Все для предпринимателя. Информационный портал

Объектов капитального строительства в некоторые. Объекты капитального строительства: проблемы законодательного регулирования

Объект капитального строительства – это такое сооружение, для возведения которого требуется произвести не только строительные, но и земельные работы. В РФ этот термин был официально утвержден в 2005 году. К данному понятию также относят и объекты, строительство которых не завершено.

Виды капитального строительства

Капитальное строительство подразделяют на 3 категории:

  1. Жилое. Такие здания должны быть оборудованы всеми необходимыми для жизни коммуникациями (водоснабжение, электричество и т.д.). Также в обязательном порядке должна присутствовать не только наземная, но и подземная часть сооружения. Вторая обычно используется для производственных нужд (размещение бойлеров, погребов и т.д.).
  2. Нежилое. Коммерческие или государственные постройки, созданные для временного пребывания людей (магазины, стадионы и т.д.).
  3. Объекты незавершенного строительства (прекращение работ на неопределенный срок).

Классификации ОКС

ОКС принято разделять на категории, в зависимости от функционального предназначения здания:

  1. Коммуникационные. Под данное понятие подпадают ЛЭП, мосты (всех типов), шоссе и другие объекты, возведение которых связано с межеванием и проектировкой.
  2. Промышленные объекты (заводы, склады и т.д.).
  3. Оборонительные сооружения.
  4. Различные непроизводственные постройки (бытового, культурного и социального назначения).

В ГК РФ также принято классифицировать объекты КС по уровню значения (местные, региональные и федеральные).

Характерные черты объектов капитального строительства

Здания, причисленные к объектам капитального строительства, имеют следующие отличительные особенности:

  • внушительное количество разрешительной и проектной документации, любое капитальное сооружение строго регламентируется на государственном уровне;
  • полная стационарность, наличие мощного фундамента;
  • продолжительный период эксплуатации объекта (5-100 и более лет);
  • отсутствует возможность демонтировать здание и транспортировать куда-либо, допустим лишь полный или частичный снос постройки;
  • обязательна процедура регистрации права собственности с занесением в РосРеестр.

Важно: для каждого этапа строительства предусмотрена своя проектная документация и определенные нормы. Любое отклонение от правил может поставить крест на судьбе будущего здания.

Что не может быть отнесено к ОКС

К объектам капитального строительства не относят:

  • Нестационарные (иными словами передвижные) постройки. Под данным понятием подразумеваются мобильные сооружения, которые без проблем демонтируются и транспортируются. К таковым относят павильоны, киоски, бытовые сооружения и т.д. Обычно при их создании применяют легкие и недорогие материалы.
  • Постройки временного характера, то есть воздвигнутые для обеспечения выполнения определенных задач при строительстве. К таковым относят склады, бытовки (помещение для времяпрепровождения рабочих), места хранения инвентаря и т.д. По регламенту такие здания должны существовать не более 5 лет.

Перечисленные выше объекты строительства не требуют каких-либо разрешений на строительство. К числу ОКС не относят временные постройки, которые без проблем (и ущерба) демонтируются и перемещаются.

Незавершенное строительство

Незавершенное строительство – главный бич российской градостроительной системы, с которым государство пытается активно бороться. Иногда в официальных отчетах можно встретить формулировку «объекты второстепенного назначения».

К таковым можно отнести любой тип объекта (дача, гараж и т.д.). Их не включают в реестр недвижимости до момента полного завершения строительства.

Причины приостановления строительства могут быть следующие:

  • технические затруднения (при строительстве было обнаружены ошибки генерального плана, не позволяющие закончить его);
  • геодезические (пример: в процессе разработки фундамента в земле обнаружились горные образования);
  • дефицит материала;
  • недостаточное финансирование (наиболее популярная причина задержек строительства, особенно гражданского).

