Все для предпринимателя. Информационный портал

Современный порядок списания основных средств в бюджетных учреждениях (Беспалов М.В.). Акт о списание основных средств в бюджетных учреждениях

Приказ Минфина РФ от 16 ноября 2016 № 209н внес изменения в 6 инструкций по учету и отчетности для бюджетных учреждений. Изменены правила, по которым формируют план ФХД, исчисляют и уплачивают налоги и страховые взносы. Обо всех изменениях для бюджетных учреждений читайте в статье.

Изменения в инструкцию № 157н

События, наступившие после отчетной даты

Теперь, для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов, информация о событии после отчетной даты не используется при формировании отчетности. Информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается при представлении отчетности в пояснительной записке.

На сайте Минфина размещен проект Приказа «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты», из текста которого следует, что данный стандарт будет применяться государственными (муниципальными) учреждениями с 1 января 2018 года. Применение стандарта раньше этого срока допускается по согласованию с Минфином.

Организация документооборота при ведении бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией

Лицо, которое ведет бухгалтерский учет, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (п. 9 Инструкции № 157н).

Этот пункт дополнен абзацем, устанавливающим, что правила ведения документооборота, в том числе порядок и сроки передачи «первички», должны соответствовать утвержденному графику ведения документооборота для отражения в бухгалтерском учете.

Учреждение, заключая договор на ведение бухучета со сторонней организацией, централизованной бухгалтерией, должно установить в нем:

  • правила документооборота (порядок и сроки передачи документов между сторонами договора);
  • порядок обмена учетной информацией между сторонами договора.

Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета

По решению органа, осуществляющего в отношении госучреждения функции и полномочия учредителя, ошибка, обнаруженная до утверждения представленной этому органу отчетности и требующая внесения изменений в регистры бухгалтерского учета (журналы операций), в зависимости от ее характера отражается субъектом учета последним днем отчетного периода:

  • дополнительной бухгалтерской записью;
  • бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью.

Информация об указанных бухгалтерских записях и об изменении показателей отчетности должна быть раскрыта в пояснительной записке (ф. 0503760), представляемой в составе уточненной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Учетная политика

Минфин России разработал проект приказа «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Он будет применяться при составлении отчетности с 1 января 2018 г. Какие важные изменения в формирование учетной политики он вносит:

  1. Основные положения к учетной политике нужно будет размещать в сети интернет.
  2. Размещать учетную политику можно только после утверждения в течение установленного срока. Следовательно, доработать её позже возможности нет.
  3. Любое изменение в учетной политике будет вноситься только по согласованию с учредителем ГРБС.

В преддверии этих изменений у нас есть возможность проработать учетную политику в 2017 году.

Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств

Приказом Минфина РФ № 209н п. 20 дополнен случаями, когда проведение инвентаризации обязательно. Из пункта 2.7 Инструкции № 157н следует, что проведение инвентаризации обязательно:

  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел);
  • при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользовании, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или иными нормативными правовыми актами РФ.

В данном пункте теперь указано, когда в учете и отчетности отражаются результаты инвентаризации. Установлено, что результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой отчетности.

Результаты инвентаризации реорганизуемого (ликвидируемого) субъекта учета отражаются в отчетности, представляемой на дату его реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения государственного органа (органа местного самоуправления).

Санкционирование расходов

Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен новыми счетами:

  • 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 0 502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства».

Они применяются с 1 января 2017 года. Несмотря на то, что Приказом Минфина РФ № 209н эти счета не внесены в План счетов бухгалтерского учета автономного учреждения, они применяются автономными учреждениями при отражении операций по санкционированию расходов. Инструкции № 157н и 183н не содержат бухгалтерских записей для отражения операций по этим счетам. Мы предполагаем, что они должны быть такими:

Содержание операции Дебет Кредит
В единой информационной системе размещено извещение о проведении закупки оборудования 0 506 10 ххх 0 502 17 ххх
Приняты расходные обязательства при заключении контракта 0 502 17 310 0 502 11 ххх
Уточнены суммы расходных обязательств при заключении контракта по результатам конкурсных процедур 0 502 17 ххх 0 506 10 ххх
Приняты к учету авансовые денежные обязательства 0 502 11 ххх 0 502 13 ххх
Приняты к исполнению авансовые денежные обязательства 0 502 13 ххх 0 502 12 ххх
Исполнены денежные обязательства 0 502 12 ххх 0 502 15 ххх
Приняты денежные обязательства в сумме окончательной оплаты по контракту 0 502 11 ххх 0 502 12 ххх
Исполнены денежные обязательства по контракту 0 502 12 ххх 0 502 15 ххх

Кроме новых счетов, в Инструкцию № 157н добавлены и новые понятия (п. 308 Инструкции № 157н):

  • авансовые денежные обязательства — обязанность учреждения уплатить в порядке предварительной оплаты (аванса) юридическому или физическому лицу определенные денежные средства в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки до осуществления поставки необходимых товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • отложенные обязательства — обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.

Учет отложенных обязательств ведется на счете 0 502 09 000, а отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода) учитываются на счете 0 502 99 000. Кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств автономных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете автономных учреждений по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств) (норма введена в п. 195 Инструкции № 183н).

Изменения в Инструкции № 183н

Структура номера счета

Структура счета осталась прежняя, но в 2017 году первые 4 знака в номере счета — раздел расходов. Не важно какой счет у бюджетных и автономный организаций: расходный или доходный, или денежный, первые 4 знака всегда раздел или подраздел расходов.

У бюджетных и автономных учреждений существует только 3 счета, у которых впереди будут нули — это счет 304.01, счет 401.30 и счет 210.06. Для всех остальных счетов обязателен раздел и подраздел.

Не важно какой источник, раздел, подраздел должен быть на всех счетах. Нет исключений для собственных средств, нет исключений для целевых средств и других источников. Исключения составляют только 3 вышеуказанные счета.

в 1-17‑м разрядах номера счета, в котором Инструкцией № 183н предусмотрены нули, отражает в порядке, установленном его учетной политикой, соответствующие аналитические коды поступления (выбытия).

Номер счета Разряд номера счета Информация, отражаемая в разрядах счета
Счет 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» (за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»), а также счет 0 201 35 000 «Денежные документы» и корреспондирующие с ними счета 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270) 5 — 17 Отражаются нули (если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества)
Счет 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» и корреспондирующий с ним счет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» 1 — 17 Отражаются нули
Счет 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, зай-мам (ссудам)», отражающий сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам) 15 — 17 Отражаются нули
Счет 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», отражающий сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам) 15 — 17 Отражается аналитический код выбытия
Счет 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» 1 — 17 Отражаются нули

Изменение кадастровой стоимости земельного участка

Изменение кадастровой стоимости имущества земельного участка, ранее принятого к бухгалтерскому учету, отражается по дебету счета 0 103 11 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 180 (в случае увеличения кадастровой стоимости земельного участка) (п. 20 Инструкции № 183н). Если кадастровая стоимость земельного участка уменьшена, то корректировка стоимости производится той же бухгалтерской записью, только по методу «красное сторно» (записью со знаком «минус»).

Списание себестоимости услуги, работы, готовой продукции

Пункт 67 Инструкции № 183н дополнен бухгалтерской записью, устанавливающей отнесение фактической себестоимости выполненных работ, оказанных услуг на уменьшение финансового результата текущего финансового года (дебет счета 0 401 10 130 в корреспонденции с кредитом счета 0 109 60 000). Эта бухгалтерская запись применяется при формировании себестоимости услуги в рамках иной приносящей доход деятельности, в том числе медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС, медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период. В прежней редакции Инструкции № 183н п. 181 предусматривал отнесение себестоимости работ, услуг на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (0 401 20 211 — 0 401 20 213, 0 401 20 221 - 0 401 20 226, 0 401 20 271, 0 401 20 272, 0 401 20 290). Приказом Минфина РФ № 209н в п. 181 Инструкции № 183н счет 0 401 20 200 заменен на счет 0 401 10 130.

