Все для предпринимателя. Информационный портал

Как сделать аудиторское заключение. Заключительная стадия аудиторской проверки. Основные элементы аудиторского заключения

Аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой отчетности, составленный в соответствие со стандартами аудиторской деятельности национальными или международными для выражения мнения аудитора о достоверности финансовой отчетности аудируемого субъекта

Аудиторское заключение может быть безусловно положительным или модифицированным

Внутренний аудит используется для оценки и улучшения системы менеджмента качества компании. Обычно это проводят обученные сотрудники, которые проверяют всю организацию и организацию работы своего объекта для соответствия стандартным требованиям набора правил. Для проведения аудита необходимы следующие 6 шагов.

Аудитор несет ответственность за подготовку и проведение аудита. Если аудитор проводит только один аудитор, он входит в команду управления командой. На этом этапе аудита аудитор контролирует документацию системы управления, если он ему неизвестен или не были сделаны серьезные изменения. Для проверки документа должен быть создан отчет. Это содержит формальные и довольные недостатки, отношение к правилам и меры по улучшению, которые могут устранить недостатки. Затем аудитор должен подготовить необходимые документы для проведения аудита.

Дополнительная итоговая документация аудита оформляется под одним из таких названий: "Аудиторский отчет", "Отчет о проведении аудита", "Отчет о результатах проведения аудита", "Отчет об экспресс-осмотре", "Экспертный осмотр", "Замечание и рекомендации по результатам аудиторской проверки", "Лист- информация клиента".

По договоренности, аудитор может составить для заказчика и аудиторской отчет, содержание которого более обширно, по сравнению с заключением. Стандартизация аудиторского отчета процесс чрезвычайно сложный. Содержание этого документа зависит от конкретных обстоятельств, результатов проверки и пр.

Контрольные списки и планы аудиторских выборок, формы для записи информации и т.д. Как только наступит день проведения аудита, первое заседание должно всегда состояться. Совещание служит координированию всех сторон, участвующих в проведении аудита, с тем чтобы иметь возможность проводить проверки, определенные в Плане аудита. За этим следует фактический аудит.

Это можно сделать с помощью различных методов: интервью с сотрудниками, участие в наблюдении, просмотр документов и записей, а также отчеты из других источников, Отзывы клиентов или внешние опросы. Создание отчета о внутренней ревизии. Аудиторский отчет включает результаты аудита и аудиторские заключения проведенного аудита. Результаты аудита являются результатами оценки собранных аудиторских доказательств и показывают соответствие или несоответствие в отношении правил. Выводы являются результатом аудита после учета аудитов и всех результатов аудита.

В связи с этим форма аудиторского отчета может быть произвольной. Аудиторский отчет не является аудиторским документом. Он предназначен исключительно для заказчика и может быть опубликован лишь с его разрешения.

Аудиторский отчёт - документ, адресованный руководителям и/или собственникам экономического субъекта, а также другим пользователям отчётности, составляемый аудитором (аудиторской фирмой ) по результатам аудиторской проверки , который содержит заключение относительно достоверности информации приводимой в финансовой отчетности .

Экологический аудит в Украине

Внутренний аудит прекращается, когда все запланированные аудиты выполняются или согласовываются с клиентом. Это тот случай, когда отчет о проверке был доведен до сведения и принят сторонами. Меры по улучшению. Выводы аудита могут показать необходимость в мероприятиях по профилактике и улучшению. Обычно они решаются компанией и осуществляются в течение согласованного периода.

Основные элементы аудиторского заключения

Внутренний аудит - это полезная мера для подготовки к внешнему аудиту организацией по сертификации. Они разумно отражают реальность или представляют собой чистый дым. Следуя европейским требованиям, испанский регулятор собирается изменить отчет, который все аудиторы собираются выпустить с этого момента, и таким образом улучшить и разъяснить, что эти отчеты говорят общественному мнению.

Стандартный аудиторский отчет состоит из трех частей:

    В водной части уведомляется об общей ответственности аудиторов и директоров, а также сообщается, какие разделы финансовых отчетов прошли проверку.

    Во второй части описывается, каким образом проводилась аудиторская проверка и какие области компании в ней участвовали.

    Новое постановление устанавливает, что аудиторские отчеты будут более информативными и дискуссионными, поэтому следует стимулировать диалог между аудиторами, компаниями, комитетами по аудиту, инвесторами и регулирующими органами. Этот новый формат приводит к новым вызовам, связанным с новым способом ведения дел и отношениями. Если это новое правило будет успешно реализовано, отчет аудитора будет более уместным.

