Все для предпринимателя. Информационный портал

Основные минеральные ресурсы мира. Основные виды природных ресурсов

Для экономики любого государства особое значение имеют минеральные ресурсы. Они являются основой материального про­изводства и используются во всех его отраслях. К ним относят природные вещества минерального происхождения, используе­мые для получения энергии, сырья и материалов. В мире добыва­ется около 160 видов минеральных ресурсов. Одни уже утратили свое былое «величие» и не востребованы на рынке (например, селитра), другие приобретают все большее значение и находят новое применение (например, руды металлов и минеральное топ­ливо). Понятие «минеральные ресурсы» не находится в прямой зависимости от определенного содержания полезных компонен­тов в горных породах. Так, по мере развития научно-технического прогресса становится экономически выгодным использование полезных ископаемых с низким содержанием ценных компонен­тов.

Рис.2 Рудные пояса, нефтегазовые и угольные бассейны мира

Как и любой вид природных ресурсов, минеральные ресурсы распространены на Земле неравномерно. Существуют регионы, где концентрируется огромное количество разнообразных полезных ископаемых. Есть регионы, которые богаты лишь одним видом минерального сырья, а есть территории, где какое-либо сырье практически отсутствует (рис. 2). По мнению ученых, нефтегазоносность и рудопроявления приурочены к ослабленным участ­кам литосферы, а месторождения полезных ископаемых в этих зонах располагаются вокруг определенных центров.

Минеральные ресурсы могут образовывать территориальные сочетания, которые экономически наиболее выгодны для хозяй­ственного освоения. Разнообразные сочетания различных полез­ных ископаемых на какой-либо ограни-

ченной территории весьма благоприятны для развития хозяйства, так как позволяют снизить транспортные издержки. Например, в Восточной Украине круп­ные месторождения железной руды находятся рядом с крупными месторождениями коксующегося угля, что послужило основой для развития черной металлургии. Такое же сочетание характерно для плато Чхота-Нагпур в Индии.

Рассмотрим более подробно минеральные ресурсы (см. рис. 1). К топливно-энергетическим ресурсам относятся полезные иско­паемые, необходимые для получения энергии: нефть, природный газ, уголь, горючие сланцы, торф и ядерное топливо (уран и то­рий). Для производства чугуна и стали используются железная руда и руды легирующих металлов (марганца, хрома, молибдена, воль­фрама, титана, циркония, ванадия, бериллия, ниобия, тантала и др.). Сырьем для цветной металлургии являются руды алюминия, меди, цинка и свинца, никеля и кобальта, олова и др. К категории неметаллических полезных ископаемых относятся так называемые технические руды (графит, слюда, тальк), горно-химическое сы­рье (различные виды минеральных солей, фосфориты и апатиты, самородная сера) и строительные материалы. Особую группу со­ставляют подземные воды, которые подразделяются на питьевые, технические (используются для орошения земель), минеральные, геотермальные и промышленные (применяются для извлечения йода, брома и других полезных компонентов).

Потребление многих видов минеральных ресурсов в мире быстро растет. Можно выделить две причины этого роста: 1) увеличение численности населения Земли; 2) повышение уровня жизни людей с вытекающей отсюда потребностью в большем количестве сырья и материалов.

Теоретически, если численность населения и уровень жизни людей стабилизируются, должно произойти выравнивание кри­вых потребления всех видов природных ресурсов до постоянного уровня в расчете на душу населения.

Запасы минеральных ресурсов разделяют на четыре категории:

Подтвержденные - установленные или достоверные запасы, которые можно добыть существующими техническими средствами с учетом экономической рентабельности добычи;

Разведанные - установленные бурением и технически извлекаемые запасы, но по экономическим соображениям их до­быча нецелесообразна;

Дополнительные - предполагаемые ресурсы, не извлекаемые современными техническими средствами;

Общие - запасы, объединяющие все перечисленные катего­рии.

Запасы многих видов минеральных ресурсов на Земле на пер­вый взгляд достаточно велики. Например, разведанные запасы нефти в Саудовской Аравии на начало XXI в. составляли 36 млрд. т. Это больше, чем запасы нефти в Африке, Северной и Южной Америке вместе взятых. Но при оценке количества потребления нефти и тем­пов роста ее добычи специалисты считают, что этих запасов хватит в лучшем случае лишь до конца наступившего столетия.

Интересно рассмотреть группу ведущих стран мира по запасам нефти и природного газа (табл. 1).

Таблица 1. Запасы нефти и природного газа в странах мира (начало XXI в.)

п/п

Нефть

Природный газ

Страна

Регион

Количество,

млрд. т

Страна

Регион

Количество, трлн.м 3

Саудовская Аравия

Европа, Азия

Саудовская Аравия

Венесуэла

Латинская Америка

Северная Америка

Европа, Азия

Венесуэла

Латинская Америка

Латинская Америка

Северная Америка

Туркмения

Индонезия

Австралия

Австралия

Норвегия

Пакистан

Узбекистан

Бразилия

Латинская Америка

Казахстан

Казахстан

Нидерланды

Азербайджан

Северная Америка

Северная Америка

Малайзия

Примечание. Такими же запасами нефти, как Ангола (0,7 млрд т), обладают Великобритания, Индонезия, Оман.

Анализируя данные, приведенные в табл. 1, можно сделать сле­дующие выводы. Во-первых, что в мире не более десятка стран обладают относительно крупными запасами этого сырья - лиде­ры отличаются от аутсайдеров в десятки раз. Во-вторых, основные нефте- и газодобывающие страны находятся преимущественно в Азии, т.е. данные виды ресурсов размещены на Земле неравно­мерно. К сожалению, этот вывод относится практически ко всем видам природных ресурсов. Азия, обладая наибольшими запасами нефти и природного газа, также лидирует по запасам ископаемо­го угля и железных руд (см. рис. 2). Латинская Америка, имеющая значительные запасы железных руд высокого качества, испыты­вает острый дефицит угля.

