Все для предпринимателя. Информационный портал

М. Н

1

Важность современного мониторинга проявляется в том, что только благодаря исследованиям возможно проведение качественного анализа, который позволит выявить слабые и сильные экономического положения, выявить существующие и возможные угрозы экономической безопасности. Таким образом, мониторинг можно считать способом защиты финансовых интересов общества и государства. Статья посвящена финансовому мониторингу и его месту в системе экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. Проанализированы проблемы финансовой безопасности страны и задачи, которые решаются благодаря системе финансового мониторинга, рассмотрены общие понятия, признаки и функции экономической безопасности, способы ее осуществления, защиты, затронуты вопросы государственного регулирования экономической безопасности, методы и способы обеспечения безопасности. Рассмотрены понятия мониторинг, методы и способы его осуществления, обозначены факторы, угрожающие экономической безопасности, а также необходимость их мониторинга, его способы, методы и принципы.

экономическая безопасность

финансовая безопасность

экономическая система государства

финансовый мониторинг

Центральный банк РФ

Росфинмониторинг

1. Корнилов М.Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования: Учебное пособие. – Изд-во РАГС, 2009.–154 с.

2. Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности // Безопасность: Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. – 1994. – № 3. – С. 91–94.

3. Бок А.А., Горошко И.В. Мониторинг в системе экономической безопасности // Тр. Академии управления МВД России, 2007.

4. Тилькова Д.Н. Финансовый мониторинг как вид государственного финансового контроля // Молодой ученый. – 2016. – №28.

Детальный анализ имеющихся в литературе определений экономической безопасности показывает, что во многих трактовках рассматриваемого феномена прослеживается известная односторонность и недоговоренность .

Под безопасностью понимается состояние и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями в ней и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемое функционирование при исключении или нейтрализации возможности причинения им какого-либо ущерба, вреда либо придания развитию нежелательных динамики или параметров .

Экономическая безопасность является гарантом безопасности общегосударственных интересов. Ее соблюдение и сохранность обеспечивает нормальное функционирование государственных органов, муниципальных учреждений, предприятий, организаций, а также отдельного благополучия граждан.

Для обеспечения экономической безопасности принимаются различные меры государственного принуждения, поощрения, а так же создаются специальные государственные органы и службы.

Мониторинг является специальным способом осуществления надзора и контроля, выполняет важные функции и обеспечивается государством и негосударственными организациями.

При написании работы были поставлены перед собой следующие цели и задачи:

Изучение понятия экономической безопасности;

Определение факторов, угрожающих экономической безопасности;

Финансовый мониторинг, методы осуществления финансового мониторинга.

Термин экономическая безопасность неразрывно связан с возникновением рыночной экономики. Для каждой страны это время было разным - 17-18 века для США, 20 век для РФ. Распад СССР привел к переходу экономики на новый уровень и, соответственно, появилась необходимость принятия новых законов, создания новых государственных органов или расширение существующих.

Экономическая безопасность включает в себя политическую, военную, территориальную, социально-экономическую, внешнеэкономическую и другие стороны. Будучи многогранной, она становится основой важнейших государственных задач и функций.

Экономическая безопасность - это область научного знания, в рамках которой изучают состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый рост экономических показателей; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях. В основе экономической безопасности лежат два принципа - принцип устойчивости - способность сохранять стабильное положение при различного рода нагрузках и принцип развития- возможность увеличения и качественного роста экономических характеристик государства.

Экономическая безопасность характеризуется рядом факторов. Они различны, и подлежат нескольким способам классификации.

По объекту: экономическая безопасность экономической системы страны и экономическая безопасность природных богатств и ресурсов страны.

По субъекту: отраслевые министерства и ведомства, банки, биржи, предприятия частной и государственной форм собственности, общества защиты прав потребителей, профсоюзы.

По уровню: общегосударственная экономическая безопасность, региональная или отраслевая, экономическая безопасность предприятий, экономическая безопасность семьи и гражданина.

Экономическая безопасность возможна только при соблюдении следующих элементов: степень зависимости от доминирующей экономики, а также степень обострения внутриполитической, социальной и экономической ситуации не превышает предела, который грозит утерей национального суверенитета, существенным ослаблением военной мощи, значительным снижением уровня и качества жизни населения, либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.

Уровень экономической безопасности определяется по таким критериям:

Географическим и геополитическим положением страны, размещением на ее территории производств, наличие природных ресурсов и возможность их использования;

Уровень экономического и военного развития государства, его положение на международной арене;

Поддержка государством индустриальных сфер производства;

Развитие конкурентоспособных предприятий;

Определение параметров регионального и отраслевого уровня ВВП;

Наличие запасов стратегически важных вещей на случай экстренных ситуаций.

Важно понимать, что экономическая безопасность не является абсолютно независимым и самостоятельным элементом. С улучшением и увеличением объемов внешнеэкономических отношений, экономика каждой страны в той или иной мере зависит от экономической безопасности других стран, международных сообществ. В этих условиях важно развитие собственного, конкурентоспособного производства, наличие которого позволит участвовать на внешнеэкономическом рынке прибыльно, выступая равнозначным партнером.

Для определения уровня экономической безопасности важны не текущие, а пороговые значения. Пороговые показатели - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. Например, это цифровые или процентные показатели уровня выполнения социальных обязательств, безработицы, образованности, инфляции, налогообложения и др.

Приближение к предельным показателям означает наступление угрожающих факторов для экономической безопасности, а их превышение- наступление экономического кризиса или спада.

Факторы, угрожающие экономической безопасности - это ситуации, при наступлении которых существует риск падения экономической безопасности, или уязвимость тех или иных сфер экономики.

Важно классифицировать источники опасности.

По месту нахождения источника угрозы можно выделить внутренние угрозы- исходят от граждан, организаций, общественных и других организаций, функционирующих в юрисдикции государства; и внешние- возникающие за границами, но имеющими воздействие на экономику страны непосредственно;

По степени форсированности угрозы подразделяют на реальные и возможные. Наступление реальных угроз спрогнозировано и практически неизбежно, тогда как наступление возможных угроз подлежит внесению корректив и, при благоприятном развитии событий, может не наступить.

По причинам выделяют природные - катаклизмы, снегопады, наводнения, осадки, антропогенные - экологические, техногенные, социальные - война, забастовка, революция.

Так же важным является субъективная оценка угрозы. Она может быть завышенной, заниженной, адекватной, неосознанной, мнимой.

Завышенная оценка характеризуется преувеличением возможных последствий, заниженная, соответственно, - полным или частичным игнорированием возможных угроз.

Неосознанная угроза характеризуется отсутствием должного уровня понимания и знания факторов, вследствие чего представляется невозможным правильное оценивание ситуации.

Мнимая угроза это ложная, надуманная ситуация, которая не имеет под собой реальных оснований для угрозы.

В 21 веке количество угроз для экономической безопасности РФ увеличилось. Так, к внутренним факторам, существовавшим ранее, а именно высокий уровень коррупции, кумовство, централизация бюджета, высокий уровень безработицы, легализация доходов, полученных незаконным путем, деградация образовательных учреждений, снижение уровня социальной активности, нестабильное состояние кредитно-банковской системы, высокий уровень инфляции, прибавились внешние.

Это вывоз капитала за рубеж незаконными способами, приобретение там имущества, высокий уровень импорта, иммиграция талантливых ученых, приобретение западными компаниями российских производств, введение экономических и политических санкций.

