Все для предпринимателя. Информационный портал

С какого возраста нужно давать ребёнку карманные деньги? Карманные деньги детям, плюсы и минусы карманных денег для подростков.

Лошакова Мария

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение ………………………………………………………………2

Из истории денег ……………………………………………………… ..3

Что такое карманные деньги …………………………………………… 4

Результаты опроса ……………………………………………………….. 7

Заключение ……………………………………………………………... 10

Литература ……………………………………………………………..…..11

Приложение …………………………………………………………….… 12

Введение

Трудно представить, чтобы у современного ребенка в кармане не было денег. У кого-то их больше, у кого-то меньше. У одних “свои” деньги появляются раньше, у других позднее.

Зачем мне деньги? Чтобы покупать чипсы и колу, отдать долг, и смотря сколько денег,: можно купить компьютерную игру или сходить с ребятами в кино, или купить что-нибудь необходимое на данный момент.

Говорить о деньгах в нашем обществе не слишком-то принято. Особенно с детьми. Однако, как бы родителям ни хотелось иногда верить в обратное, сами дети о деньгах думают. И немало. Рано или поздно все родители задумываются о том, что подросшему ребенку уже недостаточно покупок, сделанных во время совместных походов в магазин, - ему нужны собственные, "отдельные", деньги. Зачем они ребенку? - возмутятся одни. С какого возраста и какую сумму? - спросят другие родители. А если не давать деньги детям? - поинтересуется кто-то.

Я решила разобраться, что думают мои сверстники и родители о карманных деньгах, хорошо это или плохо, нужны ли они и какие бывают системы «денежного воспитания» , поэтому цель моей работы исследование понятия «карманные деньги» и его положительных и отрицательных сторон.

Задачи:

Узнать историю денег;

Выяснить, что означает термин « карманные деньги»;

Выяснить какие системы выдачи карманных денег существуют;

Узнать общественное мнение по поводу наличия карманных денег у

Детей.

Из истории денег

Деньги - специфический товар , который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Через деньги выражают стоимость других товаров, поскольку деньги легко обмениваются на любой из них.

Точно неизвестно, когда появились первые деньги. Самому древнему упоминанию о них 4500 лет. Клинописный текст на глиняной таблетке из Двуречья (юг современного Ирака) сообщает о платеже в виде обусловленной меры серебра. Позже во многих древних государствах металл определенного веса или меры стал выполнять функцию денег, что привело к появлению монет.

Какими были деньги? В роли денег в разные времена выступали каменные диски, служившие жителям острова Яп в Тихом океане для оплаты общественных расходов и судебных тяжб. Большие экземпляры достигали 4м. в диаметре. Когда испанские конкистадоры завоевали Мексику, индейцы использовали для платежей какао-бобы и маленькие медные топоры - их мягкий металл не годился для хозяйственных нужд. Бруски самородной соли широко использовались в Эфиопии до 1920-х гг. в качестве денег. Кое-где в Восточной Африке стада крупного рогатого скота до сих пор считаются символом богатства. Самому раннему свидетельству об использовании раковин каури в качестве денег в Китае около 3500 лет. Изображение такой раковины и выбрали для обозначения денег. Раковины каури служили деньгами в 9-18 вв. в Индии, в 17 веке в Таиланде и в 19 веке в Африке.

Монеты - металлические пластинки с рисунком. Первые монеты были изготовлены в 7 в. до н.э. в Малой Азии, в царстве Лидия (ныне территория Турции) из электра, природного сплава золота и серебра. Опыт изготовления монет оказался удачным и вскоре распространился на Европу.

Примерно в это же время в Китае начали чеканить монеты из железа. 910 г. В Китае начат массовый выпуск денег из бумаги. Банкноты -это просто листки бумаги. 1440 год. Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, который предназначался для изготовления книг. Однако в скором времени было предложено использовать его для печатания бумажных денег - их выпуск стал более быстрым и менее затратным. Ранее принцип печатного станка для печати денег использовали китайцы, однако об этом европейцы, судя по всему, не знали.

1768 (1769) год – выпущены первые русские бумажные деньги (по преданию, из старых дворцовых салфеток и скатертей). Манифестом Екатерины II от 29 декабря 1768 г. (по старому стилю) был основал "Променный Банк", переименованный позднее в "Ассигнационный Банк", который выпустил одновременно в своих двух отделениях – Санкт- Петербургском и Московском первые ассигнации номиналом в 25, 50, 75 и 100 рублей.

Что такое карманные деньги?

Начну с определения, что же такое карманные деньги. Карманные деньги – это определенная сумма, которая находится в полном распоряжении ребенка. Цель карманных денег - научить ребенка обращаться с деньгами и правильно их тратить.

Эти деньги ребенок может использовать по своему усмотрению, не отчитываясь перед родителями, ведь строгий контроль над расходами с их стороны лишает обладание карманными деньгами смысла.

Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Вместо постоянных просьб что-либо купить ребенок может сам выбрать предмет, время и место покупки. Если у него ограниченная сумма, то это вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств.

Сколько денег получают дети в западных странах? Результаты исследования зарубежных специалистов показали, что Британские родители не спешат учить детей обращению с деньгами - чтобы не лишать их детства. Но все равно дарят копилки и предлагают откладывать туда фунты, например, из карманных денег. Большинство родителей в Англии (88%) выдают детям карманные деньги строго по плану. Первые личные деньги появляются у девочек и мальчиков, в среднем, в возрасте шести с половиной лет. В среднем дают £5-10 ($8-15,5) в неделю, а подростку - £20 ($31). При этом, если детям нужно больше денег на расходы, то родители предлагают им заработать у них же. Когда же дети начинают зарабатывать по-настоящему, при этом оставаясь жить с родителями, то они должны платить так называемый родительский сбор - 10% от своей зарплаты.

