Все для предпринимателя. Информационный портал

Языки и религии в странах зарубежной Европы. Национальный состав зарубежной Европы

Большая часть населения Зарубежной Европы – христиане. Эта религия проникла сюда в начале на своего зарождения и очень быстро распространилась благодаря тому, что она опиралась на поддержку бедных слоев населения.

История распространения христианства в Европе

Религии Зарубежной Европы представлены, в основном, различными христианскими ответвлениями. Чтобы разобраться в этом, вернёмся к истокам.

В 11 веке между двумя центрами Римом и Константинополем возник конфликт, результатом которого стало деление всего мира на два христианских течения: православные и католики. В первую стороны отошли все страны Западной и Северной Европы и частично Центр, а в другую – Восточная и Южная Европа. В это же время в центральных государствах набирает силу протестантизм. С тех пор ситуация практически не изменилась.

Религиозный состав Зарубежной Европы

  • Католики : Италия, Испания, Португалия, Мальта, Ирландия, Бельгия, Франция, Люксембург, Австрия, Польша, Чехословакия, Венгрия.
  • Православные : Румыния, Болгария, Греция.
  • Протестанты : Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия.

Рис. 1 Религии Западной Европы

Такие страны как Германия, Великобритания, Нидерланды, Швейцария разделись на две половины. Одни относятся к католикам, другие к протестантам. Господствующая ветвь протестантизма – лютеранство.

Среди религиозных меньшинств преобладает Ислам, его исповедуют Албания, Черногория, Босния и Герцоговина.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Европа еще с начала 19 века является центром свободомыслия. Именно поэтому, людей, которые отказываются от религии с каждым годом становится все больше и больше. Наиболее распространены атеистические движения во Франции, Великобритании, Нидерландах.

Рассмотрим религиозный состав населения по самым крупным государствам.

Великобритания

Признает на уровне государства две крупные церкви: Англиканскую и Шотландскую. Первая была признана в 16 веке. Глава – действующий монарх. На сегодняшний день — это королева Виктория. К Английской церкви относятся более 50 млн. человек по всему миру. Выделяется также “Свободная церковь”.

Сюда относятся сектанты и протестанты, не признанные государством.

Рис. 2 Англиканская церковь

Германия

Распространенная форма протестантизма – лютеранство, основанное Мартином Лютером в середине 17 века. Основная церковь – Евангелическая, куда приходят более 24 млн. человек, что составляет 30% страны.

Еще 30% — это католики, которые ходят в римско-католические церкви.

Большой процент населения – атеисты. Также в незначительной степени представлены другие религиозные меньшинства.

Рис. 3 Немецкая лютеранская церковь

Франция

Религиозный состав населения Франции выглядит таким образом:

  • Не относят себя ни к какой религии – 45%
  • Католики – 42%
  • Мусульмане – 8%
  • Другие религии – по 1% православные, иудеи, буддисты

Рис. 4. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)

В конституции Франции написано, что она является светской страной. Это значит, что признавать на уровне государства любую религию, запрещено. Кто во что хочет, тот в то и верит.

Что мы узнали?

Территорию Европы можно условно разделить на три части: Западная – полностью католическая, восточная – православная, а вот в центре и на севере господствует протестантизм. В Великобритании есть две государственные церкви, в Германии популярен вид протестантизма – лютеранство, а Франция – свободная страна, но большинство относит себя к католикам.

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.8 . Всего получено оценок: 15.


Языки:

Европа - самая бедная из частей света с точки зрения языкового разнообразия: на нее приходится лишь 3% общемирового лингвистического богатства.

Большинство языков, на которых говорят народы зарубежной Ев­ропы, принадлежат к индоевропейской семье . Внутри семей языки подразделяются на группы.

Три крупнейшие группы в составе индоевропейских языков, существующих в современной зарубежной Европе, - это роман­ская, германская и славянская .

Романские языки преобладают в Западной Европе и Западном Средиземноморье. К ним относятся французский, испанский, порту­гальский, итальянский, румынский, каталонский и др.

