Все для предпринимателя. Информационный портал

Транспортная экспедиция по 0 ставке ндс. Обложение ндс при заключении договора транспортной экспедиции. Транспортная экспедиция с точки зрения контролирующих органов и судов

С.В. Савсерис,
руководитель налоговой практики юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры",к.ю.н.

О.А. Иконникова,

юрист

1. Анализ подходов к определению правовой природы договора транспортной экспедиции

Гражданско-правовое содержание экспедиторских услуг раскрыто в нормах главы 41 "Транспортная экспедиция" Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), а также Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ).

Эти перевозки осуществляются с использованием одного или нескольких типов перевозчиков, включая железнодорожные, грузовые, самолеты и суда. Экспедиторы являются экспертами в процессе управления цепочками поставок и выступают в качестве «турагента» для всех грузов и грузов во время перевозки. Поскольку есть внутренние экспедиторы, есть также международные экспедиторы, которые занимаются всеми продуктами и отгрузками из страны в страну.

История экспедиторской службы

Экспедиторы помогают организовать доставку товаров из одного международного пункта назначения в другое. Они договорились о перевозке, заключая контракт с различными перевозчиками, расположенными в этом районе. Обязанности экспедитора включали консультирование и управление документацией и товарами клиента, требуя, чтобы все таможни были выполнены в стране назначения. Переходя к сегодняшнему дню, экспедитор принимает и несет те же обязанности. Экспедитор будет работать как внутренний перевозчик или будет соответствовать агенту за рубежом.

В соответствии со ст. 801 ГК РФ экспедитор оказывает клиенту (грузоотправителю или грузополучателю) услуги, связанные с перевозкой груза, или организует выполнение таких услуг. Аналогичные характеристики экспедиторских услуг приводятся в Законе N 87-ФЗ, согласно п. 1 ст. 1 которого под экспедиторскими услугами понимаются услуги по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и по оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для выполнения перевозок грузов.

Принципы успеха с экспедированием

В рамках одной транзакции экспедитор будет либо выступать в качестве перевозчика, либо как агент для своего клиента. В некоторых случаях они будут действовать как оба. Чтобы быть успешным в процессе экспедирования грузов, отдельные лица и компании должны понимать, что все товары и продукты поддерживаются в хорошем состоянии во время их поездок с наиболее экономичной и наименее проблематичной перевозкой. Чтобы это было сделано, экспедиторы должны быть экспертами в управлении логистикой и перемещением товаров.

Из анализа перечня экспедиторских услуг, приведенного в нормативных актах, следует, что в рамках договора транспортной экспедиции могут оказываться услуги, относящиеся как к посредническим (заключение договоров перевозки груза), так и к подрядным (когда выполнение работ производит непосредственно сам экспедитор). При этом сочетание тех и других обязательств в конкретном договоре транспортной экспедиции может быть различным.

Что делать, если по каким – либо причинам нулевую ставку не подтвердить?

Это означает, что в любое время в процессе они имеют нужные инструменты и системы. Другим фактором является возможность согласовывать тарифы, таможенные правила и свободно отвечать требованиям всех перевозчиков для управления рисками и преимуществами доставки как внутри страны, так и за рубежом. Наличие знаний и навыков для навигации по правилам является неотъемлемой частью бесперебойной транспортировки товаров клиента. Тем не менее, это также требует полагаться на правильных людей, которых вы можете назвать, также привержены совершенству и удовлетворенности клиентов.

Однако независимо от преобладания тех или иных обязательств транспортно-экспедиционные отношения выделены законодателем в самостоятельный вид гражданско-правовых отношений. Очевидно, что в основу такого обособления положена особая сфера отношений - обеспечение выполнения грузоперевозок, исключительность которой требует специфического правового регулирования и не позволяет сводить отношения клиента и экспедитора только к подрядным или только к посредническим (агентским) услугам.

Экспедиторы грузов обеспечивают эффективное перемещение материалов и грузов в рамках глобальной логистической сети. Выбор транспортно-экспедиторских компаний без необходимого опыта и отношений может привести к кошмарным сценариям отложенных поставок, повреждению груза и даже к потере груза.

Это не позволит вам удовлетворить требования вашей компании и клиентов. Стальные детали, клапаны, трубы и трубчатые изделия Плитка, огнеупорные материалы, воск и пластмассы Химикаты Гранит и строительные материалы Розничные товары Алкоголь и спиртные напитки для перепродажи и многое другое. Обладая более чем 50-летним опытом работы в отрасли, у нас есть много верных и довольных клиентов, которые были с нами более 35 лет. Наши отношения с более чем 130 международными экспедиторами грузов в 77 странах и более чем в 350 точках дают Хоторн Глобалу преимущество для ускорения движений и обеспечения качественного обслуживания и надлежащего управления от источника до конечного пункта назначения.

