Все для предпринимателя. Информационный портал

200 морских миль экономическая зона. Международное морское право

Одной из главных новелл международного морского права, закрепленных Конвенцией 1982 года, стал институт исключительной экономической зоны. Именно вокруг него на Третьей Конференции ООН по морскому праву разгорелись наиболее жаркие споры. По большому счету, пересмотр Женевских конвенций 1958 года в первую очередь был связан с необходимостью юридического оформления стихийной практики, когда ряд крупных прибрежных стран в одностороннем порядке заявили об установлении исключительной экономической зоны. Введение данного института в международное морское право – это попытка найти компромисс между интересами государств, находящимися в различном географическом положении.

Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под установленный частью V Конвенции 1982 года особый правовой режим . Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В настоящее время исключительную экономическую зону имеют более 100 государств.

Смысл правового режима исключительной экономической зоны заключается в предоставлении прибрежному государству ряда суверенных прав, связанных с экономической эксплуатацией ресурсов зоны . В частности, прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов (как живых, так и неживых), а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путём использования воды, течений и ветра. Кроме того, прибрежное государство осуществляет свою юрисдикцию в отношении создания и использования в исключительной экономической зоне искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды.

При этом прибрежное государство несет ответственность за сохранение живых ресурсов своей исключительной экономической зоны. Оно обязано определять величину допустимого улова живых ресурсов, которая обеспечивала бы сохранение этих ресурсов от чрезмерной эксплуатации. Если промысловые возможности прибрежного государства не позволяют ему выловить весь допустимый улов, оно путём специальных договорённостей предоставляет другим государствам доступ к остатку допустимого улова. В этом случае граждане иностранных государств обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, касающиеся условий и порядка рыбного промысла. Такие законы и правила могут касаться:


Лицензирования рыбаков, судов и оборудования;

Определения видов, которые могут вылавливаться и установления квот вылова;

Регулирования сезонов и районов рыбного промысла;

Определения информации, требуемой от рыболовных судов;

проведения программ рыбохозяйственных исследований и т.д.

Для обеспечения выполнения всех перечисленных законов и правил прибрежное государство в своей исключительной экономической зоне может принимать любые меры (досмотр, инспекцию, арест, судебное разбирательство). В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство обязано незамедлительно уведомить об этом государства флага, а также освободить арестованное судно и экипаж после предоставления разумного залога или другого обеспечения.

В исключительной экономической зоне все государства (как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю) пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными видами использования моря. Таким образом, во всем, что не касается эксплуатации живых ресурсов, создания искусственных островов, морских научных исследований и защиты морской среды, правовой режим исключительной экономической зоны идентичен правовому режиму открытого моря.

Конвенция 1982 года устанавливает особый порядок управления отдельными биологическими видами исключительной экономической зоны. В частности, специфический порядок предусмотрен для управления запасами, встречающимися в зонах двух и более государств, ассоциированными и далеко мигрирующими видами, морскими млекопитающими, анадромными и катадромными видами. Особенностью всех перечисленных видов является то, что их рациональный промысел невозможен без согласованных усилий нескольких государств. Например, ответственность за управление запасами катадромных видов рыб несет то государство, в водах которого они проводят основную часть жизненного цикла: это государство обязано в период миграции обеспечить катадромным рыбам возможность доступа в свои воды и выход из них. Как правило, прибрежное государство обязано сотрудничать с другими заинтересованными государствами (прямо или через международные организации) для сохранения и рационального управления ресурсами исключительной экономической зоны.

Делимитация исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путём соглашения на основе международного права. До заключения такого соглашения заинтересованные государства предпринимают усилия для достижения временной договорённости практического характера. В течение этого переходного периода государства не должны своими действиями ставить под угрозу достижение окончательного соглашения.

В целом правовой режим исключительной экономической зоны характеризуется тем, что прибрежное государство не распространяет свой суверенитет на эту категорию морских пространств, однако пользуется в зоне рядом суверенных прав и юрисдикционных полномочий. Институт исключительной экономической зоны возник как средство удовлетворения экономических потребностей прибрежных государств с учётом интересов всех заинтересованных стран – развивающихся, внутриконтинентальных и находящихся в географически неблагоприятном положении.

Установление правового режима исключительной экономической зоны, ее пределов и порядка использования осуществляется посредством принятия прибрежным государством специальных законодательных актов.

В пределах открытого моря прибрежные государства могут устанавливать исключительную экономическую зону. Это район с особым правовым режимом, находящийся за границами территориального моря, но непосредственно прилегающий к нему.

История

Впервые об установлении данной зоны заговорили развивающиеся государства. Их не устраивало то положение, что свободное рыболовство и добыча ресурсов в открытом море было выгодно экономически мощным странам, которые обладали крупнотоннажным рыболовным флотом и иными техническими возможностями. Данные страны хотели осуществлять в таких зонах научные исследования и устанавливать свой контроль над природными ресурсами.

Вплоть до XVIII в. граница морских владений, принадлежащих конкретному государству, лимитировалась линией горизонта, которая была видна с берега. Позднее некоторые страны стали считать своими владениями всю акваторию, до которой доставало их самое дальнобойное орудие. В дальнейшем некоторые государства устанавливали свою юрисдикцию над акваториями на расстоянии 3 морские мили, другие придерживались расстояния в 12, а иные — в 50 морских миль.

В 1982 году была принята Конвенция ООН, касающаяся вопросов морского права. Она и предоставила право государствам устанавливать в своих пределах исключительную экономическую зону. Это привело к тому, что на сегодняшний день около 100 прибрежных стран имеют таковую. Внешняя граница стран удалена на расстояние 200 миль. Кроме того, в данной Конвенции была определена 12-мильная зона территориального моря и 24-мильная зона «прилежащих вод».

Суверенитет

На рассматриваемую зону ни одно государство не имеет полный суверенитет, поэтому правовой режим исключительной экономической зоны смешанный. Согласно принятой Конвенции, прибрежная страна обладает некоторыми суверенными правами для осуществления разведки, разработки естественных ресурсов и их сохранения в недрах, водах морского дна и непосредственно расположенных на нем.

