Все для предпринимателя. Информационный портал

Изучение социально-экономических и политических процессов. Исследование социально-экономических и политических процессов (исэпп)

В условиях усложнения природы социальных изменений, уплотнения сети взаимосвязей между социальными процессами, протекающими в различных частях планеты, роста коммуникационных и кооперационных возможностей научного знания все чаще начинают говорить об экономическом и политическом характере этих процессов.

Значение экономического и политического аспекта социальных процессов стало возрастать по мере возникновения приоритетов экономической и политической стабильности общества, обусловливающих наилучшие условия для решения текущих социальных проблем. Становление экономики и политологии как научных дисциплин, формулирование ряда базовых закономерностей и исследовательских принципов позволило обрести реальную методологическую основу для изучения соответствующих процессов, найти возможность контролировать их и управлять ими.

Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений.

В основе социально-экономических процессов лежит цикл «инновации-инвестиции», который определяет логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов - роста и упадка. Достигая максимума, рост производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что в конечном счете неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов.

Основу политических процессов составляет оппозиция «вызов- реакция». Она содержит комплекс непрерывно возникающих в обществе проблем, последовательно разрешающихся посредством проведения разного рода политических акций, реализации долгосрочных социальных проектов и программ, вооруженных конфликтов. Составляющие «вызов» проблемные ситуации имеют широкий общественный характер, будучи спровоцированными различными социальными изменениями. Попадая в орбиту общественного интереса, эти проблемы способствуют формированию в обществе организованных сил, ориентированных на разработку и реализацию мер, ведущих к разрешению этих проблем и созданию условий для нового общественного порядка .

Реакция в структуре политического процесса заключается в создании властью такой линии поведения, которая позволит на основе имеющихся норм и правил выработать особые правила взаимодействия различных социальных групп с целью обеспечения равенства и социальной справедливости в отношении всех активных участников этого процесса. Неспособность власти осуществлять такую деятельность может привести к ее трансформации или полной замене ее носителя.

Непременным атрибутом политических процессов является изменение целеполагающего вектора социальных преобразований, заключающееся во внедрении в общественную жизнь мероприятий, составляющих программную установку одной из влиятельных и организованных сил общества, какой является политическая партия или общественное движение. В ходе своего развития общество ориентируется на отдельных лидеров политического влияния, определяющих и аккумулирующих колебания общественного мнения, его моральные и поведенческие стереотипы.

Участниками политических процессов выступают носители власти в лице правительственных чиновников, представителей силовых ведомств, глав крупных муниципальных образований и оппозиция, стремящаяся на основе поддержки определенной части населения сместить определенную часть представителей этой власти и, по возможности, заменить ее собственными представителями.

Лежащая в основе политического процесса ось «власть-оппозиция» обусловливает асимметричность пронизывающих эти процессы коммуникаций, поскольку власть является одним из главных источников формирования политической системы и, как следствие, политического процесса, тогда как оппозиция по определению является убежденным критиком действий власти, противопоставляя им собственную идеальную модель поведения.

Основной задачей политического процесса является выработка и внедрение способов завоевания и сохранения власти. От того, насколько легитимной и общественно признанной является такая власть, зависит ее прочность и устойчивость. На стабильность состояния политической власти влияет множество факторов, имеющих как внешний, так и внутренний характер. Наиболее полное представление о характере и сути политического процесса может дать так называемая воронка причинности, рассмотренная в исследованиях О.М. Роя и представленная на рис. 1.1.

Рис. 1.1.

Смысл данной модели заключается в том, чтобы представить взаимосвязь множества факторов, обусловливающих стратегию политического выбора электоральным большинством, определяющим вектор ожидаемых социальных преобразований, передаваемый в компетенцию избираемого лидера. Модель электорального выбора, лежащая в основе динамики политических процессов, позволяет исследовать степень влияния различных факторов на определение направления политического вектора.

Среди наиболее характерных политических процессов, в основе которых лежит цель, закладываемая одним из основных его участников, обычно выделяют избирательный процесс, процесс формирования власти, политический кризис, двоевластие, безвластие и некоторые другие. С точки зрения характера протекающих в рамках политического процесса изменений выделяют революционные и эволюционные, стабильные и нестабильные процессы. С точки зрения их направленности - внутриполитические и внешнеполитические. С точки зрения способа стимулирования таких процессов выделяются естественные и санкционированные процессы.

Таким образом, социально-экономические и политические процессы - это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование обеих групп процессов исходит из общего корня, обусловлено комплексным характером социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими.

Введение

Актуальность данной темы обусловлена как повышением сложности самой общественной жизни, нарастающими процессами дифференциации и интеграции всех элементов социальной структуры, так и развитием и усложнением методов исследования социальной реальности.

Понятие «социальный» и соответствующий ему термин употребляются по меньшей мере в двух значениях - широком и узком.

В широком смысле понятие «социальный» означает «общественный», то есть принадлежащий обществу, а не природе.

В узком смысле понятие «социальный» употребляется для характеристики только тех общественных процессов, которые происходят в социальной сфере жизни общества, а не в других сферах - экономической, политической, правовой и духовной.

Изучение социальных процессов позволяет, во-первых, понимать то общество, в котором мы существуем и действуем; во-вторых, в некоторой степени прогнозировать тенденции развития общества. Последнее имеет фундаментальное значение в рамках принятия управленческих решений - поскольку необходимо учитывать не только существующие общественные отношения, но и тенденции и динамику их развития.

Объектом изучения является происходящие в обществе социально-экономические и политические процессы, а предметом является методы исследования социально экономических-и политических процессов.

Целью изучения социально-экономических и политических процессов является формулирование законов общественного развития. Необходимо обратить внимание на то, что данные законы являются не предписывающими, а констатирующими, то есть фиксирующими общие свойства, характеристики протекания социальных процессов.

Задачи исследования:

1. Теоретические аспекты социально-экономических и политических процессов

.1 Понятие социального процесса

Понятие «социального процесса» надлежит разграничить от понятия «социального явления», широко распространенного в социологической литературе. Социальный процесс имеет более выраженную временную составляющую, придающую объективированный характер исследуемому объекту, позволяя рассматривать все свойства последнего в зависимости от времени. Психическое сопровождение социальных процессов, присущее социальным явлениям, отходит при этом на второй план .

Люди постоянно пребывают включенными на разных ролях, с разным статусом и функциями в многочисленные и наслаивающиеся друг на друга процессы - социальные, экономические, политические, демографические, культурные, цивилизационные, экологические. Не все эти процессы имеют одинаковую значимость, каждый из них имеет свою интенсивность, длительность, субъектный охват и прочее. Одни из этих процессов оказываются в центре внимания человека, другие воспринимаются как малозначительные, или как само собой разумеющиеся, другие вовсе ускользают от неспециализированного наблюдения. Данное различие является основание для различия процедур актуализации текущих процессов, среди которых различают две основные формы: практическую и когнитивную .

Практическая актуализация процессов предполагает низкую степень рефлексии с ориентацией на ценностные и ситуационные способы фиксации этих процессов. В ходе практической актуализации социального процесса человек склонен переживать его последствия для себя посредством ряда стратегий: полного игнорирования, адаптации, открытого противодействия и целенаправленного ухода. Избирая конкретную стратегию своего отношения к процессам, человек сознательно определяет их значимость для себя - занижает или завышает ценность конкретного процесса, ранжирует по значимости процессы исходя из своих представлений о себе, о мире и обществе, опираясь на предшествующий опыт и прочее. Ставя перед собой личные цели, человек стремится подчинить их логике внешние изменения, причем стратегии подчинения могут весьма разниться. Приоритетной задачей является подчинение этих процессов собственной линии поведения, определению по отношению к некоторым из них своего варианта возможных действий .

Когнитивная актуализация направлена на определение всей инфраструктуры процесса, его свойств, последствий. Основными функциями когнитивной актуализации являются описание, объяснение, понимание, прогноз, выступающие ведущими инструментами научного подхода к действительности. Целью когнитивной актуализации социального процесса является формулировка его идентификационных признаков, выявление причин и факторов воздействия. Это позволяет:

систематизировать информацию об актуальных событиях в обществе;

определить степень их влияния на эти события;

способствовать созданию соответствующих институтов, призванных регулировать и контролировать объективные процессы.