Обеспеченность регионов запасами тех или иных видов мине­ральных ресурсов сыграла большую роль в формировании и раз­мещении многих отраслей мирового хозяйства. Использование минерального сырья, уровень его вовлечения в производство, сте­пень технологической и экологической обработки являются од­ним из показателей развития экономики страны. Экономически развитые страны, как правило, выступают потребителями мине­ральных ресурсов, а развивающиеся - их производителями и экспортерами. Большие запасы того или иного вида сырья позво­ляют развивающимся странам занимать прочные позиции в тер­риториальном разделении труда. Так, крупными поставщиками марганцевых руд на мировой рынок являются Бразилия, Габон и Индия, хромитов - Иран, Турция, Индия и др., бокситов - Гви­нея, Бразилия, Ямайка и др., медных руд - Чили, Индонезия, Перу и др., полиметаллических руд - Китай, Перу, Мексика и др., фосфоритов - Марокко, Алжир и Тунис. Подобная картина соот­ношения поставщиков сырья и его потребителей характерна и для географии других видов экспортируемых природных ресурсов. Но надо отметить, что существуют исключения из данного правила. Для ряда развитых стран также присуща сырьевая специализация, которая объясняется наличием крупных запасов разнообразного минерального сырья и историей развития их хозяйства. В число этих стран можно включить Канаду, Австралию и ЮАР.

Высокие темпы извлечения большинства видов минеральных ресурсов в настоящее время приводят к заключениям об их исто­щении в ближайшем будущем. Однако история развития мировой экономики за последнее столетие показывает, что следует говорить не об истощении большинства видов минерального сырья, а о ка­чественном изменении их переработки и применения. Стало воз­можным извлечение все более бедных руд. Можно заменять один вид минерального ресурса другим, например вместо нефти при­менять горючие сланцы или битуминозные песчаники, весьма богатые углеводородами; в качестве вторичной руды - миллиар­ды тонн так называемых «хвостов» горно-обогатительных комби­натов; вместо некоторых полезных ископаемых - искусственные материалы. При этом, конечно, придется менять технологии по­лучения продукции.

В использовании минеральных ресурсов, так же как и в других сферах хозяйства, все шире применяют безотходные технологии, которые позволяют получать готовую продукцию или ее части без отходов. Это возможно в случае либо максимального использова­ния сырья, либо утилизации отходов в этом или другом произ­водственном процессе. Пример безотходной технологии - ис­пользование апатит-нефелиновых руд на горно-обогатительных комбинатах в г. Кировске Мурманской области: из этих руд произ­водят апатитовые и нефелиновые концентраты, остальные мине­ралы идут на производство красок, керамики и другой продук­ции.

Огромные запасы минеральных ресурсов сконцентрированы в Мировом океане. Некоторые из них уже нашли широкое приме­нение. Это поваренная соль (более 1/3 добываемой в мире соли), магний, бром и йод, получаемые из морской воды. Кладезь полез­ных ископаемых - дно Мирового океана. Из недр шельфа океана уже извлекаются нефть и природный газ. Главные районы добычи - Персидский, Мексиканский, Гвинейский заливы, Кариб­ское, Северное, Каспийское и Южно-Китайское моря. Началась разработка залежей нефти и природного газа на шельфе Охотско­го и Берингова морей. Кроме того, в шельфовой зоне добывают уголь (Великобритания, Канада, Япония и Китай), серу (США). Колоссальные запасы железа, марганца, никеля, кобальта, меди и других металлов сосредоточены в железомарганцевых конкрециях на ложе Мирового океана. Конкреции распространены главным образом в Тихом океане. В Индийском и Атлантическом океанах их площади значительно меньше. Технологии добычи уже разра­ботаны, но пока не находят широкого применения. В районах сре­динно-океанических хребтов в местах выходов горячих источни­ков сконцентрированы очень крупные запасы руд цинка, свинца, меди и других металлов. Извлечение этих ископаемых в промыш­ленных масштабах - дело будущего.

Урок 1 5 . Тема : География м инеральны х ресурс ов мира .

Ц ель : - актуализировать знания об основных закономерностях размещения месторождений определенных видов полезных ископаемых ; - обосновать роль и значение минеральных ресурсов для развития хозяйства ; - охарактеризовать размещение различных видов минеральных ресурсов мира; - развивать умение работать со статис ти ческими материалами, картами атласа, диаграммами.

Оборудование :политическая карта мира, учебник, справочники, атласы, таблицы, диаграмма.

Основные понятия : минерально-сырьевые ресурсы, топливн ое , рудн оё , нерудн ое сыоьё.

Тип урока : комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Вопрос ы:

Какие виды природных ресурсов вы знаете?

Какие из них являются наиболее важными для развития промышленности?

Что такое полезные ископаемые?

На какие группы делятся полезные ископаемые по хозяйственному назначению?

На какие группы делят полезные ископаемые по происхождению?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Еще в древние времена люди начали использовать минеральные ресурсы. Но в ые этапы их освоения даже отражены в названиях периодов исторического развит ия : каменный век, бронзовый век, железный век. В наши времена в хозяйстве используется более 200 различных видов минерального сырья. По образному

выражением академика А. Есть. Ферсмана, сейчас к ногам человечества возложена вся периодич еская таблица Менделеева. Однако земную кору нельзя рассматривать как волшебную скатерть-самобранку, которая по желанию людей станет поставлять им сокровищ а земных недр. Во-первых, почти все минеральные ресурсы относят к категории не возобновляемых , во-вторых, мировые запасы отдельных видов далеко неодинаковы, а в-третьих, «аппетиты»человечества ежегодно растут. Поэтому человечество должно использовать их рационально.

IV. Изучение нового материала

Тектоническое и геологическое строение земной коры обусловливает неравномерное размещение полезных ископаемых. Россия, Китай, Австралия, Канада и США имеют практически все виды минерально-сырьевых ресурсов и принадлежат к категории стран максимальной ресурсообеспечен ности . Другие страны обеспечены лишь несколькими видами полезных ископаемых.

1. Особенности размещения топливных, рудных и нерудных ресурсов мира

(работа по вариантам I –III, можно рядами, каждый вариант прорабатывает размещения определенной группы полезных ископаемых и составляет таблицу, см. раздел «Закрепление».)

2. Задание. Пользуясь картами атласа и диаграммами, определите регио-

ны, страны с:

I вариант - крупнейшими запасами топливных полезных ископаемых.

II вариант - крупнейшими запасами рудных полезных ископаемых.

III вариант - важнейшими месторождениями нерудных полезных ископаемых.

    Угольные бассейны мира (их около 3600) охватывают до 15 % площади су ши . Общие запасы - 15 трлн тонн, разведанные - 9 трлн тонн. Крупнейшие месторождения угля находятся в КНР, США, России, Украине, Казахстане, Польше, Австралії, ФРГ, Канаде .