Данное государство может для достижения своих экономических целей сооружать самостоятельно или давать разрешение, осуществляя регулирование создания и эксплуатации искусственных островов, а также различных сооружений и установок. При этом они не являются основанием для выделения нового территориального моря и не изменяют границы последнего, также как и границы континентального шельфа или исключительной экономической зоны.

Над данными строениями и искусственными островами устанавливается исключительная юрисдикция того государства, к берегу которого примыкает данная зона.

Права прибрежной страны

Вокруг данных сооружений рассматриваемое государство может устанавливать зоны безопасности, которые могут быть применены как к возводимым сооружениям, так и к безопасности судоходства. Они должны иметь ширину, не превышающую 500 м от любой точки их внешнего края. Здесь, как и в каждом правиле, есть исключения. Они устанавливаются соответствующими уполномоченными международными организациями или международными стандартами. В случае создания помех при возведении искусственных островов, различных сооружений и установок для международного судоходства по общепризнанным морским путям, устройство зон безопасности запрещено.

Делимитация данных зон между странами, имеющими противоположные или смежные побережья, решается на основании выше рассмотренной Конвенции.

Таким образом, режим исключительной экономической зоны предусматривает некоторые ограниченные права для различных стран. Без согласия первой страны никакие иные не могут осуществлять добычу рыбных и минеральных ресурсов, энергии от ветра, воды или течений.

Юридические действия в данной зоне

Для защиты своих прав прибрежная страна может осуществлять некоторые юридические действия в исключительной экономической зоне. Это предусматривает осуществление таких мер, как досмотр, осуществление инспекций, проведение ареста, осуществление судебных разбирательств.

Помимо этого данное государство может осуществлять преследование судна, не принадлежащего его флагу, в открытом море вне границы исключительной экономической зоны.

В случае предоставления обеспечения арестованный экипаж и судно освобождаются. Личное наказание или тюремное заключение при отсутствии договоренностей между сторонами исключены. Если осуществляется задержка иностранного судна, то государство, которому оно принадлежит, должно быть незамедлительно проинформировано об этом.

Ресурсы рассматриваемых зон

Ресурсы подразделяются на живые и неживые. К первым относятся различные рыбы, виды морских ракообразных, моллюсков, млекопитающих, обитающих в данных водных средах. Ко вторым относятся минеральные ресурсы: нефть, газ и т. д., которые залегают на дне моря. В их состав также включаются химические взвеси, соединения химических элементов, энергия ветра, приливов и течений, а также иные потенциальные виды неживых ресурсов.

Сохранение некоторых видов рыб в исключительных зонах

Для сохранения в этих зонах некоторых видов рыб, к которым относятся далеко мигрирующие, анадромные (мигрирующие для осуществления нереста из морей в реки, например, многие рыбы семейства Лососевые) и катадромные (осуществляющие противоположную миграцию, к примеру, угорь речной), государства могут заключать соответствующие соглашения или осуществлять защиту посредством вовлечения международных организаций, принимать меры по сохранению биоразнообразия посредством регулирования промысла в водах, расположенных за пределами рассматриваемых зон.

В 1992 году была заключена Конвенция о сохранении анадромных видов, находящихся на севере Тихого океана вне исключительных экономических зон таких государств, как США, РФ, Япония и Канада. Данный район называется конвенционным. В нем специализированный промысел анадромных видов запрещен. Если при осуществлении промысла иных видов произошел непреднамеренный вылов анадромных видов, они должны быть сразу возвращены в море.

Права государств в рассматриваемых зонах

В случае осуществления исследований в рассматриваемой зоне прибрежной страны другие государства или международные организации должны гарантировать право первой державы принимать участие в научно-исследовательской деятельности на море и предоставить в случае возникновения такой просьбы результаты выполненных исследований.

Любые государства, включая те, которые не имеют выхода к морю, в данных зонах могут осуществлять свободное судоходство, неограниченные полеты, прокладывать трубопроводы и кабели. Данные вопросы регулируются международным правом.

Исключительная экономическая зона РФ

Конституцией нашей страны предусмотрено, что у нее имеются суверенные права; юрисдикцию в рассматриваемой зоне она осуществляет, руководствуясь нормами международного права и действующими национальными нормативно-правовыми актами.

К последним, например, относится ФЗ «Об исключительной экономической зоне». Данный закон гармонизирован с международными нормативно-правовыми актами. Согласно ему физические и юридические лица могут быть привлечены к ответственности, если осуществляется незаконная деятельность в области промысла и разведки природных ресурсов, их передачи иным государствам при нарушении лицензии, а также в случае, если причинен ущерб их действиями, в результате которого ухудшились условия по воспроизводственному процессу живых организмов.

Данный закон ориентирован на системное урегулирование проблем в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В нем определено, что естественные ресурсы и порядок распоряжения ими находятся в исключительной компетенции Правительства РФ и федеральных органов испвласти, которым делегированы соответствующие полномочия. Использование подобных ресурсов в данных зонах предусматривается на платной основе для учета интересов малочисленных народов районов Дальнего Востока и Севера, а также населения, которое проживает на территориях, непосредственно прилегающих к морскому побережью нашей страны.

К российской исключительной зоне относятся также любые острова, принадлежащие государству, кроме скал, непригодных для осуществления жизнедеятельности человека, в том числе для осуществления хозяйственной деятельности.

Топ-10 стран с наибольшей площадью исключительной экономической зоны с территориальным морем

На первом месте находятся США, у которых суммарная площадь этих двух зон составляет более 11300 тыс. км2. С небольшим отрывом от них (11035 тыс.) второе место занимает Франция. Далее расположились Австралия (около 8150 тыс.), Россия (около 7500 тыс.), Канада (около 5600 тыс., причем в данной стране почти половина площади приходится на территориальное море), Япония (около 4500 тыс.), Новая Зеландия (около 4100 тыс.), Великобритания (около 4000 тыс.), Бразилия (около 3650 тыс.) и Чили (около 2000 тыс.).

