Все для предпринимателя. Информационный портал

Федеральные налоги включают. Федеральные налоги

К федеральным налогам и сборам относят налоги, которые установлены в рамках Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) и обязательны к оплате по всей России.

Налоговым кодексом РФ четко определяются основные элементы налогообложения: объект, ставки, база для исчисления налогов, а также порядок их уплаты.

Значение федеральных налогов и сборов можно разделить на 2 составляющие: социальное и экономическое.

Эффективное налогообложение является основным инструментом при реализации социальной политики государством. За счет него оказывается социальная поддержка определенным слоям населения, повышается уровень жизни населения, обеспечивается социальная справедливость.

Важным способом обеспечения социальной функции налогообложения является выравнивание налоговой нагрузки среди налогоплательщиков. На практике применяются схемы вертикального и горизонтального налогового выравнивания.

С точки зрения экономической сущности, налогообложение позволяет гражданам страны принимать активное участие в формировании доходов бюджета и контролировать его расходование Правительством. В свою очередь Правительство за счет регулирующей и контрольной функции налогов имеет возможность оказывать воздействие на деятельность налогоплательщиков.

Регулирующая функция позволяет регулировать уровень дохода различных слоев населения. Основными инструментами исполнения данной функции являются льготы, «налоговые каникулы», скидки, а также налоговый кредит.

Контрольная функция налогов позволяет оценить эффективность от повышения или снижения налоговой ставки. На основе данной функции разрабатываются поправки в налоговую систему страны.

Куда идут федеральные налоги и сборы


В России сбор налогов осуществляется с физических и юридических лиц, собранные средства перечисляются на счет Федерального Казначейства. В полномочиях этого государственного органа дальнейшее распределение средств в бюджеты всех трех уровней, а именно, федерального, областного (республики, края) и местного.

К примеру, налог на прибыль и НДС регулируются на федеральном уровне, налог на транспорт поступает исключительно в областные бюджеты, а налог на земельные участки зачисляется в доходы местного бюджета.

Уровень средств, который будет направлен в тот или иной бюджет определяется ежегодно Государственной Думой. Формирование бюджетов на предстоящий год осуществляет на основании анализа текущего уровня сбора налогов и на основании прогнозных данных. В течение года средства от налогоплательщика поступают ежедневно и распределяются они по трем бюджетам также ежедневно.

Из-за отклонения плательщиков от уплаты налогов, государство не может своевременно исполнить свои запланированные обязательства, в связи с чем, неуплата налогов является уголовно наказуемым преступлением.

Виды федеральных налогов и сборов

Виды налогов распределены между уровнями власти в зависимости от их полномочий. Данное распределение закреплено Налоговым кодексом РФ. Статьей 13 НК РФ установлен перечень налогов и сборов отнесенных к федеральным.

Следует отметить различие между налогами и сборами. Налоги уплачиваются в бюджет на безвозмездной основе, а сбор предполагает получение плательщиком услуги, которую может оказать только государственный орган власти.

Налог на добавленную стоимость


Налог на добавленную стоимость признан сильнейшим инструментом воздействия на внутренние экономические процессы. Налоговая база зависит от стоимости конкретного товара (услуги), при этом для каждого вида товара или услуги применяется собственный размер ставки.

В России стандартная ставка НДС составляет 18%, на некоторые виды применяется 10% или 0%. Дифференцирование ставок позволяет избежать роста цен на товары первой необходимости, поддерживать отечественных производителей, а также регулировать определенные сферы бизнеса.

В отличие от других налогов, часть НДС может быть возмещена. Для этого покупателю необходимо предъявить в налоговый орган подтверждающие документы.

Предположим, что фирма закупила товар на 1000000 рублей, покупателю будет перечислено 1180000 рублей, так как НДС применен в размере 18%. Далее фирма реализует товар с наценкой 50%. Сумма, полученная от продажи равна 1500000 рублей и 270 000 рублей (сумма налога НДС). В бюджет фирма перечислит только с суммы продажи товара, то есть 270000 – 180000 = 90000 рублей.

Товар, приобретенный на территории России, облагает по ставке НДС 18%, если в дальнейшем он будет экспортирован, то применяется ставка 0%. И в этом случае не налогоплательщик выплачивает средства, а налоговые органы возмещают уплаченные 18%.

Налог на прибыль

Плательщиками налога на прибыль являются российские компании и иностранные, получающие прибыль в России. Напротив не уплачивают данный вид налога индивидуальные предприниматели и компании, находящиеся на специальных режимах налогообложения.

Стандартная ставка налога на прибыль в России составляет 20%, из которых 2% идут в федеральный, а 18% в региональный бюджет. Регулировать размер ставки власти могут на местном уровне, снизить они могут до 13,5%, но к этому должны прибавить 2% в обязательном режиме.

Базой для расчета данного налога является разница между полученными доходами и понесенными расходами компанией. Если за год компания получила 4 500 тыс. рублей дохода, а понесенные расходы составили 2 700 тыс. рублей, следовательно, прибыль равна 1 800 тыс. рублей.

При расчете по ставке 20%, в местный бюджет будет направлено:
1 800 тыс. х 18%= 324 тыс. рублей,

в федеральный бюджет:
1 800 тыс. х 2%= 36 тыс. рублей.

