Все для предпринимателя. Информационный портал

Структура хозяйства россии. Территориальная структура хозяйства

Современная территориальная структура хозяйства (ТСХ) Испании обладает рядом общих особенностей. Во-первых, это ярко выраженная территориальная концентрация производительных сил в отдельных районах и центрах страны. В отличие от большинства экономически развитых стран, подавляющая часть промышленного потенциала Испании сконцентрирована на относительно небольшой площади, что до известной степени сходно с характером территориальной структуры хозяйства развивающихся стран и отражает трудности индустриализации страны, трансформации ее социально-экономического пространства. Восемь промышленно наиболее развитых провинций из 50 дают 46,3% суммарной добавленной стоимости. Большинство из них выделяется относительно более богатыми природными ресурсами и их выгодными территориальными сочетаниями.
Вторая особенность ТСХ страны - тяготение экономической активности к побережьям, наблюдавшееся и в прежние исторические периоды. Но если раньше это было связано с длительной ориентацией экономики страны на колонии, то в последние десятилетия решающую роль сыграли
энергетический кризис, туристический «бум» и пр. Семь из восьми хозяйственно наиболее освоенных провинций - приморские. В 1990-х гг приморские провинции в сумме давали около 2/3 ВВП страны. Сложилась определенная, но противоречиво функционирующая «геопара» - приморские и внутренние территории, что говорит о пока еще недостаточной зрелости ТСХ Испании. Самые высокие показатели индекса хозяйственного развития имеют Мадридский, Северо-Западный Приморский, Средиземноморский регионы и Канарские острова (рис. 8).
Плотность населения в приморских провинциях примерно в два раза выше средней по стране. Здесь находится и большинство крупных городов (15 из 25 с населением более 100 тыс. жителей). Все возрастающую роль в развитии приморских провинций играет непроизводственная сфера. В перспективе рекреационные функции прибрежных провинций усилятся, В целом приморские регионы - наиболее динамичные элементы ТСХ страны.
Северо-Западный Приморский регион. Этот регион охватывает большую часть «влажной» Испании от Галисийского побережья Атлантики до Пиренеев и является экономически наиболее освоенным. Горы способствовали длительной исторической изоляции этой территории от других частей страны. Крупные месторождения угля и железа стали базой для возникновения и развития главного индустриального пояса, включающего Астурию, Кантабрию и Страну Басков. Здесь производится около 68% испанской стали. Приморское положение значительно облегчило переориентацию промышленности на импортное сырье в последние десятилетия. Бывшая окраинная Галисия в настоящее время - один из наиболее динамично промышленно развивающихся регионов страны, прежде всего на базе местных электроэнергетических и топливных ресурсов. Наличие множества рек и удобных бухт издавна способствовало развитию рыболовства, а в последние десятилетия - формированию крупных портовых комплексов на побережье Бискайского залива (Бильбао, Хихон, Сантандер).
В Басконии недалеко от границы с Францией находится Сан-Се- бастьян - один из самых красивых городов-курортов Северной Испании (у басков - Доностия), место проведения престижного кинофестиваля.
8,0-11,9 ЕЙЙД 12,0-19,9
>20,0
Индекс общего хозяйственного развития территории (lz) ? 4,0-7,9
Регионы
!а Северо-Западный Приморский регион Нб Регион Южной Месеты
16 Средиземноморский регион Ша Регион «Долина Эбро»
Ів Юго-Западный Приморский регион III6 Регион «Долина Гвадалквивира»
Па Регион Северной Месеты * Провинции, занимающие
промежуточное положение
Рис. 8. Уровни общего хозяйственного развития территории Испании (по регионам)
Прибискайские провинции - зона высокопродуктивного живот-новодства, специализирующегося прежде всего на разведении крупного рогатого скота, мясомолочного и молочного направлений. Значительную часть кормов для небольших ферм дают богатые естественные высокотравные пастбища. В горах распространены преимущественно широколиственные леса из дуба, бука и каштана, здесь же находятся предприятия по лесозаготовке и деревообработке.
Климатические условия в значительной степени определили размещение населения по территории региона. Преобладают многочисленные хуторы (caserios), мелкие деревушки по склонам гор и небольшие городки вдоль коротких, но полноводных рек.
Средиземноморский регион. Средиземноморье включает в себя нижнее течение реки Эбро, отделенное от среднего и верхнего течений не-высокими Каталонскими горами, часть Иберийских гор, обрамляющих Месету с востока, и большую часть массивной системы Кордильеры Бе- тики. Здесь выделяются природно-гетерогенный комплекс Каталонии и Валенсии, простирающийся от Восточных Пиренеев на юг до северовосточной оконечности Сьерры Бетики, естественным продолжением которой являются Балеарские острова.
Средиземноморский регион занимает 2-е место по общему уровню хозяйственного развития, освоенности территории. На Средиземноморском побережье сформировалось два крупных ППК - Барселонский и Валенсийский, с разнообразной перерабатывающей индустрией, значительным развитием высокоточных производств. Здесь выпускается более половины испанских легковых автомобилей, большая часть продукции электронной промышленности. Каталония - крупнейший центр текстильной промышленности страны. Вдоль побережья разбросано множество более мелких городов с высокой экономической активностью, которая во многом связана с индустрией туризма. Благодаря уникальной природе испанское Средиземноморье - обширная зона рекреации международного значения с высокоразвитым сервисом. Для Балеарских островов это главная отрасль хозяйства.
На узкой, но очень плодородной прибрежной полосе расположена зона высокопродуктивного и разнообразного субтропического растениеводства. Кроме олив здесь выращиваются миндаль, рожковое дерево, а на орошаемых землях - апельсины и другие цитрусовые. Разнообразие агроклиматических ресурсов и возможности морской торговли стали предпосылками формирования средиземноморской поликультуры, продукция которой является важной статьей испанского экспорта, прежде всего в страны ЕС умеренного пояса. Каталония традиционно славится в Испании высокой коммерческой активностью.
Плотность населения в Средиземноморском регионе - самая высокая в стране (158,3 человек/км2). Южнее климат становится все более жарким и сухим и в Альмерии, Аликанте и Мурсии достигает максимума аридности не только для Испании, но и для всей Европы (количество осадков менее 300 мм/год). Это обусловило концентрацию населения вокруг оросительных систем, а также длительную миграцию населения из этих провинций.
