Все для предпринимателя. Информационный портал

Экономика западной европы. Промышленность зарубежной европы - презентация

Она сконцентрирована преимущественно в трех крупнейших странах — ФРГ, Франции и Великобритании.

Сейчас топливно-энергетический баланс Западной Европы стал нефтегазовым. Одновременно с традиционной добычей угля, в регионе ежегодно добывают около 200 млрд. м3 природного газа и 90 млн т нефти, в Франции добывают уран. Значительная роль TFC в ФРГ и Бельгии, где они расположены в основном в городских агломерациях. Роль АЭС большая во Франции, где они производят 78% электроэнергии страны, а также в Бельгии, ФРГ и Великобритании. Значительная доля ГЭС в производстве электроэнергии в Австрии и Швейцарии. Во Франции 1966 была построена первая в мире приливная электростанция в устье р Ране.

Металлургический комплекс сейчас работает практически полностью на импортной руде из Африки, Австралии и Америки. Крупнейшими производителями черных металлов является ФРГ (Рур, Саар), Бельгия («Черная Бельгия» район Льежа), Франция (Лотарингия). Люксембург («стальной карлик») занимает первое место в мире по количеству производимой стали на душу .

Ведущей отраслью промышленности Западной Европы являются машиностроение с более широким в мире ассортиментом продукции. К этой области привлечено более 30% трудовых ресурсов региона. Особое развитие получило автомобилестроение, зоифема в ФРГ (концерны «Фольксваген», «Даймлер», «БМВ»), Франции («Рено», «Пежо-Ситроен»), Великобритании (компания «Бритиш Лейленд»). Судостроение высокого уровня достигло в ФРГ, Великобритании и Нидерландах. Электротехника развита в Германии («Бош»). Нидерландах («Филипс» телевизоры, компьютеры, телефоны и т. д.), Франции («Тефаль», «Мулинекс» бытовая техника). Швейцария — один из главных мировых производителей высококачественных часов.

В химической промышленности Западная Европа сохранила свои позиции в производстве классических видов продукции, которое использует местное сырье и отходы других отраслей. На страны региона приходится около 1/3 мирового химического производства, а ФРГ и Франция входят в тройку мировых химических лидеров, особенно по производству красителей пластмасс, продукции нефтехимии, медикаментов и др.

В Западной Европе развиты почти все отрасли легкой промышленности. Однако сейчас ряд отраслей, в частности текстильная и швейная, испытывают острую конкуренцию а стороны развивающихся стран, где за такое же качество изделий цена ниже.

Страны Западной Европы — одни из крупнейших производителей пищевых продуктов. Здесь развиваются мясоперерабатывающая (ФРГ, Франция, Великобритания), молочная отрасль (ФРГ, Швейцария концерн «Нестле» Австрия), сыроварения — Франция (более 400 сортов), Швейцария, Нидерланды, пивоварения — ФРГ, Австрия, Нидерланды и др.

Основой хозяйства государств Зарубежной Европы является индустрия. Несмотря на то, что во многих странах львиная доля в экономике образовывается за счет услуг и сельского хозяйства, промышленное производство уже несколько веков служи «лицом» Европы. Именно в этом регионе находятся девять из двадцати крупнейших индустриальных государств мира - Великобритания, Италия, Испания, Швеция, Франция, Нидерланды, Швейцария, Германия, и Бельгия.

Особенности промышленности Западной Европы

Модель промышленного производства Зарубежной Европы потерпела ряд изменений в связи с историческими обстоятельствами, которые несколько трансформировали мировой рынок. До начала Второй Мировой войны европейские государства выпускали дорогостоящую уникальную продукцию, в послевоенное время предприятия переориентировались на массового потребителя.

Производством сверхсложной и наукоемкой продукции занялись США, в то время как Европа начала выпускать товары массового народного потребления легковые автомобили, станки, электронику и технологическое оборудование.

Подобная тенденция сохранилась до 70-х годов: в этот период в промышленности Зарубежной Европы прошло своеобразное разделение труда государства Средиземноморского региона продолжали выпуск массовых товаров, во Франции, Англии и ФРГ делался акцент на производстве судов и авиации, что сократило производственное отставание Европы от США.