Таким образом, можно сделать вывод, что по своей природе договор транспортной экспедиции представляет собой самостоятельный вид договора.

В то же время комплексная природа договора транспортной экспедиции становится причиной дискуссий среди специалистов о том, какой механизм ценообразования должен применяться в этом договоре - подрядный (установление общей цены, которая включает как компенсацию издержек исполнителя, так и его вознаграждение) или посреднический (четкое отделение вознаграждения посредника от понесенных им издержек). Поводом для подобных обсуждений стал крайне схематичный порядок ценообразования, предусмотренный в п. 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ, который соответствует по своему содержанию как подрядному, так и посредническому механизму.

Отношения пароходства в порту происхождения могут быть одним из крупнейших экспедиторов по грузовым перевозкам в их распоряжении. Линии парового судна обслуживают грузоотправителя, который предоставляет им самый груз и небольшие грузоотправители могут видеть, что их груз столкнулся в пользу более крупного грузоотправителя. У нас есть полномочия, необходимые для уверенного перемещения вашего груза. Расположенный в Хьюстоне, мы являемся опытным экспедитором. Хьюстон является третьим по величине портом в США, и наш опыт заставит ваш груз не потеряться в перетасовке.

Отнесение ценообразования к подрядному или посредническому механизму может оказать существенное влияние на налоговые последствия договора, а также на порядок налогообложения экспедиторских услуг, а именно: включение в налоговую базу только вознаграждения экспедитора [ст. 156 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)] или начисление НДС на всю цену договора (вознаграждение плюс издержки - ст. 154 НК РФ).

НДС на международные экспедирование и логистику - Часть 1

Для получения дополнительной информации о наших услугах в качестве экспедиторов грузов позвоните по телефону. Идея о том, что последствия НДС и НДС напрямую связаны с транспортным маршрутом, и место хранения сохраняется. Следующие замечания показывают, что даже чистый транспорт внутри Швейцарии - или услуги на складе в Швейцарии - не подлежат швейцарскому НДС при определенных обстоятельствах.

Транспортные показатели: принципы оценки НДС в Швейцарии. Бенефициар в смысле налога на добавленную стоимость - это, в основном, тот, от имени которого выполняется услуга. Только на втором этапе транспортный маршрут имеет значение. Транспортное обслуживание освобождается, если оно связано с импортом или экспортом товаров.

Многие специалисты считают договор транспортной экспедиции посредническим договором и предлагают применять к нему порядок налогообложения, установленный ст. 156 НК РФ. Такого же подхода в большинстве случаев придерживаются финансовые и налоговые органы (см. письма Минфина России от 21.06.2004 N 03-03-11/103, от 21.11.2006 N 03-04-08/239).

Подобная квалификация договора транспортной экспедиции влияет и на применение экспедиторской организацией ставки НДС в размере 0%.

Какие услуги относятся к транспортно - экспедиторским?

Под таможенным контролем находятся объекты. При транзите в порядке таможенного складирования, в соответствии с процедурой временного ввоза, в процедуре внутренней переработки при хранении на таможенном складе. Это относится как к перевозке грузов как таковым, так и к погрузке, разгрузке, перегрузке и аналогичным автономным услугам для перевозки грузов.

Что касается этих услуг, то служба, исключительно отличная от принципа расположения получателя, считалась экспортируемой в третью страну, если служба была использована или оценена там. Это положение применяется только к транспортным службам, местом выполнения которых будет Германия в соответствии с принципом местоположения получателя и которые предоставляются исключительно в третьей стране. Налогообложение этих чистых транспортных средств третьих стран отменяется - таким образом, избегая двойного налогообложения в отношении третьей страны.

Однако, по нашему мнению, такая точка зрения спорна и в ряде случаев ошибочна. Считаем, что решение о квалификации договора транспортной экспедиции следует принимать организациям в каждом конкретном случае исходя из содержания договора.

Вышеприведенный подход к налогообложению транспортно-экспедиционных операций может быть применен только в случае, если конструкция договора транспортной экспедиции соответствует конструкции посреднического договора (поручения, комиссии или агентирования), то есть если она предусматривает обязанности сторон, свойственные договорам данных видов (порядок определения вознаграждения, распределение обязанностей сторон по несению расходов, отчетность экспедитора и иные посреднические обязанности). Кроме того, основанием для применения подобного порядка налогообложения транспортно-экспедиционных операций может быть только обязанность экспедитора заключать от имени клиента или от своего имени договор с третьим лицом без выполнения других обязанностей, связанных с организацией перевозки груза. Иными словами, "посреднический" порядок налогообложения может быть применен только к тем договорам, которые полностью аналогичны договорам комиссии, поручения или агентирования.