Юго-Западный Приморский регион. Три провинции Андалусии - Кадис, Севилья и Уэльва - со времен Великих географических открытий занимают исключительно выгодное стратегическое положение - отсюда начинаются кратчайшие морские пути из Европы в Новый Свет. Провинции расположены на расширении Андалусской низменности по обоим берегам Гвадалквивира в его нижнем течении. Эта территория с плодородными почвами и мягким океаническим климатом благоприятна для выращивания фруктов и винограда.
Исторический центр региона - Севилья. Великолепный по красоте город - памятник былого величия. Сегодня он значительно уступает по своему промышленному потенциалу многим городам Испании. Гордость современной Севильи - огромный выставочный центр, построенный для всемирной выставки 1992 г. В провинции Севилья сформировалась одна из важнейших в стране зон по переработке сельскохозяйственной продукции.
Важная отрасль специализации хозяйства региона - рыболовство (добыча сардины, анчоусов, морских моллюсков) и рыбоконсервное производство. Гидрологические особенности Атлантики (менее резкие, чем в Средиземном море, годовые амплитуды температуры, меньшая соленость) благоприятствуют развитию планктона - основы рыбного богатства. Продуктивность рыбной ловли здесь более чем в 10 раз выше, чем в Средиземном море. Главные рыболовные порты - Альге- сирас и Уэльва.
Наиболее индустриально развита провинция Кадис, прежде всего благодаря близости Гибралтара и главного нефтяного пути в Европу. Центр провинции - крупный промышленный порт Кадис, занимающий ключевое положение в морских связях Испании с Америкой и Африкой. Грузооборот порта превышает 1 млн т/год. Здесь расположены крупные судоверфи, военно-морская база. В Уэльве, до последнего времени экономически значительно отстававшей от двух других провинций региона, быстро развивается химическая промышленность на базе импортной нефти и местных пиритов. Плотность населения здесь в полтора раза ниже средней по стране, а в провинции Кадис в два раза превышает ее (44,4 и 148,2 чел./км2 соответственно).
Мадрид (около 5 млн жителей) занимает особое место в территориальной структуре хозяйства Испании. Перенесение Филиппом И столицы государства в Мадрид привело к формированию крупного центра - не только экономического, но и политико-административного, культурного, научного и учебного. Мадридская промышленно-город- ская агломерация, резко контрастирующая с окружающими территориями, имеет диаметр более 100 км, здесь размещена большая часть промышленных предприятий региона. По уровню получаемой суммарной добавленной стоимости мадридский административный регион - лидер страны (более 50 млрд долл. в год в начале 1990-х гг.).
Мадридская промышленно-городская агломерация до настоящего времени в значительной степени остается оторванной от побережий, в том числе в системе внутриотраслевого разделения труда. Это наложило отпечаток на особенности формирования инфраструктуры страны, порайонную дифференциацию развития экономического потенциала и на ТСХ в целом. «Анклавное» положение столичного региона - одна из самых ярких черт территориальной структуры испанского хозяйства. Для преодоления инерционных последствий экономико-географического положения столичного региона, тормозящего прогрессивное развитие страны, стимулируется формирование четырех инфраструктурных ли-ний: Мадрид - Сарагоса - Барселона, Мадрид - Бургос - Бильбао, Мадрид - Валенсия и Мадрид - Севилья. Эти инфраструктурные жгуты (термин И.М. Маергойза) могут стать «опорным каркасом» меняющейся географии обрабатывающей промышленности страны.
В Испании, отгороженной от Западной Европы Пиренеями, наблюдается тяготение экономической активности к выходам в центральную часть общеевропейского экономического пространства, прежде всего к западной и восточной оконечностям Пиренейских гор (Прибискайская и Каталонская промышленные зоны). Полоса Мадрид - Сарагоса - Бар-селона представляет собой важную и наиболее динамичную экономическую ось страны. Она формируется по типу полимагистральных коридоров и обеспечена железнодорожным сообщением, нефте- и газопроводами, линией электропередач. Ее значение возрастет с вводом в действие скоростной железнодорожной магистрали Париж - Барселона с европейской колеей (в Испании, как и в России, - более широкая колея). Вторая бы- строразвивающаяся полоса - от Мадрида в сторону Прибискайской экономической зоны вдоль инфраструктурной линии Мадрид - Бильбао. Она также представлена полимагистралью - электрифицированной железной дорогой, нефте- и газопроводами, серией мощных ЛЭП.
По решению и при финансовой поддержке ЕС построена новая скоростная автомагистраль Андай - Мадрид, а также мощный газо-
провод Лак - Серрабло для получения газа из Европы. В целом примыкающий к югу Франции треугольник Мадрид - Барселона - Бильбао в настоящее время является хозяйственно наиболее освоенной зоной испанской территории. В перспективе возможно его примыкание к формирующемуся межгосударственному экономическому макрорегиону «Солнечный треугольник» (Мюнхен - Милан - Барселона).
Одна из серьезнейших проблем испанского хозяйства - наличие обширных внутренних экономически депрессивных зон, где индекс общего хозяйственного развития не превышает 7,9 (см. рис. 8). К ним относится большинство провинций Старой и Новой Кастилии, занимающих почти половину территории страны. Несмотря на то что Me- сета стала ядром единого Испанского государства, в течение веков она была самой экономически отсталой частью страны. В отличие от индустриализированной периферии, этот регион - преимущественно сельскохозяйственный. Однако из-за изоляции от океанических ветров и общей приподнятости территории здесь часты резкие понижения температуры зимой, в силу чего Месета относится к зоне рискованного земледелия. Поэтому доля более стойких зерновых культур в сельскохозяйственных площадях здесь значительно выше, чем посадок олив и винограда, особенно в провинциях Северной Месеты.
Регион Северной Месеты. Северная Месета - главная житница страны. Равнины, покрытые до середины XIX в. склерофильными климаксовыми дубравами, в настоящее время заняты в основном полями пшеницы (80% сельскохозяйственных земель), которые дают четверть урожая зерна страны. Холодная и длительная для Средиземноморья зима на позволяет выращивать маслины, посадки которых занимают всего 0,3% сельскохозяйственных земель, сильно ограничивает виноградарство (5%). Только в восточных долинах верховий Дуэро и частично на юге с более мягкой зимой есть небольшие оливковые рощи и виноградники, в основном на относительно крутых склонах, непригодных для возделывания зерновых.