    Для компаний в Испании изменения вступят в силу к концу Закона об аудиторской проверке, при условии, что эта новая модель аудиторского отчета будет применяться в течение лет, начинающихся с или после 17 июня 2005 года. Однако аудиторы должны начать работа над новым форматом, который включает крупномасштабные изменения, реализация которых должна быть осторожной. Особенно во избежание недоразумений с нашими клиентами. Изменения, внесенные в новые стандарты аудиторских отчетов, сосредоточены на трех ключевых областях.

    В третьей части аудиторская фирма делает свои заключения и высказывает свое мнение о состоянии финансовых отчетов компании.

Аудиторское заключение рассчитано на широкий круг пользователей. Его публикация является свидетельством того, годовой бухгалтерский отчет предприятия, как в целом, так и во всех деталях соответствует действующему законодательству, методологии ведения бухгалтерского учета, определенной внутренним регламентом учетной политики предприятия и является достоверным. Именно поэтому отчет - это обширный по объему документ, а заключение краткий, сжатый.

Вопрос Последовательность аудиторской проверки и требования к обобщению ее результатов

Это было хорошо воспринято инвесторами, поскольку в нем основное внимание уделяется вопросам, которые, по мнению аудитора, являются наиболее важными в проверке финансовой отчетности. Он состоит из аудитора, который говорит вам, что заставляет вас беспокоиться об этой компании. Потому что нам нужно будет указать очень чувствительные аспекты, которые до сих пор нам не приходилось влиять. Этот раздел не заменяет мнение о финансовой отчетности в целом, которую инвесторы ценят, но расширяет фокус отчета, чтобы аудиторы могли объяснить, каковы важные проблемы, почему они важны и как аудитор ответил, Другими словами, какие риски аудитор видит в количестве компаний, которые содержат значительные неточности.

После завершения аудита как минимум один экземпляр и всей итоговой документации (аудиторского заключения и дополнительной документации) остается у аудитора (аудиторской фирмы).

69. Экологический аудит в Украине

Экологический аудит - это документально оформленный системный независимый процесс оценивания объекта экологического аудита, включает сбор и объективное оценивание доказательств для установления соответствия определенных видов деятельности, мероприятий, условий, системы экологического управления и информации по этим вопросам требованиям законодательства Украины об охране окружающей природной среды и другим критериям экологического аудита.

Для всех участников важно, чтобы реализация была успешной и эта модель генерировала важную и ценную информацию. Опыт других стран положительный. Более интересные отчеты были подготовлены в Великобритании или Нидерландах с конкретной информацией о процессе аудита и менее жаргоном. Это мнение большинства инвесторов, которые получили изменения очень благосклонно.

Финансовый аудит представляет собой системный процесс, который информирует о некоторых показателях и анализирует их соответствие определенным критериям. Результаты этого сравнения представлены в аудите. Аудит представляет собой независимый обзор и проверку аудиторами, специально назначенными для этой цели. Эта проверка охватывает финансовые отчеты предприятия, а затем предоставляет компетентное заключение специалистов в соответствии с правилами, установленными законом.

Объектами экоаудита могут быть любые виды инвестиционной, хозяйственной, административной деятельности, которые способны негативно влиять на состояние окружающей среды и здоровья населения.

Субъекты экологического аудита - это лица, которые уполномочены предоставлять экологические аудиторские услуги предприятиям, организациям, учреждениям и готовить экологические аудиторские заключения.

Преимущества проведения финансового аудита заключаются в следующем. Поддержка бухгалтеров - это хорошая идея для финансового аудита, который должен быть сделан до конца финансового года, чтобы можно было принять необходимые меры, если необходимы корректировки в охвате транзакций или событий.

Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности

Безопасность управления. Проверка независимых аудиторов, таких как аудиторы, помогает менеджерам быть уверенными, что заявления о финансовом состоянии компании заслуживают доверия. Защита собственников - получение достоверной информации о финансовом состоянии компании, ошибках, мошенничестве или неправомерном использовании лицами, работающими на них.

