Все для предпринимателя. Информационный портал

Унитарные предприятия учреждаются. Гражданское право. Имущество унитарных предприятий

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Действие предпринимателя, который преследует рост и расширение в разных секторах по «стратегически-политическим»причинам, с серьезными последствиями для экономических результатов, создает то, что кажется самым оригинальным итальянским вкладом в теорию и история великих форм бизнеса. Тем не менее, несмотря на потерю, стальная секция все еще жива, используется как инструмент давления на политическую власть.

Его гегемония усилилась во второй половине 1920-х годов благодаря возможности использовать на промышленном уровне открытия нового инженера Джакомо Фаузера, которые позволяют производить азотные удобрения в результате электролитического процесса, не прибегая к импорту угля. Однако Монтекатини должен инвестировать в дорогостоящие инвестиции для строительства гидроэлектростанций, которые могут быть поддержаны только путем полного контроля над внутренним рынком. Это опять же происходит с правительством, что на самом деле позволяет Монтекатини монопольное положение в секторе удобрений с высокой степенью протекционизма и произвольно благоприятствует предприятию в конфликте с его крупнейшим противником Федерконсорзи.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в порядке, установленном Федеральным законом Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" в соответствии с Федеральным законом "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского". От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в порядке, установленном Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос". От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" в соответствии с Федеральным законом "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт".

Однако в Монтекатини в тридцатые годы появилось «приглашение» к многочисленным спасениям химических и горнодобывающих обществ, последствия которых в новом климате после Второй мировой войны будут непоправимыми. В последние несколько лет интерес двух американских ученых Чарльза Сабеля и Джонатана Цейтлина проявил интерес у историков экономической истории - и не только среди них - представлен на сцене обсуждения в большом бизнесе с оптикой, подобной той, что Басня Андерсена, новая одежда Императора.

Говорят, что только массивная идеологическая седиментация, в значительной степени для распределения власти и богатства в обществе, ослепляет альтернативы технологической парадигме массового производства, что делает неизбежным великое измерение. опыт многих промышленных районов показывает, как успешные малые предприятия могут использовать новые технологии без расширения. Три элемента способствуют объяснению этой «разнообразной» модели бизнеса: ориентация на меняющийся и сложный рынок, институциональная структура, которая способствует инновационному перераспределению ресурсов - на основе муниципалитетов, патерналистского или благосостояния, конфедерации семейных предприятий - и, наконец, этос, способный примирить индивидуализм и конкуренцию с чувством сообщества и сотрудничества.

(см. текст в предыдущей редакции )

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Только политические, институциональные, экономические и не-факторы внутренней слабости могут привести к упадку формы «районного» предприятия. Сабель и Зейтлин, как правило, признавали заслугу в том, что они предложили наводящее на размышления прошлое, полезное для восстановления непрерывности, необходимой для понимания отличных результатов сегодняшних промышленных районов на основе малогабаритных решеточных линий; однако он не сомневался. Серьезная критика была сделана авторитетным историком отрасли Дэвидом Ландесом, который помнит, что он не всегда «маленький» и «красивый», и подчеркивает своевременное и неизменное поражение малого бизнеса против большого, когда происходит конкуренция Ландес, по словам Ланда, под воздействием политических, социальных или интеллектуальных сил, но просто объясняется способностью крупной компании предлагать товары по более низкой цене большинству более бедных потребителей с более высокими потребностями к их ресурсам.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Слабым моментом в построении двух американских авторов является то, что при передаче эмпирических данных приводятся примеры из текстильной промышленности, одежды, обуви, прецизионной механики и специальной металлургии. Все они не охвачены второй промышленной революцией, и поэтому малый бизнес не находится в крайне неблагоприятном положении в отношении великого это связано с единичными издержками и способно поддерживать активную конкурентоспособность. Значительное доказательство этого заявления объясняется неудачами, которые в Соединенных Штатах века, в ходе движения за слияние в 1981 году, регистрируются в высокоинтенсивных отраслях промышленности, большие размеры благодаря слияниям.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

Органы управления акционерного общества

1. Общее собрание акционеров.

Общее собрание является высшим органом управления общества. К компетенции общего собрания относится внесение изменений и дополнений в устав, реорганизация и ликвидация общества, избрание членов совета директоров и досрочное прекращение полномочий, увеличение и уменьшение уставного капитала и пр.