Несмотря на наличие разветвленной речной сети геологические условия территории, представляющей собой древнее антиклинальное поднятие, пронизанное гранитами, сильно затрудняют широкое использование орошения. На его развитие здесь требуется в несколько раз больше капитальных вложений, чем на востоке или юге страны. Орошаемые земли занимают только 5% сельскохозяйственных земель. Они заняты в основном сахарной свеклой, картофелем, а также разнообразными овощами. Глав-ные заводы по переработке сахара размещены в провинции Вальядолид.
Индустрия в провинциях Северной Месеты развита слабо. Локальные индустриальные очаги созданы в Вальядолиде, Бургосе, Валенсии, Саморе, а также в Саламанке - старейшем университетском
центре Испании. Среди факторов, благоприятных для ее развития (положение между северной индустриальной зоной и столичным регионом, избыток дешевой рабочей силы, развитая транспортная сеть), - хорошая энергообеспеченность региона. На реке Дуэро построено шесть ГЭС общей мощностью более 400 тыс. кВт.
В целом Северная Месета - один из наименее экономически развитых регионов. Его 11 провинций сообща дают суммарной добавленной стоимости чуть больше, чем три провинции Юго-Западного Приморского региона. Уровень урбанизации регион имеет низкий: только 23,6% жителей живет в городах с населением более 10 тыс. человек. Почти половина работающих занята в коммерции. Сельское население размещено в хуторах и небольших городах, расположенных вокруг средневековых замков.
Регион Южной Месеты. Обширная Южная Месета занимает почти треть территории полуостровной Испании (128,8 тыс. км2, или 31% территории). В среднем она находится примерно на 100 м выше, чем Северная, и имеет более пересеченный рельеф. Две крупные реки - Тахо и Гвадиана отличаются меньшими, чем Дуэро, сезонными и годовыми амплитудами колебаний уровня воды, более спокойным течени-ем, что связано с особенностями режима питания. Климат близок к Северной Месете, однако зима более короткая и мягкая, а лето жаркое и длинное. Осадков выпадает в среднем 300-400 мм/год с максимумом в марте и ноябре. Некогда северная и западная части Южной Ме-сеты, как и Северная, были заняты коренными дубравами, более аридная восточная и южная - степями. И те и другие в настоящее время практически полностью превращены в сельскохозяйственные угодья.
Так же как и Северная, Южная Месета представляет собой преимущественно аграрный регион. Благодаря более благоприятному климату Южной Месеты в средиземноморской триаде доля маслин и винограда значительно выше, чем пшеницы. На орошаемых землях наряду с сахарной свеклой выращивают табак, хлопок и рис, а также кукурузу и другие культуры, ставшие кормовой базой крупных высокопродуктивных животноводческих хозяйств. Значительные площади заняты зимними пастбищами для овец. Провинция Бадахос занимает 1-е место в стране по поголовью овец (более 1,5 млн голов в 1990-х гг.). Это главная зона тонкорунного овцеводства страны.
К значимым индустриальным центрам Южной Месеты можно отнести провинцию Сьюдад Реаль, где развивается промышленный комплекс на базе каменноугольного месторождения Пуэртольяно в предгорьях Сьерры Морены, а также до недавнего времени разрабатывалось крупнейшее месторождение ртути в Альмадене. В размещении населе-
ния наблюдается четкое увеличение числа жителей в крупных населенных пунктах с севера на юг Месеты. На юге преобладают крупные поселки и города с населением около 10 тыс. жителей и выше.
Несколько более высокий уровень хозяйственного развития имеют регионы «Долина Эбро» и «Долина Гвадалквивира». Провинции, расположенные в долинах рек Эбро и Гвадалквивир, обладают рядом общих природных особенностей: здесь многочисленные межгорные долины спускаются к общей долине реки, литология, климатические условия, высотная поясность исключительно разнообразны, в поймах и на надпойменных террасах распространены плодородные почвы.
Регион «Долина Эбро». Провинции, расположенные между высокими Пиренеями и Иберийскими горами, образуют географическое единство, издревле известное в Испании под названием «Valle del ЕЬго». Вдоль р. Эбро проходит экономическая ось региона с основным промышленным фокусом в Сарагосе. Развитие индустрии стимулировали имеющиеся здесь крупные энергетические ресурсы (гидроэнергетические ресурсы Пиренеев и лигниты). В настоящее время регион дает пятую часть электроэнергии страны. «Долина Эбро» - традиционно важный сельскохозяйственный регион страны, хотя закрытость долины для североатлантических циклонов и господство в летний период сухих и жарких южных ветров bochomo осложняют сельскохозяйственное использование. Существенное значение для развития сельского хозяйства имеют крупные оросительные системы. В пяти провинциях «Долины Эбро» сосредоточено 20% орошаемых земель страны (360,5 тыс. га). На склонах гор находятся обширные пастбища (здесь сосредоточено 16,5% поголовья овец шерстяного направления).
Очень низкая плотность населения в горах компенсируется очагами высокой плотности в долине. В целом же плотность населения здесь примерно вдвое ниже средней по стране.
Регион «Долина Гвадалквивира>>. Общее устройство региона, в целом сходное с «Долиной Эбро», имеет ряд особенностей. Жаркий, но благоприятный для сельского хозяйства климат, прежде всего в силу смягчающего действия атлантических ветров со стороны Кддисского залива (осадки - около 550 мм/год) способствовал развитию высокопродуктивного и разнообразного растениеводства. В провинциях Кордова и Хаэн размещено около половины площадей посадок маслин. Большие площади заняты хлопчатником и цитрусовыми. На базе крупных месторождений полиметаллических руд в горах Сьерра Морена и Кордильера Бетика формируется Южный индустриальный пояс с крупными индустриальными центрами: Кордова, Хаэн, Дос-Эрманос, Линарес, Мендистар. Однако в целом этот регион пока относится к индустриально слаборазвитым. Одно из серьезных препятствий его развития - дефицит энергоресурсов.
Для региона характерна концентрация населения в городах и крупных сельских поселках. В провинции Кордова более половины жителей размещено в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек, что существенно выше, чем в других провинциях Андалусии. Значительная часть жителей городов занята в сельском хозяйстве, что характерно для субтропических стран и районов с сельскохозяйственной специализацией.