В заключение

Итак, исключительная экономическая зона — это некоторая область в море, расположенная за пределами территориальных вод, но непосредственно прилегающая к ним и имеющая ширину не более 200 морских миль. В России действует соответствующий ФЗ, принятие которого позволило определить за нашей страной использование естественных ресурсов, расположенных в данных зонах и регламентировать деятельность различных лиц, осуществляемой в границах рассматриваемых зон.

Территориальное море

Понятие территориального моря и его режим

Территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной не свыше 12 морских миль.

Исключительная экономическая зона включает воды, морское дно и его недра. Ширина зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Более 100 государств определили свои зоны шириной в 200 миль.

Исключительная экономическая зона является частью открытого моря, в которой прибрежное государство осуществляет определенные международным правом суверенные права. Они включают права:

а) на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых, так и неживых;
б) управление этими ресурсами;
в) другие виды деятельности по использованию зоны в экономических целях, например производство энергии путем использования воды, течений, ветра.

Прибрежное государство осуществляет в зоне юрисдикцию в отношении:

а) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;
б) морских научных исследований;
в) защиты и сохранения морской среды.

В остальном в зоне сохраняется режим открытого моря. Но при этом другие государства обязаны уважать нормы, установленные прибрежным государством в рамках их юрисдикции.

Из сказанного, в частности, следует, что уголовная юрисдикция прибрежного государства ограничена перечисленными сферами (п. п. "а", "б", "в"). Оно может проводить досмотр, инспекцию, арест , судебное разбирательство . Однако арестованное судно и его экипаж подлежат немедленному освобождению после внесения залога или иного обеспечения. Налагаемые наказания не могут включать тюремное заключение или иную форму личного наказания. Иное положение может быть установлено договором .

Такой договор имеется, например, у России с Японией. Российская сторона в случае задержания японского судна, занимающегося незаконным ловом рыбы, передает его японским властям , которые обязаны провести судебное и административное разбирательство.

В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство немедленно уведомляет государство судна о принятых мерах.

Прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении искусственных островов, установок и сооружений, включая таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную сферы, а также вопросы безопасности.

Статус исключительной экономической зоны России определен Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (далее - Закон об исключительной экономической зоне) в соответствии с международным правом. Но в ст. 1 юридически оправданный порядок нарушен: на первое место поставлен сам Закон, за ним следуют договоры и на последнем месте международное право. Между тем общепризнанным нормам международного права принадлежит главная роль в императивном определении основ режима исключительной экономической зоны. От этих основ не должны отступать ни законы, ни договоры.

В целом Закон об исключительной экономической зоне воспроизводит положения Конвенции по морскому праву 1982 г. За иностранными государствами признаются все права, предусмотренные международным правом. Осуществляться они должны при соблюдении этого Закона и договоров России. Закон об исключительной экономической зоне определил компетенцию федеральных органов власти в зоне. Специальные главы посвящены рациональному использованию и сохранению живых ресурсов, разведке и разработке неживых ресурсов, научным исследованиям, защите морской среды, экономическим отношениям при пользовании живыми и неживыми ресурсами.

Закон об исключительной экономической зоне определил порядок обеспечения выполнения его положений (гл. VII). Органами охраны зоны являются пограничная служба, федеральные органы исполнительной власти по охране окружающей среды , таможенные власти. Должностные лица этих органов вправе останавливать и осматривать российские и иностранные суда , осматривать искусственные острова, установки и сооружения, связанные с экономической деятельностью в зоне.

Уголовная юрисдикция в общем определена в рамках Конвенции по морскому праву 1982 г. Заметим, что ограниченность уголовной юрисдикции в экономической зоне не учтена Уголовным кодексом РФ, который предусматривает полное распространение своего действия на исключительную экономическую зону (ч. 2 ст. 11). Соответствующее положение УК РФ должно толковаться ограничительно в соответствии с Конвенцией о морском праве и Законом об исключительной экономической зоне.

В частности, права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними. Осуществление этих прав не должно чинить препятствий судоходству. Все государства могут прокладывать трубопроводы и кабели на шельфе.

Разграничение шельфа между смежными государствами производится на основе международного права. Начиная с решения 1969 г. по делам о континентальном шельфе Северного моря "ФРГ - Дания", "ФРГ - Нидерланды", Международный суд ООН рассмотрел ряд дел такого рода. В основу решений было положено правило равного отстояния, так как шельф делился посредине. Вместе с тем Международный суд отметил, что в силу географических особенностей применение этого правила может вести к несправедливым результатам. "Справедливость не всегда означает равенство". Указанное правило должно применяться с учетом принципов справедливости.

Кроме того, состоящие на службе государства корабли вправе подвергнуть иностранное судно досмотру, если есть основания полагать, что оно занимается работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальной принадлежности либо отказывается поднять флаг. Если подозрения оказываются необоснованными, осмотренному судну возмещаются понесенные убытки.

Допускается преследование по горячим следам в открытом море в случае нарушения судном законов прибрежного государства во время нахождения во внутренних, территориальных водах и прилежащей зоне. Преследование должно быть непрерывным и прекращается с момента входа преследуемого судна в территориальное море другого государства.

Существенной новеллой являются положения Конвенции по морскому праву о несанкционированном вещании из открытого моря. Введение этих положений стало необходимым, поскольку такое вещание нарушало суверенные права государств, давало возможность избегать уплаты налогов и др. Лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может привлекаться к ответственности не только государством флага или регистрации, но и государством, где могут приниматься такие передачи. Это еще один из случаев распространения специализированной юрисдикции государства на открытое море, отступление от принципа, согласно которому судно в открытом море подчиняется только государству флага.