Германские языки распространены в Центральной, Северной и Северо-Восточной Европе. В западногерманскую подгруппу входят английский, не­мецкий и фризский языки, а также нидерландский язык и идиш - уже почти исчезнувший язык европейских евреев. В северогерманскую подгруппу входят сканди­навские языки - шведский, датский, норвежский, исландский и фарерский.

На славянских языках говорят народы, проживающие в Восточ­ной и Юго-Восточной Европе, включая Россию. Их принято делить на три подгруппы: западную, восточную и южную. К западнославянским языкам относятся польский, чешский и словацкий, а также лужицкий язык и кашубский язык (север Польши). К восточнославянским язы­кам относятся русский, украинский и белорусский. Южнославянские языки - это сербохорватский, болгарский, македонский и словенский.

Помимо трех названных крупнейших языковых групп, в составе индоевропейской семьи существуют также более малочисленные группы, которые, тем не менее, являются неотъемлемой частью ев­ропейского языкового многообразия. Греческий язык, принадлежит к индоевропейской семье, составляет в ней самостоятельную груп­пу. Балтийская группа включает латышский и литовский языки.

Некоторые европейские народы говорят на языках, не входящих в индоевропейскую семью . В первую очередь это языки финно-угорской группы уральской семьи - финский, эстонский, саам­ский и венгерский. На турецком языке, принадлежащем к тюркской группе алтайской семьи, говорят не только в европейской ча­сти Турции, но и в Болгарии, а также во многих странах Западной Европы (прежде всего в Германии), где довольно значительную часть населения составляют люди, переселившиеся из Турции за последние полвека. Наконец, баскский язык.

Религии :

Для большинства европейских народов характерна ситуация, когда большая часть представителей каждой этнической группы исповедует какую-либо одну религию, и потому религиозный фак­тор выступает в качестве одного из важнейших параметров само­определения этноса. Исключение составляют лишь англичане, фран­цузы, немцы и венгры - для этих культур характерно сосуществова­ние католической веры и протестантизма в различных его вариантах.

Большинство европейцев исповедуют христианство в одной из трех его крупнейших разновидностей: католицизм распростра­нен большей частью в Западной и Юго-Западной Европе; проте­стантизм наиболее популярен в североевропейских странах; при­верженцы православия обитают в основном на востоке и юго-вос­токе Старого Света.

Приверженцы Римско-католической церкви преобладают в стра­нах Южной, Западной и Восточной Европы; если перечислить ос­новные европейские католические страны в порядке убывания доли католиков в населении, список будет выглядеть приблизительно так: Польша, Португалия, Ирландия, Бельгия, Словения, Литва, Австрия, Италия, Испания, Хорватия, Франция, Венгрия, Словакия, Чехия. Католики преобладают на Мальте, в Люксембурге и во всех карли­ковых государствах и образуют самые крупные конфессиональные группы в Нидерландах и Швейцарии. В Германии католики состав­ляют более трети населения; распространен католицизм и в других европейских странах.

Наибольшее число приверженцев православия живет в России, Белоруссии и на Украине, однако православные преобладают сре­ди верующих также в Румынии, Греции, Союзной Республике Юго­славии, Болгарии, Македонии. Православное вероисповедание яв­ляется основным для боснийских и хорватских сербов, а также для русскоязычных жителей Балтийских государств (православия при­держивается также часть эстонцев).

Внутри протестантизма существуют многочисленные направле­ния и секты, Наиболее влиятельным протестантским учением стало лютеранство, основанное на наследии основоположника Реформа­ции Мартина Лютера. Лютеранство сегодня является основной ре­лигией на севере Германии и в странах Северной Европы, однако его приверженцы живут и в других регионах Европы и мира.

Кальвинизм берет начало в трудах Жана Кальвина - одного из видных деятелей Реформации. В настоящее время кальвинизм из­вестен в трех формах: реформатство (в зарубежной Европе распро­странено в Нидерландах, Швейцарии, Венгрии, Германии), пресви­терианство (на Британских островах, и в первую очередь в Шотландии и Северной Ирландии) и конгрегационализм (в Великобритании, Швеции, Нидерландах, Германии и др.).

