Все для предпринимателя. Информационный портал

Теневая экономика и коррупция. Политика противодействия коррупции и теневой экономике

В 70-е годы международное сообщество приступило к выработке глобальной правовой основы по данной проблеме. В материалах V-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1975 г.) впервые появились положения об опасности подобного рода преступлений. А в Резолюции VIII Конгресса ООН (Гавана, 1990 г.) коррупция отнесена к глобальным проблемам, угрожающим всему человечеству. На рубеже XX-XXI веков появляется масса документов ООН: Международный кодекс поведения должностных лиц (1996), Глобальная программа против коррупции (1999), Конвенция против транснациональной организованной преступности (2000 и многие другие. В октябре 2003 г. была принята, а с декабря вступила в силу Конвенция ООН против коррупции как документ, обязательный к исполнению для всех государств, ратифицировавших его.

Комитет министров, рассмотрев Декларацию, принятую на второй встрече на высшем уровне глав государств и правительств, которая имела место в Страсбурге 10 и 11 октября 1997, и согласно плану действий, в особенности секции 3, параграфа 2 «Борьба с коррупцией и организованной преступностью», зная, что коррупция представляет серьёзную угрозу основным принципам и ценностям Совета Европы, подрывает веру граждан в демократию, разрушает правление закона, нарушает права человека препятствует социально-экономическому развитию, будучи убеждённым, что борьба против коррупции должна быть мультидисциплированной и в этой связи имеет отношение к программе действий против коррупции, так же как и к решениям, принятым европейскими министрами юстиции на их 19-й и 21-й конференциях, проведённых в Валлетте и Праге, соответственно, получив в проекте руководящие 20 принципов для борьбы против коррупции, разработанных Мульдисциплинарной группой по коррупции (GMC), твёрдо решив, что бороться с коррупцией необходимо, соединяя усилия наших стран, Комитет министров решил принять предложенные принципы для борьбы с коррупции:



1. Проводить эффективные меры для предотвращения коррупции и, в этой связи, поднимать общественное понимание и продвижение этического поведения.

2. Гарантировать признание национальной и международной коррупции криминальной.

3. Гарантировать, что те, кто отвечает за предотвращение, расследование, судебное преследование и судебное решение по случаям коррупции, имеют независимость и автономность, соответствующие их функциям, являются свободными от влияния и имеют эффективные средства, для того чтобы собрать доказательства, защищая людей, которые помогают властям в борьбе с коррупцией, и сохраняя конфиденциальность расследований.

4. Обеспечивать соответствующие меры для конфискации и лишения доходов в результате случаев коррупции.

5. Обеспечивать соответствующие меры, чтобы предотвратить давление на юристов, занимающихся случаями коррупции.

6. Ограничивать иммунитет от расследования, судебного преследования или судебного решения по случаям коррупции до степени, необходимой в демократическом обществе.

7. Продвигать специализацию людей или органов, отвечающих за борьбу с коррупцией и обеспечивать их соответствующими средствами и обучением для исполнения их задач.

8. Гарантировать, что финансовое законодательство и власти, отвечающие за осуществление этого, вносят вклад в борьбу с коррупцией в эффективной и скоординированной манере, в особенности отрицая возможность снижения налогов, согласно закону или правилу по поводу взяток или других расходов, связанных с коррупцией.

9. Гарантировать, что организация, функционирование и принятие решений публичными администрациями принимает во внимание потребность борьбы с коррупцией, в особенности, гарантируя прозрачность, совместимую с потребностью достигнуть эффективности.

10. Гарантировать, что правила, касающиеся прав и обязанностей должностных лиц, содержат требования борьбы с коррупцией и обеспечивают соответствующие и эффективные дисциплинарные меры; продвигать дальнейшую спецификацию поведения, ожидаемого от общественных должностных лиц соответствующими средствами, такими, как кодексы поведения.

11. Гарантировать, что соответствующие процедуры ревизии обращаются к действиям государственной службы и общественного сектора.

12. Подтверждать, роль, которую могут играть ревизионные процедуры в предотвращении и обнаружении коррупции вне административных органов.

13. Гарантировать, что система общественной ответственности принимает во внимание последствия коррумпированного поведения общественных должностных лиц.

14. Принимать соответственно прозрачные процедуры для общественного заказа, которые воплощают справедливую конкуренцию и удерживают коррупционеров.

15. Поощрять принятие избранными представителями кодексов поведения и продвигать правила финансирования политических партий и избирательных кампаний, которые удерживают коррупцию.

16. Гарантировать, что СМИ имеют право свободно получать передавать информацию по вопросам коррупции и подвергаются только тем ограничениям, которые являются необходимыми в демократическом обществе.

17. Гарантировать, что гражданское право принимает во внимание потребность борьбы с коррупцией и, в особенности, обеспечивает эффективные средства и права тех, чьи интересы затрагивает коррупция.

18. Поощрять исследования по коррупции.

19. Гарантировать, что в каждом аспекте борьбы с коррупцией, принимаются во внимание возможные связи с организованной преступностью и отмывание денежных средств.

20. Развивать до самой широкой степени возможное международное сотрудничество во всех областях борьбы с коррупцией.

На региональном уровне антикоррупционное законодательство пополняется документами Совета Европы, Европейского Союза, Организации Американских Государств, Содружества Независимых Государств и пр. Например, Уголовно-правовая Конвенция о борьбе с коррупцией Европейского Сообщества 1999 г. С 1996 года в Европе действует проект «Спрут», в рамках которого более 20 стран осуществляют информационный обмен по борьбе с организованной преступностью.

Для противодействия глобальной коррупции объединяют свои усилия и ученые-криминологи. В 2002 г. создан Всемирный антикриминальный и антитеррористический форум (ВААФ). Исследовательский Институт ООН по преступности и правосудию (ЮНИКРИ) координирует научную деятельность по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией. В последние годы активно расширяется сеть исследовательских центров по изучению проблем транснациональной преступности и коррупции (TRACCC), основанная Американским Университетом (г. Вашингтон, США).

Целью всей этой научно-исследовательской деятельности ныне является выработка единой международной антикоррупционной политики и нормативно-правовой базы.

Система международных правовых стандартов противодействия коррупции и теневой экономике состоит из четырех взаимосвязанных подсистем:

I. Глобальная подсистема:

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г.).

2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г.).

3. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1999 г.).

4. Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1996 г.).

5. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (принят резолюцией Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 1996 г.).

6. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят резолюцией Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1979 г.).

7. Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (утверждены резолюцией Экономического и Социального Совета ООН от 24 мая 1989 г.).

8. Меры по борьбе с коррупцией. Меры по борьбе с отмыванием денег.

9. Планы действий по осуществлению Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи от 15 апреля 2002 г.).

10. Существующие международно-правовые документы, рекомендации и другие документы, касающиеся коррупции (Доклад Генерального секретаря, Вена, 8-17 мая 2001 г.).

11. Антикоррупционный набор инструментов (июнь 2001 г.).

II. Европейская подсистема:

1. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.).

2. Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Страсбург, 9 сентября 1999 г.).

3. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8.11.1990 г.).

4. Двадцать принципов борьбы с коррупцией (приняты Комитетом министров Совета Европы 6 ноября 1997 г.).

5. Модельный кодекс поведения для государственных служащих (принят Комитетом министров Совета Европы 11 мая 2000 г.).

6. Единые правила против коррупции при финансировании политических партий и избирательных кампаний (приняты Комитетом министров Совета Европы 8 апреля 2003 г.).

7. Директива ЕЭС «О предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег» от 10 июня 1991 г.

8. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (Корфу, 24 июня 1994 г.).

9. Партнерство ЕС/Россия. Совет сотрудничества. О плане совместных действий по борьбе с организованной преступностью (Брюссель, 29 марта 2000 г.).

10. Парижская декларация против отмывания денег (итоговая декларация Парламентской конференции Евросоюза по борьбе с отмыванием денег от 8 февраля 2002 г.).

III. Региональные подсистемы:

3.1 Подсистема СНГ:

1. Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (Москва, 25.11.1998 г.).

2. Модельный закон «Об основах законодательства об антикоррупционной политике» (принят на XXII пленарном заседании МПА СНГ 15 ноября 2003 г.).

3. Модельный закон «О борьбе с коррупцией» (принят на XIII пленарном заседании МПА СНГ 3 апреля 1999 г.).

4. Модельный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» (принят на XII пленарном заседании МПА СНГ 8 декабря 1998 г.).

3.2. Иные региональные подсистемы:

1. Конвенция о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций (принята Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 21 ноября 1997 г.).