Специальный раздел указанной Конвенции посвящен сохранению живых ресурсов открытого моря и управлению ими. В нем нашел конкретное выражение статус открытого моря как общего достояния человечества. Этот статус отражен и в ряде других положений. В частности, все государства, осуществляя свободы открытого моря, учитывают интересы других государств. Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к нему и на свободу транзита.

Район

Район - дно морей и океанов и их недра, находящиеся за пределами национальной юрисдикции.

В правовом режиме Района нашла наиболее полное отражение концепция общего наследия человечества. Конвенция по морскому праву 1982 г. не только объявила Район общим наследием, но и определила основные принципы этой концепции. Использование Района допустимо лишь в мирных целях. Вся деятельность осуществляется на благо всего человечества. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству. Соответственно ни одно государство не может претендовать на суверенитет над какой-либо его частью. Ни государство, ни физические и юридические лица не могут присваивать его части. Отчуждены могут быть лишь полезные ископаемые, добытые в Районе в соответствии с Конвенцией по морскому праву.

Здесь нашла отражение и концепция устойчивого развития. Деятельность в Районе осуществляется таким образом, чтобы содействовать здоровому развитию мировой экономики , способствовать всестороннему развитию всех стран, особенно развивающихся (ст. 150). Поощряется эффективное участие развивающихся стран в деятельности в Районе с должным учетом их особых интересов. Создаваемый на основе данной Конвенции Международный орган по морскому дну обеспечивает справедливое распределение выгод, получаемых от деятельности в Районе.

Основные подразделения этого Международного органа - Ассамблея, Совет и Секретариат. В состав Международного органа входит также Предприятие . Эксплуатация ресурсов может осуществляться непосредственно Предприятием, а также в ассоциации с ним государствами, их физическими и юридическими лицами.

Такого рода режим дна, закрепленный частью XI Конвенции по морскому праву, оказался неприемлемым для крупных морских держав, и прежде всего для США . Они отказались участвовать в этой Конвенции, а без их ресурсов деятельность Международного органа была бы чисто символической.

Развивающиеся страны вынуждены были пойти на уступки. После длительной подготовки в 1994 г. было принято Соглашение об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву. Соглашению была придана преимущественная сила в случае расхождений с положениями части XI этой же Конвенции. Иными словами, произошел пересмотр Конвенции по морскому праву в этой части в пользу промышленно развитых стран. Были сокращены их обязательства , в частности обязательства по финансированию Предприятия. Особенно важно положение Соглашения о неприменении всех предписаний части XI Конвенции по морскому праву относительно недопустимости монополизации добычи ресурсов.

Предстоит еще сделать немало, прежде чем Международный орган по морскому дну начнет реально функционировать. Соответствующие подготовительные работы ведутся.

Арктика

В соответствии с Правилами плавания по трассам Северного морского пути 1991 г. этот путь открыт для международного судоходства. Осуществляется оно с согласия и под контролем российских властей. Центральное положение среди них занимает Администрация Северного морского пути.

Начато формирование международных органов, занимающихся прежде всего охраной окружающей среды в Арктике. Создан Совет Баренцева Евроарктического региона (1993 г.) и Арктический совет (1994 г.).

Замкнутые и полузамкнутые моря

Понятие

Замкнутое или полузамкнутое море - залив, бассейн или море, окруженные территорией нескольких государств , сообщающиеся с другим морем через узкий пролив или полностью изолированные, главным образом состоящие из территориального моря и исключительных экономических зон нескольких государств.

Основной принцип состоит в том, что режим таких морей определяется соглашением прибрежных государств. Они обязаны сотрудничать при осуществлении своих прав в отношении рассматриваемых морей. Это обязательство включает:

Панамский канал - проходящий по территории Панамы искусственный путь между Атлантическим и Тихим океанами. Канал имеет большое стратегическое и экономическое значение. В течение долгого времени контролировался США . В результате длительной борьбы Панама добилась заключения с США двух новых договоров - о Панамском канале и о нейтралитете и функционировании Панамского канала. Договоры закрепили суверенитет Панамы над каналом. Последний признан постоянно нейтральным водным путем, свободным для судоходства всех стран. Вместе с тем США добились признания за собой некоторых особых прав , в частности они являются гарантом нейтралитета канала.

Это зона, установленная в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ, и прилегающих к ним районах, включая районы вокруг принадлежащих России островов.

Внешняя граница И. э. з. находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды, т. е. от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ. Разграничение экономической зоны между Россией и другими государствами осуществляется путем соглашений на основе международно-правовых норм (ст. 5 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. // Ведомости РФ. 1993. ¦ 17. Ст. 594).Уголовно наказуемо незаконное возведение сооружений в И. э. з. РФ, незаконное создание вокруг них зон безопасности, а равно нарушение правилстроительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства (ч. 1 ст. 253 УК РФ), а также исследование, разведка, разработка естественных богатств, проводимые без соответствующего разрешения (ч. 2 ст. 253 УК РФ). О понятиях зон безопасности, незаконного возведения сооружений, нарушения правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства, исследования, разведки и разработки естественных богатств см. "Континентальныйшельф РФ". Естественные богатства И. э. з. РФ - это рыбные запасы и иные ресурсы моря в ее пределах. Порядок выдачи разрешений на исследование, разведку, разработку естественных богатств И. э. з. РФ определяется Временным порядком и условиями выдачи разрешений иностранным юридическим и физическим лицам, российским предприятиям с иностранными инвестициями на промысел водных биоресурсов в И. э. з. РФ и на континентальном шельфе РФ от 30 мая 1994 г. ¦ 86 (БНА. 1994. ¦ 11). Преступление характеризуется как умышленное. Субъект преступления - вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, обязанное получить разрешение на совершение действий или ответственное за исполнение правил в указанной зоне РФ (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства).

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ НАКАЗАНИЯ, - см. "Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление".

Еще по теме ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ:

  1. 2.3. Действие уголовного закона во времени и в пространстве

Нешуточная борьба развернулась в последние годы между шестью странами, включая Россию, за Северную полярную область земного шара, примыкающую к Северному полюсу.