Доходы в форме субсидий

Пункты 96, 97, 178, 180 Инструкции № 183н дополнены следующими корреспонденциями счетов:

Содержание операции Дебет Кредит
Начисление доходов в сумме субсидий, предоставляемых в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, заключенными в текущем финансовом году между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и автономными учреждениями 4 205 30 000 4 401 10 130
Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, предоставляемых в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, заключенными в текущем финансовом году между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и автономными учреждениями, в том числе в рамках отражения событий после отчетной даты 4 205 30 000 4 401 40 130
Признание доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания 4 401 40 130 4 401 10 130
Отражение задолженности автономного учреждения по возврату в доход бюджета неиспользованных остатков целевых субсидий прошлых лет в части остатков, потребность в которых подтверждена учредителем 0 205 81 000
(5 205 81 000,
6 205 81 000)
0 303 05 000
(5 303 05 000,
6 303 05 000)
Возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели (бюджетных инвестиций) прошлых лет 0 303 05 830 0 201 11 610
Начисление задолженности автономного учреждения по возврату в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ остатков субсидий, предоставленных на выполнение государственного (муниципального) задания, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ) 4 401 10 130 4 303 05 000
Начисление задолженности автономного учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных субсидий на иные цели, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий 0 401 10 130
(5 401 10 180,
6 401 10 180)
0 303 05 000
(5 303 05 000,
6 303 05 000)
Уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении (списании, предоставлении скидок, льгот) 0 401 10 174 0 205 00 000,
0 209 00 000

Расчеты по ущербу и иным доходам

Абзац 12 п. 112 Инструкции № 183н дополнен основаниями, когда учреждения применяют корреспонденцию счетов: дебет счета 0 209 30 000 и кредит счетов 0 206 00 000, 0 208 00 000. Теперь данный пункт следует применять при начислении задолженности по требованиям компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей (подотчетных сумм) в отношении произведенных предварительных оплат в рамках договоров (соглашений), а также по иным основаниям согласно законодательству РФ, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договора (соглашения), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда).

Кроме того, данный пункт дополнен абзацем, устанавливающим, что суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных автономным учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ, отражаются по дебету счета 0 209 30 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 130.

Расчеты по НДС по уплаченным авансам

Пункт 115 Инструкции № 183н дополнен бухгалтерской записью, отражающей зачет суммы НДС, принятой к вычету по авансам (предварительным оплатам), перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Такая операция отражается по дебету счета 0 210 13 000 (счет введен в план счетов Приказом Минфина РФ № 209н и называется «Расчеты по НДС по авансам уплаченным») в корреспонденции с кредитом счета 0 210 12 000. Соответственно, уменьшение суммы НДС, подлежащей оплате в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, на сумму налога по перечисленным предварительным оплатам в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предъявленную продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, отражается по дебету счета 0 303 04 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 210 13 000.

Изменения в Инструкции № 33н

Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения в порядок заполнения справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, отчеты (ф. 0503737, ф. 0503721, ф. 0503723) и сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769). Положения Инструкции № 33н дополнены п. 8.1, которым установлен порядок исправления ошибок, обнаруженных учреждением, сообщения учредителем об ошибках, обнаруженных в ходе проведения камеральной проверки отчетности.

В справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах внесены изменения в части порядка заполнения строк 170 — 173 и 180 — 183 (п. 21 Инструкции № 33н). В этих строках отражаются показатели по забалансовым счетам 17 и 18. Изменения, внесенные в п. 21 Инструкции № 33н, соответствуют поправкам, внесенным Приказом Минфина РФ № 209н в п. 365 и 367 Инструкции № 157н. Они касаются отражения по забалансовым счетам 17 и 18 сумм возвратов расходов текущего года и прошлых отчетных периодов. Так, забалансовый счет 17 предназначен:

  • для аналитического учета поступлений денежных средств (за исключением поступлений от возврата расходов текущего финансового года) (отражаются по строке 170 справки);
  • для учета возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов) (за исключением возврата субъектом учета остатков не использованных им субсидий (грантов) прошлых лет) (отражаются по строкам 172 и 173 справки). В случае превышения возвратов доходов прошлых лет над суммой поступлений доходов отчетного финансового года (с учетом их возвратов), отраженных по этому забалансовому счету, показатели отражаются по строке 171 со знаком «минус».

Забалансовый счет 18 предназначен:

  • для аналитического учета выбытий денежных средств (за исключением выбытий, которые отражаются по забалансовому счету 17) (указываются в строке 180, при этом выбытия по возврату остатков субсидий (грантов) прошлых лет отражаются по строке 181 справки);
  • для учета возврата расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), со счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы субъекта учета (отражаются по строкам 182 и 183 справки).

Операции по возврату расходов (выплат источников финансирования дефицита бюджета, за исключением денежных средств) текущего года, учтенных на соответствующих счетах аналитического учета счета 18 «Выбытия денежных средств», отражаются со знаком «минус».

В отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) Приказом Минфина РФ № 209н п. 42, 43, 44 Инструкции № 33н дополнены информацией об отражении в разделах формы сумм возвратов, в том числе возврата остатков сумм субсидий (грантов). Данные по кассовым поступлениям доходов отражаются по графе 5 («Исполнено плановых назначений через лицевые счета учреждения») разд. 1 «Доходы учреждения». Возврат остатков субсидий (грантов) прошлых лет отражается в разд. 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» по строке 592 и в разд. 4 «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» по строке 910.

Порядок заполнения графы 6 «Исполнено плановых назначений через банковские счета» разд. «Источники финансирования дефицита средств учреждения» дополнен информацией о том, что по этой графе приводятся данные по счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».

В отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503721) внесены изменения, касающиеся формирования показателя по строке 090 «Доходы от операций с активами». По ней отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 170 «Доходы по операциям с активами» (0 401 10 171 — 0 401 10 174) (новые положения п. 53 Инструкции № 33н). В действующей редакции Инструкции № 33н эта строка определяется как сумма строк 091, 092 и 099.

Приказом Минфина РФ № 209н скорректированы сроки составления отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723). Начиная со следующего года отчет будет формироваться по состоянию на 1 июля и 1 января года, следующего за отчетным (то есть будет включаться в состав годовой и полугодовой отчетности). Кроме того, порядок заполнения данной формы дополнен следующей информацией:

  • по строке 122 отражаются доходы в виде грантов, при этом возврат остатков грантов прошлых лет при формировании показателя строки не учитывается;
  • по строкам 501 и 502 не учитываются обороты по счету 0 201 22 000 «Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты в кредитной организации».

Изменения, внесенные Приказом Минфина РФ № 209н в Инструкцию № 33н, в основном касаются порядка заполнения разд. 1 таблицы пояснительной записки (ф. 0503760) «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)» (далее — сведения (ф. 0503760)). При этом разд. 3 «Аналитическая информация о движении просроченной дебиторской, кредиторской задолженности» исключен из формы. В разделе 1 сведений (ф. 0503760) изменены наименования граф 5 — 8 формы, уточнено понятие «неденежные расчеты», применяемое для заполнения этой таблицы, а также внесена дополнительная информация в порядок заполнения граф разд. 1.

Обновленная классификация основных средств с 2017 года

Внесение изменений в Классификацию основных средств не является основанием для изменения налогоплательщиком срока полезного использования введенных в эксплуатацию объектов основных средств. Таким образом, в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2017 года, применяется срок полезного использования, определенный на дату принятия к налоговому учету амортизируемого имущества.

Коды по новому ОКВЭД2 в 2017 году

7 правил ведения операций с учетом приказа № 209н

Для операций по дебету и кредиту сотых счетов, для всех типов учреждений, приказ № 209н ввел следующие правила:

1 правило . В сотых счетах достаточно поставить раздел, подраздел и 13 нулей. В корреспондирующем счете нужно отразить всю классификацию. Классификация для казенных учреждений полная. А для бюджетных автономных своя: раздел, подраздел КВР. Таким образом, мы видим, что из оборотов в 2017 году могут уйти КВР, если иное не предусмотрено вашей учетной политикой. Далее сюда же идет счет 201.35. Данное правило касается всех сотых счетов за исключением 106 и 107 счета.

