Все для предпринимателя. Информационный портал

Наибольший уровень урбанизации в зарубежной европе. Самая урбанизированная страна зарубежной европы

Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса, в разных странах и регионах она имеет свои особенности, что, прежде всего, находит отражение в различных уровнях и темпах урбанизации. По уровню урбанизации все страны мира можно разделить на С большие группы. Но основные различия можно наблюдать между более и менее развитыми странами. В начале 90-х годов в развитых странах уровень урбанизации в среднем составлял 72%, а в развивающихся - 33%.

Условные уровни урбанизации:

Низкий уровень урбанизации - менее 20%;

Средний уровень урбанизации - от 20% до 50%;

Высокий уровень урбанизации - от 50% до 72%;

Очень высокий уровень урбанизации - более 72%.

Слабо урбанизированные страны - Западная и Восточная Африка, Мадагаскар и некоторые страны Азии.

Средне урбанизированные страны - Боливия, Африка, Азия.

Высоко урбанизированные страны - Европа, Северная Америка, ЮАР, Австралия, Южная Америка, страны СНГ.

Темпы урбанизации во многом зависят от ее уровня. В большинстве экономически развитых стран, достигших высокого уровня урбанизации, доля городского населения в последнее время растет сравнительно медленно, а число жителей в столицах и других самых крупных городах, как правило, даже уменьшается. Многие из горожан теперь предпочитают жить не в центрах крупных городов, а в пригородной зоне и сельской местности. Но урбанизация продолжает развиваться вглубь, приобретая новые формы. В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно ниже, она продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Сейчас на их долю приходится более 4/5 всего ежегодного прироста числа городских жителей, а абсолютное число горожан уже намного превысило их число в экономически развитых странах. Это явление, получившее в науке название городского взрыва, стало одним из важнейших факторов всего социально-экономического развития развивающихся стран. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному "выталкиванию" избыточного сельского населения в города, особенно крупные. При этом бедное население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты.

Полная, как иногда говорят, "трущобная урбанизация" приняла очень большие размеры. Вот почему в ряде международных документов говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.

Для экономически развитых стран ныне характерна урбанизация "вглубь": интенсивная субурбанизация, образования и распространение городских агломераций и мегаполисов.

В экономически развитых странах, наоборот, начинаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, наряду с государственными органами участвуют архитекторы, демографы, географы, экономисты, социологи, представители многих других наук.

Почти все проблемы мирового народонаселения, как никогда, теснейшим образом переплетаются в процессе мировой урбанизации. В наиболее концентрированной форме они проявляются в городах. Там же сконцентрировано, очень часто до крайних пределов, население и производство. Урбанизация - сложный многообразный процесс, затрагивающий все стороны мировой жизни. Отметим лишь некоторые особенности мировой урбанизации на пороге третьего тысячелетия. Урбанизация по-прежнему, продолжается быстрыми темпами в различных формах в странах разного уровня развития. В неодинаковых условиях каждой страны, урбанизация происходит и вширь, и вглубь, с той или иной скоростью.

Темпы ежегодного прироста горожан почти вдвое выше, чем прироста населения мира в целом. В 1950 году в городах жило 28% мирового населения, в 1997 году - 45%. Города разного ранга, значения и величины в которых быстро разрастаются пригороды, агломерации, еще более крупные урбанизированные зоны практически охватывают своим влиянием основную часть человечества. Важнейшую роль при этом играют большие города, прежде всего города-миллионеры. Последних в 1950 году насчитывалось 116, в 1996 - их было 230. Городской образ жизни населения, городская культура все больше распространяются в сельской местности большинство стран мира. В развивающихся странах урбанизация в основном идет "вширь" в результате массового притока в большие города переселенцев из сельской местности и малых городов. По данным ООН, в 1995 году доля городского населения в развивающихся странах в целом составила 38%, в том числе в наименее развитых - 22%. Для Африки этот показатель был 34%, для Азии - 35%. А вот в Латинской Америке горожане составляют ныне большинство населения - 74%, в том числе в Венесуэле - 93%, в Бразилии, на Кубе, в Пуэрто-Рико, Тринидада и Тобаго, Мексике, Колумбии и Перу - от 70% до 80% и т.д. Лишь в некоторых наименее развитых государствах (Гаити, Сальвадор, Гватемала, Гондурас) и в малых островных странах Карибского бассейна горожан менее половины - от 35% до 47%.

Очень большая доля горожан характерна так же для наиболее развитых государств на крайнем западе Азии: Израиля (91%), Ливана (87%), Турции (69%).

В индустриально развитых странах урбанизация "вширь" давно исчерпала себя. В XXI веке большинство их вступают практически сплошь урбанизированными. В Европе горожане составляют в среднем 74% населения, в том числе в Западной - 81%, в отдельных странах - еще больше: в Бельгии - 97%, Нидерландах и Великобритании - 90%, в ФРГ - 87%, хотя в некоторых странах горожан заметно меньше: в Австрии, например, - 56%, в Швейцарии - 61%. Высокая урбанизированность в Северной Европе: в среднем 73%, а также в Дании и Норвегии - 70%. Заметно меньше она в Южной и Восточной Европе, но, конечно, при других показателях урбанизации, она выше, чем в развивающихся странах. В США и Канаде доля городского населения достигает 80%.