За Арктику, то бишь. А ведь это даже не Антарктида, которая хотя бы континент.

Россия лишилась суверенитета своего арктического сектора в 1997 году, ратифицировав Конвенцию по морскому праву, по которой ей остались лишь 200 морских миль — так называемая «исключительная экономическая зона».

Это морские воды, дно и недра, где действуют исключительные права прибрежного государства на использование минеральных и биоресурсов.

И вот уже более 10 лет ведется тяжба с ООН по расширению такой зоны России до прежних советских размеров – более 350 миль.

Какие права и возможности особого правового режима этой зоны – читайте в статье.

Исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море

Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему.


В исключительной экономической зоне прибрежное государство имеет право:

  1. суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов – как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, а также в его недрах в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке ресурсов зоны;
  2. сооружать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг островов и установок зоны безопасности;
  3. определять время и место лова, устанавливать условия получения лицензий, взимать сборы;
  4. устанавливать допустимый улов живых ресурсов;
  5. осуществлять морские научные исследования;
  6. принимать меры по защите морской среды;
  7. осуществлять юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок, сооружений.

Континентальный шельф – это морское дно и его недра, расположенные за внешней границей территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не распространяется на такое расстояние.

Естественные богатства континентального шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа. также живые организмы «сидячих» видов – организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или которые передвигаются только по дну.

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, границы шельфа определяются соглашением между этими государствами, а при отсутствии соглашения – по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Открытое море – морские пространства, находящиеся за пределами территориального моря прибрежных государств.

Открытое море открыто абсолютно для всех государств – как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государства, в том числе и не имеющие выхода к морю, имеют в отрытом море право на свободу:

  • полетов;
  • судоходства;
  • рыболовства;
  • возводить искусственные острова и другие установки, которые допускаются международным правом;
  • прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
  • проводить научные исследования;
  • проводить иные действия, допускаемые международным правом.

Открытое море резервируется для мирных целей, и никакое государство не имеет право претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. В открытом море судно подвластно юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает.

Источник: "be5.biz"

Особенности правового режима

Исключительная экономическая зона (exclusive economic zone) представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под особый правовой режим, предусмотренный положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982г.

Главная особенность этого режима состоит в том, что в указанной зоне права и юрисдикция прибрежного государства, а также и права и свободы других государств установлены строго и определенно соответствующими положениями Конвенции 1982г.

Характерные особенности правового режима исключительной экономической зоны следующие:

  1. Во-первых, исключительная экономическая зона находится за пределами территории какого-либо государства, на нее не распространяется суверенитет последнего. Права прибрежного государства носят здесь исключительно ограниченный характер.
  2. Во-вторых, исключительная экономическая зона возникла как результат компромисса, к которому пришли государства в ходе подготовки и проведения Третьей Конференции ООН по морскому праву.

Конвенция ООН по морскому праву

Это был компромисс между государствами, претендовавшими на значительно большую ширину территориального моря, чем 12 морских миль (до 200 морских миль), и странами, которые, будучи заинтересованными в обеспечении многосторонней морской деятельности, возражали против такого расширения территориальных пределов суверенитета прибрежных государств.

Притязавшие на расширение территориального моря государства, в особенности развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки, стремились, главным образом, к установлению своего контроля в отношении естественных ресурсов прибрежных районов, а также проведения в них научных исследований и защиты морской среды.

Страны, преследовавшие цели, связанные с осуществлением мореплавания, включая военное, согласились на расширение прав прибрежных стран в пространственном отношении в деле обеспечения их экономических интересов.

Это согласование интересов прибрежных государств и других стран, являющихся традиционными морскими державами, явилось одним из неотъемлемых элементов того «пакета», который и привел, в конечном счете к выработке и окончательному принятию Конвенции.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне осуществляет:

  • юрисдикцию, предусмотренную положениями Конвенции, в отношении: создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды;
  • другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией.

Осуществляя указанные права, прибрежное государство обязано должным образом учитывать права других государств в исключительной экономической зоне.

Таким образом:

  1. во-первых, прибрежное государство обладает в исключительной экономической зоне не суверенитетом, а суверенными правами, т.е. правами, установленными в строго определенных целях и четко ограниченном объеме.
  2. Во-вторых, суверенные права установлены лишь в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых природных ресурсов.

    Это означает, в частности, что прибрежные государства осуществляют суверенные права в отношении:

    • всех рыбных ресурсов, включая прикрепленные к морскому дну (например, отряд ракообразных),
    • минеральных ресурсов - нефть, газ и др.,
    • энергии, получаемой в результате использования течений, ветра и воды.
  3. В-третьих, указанные права носят исключительный характер: никакое другое государство не вправе без согласия прибрежного государства осуществлять подобную деятельность в исключительной экономической зоне последнего.

Юрисдикция прибрежного государства

Точно такой же исключительный характер носит предусмотренная Конвенцией юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне:

  • С одной стороны, эта юрисдикция установлена в точно установленных объемах и целях,
  • но с другой ни одно государство не вправе осуществлять юрисдикцию в отношении искусственных островов, установок и сооружений, т.е. не вправе устанавливать эти установки без согласия прибрежного государства:
    1. Только прибрежное государство вправе осуществлять юрисдикцию в связи с какими-либо нарушениями в сфере защиты морской среды.
    2. Только прибрежное государство вправе разрешать морские научные исследования в его исключительной экономической зоне.

Характерно, что объем прав прибрежного государства в исключительной экономической зоне настолько ограничен, что это государство может осуществлять только те права и обязанности, которые предусмотрены в Конвенции 1982 г.

Иными словами, никакое прибрежное государство не может претендовать на осуществление какого-либо права, которое не установлено положениями Конвенции (например, контролировать иностранное судоходство, осуществлять таможенный или медицинский контроль и т.д.).