Незавершенные постройки можно занести в РосРеестр, но их использование допустимо только когда объект полностью сдан. Процедура ввода в эксплуатацию отличается множеством бюрократических проволочек (необходимость сбора документов, десятки комиссий и т.д.).

На видео об объектах капитального строительства

Нередко бывают случаи, когда временный характер сооружений не очевиден. В таких ситуациях решение о причислении к ОКС осуществляется на основании экспертной проверки. Обычно её осуществляют сотрудники местных органов градостроительства, но при желании могут быть задействованы частные (независимые) эксперты.

Рмленный должным образом.

Говоря юридическим языком, у такого объекта отсутствует регистрация права на собственность. Как Вы думаете, нужна ли регистрация права собственности на временную постройку? Если Вы считаете, что регистрация требуется, то Вы ошиблись; а если считаете, что она необязательна, то Вы правы только на половину.

На временную постройку нельзя осуществить регистрацию права собственности, и это достаточно важный момент.

В дальнейшем мы увидим, почему. А объект капитального (незавершённого) строительства по закону должен быть зарегистрирован в Росреестре, и на руках у собственника должны находиться документы о правах собственности. К примеру, у Вас в аренде находится земельный участок, и на нём построили временное сооружение, скажем, торговый павильон. Через некоторое время Вы решили оформить этот павильон в собственность, что в дальнейшем позволит Вам оформить право собственности и на земельный участок. И тут Вы попадаете в ловушку: временные сооружения зарегистрировать в Росреестре нельзя. Соответственно, не получится оформить в собственность и земельный участок.

Ещё один пример. Вам выделили земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности. Чтобы было удобно организовать торговлю, Вы решили установить павильон. Через некоторое время приходит представитель власти и заявляет, что павильон построен незаконно: у Вас не было разрешения на его строительство.

Возникает вопрос: что делают владельцы торговых павильонов в первом и во втором случаях? Они обращаются к с целью определить, является ли здание объектом капитального или же это объект некапитального строительства, обладают ли эти павильоны характерными признаками объектов капитального строительства. После этого они предоставляют заключение от экспертов органам исполнительной власти. Данное заключение могут принять и либо отправить на доработку - либо, при возникновении сомнений, провести повторное обследование самостоятельно, обратившись в другую экспертную организацию.

Об этом и говорили чиновники относительно ситуации сноса торговых павильонов в Москве, ссылаясь на отсутствие разрешений на строительство зданий, которые по факту были объектами капитального строительства, а по документам – временными сооружениями. Безусловно, были и собственники, объекты которых были должным образом оформлены: имели разрешение на строительство и регистрацию права собственности, но всё равно попали под снос. Это, правда, уже другой вопрос: о законности действий Правительства Москвы. «Предупреждён – значит, вооружён».



Как определить, является ли здание объектом капитального строительства или же временным сооружением? И что нужно знать при строительстве здания?

По своей функции временные строения предназначены для вспомогательного использования и не могут функционировать отдельно без объекта капитального строительства. Это такие объекты, как тамбур, навес над входом. Вспомогательное сооружение необязательно может быть частью здания. К примеру, модульные здания для вахтовых посёлков, бытовки для строителей, которые, на первый взгляд, кажутся самостоятельными строениями (в них есть санузлы, коридоры, кухни, жилые комнаты, залы для совещаний). Данные сооружения обеспечены инженерными коммуникациями, электричеством, водопроводом. При этом они всё равно выполняют лишь вспомогательную функцию, так как в таких строениях живут и работают строители, и такие постройки лишь помогают им возводить находящийся поблизости объект капитального строительства. Но есть объекты, которые тяжело классифицировать как вспомогательные. Это торговые павильоны, киоски, ларьки, палатки и другие подобные сооружения.

Определить, является ли сооружение временным, можно только после изучения конструктивных решений.

