фиксированных и плавающих курсов, регулируемая как на двусторонней основе — через соглашения между странами, так и на многосторонней — через механизмы МВФ.

Режим валютного курса страны могут выбирать самостоятельно. Однако МВФ сохранил три основных принципа валютной политики:

  • запрет на манипуляции валютным курсом или ват ют ной системой в целях уклонения от регулирования;
  • обязательное проведение валютных интервенций (индивидуальных или коллективных) в случае дестабилизации финансового рынка;
  • необходимость учета в национальной политике интересов стран-партнеров, особенно тех, чьи валюты используются во время интервенций.

Достоинства системы плавающих курсов следующие:

  • плавающий курс определяется рынком без вмешательства государства. В либеральной рыночной экономике рынок лучше, чем в случае распределения кем-либо ограниченных валютных ресурсов;
  • невозможность извлечения прибыли за счет макроэкономических ошибок денежных властей (как при директивном установлении курса), если финансовые рынки высокоэффективны, а валютный курс находится в свободном плавании;
  • отсутствие проблемы асимметричного положения резервной валюты, так как всс страны вынуждены регулировать свой платежный баланс. Проблема асимметричности отсутствует, когда в качестве резервного актива выступает нейтральный товар или несколько относительно равноправных активов. Никто не имеет возможности эмитировать золото, серебро, даже нефть без всяких ограничений;
  • свободное балансирование на рыночных условиях спроса и предложения национальной валюты по отношению к иностранной. Не существует ни обязательств денежных властей, ни какой- либо необходимости для вмешательства центрального банка на рынке. Следовательно, на внутренние денежные агрегаты не воздействуют внешние потоки капиталов, а национальная (внутренняя) денежно-кредитная политика может проводиться независимо от целей внешней стабильности и без учета денежно-кредитной политики других стран.

Основные недостатки системы плавающих курсов следующие:

  • на практике финансовые рынки не обладают высокой эффективностью. Теория рациональных ожиданий не подтверждается практикой. Следовательно, всегда существует риск долгосрочного отклонения валютного курса от своего фундаментального макроэкономического значения;
  • неопределенность изменения валютного курса в перспективе создает трудности в планировании и ценообразовании для участников рынка. Это ограничивает развитие мировой торговли и инвестиций. Страхование (хеджирование) валютных рисков с помощью производных финансовых инструментов (дериватов) увеличивает издержки;
  • сохраняется возможность проведения спекуляций на изменениях валютного курса, что негативно влияет на внутреннее и внешнее равновесие. Нарушение равновесия на внутреннем денежном рынке в условиях плавающих курсов имеет более тяжелые последствия, чем в условиях фиксированного курса;
  • власти могут злоупотреблять свободой действий при проведении денежно-кредитной политики (например, проводить про- инфляционную политику). Это означает падение дисциплины при проведении осмысленной денежно-кредитной политики.

Специальные права заимствования

Эмитируемая Международным валютным фондом СДР представляет собой расчетную (виртуальную) валюту МВФ (Special Drawing Rights ), которая не имеет материального воплощения и реального эквивалента, а используется как резервный актив в дополнение к валютным позициям стран — членов МВФ. Курс СДР как расчетной валюты МВФ с 1999 г. определяется в четырех валютах: доллар США (USD), евро (EUR), английский фунт стерлингов (GBP), японская иена (JPY).

С 1979 до 1981 г. корзина СДР исчислялась в 16 валютах, а с 1981 до 1999 г. — в пяти валютах (USD, DEM, FR. GBP, JPY).

Расчеты курса производятся на ежедневной, ежемесячной, ежеквартальной и ежегодной основе. Котировки СДР объявляются ежедневно в Лондоне в полдень по среднеевропейскому времени и публикуются на сайте МВФ.

Годовые курсы национальных валют в СДР исчисляются и публикуются в ежегодных и ежемесячных изданиях МВФ. В табл. 2.2 представлены курсы национальных валют к СДР за несколько дней апреля 2007 г.

Таблица 2.2. Курсы национальных валют к СДР в апреле 2007 г.

Курс СДР как специальной валюты МВФ получает все более широкое применение и, следовательно, порядок его расчета представляет определенный интерес. В 2006 г. МВФ завершил очередной пятилетний период регулярного изучения метода определения стоимости СДР и определения процентной ставки СДР. Стоимость СДР по-прежнему базируется на средневзвешенной стоимости корзины из четырех валют, которая включает доллар США, евро, японскую иену и английский фунт стерлингов.