Классическое определение социального процесса дал Питирим Сорокин: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных и качественных характеристик».

Социальный процесс - это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса. В процессе столкновения интересов различных социальных групп обнажаются факторы доминирования одних групп относительно других, структурирующие взаимоотношения в обществе под действием различных факторов - социальных, экономических, политических, экологических, правовых и прочих .

Среди социальных процессов социологи выделили две их специфические формы. Во-первых, это «социальное развитие» - форма, раскрывающая потенциал, который изначально заложен в системе. Речь в данном случае идет о направленном процессе, то есть таком, в котором ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой предыдущей стадии, а на более поздней выходит на более высокий уровень в какой-либо сфере (например, рост экономических показателей, продвинутость технологий или увеличение населения). Кроме того, система последовательно приближается к некому всеобщему состоянию (например, общество приближается к состоянию социального равенства, процветания или демократического представительства), причем это стимулируется имманентными свойствами самой системы (внутренние противоречия разрешаются благодаря появлению качественно новых форм социальной жизни; присущее людям творческое начало направляется на масштабные организационные инновации и так далее).

К числу наиболее спорных, но, одновременно и наиболее влиятельных во всей истории человеческой мысли относится идея «социального прогресса». Под прогрессом понимается направленный процесс, который неуклонно приводит систему все ближе либо к более предпочтительному, лучшему состоянию (к реализации этических ценностей, таких как счастье, свобода, процветание, справедливость), либо к идеальному состоянию общества, описанного в многочисленных социальных утопиях .

Социальный процесс совершается в трех возможных формах:

.Объектной, то есть в форме последовательного изменения состояния социального объекта;

.Субъектной, или деятельностной, то есть в форме последовательных действий субъекта;

.Технологической, то есть в форме соблюдения, осуществления определенной технологии.

Процесс предполагает наличие структуры и динамики, обеспечивающих ему устойчивый и направленный характер, упорядочивающий ход пронизывающих его социальных изменений:

структура процесса включает в себя совокупность всех входящих в него участников, содействующих факторов, условий и прочее;

динамика процесса базируется на показателях силы и масштаба происходящих изменений, их продолжительности и рабочего ритма.

Основными элементами социального процесса выступают:

1. Участники процесса: к ним относятся все активные и пассивные члены общества, чьи интересы затрагивают происходящие в обществе изменения.

Субъект (инициатор) процесса: один из его участников, располагающий значительными ресурсами, позволяющими продолжительное время поддерживать динамику и направленность социальных изменений. Инициатор процесса способен оказывать серьезное влияние на ход таких изменений путем воспроизведения благоприятных условий, направленных на достижение ожидаемого результата. Оказываемое инициатором влияние на процесс может быть и не осознаваемым, вызывающим определенные изменения вопреки воле и интересам инициатора. Это способно (помимо прочих факторов) стимулировать широко распространенные случаи утраты инициатором контроля за вызванными им изменениями .

Следует отчетливо различать субъекта процесса и причины процесса: природные, демографические, культурные, социально-политические и прочие. Субъект может быть неизвестен, его роль может быть неосознаваемой им самим, а причина - органически присуща процессу и составляет его внутренний источник.

Наблюдатель - формальный или неформальный член научного сообщества, который является источником когнитивных параметров процесса.

Р. Парк и Э. Берджес предложили следующую классификацию основных социальных процессов:

Кооперация - может протекать в диадах, малых группах, а также в больших группах. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе .

Конкуренция - борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности. Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Однако, стимулирование путем конкуренции может быть ограничено по крайней мере в трех отношениях. Во-первых, люди сами могут уменьшить конкуренцию, если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства определенности и безопасности. Во-вторых, конкуренция представляется стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт .

Конфликт - открытая борьба между индивидуумами или группами в обществе или между государствами-нациями. Конфликт часто возникает из-за конкуренции над ограниченными ресурсами или возможностями. Конфликт может быть институционализированным то есть регулируемым сводами правил, на которые соглашаются все участники, например, избирательный процесс; либо нерегулируемым, подобно террористическим действиям, действиям революционных организаций и тому подобное. Первый вид часто понимается как доказательство здорового демократического процесса. Д. Катцпредложил получившую широкое распространение классификацию конфликтов:

конфликт между косвенно конкурирующими подгруппами;

конфликт между непосредственно конкурирующими подгруппами;

конфликт внутри иерархии по причине вознаграждения.

Ассимиляция - процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой .

К перечисленным видам присоединяются два других вида социальных процессов, проявляющиеся только в группах:

Поддержание границ. Создание и модификация границ между группами - это процесс, происходящий постоянно с большей или меньшей интенсивностью в ходе взаимодействия между группами (язык, диалект, униформа, отличительные знаки и прочее).

Основными структурными единицами, определяющими направление и интенсивность происходящих процессов, позволяющих их описывать и анализировать, являются социальные системы.

Социальная деятельность представляет собой социальную систему, которая может быть как элементарно простой, так и достаточно сложной.

Социальные системы - определенным образом организованные совокупности социальных элементов, располагающие целями и средствами для их достижения. Социальные системы являются источником происходящих в обществе процессов, служащих предметом научного рассмотрения. Основу социальных систем составляют общественные стереотипы, выраженные в виде типовых ориентации представителей отдельных социальных групп, связанных общностью интересов и целей.

Социальные системы могут выступать в виде референтных или самореферентых систем .

Референтнымисистемами называются такие общности, в рамках которых люди сознательно или бессознательно соразмеряют свои поступки с образцами нормативного поведения в группе, относительно которого ими объясняются причины возможного отклонения от этих образцов. Как правило, референтными системами являются социальные группы, легко устанавливающие друг с другом коммуникационные связи.

Самореферентными системами являются такие общности, элементы которых соотнесены исключительно друг с другом, что делает их непрозрачными по отношению друг к другу и усложняет взаимосогласование. В качестве самореферентных систем выступают крупные функциональные системы (право, мораль, экономика, политика, религия, наука и прочее).

Цикл включает в себя ряд этапов в развитии системы, составляющих в совокупности устойчивое сочетание. Таким образом, можно выделить пять стадий типичного социального процесса (рисунок 1).

1.Зарождение - стадия, характеризующаяся формированием исходных параметров дальнейших изменений, осознанием базовых противоречий, вызывающих реакцию нейтрализации этих противоречий.

2.Положительная динамика характеризуется активизацией вовлеченных в процесс участников, формулировкой целей их участия в процессе и подбором средств достижения поставленных задач.

.

.Кризис - стадия возникновения ряда ограничений в положительной динамике, вызванных исчерпанностью ресурсов или утратой интереса к участию в процессе, конфликтом его инициаторов или участников и прочее.

.Отрицательная динамика возникает в результате нарастания факторов сопротивления, вызванных отсутствием средств, поддерживающих положительную динамику, сменой вектора последующих изменений или элиминацией инициатора процесса.

.Депрессия - стадия, характеризующаяся неопределенностью ситуации, способной либо усилить положительную динамику, либо стимулировать динамику отрицательную.

Каждая эволюционирующая система имеет свою динамику, представленную либо в виде непрерывного кумулятивного процесса, либо в форме цикла .

1.2 Сущность и содержание социально-экономических и политических процессов

Значение экономического и политического аспекта социальных процессов стало возрастать по мере возникновения приоритетов экономической и политической стабильности общества, обусловливающих наилучшие условия для решения текущих социальных проблем. Становление экономики и политологии как научных дисциплин, формулирование ряда базовых закономерностей и исследовательских принципов позволило обрести реальную методологическую основу для изучения соответствующих процессов, найти возможность контролировать их и управлять ими .

Понятие «экономический процесс» отражает процесс развития материального производства, присущих ему производительных сил и складывающихся на их основе производственных отношений между людьми, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью на базе существующего разделения труда и отношений распределения материальных благ.

Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений.

В основе социально-экономических процессов лежит цикл «инновации - инвестиции», который определяет логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов - роста и упадка. Достигая максимума, рост производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что, в конечном счете, неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов. Снижение инновационной активности, вызывая сокращение эффективности производства, способствует возникновению масштабных войн за передел ресурсов. Войны приводят к резкому повышению цен на продукцию и падению стоимости рабочей силы, что вызывает стагнацию и создает благоприятные условия для инновационного прорыва .

