Все для предпринимателя. Информационный портал

Выявление сомнительных операций: как осуществить? Сомнительные банковские операции и обслуживание счета.

Такой термин, как сомнительные операции, появился не так давно, и касаться он может каждого из граждан, достаточно только ознакомиться с перечнем критериев и рекомендаций, указывающих на факт сомнительности или подозрительности выполненной сделки или проведенного платежа.

Сомнительная операция – это передача средств или заключение банковской сделки , которая со стороны кажется для клиента невыгодной или противоречит законодательству.

Клиент банка, проводящий подобную сделку, преследует цель – вывод средств из страны или избегание налогообложения при получении наличности. В частности, к таким финансовым операциям относятся :

При этом согласно ст. 6 ФЗ №115 сомнительными могут стать любые операции, даже в процессе покупки повседневных товаров, на сумму не менее 600 000 рублей.

Чтобы дать определение, операции, вызвавшей подозрение, банк должен взять во внимание следующие характеристики :

  • круг общения клиента;
  • территория проживания или проведения транзакции, так как существует перечень, согласно которому есть местности с повышенной опасностью возникновения террористических актов.

Операции, вызывающие подозрение, должны иметь повышенный интерес со стороны уполномоченных лиц и банковских структур.

Согласно вышеназванному закону к сомнительным операциям также могут относиться сделки и другого характера :

  • выполнение финансовых операций или передача кредита в отношении лица, проживающего в государстве, не подчиняющегося требованиям ФАТФ;
  • действия, связанные со счетами или вкладами такого характера, как перевод средств за границу, открытие счета на третье лицо или в пользу предъявителя.
  • мероприятия с движимым имуществом оформление лизинга, передача ценностей в ломбард, сделки по беспроцентному займу.
  • операции относительно недвижимости на сумму свыше 3 млн. рублей.

Выявлять проведение подобных операций должна Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Самые яркие признаки данных операций

Чтобы действию дать определение сомнительного необходимо, чтобы характер его выполнения имел следующие признаки :

  • отсутствие экономической выгоды для инициатора ее проведения;
  • цель операции – несоблюдение законодательства;
  • превышение лимита дозволенного законом, обычно это операции на сумму свыше 600 000 рублей;
  • законодателем субъектный состав.

В большинстве случаев проведение подобных мероприятий выполняется с целью :

  • уклонения от налогообложения;
  • вывода средств за границу;
  • обналичивания средств на счетах;
  • поддержки финансовой коррупции.

Чтобы предотвратить подобные сделки, банки обязали к проведению тщательного мониторинга.

Перечень сомнительных операций

  • соотношение уплачиваемых налогов в бюджет и получаемой прибыли;
  • со счета предприятия отсутствуют платежи относительно расчета с работниками или они гораздо выше/ниже численности штата;
  • происходит частичная уплата средств по социальным выплатам;
  • фонд зарплаты ниже прожиточного;
  • отсутствуют остатки по счетам, что несопоставимо с объемами оборота средств;
  • отсутствует взаимосвязь относительно поступления средств и их расходов;
  • происходит резкое увеличение оборотов по счетам;
  • перечисление средств за услуги и товары без начисления НДС;
  • отсутствие оплаты со счетов относительно деятельности предприятия.

По сути, Федеральная служба рекомендует банкам сравнивать платежи клиента и производить расчет соответствия уплаты налогов в отношении оборотов предприятия. При этом банки обязаны кодировать подобные операции в качестве их идентификации.

Нормативная база, в частности 115-ФЗ

Основные требования, предъявляемые к банкам относительно контроля следок и транзакций между гражданами, а также предприятиями, указаны в ФЗ №115 от 2001 года насчет легализации средств, полученных незаконным путем, так как именно данные финансовые учреждения участвуют во всех финансовых операциях населения.

При этом в процессе выполнения подобной сделки банк наделен рядом полномочий , которые необходимо применить:

  • блокировка проведения транзакции, так как поступил отказ в предоставлении документов, сопровождающих подобные сделки, или у сотрудников банка возникли подозрения относительно прозрачности сделки (согласно Письму №17 БК РФ от 2010 года финансовое учреждение вправе самостоятельно определить принадлежность операции к подозрительным);
  • расторжение договора относительно обслуживания клиентского счета – самым главным основанием для этого является отказ в выполнении клиентом операций в количестве от 2 раз в год.

Банк вправе выполнить подобное расторжение в случаях, предусмотренных ст. 859 ГК РФ.

Однако следует помнить, что банк несет за свои действия ответственности, в частности, если его решение было неправомерным согласно ст. 866 ГК РФ . Если же банк действовал на основании ФЗ №115, а именно, ст. 11 данного закона, его привлечь к ответственности не получиться в процессе реализации банком своих полномочий, однако после разрыва договора, как показывает судебная практика, такие иски вполне реальны и имеют место.

