Все для предпринимателя. Информационный портал

Показатель ресурсообеспеченности нефти на душу населения. Методическая разработка по географии (10 класс) на тему: Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира

Предварительный просмотр:

Практическая работа

(Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс).

Пояснительная записка

Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН.

Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности.

Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала.

Задачи , решаемые в ходе проведения практической работы:

  • обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме;
  • развивающая - способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности.
  • воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда.

В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность.

На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти.

В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов.

Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:

  • Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012.
  • В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
  • О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007
  • Интернет-ресурсы: www.priroda.su , www.rgo.ru

Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин.

Практическая работа

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

1 вариант

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Саудовская Аравия

35,8

Россия

Ирак

15,1

Страна

Лесопокрытая площадь, млн га

Россия

881,9

Бразилия

Австралия

Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади?

3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод.

Регион

Коммунальные нужды, %

Промышленность, %

Сельское хозяйство, %

Европа

15,2

52, 4

32, 4

Россия

17,0

54,0

22,0

Африка

84,1

Азия и Тихоокеанский регион

11,4

81,3

Северная Америка

13,3

48,0

38.7

Латинская Америка и Карибский регион

19,0

10.3

70,7

Практическая работа

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

2 вариант

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Россия

США

25,4

Бразилия

49,3

Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?

Страна

Площадь пашни, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Австралия

Канада

45,8

Бразилия

57,6

Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему?

3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему?

Выполнение практической работы

1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные:

Страна

Разведанные запасы,

млрд т

Добыча

млн т в год

Обеспеченность,

лет

Саудовская Аравия

35,8

81,36

Россия

57,14

Ирак

15,1

116,15

Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = .

В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод - ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления .

2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран (по данным Приложения учебника) и вычислить обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р = . Они получают следующие данные:

Страна

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Россия

881,9

142,9

Бразилия

186,1

Австралия

20,3

Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона.

3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий . В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира).

б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним - и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики.

Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения.


Природные ресурсы - компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления.

Потребность человека в различных видах природных ресурсов неодинакова. Например, без кислорода человек не может прожить и нескольких минут, в то время как без урана он обходился тысячелетиями.

Современная промышленность потребляет огромное количество сырья. Его стоимость в суммарных затратах на производство промышленной продукции составляет около 75 %.

Многие природные ресурсы (прежде всего: нефть, газ, уголь) постепенно оскудевают (это факт печальный). Но, во-первых, они ещё не только неисчерпаны, но и разведаны далеко не полностью. Во-вторых, добываемые природные ресурсы всё ещё используются малоэффективно. В-третьих, открытия в промышленной сфере ближайшего будущего предугадать трудно (новые конструкционные материалы и т.п.).

Существуют разные подходы к классификации природных ресурсов:

По происхождению выделяют:

1) минеральные;

2) водные;

3) ресурсы Мирового океана;

4) земельные;

5) биологические;

6) климатические;

7) космические ресурсы.

По исчерпаемости подразделяют на:

1) исчерпаемые:

а) возобновимые (биологические, земельные, водные);

б) невозобновимые (минеральные);

2) неисчерпаемые (климатические, энергия текущей воды, солнца, ветра).

По способу использования:

а) агроклиматические;

б) энергетические;

в) рекреационные и т.п.

Размещение природных ресурсов по планете неравномерно. Так, Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа, Андские страны - медных и полиметаллических руд, страны экваториальной Африки - ценной древесиной и т.д.

В мире есть несколько государств, имеющих практически все виды природных ресурсов. Это Россия, США и КНР (Китай).

Многие страны обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов: Габон - марганца, Кувейт - нефть и т.д.

Нет ни одной страны в мире, которая не обладала бы теми или иными ресурсами.

Наличие природных ресурсов может помочь в экономическом развитии стран, хотя возможности их использования есть не у всех. И наоборот, бедность природными ресурсами - это не показатель бедности страны (например, Япония).

Национальное богатство страны измеряется прежде всего людьми, их опытом и трудолюбием и т.д.

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчёта на душу населения.

Оценить обеспеченность страны определённым видом природных ресурсов можно двумя способами:

1) разделить размеры запасов данного ресурса на современный объём его добычи в год и в результате получить количество лет, на которые должно хватить данного ресурса;

2) разделить количество запасов данного ресурса на численность населения страны и узнать таким образом, какое количество этого ресурса приходится на душу населения.

Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность. Под ресурсообеспеченностью обычно понимают соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. Например, по расчетам ученых, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн. т. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить более, чем на 1000 лет. Однако, если учитывать запасы, доступные для извлечения, а также постоянный рост потребления, обеспеченность сократится в несколько раз. Другим примером, иллюстрирующим различия в ресурсообеспеченности, может служить характеристика душевой обеспеченности землями в разных странах мира. Так, при среднемировом его показателе 0,25 га на душу населения, он колеблется от 0,04 га в Японии до 3,00 га в Австралии.