    Общемировые запасы нефти - 350-450 млрд тонн). Ведущие страны по запасам: Саудовская Аравия, Россия, Кувейт, Иран, Ирак, США. Основные районы залегания: Персидский залив; Сибирь; Урало-Поволжье; шельф Мексиканского залива; Аляска; акватория Северного моря; север Южной Америки; Ґв и нейська залив, Северная Африка; Большие Зондские острова.

    Природный газ образуется с нефтью, поэтому их месторождения часто совпадают территориально. Запасы природного газа - 200-300 трлн куб. м (достоверные - к 100 трлн куб. м). Ведущие страны по запасам: Россия (43 %), Иран, США, Катар, Саудовская Аравия, Ирак, Алжир, Норвегия.

    Рудные полезные ископаемые представлены рудами черных и цветных, р едких , рассеянных, благородных металлов. Большие запасы железной руды (в мире - 800 млрд тонн, разведанные 200-250 млрд тонн) есть в России, Австралии, Бразилии, Украине, США, Канаде, Индии и др. Мировые запасы марганцевых руд составляют почти 17 млрд тонн. Более чем 90 % из них приходится на Ю А и Украину. За по-

пасами руд хрома выделяются Ю А, Зимбабве, Казахстан.

    Из руд цветных металлов наиболее распространенными являются руды алюминия (запас ы - более 70 млрд тонн). Крупнейшие месторождения алюминиевого сырья размещено в Гвинее, Бразилии, Австралии, Индии, Суринаме, России, Ямайке. Медные руды на и более распространены в Чили (90 % мировых), Замбии, ДРК, США, Канаде, Австралии.

Значительные запасы полиметаллических руд имеются в США, Канаде, Австралии, России, Казахстане, Ю А. Более 90 % оловянных руд находятся в «олов"яному поясе»: Ро с сия - Монголия - КНР - Вьетнам Таиланд - Малайзия - Индонезия - Австрал и я. На киноварь (ртутная сырье) богатые Россия, Украина, Словения, Алжир, Италия, Кыргызстан. Большинство мировых запасов золота и платины находятся

в ПА, США, Канаде, России, Австралии; урановых руд Австралии, Южной Аф-

рике, Канаде, Н и ґер ии , Бразилии, США.

    Нерудное горно-химическое сырье - апатиты, нефелины, каменная и калийная соли, сера, барий фосфориты. Значительные месторождения калийных солей в США и Канад е , Германии, России, Беларуси; апатитов - на полуостровах Лабрадор и Кольськом, фосфоритов - в Западной Африке (Марокко), на Аравийском полуострове, в США (Флорида).

    Наибольшие объемы добычи приходятся на строительные материалы , которые распространены повсюду. Запасы драгоценных и полудрагоценных камней имеют Индия, Ро с сия, Шри-Ланка, Канада и др. Значительные алмазоносні провинции расположены в Африке, России, Австралии.

2. Проблемы использования минеральных ресурсов

З .3 ада ние . Сформулируйте главные проблемы эксплуатации месторождений минеральных ресурсов. Предложите пути их решения.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Обобщить результаты работы вариантов.

Страны, которые имеют наибольшие запасы отдельных видов полезных ископаемых .

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

Проработать §__.

Обозначить на контурной карте страны с крупнейшими запасами нефти, природного газа, угля, железных руд, алюминиевых руд, алмазов.

Объединиться в группы по 3-4 ученика и подготовить защиту проектов по темам:

«Земельные ресурсы мира», «Климатические ресурсы мира», «Водные ресурсы мира », «Ресурсы Мирового океана», «Лесные ресурсы мира», «Рекреационные ресурсы мира». Доклады желательно сопровождать наглядными материалами.

Уроки 15-17. Тема : География минеральных ресурсов, земельных, лесных, водных, рекреационных ресурсов и ресурсов Мирового океана.

Цели урока : - Формирование научного представления о богатстве, разнообразии и проблемах природных ресурсов.

Отработка приёмов публичного выступления;

Формирование умений и навыков отбора информации в Интернет-ресурсах.

Развитие у школьников творческих умений и навыков, формирование креативного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Ознакомление с использованием и проблемами мировых ресурсов.

Тип урока : урок формирования новых знаний с применением современных компьютерных технологий;

Технология: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская, инновационная направленность педагогической деятельности на уроках географии.

Форма урока : комбинированный.

Ценностный компонент урока : вся история человеческого общества – это история взаимодействия его с природой, с географической средой.

Оборудование : класс с интерактивным оборудованием, учебник, атласы.

Организация учебной деятельности на уроке

    Организационный этап.

    Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Учитель: С природными ресурсами и экологическими проблемами вы уже начали знакомиться в предыдущих курсах географии. Мы продолжим их изучение. Это особенно важно потому, что данная проблема – важнейшая, «дирижирующая» в современной географической науке. Она более всего связывает географию с практикой, с прогнозированием. В настоящее время в географической науке сформировались такие научные направления, как география природных ресурсов, геоэкология, медицинская, рекреационная география и др.

III .Актуализация опорных знаний

Учитель: прежде чем приступить к изучению данной темы, вспомните:

1 ) Что такое «географическая среда»? (Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития).

2) Что такое «окружающая среда»? ( Окружа́ющая среда́» - обобщённое понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности. Как правило, применение термина относится к описанию природных условий на поверхности , состоянию её локальных и глобальных и их взаимодействие с человеком . В таком значении термин используется в международных соглашениях ).

Окружающая среда - обычно рассматривается как часть , непосредственно окружающей (отсюда и название) некоторую живую (человека, животного и т. д.) и состоящей из объектов живой и неживой природы.

Окружающая среда - и деятельности , весь окружающий человека мир, включая и , и антропогенную среду .

В современную эпоху человеческая деятельность охватила практически всю и её масштабы теперь сравнимы с действием глобальных природных процессов, что негативно сказывается на состоянии окружающей среды .

3 )Что такое природные ресурсы ? (Это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности можно использовать для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности).

4.Учитель: В свою очередь сырьевые материалы, вовлечённые в общественное производство и многократно в нём преобразованные, превращаются уже в экономические ресурсы.

IV .Изучение нового материала

Учитель . Мировые природные ресурсы играют огромную роль в жизни человека; всё, что ему необходимо в жизни, он получает благодаря добыче и переработке природных ресурсов. Они являются связующим звеном в системе “природа-общество”. Давайте вспомним, какие виды природных ресурсов вам известны? (анализ рис.25 – стр.55) – Классификация природных ресурсов.

Ученик.

1. Минеральные ресурсы.

2. Земельные ресурсы.

3. Водные ресурсы.

4. Биологические ресурсы.