Заключение

Исходя из обязательств, которыми уполномочены банки на основании законодательных актов, учреждения вправе проводить мониторинг и анализ проводимых клиентами сделок и самостоятельно определять их прозрачность и чистоту.

Новые сомнительные операции с позиции Центробанка представлены ниже.

«Зарплатный проект» или «обналичка»? Какие операции клиентов пугают банки? «Секрет фирмы» составил свой рейтинг сомнительных операций, после которых клиенту банкиры укажут на дверь.

Государство готовит бомбу, которая в скором времени должна взорвать рынок незаконных банковских операций. Речь идет обо всех видах сомнительных сделок: обналичивании денег, находящихся на банковских счетах; «обезналичивании» неучтенной наличности; а также выводе денег за рубеж. Конкретно -- в Госдуме сейчас дожидаются одобрения депутатов поправки в закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласно которым обязательному контролю со стороны федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга) подлежат все (!) операции на сумму 600 тыс. руб. и выше. Эти поправки устанавливают обязательный контроль за всеми сделками с наличными и безналичными средствами на 600 тыс. руб. и более, а не выборочный, как сейчас.
Напомним, что по нынешней редакции закона 115-ФЗ банки обязаны извещать контрольные ведомства не обо всех, а лишь о сомнительных операциях на сумму от 600 тыс. руб. Под сомнительными понимались операции без явного экономического смысла; а также те, где фигурировали счета или вклады, открытые на предъявителя, на третьих лиц либо на компании из стран, входящих в «черные списки» FATF и других международных организаций. За нарушения закона предусматривалась жесткая ответственность для финансовых институтов: от штрафов и временной приостановки деятельности до лишения лицензий и уголовной ответственности для руководства.
По идее, законодательные новации регуляторов должны отбить у банков и компаний охоту заниматься подозрительными денежными манипуляциями, в первую очередь обналичиванием. Однако итоги предшествующей антиотмывочной кампании заставляют сомневаться в успехе последней инициативы.

Хроника закручивания гаек

Напомним, что ЦБ и Росфинмониторинг уже несколько лет ведут борьбу с нарушителями закона 115-ФЗ в банковском сообществе, а ФНС – в корпоративном секторе. Особенный размах антиотмывочная кампания обрела в прошлом году, когда вступил в силу ряд писем ЦБ с детальной классификацией признаков сомнительных клиентов и операций. В 2006 году ЦБ отозвал 60 лицензий у банков, это почти столько же, сколько за предыдущие два года (2004 год – 31, 2005 год – 35). Столь же урожайным оказался и 2007 год: с января по сентябрь своих лицензий лишились 35 финансовых институтов. К тому же только за прошлый год количество банковских работников, осужденных за отмывочные операции, достигло 532 человек. В свою очередь, банки завалили Росфинмониторинг сообщениями о подозрительных транзакциях – только за 2006 год от них поступило почти 6 млн сообщений. Результаты внушительные, но воз, как говорится, и ныне там. По оценкам МВД, в стране по-прежнему ежегодно легализуется 250-300 млрд руб. И по-прежнему существует гигантский рынок обналичивания, который в разы превышает рынок отмывания: по оценкам главы ЦБ Сергея Игнатьева, он растет на 30% в год, а ежемесячный объем превращения безналичных денег в купюры составляет 50-80 млрд руб.
Основная причина скромных результатов в том, что антиотмывочная кампания по сути не выгодна ни предприятиям, ни самим банкам, полагают эксперты. Ведь не секрет, что обналичивающие фирмы – желанная клиентура в любом небольшом банке, у которого нет ни крупных корпоративных клиентов, ни значительного розничного портфеля. Для них обслуживание «обналичников» давно превратилось в основной кусок хлеба, а сами «обналичники» открыто говорят: если не договоришься с банком, ничего не сделаешь. И только под угрозой потери лицензии банки могут отказать в проведении рискованной операции либо заблокировать операции по счетам «зарвавшегося» клиента.
Но если дружественный банк лишался лицензии либо пытался указать нежелательному клиенту на дверь, для «обналичников» и «переводчиков» это было не смертельно. Они находили пристанище в крупнейших банках, где их операции легко терялись в огромном вале ежедневных операций. Сотрудники таких банков просто не успевают среагировать на отдельные подозрительные транзакции. Так, директор обналичивающей фирмы на условиях анонимности рассказал СФ о курьезном, но реальном случае, когда клиенту Сбербанка ежедневно приходили на счет суммы по $500 тыс. в рублевом эквиваленте и он их снимал «налом». Выяснилось, что на этой операции банк понес убытки в $10 тыс.: наличные деньги нужно было привозить, хранить, пересчитывать, выдавать и так далее. Разбирались с этой операцией в банке почти три месяца, причем вопросом о законности перечисления и снятия таких больших сумм никто не задавался.
«Поправки в закон ничего не изменят. Обналичивание и вывод капитала в офшоры происходит по операциям, которые и сейчас трактуются как сомнительные и подлежат контролю. И что же? Клиент обналичил деньги, банк подал уведомление, обналичивающую контору закрыли, номинальных руководителей не нашли. Или переводится большая сумма за рубеж. Уведомление подано, а деньги-то уже ушли. И все повторяется сначала», -- резюмирует Эдуард Савуляк, директор юридической компании Tax Consulting UK.
При этом, как это ни странно, наименьшая угроза существует для самого крупного сектора рынка подозрительных финансовых операций – «обналички». Дело в том, отмечает Алексей Седов, начальник службы финансового контроля Банка Москвы, что ответственность за нецелевое расходование наличных не прописана ни в Налоговом Кодексе, ни в Кодексе административных правонарушений, а у банков нет никаких законных оснований противиться желанию клиента получить наличные. Хотя в подозрительных случаях банк и пытается вставить палки в колеса. Например, затребовать дополнительные документы, обосновывающие затраты, или выставить конкретному клиенту заградительные тарифы или лимиты по карточным счетам, из-за которых ему становится невыгодно обналичивать деньги в данном банке.
Так что пока охота на банки привела лишь к резкому взлету комиссионных, взимаемых специализированными обналичивающими фирмами. Теперь банальное обналичивание стоит не 0,8-1%, как полтора года назад, а 3-5%. Усилия регуляторов по контролю в Москве и Санкт-Петербурге породили и центробежную тенденцию – теперь подозрительные операции передислоцировались в региональные центры, такие как Самара.