Одним из таких критериев по конструктивному решению является следующее: временные сооружения должны легко возводиться и легко демонтироваться. Также у временных сооружений отсутствует неразрывное сцепление с землёй. Стоит отметить, что устройство фундамента при этом допускается, так как в определённых зданиях – к примеру, модульных – без фундамента не обойтись. Чтобы избежать возможных споров по данному вопросу, рекомендую выполнять фундамент из сборных элементов, таким образом разрешения на строительство фундамента не потребуется. В идеале для временного сооружения фундамент – это плита. А вот сваи точно не подойдут, так как обратно из грунта после забивки их не извлечёшь. Если нет возможности установить сборную плиту, можно залить её на площадке, т. е. выполнить монолитную плиту. Но тогда необходимо предусмотреть в ней монтажные петли, для того чтобы можно было демонтировать плиту без её разрушения.


Резюмируя вышесказанное, можем сделать вывод: демонтаж объектов временного строительства не должен приносить несоразмерный ущерб его назначению. Конструкции должны легко собираться, разбираться и перевозиться.

Срок службы временных построек, согласно нормативным документам, составляет не более 10 лет, а у объекта капитального строительства срок службы от 15 до 175 лет.

В завершение приведём определение объекта капитального строительства. Оно указано в статье 1 пункта 10 Градостроительного кодекса РФ : «Объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершённого строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек». Определение временных сооружений в Градостроительном кодексе РФ отсутствует.

В градостроительной сфере широко применим такой термин, как объект капитального строительства (ОКС). Что подразумевают под этой формулировкой? Как протекает процесс создания подобного проекта и как осуществляется его дальнейшая приемка? Какие есть сложности при регистрации и создании технического плана? В чем особенности финансирования из федерального/муниципального бюджета?

Термины и законодательные основы

В строительной сфере используются различные определения по отношению к сооружениям и конструкциям. Можно услышать, как отдельные постройки именуют временными. Исходя из такого названия легко сделать вывод об их особенностях и характере: такие конструкции возводят на ограниченный срок, а также они обычно являются нестационарными - их можно разбирать и транспортировать для монтажа в другое место.

Однако чаще всего применяется термин «объект капитального строительства». Градостроительный кодекс не дает конкретной трактовки, что понимать под таким определением. Вместо этого в нем есть описание, что такое капитальное строительство. Существуют признаки, характеризующие подобные сооружения:

  • они возведены не на короткий срок;
  • есть привязка к фундаменту;
  • по итогам строительства на объект выдается документация с целью установления права собственности.

Однако существуют определенные сложности в трактовке этого понятия. И они объясняются в первую очередь тем, что такой категорией оперируют в разных отраслях права. Она используется не только в градостроительном, но и в земельном, лесном, водном, гражданско-правовом законодательстве. Более того, некоторые положения, имеющие отношения к ОКС, можно обнаружить и в Налоговом, и в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Изучая различные отрасли права, можно сделать вывод, что ОКС по определению относится к категории недвижимого имущества. Поскольку без ущерба его невозможно перенести с одного места на другое. Однако подход к регулированию данной сферы должен быть комплексным. Поскольку в понятие «объект капитального строительства» включают разного типа сооружения, не всегда можно опираться только на законодательные акты, которые непосредственно касаются недвижимости.

Чем ОКС конкретно отличаются от любых некапитальных построек? В первую очередь сроком эксплуатации. К тому же, для них используют иные технологии строительства, ведь по определению они являются стационарными, не предназначенными для переноса. Также можно сравнить эти две категории по стоимости. ОКС и в денежном выражении, и по степени социальной (экономической) значимости обычно оценивается дороже. Однако такой признак можно считать косвенным.

Классификация и отличительные черты


Если говорить простыми словами, то ОКС, в отличие от временных конструкций, в процессе возведения сопровождаются более широким комплексом работ. Для этого необходимо грамотно подойти к проекту организации строительства ОКС. Здесь не обойтись без земляных мероприятий по обустройству фундамента. Понадобится оснащение строения инженерными коммуникациями.