Концентрация промышленности транспорта ухудшила экономические условия жизни в больших городах. Во многих районах население теперь растет быстрее в малых городах, по окраинам, чем в центрах агломераций. Нередко крупнейшие города, прежде всего города - миллионеры, теряют население из-за его миграции в пригороды, города спутники, кое-где в сельскую местность, куда оно приносит городской образ жизни. Городское население промышленно развитых стран сейчас практически не растет.


Эмиграция населения за пределы государственных границ в Европе в XX в., так же как и в XIX в., дополнялась и усиливалась миграцией внутри стран. Она лишь изредка достигала масштаба крупных переселений в промышленные регионы и метрополии, происходивших во второй половине XIX в., но концентрация населения в промышленных центрах и крупных городах продолжала нарастать и после второй мировой войны. Только с 60-70-х гг. (в Великобритании даже раньше) в некоторых регионах стало заметным встречное движение, которое привело к сокращению населения отдельных мегаполисов. Если абстрагироваться от Берлина с его особым статусом и крупных городов ГДР, сокращение населения в которых является главным образом следствием второй мировой войны и раскола Германии, то перелом в вековой тенденции проявляется особенно заметно в традиционных индустриальных странах, прежде всего в Великобритании. Ливерпуль и Манчестер, пионеры промышленной революции, начали терять своих жителей уже в 30-х гг., Глазго и Шеффилд - в 40-х гг., а Бирмингем - в конце 50-х гг., в Эдинбурге отмечена стагнация населения. Население Лондона с 40-х гг. также сокращается. В пригородах, однако, оно растет быстрее, и в целом обширная агломерация Большого Лондона еще не потеряла своей привлекательной силы. Эту тенденцию ¦субурбанизации», которая проходила в Лондоне отчасти планомерно, но в целом все-таки стихийно, следует учитывать при анализе сокращения численности населения ряда городских центров Бельгии, ФРГ и Австрии. В результате второй мировой

войны значительно уменьшилось количество жителей некоторых центрально- и восточноевропейских городов. Более всего, по-видимому, пострадала Варшава, численность населения которой сократилась наполовину и только к началу 60-х гг. достигла довоенного уровня. Ленинград в годы блокады также потерял значительную часть горожан. Во время войны почти все крупные немецкие города утратили часть населения вследствие бомбардировок и вынужденной эвакуации многих жителей в сельскую местность. Западногерманские города после войны были восстановлены быстрее, чем города Центральной Германии. Наряду с Берлином Дрезден и Лейпциг в 60-х гг. все еще не достигли довоенного уровня населения, в то время как на западе в 50-х гг. города росли особенно быстро. В Рурской области рост замедлился в связи с начавшимся в 1958 г. кризисом горнодобывающей промышленности, когда наконец уменьшилось число жителей некоторых городов, таких, как Дортмунд или Дуйсбург.
Место старых зон агломерации в центральных графствах Великобритании, в Бельгии, на севере Франции и в Руре заступили новые регионы, например в юго-восточной Англии или в южной Германии. Другие старые районы концентрации населения, например Иль-де-Франс или Северная Италия, сохранили свою привлекательность, а в более молодых промышленных странах Южной и Восточной Европы росли новые агломерации, к которым причисляют по меньшей мере дюжину русских городов (городов Советского Союза. - Прим. пер.), таких, как Баку, Харьков, Киев, а также столицы малых государств (Белград, Бухарест или Афины). В Юго-Западной Европе продолжался рост Барселоны, Мадрида и Лиссабона. Такие метрополии Севера, как Копенгаген и Стокгольм, также расширялись, хотя и более медленными темпами (табл. 16).
Области с неблагоприятным климатом или труднодоступные (север Шотландии, Норвегии, Швеции и Финляндии, некоторые горные регионы и бедные аграрные области Австрии, Швейцарии, Франции, Испании, Югославии или Греции, а также восточные пограничные области ФРГ и Австрии), напротив, обезлюдели. Южная Италия продолжала терять рабочих из-за оттока не только за границу, но и в Северную и Центральную

Италию. Особенно значительной была внутренняя миграция в Испании, где в 50-х гг. население сократилось в 18 провинциях, занимавших 44% площади страны, а в 60-х гг. - уже в 23 провинциях, на которые приходилось три пятых территории. Не столь сильно, но также ощутимо таяло население в тех районах Югославии, Греции и Португалии, где с прогрессом индустрии в промышленные центры уезжали жители из перенаселенных аграрных областей. В Западной Европе, однако, этот процесс замедляет региональная политика как отдельных государств, так и Европейского сообщества в целом; приостановить его удавалось в редких случаях. В живописно расположенных районах в горах и на побережье вследствие оживленного туризма образовалась двойная демографическая структура: местному постоянному населению противостоит растущий поток приезжих, число которых в туристический сезон во много раз превышает число туземных жителей.
В целом, несмотря на сужение некоторых агломераций, можно констатировать движение населения из сельской местности в города. Но процесс урбанизации не столь однозначен, как в XIX в., поскольку границы между городом и деревней стираются. Не только разросшиеся мегаполисы сливаются с пригородами и друг с другом в агломерации, но и отдаленные села приобретают черты городов. Все большая часть их населения не занята в сельском хозяйстве и работает при этом не в городе, а в промышленности и в сфере услуг в самой сельской местности, т.е. имеет «городское» занятие и ведет городской образ жизни.
Проводя сравнения между странами в этом направлении, следует иметь в виду, что, как и прежде, в понятие «город» вкладывают очень разный смысл в отдельных государствах. В Дании городами считаются населенные пункты, где поживает 250, в Албании - 400, а в Италии более 20 тыс. жителей. Если принять за нижнюю границу, как это часто происходит, отметку в 20 тыс. жителей, то можно прийти к выводу, что в Европе происходит быстрый процесс развития городов: становится все больше населенных пунктов с данным уровнем жителей, за счет ли притока населения или в связи с укрупнением сельских общин, приведшим в некоторых странах в 60-70-х гг. к значи-