Передовые отрасли промышленности

В настоящее время основой промышленности Зарубежной Европы является машиностроение. Уровень развития этой отрасли в европейских государствах различный. Безусловное лидерство по автомобильному производству принадлежит Германии, Франции и Англии. Эти страны являются крупнейшими мировыми экспортерами машин и оборудования, легковых и грузовых автомобилей и тракторов.

На достаточно высоком уровне в государствах Зарубежной Европы развита химическая промышленность. Италия, Англия, Германия и Франция задействованные в производстве пластмасс и искусственных смол. Бельгия, Швейцария и Нидерланды специализируются на выпуске фармацевтической продукции.

В странах Скандинавии производятся азотные удобрения и нефтехимикаты. Более 65% продукции химического производства экспортируется за рубеж.

Упадок в следующих отраслях

Если в энергетическом, химическом производстве и машиностроении в государствах Зарубежной Европы наблюдается тенденция роста, то в некоторых других отраслях замен существенный упадок.

Так к примеру, текстильная и швейная промышленность, которая еще полвека назад была основой хозяйства европейских государств в последнее время не удовлетворяет внутренних запросов населения.

Упадок легкой промышленности обусловлен ориентацией предприятий монополистов на выпуск дорогостоящей продукции ювелирных и меховых изделий, аксессуаров и эксклюзивной одежды. Дешевый текстиль зачастую импортируется из стран с развивающихся стран.

Потеряла возможность участия в мировом экспорте и пищевая промышленность региона. Из-за недостаточно развитого сельского хозяйства, эффективность работы предприятий этой отрасли заметно снижается.

К зарубежной Европе относят страны, находящиеся за пределами СНГ. Их территория составляет более 5 млн квадратных километров, на которых проживает практически пятьсот миллионов человек. Говоря о зарубежной Европе, мы имеем в виду приблизительно сорок суверенных государств, связанных не только исторической судьбой, но и самыми тесными экономическими, политическими и культурными нитями.

Зарубежная Европа является одним из основных очагов человеческой цивилизации. Это родина городских агломератов, больших географических открытий, а также великих промышленных переворотов. И несмотря на то что эра «европоцентризма» уже в прошлом, зарубежная Европа занимает немаловажное место не только в политике мира, но и в его экономике.

Хозяйство

Изучая промышленность зарубежной Европы (11 класс - время, когда этой теме уделяется внимание в школе), мы рассматриваем ее как целостный регион. При этом, по данным экспертов, страны, находящиеся на его территории, занимают первое место во всем мире по направлениям сельскохозяйственного и промышленного производства. Не упускает регион ведущие позиции по экспорту услуг и товаров, по запасам валюты и золота, а также по развитию международных туристических связей.

Экономическая мощь зарубежной Европы заключена в четырех странах, входящих в «большую семерку». В их списке Франция и ФРГ, Италия и Англия. Именно эти государства имеют наиболее широкий комплекс разнообразных производств и отраслей. Однако соотношение сил между четырьмя ведущими странами претерпевает определенные изменения. Так, за последние десятилетия роль лидера завоевана ФРГ. И это не удивительно. Ведь экономика данной страны развивается весьма динамично. При этом свой престиж «мастерской мира» утратила Великобритания.

Остальные страны зарубежной Европы, хозяйство которых имеет наибольшую экономическую значимость, это Швейцария и Испания, Бельгия, Нидерланды и Швеция. В этих государствах развиты лишь отдельные отрасли, которые имеют мировое признание.

Особое место в регионе занимают страны, находящиеся в Восточной Европе. В них, начиная с конца восьмидесятых годов, происходит активный переход от имевшей место системы централизованного планирования и общественной собственности на рельсы рыночных отношений.

Развитие промышленности

Основу хозяйства зарубежной Европы составляет индустрия. Она играет главенствующую роль, даже несмотря на то что во многих странах региона львиную долю экономики составляют сельскохозяйственная отрасль и услуги. Промышленность зарубежной Европы уже несколько веков является ее своеобразным лицом.

Особенности

Развитие человечества и исторические обстоятельства тем или иным образом постоянно трансформировали мировой рынок. Подвергалась изменениям и модель промышленности зарубежной Европы. Так, если до 2-й мировой войны регион славился дорогостоящей уникальной продукцией, то после окончания боевых действий его предприятия переориентировались на нужды массового потребителя.

