Все для предпринимателя. Информационный портал

Понятие и предмет обязательного социального страхования. Реферат: Обязательное социальное страхование

Наиболее полное определение понятия «социальное страхование», на наш взгляд, дается в Законе от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». В ст. 1 Закона предусмотрено: «Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Правовую базу обязательного социального страхования составляют: Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»; Закон РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского и социального страхования).

Однако налицо незавершенность формирования и несовершенство правовой базы социального страхования.

По мнению многих экспертов, ученых и политиков, в своем нынешнем виде система обязательного страхования в России не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, происходящее в настоящее время, не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В связи с этим требуется не только принять отдельные меры по совершенствованию механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные изменения.

Предпосылки страхования заложены уже в самих основах человеческого бытия, в общении между людьми Мелехин А.И. Что нужно знать об обязательном социальном страховании. - М., 2011. - С. 12..

Жизнь и здоровье человека, равно как и судьба принадлежащего ему имущества, находятся в прямой зависимости от самых различных по характеру, часто непредвиденных и неотвратимых событий. Имеются в виду бури и наводнения, извержения вулканов и землетрясения, пожары, град и ливни, засухи, эпидемии, а также войны, революции, негативные следствия развития техники.

В еще большей степени подвержено последствиям этих и многих других неодолимых и вредоносных событий то, что именуется предпринимательской деятельностью. Речь идет о судьбе материальных объектов, с которыми связана эта деятельность, - зданий, сооружений, оборудования, сырья и готовой продукции, а равным образом о недостижении конечной цели соответствующей деятельности - получения ожидаемой прибыли.

В.К. Райхер, раскрывая особое значение страхования для общества, обратил внимание на различие двух способов борьбы со стихийными бедствиями: «Одни из них направлены к тому, чтобы предупреждать стихийные бедствия, не допускать самого возникновения их» Райхер В.К. Государственное страхование в СССР. - М., 1998. - С. 5.. Это - превентивные (предупредительные) мероприятия. Другие - на скорейшую ликвидацию уже возникшего стихийного бедствия, на уменьшение его вредоносности. Такая борьба называется репрессивной. Однако наряду с «превенцией» и «репрессией» возникает потребность и в восстановлении причиненных этими бедствиями хозяйственных потерь, для чего, в свою очередь, необходимо иметь соответствующие ресурсы. Имея в виду это обстоятельство, В.И. Серебровский справедливо выделил и еще одну сторону страхования: «...в качестве способа элиминирования или ограничения риска страхование приводит к ряду последствий, чрезвычайно важных для отдельного человека и для всего народного хозяйства. Страхование дает возможность частному хозяйству восстановить погибшие или поврежденные материальные ценности (при пожаре, кораблекрушении и т.д.). Страхование может также дать человеку материальное обеспечение в случае утраты им или близким ему лицом способности получать средства к существованию (при временной потере трудоспособности, достижении преклонного возраста, в случае смерти и т.д.) или в случае возникновения для него обязанности какой-либо уплаты (при гражданской ответственности за причиненный вред и др.). Но роль страхования этим не исчерпывается. Элиминируя или ослабляя момент риска, страхование тем самым дает носителю хозяйственной деятельности - человеку - возможность с уверенностью взирать в неизвестное будущее. Таким образом, страхование имеет и моральное значение: оно стимулирует активность человека» Серебровский В.И. Избранные труды по наследственному и страховому праву. - М., 1999. - С. 434..

И все же особенно удачной нам кажется оценка значимости страхования, сформулированная в свое время экономистом А.Я. Антоновичем: «Задача страхования состоит в том, чтобы физически разрушенное имущество превратить в экономически неразрушаемое, сделать неразрушаемой капитальную ценность, несмотря на разрушаемость ее физических свойств» Антонович А.Я. Курс политэкономии // Лион С.Е. Договор страхования по русскому праву. - Киев, 1986. - С. 652 - 653..

Лишенные возможности оказать воздействие на сами события, люди всегда были и остаются озабочены тем, как предотвратить или хотя бы смягчить негативные последствия таких событий. Простейшая реакция на возможность наступления событий и их вредоносного результата выражается в стремлении «отложить на черный день», имея в виду под последним весь перечень указанных выше угроз - от болезни и до пожара или войны. Так поступают, например, и в наше время граждане, которые используют для этой цели депозитный счет в сберегательном банке, или предприятия, создавая у себя различного рода материальные резервы Борроу К. Основы страховой статистики. - М., 1996. - С. 3.. Особенность такого «откладывания» состоит в том, что само по себе оно не способно уберечь от соответствующих потерь: покрывать их приходится в подобных случаях хотя и отложенным «про запас», но все же собственным имуществом. Неудивительно поэтому, что много веков назад у человека родилось желание объединить часть принадлежащего ему имущества с имуществом других лиц, превратив все, что собрано таким образом, в источник покрытия потерь от различного рода несчастных случаев, которые могут произойти с кем-либо из них. Прямым поводом к такому объединению послужила прежде всего вероятность события - то, что оно может произойти или не произойти, а если непременно произойдет, как, например, со смертью человека, - то либо раньше, либо позже.

Тем самым была воплощена в жизнь идея распределения риска между определенным числом лиц, благодаря чему потери становятся менее чувствительными или вообще нечувствительными для того, у кого они в действительности произошли.

