Все для предпринимателя. Информационный портал

Организация покупает автомобиль. Отражение в учете продажи автомобиля

Как отразить в учете продажу автомобиля, если по налоговому учету начислена амортизация полностью, в бухгалтерском учете амортизация начисляется?

Ответ:

Бухгалтерский учет

Порядок оформления первичных документов по учету основных средств установлен Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

Для учета всех видов основных средств, в том числе и автотранспортных средств, находящихся в организации, применяется Инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6). При выбытии основного средства в карточку вносятся сведения:

  1. 1. О документе на выбытие (номер и дата накладной или акта приемки-передачи основного средства).
  2. 2. О причинах выбытия.
  3. 3. О сумме выручки от реализации.
  4. 4. О начисленной амортизации на момент выбытия.

Продажа организацией автотранспортных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1).

На основании акта бухгалтерская служба организации делает запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает эту карточку к акту (накладной) приемки-передачи основных средств. В инвентарной книге делается запись об изъятии карточки на выбывшее транспортное средство.

На основании акта (накладной) приемки-передачи с приложением соответствующего договора и письменного сообщения принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого транспортного средства производится списание стоимости этих объектов.

При выбытии автотранспортных средств у организации возникают доходы и расходы. Доходы - это сумма выручки от продажи автомобиля. А расходы - это остаточная стоимость объекта, НДС, а также затраты, связанные с выбытием транспортного средства

Остаточная стоимость транспортного средства определяется на счете 01, субсчет "Выбытие основных средств". По дебету этого счета списывается первоначальная стоимость объекта с учетом проведенных переоценок, а по кредиту отражается сумма начисленной амортизации на момент реализации (также с учетом переоценок).

Доходы и расходы от выбытия транспортных средств относятся на финансовые результаты организации и включаются в состав прочих доходов и расходов (п. 31 ПБУ 6/01). По кредиту счета 91 субсчет "Прочие доходы", отражается выручка от реализации объекта, а по дебету счета 91, субсчет "Прочие расходы", - списываются расходы от его выбытия.

В бухгалтерском учете доходы и расходы от списания основных средств надо отражать в том отчетном периоде, к которому они относятся. Продажа автотранспортных средств оформляется, как правило, договором купли-продажи.

Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять в собственность товар. К бухгалтерскому учету выручка от продажи основного средства принимается в сумме, указанной в договоре (п. 30 ПБУ 6/01).

Налоговый учет

В налоговом учете порядок учета доходов и расходов от продажи транспортных средств иной. Они учитываются как доходы и расходы от реализации (ст. ст. 249, 268 НК РФ). При этом доход от реализации транспортного средства определяется как разница между его продажной ценой и остаточной стоимостью, а также затратами по его реализации.

В налоговом учете цена продажи автомобиля, согласованная между покупателем и продавцом, является рыночной ценой, пока не доказано обратное (ст. 40 НК РФ). А вот остаточная стоимость транспортного средства определяется на основании п. 1 ст. 257 НК РФ. Она равна разнице между восстановительной или первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации. При этом необходимо учесть проведенные переоценки. Однако здесь есть одна тонкость.

Для автотранспортных средств, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2002 г., следует использовать восстановительную стоимость, то есть первоначальную стоимость с учетом проведенных ранее переоценок. Причем последняя переоценка (по состоянию на 1 января 2002 г.) не должна увеличивать предыдущую восстановительную стоимость транспортного средства более чем на 30%. Последующие же переоценки не учитываются в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

К прочим расходам по реализации автомобилей относятся расходы по обслуживанию и транспортировке реализованного имущества. Суммы НДС в состав расходов не входят.

Дата получения дохода от реализации автотранспортного средства определяется в зависимости от выбранного метода учета доходов и расходов. Если это метод начисления, то датой получения дохода считается день передачи основного средства (день перехода права собственности). Прибыль, полученная в результате выбытия транспортного средства, включается в тот налоговый период, в котором была произведена продажа этого амортизируемого имущества. В том случае, если выручка от реализации окажется меньше остаточной стоимости транспортного средства и расходов по его реализации, то полученная разница - убыток будет учитываться в целях налогообложения. Но в особом порядке.

Полученный убыток отражается в качестве расходов будущих периодов (п. 3 ст. 268 НК РФ). Впоследствии он включается в состав прочих расходов равными долями в течение определенного периода. Этот период рассчитывается как разница между сроком полезного использования и фактическим сроком эксплуатации до момента реализации, включая месяц реализации (ст. 323 НК РФ).

Расхождения между бухгалтерской и налоговой стоимостью транспортных средств возникают, если по автотранспортному средству были установлены различные сроки полезного использования. Если этот срок полезного использования в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом, тогда сумма ежемесячной "налоговой" амортизации будет больше "бухгалтерской" амортизации. На сумму превышения согласно (ПБУ18/02) бухгалтер должен ежемесячно формировать ОНО следующей проводкой:

  • Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогам и сборам", Кредит 77.

При продаже автомобиля его налоговая остаточная стоимость окажется меньше бухгалтерской остаточной стоимости. Следовательно, прибыль в целях налогообложения будет меньше, чем в целях бухгалтерского учета.