Формально все сомнительные махинации выглядят так же, как обычные деловые операции. В самом деле, предприятиям не возбраняется снимать наличные на зарплату и хозяйственные нужды, а также оплачивать услуги и товары, приобретенные у зарубежных партнеров. Все зависит от назначения, размера и получателя платежей: оплачивается ли настоящая поставка или же речь идет о фиктивной сделке, деньги за которую либо возвращаются организатору в виде наличных, либо оседают на его оффшорных банковских счетах.
Дабы помочь отделять зерна от плевел, Центробанк издал несколько писем с детальным изложением признаков сомнительных операций (письма № 6-Т, 12-Т, 17-Т, 161-Т). Мы изучили эти рекомендации, составили список подозрительных операций, которые сегодня особенно пристально изучаются регуляторами. А также ранжировали эти операции по их употребительности в последние годы (см. таблицу).
Как и ожидалось, в числе самых популярных оказались различные схемы обналичивания денег.

Тройка лидеров выглядит так:

1.Схема с кредитованием «физика». Деньги перечисляются из группы компаний на фирму-однодневку по договору поставки несуществующих товаров или услуг. Затем директор такой компании получает заем наличными, после чего ликвидирует компанию. Эта схема известна, говорят эксперты, она проста и вдобавок похожа на обычные операции, когда компания предоставляет займы сотрудникам. Давать заем «физику» в наличных не возбраняется даже без банковской лицензии, главное, чтобы операции не обрели регулярный характер. Стоит комбинация недорого: 1,5 тыс. на регистрацию российской компании каждые три месяца, плюс плата номинальному директору ($100-300 в месяц). Это классика обналичивания, схема работает уже больше десятка лет и по-прежнему популярна.
2. Систематическое снятие фирмами со своих текущих банковских счетов или вкладов крупных сумм наличных, например на закупку сельхозпродукции или ценных бумаг. Эта схема весьма распространена и кажется обычной деловой операцией. Подозрение клиент вызывает лишь тогда, когда объем обналичивания составляет 80% и более от оборота по счету. Теоретически, говорят эксперты, клиент может снимать 70% денег со счета и не попасть под контроль Росфинмониторинга. Но верно и другое – у большинства банков, лишившихся лицензии, Росфинмониторинг нашел это нарушение.
Главное, чтобы формальные основания для снятия наличных с банковского счета предприятия соответствовали перечню статей допустимого расходования наличной выручки, определенному ЦБ. Правда, список ограничен: оплата труда, закупка сельскохозяйственной продукции, скупка тары и вещей у населения, командировочные, покупка канцтоваров, оплата срочных ремонтных работ и бензина (так называемые хозяйственные нужды), и все. Взятки чиновникам или оплата работы гастарбайтеров, например, в этот список не входят.
Недавно ЦБ попытался перекрыть «наличную трубу», выпустив указание 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или индивидуального предпринимателя». Отныне предприятие не сможет снимать наличные со своего банковского счета под предлогом покупки ценных бумаг (прежде весьма распространенное основание). Кроме того, ЦБ запретил возвращать наличные покупателю, который ранее заплатил за товары и услуги по безналичному расчету, а потом от них якобы отказался. Наконец, ЦБ приравнял индивидуальных предпринимателей, с которыми ранее можно было рассчитываться наличными в неограниченных размерах, к юридическим лицам. Теперь в отношении и предпринимателей, и компаний действует ограничение на объем наличных расчетов -- 100 тыс. руб. по одной сделке. Таким образом, это указание лишило «обналичников» нескольких употребительных лазеек.
3. Регулярные зачисления крупных сумм от третьих лиц на банковские счета или депозиты «физиков» с последующим снятием этих сумм наличными в течение нескольких дней. Схема известна контролирующим органам, но из-за своей ординарности и быстроты практически всегда проходит гладко. Основанием для зачисления денег может служить вечно готовый к услугам несуществующий договор о покупке товаров или услуг. Обычно в роли «физиков»-получателей выступали не осведомленные о своей истинной роли пенсионеры, студенты или люди, утерявшие паспорта. Здесь залогом успеха считалась быстрота: банк добросовестно посылал уведомление в Росфинмониторинг, но деньги-то уже успевали уйти. Правда, популярность этой операции, широко распространенной в 2002-2004 годах, как регулярного инструмента постепенно снижается.