Детям-шведам деньги на карманные расходы дает государство! В Швеции детям до 16 лет каждый месяц выплачивают по 1050 крон ($152). Правда, до совершеннолетия эти деньги получают родители, а потом они сами могут получать их до 20 лет. Но при условии, что будут прилежно учиться и не прогуливать. В среднем маленькие шведы с 6-7 лет получают 20-45 крон ($3-6) в неделю. При этом детям не приходится тратиться в школе. Потому что школьное питание - бесплатное. А в самой школе и возле нее ничего не продается.
Когда дети вырастают из своей одежды, их учат оформлять анонсы на сайте объявлений и продавать одежду, игрушки и другие личные вещи. Шведы стараются как можно раньше научиться зарабатывать и стать самостоятельными в финансовом смысле. Подростки часто подрабатывают тем, что устраивают дискотеки. Более того, уже с 15 лет они могут основать свою компанию. При этом они получают бесплатные финансовые консультации и платят более «щадящие» налоги. Еще детей с ранних лет приучают жертвовать на благотворительность.
Маленькие турки первые лиры на карманные расходы получают за поцелуи! В Турции на большие национальные праздники всем детям, даже крохам, принято дарить праздничные деньги, пусть даже 1-2 лиры ($0,5-1), дарят их старшие родственники, которым за это в знак благодарности и уважения нужно поцеловать руку и приложить ее ко лбу. А свои карманные деньги маленькие турки регулярно начинают получать, как только идут в школу. Как правило, на неделю дают 10-30 лир ($5,5-16).
Турецкие родители с детства прививают детям серьезное отношение к деньгам. Папы частенько водят своих сыновей к себе на работу, чтобы показать, как нелегко достаются деньги, поэтому их нужно ценить. Даже очень обеспеченные семьи настраивают детей на то, чтобы они старались поступать в бесплатное учебное заведение, если же за учебу ребенка надо платить, то родители требуют, чтобы он хорошо учился. Подрабатывать же турецкие школьники начинают в 15-16 лет. Но при этом родители все равно продолжают их финансово опекать.
Понятия «личный бюджет», «заработать», «накопить» знакомы с пеленок каждому маленькому американцу. Здесь нет такого, что родители забывают о себе, отдавая все детям. Логика взрослых американцев такова: если они не накопят достаточно денег, чтобы обеспечить себе безбедную старость, то станут обузой для детей. Поэтому с раннего возраста приучают их самостоятельно зарабатывать, часто становясь первыми «работодателями». Так, чтобы получить карманные деньги (их начинают выдавать в 9-10 лет), ребенок должен что-то сделать по дому: убрать в своей комнате, вынести мусор, выгулять собаку.
Младшим школьникам дают «на карман» $5-10 в неделю, а подросткам - около $15. Этих денег хватает и на школьный обед, и на разные безделушки. Если же на них хочется купить что-то более дорогое, то родители не будут докладывать недостающую сумму, а предложат ребенку ее накопить или заработать.

В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне. Согласно предписанию ведомства по делам детей и молодежи, ребенку в возрасте до шести лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему - 1,5-2 евро, 10-летнему - 10-12 евро, а в 13 лет - уже 20 евро. Пятнадцатилетний подросток должен получать 25-30 евро в неделю.

Если родители не выдают ребенку деньги по "государственному тарифу", он может подать на них жалобу. Злостная невыплата карманных денег грозит родителям штрафом.

Результаты опроса

Чтобы выяснить, как относятся к карманным деньгам мои сверстники и родители, я провела среди них анкету. В анкетировании принимали участие учащиеся 5 – 6 классов и их родители. Вопросы анкеты приведены в Приложении 1. Нужно сразу отметить, что большинство ответов родителей и детей совпали.

На вопрос «Как часто вы выдаете детям деньги?» большинство родителей и детей ответили « по мере необходимости» - 89%, «регулярно» - 8%, «не выдают» - 3%. «С какого возраста детям необходимо выдавать карманные деньги?» - 84% ответили, что с первого класса, 16% - в 5-6 классе. Родители считают, что сумма должна зависеть от возраста ребенка, от доходов семьи. Большинство родителей контролируют расходы своих детей, а вот дети считают, что родители не должны этого делать (Приложение 2). На вопрос «Должны ли дети зарабатывать деньги?» родители ответили «да» - 85%, « нет» - 15%, в качестве «работы», по мнению родителей, могут выступать заработанные оценки, работа по дому. Дети ответили на этот вопрос «да» - 64%, « нет» - 36%. Чаще всего карманные день учащиеся тратят на сладости, газировку, чипсы, обеды в столовой, необходимые мелочи, пополняют счет телефона, лишь 23% откладывают деньги, чтобы купить какую-то вещь или потратить на подарки родителям, друзьям.

Основные аргументы, которые приводили родители против:
ребенок не умеет тратить, родители все должны покупать ему сами,
слишком много внимания денежным вопросам – будет жадным, алчным,
если регулярно снабжать деньгами – станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания,

Не зарабатывает – не знает цену деньгам, не будет ценить даваемое,
носить с собой деньги сейчас просто опасно – зависть других детей, могут отнять или даже побить.

Аргументы за:
ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги – родителей, друзей, одноклассников,
пусть учится самостоятельно и ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет – наделает ошибок, так под родительским присмотром и с малыми потерями,
если не давать – возникают отрицательные эмоции, может развиться зависть к другим детям, жадность, переоценивание власти денег.

Аргументы детей за карманные деньги

Всегда можно купить то, что тебе нужно, и не просить родителей;

Приучают к самостоятельности, планированию.

Аргументы против: 50% опрошенных ответили, что не видят никаких отрицательных сторон, остальные назвали жадность, зависть.

Из проведенной анкеты можно выделить несколько схем, по которым родители выдают деньги своим детям. Я попыталась проанализировать каждый из них и определить плюсы и минусы каждой схемы.

схема

достоинства

недостатки

Фиксированная (когда деньги выдаются определенной суммой на месяц или неделю)

Появляется возможность распоряжаться деньгами, планировать свои траты, есть возможность моделировать

« взрослые» отношения: откладывать деньги, планировать траты.

Может появиться увлечение к накопительству, ребенок может стать жадным скрягой.

Деньги по заявке

(деньги выдаются по просьбе ребенка)

Спокойное отношение к наличию денег и их отсутствию, деньги не становятся сверхцелью.

Ребенок не может распоряжаться деньгами сам: ему выдают сумму на определенную покупку.

Зарплата (деньги выдаются за какую-то сделанную работу)

Зарплата может быть стимулом для учебы, работы. Поскольку ребенок сам зарабатывает, то он понимает ценность заработанных денег

Может оказаться так, что ребенок будет требовать деньги за любую работу, может стать расчетливым и жадным.

Заключение

Проведенные мною исследования показали, что дети в России на карманные расходы получают сумму значительно меньшую, чем их сверстники из зарубежных стран. Основным источником дохода детей являются родители. Большинство опрошенных детей признали, что просят деньги у родителей сами. Очевидно, что система регулярных выплат в России еще не сложилась.

В современном мире без денег не обойтись. И если ребенок начинает учиться строить свои отношения с деньгами с детства в этом можно увидеть много положительных сторон. Карманные деньги приучают детей к самостоятельности, умению планировать, строить «взрослые» отношения. Но в то же время отсутствие контроля со стороны родителей может привести к тому, что дети могут стать жадными, алчными и могут думать, что все можно купить за деньги.

Согласно анкете, большинство детей расходует карманные деньги на сладости, газировку и жвачку. В целом же диапазон детских увлечений может быть очень широким.Все эти увлечения, разумеется, оплачиваются родителями и зависят от суммы, выдаваемой на руки, и детских пристрастий. Идеальных схем для выдачи карманных денег нет, у каждой есть, на мой взгляд, свои положительные стороны и свои недостатки. Но родители должны понимать, что карманные деньги - не награда за хорошее поведение и учебу и не плата за помощь по дому.

Для маленького ребенка деньги - это волшебные золотые ключики. С их помощью можно открыть потайную дверцу, за которой рассыпаны предметы их желаний. Подрастая, ребенок учится правильно обращаться с этими ключами. Учиться этому все равно придется, и именно родители должны стать для него главным примером.