настоящее время в качестве реальных угроз экономической безопасности России следует выделить такие как: понижение производственного потенциала ввиду высокого износа основных фондов; утрату рынков сбыта продукции; достаточно низкую конкурентоспособность товаров и услуг; вывоз капитала за границу; опасность обострения финансового кризиса; низкий уровень жизни населения.

Увеличение или снижение количества угрожающих факторов так или иначе связано с государственной деятельностью. Любое действие, даже если оно изначально не направленно на экономические изменения, влечет за собой необратимые последствия для экономики страны. Это правило работает для экономического состояния на любом уровне организации. Поэтому любому важному изменению должны предшествовать исследования, изучения финансовой ситуации и должны рассчитываться соответствующие последствия.

Так же важным регулятором общественных отношений в экономической сфере является нормотворчество. Создание, принятие и реализация уполномоченными органами нормативно-правовых актов выполняют функцию регулятора возникающих споров, а так же закрепляет порядок обнаружения, разрешения и ликвидации угроз.

Вступление в международные сообщества, ратификация их законодательства помогает облегчить международную интеграцию, усилить связь между странами-партерами, улучшить организацию межгосударственных торгово-рыночных, культурных взаимоотношений, сформировать схожее законодательство, контролировать соблюдение прав человека в каждой стране и в то же время позволяет оберегать собственный суверенитет от внешних вмешательств.

Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны содержит в себе несколько факторов:

1. Мониторинг с целью выявления возможных источников опасности, и дальнейшего происхождения угроз;

2. Разработка и закрепление в нормативных актах мер пресечения возникновения угроз, их ликвидации;

3. Претворение их в жизнь, то есть реализация мер ликвидации экономических угроз.

Более подробно рассмотрим мониторинг, так как именно он составляет основу дальнейшей борьбы с неблагоприятными для экономики факторами.

Итак, в широком смысле, мониторинг - это постоянный процесс контроля и фиксации параметров объекта в сравнении с заданными показателями.

С экономической точки зрения, мониторинг - это система информационно - аналитических способов наблюдения за изменением показателей экономической безопасности.

Финансовый мониторинг является основой для обеспечения экономической безопасности, для определения уровня экономического развития страны, для улучшения и роста экономических показателей.

Главное для успешного и правильного мониторинга не просто сбор данных, показателей, а наблюдение за ними в динамике, установление статистической зависимости.

Принципами осуществления финансового мониторинга, являются:

1. Мониторинг осуществляется способом, подходящим для каждого конкретного объекта изучения. Он не должен противоречить или создавать помехи, обеспечивая непрерывность наблюдения.

2. Мониторинг каждого отдельного звена должен согласовываться и не идти в разрез. Полученные знания должны рассматриваться не только локально, но и в сравнении с иными показателями схожей области, сферы деятельности, цели функционирования.

3. Мониторинг должен иметь общенациональные масштабы. Не допускается обобщение, установление общих показателей, усредненность. Для каждой отрасли или местности должны существовать свои показатели.

Основные цели мониторинга угроз:

Контроль статичного состояния и динамики развития экономики;

Поиск регрессивных устремленностей и процесс развития возможностей государства;

Определение этиологии, характера и скорости воздействия факторов на статус экономической безопасности

Предугадывание эффекта, который окажут факторы угрозы на развитие государства;

Анализ предыдущих угрожающих ситуаций для предупреждения таковых в будущем.

В мониторинге активное участие должны принимать все заинтересованные или уполномоченные органы государства.

Существует ряд этапов проведения мониторинга. Первой стадией является определение уполномоченных органов для проведения мониторинга и органов, заинтересованных в результате. Далее разрабатывается критерии, по которым проводится мониторинг и их необходимые значения, выработка удобной шкалы оценивания. Следующий этап - сбор и распределение информации. Вся собранная информация передается в виде данных в центр проведения мониторинга. После происходит анализ, в ходе которого устанавливаются факторы положительно и отрицательно влияющие на экономическую безопасность страны. Разрабатываются планы по устранению опасных факторов и предупреждению их дальнейшего появления. Последней является стадия подведения итогов, разработка указаний, рекомендаций, планов .

Метод - это совокупность способов, последовательность действий, направленных на достижение конкретных результатов для решения задачи или достижения иной поставленной цели. Для проведения экономического анализа используется ряд методов, которые условно можно разделить на логические и математические.

Для логических методов большое значение имеют опыт, интуиция, наблюдения. К ним относятся метод сравнения, анализа, построения зависимостей, анализа, прогнозирования, выставления оценок, моделирование, мониторинг.

К математическим методам относят методы, которые строго опираются на вычисление значений и правила.

Чаще всего применяются логические методы экономического анализа. Чаще всего применяется мониторинг. Его преимущества заключаются в том, что информация получается непосредственно из первых рук, наблюдается в динамике. При этом при применении такого метода как мониторинг возможно укрепление социально- экономических связей, улучшение и налаживание диалога власти и народа. Мониторинг может проводиться на разных уровнях. Так, отдельно взятая семья может путем исследований рассчитать рост своего семейного дохода, количество и назначение трат, предприятие может выявить максимально прибыльные или, наоборот, убыточные сферы, региональный центр осуществит анализ среднего уровня заработной платы, а на федеральном уровне все полученные на каждом этапе данные, совместятся.

Так же к плюсам проведения мониторинга относится его не большая затратность, возможность провести исследования быстро и локально. Результаты мониторинга легко анализируются, не требуется наличие специальных элементов. Они легко хранятся, передаются и могут быть поняты рядовыми гражданами.

В зависимости от территории проведения, выделяют точечный, локальный, региональный, федеральный мониторинг.

В зависимости от сферы наблюдения, он может быть промышленный, демографический, аграрный, экологический и т.д.

На данный момент в экономической науке экономическому мониторингу предоставлено не место самостоятельного способа исследования, а лишь метода одного из них. Я считаю это не правильным, так как экономический мониторинг сам имеет ряд методов.

Рассмотрим их.

Интервью, опросы, личное наблюдение - методы, занимаемые достаточно большой промежуток времени, однако являющиеся достоверными ввиду непосредственного участия и присутствия интервьюера. К сборщику данных при применении этого метода выдвигаются высокие требования, так как именно через его субъективную оценку мы будем воспринимать полученную им информацию. При личном контроле возникает возможность сравнить реально существующее положение вещей и полученные в ходе опроса данные. Минусы данного метода - затрата большого количества времени, субъективная оценка.

Анкетирование - позволяет достаточно подробно получить необходимую информацию из первоисточника и занимает меньше времени, однако возникают проблемы с установлением достоверности.

Составление и изучение статистики. Изучение статистики часто позволяет выявить уже существующие проблемы, то есть тратится время в момент осуществления наблюдения. Составление собственной статистики позволяет ускорить получение информации, однако требует больше времени.

Отчетность прежде всего служит дисциплинирующим фактором, однако данные, получаемые из отчетов, часто оказываются важными и необходимыми, особенно при условии регулярности таких отчетов. Легко заметить малейшие изменения. Главное это качество составляемых отчетов, то есть, субъективное видение проблемы автором отчета.

Важно помнить, что мониторинг не направлен на решение проблем, его первоочередная задача - осуществление наблюдения, анализа, сравнения.

Новую жизнь мониторинг как способ исследования получает благодаря развитию интернет- технологий. Теперь не обязательно уезжать в командировки, писать анкеты, лично проводить опросы, подсчитывать результаты, составлять статистические данные,- все это теперь возможно осуществлять удаленно, с помощью программ.

С целью повышения точности мониторинга, при его проведении, необходимо учитывать устоявшиеся социально-экономические традиции. Для определения уровня правдивости собранных данных, необходимо проводить ряд исследований для подтверждения собранных данных.