В общем случае, существуют заметные различия в уровне и характере обеспеченности природными ресурсами различных стран. Так, Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа. Андские страны богаты медными и полиметаллическими рудами. Государства, располагающие большими массивами тропических лесов, обладают ресурсами ценной древесины. В мире есть несколько государств, имеющих практически все известные виды природных ресурсов. Это Россия, США и КНР. Высокообеспеченными, с точки зрения природных ресурсов, являются Индия, Бразилия, Австралия и некоторые другие страны. Многие государства обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов. Так, Габон выделяется запасами марганца, Кувейт -- нефти, Maрокко -- фосфоритов. Большое значение для каждой страны имеет комплексность имеющихся природных ресурсов. Например, для организации черной металлургии в отдельно взятой стране желательно располагать ресурсами не только железной руды, но и марганца, хромитов и коксующегося угля.

Большинство стран располагают некоторым набором природных ресурсов. Однако, встречаются государства с очень скудными их объемами. Но это не всегда обрекает эту страну на нищенское существование, и наоборот, обладая большим их числом и количеством, можно нерационально ими воспользоваться. Например. Япония, являясь высокоразвитой страной, имеет ограниченное количество минеральных ресурсов. В противоположность Японии можно привести примеры многих государств, обладающих богатейшими ресурсами, но не достигших больших успехов в социально-экономическом развитии.

Ресурсообеспеченность отдельных стран мира основными видами минерального сырья показана в таблице 1.

Таблица 1 - Ресурсообеспеченность некоторых стран мира основными видами минерального сырья.

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Добыча

(млрд. тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Германия

Саудовская Аравия

Бразилия

Австралия

Ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисляется по формуле:

Р = З/Д, где

Р - ресурсообеспеченность (в годах),

З - запасы,

Д - добыча;

По данным таблицы 1 можно сделать выводы о том, что большинство стран в достаточной степени обеспечены минеральными ресурсами. Однако многим странам разведанных и добывающихся запасов нефти может хватить ненадолго. Самыми большими запасами нефти обладают Россия, Китай и Саудовская Аравия. Необходимо отметить, что добыча нефти ведется во всех странах, кроме ЮАР.

Все указанные страны обладают большими запасами угля и железных руд, добыча угля не ведется только в Саудовской Аравии, где в силу природных причин их месторождения отсутствуют.


Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.
Сделать выводы
Подобный материал:
  • Урок №3 10 класс Тема: Виды природных ресурсов Земли. Минеральные ресурсы. Ресурсообеспеченность , 70.32kb.
  • За курс 9 класса билет , 42.57kb.
  • Классификация природных ресурсов , 88.14kb.
  • Направления интересов бизнес-сообщества республики беларусь, потенциально возможные , 17.01kb.
  • Промышленный комплекс. Агропромышленный комплекс. Строительный комплекс. Транспорт , 35.7kb.
  • Одными ресурсами, и Россия в их числе, в процессе перехода к рынку достигли меньших , 255.42kb.
  • Методические подходы к экономической оценке природно-ресурсного потенциала Красноярского , 2188.46kb.
  • Экономическая оценка природных ресурсов как фактор повышения инвестиционной привлекательности , 359.56kb.
  • Использование современных информационно-коммуникационных технологий при проведении , 62.15kb.
  • Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации города Новокузнецка , 2195.48kb.
Тема: ВИДЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ.

ОЦЕНКА РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТИ СТРАНЫ.

Цели и задачи: познакомить с понятиями «географ.среда», «ресурсообеспеченность» видами природных ресурсов и делением их на группы. Научить

Давать общую и сравнительную оценку обеспеченности мира и

Отдельных его регионов различными видами минеральных ресурсов,

Производить расчеты такой обеспеченности.

  1. Изучение нового материала.

Природные ресурсы – компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или м.б. использованы в качестве средств производства и предметов потребления. Природные ресурсы – категория историческая, связанная с изменением потребностей и возможностей общества, развитием науки и техники на разных исторических этапах.

Н-р, в эпоху НТР резко возросло значение руд цветных металлов и энергетических ресурсов.

По происхождению выделяют : минеральные, водные, ресурсы Мирового океана, земельные, биологические, климатические, космические.

По исчерпаемости

Исчерпаемые – возобновимые (биологические, земельные, водные);

невозобновимые (минеральные); частично возобновимые (почвенные);

неисчерпаемые – климатические, энергия текучей воды, солнца, ветра и т.п.

По способу использования : агроклиматические, энергетические, рекреационные и т.д.

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается запасами из расчета на душу населения или количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса при современных темпах добычи или использования.

Оценить обеспеченность страны определенным видом природных ресурсов можно двумя способами:

1) разделить размеры запасов данного ресурса на современный объем добычи в год и получить количество лет, на которые данного ресурса должно хватить.

2) разделить количество запасов данного ресурса на численность населения страны и узнать, какое количество данного ресурса приходится на душу населения. Сделать выводы.