IV. Отраслевые подсистемы:

3. Двадцать пять основных критериев FATF, препятствующих международному сотрудничеству в борьбе с отмыванием денег (2003 г.).

5. Общие рекомендации в отношении мер борьбы с коррупцией и обеспечения честности и неподкупности сотрудников органов юстиции и безопасности (Глобальный форум по вопросам борьбы с коррупцией, Вашингтон, 24-26 февраля 1999 г.).

6. Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.).

7. Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности денежно-кредитной и финансовой политики: Декларация принципов (принят Временным комитетом Международного валютного фонда 26 сентября 1999 г.).

8. Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы, 30 октября 2000 г.).

9. Пресечение финансирования терроризма (Вольфсбергский документ, январь 2002 г.).

Рост коррупции в государственных администрациях повлек за собой создание специальных структур управления государственной службой. Подобные попытки предпринимались и предпринимаются во всех экономически развитых государствах постоянно, независимо от формы правления.

В европейских государствах, а также в США, специализированных государственных органов по борьбе с коррупцией нет. Эти задачи отнесены к ведению правоохранительных, налоговых, финансовых, таможенных и других органов, в рамках которых могут создаваться специализированные подразделения. Несмотря на свою структурную принадлежность к указанным органам, работа такого рода подразделений строится на принципах самостоятельности, независимости и неподотчетности. Имеются примеры иных организационных решений. В Греции задачи выявления и борьбы с органами коррупции среди государственных и муниципальных служащих решает орган управления государственной службой – независимый генеральный инспекторат государственной службы. Вопросами государственной службы Германии ведает Министерство внутренних дел. В его структуре действуют Управление «D» (законодательство по государственной службе) и Управление «О» (организация государственной службы). В Испании организовано Министерство государственного управления. Во Франции среди государственных органов, занимающихся проблемами государственной службы, выделяется Министерство государственной службы с входящим в его состав Главным управлением администрации и государственной службы.

Рассмотренный выше опыт демонстрирует разнообразность подходов и вариативность идей при выборе оптимальной стратегии борьбы. Было показано, что имеющаяся сегодня структура в России работает неэффективно. Она лишь демонстрирует активную деятельность (создание формальных структур, точечное устранение представителей государственной власти за коррупционное правонарушение), в то же время не реализуя каких-либо превентивных антикоррупционных мер. Что касается рассмотренного опыта Франции и Великобритании, то, несмотря на имеющиеся отличия институционального характера, идея борьбы с коррупцией посредством превентивных мер, инициаторами которых выступают конкретные структуры, лежит в основе антикоррупционной деятельности в обеих странах. Именно такой характер борьбы позволяет достигать наивысших результатов, так как объектом реализации антикоррупционных мер становятся причины возникновения коррупции, а не последствия, как это происходит на данный момент в России.

Международный опыт борьбы с коррупцией показывает, что успех в ней зависит от ряда факторов, но в целом представить своеобразную «цепочку результативности» можно следующим образом:

1. Осознание государством и гражданами страны проблемы коррупции как угрозы национальной безопасности;

2. Вычленение в этой угрозе внутреннего и внешнего аспектов, политической и экономической составляющих;

3. Формирование стабильного и эффективного антикоррупционного законодательства с учетом опыта других государств;

4. Создание реально действующего механизма борьбы с коррупцией, включая работу независимой судебной системы;

5. Культивирование в обществе атмосферы нетерпимости и полного неприятия коррупционного поведения отдельных его членов и социальных групп.

Победа над коррупцией будет обеспечена совместными действиями, употребляя военную терминологию, трех фронтов: самих государств, гражданского общества и всем международным сообществом в целом.

В фундаменте этой победы лежат три основания, представляющие собой антикоррупционную стратегию:

1. Сильная политическая воля руководства стран и единая государственная политика противостояния коррупции;

2. Постоянный социальный контроль со стороны гражданского общества за всей системой государственного управления;

3. Жесткая подотчетность имеющих властные полномочия лиц перед действительно независимыми органами, наделенными, в свою очередь, полномочиями по привлечению этих лиц к ответственности независимо от высоты их общественного статуса.

Безусловно, при прочих равных условиях, антикоррупционные достижения ярче видны там, где исторические традиции, менталитет нации, религиозный опыт и иные духовно-нравственные факторы обеспечивают складывание в общественном сознании представления о чиновнике как об уважаемом человеке. Человеке, задача которого – государственная защита и охрана прав и интересов граждан. Страны, где такое представление формировалось веками, – Великобритания, Германия, Франция, Япония и другие – в начале XXI века имеют эффективный механизм борьбы с коррупцией. В чем же состоит международный опыт этой борьбы?

Во-первых, приходится признать: нет в мире стран, где отсутствовала бы коррупция. С 1995 года некоммерческая независимая организация по изучению и борьбе с коррупцией Транспаренси Интернэшнл (Transpаrency International), что означает «Международная Прозрачность», публикует доклад, в котором приводит данные ИВК (Индекса Восприятия Коррупции). Из приводимого списка стран видно, что свободных от коррупции мест на планете не осталось.

Во-вторых, коррупция проявляет себя во всем мире одинаково. Основные виды ее проявления – это:

· подкуп государственных национальных должностных лиц;

· подкуп членов государственных представительных органов власти;

· подкуп иностранных политических деятелей;

· подкуп в частном секторе;

· подкуп должностных лиц международных организаций;

· подкуп судей;

· использование служебного положения в корыстных целях;

· отмывание денег, полученных от корыстных преступлений.

Причем, существует так называемая низовая коррупция (взяточничество мелких и средних чиновников) и коррупция в высших «эшелонах власти».

В-третьих, при всей многоликости коррупции бороться с ней можно, используя средства как процедурные, так и институциональные. Одним из лидеров мирового антикоррупционного движения являются США. Сейчас там реализуется комплексная стратегия борьбы с коррупцией на международном уровне по таким направлениям, как:

· экономическое реформирование, направленное на ослабление государственного регулирования;

· повышение открытости административных процессов;

· перестройка деятельности государственного аппарата, сокращение бюрократических структур и снижение их влияния на экономику;

· совершенствование работы судов;

· реформирование коммерческого законодательства, особенно по проблемам рынка ценных бумаг, недвижимости, интеллектуальной собственности, экологии;

· укрепление гражданского общества и усиление независимых средств массовой информации;

· искоренение внутренней коррупции в правоохранительных органах.

Описывая коррупционную преступность необходимо учитывать, что это глобальный феномен. Статистический рост коррупционной преступности сегодня фактически является мировой тенденцией, охватывая не только республики СНГ, но и страны Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Средиземноморья Африки, Восточной Европы, а также Китай. В последние годы эта тенденция распространилась на такие экономически развитые страны как Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, где она еще совсем недавно не рассматривалась в числе наиболее значимых социальных проблем.

В гл. 2 проблема распространения коррупции затрагивалась как одна из наиболее актуальных угроз экономической безопасности России.

Процветание того или иного негативного явления, включая такое явление, как коррупция, невозможно без его мощной подпитки материальными или иными ресурсами, т.е. без экономической базы. Большинство специалистов видят такую базу в теневой экономике. Более того, понятия «теневая экономика» и «коррупция» вообще нельзя рассматривать раздельно друг от друга, так как в большинстве случаев использование субъектами экономической деятельности теневых операций обусловлено «коррупционным сговором» бизнеса и органов власти. С другой стороны, материальные ресурсы, вовлеченные в теневой оборот, являются основным источником доходов коррумпированных лиц. Можно сказать, что предприниматель и коррумпированный чиновник нужны друг другу: ведь первый, оказавшись в теневой среде, не может обходиться без оплачиваемого покровительства второго.

В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения, чему сопутствует продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В узком смысле под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая- либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.

Анализ современных доктринальных определений понятия «коррупция» показывает, что одни специалисты исходят из того, что коррупция - это социально-правовое явление, охватывающее как аморальные, так и противоправные проступки (в том числе преступления). Другие основываются на том, что коррупция - это всегда общественно опасное явление, состоящее лишь из преступлений (все остальное может рассматриваться в качестве явлений, сопутствующих коррупции или обусловливающих ее). Третьи ограничивают коррупцию подкупом (иные общественно вредные или общественно опасные деяния следует рассматривать, по мнению сторонников данной идеи, лишь как правонарушения, связанные с коррупционными). Четвертые полагают, что коррупция не ограничивается только подкупом и включает должностные хищения.

Отечественными криминологами коррупция нередко трактуется как система отношений, основанных на противоправных и иных сделках должностных лиц в ущерб государственным и общественным интересам и одновременно как один из основных признаков организованной преступности.

В Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятом Резолюцией 34/169 Генеральной ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г., коррупция определена как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением. Согласно этому определению коррупция не ограничивается, как часто полагают, взяточничеством. К коррупции также относятся и незаконное присвоение общественных средств, к которым имеет доступ по долгу службы чиновник, и использование служебного положения для создания особо благоприятных условий для своих родных и друзей и незаконное использование в личных целях служебной информации.

По оценкам российских правоохранительных органов, криминальные структуры в отдельных отраслях промышленности (нефть, газ, редкие металлы) тратят до 50% прибыли на подкуп должностных лиц. По самым скромным подсчетам, суммарные потери от коррупции в нашей стране составляют не менее 20 млрд долл, в год (существуют оценки, по которым потери от коррупции составляют около 70 млрд в год).

В ходе проведенного исследования фондом ИНДЕМ в 2002 г. выяснилось, что российские граждане вынуждены были заплатить чиновникам 170,4 млрд, руб., а бизнесмены - примерно 350,5 млрд. Получилось, что доходы чиновников всей страны от взяток составили четвертую часть федерального бюджета 2002 г. При этом руководство большинства опрошенных фирм в России призналось, что дает взятки, чтобы снизить выплаты налогов и получить различные лицензии. Приблизительно 40% своего рабочего времени руководители частных предприятий тратят на общение с государственными чиновниками, ответственными за выдачу лицензий и разрешений (для сравнения: для Чили, Сальвадора и Уругвая данные составляют 8-12%).

Характерные признаки коррупции:

  • принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы;
  • партнеры действуют по обоюдному согласию;
  • обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества;
  • все участники сделки стараются скрыть свои действия.

В условиях высокой распространенности коррупции государство не может избежать отсутствия произвола со стороны собственных чиновников в рамках официальных, легальных процедур, связанных с регулированием рынка. В результате предприятия вынуждены решать свои проблемы с помощью взяток, для которых им требуются неучтенные наличные. Это, в свою очередь, создает простор для дальнейшего развития теневой экономики, так как сделки, в которых участвуют коррумпированные чиновники, практически невозможно оспорить в суде, они редко облагаются налогами. Тем самым коррупция способствует уклонению от налогов, неправомерному освобождению от их уплаты или слабому налоговому управлению.

Бизнесмены, участвующие в коррупции, работают в теневой экономике и не платят налоги в полном объеме. Как следствие, государство теряет способность обеспечивать экономический рост. Очень часто взятки предлагаются государственным чиновникам, чтобы компенсировать низкое качество товаров либо услуг, которые в ходе честной конкуренции, вероятно, не были бы востребованы.

Среди основных причин высокой распространенности коррупции, ее роста в России в последние годы и проникновения практически во все сферы жизнедеятельности различными экспертами называются следующие:

  • усиление государства. По мнению части экспертов, произошло изменение политического строя: система олигархического управления, построенная на коррупции, сменилась системой бюрократического управления, также построенного на коррупции;
  • несовершенство законодательства. В первую очередь это связано с тем, что в России мало законов прямого действия. Кроме того, законодательство построено так, что трудно сделать что-либо, не нарушая закон;
  • низкая заработная плата государственных служащих и неразвитая система их социальной защиты;
  • отсутствие общественного контроля над властью. К этой причине можно отнести и отсутствие независимых СМИ, которые являются одним из элементов системы гражданского контроля;
  • факторы социально-психологического и нравственного характера, к которым можно отнести психологический стресс населения в ходе реформ, замену традиционных нравственных норм культом денег, богатства и роскоши, приводящим к массовой готовности разбогатеть любой ценой, и другие;
  • несовершенство управленческих механизмов, в том числе и на уровне социальных навыков. По мнению экспертов-поли- тологов и политтехнологов, этому способствует (и соответствует) субъектный тип политической культуры, в соответствии с которым граждане готовы поступиться своими правами и своей свободой в обмен на защиту и блага, предоставляемые им властным субъектом.

С позиций экономического развития можно выделить следующие основные негативные последствия распространения коррупции:

  • 1) коррупция и недобросовестная лоббистская деятельность чрезвычайно опасны для эффективной конкуренции. Распространение коррупции негативно влияет на международную торговлю, может привести к контролируемому рынку, препятствуя применению правил конкуренции и осложняя функционирование рыночной экономики;
  • 2) коррупция понижает экономический рост путем сокращения частного инвестирования, привлечения талантливых людей к непродуктивной деятельности, а также через неэффективное управление богатыми естественными ресурсами;
  • 3) коррупция перекашивает состав государственных расходов в пользу секторов, где сбор взяток облегчен;
  • 4) коррупция перераспределяет расходы, идущие на обычные текущие издержки - образование, здравоохранение, в пользу чрезмерных, непроизводительных, материальных государственных инвестиций;
  • 5) коррупция поднимает стоимость товаров и увеличивает долг страны. Это ведет к уменьшению требований к стандартам как для товаров, так и для технологий, поскольку коррупционерам выгодно увеличение капитала, а не увеличение рабочей силы при производстве. Из-за коррупции при привлечении инвестиций общая цена проекта увеличивается в несколько раз за счет взяток;
  • 6) коррупция повышает цены на потребительском рынке, нанося прямой экономический ущерб подавляющей части населения. Например, экономисты из МГУ подсчитали, что совокупные издержки, связанные с барьерами, повышают цену товаров на рынке примерно на 10%.

Важнейшим негативным фактором, связанным как с коррупцией, так и теневой экономикой, является увеличение риска для инвесторов. Известно, что прочная инвестиционная база обеспечивает устойчивый экономический рост. В настоящее время привлечение инвестиций из всех источников, в том числе прямых иностранных инвестиций, становится важнейшей общенациональной задачей, от решения которой, возможно, зависит будущее российской экономики. Инвестиционный подъем означал бы рост нового физического капитала на современной технологической основе. Ориентация на государственные инвестиции себя не оправдывает, поэтому масштабное инвестирование надо проводить с помощью привлечения частного капитала, как отечественного, так и иностранного.

Исходя из сказанного можно сформулировать следующие принципы взаимосвязи коррупции и теневой экономики:

  • основным источником коррупции являются неучтенные материальные ценности, а также способы их производства (создания), распределения, обмена и потребления;
  • коррупция способна сама по себе воспроизводить теневую экономику в виде неучтенных материальных ценностей, а также способов их производства (создания), распределения, обмена и потребления;
  • во взаимосвязи коррупции и теневой экономики в условиях системной коррупции, наличия у субъектов коррупции политических и правовых инструментов управления обществом и экономикой, ведущим элементом является коррупция;
  • в обществе, пораженном системной коррупцией, коррупция является главным фактором сохранения и роста теневого сектора экономики.

Руководствуясь этими принципами, можно рассматривать деятельность коррумпированных чиновников как одну из составляющих теневой экономики, поскольку их доходы, будучи полностью нелегальными, нигде не учитываются. Теневая экономика является питающей средой для коррупции, которая, в свою очередь, способствует развитию теневой экономики, поскольку предприниматели теневой сферы вынуждены использовать незаконные услуги чиновников как на уровне исполнительной, так и на уровне законодательной власти, вознаграждая их «труд». Тем самым теневая экономика подпитывает чиновников-коррупционеров, создавая спрос на их услуги, а это приводит к сдвигу кривой спроса и равновесной цены на данный вид услуг. Как следствие, повышается привлекательность данного вида бизнеса и растет число коррумпированных чиновников. С другой стороны, недобросовестные чиновники увеличивают издержки для предприятий легального сектора, например, ставя их в условия, когда они вынуждены давать взятки. Таким образом, создается обратная связь между коррупцией и теневой экономикой. Эта обратная связь затрудняет борьбу как с теневым сектором, так и с коррупцией.

Применительно к коррупции одним из основных признаков служит наличие механизма, вызывающих:

  • двухсторонние сделки, в ходе которых одна сторона - лицо, находящееся на государственной или иной службе (коррупционер), нелегально «продает» свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ней возможностях и связях, физическим или юридическим лицам, а другая сторона (корруптер) - «покупатель» - получает возможность использовать государственную или иную структуру власти в своих целях (для обогащения, получения и нормативно-правового закрепления каких-либо привилегий, ухода от социального контроля, от предусмотренной законом ответственности и т.п.);
  • вымогательство служащими у физических или юридических лиц взятки, вознаграждения за выполнение (или невыполнение) правомерных или неправомерных действий;
  • инициативный подкуп физическим или юридическим лицом служащего, нередко сопряженный с сильным психологическим воздействием на последнего, с шантажом и т.д.

Важная особенность коррупции состоит в том, что ее субъектами являются, с одной стороны, должностные лица, иные государственные и негосударственные служащие, а с другой - любые физические и юридические лица. В этом существенное отличие субъектов теневой экономики от коррупции.