Если ставка в местном бюджете будет снижена до 13,5%, то в местный бюджет будет направлено:
1 800 тыс. х 13,5%= 243 тыс. руб.,
в федеральный:
1 800 тыс. х 2%=36 тыс.

Таким образом, в независимости от того какая ставка будет принята на местном уровне, сумма отчисления в федеральный бюджет будет неизменна.

Акцизы

Оплата акциза является обязательной на территорию всей России, и включает в себя определённых список товаров. Под акциз попадают следующие виды товара:

  • спиртные напитки;
  • табачные изделия;
  • топливо (бензин, газ);
  • моторные масла.

Ставки для начисления акциза приняты по всей стране единые, и подразделяются на 2 вида:

  • Твердые — устанавливаются в абсолютном значении;
  • Комбинированные — сочетают в себе твердую ставку и долю от стоимости подакцизного товара.

К примеру, завод произвел 500 л. Доля этилового спирта в данной алкогольной продукции — 40%. Налоговом кодекс ставка предусмотрена — 210 руб./ л.

  1. Определим налоговую базу: 500 л. х 40% = 200 л.,
  2. С применением акциза сумма составит: 200 л. х 210 руб. = 42 000 руб.

В бюджет будет направлена сумма, уменьшенная на сумму налогового вычета, которая составляет 1400 руб. Таким образом, в бюджет будет зачислено 30 600 руб.

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц уплачивается всеми гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, которые получают доход на территории государства. Ранее данный налог носил название «подоходного».

Ставки налога на доходы физических лиц в российском законодательстве различны. Общая ставка данного налога составляет 13%, ею облагается большая часть доходов населения: заработные платы, оплата по гражданско-правому договору, доходы от продажи имущества.

К примеру, в январе размер заработной платы сотрудника составила 58 000 рублей. Согласно Налоговому кодексу РФ компания, в которой работает сотрудник, должна перевести в пользу государства 7 540 рублей:
58 000 х 13%= 7 540 рублей.

Перечисляется налог на доход физического лица в приведенном примере компанией, так как она является налоговым агентом.

Налог на добычу полезных ископаемых


Налогоплательщиками это вида налога являются организации, а также предприниматели работающие на индивидуальной основе, которые занимают добычей из недр земли.

В качестве налоговой базы может выступать стоимость добытых ископаемых, либо их количество. Стоимостная характеристика применима ко добытым полезным ископаемым, за исключением газового конденсата, газа, нефти. Расчет этого вида налога различен для стоимостных и количественных характеристик. Процентная ставка при стоимостном виде зависит полезного ископаемого и может колебаться от 0% до 8%. Ставка при количественном виде исчисляется в рублях на тонну и может составлять от 24-493 рублей.

В отчетном периоде компания добыла 36 800 тонн песка, которые реализованы по цене 256 руб. за тонну (НДС 39 рублей). Расходы по доставке письма составили 550 000 рублей. Ставка на добычу по НК РФ составляет 5,5%.

Рассчитаем налог в несколько действий:

  1. (36 800 * (256 – 39))– 568 412 = 884 944 рублей
  2. Цена 1 тонны рассчитывается: 884 944 / 36 800= 24 рублей
  3. Налоговая база составит: 24 * 36 800= 886 200 рублей
  4. Налог к уплате равен: 886 200 * 5,5% = 48 741 рублей

Водный налог

Водный налог позволяет обеспечить эффективное и рациональное использование ограниченного ресурса России – воды. Данный налог распределяется следующим образом:

  • 2/5 – направляется в федеральный бюджет;
  • 3/5 – перечисляется в местный бюджет.

В Налоговом кодексе предусмотрены отчисления в следующих случаях:

  • если водные ресурсы используются для производства электроэнергии;
  • водные ресурсы используются при сплаве древесины;
  • при заборе воды из определённых объектов.

На размер ставки влияет область, вид деятельности, тип водного объекта и иные факторы, предусмотренные законодательством. Налог исчисляется из налоговой базы, умноженной на ставку и коэффициент, предусмотренных ст. 333.12 НК РФ.

Рассмотрим следующий пример. Компания в квартал осуществила забор воды в объеме 380 тыс. куб. м. Допустимое значение добычи составляет 320 тыс. куб. м., расчет будет осуществлен следующим образом:

380 000 — 320 000 = 60 000 куб. м.

Это сумма превышения, которая рассчитывается другим методом:

60 000 * 300 * 1,32 * 5 = 118 800 руб., где:

  • 300 руб. - неизменная ставка, которая определяется подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ;
  • 1,32 - изменяющийся коэффициент, данное значение применяется в 2016 году
  • 5 - неизменный коэффициент, который применяется при расчете сверхлимитного объема добытых полезных ископаемых.

Следовательно, в бюджет будет отчислено: 126 720 + 118 800 = 245 520 руб.

Сборы за пользование объектами природного мира

Данный вид сбора взимается с 2014 года, плательщиками по нему могут быть как физические, так и юридические лица. Для пользования объектами природного мира, налогоплательщик должен получить специальное разрешение – лицензию.

Ставка, применяемая для исчисления сбора, установлена для каждого объекта природного мира и едина по всей стране. Существует два вида ставок:

  • 0% — если объект природного мира ликвидирован при угрозе человеками жизни, либо проводится регулирование численности животного мира;
  • 5% — применяют при отстреле особей, чей возраст не достиг 1 года.