В научной литературе наряду с мнением о признании страховой услуги объектом гражданских прав существует и другое: о наличии особого объекта страхового правоотношения - страхового интереса как разновидности имущественных благ, существующего наряду с вещью, услугой, работой и другим объектами, определенными ст. 128 ГК РФ Белых В.С. Государственное регулирование страховой деятельности // Предпринимательское право России. - 2008. - № 5. - С. 52 - 53.. В настоящее время, несмотря на наиболее разделяемую точку зрения об отношении договоров страхования к обязательствам по оказанию финансовых услуг Суханов Е.А.Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 2. - М., 2002. - С. 138., вопрос о месте договоров страхования в системе гражданско-правовых обязательств остается дискуссионным, что обусловливает актуальность нашего к нему научного интересаВ обоснование позиции того, что страхование ни с экономической, ни с правовой точки зрения не относится к деятельности по оказанию услуг, а договор страхования - к разновидности договора оказания услуг, А.И. Худяков приводит следующие доводы. Во-первых, с его точки зрения, «страхование не значится ни в перечне тех услуг, которые охватываются действием договора оказания услуг, ни в перечне тех услуг, которые регулируются самостоятельными видами договоров. Это означает, что договор страхования вообще не относится ни к одной из разновидностей договоров оказания услуг, а само страхование нельзя рассматривать в качестве услуги» Худяков А.И., Демидова Г.С. Основы страхового права. - Челябинск, 2004. - С. 224.. Однако следует заметить, что среди обязательств, на которые действие главы 39 ГК РФ не распространяется, не упоминается не только договор страхования, но и договор агентирования, что было бы вполне логично, поскольку он представляет собой комбинацию правовых отношений, осуществляемых по модели либо договора комиссии, либо поручения, которые законодатель отнес к группе обязательств об оказании услуг. Таким образом, аргумент, приведенный А.И. Худяковым, свидетельствует, на наш взгляд, только о том, что позиция законодателя в определении границ обязательств по оказанию услуг и оптимальных форм их правового урегулирования еще не устоялась, и не более того Иванов А.А. Обязательства по оказанию услуг. - М., 1999. - С. 545.. В качестве второго аргумента в обоснование своей позиции А.И. Худяков полагает, что «с точки зрения общераспространенного понимания термина «услуга», охватывающего собой «действия, приносящие помощь другому», страхование можно отнести к разновидности услуги. Но с равным основанием к ней можно отнести едва ли не все виды обязательств, охватываемых Гражданским кодексом».

Некоторые пояснения по поводу выдвинутого тезиса следует дать с позиции теории объекта правоотношения, разделяемой многими учеными. По мнению В.А. Тархова, объектами гражданских правоотношений, т.е. благами, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения, могут быть вещи, действия (бездействие) и нематериальные блага Тархов В.А. Гражданское право. Ч. 1. Курс. - М., 2007. - С. 129.. Объектами относительных гражданских прав, продолжает автор, которые могут быть осуществлены лишь при определенном поведении обязанных лиц, «всегда являются действия этих лиц. В тех случаях, когда действия должников направлены на передачу вещей, эти вещи называются предметом договора. Например, объектом договора купли-продажи выступают действия продавца по передаче вещи, а предметом договора - продаваемая вещь (ст. 454 ГК РФ). Если действия должника не связаны с передачей вещи, то они носят название работы или услуги». Данная позиция поддерживается и в трудах других ученых, которые при рассмотрении различных видов договоров разделяют объект первого рода (действия) и объект второго рода (товар, работу или услугу) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения. - М., 1997. - С. 224.. Представляется, что при таком подходе услуга как «действие» охватывает не «все виды обязательств», как считает А.И. Худяков, а только обязательства по оказанию услуг, так как эти действия не связаны с передачей товара или выполнением работ.

Еще один довод А.И. Худякова заключается в том, что «в узком, или специальном, своем значении, которое применяется в гражданском праве, к услугам относятся лишь те услуги, которые носят нематериальный характер». С этим трудно спорить, но и не нужно, так как страховая услуга является нематериальным благом. М.Я. Шиминова отмечает, что «наиболее распространенным является мнение, согласно которому под услугой понимается деятельность, направленная на удовлетворение разнообразных потребностей, создание определенных удобств для граждан и организаций, результат которой не имеет овеществленного выражения. Полагаем, что деятельность страховых организаций вполне подпадает под такое определение» Шиминова М.Я. Основы страхового права России. - М., 1993. - С. 20 - 21..

Н.В. Корнилова также считает, что «деятельность страховой организации - это деятельность, не связанная с созданием материальных благ» Корнилова Н.В. Развитие страховых понятий в современном законодательстве. - Хабаровск, 2002. - С. 24.. Следовательно, и третий аргумент предложенной концепции также несостоятелен. В завершение своих рассуждений А.И. Худяков делает вывод, что «в процессе осуществления страхования страховщик оказывает страхователю не услугу, а осуществляет его страховую защиту, которая материализуется в выплате страхового возмещения или страховой суммы». В связи с этим следует обратить внимание на следующее. Объясняя смысл теории страховой защиты, автором которой является сам А.И. Худяков, исследователь поясняет: «Страховая защита реализуется в рамках конкретного правоотношения, где страховщик оказывает за обусловленную плату страхователю или иному назначенному им лицу услугу в виде страховой защиты. Страховую защиту нельзя сводить к страховой выплате. Страхователь платит не за страховое возмещение или страховую сумму, которую неизвестно, получит он или нет. В равной мере страховая защита еще не есть возмещение убытков (при имущественном страховании) или вреда (при личном страховании), причиненных страховым случаем».

