Все для предпринимателя. Информационный портал

Источники, виды и факторы угроз экономической безопасности, создание службы экономической безопасности. Проблема обеспечения экономической безопасности предприятия

Экономическая безопасность предприятия – это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности.

Для каждого предприятия «внешние» и «внутренние» угрозы сугубо индивидуальны. Вместе с тем, на наш взгляд, указанные категории включают отдельные элементы, которые приемлемы практически к любому субъекту хозяйственной деятельности.

К внешним угрозам и дестабилизирующим факторам можно отнести противоправную деятельность криминальных структур, конкурентов, фирм и частных лиц, занимающихся промышленным шпионажем либо мошенничеством, несостоятельных деловых партнеров, ранее уволенных за различные проступки сотрудников предприятия, а также правонарушения со стороны коррумпированных элементов из числа представителей контролирующих и правоохранительных органов.

К внутренним угрозам и дестабилизирующим факторам относятся действия или бездействия (в том числе умышленные и неумышленные) сотрудников предприятия, противоречащие интересам его коммерческой деятельности, следствием которых могут быть нанесение экономического ущерба компании, утечка или утрата информационных ресурсов (в том числе сведений, составляющих коммерческую тайну и / или конфиденциальную информацию), подрыв ее делового имиджа в бизнес-кругах, возникновение проблем во взаимоотношениях с реальными и потенциальными партнерами (вплоть до утраты важных контрактов), конфликтных ситуаций с представителями криминальной среды, конкурентами, контролирующими и правоохранительными органами, производственный травматизм или гибель персонала и т.д.


Задачи. Принципы построения. Основные элементы

Количественный и качественный анализ перечисленных выше угроз позволяет сделать вывод о том, что надежная защита экономики любой компании возможна только при комплексном и системном подходе к ее организации. В связи с этим в лексиконе профессионалов, занимающихся обеспечением безопасности бизнеса коммерческих структур, появился термин «СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» предприятия.

Системой экономической безопасности предприятия (СЭБ) является комплекс организационно-управленческих, режимных, технических, профилактических и пропагандистских мер, направленных на качественную реализацию защиты интересов предприятия от внешних и внутренних угроз.

К числу основных задач СЭБ любой коммерческой структуры относятся:

– защита законных прав и интересов предприятия и его сотрудников;

– сбор, анализ, оценка данных и прогнозирование развития обстановки;

– изучение партнеров, клиентов, конкурентов, кандидатов на работу в компании;

– своевременное выявление возможных устремлений к предприятию и его сотрудникам со стороны источников внешних угроз безопасности;

– недопущение проникновения на предприятие структур экономической разведки конкурентов, организованной преступности и отдельных лиц с противоправными намерениями;

– противодействие техническому проникновению в преступных целях;

– выявление, предупреждение и пресечение возможной противоправной и иной негативной деятельности сотрудников предприятия в ущерб его безопасности;

– защита сотрудников предприятия от насильственных посягательств;

– обеспечение сохранности материальных ценностей и сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия;

– добывание необходимой информации для выработки наиболее оптимальных управленческих решений по вопросам стратегии и тактики экономической деятельности компании;

– физическая и техническая охрана зданий, сооружений, территории и транспортных средств;

– формирование среди населения и деловых партнеров благоприятного мнения о предприятии, способствующего реализации планов экономической деятельности и уставных целей;

– возмещение материального и морального ущерба, нанесенного в результате неправомерных действий организаций и отдельных лиц;

– контроль за эффективностью функционирования системы безопасности, совершенствование ее элементов.

С учетом перечисленных задач, условий конкурентной борьбы, специфики бизнеса предприятия строится его система экономической безопасности. Необходимо отметить, что СЭБ каждой компании также сугубо индивидуальна. Ее полнота и действенность во многом зависят от имеющейся в государстве законодательной базы, выделяемых руководителем предприятия материально-технических и финансовых ресурсов, понимания каждым из сотрудников важности обеспечения безопасности бизнеса, а также от знаний и практического опыта начальника СЭБ, непосредственно занимающегося построением и поддержанием в «рабочем состоянии» самой системы.

