Все для предпринимателя. Информационный портал

Страны средней ресурсообеспеченности. Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности Индии

Тема урока: «Географическая среда как сфера взаимодействия общества». Практическая работа по теме: «Ресурсообеспеченность стран» (Слайд1)

Цель урока : (Слайд2-Слайд3)

    Сформировать у учащихся понятие «ресурсообеспеченность», основные закономерности размещения природных ресурсов, главные районы их концентрации на земном шаре.

2. Развивать умение учащихся давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов. Определять по таблице и картосхемам размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала.

3. Стимулировать экологическое воспитание учащихся в системе рационального природопользования.

Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Географическая среда как сфера взаимодействия общества», атласы, контурные карты, рабочие тетради.

Ход работы.

Планета Железяка. Полезных ископаемых нет.

Воды нет. Растительности нет. Населена роботами.

Мотивация

Наша Земля имеет уникальные запасы природных ресурсов. Они также разнообразны как и эти удивительные камни. На предыдущих уроках вы изучили особенности формирования и размещения природных ресурсов. Сегодня на уроке мы закрепим с вами классификацию природных ресурсов, выявим проблемы и перспективы развития.

Закрепление изученного материала

Блиц опрос

(Слайд 4)

1.Скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите выражение «Природные ресурсы»? (Обсуждение).

2. В каких случаях обычно говорят о ресурсах? Какие проблемы с ними связывают?

(Слайд5)

3. На какие группы можно подразделить природные ресурсы?

(Слайд6)

4. Как природные ресурсы подразделяются по происхождению?

(Слайд7)

5. Назовите классификацию природных ресурсов по применению.

6. Как вы думаете в чем главная особенность рекреационных ресурсов мира (Слайд 8)

(Слайд9)

7. Перечислите классификацию природных ресурсов по исчерпаемости.

8. Достаточно часто в географии встречается термин «Ресурсообеспеченность». Как вы считаете, что он обозначает? (Слайд 10)

Выполнение практической работы

Под запись: Ресурсообеспеченность это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования, которое выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами на душу населения.

(Слайд 11)

9. Перечислите страны с максимальными и минимальными запасами нефти и каменного угля

Задание

(Слайд 12-13)

Проанализируйте картосхему и объясните распределение экспорта и импорта нефти и природного газа в странах мира.

10. Как вы считаете от чего будут зависеть запасы природных ресурсов?

(Слайд 14)

Под запись: природопользование: рациональное и нерациональное.

1 вариант-США, Канада

2 вариант- Россия, Китай

п\п

Страна

Нефть, млрд. т

Уголь, млрд. т

Россия

Канада

Китай

Задание: (Слайд 16)

Задание: (Слайд17)

Используя данные диаграммы и таблицы

рассчитайте обеспеченность стран лесными ресурсами на душу населения.

Задание (Слайд18)

Проанализируйте карту «Лесные зоны земли». С помощью этой карты, а также текста в учебнике охарактеризуйте два главных лесных пояса планеты. Дайте оценку обеспеченности лесными ресурсами отдельных стран мира, выделив страны очень богатые и очень бедные ими.

Задание (Слайд19)

Используя данные таблицы, рассчитайте обеспеченность стран земельными ресурсами

Название страны

Численность населения

(млн.чел.)

Земельные ресурсы страны (млн.га)

Германия

Франция

Польша

Индия

Задание: (Слайд20)

Проанализируйте карту «Мировые земельные ресурсы и данные таблицы. Сравните обеспеченность отдельных регионов и стран пахотными землями. Приведите примеры
многоземельных и малоземельных стран. Объясните причины таких различий.

Задание: (Слайд 21)

Проанализировать особенности размещения ресурсов. Выявить проблемы нерационального природопользования и предложить пути решения по улучшению экологического состояния природных ресурсов. Результаты записать в тетрадь.

    Вариант 1. Ресурсы Мирового океана.

    Вариант 2. Биологические ресурсы мира.

Домашнее задание

Подготовиться по вопросам:

    В чём заключается выдающаяся роль Мирового океана в биосфере планеты, в жизни и хозяйственной деятельности человека?

    Какие богатства Мирового океана осваиваются сейчас?












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Изучение природных ресурсов и оценка ресурсообеспеченности стран минеральными ресурсами.

Ключевой вопрос. С чем связана неравномерность ресурсообеспеченности отдельных стран?

Задачи:

Образовательные:

  • дать понятие “ресурсообеспеченности”;
  • сформировать представление оклассификации природных ресурсов.
  • формировать умение определять степень ресурсообеспеченности стран, используя статистические данные с помощью программы Exsel/

Развивающие:

  • продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и делать выводы
  • развивать навыки принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство бережного отношения к природе;
  • способствовать проявлению интереса к совместной деятельности
  • вызвать заинтересованность к коллективной работе (работе в парах);

Оборудование: компьютеры по числу групп, мультимедийный проектор, учебник, презентация

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ, практикум

Формы работы на уроке:

  • групповые (в парах)
  • фронтальные

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Проверка присутствующих на уроке.

2. Проверка готовности к уроку.

1 СЛАЙД (Название темы урока)

ВВЕДЕНИЕ В УРОК (10 мин)

Сегодня на уроке перед нами стоит задача познакомиться с классификацией природных ресурсов и сформулировать определение “ресурсообеспеченность”, научиться определять ресурсообеспеченность стран ресурсами, используя таблицы Программы MicrosoftPowerPoint и Exsel. Нам предстоит выполнить практическую работу по вычислению ресурсообеспеченности стран нефтью, углем и железной рудой

2 СЛАЙД (План урока)

Природно-ресурсный потенциал территории (ПРП) – это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРП характеризуется размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие частные потенциалы.

Таким образом, когда мы говорим о природно-ресурсном потенциале территории, мы имеем в виду те природные ресурсы, которыми обладает данная территория. При оценке ПРП принято начинать с тех ресурсов, запасы которых особенно велики и имеют большое значение для экономики страны, региона или мира. Обычно сначала характеризуют минеральные ресурсы, затем – прочие виды: земельные, водные, лесные и т.д. Но что такое природные ресурсы?

3 СЛАЙД (Природные ресурсы)

Природные ресурсы – это компоненты природы, используемые человеком в процессе его хозяйственной деятельности.

Мини-исследование. Природные условия и природные ресурсы

Подумайте, в чем заключается различие понятий “природные условия” и “природные ресурсы”. Возможен ли переход из одной категории в другую?

