Все для предпринимателя. Информационный портал

Сообщение на тему патриарх никон. История России - федеральный портал История.РФ

Имя: Патриарх Никон (Никита Минин)

Дата рождения: 17 мая 1605 г.

Возраст: 76 лет

Дата смерти: 27 августа 1681 г.

Место рождения: село Вельдеманово, Нижегородская область, Россия

Деятельность: московский патриарх

Биография

Чем выше прыгнешь, тем больнее падать – этой русской пословицей характеризуется жизнь патриарха Московского и всея Руси Никона. Выходец из простого села в одночасье стал любимцем царя, однако также быстро лишился великого сана. С именем патриарха связано событие в истории – раскол русской православной церкви.

Впоследствии София убедила ведущую группу стрельцов в гибели своих действий, предыдущее долгое денежное вознаграждение. Никита Пустоштет был арестован и обезглавлен вместе с пятью авариями на Красной площади 11 июня. Репрессии против Раскилики были репрессированы. Не ходить в церкви и не общаться было достаточно, чтобы терпеть пытки, ампутации или, в случае рецидивизма, быть сожжены заживо. В свою очередь, старые верующие в массовом порядке выбирали мученичество и самосожжение.

Эти виды сцен размножаются в разных местах России. Его правление отличалось гигантскими репрессиями против диссидентов, были ли они старыми верующими или каким-либо другим типом. Репрессии буквально вытеснили Россию в кучу крови. Петр намеревался положить конец всем традициям, а также религиозным институтам и верованиям, которые существовали в России на протяжении веков. Противостояв своим лозунгам, Патриархат был подавлен, и вместо этого был учрежден Священный Народы светского характера, который будет заниматься религиозными делами.

На нижегородской земле, в деревушке Вельдеманово, 17 мая 1605 года в простой крестьянской семье произошло радостное событие: родился мальчик, которого при крещении назвали Никитой. Из биографии родителей будущего патриарха всея Руси известно мало: отец мальчика Мина Минин был марийцем, а мать умерла при родах.

Воспитывался Никита в строгой обстановке, его отец часто отсутствовал дома, поэтому ребенок оставался на попечении мачехи. К слову, вторая жена Мины имела строгий и не лишенный жестокости характер: женщина ненавидела пасынка и била мальчика за малейшую провинность, иногда лишая Никиту куска хлеба и подолгу моря голодом. Отец семейства, огорчавшийся произволом второй жены по отношению к сыну, по возвращению домой часто избивал супругу. Однако стоило Мине выйти за порог дома, бесконечные унижения маленького мальчика продолжались.

Педро окружил себя иностранцами в качестве своих главных сотрудников. Царь был за границей, но строго распорядился. Целые семьи были уничтожены. Сотни были отправлены в изгнание, отмеченные огнем или жертвами коня, особенно кровавым и болезненным инструментом. Казни этого восстания произошли до тех пор, пока Равным образом не было гонений на раскилы, распространявшихся на всех, кто выступал против реформ модернизации. Перелом между блуждающей Россией, диссидентами и гонениями и властями был навсегда непоправим.

Царь не принимал во внимание громадный процесс распада российского общества, которое происходило, ужасное расширение земли. Сотни тысяч людей были подвержены нескольким миллионам человек. Сам царь считался самым воплощением антихриста. Однако диссиденты не паниковали. Они использовали оружие, которое было типографией, чтобы распространить свои прокламации и их оппозицию мерам против русских традиций. Одним из тех, кто лучше всего справлялся с этим пропагандистским инструментом, был Григорий Талицкий, но вскоре был схвачен и сожжен медленно.

Никита терпел грубое отношение приемной матери, находя утешение в священных писаниях, а также мальчика подбадривала любовь бабушки. Будущий служитель церкви рос одаренным ребенком, который вместо игр на свежем воздухе с ребятней предпочитал грамоту.

Православие

Когда выходцу из крестьянской семьи исполнилось 12 лет, мальчик отправился в Желтоводский Макариев монастырь, находящийся на левом берегу Волги, где пробыл послушником вплоть до 1624 года. Но по настоянию родственников, которые выманивали юношу из службы обманным путем, Никита вынужден вернуться домой в родное село, где пережил смерть любимой бабушки и отца.

Эта пропаганда еще больше разозлила Петра, который создал специальное служение под названием Приказ в окрестностях Москвы, в Преображенске. По всей России распространялась плотная сеть агентов и информаторов, организация, которая является прецедентом большевистской Чеки, с ее практикой гадания, шпионажа и пыток. Историк Григорий Васильевич Есипов подробно изучил функционирование Прикса, расследуя его архивы. В этом исследовании он понимает испуганные и ужасающие методы, которые повлекли за собой истребление через одного человека из сотен из них, поскольку ужас и страшный страх заставляли некоторых предавать других в бесконечной цепи.