Построение СЭБ предприятия должно осуществляться на основе соблюдения принципов:

– законности;

– прав и свобод граждан;

централизованного управления;

– компетентности;

– конфиденциальности;

– разумной достаточности, соответствия внешним и внутренним угрозам безопасности;

– комплексного использования сил и средств;

– самостоятельности и ответственности за обеспечение безопасности;

– передовой материально-технической оснащенности;

– корпоративной этики;

– координации и взаимодействия с органами власти и управления.

К основным элементам СЭБ предприятия относятся:

1) защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации;

2) компьютерная безопасность;

3) внутренняя безопасность;

4) безопасность зданий и сооружений;

5) физическая безопасность;

6) техническая безопасность;

7) безопасность связи;

8) безопасность хозяйственно-договорной деятельности;

9) безопасность перевозок грузов и лиц;

11) противопожарная безопасность;

12) экологическая безопасность;

13) радиационно-химическая безопасность;

14) конкурентная разведка;

15) информационно-аналитическая работа;

16) пропагандистское обеспечение, социально-психологическая, предупредительно-профилактическая работа среди персонала и его обучение по вопросам экономической безопасности;

17) экспертная проверка механизма системы безопасности.

В наши дни все большую актуальность приобретает защита интересов предприятия от противоправной деятельности коррумпированных представителей контролирующих и правоохранительных органов. В связи с этим, данное направление работы многими начальниками служб экономической безопасности коммерческих структур выделяется в качестве отдельного элемента СЭБ.

Основной смысл подобной системы состоит в том, что она должна носить упреждающий характер, а основными критериями оценки ее надежности и эффективности являются:

– обеспечение стабильной работы предприятия, сохранности и приумножения финансов и материальных ценностей;

– предупреждение кризисных ситуаций, в том числе различных чрезвычайных происшествий, связанных с деятельностью «внешних» и / или «внутренних» недоброжелателей.

Особенностью и, одновременно, сложностью при построении системы экономической безопасности является тот факт, что ее действенность практически полностью зависит от человеческого фактора. Как показывает практика, даже при наличии на предприятии профессионально подготовленного начальника службы безопасности, современных технические средств, Вы не добьетесь желаемых результатов до тех пор, пока в Вашем коллективе каждый сотрудник не осознает важность и необходимость внедряемых мер экономической безопасности.

А они будут не популярны:

– кто-то утратит возможность в рабочее время или после работы развлекаться в Интернете, скачивать музыку и иную информацию, читать книги в электронном варианте и т.д.;

– кому-то покажется в тягость один раз в неделю менять пароль на своем компьютере;

– кто-то посчитает ниже своего достоинства всякий раз подниматься для того, чтобы уничтожить черновик в бумагорезательной машинке, убрать со стола документы и закрыть окно после окончания рабочего дня, опечатывать и сдавать свой рабочий кабинет под роспись в журнале службе охраны;

– у кого-то исчезнет возможность приводить на работу (в том числе и по выходным дням) своих друзей либо бахвалиться на стороне личными достижениями в работе или успехами фирмы;

– некоторые не смогут использовать служебные автотранспорт и мобильный телефон в личных целях, а также часами вести личные разговоры по служебным проводным каналам телефонной связи и т.д.

Поэтому для юридически правильного, эффективного и всестороннего использования СЭБ в защите интересов предприятия от всех видов недоброжелателей требования по обеспечению безопасности бизнеса излагаются в соответствующих приказах руководителя, трудовых договорах с сотрудниками и их должностных обязанностях, специальных инструкциях, положениях, контрактах с деловыми партнерами и т.д. После чего доводятся до персонала под роспись в процессе занятий и инструктажей.

В вопросах экономической безопасности как никогда важна роль и понимание актуальности проблемы в первую очередь самим руководителем предприятия. Директор и, при наличии, начальник службы безопасности, должны пропагандировать среди персонала одно из основных корпоративных правил: «Фирма – это твоя вторая семья. Предприятие дает всем сотрудникам работу, материальные блага, перспективы служебного роста и т.д. В связи с этим задача каждого сотрудника – приумножать успех и материальное положение компании (как и своей семьи). Ведь успех предприятия – это стабильность и перспективы его персонала».