Существует несколько подходов к классификации природных ресурсов. Ресурсы можно классифицировать по принципу их исчерпаемости, генезису, а также по способу хозяйственного использовании

4 СЛАЙД (Классификация ресурсов)

На основе генезиса, т.е. происхождения природных ресурсов выделяют минеральные, земельные, водные, биологические, космические, климатические и рекреационные ресурсы. В отдельную группу обычно выносят ресурсы Мирового океана, которые, в свою очередь, так же могут подразделяться на несколько групп. Эта классификация отображена на схеме

По способу хозяйственного использования ресурсы можно разделить на производственные и непроизводственные. Производственные ресурсы делятся на промышленные и сельскохозяйственные. К промышленным относят топливно-энергетические ресурсы, все виды промышленного сырья, а также водные, биологические и земельные ресурсы. Сельскохозяйственные ресурсы – это почвенные и агроклиматические. Ресурсы непроизводственной сферы – это рекреационные ресурсы, к которым относятся источники минеральных вод, благоприятные климатические условия, историко-культурные объекты и т.д. и т.п.

Более подробно остановимся на классификации по исчерпаемости

5 СЛАЙД(по исчерпаемости)

Рассмотрим Биологические ресурсы как исчерпаемыевозобновимые ресурсы.

6,7 СЛАЙД (Биологические ресурсы)

Лесистость – отношение лесопокрытой площади к общей площади. Процесс обезлесения, вырубка лесов,деградация лесных массивов, прежде всего тропических лесов,истончение озонового слоя, запылённость.Гибель лесов от пожара

Минеральные ресурсы по классификации относятся к исчерпаемым и невозобновымым, поэтому эти ресурсы рассматриваются на сколько лет их хватит.

8 СЛАЙД (минеральные ресурсы)

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Ресурсообеспеченность выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения формула

9 СЛАЙД (как вычислить ресурсообеспеченность)

Возьмите таблицу №1 и внимание на экран

10 СЛАЙД (Статистические данные по минеральным ресурсам)

В ней показано запасы, уровень добычи,можем ли мы судить сейчас о том,влияют ли данные богатство или показатели на бедность территории тем или иным видом ресурса.? Но таблице нетрудно подсчитать на сколько лет хватит данных запасов для каждой страны. При современном уровне добычи планета обеспечена данным видом ресурсов на срок примерно 50 лет. Но объемы добычи могут меняться, равно как и оценка разведанных запасов. Например, в начале 1980-х гг. разведенные запасы угля были оценены в 1,2 трлн т., а уже в конце 1990-х. выросли до 1,75 трлн т.

Расчет на душу населения обычно делают для земельных, водных и лесных ресурсов. Итак, мы познакомились с природными ресурсами и показателем “ресурсообеспеченность” и приступаем к практической работе.

Переходим к планированию работы.

ПЛАНИРОВАНИЕ (15 мин)

1. Выполняем в тетради схему классификации природных ресурсов по исчерпаемости.

2. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицы, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле: на листочках с таблицей №1

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;

  • выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
  • сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

После показа чернового варианта и проверке путем сравнения на слайде, можем приступать к работе на компьютере

ВЫПОЛНЕНИЕ (25 мин)

Задание 1. Создайте слайд со схемой природных ресурсов по исчерпаемости, посмотрев на пример в презентации учителя.

Подумайте над следующими вопросами после таблицы и обсудите их с партнером

Задание 2. Создайте слайд с диаграммой по ресурсообеспеченности стран нефтью, углем и железной рудой, предварительно рассчитав ресурсообеспеченность стран данными пр. ресурсами.

ВЫПОЛНЕНИЕ

  1. Запустите MicrosoftPowerPoint
  2. Создайте слайд “Пустой”
  3. Выбрать фигуру “Скругленный прямоугольник”
  4. Расположите его по центру сверху
  5. Копируйте прямоугольники столько раз сколько видов по исчерпаемости ресурсов
  6. Выбрать “надпись” и вписать название видов ресурсов в фигуры
  7. Создайте слайд “заголовок и объект”
  8. В центре слайда выберите добавление диаграммы, четвертую слева 1 ряда
  9. В таблице, что появилась справа от слайда с диаграммой запишите заголовки столбцов (в них записываете название ресурса)
  10. Запишите заголовки строк первого столбца (названия стран)
  11. Заполните ячейки полученных данных по ресурсообеспеченности.
  12. Закройте таблицу
  13. Сохраните презентацию в папке со своими именами на рабочий стол

Во время выполнения практической работы каждая группа создает 1-2 слайда

ПРОВЕРКА (5мин)

  1. Откройте презентацию и убедитесь, что в ней присутствуют все требуемые элементы
  2. Слайд со схемой природных ресурсов по исчерпаемости
  3. Слайд с диаграммой ресурсообеспеченности стран

ОБСУЖДЕНИЕ (10 мин)

  1. Приготовьтесь обсудить следующие вопросы:
  2. Что такое природные ресурсы, какие виды природных ресурсов вы знаете?
  3. Какие квалификации природных ресурсов вы знаете?
  4. Что такое ресурсообеспеченность. как ее вычислить?
  5. Помогла ли вам работа над диаграммой выявить ресурсообеспеченность стран?
  6. Что вам больше всего понравилось при работе на уроке? И почему?
  7. Как вы считаете справились ли вы сегодня с поставленными перед вами задачами?
  8. С какими трудностями вы столкнулись и почему?

Кто на первом месте по запасам? (США)

По добыче? (Китай)

Кому из стран на большее количество лет хватит? Почему? (У нее мало запасов, но и добыча небольшая)

  1. Если страна невелика по размерам, то означает ли это, что она слабо обеспечена природными ресурсами? Можно ли говорить о прямой зависимости между размерами территории страны и ресурсообеспеченностью?
  2. Какой расчет ресурсообеспеченности больше подходит к минеральным ресурсам и почему?
  3. Что такое ресурсообеспеченность и как ее вычислить?
  4. Общий вывод о размещении минеральных ресурсов и ресурсообеспеченности стран.

Вывод о роли ресурсообеспеченности в уровне экономического развития страны.

СИНКВЕЙН

  • Первая строка – тема урока, выраженная одним словом, обычно существительным.
  • Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными.
  • Третья строка – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.
  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
  • Пятая строка – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философской обобщение, повторяющее суть темы.

В ДНЕВНИК (2мин)

Оценки за урок и организационный конец урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Особенности урока по инновационной технологии международной программы Intel/

Девяносто процентов вашего времени на уроке должно быть посвящено фасилитации и только десять процентов – прямому обучению и инструктированию. В этом модуле вы познакомитесь с навыками фасилитатора, необходимыми для ведения этого курса.