В Вельдеманово Никон женится и принимает сан иерея. Первоначально священник проводит церковные обряды в соседнем селе Лысково, но по стечению обстоятельств отравляется на службу в Москву, так как столичные купцы узнали об образованности и начитанности селянина. Именно в столице России произойдут переломы судьбы будущего предстоятеля православной церкви.

Те, кто молчал, также считались соучастниками и страдали той же неудачной судьбой. Маркоф ​​подводит итог процессу одного из этих дел в соответствии с исследованиями Есипова, в частности того, который имел главного героя диссидентского папы Ивана Борисова из города Костромы, осужденного сапожником Денисом Савиным. Процесс длился более двух лет, а число смертей от пыток в этом конкретном случае включало несколько сотен человек. Во время репрессий в Приказском крае Преображенска каждый месяц слышалось в среднем 450 случаев, каждый из которых насчитывал несколько сотен обвиняемых.

Семейную жизнь Никиты и его супруги сложно назвать счастливой: паре не удалось завести потомков, так как новорожденные дети умирали в младенческом возрасте. Священнослужитель воспринял печальные утраты как знак свыше, означающий отстранение от мирской жизни. Так, в 1635 году иерей убедил супругу стать монахиней Алексеевского монастыря.

Психология народных масс изменилась с этим режимом террора. Было расширено коллективное самоисключение. Ничего похожего в других городах; ни в коем случае религиозный фанатизм никогда не доходил. Это само-истребление проходит через первый этап, в котором Раскилики предпочитали умереть среди огня, чтобы сдаться, а секунда, которая определяется доктриной о том, что спасение души находится в добровольной смерти. Лучшие публикации об этой секте самоистребителей - это исторические законы, история религиозного диссидента в России, митрополит Макарио; Александра Николаевича Пыпина «Синтич» и «Самоопределителей» Пругавина Александра Степановича.

Оставив деньги на содержание жены, тридцатилетний Никита Минин принимает постриг в Словецком монастыре и становится Никоном: настоятель скита Елеазар собственноручно совершал этот посвященческий обряд. Исходя из православной религии, человек принявший постриг в монахи умирает для прежней мирской жизни и принимает другое имя, обретая новое духовное начало.

Жертвы саморазрушения были подсчитаны тысячами в Тобольске, Биелосельске, Олонецкой губернии и Печорской области, Вологодской области и деревне Строкино. Когда Расклиники возникли, Россия была разделена между древними верующими и теми, кто их не был. Старообрядцы боролись с неграмотностью, создавая школы.

Смерть фанатиков, самосожжение сопровождалась рождением современной промышленности в некоторых регионах. Увидев сопротивление Царя Москвы своим реформам, он был готов построить новую столицу, Петербург, возведенную с невыразимыми жертвами и страданиями рабочих. Аполлон Николаевич Майков опубликовал стихотворение в № 12 «Исторического бюллетеня» «Живые мертвецы», в котором очень хорошо выражен дух этой странствующей и несчастливой России. Многие города в центральной России были опустошены, потеряв лишь 40% населения Москвы.

Отрешенный от жизненных хлопот и суеты Никон соблюдает монашескую жизнь, без устали читает священные книги и молится, отдавая волю и душу на почитание Бога. Жизнь в ските, расположенном на берегу Круглого озера, была строгой, инокам приходилось читать библейские рукописи в течение ночи, не смыкая усталых глаз. Пища в поселении монахов не отличалась изобилием: скитники питались запасами ягод и фруктов, да мукой, которую жертвовало государство.

С другой стороны, за Волгой и в Сибири появилось новое население тех, кто бежал, называл деревни виселки, или станицы, то есть лагеря казаков, вдоль рек Дон и Урал. По-видимому, он приблизил Европу к России, но на самом деле он сделал это, чтобы морально деформировать свою страну. Крестьяне были нечувствительны. Общая религиозная гипертрофия сопровождалась религиозной атрофией большинства и чудовищной аберрацией меньшинств. Было очевидно, что в душе русского народа существовал огромный кризис. Религиозные чувства ушли в упадок.

Разделение между крестьянами и городами было еще более выраженным. Среди казаков произошла другая метаморфоза. В Приднепровском регионе были, в основном, христианские; а не в районе Донского, а также в степях Оренбурга. Объект стал пугающим, присоединившись к промышленным рабочим, недовольным Уралом. Между казаками начали развиваться неурегулированные движения. Ему удалось снять завесу, покрывавшую лицо мертвого царя, и, хотя они пытались остановить некоторых офицеров, ему удалось убежать и убежать.