Англиканство , которое многие считают ответвлением протестантизма, а некоторые - отдельным направлением христианской религии, по своей доктрине занимает промежуточное положение между католичеством и протестантизмом. Оно существует незави­симо от Римско-католической церкви и Ватикана, но при этом сохраняет многие католические обряды и почитает все Священное Писание и отдельные элементы Священного Предания. Церковь Англии, во главе которой стоят королева Англии и архиепископ Кентерберийский, - это важнейшее, хотя отнюдь не единственное организационное воплощение англиканской веры. Большая часть европейских англикан живет в Великобритании.

Помимо христианства важную роль в жизни современной зарубежной Европы играют две другие конфессии - иудаизм и ислам . Сегодня еврейское население сохранилось лишь в городах, и не все этнические евреи привержены иудаизму. Тем не менее, синагоги (иудейские храмы) существуют и поныне в каждом крупном европейском городе. Сегодня мусульмане составляют значительную часть населения Албании и края Косово в Югославии, Боснии и Герцеговины, а также Болгарии.

– один из самых густонаселенных районов мира со средней плотностью населения свыше 100 человек на 1 вк.км. При этом размещение населения, прежде всего, определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире – 74 %, а в некоторых странах до 80 и даже 90%.

В зарубежной Европе имеет свои отличительные черты:

  • очень густая сеть городов;
  • особый западно-европейский тип городов (наличие «старого города» с главной площадью, ратушей и собором и
  • расходящимися от площади радиальными узкими улочками, а также новых застроек);
  • с 70-х годов 20-го века рост концентрации населения в крупных городских агломерациях сменился процессом субурбанизации (роста пригородных зон и городов-спутников); это приводит к «растеканию» городского населения и формированию обширных урбанизированных районов и зон;
  • граница между городской и сельской местностью становится все более условной.

Национальный состав населения

Население Зарубежной Европы характеризуется относительной национальной однородностью, так как подавляющее большинство народов региона относится к индоевропейской языковой семье.

Тем не менее, этническая карта региона очень сложна. Наряду с однонациональными государствами здесь немало государств со сложным , в которых в последнее время наблюдается обострение межнациональных отношений.

Европы довольно сложен. Господствующая религия — христианство. В целом можно сказать, что на севере преобладает протестанство, на юге – католицизм, в центре – их различное соотношение. Кроме того, в некоторых странах преобладает православие.

Зарубежной Европы характеризуется очень сложной демографической ситуацией с депопуляцией и «старением наций». Естественный прирост населения очень низок (около 1,5%) и в отдельных странах (ФРГ, и др.) даже наблюдается естественная убыль населения. В составе населения значительна прослойка лиц старших возрастов. Все это привело к изменению роли региона в системе внешних : из главного очага эммиграции зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции (12-13 млн иностранных рабочих). Значительная часть иностранных рабочих находится на положении не граждан, а временных гостей-рабочих («гастарбайтеров»).

Основные направления трудовых иммиграций:

  • из ,

Видеоурок посвящен теме «Население Европы». Данный урок поможет вам сформировать знания о населении региона, выявить закономерности формирования населения Зарубежной Европы. Преподаватель расскажет вам об основных характеристиках населения Европы, приведет примеры крупнейших народов.


Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Население Европы

Население Европы составляет более 500 млн. чел. Регион имеет достаточно сложную демографическую ситуацию.

В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В некоторых странах происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей.

Почти для всех стран Европы характерен современный тип воспроизводства населения. Страны с минимальными показателями естественного приросты (убыли населения): Украина, Латвия, Литва, Болгария, Чехия, Польша, Венгрия.

Рис. 1. Карта роста/снижения населения в странах Европы (зеленый цвет - рост численности населения, красный - снижение). ()

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Теперь здесь насчитывается 18 - 20 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временных гостей-рабочих (по-немецки «гастарбайтеров»).

По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родственные языки славянской, романской, германской групп имеют значительные черты сходства. То же свойственно и языкам уральской семьи. Тем не менее этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным составом.

Типы государства по национальному составу:

Однонациональные (т.е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия),

С резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния);

Двунациональные (Бельгия);

Многонациональные страны, со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Швейцария, Латвия и др.).