Вместе с тем, как показывает практика, кто-то из Ваших сотрудников может не выполнять установленные в компании требования или допускать ошибки по забывчивости, кто-то по неаккуратности, а кто-то – из мести. У кого-то могут возникнуть финансовые затруднения в связи с болезнью близких или в связи с проигрышем в казино, и он решит их «компенсировать» за счет фирмы. Кто-то посчитает, что был незаслуженно наказан директором, что давно достоин повышения в должности или что его вклад в деятельность компании заслуживает гораздо более высокой зарплаты, а руководство этого не замечает и т.д.

Словом, с возрастом, изменением социального статуса, материального благосостояния, появлением вредных наклонностей, а также при возникновении некоторых объективных обстоятельств люди могут меняться либо вести себя неадекватно.

При этом необходимо понимать, что в вопросах обеспечения экономической безопасности «второстепенных» должностных лиц нет, а есть только особенности (в связи с выполняемыми каждым из сотрудников функциями и обязанностями).

Секретарь – наверное никто не будет возражать, что эта категория обладает серьезным объемом самой разноплановой информации о фирме.

Уборщица может похитить с рабочего стола директора документ с важной информацией или переписать, запомнить, ксерокопировать его содержание, добросовестно выбросить из мусорной корзины не уничтоженные документы либо документы, уничтоженные таким образом, что не составляет никакого труда их восстановить.

Охранник в состоянии сделать все то же самое, а в ночное время и выходные дни у него появляется дополнительная возможность впустить в офис посторонних, которые, в свою очередь, могут Вам навредить (начиная от банального хищения документов и имущества и заканчивая постановкой в Вашем кабинете подслушивающей техники или «перекачки» закрытой информации из вашего компьютера).

С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что СЭБ предприятия только тогда будет соответствовать предъявляемым к ней требованиям, когда весь персонал понимает важность обеспечения безопасности компании и сознательно выполняет все установленные указанной системой требования. Достигается же данная цель в результате проведения непрерывной, кропотливой воспитательной и профилактической работы с сотрудниками предприятия, их обучения и специальной подготовки по вопросам действующего законодательства и различным аспектам экономической безопасности.

Экономическая безопасность предприятия как успешная составляющая современного бизнеса

В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития российских предприятий во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности. В качестве основных факторов, отрицательно влияющих на безопасность предпринимательской деятельности в России можно выделить следующие:

· активное участие представителей власти и управления в коммерческой деятельности;

· использование криминальных структур для воздействия на конкурентов;

· отсутствие законов, позволяющих в полном объеме противодействовать недобросовестной конкуренции;

· отсутствие в стране благоприятных условий для проведения научно-технических исследований;

· отсутствие подробной и объективной информации о субъектах предпринимательской деятельности и об их финансовом положении;

· отсутствие культуры ведения дел в предпринимательской среде;

· применение оперативных и технических методов с целью получения нужной информации о конкурентах.

Следует отметить, что сегодня не все руководители предприятий готовы в полной мере оценить необходимость создания надежной системы экономической безопасности. В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов. Однако в общественном сознании все еще сильны стереотипы, согласно которым данная область относится многими к сфере компетенции государства и специальных органов. Именно в этом таятся корни «слабого» понимания специфики этих проблем прежде всего первыми руководителями предприятий и организаций, отнесение их к не основной деятельности. Особенно же сложно бывает определить конкретные действия, необходимые для защиты тех или иных жизненно важных ресурсов. Вследствие этого, многие руководители ограничиваются созданием на предприятии охранных структур, почти полностью исключая из арсенала организационно – технические и правовые методы, средства и способы защиты информации.

В итоге, например, вопросы защиты коммерческой тайны нередко упускаются в лицензионных соглашениях, договорах подряда на создание научно-технической продукции, что приводит к утечке коммерчески значимой информации.