Экологические аудиторские услуги предусматривают:

Анализ влияния экологически опасной деятельности на состояние окружающей среды и здоровья людей;

Эколого-экономический прогноз экологических последствий хозяйственной деятельности (стоимостная оценка);

Оценка эффективности природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов;

Достаточная и надежная информация для всех заинтересованных сторон - для финансовых учреждений, инвесторов, подрядчиков, подрядных органов. Для начала финансового аудита сначала должны быть доступны два документа - письменный договор между аудитором и проверяемым субъектом и письмо с обязательством, в котором указаны стандарты, по которым будут подготовлены и проверены отчеты.

Во-первых, разработана стратегия аудита для сбора фактов и доказательств для снижения риска аудита. На этом этапе определяются все бизнес-циклы предприятия и риски для каждого из них. Планируются все процедуры и начаты процедуры аудита. Эти процедуры включают проверку документов, определенные факты и доказательства, опрос сотрудников с процессами мониторинга и отслеживания на предприятии, проверку системы внутреннего контроля и анализ собранной информации. Процедуры аудита можно условно разделить на две группы.

Экологическое обоснование внедрения изобретений, ресурсосберегающих технологий и систем, приборов контроля, другого природоохранного оборудования и оборудования;

Оценка других видов эколого-экономического обеспечения природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов;

Эколого-экономическая оценка риска изменения формы собственности;

Контрольные испытания для оценки системы управления - убедитесь, что системы работают правильно; Подробные тесты - аналитические процедуры, проверка на месте, валидированный пересчет и сравнение - т.е. предметная экспертиза. Рассмотрев все собранные доказательства и факты, они анализируются и, при необходимости, повторно проверяются. В случае необходимости рекомендации в отношении корректировок и дополнительной информации могут быть сделаны в финансовой отчетности. Затем составляется отчет об аудите, описывающий выявленные проблемы.

Тип аудиторского заключения выражает оценку аудируемого отчета. Неквалифицированный отчет - истинный во всех аспектах; Измененный неквалифицированный отчет - внимание уделяется определенным вопросам; Отчет с оговорками - выявлены проблемы, которые не позволяют аудитору проверять достоверность финансовой отчетности во всех аспектах; Отклоненный отчет - аудитор не смог собрать необходимую информацию для получения компетентного мнения; Свидетельство об отказе - Финансовый отчет содержит неверную информацию. Европейская аудиторская аудитория изучила достоверность счетов, а также оценила эффективность операций с доходами и расходами.

Эколого-экономическая оценка риска осуществления инвестиционных проектов;

Эколого-экономическая оценка риска административных решений.

Федеральный стандарт аудита № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника» устанавливает единые требования в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, руководству (руководящим работникам) аудируемого лица и представителям собственника этого лица.

Он обнаружил, что, несмотря на отсутствие серьезных сомнений в области доходов, на большинство областей расходов в значительной степени влияют ошибки. Общий вердикт Счетной палаты относительно ошибок в операциях выхода аналогичен предыдущему финансовому году.

Типичные ошибки включают платежи неприемлемым получателям, платежи за неприемлемые проекты или приобретения, которые не соответствовали правилам присуждения публичных заявок. В большинстве случаев это не мошеннический акт, так как иногда это неверно истолковывается.

Определению наиболее вероятной частоты ошибок предшествует подробный тест репрезентативной выборки, которая охватывает все области расходов. Аудит показал, что все политические группы, связанные с операционными расходами, снова в значительной степени обременены ошибками, за исключением «Правильных и связанных расходов», где коэффициент ошибок ниже порога значимости.

Информация представляет собой сведения, ставшие известными аудитору в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые, по мнению аудитора, являются одновременно важными для руководства и представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и раскрытием информации в ней. Информация включает только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита. Аудитор не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом.

Проверенные системы контроля и контроля для обеспечения точности платежей оценивались только как неполный рабочий день, другими словами, они не полностью используют свой потенциал с точки зрения предотвращения или обнаружения и исправления ошибок. Суд также критикует государства-члены в этом году за то, что во многих случаях достаточно информации для обнаружения и исправления хотя бы некоторых ошибок в транзакциях, они этого не делали.

Четкость акцента на достижение результатов

Часть этих докладов также является рекомендацией улучшить Комиссию, а в случае государств-членов - государствам-членам. Часть документа представляет собой обзор количества проверенных проектов, а также характер и серьезность ошибок в отдельных государствах-членах Союза.