Литература

1.Деньги., Википедия.,[интернет ресурс], //http://ru.wikipedia.org/wiki

2. На что школьники тратят карманные деньги., [электронный ресурс] :/РИА-новости/, http://ria.ru

3. Свиридов, Д.Почему детям не нужно выдавать карманные деньги? [электронный ресурс] :Д.Сивридов./ Школа жизни// Познавательный журнал//, http://shkolazhizni.ru
4.Скарлощ, С.Воспитание по расчету.[текст]://Русский репортер/ № 8.,2010., с.74

5. Шуманская, Т.З.Карманные деньги [электронный ресурс]:Т.З. Шуманская, Е.С. Сапожникова. -

Авторы таких бестселлеров, как "Богатый папа, бедный папа", "Чтобы стать миллионером, надо думать, как миллионер" утверждают, хорошие отметки в школе не являются залогом финансового процветания во взрослой жизни. Умение обращаться с деньгами - это совершенно особый навык, который, к счастью, успешно поддается тренировке. Карманные деньги - вот лучший тренажер финансовой самостоятельности для наших детей.

Тема взаимоотношения детей и денег привлекает внимание не только родителей, но и экономистов, и психологов. Как, когда и почему дети должны знакомиться с экономической стороной окружающего их мира? На Западе об этом пишутся научные статьи и популярные книги. Последние 40 лет на эту тему неоднократно проводились исследования в США, Англии, Австралии, Канаде, Франции, Германии и Израиле.

Первые результаты, полученные еще в 60е годы прошлого века разными исследователями, оказались противоречивыми. Одни считали, что отношение детей к деньгам напрямую не связано с тем, были у них карманные средства, или нет. Другие утверждали, что существует положительная связь между "покупательскими навыками" и наличием собственных денег у ребенка. Впоследствии ко второму мнению склонилось большинство голосов.

Сколько денег получают дети в западных странах?

Международный Журнал экономической психологии в 2001 году опубликовал исследование британского ученого Адриана Фернхема, посвященное отношению к карманным деньгам родителей, имеющих детей разного возраста. Триста английских родителей ответили на ряд вопросов о деньгах, выдаваемых своим детям.

Результаты исследования показали, что большинство родителей (88%) выдают детям карманные деньги строго по плану. Первые личные деньги (около полутора долларов в неделю) появляются у девочек и мальчиков, в среднем, в возрасте шести с половиной лет. Далее между размером суммы и возрастом ребенка существует почти линейная зависимость - 17-летний британский подросток получал от родителей несколько лет назад примерно 10 долларов в неделю.

В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне. Согласно предписанию ведомства по делам детей и молодежи, ребенку в возрасте до шести лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему - 1,5-2 евро, 10-летнему - 10-12 евро, а в 13 лет - уже 20 евро. Пятнадцатилетний подросток должен получать 25-30 евро в неделю.

Если родители не выдают ребенку деньги по "государственному тарифу", он может подать на них жалобу. Злостная невыплата карманных денег грозит родителям штрафом. Впрочем, эти суммы вполне посильны немецким семьям, ведь на детей в Германии выдают пособие. В итоге этих реформ в середине 2003 года покупательная способность детей и подростков в Германии оценивалась в 7,5 млрд евро в год.

Немного статистики

Как карманные деньги зависят от ситуации внутри той или иной семьи? Как ни странно, дети, которых выращивает один родитель, получают денег больше, чем их сверстники из обычных, особенно "традиционных", семей, где работает только . Если же школьник недоволен слишком маленьким "пособием" от родителей, ему лучше просить прибавки у матери, а не у отца. Оказывается, матери легче идут на финансовые уступки детям.

В общем случае, европейские родители одобряют, когда дети копят деньги, и не приветствуют, когда их отпрыски берут деньги взаймы или сами дают их в долг другим детям. Родители, принадлежащие к среднему классу, лучше относятся к понятию "карманные деньги", чем родители из рабочего класса, и начинают приучать детей к управлению личными финансами в более раннем возрасте. Интересно, что в рабочих семьях чаще считается, что мальчикам надо давать больше карманных денег, чем девочкам.

Примерно 3/4 европейцев считают, что деньги следует выдавать еженедельно, и что следует поощрять детей копить на какие-то покупки, а также начинать работать за деньги в свободное от учебы время. Интересно, что жители Германии рассчитывают на то, что их дети начнут подрабатывать с восьми лет. В то же время британцы полагают, что 10 лет - более подходящий для этого возраст.

Меньше половины родителей поощряют у своих детей денежные пожертвования на благотворительность. Около половины взрослых считают, что за успехи в учебе детям полагаются денежные премии по внутрисемейному тарифу. Эта группа родителей начинает выдавать подобные премии школьникам еще в начальных классах.

Прекращать выдачу карманных денег детям европейцы планируют не раньше, чем их отпрыски закончат получение образования и начнут работать полную рабочую неделю.

Перейдем теперь от статистики к практике. Попробуем предложить вашему вниманию несколько простых советов о том, как организовать денежный поток от вас к вашему ребенку.

Когда и как выдавать детям карманные деньги

  • С какого возраста давать ребенку карманные деньги - зависит как от вас, так и от ребенка. Однако не помешает выяснить, есть ли уже карманные деньги у приятелей вашего отпрыска: дети не любят сильно отличаться друг от друга.
  • Основная причина, по которой стоит давать детям деньги состоит в том, что ребенок должен научиться обращаться с деньгами. Лучше всего, если это произойдет в том возрасте, когда вы еще можете как-то влиять на отношения ребенка с финансами.
  • Карманные деньги придают детям . Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя "почти взрослым".
  • Иногда, чтобы купить что-то значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов.
  • Нередко в семье бывает так мало свободных денег, что карманные деньги для школьника кажутся расточительством. В таких случаях давать ребенку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже горсть мелких монет дает младшему школьнику ощущение независимости.
  • В некоторых семьях обходятся без карманных денег в виде регулярных выплат. Детям просто дают деньги, когда они об этом просят.

Надо ли платить детям за помощь по хозяйству?

Исследователи еще около 20 лет назад установили, что выдавать деньги за помощь по хозяйству обычно характерно для молодых родителей. Они также часто меняют условия договоренностей с ребенком о количестве карманных денег.

Большинство родителей "постарше", на наш взгляд, справедливо считают, что какое-то количество денег надо давать детям просто потому, что они являются членами семьи. В то же время предполагается, что дети должны в той или иной мере помогать родителям по хозяйству. Лучше не связывать две эти вещи воедино, а рассматривать их по отдельности. Объяснить этот подход ребенку можно при помощи примерно такой фразы: "Мы помогаем друг другу потому, что мы члены одной семьи. Мы делим и заботы, и приобретения на всех".

На Западе дилемма "платить за помощь по хозяйству или не платить" обычно решается следующим способом: некая фиксированная сумма вручается ребенку регулярно, но он может "заработать" еще немного, если выполнит то или иное поручение. Например, вымоет родительскую машину или подстрижет газон перед домом.

  • Ответ на этот вопрос зависит от нескольких вещей.
  • Какую сумму вы можете выделить сыну или дочери.
  • На какие покупки планируется тратить карманные деньги.
  • "По какому курсу" выдают карманные деньги детям в семьях, подобных вашей. Если ваш ребенок будет получать денег намного меньше, чем его приятели в классе, он может почувствовать себя на их фоне менее полноценным. Мы не рассматриваем ситуацию действительной бедности в семье. Во всех остальных случаях карманные деньги не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на семейный бюджет. Поэтому без необходимости лучше не создавать у ребенка чувство его "особого положения".
  • Должен ли ребенок из своих карманных денег покупать подарки родителям к праздникам.
  • Обычно, чем ребенок старше, тем больше денег ему выдают. В идеальном случае увеличивается и его ответственность за расход этих средств.