Во многих странах существуют сложные проблемы межнациональных отношений: Великобритания, Испания (баски), Франция (Корсика), Бельгия, Кипр и др.

Самые распространенные языки в Зарубежной Европе: французский, немецкий, итальянский, английский.

Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия — христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной — протестантство; а в Средней они находятся в разных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма — Ватикан. В юго-восточных и восточных странах Зарубежной Европы исповедуют православие. Ислам исповедуют в Албании, Боснии и Герцеговине.

Зарубежная Европа - один из наиболее густонаселенных регионов мира. При этом размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет 74%, а в некоторых странах более 80% и даже 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города, корни которого восходят к временам Римской империи и средневековья.

Характерная черта урбанизации зарубежной Европы - очень высокая концентрация населения в городах и городских агломерациях. Самые крупные из них — Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. В 70-е гг. после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров (ядер) сначала в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность («зеленая волна»). В результате число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Милана и многих других городов либо стабилизировалось, либо даже стало сокращаться. Этот процесс получил в науке наименование субурбанизации.

Наибольшее количество мигрантов едут в следующие страны: Франция, Германия, Великобритания, Италия, Швейцария, Бельгия, Австрия. Кроме того, для Зарубежной Европы характерна миграция внутри региона - и востока на запад.

Рис. 3. Лондон - один из крупнейших городов Зарубежной Европы ()

Домашнее задание

Тема 6, П.1

1. В чем особенности размещения и воспроизводства населения в Зарубежной Европе?

2. Приведите примеры стран Зарубежной Европы с демографическим кризисом.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие./ Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010.- 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/ Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии/ И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009 - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Вплоть до I тыс. н. э. у племен и народов Европы господствовали древние племенные и национальные культы, во многом сходные между собой. Это было почитание божеств и духов-покровителей земледелия и скотоводства, духов-покровителей промыслов, культы семейно-родовых предков, вера в «порчу», разные знахарские, частью шаманские, верования и обряды; у народов, достигших классового и государственного строя,- почитание национально-государственных богов.

В первые столетия нашей эры в Европе распространилось христианство - религия, зародившаяся вначале среди евреев диаспоры, а затем превратившаяся в наднациональную -«мировую» религию. Первоначально христиан- ство отражало чувства и чаяния угнетенной части населения - рабов, люмпен-пролетариев, народов порабощенных Римом стран. По мере распространения христианства в Римской империи оно изменило свою социальную природу. К нему примкнули и господствующие классы, что нашло свое выражение в изменении характера самой идеологии: первоначальный демократизм и дух оппозиции к существующему строю уступили место проповеди непротивления и смирения, а в дальнейшем - активной воинствующей поддержке «земных» порядков.

В начале IV в. христианство стало государственной религией империи. Возникла централизованная церковь с многочисленным духовенством. Постепенно сложились и выдвинулись два наиболее мощных, независимых друг от друга, церковных центра: на западе - Римский епископат (папство), на востоке - Византийская патриархия.

Преодолевая национальные рамки, христианство все больше распространялось за пределами прежней Римской империи, среди новых и новых народов; к концу I тыс. оно проникло вплоть до крайних пределов Северной и Восточной Европы. На Балканский полуостров и в страны Восточной Европы христианство пришло из Византии, в другие страны - из Рима. Христианские миссионеры действовали везде при поддержке, а часто и по призыву, местной феодальной знати, князей, королей. По мере того как феодальные общественные отношения становились господствующими, церковь во всех странах выступала как защитница складывавшихся феодальных порядков.

Народные массы в христианизируемых странах неохотно и большей частью по принуждению принимали новую религию, которая сменяла привычные культы земледельческо-скотоводческих покровителей, семейно-родовых патронов. Переходя формально, из-под палки, в новую религию, крестьяне и даже горожане продолжали верить в старых своих богов и молиться им; они почитали свои древние местные святилища, справляли старинные земледельческие праздники. Христианская церковь была вынуждена, чтобы как-то поддержать новую религию, делать уступки старым верованиям: старые божества нередко получали имена христианских святых, образы тех и других сливались; древние аграрные праздники приурочивались к дням церковного христианского календаря и под новыми наименованиями: рождество, пасха, троицын день, Иванов день и др. продолжали справляться.