5. Ресурсы Мирового океана.

6. Рекреационные ресурсы.

Самостоятельная работа : используя текст учебника – стр. 55-56 и рис.25, составить логический конспект по теме: «Классификация природных ресурсов».

Учитель: В XXI веке во взаимодействии природы и общества наступил качественно новый этап. Превращение природных ландшафтов в антропогенные – городские, горнопромышленные, сельскохозяйственные, рекреационные и т.д. – чрезвычайно ускорилось, распространяясь на всё новые пространства. Общество стало изымать из природы всё больше ресурсов и одновременно возвращать в природу всё более многочисленные отходы своей деятельности. Так возникли две взаимосвязанные проблемы: 1)Рационального использования природных ресурсов и 2)Охрана окружающей среды от загрязнения.

6. Вспомните из курса географии 9 класса: Что такое «ресурсообеспеченность»? ( это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения).

7.Это интересно знать! Подборка материалов произведена группой учащихся. Например:

По расчетам учёных, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн.т. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить на 1000 лет.

В развивающихся странах находится 90% олова и кобальта, 75% бокситов, 60% меди, более 60% нефти и т.д.

(работы представлены в виде отдельных слайдов).

Учитель : Что такое «природопользование»? (Это совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению).

Границы природопользования очень подвижны. Они учитывают все воздействия на природу – как полезные, так и вредные для человека. Отсюда и разделение природопользования на рациональное и нерациональное.

Рациональное природопользование – система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учётом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

Нерациональное природопользование – система деятельности, не обеспечивающая сохранения природно-ресурсного потенциала (например, неконтролируемая вырубка леса, хищнический подход к лову рыбы и т. Д.).

По этим видам темам учащиеся получили опережающее задание: подобрать материал на сайтах Интернета и подготовить презентацию для публичной защиты.

8. Презентация на тему: «Характеристика мировых природных ресурсов».

9.По ходу рассмотрения данной презентации учащиеся заполняют таблицу:

Сделайте анализ круговой диаграммы, начертите её в тетрадях. Выводы записать.

На изучение всех видов природных ресурсов достаточно двух уроков. По мере представления презентаций, учащихся класса составляют план-конспект (п.12-14), (таблицы, схемы, опорные конспекты или др.).

V . Характер творческих работ:

Минеральные ресурсы – достаточно ли их?

Земельные ресурсы: два противоположных процесса.

Водные ресурсы суши: проблема пресной воды.

Биологические ресурсы: предотвратить оскудение!

Ресурсы Мирового океана: кладовая богатств.

Климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего.

Рекреационные ресурсы – основа отдыха и туризма.

Учащиеся представляют свою самостоятельную творческую работу, дают пояснения и отвечают на вопросы одноклассников. Обязательно вместе с учащимися оцениваем презентацию и её представление, таким образом, ребята приобретают навыки публичного представления своих работ.

VI . Заключительные презентации на темы : «Загрязнённость окружающей среды, охрана природной среды», «Экологические проблемы человечества», пути их решения».

Учитель : В развитых странах мира важное место в системе природопользования начинает занимать мониторин г – комплекс научных, технических, технологических, организационных и других мер по обеспечению систематического контроля за состоянием и тенденциями развития природных и техногенных процессов.

Дополнительный материал:

1. Земельные ресурсы

Земельные ресурсы - земли, которые используются или могут использоваться в различных отраслях хозяйства. Относятся к восстановительным и характеризуются определенной территорией, качеством почв, климатом, рельефом, г и дролог и ч еским режимом, растительностью и тому подобное. Земельный фонд (без Антарктиды) составляет 133,9 млн кв км2, или 26,3% общей площади земного шара, в том числе: пахотные

земли (пашня, сады, плантации) - 11 %, луга и пастбища - 24 %, леса и кустарники - 31 %, малопродуктивные земли (болота, пустыни, ледники) - 30 %, антропогенн ые застройки (города, заводы, транспорт) - 3 %. Одним из важнейших показателей в земельном фонде территории является част ь пахотных земель. На Евразию приходится 59 % мировой пашни, на Северную и Центральну ю Америку - 15 %, на Африку - 15 %, на Южную Америку - 8 %, на Австралию - 3 %. 80 % мировой пашни находится в засушливой зоне. Круп ная доля пастбищ - в странах Африки (24 %) и Азии (18 %). Структура земельного фонда планеты не остается неизменной. Ежегодное сокращение с е льско хозяйственных угодий составляет более 9 млн га.

2. Водные ресурсы

К водным ресурсам относят поверхностные и подземные воды, которые испольются или могут быть использованы в хозяйстве. Реально пригодными для освоение является прежде всего воды рек, пресных озер и подземных вод неглубокого залегания - это менее 1 % ресурсов пресной воды и лишь 0,03 % всех водн ы х запасов Земли. Запасы доступной пресной воды размещены очень нер а вном е рно. Треть земли уже сейчас испытывает нехватку воды. 700 млн человек, которыеживут в 43 странах мира, страдают от постоянного дефицита воды, а более 900 млн человек не имеют доступа к источникам чистой питьевой воды.

Проблема дефицита пресной воды обусловлена прежде всего бурным развитием хозяйства. Основными потребителями пресной воды является сельское хозяйство (63 %), промышленность (27 %), коммунальное хозяйство (7 %) и транспорт. Мировое потребление пресной воды превышает 3 800 млрд м3 в год. Главными

путями преодоления проблемы является уменьшение расхода вод, водоемкости производства, внедрение новейших технологий (опреснение морской воды, транспор тирование айсбергов, территориальное перераспределение речного стока и т. п).

3. Лесные ресурсы

Лесные ресурсы - это леса определенной территории, которые используются или могут использоваться для удовлетворения любых потребностей общества. Составляются из древесных, технических, пищевых, кормовых, лекарственных ресурсов. Леса исполняют также защитные, водоохранные, оздоровительные, заповедные функции. Лесной фонд мира составляет примерно 28 % суши. Большая часть лесов сконцентрова в двух лесных поясах - северном, с преобладанием хвойных пород (про ходит через Канаду, США, Скандинавию, Россию) и южном, с лиственными породами деревьев (территории Центральной и Южной Америки, Экваториальной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии). По запасам древесины ведущие места в мире принадлежат России, Канаде, Бразилии, США, Индонезии; из африканских стран ДРК.