Бюро переводов

Переводы за рубеж в первую очередь попадают под подозрение, а договора, на основании которых перечисляются деньги, сегодня практически сразу привлекают интерес налоговых инспекций. Это наивысшая группа риска, причем риск с каждым годом только увеличивается. Все зависит от того, как скоро проверяющие, тот же ЦБ или ФНС, выработают приемы по отлову тех или иных разновидностей схем. Тройка наиболее употребительных и одновременно самых подозрительных с точки зрения Центробанка и Росфинмониторинга операций такова:
1. Безналичные переводы в крупных размерах в пользу нерезидентов. На контроль они берутся прежде всего в тех случаях, когда оффшорная фирма была зарегистрирована, скажем, на Сейшельских островах, а ее банк находился в другом месте, например на Кипре. Основаниями для перечислений являлись либо договора об импорте услуг, либо договора перестрахования, либо договора о поставке товаров, приобретаемым за пределами РФ и не пересекающим таможенную границу. Либо же сделки купли-продажи ценных бумаг.
Правда, как отмечает юрист компании Tenzor Consulting Group Павел Осипов, сделки по приобретении неликвидных ценных бумаг вообще сегодня действуют на Росфинмониторинг, как красная тряпка на быка. Не говоря уже о покупках у нерезидентов. И понятно, почему: в случае неликвидных бумаг трудно доказать необоснованность цены, поэтому до сих пор за рубеж уходили миллионы долларов за «мусорные» облигации и векселя – и в полном соответствии с буквой закона.
ФНС сегодня придирчиво штудирует и договора о перестраховании. Если на конце цепочки оффшорная перестраховочная контора, а в договоре фигурирует заведомо нереальный страховой случай вроде Вселенского потопа, налоговая служба делает однозначный вывод: под видом страховых взносов имеет место простой вывод денег за рубеж.
То же самое относится к договорам об импорте товаров. То есть наше предприятие заключает фиктивный договор о покупке за границей, скажем, какого-нибудь станка и переводит деньги зарубежному поставщику, с которым есть соответствующая договоренность. Если не будет доказательств, что купленный за рубежом товар пересек таможенную границу, сделкой наверняка заинтересуются Росфинмониторинг и налоговые ведомства, последствия могут оказаться самыми неприятными.
2. Перечисление «физиками» денег на зарубежные счета, открытые на анонимных владельцев. Допустим, выезжает человек за рубеж, приходит в банк и перечисляет деньги на анонимный счет в западном банке, если сумма не больше $5 тыс., ничего предосудительного в этой операции нет. И вряд ли при такой небольшой сумме банки станут интересоваться, имеется ли у «физика» на руках договор купли-продажи или оплаты услуг. Операция жизнеспособна и сегодня, но, предупреждают эксперты, ею неминуемо заинтересуются проверяющие, если сумма превысит сакраментальные 600 тыс. руб. в валютном эквиваленте.
3. Перевод денег заинтересованным предприятием российской компании, заключившей договор необеспеченного займа с оффшорной фирмой. Комбинация проста, как колумбово яйцо. Российская подставная компания получает деньги на свой счет и берет кредит у оффшорной фирмы. Излишне говорить, что этот заем благополучно не возвращается, после чего оффшорная фирма списывает недоимку со счета этой российской компании. Правда, из-за повышенного интереса к таким договорам со стороны налоговых инспекций банки в последнее время стали отказываться выполнять последнюю часть комбинации – переводить деньги на счет оффшорной фирмы. Тем более что пострадавшая сторона вряд ли станет жаловаться. Поэтому популярность таких комбинаций неизбежно пойдет на убыль.