При этом если образы богов «высшей» мифологии сливались с фигурами христианских святых, то многие порождения «низшей» мифологии: духи леса, гор, полей, источников и пр.- оказались еще более стойкими и по большей части продолжали существовать в народной фантазии под своими собственными именами, а в ряде случаев входили в официально признаваемый церковью пандемониум. Христианская церковь узаконила и освятила своим авторитетом многие древние верования, например шаманистские представления о сношениях человека с духами. Она свирепо преследовала «колдунов» и «ведьм», сжигая тысячами на кострах совершенно неповинных людей (особенно в XV-XVI вв.), подозреваемых в «сношениях с дьяволом». Хотя эти ужасы средневековья теперь прекратились, но и сейчас христианская церковь поддерживает древние народные представления о злых духах и об общении людей с ними, связывая эти верования с христианскими догматами. Во всех странах Европы до сих пор можно в той или иной форме наблюдать христианско-«языческое» двоеверие. Формально же христианство вытеснило целиком другие религии во всех или почти во всех странах Европы. Это - наиболее «христианская» часть света.

С первых же веков своего существования христианство делилось на множество ожесточенно боровшихся между собой сект и толков. В IV в. победила «вселенская» (католическая) церковь, ставшая господствующей в Римской империи, а к IX-X вв. она завоевала господство и во всех странах Европы. Но уже в IX в. наметилось, а с XI в. окончательно закрепилось разделение «западной» (римско-католической) и «восточной» (греко-кафолической, или православной) церквей. В 1054 г. произошел окончательный раскол между ними. В основе его лежала борьба двух центров христианской церкви за политическое и идеологическое верховенство.

Положение папства и византийской патриархии было неодинаковым. Римская церковь в условиях характерной для феодальной Западной Европы экономической и политической раздробленности являлась международным центром феодальной системы, самой мощной экономической и политической силой Европы. Строго централизованная церковь располагала огромными земельными богатствами и массами крепостных крестьян. Папство было и самостоятельным светским государством, но оно не удовлетворялось этим и претендовало на главенство над светской властью во всех «христианских» государствах. Что касается восточной церкви, то в существовавшей до середины XV в. Византийской империи она была полностью подчинена императорской власти.

Борьба за первенство между западной и восточной церквами получила свое религиозное отражение в ряде разногласий по догматическим и культовым вопросам, а также по вопросам церковной организации. В ходе дальнейшей истории обеих церквей к первоначальным расхождениям постепенно прибавились и новые. О «значительности» их можно судить хотя бы по тому, что к главным из этих расхождений относятся следующие. Восточная церковь признает «исхождение святого духа» (третьего лица «пресвятой троицы») только от бога-отца, а западная -«от отца и сына»; последняя, в отличие от первой, учит о существовании в потусторонней жизни, кроме рая и ада, еще чистилища - места временного наказания грешников, о «непорочном зачатии» не только Иисуса Христа, но и девы Марии и т. п. Западная церковь допускает причащение хлебом и вином только духовных лиц, миряне же причащаются одним хлебом, в восточной церкви все верующие причащаются «под обоими.видами»; хлеб для причастия употребляется в восточной церкви кислый (просфоры), в западной - пресный (облатки); западная церковь употребляет в богослужении латинский язык 1 , в восточной разрешены национальные языки; в восточной церкви обет безбрачия требуется только от «черного» духовенства (монахов), в западной - все духовенство обязано его соблюдать. Католическая церковь более централизована, чем православная: в ней каждый - и мирянин и клирик - обязан беспрекословно повиноваться духовному начальству, особенно «святому отцу»-папе, непогрешимость последнего «в делах веры и нравственности» является одним из догматов католицизма.

После совершившегося разрыва между западной и восточной церквами не раз делались попытки достигнуть примирения. Папство шло на мелкие уступки в области культа, чтобы подчинить себе восточную церковь. Отсюда так называемые унии - Флорентийская 1439 г. и Брестская 1596 г. Но они ни к чему не привели и лишь обострили вероисповедную рознь, породив еще одну церковь - униатскую. Униаты сохраняли свою обособленность в западных областях Украины и Белоруссии, в Румынии и Чехословакии вплоть до 1940-х годов. В настоящее время униатской церкви не существует.