Включаемые в корзину СДР валюты должны отвечать следующим критериям:

это должны быть че тыре валюты, эмитируемые странами — членами Фонда, или валютными союзами, включающими членов Фонда;

экспорт товаров и услуг этих стран в течение пяти лет, заканчивающихся за 12 месяцев до даты пересмотра состава корзины, имеет наибольший удельный вес в мировом экспорте. Если в корзину включается валюта союза, то торговля между странами — членами валютного союза в расчет не принимается;

эти валюты Фонд классифицирует как свободно используемые в соответствии со статьей XXX (f) Устава МВФ.

Доля каждой валюты в корзине определяется исходя из стоимости экспорта товаров и услуг и объема резервов в той валюте, в которой формируют валютные резервы все другие страны — члены Фонда. В соответствии с этими критериями доли валют в корзине составляют, %: доллар США — 44, евро — 34, иена -11, фунт стерлингов -11.

Процентная ставка СДР определяется на основе средневзвешенной рыночной процентной ставки по краткосрочным финансовым инструментам в валютах, входящих в корзину СДР. Однако с 2006 г. вместо ставки трехмесячной Euribor(Euro Interbank Offered Rate - межбанковская ставка предложения евро) используется трехмесячная ставка Eurepo (ставка трехмесячных операций репо в евро). Для доллара США, фунта стерлингов и иены используются соответственно ставки по трехмесячным векселям правительств США и Соединенного Королевства, финансовые векселя правительства Японии сроком 13 недель. Пример определения курса СДР представлен в табл. 2.3.

В аналогичном порядке рассчитывается и процентная ставка СДР. Порядок расчета приведен в табл. 2.4.

Создание СДР — итог огромных интеллектуальных и договорных усилий, которые были затрачены в 60-х годах XX в. для того, чтобы найти окончательное решение проблемы, возникшей как угроза международной валютной системе после окончания Первой мировой войны. Эта проблема — потенциальная неадекватность международной валютной системы и опасения, что эта неадекватность может препятствовать росту мировой экономики. Если страны в совокупности не обладают резервами, достаточными для покрытия дефицита платежного баланса и не могут их получить, они будут вынуждены принять меры к подавлению собственного экономического роста. А если многие страны будут вынуждены прибегнуть к таким мерам, мировая экономика окажется в стагнации.

Таблица 2.4. Расчет ставки СДР с 07.05 по 13.05.2007 г.

Курс СДР к валюте определяется на основе среднего валютного курса по каждой валюте.

Процентная ставка по финансовым инструментам в каждой валюте, входящей в корзину СДР. определяется как эквивалент годовой доходности облигаций: трехмесячная ставка Еврорепо. финансовые векселя правительства Японии сроком 13 недель, трехмесячные векселя Казначейства США.

Введение в 1969 г. СДР, резервного актива, эмитируемого Международным валютным фондом, было вызвано желанием создать механизм для продуманного формирования международных резервов, которые дополняли бы уже существующие резервные активы. В 60-х годах эти активы формировались преимущественно в долларах США, поступление которых определялось Бреттон-Вудской валютной системой фиксированных валютных курсов, и в золоте. СДР рассматривались как выход из так называемой дилеммы "Гриффина, в соответствии с которой увеличение официальных долларовых резервов означало подрыв стабильности системы.

Первая эмиссия СДР была проведена вскоре после принятия решения об их создании, крупными равными сериями I января 1970, 1971 и 1972 гг. на общую сумму 9,3 млрд СДР. Вторая эмиссия на сумму 12,1 млрд СДР проведена равными сериями 1 января 1979, 1980 и 1981 гг. С того времени эмиссия больше не производилась. Четвертая поправка к Соглашению о МВФ, которая давала право на специальную единовременную эмиссию СДР в сумме 21,9 млрд, была одобрена Советом директоров МВФ в 1997 г., все еще ждет ратификации Конгрессом США, без чего поправка не может вступить в силу. Позднее, в декабре 2001 г., Исполнительный совет М ВФ обсудил вопрос, следует ли эмитировать СДР в период 2002-2006 гг. (как он неоднократно делал в предшествующие десятилетия), и отметил недостаточную поддержку эмиссии со стороны членов Фонда. На конец 2006 г. доля СДР в мировых резервных активах снизилась до 1%. Эти цифры весьма далеки от первоначальных надежд на будущее СДР: в начале 70-х годов ряд специалистов предсказывали, что к концу века доля СДР в мировых резервных активах превысит 50%.