Для расчета применяется формула :

Сбор=ставка х количество.

К примеру, согласно статье 333.3 НК ставка сбора на тетерева составляет 15 тыс. руб., следовательно, при отстреле 3 особей, налогоплательщик должен заплатить в бюджет 45 тыс. руб.

Государственная пошлина

Государственная пошлина уплачивается юридическими и физическими лицами при обращении в органы федерального или местного уровня для получения определенных видов услуг.

Законодательством предусмотрены множество случаев уплаты государственной пошлины население. Некоторые могут достигать значительных размеров, и лицо не может выплатить пошлину единовременно, в этом случае применяется рассрочка, без начисления процентов.

Встречаются случаи, когда госпошлина может быть возвращена:

  • при переплате;
  • суд возвратил иск;
  • отказ нотариуса в совершении нотариальных действий;

Оплаченная пошлина для бракоразводного процесса не возвращается, а также не подлежит возврату сумма, оплаченная для регистрации в ЕГРП в случае возврата.

Федеральные налоги и сборы в условиях специального налогового режима

Специальные налоговые режимы могут предусматривать введение других федеральных налогов и сборов, либо напротив освобождать юридические лица от уплаты некоторых из них.

Так, например, организации, применяющие упрощённую систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог или единый налог на вмененный доход освобождаются от уплаты налога на прибыль и НДС.

Каждому известно, что Россия представляет собой федерацию, то есть состоит из двух уровней власти: федеральной (центральной) и региональной. Соответственно бывают налоги федеральные, региональные и местные. Разберем, что такое федеральные налоги и какие конкретно сборы к ним относятся.

Понятие

Федеральные налоги, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации — это налоги и сборы, которые установлены Налоговых Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12.

Таким образом, понятно, что поступления в казну от этих налогов пополняют не только Федеральный, но и местный бюджет. Вы должны знать, что в России также есть федеральный конституционный закон «Федеральный договор», который разграничивает полномочия центральных и местных властей. На этом основании и налоговые поступления перераспределяются.

Примеры федеральных налогов

Налог на добавленую стоимость (НДС) — это налог на ту стоимость, которую добавил продавец к стоимости , услуги. Грубо говоря, это налог на наценку. Более точно же добавленная стоимость — это сумма стоимости работы работника и полученной фирмой прибыли. Этот налог является косвенным, так как входит в стоимость всех продаваемых товаров или услуг. Его платят разные организации и индивидуальные предприниматели. Поэтому, когда ты покупаешь автомобиль, ты оплачиваешь не только наценку продавца, но и НДС вместо него 🙂

Акцизы — это налог на массовые товары потребления: алкоголь, табак, автомобили, мотоциклы, пользующиеся массовым спросом. Этот тоже косвенный налог, то есть оплачивается потребителем при покупке товара. Следуют отличать акцизы от таможенных пошлин. Последние собираются тоже с массовых товаров, но уже ввозимых в страну из-за границы. То есть люди в России очень любят пить спиртное и курить сигареты. Почему бы не обложить эти товары налогом, чтобы вместе с наценкой потребители платили бы еще акцизы за то, что часто потребляют 🙂

Налог на доход физических лиц (НДФЛ) — это прямой налог с тех доходов, которые получает физическое лицо от дивидендов по , от страховки (если наступил страховой случай), непосредственно со своего дохода от своего труда, или от авторских вознаграждений и гонораров. Заработал деньги — отдай часть государству. Парадокс в том, что все бюджетные работники (учителя, врачи и пр.) получают деньги от государства и государству же платят этот НДФЛ.

Налог на прибыль организаций — это прямой налог, который выплачивается организациями (юридическими лицами) в зависимости от размера своей прибыли. Прибыль — это разница между доходами и расходами.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — это прямой налог на те организации (юридические лица), которые занимаются добычей полезных ископаемых. Налог платится либо в зависимости от количества добытых полезных ископаемых, либо от их стоимости.

Налог на воду (водный налог) — это налог на забранную организациями у государства воду. Исчисляется в зависимости от количества забранной воды.

Налог на воздух (шутка:))

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Например, пошел ты ловить рыбу сетями, имея на это разрешение. Поймал сколько-то рыбы, взвесь и отдай налог государству.

Государственная пошлина — это сбор на обращения граждан в государственные органы как местные, так федеральные, на разного рода пользование государственными услугами. Например, захотел ты подать иск в суд — будь любезен заплати госпошлину.

Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
Ниже приводится перечень федеральных налогов, взимаемых с предприятий, а также бюджеты их зачисления на 01.01.2001 г.:
Налог на прибыль (федеральный бюджет (ФБ), региональный бюджет (РБ), местный бюджет (МБ)).
Акцизы на отдельные группы и виды товаров (ФБ, РБ, МБ).
Налог на добавленную стоимость (ФБ).
Таможенная пошлина (ФБ).
Налог на добычу полезных ископаемых.
Платежи за лесопользование (ФБ, РБ).
Государственная пошлина (ФБ, РБ, МБ).
Налог на игорный бизнес (ФБ, РБ).
Налог на доходы физических лиц (ФБ, РБ, МБ).
Единый социальный налог (взнос) (ВБФ РФ).
Налог на операции с ценными бумагами (ФБ).
Плата за пользование водными объектами (ФБ, РБ).
Платежи за загрязнение окружающей среды(ФБ, РБ).
На приобретение иностранных денежных знаков (ФБ, РБ).
Налог на отдельные виды транспортных средств (ФБ).
Налог на использование государственной символики РФ (ФБ).
Федеральные лицензионные сборы (ФБ).
Региональные налоги. Такие налоги, как налог на имущество
предприятий, налог с продаж, устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не будет установлено законодательными актами РФ.
Далее приводится перечень региональных налогов, взимаемых с предприятий, и бюджеты их зачислений на 01.01.2001 г.
Налог на имущество предприятий (РБ, МБ).
Налог с продаж (РБ, МБ).
Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (ФБ, РБ, МБ).
Региональные лицензионные сборы (РБ).
Налог на использование региональной символики (РБ).
Местные налоги и сборы. Из местных налогов для предприятий общеобязателен только один - земельный налог.
Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, в частности, объект налогообложения, налогоплательщики, налоговые ставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяются Земельным кодексом и Законом Российской Федерации «О плате за землю» от 11.10.91 № 1738-1 в редакции Федерального закона от28.06.97 № 93 - ФЗ.
Перечень местных налогов, взимаемых с предприятий на 01.01.2001 г., приводится ниже.
Земельный налог (ФБ, РБ, МБ).
Сбор с биржевых сделок (МБ).
Налог на рекламу (МБ).
Курортный сбор (МБ).
Сбор за открытие игорного бизнеса (МБ).
Местные лицензионные сборы (МБ).
Налог на использование местной символики (МБ).
К организационным принципам действующей российской налоговой системы относятся положения, в соответствии с которыми осуществляются ее построение и структурное взаимодействие. Кроме того, организационные принципы налоговой системы обусловливают основные направления ее развития и управления
Данные принципы закреплены преимущественно в Конституции РФ и Налоговом кодексе РФ.
В настоящее время налоговой системе России соответствуют следующие организационные принципы:
принцип единства;
принцип подвижности (пластичности);
принцип стабильности;
принцип множественности налогов;
принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
Принцип единства налоговой системы. Единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции РФ, согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Принцип подвижности (пластичности). Этот принцип гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства.
Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке.
Принцип множественности налогов. Данный принцип включает несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА
ОБЩИЕ
Соразмерности
Экономичности
Максимального учета интересов налогоплательщика
Справедливости -
ЧАСТНЫЕ
экономической
справедливости
принцип горизонтальной справедливости (принцип платежеспособности
принцип вертикальной справедливости (принцип выгод)
юридической справедливости
ЧАСТНЫЕ
Равного налогового бремени
Установления налога законом
Отрицания обратной силы налогового закона
Приоритета налогового закона над неналоговыми законами
Сочетания интересов государства, субъектов Федерации, органов местного самоуправления и налогоплательщика в правовом регулировании налоговых отношений (налоговом
нормотворчестве) и при применении налогового законодательства
ОБЩИЕ ЧАСТНЫЕ
Единство налоговой системы
Подвижности
(эластичности)
Стабильности
Множественности налогов
Исчерпывающего перечня региональных и местных налогов
Принцип исчерпывающего перечня налогов. Единое экономическое пространство России предопределяет политику Российского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Существующая налоговая система включает различные виды налогов. В основу их классификации положены разные признаки.
Некоторые из них рассмотрим более подробно.
Форма обложения. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (прямая форма обложения). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству (косвенная форма обложения). В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.
Субъект налогоплательщик. По данному признаку определяются следующие.
Налоги с физических лиц (налог на доходы с физических лиц; налог на имущество физических лиц; налог на Имущество, переходящее в порядке наследования и дарения; курортный сбор и др.).
Налоги с организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.). Данная разновидность не случайно названа «налоги с организаций», а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.
Смешанные налоги уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (государственная пошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).
Орган, устанавливающий и конкретизирующий налоги. По этому признаку налоги подразделяются на:
Федеральные (общегосударственные) налоги - налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; налог на прибыль с предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.
Размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории.
Региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) - налог на имущество предприятий; налог на лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, налог с продаж, единый налог на вмененный доход.
Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов Федерации республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов.
Местные налоги - налог на имущество физических лиц, земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования, налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах.
Местные налоги, механизм их исчисления и взимания вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством России и республик в составе Российской Федерации.
Порядок введения налога. По данному признаку можно выделить: общеобязательные все федеральные налоги, налог на имущество предприятий, налог на лесной доход, плата за воду, налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают.
Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории - компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключением тех, которые являются общеобязательными.
Уровень бюджета. В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на:
закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местный бюджеты, а также во внебюджетный фонд;
регулирующие налоги, поступающие одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действует несколько таких налогов, например: налог на прибыль с предприятий и организаций и налог на доходы с физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов Федерации Целевая направленность. В соответствии с этим признаком можно выделить налоги абстрактные и целевые.
Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства, например сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы, сборы на содержание милиции, сборы на благоустройство территорий и другие цели. Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.
Элементы налога. Каждый налог содержит следующие элементы:
субъект налога, или налогоплательщик, - физическое или
юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;
объект налога - предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из объекта, например, земельный налог, подоходный налог;
источник налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают;
единица обложения - единица измерения объекта (по налогу на доходы - денежная единица страны, по земельному налогу - гектар, акр);
налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения;
налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта;
налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.
В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.
Способы взимания налогов. В налоговой практике существуют три способа взимания налогов:
кадастровый;
изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника);
изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации).
Первый способ предполагает использование кадастра.
Кадастр - это реестр, содержащий перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся, например, при земельном налоге размер участка, количество скота и др.
Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника) исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, который выплачивает доход субъекту налога. Таким путем взимается налог на доходы физических лиц.
Изъятие налога после получения дохода (владельцем по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о полученных доходах.
Федеральные налоги Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) в России был введен 1 января 1992 г. Он представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
НДС - косвенный налог, т. е. надбавка к цене товара (работ, услуг), оплачиваемая конечным потребителем. Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждом этапе технической цепочки производства и обращения товара налог равен разнице между налогом, взимаемым при продаже и при покупке. При продаже товара предприятие компенсирует все свои затраты в связи с этим налогом и добавляет налог на вновь созданную на самом предприятии стоимость. Эта часть НДС, включаемая в продажную цену, перечисляется государству. Таким образом, налоговые платежи тесно связаны с фактическим оборотом материальных ценностей, а вся тяжесть налога ложится на конечного потребителя.
Если товар ввозится на территорию Российской Федерации, то он облагается НДС в соответствии с таможенным законодательством России и Инструкцией Государственного таможенного комитета РФ.
Плательщиками НДС являются:
организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
индивидуальные предприниматели.
Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн. руб.
Объектом налогообложения служат обороты по реализации товаров, работ и услуг. Объектом налогообложения считаются:
обороты по реализации всех товаров, как собственного производства, так и приобретаемых на стороне;
обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства (обращения), а также своим работникам;
обороты по реализации товаров (работ, услуг) без оплаты стоимости в обмен на другие товары (работы, услуги);
обороты по безвозмездной передаче или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим предприятиям или гражданам.
Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них НДС.
В ходе исчисления облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов. При обмене товарами (работами, услугами), передаче их безвозмездно или с частичной оплатой, а также при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
между взаимозависимыми лицами;
по товарообменным (бартерным) операциям;
при совершении внешнеторговых сделок;
при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
В облагаемый оборот включаются также: суммы денежных средств, полученные предприятиями за реализуемые ими товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, исполнения фондов специального назначения или направленные в счет увеличения прибыли; средства, полученные от взимания штрафов, взыскания пеней, выплаты неустоек за нарушение обязательств, предусмотренных договорами поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги), также являются объектами налогообложения.
В настоящее время устанавливается ряд льгот по НДС. К льготным относятся специфические обороты по реализации товаров (работ, услуг), освобождаемые от НДС в соответствии с
действующим законодательством. Например, экспортируемые товары, услуги городского пассажирского транспорта, банковские операции, совершаемые по денежным вкладам, расчетным, текущим и другим счетам, и т. д. Количество льгот по НДС очень велико, что и является одним из существенных недостатков действующего механизма исчисления НДС.
В настоящее время действуют следующие ставки НДС:
10% по продовольственным товарам (кроме подакцизных), товарам для детей по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ;
20% по всем остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.
Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам и тарифам при уплате НДС с суммы разницы между ценой реализации и ценой приобретения товаров, а также при реализации услуг, в стоимость которых включен налог (при осуществлении торгово-закупочной, посреднической деятельности), вместо ставок 10 и 20% применяются расчетные ставки соответственно 9,09 и 16,67%.
Не исключается из налоговой суммы, полученной от покупателей, налог, уплаченный поставщикам:
по товарам (работам, услугам), использованным на непроизводственные нужды, по которым уплата налога производится за счет соответствующих источников финансирования, а также по приобретаемым служебным легковым автомобилям и микроавтобусам (кроме колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных и других сельскохозяйственных предприятий и организаций);
по товарам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от НДС. Суммы налога, уплаченные поставщикам по таким товарам (работам, услугам), относятся на издержки производства и обращения.
Сроки уплаты НДС в бюджет следующие. Уплата налога при реализации товаров на территории Российской Федерации производится по итогам каждого месяца исходя из фактической реализации (передачи) товаров (работ, услуг) за истекший период, не позднее 20го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими 1 млн. руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший квартал не позднее 20го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
При оформлении расчетных документов (счетов фактур, актов выполненных работ, счетов на услуги и др.), предъявляемых покупателям (заказчикам) на реализуемые товары (работы, услуги), сумма НДС выделяется отдельной строкой.
При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не являющихся объектом налогообложения, расчетные документы выписываются без выделения сумм налога и на них делается надпись или ставится штамп «Без налога на добавленную стоимость».
Расчетные документы, в которых не выделена сумма налога, учреждениями банков не должны приниматься к исполнению. В случае частичной оплаты расчетных документов, в которых был выделен налог, соответственно уменьшаются суммы, причитающиеся поставщику.
Реализация товаров (работ, услуг) населению производится по свободным и регулируемым розничным ценам и тарифам, включающим сумму НДС по установленной ставке. На ярлыках товаров и ценниках, выставляемых в торгующих организациях, сумма налога не выделяется. С 1 января 1997 г. введен порядок ведения журналов учета счетов фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Плательщики НДС при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых НДС, так и не облагаемых налогом, составляют счета фактуры и ведут журналы учета счетов фактур, книгу продаж и книгу покупок по установленным формам. Каждая отгрузка товара (работы, услуги) оформляется составлением счета фактуры и регистрацией ее в книге продаж и книге покупок.