Классификация таких конструкций является широкой и разветвленной. Их принято делить на две значительные группы: здания и сооружения. К объектам капитального строительства первой группы относят постройки, которые имеют следующее назначение:

  • временное либо постоянное проживание людей;
  • содержание домашних животных;
  • хранение промышленных и других товаров;
  • размещение производства.

Такие виды объектов капитального строительства бывают жилыми и нежилыми. Но они в любом случае отличаются разветвленной системой инженерного и технического обеспечения. В жилых помещениях люди живут, как понятно из названия. Нежилые здания используются в качестве места для хранения ценностей. Также их занимают учреждения, которые предоставляют услуги населению, оказывают медицинскую помощь или способствуют культурному, социальному развитию.

С сооружениями и их классификацией все намного сложнее. В данное понятие включают самые различные конструкции. Среди них линейные объекты капитального строительства - дороги, трубопроводы и прочие. Отдельно выделены стадионы, плотины, которые нельзя считать линейными.

Также существует такое понятие, как уникальные объекты, которые находятся под особой защитой. Яркий пример - атомная электростанция. В данную категорию включают и сооружения особого назначения: оборонного, обеспечивающего безопасность.

Сложность трактовки ОКС заключается в том, что понятие выходит за пределы традиционного определения недвижимого имущества. Объекты капитального строительства - это объекты, которые могут представлять собой очень сложную разветвленную систему, располагающуюся и на земле, и под землей.


Дополнительно принято делить ОКС на несколько групп в зависимости от срока эксплуатации. В первую группу включаются здания, которые простоят не меньше сотни лет. Во второй группе причисляют строения, выдерживающие 50–100 лет эксплуатации. К третей относят постройки, которые рассчитаны на срок службы в пределах 25–50 лет. И наконец, четвертая группа - это ОКС, возведенные на период 5–20 лет. Если же эксплуатация длится до 5 лет, то конструкция причисляется к временной категории.

Управление ОКС и их регистрация

Поскольку этот тип построек рассчитан на длительную эксплуатацию, то вполне логично, что его строительству и дальнейшему управлению выдвигаются более строгие требования, нежели к временным сооружениям. Он обязательно должен числиться в государственном реестре, даже если не достроен до конца.

Для прохождения процедуры регистрации необходим достаточно обширный пакет документов. В него включают и технический план объекта капитального строительства. Такой документ - фактическое подтверждение расположения сооружения на конкретной территории. Поэтому техпланы еще называют . ОКС может являться недостроенным, но все равно понадобится его регистрация для осуществления любых операций.

Для организации строительных работ по возведению ОКС необходим весь пакет документов, который заявлен в законодательной базе. Традиционно для этого потребуется получить разрешение у компетентных органов. Если же конструкция будет возводиться на частной территории, то понадобится согласие собственника. Чтобы не было проблем с регистрацией и оформлением прав на недвижимость, важно четкое соответствие готовой конструкции техническим характеристикам, заявленным в проекте. Для ОКС обязательно наличие фундамента и инженерных коммуникаций.

Однако и с техническим планом не все так просто, как хотелось бы. С одной стороны, законом о государственном кадастре к нему выдвигаются конкретные требования. Но специалисты изготавливают разного вида планы. Это объясняется широким спектром сооружений, которые обобщенно называются ОКС. Например, в отношении жилого дома в документ включают информацию о фундаменте и размеры помещений, параметры окон и дверей, данные об инженерных сетях.


Однако технические планы составляют и на дороги, трубы, подстанции, мосты. В таком случае в них включают сведения о длине и высоте, площади и глубине сооружения. Также есть свои особенности оформления техпланов на строения, которые не были возведены до конца. Составляет подобную документацию только аттестованный кадастровый инженер, который в итоге несет ответственность за грамотность и достоверность сведений, в ней изложенных.