Противодействие со стороны ряда развитых стран препятствует широкому размещению СДР. Это связано с тем, что эмитированные СДР в итоге накапливаются на счетах в МВФ именно этих стран и дальнейшее использование средств ограниченно. Однако как отряда стран, гак и в неофициальном порядке постоянно поступали предложения об использовании механизма СДР на цели, отличные от изначальных, заложенных в статьях Соглашения об СДР. Так, в середине 80-х годов исполнительные директора Фонда от Бельгии, Франции и Индии поддерживали план, по которому страны-кредиторы кредитовали Фонд имеющимися у них суммами СДР для последующего кредитования Фондом развивающихся стран. Совет в целом отклонил столь нетрадиционный подход к финансированию операций Фонда. В 1988 г. президент Франции Ф. Миттеран предложил, чтобы развитые страны вложили свои доли в специальный фонд при МВФ, который гарантировал бы процентные платежи по определенным обязательствам, выпускаемым странами-дебиторами. Позднее выдвигались идеи использовать механизм СДР для того, чтобы Фонд выступал в роли «кредитора последней надежды», не заботясь о том, каким способом он будет это исполнять.

Если размещение СДР не находит поддержки у наиболее развитых стран, то неофициальные круги обращают на СДР все больше внимания. Так, Дж. Сорос в 2002 г. предложил использовать часть СДР, эмитированных в соответствии с Четвертой поправкой и эмитируемых ежегодно, для создания страхового фонда для финансирования «глобальных общественных благ» и, возможно, другой помощи развитию. Эти предложения рассматривались в марте 2002 г. в Монтеррее (Мексика) на Конференции ООН по финансированию развития, но не были включены в Монтеррейский консенсус (итоговый документ конференции). Это предложение не учитывает то, какую роль играет СДР в международной валютной системе. Следует признать, что условий, которые вызвали создание СДР, к настоящему времени уже нет. Концепция формирования запасов глобальной международной ликвидности, которые стимулировали бы создание системы привязки валютных курсов, уже не актуальна. Международные резервы сегодня могут расширяться в соответствии со спросом, и значение СДР в обеспечении ликвидности соответственно уменьшается.

Несмотря на значительные изменения в международной валютной системе, СДР может играть роль в пополнении роста других резервных активов, предоставляя принадлежащие многим членам Фонда совокупные активы по более низкой цене, чем займы на мировом рынке капитала. Эти совокупные резервы снижают чувствительность заемщиков к изменениям цены займов и, следовательно, повышают стабильность международной валютной системы, что выгодно всем странам. Так как спрос на резервы с течением времени возрастает в ответ на расширение масштабов международных трансакций, современная эмиссия СДР не является результатом существенного сокращения резервов, но страны могут конвертировать СДР в другие резервные активы для того, чтобы получить более высокий доход. Тем не менее, несмотря на определенные возможности использования СДР, значение Специальных прав заимствования неуклонно снижается.

Осенью текущего года ряд зарубежных и российских журналистов и экспертов неожиданно вспомнил об одной публикации в авторитетном журнале The Economist . Но публикации не этого или прошлого года, а далекого 1988 года. В январском номере журнала за указанный год была размещена небольшая статья «Приготовьтесь к фениксу» (Get Ready for the Phoenix).

Вот фрагмент из той статьи:

«Возможно, лет через тридцать американцы, японцы, европейцы и жители других богатых и не столь стран будут расплачиваться в магазинах единой валютой . Цены будут указываться не в долларах, иенах или немецких марках, а, скажем, в фениксах. Феникс полюбится компаниям и покупателям, так как будет удобнее современных национальных валют, которые к тому времени приведут к краху экономической жизни конца XX века».

Итак, предсказывалось появление единой валюты. Иначе говоря, мировой, всемирной. Какие еще важные моменты можно выделить в статье? Мировая валюта «феникс» некоторое время будет сосуществовать с национальными валютами, но постепенно будет происходить замещения национальных валют «фениксом».