В момент продажи транспортного средства сумма сформированного ОНО полностью погашается обратной проводкой:

  • Дебет 77 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогам и сборам".

Продавая автотранспортное средство, нужно начислить налог на добавленную стоимость (п. 1 ст. 146 НК РФ). Порядок расчета налога определяется в зависимости от того, как реализуемый объект был учтен при его принятии на баланс: с налогом на добавленную стоимость либо без налога на добавленную стоимость.

При реализации транспортных средств, учтенных по стоимости, включающей сумму уплаченного при приобретении НДС, налоговая база определяется как разница между продажной ценой реализуемого объекта (с учетом НДС и акцизов) и его остаточной стоимостью (п. 3 ст. 154 НК РФ).

Многие фирмы продают основные средства. В 2002 году порядок бухгалтерского и налогового учета таких операций значительно изменился. Так, например, теперь прибыль от продажи этого имущества не корректируется на индекс инфляции. Более того, недавно Минфин России выпустил несколько писем, в которых разъясняется порядок учета операций с основными средствами. В нашей статье мы расскажем, как списать проданные основные средства и определить налогооблагаемую прибыль от их реализации.

Общий порядок учета основных средств
ПБУ 6/01 утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н

Основным средством считается имущество, срок службы которого больше одного года. В бухгалтерском учете такое имущество отражается в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01).
В первоначальную стоимость основных средств, по которой они отражаются в учете, включаются расходы по их покупке или созданию. В течение срока полезного использования основного средства на него начисляется амортизация. Этот срок фирма устанавливает самостоятельно. Примерные сроки полезного использования основных средств утверждены постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот документ устанавливает порядок начисления амортизации, которая учитывается при налогообложении прибыли. Однако, как разъяснил Минфин России, этот документ может применяться и при начислении амортизации для целей бухгалтерского учета (письмо Минфина России от 20 марта 2002 г. № 16-00-14/98).

Обратите внимание: срок полезного использования основных средств, купленных до 1 января 2002 года, изменять нельзя. Правда, из этого правила есть исключения. По основным средствам, которые были модернизированы или реконструированы, срок полезного использования может быть увеличен (письмо Минфина России от 6 марта 2002 г. № 16-00-14/80).
Таким образом, если вы покупаете основные средства в 2002 году, то вам лучше всего начислять амортизацию по ним линейным способом исходя из их срока полезного использования, указанного в упомянутом постановлении. В этой ситуации сумма амортизации в бухгалтерском и налоговом учете отличаться не будет.
По основным средствам, купленным до этой даты, порядок начисления амортизации в бухгалтерском учете не изменится. Поэтому в большинстве случаев по таким основным средствам амортизация для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения будет начисляться по-разному.

Продажа основных средств

При продаже основного средства нужно списать с баланса его первоначальную стоимость и сумму начисленной по нему амортизации.
В учете это отражается записями:
Дебет 91-2 Кредит 01
- списана первоначальная стоимость проданного основного средства;
Дебет 02 Кредит 91-1
- списана сумма амортизации, начисленной по проданному основному средству.
Выручку от продажи основного средства отразите проводкой:
Дебет 76 Кредит 91-1
- начислена выручка от продажи основного средства.
Выручка от реализации основных средств облагается НДС. Этот налог начислите проводкой:

- начислен НДС.

Расходы по списанию основного средства учитывается на счете 91
Все расходы по выбытию основного средства (например, зарплата рабочих, занятых в демонтаже основного средства, стоимость материалов, использованных на демонтаж, и т. д.) списывают на счет 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет 2 "Прочие расходы":
Дебет 91-2 Кредит 10 (20, 23, 29...)
- списаны расходы по выбытию основного средства.
Для учета операций по списанию основных средств к счету 01 "Основные средства" вы можете открыть дополнительный субсчет "Выбытие основных средств". Это нужно в тех ситуациях, когда процесс выбытия имущества длится долгое время (например, если производственное оборудование демонтируется перед его передачей покупателю).
По дебету субсчета "Выбытие основных средств" отражают первоначальную стоимость имущества, а по кредиту - сумму начисленной амортизации. После выбытия основного средства его остаточная стоимость списывается на счет 91 субсчет 2 "Прочие расходы".

Пример 1.
ООО "Актив" продало станок за 600 000 руб. (в том числе НДС - 100 000 руб.). Первоначальная стоимость станка - 700 000 руб. Сумма начисленной по нему амортизации - 250 000 руб. Расходы на демонтаж станка составили 15 000 руб.
Бухгалтер "Актива" должен сделать записи:
Дебет 76 Кредит 91-1
- 600 000 руб. - отражена выручка от продажи станка;
Дебет 51 Кредит 76
- 600 000 руб. - поступили деньги от покупателя;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 100 000 руб. - начислен НДС;
Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01
- 700 000 руб. - списана первоначальная стоимость станка;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"
- 250 000 руб. - списана сумма амортизации, начисленной по станку;
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"
- 450 000 руб. (700 000 - 250 000) - списана остаточная стоимость станка;
Дебет 91-2 Кредит 10 (20, 23...)
- 15 000 руб. - списаны расходы на демонтаж станка;
Дебет 91-9 Кредит 99
- 35 000 руб. (600 000 - 100 000 - 450 000 - 15 000) - определена прибыль от продажи станка.