Однако в сочетании с положениями в Швейцарии существуют даже случаи неналогового налогообложения. Созвездия случая: Объяснение. На первом этапе необходимо всегда проверять место бенефициара или принципала. Только на втором этапе транспортный маршрут имеет отношение к рассмотрению следующих аспектов.

Транспортная экспедиция с точки зрения контролирующих органов и судов

Применение положения, отклоняющегося от принципа расположения приемника, для определения места выполнения в соответствии с принципами оценки и использования. Применимость положения об освобождении в стране проживания бенефициара. . Освобождение от обязательства возникает в случае трансграничного транспорта в связи с импортом или экспортом из Швейцарии, а также для перевозок за пределы Швейцарии. В случае импорта и экспорта транспортные услуги в принципе вносятся в основу оценки налога на импорт для товаров, перевозимых в принимающей стране.

Учитывая разъяснения Минфина России, в случае если в рамках оказания транспортно-экспедиторских услуг деятельность экспедитора сводится только (или преимущественно) к заключению договоров, связанных с перевозкой груза, такой договор будет квалифицирован налоговым органом, по нашему мнению, как посреднический.

2. Порядок обложения НДС экспедиторских услуг в сфере международных грузоперевозок

Таким образом, в случае трансграничных перевозок в Швейцарию или из Швейцарии в конечном итоге происходит налогообложение транспортной услуги в импорте. Если импорт также не подпадает под правило освобождения. В случае внутреннего немецкого транспорта для клиента в Швейцарии, поэтому фактически предоставляется нулевое налогообложение.

Поэтому транспортная служба облагается налогом с продаж в Германии на 19 процентов. Однако следует отметить, что транспортная услуга включена в налоговую базу для определения швейцарского налога на импорт. В конечном счете, это облагается налогом на 8 процентов налога на импорт. Так обстоит дело, например, с предметами, которые нужно переместить, или произведениями искусства авторами.

На основании п. 1 ст. 146 и подпункта 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ оказание российской компанией (далее - экспедитор) экспедиторских услуг, связанных с ввозом товаров на территорию Российской Федерации, подлежит обложению НДС.

В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 164 НК РФ в отношении работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, по перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемых (оказываемых) российскими организациями, и иных подобных работ (услуг), применяется ставка НДС 0%.

Не налогообложение также происходит в следующем созвездии: предприниматель, базирующийся в Германии, поручает экспедитору для перевозки в пределах Швейцарии из Базеля в Цюрих. В то время транспортная служба не облагается налогом. Эта выгода также не облагается налогом в Швейцарии.

Если транспортная служба облагается налогом в стране проживания получателя из-за отсутствия применимости положения об освобождении, возникает вопрос о том, какой предприниматель должен уплатить налог. С другой стороны, налоговое обязательство переходит к получателю услуги и, таким образом, к клиенту.

При этом факт привлечения экспедитором третьих лиц для выполнения работ или оказания услуг, а также преобладание в обязательствах экспедитора посреднических или подрядных функций не влияют на применение налоговой ставки 0%.

К такому выводу можно прийти на основании следующих положений:

По своему гражданско-правовому содержанию экспедиторские услуги относятся к видам работ и услуг, поименованных в подпункте 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, что следует из понятия "экспедиторские услуги", содержащегося в главе 41 ГК РФ и в Законе N 87-ФЗ;

Применимость механизма обратной платы исключает обязательство экспедитора или перевозчика регистрироваться в стране проживания получателя или в иностранном налогооблагаемом месте. Решение о прерывании службы было принято после того, как выяснилось, что 92, 3% менеджеров используют свои собственные или частные системы для выдачи счетов-фактур в компаниях.

Выдача электронных счетов: шаг за шагом

Ниже вы узнаете шаг за шагом, чтобы начать выдачу счета-фактуры, преимущества для вашего бизнеса и бесплатные и платные инструменты, интегрированные или не связанные с другими системами, для облегчения выпуска. Начнем с шаг за шагом. Но цифровой сертификат предназначен не только для выставления счета: несколько вопросов, которые должны быть разрешены в Службе федеральных доходов или в государственных учреждениях, таких как изменение корпоративного названия компании, могут быть сделаны с помощью цифрового сертификата. «Это похоже на подпись, она дает подлинность, и это для нашей защиты», объясняет Лиззи.