Возникает вопрос: в каком случае позиция автора более обоснованна? Думается, что в последнем. На наш взгляд, следуя теории страховой защиты, вполне обоснованно считать, что страховая услуга - это услуга по социальной защите, и аргументы, приводимые А.И. Худяковым о том, что «страховая защита имеет три аспекта: юридический, материальный и психологический», являются подтверждением того, что страховая услуга - это специфическая услуга особого рода.

Юридический аспект этой услуги выражается в наличии страхового обязательства, который включает в себя обязанность страховщика провести страховые и иные выплаты при наступлении обстоятельств (юридических фактов), с которыми закон или договор связывают возникновение у страховщика обязанности произвести такие выплаты (в частности, наступление страхового случая). Материальный - находит свое выражение во всякого рода выплатах, которые производит страховщик при наступлении страхового случая. Психологический - в достижении страхователем чувства защищенности от превратности судьбы. А.И. Худяков поясняет: «И это ощущение защищенности, приобретаемое вместе с заключением договора страхования, имеет самостоятельную ценность, входит в стоимость как самого страхования, так и платы за него. При этом страхователь, заключая договор страхования и выплачивая страховщику страховую премию, заведомо знает, что страховой случай может не произойти и никаких страховых выплат ему получать не придется. Но тем не менее он идет на заключение этого договора, вовсе не считая, что деньги могут быть израсходованы впустую, потому что чувство покоя и уверенности в завтрашнем дне имеет для него самостоятельную ценность» Худяков А.И., Демидова Г.С. Указ. соч. - С. 14..

В своем исследовании Т.М. Рассолова приходит к выводу, что «страховая услуга представляет собой товар, не являющийся материальным продуктом и отражающий результат взаимоотношений страховщика со страхователями по удовлетворению их запросов. Она имеет количественные и качественные параметры. Это объем услуги, определяемый размером страховой суммы, и цена услуги, отражаемая в тарифной брутто-ставке» Рассолова Т.М. Страховое право. - М., 2008. - С. 147.. К этому же выводу приходит и А.И. Худяков, однако, не желая признавать страховую защиту гражданско-правовой услугой. По его мнению, страховая защита имеет все атрибуты товара (как экономической категории), включая наличие рыночной меновой и потребительской стоимости. А это есть не что иное, как определение услуги в социально-экономическом аспекте Баринов Н.А. Услуги. Саратов, 2003. - С. 9..

Еще на что хотелось бы обратить внимание в дискуссии по поводу страховой услуги как объекта гражданских прав это на страховой (имущественный) интерес как новый, не поименованный в ст. 128 ГК РФ объект гражданских прав. Страховой интерес - это интерес страхователя в получении услуги по страховой защите. Г.Ф. Шершеневич понимал под объектом права все то, что может служить средством осуществления интересов, к которым он относил: а) вещь, т.е. предметы материального мира; б) действие других лиц, состоящее в передаче вещи, в личных услугах, в предложении своей рабочей силы Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). - М., 1995. - С. 94 - 95.. Так, может быть, средством удовлетворения страхового интереса служат действия об оказании страховой услуги, и стоит ли в этом случае вносить изменение в ст. 128 ГК РФ? Думается, что нет.

Таким образом, представляется, что наиболее убедительной является позиция, в соответствии с которой страховая услуга представляет собой услугу по страховой защите граждан и организаций, услугу особого рода, которую страховщик оказывает страхователю и которая воплощается в несении страхового риска в пределах страховой суммы.

Вместе с тем следует также ответить на вопрос, все ли услуги по страховой защите следует считать социально-страховыми услугами, опосредуемыми договорами страхования. Очевидно, нет. Принимая во внимание наше определение социальной услуги, связанное с идеей социального содействия Барков А.В. Гражданская модель рынка социальных услуг // Юридический мир. - 2007. - № 11. - С. 48. как объекта гражданских прав в том, что она оказывается лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, т.е. в ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека, следует сделать предположение, что данные отношения могут возникнуть только в определенных случаях, имеющих в страховом праве название «страховые случаи». Представляется, что с учетом особого субъектного состава отношений перечень этих страховых случаев определен в ст. 7 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования». К ним относятся: 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) временная нетрудоспособность; 3) трудовое увечье и профессиональное заболевание; 4) материнство; 5) инвалидность; 6) наступление старости; 7) потеря кормильца; 8) признание безработным; 9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социальных страховых рисков (страховых случаев) в соответствии со ст. 8 настоящего Закона предоставляется страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию в виде различных пенсий и пособий. Однако данные страховые отношения признать гражданско-правовыми не представляется возможным по следующим основаниям. Во-первых, эти отношения, тесно связанные с трудовыми, регулируются специальным социальным страховым законодательством, которое представляет собой самостоятельный институт публичного законодательства. В связи с этим на социально-страховые отношения не распространяются действия гл. 48 ГК РФ. Во-вторых, средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, так как его осуществляют страховщики, создаваемые Правительством РФ в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ст. 13 Закона «Об основах обязательного социального страхования»). В-третьих, бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами, и в случае нехватки в финансовой системе денежных средств Правительство РФ предусматривает дотации. В-четвертых, Налоговым кодексом взносы в соответствующие фонды социального страхования отнесены к платежам налогового характера (ст. 13 НК РФ), используемые при их неуплате санкции также носят публично-правовой характер. Таким образом, обязательное социальное страхование, несмотря на некоторые сходные черты с гражданско-правовым институтом страхования (применение некоторых общих терминов), нельзя рассматривать как одноплановые явления, составляющие единую систему, так как институты обладают известной автономией. По мнению ученых, «отношения по социальному страхованию обособились от гражданско-правовых подобно тому, как трудовой договор когда-то выделился из гражданско-правовых договоров найма» Свит Ю.П. Договор страхования. - М., 2004. - С. 633 - 634..