Аудитор должен сообщать информацию руководству и представителям собственника аудируемого лица. Руководством аудируемого лица являются лица, отвечающие за повседневное руководство аудируемым лицом, а также осуществление финансово-хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер). Представителями собственника аудируемого лица являются лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства, в том числе назначать или освобождать от должности представителей высшего руководства.

Республика Чешская Республика в годовом отчете

Полный текст Годового отчета и всех опубликованных специальных отчетов можно найти на веб-сайтах Суда. Автор: Ян Киншт, Яна Жирусков, Европейская аудиторская палата. Ответственность законодательного органа за финансовую отчетность. Законодательный орган несет ответственность за подготовку финансовой отчетности, которая дает истинное и справедливое представление в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Чешской Республике и для системы внутреннего контроля, которую она считает необходимой для подготовки финансовой отчетности, с тем чтобы она не содержала значительных искажение из-за мошенничества или ошибки.

В договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) могут также:

  1. указываться форма, в которой будет сообщаться информация;
  2. определяться надлежащие получатели информации;
  3. определяться конкретные вопросы аудита, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, в отношении сообщения информации о которых была достигнута договоренность.

Аудитор должен рассмотреть информацию и сообщить сведения, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, надлежащим получателям такой информации. Как правило, такая информация отражает:

  1. общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица;
  2. выбор или изменение руководством аудируемого лица принципов и методов учетной политики, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица;
  3. возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо значимых рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);
  4. предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом;
  5. существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность;
  6. разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;
  7. предполагаемые модификации аудиторского заключения;
  8. другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля, вопросы, касающиеся порядочности руководства аудируемого лица, а также случаи недобросовестных действий руководства);
  9. вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита).

Информация должна сообщаться своевременно, в устной или письменной форме (в зависимости от предварительных договоренностей). Аудитор обязан выполнять требования законодательства РФ и Кодекса этики аудиторов России в отношении конфиденциальности информации, полученной по результатам аудита. В некоторых случаях потенциальные конфликты между этическими и правовыми обязательствами аудитора в отношении конфиденциальности и требованиями по представлению информации могут носить сложный характер.

Аудиторское заключение

Согласно Федеральному стандарту аудита № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с настоящим правилом и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ. В стандарте определены все основные элементы аудиторского заключения.

Аудиторское заключение должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством РФ и (или) договором о проведении аудита. Как правило, аудиторское заключение адресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров и т. п. и должно содержать перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода и ее состава.

В аудиторском заключении должно быть указано, что аудит проводился на выборочной основе, и оно должно содержать заявление аудитора относительно того, что аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит (лицом, возглавлявшим проверку), с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью. К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства РФ относительно подготовки такой отчетности.

Стандарт предусматривает два основных вида заключения: безоговорочно положительное и модифицированное.

Безоговорочно положительное мнение должно быть выражено тогда, когда аудитор приходит к заключению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Российской Федерации. При этом в итоговой части будет следующая фраза: «По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации „YYY“ отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20(ХХ) г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно».

Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли:

  1. факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  2. факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести:
    • к мнению с оговоркой. При этом в итоговой части будет следующая фраза: «Не изменяя мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, мы обращаем внимание на информацию... и перечисление причин или ошибок»;
    • отказу от выражения мнения, который имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности;
    • отрицательному мнению, которое следует выражать только тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для финансовой (бухгалтерской) отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой (бухгалтерской) отчетности. При этом в итоговой части будет следующая фраза: «По нашему мнению, вследствие влияния указанных обстоятельств финансовая (бухгалтерская) отчетность организации „YYY“ недостоверно отражает финансовое положение на 31 декабря 20(ХХ) г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно».

В качестве примера приведем образец аудиторского заключения с выражением безоговорочно положительного мнения:

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

Наименование: общество с ограниченной ответственностью «ХХХ».

Лицензия: номер, дата, наименование органа, предоставившего аудиторской организации лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок действия.

Является членом (указать наименование аккредитованного профессионального аудиторского объединения).

Аудируемое лицо

Наименование: открытое акционерное общество «YYY».

Место нахождения: индекс, город, улица, номер дома и др.

Государственная регистрация: номер и дата регистрационного свидетельства.

Мы провели аудит прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности организации «YYY» за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно. Финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «YYY» состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибылях и убытках;
  • приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
  • пояснительной записки.