Меры обеспечения сохранности информации на отдельном предприятии могут быть различны по масштабам и формам и зависеть от производственных, финансовых и иных возможностей предприятия, от количества и качества охраняемых секретов. При этом выбор таких мер необходимо осуществлять, исходя их принципа разумной достаточности, придерживаясь в финансовых расчетах «золотой середины», так как чрезмерное закрытие информации, так же как и халатное отношение к ее сохранению, могут вызвать потерю определенной доли прибыли или привести к серьезным убыткам.

Итак, проект обеспечения экономической безопасности объекта представляет собой единый организационно-технический комплекс, в ходе формирования которого разрабатывается концепция обеспечения безопасности объекта или политика безопасности. Ее основу составляет перечень обязательных мероприятий, направленных на выработку плана действий по защите объекта: определение состава службы безопасности (СБ), ее место в организационной структуре предприятия, сфера ее компетенции, права и полномочия, варианты действий в различных ситуациях во избежание конфликтов между подразделениями. Их подоплека обычно лежит как раз в том, что многие считают требования, предъявляемые СБ, необоснованно завышенными либо из-за того, что СБ «везде сует свой нос». Соблюдение вышеизложенных условий позволит ликвидировать почву для подобных ситуаций или разрешать их быстро и безболезненно. Политика экономической безопасности определяет правильный с точки зрения организации способ использования коммуникационных и вычислительных ресурсов, правила доступа на объект, правила обращения с конфиденциальной информацией, а также процедуры предотвращения нарушений режима безопасности и реагирования на них.

Следует отметить, что эффективность политики безопасности только тогда будет находиться на должной высоте, когда ее реализация будет представлять собой результат совместной деятельности сотрудников организации, способных понять все ее аспекты, и руководителей, способных влиять на ее претворение в жизнь. Не менее важным фактором, влияющим на действенность политики безопасности, представляется готовность персонала к выполнению ее требований, доведение до каждого его обязанностей по поддержанию режима безопасности. Соблюдение политики безопасности должно гарантироваться наличием ответственного по каждому виду проблем.

Разумеется, все основные положения политики безопасности должны быть закреплены в соответствующих распорядительных документах, состав и содержание которых определяются спецификой объекта. Однако, как правило, ни одна организация не сможет обойтись без положений о коммерческой тайне, о защите информации, об администраторе безопасности сети, правил, разграничивающих доступ к информации, содержащейся в автоматизированных системах, правил допуска персонала и посетителей в помещения, где производится обработка критичной информации, порядка проведения служебного расследования по факту нарушения правил безопасности.

Работы по оснащению и поддержке деятельности СЗИ, создание системы распорядительных документов входят в комплекс организационных мер, на основе которого может быть достигнут высокий уровень безопасности информации. Тем не менее, перечисленные меры не позволяют на должном уровне поддерживать функционирование системы защиты без проведения целого ряда организационно-технических мероприятий. Их полный перечень слишком широк для того, чтобы полностью приводить его в данной статье, скажем лишь, что они позволяют своевременно выявлять новые каналы утечки информации, принимать меры по их нейтрализации, совершенствованию системы защиты и оперативно реагировать на нарушения режима безопасности.

Разработанные документы определяют функции, необходимые для организации работы СБ, а также контрольно-проверочные и другие специальные функции, осуществляемые ею в процессе деятельности. Основными функциями являются:

· административно-распорядительная – подготовка решений по поддержанию режимов безопасности и конфиденциальности; определению положений, прав, обязанностей и ответственности должностных лиц по вопросам безопасности, а также по осуществлению представительских функций предприятия в данной области ее деятельности;

· хозяйственно-распорядительная – определение (совместно с другими подразделениями предприятия) ресурсов, необходимых для решения задач по обеспечению безопасности предприятия, подготовка и проведение мероприятий организационно – технического и правового характера, направленных на сохранность его собственности, в том числе интеллектуальной;

· учетно-контрольная – определение критически важных направлений финансово-экономической, производственно – коммерческой и других видов деятельности, подлежащих защите, а также возможных каналов утечки информации и других угроз финансовой стабильности и устойчивости предприятия, оценка источников их возникновения; налаживание действенного контроля;