На наш взгляд, применяемый термин «страховая услуга» в отношении обязательного социального страхования неудачен. Ранее эти отношения мы определили в публично-правовой блок, регулируемый нормами права, который мы обозначили термином «социальная поддержка». Представляется, что термин «страховая услуга» в отношении обязательного социального страхования, имеющий публично-правовую природу, был бы более корректен в случае переименования в социальную поддержку. Еще одним аргументом в обосновании позиции является то, что отношения в обязательном социальном страховании происходят без мобилизации внутреннего ресурса личности, находящейся в трудной жизненной ситуации, и поэтому признать их социально-страховой услугой невозможно. Это социальная поддержка.

Другое дело, когда страховые отношения в аналогичных страховых случаях, определенных в ст. 7 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», возникают на добровольной основе, в дополнение к обязательному социальному страхованию. В данной ситуации эти отношения имеют частноправовую природу, являются отношениями по оказанию социально-страховых услуг, связанных с идеей социального сопровождения лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время к отношениям по добровольному социальному страхованию, которые в контексте исследования следует рассматривать как отношения по оказанию социальных услуг, легально относятся негосударственное пенсионное и добровольное медицинское страхование, опосредуемые соответственно договорами негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного медицинского страхования и другими, входящими в сферу личного страхования граждан, что обусловливает их дальнейшее более серьезное исследование.

Понятие «обязательное социальное страхование» раскрывается в ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию Шиминова М.Я Страхование - неотъемлемый компонент рыночной экономики // Хозяйство и право. - 1994. - № 9. - С. 39..

Социальное страхование представляет собой совокупность регулируемых законодательством и договорами страхования отношений между гражданами - застрахованными лицами (выгодоприобретателями), страхователями (физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями) и страховщиками (государственными организациями, коммерческими страховыми компаниями, обществами взаимного страхования) по поводу страховой защиты имущественных интересов застрахованных лиц, сохранения, восстановления или улучшения их материального и социального положения, которые могут ухудшаться в связи с наступлением определенных законом и/или договором страхования событий (страховых случаев) за счет фондов денежных средств, формируемых страховщиками из уплачиваемых страхователями страховых взносов (страховых премий).

В исследовании социально-страховых рисков, социального положения гражданина и его изменения при страховом случае неизбежно возникает вопрос, как и на что воздействует этот случай, то есть о предмете и объекте страхования. Вопрос предмета и объекта социального страхования пока не нашел должного его освещения в работах исследователей проблем страхования. С.Ю. Янова Янова С. Ю. Страхование. - М., 2002. - С. 3., например, считает, что «предметом социального страхования выступают основные социальные риски, угрожающие воспроизводству населения:

· временная нетрудоспособность в результате болезни, травмы, беременности и родов, ухода за членами семьи;

· постоянная нетрудоспособность в результате инвалидности и старости;

· потеря трудового дохода в связи с безработицей - невозможностью трудоустройства;

· потеря дохода семьи в случае смерти кормильца для иждивенцев;

· возникновение непредвиденных расходов в случае оплаты медицинских услуг, рождения и воспитания ребенка, оплаты ритуальных услуг по погребению».

В основном перечисленные этим автором риски - это последствия проявления рисковых событий. Социальный риск и предмет социального страхования, самостоятельные понятия, и отождествление последнего с первым является неправомерным с позиций научного метода. При определении понятия предмета социального страхования необходимо исходить из того, на что непосредственно воздействуют социально-страховые риски применительно к положению и интересам гражданина (или граждан), которые имеют для него (для них) важное жизненное значение.

Для граждан (их семей) важны и наиболее ощутимы прежде всего социальное положение, материальный уровень и качество их жизни. Но как видно из указанных выше сущности, основного содержания этих понятий, они являются результатом реализации интересов и материальных, нематериальных потребностей граждан в условиях общественных форм жизнедеятельности социальных видов субъектов общества. Непосредственно же неблагоприятные события (страховые случаи) воздействуют, как уже указывалось, на определённые объекты разных видов имущества, на жизнь, здоровье, трудоспособность, размеры доходов, появление дополнительных, в том числе непредвиденных, расходов (включая по возникшей гражданской ответственности). Последствия таких случаев сказываются на удовлетворении материальных, нематериальных потребностей граждан, их интересов и, в конечном счёте, на материальном уровне, качестве жизни и/или на социальном положении. Но страховая защита объектов имущества (в том числе, как предмета залога), дополнительных расходов при наступлении гражданской ответственности или возможных убытков индивидуального предпринимателя в виде соответствующих имущественных интересов граждан по классификации видов страхования относится к имущественным видам страхования. Поэтому такие виды страхования, направленные непосредственно на страховую защиту социального положения, материального уровня и качества жизни граждан (в отличие от страхования таких интересов юридических лиц), целесообразно определять как опосредованно-социальные (или имущественно-социальные).