Основная доля наукоемкой и сверхсложной продукции поступала из США. Промышленность зарубежной Европы стала славиться станками и автомобилями, электроникой и технологическим оборудованием. В регионе начался выпуск товаров для массового пользователя.

Подобная тенденция не менялась вплоть до конца семидесятых годов. В данный период промышленность зарубежной Европы дала толчок к своеобразному разделению труда между государствами региона. Так, Средиземноморские страны продолжили выпуск товаров для широкого круга покупателей. В это время в Англии, Франции и ФРГ активно развивалось производство авиации и судов. Все это сократило отставание региона от США.

Рассмотрим основные зарубежной Европы, которые имеют вес в настоящее время.

Машиностроение

Если вас попросят: «Укажите главную зарубежной Европы», то стоит рассмотреть ту сферу, в которой занято более тридцати процентов жителей региона. Ею является машиностроение, обеспечивающее один из самых широких ассортиментов продукции в мире.

Эта главная зарубежной Европы представлена практически во всех странах региона. Однако уровень развития данной сферы в отдельных государствах различен. Например, в Европе существует определенная группа лидеров. В этих странах имеется практически весь комплекс отраслей промышленности, работа которых не только удовлетворяет внутренние потребности региона, но и позволяет отправлять продукцию на экспорт.

Есть в зарубежной Европе и страны, обладающие только одним или несколькими высокоразвитыми направлениями машиностроительного производства. При этом потребности в отдельных видах продукции ими удовлетворяется за счет импорта.

В группу лидеров, прежде всего, входят Германия и Англия, а в меньшей степени к ним относятся Франция и Италия. Одно или несколько направлений машиностроительной отрасли имеется в Нидерландах и Бельгии, Швеции и Швейцарии.

Характеристика промышленности зарубежной Европы не может не затронуть и такие страны, как Дания и Австрия, Финляндия и Норвегия. В этих государствах машиностроение развито слабо. Однако и в них находятся одна или две отрасли, которые завоевали признание на мировом рынке. Так, Финляндия славится своим целлюлозно-бумажным оборудованием, Норвегия - судостроением и т. д.

В целом машиностроительная промышленность стран зарубежной Европы выпускает практически двадцать пять процентов мировой продукции данного сегмента. Из стран региона поставляется текстильное, электротехническое, технологическое оборудование, контрольно-измерительные и научные приборы, грузовые и легковые автомобили, а также тракторы.

Кто что производит?

Наиболее развита промышленность зарубежной Европы в сфере автомобилестроения. В ФРГ успешно работают такие концерны, как «Даймлер», «Фольксваген», «Мерседес» и БМВ. Из Франции поставляются автомобили марки «Пежо-Ситроен» и «Рено». Италия славится своими «Фиатами».

В Германии, Нидерландах и Англии находится высокоразвитое судостроение. Всему миру известны такие фирмы, как «Бош» и «Филипс», «Мулинекс» и «Тефаль». Их основные производства по выпуску телефонов, компьютеров и бытовой техники построены в ФРГ, Франции и Нидерландах. В Швейцарии осуществляется выпуск высококачественных часов.

Машиностроительная отрасль зарубежной Европы ориентируется, прежде всего, на имеющиеся трудовые ресурсы. Кроме того, развитию главной отрасли индустрии способствует научная база региона и высокий уровень его инфраструктуры.

Химическая промышленность

Это вторая по величине авангардная отрасль в регионе. Химическая промышленность зарубежной Европы, так же как и машиностроение, во второй половине прошлого века развивалась очень бурными темпами. Причем это было характерно для всего региона.

Интересно, что химическая промышленность освоила новую сырьевую базу. Она перешла на использование нефти и ее полупродуктов как главного источника органических химикатов. Это сырье и стало основой продукции данной индустрии. Так как в период до Второй мировой войны отрасль ориентировалась на бурый и каменный уголь, поваренные и калийные соли, а также пириты, то все ее производства находились в районах их разработок.

С переориентацией данной сферы произошло ее смещение к источникам нефти. Так, в западной части региона появились крупные центры нефтехимии, возведенные в эстуариях Рейна и Темзы, Эльбы и Сены, а также Роны. В этих регионах данная отрасль великолепно сочетается с нефтепереработкой.