Из-за благочестивой службы и грамотности Никон становится любимым послушником преподобного Елеазара Анзерского, который в будущем поручает приспешнику самостоятельно проводить таинственные литургические обряды, а также Никону доверяют заведование скифом.

Но в 1639 году у инока Никона и старца Елеазара возникают разногласия по поводу строительства новой церкви, поэтому будущему московскому патриарху, не нашедшему поддержки братии, приходится бежать из монашеского поселения, которому он служил на протяжении долгих лет.

Восстание Пугачева почти разрушило Империю. Он отличался необычайной свирепостью. В то время как восстание Стенки Разина было вызвано голодом за свободу и независимость, то от Пугачева самой грязной и кровавой мести. Политическая программа Пугачева парадоксальна и противоречива. Есть те, кто говорил о влиянии русского народного монархизма татарского происхождения. Также «атаманизм», то есть казачий кациквизм, созданный в свободных регионах Запорожья. Эти мятежники верили в идеального монарха, коалицию, которая будет управлять без законов, положений или министерств, то есть без какой-либо бюрократии.

После скитаний Никон находит утешение в Кожеозерском монастыре, а после кончины настоятеля храма становится игуменом.

В 1646 году священнослужитель вновь отправляется в столицу России для сбора пожертвований обители и по традиции старинного обряда приходит с поклоном к государю Алексею Михайловичу.

Никон поразил царя образованностью и красноречивыми речами. К слову, Алексей Михайлович слыл человеком очень набожным и к православной религии и церкви относился снисходительно.

Этот дух, противоречиво монархический и анархический, в то же время обладал демократическим основанием, питаемым древним вещником Новгородской Республики, одновременно патриархальным и демократическим. Все это по-настоящему русское; он не может быть нигде. Поэтому «монархический анархизм», стремление деревенского царя, крестьянина, и что вся Россия была огромной казацкой станицей, гигантским лагерем без социальных классов и где неравенство исходило из личной ценности. В этом смысле Пугачев смог соединиться с большинством блуждающей России, которая жила за пределами государства.

После общения со священником князь понял, что хочет видеть этого человека в Москве, поэтому перевел игумена в столицу. Некоторым боярам не нравилось такое расположение царя к простому старцу, но, тем не менее, выходец из крестьянской семьи становится архимандритом Новоспасского православного монастыря.

Находясь на службе, Никон становится участником кружка «ревнителей благочестия», который был сформирован в конце 17 века.

Но эти идеалы не противоречили идее Патриции и «русской земли», ни веры, которая была бы духовно независимой верой. Перелом между городами и деревней был полным. Этот антагонизм был еще больше в результате разделения Церкви между старыми верующими и официальной Церковью. Но вестернизация и европеизация российских городов была лишь поверхностной и гораздо менее глубокой. Люди, одетые в гражданскую одежду, были только торговцами, и даже с значками и медалями. Хорошее общество городов предназначалось только для танцев, чтобы принять с изяществом форму и говорить по-французски.

Позже, в 1649 году, Минин становится митрополитом Новгородской епархии и с особым усердием исполняет обязанности, совершая службы по строго установленным правилам.

В 1650 году вспыхнуло голодное народное восстание в Великом Новгороде, поводом для недовольства горожан стало резкое поднятие цен на хлеб. Участниками бунта были люди различных сословий, от стрелков, до бедняков и ремесленников: российский народ выступал против политики государя. Но из-за устойчивой позиции митрополита Никона, защищавшего интересы Алексея Михайловича и других его соратников, новгородский бунт был подавлен.

Россия была захвачена иностранцами на высоких министерских и провинциальных должностях; также в армии, особенно немцах. Отсюда отчасти последовательные неудачи сдерживания и преодоления пугачевского мятежа, незнания иностранных генералов российской действительности. Пока война не захватила непобедимого российского генерала Александра Васильевича Сувырова, у которого была встреча посреди ночи, удивительная и необычная, с самим Пугачевым под Зарициным на берегах Волги.

Суворов был для людей, говорит Маркофф, олицетворение России, этой великой и святой России, против которой никогда не осмеливались подняться казаки. Под его правлением две церкви приблизились, уступив место Объединенной Церкви, теряя при этом важность религиозной проблемы.

Руководителей восстания ждал смертный приговор, который позднее изменился на нещадное избиение кнутом. Смягчение наказания произошло благодаря митрополиту, который не оставался равнодушным к мирскому люду: Никон посещал темницы и выслушивал жалобы арестантов, а также общался с простым народом, из-за чего некоторые горожане находили утешение в речах избранного митрополита.