На что он будет тратить свои деньги?

Опять-таки это зависит от того, о чем вы с ребенком договоритесь. В начальной школе вы можете, к примеру, условиться, что из карманных денег ребенок будет покупать себе, во-первых, что-нибудь вкусное в школьном буфете; во-вторых, недорогие сувениры и ручки в газетном киоске; в-третьих, откладывать часть суммы в копилку на покупку дорогой игрушки. Если вы будете давать деньги с условием, что школьник потратит их "на ластик, линейку и глазированный сырок", это, конечно, даст вам ощущение контроля, но вряд ли привьет ребенку ответственность за свои решения. Лучше попробовать смириться со свободой ребенка в пределах 20 рублей, даже если эти деньги будут потрачены на ерунду с вашей точки зрения.

В Европе педагогический "мейнстрим" считает, что когда дети копят деньги - это хорошо. Родителям полагается всячески это стремление поощрять и стимулировать. Если вам эта идея кажется здравой, вот совет: за каждые накопленные ребенком, к примеру, 100 рублей, вносить в его копилку от себя какую-то сумму. Это будет дополнительным стимулом для ребенка.

Вообще с 10 лет, по мнению европейцев, дети должны начинать знакомство с банковской системой, учиться разбираться в видах вкладов, в процентных ставках, и т.д. При этом большинство родителей разрешает подросткам заводить собственную дебитную карту с 18 лет.

Лишать ли карманных денег за проступки?

На первый взгляд, было бы естественно прекращать выдачу карманных денег, если ребенок плохо себя ведет и должен быть наказан. Например, покупку учебников обычно берут на себя родители. Однако за потерянный учебник можно потребовать у ребенка компенсацию. Можно предложить ему выплатить стоимость книги частями, "в несколько траншей", чтобы он не отдавал сразу все, что у него есть.

А вот полностью лишать виновника денег, возможно, не лучшее решение. Во-первых, есть вероятность того, что ребенок просто разозлится на вас. Во-вторых, он может начать брать деньги в долг у одноклассников, или, упаси Бог, попробует стащить деньги из вашего кошелька.

Счастье не в деньгах...

А в их количестве? В общем, деньги для детей - хорошее учебное пособие перед взрослой жизнью. Но не стоит переоценивать влияние финансового благополучия на общую удовлетворенность жизнью ребенка. Согласно опросу, проведенному Йоркским университетом среди детей в возрасте от 11 до 15 лет, подростки не чувствуют себя более или менее счастливыми в зависимости от дохода своих родителей. На счастье не влияют ни размер карманных денег, ни родительская зарплата. Что же нужно для счастья детям этого возраста? Банально и просто - любящая семья с братьями и сестрами. Даже если отец потерял работу, то его ребенок-тинейджер, как правило, бывает скорее доволен, чем нет, новыми возможностями домашнего общения.

А вот говорить детям: "Зачем давать тебе больше денег, если ты от этого не станешь счастливее?" не следует. Они не только не поверят, но и обидятся, пожалуй. Детям (как и взрослым) обычно кажется, что если у них будет чуть больше собственных денег, то все проблемы будут решены. Конечно, проблемы у детей, на взгляд родителей, не слишком серьезные - купить побольше модных вещей, чтобы занять более высокое место в школьной иерархии, - но от этого не менее значимые.

Карманные деньги у подростков

Существует всеобщий закон, по которому подросткам "всегда всего мало". "Мам, мне нужно 100 рублей, мы с ребятами договорились пойти сегодня в Макдоналдс". Исследователи утверждают, что подростки округляют сумму в большую сторону, когда им нужны деньги, но при этом всегда забывают принести сдачу.

Маркетологи знают, что школьники обычно обладают даже большими суммами на карманные расходы, чем их родители. Не случайно индустрия рекламы так серьезно относится к продвижению на рынок "молодежных" товаров - газированных напитков, шоколадных батончиков и прочей необязательной ерунды. Так что переходный возраст у детей это затратное время для родителей.

Подростки стремятся к независимости. Поэтому для родителей, пока они не утратили свой авторитет, важно успеть научить детей обращаться с деньгами. Если ваш ребенок учится в старших классах, его личные деньги могут включать в себя расходы на развлечения. Может быть, вы позволите ему покупать себе что-то из одежды. Конечно, от первой попытки успеха ждать не приходится, но когда-то начинать все равно придется, не правда ли?

Объясните тинейджеру, что бюджет семьи не резиновый, и что деньги "из ниоткуда" не возникают. Поговорите о том, что фирменная этикетка (дизайнерский лейбл) увеличивает стоимость одежды в несколько раз, не всегда пропорционально ее качеству. Покажите, что на сэкономленные от покупки более простой одежды деньги можно купить что-то еще, или отложить эту сумму "на будущее".

Впрочем, наши слова не так влияют на детей, как наши поступки. Если мы в присутствии ребенка перед друзьями хвастаемся "этим чудесным костюмом от такого-то дизайнера", вряд ли наши призывы к экономии будут иметь вес. Вообще статистика говорит о том, что именно тип финансового поведения родителей (включая такие крайности, как "транжира", "скряга", "шопоголик", "филантроп") определяет отношение к деньгам их отпрысков.

Можно устроить ребенку "испытательный месяц". Выдайте ему сумму, которая должна покрывать расходы на одежду, "подножный корм", мелкие нужды, транспорт, развлечения и мобильник. И предложите самому планировать расходы в течение установленного срока. Выделите специальную тетрадку для учета покупок. И "отпустите поводья" на какое-то время. Впрочем, хорошо бы за чадом вполглаза присматривать.

Первая зарплата

Деньги, заработанные собственным трудом, у наших детей появляются позже, чем на Западе. Российский старшеклассник в свободное от школы время скорее будет корпеть над учебниками или заниматься с репетиторами, чем развозить пиццу или стричь соседские газоны. Слишком велика в нашей стране "цена вопроса" поступления в ВУЗ с первой попытки. Поэтому про личные заработки старшеклассников говорить не будем, а перейдем к студентам.

Предположим, наши дети благополучно преодолели экзамены в институт и начали совмещать учебу с работой на неполный день. Настало время принять решение, будет ли заработок тинейджера играть свою роль в семейном бюджете? Будем ли мы забирать часть денег "на еду и квартплату"? Или оставим всю сумму подростку "на развлечения, транспорт и мобильник"?

В любом случае полезно помнить - это, в общем, не наши, родительские, деньги. Эти деньги принадлежат нашему ребенку. Вполне вероятно, что наше чадо пойдет и накупит на всю получку сигарет или компакт-дисков (не самый плохой вариант), а мы никак не сможем это контролировать. Здесь проявятся результаты всего предыдущего , в сочетании с подростковым максимализмом и бунтарским духом. Но мы сделали, что могли и теперь будем надеяться, что со временем все стабилизируется.