Расчет прибыли от продажи основных средств

Напомним, что до 2002 года прибыль от продажи основного средства определялась как разница между его продажной ценой и остаточной стоимостью. Причем остаточная стоимость основного средства для целей налогообложения увеличивалась на индекс инфляции (ИРИП), утверждаемый Госкомстатом России.
С 1 января 2002 года при определении прибыли от продажи имущества индекс инфляции не применяется. Поэтому Госкомстат России прекратил его публикацию (см. сообщение Госкомстата России, опубликованное 5 апреля 2002 года).

По статье 286 НК РФ доход от реализации основного средства уменьшается:
- на сумму расходов, связанных с его продажей;
- на остаточную стоимость основного средства.
Остаточная стоимость основного средства - это разница между его первоначальной стоимостью и суммой начисленной по нему амортизации. Причем сумма амортизации, вычитаемая из первоначальной стоимости основного средства, определяется по статье 259 НК РФ.
Как следует из Налогового кодекса, этот порядок должен применяться при продаже основных средств, купленных как до 1 января 2002 года, так и после этой даты.
Таким образом, при продаже основных средств, купленных после 1 января 2002 года, проблем у вас не возникнет. У большинства организаций сумма амортизации по ним в бухгалтерском и налоговом учете будет совпадать.
Если вы продаете основное средство, купленное после этой даты, то, по нашему мнению, для определения налогооблагаемой прибыли вам придется пересчитать амортизацию по нормам НК РФ.
НК РФ предусматривает два способа амортизации - линейный и нелинейный. При определении налогооблагаемого дохода от продажи имущества амортизацию можно пересчитать по любому из них. В такой ситуации проще всего использовать линейный метод.
По этому методу ежемесячная сумма амортизации определяется по формуле:

K = (1/n) x 100%,

Где K - ежемесячная норма амортизации в процентах;
n - срок полезного использования имущества в месяцах.
Как мы указали выше, примерные сроки полезного использования основных средств утверждены постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

Пример 2.
В учете ЗАО "Пассив" числится станок. Первоначальная стоимость станка - 35 000 руб. Станок был куплен в декабре 1999 года. Срок его полезного использования был установлен в расчете на 10 лет.
В мае 2002 года станок был продан. Его продажная стоимость составила 48 000 руб. (в том числе НДС - 8000 руб.). По договору с покупателем ЗАО "Пассив" осуществляет доставку станка за свой счет. Расходы на доставку составили 900 руб. (без НДС).
За период с января 2000 года по май 2002 года на станок была начислена амортизация в сумме 8458 руб. (29 месяцев эксплуатации).
Бухгалтер "Пассива" должен сделать проводки:
Дебет 76 Кредит 91-1
- 48 000 руб. - отражена выручка от продажи станка;
Дебет 51 Кредит 76
- 48 000 руб. - поступили деньги от покупателя;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 8000 руб. - начислен НДС;
Дебет 91-2 Кредит 01
- 35 000 руб. - списана первоначальная стоимость станка;
Дебет 02 Кредит 91-1
- 8458 руб. - списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 91-2 Кредит 26
- 900 руб. - списаны расходы на доставку станка до покупателя;
Дебет 99 Кредит 91-9
- 12 558 руб. (48 000 - 8000 - 35 000 + 8458 - 900) - отражена прибыль от продажи станка.
Для того чтобы определить налогооблагаемую прибыль, сумму амортизации по станку надо пересчитать по новым правилам. Предположим, что срок его полезного использования по постановлению Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 составляет 15 лет (180 месяцев).
Ежемесячная норма амортизации по станку составит:
(1/180) х 100% = 0,55%.
За весь срок эксплуатации станка на него будет начислена амортизация в сумме:
35 000 руб. х 0,55% х 29 мес. = 5583 руб.
Остаточная стоимость станка, пересчитанная по нормам НК РФ, составит:
35 000 руб. - 5583 руб. = 29 417 руб.
Налогооблагаемая прибыль от продажи станка составит:
48 000 руб. - 8000 руб. - 29 417 руб. - 900 руб. = 9683 руб.

Если остаточная стоимость основного средства и другие расходы, связанные с его продажей, будут больше полученного дохода, то налогооблагаемую прибыль можно уменьшить на сумму убытка. Однако такой убыток учитывается не сразу. Он уменьшает прибыль ежемесячно равными долями в течение времени, оставшегося от момента продажи имущества до окончания срока его полезного использования.
Сумму убытка от продажи основного средства указывают в специальном налоговом регистре - Учет расходов будущих периодов.