Существуют заметные различия не только между странами, но и регионами. Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа, Андские страны – медных и полиметаллических руд. РФ, США и КНР – практически обладают всеми видами пр.ресурсов. Высокообеспеченными являются: Индия, Бразилия, Австралия. Многие страны обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов. Так, Габон выделяется запасами марганца, Кувейт – нефти, Марокко – фосфоритов.

  1. Закрепление.
  • что такое природные ресурсы, на какие группы они подразделяются?
  • Что называется ресурсообеспеченностью, в каких единицах она измеряется?
  • Какие природные ресурсы относятся к ресурсам Мирового океана? Какие из них используются наиболее интенсивно?
  • Приведите примеры стран с богатой ресурсной базой и с ограниченной ресурсной базой. Имеется ли связь между ресурсным потенциалом страны и уровнем ее развития? Обоснуйте свой ответ.

3. Выполнить практическую работу.

Практическая работа №1

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.


Страны

Запасы, млрд. тонн

Добыча, млн. тонн

годы

Вариант 1 (нефть)

Россия

Великобритания

Венесуэла

Саудовская Аравия


7,5

51,5

Вариант 2 (каменный уголь)

СНГ

Германия

Австралия


280

700

Сделать выводы о ресурсообеспеченности этих стран данным видом полезных ископаемых

3. Задание на дом: тема 2, параграф 2


Страны

Запасы, млрд. тонн

Добыча, млн. тонн

годы

Вариант 1 (нефть)

Россия

Великобритания

Венесуэла

Саудовская Аравия


7,5

51,5

14

Вариант 2 (каменный уголь)

СНГ

Германия

Австралия


280

700

400

ПОНЯТИЕ О РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТИ

Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами.

Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность.

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса (минеральные), либо его запасами из расчета на душу населения (лесные, водные и др.).

Конечно, на показатель ресурсеобеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но поскольку ресурсообеспеченность зависит и от масштабов их извлечения (потребления), это понятие является не природным, а социально-экономическим.

По расчетам ученых, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн. т условного топлива. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить более чем на 1000 лет! Однако если учитывать запасы, доступные для извлечения (в том числе с учетом их размещения), а также постоянный рост потребления, такая обеспеченность сократится в несколько раз.

Ясно, что в долговременной перспективе уровень обеспеченности зависит от того, к какому классу природных ресурсов относится тот или иной их вид - к исчерпаемым (невозобновимым и возобновимым) или к неисчерпаемым ресурсам.

Далеко не одинаковы запасы отдельных видов природных ресурсов в разных странах мира. Лишь несколько государств обладают практически всеми известными природными ресурсами - территориальными, минеральными, лесными, водными, земельными и т.д. Среди них - Россия, США, Китай. Несколько уступают им, но также высоко обеспечены ресурсами страны Бразилия, Индия, Австралия.

Многие государства мира обладают запасами мирового значения одного или нескольких видов ресурсов. Например, страны Ближнего и Среднего Востока выделяются значительными запасами нефти и газа; Чили, Заир, Замбия - запасами меди, Марокко и Науру славятся фосфоритами и т.д.

Задачи и тесты по теме "Понятие о ресурсообеспеченности"

  • Изучение Вселенной

    Уроков: 7 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Рельеф дна океанов - Литосфера - каменная оболочка Земли 5 класс

    Уроков: 5 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Хозяйственная деятельность населения мира - Население Земли 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Науки о природе - Введение 5 класс

    Уроков: 2 Заданий: 6 Тестов: 1

  • Звёздное небо - Земля во Вселенной 5 класс

    Уроков: 3 Заданий: 7 Тестов: 1

Ведущие идеи: географическая среда - необходимое условие жизни общества, развития и размещения населения и хозяйства, при этом в последнее время снижается влияние ресурсного фактора на уровень экономического развития страны, но возрастает значение рационального использования природных ресурсов и экологического фактора.

Основные понятия: географическая (окружающая) среда, рудные и нерудные полезные ископаемые, рудные пояса, бассейны полезных ископаемых; структура мирового земельного фонда, южный и северный лесные пояса, лесистость; гидроэнергетический потенциал; шельф, альтернативные источники энергии; ресурсообеспеченность, природно-ресурсный потенциал (ПРП), территориальное сочетание природных ресурсов (ТПСР), районы нового освоения, вторичные ресурсы; загрязнение окружающей среды, экологическая политика.

Навыки и умения: уметь давать характеристику природных ресурсов страны (региона) по плану; использовать различные методы экономической оценки природных ресурсов; давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности, сельского хозяйства страны (региона) по плану; давать краткую характеристику размещения основных видов природных ресурсов, выделять страны "лидеры" и "аутсайдеры" по обеспеченности тем или иным видом природных ресурсов; приводить примеры стран, не обладающих богатыми природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического развития и наоборот; приводить примеры рационального и нерационального использования ресурсов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!