· организационно-техническая – создание организационной структуры СБ, а также других структур по отдельным направлениям работы (защита информации, экономическая безопасность); организация взаимодействия между отдельными структурными подразделениями предприятия, способствующими достижению целей политики безопасности;

· планово-производственная – разработка комплексных программ и отдельных планов обеспечения безопасности предприятия, подготовка и проведение соответствующих мероприятий;

· материально-техническая – направляемая на материально – техническое и технологическое обеспечение деятельности СБ, оснащение ее специальной техникой;

· научно-методическая – накопление и распространение передового опыта в области обеспечения безопасности; организация обучения сотрудников других подразделений (в необходимом им объеме);

· информационно-аналитическая – сбор, накопление и обработка данных, относящихся к сфере безопасности, создание и использование необходимых для этого технических и методических средств.

Тем не менее, следует иметь в виду, что обеспечение СБ надежным инструментарием, грамотная расстановка приоритетов ее деятельности, как и всякая квалифицированная работа, требует участия в ней специалистов, имеющих соответствующую профессиональную подготовку и, что не менее важно, обладающих достаточно большим практическим опытом в этой области. Систему безопасности предприятия должны создавать профессионалы, а сотрудничество с ними может быть плодотворным, только если оно долгосрочное.

Переход экономики на рыночные отношения требует от руководителей предприятий не только разработки рыночной стратегии, но и стратегии безопасности, обязательно включающей специальные программы по защите интеллектуальной собственности и экономической безопасности. Соответственно, роль подразделения, ответственного за проведение данной работы на предприятии, выполняющего функции соблюдения правил политики безопасности и плана защиты, управления средствами защиты, контроля за правильностью их эксплуатации, выявления попыток и фактов нарушений и принятия мер по их нейтрализации, также выходит на первый план. Ослабление практически любой составляющей инфраструктуры предприятия непосредственно отражается на его безопасности, поэтому процесс управления предприятием находятся в тесной взаимосвязи с вопросами безопасности.



Заключение

В интересах стабильного функционирования фирмы, предприниматели должны в тех или иных объемах заниматься бизнеса или . Размер, капиталоемкость, технологическая сложность и публичность бизнеса определяют лишь объем тех работ, которые предприниматели проводят по бизнеса и их бюджет.

Не заботясь о соблюдении элементарных мер экономической , фирма может оказаться на грани банкротства, например в результате неплатежей: любой выданный товарный кредит может повлечь за собой риск неплатежа, если не предприняты определенные меры по сбору минимальной , не проведена элементарная . Участвуя в сделке в качестве покупателя или инвестора, необходимо проводить определенный набор процедур, цель которого – проверка достоверности излагаемых о себе продавцом или получателем средств сведений. Проведение данной информационно-аналитической работы позволит снизить риск купить «кота в мешке» и потратить деньги впустую. предполагает, что на фирме также должны быть продуманы определенные меры по снижению потерь, вызываемых действиями проверяющих структур, например в рамках уполномоченных структур, которая также может закончиться для предпринимателя невосполнимыми потерями. В любом случае вовремя проведенный профессиональный позволит предприятию предотвратить большинство форс-мажорных затрат, направленных на ликвидацию последствий просчетов в обеспечении безопасности бизнеса.

1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: курс лекций. М.: Инфа М, 2003 г.

2. Полукарпов В.Л. Краткий курс менеджмента М., 2004 г.

3. Полукарпов В.Л. Менеджмент: анализ и основные тенденции. М., 2007 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Лоренц Алиса Эдуардовна

Национально-исследовательский Томский Политехнический университет

Аннотация:

В данной статье дано определение экономической безопасности предприятия и рассмотрены её особенности, определены основные дестабилизирующие факторы, дана характеристика системы экономической безопасности предприятия.

This article provides a definition of economic security and describes the features, identifies the main destabilizing factors and describes the system of economic security.