Приведенный в подпункте 2 п. 1 ст. 164 НК РФ перечень работ и услуг, связанных с организацией перевозок, не является исчерпывающим, что позволяет применять налоговую ставку 0% к услугам, связанным с международными грузоперевозками, даже если они прямо не названы в этой норме;

Возможность привлечения экспедитором третьих лиц при оказании услуг предусмотрена гражданско-правовыми нормами, регулирующими отношения транспортной экспедиции (ст. 805 ГК РФ);

Значение имеет тенденцию неуклонно расти, поскольку спектр услуг увеличивается, и печать может быть прикреплена на вашем сайте для подтверждения информационной безопасности. Проверьте веб-сайт правительства с информацией и списком компаний, аккредитованных для выдачи цифрового сертификата.

Зарегистрируйтесь в отделе казначейства

В штате Сан-Паулу он работает следующим образом: с установленным цифровым сертификатом просто войдите в систему как налогоплательщик, используя тот же ключ доступа к Электронному налоговому управлению. Выберите необходимое устройство и исправьте уже зарегистрированную информацию, если это необходимо.

Ст. 164 НК РФ не содержит запрета на привлечение экспедитором третьих лиц в процессе оказания услуг, не требует обязательного оказания всех услуг экспедитором лично как условия для применения налоговой ставки 0%.

Возможная квалификация отношений экспедитора с заказчиком как подрядных или посреднических только создает некоторые особенности рисков, но существенно не меняет их.

Разрешение не должно быть опубликовано в «Официальном вестнике», и этот вопрос можно начать немедленно. Как только вы получите цифровую сертификацию и сделаете аккредитацию в Государственном департаменте финансов, просто выберите программное обеспечение для выпуска электронных счетов-фактур.

Эти программы могут быть бесплатными или оплачиваться. В общем, бесплатные программы - это предложения с тех же сайтов, которые предлагают платные программы, но с ограничениями на такие функции, как интеграция или большее пространство для хранения. Заинтересованная сторона должна связаться для получения информации о планах и ценах. Для тех, кто хочет интегрироваться с другими системами управления, цены на планы формулируются на основе биллинга и типа налогообложения.

3. Анализ налоговых рисков экспедитора при обложении НДС услуг по обеспечению международных перевозок

3.1. Риски, связанные с установлением права применять налоговую ставку 0%

А. В ряде случаев налоговые органы не признают за транспортно-экспедиторскими организациями, выполняющими или обеспечивающими перевозку экспортируемых товаров, права на применение налоговой ставки 0%, мотивируя решение тем, что такие организации оказывают услуги, не подпадающие под действие подпункта 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Неправомерность такого подхода очевидна, поскольку он не основан на нормах подпункта 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, содержащего открытый перечень услуг, связанных с международными грузоперевозками.

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что суды во всех случаях признают за налогоплательщиками право на применение налоговой ставки 0% при оказании услуг, связанных с организацией и обеспечением международных перевозок.

Так, суды признают правомерность обложения НДС услуг по экспедиции грузов по ставке 0%, поскольку ст. 164 НК РФ не содержит исчерпывающего перечня работ, непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых грузов. Об этом свидетельствуют постановления ФАС Поволжского округа от 05.09.2006 N А55-5074/2006-31, от 01.09.2006 N А55-33012/2005-53; ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2006 N А56-746/2006, от 18.03.2003 N А56-20966/02, от 18.03.2003 N А56-20966/02; ФАС Московского округа от 08.04.2004 N КА-А40/2447-04.

Учитывая большой объем судебной практики, вероятность возникновения этого риска можно рассматривать как высокую, однако налогоплательщик успешно может защитить свою позицию в суде, поскольку судебная практика по данной категории дел положительна.

Б. Как уже было отмечено, договор транспортной экспедиции может предусматривать обязательства экспедитора по заключению различных договоров (включая договоры перевозки) с третьими лицами. Налоговые органы могут квалифицировать отношения экспедитора и заказчика как агентские и на этом основании отказать в применении налоговой ставки 0%.

По нашему мнению, вероятность возникновения такой ситуации особенно высока, когда из договора прямо следует, что обязательства экспедитора состоят только в заключении различных договоров (то есть в совершении посреднических действий) и при этом экспедитор не выполняет каких-либо дополнительных действий, непосредственно связанных с обеспечением перевозки груза.

Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 21.11.2006 N 03-04-08/239, из которого следует, что положения подпункта 2 п. 1 ст. 164 НК РФ применяются только к операциям, непосредственно направленным на вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации конкретным транспортным средством, включая операции по полному или частичному заполнению транспортного средства товарами, по размещению и креплению товаров на транспортном средстве и т.п.

Услуги по контролю исполнения договоров поставки товаров, а также по организации таможенного оформления данных товаров Минфин России считает подлежащими обложению НДС по ставке 18%.

Судебная практика складывается в пользу налогоплательщика и признает правомерность применения налоговой ставки 0% экспедиторской организацией в случае, если она заключает для выполнения услуг договоры с третьими лицами (перевозчиками, центрами сертификации товаров). Суды подтверждают правомерность позиции налогоплательщика и в случае, если его отношения с клиентом изначально квалифицировались как посреднические. Об этом свидетельствует судебная практика, в частности постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.01.2007 N А56-31672/2005, от 14.12.2006 N А42-800/2006, от 24.08.2006 N А56-23866/2005, от 07.11.2006 N А56-13841/2005; ФАС Поволжского округа от 28.11.2006 N А12-10099/06, от 17.06.2003 N А55-19931/02-34, от 03.10.2006 N А55-1434/06-39, от 01.09.2006 N А55-33012/2005-53; ФАС Московского округа от 27.11.2006 N КА-А40/11400-06, от 22.12.2006 N КА-А40/12372-06, от 20.12.2006 N КА-А40/12089-06.

В. Если экспедитор самостоятельно выполняет перевозку груза или заключает субподрядные договоры перевозки груза (с последующим возмещением расходов клиентом), возникает риск применения налоговыми органами территориальных ограничений к ставкам НДС.

Иногда налоговые органы занимают позицию, согласно которой налоговая ставка 0% не применяется к той части услуг по перевозке, которая касается перемещения товара по территории Российской Федерации. О наличии такого риска свидетельствует судебная практика: по отдельным делам налоговые органы высказывают именно такую позицию. Так, по делу, изложенному в постановлении ФАС Поволжского округа от 09.12.2004 N А55-3180/04-43, налоговый орган отказал налогоплательщику в применении налоговой ставки 0% к той части услуг по перевозке, которая была оказана на территории Российской Федерации, мотивировав свой отказ тем, что в этой части перевозка товаров, предназначенных к вывозу на экспорт, была выполнена до момента оформления соответствующего таможенного режима. Поэтому был сделан вывод о том, что к стоимости этой части перевозки ставка НДС 0% не должна применяться. Суд указал в постановлении, что п. 1 ст. 164 НК РФ не содержит указаний на то, что налоговая ставка 0% применяется только в отношении части услуг по транспортировке товаров в зависимости от того, где они оказаны: на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В подобной ситуации налоговый орган может доначислить экспедитору НДС в части услуги по перевозке товара по территории Российской Федерации (если отношения по перевозке товара будут квалифицированы налоговым органом как подрядные с привлечением субподрядчиков).

Однако следует отметить, что суды принимали по таким делам решения в пользу налогоплательщиков и подтверждали их право на применение налоговой ставки 0% ко всей стоимости перевозки (см. постановление ФАС Поволжского округа от 09.12.2004 N А55-3180/04-43). Кроме того, письмом Минфина России от 04.08.2006 N 03-04-08/175 эта ситуация также была разъяснена в пользу налогоплательщиков.

Таким образом, этот риск можно оценить как возможный, но крайне незначительный.

3.2. Риски, связанные с подтверждением обоснованности применения налоговой ставки 0%

Помимо случаев непризнания за транспортно-экспедиторскими компаниями права на применение налоговой ставки 0%, многие налоговые риски возникают при подтверждении обоснованности применения налоговой ставки посредством документов, предусмотренных в п. 4 ст. 165 НК РФ. С учетом изменений, вступивших в силу с 1 января 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", больше не требуется представлять грузовые таможенные декларации (ГТД).

На основании п. 9 ст. 165 НК РФ документы (их копии), подтверждающие правомерность применения налоговой ставки 0% при реализации работ (услуг), представляются в налоговые органы в срок не позднее 180 дней считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, перемещения припасов. Однако согласно п. 9 ст. 165 НК РФ этот порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с п. 4 ст. 165 настоящего Кодекса не представляют в налоговые органы таможенные декларации.