Технические планы готовят, отталкиваясь от нормативной правовой базы. Но какие именно законы будут приниматься во внимание, зависит от вида ОКС. Соответствующие положения есть и в Конституции, и в Земельном кодексе. Техпланам посвящены отдельные статьи в законах о государственном кадастре, о регистрации прав на недвижимость.

Поэтому и перечень документов, необходимых для оформления плана, отличается. Чаще всего нужно оформить разрешение на ввод в эксплуатацию, а к нему приложить проект технического переоборудования или перепланировки, планы на каждый этаж или технические паспорта (в зависимости от ситуации).

Процедура сдачи-приемки

Возведение ОКС заканчивается процедурой сдачи заказчику. На этом этапе обязательно подписание акта приемки объекта капитального строительства. В настоящее время его составление и заполнение упрощено, поскольку используется утвержденная Федеральной службой государственной статистики (Госкомстатом) форма КС-11.

Для чего необходим акт приемки объекта капитального строительства? В первую очередь, он подтверждает факт, что сооружение передано официально от подрядчика заказчику. Подпись на таком документе - это свидетельство, что у заказчика нет претензий к строителю. Если строительство осуществлялось по заказу компании, то приемочный акт позволяет поставить ОКС на учет.

Такая документация необходима и для бухгалтерского, и для налогового учета. Если же акт отсутствует, с юридической точки зрения строительство считается непринятым и не может быть признано завершенным.

Следует добавить, что есть две разные формы, которые используются в процедуре сдачи-приемки. Кроме КС-11, существует еще и КС-14. Но второй вариант отличается многими существенными моментами. Его принято подписывать, когда принимающей стороной является комиссия, сформированная заказчиком или инвестором. Еще такая форма свидетельствует о том, что ОКС не просто принят, а и введен в эксплуатацию.


К оформлению КС-11 выдвигаются определенные требования. В процессе приемки заказчик осуществляет проверки качества работы и материалов. Он уполномочен делать контрольные замеры, чтобы убедиться - постройка отвечает заявленным нормам и стандартам. Такой акт состоит из нескольких страниц, поэтому он содержит большой объем информации. В нем указывают сведения о расположении здания (иной конструкции), данные о заказчике и подрядчиках.

Отдельные графы посвящены техническим характеристикам. Причем и здесь заполнение отличается и зависит от того, будет ли это жилой дом, мост или подстанция. Обязательный элемент акта - стоимость выполненных работ, материалов, оборудования и инвентаря. Плюс к этому документ сопровождается целым перечнем приложений. Они служат в качестве доказательной базы.

Финансирование строительства государством

Российское законодательство позволяет производить бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства. Об этом прямо сказано в Бюджетном кодексе РФ. В таком случае постройки должны официально закрепляться за государственными либо муниципальными организациями (учреждениями, предприятиями). Их использование и регулирование деятельности будет осуществляться по принципу хозяйственного ведения либо оперативного управления.

Чаще всего бюджетные инвестиции выделяются на основе конкретных целевых программ. Возможно принятие решений на уровне органов исполнительной власти, если те считают необходимым потратить бюджетные средства на возведение ОКС. Если же сметная стоимость превышает 600 миллионов рублей, то решение о целесообразности таких трат находится исключительно в компетенции правительства. Также аналогичным образом будет решаться, нужно ли делать инвестиции в ОКС, являющийся государственным унитарным предприятием.

В бюджетном законодательстве сказано, что правительство не может выделять деньги на строительство объектов капитального строительства по определению, если они не находятся в собственности государства либо муниципалитета. Что касается направлений, на которые могут быть потрачены средства, то их достаточно много. Например, за государственный счет могут инициировать возведение нового ОКС, реконструкцию либо расширение существующего. Из бюджета же финансируют техническое перевооружение, осуществление проектно-изыскательных мероприятий.