Фасилитация(от англ. facilitate – помогать, облегчать) - способ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие-либо навыки.

Фасилитатором сейчас называют тренера (или любого другого “обучателя”), основная выполняемая задача которого, состоит в стимулировании и направлении процесса поиска информации. При традиционном же образовании учитель сам выдает ученику всю необходимую информацию. Самостоятельный поиск информации гораздо сильнее мотивирует ученика и обеспечивает гораздо более эффективное усвоение найденной информации и приобретенных навыков.

Фасилитация обучения включает множество навыков, таких, как умение слушать и говорить, задавать вопросы, наблюдать и контролировать процесс, поощрять, вдохновлять и вмешиваться в происходящее. Учитель должен овладеть всеми этими навыками. Ученикам они тоже пригодятся, поскольку им придется работать с другими ребятами.

Структура урока

В каждом уроке есть общие этапы, скажем, все они начинаются введением и заканчиваются заполнением дневника. А вот то, что происходит между ними, зависит от темы урока. Далее следует подробное описание типичного учебного занятия продолжительностью 150 минут. Указывается примерная продолжительность каждого этапа учебного занятия.

Введение (10 минут) Введение в урок (5 минут)

Обсуждение вопросов рефлексии прошлого занятия и домашнего задания по записям в дневнике

Знакомство с заданием (5 минут)

На этом этапе учитель дает учащимся прочитать вступительную главу к занятию, где, как правило, содержатся основные понятие и термины, связанные с заданием, над которым предстоит работать в течение урока. Учитель может прокомментировать наиболее важные моменты или сам сделать введение в урок. Однако, лучше ограничиться короткой обратной связью, чтобы проверить понимание прочитанного.

Планирование (30 минут)

Ученики обсуждают вопросы раздела “Планирование” и записывают ответы

Полезно вернуться к вступительной статье к заданию, чтобы уточнить, что требуется сделать и внимательно рассмотреть иллюстрацию. При этом ученики не должны копировать примеры в учебнике.

Учителю следует напомнить, где в справочном руководстве (Путеводителе) можно найти ответы на возникающие вопросы.

Прежде чем приступить к работе на компьютере ученики должны показать преподавателю эскиз, набросок на бумаге того, что они собираются выполнить.

Выполнение (75 минут)

Ученики работают над заданием, точно следуя шагам инструкции.

Учитель следит, чтобы ученики рационально использовали время, не задерживаясь слишком долго на украшательстве работы (выбор шрифтов, заливки и т.д.), оставив для этого время в конце занятия. Учитель не должен давать ответы на вопросы, связанные с технологией создания работы, он может лишь проверить, правильно ли ученик пользовался справочным руководством.

Проверка (5 минут)

Ученики сверяют выполненную работу с обязательными требованиями, перечисленными в разделе “Проверка”. В случае необходимости они могут внести все нужные дополнения или изменения.

Учитель должен заранее предупредить о том, что время предусмотренное на выполнение задания, заканчивается

Обсуждение (15 минут)

Ученики под руководством учителя обсуждают вопросы раздела “Обсуждение”. Учитель может предложить и свои вопросы, основываясь на своих наблюдениях за работой учеников или на ключевых моментах содержания или технологии выполнения задания.

Можно разрешить ученикам посмотреть работы друг друга. Как правило, один ученик остается у компьютера, а другой проходит по классу. Затем они меняются местами.

Дневник (15 минут)

Ученики обмениваются впечатлениями о прошедшем занятии, о том, какие трудности пришлось преодолеть, что показалось самым интересным и полезным.

Второй вопрос посвящен следующему занятию. Как правило, здесь же дается домашнее задание.

Все свои мысли ученики записывают в дневник. Это может быть блог, специальный файл в текстовом редакторе или электронный учебник.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

1) Понятие ресурсообеспченности страны
2) Анализ ресурсообеспеченности стран топливными ресурсами и железной рудой
3) Геополитические интересы стран в борьбе за природные ресурсы

ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях актуальность вопрос ресурсообеспечения является очевидным фактом. К сожалению, современный этап развития общества характеризуется нерациональным использованием природных ресурсов. Решение проблем углубления экономического и экологического кризиса, исчерпанности доступных запасов ресурсов требует поиска путей снижения объемов ресурсов, поступающих в экономической системе и более эффективного их использования.
На современном этапе наиболее действенным и эффективным направлением решения проблем ресурсообеспечения и охраны окружающей среды является ресурсосбережение. Поэтому для каждого государства важно сохранить, рациональное, экономное использование и воспроизводство природных ресурсов, разрешение противоречия между развитием потребностей общества и возможностями природы.
Большое внимание уделялось исследованию вопросов ресурсного обеспечения многими учеными, среди которых отметим: В.Г. Андрейчук, П.С. Березовский, В.П. Галушко, О.Ю. Ермаков, М.И. Кисиль, Б.И. Пасхавер, В.М. Трегобчук и многие другие. Особое значение изучение вопросов ресурсного обеспечения приобретает в период нестабильных условий функционирования и учета условий хозяйствования.
Цель реферата – изучить понятие ресурсообеспеченности и проанализировать обеспеченность стран мира ресурсами.