Пример 3.
ЗАО "Актив" продает автомобиль ВАЗ-2108. Машина была куплена в 2002 году. Продажная цена автомобиля без НДС - 45 000 руб.
Первоначальная стоимость автомобиля - 90 000 руб. Сумма начисленной амортизации - 9000 руб. Амортизацию по основным средствам в бухгалтерском и налоговом учете "Актив" начисляет одинаково.
Расходы по продаже машины составили 3000 руб. (без НДС). Срок полезного использования автомобиля - пять лет. До момента продажи он принадлежал "Активу" шесть месяцев.
Остаточная стоимость машины составит:
90 000 руб. - 9000 руб. = 81 000 руб.
Убыток от реализации автомобиля составит:
45 000 руб. - 81 000 руб. - 3000 руб. = 39 000 руб.
Полученный убыток списывают в течение четырех лет и шести месяцев (54 месяца). Ежемесячно "Актив" может списывать сумму убытка в размере:
39 000 руб. : 54 мес. = 722 руб.

Для налогового учета операций по продаже автомобиля нужно заполнить три регистра:
- учета операций по выбытию имущества;
- расчета финансового результата от реализации амортизируемого имущества;
- учета расходов будущих периодов.
Эти регистры будут заполнены так:

Учет операций по выбытию имущества

Налогоплательщик: ЗАО "Актив"
ИНН: 7701234567

Расчет финансового результата от реализации амортизируемого имущества

Налогоплательщик: ЗАО "Актив"
ИНН: 7701234567
Период с 01.07.2002 по 31.07.2002

Учет расходов будущих периодов

Налогоплательщик: ЗАО "Актив"
ИНН: 7701234567
Период с 01.08.2002 по 31.08.2002

Дата операции
Вид расхода (убытка)
Наименование объекта
Сумма(руб.)
Срок, в течение которого расходы могут быть включены в состав прочих расходов
Сумма расходов в месяц, подлежащая включению в состав прочих расходов
(4: 5)
Дата начала учета в составе прочих расходов
Количество месяцев фактического списания месячной суммы расходов в состав прочих расходов
1
2
3
4
5
6
7
8
24.07.2002
Убыток от реализации основного средства
Автомобиль ВАЗ-2108
39 000
54 месяца
722
31.08.2002
53 месяца

Т. АМИТОВА, главный бухгалтер
Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия"
Источник материала -

Если фирма процветает, то рано или поздно у первых лиц компании появится служебный транспорт. Это означает дополнительные удобства для руководства и новые проблемы для бухгалтера.

Приобрести автомобиль сейчас несложно. Причем это можно сделать, даже не имея в своем распоряжении достаточной суммы. Автосалоны активно привлекают клиентов новыми, все более выгодными, схемами покупки – от беспроцентного кредита до лизинга. Как правило, беспроцентный кредит связан для покупателя с обязательной покупкой страхового полиса КАСКО (риск угона и причинения ущерба автомобилю). Такой полис недешев и требуется далеко не всем.

Поэтому часть фирм пользуется лизинговой схемой. Ее основное преимущество по сравнению с покупкой за счет кредитных ресурсов в том, что лизинговая комиссия облагается НДС, а значит, вы сможете предъявить налог к вычету. Подробнее об этом и других преимуществах договора лизинга мы уже писали в № 3 за этот год в статье «Лизинговая минимизация».

И тем не менее самым распространенным способом приобретения автомобиля все же является его покупка. Об оформлении этой операции и пойдет речь в статье.

Подумали и купили

Как новые, так и бывшие в употреблении машины покупают по договору купли-продажи с обязательным оформлением счета-фактуры и накладной.

Поскольку автотранспорт относится к основным средствам, то он принимается к учету на основании акта приема-передачи объекта основных средств (форма № ОС-1). На основании этого документа оформляется инвентарная карточка (форма № ОС-6). Напомним, что образцы бланков можно найти в постановлении Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

В бухгалтерском учете первоначальную стоимость основного средства определяют в соответствии с ПБУ 6/01. То есть суммируют все фактические затраты организации на приобретение автомобиля за исключением НДС.

Фактические затраты – это сумма, уплаченная в соответствии с договором купли-продажи, а также стоимость консультационных и информационных услуг, проценты по заемным средствам, привлеченным для покупки автомобиля, и прочие затраты, непосредственно связанные с его приобретением. Кроме того, в первоначальную стоимость автотранспортного средства включаются затраты на установку дополнительного оборудования, сигнализации, проведение антикоррозийной обработки и т. п., а также стоимость комплекта запасных шин.

Купив автомобиль, собственник должен поставить его на учет в ГИБДД. Сроки установлены в постановлении Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938. Так, зарегистрироваться нужно в течение пяти дней с момента приобретения или снятия с учета транспортного средства либо в течение срока действия регистрационного знака «Транзит».

Когда государственная регистрация осуществлена, фирма принимает автомобиль на учет в качестве основного средства на основании приказа руководителя. Регистрационный сбор, государственные пошлины и другие платежи, произведенные в связи с регистрацией автомобиля, включаются в первоначальную стоимость основного средства.