Счетфактуру составляется предприятием поставщиком на имя предприятия покупателя в двух экземплярах и дает право на зачет сумм НДС в порядке, установленном федеральным законом.
Плательщики и сроки, установленные для уплаты налога за отчетный период, предоставляют налоговым органам по месту своего нахождения расчеты по установленной форме.
Акцизы
Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателями. Акцизы, как правило, устанавливаются на дефицитную, высокорентабельную продукцию и товары, предназначенные для населения и являющиеся монополией государства, которое использует акцизы для регулирования спроса и предложения, а также для пополнения государственного бюджета.
Акцизами облагается реализация винно-водочных и табачных изделий, пива, легковых автомобилей, ювелирных изделий (включая изделия с бриллиантами), а также бензина, нефти и др.
Плательщиками акцизов являются:
производящие и реализующие подакцизные товары организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальные предприниматели;
по ввозимым на территорию РФ товарам - предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством РФ.
Объектом обложения акцизами по подакцизной продукции, на которую установлены адвалорные (в процентах) ставки акцизов, а также для организаций, использующих произведенные подакцизные товары для производства товаров, не облагаемых акцизами, и для собственных нужд, - стоимость подакцизных товаров определяется исходя из отпускных цен без учета акциза. Объектом обложения акцизами по подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов (в абсолютной сумме на единицу обложения), для всех организаций является объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.
Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением подакцизных видов минерального сырья), в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации, являются едиными на всей территории Российской Федерации и устанавливаются в следующих размерах:
в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акцизов (адвалорные ставки), например на ювелирные изделия - 5%, природный газ 15%;
в рублях за единицу измерения (специфические ставки), например вина виноградные - 36 руб. 75 коп. за 1 л, вина игристые и шампанские 9 руб. 45 коп. за 1 л и т. д.
Специфические ставки акцизов пересматриваются путем внесения изменений в Налоговый кодекс.
Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации), на которые установлены ставки акцизов в процентах, определяется плательщиком по формуле
где О объект обложения (отпускная цена без учета акциза или таможенная стоимость, увеличенная на таможенную пошлину и таможенные сборы);
А ставка акциза, %.
С сумм денежных средств, получаемых организациями за производимые и реализуемые ими подакцизные товары в ввде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, а также со стоимости опциона и в случаях применения для исчисления акциза рыночных цен сумма акциза определяется по формуле
с НА (100% +А)’
где Н - рыночная цена с учетом акциза, или сумма полученных денежных средств, или стоимость опциона.
В настоящее время устанавливаются следующие льготы по акцизным платежам. Акцизами не облагаются подакцизные экспортируемые товары (за пределы стран - членов СНГ), а также подакцизные в РФ товары, поступившие с территории стран СНГ, при ввозе на территорию РФ.
По акцизам устанавливаются следующие сроки платежей в бюджет. Плательщики представляют налоговым органам по месту своего нахождения расчеты по акцизам ежемесячно не позднее того числа следующего за отчетным месяца.
Акцизы уплачиваются в бюджет в следующие сроки:
не позднее 30го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, - по подакцизным товарам, реализованным с 1го по 15е число включительно отчетного месяца;
не позднее 15го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, - по подакцизным товарам, реализованным с того по последнее число отчетного месяца.
Плательщики акцизов по подакцизной продукции, не реализуемой на сторону и используемой предприятиями во внутризаводском обороте, должны вести обособленный их учет с начислением сумм акциза по соответствующей ставке и в момент передачи этой подакцизной продукции для производства не подакцизных товаров. Перечисление акциза в бюджет по указанной продукции за истекший календарный месяц производится в срок не позднее 20го числа месяца, следующего за отчетным, в котором производилось его начисление.
Налог на прибыль.
Налог на прибыль относится к числу федеральных налогов. Это значит, что объект налогообложения, плательщики налога, порядок его зачисления в бюджет устанавливаются Федеральными законодательными органами власти. Налог на прибыль является прямым налогом. Налог на прибыль предприятий был введен с 1 января 1992 г.
Нормативная база, регулирующая налогообложение прибыли, представлена Налоговым кодексом РФ, в том числе и 25 главой Налогового кодекса РФ, вступающей в действие с 1 января 2002 г.
Плательщики налога
Плательщиками налога на прибыль являются:
российские организации;
иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Не являются плательщиками налога на прибыль:
предприятия любых организационно правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятии индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации;
Центральный банк Российской Федерации и его учреждения по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения;
организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданскоправового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности, включая численность работающих в их филиалах и иных обособленных подразделениях;
организации по прибыли, полученной от предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса;
предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, переведенных нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В условиях действующей системы налогообложения у предприятий формируются 4 показателя прибыли, существенно различающихся по величине, экономическому содержанию, функциональному назначению. Базой для всех расчетов служит балансовая прибыль - основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Для целей налогообложения определяется расчетный показатель -прибыль полученная налогоплательщиком, а на его основе- налогооблагаемая прибыль. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль - чистая прибыль.
Объектом обложения налогом является прибыль, полученная организацией:
для российских организаций - полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов;
для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
для иных иностранных организаций - доход полученный от источников в Российской Федерации.
Рассмотрим порядок определения доходов и расходов в целях налогообложения прибыли.
Все доходы, полученные организацией, можно разбить на две группы:
Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации).
Внереализационные доходы.
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав). Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета. Доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях. При этом доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка РФ, установленному на дату признания этих доходов.
Прибыль, полученная организацией, представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и расходами на ее производство и реализацию.
Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении прибыли исключают из выручки от реализации продукции (работ, услуг) уплаченные экспортные пошлины.