С экономической точки зрения представляет интерес механизм взаимодействия теневого оборота и коррупции, включающий ряд незаконных сделок по предоставлению услуг как легальному, так и нелегальному бизнесу. В этой части коррупция - составной элемент теневой экономики и теневых рынков, где формируется спрос и предложение на коррупционные услуги и равновесная для данного момента времени и обстоятельств цена коррупционных услуг. С другой стороны, коррупция, как совокупность правовых, социальных и политических механизмов и институтов, формирует инфраструктуру теневых рынков и в этом качестве обеспечивает само- воспроизводство теневой экономики.

Фундаментальными основами рыночной среды, способствующими коррумпированию российского бизнеса, являются:

  • низкая степень прозрачности российских компаний;
  • высокие издержки легальной защиты прав собственности;
  • асимметрия рыночной среды;
  • асимметрия информации, вытекающая из различий в структуре отношений «предприниматель - предприниматель», «предприниматель - чиновник». Так, отдельные брокерские компании пользуются услугами инженеров, имеющих доступ к внутренней информации комиссий - эмитентов ценных бумаг. Эта информация решающим образом влияет на изменение котировок ценных бумаг эмитентов на фондовых биржах на десятки процентов.

При анализе взаимодействия коррупции и теневой экономики следует учитывать структуру теневой экономики.

Взаимодействие с коррупцией различно у разных секторов теневой экономики. Так, наиболее уязвимым для коррупции является неформальный сектор теневой экономики, представленный некорпорированными хозяйственными единицами: домашними хозяйствами, мелким бизнесом, малыми предприятиями, неформальной занятостью. Неформальный сектор находится вне поля правовой защиты и служит благоприятной средой для разрастания коррупции.

Неформальные отношения распространяются на сферу заработной платы с различными способами ухода от уплаты налогов на доходы физических лиц.

Криминальный сектор экономики, генерируя преступные доходы, наоборот, сам активно создает спрос на коррупционные услуги - в качестве платы, либо за продолжение нелегального бизнеса, либо за обеспечение отмывания и последующую легализацию криминального капитала. Масштабы коррупционных услуг этого сектора следует оценивать исходя из того, что объем отмываемых капиталов, по данным Росфинмониторинга, в 2008 г. составлял 1 трлн руб.

Выделяемая в составе теневой фиктивная экономика связана с незаконным перераспределением доходов в результате осуществления совокупности фиктивных экономических операций, представляющих с гражданско-правовой точки зрения недействительные сделки. Фиктивная экономика, будучи встроенной в официальную экономику, являясь ее частью, неотделима от коррупции. Фиктивные, неучтенные операции, псевдооперации составляют особую сферу теневого бизнеса, обслуживающего предприятия и организации официальной экономики. Основу этого бизнеса составляют около 1,5 млн фиктивных операций, ряд околобанковских структур, существующих при кредитных организациях.

Бизнес-схемы, применяемые чиновниками, в которых последние являются распорядителями финансовых (бюджетных) потоков либо других ресурсов, не только включают в орбиту своего влияния предпринимателей-партнеров, но также через них выходят на предпринимателей, которые не являются прямыми потребителями государственных ресурсов, но при этом являются получателями или поставщиками услуг для предпринимателей первой группы. В этом смысле сектор свободного рынка исчезающе мал, а доля коррупционной среды непропорционально велика.

Успешное противодействие теневой экономике возможно только при не менее успешном противодействии такому явлению, как коррупция. В противном случае все предпринимаемые попытки по нейтрализации теневой экономики будут обречены на провал и приведут только к возникновению новых схем и способов ведения теневого бизнеса. Поэтому разрабатываемые программы и проводимые мероприятия, направленные на противодействие распространению теневой экономики и минимизацию ее негативного влияния, должны быть комплексными и полностью согласованными с аналогичными программами и мероприятиями в сфере противодействия коррупции.

Термин коррупция не является «новинкой» в современном российском и международном законодательстве. Коррупция как социальное явление зарождалась еще в первобытном обществе, когда вождю племени подносили подарки для того, чтобы решить какую-либо личную просьбу. В дальнейшем этот вид «заработка» стал очень популярным в обществе, как сказал Томас Гоббс:«Люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпирования государственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения». Для России тема коррупции является одной из основных проблем, решение которой необходимо в условиях социальной напряженности в государстве. В России взяточничество носит массовый характер, поэтому и бороться с ней надо всем обществом, а не только лишь конкретным людям или органом.

Коррупция – это довольно сложное и неоднозначно понимаемое явление, которое существенно зависит от особенностей формирования национального сознания и исторической традиции той или иной страны. Коррупция – болезнь, которая не поддается лечению, но которую можно ослабить. А т.к. это болезнь, то она несет некую опасность обществу и государству:

Во-первых, частные лица диктуют политику государству, которая поможет им уйти «в тень», тем самым ключевые решения принимаются не в интересах общества, а в интересах конкретных лиц.

Во-вторых, государство становится менее привлекательным для инвестиций, что, несомненно, влияет на развитие страны.

В-третьих, снижается эффективность государственного управления на всех уровнях власти.

В-четвертых, появляются крупные собственники в стране, так называемые олигархи, что приведет к резкому социальному расслоению в стране.

В-пятых, страдает государственный бюджет.

В-шестых, в государстве развивается теневая экономика, которая способствует развитию не только коррупционной монополии, но и широко формирует сеть организованных преступных группировок.



Организованные преступные группировки (ОПГ) являются неотъемлемой частью коррупции. Общеизвестно, что главная цель преступных организаций извлечение максимальной материальной выгоды, поэтому, где есть коррупция, там присутствует и криминал. ОПГ наносит вред не только общественной жизни, но и нарушает в целом функционирование всего государства. Коррупция и организованные преступные группировки являются тормозом развития Российской Федерации, который мешает стране стать не только мировым экономическим лидером, но и политическим, тем самым привлекательность нашей страны до сих пор находится на низком уровне.

Актуализация проблемы и признание необходимости проведения системной антикоррупционной и антипреступной политики на современном этапе развития России заставляют присмотреться к тем эффективным методам борьбы с этими проблемами, которые присутствуют во многих зарубежных странах.

Таким образом, можно утверждать, что коррупция практически всегда является противоправным деянием, результатом которого является получение какой-либо выгоды либо возмездной услуги. Существует несколько видов коррупций:

1. По сферам проявления. В сфере торговли, экономики – экономическая. Политическая – в сфере государственного управления, (электоральная – подкуп избирателей или организаторов избирательного процесса; парламентская, партийная – отстаивание интересов бизнеса путем теневого финансирования парламентариев и др.), в сфере экологии.

2. По статусу субъектов (кто совершает коррупционное деяние) – государственная коррупция (госчиновники), коммерческая (предприниматели), политическая (коррупция политических деятелей).

3. По степени централизации коррупционных отношений – децентрализованная (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе), централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними), централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным).

4. По характеру самого деяния – легальные, преступные, уголовные.

5. Главная классификация коррупции по уровню распространения коррупционных отношений – низовая, верхушечная и международная. В большинстве случаев присутствует низовая или бытовая коррупция, так как она присутствует в низшем эшелоне власти, и она является повседневностью для самих граждан. Верхушечная коррупция, очень тяжела для распознания, т.к. это коррупция государственной власти, где для большинства людей «вход» закрыт.

Таким образом, коррупция присутствует во всех областях жизни государства, она проявляется в различных формах. Это взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, фаворитизм, дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим должностным лицам, использование административного ресурса и др.

В современной России присутствует много форм коррупции, однако основными являются – незаконная предпринимательская деятельность и использование административного ресурса. Зачастую, большинство чиновников хоть и не имеют законного права заниматься предпринимательской деятельностью, но фактически являются управляющими градообразующих заводов и предприятий, при этом в документах юридически закреплено то, что правом владения заводом обладает тот или иной родственник этого чиновника.

Отечественные ученые предлагают современную российскую коррупцию признать системным явлением. Этот вывод убедительно подтверждают следующие широко распространенные в России явления и обстоятельства:

· государственная политика в значительной мере диктуется частными и корпоративными интересами олигархических групп, которые через коррупцию навязывают те или иные решения органам власти и управления как на федеральном, так и на региональном уровне;

· коррупционные практики являются составляющими процессов управления государством, местными сообществами и бизнесом. Отказ от коррупционных практик либо существенно снижает эффективность управления, либо просто невозможен;

· в результате тлетворного влияния коррупции становится нормой уклонение от соблюдения законов практически во всех сферах деятельности;

· доходы от коррупции составляют львиную часть нажитого богатства практически всех крупных чиновников;

· исполнительная власть активно использует «теневые» формы мобилизации доходов и стимулирования граждан, бизнеса и нижестоящих чиновников для достижения желаемых результатов;

· фактически коррупция в Российской Федерации стала частью образа жизни граждан.