1) Понятие ресурсообеспеченности страны
Ведущей сырьевой проблемой современного мира на глобальном уровне выступает ресурсообеспеченность мирового хозяйства в целом. На региональном уровне наиболее острыми проблемами стали неравномерность территориального распространения отдельных видов ресурсов и неодинакова ресурсоемкость национальных экономик.
Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной ресурса и размерами его использования. Для исчерпывающих ресурсов показатель ресурсозабезпечености измеряется в годах, при этом предусматривается сохранение современного уровня добычи. Для восстановительных ресурсов - показатель рассчитывается на душу населения.
Это самый простой вариант оценки, но нельзя считать такой подход абсолютно рациональным. Ведь меняются объемы добычи вследствие изменений в технологиях и объемах используемых ресурсов, изменяются и объемы самих запасов вследствие открытия новых месторождений и перевода старых месторождений из одной категории в другую. Например, канадские битуминозные сланцы не рассматривались в категории промышленных запасов углеводородного сырья из-за высокой себестоимости добычи до того, пока цена на нефть не выросла настолько, что их разработка стала экономически целесообразной. То есть предлагаемая абсолютная оценка ресурсообеспечния является краткосрочной.
Конечно, на показатели ресурсообеспечния в первую очередь влияют богатство или бедность территории природными ресурсами. Но поскольку ресурсообеспеченность зависит также и от масштабов изъятия природных ресурсов, то это понятие становится не столько естественным, сколько социально-экономическим.
Глобальный уровень ресурсообеспечнности очень важен, но географы свое научное кредо часто передают крылатыми фразами: «Глобальное в региональном!» Или «Мыслить глобально, действовать локально!". Региональный уровень очень важен в географической науке. Например, Юго-Западная Азия очень богата нефтью, но почти совсем не обладает гидроэнергетическими, а тем более лесными ресурсами. А вот Южная Америка, наоборот, очень богата гидроэнергетическими и лесными ресурсами.
Конечно, разница в ресурсообеспечнности между отдельными странами еще заметнее. Так, Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа. Андские страны богаты медными и полиметаллическими рудами. Государства, располагающие большими массивами тропических лесов, обладают ресурсами ценной древесины. В мире есть несколько государств, имеющих практически все известные виды природных ресурсов - это Россия, США и КНР. Высокообеспеченными, с точки зрения природных ресурсов, являются Индия, Бразилия, Австралия и некоторые другие страны. Многие государства обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов. Так, Габон выделяется запасами марганца, Кувейт - нефти, Maрокко - фосфоритов.
Легко убедиться, что наибольшими природными ресурсами обладают страны-гиганты с огромными территориями. А небольшие страны, если и выделяются богатством какого-нибудь вида природных ресурсов (например, страны Персидского залива богатые нефтью), то вовсе не их разнообразием. Вот почему по ресурсообеспеченности с определенной долей условности страны можно разделить на три группы:
1. Ресурсонадлишкови страны (Россия, Канада, Австралия).
2. Ресурсозабезпечени страны (США, Китай, Бразилия), которые также обладают значительными природными ресурсами, но все же вынуждены импортировать некоторые из них.
3. Ресурсонедостатни страны. Таких подавляющее большинство (Япония, Италия, Южная Корея, Тайвань). Как правило, они сильно отстают от стран первых двух групп как по величине, так и набором природных ресурсов, поэтому удовлетворяют свои потребности за счет мирового рынка.
Таким образом, неравномерность размещения природных богатств на планете, с одной стороны, способствует развитию международных экономических связей , международного разделения труда . Но с другой стороны - порождает определенные экономические трудности у стран , бедных природными ресурсами.

2) Анализ ресурсообеспеченности стран топливными ресурсами и железной рудой
В современном мире возникает достаточно много проблем связанных с добычей сырьевых ресурсов - как экономические, так и технические.
Доказанные запасы нефти в мире оцениваются в 140 млрд. тонн, а ежегодная добыча составляет около 3,5 млрд. тонн. Однако вряд ли стоит предрекать наступление через 40 лет глобального кризиса в связи с исчерпанием нефти в недрах Земли, ведь экономическая статистика оперирует цифрами доказанных запасов, то есть запасов, которые полностью разведаны, описаны и исчислены. А это далеко не все запасы планеты. Даже в пределах многих разведанных месторождений сохраняются неучтённые или не вполне учтённые нефтеносные секторы, а сколько месторождений ещё ждёт своих открывателей.
Таблица 1
Обеспеченность стран мира нефтью

    страна Запасы нефти (млрд т) Добыча нефти (млн т)
    Саудовская Аравия 43,1 450 96
    Ирак 16,7 55 304
    ОАЭ 16,2 120 135
    Кувейт 15,7 105 149
    Иран 14,9 185 80
    Венесуэла 10,3 175 59
    Мексика 8,5 170 50
    Россия 6,7 300 22
    Китай 4,0 160 25
    США 3,8 380 10

Как мы можем увидеть из таблицы, Саудовская Аравия является абсолютным лидером по запасам и добыче нефти. И хотя в других странах (Ирак, Кувейт, ОАЭ) запасов нефти хватит на больший срок, это выражено в основном недостаточно высоким уровнем её добычи в этих странах. Опасение вызывает несоответствие высоких темпов добычи с относительно небольшими запасами в таких странах, как США и Китай.
Таким образом, более обеспечены нефтью развивающиеся страны, но при таких высоких темпах добычи ресурс быстро иссякнет. Самые значительные запасы у Саудовской Аравии, а самый высокий показатель ресурсообеспеченности у Ирака. Стоит отметить, что странами – лидерами в основном являются страны Персидского залива, являющиеся ведущими членами ОПЕК. Можно передоложить, что с истощением нефти, цены на нефть будут зависеть от данной группы стран.
Уголь – самый распространенный в мире вид ископаемого топлива. Он обладает высоким значением чистого выхода полезной энергии и относительно дешёвый. Единой системы учёта запасов угля и его классификации не существует. Оценки запасов пересматриваются как отдельными специалистами, так и специализированными организациями.

Таблица 2
Обеспеченность стран мира углем

    страна Запасы угля (млрд т) Добыча (млн т) Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)
    США 445 1020 436
    Китай 296 1240 239
    Россия 202 250 808
    ЮАР 116 220 527
    Австралия 116 280 414
    ФРГ 106 250 424
    Индия 78 330 236
    Украина 47 75 626
    Великобритания 45 50 900
    Казахстан 31 70 485

Что касается добычи каменного угля (таблица 2), то она ведется очень неравномерно: несравненный лидер – США (40%), затем идет Китай (20%). Это неотъемлемая составляющая сталелитейной промышленности, а, следовательно, в этой отрасли данные страны и имеют наибольшие тенденции к удержанию лидерства. Россия занимает по уровню добычи каменного угля только шестое место (4,5%), уступая таким странам, как Австралия и Южно-Африканская республика.
Таким образом, обеспеченность углём достаточно высокая. Большая часть стран, имеющая запасы угля – развитые страны. Самые большие запасы угля у США, но при таких размерах добычи показатель ресурсообеспеченности не самый высокий.Если сравнить с Россией, то запасов угля меньше, чем у США в 2 раза, а обеспеченность выше в 2 раза.