Ключевые слова:

Экономическая безопасность, система экономической безопасности, предприятие,дестабилизирующие факторы

Economic security, economic security system, enterprise, destabilizing factors

УДК 007

В современном мире проблема защиты экономических интересов предприятия является очень актуальной, однако ей уделяется достаточно мало внимания со стороны руководителей организаций. В условиях перехода к рыночной экономике, развития рыночных механизмов, несовершенства законодательной базы, роста частного предпринимательства весьма важной задачей экономической науки и практики хозяйственной деятельности предприятий становится обеспечение экономической безопасности.

Экономическая безопасность предприятия - это состояние его защищенности от негативного влияния внутренних и внешних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности.
В рамках современных экономических концепций экономическая безопасность хозяйствующего субъекта представляет собой совокупность утилитарных и концептуальных факторов, которые обеспечивают данной системе защиту от негативного влияния, перспективное развитие, эффективность жизненно важных процессов, независимость, возможность достижения целей.
Как известно, предприятие является сложной открытой динамической системой, которая находится в процессе постоянного обмена ресурсами с внешней средой (Рис.1.) Некоторые факторы внешней среды оказывают как благоприятное так и неблагоприятное воздействие на функционирование системы предприятия. В связи с этим для сохранения целостности и развития предприятию необходимо оперативно реагировать на все позитивные и негативные изменения внешней среды, что является одной из основных составляющих обеспечения экономической безопасности.

Рис 1. Воздействие предприятия с внешней средой.

Системы, которые не в состоянии адаптироваться, изменяться и демонстрировать адекватную реакцию на внешний поток угроз, обычно становятся недееспособными.
Под угрозой экономической безопасности понимаются сложившиеся экономические и иные условия, произошедшие факты в экономической и других сферах деятельности, которые способны оказать негативное воздействие на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта в настоящем или ближайшем будущем. На Рис 2. представлены основные угрозы экономической безопасности предприятия.

Рис 2. Угрозы экономической безопасности предприятия.

Опасностью для предприятия может стать не столько прямая угроза, но и неопределённость внешней среды, которая не даёт возможности предприятию вовремя мобилизовать свои силы для резкого негативного удара извне - или, в обратном случае, открыться при наступлении благоприятного события.
К сожалению, очень часто руководители предприятий не готовы полноценно оценить потребность создания надежной системы экономической безопасности. Это связано с тем, что по общественным стереотипам, данная область находится в компетенции государства или специальных органов. Именно это является причиной непонимания особенностей данной проблемы, не отнесение их к ключевым направлениям деятельности предприятия.
В условиях отсутствия программ по обеспечению экономической безопасности наиболее сложно обозначить определённые действия, необходимые для защиты жизненно важных ресурсов предприятии. Очень часто исключаются из поля зрения руководитей фирмы организационно-технические и правовые, средства и способы защиты от внешних и внутренних угроз.
Проанализировав многообразие угроз, а также рассмотрев отношение руководящих лиц к проблемам безопасности предприятия можно сделать выводы о том, что надежная защита экономики любой компании возможна только при комплексном и системном подходе к ее организации. В связи с этим в лексиконе профессионалов, занимающихся обеспечением безопасности бизнеса коммерческих структур, появился термин «Система экономической безопасности» (СЭБ) предприятия.
Главная цель СЭБ тесно связана с определением экономической безопасности. Она включает в себя обеспечение защищенности деятельности предприятия, своевременное выявление проблем, принятие мер по их нейтрализации, совершенствование системы защиты для достижения им целей бизнеса. Для достижения целей СЭБ должна выполнять ряд функций:

  • административно-распорядительная функция включает в себя определение прав, обязанностей и ответственных лиц по вопросам безопасности, осуществление представительских функций предприятия в этой области;
  • хозяйственно-распорядительная отвечает за предоставление ресурсов, которые необходимы для решения задач по обеспечению безопасности предприятия, подготовку и проведение мероприятий организационно - технического и правового характера, направленных на сохранение его собственности;
  • учетно-контрольная функция определяет те виды деятельности, которые подлежат защите, а также возможные факторы финансовой нестабильности и неустойчивости предприятия, оценивает источники их возникновения;
  • организационно-техническая функция отвечает за создание организационной структуры системы безопасности и организацию взаимодействия между отдельными структурными подразделениями;
  • планово-производственная функция способствует разработке комплексных программ для обеспечения безопасности предприятия;
  • материально-техническая функция подразумевает оснащение системы безопасности специальной техникой;
  • научно-методическая функция способствует накоплению и распространению опыта в области обеспечения безопасности, а также организовывает обучение сотрудников подразделений;
  • информационно-аналитическая функция включает в себя сбор, накопление и обработка данных, относящихся к сфере безопасности, создание необходимых для этого технических и методических средств и их использование.