Россия постепенно превращается в страну, в которой коррупция становится неотъемлемой составляющей практик государственного и муниципального управления, ведения бизнеса и решения повседневных проблем граждан. Чаще к коррупции их принуждают органы власти, но нередко и сами граждане с готовность используют коррупционные способы решения своих проблем. Причина в том, что коррупционные решения проблем для граждан оказываются либо намного эффективнее некоррупционных, либо просто фактически единственно возможными, например, в силу сложностей бюрократических процедур.

Такие особенности российской коррупции свидетельствуют о ее системном характере в нашем государстве, частном бизнесе и обществе в целом.

Российская бюрократия, будучи коррумпированной, оказалась неспособной предложить обществу, бизнесу и государству реальные решения стратегических проблем страны, в частности, способы реального противодействия коррупции. Но коррупцией поражено практически все государственное управление, поэтому ни сами органы государственной и муниципальной власти ни создаваемые ими новые органы, неспособны избавиться от коррупции в своей системе, в экономике и обществе. При этом использовать активность граждан и бизнеса в противодействии коррупции органы государственной власти опасаются. Поэтому, когда власть пытается избавиться от коррупции, получается наоборот ее усиление, потому что легальным способом решать проблемы бизнесменов и граждан очень сложно, а за взятки – легко и просто, считает социолог В.Л. Римский.

В высших эшелонах российской власти и в политическом руководстве обновленной России были прекрасно осведомлены о коррупционных схемах, но бездействовали. Так, бывший премьер-министр России (1998 г.) Е.М. Примаков спустя годы признавался: «Будучи премьером, попросил всех в правительстве, кто связан с валютой и торговлей, дать мне в письменном виде информацию о том, куда уходят деньги, в том числе из-за дыр в законах. В ужас пришел не только от того, какие масштабы, но и от того, что все всё знают. Встала дилемма – если все это опубликую, придется прибегать к репрессиям. Делать этого было нельзя, особенно с учетом того, что стояла задача стабилизировать ситуацию расшатанную дефолтом. Тогда решил хотя бы выступить с угрозой в адрес коррупционеров (которая их ничуть не напугала)».

Из этого примера, опубликованного в российской печати, политолог Серапина А.А. сделала далеко идущий вывод о том, что «представители высших эшелонов власти ситуацией владели, и более того, практически ее и создали, приняв в ней самое непосредственное участие. Они управляют не только делами государственными, но и самими коррупционными процессами. Естественно, что вторая часть их деятельности не является публичной, а находится в тени их основной официальной практики».

К подобному выводу пришли и другие исследователи, в частности, О.С. Новикова.

Исследования Э. Дюркгейма и его последователя Г.К. Мишина позволяют сделать вывод о том, что коррупция как преступление представляет собой не патологию индивидуального поведения участников коррупционной сделки, а дисфункцию политической системы, сбой политико-нормативной сферы общества. В коррупционных взаимодействиях, утверждает исследователь Гридякин Д.А., подвергаются деформации отношения внутригосударственные, управленческие.

Самым высокопоставленным чиновником-коррупционером в современной России стал министр юстиции В. Ковалев. Ковалев и его помощник А. Максимов были в 2001 году признаны судом виновными в хищении вверенного имущества и неоднократном получении взяток в крупном размере по статьям 160 и 290 УК РФ. Срок наказания Ковалеву составил 9 лет условно с испытательным сроком на 5 лет. На данный момент России необходимо перенять иностранный опыт в борьбе с коррупцией, чтобы наше общество постепенно отходило от этой «вредной привычки» давать взятки.

До недавнего времени законодательно закрепленного понятия коррупции в Российской Федерации не было. В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Так, например, понятие коррупции определяется как моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.

Коррупция это –

· злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

· по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

· по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

· по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Проблема коррупции является также достаточно актуальной и широко обсуждаемой в научной литературе и, как результат, имеет неоднозначные решения.

Известные в этой области ученые А.И. Долгова и Б.В. Волженкин под коррупцией понимают социальное явление, характеризующееся «разложением власти», «подкупом-продажностью» государственных (муниципальных) служащих, которые во имя личных или групповых корыстных интересов используют свои официальные служебные полномочия. Причем допустимыми ради обогащения, по мнению А.И. Долговой, признаются любые средства и способы «путем слома всех социальных регуляторов поведения».

Л.И. Шершнев определяет продажность должностных лиц и политических деятелей как элемент искусственно выстроенной капитализированной рыночной экономики, основанной на жесткой конкуренции, культе денег и материальных ценностей .

В.В. Лунеев характеризует коррупцию как явление, включающее в себя «... многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования» .

Весьма яркую, но, безусловно, показательную характеристику коррупции дает А.И. Кирпичников: «Коррупция – это коррозия власти, как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции – своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости» .

До настоящего времени противодействие коррупции и теневой экономике в России продолжает сохранять в основе своей бессистемный характер, несмотря на значительное количество принятых в последние годы различных нормативных правовых актов, регламентирующих частные либо международные аспекты такого противодействия. Официальные политические доктрины противодействия теневой экономике и коррупции (как на законодательном, так и на политико-декларативном уровне) не приняты.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Существующая модель противодействия коррупции и теневой экономике отвечает признакам элементарной, относительно упорядоченной системы, в которой доминирующее положение занимают меры юридической ответственности (гражданско-правовой, административно-правовой, уголовной) и механизмы ее реализации – с одной стороны, и общие меры обеспечения экономического развития в целом – с другой. Целенаправленное противодействие коррупции и теневой экономике осуществляется преимущественно уголовно-правовыми и административно-правовыми средствами (наиболее развитые элементы).

Вместе с тем, понятийный аппарат, цели, задачи, субъектный состав, большинство средств, критерии эффективности и ожидаемые результаты противодействия коррупции и теневой экономике в России до настоящего времени не определены ни на нормативно-политическом, ни на декларативно-политическом уровнях.

Практика государственного противодействия коррупции в России в настоящее время сводится к следующему:

· совершенствованию законодательства об административной и уголовной ответственности за коррупционные правонарушения;

· применению в весьма ограниченных масштабах такого законодательства к должностным лицам и лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческих и иных организациях (как правило, за малозначительные правонарушения);

· созданию структур по противодействию коррупции (Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по противодействию коррупции, службы собственной безопасности органов государственной власти и др.);

· проведению выборочного анализа действующего и проектируемого законодательства на предмет коррупционности, не имеющего, к сожалению, функционального влияния на отмену или принятие соответствующих нормативных правовых актов (например, заключения Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по противодействию коррупции);

· периодическому декларированию в официальных выступлениях высших должностных лиц государства необходимости усиливать борьбу с коррупцией (в частности, в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации);

· некоординируемому изменению законодательства, одной из попутных задач которого инициаторы изменений называют противодействие коррупции (законодательство о государственной службе, о защите конкуренции, о конкурсах и др.).

Большинство опрошенных экспертов (12 из 14) считает, что произошли качественные изменения. К ним они относят, прежде всего, приобретение коррупцией системного характера. Высказывались мнения, что «коррупция стала системой управления государством», «вошла в общественные институты». Достаточно распространено среди опрошенных экспертов и мнение о том, что для российского бизнеса коррупционный путь решения проблем стал нормой: «По любому направлению принятия решений можно найти таких людей, которые готовы оказать коррупционные услуги». По мнению экспертов, изменились и формы коррупционного «вознаграждения». Взятки наличными деньгами стали давать реже, соответственно увеличился объем безналичных коррупционных взаиморасчетов и натуральный обмен услугами. Деловая коррупция стала более латентной.

Каковы же причины роста распространения коррупции?

На первое место экспертами поставлено «усиление» государства. По мнению части экспертов, произошло изменение политического строя: «Система олигархического управления, построенная на коррупции, сменилась системой бюрократического управления, также построенного на коррупции». Причиной роста коррупции некоторые эксперты считают огосударствление значительной части экономики. С этим эксперты связывают и начало притеснения малого и среднего бизнеса – он больше не нужен тем коррумпированным чиновникам, которые на нем нажились и перешли к контролю над торговыми сетями.

Второй по количеству упоминаний экспертами причиной усиления коррупции является несовершенство законодательства. По мнению ряда экспертов, несовершенна и противоречива законодательная база, которая открывает возможность для коррупционных действий. Нет закона о коррупции, нет закона о лоббизме, мало законов прямого действия. Кроме того, законодательство построено так, что трудно сделать что-либо, не нарушая закона.