Таблица 3
Обеспеченность стран мира природным газом

    страна Запасы газа (трлн м3) Добыча газа (млрд м3) Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)
    Россия 48,1 550 87
    Иран 22,9 45 508
    Нидерланды 1,9 70 27
    ОАЭ 5,8 40 145
    Саудовская Аравия 5,4 45 120
    США 4,7 540 8,7
    Венесуэла 4,1 30 136
    Алжир 3,7 65 57
    Канада 2,2 170 13
    Норвегия 2,0 45 44

Наибольшие запасы газа у развивающихся стран. Самые большие запасы у России, но и самые высокие темпы добычи, поэтому ресурса хватит менее чем на 90 лет. Самая высокая обеспеченность газом у Ирана, ОАЭ и Саудовской Аравии. Самые низкие показатели у США – 8,7 лет

Таблица 4
Ресурсообеспеченность топливными ресурсами основных регионов мира

    Регионы Запасы топлива Добыча топлива Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит)
    Нефть (мир в целом) 140 млрд т 3450 млн т 40,5
    Уголь (мир в целом) 1100 млрд т 4625 млн т 238
    Природный газ (мир в целом) 150трлн м3 220 млрд м3 681
    Природный газ (Зарубежная Европа) 5,6 трлн м3 270 млрд т 20
    Природный газ (Зарубежная Азия) 59,0 трлн м3 330 млрд т 178,8
    Нефть (Зарубежная Европа) 2,5 млрд т 330 млн т 7,6
    Нефть (Зарубежная Азия) 98,0 млрд т 1370 млн т 71
    Нефть (СНГ) 98,0 350 млн т 26

Таким образом, ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире различна, большая часть приходится на газ и уголь, меньшая на нефть (всего 40 лет). Также по-разному обеспечены этими ресурсами и регионы. В Европе намного меньше ресурса, чем в Азии, что будет объяснять зависимость Европы от ввоза данного сырья.

3) Геополитические интересы стран в борьбе за природные ресурсы.

В современном мире на нефть, природный газ и уголь приходятся, соответственно, 32, 22 и 21 процент мирового производства энергии. При этом население мира потребляет энергетические ресурсы крайне неравномерно. Половина глобального потребления угля падает на США (26 процентов мировой добычи) и Китай (24 процента). За пределами этих двух угольных «сверхдержав» использование угля увеличивается в Индии и Японии, но сокращается в Западной и Восточной Европе, включая Россию (как и Англия, наша страна прекратила субсидирование добычи угля).
Что касается нефти, то на протяжении последних полутора десятков лет ее потребление ежегодно возрастает на 1,2 процента и на сегодняшний день составляет в США 18 баррелей, в Канаде - 13, а в Западной Европе, Японии и Австралии - 6 баррелей на душу населения в год. Соединенные Штаты потребляют более четверти мировой нефти. На долю Японии приходится 8 процентов, быстро растущий Китай потребляет 6, а Россия - 4 процента мировой добываемой нефти. Резко увеличивается использование нефти в Южной Корее и Индии.
Потребление природного газа в мире растет на 1,9 процента в год. В развитых странах газ заменяет уголь в гигантских силовых генераторах. США потребляют 27 процентов добываемого в мире газа, Европа - 20 процентов. В обоих регионах наблюдается тенденция еще более масштабно использовать этот источник энергии. Одновременно уменьшилось потребление газа в Восточной Европе.
Согласно прогнозу ЦРУ, к 2015 году потребление энергии увеличится на 50 процентов. К концу первого десятилетия XXI века на нефть будет приходиться примерно 39 процентов всех потребляемых на планете энергетических ресурсов. На второе по значимости энергетическое сырье, уголь, придется 24, на природный газ - 22, на атомную энергию - 6 процентов. Значимость нефти в будущем только возрастет. В 2020 году на нефть будет приходиться 37 процентов производимой в мире энергии, а на нефть и газ вместе взятые - две трети общемировых источников энергии. Более половины нефти (нефтепродуктов) пойдет на обеспечение работы автотранспорта (52 процента). Мир будет приближаться к американскому показателю насыщенности автомобилями - 775 автомобилей на тысячу жителей.
Таблица 5
Мировое потребление энергии между 2000 и 2020 гг. (в квадрильонах BTU) (данные за 2000 год и прогноз на будущее)


Едва ли нужно доказывать, что современная цивилизация немыслима без органических носителей энергии. Индустриальный мир в значительной мере зависит от этих носителей, то есть в первую очередь от нефти и газа. Увеличение в три раза цены на нефть за последнее десятилетие стало одной из причин текущего энергетического кризиса. Экономические лидеры настроены на все более активное использование углеродных носителей. Как уже говорилось, среди всех энергетических источников наибольшую значимость сегодня (и в обозримом будущем) имеет нефть. На протяжении последних лет мировая потребность в нефти увеличивалась примерно на 1,5-2 миллиона баррелей в день (мбд). По оценке Министерства энергетики США, проекция на будущее предполагает рост потребления нефти с 77 мбд в 2002 году до 120 в 2020-м. Потребление этого самого важного стратегического ископаемого крайне неравномерно. Американская и западноевропейская зависимость от импорта нефти давно превысила 50 процентов и будет продолжать расти быстрыми темпами по меньшей мере до 2020 года.
Таблица 6
Мирового потреблении нефти (прогноз в мбд в день)
Регион или страна 2000 год 2005 год 2010 год 2015 год 2020 год
Развитый мир 44,9 47,4 50,1 52,3 54,5
США 19,5 21,2 22,7 23,7 24,7
Западлая Европа 14,4 14,8 15,3 15,6 16,0
Восточная Европа и
бывший СССР 6,0 6,1 6,4 6,6 6,9
Развивающиеся страны 26,2 31,4 37,0 42,9 48,7
Китай 4,6 5,0 6,4 8,1 8,8
Мир в целом 77,1 84,8 93,5 101,8 110,1