Ответственность за подготовку и представление этой финансовой (бухгалтерской) отчетности несет исполнительный орган организации «YYY». Наша обязанность заключается в том, чтобы выразить мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ на основе проведенного аудита.

Мы провели аудит в соответствии с:

  • Законом об аудиторской деятельности;
  • Федеральными стандартами аудита;
  • внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности (указать аккредитованное профессиональное объединение);
  • нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельности аудируемого лица.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели в финансовой (бухгалтерской) отчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку представления финансовой (бухгалтерской) отчетности. Мы полагаем, что проведенный аудит представляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «YYY» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20(XX) г. и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(ХХ) г. включительно в соответствии с требованиями законодательства РФ в части подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности (и/или указать документы, определяющие требования, предъявляемые к порядку подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности).

«ХХ» месяц 20(ХХ) г.

Руководитель (или иное уполномоченное лицо) аудиторской организации либо индивидуальный аудитор (ФИО, подпись, должность).

Руководитель аудиторской проверки (ФИО, подпись, номер, тип квалификационного аттестата и срок его действия).

Печать аудитора.

Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности

Аудитору следует принимать во внимание влияние на бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение событий после отчетной даты как благоприятных, так и неблагоприятных.

События, произошедшие до даты аудиторского заключения. Аудитор должен выполнить процедуры с целью получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что все события, имевшие место до даты аудиторского заключения, которые могут потребовать внесения корректировок в бухгалтерскую отчетность или раскрытия в ней информации, были установлены. Эти процедуры выполняются в дополнение к обычным процедурам, которые могут быть применимы к конкретным операциям, происходящим после окончания отчетного периода, с целью получения аудиторских доказательств в отношении сальдо счетов на конец периода, например, оценка правильности отнесения операций по товарно-материальным запасам к отчетным периодам или тестирование платежей кредиторам.

События, произошедшие после даты аудиторского заключения. В течение периода, начинающегося с даты аудиторского заключения, ответственность за информирование аудитора о фактах, которые могут повлиять на бухгалтерскую отчетность, несет руководство субъекта.

Если после даты аудиторского заключения аудитору становится известно о факте, который может оказать существенное влияние на бухгалтерскую отчетность, аудитор должен определить, нужно ли внести изменения в бухгалтерскую отчетность, обсудить этот вопрос с руководством и предпринять действия, являющиеся надлежащими в данных обстоятельствах.

Если руководство вносит изменения в бухгалтерскую отчетность, аудитору следует осуществить процедуры, необходимые в данных обстоятельствах, и представить руководству новое аудиторское заключение по измененной бухгалтерской отчетности. Новое аудиторское заключение должно быть датировано не ранее, чем датой подписания или утверждения измененной бухгалтерской отчетности.

Если руководство не вносит изменений в бухгалтерскую отчетность, в то время как аудитор считает, что они должны быть внесены, и аудиторское заключение еще не представлено субъекту, аудитору следует выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение.

Если аудиторское заключение выдано субъекту, аудитору необходимо уведомить лиц, несущих ответственность за общее руководство субъектом, о том, что субъект не должен представлять бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение по ней третьим лицам. Если впоследствии бухгалтерская отчетность будет передана третьим лицам, аудитору нужно предпринять меры, необходимые для того, чтобы такие третьи лица не полагались на аудиторское заключение. Предпринятые меры будут зависеть от юридических прав и обязанностей аудитора, а также от рекомендаций юристов аудитора.

События, обнаруженные после выпуска бухгалтерской отчетности. После выпуска бухгалтерской отчетности аудитор не несет никаких обязательств, касающихся направления любых запросов относительно этой бухгалтерской отчетности.

Если после выпуска бухгалтерской отчетности аудитору становится известно о событии или факте, существовавшем на дату аудиторского заключения, вследствие которого, если бы такой факт был тогда известен, аудитор должен был бы модифицировать аудиторское заключение, аудитору следует рассмотреть вопрос о необходимости пересмотра бухгалтерской отчетности, обсудить его с руководством аудируемого лица и предпринять действия, являющиеся надлежащими в данных обстоятельствах.

Если руководство пересматривает бухгалтерскую отчетность, аудитору следует выполнить необходимые в данных обстоятельствах аудиторские процедуры, проверить действия, предпринятые руководством по информированию о сложившейся ситуации всех, кто получил ранее представленную бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением по ней, и представить новое заключение по пересмотренной бухгалтерской отчетности.