Переориентация отрасли затронула и восточные регионы Западной Европы. Здесь на магистралях газо- и нефтепроводов были созданы нефтехимические комбинаты и НПЗ. Основные предприятия подобного типа находятся в Польше, Словакии, Венгрии и Чехии. Они возведены вдоль трассы газопроводов и международного нефтепровода, ранее перекачивавших сырье из Советского Союза, а сегодня - из России.

Кроме того, до начала 2-й мировой войны определение уровня развития химической отрасли состояло в измерении объемов выпущенной ею серной кислоты. В настоящее время этот показатель напрямую зависит от количества произведенной пластмассы.

Распределение химических производств

Развитие второй по величине авангардной отрасли зарубежной Европы происходит неравномерно. Так, производства Италии и Англии, Германии и Франции полностью удовлетворяют свои внутренние потребности в химических продуктах, являясь, кроме того, и их крупными экспортерами. Что касается стран Скандинавии, то на их территории хорошо развиты лишь отдельные производства, такие, например, как выпуск азотных удобрений. При этом большое количество наименований химической продукции ввозится ими из-за границы.

Есть в зарубежной Европе и страны, специализирующиеся только на узком ассортименте производств. Так, в Швейцарии развита фармацевтика, в Нидерландах и Бельгии - нефтехимическая отрасль. Но, несмотря на это, данные страны имеют тесные связи с мировым рынком, экспортируя на него до 65 процентов своей продукции.

А в целом государства зарубежной Европы являются крупными продавцами искусственных и синтетических волокон, пластмасс, красок и лаков, фармацевтики, красителей и азотных удобрений. При этом регион потребляет новые и новейшие продукты химической отрасли, поставляемые из США.

Если вам нужна характеристика одной из отраслей промышленности зарубежной Европы, то стоит внимательно изучить современное состояние химической сферы региона. В последние десятилетия здесь наметилась тенденция к сокращению импорта. Однако в этом случае не обошлось без участия американских монополий, которые активно создают в Европе свои предприятия. Их работа направлена на создание новейших химических продуктов.

Топливно-энергетический комплекс

Эта хозяйственная сфера зарубежной Европы, так же как и химическая промышленность, ориентируется на природный газ и нефть. Данное сырье добывается в Северном море и импортируется из России и развивающихся стран. В настоящее время произошло резкое сокращение добычи и потребления угля в Германии и Англии, Бельгии, Нидерландах и Франции. Ориентация на это топливо сохранилась пока в восточных частях региона. Так, в Польше и Чехии большую долю сырья для ТЭК составляет бурый уголь. На него ориентируется множество работающих здесь ТЭС. Причем уголь берется не только из собственных бассейнов. Его импортируют и разгружают в крупных портах Европы.

География и структура электроэнергетики региона все больше и больше зависят от АЭС. Они уже работают в Германии и в Бельгии, в Чехии и Венгрии, Болгарии и Великобритании, а также во Франции.

В притоках Рона и на Дунае электроэнергию производят ГЭС. Однако за исключением Швейцарии, Швеции и Норвегии гидроэлектростанции играют, как правило, вспомогательную роль. В последнее время в зарубежной Европе стали строиться экономичные ГАЭС.

Металлургическая промышленность

Данная отрасль индустрии сформировалась в регионе еще до наступления эпохи Прежде всего, черная металлургия развивалась в тех странах, где имелось собственное металлургическое топливо или сырье. К таким государствам относятся Германия и Франция, Англия и Испания, Люксембург и Испания, Чехия и Польша. После окончания 2-й мировой войны наиболее крупные комбинаты были возведены или расширены на территориях, находящихся в непосредственной близости к морским портам. Это произошло из-за ориентации на импорт металлолома и высококачественной железной руды.

На сегодняшний день самый современный и большой комбинат, находящийся неподалеку от морского порта, построен в итальянском Таранто. Однако в последнее время в регионе преимущественно строятся мини-заводы.