Необходимо понимать, что для достижения максимально точного и правдивого результата исследования необходимо проводить повторно через определенный промежуток времени и не ограничиваться одним методом мониторинга. Чаще всего, личное присутствие сочетается с интервью, анкетирование с опросом, написание отчетов со статистикой.

Использование мониторинга в сфере экономической безопасности значительно облегчит выполнение многих задач, связанных с обнаружением и разрешением угроз безопасности. Он позволит выявить очаги опасности на местах, в зародыше, не давая распространиться. А в случае масштабных внешних или внутренних угроз налаженная система мониторинга поможет максимально точно определить возможные последствия, ликвидировать их предотвратить дальнейшее возникновение таких случаев .

Экономическая безопасность - это не просто совокупность факторов, обеспечивающих стабильность, устойчивость и рост эконмических показателей страны. В первую очередь, это основа нормального, полноценного существования человека, общества и государства в целом на внешнем и внутреннем уровнях. Выступая регулятором, уровень экономической безопасности характеризует степень развитости государства в целом. В условиях активного международного сотрудничества обеспечение экономической безопасности - первичная задача государства.

Угрозы экономической безопасности существуют как внутри страны, так и за ее пределами.

Для эффективной борьбы с факторами, причиняющими опасность экономическому положению страны, существуют различные методы. Их подразделяют на логический и математический.

К одним из логических методов относится мониторинг. В РФ создан специальный орган -Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.

Мониторинг осуществляется путем сбора данных, их систематизации, анализа, создания по итогам проведенного исследования, рекомендаций и предписаний.

Актуальность приобретает этот вид экономического контроля в связи с активным развитием интернет-ресурсов, появлением международных валютных счетов, усилением государственной программы по борьбе с коррупцией и противодействию финансированию терроризма. Помимо Росфинмониторинга, в пределах своих полномочий сбор, анализ, расшифровку данных выполняют органы Министерства внутренних дел, Министерства экономики, органов налоговой службы, центры статистики, таможенные и пограничные службы, банки, биржи, банковские учреждения, а также предприятия независимо от форм собственности.

Активное использование полученных путем мониторинга данных позволит ускорить решение многих проблем, особенно в отдаленных от центра регионах.

Библиографическая ссылка

Дененберг Ю.М. МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-5.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18957 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Исходя из позиции системного подхода, концепция экономической безопасности предприятия должна охватывать все сферы поделочного-хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности, что требует более детального расписания последовательности действий и процедур в реализации механизма безопасности бизнеса. В этом контексте важное значение имеет мониторинг состояния экономической безопасности субъекта хозяйственной деятельности, который следует реализовать управленческому персоналу предприятия с целью эффективного администрирования, основное направление которого показано на рис. 16.2.

Первым шагом является формирование системы интересов и приоритетов на базе анализа взаимосвязей с субъектами внешней среды с учетом срочного аспекта, то есть определение текущих и стратегических интересов. При этом определяются только те приоритеты, которые имеют более важное значение для жизнедеятельности субъекта хозяйственной деятельности и постоянно находятся в сфере управленческого воздействия.

Далее привлекается внимание к определению этапа жизненного цикла организации, с которого начинаются комплексные исследования, потому что в зависимости от конкретного этапа этого цикла, по-разному влияют факторы возможного риска на деятельность этой организации.

Рис. 16.2. в

Не менее важным в окончательной оценке внедрения механизма экономической безопасности является использование методики раннего распознавания угрозы нестабильности в ближайшем срочном периоде. Эту оценку предлагается осуществлять оперативно, на базе применения аналитического инструментария, а именно, с помощью исследования удовлетворительности структуры баланса предприятия и возможности установления или утраты платежеспособности в ближайшем периоде. Кроме того, необходимо оценить динамику таких аналитических показателей, как коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами. Если эти показатели соответствуют рекомендуемым значениям, то угроза нестабильности отсутствует в конкретный период времени.

Анализ сбалансированности денежных потоков на предприятии проводится отдельно как на низком, так и на высоком уровнях. Это важно для установления характера возможных действий управленческого персонала, то есть руководства предприятия, которые могут быть оборонительными или наступательными.

Если предприятие, по результатам исследований, утратило платежеспособность, то сбалансировать денежные потоки на предприятии возможно благодаря применению комплекса защитных мер, предусматривающих ограничение операционной и инвестиционной деятельности. Это характеризует низкий уровень сбалансированности денежных потоков. Вместе с тем, высокий уровень сбалансированности денежных потоков может быть достигнут благодаря диверсификации операционной и инвестиционной деятельности предприятия. Индикатором, оценивает достижения этой цели является рост показателя чистого денежного потока.

Мониторинг экономической безопасности предприятия связан с фактом определения прибыльности его производственно-хозяйственной деятельности, потому что основным источником обеспечения устойчивого экономического развития является прибыль. Итак, прежде всего, необходимо определить наличие у предприятия прибыли по данным финансовой отчетности за последний период его деятельности.

Дополнительные уточняющие расчеты по определению уровня экономической безопасности предусматривают следующее: разницу суммы начисленной амортизации и скорректированной ее доли при условии влияния инфляции соотносят с величиной чистой прибыли предприятия, направляемой на реинвестирование, поскольку недостаточное количество средств может быть восполнен за счет суммы реинвестированной прибыли текущего периода.

Таким образом, поддержание достаточного уровня экономической безопасности - это сложный процесс в управлении предприятием, что требует разработки механизма безопасности бизнеса и профессиональных действий по его реализации.

Реферат *

450руб.

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ ЭКОНОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2 ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ
2.1 Механизм обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение

Мониторинг экономической безопасности.