2. Совет директоров.

Компетенция совета директоров – созыв годового и внеочередных общих собраний, определение приоритетных направлений деятельности АО, рекомендации по размерам дивидендов, создание филиалов.

3. Исполнительный орган общества.

Исполнительный орган может быть единоличным (директор, гендиректор) или коллегиальным (правление, дирекция). Уставом предусматривается наличие одного или и того и другого.

Компетенция исполнительного органа – вопросы руководства текущей деятельностью, организация выполнения решений общего собрания и совета директоров.

4. Контроль финансовой деятельности может осуществлять аудитор и ревизионная комиссия.

Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ. Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В случае добровольной ликвидации общества, совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ст. 113-115 ГК и ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ.

Унитарные предприятия – это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие (создано органами местного самоуправления) может быть создано в случаях:

· необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

· необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач;

· необходимости обеспечения научно-технической деятельности;

· необходимости производства продукции, изъятой из оборота и прочее.


Основная особенность правового положения государственных и муниципальных предприятий – это то, что они являются унитарными. Унитарные предприятия означают, что имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Имущество унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на ограниченном вещном праве – праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, подписываемый собственником имущества. Устав помимо сведений в соответствии со ст. 52 ГК, должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования. Фирменное наименование должно содержать указание на собственника имущества.

Учредителем предприятия может выступать РФ (правительство РФ), субъект РФ или муниципальное образование. Создание предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований не допускается.

Управление унитарных предприятий является самым простым. Органом унитарного предприятия является единоначальный руководитель, который назначается собственником.

Имущество формируется за счет имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления собственником, доходов предприятия от его деятельности и иных источников. Имущество является неделимым, не может быть распределено по кладам (долям, паям). Предприятие создает за счет чистой прибыли резервный фонд для покрытия убытков и иные фонды в порядке и размерах, предусмотренных уставом.

Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник(РФ, субъекты РФ или муниципальные образования) не несет ответственности по обязательствам государственных и муниципальных предприятий (кроме случаев банкротства по их вине), созданных на праве хозяйственного ведения и несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества, созданного на праве оперативного управления.

Право оперативного управления введено в российское законодательство Основами гражданского законодательства СССР и республик в 1961 г., чему предшествовала разработка модели права оперативного управления академиком А.В. Венедиктовым, в частности, в его труде «Государственная социалистическая собственность». В Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. правовая модель оперативного управления была внесена в 1987 г.

Право хозяйственного ведения под наименованием «право полного хозяйственного ведения» было законодательно внедрено, как самостоятельная правовая модель, Законом СССР «О собственности в СССР».

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения – это федеральное государственное предприятие, государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие.

Такое унитарное предприятие является владельцем имущества (фактическим обладателем), пользователем (возможность извлечения из имущества прибыли и полезных свойств), распорядителем (продажа, аренда, залог), но только с согласия собственника. Распоряжение с согласия собственника означает, что руководитель унитарного предприятия не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, в залог, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований.

Уставный фонд формируется собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия за счет денежных средств, ценных бумаг, других вещей, имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку, и должен составлять для государственного предприятия – не менее 5000 размеров МРОТ, для муниципального предприятия – не менее 1000 размеров МРОТ.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Права казенного предприятия определены ст. 296, 297 ГК.

Казенное предприятие может быть создано в случаях, что и унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, но по решению Правительства РФ.

Уставный фонд в казенном предприятии не формируется.

Казенное предприятие может:

– распоряжаться и отчуждать имущество только с согласия собственника;

– осуществлять деятельность (пользуется имуществом) в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником;

– распределять доходы в соответствии с порядком, утвержденным собственником;

– самостоятельно реализовывать произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами.

Таким образом, казенное предприятие, владеет, пользуется и распоряжается имуществом с согласия собственника, в соответствии с целями деятельности и заданиями собственника.

Устав казенного предприятия является типовым и утверждается Правительством РФ. Фирменное название должно содержать слово « казенное».

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника имущества (добровольная ликвидация) и по решению суда (принудительная ликвидация) по основаниям, обозначенным в Гражданском кодексе и законодательстве. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой прекращение его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Собственник имущества унитарного предприятия (то есть, государство) имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Исходя из данного положения, государственное или муниципальное унитарное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!