Обсуждение

у меня противоречивое отношение к карманным деньгам. С одной стороны - проездной куплен, деньги на карточку для питания в школе закинуты - и зачем тогда деньги?
С другой стороны возникает это вечное "а вот у всех есть". с третьей стороны - нет наличных денег, нет чипсов и колы)) я прямо-таки теряюсь...

06.09.2004 16:44:50, ольга

Про Германию - ЧУШЬ. Дают 3-5 евро в неделю школьникам. Это наиболее разумная сумма, мы тоже к ней пришли (3 евро, если ребенок тратит это только на удовольствия, чуть больше, если он должен еще что-то себе покупать - тетради и т.д.) И по статистике, я недавно читала в журнале, это наиболее частый вариант: 3-5 евро. 10 евро в неделю 10-летнему - это, извините, только для ну очень больших миллионеров (а они обычно как раз самые скупые). Про такой циркуляр слышу первый раз, хотя, конечно, чиновники могли написать любой идиотизм - факт тот, что никто это не выполняет.

очень полезная статья, наталкивает на дельные мысли, мы как раз с толкнулись с воровством у племяшки, потому что во вдоре у девочек были деньги, а ей не давали... исправились - тырить перестала. И сейчас разруливаю ситуацию когда 8летний мальчик делает дома все строго за деньги - надеюсь разрулим, лишь бы у родителей хватило мудрости и выдержки.

Комментировать статью "Карманные деньги"

У нас дочка как раз сейчас уехала по обмену во Францию, карманные деньги мы ей с собой выдали, кормежка и походы по достопримечательностям за счет принимающей стороны.

Обсуждение

Добрый вечер! Также участвуем в школьном обмене с Германией. Немцы гостили у нас в апреле. Сейчас моя дочь в Германии. Восторг полный с обеих сторон. Если интересно, напишите в личку. Подробно расскажу Вам, как мы принимали немцев, куда водили, и все что связано с оплатой.

Ничего не надо, разве что помочь с обменом - я пыталась снять с немецкой карточки, в 5 автоматах (включая Райфайзен, на который у меня была особая надежда) - не получилось:(
в итоге получилось только в Сбербанке, и меньшую сумму, чем было надо

карманные деньги в нашем представлении это чаще всего деньги на питание или проезд но смысл карманных денег совсем не в этом.

Обсуждение

карманные деньги в нашем представлении это чаще всего деньги на питание или проезд
но смысл карманных денег совсем не в этом

карманные деньги это определенная сумма которая регулярно поступает в распоряжение ребенка, например по 100 руб в неделю (ну или любая другая)
те ребенок получает как бы зарплату) просто так, на свои хотелки и волен тратить их по своему усмотрению и знает когда поступит следующая сумма

деньги что дарятся, приносятся феями), даются на школьные и прочие нужды назвать карманными не совсем правильно

так вот, мои дети по настоящему карманных денег не имели
разовые акции не в счет)

младшего так же примерно собираюс воспитывать)

с определенного возраста дети начинали подрабатывать на свои хотелки
а до этого, как и у большинства присутствующих, были просто деньги на нужды, дареные и тд

Я еще никому карманных денег не давала. Даже старшей. Ей 8 лет. А зачем? В школе садике кормят. А в остальных местах дети с родителями. Я куплю сама все что нужно. Деньги дарят иногда бабушки. Дети сами выбирают что на них купить. Но вот карманных нет.

Опять про карманные деньги (UPD). Дети и родители. Подростки. 2. Что в сумму карманных входит? Перекусы, обеды - это понятно.

Обсуждение

я не пример, т.к. чекнутая мамка
даю нал раз в неделю + у моего кредитка
включаю, карточку, маршрутки, поесть 2 раза в день, покупка воды, кино, развлекухи,девушки (оплатить за них киноху), спортпитание, и вообще расходы на спорт и на дайвинг.
теперь еше даю ему деньги на одежду (все себе покупает сам) + сын стал покупать продукты в дом. т.к. у меня болит спина и мне тяжело носить.
но мне удобно, я по смс от банка вижу что он купил. и если эти расходы мною не санкционированы, то это будет списано с выдачи налички.
а еще сын сам себе покупает учебники, канцелярию...дав вообще он себе все сам покупает. если суммы большие, то оговаривает покупку со мной

Стипендию не получает. Но подрабатывает. Немножко, 2 раза в неделю по полдня в Маке. Из них оплачивает себе проездной, телефон и прочие хотелки. Могу позвонить и попросить по дороге домой купить хлеб. Эти 35 рублей я ему не компенсирую.
Какой-то фиксированной суммы не даю. Если озвучивает свои нужды - решаем вопрос. Типа - сводить девушку на концерт. Одежду-обувь покупаю, естественно, сама.
А так - собираюсь на работу, в кармане с вечера пара сотен рублей - зайду в его комнату, положу на стол.)) И сколько мы с мужем и дед ему так в месяц подкидываем - понятия не имею.))

Мне раньше очень интересно было как заработать в интернете.перелопатила все сайты.но вот что интересно.все предлогают малюсенький процентик от всего.потом я нашла очень интересную статью, с первого раза не обратила внимание, но потом решила изучить эту тему.оказывается можно зарабатывать в интернете и очень много.только нужно знать как.вот об этом я и узнала на сайте который вставила по ссылке ниже.желаю тем, кто действительно хочет чегото добиться успехов.надеюсь вы поймете то, что поняла я...

1. От предварительного заказа отказаться нельзя 2. Срок предварительного заказа 2 недели минимум 3. Гарантии, что разыскиваемые позиции точно найдут нет. Игра в рулетку. 4. Обязательная предоплата. 5. Предварительный заказ оформляется отдельно от остальных позиции. 6. Обязательно нужно указывать максимальную дату ожидания. (если после неё не найдут - возвращают деньги) Был неприятный случай с семьянкой, она отказалась от предварительного заказа, чего делать нельзя и был запрет на...

Пока Мыльная снизу ржет над батарейками - спрошу еще про карманные деньги - ИМХА не нужны они в стольнежном возрасте.

Обсуждение

Школьнику деньги наверное все таки нужны. Мало ли-сока захочет попить или не наестся стандартной кормежкой и булочку захочет. Я своему даю на проезд немного больше чем надо, сдачу себе оставляет на мелкие расходы и на то чтобы после бассейна чего-нибудь погрызть купил.

Нет, нету. А зачем?

Тратить их ему без меня негде.

Ему дарили пару копилок - не прижилось.

Видать нет пока у него потребность в личных деньгах.

Расскажите, даете ли вы детям карманные деньги, если да, то сколько, если нет - то почему)) И как материальное "вознаграждение" связано с успехами ребенка в школе...

Давать ли ребёнку карманные деньги? И если давать, то сколько и с какого возраста? Делать это регулярно и фиксированной суммой или от случая к случаю? The Village задал эти вопросы психологу - специалисту по детскому воспитанию.

Юлия Гусева

психолог, эксперт сообщества «Монтессори.Дети»

Сначала нужно разобраться, с какой целью вы хотите давать ребёнку деньги. Чтобы он научился разумно ими распоряжаться? В качестве поощрения за хорошее поведение или выполненные домашние дела? Для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя хуже других? Или потому, что вы помните, как вам самим в детстве было грустно без карманных денег? Ответы на эти вопросы и помогут вам принять решение.