К важнейшим отраслям цветной металлургии зарубежной Европы можно отнести алюминиевую и медную промышленность. Производства по выпуску алюминия находятся в странах, имеющих запасы бокситов. Это Италия и Франция, Румыния, Греция и Венгрия. Подобные производства находятся также и в Австрии и Германии, Швейцарии и Норвегии. Здесь нет собственного сырья, зато вырабатывается большое количество электроэнергии.

Производство меди развито во Франции и Германии, Польше, Англии и Бельгии.

Лесная и легкая промышленности

Какие еще отрасли индустрии получили широкое развитие в регионе? Одна из них - лесная промышленность зарубежной Европы. Прежде всего она ориентируется на собственные источники сырья. Именно поэтому данная отрасль особенно развита в Финляндии и Швеции. Эти страны - традиционные лидеры по лесопилению и заготовкам древесины, экспорту бумаги и целлюлозы.

Особого внимания заслуживает легкая промышленность зарубежной Европы. Именно с этой отрасли и начиналась вся индустриализация региона. На сегодняшний день легкая промышленность зарубежной Европы утратила свои былые позиции.

В регионе немаловажный вес имеют такие текстильные районы, как Фландрия (Бельгия), Йоркшир и Ланкашир (Англия), Лион (Франция), а также Милан (Италия). Все эти центры производств одежды и обуви возникли еще в 19-м веке, во времена зарождения промышленной революции. Активно работают они и сегодня. Однако в последнее время наметилась тенденция смещения легкой промышленности в Это объясняется имеющимися здесь резервами дешевой рабочей силы. Например, главной швейной фабрикой региона в настоящее время можно назвать Португалию. Италия же производит такое количество обуви, что по ее объемам уступает лишь Китаю.

Народы многих государств Европы сохраняют национальные традиции, находящие выражение при производстве музыкальных инструментов и мебели, украшений и изделий из металла и стекла, игрушек и т. д.

Например, Бельгия известна своими охотничьими ружьями (браунингами), а также обработкой алмазов. Не случайно мировой центр по торговле бриллиантами находится в городе Антверпене. В Лихтенштейне построено самое крупное в мире предприятие, выпускающее искусственные зубы. Эти изделия продаются более чем в ста странах мира.

Легкая, лесная промышленность зарубежной Европы хоть и не играют ведущих ролей в индустрии региона, но являются неотъемлемой частью всей его экономики.

1. Общая характеристика промышленности

Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма, лидирующие позиции по запасам золота и валют. Экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «Большую семерку» стран Запада:

  1. Германия.
  2. Франция.
  3. Великобритания.
  4. Италия.

Именно эти страны обладают наиболее широким комплексом различных отраслей и производств. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия изменилось. Роль лидера перешла к Германии, экономика которой развивается более динамично. Великобритания же, утратила многие свои прежние позиции. Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. В отличие от четырех главных стран их экономика специализируется прежде всего на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание. Малые и средние страны особенно широко втянуты во всемирные экономические отношения. Наиболее высокого уровня открытость экономики достигла в Бельгии и Нидерландах.
Особую роль в хозяйстве Европы играет машиностроение.

2. Машиностроение

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится около 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «Рено» (Франция), «Фольксваген» и «Мерседес» (Германия), ФИАТ (Италия), «Вольво» (Швеция) и др. В Великобритании, Бельгии, Испании, других странах работают заводы других автомобильных концернов. Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные.

3. Химическая промышленность

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и практически всего мира — Германия. До Второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи.

Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась «к нефти». В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу. В восточной части региона сдвиг «к нефти» привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов.

Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода «Дружба» и газопроводов, по которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза, а в настоящее время из России. В Болгарии по той же причине нефтехимия «сдвинута» к побережью Черного моря.

4. ТЭК, металлургия

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, Германии, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сократились.

В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе. На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах.

Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики — особенно во Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии — оказывает сооружение АЭС.

На Дунае и его притоках, на Роне, верхнем Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады. Но все же в большинстве стран, за исключением Норвегии, Швеции и Швейцарии, ГЭС играют теперь вспомогательную роль. Поскольку гидроресурсы региона использованы уже на 4/5, в последнее время строятся преимущественно более экономичные ГАЭС. В Исландии используется геотермальная энергия.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем: Германии, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии. После второй мировой войны крупные комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия).