Понятие «политический процесс» весьма многогранно и выражает главным образом борьбу различных социальных сил (классов и выступающих от их имени политических партий) за государственную власть, использование ее для реализации собственных экономических, политических и иных интересов. От того, насколько легитимной и общественно признанной является такая власть, зависит ее прочность и устойчивость.

Основу политических процессов составляет оппозиция «вызов - реакция». Она содержит комплекс непрерывно возникающих в обществе проблем, последовательно разрешающихся посредством проведения разного рода политических акций, реализации долгосрочных социальных проектов и программ, вооруженных конфликтов. Составляющие «вызов» проблемные ситуации имеют широкий общественный характер, будучи спровоцированными различными социальными изменениями. Попадая в орбиту общественного интереса, эти проблемы способствуют формированию в обществе организованных сил, ориентированных на разработку и реализацию мер, ведущих к разрешению этих проблем и созданию условий для нового общественного порядка.

«Реакция» в структуре политического процесса заключается в создании властью такой линии поведения, которая позволит на основе имеющихся норм и правил выработать особые правила взаимодействия различных социальных групп с целью обеспечения равенства и социальной справедливости в отношении всех активных участников этого процесса. Неспособность власти осуществлять такую деятельность может привести к ее трансформации или полной замене ее носителя.

Политику можно определить как процесс реализации политической власти и отношений по поводу этой власти. Политика реализуется в рамках политических систем. Исследователи отмечают, что понятие «политической системы» имеет два взаимосвязанных аспекта .

Во-первых, «политическая система» как научная категория, представляет собой некоторое теоретическое построение, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических процессов. В этом случае данная категория служит средством системного анализа политики. С ее помощью можно исследовать любое политическое образование: государство, политическую партию, организацию, профсоюз, то есть те, которые являются большой или малой политической системой.

Во-вторых, «политическая система» показывает реальный механизм формирования и функционирования власти в обществе, включающий: государство, партии, средства массовой информации, общественно-политические объединения, отношения в политической сфере, политическую культуру .

Анализ различных подходов к понятию «политическая система» позволяет утверждать, что в структуре политической системы как зарубежными, так и отечественными политологами выделяются следующие подсистемы:

политические нормы (нормативно-регулятивная подсистема);

политические отношения и деятельность (функциональная) и коммуникативная подсистема;

политическое сознание и культура (культурная подсистема).

Идеология всегда первична по отношению к политике. Поэтому политика в определённом смысле может быть представлена как специализированная социальная технология, направленная на решение тех задач, которые обоснованы и сформулированы в соответствующей идеологической доктрине.

Содержание политического процесса может быть различным: разработка какой-либо концепции, формирование определённого общественного мнения, создание новых структур управления и тому подобное. В роли субъектов (активного движущего начала) политического процесса выступают государство (как структура, аппарат управления), отдельные ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная), властные структуры, органы государственного и местного управления, политические партии, массовые общественные организации (профсоюзные, молодежные, студенческие, женские, сельскохозяйственные, ветеранские и другие), классы и социальные слои общества, силовые структуры, средства массовой информации, религиозные конфессии, а также отдельные личности и все население вцелом. Объектом политики является социум, общество в целом .

В политике объект и субъект зачастую совпадают. Например, государственная власть оказывает воздействие на политический процесс с целью добиться необходимых для себя результатов. Но и на государственную власть, в свою очередь, оказывается воздействие других участников политического процессакоторые трансформируются из объектов в субъектов с целью каким-либо образом в нужных для себя целях повлиять на государственную власть.

В результате происходящих рассмотренным образом диалектических взаимодействий между субъектами и объектами политики происходит изменение характеристик политического процесса, раскрывается движение, динамика, эволюция как политической сферы социума в целом, так и отдельных её составляющих.

Таким образом, социально-экономические и политические процессы - это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и прочее. Функционирование обеих групп процессов исходит из общего корня, обусловлено комплексным характером социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими .

Выделяются следующие типы экономических и политических изменений:

Функционирование - в его рамках структуры и институты изменяются так, что их основные параметры не выходят за рамки общепринятых базовых значений и показателей. В качестве примеров функционирования как политических процессов можно привести избирательный процесс в рамках Конституции и принятого законодательства, а экономических - использование органов власти для исполнения бюджета. При таких изменениях традиции и преемственность обладают превосходством над любыми новациями.

Развитие - в этом случае происходит изменение базовых параметров экономических и политических систем и институтов. Считается, что эти изменения должны вести к положительным последствиям для их систем (экономический рост, рост уровня благосостояния населения, экономические и политические процессы, развитие многопартийности, открытости государственных институтов).

Упадок - при нём подвергаются трансформации основные параметры системы, но при этом с негативными последствиями (распад политического режима, экономический кризис) .

Выделяются следующие особенности экономических и политических процессов:

их ненормативный характер, то есть происходят не только планируемые изменения в соответствии с целерациональной деятельностью органов власти, но и стихийные изменения, которые осуществляются самой жизнью во всей её сложности и многообразии; .

каждый тип экономических и политических изменений обладает своей, присущей только ему, ритмикой и цикличностью стадий. Так, избирательный процесс характеризуется повторением стадий в рамках действующего законодательства и циклов страны;

любой экономический и политический процесс включает в своё содержание определённые технологии и процедуры действий. Применение этих технологий даёт прогнозируемый эффект при решении тех или иных однородных задач, возникающих перед субъектами экономических и политических изменений в ходе их осуществления .

Исследуя социально-экономические, и политические процессы, происходящие в обществе, следует выделить следующие их свойства.

1.Активность деятельностиповедения выражается в том, что как организационная система в целом, так и ее подсистемы, вплоть до отдельного человека, могут иметь свои интересы, потребности, желания выполнять определенную работу; ставить новые и корректировать свои внутренние цели; делать выбор путей и средств достижения целей; прогнозировать поведение других систем, их реакцию на различные воздействия; воздействовать на другие системы доступными им средствами; обучаться, самосовершенствоваться и саморазвиваться.

2.Динамизмявляется атрибутивной характеристикой процесса, получающей особый смысл при отображении социальных изменений. Процесс в простейших механических и органических системах основан преимущественно на кумулятивном механизме, отличающемся последовательным и постепенным накоплением формирующихся под действием внешней среды свойств. В социально-экономических и политических процессах кумулятивность изменений зачастую не подтверждается, что обусловлено действием множества факторов, препятствующих тенденции последовательного накопления свойств в ходе эволюционного развития социальной системы.

3.Многомерность - это процессы являются чрезвычайно сложными, что существенно затрудняет их понимание и объяснение. Постижение природы социальных процессов возможно через использование междисциплинарных подходов, позволяющих отобразить многослойный характер общественной жизни.

4.Многовекторность - этосоциальные процессы по своей сути являются разнонаправленными изменениями. Это связано с наличием широкого круга возможностей, открывающихся в ходе формирующегося социального процесса. Направленность социального процесса не может быть предопределенной: на реальный выбор вектора влияет множество факторов, в том числе и совершенно случайных.

5.Неравномерность - этодинамические свойства социальных систем непосредственно влияют на формирование свойства неравномерности процессов. Социальные процессы зачастую сопровождаются резкими всплесками активности его участников и радикальной сменой направленности. Особенно ярко это свойство социальных процессов передают происходящие в обществе революции или крупные экономические преобразования, способные либо ускорить, либо затормозить развитие общества.

6.Распределенностьвыражается в том, что задачи, функции, права и обязанности рассредоточиваются по разным элементам и рабочим местам, а также имеет место разбиение деятельности организованной системы на следующие процессы: производственный, который имеет дело с материально-вещественными и информационными потоками; управления, связанный с преобразованием информационных потоков.

7.Происходит проявление организационноймногоуровневой структурыоргана управления, реализующего механизмы процессов управления.

.Целеустремленностьозначает способность вырабатывать структуру и механизмы функционирования, приводящие к достижению цели; продолжать преследовать одну и ту же цель при изменении внешних условий, средств и методов.

.Целостностьсистемы выражается в том, что коллективная деятельность дает возможность получить результаты, недоступные отдельным элементам организованной системы .

Поэтому системное объединение социальных, экономических и политических процессов в единый управленческий механизм, деятельность которого направлена на достижение устойчивого развития социально-экономического объекта, характеризуется масштабом и направленностью происходящих в обществе социальных процессов.