Для начала расскажу, как делать не стоит. Однозначно не нужно давать карманные деньги в виде заработной платы за выполнение домашних дел и тем более домашних заданий. В этом случае деньги становятся во главу угла, и родитель начинает управлять ребёнком - например, лишает его очередной «получки», если тот не выполнил какое-то задание. В то же время у ребёнка неминуемо возникнут негативные эмоции по отношению к родителям. При этом он не научится выполнять домашние дела как следует, качественно. Напротив - всё будет делаться спустя рукава, только ради того, чтобы поскорее получить деньги.

В каком возрасте начинать давать ребёнку деньги? У дошкольника, начиная примерно с четырёх-пяти лет, может быть копилка - коробочка, куда взрослые скидывают мелочь, завалявшуюся в карманах. В такой копилке, например, можно собирать деньги на желанную игрушку, покупку которой родители хотят отсрочить в силу тех или иных причин. Но нужно помнить, что у дошкольника ещё нет возможности самостоятельно потратить деньги. И, кроме того, ему сложно оценить стоимость желанной вещи и того времени, сколько на неё придётся копить.

А вот младшему школьнику неплохо иметь небольшую сумму денег на личные расходы. Поступая в школу, ребёнок оказывается в новой социальной среде с новыми правилами. Если в детском саду деньги были не нужны, то в школьном буфете они необходимы. И даже если в школе еду не продают за наличные, а выдают по талонам, всё равно будет хорошо, если в начале недели школьник получит какую-то сумму от родителей. На эти деньги он сможет купить шоколадку или положит их в копилку.

Присмотритесь, как ребёнок тратит деньги. Расходует ли он всю сумму в понедельник или равномерно в течение недели? Покупает ли что-то именно тогда, когда есть потребность? Тратит карманные деньги или откладывает их?

Старайтесь не поучать ребёнка, если он тратит деньги не совсем так, как вам кажется правильным. Ведь младшему члену семьи необходимо получить свой собственный опыт. И будет лучше, если этот опыт он получит в детстве с небольшими суммами. Например, потратив все деньги в первый же день их получения, он поймёт, что всю оставшуюся неделю он уже не сможет ничего купить.

Что же касается подростка, то иметь карманные деньги ему просто необходимо. Если для младшего школьника деньги - это возможность что-то купить, то для подростка - возможность провести время с друзьями.

Я всегда обращаю внимание на то, как дети ведут себя в школьной столовой. Младшие школьники чаще всего заказывают полноценный обед. Они внимательно читают меню, подсчитывают, сколько им нужно денег, а потом с удовольствием, очень обстоятельно делают заказ и едят. Им важен факт того, что они как взрослые сами выбирают еду и сами расплачиваются. Кстати, младшие школьники чаще едят в одиночку. Подростки же прибегают стайками - быстро покупают по пирожку и стакану чая, садятся группой, сдвигая пару столов. Им важно пообщаться, а еда становится средством. Но увы, без денег в этом случае подросток чувствует себя неуютно.

Если вы решили давать подростку какую-то сумму еженедельно (или ежемесячно), будьте последовательны. Не наказывайте его лишением карманных денег. Это приведёт только к тому, что ради их получения подросток начнёт скрытничать и лгать вам, стараясь избежать наказания.

Карманные деньги выдаются ребёнку родителями на маленькие радости. Это первый и очень важный опыт планирования бюджета.

Иллюстрация : Настя Григорьева

Изучение финансовой грамотности не возможно без практического применения получаемой информации.

Согласитесь, как можно изучать функции денег, не имея возможности ими распоряжаться. Или, например, как можно привить основы финансовой грамотности подростку, привить основы экономного и расчетливого расходования денежных средств, не давая при этом возможность тратить деньги самостоятельно.

И даже если подросток тратит выданные ему деньги на всякую «ерунду», он уже получает свой первый жизненный опыт в огромном мире финансов.

Сегодня, в рамках основ финансовой грамотности, обсудим, нужны ли карманные деньги детям, плюсы и минусы карманных денег для подростков.

Откуда берутся карманные деньги у детей

Чем старше становится ребенок, тем большую потребность в независимости от родителей, в том числе финансовой независимости, он испытывает.

Конечно, пока ребенок учится в школе, у него нет возможности полноценно зарабатывать свои собственные деньги. Да и труд малолетних детей в нашей стране запрещен. А в отношении труда подростков существуют достаточно серьезные ограничения, от продолжительности такого труда, до вида работ, которые может выполнять подросток.

Поэтому, практически единственным источником денежных средств, которые могут появиться у подростка, - это деньги, которые ему дают родители или родственники.

В большинстве случаев, конечно, это подарки на день рождения либо крупные праздники. Но некоторые родители также дают своим детям небольшие денежные средства «просто так» на мелкие расходы. Кто – то дает деньги раз в неделю, кто – то раз в месяц. Но именно эти деньги, данные «на мелкие расходы», и принято называть карманными деньгами.

Зачем ребенку карманные деньги

Быстро меняющийся мир финансов, требует способности быстрой адаптации к новым реалиям и условиям жизни человека.

Давно ли мы с вами получали заработную плату, выстаивая очереди в кассу предприятия, расписываясь в зарплатной ведомости? А сегодня заработанные нами деньги в день зарплаты поступают на банковскую карту, освобождая нас от необходимости ожидания своего часа возле кассы предприятия.

Давно ли мы платили за коммунальные услуги, стоя в очереди в сберкассе? Сегодня достаточно нескольких секунд, и наш платеж, посредством мобильного банка, будет проведен.

Можно привести многочисленное количество примеров развития прогресса именно в мире денег и финансов. От банка на ладони до проведения платежей бесконтактным способом. О том, какие бывают виды банковских карт, зачем нужна и как пользоваться виртуальной банковской картой, читайте на нашем сайте сайт.

Да и прогресс не стоит на месте – развитие чипов, блокчейн – технологий с каждым годом упрощают процессы денежных платежей.

Но согласитесь, пока мы на личном опыте, или руками не попробовали все эти технические новинки, мало кто из нас понимал, как это работает. Да еще и многие люди, особенно люди преклонного возраста, сильно противились необходимости получения своих денег не наличными деньгами, а на маленькую пластиковую карточку.

Наши бабушки до сих пор предпочитают получать пенсию бумажными деньгами, как говорится «на руки», категорически отвергая саму идею получать пенсию «на карточку».

У наших детей то же самое. Пока они на личном примере не попробуют, что такое деньги, для чего они нужны, и как ими можно распоряжаться, даже путем проб и ошибок, включая нецелесообразное использование денег, они не поймут и основ финансовой грамотности.

Таким образом, основная причина, по которой детям необходимо давать карманные деньги – это необходимость получения личного опыта обращения с деньгами. С настоящими деньгами, которые подросток может тратить на свои нужды и не отчитываться за эти деньги перед родителями.

Конечно, наличие у подростка карманных денег имеет свои плюсы и минусы. Это также необходимо понимать.