Итак, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Основным документом, регламентирующим перечень расходов на производство и реализацию продукции является глава 25 Налогового кодекса РФ.
Налогооблагаемая прибыль определяется вычитанием из прибыли, полученной налогоплательщиком перенесенных им убытков прошлых лет. Налогоплательщики, понесшие убытки в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы.
Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка, но при этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном периоде не может превышать 30% налоговой базы. В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующий год и последующие девять лет. Если налогоплательщик понес убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены.
Ставка налога на прибыль и порядок его зачисления в бюджет
С 01.01.02 г. налоговая ставка устанавливается в размере 24% При этом:
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5%, зачисляется в федеральный бюджет;
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в местные бюджеты.
Законодательные органы субъектов РФ вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, но не ниже чем до 10,5%.
Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах, а суммы налога зачисляются в Федеральный бюджет:
10% - использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров с связи с осуществлением международных перевозок;
20% - со всех остальных доходов, кроме доходов, полученных в виде дивидендов и от отдельных долговых обязательств.
К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки, а суммы налога зачисляются в федеральный бюджет:
6% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами РФ;
15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.
К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки, а суммы налога зачисляются в федеральный бюджет:
15% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;
0% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г.
Порядок исчисления и сроки уплаты налога
Сумма налога определяется плательщиками как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога на прибыль определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Налоговый период по налогу на прибыль - календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В настоящее время законодательно предусмотрено 3 варианта уплаты налога на прибыль.
Порядок уплаты налога в бюджет
Ежеквартально с ежемесячными авансовыми взносами
Ежемесячно без авансовых взносов
Ежеквартально без авансовых взносов
Применяется всеми предприятиями, кроме бюджетных и тех предприятий, у которых за предыдущие четыре квартала выручка от реализации не превышала в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал.
Порядок уплаты налога:
выбирается предприятием самостоятельно;
сообщается до начала года в письменном виде в налоговый орган по месту нахождения предприятия;
действует без изменения до конца календарного года.
Применяется бюджетными предприятиями, имеющими прибыль от предпринимательской деятельности, иностранными организациями, организациями, у которых за предыдущие четыре квартала выручка от реализации в среднем не превышала 3 млн. руб. за каждый квартал.
Может применяться (по решению. органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ):
предприятиями, добывающими драгоценные металлы, драгоценные камни;
общественными организациями;
религиозными объединениями;
жилищно-строительными, дачно-строительными и гаражными кооперативами;
садоводческими товариществами.
Единый социальный налог (взнос)
Плательщиками единого социального налога (взноса) являются работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе:
организации;
индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
крестьянские (фермерские) хозяйства;
физические лица.
Не платят единый социальный налог (взнос) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные актами законодательной (представительной) власти субъектов РФ на систему вмененного дохода.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
Налоговая база. Работодатели, принимающие на работу по трудовому договору или выплачивающие вознаграждения по договорам гражданскоправового характера, а также по авторским и лицензионным договорам, будут исчислять налоговую базу как сумму доходов, выплаченную работникам за налоговый период. Исключением являются выплаты, не включаемые в состав доходов. Это государственные пособия, компенсационные выплаты, командировочные расходы в пределах установленных норм, суммы страховых платежей, в том числе в негосударственные пенсионные фонды, выплачиваемых организацией по договорам страхования работников за счет средств, оставшихся в распоряжении работодателей после уплаты налога на доходы организаций.
Не включаются в налоговую базу доходы, не превышающие 2000 руб., в следующих случаях:
суммы материальной помощи, оказанной работодателем своим работникам, а также тем из них, кто уволился, выйдя на пенсию по инвалидности либо по возрасту;
возмещение работодателем своим работникам и членам их семей, бывшим своим работникам (пенсионерам и инвалидам) стоимости приобретенных ими медикаментов, назначенных им лечащим врачом, и т. д.
Облагаются доходы, начисленные работодателями работникам гак в денежной, так и в натуральной форме, в виде материальных, социальных или иных благ или в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому работнику по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Но при этом не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей. В таком случае совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает под иную ставку социального налога, и права на зачет или возврат излишне уплаченных сумм социального налога не возникает.
Налоговая база также определяется как сумма доходов, полученная в денежной или в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с извлечением этих доходов.
Доходы, полученные в натуральной форме (в виде товаров, работ, услуг), учитываются в составе налоговой базы как стоимость этих товаров, работ, услуг на день их получения. Стоимость исчисляется исходя из их рыночных цен (тарифов). В такую стоимость включаются соответствующие суммы НДС и налога с продаж, а для подакцизных товаров и сумма акцизов.
В аналогичном порядке в составе доходов учитываются получаемые работником и членами его семьи за счет работодателя следующие виды дополнительных материальных выгод:
от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника или членов его семьи товаров, работ, услуг или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника;
от приобретения работником и (или) членами его семьи у работодателя товаров, работ, услуг на условиях, более выгодных по сравнению с обычно предоставляемыми в подобных обстоятельствах их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами);
от экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях.
Шкала ставок социального налога дифференцирована в зависимости от налогоплательщиков и величины налоговой базы на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года.
Сумма налога исчисляется работодателем отдельно в каждый фонд и определяется как процентная доля от налоговой базы. В сроки, установленные для уплаты налога, работодатель обязан представить в Фонд социального страхования РФ сведения о суммах:
начисленного налога в фонд;
возмещения пособий, выплаченных по трудовым увечьям и профзаболеваниям;
направленных на приобретение путевок;
расходов, подлежащих зачету.
Банк не в праве выдавать своему клиенту налогоплательщику деньги на оплату труда, если последний не представил платежного поручения на перечисление налога.