Фрагмент работы для ознакомления

Во-первых, выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации.
Во-вторых, организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности страны. В ходе этой работы Совет безопасности РФ рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства. Правительство координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации необходимых мер, в том числе по подготовке законодательных и иных нормативных актов.
В-третьих, экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности.
Итак, реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует организации системы контроля за их исполнением.
Следует также отметить, что в условиях многоукладной рыночной экономики, когда государство не может директивными методами направлять деятельность всех хозяйствующих субъектов, необходимо государственное регулирование экономики, в частности, путем воздействия государства на макроэкономические параметры, целенаправленного регулирования структурных преобразований и денежно-финансовых потоков.
2.2 Мониторинг экономической безопасности, основные особенности, цели и задачи
Для обеспечения экономической безопасности страны необходим ее тщательный мониторинг.
Так, мониторинг состояния экономической безопасности представляет собой научно обоснованную систему периодического сбора, обработки и анализа информации; оценку и прогнозирование социально-экономической ситуации в стране.
При осуществлении мониторинга должен действовать принцип непрерывности наблюдения за состоянием экономики с учетом фактического положения и тенденций его развития, а также общего развития политической обстановки и действия других общесистемных факторов.
Конкретность и целевая направленность мониторинга обусловливают некоторые изначальные требования к его проведению, важнейшими из которых являются: формирование и ранжирование системы индикаторов состояния безопасности страны, владение методами системного анализа, научно-технического и экономического прогнозирования его развития.
Специфические особенности развития страны проявляются в необходимости увязки конечных целей - поступательного и устойчивого развития экономики - с развитием смежных областей: социологии, демографии, науки (в том числе фундаментальной), техники, технологии.
Именно поэтому прогнозированию и стратегическому планированию развития безопасности страны в большей степени присущ характер неопределенности: чем более продолжителен период планирования, тем в большей мере показатели экономической безопасности приобретают вероятностный характер. Эффективность планирования в данном случае может определяться наличием нескольких вариантов достижения одной и той же цели и критериальной основой отбора лучшего из них, что является сложной задачей.
Мониторинг должен учитывать разновременность управленческих воздействий и достижения намеченных целей, обеспечивающую динамическую сбалансированность развития экономики на длительную перспективу.
Мониторинг должен быть конкретным и адресным. Конкретность и адресность показателей мониторинга обусловливают адекватность, точность и конкретность применяемого расчетно-аналитического инструментария, в том числе для прогнозирования развития экономики и угроз экономической безопасности страны.
Как правило, экономика обладает свойством инерционности, которое не допускает произвольных изменений в целевом назначении, организационной и технологической структуре в короткие периоды времени.
Инерционность социально-экономической системы, каковой является страна в целом, означает, что сложившиеся тенденции в развитии экономической безопасности (тенденции, характерные для прошлого) продолжают действовать и в будущем. Наибольшей инертностью при этом обладают такие объекты функционирования организационно-экономических структур, как состояние производственно-технологического потенциала, научно-технического потенциала и ряд других.
Кроме того, устойчивость тенденциям развития экономической безопасности придает инертность отдельных показателей экономической безопасности (например, общеэкономических или показателей, характеризующих уровень жизни населения).
Состояние экономической безопасности непосредственно зависит от экзогенных факторов: состояния и изменений во внешней среде, поэтому цели развития экономической безопасности должны быть урегулированы с основными параметрами внешней среды, а именно: уровнем экономического развития общества в целом, ресурсным потенциалом, социально-политическим климатом и т.д.
Технология мониторинга экономической безопасности должна содержать неотъемлемой своей частью процедуры оценки ретроспективы развития экономики страны, ее основных отраслей и производств, сбора и подготовки исходной информации. При этом необходимо осуществлять анализ реализации принятых ранее решений, текущего состояния безопасности; необходим анализ согласования предложений, направленных на совершенствование систем безопасности, рассмотрение заказов на проведение научно-исследовательских работ в этой области, исследование спроса и заявок на средства защиты.
Прогнозирование развития процессов обеспечения экономической безопасности требует поддержки соответствующими методами и подходами. В практической деятельности используются такие методы, как экстраполяция, балансовый, нормативный, аналитический, программно-целевой, методы моделирования и сетевого планирования. Перечисленные методы используются, как правило, одновременно. Наиболее эффективно сочетание аналитического, балансового и нормативного методов, а также программно-целевого подхода с методами экономико-математического и информационного моделирования.
Содержание и последовательность осуществления мониторинга представлены в Таблице 1.
Вообще же, для проведения мониторинга необходимо иметь соответствующее методологическое обеспечение. Им может служить новый принцип формирования информационных ресурсов7.
Необходимо отметить, что требуется осуществить переход от технологии обособленных сборов информации, характеризующей показатели по труду, продукции, фондам, финансам и другим элементам воспроизводства к интегрированным технологиям, когда основные экономические индикаторы безопасности предприятий, личности и общества будут собираться в комплексе при соблюдении требований организационного единства. Это позволяет обеспечить количественную и качественную сопоставимость показателей, упростить систему их сбора, обработки и анализа. В основе формирования информационных потоков должна быть заложена статистика предприятий и общества.
Таблица 1.
Содержание и последовательность этапов мониторинга экономической безопасности8
Этап
Содержание этапа мониторинга
1
Идентификация объекта мониторинга
2
Формирование системы показателей оценки экономической безопасности объекта мониторинга с учетом специфики его функционирования
3
Сбор и подготовка информации, характеризующей состояние объекта мониторинга
4
Выявление (определение) факторов, характеризующих перспективные направления развития объекта мониторинга
5
Моделирование и формирование сценариев или стратегий развития объекта мониторинга
6
Расчет технико-экономических показателей объекта мониторинга на всю глубину прогнозного периода
7
Проведение анализа показателей экономической безопасности объекта мониторинга
8
Разработка предложений и реализация мер по предупреждению и нейтрализации угроз экономической безопасности объекта мониторинга
Достижение целей информационно-аналитического обеспечения экономической безопасности возможно лишь при использовании методологии системного анализа социально-экономического развития страны.
Наиболее важными направлениями такой методологии являются9:
комплексный анализ критических областей социально-экономических показателей;
анализ отраслевых и структурных диспропорций по стандартам, принятым в мировой практике;
анализ инвестиционных процессов и причин их ограничения;
изучение инновационных процессов в экономике;
анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий и разработка принципов системного анализа товарных рынков.
Реализация системы мониторинга экономической безопасности, ее постоянная корректировка в соответствии с изменившимся характером внутренних и внешних угроз экономической безопасности смогут способствовать стабилизации социально-экономических процессов в столице и ускоренному росту ее экономики.
Вообще, вопросы сравнительной оценки актуальны на всех уровнях управления: от развития предприятия (оценка бизнеса) до формирования и проведения в жизнь государственной политики (оценка регионов и экономики страны в целом)10.
Итак, в процессе написания работы было выяснено, что эффективным инструментом обеспечения экономической безопасности может служить мониторинг ее состояния и динамики.
Главная цель осуществления мониторинга состоит, как нам представляется, в снабжении системы обеспечения экономической безопасности полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в экономике страны, о складывающейся социальной и демографической ситуации.
Также можно отметить, что к основным задачам мониторинга относятся:
оценка состояния и динамики развития экономических отношений в стране в определенный временной период с точки зрения критериев экономической безопасности;
своевременное прогнозирование и выявление деструктивных тенденций, иных угроз развитию экономики;
определение причин, источников, характера, интенсивности негативного воздействия угроз на экономику страны;
прогнозирование последствий действия угроз как на экономику страны, так и на сферы жизнедеятельности, связанные с ней;
системно-аналитическое изучение сложившейся ситуации и тенденций ее развития, разработка оперативных и долгосрочных целевых мероприятий по предупреждению и нейтрализации угроз.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Формулируя основные задачи бюджетной политики на 2008 год и среднесрочную перспективу, Президент РФ в своем Бюджетном послании, в качестве целевой установки выдвигает постулат о том, что «Бюджетная политика должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере…».
Социальная ориентация бюджетной политики по существу означает повышение роли и эффективности работы государства в системе развития человеческого капитала. И решение этой задачи не только зависит от основных параметров социального и экономического развития нашей страны в долгосрочной перспективе, но и в свою очередь во многом определяет возможности развития экономического потенциала страны.
Взаимозависимость задач социальной и экономической стратегии определяет и масштабы и качество организации государственной политики, включенной в общую систему экономических, технологических, структурных, институциональных и других преобразований. Именно эта взаимозависимость может и должна обеспечить качество и стабильность роста российской экономики.
И это особенно важно понимать, когда мы вступаем в новый этап экономического развития, который характеризуется существенным изменением факторов и механизмов экономического роста и ужесточением ряда структурных ограничений роста. Этап, который требует прежде всего ориентации на внутренние условия развития.
В прогнозе социально – экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года ожидается повышение роли внутренних факторов роста в структуре конечного спроса ВВП и снижение вклада внешнего спроса в прирост ВВП.
Так, сокращение вклада внешнего спроса в прирост ВВП в 2006-2009 годах связано с замедлением роста экспорта товаров и услуг с 6,3% в 2005 году до 3,1% в 2009 году.
При этом - намечается достаточно высокая динамика внутреннего спроса: от 9,2% в 2007 году до -7,8 % в 2009 году, и это является. определяющим фактором развития российской экономики. По прогнозным оценкам в удовлетворении внутреннего спроса на товары и услуги увеличится вклад отечественных производителей, что будет происходить как вследствие увеличения относительной конкурентоспособности отечественных товаров, так и опережающего роста доли услуг.
При этом в ближайшие годы слабым звеном экономики останется промышленность, темпы роста которой все больше отстают от динамики внутреннего спроса11.
Обеспечение макроэкономической стабильности и снижение инфляции являются основными условиями экономического развития России в ближайшие три года, говорится в материалах правительства страны. Однако, по оценке экспертов, в этот период российские власти могут столкнуться с теми же трудностями, которые наблюдались в национальной экономике и в текущем году12.
В основе разработки проекта федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 года лежали достигнутые в 2000-е годы результаты бюджетной политики, а также перспектив­ные направления развития бюджетной системы, направлен­ные на повышение уровня ее сбалансированности.
Разработка параметров федерального бюджета в предыдущие годы была апробирована в форме перспек­тивного финансового плана, опыт которого был реализо­ван на трехлетний период - 2008-2010 гг.
Основными отличительными особенностями подго­товки проекта федерального бюджета на 2008-2010 гг. явля­лись: планирование и утверждение бюджета на трехлетний период в форме закона, структурное изменение доходов бюджета (группировка на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы).
При формировании нефтегазовых доходов на 2008 г. и на период до 2010 года учтены поступления от уплаты: на­лога на добычу полезных ископаемых в виде углеводород­ного сырья (в части подлежащих зачислению в федераль­ный бюджет); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный; товары, выработанные из нефти13.
Прогнозируемое в 2008 году изменение величины от новых макроэкономических показателей в целом окажет положительное влияние на формирование доходов феде­рального бюджета.
Положительная динамика поступлений в федераль­ный бюджет, главным образом, будет связана с ростом ВВП и увеличением внешнеторгового оборота.
Согласно прогнозу социально-экономического раз­вития РФ на период до 2010 г., внешнеэкономическая дея­тельность в ближайшие три года будет характеризоваться динамичным развитием импорта и некоторым замедлени­ем экспортной деятельности. При этом снижение объемов экспорта наблюдается не по всем группам товаров. Так, например, по оценкам Минэкономразвития России, фи­зические объемы экспорта топливно-энергетических това­ров будет расти в среднесрочной перспективе.
Как отмечалось в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года»: если в 2007 году нефтегазовые дохо­ды оцениваются в размере 8,2% ВВП, то в 2010 году - они сократятся до 5,2% ВВП14.
В ближайшее время нефтегазовый сектор, который обеспечивает 25 процентов ВВП, может столкнуться со спадом производства. Если раньше он развивался с показателями 7%-ного роста, то сейчас с трудом набирает 1-2%. Среди других отраслей промышленности, требующих принятия мер по их дальнейшему развитию, помимо сырьевых секторов, - металлургия, химия, лесной комплекс и машиностроение. Единственная возможность двигаться вперед - повышать производительность труда и диверсифицировать экономику но и то, и другое невозможно без инвестиций15.

Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный закон от 29 июня 2007 года № 425229-4 «О федеральном бюджете на 2008 г. и на период до 2010 г.»
2.Алентьев А.А. Основы макроэкономики. Москва: «Вид-М».-2007.- 599 с.
3.Беляев М.И. Экономика.- М.: «Милогия».-2008.- 539 с.
4.Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2007. - 320 с.
5.Васильева Л.А. Доходы Федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9-с.8-9
6.Горегляд В.П. «Послание Президента РФ и социально-экономические параметры развития» Журнал «Центр социально-консервативной политики» от 29.08.2007
7.Жидков П.К. Экономика. Книга 4. Москва: «Ариус».-2008.-395 с.
8.Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики. Москва: «Визави».-2006.-480 с.
9.Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночнуюэкономику. - Москва: «Альянс».-2007.-349 с.
10.Никиточкин Р.Ю. Макроэкономика. Москва: «АСТ».-2007.- 369 с.
11.Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности.- М.: «РАГС».- 2002.- 528 с.
12.Россия и современность // Российская газета - Федеральный выпуск №4027 от 25 марта 2006
13.Шевченко М. Механизм обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации // Переходная экономика.- №25.-2009
14.Яшин С.Н., Пузов С.Н. Мониторинг экономической безопасности регионов на базе их сравнительной оценки и определения эффективности развития территорий // Финансы и кредит.- 3(207) - январь 2006
15.Электронный ресурс: www.svobodanews.ru

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Постоянное усиление факторов, угрожающих экономической безопасности корпорации, ставит вопрос о создании системы мониторинга состояния и динамики развития корпорации с целью заблаговременного выявления грозящей опасности и принятия необходимых мер защиты.

Цели мониторинга:

1. оценка состояния и динамики развития финансово-хозяйственной деятельности;

2. выявление деструктивных тенденций и процессов развития опасностей;

3. определение причин, источников, характера и интенсивности воздействия угрожающих факторов;

4. прогнозирование последствий воздействия угрожающих факторов

5. системный анализ сложившейся тенденции и разработка целевых мероприятий по парированию угроз экономической безопасности корпорации.

Мониторинг ведется непрерывно, с учетом общего состояния внутренней и внешней среды корпорации. Мониторинг осуществляется последовательно определенными этапами:

1. идентификация корпорации и ее дочерних обществ, как объектов мониторинга, которая включает оргструктуру управления, сферы деятельности;

2. формирование системы технико-экономических показателей оценки экономической безопасности;

3. сбор и подготовка информации, характеризующих состояния объектов экономической безопасности;

4. выявление факторов, представляющих угрозы развитию корпорации;

5. встраивание мониторинга в систему контроллинга корпорации;

6. диагностика уровня безопасности и ее дочерних обществ;

7. разработка предложений по предупреждению и нейтрализации угроз экономической безопасности.

Концепция экономической безопасности

Система экономической безопасности корпорации -- это многоуровневая система. На высшем уровне находится комплексная оценка уровня экономической безопасности всей корпорации. На среднем уровне даётся оценка уровня экономической безопасности по отдельным объектам угроз. На нижнем уровне определяются мероприятия, обеспечивающие защищенность объектов.

Управление экономической безопасностью осуществляется через ряд последовательных действий:

Уточнение интересов акционеров корпорации;

Определение приоритетов в финансово-хозяйственной деятельности;

Прогнозирование возможных угроз;

Разработка на базе выявленных угроз, стратегий, обеспечивающих экономическую безопасность.

Используются 3 типа стратегий:

1. стратегия, связанная с необходимостью внезапно реагировать на реально возникшие угрозы;

2. стратегия, ориентированная на прогнозирование и заблаговременное выявление угроз, с целью осуществления необходимых затрат на их отражение;

3. стратегия безопасности, направленная на компенсацию нанесенного ущерба.

Уровень стратегической безопасности характеризуется целым рядом коэффициентов и критериев (например, коэффициент усиления конкуренции). Применяются методы оценки:

Метод экспертных оценок;

Экономико-математическое моделирование;

Логическое моделирование.

Для достижения целей системы экономической безопасности необходимо решить комплекс задач:

а) выявление круга объектов системы экономической безопасности и функциональных связей между ними;

б) осуществление мониторинга;

в) разработка мер внутренней и внешней защиты;

г) прогнозирование состояния экономической безопасности с учетом мер защиты.

Этапы создания системы экономической безопасности

Этапы создания экономической безопасности рассматриваются как перечень мер по приведению значений экономической безопасности в соответствии с пороговыми параметрами.