Несмотря на полное признание суверенных прав и юрисдикции прибрежных государств в исключительной экономической зоне, другие государства пользуются свободами:

  • судоходства и полетов,
  • прокладки кабелей и трубопроводов,
  • другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанным с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимыми с другими положениями Конвенции 1982 г. (ст. 58, п.1).
Что касается других правомерных видов использования моря, то в качестве примера можно сослаться на применение искусственных спутников Земли для осуществления космической связи между торговыми судами и береговыми службами посредством системы международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).

Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Закон «Об исключительной экономической зоне РФ»

В соответствии со ст. 67 Конституции Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. В этой связи следует отметить, что положения Закона «Об исключительной экономической зоне РФ», принятом 17 декабря 1998 г., полностью соответствуют нормам международного права.

В соответствии со ст.5 Закона Россия в своей экономической зоне, в частности, осуществляет:

  1. суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны;
  2. суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к «сидячим видам» морского дна и его недр;
  3. исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей;
  4. исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов и установок и сооружений.

РФ осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, касающихся безопасности.

Ст. 39 Закона устанавливает ответственность за нарушение закона «Об исключительной экономической зоне РФ». Арестованное иностранное судно и его экипаж освобождаются незамедлительно после предоставления РФ разумного залога или другого обеспечения.

Граждане и юридические лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ за:

  • незаконные разведку и промысел живых ресурсов или нарушение правил, связанных с указанной деятельностью,
  • передачу живых или неживых ресурсов иностранным государствам, иностранным гражданам или иностранным юридическим лицам, если это не отражено в лицензии (разрешении),
  • нарушение предусмотренных лицензией (разрешением) и (или) международными договорами РФ условий промысла живых ресурсов или нарушение действующих стандартов (норм, правил) по безопасному проведению поиска, разведки и разработки неживых ресурсов

Предусмотрена также ответственность за:

  1. нарушение требований защиты морской среды, живых или неживых ресурсов,
  2. нарушения, повлекшие ухудшение условий воспроизводства живых ресурсов,
  3. проведение без разрешения либо с нарушением условий и установленных правил ресурсных или морских научных исследований,
  4. загрязнение морской среды с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений,
  5. нарушения, сопровождающиеся воспрепятствованием законной деятельности должностных лиц органов охраны,
  6. создание помех законным видам деятельности в исключительной экономической зоне,
  7. нарушение указанного закона или международных договоров РФ.

Граждане и юридические лица, привлеченные к ответственности за нарушения указанного закона или международных договоров РФ, не освобождаются от возмещения нанесенного вреда.

Следует отметить, что принятие Закона «Об исключительной экономической зоне РФ» было обусловлено кардинальными внутригосударственными изменениями и внешнеполитическими и международно-правовыми факторами, прежде всего вступлением в силу Конвенции 1982 г.

Закон «Об исключительной экономической зоне РФ» ориентирован на комплексное урегулирование многоплановых проблем, относящихся к исключительной экономической зоне.

Он разработан на основе следующих главных принципов:

  • природные ресурсы исключительной экономической зоны относятся исключительно к ведению РФ,
  • управление и распоряжение природными ресурсами исключительной экономической зоны относится исключительно к компетенции Правительства России и специальных уполномоченных им на то федеральных органов исполнительной власти в каждом из направлений правового регулирования,
  • платность использования природных ресурсов исключительной экономической зоны с особым учетом экономических интересов малочисленных народов, проживающих в районах Севера и Дальнего Востока, и населения субъектов РФ, проживающих на территориях, прилегающих к морскому побережью России.
Принятие указанного закона позволило законодательно закрепить использование природных ресурсов исключительной экономической зоны РФ, регламентировать все стороны деятельности российских и иностранных физических и юридических лиц, компетентных международных организаций и иностранных государств в пределах исключительной экономической зоны РФ.

В настоящее время исключительные экономические зоны установили 96 государств, 25 государств объявили рыболовную зону шириной 200 морских миль и менее.

Источник: "seaspirit.ru"

Исключительная экономическая зона - это пояс морского пространства шириной до 200 миль

Исключительная экономическая зона - это пояс морского пространства, расположенный за внешней границей территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Эта зона не входит в состав территории прибрежного государства; для нее Конвенцией 1982 г. установлен особый правовой режим с учетом прав и юрисдикции прибрежных государств и прав и свобод всех других государств.

В исключительной экономической зоне прибрежное государство имеет:

  1. суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;
  2. юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды;
  3. другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией 1982 г. (ст. 56).

Прибрежное государство само определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне, не подвергая их опасности истощения, а также устанавливает условия ведения рыбного промысла в экономической зоне гражданами других государств.

Оно может принимать такие меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения принятых им законов и правил.

Арестованное судно и его экипаж незамедлительно освобождаются после предоставления разумного залога или другого обеспечения; наказания за нарушения правил рыболовства не могут включать тюремное заключение или другую форму личного наказания.

Прибрежное государство имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений, которые не обладают статусом островов, не имеют своего территориального моря и не влияют на определение границ территориального моря, прилежащей и экономической зон и континентального шельфа.

Они могут иметь лишь зону безопасности шириной до 500 м, отмеряемых от каждой точки их наружного края.

Прибрежное государство имеет право:

  • регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей зоне,
  • принимать законы и правила по предотвращению загрязнения морской среды, сообразуясь с действующими международными стандартами и нормами.

Все другие государства в исключительной экономической зоне прибрежного государства пользуются свободами судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов (с учетом уже проложенных кабелей и трубопроводов).

В Конвенции 1982 г. специально отмечено, что ст. 88-115 (судоходство, статус судов, обязанности государства флага, иммунитет военных кораблей, оказание помощи, борьба с пиратством, незаконной торговлей наркотиками, преследование и остановка судов и др.) и другие соответствующие нормы международного права применяются и к исключительной экономической зоне.

Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», принят 18 ноября 1998 г. и соответствует положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Он содержит определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации, вопросы делимитации с сопредельными государствами, основные понятия и определения, права Российской Федерации в исключительной экономический зоне и компетенцию федеральных органов государственной власти.