В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы.

Важнейшие отрасли цветной металлургии — алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, Германия, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем. Медная промышленность получила наибольшее развитие в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Польше.

5. Лесная, легкая промышленности

Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии. Легкая промышленность, с которой начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную «швейную фабрику» региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю. Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и пр.

Сельское хозяйство Зарубежной Европы

1. Общая характеристика сельского хозяйства

В целом доля экономически активного населения, занятого в сельском хозяйстве в Зарубежной Европе не велика (максимум в странах Восточной Европы). Доля сельского хозяйства в экономике стран также максимум в странах Восточной Европы.

По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в ее сбыте на внешних рынках. Основным типом сельскохозяйственного предприятия является крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе еще преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов. Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы — растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом.

2. Основные типы сельского хозяйства

Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства:

  1. Североевропейский
  2. Среднеевропейский
  3. Южноевропейский
  • Для североевропейского типа, распространенного в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве — кормовых культур и серых хлебов.
  • Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно давно стало отраслью международной специализации. Эта страна — один из крупнейших в мире производителей и экспортеров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Ее нередко называют «молочной фермой» Европы. Растениеводство не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и «работает» на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами.
  • Для южноевропейского типа характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря — главный «сад Европы».
    • Все средиземноморское побережье Испании и особенно район Валенсии обычно называют садом. Здесь выращивают различные фрукты и овощи, но больше всего — апельсины, сбор которых продолжается с декабря по март. По экспорту апельсинов Испания занимает первое место в мире.
    • В Греции, Италии, Испании более 90 млн. оливковых деревьев в каждой стране. Это дерево стало для греков своего рода национальным символом. Со времен Древней Эллады оливковая ветвь — знак мира.
    • Главные страны по производству вин: Франция, Италия, Испания.
  • Во многих случаях специализация сельского хозяйства приобретает более узкий профиль. Так, Франция, Нидерланды и Швейцария славятся производством сыра, Нидерланды — цветов, Германия и Чехия — выращиванием ячменя и хмеля и пивоварением. А по производству и потреблению виноградных вин Франция, Испания, Италия, Португалия выделяются не только в Европе, но и во всем мире. Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.

Химическая промышленность

Химическая промышленность занимает второе место после машиностроения. Многие страны имеют чёткую специализацию: ФРГ - красители и пластмассы, Франция - синтетический каучук, Бельгия - химические удобрения и соду, Швеция и Норвегия – лесохимия, Швейцария – фармацевтика.

До второй мировой войны химическая промышленность ориенти-

ровалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырьё привела к тому, что она сдвинулась “ к нефти ” , т.е. к морским побережьям. Крупные центры нефтехимии возникли в устьях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Крупнейший в регионе район нефтепереработки и нефтехимии, обслуживающий всю Западную Европу сформировался в Нидерландах (в районе Роттердама) и Бельгии.

В восточной части региона сдвиг “ к нефти ” привёл к созданию НПЗ на трассах нефте- и газопроводов (РЦР).

Топливно-энергетическое хозяйство

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран Запад-

ной Европы ведущее место заняли нефть и газ, добываемые как в самом регионе (Северное море, месторождение Слохтерен, газ Нидерландов), так и импортируемые из других стран. Добыча и потребление угля в Великобритании и ФРГ, Франции, Нидерландах резко сократились.

На угольные бассейны ориентируются и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Всё большее влияние на структуру и географию электроэнергетики оказывает сооружение АЭС, особенно во Франции, ФРГ, Бельгии, Великобритании. Их в регионе уже больше 70.

В странах Северной и Южной Европы важное значение имеют гидроресурсы. Поскольку гидроресурсы региона использованы уже на 4/5 в последнее время строятся преимущественно ГАЭС. В Италии в начале ХХ века была построена первая в мире ГеоТЭС, в Исландии используется геотермальная энергия.

Металлургия

Металлургия Западной Европы сформировалась ещё до начала эпохи НТР. Чёрная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и сырьём – ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге.

После Второй мировой войны крупные металлургические комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешёвой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооружённых в морских портах, находится в Таранто (Италия). Его мощность- более 10 млн. тонн стали в год. Сохраняют своё значение и старые металлургические районы: Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции. По объёму выплавки стали Западная Европа занимает первое место в мире.