Пути эволюции

Авторы сомнительных налично-безналичных комбинаций станут активно использовать все формальные лазейки в нынешних предписаниях ЦБ, отмечает Павел Осипов. Нельзя юридическим фирмам расплачиваться друг с другом наличными сверх лимита в 100 тыс. руб. на одну сделку – операция разбивается на несколько договоров по 100 тыс. руб. каждый. Объем обналичивания в размере 80% от оборота по счету вызывает подозрения? Но ведь можно ограничиться 70 процентами. В один день нельзя переводить 600 тыс. руб., дабы не привлечь внимание контролеров? Не беда -- перевод на 550 тыс. руб. с высокой вероятностью проскочит фильтры, установленные в «антиотмывочном» законе.
Еще недавно притчей во языцех считались операции по снятию наличных на зарплаты по чекам юридических лиц. Предприятия «сжигали» себя сами, рассказывает директор обналичивающей фирмы, снимая по чекам по 500-600 млн руб. в месяц на оплату труда. Схема была взята Центрбанком на контроль, после чего на смену ей пришли специальные карточные счета, открываемые на физических лиц, то есть так называемые зарплатные проекты. Еще несколько лет назад они были мало популярны: комиссия в 1-2%, взимаемая банком, казалась предприятиям чрезмерной. Но в прошлом году, когда чековые комбинации канули в Лету, а расценки, взимаемые комиссионерами за перевод безналичных денег в «нал», подскочили до 3%, настал расцвет зарплатных проектов. К середине прошлого года это явление в столице приняло такие масштабы, что банки-эмитенты с подачи ЦБ были вынуждены установить заградительные тарифы на снятие наличных с «чужих» карт в своих банкоматах, карточные схемы мигрировали из Москвы в регионы, где деньги с карт по-прежнему можно снять за 1%.
Словом, сомнительные денежные операции подобны Лернейской гидре. Стоит отрубить одно щупальце, как на его месте вырастает новое. И даже если Росфинмониторингу удастся нанести урон наиболее рискованным видам финансовой комбинаторики – экспорту безналичного капитала, гидра «обналички» все равно бессмертна – ведь предприятия всегда будут искать свободный «нал» и уходить с его помощью от налогов.


Налоговики имеют достаточно действенный инструмент, который позволяет в прямом смысле воспитывать налогоплательщиков, которые время от времени "забывают" либо налог заплатить, либо отчетность представить. Такая забывчивость "лечится" . Причем подобная "воспитательная" работа является более чем эффективной. И именно поэтому день ото дня перечень оснований, при наличии которых налоговики вправе "заморозить" счета налогоплательщика, становится все больше. Однако аналогичная беда может прийти и с другой стороны - банк может по собственной инициативе отказать клиенту в дистанционном обслуживании счета... И Банк России уже спустил банкирам соответствующую "Методичку".

В последние пару лет Банк России заметно ужесточил надзор в банковском секторе - лицензий лишаются не только мелкие банки, но и достаточно крупные "игроки". Причем причины подобного рода развития событий могут быть различными - от слишком рискованной , до... вовлечения банка в проведение сомнительных операций, цель которых вывести деньги за рубеж, незаконно обналичить и т.д. и т.п. При таких обстоятельствах очевидно, что банкиры, желающие остаться на плаву, должны, можно сказать, по струнке ходить и все рекомендации и указания, исходящие от Банка России, моментально принимать как руководство к действию. А с Методическими рекомендациями о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов, утвержденными Банком России 13 апреля 2016 г. N 10-МР, стоит ознакомиться и самим клиентам банков. Ведь из них можно узнать не только причины, по которым банк должен отказать в проведении той или иной операции, но и алгоритм действий, направленных на возобновление операций по счетам в обычном режиме.

Сомнительные операции

Еще в Письме Банка России от 31 декабря 2014 г. N 236-Т отмечался рост транзитных операций, возможными действительными целями которых могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели. Тогда же главные банкиры страны выработали и признаки таких операций:
  • зачисление денежных средств от большого количества других резидентов с последующим списанием;
  • регулярность;
  • небольшой срок между зачислением и списанием;
  • проведение операций в течение длительного времени;
  • минимальность обязательств по уплате налогов при осуществлении деятельности клиента;
  • незначительный объем налоговых или иных обязательных платежей, осуществляемых по счету.
По оценке Банка России деятельность таких клиентов не имеет очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, а соответствующие операции требуют повышенного внимания со стороны кредитных организаций. Банк России настоятельно рекомендовал запрашивать у таких клиентов информацию и документы, подтверждающие уплату налогов, или же документы, свидетельствующие о том, что оснований для уплаты таковых не имеется. Если же документы клиент не предоставляет, то по совету Банка России банки должны отказаться исполнять его "платежки" и "стучать" на него в Росфинмониторинг.