Одним из следствий первых двух причин была названа положительная роль коррупции в забюрократизированной системе госуправления как средства ускорения законных действий.

Третьей из названных экспертами причин является низкая заработная плата госслужащих и неразвитая система их социальной защиты (социальных льгот госслужащим и их семьям).

Четвертой, по количеству упоминаний, причиной был назван «переходный период», переживаемый страной, – «период первоначального накопления капитала». При этом эксперты ссылались на зарубежные страны, которые, по их мнению, также пережили такой период, сопровождавшийся резким увеличением коррупции.

Пятой причиной роста коррупции, по мнению экспертов, является отсутствие общественного контроля над властью. Отсутствует, по мнению экспертов – депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, и парламентский контроль за властью – как на федеральном, так и на региональном уровнях (несмотря на наличие соответствующего Федерального закона). К этой причине можно отнести и «уничтожение» независимых СМИ, которые являются одним из элементов системы гражданского контроля.

Шестой причиной, по частоте приводимых мнений, являются факторы социально-психологического и нравственного характера. К ним можно отнести массовый психологический стресс, который испытало население в ходе реформ, потеряв все сбережения, став главной жертвой приватизации, в результате которой появились сверхбогатые и «новые бедные». Взамен традиционных нравственных норм появился культ денег, богатства, роскоши, который, по мнению экспертов, в условиях низкого уровня развития экономики и отсутствия возможности самореализации на свободном рынке предопределяет массовую готовность «разбогатеть любой ценой».

Седьмой причиной эксперты назвали несовершенство управленческих механизмов, в том числе и на уровне социальных навыков. Коррупция стала схемой работы власти. Она заложена в социальных навыках и социализации населения, в социальных навыках лиц, принимающих решения. По мнению экспертов-политологов и политтехнологов, этому способствует (и соответствует) субъектный (клиентистский) тип политической культуры, в соответствии с которой граждане готовы поступиться своими правами и своей свободой в обмен на «защиту» и блага, предоставляемые им властным субъектом.

Если рассмотреть типологию коррупции, то можно выделить коррупцию высокого уровня и «низовую» коррупцию.

Коррупция высокого уровня («вершинная», институциональная, политическая) характеризуется высоким социальным статусом ее субъектов (лица, замещающие государственные должности в Российской Федерации и ее субъектах, иные должностные лица федерального и регионального уровней, высокопоставленные партийные функционеры и т. п.); изощренно-интеллектуальными способами их действий; огромным материальным, физическим и моральным ущербом; исключительной латентностью посягательств; снисходительным и даже бережным отношением властей к этой группе преступников.

В 2000-х годах Россия присоединилась к ряду международных соглашений по борьбе с коррупцией.

9 декабря 2003 года Россия подписала, а в 2006 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединённых Наций против коррупции. За исключением ключевой статьи 20 (незаконное обогащение), предусматривающей государством «возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Арестованный в начале 2011 года начальник Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ (БКБОП) генерал милиции А. Боков, имея несметные богатства, проходил по формально не имеющей отношения к коррупции статье о мошенничестве.

20 ноября 2009 года Государственная дума Российской Федерации приняла закон «Об общих принципах организации предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций», который позволяет взимать с граждан плату за «государственные услуги» и «государственные функции». По мнению представителей КПРФ и ЛДПР этот закон легализует коррупцию.

Одной из разнообразных форм коррупции в современной России стало трудоустройство родственников чиновников всех рангов в структуры с высоким уровнем доходов, что можно рассматривать как оплату за их лояльность в отношении «удочеривших-усыновивших» и их структур. Родственники часто становятся прикрытием для бизнеса и собственности чиновников, путем переписывания права владения. В печати отмечались вызывающие такие подозрения случаи. В частности, племянница губернатора Краснодарского края А. Ткачева, дочь его брата, депутата Госдумы А. Ткачева, 22-летняя студентка А. Ткачева, стала совладелицей двух трубных заводов на Кубани, крупной девелоперской компании и животноводческой группы компаний «Югптицепром».

По мнению британского еженедельника The Economist, высказанному в середине 2012 года, для правителей России коррупция – суть системы. По мнению Экономиста, с 2002 года «небольшая группа людей, находящаяся вне досягаемости закона, приобрела состояния, превышающие любые фантазии царей. Возврат к власти Путина защитит эти неправедные богатства».

Наличие в законодательной базе государства возможностей для нелегального обогащения чиновников (в России, в частности, появилось такое понятие, как «взяткоёмкость отдельного закона») путём вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот для чиновников, приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальные и нелегальные доходы.

Одним из известнейших чиновников, большая часть состояния семьи которого (более миллиарда долларов) записана на жену, является экс-мэр Москвы Ю. Лужков. Его жена занималась строительным бизнесом на территории, которой распоряжался муж.

В 2007 году председатель Национального антикоррупционного комитета России К. Кабанов заявлял, что никакой борьбы с коррупцией в России нет: аресты чиновников среднего звена систему взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана.

В мае 2008 года российский президент Д. Медведев подписал указ о создании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В июле того же года он утвердил Национальный план противодействия коррупции, предусматривающий ряд мер по профилактике коррупции. В декабре Медведев подписал пакет законов по противодействию коррупции.

В марте 2011 года В. Путин заявил о необходимости введения нормы, обязывающей госчиновников отчитываться о своих расходах. Соответствующий закон («О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам») был подписан Путиным в начале декабря 2012 года. Однако на любое действие тут же находится противодействие. Госчиновники, депутатский корпус, должностные лица судебной, исполнительной и контрольной власти в массовом порядке стали расторгать браки, переписывать «накопленное» имущество на дальних родственников, родных и близких. И это на самых верхних эшелонах федерального уровня власти, а уж что говорить о чиновниках субъектов федерации и муниципалитетов.

В конце 2011 года экономист Т. Михайлова заявляла, в разных отраслях разворовывается по разным оценкам от 20 % до 60 % бюджетных средств.

Согласно докладу Общественной палаты, опубликованному 3 ноября 2011 года, главной причиной коррупции признается отсутствие реального контроля гражданского общества над работой органов власти на всех уровнях. Коррупция приняла системный характер, разрушая экономику и право. Среди самых проблемных областей – ЖКХ, устройство детей в детсады и школы, медицинская помощь. Но сообщать в правоохранительные органы граждане боятся – лишь 22 % были готовы сделать это. В результате нарастает чувство социальной несправедливости, особенно среди молодежи и обеспеченных слоев населения. Меры правительства по борьбе с коррупцией названы «не адекватными» её размаху.

В конце 2011 года международная консалтинговая компания Pricewaterhouse Coopers и организация Transparency International опубликовали доклады, согласно которым масштабы коррупции в России сокращаются. В докладе PWC отмечено, что «широкий общественный резонанс, который вызывает эта тема, и меры, принимаемые российским правительством в правовом поле, а также работа внутри компаний по укреплению систем обеспечения комплаенса и формированию у сотрудников культуры этичного поведения, – все это приносит свои плоды».

В марте 2012 года Медведев утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы.

В конце 2012 года оглашена информация о «среднем размере взятки» по России – около 10 тыс. рублей (порядка половины средней зарплаты в стране).

Самым громким делом 2011-2012 гг. стало «игорное дело» о масштабном нелегальном игорном бизнесе в Подмосковье, которое «крышевали» прокуроры области (однако к концу второго года расследования из полутора десятков обвиняемых по этому делу за решеткой в России не осталось ни одного).

С осени 2012, с дела о растрате средств на развёртывание отечественной системы навигации ГЛОНАСС, началась широкая кампания по борьбе с коррупцией, далее последовала волна подобных громких дел с миллиардными цифрами:

· Дело Роскосмоса (ГЛОНАСС);

· Дело Оборонсервиса (Минобороны, Сердюкова; первоначальная оценка ущерба ок. 3 млрд. руб., февраля 2013 – 13 млрд. руб.);

· Дело Саммита АТЭС – 2012;

· Дело Росагролизинга (ущерб более 30 млрд. руб.);

· Дело РусГидро;

· Дело Росреестра;

· Дело Росрыболовства и др. (во многих из них собственно взятки («откаты») были одним из инструментов для совершения мошенничества и растрат).

Всего, к началу 2013 г. за коррупцию сняты с должности ок. 800 высокопоставленных должностных лиц и руководителей регионов.