Исходя из сказанного, под предметами социального страхования мы понимаем: те или иные материальные ценности (блага, включая финансовые средства, доходы) и нематериальные ценности (включая жизнь, здоровье, трудоспособность, конституционные права и другие нематериальные блага) физических лиц, которые обеспечивают им необходимые (или достаточные, ожидаемые) материальные, социально-экономические, правовые и политические условия существования и развития (т.е. определённые материальный уровень, качество жизни и социальное положение) и потому оберегаемые или сохраняемые, восстанавливаемые (либо улучшаемые) при нанесении им вреда. Предметы страхования являются одновременно и предметами имущественных и неимущественных интересов граждан.

Разделение всех предметов страхования на материальные и нематериальные ценности (блага) является основным критерием для выделения в страховании двух отраслей - имущественного и личного страхования. Понятие предмета страхования независимо от его признания или непризнания применяется также при анализе и оценке характера, содержания, уровня свойственных ему страховых рисков и их проявления как страховых случаев, а также возможного ущерба (вреда) от них. Виды страхования в действующей классификации имеют свои названия, как правило, по предметам, а не по объектам страхования.

Объектами социального страхования являются имущественные интересы граждан - застрахованных лиц, которые защищаются в связи я наступлением страховых случаев, в том числе путем возмещения или компенсации им причиненного таким случаем вреда либо оплаты или предоставления разного рода услуг в натуральной форме, обеспечивающих сохранение, восстановление или улучшение социального положения, материального уровня и качества жизни Роик В.Д. Формирование национальной системы социального страхования в России // Страховое дело. - 2004. -№12. - С.25..

Целью социального страхования является защита имущественных интересов, сохранение, восстановление или улучшение социального положения и/или материального уровня и качества жизни граждан, ухудшающихся вследствие страховых случаев как проявившихся в действительности социальных рисков.

Для достижения целей обязательного социального страхования федеральные органы государственной власти наделены следующими полномочиями Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. - М., 1997. - С. 42.:

Установление основ правового регулирования обязательного социального страхования;

Установление видов обязательного социального страхования;

Установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

Установление условий назначения и размеров страхового обеспечения;

Установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и порядка их исполнения;

Утверждение бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении;

Установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;

Установление расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, в том числе верхнего и нижнего пределов этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;

Установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства РФ;

Определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования;

Управление системой обязательного социального страхования Ширипов Д.В. Страховое право. - М., 2008. - С. 214..

В любом обществе есть лица, которые в силу определенных причин не участвуют в общественном труде и не могут за счет оплаты по труду поддерживать свое существование. Поэтому одним из объективных факторов развития общества является материальное обеспечение таких лиц. На их содержание направляется часть созданного валового продукта, специально обособляемая обществом для этих целей.

Социальное страхование - это система отношений, с помощью которых формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения указанных лиц Кравченко В.П. Социальное страхование // Человек и труд. - 2000. - №1. - С. 18..

В социально-политическом аспекте социальное страхование представляет собой способ конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. Размеры получаемых средств зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности или инвалидности и регулируются действующим законодательством.

Исторически определились три формы организации социального страхования Мамедов А.А. Российское социальное страхование // Страховое дело. - 2004. - № 3.- С. 16-18.: коллективная (страхование, организуемое профсоюзами); государственная; смешанная (основанная на взаимодействии государства и профсоюзов). Наряду с ними существует еще одна система социальной защиты населения - государственное социальное обеспечение.

Современное коллективное социальное страхование имеет цель - гарантировать привычный уровень жизни. Его объект ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды создаются за счет взносов работников и работодателей. Они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, имеющие лицензию на данный вид страховых операций. Распределение фондов социального страхования здесь происходит на основе принципа субсидиарности: выплаты осуществляются в зависимости от нуждаемости, но с учетом того, в течение какого времени страхователь платил взносы в этот фонд. Обычно в коллективном социальном страховании устанавливаются тарифы взносов, а также минимальные и максимальные пределы социальных выплат.

Социальное страхование РФ стало преемником государственного страхования СССР. Однако если в советское время существовало только государственное социальное страхование, осуществляемое единственным государственным страховым фондом - фондом социального страхования, управляемым ВЦСПС (Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов), то в РФ сфера государственного социального страхования значительно расширена. Его целью является гарантирование необходимого уровня жизни. В систему государственного социального страхования РФ включаются следующие страховые фонды: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд.

Государственное социальное страхование имеет своим объектом все население в целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер Нагиев С. К вопросу о гарантиях финансовой системы обязательного социального страхования // Социальное и пенсионное право. - 2009. - № 3. - С. 8.. Управление фондами государственного социального страхования осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах законодательной и исполнительной власти. Страховые фонды государственного социального страхования формируются за счет взносов, уплачиваемых работниками и работодателями. Средства этих фондов являются федеральной государственной собственностью, не входят в состав федерального бюджета, бюджетов других уровней и не подлежат изъятию.

Государственное социальное обеспечение осуществляется не за счет страховых взносов, а за счет налоговых поступлений в бюджет. При этом государство самостоятельно, решениями своих властных органов определяет, кому, в каких размерах и при каких условиях следует оказывать социальную помощь. Государственное социальное обеспечение находится в ведении законодательной и исполнительной властей, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости. Целью государственного социального обеспечения является гарантирование прожиточного минимума Голосов Е.М. Социальная политика: реформа социального страхования // Общество и экономика. - 2000. - № 10-11. - С. 6..

В отечественной правовой науке социальное страхование традиционно рассматривается как одна из основных форм социального обеспечения трудящихся в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности и т.п.