Игра на опережение

Методические рекомендации Банка России от 13 апреля 2016 г. N 10-МР интересны клиентам банков тем, что в них приведены критерии, позволяющие выявить "сомнительных" владельцев счетов еще до того, как они начали использовать средства со счета в противоправных действиях. Об этом могут "говорить" следующие факты:
  1. со счета списывается в месяц не более 3 млн руб. (в том числе в счет уплаты коммунальных услуг, аренды недвижимого имущества, а также иных платежей, связанных с деятельностью клиента);
  2. операции по банковскому счету носят нерегулярный характер;
  3. уплата налогов или других обязательных платежей в бюджет с этого не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5 процента от дебетового оборота по такому счету.
Данные клиенты, по мнению Банка России, как правило, обладают двумя или более нижеследующими признаками:Названные клиенты должны быть под пристальным контролем банкиров. В Банке России отмечают, что обычно примерно после трехмесячного затишья они начинают активно использовать свои счета в сомнительных операциях. Так что же должны сделать банки, если обнаружат такие счета, которые либо не используются, либо их использование подпадает под названные признаки? Представители Банка России рекомендуют отказывать клиенту в предоставлении услуг в части использования технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг). То есть от такого клиента не будут приниматься распоряжения о совершении операции по банковскому счету, подписанному аналогом собственноручной подписи. Правда, это возможно, если такие условия предусмотрены договором между кредитной организацией и клиентом.
Отметим, что Банк России еще в Письме от 27 апреля 2007 г. N 60-Т рекомендовал банкам включать в договоры право кредитной организации отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи. Теперь же главные банкиры предлагают уточнить данное условие, прописав в нем право кредитной организации по приостановлению услуг в части использования клиентом технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг).

Возобновление дистанционного обслуживания

Для клиентов банка интерес представляет порядок возобновления банковского обслуживания. Согласно "Методичке", с этой целью как минимум гендиректору компании придется лично посетить банк. При этом банкиры потребуют от него обновить представленные ранее им сведения. В частности, им понадобится информация о целях финансово-хозяйственной деятельности (сведения о планируемых операциях по счету в течение определенного периода - за неделю, месяц, квартал, год):
  • количество операций, сумма операций, включая операции по снятию денежных средств в наличной форме и операции, связанные с переводами денежных средств в рамках внешнеторговой деятельности;
  • виды договоров (контрактов), расчеты по которым юрлицо собирается осуществлять через банк;
  • основные контрагенты компании, планируемые плательщики и получатели по операциям с денежными средствами, находящимися на счете;
  • сведения (документы) о финансовом положении компании, данные о ее рейтинге и т.п.
Также банкиры могут запросить у клиента документы с расчетом сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных им в качестве налогового агента, как минимум за последний отчетный период. И, разумеется, потребуется объяснить, с чем вдруг связана возросшая активность использования счета.

Последствия

Ну а теперь скажем, что будет, если "просьбы" банкиров не выполнить. Во-первых, при таких обстоятельствах банкиры вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет юридического лица). Данное право предоставлено кредитным организациям п. 11 ст. 7 Закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Если же в течение календарного года банк дважды примет решение об отказе в выполнении распоряжения клиента, банк вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом на основании п. 5.2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ.


1. Перечисление (получение) клиентом банка денежных средств в сумме, превышающей 1000 базовых величин, - для организаций и индивидуальных предпринимателей, 100 базовых величин - для физических лиц, если участник финансовой операции зарегистрирован или имеет место нахождения в оффшорной зоне;

2. перечисление (получение) клиентом банка денежных средств в сумме, превышающей 1000 базовых величин, - для организаций и индивидуальных предпринимателей, 100 базовых величин - для физических лиц на (со) счет(а), открытый(го) в оффшорной зоне;

3. необоснованное увеличение оборота денежных средств по текущему (расчетному) счету клиента более чем в 3 раза по сравнению со среднемесячным оборотом по счету (оборотом за предыдущий месяц);

4. представление клиентом вызывающей подозрение информации, которую невозможно проверить или проверка которой является слишком дорогостоящей; невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам;

5. немотивированный отказ или неоправданные задержки в представлении клиентом сведений о финансовой операции, запрашиваемых банком, либо чрезмерная озабоченность клиента вопросами конфиденциальности;

6. представление физическим лицом для проведения финансовой операции удостоверяющих личность документов, подлинность которых вызывает сомнения;

7. совершение клиентом (организацией или индивидуальным предпринимателем) финансовой операции на значительную для него сумму с использованием текущего (расчетного) счета, финансовые операции по которому в течение более 6 месяцев были незначительными либо не производились;

8. невозможность установления контрагентов клиента;

9. открытие в банке на имя одного клиента (организации или индивидуального предпринимателя) нескольких счетов аналогичного характера с поступлением на них денежных средств, за исключением одновременного открытия текущих (расчетных) счетов в разных валютах при приеме клиента на обслуживание;

10. несоответствие финансовой операции характеру деятельности клиента;

11. необоснованное дробление сумм аналогичных финансовых операций (одного вида), совершаемых клиентом; неоднократное в течение небольшого периода проведение клиентом аналогичных финансовых операций (одного вида), каждая из которых не превышает 2000 базовых величин - для физических лиц, 20 000 базовых величин - для организаций и индивидуальных предпринимателей, но в сумме превышает указанные значения (при условии, что деятельность клиента не связана с обслуживанием населения, сбором обязательных или добровольных платежей);