Предлагаемые меры должны формироваться:

По показателям (рентабельность, платежеспособность, др.);

По элементам угроз;

По анализу инструментов и функций службы экономической безопасности.

Последовательность этапов:

1. разработка нормативной базы;

2. выявление угроз, в рамках направлений хозяйственной деятельности;

3. решение задач управления угрозами и механизмами противодействия им;

4. внедрение мер защиты в головной компании и дочерних обществ с учетом прогнозов.

Практический раздел

ТЕМАТИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Сущность и содержание корпоративного управления

1.2. Основные принципы корпоративного управления.

1.3. Модели корпоративного управления.

1.4. Роль информации в корпоративном управлении.

Литература

1. Батурин А.В. Теория и практика корпоративного управления. – М.: «Дело», 2006.

2. Казаченко О.В. и др. Корпоративное управление. – Киев: «Ланс», 2004.

3. Орехов С.А. Основы корпоративного управления. – М.: ООО «Маркет», 2006.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02

Глава 3. Механизмы обеспечения экономической безопасности региона

3.1. Мониторинг экономической безопасности
Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны включает в себя следующие элементы:

Мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам;

Разработка мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

Организация мер по обеспечению экономической безопасности.

Ряд вопросов по обеспечению экономической безопасности осуществляется в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на следующий год.

Для обеспечения стратегии экономической безопасности формируется система государственного воздействия на экономику. Эта система позволяет регулировать важнейшие экономические преобразования, включая взаимодействие между ними, а также берет на себя функции регулирования и поддержания экономики страны на безопасном уровне. Для этого должны быть: определены границы и условия государственного вмешательства в экономику; границы государственного сектора; обеспечено развитие эффективных методов государственного регулирования.

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование.

Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система показателей играет важную роль в условиях наличия межотраслевых диспропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых), изменчивости и неустойчивости социально-экономических индикаторов.

Это определяет возрастание требований к государственной статистике, глубине форм охвата объектов статистического наблюдения, качества и оперативности информации.

Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности.

Для проведения мониторинга факторов, определяющих угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, важнейшей задачей является создание организационно-информационной базы.

Мониторинг является механизмом контроля экономической безопасности, главные цели которого:

Создание государственной системы мониторинга состояния обеспечения экономической безопасности РФ;

Оперативное обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии угроз экономической безопасности, их характере, возможным последствиям, а так же прогнозами в этой области;

Обеспечение информационного взаимодействия всех органов власти;

Контроль за состоянием угроз экономической безопасности страны.

В структурном плане система мониторинга должна состоять из трех частей (уровней): - федеральный; функционально-ведомственный; региональный.

Для достижения целей организации мониторинга необходимо решение следующих задач:

Разработка организационно-методического обеспечения проведения мониторинга;

Разработка механизма сбора информации о состоянии угроз;

Оперативный анализ информации в целях предупреждения угроз экономической безопасности.

Для реализации стратегии показатели (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

Динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру, динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;

Состояние ресурсного, производственного и научно-технического потенциала;

Способность адаптироваться ко внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и тому подобное);

Состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

Качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и тому подобное.

Ввиду сложности и многоэтапности разработок по мониторингу можно предложить следующую последовательность работ по диагностике и прогнозированию для России и входящих в нее регионов (табл. 3.1.).

Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является началом работ по планированию регионального развития. На основе прогноза определяются цели, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии региона.

Прогнозирование - составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития региона и его структурных составляющих. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки и обоснования социально- экономической политики правительства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов.
Таблица 3.1.

Состав и периодичность работ по экономической безопасности

В состав прогноза развития региона входят набор частных прогнозов и комплексный экономический прогноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.

В частных прогнозах оцениваются:

Демографическая ситуация;

Состояние природной среды;

Состояние научно-технических достижений;

Основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции);

Спрос населения на товары и услуги;

Платежеспособность населения;

Темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.

В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разработка комплексного прогноза базируется на научных основах, которые объясняют функционирование и развитие региона.

По временному горизонту комплексные прогнозы экономического развития регионов можно подразделить на: долго-, средне- и краткосрочный.

В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза используются: экстраполяция тенденций; эконометрические расчеты на базе данных системы национального счетоводства; система макроструктурных моделей, включающая модифицированную модель межотраслевого баланса; модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики

Возможны два принципиально различных подхода к прогнозированию экономических объектов: генетический и телеологический.

Генетический подход основывается на анализе предыстории развития объекта, фиксирует его основополагающие факторы, определяющие особенности развития. На этой основе делаются выводы относительно состояния прогнозируемого объекта в будущем. Этот подход в большей мере присущ "сторонним наблюдателям" происходящих процессов. Целевые установки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли.

Телеологический подход (от греч. telos - цель) больше присущ активным участникам происходящих в экономике процессов. Он базируется на целевых установках развития данного объекта и степени его приближения к поставленным задачам.

Разработка комплексного экономического прогноза региона преследует следующие цели: он должен обеспечить правительство региона информацией для принятия решений; его показатели служат основой для разработки показателей проекта бюджета региона.

Для эффективного решения задач экономического развития необходимо объективно оценивать ситуацию в региональной экономике и научно-технический потенциал, с учетом наличных ресурсов, выявить сильные и слабые стороны региона и принять обоснованное управленческое решение. Это невозможно без достоверной и систематизированной информации, которую в значительной степени призван обеспечить мониторинг показателей развития региона. Мониторинг является не только инструментом контроля реализации принятых планов и программ комплексного инновационного развития региона, но и выступает инструментом формирования информационной базы для их разработки.

К мониторингу социально-экономических показателей предъявляется ряд требований, среди которых можно выделить следующие:

Система показателей должна быть взаимоувязана и допускать проведение исследований, как на федеральном, так и региональном уровне;

Система показателей должна отвечать перечню основных угроз экономической безопасности;

Перечень показателей должен быть минимальным и легко доступным с точки зрения наличия статистической информации;

Результаты анализа показателей должны допускать простую, наглядную и непротиворечивую интерпретацию;

Показатели должны быть синхронизированы во времени.

Требования позволяют определить перечень показателей, который обеспечивает проведение достоверного анализа, возможность получения информации и проведения расчетов с применением современных технических и программных средств.

Для диагностики необходимо, прежде всего, в ходе стратегического планирования на стадии анализа сложившегося состояния и прогноза развития определить наиболее вероятные в будущем угрозы экономической безопасности, характер и направленность их действия. Это требует постоянного мониторинга факторов, вызывающих внешние и внутренние угрозы экономической безопасности, на основе которого осуществлять анализ социально-экономической ситуации в целом с акцентом на выявление вероятных в будущем кризисных ситуаций.

Мониторинг экономической безопасности следует осуществлять, используя весьма широкий круг показателей, который нужно свести к необходимому и достаточному количеству, сгруппировав их по видам деятельности.

В перечень показателей для мониторинга могут быть включены показатели характеризующие:

Общий экономический потенциал: показатели призваны определить нижнюю границу, экономического развития, выход за пределы которой угрожает стабильности, экономической самостоятельности и устойчивому развитию.

Способность экономики региона к самодостаточному развитию группа показателей обеспечивает комплексную оценку способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; группа включает в себя показатели технического уровня производства и продукции, развития научно- производственного и кадрового потенциала, структуры производства и т. д.