В средние века христианская церковь господствовала над умами людей как страшная реакционная сила, беспощадно преследовавшая малейшее проявление свободной мысли, тормозившая развитие наук и искусств. Духовенство монополизировало в своих руках всю духовную культуру вплоть до грамотности, на всей общественной мысли лежала печать богословско-схоластических методов и учений. Малейшее отступление от христианской догматики преследовалось как ересь, и виновные в нем подвергались страшным гонениям инквизиции.

По мере того как в недрах феодализма созревали буржуазные общественные отношения, гнет римской курии вызывал все более сильную оппозицию со стороны разных слоев населения, в особенности страдавших от феодальнокатолической эксплуатации. На всем протяжении средневековья церкви приходилось бороться с мощными еретическими движениями, в которых во- площался социальный протест угнетенных. В начале XVI в. в ряде стран Центральной и Северной Европы вспыхнуло антипапское движение, принявшее форму церковной реформации. Сторонников ее стали называть протестантами. В этом движении участвовали не только крестьяне, горожане, низшее духовенство, но зачастую рыцари и князья. В результате долгой кровавой борьбы от католицизма откололся ряд протестантских церквей. В Германии и в скандинавских странах победило лютеранство, отражавшее интересы преимущественно светских князей; в Швейцарии и Нидерландах - кальвинизм (реформатская церковь), более соответствовавший интересам го родской крупной буржуазии; в Англии -«англиканская» церковь, обеспечь вавшая господство абсолютной королевской власти; в Шотландии - более демократическое «пресвитерианство», признававшее независимость самоуправляющихся церковных общин. Политическая борьба принимала в те времена форму религиозных войн, продолжавшихся до XVII в., когда в Европе, наконец, установилось разграничение вероисповеданий, сохранившееся до наших дней.

Главное отличие протестантского вероучения от католицизма состоит в том, что оно перенесло центр тяжести с авторитета церкви на личное убеждение каждого верующего; это больше соответствовало духу буржуазного общества. Вместо принципа «оправдания делами» (т. е. системы пожертвований в пользу церкви в обмен за то, что та прощала любые грехи), протестанты проводили принцип «оправдания верой» (религия - личное дело каждого человека). Это вовсе не означало веротерпимости и не уменьшало религиозного фанатизма, напротив, даже местами увеличило его. Роль церковной иерархии уменьшилась, и протестантские общины попали в зависимость от светской власти, от богатой верхушки населения. Сильно упростился культ. Протестанты признают не семь «таинств», как католики и православные, а только два - крещение и причащение. Богослужение у них скромнее, проще, оно сводится к чтению проповеди и пению гимнов, совершается на родном языке. Все миряне могут и должны читать Библию, допускается ее самостоятельное толкование (что строго запрещает католическая церковь).

В настоящее время католическое вероисповедание христианства распространено среди народов Пиренейского полуострова (испанцы, каталонцы, галисийцы, баски, португальцы), в Италии, Франции, Бельгии, Австрии, Ирландии, Польше, среди хорватов и словенцев Югославии. Католицизм составляет преобладающую религию и в Венгрии, Чехословакии, южной и западной частях Германии, хотя в этих землях есть и протестанты. Имеются католики также в Швейцарии, Нидерландах, Англии, северной части Албании, но их там меньшинство. В общем, католицизм наиболее распространен в юго-западной половине Европы.

Протестантизм, напротив, господствует в северной и северо-восточной части Европы: в Скандинавских странах и в восточных германских землях (лютеранство), в Швейцарии и Нидерландах (кальвинизм), в Англии (англиканство и др.), в Шотландии (пресвитерианство). Протестанты (кальвинисты) есть также в Венгрии, Чехословакии, Франции.

Православие сохраняется до сих пор в Юго-Восточной и Восточной Европе: у греков, болгар, македонцев, сербов, черногорцев, румын, гагаузов, у части южных албанцев, наконец, у восточнославянских народов.