К сферам деятельности, которые по мнению некоторых подвержены коррупции в России, относятся:

· таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; просто отсутствие необоснованных задержек груза; необоснованные отсрочки таможенных платежей;

· налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; «закрытие глаз» на налоговые правонарушения; непроведение контрольных мероприятий; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;

· правоохранительные органы: возбуждение и прекращение уголовных дел, а также направление их на дополнительное расследование; отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести;

· бюрократия: взятки за оформление справок, разрешений, прочих документов; создание аффилированных коммерческих фирм, ускоряющих за дополнительную плату оформление документов;

· борьба с коррупцией: иногда является прикрытием для воровства средств, выделенных на её реализацию;

· учебные заведения: покупка и продажа дипломов; завышение результатов экзаменации; поступление в ВУЗ людей с недостаточным уровнем знаний.

По утверждению «Новой газеты», из 35 министерств и ведомств России экспертно установлена пятёрка наиболее коррумпированных:

1. Министерство обороны (а также подведомственный ему Спецстрой);

2. Министерство транспорта (а также подведомственный ему Росавто-дор);

3. Министерство экономического развития (и особенно подведомственное ему Росимущество и Росреестр);

4. Министерство здравоохранения и социального развития (а также подведомственный ему Роспотребнадзор);

5. Министерство финансов (в первую очередь его Департамент бюджетной политики, а также подведомственные ему Росстрахнадзор и Федеральное казначейство).

– экономическая деятельность субъектов, утаиваемая от общества и государства и не регулируемая законодательством. Теневая экономика является неформальной частью общей экономики, но не может охватывать ее полностью, потому как существуют виды деятельности. К теневой экономике причисляются и криминальные .

Доходы от предпринимательской деятельности в рамках скрытой экономики не облагаются налогом. Любое , предполагающее сокрытие хотя бы части дохода предпринимателя, можно считать теневой деятельностью.

Что является причиной теневой экономики?

Выделают три группы факторов, способствующих развитию теневой скрытой экономики:

  • Экономические факторы, прежде всего, высокие налоги.
  • Социальные факторы – низкий уровень жизни, высокая безработица, поток беженцев.
  • Правовые факторы – несовершенное законодательство, незащищенность прав собственности.

Функции теневой экономики

Все функции теневой скрытой экономики принято классифицировать на стабилизирующие и дестабилизирующие .

Первая функция скрытой экономики заключается в следующем: конкурентоспособность производимой предприятиями продукции повышается благодаря тому, что предприятия имеют возможность экономить на налоговых выплатах. С этой точки зрения теневая экономика выполняет роль социального стабилизатора, потому что помогает создавать дополнительные рабочие места.

Дестабилизирующая функция, напротив, несет угрозу стабильному обществу. Например, кризис 1998 года стал следствием массового уклонения от налогообложения.

Структура скрытой теневой экономики

К числу основных элементов теневой экономики можно отнести:

  1. «Второй » - запрещенная деятельность субъектов «белой» экономики, приводящая к тайному перераспределению дохода, полученного на официальном месте работы. Нарушителями в этой ситуации являются руководители высшего звена, именно поэтому такой вид экономики получил название «беловоротничковый ».
  1. «Серый» рынок – это мелкое предпринимательство, разрешенное законом, но не регистрируемое. «Серый» рынок – наиболее емкая часть теневой экономики.
  1. «Черный» рынок – реализация запрещенных товаров и услуг, все виды деятельности, нарушающие нормальную экономику. К «черному» рынку относятся базирующееся на насилии перераспределение ресурсов (вымогательство) и продажа разрушающих общество товаров, например, наркотиков.
  1. Фиктивная экономика – деятельность, связанная с коррупцией (например, предоставление льгот с помощью неформальных связей).

Методы борьбы со скрытой экономикой

Хотя все эксперты и признают необходимость борьбы со скрытой экономикой, они расходятся во мнении, какие способы и инструменты должны быть применены.

Самым распространенным инструментом выступает социально-правовой контроль. Объектами такого контроля считаются материальные средства и экономическая деятельность субъектов. Подобный контроль не предполагает применения уголовных норм; его цель – создать такие условия, при которых официальное трудоустройство было бы более выгодным для экономических субъектов, чем теневое.

Есть и другие мероприятия, нацеленные на борьбу со скрытой экономикой:

  • Внедрение принципа прозрачности выработки экономически важных решений. К перечню подобных решений можно причислить решения о приватизации, проведении аукционов.
  • Закрепление актуальных форм коррупции (фаворитизм, коррупционный ) в законодательстве.
  • Запрет на совмещение должностей в системе государственной службы.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш


2.3. Предпринимательство, коррупция и теневая экономика

Одной из главных целей трансформации экономических отношений в России является создание инновационной экономики, в основе которой лежит предпринимательство. Глубокий кризис экономики России привел ее, в середине 1990-х годов, к тотальной коррупции и криминализации, что напрямую повлияло на становление и развитие предпринимательства и, особенно, на представителей малого бизнеса и углубило такое негативное экономическое явление, как теневая экономика. Для сглаживания неадекватных экономич еских и правовых условий субъекты бизнеса периодически вынуждены осуществлять свою деятельность с использованием коррупционных связей и теневых отношений. В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема коррупции и теневой экономики, которые охватывают все сферы жизнедеятельности общества. Теневая экономика, с одной стороны, а бюрократия и коррупция, с другой стороны, – это органично связанные между собой явления. Уровень теневой экономики всегда прямопропорцианален уровню коррупции существующих в обществе (рис. 7).

Рисунок 7. Взаимосвязь коррупции и теневой экономики

Теневая экономика представляет интерес как объект исследования, с точки зрения своего влияния на предпринимательскую деятельность: прои зводство товаров и услуг; деформирование и распределение дохода; инвестирование; создание дополнительных рабочих мест. Имеет большое значение влияние теневой экономики на социальную напряженность, особенно в период экономического кризиса, на создание среднего класса и экономический рост в целом.

Так как проблема стремительного развития сектора теневой экономики, бюрократии и коррупции является не только экономической, но и социально - психологической и оказывает влияние на общество в целом, ее изучение как никогда актуально для любого здравомыслящего человека.

В аспекте изучаемого курса «Основы предпринимательства», бюрократию, коррупцию и теневую экономику необходимо рассматривать как факторы предпринимательской среды, непосредственно влияющие на открытие, становление и развитие предпринимательства.

Коррупция и предпринимательство . Наличие такого явления как коррупция для общества в целом, для отдельных регионов, участников предпринимательской деятельности имеет резко негативные последствия, в том числе социально - экономические.

Негативные последствия коррупции имеют ярко выраженные две составляющие: экономическую и социально-психологическую. Экономическая составляющая - характеризуется уровнем теневой и криминальной составляющей экономики общества. Социально – психологическая составляющая - характеризуется уровнем социальной защищенности населения и состоянием общества, с точки зрения определенной ценностной ориентации общественного сознания на неприятие коррупции.

Коррупция и экономика органически связаны друг с другом и напрямую связаны с трансформацией самого Российского общества. Коррупция в государственном аппарате приводит, в частности, к неспособности государства эффективно исправлять провалы рынка, поскольку любое государственное регулирование в этой сфере идет вразрез со стремлениями самого рынка. Предприятие, загрязняющее окружающую среду сверх разрешенных норм, будет готово заплатить взятку, проверяющему государственному чиновнику. Компания, желающая построить здание в живописном районе города, в котором запрещено строительство, будет также готова заплатить взятку за соответствующее разрешение.

Другим, менее очевидным примером негативного влияния коррупции на работоспособность бюрократии, является неспособность коррумпированного государственного аппарата, и в особенности судов, обеспечивать защиту граждан и фирм от банального воровства. Подобная проблема особенно актуальна для переходных экономик плохое обеспечение прав собственности может быть следствием низкой эффективности инвестиций в экономику. В свою очередь, плохая защита прав собственности и коррупция значительно повышают риски инвесторов и снижают привлекательность инвестиций, что приводит, в свою очередь, к еще большему распространению коррупции. Таким образом, у переходной экономики существует риск попадания в равновесие с низким уровнем защиты прав собственности и масштабной коррупцией. Плохо определенные и слабо защищенные права собственности провоцируют развитие в экономике поиска ренты 7 (rent seeking). Этот поиск может принимать множество форм, начиная с продажи государственной собственности и различных лицензий за взятки и заканчивая враждебными поглощениями частных компаний с использованием власти коррумпированных государственных чиновников и/или правоохранительных органов. Помимо того, что коррупция часто возникает в связи с рентоориентированным поведением (получение ренты за счет подкупа чиновника, распределяющего ресурс, например), коррупция сама по себе является одним из видов «поиска ренты».