2 правило . Проводки списания с сотых счетов на счета 401 20 200, и по дебету и по кредиту, отображаем только раздел и подраздел. Остальные — 13 нулей. Когда сотые счета корреспондируются со счетом 401 20 200, когда идет безвозмездная передача, списание, начисление амортизации. По новому правилу по счету 401 20 200 указывается классификация если она ведется на сотых счетах.

3 правило Затратные счета: 109 счет и счет 401 20 200, для всех остальных проводок где 401 20 200 задействован классификация ведётся обязательно, кроме сотых счетов. По 109 счету классификация ведется обязательно.

4 правило . 106 счет ведется с классификациями. Это правило для всех типов учреждений.

5 правило . Проводки, где ставим дебет 401 10 172, а по кредиту 210 06660, нужно поставить 17 нулей. Это правило и по кредиту и по дебету. Для всех учреждений. Имейте ввиду, что счет 401 10 172 будет иметь 17 нулей только если он корреспондирует со счетом 210.06.

6 правило - резервы. Счет 401.60 ведётся с классификацией и по дебету и по кредиту, правило для бюджетных и автономных учреждений. Классификация будет состоять из раздела, подраздела, и КВР. Далее правило по счету 401.60 для казенных учреждений, у казенных учреждений по счету 401.60 допускается показывать только раздел подраздел. Таким образом, если вы приняли решение и у вас на счете 401.60 будет только раздел подраздел и остальные нули, значит на счете 401.20 будет точно такая же классификация.

7 правило. Для всех типов учреждений для счета 201 показываются 3 нуля перед источником средств. Что касается централизованного снабжения у казенных учреждений по счету 304.04 — используется полная классификация.

Новое в отражении в учете расходов на профилактику травматизма за счет ФСС

Новое письмо Минфина России от 16.02.2017 № 02-07-07/8786 установило совершенно иной порядок отображения по профилактики травматизма за счет ФСС. Оно носит обязательный характер.

В прошлом году мы проводили профилактику за счет ФСС либо передвижкой кассовых расходов, либо исправительными проводками, когда ФСС эти расходы засчитывал. В соответствии с этим письмом и внесенными изменениями в бюджетную классификацию принцип будет другой. Начисляем взносы ФСС, отражаем расходы, производим расходы на охрану труда, например, приобретем спецодежду. Затем предъявим требования к фонду ФСС по зачету этих средств на охрану труда. Таким образом будем начислять доход. Т.е. мы предъявляем требования. Затем отражаем эти начисления, как начисленные доходы, и делаем зачет в ФСС. В результате произведенных действий появляется внекассовая операция.

В письме указаны проводки и весь механизм. Изучив письмо, мы видим совершенно иной подход: во всех проводках присутствует КВР119, даже для приобретения услуг. Это означает что в плане должны быть отображены расходы и доходы. Обратите внимание, что начисление рекомендуется проводить через счет 209.30.

25 363 просмотра

Любое оборудование имеет свой срок эксплуатации, после которого его необходимо списать. Чтобы сделать это правильно, нужно действовать в определенном порядке, регламентированном законом. Как провести списание основных средств в 2017 году рассмотрим в статье.

Любой бухгалтер, непосредственно занимающийся приемкой, начислением амортизации и списанием основных средств, должен четко знать порядок действий и необходимый список документов. В противном случае у налоговой службы могут возникнуть вопросы относительно правомерности списания, отсутствия обязательных документов.

Прежде чем проводить списание основных средств на предприятии, необходимо изучить приказ Минфина РФ №33н от 20 июля 1998 года. Он содержит в себе информацию об обязательных мероприятиях и документах, регламентирует порядок учета ОС.

Списание основных средств: документальное оформление

Списание ОС кажется делом обычным и простым, но на деле предприятию необходимо составить ряд бумаг, которые бы подтверждали правомерность выбытия основных средств.

Выбытию предшествует оформление приказа о создании специальной комиссии, которой поручается провести списание основных средств (документальное оформление образования такой комиссии строго обязательно). В состав ее включаются следующие лица:

  • главный бухгалтер компании;
  • технические специалисты;
  • МОЛ, за которыми закреплены основные средства, подлежащие выбытию.

Обязанности и функции комиссии по списанию ОС

В ходе создания комиссии определяются их полномочия. Методические указания предусматривают включение в этот список следующего функционала:

  • Комиссия проводит осмотр списываемого объекта. Она же занимается составлением всей документации, связанной со списанием. Сюда входят не только технические и коммерческие, но и бухгалтерские документы.
  • Устанавливают причину списания, а также невозможность использования объекта ОС для последующего использования, восстановления или продажи.
  • Определяют круг виновных лиц, если ОС пришло в негодность ранее установленного срока службы, было повреждено или частично испорчено. Комиссия в ходе разбирательства разрабатывает предложения по привлечению этих работников к возмещению ущерба.
  • Если некоторые части основного средства могут быть использованы в дальнейшей работе (например, в качестве запчасти для другого оборудования), то составляется список этих деталей, проводится их стоимостная оценка. В дальнейшем именно комиссия отвечает за демонтаж всех перечисленных деталей.
  • Заполнение актов по списанию, подписание всей необходимой документации.

По завершению осмотра объекта специальной комиссией составляется акт на списание. Форму этого документа утверждает руководитель организации. При желании можно использовать и унифицированные акты, утвержденные 21 января 2003 года после выхода постановления Госкомстата РФ №7. Если предприятие самостоятельно разрабатывает формы актов, то они обязательно должны соответствовать требованиям, отображенным в федеральном законе №402-ФЗ от 6 декабря 2011 года.

Формы актов на списание основных средств

В ходе работы комиссии могут быть составлены акты следующих форм:

  • ОС-4 применяется для списания одного объекта, не являющегося транспортным средством;
  • ОС-4а – заполняется в случае выбытия транспортных средств;
  • ОС-4б – он необходим для списания сразу нескольких основных средств, не относящихся к автотранспорту.

При передаче основного средства иным организациям используется акт приемки-передачи. Именно он является обоснованием для проведения списания в этом случае.

Обязательные реквизиты актов о списании

Главным документом, подтверждающим работу комиссии, является акт о списании. В нем в обязательном порядке указываются следующие сведения о списываемом объекте основных средств:

  • когда был произведен или возведен;
  • когда и по какой стоимости приняли на баланс предприятия;
  • срок эксплуатации;
  • общий размер начисленной амортизации;
  • почему списывается;
  • его качественные характеристики.

Особенности составления акта о списании

После составления акт подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем организации. Только после этого в инвентарную карточку объекта проставляется информация о его выбытии. Этим занимается главный или другой уполномоченный бухгалтер. Инвентарная карточка должна храниться на предприятии после выбытия объекта еще в течение 5 лет.

Все бухгалтерские записи делаются на основании акта о списании. Документ составляется обязательно в двух экземплярах. Их передают следующим лицам:

  • ответственному бухгалтеру;
  • МОЛ данного объекта (только при наличии акта возможна сдача запчастей объекта на склад).

Согласно методическим указаниям, при списании объекта основных средств организация обязательно должна составить соответствующий акт. Какие-то дополнительные документы составлять в соответствии с законодательством не требуется. Например, приказ на списание основных средств, образец которого поможет составить бумагу правильно, обязательным не является.

Но иногда налоговые органы могут запросить его при проверке предприятия. Такое возможно, если во время процедуры списания появились связанные с ней расходы. Иногда приказ нужен, чтобы указать его в качестве основания для составления акта о списании.

Письмо Минфина РФ №03-03-06/1/454 от 9 июля 2009 года тоже дает понять, что приказ на списание во избежание путаницы лучше составлять. Но ни в одном законодательном акте не указано, как должен выглядеть такой документ, поэтому составлять его можно в произвольной форме.

Кроме стандартных реквизитов (номер и дата составления приказа, наименование организации, город) в тексте приказа должно быть:

  • инвентарный номер объекта;
  • причина списания;
  • срок ликвидации (если она подразумевается);
  • основание для составления приказа;
  • поручение бухгалтеру, МОЛ, кладовщикам или другим ответственным лицам.