Государства - это огромная комплексная система, направленная не только на пополнение федерального бюджета, но и, что из этого следует, улучшение благосостояния страны в целом. Разновидностей налогов множество, и каждая из них имеет свою целевую и предметную направленность. На каком основании возникают обязательства перед бюджетом и какова их классификация, мы узнаем из статьи ниже.

Что представляет собой налоговая система РФ

Федеральные налоги и сборы на сегодняшний день представляют собой неотъемлемую часть государственной казны. Поскольку благодаря им функционируют учреждения некоммерческого характера, социально незащищенные слои населения получают свои выплаты, ну а бульвары наших городов постоянно ухожены и облагорожены. Все это - за счет средств налогоплательщиков, которые также ответственно подходят к выплате своих обязательств перед страной.

Так что же собой представляют эти выплаты и какими они бывают? Действующее законодательство о налогах и сборах регулируется НК РФ, а также ЗРФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который был утвержден еще в 1991 году и, претерпев некоторые изменения, актуален и по сей день.

Согласно данным нормативно-правовым актам, любую государственную пошлину или налог следует понимать как обязательный платеж, который вносит физическое либо юридическое лицо в четко установленный срок. При этом плательщик налогов, помимо своевременного учета собственных обязательств перед казной, может также воспользоваться предоставляемыми льготами, если таковые ему положены.

Федеральные налоги и сборы: общая характеристика

Всего обязательных сборов общегосударственного характера разделяют на три подгруппы. При этом действующее законодательство о налогах и сборах гласит: любая пошлина федерального характера вправе устанавливаться и утверждаться только Государственной думой России, несмотря на территориальную распространенность ее удержания и выплаты. Всего общегосударственных обязательств насчитывается полтора десятка. При этом формируют федеральный бюджет всего лишь семь из них: НДС, сборы со страховых и банковских доходов, различного рода акцизы, биржевая пошлина и налог на доходы от операций с ценными бумагами, а также таможенные сборы.

В качестве формирования базы на сбор данной пошлины выступают следующие объекты:

  • пользование водными ресурсами из недр природного и прочего характера;
  • пользование акваториями, однако сюда не входят лесоповальные работы;
  • гидроэнергетическое применение ресурсов;
  • в отдельную категорию включено и пользование водными ресурсами, которые необходимы при лесоповальных работах.

Если же субъект хозяйствования применяет несколько из вышеперечисленных категорий, то сумма начисленного налога должна высчитываться, исходя из каждой ставки отдельно.

Когда взимается пошлина за пользование животным миром

В некоторых случаях федеральный бюджет РФ пополняется даже при использовании объектов фауны в собственных целях. При этом законодательно утвержден перечень представителей животного и водного мира, изымая которых из их естественной среды обитания, физическое лицо имеет фискальные обязательства перед государственной казной.

Основные ставки налогообложения официально утверждены и изложены в НК РФ. Также следует отметить, что за изъятие молодняка, возраст которого не достиг одного года, лицо выплачивает пошлину в половинном размере от установленной. При этом исчисление базы налогообложения ведется, исходя из поголовного количества пользуемого скота. Не подвергаются казенному сбору те случаи изъятия представителей животного мира, при которых проводятся научные эксперименты с целью оздоровления фауны.

Государственная пошлина

В заключительной части статьи хочется сказать о том, что существуют такие федеральные налоги и сборы, которые относятся к особой категории и называются государственной пошлиной. Подобные сборы взимаются за ощутимое благо, оказанное для физических и юридических лиц уполномоченными органами судоустройства. В качестве последних могут выступать суды, нотариальные конторы, адвокатские бюро и прочие.

К объектам начисления базы налогообложения относятся исковые заявления гражданских субъектов, копии заверенных документов, регистрационные и прочие документы.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!