Город

1910

1920

1930

1940

1950

1960

1970

1980

Амстердам

574

642

752

794

804

865

1032

1015

Барселона

587

710

783

1081

1280

1558

1745

1753

Берлин[‡‡‡]

3730

3804

4333

4332

3337

3261

3201

3048

Бирмингем

840

922

1003

1041

1113

1107

2369

2244

Брюссель

720

685

840

913

956

1020

1071

1000

Будапешт

880

1185

1006

1163

1571

1805

2027

2064

Варшава

872

931

1179

1266

601

1136

1326

1577

Вена

2031

1866

1836

1918

1766

1628

1615

1517

Глазго

1000

1052

1093

1132

1090

1055

1728

1713

Гамбург

931

997

1147

1682

1606

1824

1794

1640

Дрезден

548

529

633

625

494

492

502

516

Кельн

517

643

740

768

595

809

848

972

Киев

505

366

514

846


1104

1764

2248

Копенгаген

559

561

771

890

1168

1262

1380

1382

Лейпциг

590

608

718

702

618

585

584

563

Ленинград[§§§]

1962

722

1614

3191

3000

3321

4066

4676

Ливерпуль

753

805

856

822

789
/>747
1262

1127

Лондон

7256

7488

8216

8700

8348

8172

7418

6696

Мадрид

600

751

834

1089

1618

2260

3146

3159

Манчестер

714

736

766

728

703

661

2387

2636

Марсель

551

586

610

620

661

778

964

1111

Милан

579

836

992

1208

1260

1583

1724

1649

Москва

1533

1050

2026

4137

5600

5046

7300

8203

Мюнхен

596

646

730

828

832

1085

1294

1294

Неаполь

723

772

839

939

1011

1183

1233

1213

Париж

2888

2907

4934

4963

5008

5573

9566

10117

Прага

586

677

849

977

922

1005

1078

1182

Рим

542

692

1008

1368

1652

2188

2800

2922

тельному сокращению числа самостоятельных с точки зрения права поселений.
В 1910 г. в Великобритании более половины населения проживало в населенных пунктах с числом жителей более 20 тыс. В1920 г. эта доля выросла там до двух третей, а половина населения жила уже в крупных городах с населением свыше 100 тыс. чел. Великобритания оставалась в течение всего периода наиболее урбанизированной страной Европы. В1980 г. четыре пятых всех британцев жили в населенных пунктах с числом жителей свыше 20 тыс., а 71% - в крупных городах (свыше 100 тыс. жителей). На другом полюсе расположена Албания, где в 1980 г. только одна пятая населения жила в населенных пунктах с числом жителей свыше 20 тыс., а одна десятая часть - в крупных городах. В Югославии и Португалии степень урбанизации также была не очень высокой. В некоторых странах, которые в 20-х гг. оставались в значительной степени сельскими, быстрая урбанизация началась после второй мировой войны, в СССР и Болгарии в особенности, где уровень урбанизации резко возрос с примерно 10% в 1920 г. до примерно 44% в 1980 г. (СССР) и соответственно с 9 до 41% (Болгария). К этой группе относятся Польша, где уровень урбанизации поднялся с 18 до 45%, и Румынии - с 12 до 37%. На Западе привлекает внимание Испания: в 1920 г. она далеко отставала от других стран, сегодня же доля городских жителей в ней составляет 63% - это второе место в Европе.
Данные процессы в большинстве стран Западной и Центральной Европы, ранее переживших значительную урбанизацию, происходили, напротив, гораздо медленнее. В Австрии и Швейцарии с 1950 по 1980 г. степень урбанизации ненамного уменьшилась, в Австрии, кроме того, снизилась и доля населения больших городов.
О значении той роли, которую при анализе урбанистических процессов играет разница понятий, свидетельствует пример Бельгии. Если взять собственно городские поселения, то в 1920 г. в городах с численностью населения свыше 20 тыс. жила не треть населения (как видно из табл. 17), а половина бельгийцев, в больших же городах - не 12, а 41%. Для 1950 г. разница еще весомее. Согласно узкому определению городского по-

Уровень урбанизации в европейских странах 1920-1980 гг.* (в % от общей численности населения)


Страна

Города с более 20 тыс. жителей

Города с более 100 тыс. жителей

1920

1950

1980[****]

1920

1950

1980

Албания


8

(22)



10

Австрия

36

40

37
/>31
33

29

Бельгия

33

32

49

12

10

13

Болгария

9

19

41

4

10

24

Дания

32

45

(52)

23

34

38

Германия

41



33



ФРГ


41

60


27

34

ГДР


39

49


21

26

Финляндия

17

22

(38)

6

14

24

Франция

37

45

58

23

17

44

Греция

17

28

(37)

12

13

34

Ирландия

21

28

38

14

18

31

Италия

32

41

53

14

20

28

Югославия

7

13

26

2

6

13

Люксембург


31

(32)




Нидерланды

45

56

(57)