12. разовое или неоднократное в течение небольшого периода проведение клиентом финансовой операции в размере, превышающем либо непревышающем, но близком по значению к пороговой сумме, сопровождающееся последующим снятием денежных средств наличными;

Покупкой иностранной валюты, ценных бумаг и других высоколиквидных активов; переводом денежных средств на счет клиента, открытый в другом банке, или на счет третьего лица, в том числе нерезидента;
закрытием счета либо прекращением по нему финансовых операций;

13. разовое или неоднократное в течение небольшого периода получение физическими лицами займов, кредитов из-за границы в размере, превышающем либо не превышающем, но близком по значению к 2000 базовых величин;

14. перевод клиентом денежных средств со счета в банке на свой счет в другом банке без видимого основания (например, без закрытия счета; не в целях погашения кредита, полученного в другом банке; при отсутствии более низких процентных ставок по вкладам (депозитам) или одинаковых либо лучших условий обслуживания в другом
банке);

15. проведение финансовой операции на основании документов, вызывающих сомнение в их подлинности (достоверности);

16. проведение финансовой операции на сумму, превышающую 100 базовых величин, с использованием наличной иностранной валюты, представленной купюрами малого достоинства;

17. прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте, имеющих загрязнения подозрительного характера;

18. обмен купюр наличной иностранной валюты малого достоинства на купюры большего достоинства на сумму, превышающую 100 базовых величин, и наоборот;

19. проведение финансовой операции с использованием наличной или безналичной ограниченно конвертируемой валюты на сумму, превышающую 100 базовых величин, за исключением финансовых операций в валютах стран СНГ и Балтии, с которыми Республикой Беларусь заключены соглашения об использовании данных валют во взаимных расчетах;

20. проведение финансовой операции на сумму, превышающую 100 базовых величин, с использованием денежной наличности в виде банкнот (монет), изъятых или изымаемых из обращения в соответствующем государстве или группе государств, но подлежащих обмену;

21. проведение финансовой операции на сумму, превышающую 100 базовых величин, с использованием денежной наличности, состоящей из 3 и более валют, если это не обусловлено характером деятельности клиента или страхованием рисков;

22. перевод или поступление денежных средств с использованием анонимного (номерного) счета. Под использованием анонимного (номерного) счета следует понимать перевод средств за границу или поступление средств из-за границы, когда на основании информации, имеющейся у лица, осуществляющего финансовые операции, не удается установить (идентифицировать) личность, на имя которой либо от имени которой совершен данный перевод;

23. отсутствие явного экономического смысла финансовой операции либо ее несоответствие характеру деятельности клиента при условии, что финансовая операция не имеет цели управления ликвидностью или страхования рисков;

24. разовая продажа (покупка) клиентом большого количества ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, финансовых инструментов (здесь и далее по тексту под финансовым инструментом следует понимать договор, в результате заключения которого одновременно возникают финансовый актив у одной организации и финансовое обязательство или долевой инструмент у другой) по ценам, существенно отличающимся от рыночных, при условии, что клиент не является профессиональным участником рынка ценных бумаг и (или) ценные бумаги не передаются клиенту в погашение задолженности контрагента перед клиентом;

25. совершение регулярных финансовых операций по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не имеющих котировок и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, при условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется на приобретение высоколиквидных обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (определяется в момент удовлетворения заявки на приобретение ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг);

26. одновременное выставление клиентом поручений на покупку и продажу ценных бумаг и других финансовых инструментов по ценам, имеющим заметное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам;

27. осуществление финансовых операций, при которых один и тот же финансовый инструмент неоднократно продается и затем выкупается в рамках совершения сделок с одной и той же стороной;

28. проведение финансовой операции с ценными бумагами на предъявителя, не размещенными в депозитариях, на сумму, превышающую 1000 базовых величин;

29. наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой клиентом, или от обычной рыночной практики;

30. необоснованная поспешность в проведении финансовой операции, на которой настаивает клиент;

31. внесение клиентом в ранее согласованную схему проведения финансовой операции непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;

32. частое внесение клиентом существенных изменений в условия совершения финансовой операции;

33. систематическое совершение клиентом высокорисковых финансовых операций, результатом проведения которых является постоянный доход или постоянный убыток клиента;

34. существенное (более чем в 3 раза) увеличение доли наличных денежных средств, поступающих на счет клиента, если обычными для его основной деятельности являются расчеты в безналичной форме;

35. использование предметов залога, не связанных с деятельностью клиента;

36. изменение клиентом обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита после предоставления кредита на обеспечение в виде размещения на счете, открытом в банке-кредиторе или другом банке, денежных средств в валюте кредита, иной валюте или ценных бумаг на предъявителя;