Пример 1

ООО «Нева» приобрело автомобиль ВАЗ-2110 за 200 600 руб. (в том числе НДС – 30 600 руб.) Сумма сборов за регистрацию транспортного средства составила 1000 руб. Бухгалтер «Невы» сделал следующие проводки:

Дебет 08 Кредит 60

– 170 000 руб. – отражена в учете стоимость покупки автомобиля без НДС;

Дебет 19 Кредит 60

– 30 600 руб. – учтена сумма НДС по приобретенному автомобилю;

Дебет 08 Кредит 76

– 1000 руб. – отражена сумма регистрационного сбора;

Дебет 76 Кредит 51

– 1000 руб. – оплачен регистрационный сбор;

Дебет 60 Кредит 51

– 200 600 руб. – произведена оплата по договору купли-продажи автомобиля;

Дебет 01 Кредит 08

– 171 000 руб. (170 000 + 1000) – оприходован автомобиль по первоначальной стоимости;

– 30 600 руб. – принята к вычету сумма НДС по приобретенному автомобилю.

Для целей налогового учета прибыли первоначальная стоимость приобретенной машины определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ. Она складывается из расходов на покупку автомобиля, доставку и доведение его до состояния, пригодного для использования. Таким образом, первоначальная стоимость в бухгалтерском и налоговом учете в целом совпадают. Исключение составляют проценты по заемным средствам (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ) и суммовые разницы (подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Для целей налогообложения эти траты являются внереализационными расходами и относятся на финансовый результат в текущем налоговом периоде.

Без страховки не обойтись

Все владельцы автотранспорта должны заcтраховать риск автогражданской ответственности. Без этого вы не сможете пройти государственный технический осмотр и регистрацию.*

Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.

Для целей налогообложения расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в пункте 6 статьи 272 Налогового кодекса. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Начинаем ездить

Начисление амортизации по автотранспорту ничем не отличается от амортизации других основных средств. Единственная особенность установлена в пункте 9 статьи 259 Налогового кодекса РФ. К норме амортизации легковых автомобилей и микроавтобусов стоимостью свыше 300 000 и 400 000 рублей соответственно применяется понижающий коэффициент 0,5.

Основной вид затрат при эксплуатации автомобилей – приобретение горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей. При приобретении ГСМ за наличный расчет водителю или другому лицу, эксплуатирующему данное транспортное средство (например директору), выдается под отчет определенная сумма денег. После представления подотчетным лицом авансовый отчет с приложенными кассовыми чеками АЗС утверждается руководителем предприятия. На основании этого документа приобретенное топливо принимается к учету.

С точки зрения бухгалтерии удобнее приобретать топливо по договору поставки с условием оплаты по безналичному расчету. Поставляемые таким образом ГСМ принимаются к учету на основании полученных от поставщика накладной и счета-фактуры. Другой удобный вариант – оплачивать горючее по топливным талонам.

Пример 2

ООО «АЗС» заключило с ООО «Автомобиль» договор поставки бензина марки А-95 посредством отпуска по талонам. По договору фирма «Автомобиль» заплатила 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.) за 1000 л бензина по 17,7 руб. за литр. Оплата по безналичному расчету произведена 27 сентября 2005 года. ООО «АЗС» выдало 50 талонов на 20 л бензина каждый. В тот же день все талоны были переданы водителям под отчет. До конца месяца были израсходованы пять талонов по 20 л. По окончании месяца 30 сентября 2005 года составлен акт приемки-передачи топлива. Согласно акту, «Автомобиль» получил 100 л бензина на сумму 1770 руб. (17,7 руб. (100 л), в том числе НДС – 270 руб.

Бухгалтер ООО «Автомобиль» сделал в учете следующие проводки:

Дебет 60 субсчет «Авансы выданные» Кредит 51

– 17 700 руб. – перечислены денежные средства в качестве предоплаты за бензин;

Дебет 50-3 Кредит 60 (76)

– 17 700 руб. – получены в кассу топливные талоны;

Дебет 71 Кредит 50-3

– 17 700 руб. – выданы талоны водителям под отчет.

Дебет 10-3 Кредит 71

– 1500 руб. – оприходовано приобретенное топливо;

Дебет 19 Кредит 71

– 270 руб. – учтен НДС по топливу, приобретенному по талонам;

Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Авансы выданные»

– 1770 руб. – зачтена часть аванса, уплаченного поставщику бензина;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 270 руб. – принят к вычету НДС по оплаченному и оприходованному топливу;

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 10-3

– 1500 руб. – списаны на затраты расходы по ГСМ.

В ходе эксплуатации автотранспортного средства топливо расходуется и списывается на затраты предприятия. Документальным подтверждением расхода топлива служит путевой лист. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Однако она является обязательной только для автотранспортных организаций. Что касается остальных фирм, то они могут разработать свою форму путевого листа, в которой будут отражены все реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Такую позицию подтверждает письмо Минфина России от 1 августа 2005 г. № 03-03-04/1/117.

Будут и другие траты

Кроме расходов на горюче-смазочные материалы фирме придется периодически тратиться на ремонт автомобиля. Как правило, он выполняется силами специализированных организаций – автосервисов.

Между заказчиком и автосервисом заключается письменный договор (его может заменить наряд-заказ, квитанция или иной документ). Там фиксируется вся необходимая информация: наименования сторон, дата приема и выполнения заказа, объем работ, их стоимость, гарантийный срок и др.