24

31

45

Норвегия

23

33

40

18

20

23

Польша

18

26

45

9

16

28

Португалия

20

17

23

17

13

12

Румыния

12

18

37

3

9

24

Швеция

23

33

45

14

21

21

Швейцария

25

29

(28)

15

21

34

Испания

26

40

63

12

24

42

Чехословакия

17

22

34

10

14

17

СССР

10

28

44

6

17

38

Венгрия

31

34

49

15

20

29

Великобритания

64

71

(79)

50

52

71
/>

селения (не менее 20 тыс. населения) к жителям больших городов относятся 10% бельгийцев, согласно широкому - 42%. Для ряда других европейских стран, прежде всего Финляндии, Франции и Португалии, уровень урбанизации также получится значительно более высоким, если учитывать агломерации. Следует полагать, что если бы такой расширительный учет производился и в других случаях, то показатели городского населения возросли бы повсеместно.
Наиболее существенной характеристикой процесса урбанизации в Европе в XX в. стало быстрое сближение после второй мировой войны стран форсированной индустриализации, входивших в восточный блок, с запад но- и центральноевропейским стандартом. Сравнение Австрии с Румынией или Болгарией отчетливо демонстрирует эту тенденцию. Если сегодня уровень урбанизации в Австрии и Румынии одинаков (37% жителей живут в городах с населением свыше 20 тыс.), то в 1920 г. разница между ними составляла 24 процентных пункта (36% : 12%); в 1980 г. Болгария является более урбанизированной, чем Австрия. Доля жителей больших городов как в Румынии, так и в Болгарии в 1980 г. была лишь на 5 процентных пунктов ниже, чем в Австрии, тогда как в 1920 г. разница составляла 27 и 28 пунктов соответственно. Наиболее очевиден данный контраст при сравнении Австрии с СССР: в 1920 г. доля жителей крупных городов была в СССР на 25 пунктов ниже, чем в Австрии, а в 1980 г. - на 9 пунктов выше (табл. 17).
Представляется, что наиболее урбанизированные страны уже прошли кульминацию этого процесса. Если бы включение мелких населенных пунктов в состав городов не затушевывало картину, то во многих странах, в том числе в Великобритании, Дании и Швеции, а также в Бельгии, Франции, ФРГ и Австрии, обнаружилось бы, что сельские населенные пункты, по крайней мере в некоторых регионах, вновь растут быстрее городских. Поскольку нередко это связано с перестройкой образа жизни по городскому образцу, то разница между городом и деревней становится все менее существенной.

1. Какие из перечисленных стран зарубежной Европы являются конституционными монархиями: Норвегия, Вели­кобритания, Швеция, Финляндия, Испания, Греция, ФРГ?

2. Какие из перечисленных ниже стран используют ду­найский водный путь для выхода к морю: Югославия, Хорватия, Словения, Албания, Румыния, Польша, Венг­рия, ФРГ?

3. Какие из перечисленных ниже портов зарубежной Европы относятся к категории мировых портов: Осло, Глазго, Лондон, Гамбург, Роттердам, Марсель, Барсело­на, Афины, Гданьск, Констанца?

4. Какие из перечисленных ниже районов относятся к числу высокоразвитых: Мидленд, Южный Уэльс, Лондон­ский, Парижский, Лотарингия, Южно-Германский?

I. Распределите страны Зарубежной Европы:

а) в устьях рек

б) вдали от морей, но на судоходных реках

в) в местах добычи полезных ископаемых

г) вдали от морей

д) на морских побережьях

II. Зарубежная Европа:
а) страны с массовой эмиграцией

б) страны с массовой иммиграцией

1. Какое из приведенных ниже утверждений является ошибочным? а) население зарубежной европы превышает 500 млн. человек б) в зарубежной

европе насчитывается 400 городских агломераций

в) большинство стран зарубежной европы относится к многонациональным

г) в зарубежной европе высокий уровень урбанизации

2. Какие из указанных ниже стран не являются высокоурбанизированными?

а) Исландия б) Португалия в) Украина г) Бельгия

3.Первое место в зарубежной европе занимают

а) по добыче газа - Дания

б) по производству стали - Испания

в) по производству автомобилей - Германия

г) по производству электроэнергии на душу населения - Норвегия

4. Какая из перечисленных организаций связана только с зарубежной европой?

а) ОБСЕ б) НАТО в) ООН г) НИС

Пожалуста сделайте ети тести! Очень Прошу! Умоляю! Буду Очень Благодарен!!! 1. Самая большая страна Европы по численности населения: а)

б) Украины

в) Германия

г) Великобритания.

2. Основой промышленности стран Западной Европы являются:

а) горнодобывающая промышленность

б) производство минеральных удобрений

в) выплавки меди

г) машиностроения.

3. Из перечисленных стран в состав Европейского Союза входят:

а) Македония, Сербия и Черногория

б) Беларусь, Молдова, Украина,

в) Литва, Латвия, Эстония

г) Албания, Хорватия.

4. На выращивании ячменя и хмеля специализируется:

а) Германия

б) Нидерланды

в) Франция

г) Италия.

5. Наибольшая доля экспортной продукции России приходится на:

а) топливно-энергетическое сырье

б) продукцию машиностроения

г) продукты питания.

6. Растениеводство является ведущей отраслью сельского хозяйства:

а) Германии

б) Италии

в) Великобритании

г) Швейцарии.

а) Испания

б) Украины

в) Франция

г) Польша.