На этом основании Минфин России (письмо от 30.08.2006 N 03-04-08/183) и ФНС России (письмо от 09.08.2006 N ШТ-6-03/786@) сделали вывод о том, что организации, не представляющие ГТД в соответствии со ст. 165 НК РФ, не имеют права применять порядок, установленный п. 9 ст. 165 Кодекса, и должны определять базу по НДС в общем порядке (п. 1 ст. 167 НК РФ). Иными словами, организации смогут применить к реализованным услугам налоговую ставку 0% при условии, что они представят необходимый пакет подтверждающих документов не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором оказаны услуги. Если же это условие не будет соблюдено, то организация должна будет начислить НДС по ставке 18%.

При этом возникает ситуация, когда на организацию возлагается обязанность уплаты НДС исходя из ставки 18%, однако при этом она не вправе указать такую ставку налога в счете-фактуре, выставляемом заказчику.

Если же налоговая ставка 18% будет указана в счете-фактуре, заказчик не сможет принять предъявленную ему сумму НДС к вычету, так как согласно требованиям ст. 169 НК РФ в счете-фактуре указывается та ставка налога, применение которой предусмотрено законом. В данном случае это налоговая ставка 0% согласно подпункту 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. Следовательно, в такой ситуации счет-фактура с налоговой ставкой 18% не будет соответствовать требованиям ст. 169 НК РФ.

Такой вывод (в части указания налоговой ставки в счетах-фактурах) нашел отражение в постановлении Президиума ВАС РФ от 19.06.2006 N 16305/05 (суд указал, что налоговая ставка 0% - это не льгота, от которой можно отказаться, а обязанность налогоплательщика).

Аналогичная ситуация может возникнуть у экспедитора во взаимоотношениях с субподрядными организациями (перевозчиками). В этом случае экспедитор не сможет применить вычет по НДС, выставленному перевозчиками.

Если организация-экспедитор не сможет представить документы, подтверждающие применение налоговой ставки 0% в срок, требуемый налоговыми органами (п. 1 ст. 167 НК РФ), возникает риск доначисления НДС по ставке 18%. Если договор будет квалифицирован как посреднический, такое доначисление в отношении экспедитора будет проводиться только в части размера его вознаграждения (без учета компенсации издержек по найму перевозчиков), то есть в порядке выполнения требований ст. 156 НК РФ. Если же договор будет квалифицирован как подрядный, доначисление НДС возможно в отношении всей суммы, перечисляемой экспедитору заказчиком (ст. 154 НК РФ).

Несмотря на то что Минфин России квалифицирует договоры транспортной экспедиции как посреднические, нельзя исключить возможности доначисления НДС налоговым органом по "подрядной" схеме (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15.09.2004 N Ф09-3781/04АК).

3.3. Риски, связанные с предъявлением экспедитором к вычету сумм НДС

При квалификации договора транспортной экспедиции как подрядного у экспедитора наряду с правом применения налоговой ставки 0% к вознаграждению за оказание услуг возникает право на предъявление к вычету "входного" НДС.

В то же время у привлекаемых к перевозке транспортных организаций также возникает право на применение налоговой ставки 0% в силу подпункта 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. Согласно п. 4 и 9 ст. 165 НК РФ транспортные организации в большинстве случаев не обязаны представлять ГТД в налоговые органы. В такой ситуации налоговые органы требуют представления налогоплательщиком документов не в порядке выполнения требований п. 9 ст. 165 НК РФ, а в общем порядке, приведенном в п. 1 ст. 167 НК РФ, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг.

В случае невозможности представить документы в требуемый срок транспортные организации могут предъявить экспедитору НДС по ставке 18%, указав его в счете-фактуре. Однако в этом случае экспедитор не сможет принять сумму НДС к вычету (см. постановление Президиума ВАС РФ от 19.06.2006 N 16305/05).

4. Выводы

Во-первых, налоговые риски экспедиторских организаций возникают не столько в силу особенностей договоров и преобладания в них тех или иных услуг (посреднических, подрядных), сколько в силу специфической политики налоговых органов при применении налоговой ставки 0% к услугам в сфере международных грузоперевозок.

По этой причине нельзя полностью исключить возникновение конфликтных ситуаций с налоговыми органами по большей части рассмотренных рисков.

Во-вторых, в сложившейся ситуации основное значение приобретает потенциальная защита позиции налогоплательщика в суде, в связи с чем организация должна уделить особое внимание оформлению документов, связанных с оказанием экспедиторских услуг (включая те документы, которые предусмотрены Законом N 87-ФЗ и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554).

В-третьих, с учетом возможных рисков доначисления НДС по налоговой ставке 18% в случае несвоевременного представления подтверждающих документов в налоговые органы более предпочтительной следует признать квалификацию договора как посреднического. В этом случае у экспедитора возникают риски доначисления НДС только в части вознаграждения посредника, а риски, связанные с доначислением НДС по стоимости перевозки, будут "перемещены" на перевозчиков.