Уровень жизни населения: показатели призванные определить границы, выход за которые угрожает общественному спокойствию и политической стабильности, создает угрозы возникновения социальных и трудовых конфликтов в регионе;

Безопасность финансовой системы: отражают вероятность наступления кризисных ситуаций в бюджетной и денежно - кредитной сферах;

Показатели, характеризующие внешнеэкономическую безопасность: группа отражает устойчивость экономики региона к изменениям внешних условий и функционирования, способность компенсировать возможные воздействия внешней среды на внутреннее экономическое состояние;

Качество управления: экономическим развитием, контролируемость экономических процессов, эффективностью регулирования экономики.

Мониторинг экономической безопасности должен представлять собой интерактивный процесс. Проведение предварительного анализа по заранее определенному перечню показателей неизбежно выявит необходимость осуществления дополнительного анализа и не должен ограничиваться анализом фактических данных за прошедший период, т.к. не менее (а может быть и более) важен анализ данных прогноза социально-экономического развития на предстоящий год и на среднесрочную перспективу.

Для проведения диагностики социально-экономической безопасности региона можно рекомендовать следующие показатели:

Отношение средней заработной платы (с учетом выплат социального характера) к прожиточному уровню в регионе;

Уровень преступности (число зарегистрированных преступлений на 100 тысяч человек населения);

Просроченная дебиторская, кредиторская задолженность предприятий и организаций на душу населения;

Задолженность по заработной плате на душу населения;

Уровень безработицы;

Соотношение числа безработных с числом вакансий.

Эти показатели позволяют осуществлять сравнительный анализ социально-экономического положения в регионах, а регулярный сбор информации обеспечивает возможность организации оперативного мониторинга.

В ходе мониторинга факторов, вызывающих угрозы экономической безопасности, недостаточно осуществление мониторинга изменения указанных выше индикаторов по годам за отчетный или прогнозируемый период, так как такой мониторинг не показывает насколько ситуация критична, каков уровень угрозы экономической безопасности. Для этого необходимо сравнение фактических и прогнозных данных с пороговыми значениями, четко определяющими параметры кризисной ситуации.

Для обеспечения региональной социально-экономической безопасности необходима система ее оценки: система индикаторов экономической безопасности региона и муниципального уровня, которая может осуществляется по следующим сферам деятельности (табл. 3.2.)

Каждая из сфер включает определенный набор индикативных показателей (обычно от 3 до 7) для каждого уровня.

Нужно отметить, что в целом индикаторы экономической безопасности региона существенно не отличаются от индикаторов экономической безопасности территорий муниципального уровня.

Проведение мониторинга факторов, учитывая пороговые значения, позволят выявить вероятность наступления кризисных ситуаций в экономике, а также оценить возможный ущерб от этого. За пределами пороговых значений экономика региона будет функционировать в экстремальных режимах. При этом необходимо оценивать по скольким показателям есть угроза выйти за пределы пороговых значений, так как угрожающей становится ситуация, когда нарушается сразу несколько пороговых значений.

Выход за пределы пороговых значений экономической безопасности не всегда влечет наступление острого кризиса. Это может свидетельствовать лишь о необходимости принятия мер по недопущению или преодолению угроз экономической безопасности.

Необходимо учитывать, что многие показатели должны анализироваться не только в стоимостном, но и в "физическом" измерении, т.е. в постоянных ценах. В этих случаях требуется привязка некоторых количественных параметров пороговых значений экономической безопасности к ценам определенного года.

Типичным случаем является ситуация, когда у региона не хватает финансовых ресурсов для преодоления или недопущения кризисных ситуаций, а также для компенсации возможных от этого ущербов, что потребует определения очередности и приоритетности преодоления наиболее острых угроз экономической безопасности, т. е. необходимости их ранжирования.
Таблица 3.2

Набор индикативных показателей по различным сферам


На региональном уровне

На муниципальном уровне

  1. Способность экономики территории к устойчивому росту



1.1.Инвестиционная безопасность



1.2.Производственная безопасность

1.3. Научно-техническая безопасность

1.3.Безопасность собственности

1.4.Внешнеэкономическая безопасность

1.4. Финансовая безопасность

1.5. Финансовая безопасность

1.4. Финансовая безопасность

1.6. Энергетическая безопасность

1.5. Энергетическая безопасность

  1. Обеспечение приемлемого уровня существования на территории

2.1. Уровень жизни населения

2.1 Социальный уровень жизни населения

2.2. Рынок труда

2.2. Рынок труда и оплата труда



2.3. Демографическая безопасность

2.4. Правопорядок

2.4. Правопорядок



2.5. Продовольственная безопасность

  1. Экологическая безопасность

3.1. Экологическая защита

3.1. Выбросы вредных веществ

Ранжирование (приоритетности) необходимо в случаях, когда финансовых ресурсов недостаточно, а распыление недостаточных ресурсов на преодоление всех угроз одновременно может привести к тому, что в результате не будет устранена в требуемые сроки ни одна угроза. Необходимо ранжирование (приоритетности) устранения тех или иных угроз во времени.

Для проведения ранжирования угроз по очередности (приоритетности), необходимо:

Определить по каждой угрозе уровень агрегированности;

Перечень мер по их устранению;

Определить объем финансирования, необходимого для осуществления мер по устранению каждой угрозы в целом по всем угрозам.

Такие расчеты нужны как примерный ориентир для оценки возможных масштабов разрыва между возможными к использованию для устранения угроз и требуемыми финансовыми ресурсами.

Необходимо иметь механизм выбора приоритетности, так как имеются различные угрозы экономической безопасности: с быстрым сроком наступления и сравнительно небольшими негативными последствиями; с достаточно далекими сроками наступления, но крайне тяжелыми негативными последствиями. Кроме этого имеются и другие проблемы ранжирования угроз экономической безопасности, связанные с масштабом негативных последствий и сроками их наступления: особо крупные, крупные и некрупные. Для этого можно ориентироваться на следующие критерии:

Крупные: экономика региона сохраняет возможность функционирования, но теряет устойчивость;

Некрупные: при сохранении и возможности функционирования и устойчивости приводят к угрозе невыполнения каких-либо отдельных параметров.

При ранжировании угрозы экономической безопасности следует также учитывать период, необходимый для проведения соответствующих мероприятий. Например, угроза экономической безопасности, которая наносит ей особо крупный ущерб, на первый взгляд является наиболее приоритетной, а вероятность ее наступления прогнозируется более чем через 5 лет. Для проведения мероприятий по ее предотвращению требуется 3 года и она перестает быть первоочередной. И, наоборот, угроза, приносящая менее крупный ущерб, но наступающая в самое ближайшее время может стать более приоритетной.

Диагностика кризисных ситуаций включает в себя: мониторинг факторов, вызывающих угрозу экономической безопасности; определение наиболее вероятных угроз экономической безопасности; определение масштабов негативных последствий от действия этих угроз; ранжирование по степени очередности и приоритетности их предотвращения или преодоления. Следующим этапом является обоснование комплексной системы мер обеспечения экономической политики региона.

Таким образом, мониторинг экономической безопасности представляет собой: систему сбора, обработки и анализа информации; оценку и прогнозирование социально-экономической ситуации в регионе; подготовка объективной и достоверной информации о состоянии объектов и территорий региона, оказывающих существенное влияние на безопасность региона в целом, и о возможных отклонениях этого состояния от допустимых значений. Речь идет в первую очередь об отслеживании соблюдении границ показателей (так называемых "порогов безопасности"), нарушение которых может обернуться катастрофическими последствиями, с тем, чтобы принять меры по их недопущению. Система мониторинга регионального развития выступает механизмом выявления и предотвращения возможных угроз, а информация, полученная в процессе мониторинга, позволяет доступными методами воздействовать на ситуацию.