8. Для населения большинства стран Европы характерны:

а) первый тип воспроизводства, высокие показатели плотности населения и уровня урбанизации

б) второй тип воспроизводства, высокая плотность населения

в) первый тип воспроизводства, низкий уровень урбанизации

г) второй тип воспроизводства, низкие показатели плотности населения и уровня урбанизации.

9. Из перечисленных стран не входящих в состав Европейского союза:

а) Норвегия, Исландия

б) Германия, Франция

в) Швеция, Ирландия

г) Словакия, Словения.

10. Картофель является главной экспортной сельскохозяйственной культурой:

а) Украина

б) Германии

в) Румынии

г) Беларуси.

11. Наибольшая доля экспортной продукции Молдовы приходится на:

а) химическую продукцию

б) продукцию машиностроения

в) сельскохозяйственную продукцию

г) рыбу и рыбные консервы.

12. Наибольший удельный вес электроэнергии, вырабатываемой на АЭС в

а) Польши

б) Норвегии

в) Исландии

г) Франции.

13. Определите правильность приведенного утверждения: «Демографическая ситуация в России специалисты определяют как кризисную в связи с естественным уменьшением количества населения».

14. Определите правильность приведенного утверждения: «Франция занимает первое место в мире по количеству иностранных туристов, посещающих страну ежегодно».

15. Прочитайте текст и определите, о какой европейской стране идет речь: «Это страна вулканов, гейзеров и ледников. Даже само название страны в переводе означает «ледяная страна».

16. Прочитайте текст и определите название одной из европейских столиц: «Это один из крупнейших финансовых, торговых и культурных центров не только Европы, но и всего мира. Город часто называют «Северной Венецией». Дословно название города переводится как «дамба на реке Амстел».

17. Установите соответствие между морскими портами и странами:

а) Ливерпуль, Глазго, Бристоль

б) Росток, Висмар, Любек, Киль

в) Гданьск, Гдыня, Щецин

г) Барселона, Валенсия, Таррагона.

1) Польша;

2) Германия;

3) Нидерланды;

4) Великобритания;

5) Испания.

18. Установите соответствие между центрами туризма и странами:

а) Ярославль, Загорск, Кострома

б) Краков, Сопот, Зелена-Гура

в) Карловы Вары, Прага

г) Цюрих, Женева.

1) Франция;

2) Россия;

3) Польша;

4) Швейцария;

19. Установите последовательность стран по площади территории начиная с самой большй:

а) Эстония

б) Андорра

в) Румыния

г) Франция.

6. Найдите ошибку в перечне стран Зарубежной Азии, занимающихся выращиванием и экспортом чая:

1) Китай; 2) Индия; 3) Шри-Ланка; 4) Ирак.
7. Самый большой по площади субрегион Зару¬бежной Азии - это:
1) Центральная и Восточная Азия;
2) Юго-Восточная Азия;
3) Южная Азия;
4) Юго-Западная Азия.
8. Укажите наиболее плотно населенную часть Китая:
1) северная; 2) восточная; 3) южная; 4) западная.
9. Китай занимает первое место в мире по производству:
1) электроэнергии и стали;
2) стали и хлопчатобумажных тканей;
3) хлопчатобумажных тканей и минеральных удобрений;
4) минеральных удобрений и электроэнергии.
10. Мегалополис Токайдо расположен в Японии на:
1) севере страны;
2) юге страны;
3) западном побережье;
4) восточном побережье.
11. В Японии практически отсутствуют виды транспорта:
1) железнодорожный и автомобильный;
2) автомобильный и трубопроводный;
3) трубопроводный и речной;
4) речной и железнодорожный.
12. Укажите самый крупный город (городскую аг¬ломерацию) Индии:
1) Дели; 2) Калькутта; 3) Бомбей; 4) Мадрас.
13. Главный район выращивания пшеницы рас¬положен в Индии на:
1) севере; 2) востоке; 3) юге; 4) западе.
14. Укажите страну Зарубежной Азии, имеющую самые высокие темпы экономического роста:
1) Япония;
2) Малайзия;
3) Китай;
4) Сингапур.
15. Какие страны Зарубежной Азии не входят в ОПЕК:
1) Кувейт, Саудовская Аравия;
2) Индонезия, ОАЭ;
3) Китай, Филиппины;
4) Иран, Катар.
Пожалуйста!!! Очень надо!!! Спасибо!!!

обладает также большими и разнообразными природно-рекреационными ресурсами.

3. Население: воспроизводство, миграции, национальный состав, урбанизация.

В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Как вы уже знаете, это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В некоторых странах происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей.

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Теперь здесь насчитывается 12 13 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временньк гостей-рабочих (по-немецки гастарбайтеров).

По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родственные языки славянской, романской, германской групп имеют значительные черты сходства. То же свойственно и языкам уральской семьи. Тем не менее этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным составом, в которых в последнее время наблюдается обострение межнациональных отношений; примером такого рода может служить Югославия.

Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной протестантство; а в Средней они находятся в разных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма Ватикан.

Зарубежная Европа один из наиболее густонаселенных регионов мира. При этом размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет 73%, а в некоторых странах более 80% и даже 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города, корни которого восходят к временам Римской империи и средневековья.

Характерная черта урбанизации зарубежной Европы ~ очень высокая концентрация населения в больших городах и городских агломерациях, которых здесь больше, чем в США и Японии вместе взятых. Самые крупные из них Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. В 70-е гг. после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров (ядер) сначала в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность (зеленая волна). В результате число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Милана и многих других городов либо стабилизировалось, либо даже стало сокращаться. Этот процесс получил в науке наименование субурбанизации.