2. Основные подходы к исследованию социально-экономических и политических процессов

.1 Исследование социально-экономических и политических процессов

социальный политический управленческий решение

Представители основных подходов к исследованию социально-экономических и политических процессов исходят из присущего им теоретического видения социально-экономических и политических процессов и соответствующей методологии их исследования.

Главным образом на позитивные методы объяснения социальных процессов опирался эволюционизм. Эволюционный подход базируется на абсолютизации источников внутреннего роста в развитии исследуемых процессов. Располагая фиксируемые факты в определенном хронологически выстроенном порядке, эволюционизм придает им связность и внутренний исторический смысл, позволяющий упорядочить множество на первый взгляд несвязных событий и сделать их понятными внешнему наблюдателю .

Социальная динамика О. Конта - была посвящена осмыслению проблем социального развития и политики изменений. Английский философ и социолог Г. Спенсер, также рассматривал общество на уровне институтов и функций. Методологический подход Спенсера к общественным процессам является структурно-функциональным. Социальный философ на основе знания структурных и функциональных характеристик обнаруживает в обществе инвариантные последовательности процессов, что дает возможность вероятностного предвидения отдельных событий и общих тенденций развития. Спенсер предложил весьма оригинальную эволюционную теорию общества, которая объясняла социальные изменения, характер общества законом усредненного уровня развития его членов. Эволюция по Спенсеру достигается средствами структурно-функциональной дифференциации, которая предполагает прогрессивное изменение, развивающееся по трем направлениям: от разъединенности к интеграции, от однородности к дифференциации и от неопределенности к определенности, упорядоченности. Эволюция приводит к одновременным изменениям в структуре и функциях .

Спенсер ввел понятие «дихотомия», полярную дихотомическую концепцию общества. В ней противоположные типы общества представляют собой некие идеальные типы, характеризующие стартовую и конечную точку развития общества. Имеется в виду, что начальная точка - это военное общество, а конечная - это промышленное общество.

С проникновением дедуктивных методов в социальные науки влияние позитивизма начинает постепенно ослабевать. Происходит уточнение сущности социального факта, который наделяется свойствами обусловливающей его возникновение системы. Так начинает оформляться методология функционализма .

Функционализмявляется влиятельнейшим методологическим направлением в современной социологии, сформировавшимся под непосредственным влиянием наследия ведущих западных социологов - Э. Дюркгейма и Т. Парсонса. Истоки функционализма восходят к известным аналогиям общества с биологическим организмом, с которыми наиболее часто выступал Г. Спенсер. Функционализм выразил важнейшее направление в западной теоретической социологии, заострив внимание на проблемах, связанных с функционированием и воспроизводством социальной структуры.

Основные теоретические положения современного функционализма состоят в следующем.

1.Общество - это система частей, объединенных в единое целое.

2.Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы.

.Дисфункции, конечно, существуют, но они преодолеваются сами по себе или, в конце концов, укореняются в обществе. Например, радикалы и хиппи 60-х годов двадцатого века внесли много перемен в общество: новый подход к проблемам окружающей среды, недоверие к высшей власти, более раскованный стиль одежды мужчин и женщин, однако, радикалов и хиппи поглотила среда истеблишмента, в которую они вошли, став юристами, учителями, даже биржевыми маклерами.

.Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер.

.Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Например, англичане согласны с необходимостью монархии; в США принцип равных возможностей присущ мировоззрению большинства американцев .

Профессиональным и общественным началам в управлении свойственны институциональные формы выражения. Именно социальные институты, системы социально-правовых норм призваны опосредовать процесс повышения эффективности управления. Механизм социального управления проявляется в воздействии социальной информации на социальную организацию, что приводит к выработке определенных целей и направляющих программ, в соответствии с которыми и осуществляется преобразование социальной организации. Эти цели и программы получили название управленческих, или социальных, норм, а процесс их выработки - название социального нормирования. Следовательно, в процессе социального взаимодействия и деятельности информация нормирует все изменения предметной организации. Социальное управление есть процесс упорядочения социальной деятельности, осуществляемой за счет выработки, принятия и реализации различных социальных целей, норм и оценок.

Нелинейность как свойство социальных изменений стала основой для развития одного из наиболее перспективных направлений в развитии методологии социальных наук - институционализма.

Институционализм - направление, получившее широкое распространение в западной экономической науке. Его образует обширный массив разнородных концепций, общей чертой которых является изучение экономических явлений и процессов в тесной связи с социальными, правовыми, политическими и другими явлениями и процессами. Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» - нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» - закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений .

Впервые институты - социальные, политические, правовые - были введены в предмет экономической теории представителями так называемого старого институционализма - американскими экономистами Т. Вебленом, Д. Коммонсом, У. Митчеллом. В первой четверти двадцатого века они составили радикальное течение экономической мысли, выступили с критикой существовавших институтов, подчеркивали актуальность защиты интересов работников профсоюзами и государством.

Так называемый неоинституционализм представлен многочисленными разноплановыми концепциями. Защитники теорий конвергенции, техноструктуры, постиндустриального общества, следуя традициям «старого» институционализма, исходят из первичности институтов: государства, управленческих и других структур, которые определяют действия индивидов. В отличие от этих концепций методологической основой теорий прав собственности, общественного выбора, трансакционных издержек служит неоклассическая экономическая теория, рассматривающая рынок как наиболее эффективный механизм регулирования экономики .

Институты представляют собой форму существования и концентрации социального опыта, обеспечивающую структуризацию социальных общностей, регламентацию поведения социальных групп, индивидов в экономических, политических и социальных средах. Именно институты являются одним из внешних регуляторов среды, участвующих в формировании моделей социального поведения, являющихся условием научной типизации социальных событий и процессов.

Институты определяют взаимодействие индивидов посредством контрактов, которые устанавливают правила, регулирующие гражданские отношения двух и более лиц в конкретной ситуации.

Основные социальные институты - это брак и семья; экономическая система; система права; религия; политическая структура общества; банки; образование; здравоохранение; культура и прочее.

Методология институционализма позволила придать социальным процессам предсказуемый характер, поскольку заключила социальные действия в рамки институциональных норм, формирующих допустимые альтернативы поведения индивидов, упорядочивающих условия рационального выбора .

Таким образом, эволюционизм, функционализм и институционализм образуют три различных подхода к объяснению социально-экономических и политических процессов, различающихся по способу обусловленности составляющих эти процессы социальных фактов.

2.2 Управляемые социально-экономические и политические процессы

При всех различиях в подходах и формах конкретных управленческих воздействий на экономику и социальную сферу в целом все они основываются на представлениях общей теории управления. В соответствии с ней любая управленческая деятельность реализуется как циклический процесс, в основе которого - единый, универсальный инвариантный алгоритм, который в зависимости от степени детализации может насчитывать от четырех до шестнадцати этапов .

Опыт управления крупными социально-экономическими системами опирается на два подхода:

Первый подход - программно-целевой, предполагающий довольно жёсткое, директивное взаимодействие между субъектом и объектом управления. Он предполагает постановку задачи, поиск решений, оценку альтернативных вариантов, выбор оптимальной стратегии, формирование программы и обеспечение её инфраструктуры руководящих органов и подчинённых структур, системы директивных связей, сбора и анализа информации обратной связи, контроля и так далее. Этот подход построен на подчинении тех подсистем объекта управления, которые по каким-то характеристикам выбиваются из общего движения к цели.

Второй подход - «органический», рассчитанный на учёт внутренних возможностей и особенностей объекта управления. В своём макроварианте он известен как «концепция модернизации». Он основан на предпосылке, что имеются «пределы управления», то есть пределы силового воздействия на поведение подсистем управляемого объекта. В рамках этого подхода предполагается, что изменение нежелательного, «неправильного» поведения элементов управляемой подсистемы или объекта управления в целом должно происходить «мягко», не по внешнему принуждению, а по внутренней логике собственного развития.