Ежегодно площади лесов сокращаются на 125 тыс. км2. Только за последние двести лет лесистость земной суши уменьшилось вдвое. Чтобы преодолеть проблем сокращение лесных ресурсов, предлагаются такие меры, как лесопосадки , комплексное использование древесины, замена древесины на синтетические мате-

риалы.

4. Ресурсы Мирового океана

Минеральные (нефть, природный газ, каменный уголь, соль, железо марганце вые конкреции и т. п), энергетические (механическая и тепловая энергия вод) и био ресурсы (представители растительного и животного мира океана), рекреационные и транспортн ые ресурсы. Проблема экономного использования богатств Мирового океана является общей проблемой человечества. В последние годы распространилось р а зведения некоторых видов организмов на морских плантациях и фермах (аква - и марикультур ы ).

5. Климатические ресурсы

Климатические ресурсы - неисчерпаемые природные ресурсы, что содержат солнечную энергию, влагу и энергию ветра (энергетические, сельскохозяйственные и рекреац ионные ресурсы климата). Сочетание тепла, влаги, водного режима, почв определенной территории, используемые в сельском хозяйстве, называют агроклиматическими ресурсами.

6. Рекреационные ресурсы

Рекреационные ресурсы - совокупность природных и антропогенных объектов и явлений, которые можно использовать для отдыха, лечения и туризма. Два направления - природные и социально-экономические.

Природные - морские побережья, берега рек, озер, леса, парки, горные ра й оны подобное.

Социально-экономические - памятники истории, архитектуры, этнографические элементы.

VII .Домашнее задание:

-выучить п.11-12, 13-14 (на два урока);

-повторить все ключевые слова по данной теме; подготовиться к диспуту;

-закончить оформление всех таблиц, логических конспектов, схем.

Для любознательных: подготовить творческий проект на тему: «Экологическая политика на современном этапе».

Урок 18. Тема: Практическая работа № 2. Сравнительная оценка ресурсообеспеченности 2-х отдельных стран или регионов мира.

Обобщение по темам: «География населения мира» и «География мировых природных ресурсов».

Цели : -Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

-Формирование умений рассчитывать ресурсообеспеченность на основе статистических данных, представлять результаты работы в различных формах (таблица, диаграмма), делать выводы на основе полученной информации.

-Развитие навыков работы с тематическими картами.

Тип урока : урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма урока : урок самостоятельной практической работы.

Ход урока:

    Организационный момент.

О порядке работы на уроке. Форма представления результатов работы.

    Практическая работа (выполняется в тетрадях для практической работы с печатной основой).

    Обобщение

Минеральные ресурсы

(a. mineral resources; н. Mineralressourcen, mineralische Ressourcen; ф. ressources minerales; и. recursos minerales ) - совокупность полезных ископаемых, выявленных в недрах отд. регионов, стран, континентов, дна океанов или Земли в целом, доступных и пригодных для пром. использования и, как правило, количественно оценённых геол. исследованиями и геол. разведкой. M. p. являются невозобновляемыми Природными ресурсами. Подготовленную к освоению часть M. p. называют минерально-сырьевой базой.
Понятие M. p. имеет неск. аспектов. B горно-геол. аспекте M. p. являются совокупностью выявленных в недрах скоплений (м-ний) различных п. и., в к-рых хим. элементы и образуемые ими минералы находятся в резко повышенной концентрации по сравнению c кларковыми содержаниями в земной коре, обеспечивающей возможность их пром. использования. B экономич. аспекте M. p. служат сырьевой основой для развития важнейших отраслей пром. произ-ва (энергетика, топливная пром-сть, чёрная и , хим. пром-сть, стр-во), a также возможным объектом междунар. сотрудничества. B условиях капиталистич. общества M. p. могут быть одной из причин междунар. конфликтов, вызываемых борьбой капиталистич. гос-в за захват наиболее богатых источников Минерального сырья.
Пo областям использования M. p. подразделяются на топливно- энергетическиe ( , природный газ, угли, торф, ); руды чёрных металлов (железные, марганцевые, хромовые и др.); руды цветных и легирующих металлов (алюминия, меди, свинца, цинка, никеля, кобальта, вольфрама, молибдена, олова, сурьмы, ртути и др.); руды редких и благородных металлов; горнохимическиe ( , апатиты, каменная, калийная и магнезиальная соли, cepa и её соединения, бром и иодсодержащие растворы, флюорит и др.); ; нерудное индустриальное сырьё (слюда, асбест, кварц и др.); нерудные (цементное и , мраморы, шиферные , глины, туфы, гранит); гидроминеральныe (подземные пресные и минерализованные воды, в т.ч. бальнеологич., термальные и др.). Приведённая является условной, т.к. области пром. применения нек-рых п. и. могут быть многообразными, напр. являются также сырьём для хим. пром-сти, и др. - сырьём для металлургии, произ-ва, хим. пром-сти и пром-сти строит. материалов.
Понятие M. p. изменяется во времени и зависит от уровня развития общества, от потребностей произ-ва, a также от уровня техники и возможностей экономики. Природные минеральные вещества становятся M. p. только после того, когда в них появляется потребность и появляются способы их практич. использования. Чем выше техн. вооружённость, тем шире ассортимент п. и. и большее число новых видов минерального сырья вовлекается в пром. произ-во. Напр., кам. стал п. и., имеющим пром. значение, только c кон. 17 в., нефть - c cep. 19 в.; руды алюминия, магния, хрома и редких элементов, и др. - c кон. 19 - нач. 20 вв.; урановые руды - c cep. 20 в. Oб истории освоения M. p. см. в ст. Горное дело .
Пространств. M. p. в недрах Земли в целом, a также отд. континентов и стран характеризуется неравномерностью.
Cв. 80% разведанных запасов угля промышленно развитых и развивающихся стран сосредоточено в недрах пяти капиталистич. стран - США, ФРГ, Великобритании, Австралии и ЮАР, 87% марганцевых руд - в ЮАР и Австралии, 86% калийных солей - в Канаде. Значительная часть M. p. мн. важнейших видов п. и. сосредоточена в недрах развивающихся стран (рис. 1).


Как правило, M. p. количественно оцениваются Запасами полезных ископаемых и Прогнозными ресурсами. B минерально-сырьевом балансе мира, a также в балансе отд. стран св. 70-80% запасов каждого вида п. и. приходится на сравнительно небольшое число крупных м-ний и м-ний-гигантов, остальные сосредоточены в средних и многочисл. мелких м-ниях. Пo пром. значению и размерам запасов п. и. условно различают уникальные м-ния, имеющие большое значение в мировых запасах планеты в целом, крупныe - в запасах больших по территории и обеспеченных M. p. стран, средние - в запасах cp. и небольших стран или отд. регионов крупных стран, небольшие и мелкиe - в запасах небольших стран или отд. p-нов и предприятий. Данные o запасах отд. видов п. и. по континентам приведены в табл., a их распределение по странам - в статьях об отд. видах п. и. и гос-вах.