Наиболее полное определение понятия «социальное страхование», на наш взгляд, дается в Законе от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 21. - Ст. 3211.. В ст. 1 Закона предусмотрено: «Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию».

Правовую базу обязательного социального страхования составляют: Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»; Закон РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» СЗ РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4832.; федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского и социального страхования) СПС Консультант Плюс..

Однако налицо незавершенность формирования и несовершенство правовой базы социального страхования: до сего времени не приняты федеральные законы «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности», «О Фонде социального страхования Российской Федерации», «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации»; законодательно не утверждены порядок, процедуры и источники финансирования дефицита средств на выплату страховой части трудовых пенсий; сохраняются серьезные противоречия в Бюджетном и Налоговом кодексах РФ в части, касающейся ЕСН, который трактуется, прежде всего, с налоговых, а не со страховых позиций.

Существенные недостатки в правовом регулировании российской системы обязательного социального страхования проявляются и в других отношениях, в том числе в параметрических характеристиках страховых платежей и в модели их распределения по видам страхования. Такие платежи - общепризнанные мировым сообществом категории, представляющие собой: для работников - часть резервируемой во времени заработной платы, которая выплачивается им в случае наступления социальных рисков (старости, болезни, инвалидности, безработицы и т.д.); для работодателей - часть издержек на рабочую силу в структуре себестоимости продукции (услуг); для общества - часть необходимого продукта; для государства - публичные обязательства и внутренние долги. В России платежи работодателей, начисляемые к объему заработной платы наемного персонала в форме ЕСН, их страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и служат конкретными финансовыми источниками государственных социальных фондов.

По мнению многих экспертов, ученых и политиков, в своем нынешнем виде система обязательного страхования в России не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, происходящее в настоящее время, не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В связи с этим требуется не только принять отдельные меры по совершенствованию механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные изменения Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Страхование. - М., 2004. - С. 462. .

В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, главными составляющими которой являются социальное страхование и социальная помощь. Проблема эта была обозначена и в принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах человека, закрепившей права каждого на защиту при помощи социального страхования.

Социальное страхование, как трактуют его экономисты, - это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда и частных либо коллективных страховых фондов. Иными словами, социальное страхование представляет собой систему сложившихся отношений, способ перераспределения национального дохода, при котором лица, не участвующие в общественном труде, получают содержание из специальных фондов. Источниками формирования фондов социального страхования являются государственные дотации, а также страховые взносы, которые уплачивают трудящиеся граждане и работодатели Грудицина Л.Ю. Большой юридический справочник для физических и юридических лиц. - Ростов н/Д, 2006. - С. 635. . Если перевести все вышесказанное в практическую плоскость, - можно дать более простую формулировку социальному страхованию, представив его упорядоченной системой денежных пособий: по нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам; пенсий по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца. Социальное страхование идет рука об руку с социальной защитой населения, которая представляет собой систему конкретных шагов и мер организационного, экономического, правового характера, имеющих своей целью поддержку самых уязвимых слоев населения Кричевский Н.А. Социальное страхование. - М., 2008. - С. 84..

Социальное страхование - необходимая поддержка государства. Наша повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение. Такие вещи, как известно, происходят довольно часто и имеют под собой объективные причины: профессиональное заболевание, несчастный случай на производстве, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы. Социальное страхование рассчитано в первую очередь на занятую часть населения и им же финансируется.

Во главе отрасли социального страхования в России находится Фонд социального страхования и обеспечения. Его деятельность не является произвольной, а регламентируется Постановлением Правительства России от 12.02.94 г. № 101 «О Фонде социального страхования РФ» САПП РФ. - 1994. - № 8. - Ст. 599.. Другими законодательными актами, регулирующими деятельность фонда, является Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) // Российская газета. - 2009. - № 7. и еще целый ряд законов Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 29.11.2010) // Ведомости СНД и ВС Р.Ф. - 1993. - № 2. - Ст. 56., указов Президента России, распоряжений и постановлений Правительства России.

Российская Федерация – социальное государство. Это провозглашается Конституцией РФ. В Основном Законе страны прописаны основные направления и важнейшие формы социальной защиты населения. Наряду с обязательным социальным страхованием, осуществляемым в соответствии с действующим законодательством, поощряется и добровольное страхование (ч. 3 ст. 39 Конституции РФ).

Федеральный закон ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 6 июля 1999 года 165-ФЗ соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

1) устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

2) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

3) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

4) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

5) паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

6) обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

7) ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;


8) обеспечение надзора и общественного контроля;

9) автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Социально-страховой риск как объект обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

В основе обязательного социального страхования лежат образование и использование специальных страховых фондов - государственных внебюджетных фондов.

Социальное страхование, как и любой иной вид страхования, является средством управления рисками. К социальным страховым рискам относятся:

Необходимость получения медицинской помощи;

Утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

Дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховые риски реализуются при наступлении страховых случаев. Страховыми случаями при обязательном социальном страховании признаются: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Исходя из понятия, которое дано в законе, можно сказать, что обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Виды :

1. Обязательное пенсионное страхование;

2. Обязательное социальное страхование в случаях временной не трудоспособности (материнство, отцовство, детство);

3. Обязательное социальное страхование от производственных травм и от профессиональных заболеваний;

4. Обязательное медицинское страхование.