Согласно прогнозам уровень урбанизации в регионе к концу XX в. может возрасти до 85%.

4. Хозяйство: место в мире, различия между странами.

Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.

Понятно, что экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в большую семерку стран Запада ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к ФРГ, экономика которой на путях реиндустриализации развивается более динамично. Великобритания же, бывшая мастерская мира, утратила многие свои прежние позиции.

Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В отличие от четырех главных стран их экономика специализируется прежде всего на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.

Особое место на экономической карте региона занимают страны Восточной Европы, где с конца 80-х гг. происходит переход от прежней системы общественной собственности и централизованного планирования к системе, основанной на рыночных принципах.

5. Промышленность: главные отрасли.

Лицо зарубежной Европы в международном географическом разделении труда в течение более 200 лет определялось, да и теперь еще во многом определяется развитием промышленности.

Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США.

Машиностроение ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта.

Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включа�

Агломерация Число жителей Включает в себя (наиболее относительно крупные) Государство
Токио 33,6 млн Йокогама, Кавасаки, Сайтама Япония
Сеул 23,4 млн Пучхон, Коян, Инчхон, Соннам, Сувон Южная Корея
Мехико 22,4 млн Несауалькойотль, Экатепек, Наукальпан Мексика
Нью-Йорк 21,9 млн Ньюарк, Патерсон США
Мумбаи 21,6 млн Бхиванди, Кальян, Тхане, Улхаснагар Индия
Дели 21,5 млн Фаридабад, Газиабад Индия
Сан-Паулу 20,9 млн Гуарульюс Бразилия
Лос-Анджелес 18,0 млн Риверсайд, Анахайм США
Шанхай 17,5 млн Сам город и пригороды Китай
Осака 16,7 млн Кобе, Киото Япония

Урбанизация

В XIX веке рост промышленных городов стал массовым, однако именно XX век считается веком урбанизации. Урбанизация – рост городов, городского населения, повышение роли городов и их населения в стране и мире, возникновение и развитие все более сложных сетей, систем городов и распространение городского образа жизни.

Динамика изменения численности городов и горожан

В настоящее время число жителей городов от общего населения Земли превысило 50%.

Уровень урбанизации стран:

Высокоурбанизированные (более 50%). Россия, США, Бельгия, Германия, Франция, Кувейт, Сингапур (почти 100%), Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Монако.

2. Среднеурбанизированные (20% – 50%). Индия, Индонезия, Марокко, Боливия, Гватемала.

3. Слабоурбанизированные (менее 20%). Бурунди, Бутан, Папуа – Новая Гвинея, Нигер.

2. Уровень урбанизации. Карта мира

3. Мегалополис

Мегалополис – наиболее крупная форма расселения, образующаяся при слиянии соседних агломераций, сплошное городское поселение.

Наиболее крупными и известными мегалополисами являются:

Токайдо (от Токио до Осаки и Кобе) в Японии.

Самый крупный (около 70 млн чел.).

— Босваш (от Бостона до Вашингтона) в США.

— Чипитс. Район Великих озер в США и Канаде.

— «Голубой банан» в Европе.

— Лондон – Ливерпуль в Великобритании.

— Сансан, или Калифорнийский (от Сан-Франциско до Сан-Диего) в США.

Кроме того, в настоящее время формируются мегалополисы в Китае, Бразилии и Индии.

Сельское население

Сельские поселения – населенные места или населенные пункты, не соответствующие критериям, установленным в данной стране для городских поселений.

К сельским поселениям относят населенные места (независимо от их людности), в которых жители заняты главным образом сельским или лесным хозяйством, промысловой охотой, а также поселения, связанные с другими видами деятельности (обслуживание промышленности, транспорта, строительства), если они имеют малочисленное население и расположены в сельской местности.

§ 3.5. Расселение

Людность поселений (т.е. величина их по числу жителей) связана с производственными функциями поселения, с формой расселения, с историей данного населенного пункта. Этот показатель объективно отражает суммарное действие целого ряда факторов на развитие поселения, но сам по себе не раскрывает эти факторы.

В то же время величина поселений создает определенные условия для их жизни, для организации культурно-бытового обслуживания их жителей, поэтому выделение ряда характерных типов сельских поселений по данному признаку имеет научное и практическое значение. «Типология людности поселений» может рассматриваться как один из видов типологии, но наиболее эффективно может быть использована в соединении с другими типологическими линиями – функциональной, морфологической, генетической.

При классификации поселений по их людности в статистическом учете все они распределяются на большее или меньшее число групп, от мельчайших (в 1 – 5 жителей) до наиболее крупных (10 тысяч жителей и более), следуя общим принципам статистических группировок.

В типологическом отношении важно выделить такие величины людности, с которыми связаны существенные качественные особенности населенных пунктов.

Наибольшее абсолютное количество сельских жителей в Китае и Индии, там же наибольшее количество деревень.

Основные виды сельских поселений:

3. Фазенда.

6. Поселки.

7. Аулы и др.

Рис. 3. Деревня в Дании

5. Значение городов и урбанизации

В отличие от сельских поселений, в городах проживает более 50% всех жителей, концентрируется ¾ всего дохода, 90% дохода обрабатывающей промышленности, почти все финансовые отношения проходят через города.

При этом города оказывают серьезную нагрузку на оболочки Земли и экологическую ситуацию.