Но существуют ресурсы, не имеющие эквивалентных заменителей. Это относится прежде всего к пресной воде, без которой невозможен не только экономический прогресс, но и сама жизнь. Рост населения на Юге и рост уровня жизни на Западе постоянно увеличивают потребность в пресной воде, которая составляет примерно 3 процента от общемировых запасов воды. Значительная часть пресной воды закована в ледники и айсберги. Потребляется примерно 12 тысяч кубических километров в год, и из имеющихся на планете запасов половина уже задействована. Если не будут предприняты экстренные меры (создание колоссальных по мощности опреснительных установок, бурение глубоких скважин), то к середине XXI века вся наличная пресная вода будет использована.
Соединенные Штаты как главный в мире потребитель нефти на протяжении XXI века острее других будут ощущать зависимость от стран Персидского залива с их двумя третями разведанных мировых запасов нефти.
Американскими властями постоянно предпринимаются попытки диверсификации источников нефтяного импорта. Совет национальной безопасности США доложил президенту, что «Венесуэла стала первым заграничным поставщиком нефти и доля Африки увеличилась до 15 процентов импортируемой нами нефти». Нефть требуется экономике Японии, Китая, Южной Кореи, Индии и Индонезии, где среднегодовой прирост ее потребления за последние тридцать пять лет составил 14 процентов (самый высокий показатель в мире).
Если в ближайшие десятилетия потребление естественных ресурсов будет расти прежними темпами, кладовым Земли грозит истощение. При прогнозируемом ежегодном росте потребления нефти на 1,9 процента ее на шестьдесят лет не хватит. Ведь этот прогноз означает, что в 2020 году потребление достигнет 113 миллионов баррелей в день. При таком росте потребления нефть на Земле иссякнет не в 2060-м, а в 2040 году. В любом случае уже в третьем десятилетии XXI века человечество начнет ощущать нехватку главного органического топлива - нефти. Даже если не поддаваться паническим настроениям, очевидно, что кризис в использовании этого типа ресурсов наступит уже в середине наступившего века. Россия кровно заинтересована в увеличении объемов добываемой нефти (нефть обеспечивает 25 процентов доходов от всего российского экспорта). Рост экспорта стран СНГ резко увеличился за последние три года. Нефтяной экспорт России достиг 4 миллионов баррелей в год в 2001-м, закрепив за ней второе место в мире после Саудовской Аравии (7 миллионов баррелей в год).
Постоянное увеличение мирового спроса, сокращение запасов сырья и усиление требований и претензий отдельных государств делают маловероятной возможность мирного распределения мировых ресурсов. Рыночные силы придают могучий резонанс даже незначительным локальным конфликтам. Глухие раскаты грома из Сьерра-Леоне, Заира и Боливии - это только первые предвестники тех последствий, к которым в ближайшие десятилетия приведут процессы глобализации. «После Второй мировой войны постоянная погоня за природными ресурсами была скрыта политическими и идеологическими требованиями американо-советского соперничества; окончание этого соперничества более реалистически осветило действительную картину».
Таким образом, не существует такой доктрины, которая удовлетворяла бы все стороны противостояния в полной мере, поэтому конфликты на почве борьбы за ресурсы неизбежны. Особенное вероломство на пути к мировому господству проявляют Соединённые Штаты Америки. Сфера их влияния всё сильнее сжимается вокруг России. Мир пока «однополярен», и если никакие меры не будут предприняты, то в мире окончательно утвердится новый мировой порядок, порядок, при котором Россия – лишь ресурсная база запада.

ВЫВОДЫ

Переход мирового хозяйства к новому типу развития, в котором центральное место занимает информация и знания, разумеется, не означает, что задача рационального использования энергетического сырья теряет свою актуальность. Наоборот, в последнее время, когда угрожающую остроту приобрел глобальный экологический кризис, когда мировое сообщество решает задачу перехода к устойчивому развитию, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов становится еще более актуальным и должно занимать приоритетное направление в экономической политике каждого современного государства. Более того, в условиях перехода к устойчивому развитию изменения показателя энергоемкости в масштабах мирового хозяйства могло бы стать одним из важных индикаторов эффективности энергетической составляющей, обеспечивающей этот переход. О значении этого показателя красноречиво говорит тот факт, что снижение энергоемкости производства мирового ВВП только на 1% позволило бы сегодня сэкономить 225-235 млрд дол., что примерно соответствует затратам на природоохранные мероприятия всех стран Европы и Азии вместе взятых.
Снижение энергоемкости экономического развития мирового хозяйства требует сегодня действий по следующим основным направлениям. Первое направление - повышение эффективности использования энергии. Эта задача может быть решена путем экономии энергоресурсов, более широкого применения энергосберегающих технологий и вторичных ресурсов.
Второе направление - переход от ископаемых видов топлива, обеспечивающих сегодня производство 85% используемой энергии, к таким экологически чистым источникам, как ветер, геотермальные воды, солнечная энергия.
Реализация мероприятий в рамках этих основных направлений требует немалых финансовых, трудовых, организационных затрат и возможна лишь при усилении государственного вмешательства в экономическую жизнь. В большинстве развитых стран государство заметно укрепило свои позиции не только в социальной сфере, но и в экономической жизни. Активно используя бюджетные, кредитно-финансовые, налоговые, таможенные и иные рычаги, оно получило возможность эффективно воздействовать на процессы производства и потребления ресурсов. Примеры рациональной политики государственного вмешательства в обеспечение устойчивого развития экономики путем совершенствования ее энергетической составляющей можно сегодня наблюдать как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах.
Таким образом, уже в меньшей степени мир зависит от энергоресурсов, чем раньше, обозначены тенденции перехода к новым видам энергии, в том числе и альтернативным. Однако сейчас всё более очевидно, что рынок не в состоянии решить проблемы, связанные с рациональным использованием ресурсов, и, следовательно, необходимо государственное регулирование экономик стран мира.
и т.д.................

Практическая работа

(Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс).

Пояснительная записка

Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН.

Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности.

Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала.

Задачи , решаемые в ходе проведения практической работы:

    обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме;

    развивающая - способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности.

    воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда.

В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность.

На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти.

В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов.

Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:

    Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012.

    В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.

    О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007

    Интернет-ресурсы: , www .rgo.ru

Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин.

Практическая работа

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

1 вариант

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Саудовская Аравия

35,8

440

Россия

350

Ирак

15,1

130

Страна

Лесопокрытая площадь, млн га

Россия

881,9

Бразилия

488

Австралия

160

Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади?

3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO ). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод.

Регион

Коммунальные нужды, %

Промышленность, %

Сельское хозяйство, %

Европа

15,2

52, 4

32, 4

Россия

17,0

54,0

22,0

Африка

8,6

7,3

84,1

Азия и Тихоокеанский регион

7,3

11,4

81,3

Северная Америка

13,3

48,0

38.7

Латинская Америка и Карибский регион

19,0

10.3

70,7

Практическая работа

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

2 вариант

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Россия

107

США

25,4

Бразилия

49,3

162

Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?

Страна

Площадь пашни, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Австралия

Канада

45,8

Бразилия

57,6

Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему?

3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему?

Выполнение практической работы

1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные:

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Саудовская Аравия

35,8

440

81,36

Россия

350

57,14

Ирак

15,1

130

116,15

Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = .

В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод - ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления .

2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран (по данным Приложения учебника) и вычислить обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р = . Они получают следующие данные:

Страна

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Россия

881,9

142,9

6.2

Бразилия

488

186,1

2,7

Австралия

160

20,3

7,8

Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона.

3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий . В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира).

б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним - и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики.

Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения.