Отрасли народного хозяйства концентрируются в отдельных центрах и узлах, имеющих определенный экономический потенциал (численность населения и трудящихся, мощности промышленных и других предприятий, научно-исследовательские учреждения и т.п.) и соединяющихся транспортными системами. Сочетание взаимосвязи и взаиморазмещение этих элементов, имеющих разномасштабный экономический потенциал, представляет собой территориальную структуру народного хозяйства (ТСНХ).

Вместе с тем ТСНХ обусловливается экономическим рельефом , который отражает различия между экономическими потенциалами отдельных территорий и хозяйственных объектов. Таким образом, она представляет собой сочетание взаимно расположенных и взаимосвязанных своеобразных "плоскогорий" и "нагорий" (обширных экономически развитых территорий), отдельных вершин (крупнейших экономических узлов), соединенных системой "хребтов" (экономических полос вдоль важнейших транспортных магистралей), а также "низменностей" и даже "впадин" (слабо освоенных и слаборазвитых территорий).

И. М. Маергойз видит в ТСНХ образование, состоящее из трех неразрывных форм.

Первая форма – интегрально-производственная структура, характеризующаяся взаимодействием определенным образом взаимосвязанных и взаиморасположенных частей страны (зон, районов, подрайонов и вообще любых хозяйственно своеобразных относительно целостных территориальных единиц разного ранга).

Вторая форма – территориально-отраслевая структура, формирование которой диктуется размещением ключевых отраслей экономики, основного промышленного и научного потенциала страны.

Наконец, третья – линейно-сетеузловая структура охватывает прежде всего производственную инфраструктуру в ее взаимосвязи с расселением. Она играет важную системообразующую роль в народном хозяйстве, так как сочетает все его отрасли в едином целом, выполняя так называемую питательно-распределительную функцию (передачу и распределение сырья, энергии, готовой продукции, информации).

Как уже было отмечено ранее, сердцевиной ТСНХ является опорный каркас расселения . Его назначение – скреплять все составные части и формы ТСНХ стран и районов, обеспечивать разностороннее обслуживание территории и населения, способствовать углублению территориальной интеграции хозяйства. Г. М. Лаппо подчеркивает, что в обобщенном виде рисунок опорного каркаса, соразмерность и взаиморасположение его звеньев – центров экономической, культурной и политической жизни, главных трасс экономического взаимодействия – выражает основные географические особенности той или иной страны (района), особенности ее ЭГП, характера отраслевой и территориальной структур, уровня экономической зрелости.

Сопоставляя опорные каркасы отдельных стран, можно выделить самые существенные черты географии их хозяйства и расселения. Так, Франция благодаря главенствующему ядру – Парижскому району – даже заслужила название "Париж и его окрестности". Для такой страны, как Бразилия, характерен мощно выраженный "атлантический фронт" – придвинутость населения, городов, промышленности к океаническому побережью. В Австралии же города и индустрия разместились преимущественно по периметру континента в его южной и восточной частях. ТСНХ и расселение Канады отличаются высокой степенью концентрации городов и важнейших коммуникаций вдоль "урбанизированной оси", которая проходит в широтном направлении вблизи границы с США.

Много интересного и своеобразного выявляется при сравнении опорных каркасов крупных экономических районов. Например, для Поволжья основной меридиональной осью служит "главная улица России" – Волга, которую пересекают железнодорожные магистрали общегосударственного значения. В местах пересечения широтными магистралями образовались крупнейшие волжские города. Существенной чертой последних десятилетий стало формирование новых крупных центров в промежутках между исторически главными городами Поволжья.

Ученые подчеркивают важность развития опорного каркаса для нашей страны. Обусловлено это следующими географическими обстоятельствами. Во-первых, Россия – страна больших расстояний и больших городов. По этой причине особое место занимают транспортные магистрали и сверхмагистрали, задача которых – обеспечить эффективное, с наименьшими народно-хозяйственными издержками преодоление пространства. Во-вторых, ее территория отличается большой хозяйственной дифференциацией, связанной с природными, историческими, демографическими и другими условиями, а это требует системы мощных скрепляющих узлов и соединяющих их транспортных линий. В-третьих, она характеризуется многонациональностью населения, своеобразием хозяйственного и культурного развития каждой республики, области, края, что повышает роль больших городов, особенно столиц и административных центров, а также сети дорог, соединяющих их со всеми районами. В-четвертых, огромные масштабы народно-хозяйственного комплекса определяют создание крупных и очень крупных экономических центров, что, в свою очередь, диктует необходимость вовлечения в межрайонный обмен огромных масс разнообразной продукции и, следовательно, наличия высокопроизводительных транспортных систем.

. Хозяйственный комплекс собой сочетание предприятий и учреждений в пределах территории страны, удовлетворяющие материальные и духовные потребности населения. По форме собственности предприятия в Украине могут быть: частными, государственными, к коллективными.

Главными составными частями хозяйственного комплекса являются две сферы. В первой из них -

производственной сфере - непосредственно создаются материальные блага. Сфера услуг (непроизводственная сфера) предоставляет услуги населению

Важнейшими отраслями, определяющими развитие хозяйственного комплекса страны, являются промышленность и сельское хозяйство. По соотношению стоимости произведенной продукции и доли занятого в них нас селения определяют тип хозяйственного комплекса: промышленный, промышленно-аграрный, аграрно-промышленной, аграрнойй.

Отрасли хозяйства также подразделяются на отдельные отрасли в промышленном производстве выделяют десять основных отраслей промышленности: топливная, электроэнергетика, черная металлургия , цветная металлургия , м машиностроение, химическую, лесную, промышленность строительных материалов , легкую и пищевую. В сельском хозяйстве есть две отрасли: растениеводство и животноводствово.

С развитием научно-технического прогресса усиливаются, расширяются и углубляются связи между отраслями. Эти процессы привели к формированию межотраслевых комплексов (МГК), т.е. сочетание отраслей, между которыми мы сформировались устойчивые и тесные связи. Основными межотраслевыми комплексами производственной сферы является топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-индустриальный, лесопроизводственный, комплекс легко й промышленности, агропромышленный, транспортный и строительно-индустриальныйий.

Между основными составляющими. МГК, экономики в целом, предприятиями и учреждениями, которые принадлежат к инфраструктуре, обеспечивается взаимодействие. Под инфраструктурой понимается совокупность отраслей хозяйственного комплекса, обслуживающих основные отрасли производственной и непроизводственной сфер, и непосредственно человеку.

Часть отраслей инфраструктуры, предоставляющей услуги производственного характера, т.е. обеспечивает связи в производственной сфере экономики, называют производственной инфраструктурой. К ней

принадлежат грузовой транспорт, материально-техническое снабжение, инженерные коммуникации (электро-тро-, водо-, газо-, теплоснабжения), очистные сооружения и т.д.