С его царствованием, очень сложным с психологической точки зрения, в России начинается новая эра. Александр действительно пытался духовно подойти к психологии русского народа. Тот, кто чувствовал себя подлинно русским, был великим трагическим парадоксом его жизни. Русская душа была в его личности, именно тогда, когда русский народ уже был преобразован в результате страшных притеснений. Александр почувствовал глубокую мистику славянской души. Он разрешал свободное прохождение своих подданных через границы, а также распространение иностранных книг; пропагандировал публичное обучение, создавал школы, средние школы, типографии и университеты.

Патриарх

Никон стал приемником святейшего Иосифа, который умер 25 апреля 1652 года в Великий четверг. Благочестивцы хотели, чтобы церковный сан Патриарха передался основателю движения «ревнителей» Стефану, однако тот отказался выдвигать свою кандидатуру, потому что не выдержал конкуренции любимчика царя.

Для Российского государства в 17 веке титул епископа-предстоятеля наделял священнослужителя полномочиями: патриарх всея Руси мог наравне с государем решать политические вопросы, указывать царю на ошибки, а также миловать осужденных и наказывать людей нарушивших духовные законы. Фактически Алексей Михайлович сделал Никона своим соратником.

Во всех этих мерах, а также в разработке конституционного политического проекта он рассчитывал на сотрудничество графа либеральной идеологии Михаила Михайловича Сперанского. Славянский дух сделал огромный шаг в области культуры и науки. Война против Наполеона пробудила национальные настроения, что, в свою очередь, породило панарабский национализм с расовыми коннотациями. Мечта Александра была универсальным христианским братством под влиянием России. Только таким образом душа каждого человека могла быть спасена.

Принципы равенства, свободы и братства должны основываться на нем в христианском евангельском духе. Но Александр хотел знать русский народ, проникнуть в их таинственную и глубокую психологию. Он хотел связаться с блуждающей Россией, с маргинализованной, со святыми, с монахами, с крестьянами. Он тайно посещал различные монастыри по всей России. Он путешествовал по нерестным местам, разговаривал с нищими, паломниками и бомжами. Он был убежден, что большинство россиян, крестьян, отвратило Петербургское и буржуазное общество городов.

Во время возведения игумена в патриаршеский сан Никон выудил у Алексея Михайловича обещание, что тот ни при каких условиях не будет вмешиваться в дела церкви.

Реформы и раскол церкви

Минин оставался народным любимцем и влиял на политические вопросы, благодаря московскому патриарху в 1654 году произошло воссоединение России и Украины, а также Никон был заинтересован в строительстве и реставрации храмов.

Реформаторская деятельность Патриарха Московского и всея Руси Никона оставила след в истории благодаря расколу русской православной церкви в 1650-1660 гг.

Причина раскола начала появляться еще со времен образования кружка «ревнителей благочестия». Участники религиозной группировки обсуждали вопрос унификации духовенства и призывали к единообразию прочтения священных писаний и проведения обрядов. Только вот насчет принятия оригинального образца у коллектива возникли разногласия: кто-то был приверженцем византийской культуры, когда другие опирались на древнерусские рукописи.

С появлением Минина на патриаршем престоле кружок благочестивцев распался, однако недовольные политикой Никона старообрядцы продолжали выступать против реформации патриарха. Никон вводит новые богослужебные правила в 1653 году, которые стали причиной раскола между соратниками патриарха и старообрядцами.

Реформы Никона заключались в следующем:

— Церковные книги переиздавались и переводились согласно греческим канонам

— Двуперстное знамение, введенное вместе с Крещением Руси, было заменено на троеперстное. Для приверженцев «старого православия» два пальца означали две природы единого Христа, а три символизировали Святую Троицу. Поэтому, казалось бы, столь незначительное изменение в службе было важным для религиозных людей

— Изменено написание имени Христа: Исус стал Иисусом

— Земные поклоны преобразовались поясными поклонами

— Слово «Аллилуйя» стало произноситься три раза вместо двух и т.д.

Старообрядцы были недовольны не только новыми церковными законами, но и жесткими методами, которыми руководствовался патриарх Никон, например, крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками и преданы анафеме. Первым противником, который выдвинул оппозицию новым реформам, стал приверженец «старой религии» протопоп Аввакум.

Алексей Михайлович уважал Никона и отдал Минину титул «Великого Государя» (до Никона титулом пользовался отец Михаила Федоровича Филарет), но вскоре произошел конфликт между патриархом и царем. Причиной разногласия послужило Соборное уложение, принятое в 1649 году. Этот свод государственных законов умалял статус православной церкви и делал ее полностью зависимой от государства.