1.Подчиненность задач управления экономической безопасностью более общей системе управления национальной безопасности РФ. В силу этого система мониторинга экономической безопасностью должна создаваться как подсистема мониторинга национальной безопасности.

2.Многоаспектный характер безопасности, обусловленный тем, что значительная часть объектов мониторинга требует отслеживания безопасности взаимодействия между ее элементами: экономической, экологической и социальной составляющими.

3.Иерархичность структуры системы мониторинга, которая должна соответствовать территориальным и отраслевым уровням управления народнохозяйственными системами.

4.Непрерывность проведения мониторинга.

5.Активизация инвестиционных процессов: мониторинг должен осуществляться с высокой степенью заблаговременности (5-10 лет и более).

6.Комплексный (многокритериальный) характер мероприятий по нейтрализации угроз: многовариантные мероприятия по повышению экономической безопасности с целью обоснования распределения затрат и эффектов по секторам экономики и субъектам территориально - производственных систем.

7.Необходимость обеспечения единого методического подхода к анализу и сопоставимости оценок экономической безопасности для ранжирования, а также для отслеживания изменения уровней безопасности во временном разрезе (для оценки эффективности мероприятий по нейтрализации угроз).

8.Сочетание административно-правовых и финансово - экономических методов и механизмов управления экономической безопасностью.

К числу приоритетных направлений организационно-методических работ в области мониторинга можно отнести:

Определение состава, содержания и периодичности работ по мониторингу с разработкой необходимой нормативно-методической базы и инструментальных средств;

Создание государственной системы информационного обеспечения мониторинга;

Формирование организационных структур по управлению мониторингом и их правовое и финансовое обеспечение.

Различные структуры государственной власти должны выполнять свои функции по обеспечению жесткую регламентации этапов разработки, корректировки и реализации политики государства. Одной из центральных процедур в этом процессе должен стать мониторинг нормативно-правовых документов, выражающих экономическую политику с точки зрения воздействия их на показатели экономического роста, достижения социально значимых результатов благополучия общества и экономической безопасности.

Организация мониторинга соответствующих уровней, разработка показателей по объектам мониторинга должны быть возложены на органы, создаваемые в рамках управления системой экономической безопасности. Целесообразно создать сеть региональных центров по разработке и внедрению, а также по выполнению работ по диагностике и прогнозированию уровней безопасности территорий. Формирование целей и планов развития требует активного участия в этом государства, а разработка соответствующего правового механизма является важнейшей функцией законодательных органов РФ. В процессе создания целостной системы управления экономической безопасностью необходимо учитывать интересы и полномочия между различными уровнями управления как по структуре, так и по функциям, а также по горизонтали и по вертикали (федеральным, региональным, местным, законодательным и исполнительным и др.). Распределение функций и компетенций между представительными и исполнительными органами является важной задачей.

На рисунке 3.1 приведена схема проведения работ по диагностике и прогнозированию экономической безопасности. Видно, что цепочка «оценка состояния региона – диагноз – прогноз – стратегия управления» замкнута.Это дает возможность: рассмотрения динамики региона; исследование процессов развития при различных исходных данных и стратегиях управления; создание потенциально возможных сценариев его развития.

Рис. 3.1. Схема проведения работ по диагностике и прогнозированию
Стратегический мониторинг оценивает ход реализации стратегии, возможность и целесообразность ее дальнейшего развития. Оперативный мониторинг дает оценку правильности отдельных функций и работ, отслеживает текущую деятельность по фактическим значениям показателей, сравнивая их с плановыми, нормативными, средними показателями и пороговыми значениями. Стратегический мониторинг направлен на развитие, а оперативный мониторинг - на конкретный результат.

Рассмотрим основные этапы мониторинга:

1.Определение целей и объектов мониторинга, разработка показателей, выбор средств и методов сбора информации.

2.Сбор, изучение и обобщение информации, формирование информации для анализа.

3.Анализ информации, сравнение фактических данных с пороговыми значениями показателей и оценка перспектив развития.

4.Систематизация и подготовка информации для принятия управленческих решений.

5.Контроль над результатами управленческих воздействий. Разработка мероприятий по устранению негативных последствий в случае их возникновения.

6.Анализ необходимости дальнейшего проведения мониторинга, корректировка системы мониторинга.

7.Выработка прогнозных направлений деятельности региона или корректировка стратегии деятельности в случае необходимости.

Сущность первого этапа заключается в определении целей и объектов мониторинга в соответствии с особенностями и задачами, стоящими перед регионом.

На втором этапе выполняется сбор и регистрация информации, осуществляется оперативный контроль поступления и свода информации.

На третьем этапе анализируется информация, выполняется сравнение данных с пороговыми значениями показателей, изучается динамика показателей. Таким образом, основой системы мониторинга является управление по отклонениям, определяются факторы, вызвавшие эти отклонения.

На четвертом этапе разрабатываются альтернативные управленческие решения, по устранению "узких мест" или определению точек роста приоритетных направлений развития региона.

На пятом этапе оценивается эффективность разработанных управленческих решений, причины, виновники негативных явлений, разрабатываются новые решения.

На последних этапах уточняется методика мониторинга, принимается решение о дальнейшем проведении мониторинга, уточняются цели и направления деятельности региона.

Таким образом, мониторинг является механизмом, обеспечивающим развитие региона. На основе системного наблюдения за ходом и характером количественных и качественных изменений, происходящих в регионе. Мониторинг нацелен в первую очередь на раннее выявление различных сбоев и угроз, потенциально опасных с точки зрения вероятности ухудшения состояния региона и обеспечивает распознавание надвигающегося кризиса, для того, чтобы оперативно отреагировать на него, уменьшить степень риска и избежать катастрофических последствий.

Объективная информация об изменениях, происходящих в регионе, является необходимым условием его развития. Мониторинг дает органам регионального управления оперативную информацию для принятия эффективных управленческих решений в различных ситуациях для обеспечения выбора необходимой стратегии развития.

В заключении нужно отметить, что почти тридцатилетний опыт использования ситуационных центров в коммерческих и государственных структурах, позволил сформулировать набор методологических принципов, повышающих действенность мониторинга.

Во-первых, формируется группу экспертов для углубления понимания, уяснения проблемы, ее структуризации, выделения определяющих проблему факторов определения индикаторов, характеризующих исследуемую ситуацию.

Во-вторых, мониторинг необходимо направить на реализацию определенной цели, решение конкретной задачи, в рамках проблемной области исследуемого объекта.

В-третьих, формирование групп специалистов по обработке информации, работающих на различных иерархических уровнях: на верхнем уровне должно находиться лицо, в интересах которого осуществляется мониторинг, а группы, находящиеся на нижележащих уровнях, должны работать в постоянном контакте между собой.

В-четвертых, руководитель кроме обобщенной информации о ситуации должен иметь доступ к первичной информации, что повышает устойчивость процесса принятия решений.

В-пятых, определенный поначалу набор показателей для слежения за ситуацией необходимо сохранять как можно дольше - даже если через некоторое время после запуска мониторинга выяснится, что он не так хорош, как хотелось бы. Это создаст хороший базис для последующей модификации мониторинга.

В-шестых, необходимо иметь формализованную модель анализа данных и модель принятия решений, используя для этого современные информационные технологии, позволяющие выявлять закономерности и тенденции развития наблюдаемых событий, строить сценарии их развития.

В-седьмых, применение средств визуализации результатов обработки информации, что обеспечивает многомерное представление этих результатов.

В-восьмых, осуществление объектного мониторинга для выявляя закономерности на различиях, наблюдаемых при переходе от объекта к объекту.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!