В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы.

Важнейшие отрасли цветной металлургии – алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Греция), так и в странах, сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы всё более ориентируются на сырьё, поступающее из стран Африки и Азии морским путём. Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии.

Лесная промышленность

Лесная промышленность, ориентирующаяся, прежде всего на источники сырья, получила наибольшее развитие в Швеции и Финляндии, которые давно стали главным “ лесным цехом ” региона.

Эти страны лидируют по заготовкам древесины, лесопилению, экспорту целлюлозы и бумаги.

Лёгкая промышленность

Лёгкая промышленность утратили своё былое значение. Старые текстильные районы, сформировавшиеся на заре промышленной революции (Ланкшир и Йокшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии) существуют и в наши дни. Но в последнее время лёгкая промышленность смещается в Южную Европу, где есть резервы рабочей силы. Так Португалия превратилась едва ли не в главную швейную фабрику региона. А Италия по производству обуви уступает только США.

Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т.д. Так Бельгия славится производством охотничьих ружей “браунинг ”, обработкой алмазов (Антверпен – мировой центр торговли бриллиантами). А в Лихтенштейне находится крупнейшее в мире предприятие по производству искусственных зубов, продукция которого поставляет-

ся более чем в 100 стран.

В Западной Европе преобладают старопромышленные районы – столичные, других крупных городских агломераций, горнозаводские. Некоторые из них относятся к рангу крупнейших, например, Эссен и Дюссельдорф в Руре ФРГ.

Сельское хозяйство

По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в её сбыте на внешних рынках. После Второй мировой войны в их аграрном строе произошли значительные изменения, связанные с переходом от универсального мелкого крестьянского хозяйства к крупному специализированному высокотоварному хозяйству, включённому в систему агробизнеса. Основным типом сельскохозяйственного предприятия стала крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе ещё преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов.

Главные отрасли сельского хозяйства Западной Европы – растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Но в большинстве стран преимущественное развитие получило животноводство.

В Западной Европе собирают самые высокие в мире урожаи пшеницы (до 60-70 ц/га в Дании, ФРГ, Великобритании, Франции и д.р.).

Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства:

1. североевропейский;

2. среднеевропейский;

3. южно-европейский.

Для североевропейского типа, распространённого в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании, характерно преобладание интенсивного молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве – кормовых культур и серых хлебов.

Среднеевропейский тип отличается преобладанием животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Очень высокого уровня достигло животноводство в Дании, где оно стало отраслью международной специализации. Эта страна – один из крупнейших в мире производителей и экспортёров масла, молока, сыра, свинины, яиц. Недаром её нередко называют “ молочной фермой Европы. Растениеводство удовлетворяет потребности населения в продовольствии, но и “работает ” на животноводство- значительная часть пахотных земель занята кормовыми культурами.

Для южно-европейского типа характерно преобладание растениеводства, а животноводство играет второстепенную роль.

Хотя в посевах главное место занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур. По сбору винограда и производству вин Италия – первая страна в мире, по сбору маслин – Испания.

В некоторых случаях специализация сельского хозяйства приобретает особенно узкий профиль: во Франции, Швейцарии, Нидерландах – производство сыра, во Франции, Италии, Испании, Португалии – винограда и вина, в ФРГ – ячменя и хмеля для пивоварения, в Нидерландах – цветов.

Рыболовство давно стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.

Транспорт

По обеспеченности транспортной сетью Западная Европа занимает первое место. Очень высока и густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Международное значение имеет автотрасса Лондон – Франкфурт – Вена – Белград - Стамбул.

Сеть железных дорог в большинстве стран сокращается.

Конфигурация транспортной сети региона очень сложна. Но основной её каркас образуют магистрали широтного и международного направления, имеющие международное значение. К главным железнодорожным магистралям относятся:

1. Брест – Париж – Берлин – Варшава;

2. Лондон – Париж – Вена – Будапешт – Белград – София – Стамбул;

3. Лиссабон – Мадрид – Париж – Берлин.