Предприятия и учреждения сферы услуг, торговли и общественного питания оказывают услуги непосредственно населению, а потому образуют социальную инфраструктуру

Территориальная структура хозяйства

. Под территориальной структурой хозяйственного комплекса понимают совокупность определенным образом взаеморозмищених и соединенных территориальных элементов хозяйства (отдельных отраслей), которые находятся в сложном взаимодействии. Территориальными элементами хозяйства является промышленные пункты, центры, узлы, районы, сельскохозяйственные зоны, транспортные магистрали, социально-экономические районы и т.п.. Формируются они в результате территориального разделения и интеграции рабоці.

Первичным звеном производственной сферы является предприятие. Особенности предприятий, взаемозвьязки4 между ними, их размещение значительной мере определяются формами общественной организации производства. Таких форм виде иляють четыре: концентрация, специализация, кооперирование и комбинированиеня.

Концентрация - это сосредоточение производства на крупных предприятиях. Рост концентрации производства происходит за счет расширения действующих предприятий, строительства новых крупных предприятий или объединения нескольких малых. Экономический эффект при этой форме организации производства обеспечивается за счет уменьшения затрат на единицу продукции, увеличение финансовых возможностей для модернизации предприятия и др.. Однако чрезмерная концентрация приводит к негативным последствиямків.

Специализация - это выпуск предприятием однородной продукции. По форме она может быть предметной, технологической и подетально

Кооперирование - это организация производственных связей между предприятиями для выпуска определенной продукции самых кооперирования в отраслях, производящих сложную продукцию, особенно в машиностроении

Сочетание на одном предприятии (комбинате) нескольких производств, которые могут принадлежать к разным отраслям промышленности, называется комбинированием. Основывается оно на основе комплексной переработки исходного й сырья, отходов производства или последовательной технологической обработке сырья. Комбинирование является характерным для металлургической, химической и лесной промышленноститі.

На размещение предприятий и учреждений хозяйственного комплекса страны влияют определенные факторы, которые предопределяют эффективное функционирование их в определенном месте, маленькие затраты на производство и транспор ртування продукции их называют факторами размещения хозяйства.

Факторы размещения группируют, выделяя среди них:

а) природные (топливный, сырьевой, водный, природных условий) х

б) технико-экономические (энергетический, технико-сырьевой, транспортный, технико-спо-живчий, экономико-географического положения, производственной инфраструктуры);

в) демографически-социальные (трудовых ресурсов, потребительский, социальной инфраструктуры)

Во сырьевым в группе природных факторов необходимо понимать природное сырье, а в группе технико-экономических - материалы, изготовленные на предприятиях (металл, пластмассу), идущих на дальнейшую пер реробку. Потребительский фактор в группе технико-экономических факторов касается предприятий-потребителей, а в группе демографически-социальных - населениея.

украинской социально-экономическая география обосновывает следующие принципы размещения хозяйства:

1). Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии, районов потребления готовой продукции и сосредоточения трудовых ресурсов

2). Выравнивание социально-экономического развития всех регионов страны, активно освоение новых или оживления развития депрессивных районов

3). Комплексное развитие и рациональное сочетание различных отраслей производства и сферы услуг

"4). Учет экологических проблем

5). Ограничения развития крупных городов, активизация развития малых и средних городов

6). Учет международных связей

7). Максимальное учета достижений научно-технического прогресса

Основные черты отраслевой структуры хозяйства

По природно-ресурсным потенциалом, уровнем развития Украины относится к среднеразвитых государств мира. По типу ее хозяйственный комплекс в промышленно-аграрным. Значительно развиты в стране транспорт, д. стройки и отрасли сферы послеуг.

Для того чтобы сравнить роль различных отраслей хозяйства в хозяйственном комплексе страны, определяют их долю в валовом национальном продукте (совокупной рыночной стоимости всего объема конечного производства в течение года) или валовой добавленной стоимости (разность между выпуском товаров и услуг, как правило, за год и промежуточным ее потреблением). Промежуточное потребление охватывает сырье, полуфабрикаты услуги, которые закупают предприятия и учреждения для выпуска конечной продукции. По итогам 2005 г в валовой добавленной стоимости доля сельского и лесного хозяйства составила 10,9%, промышленно сти - 25,4%, строительства - 4,6%, транспорта и связи - 13,7%, оптовой и розничной торговли - 13,1%, образования - 5,9%. На другие виды экономической деятельности приходилось вместе,8 %.

В 2000. ВВП начал расти быстрыми темпами начало нарастать промышленное производство, которое по итогам 2006 г вышла на уровень

1990 г, то есть реальные объемы с 1998 г выросли более чем вдвое

После провозглашения независимости Украина взяла курс на переход от командно-административной к рыночной экономике, основанной на частной собственности на землю и другие средства производства конце 2 2005 наша страна была признана европейскими государствами страной с рыночной экономикой. Это означало, что основная задача переходного периода - проведения разгосударствления и приватизации хозяйственных объ тов было выполнено. Объемы выпуска и ассортимент продукции начали определяться уже не командами правительства, а спросом на нее в обществстві.

Имеет полицентрический характер. Существует двухчленная, трехчленная и десятичленная модель мирового хозяйства.

Двухчленная модель основана на подразделении стран мира на экономически развитые и развивающиеся (страны Севера и страны Юга). Лидирующее положение занимают развитые страны, однако развивающиеся страны развиваются более высокими темпами.

Трехчленной модели МХ соответствует деление стран на три группы: развитые страны Запада (52,7 % в ВМП), развивающиеся страны (30,2% в ВМП), страны с переходной экономикой (17,1%).

При десятичленной модели МХ в нем условно выделяют 10 центров:

  • Северная Америка () — 22,5 %
  • Зарубежная Европа — 20,0 %
  • Китай — 10,1 %
  • НИС (Юго-Восточная Азия) — 7,5 %
  • Япония — 7,2 %
  • СНГ — 4,1 %
  • Индия — 4,1 %
  • — 2,3 %
  • Юго-Западная Азия (Персидский залив) — 2,0 %
  • Мексика — 1,8 %

Самыми мощными по-прежнему остаются два самых старых центра – европейский и американский, однако их доля в ВМП имеет тенденцию к снижению. Среди лидеров остаются два центра среднего поколения Япония и СНГ, доля которых тоже имеет тенденцию к снижению. Остальные центры, возникшие уже после 2-ой мировой войны, быстро набирают силу. Особенно быстро развивается Китай и Новые индустриальные страны, которые на сегодняшний день опередили и СНГ.