Кто будет осуществлять выпуск «феникса»? Международный валютный фонд или созданный специально для этого наднациональный (мировой) Центробанк.

Для чего нужна валюта «феникс»? Для того, чтобы избежать таких неприятностей, как резкие колебания обменных курсов национальных валют. И способствовать, таким образом, активному развитию международных экономических отношений (т.е. экономической глобализации, Новому Мировому Порядку).

Что необходимо для того, чтобы заработала мировая валютная система, основанная на «фениксе»? Государствам придется отменить все валютные ограничения , согласиться на создание мирового Центробанка, участвовать в создании мирового валютного союза . Для этого, в конечном счете, придется отказаться от национального суверенитета .

В какие сроки возможно создание мировой валютной системы, основанной на «фениксе»? Анонимный автор называл срок 30 лет :

«Ждите появления феникса году примерно в 2018 и окажите ему теплый прием». Думаю, теперь читателю понятно то оживление, которое возникло вокруг темы «феникса»: через несколько месяцев наступит заявленный временной рубеж.

В статье содержится грозное предупреждение, что без нового мирового валютного порядка , основанного на «фениксе», человечество ждут тяжелые времена: «Альтернатива - сохранить политическую независимость - вновь приведет к драконовским методам контроля над торговлей и движением капитала».

Впрочем, в статье видны некоторые нестыковки. В частности, «феникс» требует отказа государства от национального суверенитета. В то же время анонимный автор статьи обещает, что у стран сохранятся какие-то рычаги управления своими экономиками: «Новый же курс обещает странам красивую жизнь. Правительства могли бы управлять курсовыми колебаниями, беспрепятственно пользоваться денежной и финансовой политикой, бороться со вспышками инфляции за счет цен и доходов. Впереди перспектива роста».

Думаю, что это лукавство . Если страны откажутся от валютного суверенитета, то их правительства уже ничем управлять не смогут.

«Зона феникса наложит жесткие ограничения на федеральные власти . К примеру, исчезнет понятие национальной денежной политики. Оборот феникса на мировом рынке будет контролироваться новым центральным банком, возможно, созданным МВФ. Такой банк будет регулировать мировой, а значит и, в незначительной степени, национальный уровень инфляции. Временное падение спроса страны смогут компенсировать налогами и государственными расходами, но для покрытия дефицита бюджета им придется занимать, а не печатать деньги. Ввиду отсутствия инфляционного налога правительствам и их кредиторам придется внимательнее относиться к получению займов и выделению кредитов. Все это приведет к потере экономического суверенитета, но тенденции, благодаря которым феникс настолько привлекателен, уничтожат этот суверенитет в любом случае ».

Итак, мысль предельно проста . Стоит запустить проект новой валюты «феникс» (даже в урезанном виде), как все в мире почувствуют его положительные результаты и станут его сторонниками. Не какие-то заговорщики, а миллионы и миллиарды простых людей во всем мире будут ратовать за сворачивание национальных суверенитетов, ликвидацию национальных валют , построение мирового валютного порядка, основанного на «фениксе».

Авторы сегодняшних публикаций на тему мировой (наднациональной) валюты не разделяют столь оптимистического настроения тогдашней публикации о «фениксе». Сворачивание национальных суверенитетов за прошедшие три десятилетия действительно наблюдалось в большинстве стран мира, но этот процесс идет туго. Противников экономической глобализации и наднациональной валюты во всем мире на порядок больше, чем сторонников. Но сторонники - «хозяева денег» или их прислуга. Они продвигают экономическую глобализацию , опираясь на продажных политиков, подконтрольные им СМИ и систему образования.

Сегодняшние публикации о «фениксе» подаются как сенсация. Но на самом деле проект «феникс» существует уже давно, он появился еще задолго до публикации в журнале The Economist . Вспомним международную конференцию в Бреттон-Вудсе в 1944 году , где принимались решения по послевоенному мировому валютному порядку. Там столкнулись два основных проекта.

Первый был американский, суть его в создании золотодолларового стандарта . Именно он тогда победил. Указанный стандарт просуществовал примерно четверть века.