Рис. 4. Смог над городом Ухань, Китай

Рис. 5. Трущобы в Мумбае.

Предыдущая123456789Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Крупнейшие городские агломерации и мегалополисы зарубежной Европы

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 31Следующая ⇒

Из истории известно, что первые города в Европе появились еще в эпоху античности. Затем их число значительно увеличилось в период средних веков. Да и в новое, и в новейшее время их количество продолжало, хотя и гораздо медленнее, возрастать.

Соответственно росло и число больших городов: уже к началу XX в. зарубежная Европа концентрировала 1/3 всех больших городов мира.

Не приходится удивляться тому, что именно этот регион стал родиной городских агломераций, которых уже в начале 1980-х гг.

здесь насчитывалось около 400. Среди них, вполне естественно, особо выделяются агломерации-миллионеры, во многом определяющие всю систему городского расселения.

В работах отечественных и зарубежных географов-урбанистов число таких агломераций нередко оценивается по-разному. Можно, например, сослаться на А. Е. Слуку, данные которого приведены в таблице 9.

По данным Ю. Л. Пивоварова, в 2000 г. в 18 странах зарубежной Европы (не считая СНГ) насчитывалось 42 агломерации с населением более 1 млн человек в каждой, в том числе в Германии – 13, в Великобритании и Италии – по 4, во Франции и в Польше – по 3, в Нидерландах и Испании – по 2, а в остальных странах – по одной.

Надо сказать, что на мировом фоне эти показатели уже не выглядят особенно впечатляющими (табл. 65 в книге I). Тем не менее на весь ход современной урбанизации и ее географические аспекты эти агломерации по-прежнему оказывают решающее воздействие.

Таблица 9

КРУПНЫЕ ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ В 1995 г.

* Включая страны СНГ.

В ГЕРМАНИИ большинство агломераций протягивается цепочкой вдоль Рейна и его притоков.

Ниже всего по течению расположена самая большая Рейнско-Рурская полицентрическая агломерация, в свою очередь состоящая из двух основных частей – Рурской, протягивающейся на правобережье Рейна от Дуйсбурга до Дортмунда через Эссен и Бохум, и Прирейнской, включающей в первую очередь Дюссельдорф, Кёльн и Бонн (рис.

16). По большинству оценок население этой агломерации, без расчленения ее на части, составляет 10–11 млн человек. Выше по течению Рейна, у места впадения в него р.

Майн, расположена Рейнско-Майнская агломерация, ядро которой образует Франкфурт-на-Майне.

наиболее высокий уровень урбанизации свойствен странам зарубежной европы

Еще выше по течению, в месте впадения в Рейн р. Неккар, находится Рейнско-Неккарская агломерация с городами Мангейм и Людвигсхафен. Наконец, к течению Неккара привязана еще одна агломерация, включающая в себя Штутгарт и целое созвездие примыкающих к нему более мелких городов. Уже за пределами этой рейнской цепочки расположены остальные крупные агломерации Германии: в южной части страны – Мюнхенская и Нюрнбергская, в северной – Гамбургская и Ганноверская, а в восточной – Берлинская.

16. Городская агломерация Рейн-Рур в ФРГ

Рис. 17. Верхнесилезская городская агломерация в Польше

В ВЕЛИКОБРИТАНИИ среди агломераций (здесь они обычно именуются конурбациями – от лат.

con – «с» и urbs – «город») ведущее место занимает Л о н д о н с к а я, население которой в зависимости от того, как проводят ее границы, варьирует в пределах от 7,6 млн до 12 млн человек. Далее идут Б о л ьш о й Бирмингем (Западный Мидленд) и Б о л ьш о й М а н-ч е с т е р с населением соответственно 3,2 и 2,6 млн человек, а также Л и д с (Западный Йоркшир) с населением 1,5 млн человек. Добавим, что некоторые авторы в число агломераций-миллионеров включают также Шеффилд (Южный Йоркшир) и Ливерпуль (Мерсейсайд).

Во ФРАНЦИИ выделяют Парижскую (11,3 млн человек), Лионскую (1,7 млн) и Марсельскую (1,5 млн) крупные агломерации.

В ПОЛЬШЕ три агломерации – Верхнесилезская, или Катовицкая, с населением 4 млн человек, Варшавская (2,2 млн) и Лодзинская (1,1 млн).

Верхнесилезская агломерация, сложившаяся в пределах угольного бассейна на площади 1,2 тыс.

км2, является ярким примером полицентрической агломерации. Ее ядро образуют около двух десятков городов и несколько рабочих поселков, фактически сросшихся друг с другом (рис.

17). Они имеют единую систему электро-, газо– и водоснабжения, транспортную и социальную инфраструктуру. Например, университет расположен в Катовицах, политехнический институт – в Гливицах, оперный театр – в Бытоме, парк культуры и отдыха – в Хожуве. Средняя плотность населения в агломерации – более 1000 человек на 1 км7, но в центральной ее части она достигает 4000 человек на 1 км7.

18. Городская агломерация Рандстад в Нидерландах

В НИДЕРЛАНДАХ иногда выделяют две агломерации – Амстердам и Роттердам. Но чаще говорят о единой для этой страны агломерации Рандстад Холланд с населением 6 млн человек. Название «Рандстад» в переводе означает «кольцевой город».

Действительно, 9 формирующих эту агломерацию более крупных городов, не говоря уже о 60 более мелких, образуют почти замкнутое урбанизированное кольцо (рис.