Одной из основных проблем современного МХ была и остается проблема существенного различия в уровне социально-экономического развития между центрами и периферией.

Территориальная структура национальных хозяйств современных государств различна. В экономически развитых государствах сформировалась территориальная структура с высоким уровнем «зрелости». Здесь сложилась система экономических районов четырех типов:

  • высокоразвитые районы, отличающиеся динамичным развитием, где имеются крупные научные центры, наукоемкие производства, хорошо развита непроизводственная сфера.
  • старопромышленные (депрессивные) районы, возникшие в эпоху промышленной революции, но в настоящее время влияние НТР в них проявляется весьма слабо, а рядовые производства преобладают над наукоемкими;
  • отсталые аграрные районы, вообще слабо затронутые индустриализацией;
  • районы нового освоения, богатые разнообразными природными ресурсами.

В развивающихся странах территориальная структура хозяйств сложилась еще в колониальную эпоху. Для нее характерен низкий уровень «зрелости» и в то же время высокая степень концентрации производства и населения. Роль главного цента выполняет обычно столица, которая очень часто является и главным морским портом страны. Роль вспомогательных центров могут выполнять районы экспортной специализации – горнодобывающей промышленности или плантационного сельского хозяйства. Эти центры, как правило, соединены железной дорогой, по которой вывозится минеральное или сельскохозяйственное сырье. Роль периферии играют обширные территории с традиционным потребительским сельским хозяйством.

Для сглаживания территориальных диспропорций и в развитых и в развивающихся странах проводится региональная политика, представляющая комплекс законодательных, административных, экономических и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил, выравниванию уровней жизни людей.

Гипермаркет знаний >>География >>География 10 класс >>География: Мы рассматриваем отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства

Мы рассматриваем отраслевую и

территориальную структуру мирового хозяйства

1. От доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу: три типа структуры.

Исторический опыт говорит о том, что в своем развитии человеческое общество проходит три последовательные стадии доиндустриальную, индустриальную и постиндустриалную. Каждой из них соотствует свой тип хозяйственной структуры.

В доиндустриальном обществе безраздельно господствовала аграрная структура экономики; при ней сельское хозяйство и смежные с ним отрасли (лесное хозяйство, охота, рыболовство) были основными источниками получения материальных благ.

После промышленных переворотов второй половины ХVIII первой половины XIX в. в стpaнах Европы и США сложилась индустриальная структура хозяйства с ведущей ролью промышленности. Во второй половине ХХ в. под влиянием НТР началось формирование принципиально новой структуры, которая получила наименование постиндустриальной (или информационной) структуры. Наиболее характерная ее черта преобладание непроизводственной сферы деятельности над производственной.

Каждая из этих структур представлена в современном мире.

Как вы уже догадались, аграрная структура экономики ныне преобладает только в некоторых странах, в первую очередь в наименее развитых.

Пример. В структуре ВВП Сомaли, Эфиопии, Афганистана, Лаоса, Камбоджи, Непала на долю сельского хозяйства все еще приходится 40-50%. А доля экономически активного населения , занятого в этой отрасли, обычно еще выше. В ряде стран Тропической Африки она составляет 80-90%.

Индустриальная структура экономики еще в ceредине ХХ в. преобладала во всех экономически развитых странах.

Затем значение промышленности стало уменьшаться. Ныне в мире практически не осталось стран, в которых эта отрасль обеспечивала бы более 50% ВВП. То же относится и к занятости экономически активного населения.

Пожалуй, наиболее компактную группу стран с отчетливо выраженной индустриальной структурой образуют нефтедобывающие и нефтеэкспортирующие страны района Персидского залива (Саудовская Аравия, Kyвейт, ОАЭ, Ирак, Катар), где дoля промышленности в структуре ВВП достигает 50-80%. Довольно высока эта доля также в некоторых новых индустриальных странах и Китае, которые продолжают осуществлять политику индустриализации. До недавнего времени в эту группу входили и многие страны с переходной экономикой (CHг и Центрально Восточной Европы), но затем дoля промышленности в их ВВП уменьшилась до 2530%. Постиндустриальная структура хозяйства (точнее, общества) начала формироваться с переходом к этапу НТР. Она характеризуется следующими славными признаками: 1) в сфере экономики переходом от производства товаров к производству услуг, 2) в сфере занятости преобладанием работников умственного труда, 3) в сфере науки рациональным сочетанием фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих прежде вceгo развитие наукоемких производств, 4) в сфере управления принятием решений на основе новейшей информационной техники и технологии, 5) в сфере экологии ycтановление надежного контроля за вмешательством человека в потребительских (бытовых, образовательных, здравоохранительных ) и деловых (информационных рекламных и др.).

Теперь все больше людей занято в интеллектуальной сфере. Это и средняя школа, и система высшего образования, и популяризация знаний, и издательская деятельность, радио, телевидение. Важным фактором развития производительных сил и caмoгo человека стало восстановление eгo физических и творческих способностей (здравоохранение, физкультура, спорт, отдых, туризм, развлечения). Значительное увеличение спроса на потребительские товары длительного пользования (автомобили, телевизоры, компьютеры) привело к расширению сферы услуг. Все больше людей пользуются также услугами банков, страховых компаний, авиакомпаний, гостиничных и туристических фирм.

Одной из важных разновидностей деловых услуг стало изучение потребительского спроса (маркетинг).

Пример. В начале XXI в. в США, шинстве других стран Западной Европы она составляет 60- 70%. В России в начале XXI в. доля сферы услуг также увеличилась до 60%. .

Интересно, что еще более высокую долю сферы услуг в структуре ВВЛ имеют совсем небольшие страны, часто микрогосударства, живущие за счет туризма, разных видов финансовой деятельности и предоставления других услуг. .

Итоговые же показатели, xaрактеризующие долю сферы ycлуг в ВВП, таковы: для вceгo мира немногим более 1/3, для экономически развитых стран с рыночной экономикой - свыше 2/3, для стран с переходной экономикой более 1/2, для вивающихся стран - около 1/2.(Задание 4.)

2. Воздействие НТР на отpacлевую структуру материального производства: прогрессивные сдвиги.