Плюсы или преимущества карманных денег у подростков

  1. Получение своего личного опыта в мире финансов. Подросток, умеющий распоряжаться денежными средствами, при наборе определенного опыта, начинает более рационально использовать деньги, которые у него имеются. Такой опыт дает серьезный импульс при вхождении ребенка во взрослую жизнь, - умение не растрачивать деньги впустую, а рационально их использовать, делать свои первые накопления и инвестиции. Другими словами, наличие карманных денег сегодня, - это первый шаг к богатству завтра.

  2. Удовлетворение своих «хотелок» без контроля и влияния родителей. Для того, чтобы ребенок постоянно не «клянчил» деньги на конфеты – мороженое, или учебные принадлежности, лучше, чтобы он мог приобретать это сам на собственные карманные деньги. Или перекусить в школе на перемене, или по дороге домой.

  3. Повышение своего социального статуса перед сверстниками. Подросток, имеющий собственные деньги, выглядит гораздо старше и более продвинутым в глазах своих сверстников, что позволяет ему обрести некий авторитет в собственном классе или среди друзей. Немаловажное значение имеет и возможность пригласить в кино или в клуб подругу.

  4. В случае возникновения экстренной ситуации, от приобретения лекарств, чтобы не бежать к родителям за деньгами, до вызова такси или оплаты проезда в общественном транспорте, в случае, когда родители не смогли забрать из школы.

Минусы карманных денег у подростков


Несмотря на многочисленные очевидные плюсы карманных денег у детей, существуют и негативные стороны.

  1. Постоянное наличие денег в кармане ребенка, особенно если вы даете слишком много денег, может привести к тому, что ребенок перестанет их ценить, воспринимая как должное. На самом деле, такая ситуация нивелируются, если у ребенка будет возможность зарабатывать деньги самостоятельно.

  2. Использование карманных денег на вещи, которые не одобряются родителями (сигареты, постоянные хождения по клубам, слабоалкогольные напитки, тоники и т.п.). Через это проходят все подростки (правда, об этом знают далеко не все родители). Бороться с таким можно только путем бесед и объяснений. Желательно на реальных цифрах. Например: за этот месяц мы дали тебе на карманные расходы 1 000 рублей. Ты их истратил на посиделки в игровом клубе. А тем временем, если бы ты откладывал эти деньги, то за пол – года можно было накопить 6 000 рублей. А на эти деньги можно было бы купить очень даже приличный телефон. Но ты предпочел сидеть с друзьями в клубе.

  3. У ребенка деньги могут отобрать более старшие или сильные сверстники. Главное, что - бы ребенок не боялся вам об этом рассказать. А что сделать с вымогателями, я думаю, вы и сами знаете. Еще один способ – не давать сразу много денег, выдавайте понемногу, например, один раз в неделю.

Правила выдачи карманных денег

Если вы для себя решили, что вашему ребенку необходимы карманные деньги, а также, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос финансово грамотным человеком, при выдаче карманных денег необходимо соблюдать несколько несложных правил.

  1. Выдача карманных денег должна быть регулярной. Можно выдавать деньги один раз в месяц или один раз в неделю, или один раз в десять дней. Нерегулярная или, что еще хуже, эпизодическая выдача денежных средств не приведет к желаемому эффекту, и не станет начальным этапом для обучения ребенка финансовой грамотности.

  2. Ваш ребенок должен понимать, зачем и для каких целей ему выдаются деньги на карманные расходы. Также он должен знать, что за эти деньги ему не нужно отчитываться перед родителями.

  3. Объясните ребенку, что деньги, полученные на карманные расходы, он может не только тратить на свои личные нужды, но и копить на любую вещь, которую хочет иметь ребенок.

  4. Нельзя использовать карманные деньги в качестве наказания. Не важно, какой проступок совершил ваш ребенок, ни в коем случае нельзя наказывать его полной отменой карманных денег. Можно снизить сумму выдаваемых денег, или не выдавать деньги в течение короткого промежутка времени, но нельзя полностью отменять карманные деньги.

  5. Нельзя постоянно менять условия выдачи и размер денежных средств, которые вы даете своему ребенку. Если вы хотите изменить условия, по которым вы даете ребенку деньги, необходимо заранее обговорить с ребенком все условия.

  6. Необходимо поощрять ребенка, если он пытается самостоятельно зарабатывать деньги. Если, конечно, это не в ущерб учебе.

  7. Если ваш ребенок сам регулярно зарабатывает некоторую сумму денег, не стоит переставать давать ему деньги. Родителям необходимо понимать, что в этом случае ваш ребенок еще больше заслуживает материального поощрения.

  8. Если в какой - то период времени вы не сможете давать ребенку деньги на карманные расходы, заранее поговорите об этом с ребенком. Объясните, почему сложилась такая ситуация, и как долго она может продолжаться.

Сколько денег давать подростку?

Этот вопрос очень сложен для любой семьи. Основной критерий – финансовая возможность семьи. Конечно, если среднемесячный семейный доход составляет всего 15 000 рублей, то даже 500 рублей на карманные расходы будет слишком большой суммой.

Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, многих, у кого есть дети, этот вопрос волнует по-настоящему. Давать или не давать карманные деньги ребенку? И если давать, то сколько? Когда начинать давать и как проконтролировать? Вопросы, на которые мы ищем ответы. И каждый решает для себя эту проблему, как может и как считает верным.

Многие родители уверены, что карманные деньги необходимы ребенку. Это позволит ему во взрослой жизни избежать многих ошибок. Ведь, для того чтобы научиться распоряжаться деньгами, планировать расходы, тратить и рассчитывать бюджет – нужно этому научить. А как научить, если ребенок никогда не держал в руках деньги?

Другая часть родителей уверена в обратном. – понятия несовместимые. А зачем ребенку деньги?

  • Им все и так покупают родители
  • К тому же, дети не умеют тратить деньги
  • Можно избаловать деньгами или развить такие качества, как жадность
  • Ребенок, у которого всегда есть деньги, больше рискует (у него их могут отобрать или, хуже того, побить)

В поисках ответов мы изучаем опыт других родителей, опыт зарубежных стран, читаем советы психологов и всякие умные книжки, как, например, книги Роберта Кийосаки.

Временами, так и хочется сказать себе: «Стоп, достаточно. Остановись на минутку, перевари все, что узнал, и примени. Но применяй творчески, опираясь на собственный жизненный опыт и интуицию, учитывая характер и склонности своего ребенка».

Согласитесь, многие из нас относятся к поколению, воспитанному в несколько негативном отношении к деньгам.

В наших семьях не было принято обсуждать какие-то финансовые вопросы и проблемы с детьми. Родители, как правило, выкручивались, как могли.

И уж, конечно, ни о каком финансовом образовании детей и речи не было. Поэтому мы, теперешние родители, в большинстве своем абсолютно безграмотны в финансовом отношении. Наши родители, да, зачастую, и мы сами живем, как Бог на душу положит.

И распоряжаемся заработанными деньгами примерно по той же схеме, по которой это происходило в семье, как это обычно делали бабушка и дедушка, родители или ближайшие родственники.

Только сейчас я начинаю понимать, что в жизни можно было бы все организовать как-то иначе, при правильном отношении к деньгам.

И, уже только поэтому, считаю, что дети должны с детства знать цену деньгам и уметь с ними обращаться.