Специально подчеркивается, что:

  1. живые и неживые ресурсы исключительной экономической зоны находятся в ведении Российской Федерации;
  2. деятельность по разведке, промыслу (разработке) таких ресурсов и их охрана входят в компетенцию Правительства Российской Федерации (ст. 4).

Закон регулирует вопросы:

  • рационального использования и сохранения живых ресурсов,
  • исследования и разработки неживых ресурсов,
  • ресурсных и морских научных исследований,
  • защиты и сохранения морской среды,
  • экономических отношений при пользовании исключительной экономической зоной,
  • обеспечения выполнения положений закона.

Впервые четко указано на то, что:

  1. лицензии на промысел живых ресурсов выдает федеральный орган исполнительной власти по вопросам рыболовства,
  2. лицензии на исследование и разработку неживых ресурсов выдает федеральный орган исполнительной власти по природным ресурсам.
  3. Разрешения на проведение ресурсных или морских научных исследований выдают федеральные органы исполнительной власти по вопросам рыболовства (или по науке и технологиям соответственно).
Все лицензии и разрешения согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы с последующим государственным экологическим контролем и мониторингом.

Установлена платность пользования природными ресурсами исключительной экономической зоны. Федеральный орган пограничной службы координирует действия органов охраны исключительной экономической зоны, к числу которых относятся федеральные органы по природным ресурсам, по охране окружающей среды, по таможенному делу, по государственному горному надзору.

Строго регламентированы права должностных лиц органов охраны по остановке и осмотру российских и иностранных судов, осуществляющих разрешенную деятельность в российской исключительной экономической зоне, проверке документов на право деятельности, преследовании судов-нарушителей и их задержанию, по наложению штрафов на нарушителей, а также по применению оружия против нарушителей закона.

Установлена ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, а также юридических и физических лиц за нарушения положений Закона.

Источник: "lib.sale"

Правовой режим исключительной экономической зоны

Появление исключительной экономической зоны связано с древним стремлением государств установить рыболовные зоны, выходили бы за пределы территориальных вод.

Два дела, которые рассматривал по этому вопросу Международный Суд (Великобритания & Норвегии и Великая Великобритания & Исландии 1974 г.), завершились признанием права государства создавать 12-миль на рыболовную зону.

Ситуация особенно обострилась в 70-80-е годы XX ст., когда некоторые развивающиеся государства под предлогом защиты своих рыбных ресурсов объявили в одностороннем порядке о значительном расширении территориальных вод.

Другие государства отказались признать это решение. В результате в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. появился компромисс в виде исключительной экономической зоны получивший широкое признание в международном морском праве.

Конвенция по морскому праву 1982 г. определяет исключительные экономическую зону как «район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему» (ст. 55), шириной не более «200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря» (ст. 57).

Прибрежное государство согласно международному праву получает не полный суверенитет над исключительной экономической зоной, а:

  • суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых — в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработки указанной зоны, таких как производство энергии путем использования энергии воды, течения и ветра
  • юрисдикцию, предусмотренную в соответствующих положениях настоящей Конвенции, в отношении:
    1. создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;
    2. морских научных исследований;
    3. защиты и сохранения морской среды
  • другие права и обязанности, предусмотренные в настоящей Конвенции (ст. 56).
Прибрежное государство определяет допустимый улов живых ресурсов в своей исключительной экономической зоне и обеспечивает, чтобы состояние живых ресурсов в такой зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации.

Оно имеет право строить и разрешать сооружение, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений для экономических целей (п.1 ст 60).

Определяя права и обязанности прибрежного государства, Конвенция по морскому праву 1982 г. устанавливает права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне. А именно:

  1. свободу судоходства, полетов,
  2. прокладки подводных кабелей и трубопроводов,
  3. другие с точки зрения международного права правомерные виды использования моря (п. 1 ст. 58).

Иностранное государство обязано учитывать права и соблюдать законы прибрежного государства, а прибрежное государство - учитывать права иностранного государства в исключительной экономической зоне.

Прибрежные государства обычно имеют специальное законодательство об исключительной экономическую зону, которое согласно Конвенции по морскому праву 1982 г. должно быть совместимым с ее нормами.

Источник: "readbookz.com"

История создания ИЭЗ

Вопрос о создании за пределами территориального моря в прилегающем непосредственно к нему районе исключительной экономической зоны возник на рубеже 60-70-х годов прошлого столетия.

Инициатива постановки его исходила от развивающихся стран, которые считали, что в сложившихся условиях огромного технического и экономического превосходства развитых государств принцип свободы рыболовства и добычи минеральных ресурсов в открытом море не отвечает интересам стран «третьего мира» и выгоден только морским державам, имеющим необходимые экономические и технические возможности, а также крупный и современный рыболовный флот.

По их мнению, сохранение свободы рыболовства и других промыслов было бы несовместимо с идеей создания нового, справедливого и равноправного экономического порядка в международных отношениях.

После определенного периода возражений и колебаний, длившегося около трех лет, крупные морские державы приняли в 1974 году концепцию исключительной экономической зоны при условии решения вопросов морского права, рассматривавшихся III Конференцией ООН по морскому праву, на взаимоприемлемой основе.

Такие взаимоприемлемые решения в результате многолетних усилий были найдены Конференцией и включены ею в Конвенцию ООН по морскому праву.

В соответствии с Конвенцией экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

В этом районе установлен специфический правовой режим. Конвенция предоставила прибрежному государству в исключительной экономической зоне суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов, как живых, так и неживых, а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

Конвенция предусматривает право других государств при определенных условиях участвовать в промысле живых ресурсов исключительной экономической зоны. Однако это право может быть осуществлено только по соглашению с прибрежным государством.

За прибрежным государством признана также юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и сохранения морской среды.

В то же время другие государства, как морские, так и не имеющие выхода к морю, пользуются в исключительной экономической зоне свободами судоходства, полетов над ней, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными видами использования моря, относящимися к этим свободам.