Природные ресурсы - компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления. Понятие «природные ресурсы» меняется с развитием науки и техники: вещества и виды энергии, использование которых ранее было невозможно, становятся природными ресурсами. Есть несколько классификаций природных ресурсов. По принадлежности к разным геосферам природных ресурсов, выделяют ресурсы литосферы, гидросферы, биосферы, климатические ресурсы. По применимости их в различных отраслях хозяйства их группируют в энергетические, металлургические, химические природные ресурсы и др. По возможной длительности и интенсивности использования, их разделяют на почерпаемые и практически неисчерпаемые природные ресурсы, возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы. Практически неисчерпаемые природные ресурсы - это ресурсы, уменьшение которых неощутимо даже в процессе очень длительного использования: энергия солнечного излучения, ветра, морских приливов, климатические ресурсы и др. Почерпаемые природные ресурсы - это ресурсы, сокращающиеся по мере их использования; большинство видов природных ресурсов относится к исчерпаемым природным ресурсам, которые делятся на возобновляемые (или возобновимые) и невозобновляемые природные ресурсы. Возобновляемые природные ресурсы - это ресурсы, скорость восстановления которых сравнима со скоростью их расходования. К возобновляемым природным ресурсам относятся ресурсы биосферы, гидросферы, земельные ресурсы. Невозобновляемые природные ресурсы - это ресурсы, не восстанавливающиеся самостоятельно и не восстанавливаемые искусственно. К ним относятся, главным образом, полезные ископаемые. Процесс рудообразования и формирования горных пород идет непрерывно, но его скорость настолько меньше скорости извлечения полезных ископаемых из земных недр, что практически этим процессом можно пренебречь. Ресурсообеспеченность Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной запасов природных ресурсов и объёмами их использования. Она выражается запасами из расчёта на душу населения, тогда необходимо величину запасов данного ресурса поделить на численность населения страны. Или количеством лет, на которые хватит данного природного ресурса при существующих объёмах добычи, тогда размеры запасов данного ресурса необходимо поделить на современный объём добычи. Расчет ресурсообеспеченности необходим в целях долгосрочного прогнозирования использования имеющихся ресурсов. Одна из главных проблем человеческого общества, связанной с использованием природных ресурсов, является неравномерность их размещения. В мире есть территории, полностью лишенные, каких либо видов ресурсов и напротив, обладающие значительными их запасами. Большинство стран располагают некоторым набором природных ресурсов. Однако, встречаются государства с очень скудными их объемами. Но это не всегда обрекает эту страну на нищенское существование, и наоборот, обладая большим их числом и количеством, можно нерационально ими воспользоваться. Например, Япония, являясь высокоразвитой страной, имеет ограниченное количество минеральных ресурсов. В противоположность Японии можно привести примеры многих государств, обладающих богатейшими ресурсами, но не достигших больших успехов в социально-экономическом развитии.

Минеральные ресурсы

Природные ресурсы - основа первичного сектора экономики, ведущего сбор промышленного и сельскохозяйственного сырья и первичную его переработку для последующего потребления.

Природные ресурсы включают:

§ Минеральные

§ Земельные

§ Водные запасы

§ Ресурсы Мирового океана

Ресурсообеспечение выражается соотношением между величиной природных ресурсов и размерами их использования.

Минеральные ресурсы

Минеральные ресурсы - это совокупность специфических форм минеральных веществ в земной коре, являющихся источником энергии, различных материалов, химических соединений и элементов.

Минеральные ресурсы образуют в мировой экономике базу для производства промышленной продукции.зменения в добыче и потреблении сырья в международной торговле влияют не только на экономическую ситуацию в отдельных странах и регионах, но имеют глобальный характер. За последние 25-30 лет сырьевой сектор значительно изменился вследствие политики развитых стран, пытавшихся преодолеть зависимость от поставок сырья из развивающихся стран и сократить производственные затраты. В этот период активизировались геолого-разведочные работы в развитых странах, в том числе осваивались месторождения в отдаленных и труднодоступных районах, в том числе осуществлялись программы экономии минерального сырья (ресурсосберегающие технологии; использование вторичного сырья, снижение материалоемкости продукции и т. д.) и велись разработки в сфере альтернативной замены традиционных видов сырья, прежде всего энергетического и металлического.

Таким образом, происходит переход мировой экономики с экстенсивного пути развития на интенсивный, сокращающий энерго- и материалоемкость мирового хозяйства .

В то же время высокая обеспеченность минеральными ресурсами хозяйства той или иной страны или их дефицит в конечном счете не являются фактором, определяющим уровень социально-экономического развития . Во многих странах наблюдаются существенные разрывы между уровнем развития производительных сил и обеспеченностью материально-сырьевыми ресурсами (например, в Японии и России).

Промышленная значимость ресурсов определяется следующими требованиями:

§ Технической возможности и экономической рентабельности добычи, транспортировки и переработки.

§ Экологической допускаемости разработки и использования

§ Благоприятности политической и экономической международной ситуации

Размещение минеральных ресурсов характеризуется крайней неравномерностью и высокой концентрацией добычи . На 22 вида минеральных ресурсов приходится более 90% стоимости продукции горно-добывающей промышленности. Однако 70% добычи металлов приходится на 200 крупнейших рудников; более 80% запасов и добычи нефти сосредоточено на 250 месторождениях, что составляет лишь 5% общего числа нефтяных разработок.

В мире выделяется семь стран по разнообразию и объему запасов минеральных ресурсов, обладающих ими:

§ Россия (газ, нефть, уголь, железная руда, алмазы, никель, платина, медь)

§ США (нефть, медь, железная руда, уголь, фосфориты, уран, золото)

§ Китай (уголь, железная руда, вольфрам, нефть, золото)

§ ЮАР (платина, ванадий, хром, марганец, алмазы, золото, уголь, железная руда)

§ Канада (никель, асбест, уран, нефть, уголь, полиметаллы, золото)

§ Австралия (железная руда, нефть, уран, титан, марганец, полиметаллы, бокситы, алмазы, золото)

§ Бразилия (железная руда, цветные металлы)

На промышленно развитые страны приходится около 36% нетопливных минеральных ресурсов мира и 5% нефти.

На территории развивающихся стран находится до 50% нетопливных минеральных ресурсов, почти 65% запасов нефти и 50% природного газа, 90% запасов фосфатов, 86-88% олова и кобальта, более 50% медной руды и никеля. Существенна дифференциация в обеспеченности и размещении полезных ископаемых: подавляющая их часть сосредоточена примерно в 30 развивающихся странах. Среди них выделяются: страны Персидского залива (около 60% запасов нефти), Бразилия (железные и марганцевые руды, бокситы, олово, титан, золото, нефть, редкие металлы), Мексика (нефть, медь, серебро), Чили (медь, молибден), Заир (кобальт, медь, алмазы), Замбия (медь, кобальт), Индонезия (нефть, газ), Алжир (нефть, газ, железная руда), страны Средней Азии (нефть, газ, золото, бокситы).