Все лица, получающие указания в соответствии с приказом, должны проставить подпись, свидетельствующую об их ознакомлении с документом. Обязательно подписывает приказ и руководитель предприятия.

Списание основных средств: проводки

Списание основных средств подразумевает внесение изменений в баланс предприятия. Ответственный бухгалтер, зная причины, делает соответствующие записи. Из-за того, по какой причине происходит списание основных средств, проводки могут использоваться разные.

Списание основных средств, негодных для использования

Если организация проводит списание из-за износа объекта, то необходимо использовать следующие проводки:

  • Д01 (используется специальный субсчет по выбытию ОС) – К01 – для списания изначальной стоимости;
  • Д02 – К01 (субсчет) – производится списание амортизации;
  • Д91 – К01 (по субсчету) – списание оставшейся (не амортизированной) стоимости объекта.

Продажа ОС

Если же предприятие решило продать основное средство другой организации, то применяются такие проводки:

  • Д01 (субсчет) – К01 – списание изначальной стоимости;
  • Д02 – К01 (субсчет) – списывается амортизация;
  • Д91 – К01 (субсчет) – списываются остатки от стоимости объекта.

В этом случае остаточная стоимость отображается в составе прочих доходов. Дополнительно отображается выручка в соответствии с проводкой Д62 – К91. Необходимо отразить и размер начисленного НДС проводкой Д91 – К68.

Использование ОС в качестве вклада в УК

Речь идет о ситуации, когда основное средство передают другой организации в качестве вложения. Впоследствии изначальный владелец объекта будет получать дивиденды. Списание первоначальной стоимости и амортизации проходит так же, как и в двух предыдущих случаях, а вот саму передачу отображают следующей проводкой: Д58 – К01 (субсчет).

Существует и несколько других специфичных ситуаций, требующих использования особых проводок в бухучете предприятия.

Причины списания основных средств: примеры и термины

Акт на списание, приказ о списании – оба эти документа требуют указывать причины списания основных средств (примеры, термины помогут разобраться с возможными ситуациями).

В приказе Минфина РФ № 26н от 30 марта 2001 года сказано, что если основное средство выбывает из основного фонда организации или не может принести доход организации, то его стоимость необходимо списать.

Приказ Минфина РФ №91н от 13 октября 2003 года в качестве обоснования для выбытия основных средств указывает, что объект не используют на постоянной основе в производственных или управленческих целях.

Если же рассматривать списание основных средств более глобально, то можно выделить следующие причины:

  • организация продала ОС;
  • объект был передан другой организации на безвозмездной основе;
  • основное средство поменяли на другое;
  • из-за физического или морального износа;
  • порча (частичная или полная) вследствие ЧС;
  • ОС используется в качестве вклада в УК;
  • объект был украден, утерян или испорчен, что было установлено только вследствие проведения инвентаризации на предприятии.

Износ основного средства

Любое основное средство (за редким исключением) теряет свои качественные характеристики, выходит из строя. Использование такого оборудования со временем становится невыгодным для предприятия. Различают следующие разновидности износа:

  • Физический износ. Это материальный износ используемых основных средств, вследствие которого его свойства и эксплуатационные характеристики ухудшаются.
  • Моральный износ. Подразумевает обесценивание ОС из-за появления более технологичных и современных аналогов, что приводит к снижению затрат на производство в случае их использования. Этот вид износа не всегда возможно спрогнозировать, так как он зависит от скорости технического прогресса. Иногда оборудование морально устаревает уже через несколько лет, а иногда его использование актуально и через десятилетия. Этот параметр во многом зависит от того, в какой отрасли используется конкретное основное средство.

Физический износ может совпадать со сроком эксплуатации. Тогда все затраты на его приобретение будут полностью амортизированы. Если же изнашивание объекта произошло раньше установленного срока, то часть стоимости нужно будет учитывать при списании.

Другие причины списания ОС

Износ – не единственная причина для списания объектов ОС. Например, его могут просто продать другой компании. В этом случае составляется не акт о списании, а акт приема-передачи. Если ОС используют для внесения взноса в УК другой компании, то тоже используется акт приема-передачи, в этом случае стоимость объектов относится не на расходы, а признаются финансовыми вложениями.

Организация может потерять основные средства в результате их хищения или кражи. Тогда дальнейшие действия зависят от того, возможно ли установить ответственное лицо, является ли оно работником организации.

Причин для списания основных средств много, каждая из них имеет определенный регламент дальнейших процедур, требует отнесения понесенных расходов на определенные счета, а, следовательно, и составления соответствующих проводок.

Списание основных средств из-за его непригодности для дальнейшего использования не проводится без использования соответствующего документального подтверждения. Для наличия доказательств составляются следующие документы:

  • акты о списании (в них содержится информация, подтверждающая, что объект ОС списывается);
  • дефектные ведомости (они нужны для указания причин и аргументов, свидетельствующих о невозможности использовании объекта предприятием).

Для чего нужна дефектная ведомость?

Причин, по которым используется дефектная ведомость на списание основных средств (образец поможет правильно внести всю необходимую информацию), может быть несколько:

  • объясняет, почему нужно списать объект ОС, подходя к вопросу его использования с экономической точки зрения;
  • использование информации из нее позволяет проанализировать причины выхода из строя списываемого оборудования (это позволяет устранить выявленные причины, чтобы в дальнейшем избежать порчи оборудования и необходимости его списания раньше установленного срока эксплуатации);
  • является доказательством обоснованности списания объектов ОС с экспертной точки зрения (такой документ может быть затребован акционерами компании, ее инвесторами или другими заинтересованными лицами, чтобы убедиться в правомерности списания).

Обязательные реквизиты дефектной ведомости

Важнейшей частью дефектной ведомости является указание фактов, ввиду которых использовать основное средство на предприятии нельзя, а его списание нужно провести как можно быстрее. Чтобы вся обязательная информация была отображена в документе, необходимо составлять его в соответствии с определенной структурой.

Правильно составленная дефектная ведомость должна содержать в себе следующие данные:

  • название организации (прописывается полное наименование);
  • структурное подразделение, за которым закреплено основное средство, подлежащее списанию;
  • состав комиссии, проводившей экспертизу объекта списания (вносится информация обо всех технических специалистах);
  • вносится запись о невозможности дальнейшего использования основного средства;
  • информация обо всех исследуемых объектах (по каждому прописывают заводской и инвентарный номер, дополнительно вписывается стоимость ОС и ранее установленный плановый срок его использования);
  • информация об обнаруженных дефектах и установленных неисправностях по каждому объекту;
  • заключение комиссии о необходимости списания объектов ввиду нецелесообразности их дальнейшего ремонта или продажи из-за наличия серьезных неисправностей.

После составления документа его должны подписать все члены комиссии.

Образец дефектной ведомости

Заключение

Списание основных средств имеет немало нюансов и сложностей, которые необходимо изучить еще до начала процедуры ликвидации объектов ОС. Зная порядок проведения списания в соответствии с конкретными причинами, составления проводок и необходимых документов, организация сможет правильно провести списание, а в случае проверки налоговой службой сможет предоставить все бумаги, подтверждающие законность и обоснованность совершенных действий.

В бухгалтерском учете объекты недвижимости рассматриваются как основные средства, поэтому общие правила учета ОС применимы и к ним. Однако здесь есть свои особенности, которые во многом они зависят от типа объекта и его назначения. О том, в чем именно заключаются эти особенности, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет » компании СКБ Контур.

Как определить объект основного средства

В случае со зданиями, строениями, сооружениями и помещениями правильно определить инвентарный объект бывает непросто. И здесь важно ориентироваться на несколько правил:

  • инвентарная единица — это отдельно стоящее здание или целый комплекс построек, возведенных на едином фундаменте, которые выполняют одну или несколько общих функций;
  • примыкающие здания с разными функциями — это разные объекты;
  • если вспомогательные строения обеспечивают эксплуатацию основного здания, они считаются его частью;
  • всевозможные надворные постройки, заборы и иные сооружения, которые обеспечивают работу нескольких зданий или имеют самостоятельное назначение (гараж, летняя кухня), учитываются как отдельные объекты.