Второй был британский, его озвучивал глава английской делегации Джон Мейнард Кейнс, чиновник британского казначейства и известный на весь мир экономист . Он предлагал начать построение новой мировой валютной системы, основанной на денежной единице «банкор». Это наднациональная валюта, которую должен эмитировать специальный наднациональный институт - по сути мировой Центробанк. В детали этого проекта я не погружаюсь. Главное, что он очень похож на проект валюты «феникс».

Почему тогда победил американский проект? Во-первых, потому что он был американским. США в конце Второй мировой войны имели мощнейший экономический потенциал, большое политическое влияние, страны-участницы конференции в Бреттон-Вудсе очень рассчитывали на американские кредиты по окончании Второй мировой войны. Во-вторых, потому, что страны явно были не готовы к тому, чтобы передавать свой валютно-денежный суверенитет какому-то наднациональному институту.

Бреттон-Вудская валютно-финансовая система просуществовала от силы четверть века. Она была основана на долларе США и золоте, которые могли взаимно конвертироваться по фиксированному паритету (35 долларов за тройскую унцию золота). Гарантом такой конвертации выступали США, сконцентрировавшими к концу войны более половины всех запасов монетарного золота в мире . Но уже в середине 1960-х гг. данная система «забуксовала». Вашингтон перестал выполнять свои обязательства по обмену долларов на желтый металл. А 15 августа 1971 года тогдашний президент США Ричард Никсон объявил, что «золотое окошко» американского казначейства закрывается. Правда, он сказал - «на время». Но больше оно никогда не открывалось.

Уже с конца 1960-х гг. начался напряженный поиск альтернативной модели мировой валютной системы. И вот тогда опять вспомнили о «банкоре» Кейнса. И не только вспомнили, но попытались его начать практически реализовывать как альтернативу существовавшему золотодолларовому стандарту. Только называться эта валюта стала по-другому: «специальные права заимствования» - СПЗ (Special Drawing Rights - SDR) . А выпуск СПЗ был поручен Международному валютному фонду.

Золотодолларовый стандарт к тому времени уже сдерживал развитие мировой торговли и других форм международных экономических отношений, количество валютной ликвидности в мире лимитировалось золотым запасом американского казначейства. Поэтому изначально выпуск СПЗ объяснялся тем, что эта новая валюта должна была увеличить объем мировой валютной ликвидности. Валюта СПЗ рассматривалась как дополнение, а не как альтернатива золотодолларовому стандарту. СПЗ предусматривался для расчетов между МВФ и странами-членами Фонда (кредиты Фонда странам и их погашение), валюта была безналичной, существовала лишь на счетах стран-членов МВФ. Количество выпущенной в конце 60-х - начале 70-х гг. валюты СПЗ было очень незначительным . Видимо, это был некий эксперимент, подготовка к чему-то более масштабному.

В первой половине 70-х годов прошлого века шло активное закулисное обсуждение мировыми банкирами, финансистами, политиками возможных альтернатив Бреттон-Вудской валютно-финансовой системе. На Ямайской конференции в январе 1976 года был озвучен вариант бумажно-долларового стандарта . За него проголосовали все участники конференции, с 1978 года после ратификации документов конференции Ямайская валютная система официально была запущена. Она функционирует и по сегодняшний день, хотя свой потенциал уже исчерпала.

Но хочу обратить внимание на то, что тогда, в первой половине 1970-х гг. за кулисами обсуждался вариант полного перехода на наднациональную валюту СПЗ. Он не прошел, хотя за него ратовали очень серьезные политики и банкиры. Прежде всего, европейские, близкие к той группировке, которую принято называть «Ротшильдами ». Победил вариант «бумажно-долларового стандарт», за который выступали те, кого условно причисляют к группировке «Рокфеллеров ». Ротшильды проиграли Рокфеллерам. Проиграли, но не сдались. На протяжении последних сорока лет мы видим, как эта группировка продвигает проект наднациональной валюты. Между прочим, журнал The Economist, в котором тридцать лет назад появилась публикация о «фениксе», - ротшильдовский. И не важно, как будет называться новая валюта - «банкор», СПЗ, «феникс» или еще как-то. Главное, что это наднациональная валюта .