Новое аудиторское заключение должно включать абзац, привлекающий внимание к вопросу, касающийся примечания к бухгалтерской отчетности, в котором более подробно излагаются основания для пересмотра ранее представленной бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Новое аудиторское заключение должно быть датировано не ранее, чем датой утверждения пересмотренной бухгалтерской отчетности.

Если руководство не предпринимает необходимых мер, чтобы проинформировать всех, кто получил ранее представленную бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение, о сложившейся ситуации и не пересматривает бухгалтерскую отчетность, в то время как аудитор считает ее пересмотр необходимым, аудитору следует уведомить лиц, несущих ответственность за общее руководство субъектом, о том, что аудитор предпримет меры, необходимые для того, чтобы третьи лица не полагались на аудиторское заключение. Предпринятые меры будут зависеть от юридических прав и обязанностей аудитора, а также от рекомендаций юристов аудитора.

Необходимость в пересмотре бухгалтерской отчетности и выдаче нового аудиторского заключения может не возникнуть, если приближается дата выпуска бухгалтерской отчетности за следующий период, при условии, что в новой отчетности информация будет надлежащем образом раскрыта.

Решение об эмиссии ценных бумаг. В случаях проведения эмиссии ценных бумаг аудитор должен принять во внимание законодательные и связанные с ними требования, предъявляемые к аудитору законодательством, в котором имеет место размещение ценных бумаг. Например, от аудитора может потребоваться проведение дополнительных аудиторских процедур, охватывающих период до даты составления окончательного документа по эмиссии ценных бумаг.

Аудиторская тайна

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности, саморегулируемые аудиторские объединения, лица, осуществляющие внешний контроль качества в аудите, и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудиторской деятельности и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, представляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности. Необходимо также заботиться о сохранности документов, получаемых и (или) составляемых им в процессе аудиторской деятельности. Аудитор не вправе передавать эту информацию, документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без письменного согласия проверяемых лиц вне зависимости от того, принесет ли передача документов или разглашение содержащихся в них сведений ущерб указанному лицу. Обязанность сохранять конфиденциальность аудитор должен соблюдать и после завершения отношений между ним и проверяемым лицом. Кроме того, аудитор должен следить за тем, чтобы выполнялся принцип конфиденциальности со стороны персонала, работающего под его контролем, а также лиц, привлекаемых им для предоставления консультаций и оказывающих дополнительную профессиональную помощь при проведении аудита. Таким образом, аудитор должен соблюдать конфиденциальность во всех случаях, за исключением передачи результатов проверки проверяемым лицам либо органам, назначившим проверку.

Для соблюдения конфиденциальности и безопасного содержания рабочих документов и для их сохранности в соответствии с практическими, юридическими и профессиональными требованиями аудитору следует сохранять записи в течение не менее пяти лет после проведения аудита.

Законодательство о защите коммерческой тайны, основанное на Конституции РФ, включает положения ГК, Уголовного кодекса РФ, ТК и ряда других законов и подзаконных актов.

Перечень сведений и документов, содержащих коммерческую тайну, не регламентируется государственными нормативными актами. Их определяет обладатель (собственник) конфиденциальных сведений исходя из специфики деятельности каждой конкретной организации (характера ее деятельности, организации, технологии и управления, состава и количества поставщиков, условий рынка сбыта и т. д.). Разработкой перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, должна заниматься постоянно действующая экспертная комиссия, в состав которой включаются руководители и сотрудники ведущих структурных подразделений организации. Перечень не подлежащих разглашению конфиденциальных сведений следует внести в договор на оказание аудиторских услуг между аудитором и лицом, подлежащим аудиту. В этот перечень не включаются сведения, которые в соответствии с законодательством РФ не могут быть отнесены к конфиденциальной информации (коммерческой тайне).

Публикация, иное разглашение конфиденциальной информации проверяемых лиц не являются нарушением профессиональной этики, если данные действия были произведены:

  • в случае, предусмотренном законодательными актами или решениями судебных органов;
  • с разрешения проверяемого лица при условии соблюдения интересов всех сторон, которые могут быть затронуты;
  • в целях защиты профессиональных интересов аудитора в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями или уполномоченными представителями проверяемых лиц;
  • в случае намеренного и незаконного вовлечения аудиторской организации проверяемым лицом в действия, противоречащие законодательным и профессиональным нормам.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!