Оба подхода имеют в своих арсеналах достаточно средств для эффективной реализации, но в определённых границах. Сильными сторонами программно-целевого подхода являются хорошо разработанные и постоянно совершенствующиеся методы и средства, в том числе экономико-математические методы, моделирование, искусственный интеллект и другие. Формируемые программы обладают свойством концентрации усилий и средств, контролируемости и конкретности, что очень выгодно не только с технологической, но и с социальной точки зрения. Этот подход наиболее эффективен в стабильных или хорошо предсказуемых условиях, в достаточно жёстко централизованных системах. Слабость этого подхода, как часто это бывает, заложена в его достоинствах. Он создаёт у управленцев иллюзию, что власть всесильна, что и ограничивает его возможности, особенно в периоды нестабильности, при смене стратегии и тому подобное .

Сильная сторона «органического» подхода - опора на механизмы саморазвития, гомеостазиса, самоуправления. Решающим фактором развития становится способность объекта управления к собственному развитию, а управление сводится к воздействию на этот процесс саморазвития в желательном направлении. Несмотря на «мягкость», органичность, и этот подход сталкивается с ограничениями. Их природа та же, что и у первого подхода, а именно: конечное, будущее состояние управляемого объекта привносится извне, то есть как модель принятого за образец прецедента.

Управление социально-экономическими процессами означает систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. Результативность данной управленческой деятельности находит, в частности, отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции и темпы ее обновления, уровень прибыли и платежеспособности, использования производственных мощностей и других ресурсов, валовой внутренний продукт с выделением в нем доли трудовых доходов населения, ВВП на душу населения и на одного работающего, фонд заработной платы, индекс потребительских цен, прожиточный минимум, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и другое. На основе анализа и оценки показателей фактического состояния экономики и социально-трудовой сферы прогнозируются их возможные изменения с учетом всех сопряжённых с ними научно-технологических и социальных факторов. Такой прогноз разрабатывается как с точки зрения реализации стратегических целей управления, так и в тактическом плане. В зависимости от складывающихся тенденций, обусловленных реально происходящими социально-экономическими процессами, принимается то или иное управленческое решение .

По критерию функционального и целевого назначения можно выделить три основных направления управления социально-экономическими процессами. Первое нацелено на процессы, обусловленные фазами экономического цикла или необходимостью проведения достаточно масштабных экономических преобразований, а также их социальных последствий. В рамках этого направления государство, будучи главным субъектом управления в обществе, должно воздействовать на социально-экономические процессы посредством осуществления мер антикризисного регулирования - предотвращения и ликвидации неплатежеспособности и банкротства, преодоления спада производства и достижения стабилизации с последующим наращиванием объема конкурентоспособной продукции и услуг, снижения безработицы и роста доходов трудящихся и тому подобное. Второе направление - управление общеэкономическими процессами в целом. Оно обусловлено необходимостью оптимального использования таких эффективных регуляторов экономики, как ценообразование, налогообложение, кредитование и инвестиции в развитие предпринимательства и технологической базы товаропроизводителей. Третье направление управления носит обеспечивающий характер и охватывает процессы, связанные с улучшением использования имеющихся природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов .

Особенности управляемых социально-экономических процессов определяются тем, что как экономические, так и социальные процессы, отражая динамику состояния экономики и будучи объектами управленческих воздействий одновременно являются и средствами их реализации. Кроме того, специфика управления рассматриваемыми процессами, в отличие от управления производственными процессами, заключается в более широком аналитическом, исследовательском характере поиска управленческих решений в сочетании с оперативностью их реализации. Это предопределяет необходимость подготовки экономистов-аналитиков широкого профиля, ориентированных на управление экономическими и социальными процессами во всех сферах экономики с учетом дальнейшей отраслевой специализации.

Следует также учесть возрастающее значение этой деятельности с точки зрения экономических и социальных последствий принимаемых решений. Ведь в силу того, что любое управленческое решение должно предваряться анализом конкретной ситуации, её перспективной динамики, разработкой и обоснованием возможных стратегий поведения, навыками анализа соответствующей информации должен обладать каждый управленец. Поэтому потребность в повышении качества аналитических навыков и умений среди руководящего состава растёт по мере их продвижения вверх по иерархической лестнице .

3. Управленческие решения и их эффективность в социально-экономических и политических процессах

.1 Понятие эффективности управленческих решений

Важнейшей составляющей оптимального развития социально-экономических и социально-политических структур является высокая эффективность управленческой деятельности .

Результат, следствие каких-либо причин, действий;

Впечатление, производимое на кого-либо;

Средство, приём для создания определённого впечатления, иллюзии чего-либо;

Между понятиями «эффект» и «эффективность» имеется существенная разница. Эффектом может обладать любое взаимодействие субъекта и объекта управления, независимо от характеристик самого взаимодействия, в том числе и от оптимальности собственно управленческой деятельности. Эффективность характеризует не любое их взаимодействие, а лишь управляемое, не всякий процесс, а лишь целенаправленный. Данный аспект содержания понятия эффективности управления принципиально важен, так как только он позволяет рассматривать её как отношение эффекта и поставленных целей. Именно этот вид эффективности носит название целевого .

В общем виде управленческое решение представляет собой творческий акт субъекта управления, определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы, на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии. Управленческие решения от всех других решений отличаются целями; последствиями; разделением труда; профессионализмом.

Управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществляемый лицом, принимающим решение, в рамках его должностных полномочий и компетенций, направленный на достижение целей организации .

Осуществляемые субъектом управления управленческие операции направлены на принятие решений. После того как решение принято, все последующие этапы управленческого цикла подчиняются реализации решения, способного избавить от проблемы.

Проблема - это конкретно сформулированная проблемная ситуация. Решение - определение варианта преодоления проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой представление субъекта управления о желаемом состоянии управляемой им системы не соответствует прогнозируемому и наблюдаемому, и требуется принятие решения по ликвидации данного несоответствия. Предполагается, что правильное решение позволяет снять проблему, то есть перевести систему в новое состояние, при котором нет проблемной ситуации и которое соответствует целевым показателям.

Экономическая сущность управленческого решения проявляется в том, что на разработку и реализацию любого из них требуются финансовые, материальные и другие затраты. Поэтому каждое решение имеет реальную стоимость. Реализация эффективного управленческого решения должна принести организации прямой или косвенный доход .

Организационное содержание решения позволяет создать в организации четко определенную и закрепленную систему прав, обязанностей, полномочий и ответственности работников и отдельных служб по выполнению отдельных операций, работ, этапов разработки и реализации решений.

3.2 Технология принятия решений

Правовая сущность решений состоит в точном соблюдении законодательных актов, уставных и других документов самой организации.

Технологическая сущность решений проявляется в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для разработки и реализации решений.

Социальная сущность управленческих решений заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования его деятельности в коллективе. Социальное содержание решения в значительной степени изменяется в зависимости от формы (способа) принятия решения .

Различают индивидуальную, групповую, организационную и межорганизационную формы принятия решения.

В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать.

Существуют три подхода к принятию решений:

интуитивный;

основанный на суждениях;

рациональный.

Интуитивное решение - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. С точки зрения статистики, шансы на правильный выбор при использовании чистого интуитивного подхода невысоки .

Решения на основе сужденийиногда кажутся интуитивными, поскольку их логика не очевидна. Такое решение - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Руководитель использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

Решение на основе суждения обладает таким значительным достоинством, как быстрота и дешевизна его принятия. К его недостаткам можно отнести тот факт, что данный подход не позволяет принять решение в действительно новой ситуации, поскольку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы обосновать логический выбор. Поскольку суждение всегда опирается на опыт, чрезмерная ориентация на последний смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их прежним действиям. Из-за такого смещения руководитель может упустить новую альтернативу, которая должна была бы стать более эффективной, чем знакомые варианты выбора .

Во многих случаях руководитель в состоянии существенно повысить вероятность правильного выбора, подходя к решению рационально. Главное различие между рациональным решениеми решением, основанным на суждении, заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Качество управленческих решений - это степень соответствия управленческих решений внутренним требованиям организации. Ключевым свойством качественного решения следует считать обязательное наличие альтернатив, обеспечивающих целесообразность и осознанность их свободного выбора .

Организация разработки управленческого решения является важным фактором обеспечения его качества, во многом определяет затраты времени и средств на разработку решения.