Хорошо известно, что Международный валютный фонд - детище Бреттон-Вудской конференции - переживает очередной кризис. Руководители МВФ в тайне поддерживают идею наднациональной валюты. По разным причинам. В том числе и потому, что проект такой валюты опять сделает Фонд центральным институтом мировой валютно-финансовой системы. Фактически МВФ превратится в Центробанк, эмитирующий валюту СПЗ (или «феникс»). В 2007-2011 гг. руководителем МВФ был француз Доминик Стросс-Кан. Это человек Ротшильдов. Он почти открыто заявлял, что Ямайская система, основанная на долларе США, себя исчерпала. Что альтернативой бумажно-долларовому стандарту может стать какой-вариант золотого стандарта или наднациональная валюта. Рокфеллерам как главным акционерам ФРС США такие идеи видятся крамольными, они подрывают их власть, базирующуюся на бумажно-долларовом стандарте . Поэтому Стросс-Кан со скандалом покинул свой пост. Нынешний исполнительный директор МВФ Кристина Лагард (француженка), скорее всего, разделяет взгляды своего предшественника, но ведет себя гораздо более осторожно.

О возможности и целесообразности введения мировой валюты как способа решения многих глобальных экономических проблем высказываются также руководители некоторых государств. Например, в пользу такой валюты выступал многократно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев (!) . Например, на 70-й сессии (юбилейной) Генассамблеи ООН в 2015 году он заявил: «В ХХI веке миру нужны финансовые инструменты нового качества. Необходимо объединить усилия стран - членов ООН по разработке наднациональной мировой валюты, отвечающей целям и задачам глобального устойчивого развития и процветания». Российский президент Владимир Путин во время встречи со школьниками в центре «Сириус» в июле нынешнего года заявил, что он допускает, что в будущем может появиться единая мировая валюта. Правда, он добавил, что не ожидает, что это произойдет в ближайшее время.

Не исключаю, что при конструировании новой модели мировой валютой системы сторонники «феникса» воспользуются опытом валютой интеграции в Европейском союзе. Там ведь уже с 1 января 1999 года существует наднациональная валюта «евро». Сначала она была безналичной, а с 2002 года появилась также в наличной форме. Институтом, организующим эмиссию и обращение наднациональной валюты, стал Европейский центральный банк (ЕЦБ). Но при этом, как ни странно, в странах, вошедших в еврозону, Центробанки сохранились. Чем они заняты? Тем, что наряду с ЕЦБ эмитируют «евро». ЕЦБ определяет «квоты» эмиссии евро для всех Центробанков, включая самого себя. Между Центробанками еврозоны идет закулисная борьба за эти квоты. Центробанки стран, входящих в еврозону, фактически перестали быть таковыми, превратившись в филиалы ЕЦБ .

Я об этом говорю потому, что эмиссия мировой валюты (СПЗ, феникса) может быть организована по такой же модели, как и эмиссия евро в ЕС. МВФ - аналог мирового Центробанка. Фонд организует эмиссию и обращение СПЗ (феникса) в мире. Часть эмиссии наднациональной валюты он берет на себя, остальную часть распределяет среди Центробанков отдельных стран. Но, конечно не всех стран (на сегодняшний день членами Фонда являются 189 государств), а наиболее значимых. Какие это могут быть страны и Центробанки? Тут долго ломать голову не надо. Для этого надо посмотреть на так называемую «корзину СПЗ». Это набор нескольких валют, которые по решению Совета директоров МВФ получили статус «резервных» валют.

На сегодня в «корзину» входят пять валют : доллар США, евро, китайский юань, британский фунт стерлингов, японская йена. Сдается мне, что именно ФРС США, ЕЦБ, Народному банку Китая, Банку Англии и Банку Японии может быть поручена почетная миссия эмиссии наднациональной валюты. Переговоры на эту тему между руководителями ведущих Центробанков ведутся уже давно и на разных площадках. Но, как правило, при закрытых дверях, без какой-либо утечки информации.

Напомню, что именно так велась подготовка на протяжении нескольких лет к Ямайской конференции 1976 года. С момента Бреттон-Вудской конференции до Ямайской прошло не много более 31 года. В январе 2018 года будет 42 года с момента проведения Ямайской конференции. Необходимость новой конференции очевидна. Не удивлюсь, если в один прекрасный день мы услышим неожиданную новость о созыве международной конференции по валютно-финансовым вопросам. И о том, что мир переходит к масштабному использованию наднациональной валюты. Правда, думаю, что в 2018 году феникс еще не появится.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!