18). При этом каждый из главных городов выполняет свою важную функцию: Амстердам исторической столицы, финансового и культурного центра, Гаага – резиденции правительства, парламента, дипломатического корпуса, Роттердам – морских ворот агломерации и т. д. Средняя плотность населения в Рандстаде – 7000 человек на 1 км7.

В урбанизированном кольцевом поясе она даже выше, а в центральной «зеленой зоне» – ниже.

Рис. 19. Английский мегалополис (по Г. Д. Костинскому)

В ИСПАНИИ также две агломерации с населением более 1 млн человек в каждой – Мадридская (5,1 млн) и Барселонская (3,9 млн).

Остальные агломерации-миллионеры находятся в Австрии (Вена – 2,1 млн человек), Бельгии (Брюссель – 1,7 млн), Болгарии (София – 1,2 млн), Венгрии (Будапешт – 2.6 млн), Греции (Афины – 3,1 млн), Дании (Копенгаген – 1,7 млн), Португалии (Лиссабон – 2,6 млн), Румынии (Бухарест – 2,2 млн), Чехии (Прага – 1,4 млн), Швеции (Стокгольм – 1,6 млн), Сербии (Белград -1.7 млн).

Современные городские агломерации зарубежной Европы, прежде всего моноцентрические, имеют довольно сложную внутреннюю структуру.

Наиболее зрелые из них, подобно кольцам дерева, состоят из шести следующих структурных зон: 1) исторического городского ядра; 2) центральной зоны, включающей в себя помимо городского ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию; 3) внешней зоны со сплошной, но менее интенсивной застройкой; 4) первой пригородной зоны, которая обычно включает лесопарковый пояс и ближние города-спутники; 5) второй, более отдаленной, пригородной зоны с городами-спутниками; 6) территории обширного столичного региона.

Первые три из них обычно образуют собственно город, первые четыре – «большой город», первые пять – агломерацию, все шесть– урбанизированный (метрополитенский) район. Такое структурное членение особенно важно учитывать при сравнении городов и агломераций, что хорошо демонстрирует сопоставительная таблица 10.

Фактическое слияние или территориальное сближение некоторых агломераций зарубежной Европы уже привело в нескольких случаях к формированию еще более крупных урбанистических образований – мегалополисов. К их числу относят прежде всего Английский и Рейнско-Рурский мегалополисы.

Английский мегалополис (рис.

19) включает в себя не менее двух десятков крупных агломераций с общим населением 30–35 млн человек, которые в совокупности занимают примерно 50 тыс. км2 территории. Главные его ядра образуют агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера и Ливерпуля.

Рейнско-Рурский мегалополис образовался на основе упоминавшихся выше агломераций ФРГ, расположенных по Рейну (Рейн – Рур, Рейн – Майн, Рейн – Неккар) и голландского Рандстада. Количественные параметры его примерно такие же, как у Английского мегалополиса.

Однако, в отличие от него, этот мегалополис можно назвать межгосударственным.

Таблица 10

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КРУПНЕЙШИХ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ

В последнее время эксперты Европейского союза стали выделять еще более крупный межгосударственный мегалополис, который по отечественной терминологии, наверное, правильнее было бы отнести к разряду урбанизированной зоны, или полосы.

Он охватывает сопредельные урбанизированные районы пяти стран – Восточную Англию, Рандстад, Рейн – Рур, Бельгийско-Французский (Антверпен – Брюссель – Лилль) и Парижский районы. В таких границах эта урбанизированная зона занимает 230 тыс.

км2, а население ее достигает 85 млн человек (при средней плотности 370 человек на 1 км2).

По мнению ученых, для процесса урбанизации в зарубежной Европе – как, впрочем, и в большинстве других экономически развитых регионов – характерны три последовательные стадии. Первая из них – стадия концентрации населения в городах, особенно крупных, которая в этом регионе продолжалась до середины XX в. Затем наступила вторая стадия – развитие субурбанизации и городских агломераций, пришедшаяся в основном на 50-60-е гг.

XX в. В это время значительная часть населения покидала центральные зоны городов, которые стали специализироваться на непроизводственной сфере и превращаться в деловые центры либо приходить в запустение. Отток в пригороды охватил прежде всего имущие слои, а также пожилых людей, которые особенно чутко реагировали на ухудшение качества городской среды, рост преступности и другие социальные явления, проявлявшиеся в ядрах агломераций.

Переход к третьей стадии произошел в 1970-е гг., когда рост городских агломераций в целом замедлился и возникла «зеленая волна» – отток населения и производства в небольшие города и сельскую местность, где цены на землю значительно меньше, рабочая сила дешевле, да и условия окружающей среды более благоприятны.

В таких внеагломерационных зонах особенно охотно размещают филиалы предприятий новейших отраслей машиностроения, вспомогательные научные и инженерно-технические службы, вычислительные центры.

Но все это отнюдь не свидетельствует о наступлении в зарубежной Европе эры дезурбанизации.

Напротив, это означает, что урбанизация принимает новые формы и охватывает новые территории. О том же говорит и начавшееся возвращение лиц с высокими и средними доходами в центральные городские районы, где до этого концентрировались бедные слои населения. Эта центростремительная тенденция, получившая наименование джентрификации, объясняется тем, что многие проблемы центров городов переместились в их пригороды, которые поэтому стали терять прежнюю привлекательность.

Согласно официальным прогнозам доля городского населения в регионе в перспективе может стабилизироваться на уровне 82 %.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!