На качество и эффективность управленческого решения могут влиять следующие факторы:

структурированность проблемы, по которой предстоит разработать и принять решение;

время, каким располагает лицо, принимающее решение;

источники информации, которыми располагает лицо, принимающее решение;

степень неопределенности и формализованности информации;

ресурсы, технологии, технические средства, которые могут быть использованы при разработке и реализации решения;

последствия, которые может повлечь решение;

число и типы объектов, попадающих в сферу принятия решений;

организационная культура организации и принятая процедура согласования решения в процессе его подготовки;

квалификация и специальная подготовка разработчиков управленческого решения и другое.

Таким образом в числе необходимых условий в подготовке качественного решения обязательно содержатся следующие: процесс подготовки решения должен иметь системный характер; объект и процессы в нем также являются системой.

Заключение

Развитие управления как научной дисциплины не представляло собою серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления - это техника и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов других, связанных с управлением в областях. Таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области управления теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Эти знания помогали специалистам понять, почему некоторые более ранние теории иногда не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к управлению.

В то же самое время мир становился ареной быстрых перемен. Все более частыми и значимыми становились научно-технические нововведения и правительства начали все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил. Для этой цели были разработаны новые подходы.

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Подход с позиции выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
И такие подходы как я рассмотрела в своей работе как системный и ситуация анализа.
В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, такие как люди, структура, задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

В данной работе были рассмотрены вопросы по практической ценность системного подхода к исследованию, основные принципы системного подхода. Рассмотрены преимущества и трудности использования системного подхода в практике исследования. Работая в современном мире необходимо современное управление, которое отражает особенности и условия роста производства и общества, технологии и самого человека. И поэтому, возрастает потребность в исследовательском подходе. Исследование - это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

Эффективность исследования систем управления определяется выбранными методами исследования.

Всю совокупность методов исследования можно структурировать на методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов, методах формализованного представления систем, комплектированных методах и методах исследования информационных потоков.

Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов включают методы типа «мозговой атаки», методы типа «сценариев», методы экспертных оценок, методы типа «Дельфи», методы структуризации типа «дерева целей», методы «деловой игры», морфологический подход.

Методы формализованного представления систем включают аналитические, статистические, теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические, графические, структурно-лингвистические методы, имитационное динамическое моделирование.

Возможности исследования систем управления на основе этого подхода в условиях применения развитых информационных технологий достаточно широки. Вместе с тем существуют ограничения социокультурного характера для успешного применения этого подхода. Дело в том, что он требует систематической, кропотливой работы по сбору данных, их актуализации и систематизации, а главное, целерационального поведения персонала и руководителей организаций.

Список использованных источников

1.Акимова, Т.А. Теория организации[Текст]: учебное пособие длявузов/ Т.А. Акимова. - М.: Юнити - дана, 2003. - 332 с.

2.Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований [Текст]: - М.: Аспект-пресс, 2004. - 224 с.

.Вавилина Н.Д., Демидов В.В., Папело В.Н., Храпов В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов[Текст]: УМК для дистанционного обучения. - Новосибирск: СибАГС, 2004 - 629 с.

.Гаджиев К.С. Введение в политическую науку[Текст]:.-М.: Издательская корпорация «Логос», 2009. - 215 с.

.Доугерти К. Введение в эконометрику[Текст]: М.: Инфра-М, 2008 - 323 с.

.Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному сообществу[Текст]:.Полис.2009. - 435с

.Дегтярев А.А., Основы политической теории[Текст]: Издательство «Высшая школа», Москва, ГСП - 4,2007 - 119 с.

.Кричевский А.И. Исследование систем управления[Текст]: курс лекций/ А.И. Кричевский. - Новосибирск: СибАГС, 2008. - 325 с.

.Князь И.П., Коротаева Ю.В. Теория и практика решений по выходу организаций из кризиса[Текст]:/ И.П. Князь, Ю.В. Коротаева - М.: Алгоритм, 2007. - 223 с.

.Колесников Ю.С. Прикладная социология[Текст]: Учеб пособ. Ростов н/Д, 2006. - 432 с.

.Лавриненко, В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов[Текст]: учебное пособие для вузов/ В.Н. Лавриненко, Л.М. Путилова. - 153 с.

.Мишин В.М. Исследование систем управления[Текст]: / В.М. Мишин - М.: Юнити - дана. 2008. - 141 с.

.Мухаев Р.Т.:Учебник для студентов[Текст]: / Р.Т. Мухаев - 3е издание 2008. - 495с

.Плотинский Ю.М. [текст] Теоретические и эмпирические модели социальных процессов/ Ю.М. Плотинский. - М.: Логос, 2005. - 125 с.

.Плотинский Ю.М. [текст] Модели социальных процессов: Уч. Пособ. М.: инфра-М, 2009. - 413 с.

.Рой, О.М. [текст] Исследование социально - экономических и политических процессов: практикум/ О.М. Рой, А.М. Кселева. - СПб.: Питер, 2007. - 225 с.

.Рой, О.М. [текст] Исследования социально-экономических и политических процессов: учебник для вузов/ О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2004. - 433 с.

.Тавокин, Е.П. [текст] Исследование социально - экономических и политических процессов: учебное пособие для вузов/ Е.П. Тавокин. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 336 с.

.Экономика [текст]: учебник / Пол ред. д-ра экон. Наук проф Булатова А.С. - 4е издание и доп. - М.: Экономисть, 2008. - 831 с.

.Ядов В.А. [текст] Социологическое исследование: методология, программа, методы/ В.А. Ядов. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006. - 112 с.

На современном этапе состояние социальных наук в значительной степени отображается как уже сложившимся уровнем общественной практики, так и в совокупности особенностей ее теоретического и практического осмысления.

В силу этого обстоятельства и вследствие кумулятивного роста, в содержании самой науки блок социальных и экономических наук стал приобретать целый ряд черт, которые поставили его в один ряд с наиболее развитыми на сегодня научными системами. Исключительное своеобразие предмету социально-экономических и политических исследований придает стремление рационального мышления выявить в динамике социальных систем некие устойчивые зависимости, изучение которых позволяет исследуемой общности обрести наивысшую в данных условиях устойчивость и способность к росту. Такой исход может быть достигнут благодаря реализации одного из направлений развития современной социальной науки: ?

разработка основ методологии социальной инженерии, проявляющейся в системе инновационных мероприятий по перестройке и регулированию общественных отношений в социальных общностях; ?

мониторинг социального поведения, диагностика состояния социальных систем; ?

разработка понятийного аппарата, необходимого для понимания и объяснения социальных явлений и процессов в рамках общей теории; ?

разработка модели управления, основанной на системе общественных ожиданий и учете иерархии потребностей управляемой общности.

Научные представления об обществе, социальных группах и процессах в историческом плане формировались двумя путями: индуктивным и дедуктивным.

Индуктивный способ научных представлений об обществе основан на обобщении единичных социальных фактов с последующей выработкой закономерностей, позволяющих прогнозировать проявление этих фактов в схожих условиях. Первое и основное правило социологического исследования состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как предметы. Главным доводом, способствующим распространению индуктивного подхода в объяснении социальных процессов, было как раз стремление рассматривать социальные события в качестве предметов.

Способ предполагает выявление аналогий между различными социальными событиями с точки зрения обнаружения общности между ними.

Логическая схема индуктивного обобщения содержит переход от группы частных суждений к формулировке общего закона, фиксирующего устойчивую, повторяющуюся связь между событиями. Как пишет самый яркий представитель этого направления в социологии Г. Спенсер: «Коль скоро общество становится особым индивидуальным бытием в силу постоянства отношений между его составными частями, то у нас сейчас же является вопрос - не представляют ли эти постоянные отношения между его частями каких-нибудь сходств с постоянными отношениями между частями, замечаемыми нами в каких-либо других бытиях. Единственное мыслимое сходство между обществом и чем-либо другим может заключаться в параллелизме, - принципа, управляющего расположением составных частей»На основе принципа параллелизма имеется возможность объяснить социальные факты путем выявления сходства между фактами, локализованными в различных точках пространства и времени.