Чтобы ваш ребенок стал богатым и счастливым человеком, вы, родители, научите его стать таким, даже если у вас что-то не получилось в жизни и вы сами совсем не богаты.

Потому как дело здесь в основном не в вашем состоянии, а в вашей голове и в вашей способности воспитать в детях правильное отношение к деньгам.

Но это только моя точка зрения.

Посмотрим, что по этому поводу думают психологи, и как это происходит в других странах.

Германия

Стабильная и добропорядочная Германия известна своей страстью к экономии во всем (правда, в разумных пределах, и, при этом, качество жизни от этого нисколько не страдает).

Карманные деньги у детей здесь приветствуются с раннего возраста.

Некоторые родители начинают давать детям деньги с 5 лет.

Суммы эти, конечно же, небольшие, но условия, при которых они выдаются в некоторых семьях, учат детей распределять свои финансы. Например, предлагается ребенку на выбор какая-то сумма денег или какое-то количество конфет, купленных за эти деньги. Таким способом (либо деньги, либо конфеты) ребенок начинает осознавать ценность денег и делать выбор.

Не знаю, приемлемо ли это в нашей стране. Лично мне такой способ как-то не очень. Но вот, наверное, мы поэтому и не немцы.

Немецкие школьники получают в среднем на свои расходы 5-20 евро. Но, при этом, многие родители сразу же забирают у детей 20% от выданной суммы (такой своеобразный налог).

Делается это не потому, что родители такие жадные и не могут расстаться со всей суммой, а с определенной целью: приучить детей, что с каждой суммы денег необходимо заплатить налог.

В Германии поощряется такой способ заработка детьми, как продажа на блошиных рынках своих игрушек, книжек и других уже ненужных им вещей. На эти деньги (когда накопиться нужная сумма) приобретается какая-то более крупная и необходимая ребенку вещь.

Франция

Вот уж почему-то никогда не думала, что французы (на мой взгляд, несколько легкомысленные по жизни, но, наверное, я ошибалась) способны заниматься таким накопительством.

Они приучают своих детей копить деньги и вести финансовый учет приходов и расходов с раннего детства (5-6 лет). Да еще и штрафуют за всякие детские шалости и провинности, существенно уменьшая содержимое детского кошелька.

На карманные расходы французским школьникам дают 5-30 евро в неделю, и эти деньги рассматриваются больше как способ научить детей обращаться с деньгами. А если им нужно приобрести что-то более дорогое, дети, как правило, зарабатывают деньги в свободное время.

Поступив в университет, многие французские дети и вовсе снимаются с денежного довольствия родителей (живут отдельно и за счет подработок).

Как я завидую их родителям: нам, наверное, никогда не приблизится к такой модели отношений детей с родителями. А так иногда хочется.

США

Страна, в которой очень серьезно (можно даже сказать, фанатично) относятся к , и дети приучены работать с детства (например, им могут платить родители за домашнюю работу или подростки зарабатывают на мойке машин, стрижке газонов, в кафе и т.п.).

Взаимоотношения родителей и детей сводятся в финансовом плане к простой схеме: родители стараются накопить себе больше на старость, чтобы не быть обузой для детей, а потому дети должны зарабатывать самостоятельно.

На карманные расходы американским школьникам выдают 5-15 долларов. Системное образование по финансовой грамотности дети могут получить в специальных лагерях, где такое обучение проходит в игровой форме. Очень часто американские дети берут себе кредиты на обучение (полностью или частично).

Швеция

В этой стране деньги накопить детям очень легко и совсем не затратно для родителей.

Представляете, до 20 лет шведским детям платит на карманные расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если еще родители будут «участвовать» в этакой своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20-летию на счету ребенка уж точно наберется кругленькая сумма.

Я хочу жить в Швеции 🙂

И еще в Швеции дети также зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15-ти лет могут организовать свой бизнес. В стране очень много таких молодых бизнесменов.

Ну а что мне не очень нравиться, так это то, что есть сладкое в Швеции дети могут только по субботам.

Англия

Англия, как оказалось, самая лояльная страна по отношению к детям. Честно признаюсь, я думала наоборот, что в чопорной и строгой Англии самые драконовские меры по отношению к детям и детскому труду.

Но все вовсе не так.

Англичане не стараются «загружать» своих малолетних детей основами финансовой грамотности. Хотя, как правило, почти во всех семьях у детей есть копилки, куда они откладывают деньги. На карманные расходы детям выдается еженедельно 8-31 доллара (в зависимости от возраста ребенка).

Также практикуется система подработок у родителей. А дети постарше, которые подрабатывают самостоятельно, иногда лишаются денег на карманные расходы.

И еще вот такой интересный нюанс: если дети начинают зарабатывать по-настоящему и продолжают жить с родителями, они платят родителям 10% от своего заработка (так называемый родительский сбор) на оплату коммунальных и продукты. И, тем самым, вырабатывается понимание: не все, что сам заработал, можешь потратить только на себя.

Турция

В этой стране самый приятный и легкий способ заработать деньги детям. Они получают монетки (от 0,5 до 27 долларов) с самого младенчества за то, что целуют старших родственников по большим национальным праздникам.

Дети-школьники получают еженедельно 5,5-16 долларов на карманные расходы. Начинают подрабатывать позже, чем в европейских странах и США, лет с 15-16, и продолжают находиться под финансовой опекой родителей.

Венгрия

Интересен ее опыт финансового образования детей: обучают обращаться с деньгами в процессе игры (например, «Монополия») и на уроках в школе.

Карманные деньги – 12 долларов в неделю.

В этом вопросе и отечественные, и зарубежные психологи единодушны. Невозможно приобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить, сберегать, планировать) без реальных денег (на данном этапе – это карманные деньги).

С какого возраста давать детям деньги?

Единой точки зрения нет. Но большинство склоняется к тому, что деньги надо начинать давать, когда ребенок будет к этому готов (начнет сам проявлять интерес к этому вопросу, научится считать). У нас этот период обычно совпадает с началом учебы в школе.

Здесь каждый решает сам. Это зависит и от доходов в семье, и от разумного подхода.

Деньги должны рассматриваться не как стимул хорошо себя вести, получать хорошие оценки или, что еще хуже, за выполненную работу по дому, а именно как средство обучения ребенка финансовым навыкам.

Как часто выдавать карманные деньги?

Выделяемая сумма должна быть постоянной – например, 50-100 рублей в неделю. Обычно потребность в карманных деньгах возникает с началом учебы в школе.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Ребенок должен самостоятельно распоряжаться этими средствами.

Родители же могут посоветовать, на что потратить деньги, как лучше ими распорядится, ненавязчиво проконтролировать. Но окончательное решение должен принять ребенок. Так как, при строгом контроле за расходами со стороны родителей, утрачивается весь смысл карманных денег.

Например, можно взять с собой ребенка за . И не бойтесь, что ребенок потратит деньги (на ваш взгляд, совершенно бездарно на бесполезные вещи). Любой опыт – это опыт самого ребенка. Только так он научится самостоятельно распоряжаться деньгами.

Пока-пока…

P.S. Если вы сами еще не умеете распоряжаться финансами, начните учиться вместе со своим ребенком. Полезно будет всем.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!