Помимо перечисленных выше основных вероисповеданий христианства существует и довольно большое количество так называемых сект, по своему происхождению и вероучению родственных тому или иному из указанных вероисповеданий. От протестантизма в свое время отпочковался баптизм, нашедший потом довольно много последователей и среди приверженцев других христианских вероисповеданий. Близки к протестантизму менно- нитство, адвентизм, квакерство и т. д. От католической церкви в 1870 г. отделился старокатолицизм.

В последние десятилетия наметилась тенденция к объединению христианских вероисповеданий. По инициативе ряда протестантских церквей развернулось так называемое экуменическое движение. В 1937 г. создан Всемирный совет христианских церквей, имеющий свое постоянное местопребывание в Женеве и периодически созывающий всемирные ассамблеи. К экуменическому движению примыкают почти все протестантские церкви мира и ряд православных церквей. Ватикан не участвует в нем, так как преследует цель объединения христианских вероисповеданий под своей эгидой.

Из нехристианских религий в Европе представлены только две: иудаизм и ислам - и то их приверженцев мало. Иудаизм (израилизм, «закон Моисея»)- древняя национальная религия еврейского народа, ее до сих пор исповедуют верующие евреи в разных странах. Ислам (мусульманство, магометанство, «закон Магомета») проник в Европу во время турецкого завоевания в XIV-XV вв. и был насильственно навязан турками части покоренного населения. Сейчас мусульманской религии придерживаются сами турки, часть албанцев, часть боснийцев, небольшая часть болгар и македонцев. Ислам еще в большей степени, чем христианство, обособляет своих последователей от иноверцев, еще больше закрепляет отсталость, невежество народа.

Политические позиции многих религиозных организаций современной Европы определяются их отношением к капитализму, как к форме «христианской цивилизации» и ярко выраженным антикоммунизмом. Католическая церковь на протяжении ряда столетий воплощала в себе и в своем вероучении идеологию феодализма. Протестантизм, как* было сказано выше, и в период своего возникновения был буржуазной религией. С течением времени это различие между ними все больше стиралось, так как католицизм, проявив чрезвычайную гибкость, сумел быстро приспособиться к условиям буржазного общества и к роли его апологета. Если еще в конце XVIII в. католическая церковь вела бешеную борьбу против Французской буржуазной революции, то в XIX в. мы видим уже Ватикан стоящим на страже капиталистического строя. В его деятельности ярко отразились характерные черты клерикализма, как политического движения, ставящего своей задачей усиление влияния церкви и духовенства на экономическую, политическую и идеологическую жизнь всех народов и стран. Через своих нунциев и легатов при правительствах разных государств, через многочисленные кадры духовенства, через монашеские ордена, в особенности через орден иезуитов, Ватикан непрестанно стремится воздействовать на ход международной жизни и внутренней политики как «католических», так и прочих государств. В ряде стран существуют католические профсоюзы, организации молодежи, католические политические партии, обычно именуемые «христианскими» или «христиан- ско-демократическими»; некоторые из них стоят у власти. С другой стороны, часть духовенства настроена прогрессивно и участвует в борьбе за мир и за ослабление международной напряженности. Эти настроения сказались на XXI (Втором Ватиканском) вселенском соборе 1962-1963 гг., где и сам папа Иоанн XXIII выступил в защиту мира и сосуществования народов и государств. После смерти этого «великого папы» (1963 г.) его преемник Павел VI заявил о своем намерении продолжать политику мира.

Несмотря на то, что власть религии и церковных организаций над умами народных масс в большинстве европейских стран еще очень велика, почти повсеместно растет и свободомыслие, атеизм. Очень трудно выразить рост атеистического движения в цифрах: лишь в немногих странах есть об этом официальные данные (в материалах переписей), но и они неполны и несравнимы между собой. Однако атеистическое движение неоднородно: если в XIX в. на почве успехов естественных наук и техники усиливалось буржуазное свободомыслие и антиклерикализм, то в последние десятилетия в связи с ростом рабочего движения, с усилением сознательности широких рабочих масс все более развивается пролетарский научный атеизм как часть материалистического марксистского мировоззрения. Особеннб это характерно для социалистических стран.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!