Указанные свободы осуществляются в зоне как в открытом море.

На зону распространяются также другие правила и нормы, регулирующие правопорядок в открытом море (исключительная юрисдикция государства флага над своим судном, допустимые изъятия из нее, право преследования, положения о безопасности мореплавания и т. д.).

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение экономической зоны своему суверенитету. Это важное положение применяется без ущерба для соблюдения других положений правового режима исключительной экономической зоны.

В связи с этим следует обратить внимание на то обстоятельство, что Конвенция предписывает, чтобы прибрежное государство и другие государства при осуществлении своих прав и обязанностей в зоне должным образом учитывали права и обязанности друг друга и действовали соответственно положениям Конвенции.

Еще в разгар работы III Конференции ООН по морскому праву значительное число государств, опережая ход событий и пытаясь направить их по нужному руслу, приняли законы об установлении вдоль своих берегов рыболовных или экономических зон шириной до 200 морских миль.

В конце 1976 года, почти за шесть лет до окончания Конференции, США, Великобритания, Франция, Норвегия, Канада, Австралия и ряд других стран, включая развивающиеся, приняли такого рода законы. В этих условиях районы морей и океанов, открытые для свободного рыболовства, в том числе у советских берегов, могли бы стать зонами опустошительного промысла.

Такое очевидное и нежелательное развитие событий заставило законодательные органы СССР принять в 1976 году Указ «О временных мерах по сохранению живых ресурсов и регулированию рыболовства в морских районах, прилегающих к побережью СССР». Эти меры были приведены в соответствие с новой конвенцией Указом «Об экономической зоне СССР» в 1984 году.

В настоящее время свыше 80 государств имеют исключительные экономические или рыболовные зоны шириной до 200 морских миль. Правда, законы некоторых из этих государств пока не полностью соответствуют положениям Конвенции ООН по морскому праву. Но эта ситуация будет изменяться по мере дальнейшего укрепления режима, предусмотренного Конвенцией.

Конвенционные положения об исключительной экономической зоне являются компромиссными. Они иногда подвергаются неоднозначному толкованию.

Так, некоторые зарубежные авторы, в частности из развивающихся государств, высказывают точку зрения о том, что исключительная экономическая зона ввиду присущего ей специфического правового режима, включающего значительные права прибрежного государства, не является ни территориальным морем, ни открытым морем.

Справедливо отмечая специфичность правового режима исключительной экономической зоны, который включает важные функциональные или целевые права прибрежного государства и значительные элементы правового режима открытого моря, авторы этой точки зрения не дают ясного ответа на вопрос о пространственном статусе исключительной экономической зоны и не принимают во внимание положений ст. 58 и 89.

Они указывают на применимость к исключительной экономической зоне важных свобод и правового статуса открытого моря.

Источник: "flot.com"

Международный правовой режим прилегающей морской зоны

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву экономическая зона – это район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В этом районе установлен специфический правовой режим.

Конвенция предоставила прибрежному государству в исключительной экономической зоне суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов (как живых, так и неживых), а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как право на производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

За прибрежным государством признана юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и сохранения морской среды.

Морские научные исследования, создание искусственных островов, установок и сооружений для экономических целей могут осуществляться в исключительной экономической зоне другими странами с согласия прибрежного государства.

Другие государства, как морские, так и не имеющие выхода к морю, пользуются в исключительной экономической зоне свободами судоходства, полетов над ней, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными видами использования моря, относящимися к этим свободам.

Прибрежное государство и другие государства при осуществлении своих прав и обязанностей в данной зоне должным образом обязаны учитывать права и обязанности друг друга.

Прилежащая зона – это часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных установленных областях.

Право прибрежного государства устанавливать прилежащую зону в таком виде и в пределах до 12 морских миль получило закрепление в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. (ст. 24).

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. тоже признает право прибрежного государства на прилежащую зону, в которой

  • предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;
  • наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря (п. 1 ст. 33).

Конвенция ООН по морскому праву в отличие от Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, указывает, что прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от исходных линий для измерения ширины территориального моря.

Источник: "cribs.me"

Права прибрежных государств

Согласно ст. 55 Конвенции ООН 1982 г., исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.

Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
  1. суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;
  2. юрисдикцию в отношении: создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды; другие права и обязанности, предусмотренные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Прибрежное государство при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей по Конвенции 1982 г. в исключительной экономической зоне должным образом учитывает права и обязанности других государств и действует в порядке, совместимом с положениями данной Конвенции.

Права, изложенные в статье 56 Конвенции 1982 г. в отношении морского дна и его недр, осуществляются в соответствии с частью VI данной Конвенции. В исключительной экономической зоне все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам.

К этим свободам относятся такие, как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимыми с другими положениями Конвенции 1982 г.

Государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей в исключительной экономической зоне должным образом учитывают права и обязанности прибрежного государства и соблюдают законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. и другими нормами международного права.

Согласно ст. 74 Конвенции 1982 г. делимитация исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права, как это указывается в статье 38 Статута Международного Суда, в целях достижения справедливого решения.

Если в течение разумного срока не может быть достигнуто соглашение, заинтересованные государства прибегают к процедурам, предусмотренным в части XV Конвенции 1982 г. («Урегулирование споров»).

До заключения соглашения, как предусматривается в п. 1 ст. 74 Конвенции 1982 г., заинтересованные государства в духе взаимопонимания и сотрудничества предпринимают шаги для того, чтобы достигнуть временной договоренности практического характера и в течение этого переходного периода не ставить под угрозу достижение окончательного соглашения или не препятствовать его достижению.

Такая договоренность не должна наносить ущерба окончательной делимитации. Когда между заинтересованными государствами имеется действующее соглашение, вопросы, относящиеся к делимитации исключительной экономической зоны, решаются в соответствии с положениями этого соглашения.

Правовой статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также порядок осуществления суверенных прав и юрисдикции России в пределах ее исключительной экономической зоны определены Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!