Наиболее изучены давно действующие горнопром. p-ны, территории социалистич. и промышленно развитых капиталистич. стран, в меньшей степени - территории развивающихся стран Африки и Азии, нек-рых p-нов Латинской Америки, a также Мирового океана;. Несмотря на истощение давно эксплуатируемых отд. м-ний и сокращение разведанных запасов п. и. в нек-рых странах, уровни добычи, достигнутые в мире в нач. 80-x гг., обеспечиваются на длит. сроки (рис. 2).


Однако значит. часть выявленных п. и. сосредоточена в м-ниях c относительно бедными рудами или залегающими на больших глубинах и в сложных горно-геол. условиях.
Пром. освоение M. p. включает их оценку (н.-и., поисковые и геол.-разведочные работы) и собственно освоение (добыча, обогащение и переработка), масштабы и интенсивность к-рого определяются особенностями пром. и социально-экономич. развития общества, ролью минерально-сырьевого сектора x-ва в экономике страны. Невозобновляемость M. p. обусловливает необходимость их рационального использования, сокращения потерь при добыче, переработке и транспортировке, a также утилизации вторичного сырья и соблюдения эколого-экономич. подхода при эксплуатации M. p. Литература : Быховер H. A., Экономика минерального сырья, (т. 1-3), M., 1967-1971; Мирлин Г. A., Минеральные ресурсы на рубеже XX и XXI столетий, "Изв. AH CCCP, cep. Геол.", 1983, No 9. Г. A. Мирлин.


Горная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Е. А. Козловского . 1984-1991 .

Смотреть что такое "Минеральные ресурсы" в других словарях:

    Совокупность запасов полезных ископаемых в недрах Земли (района, страны, региона, континента, планеты в целом), пригодных для использования в различных отраслях хозяйства. Многие минеральные ресурсы (нефть, уголь, золото, серебро, вольфрам,… … Экологический словарь

    Совокупность запасов полезных ископаемых в недрах, пригодных для промышленного использования в современных условиях и в перспективе. По английски: Mineral resources Синонимы: Ресурсы литосферы См. также: Исчерпаемые природные ресурсы Литосфера… … Финансовый словарь

    минеральные ресурсы - Природные вещества минерального происхождения, пригодные для получения энергии, сырья и материалов в современных условиях и в перспективе. Syn.: полезные ископаемые; минерально сырьевые ресурсы … Словарь по географии

    Совокупность запасов полезных ископаемых в недрах района, страны, группы стран, континента, мира в целом, подсчитанных применительно к существующим кондициям на полезные ископаемые с учетом научно технического прогресса (увеличение глубины… … Большой Энциклопедический словарь

    Природные вещества минерального происхождения, используе­мые для получения энергии, сырья и материалов. Относятся к категориигаевозобновимых. Краткий географический словарь. EdwART. 2008 … Географическая энциклопедия - – 1). В соответствии с Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики, м.р. – это все неживые; в Заключительном акте IV Специального консультативного совещания государств участников Договора об Антарктике предусмотрено, что … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

    минеральные ресурсы - 24 минеральные ресурсы Прогнозируемые потенциальные запасы полезных ископаемых в земной коре, пригодные для извлечения и использования как в современных условиях, так и в перспективе

Минеральные ресурсы

Минеральными ресурсами называются полезные, ископаемые, извлеченные из недр. В свою очередь, под полезными ископаемыми понимают природные минеральные вещества земной коры, которые при определенном уровне развития техники могут быть с положительным экономическим эффектом извлечены и использованы в народном хозяйстве в естественном виде или после предварительной переработки. Масштабы использования минеральных ресурсов постоянно растут. В то время, как в средние века из земной коры извлекалось лишь 18 химических элементов, то в настоящее время это число возросло до более, чем 80. С 1950 г. добыча полезных ископаемых увеличилась в 3 раза. Ежегодно из недр Земли извлекается более 100 млрд. т. различного минерального сырья и топлива. Современное хозяйство использует около 200 видов минерального сырья. При использовании минеральных ресурсов необходимо учитывать, что почти все они относятся к категории невозобновимых. Кроме того, запасы отдельных их видов далеко не одинаковы. Например, общегеологические запасы угля в мире оцениваются в 14,8 трлн. т, а нефти - в 400 млрд. т. Однако, необходимо принимать во внимание и постоянно растущие потребности человечества.

Виды минеральных ресурсов

Единой общепринятой классификации нет. Однако, часто используют следующее разделение: топливные (горючие), металлические (рудные) и неметаллические (нерудные) полезные ископаемые. На базе этой классификации построена карта минеральных ресурсов в учебном атласе. Распространение полезных ископаемых в земной коре подчиняется геологическим закономерностям.

Топливные (горючие) полезные ископаемые заключены прежде всего в угольных (всего их 3,6 тыс. и они занимают 15% суши) и нефтегазоносных (разведано их более 600, разрабатывается 450) бассейнах, которые имеют осадочное происхождение, сопутствуют чехлу древних платформ и их внутренним и краевым прогибам. Основная часть мировых угольных ресурсов приходится на Азию, Северную Америку и Европу и залегает в 10 крупнейших угольных бассейнах, находящихся на территории России, США, ФРГ. Основные нефтегазоносные ресурсы сосредоточены в Азии, Северной Америке, Африке. К числу наиболее богатых бассейнов относятся бассейны Персидского залива, Мексиканского залива, Западносибирский. Иногда эту фуппу называют «топливно-энергетической» и тогда, помимо угля, нефти и газа в нее включают уран, являющийся топливом для атомных электростанций. В противном же случае урановые руды включают в следующую группу.