Например, отдельно стоящая баня — это строение с самостоятельным назначением, отдельный объект учета. А вот помещение для хозяйственного инвентаря сотрудников учреждения является вспомогательным, обеспечивает эксплуатацию конкретного здания, поэтому бухучет не выделяет его как самостоятельное помещение.

Каждому вновь поступившему объекту бухгалтер присваивает индивидуальный инвентарный номер. Он сохраняется на протяжении всего срока эксплуатации здания/помещения данным учреждением. Структуру номеров, логику их присвоения объектам учреждение вправе придумать самостоятельно.

Группы объектов недвижимости по их назначению определяет Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). Предназначенные для проживания человека здания/помещения разных типов считаются жилыми. Нежилые объекты — это административные, промышленные, обслуживающие здания, в том числе гаражи и складские помещения. В этом бюджетный учет ничем не отличается от учета в коммерческих предприятиях.

Какой ОКОФ применять

Опираясь на ОКОФ, бухгалтер определяет срок полезного использования объекта и рассчитывает ежемесячную амортизацию. В 2017 году Минфин России серьезно изменил структуру классификатора (письмо от 27.12.16 № 02-07-08/78243), некоторые позиции ведомство удалило вовсе или заменило обобщающими понятиями. Изменился и вид кодировки основных средств. Прежний код состоял из 9 цифр вида ХХ ХХХХХХХ, например:

11 0000000 Здания (кроме жилых):

  • 11 0001000 Здания, кроме жилых, не включенные в другие группировки
  • 11 4521000 Здания топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий

Новые коды имеют иную структуру — ХХХ.ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ. Для сравнения приведем классификацию некоторых зданий по новому ОКОФ:

Пятая группа (имущество со сроком полезного использования от 7 до 10 лет включительно)

Новый ОКОФ применяется только для зданий, сооружений и помещений, которые введены в эксплуатацию и поставлены на учет после 1 января 2017 года. Пересматривать группы ранее полученного имущества не надо, для них сохраняется прежняя классификация.

Ключевые принципы учета

Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н уточняет, как формировать номера счетов по основным средствам. Для синтетического учета в Плане счетов бюджетного учета выделен счет 010100000 «Основные средства» и два субсчета:

Любое движение основных средств: поступление, внутреннее перемещение, перестройка, списание и пр. — учреждение оформляет типовыми первичными формами (о них см. ниже), в том числе специальными, предназначенными только для зданий и сооружений (приказ Минфина РФ от 30.03.15 № 52Н). Документы составляются в двух экземплярах, один из которых оставляет у себя МОЛ, а второй забирает бухгалтерия.

Как принять здание к учету

Учреждения, как правило, не являются собственниками имущества, а только распоряжаются им на правах оперативного управления в соответствии с назначением имущества, целями своей деятельности и заданиями собственника, то есть учредителя.

Инструкция № 157н диктует строгое правило: объекты недвижимости принимать и снимать с учета можно только на основании первичных форм с обязательным приложением регистрационных документов (свидетельства о регистрации права собственности или права оперативного управления (выписка из ЕГРП). А значит, принимая здание или помещение к учету, руководитель учреждения и бухгалтер прежде всего уточняют условия передачи имущества (аренда, хранение и пр.). Эти условия должны быть где-то зафиксированы: в отдельном письме или в акте приема-передачи собственник указывает, что до регистрации права оперативного управления недвижимость переходит в безвозмездное пользование учреждению. Когда статус объекта уже уточнен, бухгалтерия может применять соответствующую норму Инструкции № 157н.

Если учреждение планирует использовать имущество до того, как зарегистрирует свое право на оперативное управление, оно составляет договор безвозмездного пользования и ставит объект на учет на забалансовый счет 01 (п. 333 Инструкции № 157н).

Организации госсектора, принимающие недвижимость, должны помнить, что ни один из объектов не может числиться в балансовом учете двух учреждений.

Дебет

Кредит

До государственной регистрации объекта недвижимости

Подписан акт приема-передачи на основании распорядительного акта собственника

Отражены расходы на коммунальные услуги

После государственной регистрации объекта недвижимости

С забалансового учета списан объект на основании государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Основное средство принято к учету по факту государственной регистрации прав на недвижимое имущество:

на сумму балансовой стоимости

на сумму начисленной амортизации

При поступлении объектов недвижимости руководитель или уполномоченный им сотрудник подписывает форму 0306030 «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», к которой присоединяются документы о государственной регистрации прав. Если речь идет о перемещении объекта от одного материально ответственного лица другому в рамках одно и того же учреждения — форму 0306032 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств».

Для бухгалтерии акт приема-передачи вместе с технической документацией на объект — основание составить инвентарную карточку или внести запись об изменениях в уже имеющуюся. Бухгалтер оформляет инвентарные карточки на каждый из инвентарных номеров и регистрирует их в специальной описи.

Как в бухучете отразить модернизацию

Балансовая стоимость основных средств складывается из их первоначальной стоимости и затрат на производимые изменения, что особенно актуально для зданий, сооружений и помещений, которые часто реконструируются, достраиваются и пр. Эти изменения увеличивают первоначальную стоимость объекта, если в результате произведенных операций улучшаются основные нормативные показатели: эффективность использования, срок эксплуатации и пр. Балансовая стоимость поменяется и в случае переоценки объектов (приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н).

Разницу в балансовой стоимости, изменение первоначальной стоимости и технических характеристик ОС бухгалтеру следует отразить в той же форме 0306002 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств».

Как списать здание

В число наиболее частых причин для списания зданий и помещений входят:

  • моральный и физический износ объекта, нецелесообразность дальнейшей эксплуатации и/или неэффективность его восстановления;
  • передача объекта недвижимости другому учреждению, органу государственной власти или местного самоуправления;
  • ликвидация объекта в результате аварии, во время стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.

Все случаи выбытия/списания объектов перечислены в п. 51 Инструкции № 157н.

Вместе со стоимостью имущества с балансового учета списывается и сумма начисленной амортизации. Сделать это можно только на основании решения собственника объекта и акта, заверенного руководителем учреждения. До окончания всех мероприятий по ликвидации/списанию объекта недвижимости бухгалтерия не может производить какие-либо операции.

Как отразить выбытие таких основных средств в бухучете, зависит от основания списания и типа учреждения. Казенные учреждения опираются на Инструкцию № 162н, бюджетные учреждения — на Инструкцию № 174н, автономные — на Инструкцию № 183н.

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Продажа, недостача, хищение, физический и моральный износ

1 104 1х 410
1 401 10 172

0 104 1х 410
0 401 10 172

0 104 1х 000
0 401 10 172

Уничтожение, разрушение, приведение в негодность вследствие стихийных бедствий

1 104 1х 410
1 401 20 273

0 104 1х 410
0 401 20 273

0 104 1х 000
0 401 20 273

Пример. Наводнение разрушило секцию здания МКУ «Петровская библиотека», учредитель принял решение списать пришедшее в негодность здание. Балансовая стоимость ОС — 3 200 000 рублей, сумма амортизации к моменту разрушения — 1 300 000 рублей.

Хозяйственные операции по списанию объекта:

При выбытии основных средств бухгалтер заполняет один из документов:

  • форму 0306003 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»;
  • форму 0306033 «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)».

Что проверяет инвентаризационная комиссия

Одна из важных составляющих учета зданий и помещений — своевременная инвентаризация. Порядок проведения подробно изложен в законе «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ , методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина от 13.06.1995 № 49) и других нормативных актах.

Специально созданная руководителем учреждения комиссия осматривает объекты и заносит полученные данные по их наличию и состоянию в инвентаризационные описи. Комиссия также проверяет, в каком объеме представлена техническая документация на объект, правильно ли ведутся инвентарные карточки, описи и книги, законно ли учреждение использует недвижимость.

Руководителю учреждения и бухгалтеру следует отнестись к инвентаризации зданий сооружений и помещений внимательно. Впрочем, этот совет касается и остальных этапов работы с недвижимостью, ведь она составляет значительную долю в активах учреждений. Ошибки в учете, некорректное начисление амортизации может повлечь нарушения в финансовой отчетности и привести к серьезным штрафам со стороны контролирующих органов.

Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2010 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — .

Рассмотрим учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 и 2018 году для начинающих.

Признаки отнесения объекта к основным средствам в бюджетных учреждениях:

  • его использование в процессе деятельности организации для управленческих нужд, в ходе выполнения работ либо оказания услуг;
  • срок полезного использования такого объекта – свыше 12 месяцев.

Минимальный размер стоимости для объектов основных средств бюджетных организаций не установлен.

Рис. 1. Классификация основных средств бюджетных организаций.

Проводки:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
110631310 130231730 Получение оборудования 236000,00 Акт приема-передачи ф.№ ОС-1 бюдж.
110631310 130222730 Отражение затрат по доставке оборудования 11800,00 Договор на оказание транспортных услуг
110434310 110631410 Ввод оборудования в эксплуатацию 247800,00 Инвентарная карточка ф.№ ОС-6 бюдж.

Типовые проводки по отражению амортизации основных средств в бюджете

Амортизация в бюджетных учреждениях учитывается на счете 010400000. В зависимости от стоимости объектов она начисляется следующим образом:

  • объекты стоимостью 3000 руб. и менее, за исключением нематериальных активов и библиотечного фонда, не подлежат амортизации и сразу списываются на затраты с момента введения в эксплуатацию;
  • на объекты стоимостью более 3000 руб. и до 40000 руб. включительно начисляется амортизация в размере 100% с момента оформления на учет объекта недвижимого имущества или ввода в эксплуатацию объекта движимого имущества;
  • на объекты стоимостью свыше 40000 руб. – на основе установленных норм амортизации.

В третьем случае суммы рассчитываются линейным методом исходя из величины балансовой стоимости объекта, а также нормативного срока его полезного использования.

Начисление амортизации (10%, или 2478 руб.) на поступившее в приведенном примере оборудование будет отображаться проводкой:

Списание основных средств в бюджетных организациях

Основные средства списываются с баланса бюджетного предприятия по причине:

  • прихода в негодность из-за физического либо морального износа, стихийных бедствий, аварий и пр.;
  • хищений и недостач;
  • реализации на сторону.

Пример 2. Списывается оборудование первоначальной стоимостью 80000 руб. при сумме начисленной амортизации в 75000 руб. Оприходованы запчасти на сумму 3000 руб.

Списание основных средств в бюджетных учреждениях 2017-2018 годов - хозяйственная операция, имеющая некоторые тонкости. Ее проведение требует от бюджетного учреждения (БУ) внимательного документального оформления и соблюдения прочих законодательно установленных правил, о которых будет рассказано в данной статье.

Виды имущества бюджетного учреждения

Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.

Правила распоряжения имуществом

Любое недвижимое имущество

Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ

Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход

  • передача имущества в виде вклада в уставный капитал других некоммерческих организаций, когда нужно согласие собственника (п. 4 ст. 24 закона № 7-ФЗ);
  • крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ), которые совершаются с одобрения, полученного заранее от учредителя

Прочее движимое имущество

Особо ценное имущество - это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 -2018 годах

Списание ОС может происходить по следующим причинам:

  • ОС потеряло свои свойства полностью или частично и не может функционировать должным образом,
  • ОС больше не находится в пользовании из-за его уничтожения или утраты.

Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:

  • нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
  • транспортного средства (форма по ОКУД 0504105);
  • мягкого и хозяйственного инвентаря (форма по ОКУД 0504143);
  • исключенных объектов библиотечного фонда (форма по ОКУД 0504144).

Указанные формы утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Эти формы начали применяться БУ с 2015 года и продолжают использоваться в 2017-2018 годах.

Акт должен быть согласован с учредителем БУ, если это требуется законом. Далее руководитель БУ визирует акт, после чего совершаются действия по деинсталляции, разборке, ликвидации ОС, и только после этого списание отражается в бухучете на основании акта (п. 52 Единого плана счетов).

Список документов, которые должны быть подготовлены комиссией для одобрения выбытия ОС, зависит от того, кто является учредителем БУ, то есть собственником его имущества. Если БУ создано на базе имущества субъекта РФ или муниципального образования, то руководствоваться надо законодательными актами, принятыми соответствующим субъектом или муниципалитетом.

Если имущество БУ является федеральным, то правила устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, перед которым отвечает учреждение. Общим документом для БУ, управляющих федеральным имуществом, является положение «Об особенностях списания федерального имущества», утвержденное постановлением РФ от 14.10.2010 № 834, а также Порядок представления документов для согласования списания федерального имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития и Минфином РФ от 10.03.2011 № 96/30н.

Бухгалтерский учет списания ОС

Бухгалтерские проводки по выбытию основных средств приведены в п. 10 раздела «Нефинансовые активы» Инструкции по применению бюджетного плана счетов, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Приведем основные записи:

Акт на списание основных средств — образец заполнения

Акт списания основных средств — образец заполнения и бланк можно скачать на нашем сайте — отражает процесс снятия ОС с учета в организации. В этой статье вы ознакомитесь с примерами правильного заполнения акта.

Для чего нужен акт о списании объекта основных средств

Акт списания основных средств - первичный документ, детализировано фиксирующий процесс выбытия ОС.

На основе информации, представленной в акте, производятся следующие действия:

  • вносятся записи в инвентарную карточку списываемого ОС;
  • в бухучете формируются проводки:
    • по списанию ОС;
    • отражению связанных с выбытием ОС расходов;
    • оприходованию МПЗ, оставшихся от выбывшего ОС;
    • отражаются внереализационные доходы (расходы) в налоговом учете (п. 13 ст. 250 НК РФ, подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Существуют унифицированные формы таких актов (утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7). Различаются они сферой применения:

  • ОС-4 – для ОС, кроме автотранспорта и группы ОС;
  • ОС-4а – для автотранспорта;
  • ОС-4б – для группы ОС.

Об основных правилах отражения информации о списываемых ОС в формах ОС-4, ОС-4а, ОС-4б читайте в статьях:

Для формирования акта списания основных средств организации вправе применять бланки собственной разработки с указанием всех требуемых сведений (пп. 2–4 ст. 9 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402–ФЗ).

О том, как правильно составить на акт о списании основных средств образец заполнения, расскажем в дальнейших примерах.

Образцы акта и заключения комиссии по списанию основных средств

Акт списания основных средств, по сути, представляет собой заключение компетентной комиссии о возможности списания одного или нескольких объектов. На бланке акта при этом сначала указывается информация об объекте и сведения о событиях, предшествующих списанию. Приведем пример.

По результатам осмотра сооружения для хранения инвентаря, принадлежащего подразделению «Склад» ООО «Мир производства» и числящегося на его учете в составе ОС, выявлена его непригодность для дальнейшего применения по причине физического износа и составлен дефектный акт на списание ОС от 20.06.2018 № 3.

Приказом исполнительного директора ООО «Мир производства» О. М. Митина от 21.06.2018 № 26 вынесено решение о демонтаже сооружения.

Сведения из инвентарной карточки деревянного сооружения:

  1. Сотрудник, отвечающий за его сохранность, - комендант А. А. Головлев (учетный номер - 000165).
  2. Инвентарный номер - 0001596СК.
  3. Дата выпуска (постройки) - 20.07.2003.
  4. Дата начала эксплуатирования - 21.07.2003.
  5. Срок полезного использования - 168 мес.
  6. Фактический срок эксплуатации — 131 мес.
  7. Период эксплуатации - с 24.07.2007 до 21.06.2018 (131 мес.).
  8. Первоначальная стоимость - 364 268 руб.
  9. Сумма списанной амортизации - 284 042 руб.
  10. Остаточная стоимость - 80 226 руб. (364 268 – 284 042).

Демонтаж сооружения проводился штатным рабочим, труд которого оплачивался по соглашению от 21.06.2018 № 1 к трудовому договору. Затраты на оплату труда составили 10 640 руб. (в т. ч. страховые выплаты 2 455 руб.). Сооружение разобрано за 1 день (22.06.2018).

После разборки сооружения доски (50 шт.) рыночной стоимостью 120 руб./шт. оставили для хознужд.

Укрепляющие металлические конструкции (5 шт.) стоимостью 1 130 руб./шт. оставили для продажи в качестве металлолома.