Индуктивизм принято рассматривать как одну из разновидностей позитивистского подхода к анализу и объяснению социальных процессов. Позитивистский подход представлен фиксацией устойчивых зависимостей между параметрами протекающих в обществе процессов. К примеру, исследуя статистику разводов, позитивистски мыслящий социолог склонен фиксировать статистически сильную связь между длительностью брака и фактом его официального разрыва, придавая соответствующей зависимости статус эмпирической закономерности. В результате выявленная зависимость становится одним из средств определения факторов, влияющих на прочность браков и причины их разрушений. Один из наиболее ярких представителей социологического позитивизма Г. Спенсер считал индуктивный метод единственно возможным методом социального объяснения. Так, отделяя собственные представления от взглядов О. Конта, Спенсер-писал, что «есть один метод философствования... Все понятия о причинах, действующих в различных явлениях, имеют степень общности, соответствующую широте обобщений, определенной опытом»2.

Еще по теме 1.3. Социально-экономические и политические процессы как объект социальных исследований:

  1. Глава 3 Социальные методы в практике исследования социально-экономических и политических процессов
  2. Глава 1 Методологические основы исследования социально-экономических и политических процессов
  3. Классификация социально-экономических и политических процессов
  4. 1.1. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы
  5. Рой О. М.. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. - СПб.: Питер. - 364 с: ил. - (Рерия «Учебник для вузов»)., 2004

Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию РФ Пензенский Государственный Университет Институт экономики и управления Кафедра «Государственное и муниципальное управление» ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Учебное пособие Алехин Эдуард Владимирович ПЕНЗА, 2008 1 Содержание: Тема 1. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы…………………………………………………………………… 4 1. Понятие экономических и политических процессов………………….. 4 2. Социальный процесс, его основные характеристики…………………. 6 3. Типы экономических и политических изменений……………………. 17 4. Типология экономических и политических процессов……………….. 18 5. Развитие как особая разновидность политических процессов………… 21 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Тема 2. Инструментарий социологического исследования……………. 26 1. Методики сбора первичных данных……………………………………. 26 2. Гипотеза как форма развития. Классификация……………………….. 33 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Тема 3 Методы социального прогнозирования………………………. 51 1. Теоретико-методологические основы методов социально- экономического прогнозирования…………………………………………………. 51 2. Классификация методов прогнозирования…………………………… 52 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Тема 4. Базовые социальные процессы………………………70 1. Социально-экономические процессы………………………………….. 70 2. Собственно социальные процессы…………………………………….. 74 3. Социально-культурные процессы………………………………………. 77 Вопросы для повторения Используемая литература 2 Тестовое задание Тема 5. Специфика структурно-функционального анализа как одного из способов системного анализа. …………………………………………………… 86 1. Области применения структурно-функционального анализа…………….86 2. Функционалистская теория Т. Парсонса…………………………………..88 3. Теория социального действия. …………………………………………… 93 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Тема 6. Стадии социального управления…………………… 101 1. Социальное прогнозирование…………………………………………….. 101 2. Социальное проектирование………………………………………………. 111 3. Социальное планирование…………………………………………………. 121 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Тема 7. Управление развитием социальной сферы общества………. 132 1. Социальные интересы социальных групп как реальные причины их действий………………………………………………………………………………. 132 2. Потребность как внутренний побудитель активности…………………….135 3. Образ жизни как целостная структура.………………………………….... 138 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Итоговый тест Список рекомендованной литературы 3 Тема 1. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы. 1. Понятие экономических и политических процессов. 2. Социальный процесс, его основные характеристики. 3. Типы экономических и политических изменений. 4. Типология экономических и политических процессов. 5. Развитие как особая разновидность политических процессов. 1. Понятие экономических и политических процессов. Существует несколько основных подходов к определению понятий «политический процесс» и «экономический процесс». Первый подход заключается в том, что его сторонники считают тождественными такие понятия, как политические и экономические сферы в целом и политический и экономический процесс. Второй подход предполагает акцентирование внимания на постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических и экономических явлений и исходя из этого сторонники данного подхода дают следующее определение политическому и экономическому процессу: Политический и экономический процесс – это совокупность всех динамических изменений в поведении отношений субъектов, в исполнении ими своих социальных ролей, функционировании политических и экономических институтов, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних факторов. Термин «процесс» призван здесь раскрыть динамику. Эволюцию политических и экономических явлений, конкретное изменение их состояния как во времени, так и в пространстве. Для интерпретации понятия экономического и политического процесса используется термин «изменение», который означает любые модификации политической и экономической структуры, их функций, институтов и форм, темпов эволюции и любых других параметров политических и экономических явлений. 4 Изменения могут рассматриваться в двух основных качествах: первые – не затрагивают основные базовые характеристики функционирования экономических и политических систем, вторые – соответственно затрагивают такие характеристики. В качестве источников политических и экономических изменений различные авторы выделяют следующие причины: 1 группа авторов считает, что основные причины политических изменений лежат в экономике, и экономические процессы непосредственно влияют на сам характер и темпы эволюции политической системы; 2 группа авторов в качестве источников политических процессов называет циркуляцию элит; 3 группа – связывает политические изменения с деятельностью харизматических лидеров. Однако в последнее время на 1 план выдвигается концепция, которая рассматривает в качестве основного источника политических и экономических изменений конфликт, под которым они понимают один из вариантов взаимодействия политических и экономических субъектов между собой по поводу достижения ими определенных значимых целей при помощи воздействия (как правового, так и не правового) на объект взаимодействия, который также стремится достичь тех же целей. В результате этого происходят изменения в поведении взаимодействующих между собой субъектов, трансформация властных структур, а тем самым придается определенная динамика происходящим в обществе политическим и экономическим процессам. Тем самым конфликт рассматривается не в качестве «разрушительной силы», а в качестве необходимого элемента, который вызывает динамику политических и экономических систем. С последней точки зрения политические и экономические процессы будут представлять собой совокупность конфликтных взаимодействий между различными субъектами (партиями, предприятиями). При этом не обязательно, что эти взаимодействия будут приводить к существенному ущербу для положения, статуса, ресурсов субъектов этих взаимодействий. Сторонники этого подхода считают, что подавляющее большинство такого рода конфликтов способствует 5 поддержанию субъектов в тонусе, принятию ими необходимых изменений в своей структуре и действиях, и осуществлении нужной для развития систем в целом программы собственной деятельности. 2. Социальный процесс, его основные характеристики. Понятие социального процесса. В научной литературе часто встречаются различные определения слова "процесс". В данном случае под процессом понимается относительно однородная серия явлений, взаимосвязанных причинными или структурно-функциональными зависимостями. При этом данные социальные явления возникают вследствие взаимодействия людей в социальном пространстве, непосредственно в контактной группе или опосредованно через причастность индивидов к общностям, через социальные организации, социальные институты. Серия социальных явлений может быть понята как процесс, если: а) она сохраняет идентичность во времени, позволяющую выделить ее из других серий; б) предшествующие явления обусловливают хотя бы частично следующие за ними явления; в) предшествующие явления вызывают однородное положение вещей. Например, социализация - это процесс освоения индивидом общественного опыта. Она представляет собой длинную серию взаимодействий между ребенком, его воспитателями и общественной средой; серия эта сохраняет свою идентичность благодаря идентичности формируемой личности; реакции ребенка на последующие воздействия в определенной степени обусловлены ранее возникшими явлениями результате складывается определенное состояние его личности, формируются более или менее устойчивые черты. Воспитание - также социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений, взаимодействий, более, или менее последовательно нацеленных на формирование воспитуемого в желательном направлении. Развитие любой группы - социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений дифференциации состава ее членов, институтов, применения новых методов самовзаимодействия и 6 т.д. Причем это развитие характеризуется идентичностью, непрерывностью и связано структурно-функциональными зависимостями. На логику развития социального процесса существенно влияет сознание. Во многих социальных процессах (целенаправленных) роль сознания исключительно велика. Однако часть процессов совершается как бы подсознательно. Нередко социальные процессы застают нас врасплох, ошарашивая своей неожиданностью и результатом. Поэтому важен вопрос о границах социального процесса. Поскольку человек - существо не только социальное, но и биологическое, то социальные процессы тесно переплетаются с биологическими. Полная картина социализации личности невозможна без учета возрастных периодов человека и их биологических особенностей (например, акселерации, т.е. ускоренного биологического созревания индивида). С другой стороны, биологические характеристики человека, такие, как, скажем, состояние его здоровья, нельзя понять без учета социальных, экономических, экологических факторов и переменных. Сказанное относится также к соотношению социальных и других смежных (географических, геофизических и т.п.) процессов. Социальный процесс совершается в трех возможных формах: 1) объектной, т.е. в форме последовательного изменения состояния социального объекта; 2) субъектной, или деятельностной, т.е. в форме последовательных действий субъекта; 3) технологической, т.е. в форме соблюдения, осуществления определенной технологии. Технологическая форма социального процесса является ее высшей формой, так как она обеспечивает взаимную "подгонку" двух первых форм. Посредством ее достигается, с одной стороны, рационализация процесса деятельности, а с другой - оптимизация объектного процесса, что, в конечном счете, и является одной из важнейших задач социального менеджмента. 7 Структура социального процесса. Все сказанное выше позволяет перейти к рассмотрению структуры социальных процессов. Выделим следующие моменты: 1. Структурная составляющая позволяет определить содержание, форму, участников, направление и масштаб социального процесса. Если изменения, происходящие в социальной системе, приводят к исчезновению или обеднению ее составных элементов и существующих между ними отношений, то такая система теряет свой потенциал, идет к регрессу. Если развитие, происходящее в социальной системе, приближает ее к определенному идеалу, оцениваемому положительно, то это развитие является прогрессом. Масштаб социального процесса - это социальное пространство, на которое он распространяется. В зависимости от масштаба выделяются локальные и глобальные процессы. Локальные (ограниченные определенным местом) процессы охватывают часть социального пространства, глобальные - охватывают все социальное пространство. Процесс самовоспитания личности, к примеру, охватывает ее саму и ее ближайшее окружение, процесс социализации - все общество. Одни и те же процессы (сотрудничество, конфликт) могут быть как локальными, так и глобальными. Стремление ограничить социальный процесс определенным местом и не допускать его распространения называется локализацией. Так, субъект управления часто озабочен локализацией социальной напряженности, конфликта. Стремление расширить социальный процесс называется соответственно глобализацией. Расширение сферы сотрудничества между людьми, группами или народами всегда было и остается благородной целью. Точная оценка масштаба социального процесса закономерностей его развития является необходимой предпосылкой принятия правильных решений. Если субъект управления имеет смутное представление о масштабах распространения, скажем, алкоголизма или наркомании, то вряд ли он сумеет успешно с ним бороться. 2. Динамическая составляющая в отличие от структурной учитывает фактор времени, иначе говоря, рассматривает социальный процесс во временном 8 измерении. С этой целью используются такие характеристики, как фазы (стадии) социального процесса, его продолжительность, интенсивность, ритм, обратимость. 3. Факторная составляющая обусловлена тем, что социальный процесс, как и любой другой процесс, детерминирован определенными причинами. Роль отдельных параметров детерминации социального процесса различна: одни вызывают его, другие обусловливают, третьи влияют на его продолжительность или темп и т.п. Параметры, которые вызывают социальный процесс и определяют само его содержание, составляют источник социального процесса. Если нет источников, то нет и процесса. В основе любого процесса лежат те или иные источники, порождающие его, дающие ему жизнь. Параметры, которые сами по себе не вызывают социального процесса, но без которых он не может существовать, составляют условия социального процесса. Параметры, которые влияют на социальный процесс, изменяя его отдельные характеристики (форму, продолжительность, интенсивность и т.п.), относятся к факторам социального процесса. Факторы не вызывают социальный процесс (в отличие от его источников) и не обеспечивают его существования (в отличие от его условий), но тем не менее влияют на него. Причем влияние иногда оказывается настолько сильным, что процесс даже приостанавливается или, наоборот, совершается в ускоренном темпе. Источники социального процесса делятся на внутренние и внешние. Внутренние источники действуют в самой социальной системе, находятся в данном процессе, внешние источники - во взаимодействии этой социальной системы с другими системами. Условия бывают достаточными или недостаточными. При недостаточных условиях социальный процесс или вообще не может совершаться, или совершается в деформированном виде. Факторы социального процесса делятся на: а) положительные или отрицательные: положительные факторы содействуют процессу, отрицательные - препятствуют ему, тормозят его; 9 б) непосредственные и косвенные: непосредственные факторы действуют на сам социальный процесс прямо, непосредственно; косвенные - действуют опосредованно, косвенно, а именно через источники или условия социального процесса. Выявление, анализ и соответствующая оценка источников, условий, факторов имеют принципиально важное значение для направленного воздействия на социальный процесс, его оптимизацию. 4. Типологическая составляющая заключается в классификации всех процессов, возникающих в отношениях между людьми. Определяя общество как многообразие отношений между людьми, все процессы, изменяющие общество, сводятся к двум большим группам: процессы взаимного сближения людей, или процессы, объединяющие людей, и процессы отдаления, или процессы, разделяющие людей. Первые составляют большую группу ассоциативных процессов, среди которых основные - сближение, приспособление, уравнивание, объединение. Процессы разъединения выступают в трех основных видах: соперничество, оппозиция, конфликт. Процесс соперничества, конкуренции, основан на том, чтобы упредить аналогичные стремления других индивидов и групп и прежде них прийти к цели. Если в ходе соперничества проявится стремление ликвидировать конкурента или какую-либо его систему предметов или ценностей, то соперничество превращается в конфликт, который также имеет разные виды при разной степени интенсивности. Кроме того, выделяются процессы, изменяющие место индивидов или групп как в пространстве, так и в социальных структурах. К ним относятся процессы мобильности. Процессы, изменяющие социальную организацию, делятся на процессы реорганизации и дезорганизации. Наконец, существуют также процессы изменений, происходящие в системах культуры, накладывающие глубокий отпечаток на отношения между людьми, на организацию и структуру общности, например процессы, изменяющие систему идеологии, религии, науки, техники. Типологизацию социальных процессов можно проводить и по другим основаниям (критериям): общей направленности (процессы функционирования и процессы развития); 10