НТР вызвала большие сдвиги и в структуре материального производства, в котором в настоящее время занято 1,5 млрд человек. В отраслевой структуре промышленности еще более выросла доля обрабатывающих отраслей которые дают нине более 9-10 стоимости всей продукции. В составе этой группы особенно выделяются отрасли "авангардной тройки" - машиностроительной, химической промышлености, элекроэнергетики, от которых в первую очередь зависит научно-технический прогресс. Снижение же доли добывающей промышлености до менее чем 1/10 объясняется как постоянным уменьшением энергo- и материалоемкости производства, так и растущей заменой натурального сырья синтетическим. Сложные процессы происходят и в составе отдельных отpacлей промышленности. Некоторые отрасли вообще «уходят со сцены» (например, паровозостроение), другие их гораздо больше возникают заново, определяя постоянное «дробление» структуры. По классификации ООН современная промышленность включает уже более 300 отраслей и подотраслей. Вместе с тем для эпохи НТР характерно объединение разных отраслей и образование межотраслевых комплексов: топливноэнергетичеcкoгo, машиностроительного, агропромышленного и др., которые вы изучали в предшествуюшем курсе географии.

Изменения в отраслевой структуре сельскогохозяйства происходят медленнее.Тем не менее по мере роста интенсификации, как правило, возрастает доля животноводства, которое во многих, экономически развитых странах дает 3-4 валовой продукции этой отрасли. А в растеневодстве увеличивается роль технических и кормовых культур, овощей и фруктов.

НТР внесла большие изменения в «разделение труда» между отдельными видами транспорт а. Роль железнодорожного транспорта в целом уменьшилась. Он сохраняет свое значение в перевозках массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов, а также пассажиров преимущественно на средние pacстояния, во внутригородских перевозках, особенно в крупнейших городах и агломерациях. .

Автомобильный транспорт лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. Благодаря гибкости эксплуатации, доставке «от двери до двeри» возрастает и eгo роль в междугородних и международных перевозках. Морской транспорт обеспечивает преобладающую часть международной торговли, но в перевозках пассажиров, за исключением туристов, уже практически не участвует. Воздушный транспорт играет большую роль в перевозках пассажиров на средние и особенно дальние расстояния.

3. Основные модели мирового хозяйства: возможны варианты.

Несмотря на относительное единство мирового хозяйства отдельные части которого тесно связаны между собой международным географическим разделением трyда, определенные различия между этими частями не могут не существовать. Как тут не вспомнить один из афоризмов Козьмы Пруткова: «Во всех частях земнoгo шара имеются свои, даже очень любопытные, другие части». Пропорции между этими частями, определяющие своего рода пространственные модели мировог хозяйства, могут быть двучленными, трехчленными и многочленными. Двучленная модельми мировoгo хозяйства, соответствующая двучленной типологии стран мира, подразумевает подразделение eгo на две большие группы стран: экономически развитые и развивающиеся. Исходя из бросающихся в глаза особенностей географического положения, первую из них в литературе зачастую условно именуют Севером, а вторую Югом. Благодаря более высоким темпам роста экономики доля Юга в мировом ВВП в настоящее время заметно возросла. Но этим он обязан Китаю, Индии, НИС Азии, тогда как многие страны продолжают развиваться медленно. Особенно тяжелое положение в наименее развитых странах, которые иногда называют даже «отцепленным вагоном мировой экономики. А по выражению Н. Н. Moисеева, они «отстали навсегда».

При трехчленной модели мирового хозяйства выделяются экономически наиболее развитые страны Запада, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В последнее время получает распространение еще одна сходная, но все же отличающаяся от первой трехчленная модель мирового хозяйства с подразделением его на Центр, Периферию и Полупериферию. При этом Центр образует 2530 стран Севера с общим населением 850 млн человек, которые в первую очередь определяют мировой научно-технический прогресс и переход мировой экономики к постиндустриальной стадии. В качестве eгo основных ядер фигурируют либо страны «большой семерки», либо Европейский Союз, США и Япония. В состав Периферии входит около 1 00 развивающихся стран Юга с преобладанием аграрной экономики, продовольственно-сырьевой международной специализации и слабо затронутых НТР. А на стыке между ними размещается Полупериферия, к которой обычно относят новые индустриальные страны Азии, большинство нефтеэкспортирующих странчленов ОПЕК, наиболее «продвинутые» страны Латинской Америки, Азии и Африки, а также некоторые страны с переходной экономикой. Страны Полупериферии в основном находятся на индустриальной стадии развития.

В географической литературе используется и Десятичленная модель мирового хозяйства с выделением десяти главных центров, или ядер, формирование которых происходило постепенно.

До конца XIX В. по всем показателям преобладал один центр - Европа; не случайно И. А. Витвер назвал этот период «европоцентрическим». Затем образовался второй мировой центр, вскоре ставший главным, США. В период между двумя мировыми войнами возникли новые центры мирового значения СССР, Япония. После Второй мировой войны нaчалось формирование таких центров, как Китай, Индия, группа нефтедобывающих стран Юго- Западной Азии, Канада, Мексика, Бразилия. В последние десятилетия на мировую арену вышли НИС Азии во главе с «четырьмя азиатскими тиграми" Республикой Кореей, Тайванем, Гонконгом (ныне Сян-ган) и Сингапуром.

В свою очередь, пропорции между этими центрами изменяются в зависимости от темпов роста их экономики. Например, в 90-e г. намнoгo выросла дoля Китая,де темпы роста были самыми высокими, и снизилась доля CHГ, где они были очень низкими. В начале XXl в. по доле в мировом ВВП эти десять центров выстраиваются следующим образом: Северная Aмeрика, зарубежная Европа, Китай, Япония, Индия, НИС Азии, CHГ, Бразилия, страны Персидского залива, Мексика. В связи с этим появился даже новый термин «большая семерка» Юга. В нее обычно включают Китай, Индию, Бразилию, Индонезию, Мексику, Республику Корею и Таиланд.

В последние дватри десятилетия в мировом хозяйстве постоянно возрастает роль Азиатcкo-Tиxоокeaнского peгиона 1 , который стал одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира. Ныне на страны АТР с населением в 3,5 млрд человек приходится уже 60% мирового ВВП и 40% объема мировой торговли. Именно АТР во многом определяет и перспективы развития мирового хозяйства. Не случайно ХХI век в прогнозах все чаще называют «Тихоокеанским столетием». (Задание 5.)

4. Территориальная структура мирового хозяйства: различия между двумя группами стран.

Для характеристики географии хозяйства как мира, так и отдельных стран при меняются разные термины: размещение производства (производительныхсил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства. Tepриториальная структура хозяйства (ТСХ) это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с дpyгом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и eгo хозяйственной деятельности.

Этот рисунок может быть моноцентрическим (одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным.