По итогам демонтажа сооружения составлен акт на списание ОС от 25.06.2018 № 4 (утвержден директором 29.06.2018).

Заполненный образец акта списания основных средств смотрите ниже:

Пример заполнения акта на списание автотранспорта

После осмотра пострадавшего в аварии легкового автомобиля, закрепленного за подразделением «Офис» ООО «Мир производства», комиссия вынесла решение о финансовой нецелесообразности восстановления (дефектный акт от 24.04.2018 № 2).

Приказом директора от 25.04.2018 № 14 принято решение о разборке автомобиля, продаже металлолома и оприходовании рабочих деталей на склад.

Автомобиль передан на разборку организации-подрядчику. Детали, находящиеся в рабочем состоянии, оприходованы в качестве запчастей. Металлолом передан на склад для продажи.

Акт на списание автомобиля от 27.04.2018 № 3 заполнен на основании:

  • инвентарной карточки по учету автомобиля;
  • дефектного акта от 24.04.2018 № 2;
  • свидетельства о снятии с учета в ГИБДД;
  • акта оказанных услуг подрядчиком от 27.04.2018 № 145;
  • акта на оприходование материалов от разборки автомобиля от 27.04.2018 № 1 (форма № М-35).

Заполненный образец акта представлен ниже:

Пример заполнения акта на списание групп ОС

Инвентаризационной комиссией 30.03.2018 в подразделении «Офис» ООО «Мир производства» обнаружены неиспользуемые в деятельности принтеры (заменены новыми МФУ с высокой производительностью).

Приказом директора от 02.04.2018 № 5 постановлено продать обнаруженные принтеры.

Акт о списании основных средств (группы принтеров) от 05.04.2018 № 2 составлен на основании:

  • инвентарных карточек по принтерам;
  • акта инвентаризации от 30.03.2018;
  • акта купли-продажи принтеров от 05.04.2018 № 12.

Заполненный образец акта выложен ниже:

Акт о списании основных средств заполняется на основе сведений из приказа руководителя и первичных документов по учету ОС. Признак правильно заполненного акта - возможность на основе отображенной в нем информации детально отследить весь процесс по выбытию ОС из учета организации.

Как списать основные средства бюджетного учреждения

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет никакого смысла. Следовательно, такие объекты необходимо списать. Однако не все нефинансовые активы бюджетного учреждения можно снять с бухучета по стандартному порядку списания основных средств. При этом на некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. Согласно п. 9 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Любые здания, сооружения, помещения и прочее

Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимо

Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий

Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника

Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности

БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ

Исключения, в которых требуется согласие учредителя:

  • передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
  • крупные сделки, согласно п. 13, ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ

Как списать основные средства с баланса

Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна.

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

При списании основных средств документальное оформление выглядит так:

  1. Утверждается протокол заседания постоянной комиссии, в котором определяются ключевые моменты выбытия основных фондов с учета.
  2. На основании протокола руководитель создает отдельное распоряжение - приказ об операции с основными средствами.
  3. Оформляется акт о списании ОС с бухгалтерского учета. Форма акта по ОКУД 0504104 для ОС, кроме транспорта, и 0504105 - для снятия с учета транспорта. В организации могут быть разработаны и утверждены собственные бланки актов.

При списании особо ценного или недвижимого имущества требуется получить согласие учредителя. Чтобы собственник принял решение, помимо заключения комиссии, необходимо собрать полный пакет документов, который подтверждает материальный или физический износ (утрату) объекта. Исчерпывающий перечень подтверждающей документации устанавливает учредитель.

Порядок списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2018 году

Сегодня в отчетности необходимо внимательно относиться к отражению именно основных средств. Так как налоговые органы, иные контролирующие организации внимательно проверяют именно данный раздел отчетности.

При возникновении определенных условия основные средства должны быть списаны соответствующим образом. Данная процедура также имеет свои нюансы, особенности.

При отсутствии соответствующего опыта со всеми нюансами нужно ознакомиться заранее. Так как наличие ошибок приведет к наложению штрафа, иным сложностям. Порядок списания основных средств отражается в действующих законодательных актах.

Важные аспекты

Постановление о списании основных средств в бюджетных учреждениях 2018 должно выполняться в точности. Законодательные акты, на основе которых осуществляются все процедуры с ОС, должны соблюдаться неукоснительно.

Существует специальная форма для списания подобного рода ОС. Нередко путем списания осуществляются различные коррупционные схемы. Так нелегально муниципальная собственность переводится в частную.

К основным вопросам, рассмотреть которые нужно заранее, стоит отнести следующие:

  • что это такое?
  • с какой целью проводится?
  • законодательная база.

Что это такое?

Форма списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2018 году устанавливается стандартная. Она является общей для бюджетных и других учреждений.

Непосредственно под процедурой списания подразумевается снятие ОС с учета. Причины тому должны никоим образом не зависеть от воли руководителя предприятия, быть непреодолимыми.

Списание осуществляется, если имеет место:

В некоторых случаях возможно осуществлять списание основных средств по иным основаниям.

Например, если имеет место:

  • продажа;
  • обмен на равное по стоимости имущество;
  • взнос – в уставной капитал.

При этом важно помнить, что списание и передача основных средств иному предприятию – разные процедуры. Имеются некоторые отличия в отражении соответствующих процедур.

С какой целью проводится

Списание основных средств и отражение данной процедуры позволяет одновременно решить большое количество задач.

К основным можно отнести:

Само же списание позволяет решить следующие задачи:

  • уменьшить расходы на содержание морально устаревшего имущества;
  • оптимизация производства;
  • увеличение доходности предприятия;
  • создание филиалов, дополнительных подразделений.

В некоторых случаях списание основных средств позволяет решить некоторые другие задачи.

Законодательная база

Все основные средства обязательно должны отражаться в соответствии с нормативными документами в бухгалтерской отчетности.

Основополагающим нормативно-правовым документом, в соответствии с которым осуществляется отражение основных средств, является Приказ Министерства финансов РФ №26н от 30.03.01 г. (оно устанавливает основные положения бухгалтерского учета), а также ПБУ 6/01.

В него входят следующие разделы:

Также существует внушительный список разнообразных приложений к основным документам. В них отражается перечень установленных стандартных форм, непосредственно связанных с отражением ОС в бухгалтерской отчетности.

В него входят обозначенные ниже основные подразделы:

В обозначенных выше документах представлены основные, наиболее существенные моменты, связанные с процедурой формирования отчетности по основным средствам.

Именно на основании данной отчетности проводится анализ эффективности их использования. Финансовые показатели организации, представляемые в специальной статистике, берутся именно оттуда.

Стоит заранее рассмотреть все особенности, нюансы. В случае несоответствия информации, представленной в статистических данных действительности возможны серьезные проблемы.

Так как обычно подобная информация используется для стратегического планирования. На основании неверных данных будут приняты неправильные решения. Что в совокупности приведет к убыткам. Величина их зависит от размера погрешности.

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях

Перечень правил списания основных средств достаточно обширен. В то же время соблюдение их не составляет труда. Важно лишь помнить о необходимости формирования перечня обязательных документов.

Как формируется акт о списании основного средства, читайте здесь.

Они устанавливаются за законодательном уровне. По возможности стоит со всеми ними заранее ознакомиться. При отсутствии соответствующего опыта оптимальным решением является рассмотрение примеров соответствующих форматов.

К основным вопросам, рассмотреть которые нужно будет заранее, можно отнести:

  • необходимые документы;
  • формирование приказа;
  • пошаговая инструкция;
  • отражение проводками.

Необходимые документы

В перечень документов, которые используются для реализации различных процедур, связанных с ОС, входит следующее:

Помимо установленных на законодательном уровне формат существуют также некоторые другие. Формат их в законодательстве не отражается. Но при этом их содержимое не должно нарушать действующих нормативных документов.

В перечень таковых входит:

Перечень различных документов достаточно обширен. Стоит избегать допущения в них различного рода ошибок. Это может привести к достаточно серьезным проблемам при проверке налоговыми органами.