Бюджетные инвестиции производят для реализации общественно важных задач. Отличный пример - возведение моста, дороги или ЛЭП, которые необходимы для улучшения уровня обеспеченности населения в инфраструктуре. Другой вариант - капиталовложения в конструкции, которые находятся в аварийном состоянии. Инвестиции в целом должны быть нацелены на улучшение качества жизни населения.

Правительство и компетентные органы на местах определяют, какие сферы нуждаются в финансовом стимулировании. И на основе такого анализа выносится решение, куда инвестировать.

Отечественная практика демонстрирует, что чаще всего деньги идут на ремонт и обустройство новых дорог. В финансировании нуждается сфера здравоохранения. Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития вплоть до 2020 года приоритетными остаются такие направления, как транспортная, энергетическая инфраструктура.

Инвестиции от государства осуществляются по определенному механизму: традиционно используется схема госзаказа. Это означает, что в роли инвестора выступает государственный заказчик, а второй стороной является исполнитель. Отношения между ними строятся на основе положений Гражданского кодекса РФ.

Однако популярным остается и такой механизм, как государственно-частное партнерство. Это означает, что определенный объем средств берется из бюджета, а нехватка восполняется за счет частного инвестора, который имеет собственный интерес в таком сотрудничестве.

Однако, с учётом существующих строительных технологий, сложно представить себе объект, который не может быть перемещён, и в то же самое время перемещение любого, даже явно некапитального, объекта, как правило, влечёт тот или иной ущерб его назначению. То есть понятие и признаки недвижимости (а значит и признаки некапитального объекта) фактически недостаточно конкретизированы.

Арбитражные суды, рассматривая споры, связанные с квалификацией объекта в качестве движимого или недвижимого имущества, руководствуются также следующими признаками некпаитальности:

  • Является ли постройка сборно-разборной конструкцией?
  • Обладает ли строение заглубленным фундаментом с характеристиками, отвечающими действующим строительным нормам и правилам?
  • Насколько объект оснащен коммуникациями, которые не могут быть демонтированы без несоразмерного ущерба назначению постройке (тепло-водоснабжение, электричество и др.)?
  • Создавался ли данный объект изначально в качестве объекта движимого или недвижимого имущества?
  • Имеются ли документы технической инвентаризации на данный объект?
    и другое.
Ни один из вышеперечисленных критериев не имеет для суда заранее установленной силы и не служит гарантией отнесения постройки к движимому или недвижимому имуществу.

Поэтому при рассмотрении арбитражными судами подобного рода споров в подавляющем большинстве случаев вопрос о «капитальности» спорного объекта решается по результатам проведенной по делу строительно-технической экспертизы .

Применительно к г. Москве региональное законодательство регламентирует понятие некапитального объекта только в отношении отдельных категорий объектов благоустройства, размещаемых на землях государственной собственности. Соответственно, применительно к иным случаям допускается строительство без разрешения на строительство некапитальных объектов любых видов, не подпадающих под определение недвижимости и не нарушающих законодательно установленные запреты.

Ни наличие фундамента (в том числе даже железобетонного монолитного), ни подключение к коммуникациям не исключают возможность отнесения объекта к некапитальным, для которых разрешение на строительство не требуется . Так, подобными характеристиками обладают, в том числе, бытовые городки на строительных площадках, которые на практике используются многократно.

При наличии фундамента принципиальное значение имеют технические решения надземной части объекта, позволяющие отделить ее от фундамента и смонтировать на новом месте.

Так металлические каркасные здания и ангары любой площади могут признаваться некапитальными при неглубоком заложении фундамента и возможности повторного монтажа наземной части на другой фундамент. Еще меньше сомнений в некапитальности вызывают тентовые ангары и иные конструкции.

Таким образом, определяющими характеристиками некапитального объекта являются временность и возможность перемещения постройки (без несоразмерного ущерба ее назначению). Вместе с тем, в тех случаях, когда указанные критерии неочевидны, капитальность или некапитальность конкретного объекта определяются на основании экспертного заключения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!