Коррупция – преступная деятельность, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. Наиболее типичные проявления: подкуп чиновников и общественно-политических деятелей, взяточничество за законное и незаконное предоставление благ и преимуществ, протекционизм – выдвижение работников по признакам родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений. Коррупция получает широкое распространение в условиях разрастания бюрократии и превращения ее в особый социальный слой, обладающий властными привилегиями.

Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально не приемлемое для общественного мнения, или нарушающее государственные интересы). При принятии такого решения извлекает выгоду вторая сторона (например: фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре, получающая разрешение на строительство, приобретение недвижимости), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. В данном случае обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

По мнению С. Глазьева: «Коррупция фактически сделала наше государство неработоспособным, государство перестало существовать не просто как отдельный институт. Оно превратилось в некий набор структур, находящихся в состоянии круговой поруки, утратило механизмы ответственности за принятие решений».

Рыночное хозяйство построено, в том числе, на стремление получение прибыли. «Протестантская этика» и прочие виды социального самоограничения могут приглушить эту жажду наживы, но не устранить. Поэтому когда возникает возможность «обогатиться», отдельные лица (или группы людей) часто отбрасывают в сторону долгосрочные общественные интересы ради корыстной выгоды. Такое поведение тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие такие явления как коррупция.

Коррупция характеризуется состоянием общества, общественного сознания, определенной ценностной ориентацией, в частности, - господством принципа «все на продажу». Но проблема состоит в том, что и структуру, и механизм реализации власти, в разрезе коррумпированности, можно изменить и борьбу с коррупцией сделать более жесткой, но только при условии существования общественного заказа, т.е. что бы само общество могло и желало бороться с коррупцией.

Сформированная сегодня, в обществе, «продажная» ценностная ориентация не возникла на пустом месте. Такая ценностная ориентация зародилась в недрах административно – бюрократической системы советского общества. Советский человек постоянно вступал со своими партнерами в обменные отношения. Товар обменивался на товар, услуга – на услугу. В результате в такие отношения административно – бюрократической системы было вовлечено все общество, что и явилось своеобразным фундаментом построения коррумпированной системы переходного периода Российского общества.

Сегодня в обществе сложилось понимание «традиционности» этого явления для нашей страны, тесной его связи с характером российского государства. Эта связь основана, с одной стороны, на бюрократизации государства, с другой стороны, на изначально тесной связи государства и экономики страны. Следствием этого явилось формирование не просто особого, управленческого класса, но особой государственной бюрократии, и как чиновничества, и как структур и механизмов, и как определенных культурных традиций, воспроизводимых на протяжении истории.

Роль общества в борьбе с коррупцией просто огромна. Свести коррупцию к минимуму возможно только при выполнении двух основных условий:

Первое – усиление борьбы с коррупцией самим государством, через создание адекватной этой цели правовой базы, и с неукоснительным соблюдением выбранных правил всеми слоями населения, в т.ч. и чиновниками и предпринимателями.

Второе повышение общественного уровня сознания в аспекте нетерпимости и неприятия такого явления как коррупция.

Коррупцию, возможно, классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов; по типу выгоды; по направленности; по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий или незаконных действий.

По типам взаимодействующих субъектов различают:

Бытовая коррупция . Порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи;

Деловая коррупция . Возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу;

Коррупция верховной власти . Относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Если попытаться классифицировать уровни коррупции по конкретным сферам, то наиболее проблематичными являются следующие:


  • получение государственных заказов и участие в аукционных торгах (тендерах);

  • получение лицензий и разрешений на ведение бизнеса;

  • взаимодействие с противопожарной службой и строительной инспекцией;

  • решение вопросов с налоговой и таможенной службами;

  • вопросы землеотвода под строительство коммерческой недвижимости и выделение участков под строительство жилья.
Большинство опрошенного населения считают совершенно недопустимым наличие такого уровня коррупции в Российском обществе. Вызывает большое раздражение у многих людей, особенно у руководителей предприятий, вымогательство денег в медицинских учреждениях и учебных заведениях, в дорожно-патрульной службе и криминальной милиции, в судах и прокуратуре, в целом, в органах власти. Такое настроение массового сознания в принципе является благоприятной основой для инициатив самого общества по оздоровлению отношений и системы.

Таблица 6

Отношение россиян к коррупции (в процентах от числа опрошенных)

В массовом сознании растет понимание того, что коррупция наносит обществу больше вреда, чем пользы, о чем свидетельствуют сопоставимые материалы опросов, проведенных в 1990, в 2001 в 2007 годах (табл. 6).

Из длинного перечня факторов, определяющие причины коррупции, можно выделить три группы причин.

Фундамен­тальные - несовершенство экономических институтов и экономической политики; несо­вершенство системы принятия политических решений.

Организационные - слабость государства (отсутствие ясной законодательной базы и слишком час­тое изменение экономического законодательства, слабость системы контроля, не обеспечивающей неотвратимость наказания, относительно низкая оплата труда слу­жащих).

Социетальные - сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции.

Первые связаны с институциональной - эко­номической и - политической - структурой общества, вторые - главным образом с организацией принуждения к исполнению законов, а третьи - с исторически сло­жившейся системой норм и ожиданий. Разумеется, деление условное; существуют "пограничные" факторы, которые трудно с уверенностью отнести к тому или иному типу.

Приведем перечень основных причин коррупции, относящиеся ко всем трем группам:


  • Консервативность закона . На практике инструкции меняются значительно медленнее, чем внешние условия. Поэтому они оставляют место для действий по своему усмотрению, поскольку иначе система управления становится совершенно негибкой, и несоответствие жёстких норм реалиям способно полностью остановить работу. Однако это означает, что в непредусмотренной законом, ситуации администратор может начать руководствоваться наиболее выгодной рентой.

  • Невозможность всеохватывающего контроля . Надзор требует затрат, но чрезмерно жёсткий контроль наносит удар по качеству управленческого персонала и приводит к оттоку творчески мыслящих кадров.

  • Двусмысленные законы.

  • Незнание или непонимание законов населением , что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

  • Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

  • Профессиональная некомпетентность бюрократии.

  • Кумовство, клановость и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

  • Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

  • Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.
Аргументы в пользу «оптимального уровня коррупции» апеллируют к фундамен­тальным факторам. Из-за несовершенства экономических институтов или экономи­ческой политики механизм коррупции может приводить к выгоде большинства или даже всех членов общества, в т.ч. представителей бизнеса. Этим и объясняется его устойчивость во времени. При этом усиление наказаний за коррупцию оказывается экономически нерациональным. Известным примером такой ситуации является система с негибкими ценами и плановым распределением ресурсов, которое на этапе реализации корректируется за взятки. Считается, что конкурентные экономики менее подвержены коррупции, чем пла­новые. Однако опыт показывает, что и конкурентность не обеспечивает иммунитета к коррупции.

Развитие коррупции является реакцией на сам факт государственного регулирования общественными и экономическими процессами. Регулирование невозможно без ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно нарушителю. Коррупция объясняется во многом именно недостатками государственного регулирования, бюрократизацией управления, отсутствие правовых и экономических условий для предпринимательской деятельности т.д. Однако следует ясно отдавать себе отчет, что даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы коррупции, но никак не ликвидировать ее.

Последствия коррупции нельзя оценивать однозначно. В какой то степени коррупция сглаживает неадекватное государственное регулирование общества и в.т. числе экономики. Можно привести как пример мнение экономиста Дитера Кассела (Швейцария) о позитивных функциях существования теневой экономики, которая является следствием коррумпированности общества:


  • «экономическая смазка» – сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой (когда легальная экономика переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а перераспределяются в теневой сектор, возвращаясь в легальную после завершения кризиса);

  • «социальный амортизатор» – смягчение нежелательных социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих);

  • «встроенный стабилизатор» – теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т.д.).
Однако в целом влияние коррупции на общество и предпринимательство является бесспорно негативным, чем позитивным. С одной стороны, происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, коррупционеров, криминального мира), уменьшающее благосостояние общества в целом. С другой стороны, разрушается система централизованного управления , как экономикой, так и общества в целом. Наконец, развитие коррупции ведет к подрыву общественной этики . И если эти тенденции заходят слишком далеко, люди начинают терять всякое представление об общепринятых «правилах игры», живут по принципу «все дозволено», в результате чего общество проваливается в пучину хаоса и нестабильности.

Проблема состоит в том, следует ли стремиться искоренить коррупции полностью или существует некий "оптимальный" ее уровень. Тем, кто отвергает такую постановку проблемы по соображениям морали, следует иметь в виду, что борьба с коррупцией требует средств, которые могли бы быть израсходованы на другие цели

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!