Формирование приказа

В интернете не составит труда найти образец специального приказа для отражения процедуры списания ОС. Важно лишь использовать в качестве источника достоверные, хорошо себя зарекомендовавшие источники.

Так можно будет избежать различных проблем, нарушений. Сам приказ такого типа обязательно включает в себя следующие данные:

  • наименование приказа;
  • дата составления;
  • дата списания основных средств;
  • основания для списания основных средств;
  • документальное подтверждение необходимости списания ОС (например заключение комиссии);
  • формулировка подтверждения действия исполнительных органов предприятия: «Утверждаю прилагаемый перечень имущества для списания»;
  • подпись руководителя;
  • дата подписания.

Также по возможности стоит проставить на документе печать организации – но это не является обязательной процедурой. Допускаются некоторые отклонения от рассматриваемого типа алгоритма составления приказа.

Пошаговая инструкция

Сам алгоритм списания основных средств осуществляется согласно следующему алгоритму:

Сам акт списании основных средств должен включать в себя следующее:

  • год производства объекта, дата ввода его в эксплуатацию;
  • дата поступления объекта на предприятие;
  • стоимость объекта - первоначальная, переоцененная;
  • сумма, начисленная на износ объекта;
  • предполагаемый срок эксплуатации;
  • срок использования – фактический;
  • обозначаются проводки, имеющие отношение к ОС;
  • проведение ремонта ОС;
  • основания для проведения процедуры списания.

Если основные средства должны быть списаны по причине возникновения чрезвычайной ситуации, то необходимо будет обязательно прикрепить специальный акт. В нем отражается информация происшествии, самом стихийном бедствии.

После подготовки всех необходимых в таком случае документов необходимо будет обязательно отразить соответствующим образом все операции проводками. Они могут существенно отличаться в зависимости от типа основных средств, иных нюансов.

Отражение проводками

Если проведение процедуры списания основных средств выполняется по собственной инициативе (в случае необходимости ликвидации), то в бухгалтерской отчетности подобная процедура должна отражаться следующим образом:

Акт о списание основных средств в бюджетных учреждениях

СПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕПРОИЗВЕДЕННЫХ АКТИВОВ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Бюджетные учреждения, как и иные экономические субъекты, осуществляя свою деятельность, используют основные средства, нематериальные и непроизведенные активы. Стоимость выбывающих по определенным причинам активов подлежит списанию с бухгалтерского учета.
В предлагаемой читателям статье мы расскажем о том, в каких случаях можно вести речь о выбытии основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, как документально оформить и отразить эти операции в учете бюджетного учреждения.

Для начала отметим, что правовое положение бюджетных учреждений регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
Статьей 32 Закона N 7-ФЗ определено, что некоммерческие организации, одной из форм которых являются бюджетные учреждения, обязаны вести бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Документом, устанавливающим единые требования к бухгалтерскому учету в Российской Федерации, является Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», сфера действия которого распространяется в том числе на некоммерческие организации.
К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта (пункт 1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 — 2019 г. утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2017 г. N 170н. Программой предусмотрена разработка и утверждение более чем двух десятков новых стандартов, а также внесение изменений в действующие нормативные правовые акты.
С 01.01.2018 г. вступили в действие пять федеральных стандартов. Поскольку не все предусмотренные Законом N 402-ФЗ федеральные и отраслевые стандарты утверждены, до их утверждения применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ, то есть до 01.01.2013 г., в частности:
— Приказ Минфина России от 01.12.2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н);
— Приказ Минфина России от 16.12.2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 174н).
Отметим, что названные документы должны применяться в части, не противоречащей утвержденным и введенным с 01.01.2018 г. федеральным стандартам бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

Одним из новых федеральных стандартов, вступивших в действие с 01.01.2018 г.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Списание основных средств в бюджетных учреждениях 2018

Статьи по теме

Основные средства списывают, когда они физически износились и морально устарели. Делайте это, если объект нельзя восстановить или дальше использовать его экономически невыгодно. В статье найдете списание основных средств в бюджетных учреждениях 2018, образец акта о списании, проводки и забалансовый учет.

Из статьи узнаете:

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2018 году

Если основное средство состоит из нескольких конструктивно сочлененных предметов, списывать его можно частично. Демонтируйте ту часть объекта, которую нельзя восстановить. Например, чтобы не сносить здание, можно разобрать его отдельный аварийный корпус.

Порядок списания основных средств в 2018 году (по этапам):

Шаг 1. Материально ответственное лицо сообщает руководству, что имущество нужно списать, например, служебной запиской.

Шаг 2. Руководитель создает ликвидационную комиссию, чтобы определить целесообразность использования объекта;

Шаг 3. Сторонняя организация проводит независимую техническую экспертизу.

Шаг 4. Комиссия составляет акт о списании основного средства или дает заключение, что списывать его нецелесообразно.

Шаг 5. Руководитель согласовывает списание с вышестоящими органами.

Шаг 6. Бухгалтер делает записи в учетных документах, что объект списали.

Таким образом списывают все основные средства учреждения. Например, так оформите списание огнетушителей в бюджетной организации, автотранспорта, автошин, оргтехники, картриджей и другой компьютерной техники.

Причины списания имущества

Основные средства списывают с учета, если:

  • имущество морально устарело или физически износилось;
  • случилась авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, и имущество нельзя восстановить;
  • обнаружили хищение или недостачу узлов и агрегатов, без которых имущество невозможно использовать, а менять их нецелесообразно;
  • выявили порчу имущества;
  • объект реконструируют или модернизируют, в результате чего часть имущества становится непригодной.

Обнаружить это комиссия может при очередной или внеплановой инвентаризации.

Списывайте и ликвидируйте только непригодное имущество. Объекты, которые используете, списывать не нужно. Даже 100-процентная амортизация не является основанием, чтобы списать имущество с учета. Поэтому продолжайте учитывать такое имущество по нулевой остаточной стоимости.

Об этом в пунктах 20, 51 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и письме ФНС России от 08.02.2010 № 3-3-05/128.

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!
Узнайте сейчас:
☑ Как снизить штраф за СЗВ-М без суда
☑ Когда выгоднее уйти в отпуск в 2018 году
☑ Шпаргалка. Как включать премии в расчет отпускных

Документы на списание

Чтобы подтвердить списание основного средства, может понадобиться независимая техэкспертиза или оценка. Например, если этого требует законодательство или члены комиссии не могут определить, что объект восстановить невозможно.

Результаты экспертизы оценщики оформят актом или заключением. Этот документ нужно подавать в вышестоящие ведомства, чтобы получить разрешение списать объект.

По региональному и местному имуществу техэкспертизаможет быть закреплена в нормативно-правовых актах субъектов РФ или местного самоуправления. Например, в Смоленской области ее также нужно проводить, если списывают объект незавершенного строительства, реконструкции, расширения или технического перевооружения. Об этом сказано в постановлении администрации Смоленской области от 25.10.2011 № 673.

Акт списания основных средств в бюджетных учреждениях

Если комиссия решила ликвидировать основное средство, она составляет акт о списании имущества на типовом бланке:

  • для транспортных средств (ф. 0504105);
  • мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);
  • литературы, которую исключили из библиотеки (ф. 0504144);
  • других основных средств, кроме транспортных (ф. 0504104).

Образец. Акт списания основного средства (транспорт)

Как проверить акт списания читайте в статье журнала Казенные учреждения.

В формах списания основных средств есть реквизит «заключение комиссии», в котором указывают причину, по которой списывают объект. То есть итог результатов осмотра.

Акт, который оформила комиссия, утверждает руководитель учреждения. По федеральному недвижимому или особо ценному движимому имуществу акт сначала согласовывают с учредителем, а потом подписывает руководитель. После этого можно проводить разукомплектование, демонтаж, разбор или утилизацию объекта. Делать это до того, как руководитель утвердит акт, нельзя.

Списание основных средств проводки Римский полководец потерпевший поражение в битве при мысе акций Римский полководец потерпевший поражение в битве при мысе акций ЗАДАНИЕ № 84 Решите кроссворд "Вспомним историю Древнего Рима". По горизонтали: 2. Поэт, автор поэмы "Энеида". 4. Ученый, […]

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!