Кроме того, регулярной замены требуют шины автомобиля. Если шины, покупаемые с новым автомобилем, учитываются в стоимости основного средства, то покупаемые взамен изношенных учитываются в составе материалов на счете 10 субсчет 5 «Запасные части». В дальнейшем их замена учитывается как проведение текущего ремонта.

Не забудьте, что после регистрации автомобиля на фирму, у вас появится обязанность платить транспортный налог (ст. 357 НК РФ). Он зависит от мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Организации должны самостоятельно рассчитывать сумму налога и перечислять его в сроки, установленные законами субъектов РФ. О тонкостях исчисления и уплаты данного налога шла речь в статье «Транспортный налог заплатит собственник» (ПБ № 7, 2005). Также надо иметь в виду, что стоимость машины увеличит базу по налогу на имущество.

Продали за ненадобностью

Если автомобиль больше не нужен, его всегда можно продать. Передача фирмой автотранспортного средства в собственность другого лица оформляется актом приемки-передачи основных средств по форме № ОС-1. На его основании делают запись в инвентарной карточке формы № ОС-6. Инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся в бухгалтерии отдельно не менее чем в течение пяти лет после продажи автомобиля (п. 193 Перечня, утвержденного Федеральной архивной службой 6 октября 2000 г.). Выручка от продажи автомобиля оговаривается сторонами в договоре и облагается НДС.

Пример 3

ООО «Балтика» решило продать автомобиль ВАЗ-21093 ЗАО «Столица» за 112 100 руб. Первоначальная стоимость машины составляет 150 000 руб., сумма начисленной амортизации – 65 000 руб. Расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД составили 500 руб. При этом бухгалтер ООО «Балтика» сделал в учете следующие записи:

Дебет 62 Кредит 91-1

– 112 100 руб. – отражен доход от реализации машины;

Дебет 91-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 17 100 руб. (112 100 x 18/118) – начислен НДС с продажной стоимости;

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01

– 150 000 руб. – списана первоначальная стоимость;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– 65 000 руб. – списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– 85 000 руб. (150 000 – 65 000) – списана остаточная стоимость автомобиля;

Дебет 76 Кредит 51

– 500 руб. – оплачены расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД;

Дебет 91-2 Кредит 76

– 500 руб. – списаны расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД;

Дебет 51 Кредит 62

– 112 100 руб. – получены денежные средства за проданную автомашину;

Дебет 91-9 Кредит 99

– 9 500 руб. (112 100 – 17 100 – 85 000 – 500) – списана прибыль от продажи основного средства.

* О том, как действует договор ОСАГО при ДТП, вы можете прочитать в статье «Автомобиль попал в аварию» (ПБ № 6, 2005).

внимание

Расходы на ГСМ инспекторы разрешают относить на затраты по налогу на прибыль только в пределах лимитов. Таковыми они считают Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом РФ 29 апреля 2003 г. Руководящий документ № Р3112194-0366-03. Однако глава 25 Налогового кодекса не устанавливает других ограничений для отнесения на расходы топлива и смазочных материалов кроме экономической обоснованности и документальной подтвержденности. Таким образом, руководитель фирмы может своим приказом утвердить иные нормы расхода, обоснованные расчетами. Подробно мы рассказывали об этом в статье «Без путевого листа списать ГСМ не получится» (ПБ № 7, 2005).

А. Стунжас, старший финансовый менеджер

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие расходы включаются в стоимость приобретенного транспортного средства
  • Обязательно ли нормировать затраты на ГСМ
  • Нужно ли платить транспортный налог с арендованных автомобилей

Учет автомобиля в бухгалтерском учете имеет свои особенности. Во-первых, если вы купили транспортное средство, то его нужно правильно поставить на баланс — в нужной стоимости и в нужный момент. Во-вторых, необходимо организовать учет расходов на содержание транспорта. И здесь, как правило, возникают вопросы по ГСМ: нужно ли нормировать затраты на топливо для целей налогового учета или можно принять их без каких-либо ограничений в полном объеме? Также все автовладельцы платят за автостраховку, учет которой тоже может вызвать сложности. В-третьих, бухгалтеру, отвечающему за учет автомашин, может быть поручено рассчитывать транспортный налог. В таком случае нужно знать все тонкости расчета этого платежа.

В данной статье мы представили ряд неочевидных правил, которые помогут вам разобраться во всех этих налоговых проблемах.

Чтобы принять к учету транспортное средство, не нужно дожидаться его госрегистрации

Автомобиль — это, как правило, дорогостоящая покупка, и принимается она к учету в качестве основного средства. Поэтому важно правильно сформировать его первоначальную стоимость в бухгалтерском учете. Именно эту стоимость можно будет списать на расходы и в учете налоговом по правилам, установленным для основных средств. То есть после оплаты автомобиля и ввода его в эксплуатацию (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

При этом факт государственной регистрации транспортного средства на учет не влияет. Дело в том, что условие госрегистрации должно соблюдаться, только если речь идет об объектах, права на которые подлежат госрегистрации. Как, например, в случае с недвижимостью (ст. 131 ГК РФ). В случае же с транспортным средством речь идет о регистрации самого имущества, а не прав на него (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.95 № 196ФЗ). Права на него вы и так уже получили по факту подписания договора купли-продажи. И если вы ввели автомобиль в эксплуатацию и стали на нем ездить, не дожидаясь регистрации и госномера, можете принимать авто к налоговому учету. И первую часть стоимости списывать на расходы в налоговом учете в этом же квартале.