Выявив функции, можно перейти к конкретным мерам обеспечения безопасности, которые могут быть различны по формам и масштабам и зависеть от производственных, финансовых, конкурентных и иных возможностей предприятия, от качества и количества охраняемых объектов.
В системе обеспечения экономической безопасности предприятия объект и субъект тесно взаимосвязаны. Объектом системы в целом выступает стабильное экономическое состояние предприятия в текущем и перспективном периоде. Конкретными объектами защиты выступают ресурсы: материальные, информационные, финансовые, кадровые и др.
Субъекты системы экономической безопасности предприятия можно разделить на 2 группы - внешние субъекты и внутренние субъекты.
К внешним субъектам относим органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые обеспечивают безопасность всех законопослушных участников хозяйственных отношений. С помощью этих органов формируется законодательная основа функционирования и защиты хозяйственной деятельности в различных ракурсах и обеспечивается ее исполнение.
Внутренние субъекты - это те лица, которые осуществляют деятельность, направленную на защиту экономической безопасности данного конкретного субъекта хозяйственной деятельности. Их деятельность осуществляется на основе определенной разработанной стратегии и тактики. В качестве таких субъектов выступают работники собственной службы безопасности предприятия или приглашенные работники из специализированных фирм, которые имеют профессиональные навыки в данной отрасти, обладают большим практическим опытом и оказывают услуги по защите деятельности предприятия. В России существует целый ряд фирм, оказывающих полный спектр услуг по внедрению комплексных систем безопасности и помогающих предприятиям разрабатывать и реализовывать программы безопасности различного назначения и сложности. Примерами могут послужить следующие фирмы, которые специализируются на защите конкретных отделов, обеспечивающих функционирование предприятий:

  • Равелин Лтд ООО - предлагает широкий спектр оборудования ведущих мировых и отечественных производителей, является разработчиком российской СКУД «Gate»;
  • ООО Вита-Пром - компания занимается поставкой оборудования для обеспечения безопасности жизни и здоровья человека а так же обеспечение сохранности материальных ценностей организаций и частных лиц;
  • НП "МОД" - Международное Объединение Частных детективов;
  • ООО Логические бизнес решения - консалтинговая деятельность по созданию информационных систем по безопасности. Имеет большой опыт работы в области экономической, кадровой и информационной безопасности;
  • Форт диалог - одна из крупнейших российских региональных компаний, работающих в сфере системной интеграции и др. [ 4]

Однако, стоит обратить внимание, что некоторые фирмы-помощники являются представителями рейдерских компаний, которые представляют собой большую угрозу безопасности. Поэтому, прежде чем обратиться за услугами, необходимо убедиться в отсутствии спекуляций со стороны данной фирмы.
Таким образом, экономическая безопасность является одной из главных составляющих управления предприятием, работающих в интересах его успешного функционирования. В условиях особенностей рыночной экономики России необходим тщательный подход к обеспечению экономической безопасности. Стоит помнить, что профилактика проблемы всегда обходиться дешевле, чем разрешение уже возникшей опасной ситуации.

Библиографический список:


1. Козаченко А. В. Экономическая безопасность предприятия: сущность и механизм обеспечения: Учеб.пос. – М., 2009. С.58.
2. Терехов В.В. Экономическая безопасность предприятия как успешная составляющая современного бизнеса [Электронный ресурс] // Прогноз финансовых рисков: интернет-журнал. 2013. URL: http://bre.ru/security/22999.html.
3. Иванюта Т. Н. Основные подходы к формированию системы экономической безопасности на предприятиях [Электронный ресурс] // Молодой ученый: научный журнал. 2013. URL: http://www.moluch.ru/archive/51/6347/
4. Лидеры России на рынке безопасности объектов различного назначения и сложности [Электронный ресурс] // Директор по безопасности: интернет-журнал. 2013. URL: http://www.s-director.ru/enterprise.html

Рецензии:

19.12.2013, 1:38 Назарова Ольга Петровна
Рецензия : Откорректируйте статью "В данной статье будет дано определение" - зачем это писать! и т.д. Доработать.