37. досрочное (в течение небольшого периода после получения) погашение кредита на сумму более 1000 базовых величин, если условия деятельности клиента и информация, которой в отношении данного клиента располагает банк, не позволяют определить источник финансирования кредиторской задолженности;

38. предоставление кредита на сумму, превышающую 10 000 базовых величин, под обеспечение в виде гарантии банков- нерезидентов, сведения о которых отсутствуют в базах данных (банковских альманахах), либо банков - нерезидентов группы «С» или группы «D»;

39. предоставление или получение клиентом займа, кредита участнику финансовой операции на условиях, предусматривающих соответственно получение или уплату процентов и (или) комиссионных вознаграждений в размере, существенно отличающемся от обычной рыночной практики;

40. пренебрежение клиентом заведомо более выгодными условиями совершения финансовой операции (тариф комиссионного вознаграждения, ставки по вкладам (депозитам) и т.д.); предложение клиентом заведомо необычно высокого вознаграждения или вознаграждения, отличающегося от обычно взимаемого при оказании такого рода услуг;

41. возврат клиентом-резидентом ранее полученного аванса нерезиденту по договору поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в случаях, когда такая финансовая операция носит систематический характер;

42. уплата клиентом-резидентом нерезиденту неустойки (штрафа, пени) за неисполнение договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или за нарушение условий договора, если размер неустойки (штрафа, пени) превышает двадцать процентов от стоимости непоставленных товаров (невыполненных работ, неоказанных услуг);

43. разовое или неоднократное в течение небольшого периода внесение физическим лицом наличных денежных средств в размере, превышающем либо непревышающем, но близком по значению к 2000 базовых величин, на строительство жилья, если информация, имеющаяся у банка в отношении данного клиента, не позволяет определить источник происхождения денежных средств;

44. международные переводы денежных средств на сумму более 1000 базовых величин в рамках внешнеторговых договоров на счет или со счета контрагента-нерезидента, открытый в стране, отличной от страны его регистрации (за исключением финансовых операций, проводимых по счетам находящихся за границей представительств и филиалов организаций-резидентов, а также межбанковских операций);

45. совершение финансовой операции, не соответствующей ни одному из критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций, определенных подпунктами

46. правилами внутреннего контроля банка, в отношении которой у банка возникают подозрения, что она совершается в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, либо финансирования террористической деятельности.

В правилах внутреннего контроля банк вправе предусмотреть и иные критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций.

В первую очередь, вопросы возникают по сомнительным операциям. ЦБ РФ сформулировал признаки таких операций в Письме 172-Т.

«Сомнительные операции – это операции, … имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей».

Также законодатель сформулировал более 120 признаков необычный операций и сделок (Положение Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П). Наиболее распространенные из них связаны с транзитными операциями: зачисление средств от большого количества контрагентов и их списание со счета в течение двух дней, при этом уплата налогов со счета не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах (Письмо ЦБ РФ №236-Т).

Какие могут быть последствия?

За нарушение Федерального закона 115-ФЗ предусмотрена административная, гражданская и уголовная ответственность.


Также могут возникнуть сложности для ведения бизнеса. Например, банк имеет право:

  • заблокировать интернет-банк и карты клиента при выявлении сомнительных операций (Письмо ЦБ РФ №60-Т)
  • отказать в совершении операции (п.11, ст.7 115-ФЗ), а в случае двух таких отказов – расторгнуть договор РКО в одностороннем порядке (п.5.2, ст.7 115-ФЗ).

О сомнительных операциях банк обязан уведомить Росфинмониторинг (финансовую разведку). Росфинмониторинг уведомляет ЦБ РФ, а ЦБ – все остальные банки (п.13, ст.7 115-ФЗ). Банки учитывают эту информацию при определении степени риска совершения предпринимателем операций в целях легализации (отмывания) доходов. При высоком риске финансовые организации должны принять меры по их минимизации: отказать в открытии счета, в проведении операций, заблокировать интернет-банк и карты, закрыть счет (при двух отказах в проведении операций).


То есть нарушение требований 115-ФЗ в одном банке может стать причиной сложностей в обслуживании счетов в других банках.

Как избежать рисков?

Иногда причиной нарушения становится незнание всех нюансов законодательства. А иногда проблемы возникают из-за неправильного выбора партнера. Чтобы уберечь ваш бизнес от рисков, мы подготовили несколько советов.

Основные публичные документы:

  1. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года №395-1
  3. Федеральный закон №215-ФЗ от 23.06.2016 (Об обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах)
  4. Положения Банка России:
  5. – от 2 марта 2012 года № 375-П (о требованиях к правилам внутреннего контроля и признаки, указывающие на необычный характер операций/сделок)
    – от 15 октября 2015 года № 499-П (об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев)

Письма банка России:

  • от 27 апреля 2007 года № 60-Т
  • от 26 декабря 2005 г. №161-Т
  • от 4 сентября 2013г. № 172-Т
  • от 31 декабря 2014 года № 236-Т
  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!