Для учета автомобиля в бухгалтерском учете государственная регистрация транспортного средства также значения не имеет (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Поэтому, купив автомобиль, вы сразу можете отразить его в составе основных средств по цене, которая указана в договоре купли-продажи. В стоимость объекта включите понесенные к этому моменту затраты (п. 8 ПБУ 6/01). Например, расходы на его доставку. Кроме того, вы можете успеть оплатить госпошлину за регистрацию транспортного средства, внести плату за прохождение техосмотра. На эти суммы также увеличьте первоначальную стоимость основного средства.

После того как учтете авто в составе основных средств, его стоимость уже не меняйте. Изменение допустимо только в строго определенных ситуациях. Например, в случае дооборудования (п. 14 ПБУ 6/01). Поэтому если, например, регистрацию транспорта и технический осмотр вы оплатили позже постановки авто на учет, отразите эти затраты как обычный расход в бухгалтерском учете (п. 5 и 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). В налоговом учете — аналогично. Государственную пошлину можно показать как отдельный расход на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. А плату за технический осмотр списать по подпункту 12 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

В налоговом учете при УСН стоимость полиса КАСКО учесть нельзя

В процессе эксплуатации машины автовладелец несет расходы по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО), а также по добровольному страхованию самого транспортного средства (КАСКО). В налоговом учете при «упрощенке» вы можете списать только стоимость обязательного страхования, то есть ОСАГО. Учитывать нужно всю стоимость полиса сразу после его оплаты (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ). А вот стоимость полиса КАСКО на расходы отнести не разрешается. Дело в том, что расходы на уплату такой страховки не поименованы в закрытом перечне затрат, которые можно учитывать при «упрощенке» (п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письмо Минфина России от 10.05.2007 № 03-11-04/2/119).

До госрегистрации автомобиля отражайте его на отдельном субсчете счета 01

Факт госрегистрации автомобиля для бухучета значения не имеет. То есть вы можете принять к учету в составе основных средств даже незарегистрированный транспорт, если соблюдаются все необходимые условия для принятия его к учету (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). При этом рекомендуем завести на счете 01 «Основные средства» отдельный субсчет для отражения на нем незарегистрированных машин. Такой аналитический учет удобен, поскольку по незарегистрированным авто транспортный налог не платится (абз. 1 ст. 357 НК РФ). Поэтому у вас всегда будет под рукой информация о том, какие объекты точно в расчет транспортного налога включать не нужно. Как только регистрация транспорта завершается, делайте внутреннюю проводку по счету 01.

Что касается бухгалтерского учета, то в нем отражайте все суммы, уплаченные на страхование, в полном объеме. При этом списывать стоимость страховки на расходы вы можете либо единовременно на дату оплаты (п. 18 ПБУ 10/99), либо равномерно в течение срока действия договора страхования (п. 19 ПБУ 10/99). Выбранный способ закрепите в бухгалтерской учетной политике.

Пример 1. Учет расходов на автострахование

ООО «Пульс» применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. 5 мая 2015 года общество оплатило полис ОСАГО на один год в размере 8000 руб. А 7 мая приобрело еще полис КАСКО также на год, заплатив за него 40 000 руб. Согласно учетной политике компании стоимость страховки учитывается в бухгалтерском учете единовременно. Автомобиль, для которого приобретаются страховки, используется для перевозки товаров.

— 8000 руб. — отражена уплата страховой премии по ОСАГО;

— 8000 руб. — отнесена на расходы стоимость страховой премии по ОСАГО.

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию» КРЕДИТ 51

— 40 000 руб. — отражена уплата страховой премии по КАСКО;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию»

— 40 000 руб. — отнесена на расходы стоимость страховой премии по КАСКО.

На расходы при УСН бухгалтер отнес только стоимость полиса ОСАГО в размере 8000 руб., сделав 5 мая 2015 года соответствующую запись в Книге учета доходов и расходов. Затраты на полис КАСКО в размере 40 000 руб. в налоговом учете не отражаются.

Обратите внимание : если вы понесли расходы на страховку до принятия авто к бухучету, то включать уплаченные суммы в первоначальную стоимость объекта, считаем, оснований нет. Подобные траты в будущем вы будете нести регулярно, поэтому не совсем правильно считать их расходами, непосредственно связанными с приобретением автомобиля. А ведь именно такие траты разрешено включать в первоначальную стоимость основного средства согласно пункту 8 ПБУ 6/01. Поэтому учитывайте страховку ОСАГО и КАСКО как обычные расходы так, как мы рассказали выше, не забывая, что стоимость полиса КАСКО в налоговом учете не отражается.