Рудные (металлические) полезные ископаемые обычно сопутствуют фундаментам и выступам (щитам) древних платформ, а также складчатым областям. В таких областях они нередко образуют огромные по протяженности рудные (металлогенические) пояса, например, Альпийско-Гималайский, Тихоокеанский. Страны, расположенные в пределах таких поясов, обычно имеют благоприятные предпосылки для развития горнодобывающей промышленности. В пределах этой группы выделяются черные, легирующие и тугоплавкие металлы (руды железа, марганца, хрома, никеля, кобальта, вольфрама и др.), цветные металлы (руды алюминия, меди, свинца, цинка, ртути и др.), благородные металлы (золото, серебро, платиноиды). Большие запасы железорудного сырья сосредоточены в США, КНР. Индии, России. В последнее время к ним добавились некоторые страны Азии (Индия), Африки (Либерия, Гвинея, Алжир), Латинской Америки (Бразилия). Крупные запасы алюминиевого сырья (бокситов) имеются во Франции, Италии, Индии, Суринаме, США, государствах Западной Африки, странах Карибского бассейна, России. Медные руды сосредоточены в Замбии, Заире, Чили, США, Канаде, а свинцово-цинковые - в США, Канаде, Австралии.

Кроме этого, практически повсеместное распространение имеют нерудные полезные ископаемые. В пределах этой группы выделяют химическое и агрономическое сырье (калийные соли, фосфориты, апатиты и др.), техническое сырье (алмазы, асбест, графит и др.), флюсы и огнеупоры, цементное сырье и др.

Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых. Научная концепция таких сочетаний, разработанная учеными-географами, имеет большое практическое значение, особенно при формировании крупных территориально-производственных комплексов.

В настоящее время поиски полезных ископаемых ведутся двумя путями. В случае, если есть плохо исследованная территории, то расширяется площадь изучения и за счет этого идет прирост разведанных полезных ископаемых. Этот способ преобладает в азиатской части России, Канаде, Австралии, Бразилии. Во втором случае идет изу-чение более глубоких месторождений. Это связано с давней освоенностью территории и сильной выработкой месторождений, находящихся близко к поверхности. Такой путь характерен для стран Зарубежной Европы, для европейской части России, для Украины, США.

Многие ученые мира говорят о движении общества к системе оборотного использования ресурсов, когда в экономике главным сырьем станут отходы. На современном этапе многие развитые страны используют глубокую утилизацию промышленных и бытовых отходов. В первую очередь, это государства Западной Европы, США и, особенно, Япония.

Наиме-нование

Полезные ископаемые

Время, на которое хватит ресурсов при ны­нешнем уровне добычи в год

Крупнейшие месторождения мира

Пронозные

Разведанные

Достоверные

1,8 трлн. т

Разведанных запасов хватит на 400 лет (добыча 4,5 млрд. т/г)

Разведан в 75 странах мира. США - 445 млрд. т; Китай – 272; Россия – 200; ЮАР – 130; Австралия – 90; Англия – 50; Канада – 50; Индия - 29

840 млрд. т

300 млрд. т

Разведанных запасов хватит на 45 лет (добыча 3 млрд. т/г)

Разведанные запасы нефти в мире распределяются следующим образом %: Саудовская Аравия - 25,4; Ирак - 11; ОАЭ - 9,4; Кувейт - 9,3; Иран - 9,1; Венесуэла - 6,8; Россия - 4,8; Китай - 2,4, США - 2,4

Природный газ

Нет информации

Нет информации

Запасов хватит на 71 год (добыча 2,2 трлн. м 3 /г)

Россия – 47600 млрд. м 3 , Иран – 21200, США - 4654, Алжир - 3424, Туркмения 2650, Норвегия - 3800, Казахстан - 1670, Нидерланды – 1668, Ливия - 1212, Великобритания – 574

Железная руда

Нет информации

Запас на 250 лет (добыча 1 млрд. т/г)

Бразилия, Австралия, Канада, Россия, Китай, США, Индия, Швеция

Бокситы (сырье для цветных металлов);

Нет информации

Запас на 250 лет (добыча 80 млн. т/г)

Австралия, Гвинея, Бразилия, Венесуэла, Ямайка

Медные руды

Нет информации

Нет информации

Запас на 55 лет (добыча 5 млн. т/г)

Индия, Зимбабве, Замбия, Конго, США, Россия, Канада

Природные ресурсы распределены между странами неравномерно. Только 20 стран располагают более 5% мировых запасов какого-либо одного вида минерального ресурса. Лишь несколько стран мира (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР и Австралия) обладают большинством его видов. В различных странах сложились различия между имеющимися минеральными ресурсами и объемами их потребления (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Имеющиеся минеральные ресурсы и их потребление в отдельных странах

Для темпов мирового потребления первичных энергоресурсов (ПЭР) за 1900-2000 гг. характерно следующее: за первые 40 лет этого столетия (1900-1940 гг.) потребление ПЭР увеличилось в 3,5 раза, за последующие 30 лет (1940-1970 гг.) − еще в 3,55 раза и в последние 30 лет (1970-2000 гг.) − в 1,8 раза. Если за первые 70 лет этого столетия ежегодные темпы прироста потребления энергии составили 3,2-3,55%, то с 1970 по 2000 г. отмечено снижение ежегодного прирос­та потребления энергии до 1,9 %, а за пятилетие 1995-2000 гг. до 1,15%.

Неуклонной тенденцией мирового потребления первичных энергоресурсов является изменение его структуры в сторону роста доли высокоэффективных источников энергии − нефти и газа при снижении доли угля.

Несмотря на значительный рост абсолютных объемов потребления угля с 661 млн. т в 1900 г. до 3670 млн. т в 2000 г., доля угля в структуре потребления ПЭР за этот период упала с 94,4 до 29,6 %. Однако в послед­ние 20 лет прошлого столетия эта тенденция изменилась. С 1980 по 2000 г. произошло увеличение доли угля в добыче и в потреблении пер­вичных энергоресурсов. Особенно велика роль угля в экономике СЩА и Китая. На перспективу вплоть до 2020 г. будет также происходить на­ращивание физических объемов потребления угля при одновремен­ном увеличении его доли в структуре потребления ПЭР. Электроэнер­гетика и металлургия, как и в прошлом, останутся основными его по­требителями.

В структуре потребления ПЭР нефть вплоть до конца 60-х годов за­нимала второе место после угля, однако в начале 70-х заняла лидирую­щее положение, оттеснив уголь на второе место.

Особенно быстрое наращивание потребления нефти происходило в 50-е и 60-е годы, когда ежегодные темпы прироста потребления до­стигли 7,3 и 8 %. Однако в последующие годы, особенно под воздейст­вием нефтяного кризиса 1973 и 1979 гг. произошел резкий спад темпов прироста потребления нефти. Ежегодный прирост потребления нефти за 1995-2000 гг. составил всего 0,5 %. Наращивание доли нефти в структуре потребления ПЭР происхо­дило вплоть до начала 80-х годов, когда оно достигло 43%. Однако по­сле 1980г. эта доля постепенно снижалась и в 2000 г. она составила уже только 34,1%. В перспективе до 2020 г. можно ожидать дальнейшее снижение доли нефти в структуре потребления ПЭР.