Экспортный НДС при международных перевозках товаров, в том числе по транспортно-экспедиционным услугам, начисляется по ставке 0%. Нужно учитывать нюансы, касающиеся возможности эту ставку применить.

Международной перевозкой считается перемещение груза различными типами транспорта между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории РФ, а другой – вне ее пределов (ст. 164 НК РФ). Нулевая ставка НДС применяется, в частности, к транспортно-экспедиционным услугам, которые оказываются российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Экспортный НДС при международных перевозках: условия нулевой ставки

Товар может перемещаться несколькими видами транспорта поочередно. Например, груз перевозится по железной дороге от начального пункта в РФ до морского порта, затем - морским судном до пункта назначения в иностранном государстве. При этом перевозчик не является российским перевозчиком на железнодорожном транспорте - для них правила установлены подпунктом 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ. В такой ситуации нужно определить, применить ли экспортный НДС при международных перевозках по ставке 0% к перевозке от пункта отправления до пункта перегрузки на другой вид транспорта.

Прежде практиковалось использование разной ставки налога. К услугам, оказанным на участке от российского пункта перегрузки до зарубежного пункта назначения, применялась ставка НДС 0%, а перевозка между пунктами в РФ облагалась НДС по ставке 18% (письмо Минфина России от 2 августа 2011 г. № 03-07-15/72). Сейчас вся международная перевозка несколькими видами транспорта определяется как единый путь и облагается нулевой ставкой НДС (письмо Минфина России от 10 сентября 2015 г. № 03-03-06/52225).

Эта позиция выработана и судами. Пункты отправления и назначения товаров должны определяться исходя из цели перевозки (в том числе в непрямом международном сообщении), а не на основании того, на каком промежутке пути товара оказаны услуги (решение арбитражного суда Краснодарского края от 11 сентября 2014 г. № А32-18258/2014).

Однако нулевую ставку НДС не всегда можно применить к транспортным услугам. Так, арбитражный суд Москвы в постановлении от 31 августа 2015 г. № А40-104334/2014 сделал вывод, что нулевая ставка НДС не применима к посредническим услугам, оказываемым по агентским договорам - это не предусмотрено подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ. Значит, даже если эти услуги оказываются в отношении экспортируемых товаров, они облагаются НДС по ставке 18%, по правилам пункта 3 статьи 164 НК РФ. И в счетах-фактурах, которые агент выставляет принципалу за оказанные посреднические услуги, нужно указывать ставку НДС 18%.

Итак, применение нулевой ставки НДС к транспортно-экспедиционным услугам зависит от выполнения нескольких условий:

Услуги оказаны по договору транспортной экспедиции, который соответствует требованиям ГК РФ и Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности;

Услуги оказаны в рамках международной перевозки (п. 2.1 ст. 164 НК РФ);

Услуги поименованы в закрытом перечне, который содержится в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ (письма Минфина России от 3 апреля 2014 г. № 03-07-РЗ/14918, от 21 апреля 2014 г. № 03-07-08/18346).

Транспортно-экспедиционные услуги в международных перевозках облагаются НДС по ставке 0% вне зависимости от того, под какую таможенную процедуру помещается вывозимый товар (письмо Минфина России 19 августа 2011 г. № 03-07-08/266). Не имеет значения и количество перевозчиков или применяемые ими ставки НДС (письма Минфина России 1 февраля 2013 г. № 03-07-08/2075, от 1 июня 2012 г. № 03-07-15/57).

Экспортный НДС при международных перевозках: виды услуг

Нулевая ставка НДС применяется и тогда, когда договор транспортной экспедиции предусматривает оказание отдельных услуг из перечня. Такая точка зрения доведена письмом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15169. В этом же документе отмечено, что НК РФ не содержит критериев отнесения услуг к транспортно-экспедиционным. Поэтому организациям рекомендуется руководствоваться национальным стандартом ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские" (утв. приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст).

Виды транспортно-экспедиционных услуг для применения ставки НДС 0%

участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;

оформление документов;

прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов;

погрузочно-разгрузочные и складские услуги;

информационные услуги;

подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;

услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг;

услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств;

разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;

розыск груза после истечения срока доставки;

контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;

перемаркировка грузов;

обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;

обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Экспортный НДС при международных перевозках: тип договора

Существует некоторая несогласованность по поводу типа договора при оказании транспортно-экспедиционных услуг в рамках международной перевозки.

В пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 сказано, что нулевую ставку налога можно применять вне зависимости от того, «выступает ли организатором сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо». Получается, что не имеет значения, в рамках какого-именно договора - транспортной экспедиции или иного - оказываются соответствующие услуги.

В письме Минфина России от 17 октября 2014 г. № 03-07-08/52436 ведомство согласилось с положениями пункта 18 Постановления ВАС РФ № 33. Однако из разъяснений, выпущенных Минфином только в 2015 году, следует другая позицияВедомство пришло к выводу, что к транспортно-экспедиционным услугам, которые оказаны в рамках договора, не являющегося договором транспортной экспедиции, нулевая ставка НДС не применяется (письма Минфина России от 29 апреля 2015 г. № 03-07-08/24723; от 25 ноября 2015 г. № 03-07-08/68448).

Суды принимают сторону компаний. Они обращают внимание прежде всего на характер и содержание услуг, их связь с процессом перевозки экспортных грузов, а не на форму договоров (постановления ФАС Северо-Западного округа от 28 сентября 2012 г. № А56-66844/2011, ФАС Центрального округа от 12 февраля 2014 г. № А14-2497/2013, ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2014 г. № А32-37070/201).

Экспортный НДС при международных перевозках: отказ от ставки 0%

Счета-фактуры по экспортным операциям выставляются не «без НДС», а с указанием ставки налога 0%. Порядок подтверждения обоснованности применения этой ставки при международной перевозке закреплен в пункте 3.1 статьи 165 НК РФ. Документы, перечисленные в этой статье, нужно представить в ИФНС в течение 180 дней с даты проставления таможенным органом отметки о вывозе товаров.

Применять ставку НДС 18% к экспортным операциям недопустимо - так считают налоговики, так же высказываются и судьи (Определение ВС РФ от 20 февраля 2015 г. № А33-3050/2013, письмо ФНС России от 17 июля 2015 г. № СА-4-7/12693). Налоговая ставка по НДС, в том числе нулевая, считается обязательным элементом налогообложения. Поэтому налогоплательщик не может изменить ее размер в большую или меньшую сторону, или отказаться от ее применения. Иначе говоря, перевозчик не вправе выставить отправителю груза счет-фактуру с НДС по ставке 18%, даже если он не намерен собирать пакет документов для подтверждения экспорта и готов уплатить налог.

Налогоплательщик подтверждает нулевую ставку не позднее 180 дней (абз. 6 п. 9 ст. 165 НК РФ), и в этот срок нужно уложиться. Однако никто не запрещает сделать это раньше. Если возникли сомнения по поводу подтверждения нулевой ставки, то не обязательно выжидать 180 дней. Можно начислить налог по ставке 18% за счет собственных средств на дату отгрузки товара (при этом контрагенту предъявить счет-фактуру с нулевой ставкой, в том числе в рамках сделок с партнерами из стран – участников договора о ЕАЭС). По истечении квартала, когда товары реализованы на экспорт, нужно представить в инспекцию уточненную налоговую декларацию, заполнив раздел 6 (расчет сумм налога по неподтвержденным экспортным операциям).

Впрочем, подать декларацию можно и в любом из кварталов в течении трех лет. Именно в течение такого срока можно воспользоваться правом на вычет налога после окончания периода, когда произошла экспортная операция (п. 2 ст. 173 НК РФ; письмо Минфина России от 3 февраля 2015 г. № 03-07-08/4181). В Определении от 24 марта 2015 г. № 540-О судьи отметили, что налогоплательщик может представить декларацию в пределах этого срока. И статья 81 НК РФ не препятствует подаче «уточненки» за прошлые налоговые периоды в любое время с учетом трехлетнего срока (в том числе до завершения текущего налогового периода).

Если есть основания считать, что подтвердить экспорт документально не получится, то НДС, начисленный из-за неподтвержденного экспорта, можно учесть в расходах по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 27 июля 2015 г. № 03-03-06/1/42961, постановление Президиума ВАС РФ от 9 апреля 2013 г. № 15047/12). Но в общем случае у налогоплательщика есть 3 года, чтобы собрать «экспортный пакет», подтвердить нулевую ставку и возместить налог.

Важно!

С 1 октября 2015 года вместо таможенных деклараций и перевозочных документов в налоговый орган можно представлять их электронные реестры. Передаются реестры в установленном формате по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 15 ст. 165 НК РФ, письмо ФНС России от 29 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/7427). Одновременно сохранено и право компаний представить бумажные документы, что может быть удобно небольшим фирмам.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!