Нормирование бензина

До недавнего времени Минфин России полагал, что для целей налогового учета необходимо нормировать стоимость израсходованных горюче-смазочных материалов (ГСМ). Для этого предлагалось использовать нормы и порядок, утвержденные распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (письмо Минфина России от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57). Однако в последнее время финансовое ведомство признает это не обязанностью, а правом налогоплательщика (письма Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097 и от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). Дело в том, что Налоговый кодекс РФ не содержит требований о нормировании расходов на топливо.

Поэтому в налоговом учете при УСН стоимость ГСМ (бензина, масел и т. п.) вы можете учитывать на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ в полном объеме либо в пределах норм. Выбранный вариант утвердите учетной политикой для целей налогообложения. При этом, если вы решили нормировать стоимость ГСМ, не обязательно пользоваться именно нормами Минтранса. Вы можете применять данные технической документации завода-изготовителя авто либо разработать показатели самостоятельно, проведя контрольные замеры расхода топлива.

Принимая решение о том, нормировать расходы на ГСМ или нет, учитывайте, что налоговые органы на местах могут по-прежнему требовать от вас списания топлива в пределах нормативов. Поэтому, если вы решили учитывать такие расходы без ограничений, будьте готовы к тому, что придется спорить и отстаивать свою позицию.

В бухгалтерском учете все приобретенное топливо приходуйте на счет 10 «Материалы» субсчет «Топливо» (п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). И списывайте его на основании данных путевых листов и чеков на покупку топлива в полном объеме по факту на счета учета затрат (20, 26, 44, 91 и т. п.). Даже если вы нормируете расходы, в бухучете это никак не отражается. Нормы вы применяете только для целей налогообложения. Единственно, вы можете завести для отражения сверхнормативных расходов на покупку ГСМ отдельный субсчет.

Пример 2. Учет расходов на ГСМ

На балансе ООО «Темп», применяющего УСН с объектом доходы минус расходы, числится легковой автомобиль. 12 мая 2015 года на этом авто водитель А.Е. Петров был отправлен на служебное задание. Под отчет А.Е. Петрову выданы деньги на покупку ГСМ в сумме 825 руб. По окончании рабочего дня сотрудник представил в бухгалтерию авансовый отчет с приложением кассового чека АЗС, из которого следует, что он приобрел 25 л бензина марки АИ-95 на общую сумму 825 руб.

Согласно учетной политике для целей бухучета ООО «Темп» списывает материалы по средней стоимости, а путевые листы составляет на один месяц.

31 мая водитель сдал в бухгалтерию путевой лист, подтверждающий использование топлива. По данным путевого листа:

  • остаток топлива в баке при выезде на служебное задание — 2 л;
  • остаток топлива в баке при возвращении на рабочее место — 7 л;
  • пробег автомобиля во время поездки — 200 км.

Количество топлива, которое подлежит включению в затраты, составляет 20 л (2 л + 25 л - 7 л). Средняя стоимость топлива с учетом остатка на начало месяца в сумме 66 руб. — 33 руб. [(66 руб. + 825 руб.) : (2 л + 25 л)].

Бухгалтер сделал следующие записи:

ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50

— 825 руб. — выданы под отчет денежные средства на покупку топлива;

ДЕБЕТ 10 субсчет «Топливо» КРЕДИТ 71

— 825 руб. — оприходованы ГСМ (на основании авансового отчета);

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10 субсчет «Топливо»

— 660 руб. (20 л × 33 руб.) — списана стоимость израсходованного топлива.

В налоговом учете ООО «Темп» списывает затраты на ГСМ в соответствии со следующими нормами, утвержденными локальным актом:

  • базовая норма расхода топлива на 1 км — 0,089 л;
  • поправочный коэффициент за использование кондиционера от базовой нормы затрат — 1,07;
  • нормативный расход ГСМ рассчитывается как произведение базовой нормы расхода, пробега и поправочного коэффициента.

Итого нормативный расход топлива за май составляет 19,046 л (0,089 л/км × 200 км × 1,07). Предельная сумма расходов на ГСМ, которую можно учесть в затратах при «упрощенке», равна 628,52 руб. (33 руб. × 19,046 л). Эту сумму бухгалтер ООО «Темп» записал в Книгу учета доходов и расходов 31 мая. Не учтенными для целей налогообложения остались 31,48 руб. (660 руб. - 628,52 руб.).

Транспортный налог платит собственник машин, а экологический сбор — тот, кто их использует

Платить транспортный налог должны лица, на которых зарегистрирован транспорт (абз. 1 ст. 357 НК РФ). То есть собственники машин. Поэтому если какие-то машины вы арендуете, не нужно рассчитывать и уплачивать по ним транспортный налог. Делайте это только по собственным машинам. Исключение — если вы лизингополучатель и на вас временно зарегистрирован транспорт.

А вот экологический сбор за загрязнение атмосферы автомобилями, то есть плату за негативное воздействие на окружающую среду, уплачивает тот, кто пользуется транспортным средством. Значит, даже если ваши машины арендованы, включите их в расчет такого сбора.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!