Социальный процесс – это:

Любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик.

Последовательная смена состояний или элементов социальной системы и её подсистем, любого социального объекта. Социальный процесс совершается под влиянием внутренних и внешних условий, обладает устойчивым порядком взаимодействия составляющих его компонентов, продолжительностью во времени и направленности к тому или иному состоянию объекта.

Социальный процесс можно рассматривать и как объективную совокупность действийсубъектов , которые создают условия осуществления или неосуществления исторических тенденций развития

Социальный процесс – это социально-значимые изменения в обществе,вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения интересов различных социальных групп.

Социально–экономические и политические процессы

Социально–экономические и политические процессы - это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности.

Политический процесс – сумма последовательно сменяющих друг друга взаимосвязанных явлений и событий, происходящих в политической жизни общества.

Объект исследования – политический субъект (носители власти - правительственные чиновники, главы крупных муниципальных образований, иоппозиция , стремящаяся на основе поддержки определенной части населения сместить какую-то часть представителей этой власти.) В качестве объекта исследования могут также выступать политические процессы, охватывающие массы людей и проявляющиеся в их политическом сознании.

Предмет – деятельность политического субъекта в конкретных ситуациях, например, процесс политического реформирования государственного устройства.

Направления исследования политических процессов:

Политическая борьба;

Процесс возникновения и развития новой политической партии и движения;

Имидж и деятельность отдельных политических лидеров и институтов;

Процесс реализации и разделения власти;

Процесс борьбы между ветвями власти.

Классификация социальных процессов.

1. Процессы функционирования и процессыразвития .

2. Социальные процессы классифицируются по уровням их проявления : - человечество – общество - класс – организация – малая группа. Или: - общество в целом – регион – малая группа.

3. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

4. По сферам проявления.

5. По степени управления.

6. Сложные и простые.

Формы проявления социальных процессов:

1. Возникновение, развитие, исчезновение, преобразование социальных институтов, усиление степени их влияния, организации или дезорганизации.

2. Изменение социальных качеств, характеристик различных социальных групп, повышение или понижение образовательного или культурного уровня, общественной активности.

3. Изменение в условиях, образе жизни людей.

4. Изменение социального статуса людей.

5. Улучшение или ухудшение социально – психологического климата в социальной группе или образовании.

6. Возникновение, изменение, исчезновение социальных норм.

7. Возникновение, развитие, усиление, ослабление, исчезновение социальных, политических движений.

8. Изменение в системе отношений общества и личности. Усиление или ослабление социального контроля и социальной помощи, защиты со стороны общества.

9. Изменение в общественном мнении.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!