На сегодняшний день социальная защита населения — это необходимый элемент эффективного функционирования каждого развитого государства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Вне зависимости от национальной принадлежности, главное звено социальной защиты – это социальное страхование. Оно выступает связующим фактором между страховыми институтами и социумом.

Понятие

Страхование играет роль вектора потребительской разновидности общественной защищенности. Это мера социальной защиты, которая направлена на рост социальной защищенности граждан путем страхования определенных рисков.

В то же время выступает сферой социальной защиты, нуждающейся в регулярной поддержке, причем не только государственной, а и в частном инвестировании.

Социальное страхование – это самодостаточный институт, имеющий собственную законодательную базу, а также организацию и экономическую основу.

Функции социальной политики воплощаются в жизнь при помощи ряда социальных услуг и соцобеспечения.

Социальное обеспечение, в свою очередь, являет собой ряд программ, связанных с финансовыми выплатами безработным слоям населения (при нетрудоспособности, в связи с преклонным возрастом или из-за утраты кормильца и др.).

Таким образом, социальное страхование - комплекс правоотношений в рамках распределения и последующего перераздела национальных доходов для того, чтобы сформировать ряд особых страховых фондов по обеспечению граждан, которые в общественном труде участия не принимают.

Организованный комплекс мер социального страхования состоит из программ, которые включают платежи для всех участников социума на безвозмездной основе и вне зависимости от их дохода по наступлению предусмотренного законом случая, такого как, к примеру, инвалидность, утрата работы, роды и др.

Узкое значение

В узком смысле социальная защита является системой законодательных и прочих гарантий, которые предоставляются трудоспособному населению, чтобы повысить собственный уровень благосостояния личным трудовым вложением, а и социально уязвимым и нетрудоспособным гражданам благодаря преимуществу в использовании общественных фондов потребления и прямой материальной поддержке.

Таким образом, понятие социального страхование в узком значении можно рассматривать как страхование от рисков в связи с наступлением определенных событий, изменяющих физическое состояние и соцположение населения, которые ухудшают их материальное положение.

Широкое

Социальная защита в широком смысле представляет собой государственную деятельность по реализации целей социальной политики, направленных на создание социальных гарантий при формировании экономической стимуляции для участников общественного производства.

Исходя из этого, социальное страхование – это система организаций и правил, компенсирующих или минимизирующих последствия изменений финансового положения населения в связи с потерей работы, инвалидности, травмы, старости и пр.

Основные принципы

К основным принципам социального страхования относят:

  1. Неукоснительное соблюдение.
  2. Стабильность за счет страхового обеспечения и взносов.
  3. Гарантированное государством соблюдение выполнения обязанностей страховщиком вне зависимости от его материального положения.
  4. Урегулирование государственным аппаратом.
  5. Обязательные выплаты установленных платежей страхователями.
  6. Несение ответственности за пользование финансами соцстраха.
  7. Автономия финансовой системы.

Особенности

Правительство РФ за каждый финансовый год выносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ отчетность о выполнении бюджетов обязательного социального страхования, утверждаемые впоследствии федеральным законодательством.

Фонды бюджетов определенных видов обязательного соцстраха обладают своими особенностями. Так, они не включаются в федеральный бюджет или бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Любые нецелевые расходы финансов из бюджетов обязательного соцстраха запрещено.

Чиновники, которыми допущен нецелевой расход таких денежных средств, несут ответственность, установленную согласно действующему законодательству РФ.

Денежные средства бюджетов указанных фондов не подлежат изъятию. Они хранятся на счетах ЦБ РФ или счетах других банков, список которых определяет Правительство РФ. Не взимается оплата банковских услуг по операциям с участием средств обязательного социального страхования.

Объемный перечень социальных обязательств государства предусматривается Конституцией РФ. Согласно основному закону властям предписывается выполнять и контролировать следующие нормы:

  • здоровье и труд населения подлежат охране;
  • предусматривается минимальная оплата труда;
  • проводится господдержка семей, инвалидов и пожилых граждан;
  • совершенствуется система социальных служб;
  • назначаются государственные пенсии и прочие гарантии соцзащиты.

Правовую базу социального страхования составляет Закон РФ , а также различные Федеральные законы (об основах обязательного соцстраха, об обязательном пенсионном страховании в РФ, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также другие федеральные законы о бюджетах).

Его виды:

Социальное страхование делится на следующие виды:

  • медицинское страхование (компенсация за оказание медицинской помощи);
  • пенсионное страхование (преклонный возраст, инвалидность, утрата кормильца);
  • страхование от несчастных случаев на производстве (травмы на предприятиях, профессиональные болезни);
  • страхование в связи с безработицей (пособия безработным, выплаты на их переобучение и трудоустройство).

Полный перечень разновидностей социальных страховых рисков:

  • предоставление медицинских услуг;
  • профзаболевание или получение трудового увечья;
  • временная нетрудоспособность;
  • признание безработным;
  • беременность и рождение ребенка;
  • преклонный возраст;
  • инвалидность;
  • утрата кормильца;
  • нетрудоспособность членов семьи застрахованного лица, которые находятся на его иждивении или же его смерть.

Понятие обязательного социального страхования

Самое полное определение понятия «социальное страхование» содержится в Закона «Об основах обязательного социального страхования».

Так, понятие неразрывно связано с комплексом государственных мер в области экономики, правами и различных организационных процессов.

Они предназначены компенсировать или минимизировать последствия изменений материального и социального статуса трудящихся и прочих категорий лиц, которые предусмотрены законом, как результат их признания нетрудоустроенными, профзаболевания, наличия инвалидности, травматизма, утраты кормильца семьи, материнства или наступления преклонного возраста, потребности оказания медицинских услуг.