Из всех источников первичных энергоресурсов в XX столетии наиболее быстрыми темпами нарастало потребление газа, особенно в 1940-1970 гг., когда среднегодовые приросты его потребления соста­вили свыше 8%. Хотя в последующие годы темпы снизились, они со­храняются самыми высокими по сравнению с нефтью и углем. В 1990-2000 гг. среднегодовой темп прироста потребления газа составил 2,5%. Одновременно росла доля газа в структуре потребления ПЭР. В 2000 г. она приблизилась к доле угля и составила 26,5%.

Можно выделить следующие направления эффективного и рационального использования природных ресурсов :

    совершенствование технологии добычи полезных ископаемых;

    комплексная переработка всех компонентов добываемого сырья и постепенный переход к малоотходным и безотходным технологиям;

    снижение материалоемкости и энергоемкости используемых технологий;

    использование нетрадиционных источников энергии и новых материалов.

Земельные ресурсы

Земельные ресурсы - земная поверхность, пригодная для проживания и хозяйственной деятельности человека. Земельные ресурсы характеризуются величиной территории и ее качеством (рельефом, почвой).

На долю суши приходится 149 млн. км2 из общей площади поверхности Земли − 510 млн. км2. Остальное занимают моря и океаны. Площадь суши за вычетом ледяных пустынь Арктики и Антарктики, т. е. общая площадь мирового земельного фонда составляет 134 млн. км 2 .

Мировой земельный фонд в структуре:

1) 11% приходится на обрабатываемые земли (пашни, сады, виноградники);

2) 23% − на луга и пастбища;

3) 30% − на леса;

4) 3% − на антропогенные ландшафты (населенные пункты, промышленные зоны, транспортные линии);

5) 33% − на малопродуктивные земли (пустыни, болота и экстремальные территории с низкой температурой или в горах).

Сельскохозяйственные угодья − это земли, которые используются для производства продуктов питания, включающие пашни, многолетние насаждения (сады, плантации), естественные луга и пастбища.

В данный момент общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 48,1 млн. км 2 (4810 млн. га), в том числе пашни (обрабатываемые земли) − 1340 млн. га, луга и пастбища − 3365 млн. га. Наибольшими размерами пашни выделяются США (185 млн. га), Индия (160), Россия (134), Китай (95), Канада (46), Казахстан (36), Украина (34).

Доля обрабатываемых земель в общем земельном фонде составляет (%):

1) в Индии − 57,1;

2) в Польше − 46,9;

3) в Италии − 40,3;

4) во Франции − 35,3;

5) в Германии − 33,9;

6) в США − 19,6;

7) в Китае и в России − 7,8;

8) в Австралии − 6;

9) в Канаде − 4,9;

10) в Египте − 2,8.

В этих странах, как и в мире в целом, резервов для сельскохозяйственного освоения осталось очень мало: леса и малопродуктивные земли. Вдобавок во многих странах сельскохозяйственные угодья быстро сокращаются, так как отводятся под строительство и т. д. Можно отметить, что в последние десятилетия происходило и расширение сельскохозяйственных угодий за счет освоения целинных земель в России, Казахстане, Китае, Канаде.

В мире происходит ухудшение, или деградация, земель. Ежегодно около 6-7 млн. га выводится из-за эрозии. Заболачивание и засоление выбрасывают из землепользования еще 1,5 млн. га. Особенную угрозу земельному фонду в 60 странах мира доставляет опустынивание, прежде всего возделываемых земель, охвативших территорию в 9 млн. км. Это примерно соответствует площади таких стран, как США или КНР. Превращение земель в антропогенные ландшафты также вызывает деградацию.

Водные ресурсы. Общий резерв воды на Земле составляет 1386 млн. км 3 , 96,5% водных ресурсов планеты приходится на соленые воды Мирового океана, 1% − на соленые подземные воды. И всего 2,5 % общего объема гидросферы − на пресные воды. Если исключить из расчета полярные льды, которые еще практически не используются, то в распоряжении человечества остается лишь 0,3% общего количества воды на земле.

Главным источником пресной воды остаются реки, чьи годовые ресурсы составляют 47 тыс. км 3 , а реально использовать можно менее половины этого количества. Таким образом, объем мирового потребления воды приблизился к 1/4 водных ресурсов планеты, которые могут быть использованы. В США водопотребление достигает почти 30% среднегодового поверхностного стока рек (при этом 20% потребностей в воде покрывается за счет подземных вод), а в России − примерно 2,5% речного стока. Сельское хозяйство (69%) является главным потребителем воды в мировом хозяйстве. Затем идут промышленность (21%) и коммунальное хозяйство (6 %).

Общий водозабор ежегодно составляет более 4780 км 3 . Только в США ежегодно используется около 550 км 3 пресной воды, а в России − примерно 100 км 3 .

В России структура водопотребления заметно отличается от среднемировой. На первом месте стоит промышленность − 55% от общего потребления, на втором − сельское хозяйство, включая орошение − 20%, на третьем − коммунальное хозяйство − 19%. Отличия российской структуры водопотребления от среднемировой обуславливаются довольно значительным весом в российской промышленности отраслей, характеризующихся повышенным водопотреблением (металлургической, химической, целлюлозно-бумажной); относительно небольшой долей орошаемых земель; расточительным потреблением воды в быту.

В мировом сельском хозяйстве существенно прослеживается тенденция к повышению спроса на воду. Уровень использования водных ресурсов для нужд промышленности, сельского хозяйства и быта составляет от общего объема водных ресурсов (%):

1) в Египте − 97,1;

2) в Израиле − 84;

3) на Украине −40;

4) в Италии − 33,7;

5) в Германии − 27,1;

6) в Польше − 21,9;

7) в США − 18,9;

8) в Турции − 17,3;

9) в России − 2,7.

Основные резервы повышения эффективности использования водных ресурсов:

1) сокращение потребления воды прежде всего за счет внедрения водосберегающих технологий и оборотного водоснабжения (оборотным называется такое водоснабжение, когда вода, забираемая из природного источника, многократно используется без сброса в водоем или канализацию);

2) ликвидация потерь воды при ее транспортировке из-за протечек, испарений и т. д.;

3) устранение нерационального потребления воды в быту.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!