К главным железнодорожным магистралям меридионального направления относятся:

1. Амстердам - Брюссель – Париж – Мадрид – Лиссабон;

2. Лондон – Париж – Марсель;

3. Копенгаген – Гамбург – Франкфурт-на-Майне – Цюрих – Рим.

Речные пути также имеют меридиональное (Рейн) и широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250-300 млн. тонн грузов в год. После предстоящего ввода в эксплуатацию водного пути Рейн – Майн – Дунай, который соединит обе важнейшие водные артерии Западной Европы, он должен значительно возрасти.

Издавна в жизни народов Западной Европы огромную роль играл морской транспорт, его роль велика и сегодня. Во Франции, Нидерландах, Ирландии на его долю приходится 4/5, а в Великобритании – около 9/10 всего грузооборота. В регионе расположен крупнейший порт мира, уникальный узел транспортных операций – Роттердам (Нидерланды), а также Марсель и Гавр (Франция), Антверпен (Бельгия), Гамбург (ФРГ) и др.

В структуре перевозок растёт значение трубопроводного и воздушного транспорта. Крупнейшие центры авиаперевозок – Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне.

Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию, как во Франции, либо многоцентровую, как, например, в ФРГ.

Внешние экономические связи, участие в экономических союзах

Западная Европа – колыбель промышленной революции и родина капитализма – продолжает оставаться крупнейшим средоточием экономической мощи, важнейшим центром политической, национальной и культурной жизни современного мира.

Страны Западной Европы выделяются прежде всего как главный район экспорта готовых изделий, особенно продукции машиностроения. Они направляют на внешний рынок огромную массу станков, приборов, различного оборудования, электротехнических изделий, электроники, бытовой техники, сельскохозяйственных машин, автомобилей, морских судов и др. В общей сложности экспорта ФРГ на долю машиностроения приходится примерно 1/2 , Великобритании и Италии – 2/5, Франции – 1/3. Эти же страны и импортируют много машин – обычно от 1/5 до 1/4 стоимости их импорта.

В импорте стран Западной Европы значительную долю составляют сырьё и топливо, продовольствие.

Основная часть внешних экономических связей стран Западной Европы ведётся обоюдно, а также с США и Канадой. Расширяется торговля со странами Восточной Европы, Россией, развивающимися странами.

Исторически именно Западная Европа стала тем регионом мира, в котором сформировался наиболее крупный и зрелый интеграционный территориально-экономический комплекс, объединяющий хозяйства 12 стран Европейского союза (так с ноября 1993г. именуется Европейское сообщество), приступивших в 1993 – 94гг. к завершению сложного и противоречивого процесса образования своего экономического и валютного союза.

По официальным сведениям ЕС, на его долю в настоящее время приходится 57 % мирового экспорта и 53 % импорта (хотя доля стран ЕС в мировой торговле в последние два десятилетия падала, несмотря на его расширение). При этом население ЕС составляет всего около 7 % мирового. В последние годы ЕС стал основным экономическим партнёром России в системе международной торговли: на него приходится более 40 % внешнеторгового оборота нашей страны, около половины всех иностранных инвестиций в российскую экономику сделаны также странами Евросоюза. Этот международный экономический район выступает в качестве ядра формирующегося единого Европейского экономического пространства. Соглашение о его создании, вступившее в силу с 1 января 1994г. подписали 12 стран ЕС (Германия, Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Ирландия, Испания, Португалия и Греция) и пять из семи стран, входящих в Европейскую ассоциацию свободной торговли – ЕАСТ (Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия, Австрия). Кстати, Австрия, Швеция и Финляндия с января 1995г. стали членами ЕС.

Интеграционные процессы в Западной Европе охватили к концу ХХ века практически все стороны общественной жизни – экономическую, политическую и социальную. В результате развития интеграции отраслевая структура хозяйства приобретает сходные черты. Во всех странах Западной Европы преобладает нематериальная сфера (50-60 %) валовой продукции и экономически активного населения. Доля промышленности и сельского хозяйства постоянно сокращается и составляет соответственно около 30-40 % и 5-15 % . В целом процессы интеграции захватили большую часть территории Западной Европы, но в разной степени.

Происходит формирование пограничных интеграционных районов между ФРГ и Францией, между Францией и Бельгией, Францией и Италией и т.д.

Итак, Западная Европа – самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!