Из стран с экономикой переходного периода запасами минерального сырья, имеющими мировое значение, обладает Россия, где сосредоточено около 8% мировых запасов нефти, 33% природного газа, 40% угля, 30% - железной руды, 10% - алмазов и платины.

Добыча основных видов минерального сырья* , 2004 г.
Оценка по содержанию полезного компонент

Вид сырья

Измерения

Страны - ведущие в добыче

Саудовская Аравия, Россия США, Иран, Китай, Венесуэла

млрд. куб. м

Россия, Канада, США, Алжир

Китай, США, Россия

Канада, Китай, США

Железная руда

Бразилия, Австралия, Китай, Россия, США

Гвинея, Ямайка, Бразилия

Медная руда

США, Чили, Россия, Казахстан

ЮАР, США, Австралия, Канада

млн. карат

Конго, Ботсвана, Россия, Австралия, ЮАР

Фосфатные руды

США, Марокко, Китай

Земельные ресурсы

Земельные ресурсы, почвенный покров - основа сельскохозяйственного производства. Вместе с тем лишь 1/3 земельного фонда планеты - это сельскохозяйственые угодья (4783 млн.га), то есть земли, используемые для производства продуктов питания и сырья для промышленности.

Сельскохозяйственные угодья представляют собой пашни, многолетние насаждения (сады), естественные луга и пастбища. В различных странах мира соотношение пашни и пастбищ в сельскохозяйственных угодьях различно.

В настоящее время в мире на пашни приходится около 11% всей площади суши (1350 млн. га) и 24% суши (3335 млн. га) используются в животноводстве. Страны, обладающие наибольшими массивами пахотных земель (млн. га): США - 186, Индия - 166, Россия - 130, Китай - 95, Канада - 45. Различна обеспеченность регионов пашней в расчете на душу населения (га/чел.): Европа - 0,28, Азия - 0,15, Африка - 0,30, Северная Америка - 0,65, Южная Америка - 0,49, Австралия - 1,87, страны СНГ - 0,81.

Если в развитых странах рост урожайности и продуктивности, сельскохозяйственного производства во многом обеспечивается за счет экстенсивного использования земель, то большая часть наиболее доступных и плодородных земель уже заняты под сельскохозяйственным производством, а те, что остались - малоплодородны.

Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в мире, в среднем за 2002-2004 гг.

Виды продукции

Измерения

Производство, сбор

Страны - основные производители продукции

Зерновые - всего

КНР, США, Индия

Картофель и корнеплоды

КНР, Россия, Нигерия

КНР, Индия, США

КНР, Индия, США

Сахар сырец

Бразилия, КНР, США

Кофе зерно

Бразилия, Колумбия, Мексика, Индонезия, Эфиопия

Какао-бобы

Кот-д`Ивуар, Гана, Бразилия

Хлопчатник, волокно

КНР, США, Индия

Мясо - всего

КНР, США, Бразилия

Молоко коровье, свежее

США, Индия, Россия, Германия, Франция, КНР

Шерсть очищенная - всего

КНР, Россия, Казахстан, Австралия, ЮАР

Улов рыбы - всего

Китай, Япония, Перу, Россия

Вывоз древесины

млн. куб. м

Россия, США, Бразилия, Канада

Лесные ресурсы

Лесами занято около 4 млрд. га земель (около 30% суши). Четко прослеживается два лесных пояса: северный с преобладанием хвойных пород деревьев и южный (главным образом тропические леса развивающихся стран).

В развитых странах в последние десятилетия в основном из-за кислотных дождей поражены леса на территории около 30 млн. га. Это снижает качество их лесных ресурсов.

Для большинства стран третьего мира также характерно снижение обеспеченности лесными ресурсами (обезлесение территорий). До 11-12 млн. га в год вырубаются под пашни и пастбища, к тому же наиболее ценные породы леса экспортируются в развитые страны. Древесина остается также основным энергоносителем этих стран - 70% всего населения используют древесину как топливо при приготовлении пищи и обогреве жилищ.

Уничтожение лесов имеет катастрофические последствия: сокращается поступление кислорода в атмосферу, усиливается парниковый эффект, меняется климат.

Обеспеченность лесными ресурсами регионов мира характеризуется следующими данными (га/чел.): Европа - 0,3, Азия - 0,2, Африка - 1,3, Северная Америка - 2,5, Латинская Америка - 2,2, Австралия - 6,4, страны СНГ - 3,0. В России сосредоточено около 60% лесов умеренных широт, однако для промышленного использования пригодно 53% всех лесов станы.

Водные ресурсы

Рациональное использование водных ресурсов, в особенности пресноводных, - одна из острых глобальных проблем мирового хозяйства.

Около 60% общей площади суши на Земле приходится на зоны, где нет достаточного количества пресной воды. Четвертая часть человечества ощущает ее недостаток , а еще свыше 500 млн. жителей страдают от недостатка и плохого качества питьевой воды.

Большая часть вод на земном шаре - это воды Мирового океана - 96% (по объему). На подземные воды приходится около 2%, на ледники - тоже около 2% и только 0,02% приходится на поверхностные воды материков (реки, озера, болота). Запасы же пресных вод составляют 0,6% от всего объема вод .

Современное потребление воды в мире - 3500 куб. км в год, т. е. воды на каждого жителя планеты приходится по 650 куб. м в год.

Пресная вода в основном используется в промышленности - 21% и сельском хозяйстве - 67%. Воды Мирового океана не пригодны не только для питья, но и для технологических нужд, несмотря на достижения современной технологии.

Ресурсы мирового океана

Ресурсы Мирового океана играют все возрастающую роль в развитии производительных сил.

Они включают:

§ биологические ресурсы (рыба, зоо- и фитопланктон);

§ значительные ресурсы минерального сырья;

§ энергетический потенциал;

§ транспортные коммуникации;

§ способности вод океана рассеивать и очищать основную часть поступающих в него отходов химическим, физическим и биологическим воздействием;

§ основной источник ценнейшего и все более дефицитного ресурса - пресной воды (получение которой путем опреснения увеличивается с каждым годом).

Освоение ресурсов океана и его охрана, несомненно, одна из глобальных проблем человечества.

Особое значение для мирового хозяйства имеет использование ресурсов морского шельфа. В настоящее время около 30% добываемой нефти - шельфового происхождения. В ЕС море дает до 90% добываемой нефти, в Австралии - до 50%. Подавляющая часть нефти (85%) на шельфе извлекается на глубине до 100 м. Добычу нефти на шельфе ведут около 60 стран.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!