Также бояре, которым не нравилась приближенность Никона к царю, плели против патриарха интриги, и результат не заставил себя ждать: сплетни в корне поменяли отношение Алексея Михайловича к Минину. Из-за событий, обернувшихся против священнослужителя, Никон вынужден в знак несогласия покинуть Москву.

В 1666 году суд поместного собора Русской церкви принял решение исключить Никона из патриаршеского сана и извергнуть его из священства за «противодеяния».

Личная жизнь

При жизни Патриарх Никон был образованным и начитанным человеком, который удивлял не только доскональным знанием священного писания, но и житейской мудростью. Сложно судить о личности Никона, так как старообрядцы и сторонники новых реформ по-разному характеризуют этого человека. Одни в жизнеописании пишут, что Никон — мудрейший православный деятель, реформы которого пошли на благо; другие считают, что Минин – властолюбивый, алчный и жестокий человек, который был готов пойти на все, чтобы получить расположение царя.

Когда судьи отстраняли Никона от сана, коллегия привела свод всех «преступлений» патриарха, и вот что значилось в той рукописи:

«Никон без соборного рассмотрения сам лично лишил епископа Павла Коломенского сана, свирепея, стащил с Павла мантию, и того «в язвы и наказания предаде тяжчашие», отчего Павел лишился ума и бедный погиб: или был растерзан зверями, или в реку упал и погиб».

Однако судить о достоверности этой информации никто из историков не может.

Смерть

Сосланный в Кирилло-Белозерский монастырь, где процветали жестокие устои, Никон подорвал здоровье.

Новый русский царь Федор Алексеевич сочувствовал изгнанному старцу, поэтому, вопреки желанию церкви, позволил бывшему патриарху вернуться в Воскресенский монастырь. Тяжелобольной монах не осилил дальней дороги и скончался на ярославской земле 17 августа 1681 года.

Проверенные ответы содержат информацию, которая заслуживает доверия. На «Знаниях» вы найдёте миллионы решений, отмеченных самими пользователями как лучшие, но только проверка ответа нашими экспертами даёт гарантию его правильности.

Будущий патриарх Никон (в миру Никита Минич) родился 28 мая 1605 г. в крестьянской семье в селе Вельдеманово (Княгининского уезда, Нижегородской губернии). Мальчик убегает от мачехи в монастырь (по одной версии - Макарьевский Желтоводский, по другой - Печерский), где, по-видимому, получает первоначальное образование. Уступая просьбам родственников, Никита покинул обитель и женился.

В возрасте двадцати одного года он становится сельским священником, но познакомившиеся с ним на Макарьевской ярмарке московские купцы, которых поразили его дарования, перевозят Никиту в столицу.

Потрясенный смертью всех своих детей, он убеждает жену уйти в монастырь, а сам принимает монашество под именем Никона. С 1646 г. он делается известным царю Алексею Михайловичу, по желанию которого вскоре назначается архимандритом московского Новоспасского монастыря.

В 1648 г. Никон становится уже митрополитом Новгородским. Тогда он приобретает широкую популярность своими проповедями, заботами о церковном благочинии и благотворительностью.

Во время бунта 1650 г. Никон с риском для собственной жизни пытается восстановить порядок. С этого времени царь в письмах своих к Никону уже начинает называть его «возлюбленником своим и содружебником». В 1652 г. Никон перевозит в Москву из Соловецкого монастыря мощи святого митрополита Филиппа, замученного Иоанном Грозным. Во время этой поездки умирает в Москве патриарх Иосиф, и Никон избирается его преемником.

Недолгие шесть лет патриаршества Никона оставили глубокий след в русском православии. Его имя часто упоминается в связи с печальным расколом в Церкви. Никон занимается правкой книг, проводит церковные реформы.

Никон мыслил Россию восприемницей Византии, наследницей православного царства. Собор под давлением греческих патриархов и тайного агента Ватикана - Лигарида - снял с Никона патриарший сан якобы за превышение власти, за самоуправство. Те же изменения, которые под его руководством были внесены в порядок богослужений, все до единого были одобрены и узаконены.

Никон был приговорен к лишению святительского сана и к ссылке в Ферапонтов монастырь, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. Царь Федор Алексеевич решается перевести Никона в Воскресенский монастырь, а вместе с тем ходатайствует перед восточными патриархами о разрешении Никона и о восстановлении его в патриаршем достоинстве. Но разрешительная грамота уже не застала Никона в живых: он скончался на пути, в Ярославле, 17 августа 1681 г. и был погребен в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре как патриарх.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!