В экономически развитых странах на протяжении длительного времени сформировалась территориальная структура хозяйства, отличающаяся высоким уровнем «зрелости». Это значи что их территория нacыщена промышленными районами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами и магистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма, технологическими парками, образующими cвoeгo рода опорный каркас всей территориальной структуры. В этих странах сложилась система экономических районов четырех основных типов.

Во-первых, это высокоразвитые районы, отличающиеся динамичным развитием. Они имеют наиболее благоприятные условия отраслей промышленности, науки и научного обслуживания, непроизводственной сферы. В этих районах находятся штаб-квартиры крупнейших корпораций, происходит, как говорят, «принятие peшений».

1 АзиатскоТихоокеанский регион (АТР) очень важное политико-географическое понятие. Но контуры АТР определяются поразному, с включением в нeгo от 30 до 45 стран. Поэтому и цифровые показатели по этому региону имеют несколько условный характер.

Пример. Штат Калифорния в США самый большой в стpaне и по населению, и по экономической мощи. Если рассматривать eгo как cвoeгo рода «гocyдарство в государстве», то по размерам cвoeгo ВВП он уступает только нескольким самым развитым странам мира, а по душевому ВВП занимает первое место. Калифорния район co средоточения самых наукоемких отраслей.

Во-вторых, это старопромышленные районы, которые возникли, как правило, еще в эпоху промышленных переворотов прошлого. Для них обычно xapaктерны такие старые отрасли, как каменноугольная, железорудная, судостроение, текстильная промышленность, т. е. обычные, рядовые производства преобладают над наукоемкими. Больше вceгo старопромышленных районов на родине промышленных переворотов в Западной Европе.

В-третьих, это аграрные районы, вообще слабо затронутые индустриализацией, не говоря уже о постиндустриальном развитии.

В-четвертых, это районы новoгo освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые из-за экстремальных природных условий, но богатые разнообразными природными ресурсами. Дo стижения НТР в области техники и технологий сделали возможным освоение и таких районов.

Пример. К числу главных районов новoгo освоения относятся Север Канады и Аляска, цeнтральная, северная и западная части Австралии, Сибирь и Дальний Восток В России.

Конечно, в экономически высоко развитых странах сохраняются территориальные диспропорции между более передовыми и более отсталыми районами, oднако они постепенно сглаживаются. А географический рисунок расселения и хозяйства, опорный каркас их территории все более усложняются.

В развивающихся стpaнах географический рисунок расселения и хозяйства во многом другой. Основные черты территориальной структуры хозяйства стран Азии, Африки и Латинской Америки сложились еще в тот период, когда они находились в колониальной или полуколониальной зависимости. И теперь еще так называемый колониальный тип территориальной структуры сохраняется во многих из них. Для нeгo xaрактерен значительно более низкий уровень «зрелости» нacыщенности промышленными и сельскохозяйственными районами, транспортными магистралями, сильная разобщенность отдельных частей, cвoeгo рода очаговoe использование территории.

И в то же время территориальная концентрация производства и населения в большинстве этих стран значительно выше, чем в экономически развитых.

Как показали исследования ученых географов, роль главного центра, «фокуса» всей территории в развивающейся стране обычно выполняет ее столица, нередко приобретающая даже чрезмерное, гипертрофированное развитие и подавляющая рост других городов. В приморских странах столица обычно служит и главными морскими воротами.

Пример. В Буэнос-Айресе сконцентрированы 1/3 населения Аргентины и более 1/2 ее промышленного производства. По числу жителей он превосходит следующий город страны в 12 раз. Буэнос-Айрес главный морской порт Аргентины.

В некоторых случаях роль «экономической столицы» страны может играть и не столичный город. Таковы, например, Мумбаи (Бомбей) и Колката (Калькутта) в Индии, Сан-Паулу в Бразилии, Касабланка в Марокко. Территория, примыкающая к таким городам, обычно образует наиболее развитый район страны, нередко со значительной промыщленностью, активно участвующий в международной торговле.

Роль вспомогательных цeнтров («фокусов») территории могут выполнять также районы экспортной специализации либо горнодобывающей промышленности, либо плантационного сельского хозяйства. Они cpaвнительно мало связаны с окрyжающей территорией и вывозят свою продукцию на мировой pынок через столичный или другой специализированный порт.

Роль же периферии играют обширные внутренние территории с преобладанием традициoннoгo потребительского сельcкoгo хозяйства. Это главные районы «выталкивания» избыточного населения в столицу и крупные портовые города, на плантации и рудники. Не случайно в литературе их нередко именуют «внутренними колониями».

«Две страны в одной стране» - это выражение, пожалуй, наилучшим образом характеризует основную особенность геогpaфического рисунка большинства развивающихся стран. Мир больших городов как бы противостоит в них остальной территории. (Задание 6.)

5. Региональная политика: сглаживание диспропорций.

Для улучшения сложившейся территориальной структуры xoзяйства большинство экономически развитых стран Запада проводит государственную региональную политику. Региональная политика представляет собой комплекс законодательных, административных, экономических и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровней жизни людей.

Эта политика направлена прежде вceгo на сглаживание peгиональных диспропорций между высокоразвитыми районами, с одной стороны, и отсталыми аграрными и депрессивными 1 с другой.

1 Депрессивный район обычно старопромышленный район, достигший в прошлом достаточно высокого уровня развития, но в эпоху НТР прежде вceгo в силу преобладания старых производств потерявший многие стимулы экономического развития. Само понятие «депрессивный район» возникло в период мирового экономического кризиса 1929-1933гг. В отсталых районах сооружаются крупные промышленные предприятия, выполняющие роль своеобразных «полюсов роста». В депрессивных районах предпринимаются попытки создания современных наукоемких производств, филиалов крупных фирм.

Региональная политика предусматривает также ограничение роста и «разгрузку» крупных городов и городских агломераций, прежде вceгo столичных, в которых в 60-70-x гг. происходили упадок центральных районов («ядер»), резкое обострение экологических проблем. Далее, она способствует освоению новых районов, преимущественно окраинных, периферийных. (За дание 7.)

Чтобы изменить старый колониальный тип территориальной структуры хозяйства, многие развивающиеся страны также осуществляют государственную региональную политику. Основные цели этой политики заключаются в преодолении разобщенности отдельных частей страны, в смягчении имеющихся диспропорций между центром и периферией, в формировании национальной системы городов и управлении процессом урбанизации, в освоении глубинных peсурсных районов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!