Также прочих социальных страховых рисков, которые регламентированы действующим законодательством.

К субъектам обязательного социального страховния принадлежат:

  1. Застрахованные лица.
  2. Страховщики.
  3. Страхователи.

В первую категория лиц входят российские граждане, иностранцы и трудоустроенные по договору (контракту) или лица, не имеющие гражданства, которые сами обеспечивают свою занятость.
Некоммерческие юридические лица выступают страховщиками.

Подобные организации создаются чтобы обеспечивать права тех, кто получил страховку по обязательному соцстраху от предусмотренных страховых случаев .

Что касается страхователей, то это могут быть и юридические лица, и обычные граждане. Их объединяет обязанность платить страховые платежи (обязательные взносы) по определенным разновидностям обязательного соцстраха согласно федеральным законам.

План

Управление социальным обеспечением.

Управление социальным обеспечением подразделяется на общее и оперативное.

Общее осуществляет - Правительство РФ - Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ

Оперативное – Минтруд, Минздрав, Минобрнауки и др.

Основные функции в осуществлении государственной политики и правового регулирования в области социального обеспечения населения возложены на Министерство труда и социальной защиты РФ - Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации".

Особое место в оперативном управлении занимают внебюджетные фонды.

На уровне субъектов органы социального обеспечения могут носить разные наименования. В Краснодарском крае управление осуществляет - Министерство труда и социального развития Краснодарского края – Постановление главы администрации КК от 21.12. 2015 №1240.

Региональные органы социального обеспечения имеют в своем подчинении нижестоящие органы - районные, городские, отделы, комитеты социальной защиты населения.


Тема 2 Финансирование и управление социальным обеспечением

План

1).Понятие и виды форм социального обеспечения. Обязательное социальное страхование: понятие, принципы, виды, субъекты.

2). Финансирование социального обеспечения.

3).Страховые взносы как основной источник финансирования социального обеспечения.

4). Управление социальным обеспечением.

Понятие и виды форм социального обеспечения. Обязательное социальное страхование: понятие, принципы, виды, субъекты.

Современное общество придает значение важнейшей ценности - человеку и его естественным правам. Особое место среди этих прав за­нимают социально-экономические права.

К числу социально-экономических прав, помимо права на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд, на образование, на свободное пользование ценностями культуры, на охрану семьи, материнства и детства, относится также и право на со­циальное обеспечение .



Свое нормативное закрепление это право на­шло во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., в Международном пакте об экономиче­ских, социальных и культурных правах, принятом Генеральной Ас­самблеей ООН в 1966 г., в Европейской социальной хартии, принятой Советом Европы в 1961 г. и пересмотренной в 1996 г., а также в национальных конституциях ряда государств.

Право на социальное обеспечение представляет собой один из спо­собов обеспечения такого жизненного уровня человека , включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и бла­госостояния его самого и его семьи.

В свою очередь Мачульская Е.Е. дает следующее определение социальное обеспечение - это система экономиче­ских отношений по перераспределению государственных и негосударственных средств, направленная на частичное возмещение доходов от трудовой деятельности, внутрисе­мейного содержания, дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, оказание бес­платных медицинских и социальных услуг лицам, постра­давшим в результате наступления социального риска или других социально значимых обстоятельств.

Признаки социального обеспечения:

Признание обществом необходимости предоставления средств к существованию не имеющим их лицам формализовано путем закрепления права на обеспечение;

Осуществление обеспечения за счет общественных средств",

Обеспечение тех лиц, которые не имеют средств к существованию (либо имеют их в недостаточном объеме) по объективным, не зависящим либо мало зависящим от их воли, причинам, а сами эти причины в качестве оснований обеспечения закреплены в законодательстве;

Определение объема предоставляемых нетрудоспособным средств исходя из сложившихся в обществе стандартов жизнеобеспечения, представлений о социально значимых потребностях, а также представлений общества о социальной справедливости;



Создание государством, действующим от имени общества, в целях реализации права на социальное обеспечение особой организационно-правовой системы, включающей систему финансирования соответствующих мероприятий, систему осуществляющих их органов, систему гарантий защиты указанного права, а также обеспечение регулирования стандартов социального обеспечения, видов предоставляемых благ, оснований и условий их предоставления путем принятия соответствующего законодательства и разработки механизма его функционирования.

В совре­менной российской Конституции 1993 г. право на социальное обес­печение закреплено в ст. 39, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болез­ни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, в виде пенсий, пособий, социального обслуживания.

Данноеправо требует создания специального механизма для его реализации.

В зависимости от того, как организовано функционирование этого механизма различают формы социального обеспечения это организационно – правовой механизм, созданный для реализации конституционного права на социальное обеспечение.

Так, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах говорит о праве каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Следовательно, социальное страхование можно рассматривать как одну из форм социального обеспечения.

Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», являющаяся основополагающим актом Международной организации труда, посвященным вопросам социального обеспечения, говорит о возможности закрепления права на обеспечение в форме страхования, а также за счет налогообложения, т.е., по сути, упоминает уже о двух формах - страховой и нестраховой.

В Конституции РФ формы социального обеспечения прямо не закреплены, однако анализ ст. 7 и 39 позволяет сделать вывод о существовании

- обязательного социального страхования;

- государственного социального обеспечения;

- негосударственного (дополнительного), социального обеспечения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!