23.12.2013, 13:10 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия : Следует отредактировать статью. Например, "экономическая безопасность является одним из главных составляющих предприятия", тогда уж "одной", и не составляющих предприятия, а, возможно, сферой управления. И т.д. После редактирования можно рекомендовать к печати

УДК 343.9 ББК 67.0

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ

Александр Григорьевич САЧЕК, докторант факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: sachek_a@ tut.by

Научная специальность: 12.00.08 - уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. Формирование правового государства, перестройка политической системы общества требуют переосмысления национальной безопасности, экономической безопасности как определенной формы ее выражения. Уровневый подход к обеспечению экономической безопасности позволяет выявить основные угрозы и разработать эффективные меры по их нейтрализации.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, угроза, безопасность субъекта хозяйствования, уровневый подход.

Annotation. The formation of a legal state, the restructuring of the political system of society require rethinking national security, economic security as a definite form of its expression. A tiered approach to economic security allows you to identify major threats and to develop effective measures to neutralize them.

Key words: economic security, national security, threat, security entity, a tiered approach.

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется значительным количеством конфликтов в различных сферах жизнедеятельности. Вследствие низкой эффективности существующих систем безопасности обозначилась тенденция к глобальной нестабильности. Растущая степень открытости экономик, свободы перемещения товаров, капиталов и трудовых ресурсов, межличностного взаимодействия размывает грань между внутренними и внешними политическими, экономическими, информационными процессами. С целью нивелирования рисков государства вступают в различные интеграционные образования, призванные обеспечить защиту национальных интересов как в военно-политической, так и экономической сферах.

В Республике Беларусь активно ведется работа по формированию комплексного подхода в сфере обеспечения национальной, в том числе и экономической, безопасности государства. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (далее - Концепция) экономическая безопасность определяется как состояние экономики, при котором гарантиро-

ванно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.

Однако Концепция закрепляет лишь общий подход к понятию угрозы и говорит об угрозе национальной безопасности как о потенциальной или реально существующей возможности нанесения ущерба национальным интересам Республики Беларусь.

По нашему мнению, следует обратить внимание на широту понятия экономической безопасности и на многообразие угроз экономической сфере.

Как правило, большинство ученых говорят об экономической безопасности с точки зрения экономики, либо управленческой функции государства.

Так, В.К. Сенчагов и М.В. Мясникович считают, что экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал1.

В.В. Пузиков рассматривает экономическую безопасность как совокупность экономических

ЗАКОН И ПРАВО 12-2014

отношений, условий и факторов, обеспечивающих защиту жизненно важных национальных интересов, независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию2.

Говоря об угрозах экономической безопасности и факторах, их детерминирующих, представляется целесообразным определиться с их уровнями. Мы согласны с мнением Л.Д. Шарого и М.Я. Корнилова, которые предлагают выделять три уровня угроз: угрозы экономической безопасности личности, угрозы экономической безопасности субъекта хозяйствования, угрозы экономической безопасности государства3.

Однако следует отметить, что данный подход не в полной мере отражает современное геополитической положение Республики Беларусь. Наше государство является участником Договора о создании Союзного государства, что позволяет говорить о формировании четвертого уровня угроз экономической безопасности - угрозы экономической безопасности Республики Беларусь в условиях Союзного государства.

Анализ работ отечественных и российских ученых позволяет сделать вывод о формировании двух основных подходов к вопросу об угрозах экономической безопасности.

Первый подход - комплексный, он нашел отражение в Концепции и представляет собой всесторонний анализ угроз экономической безопасности не только в сфере экономики, но и в сферах социальной, политической, противодействия преступности и др. Сложность же данного подхода заключается в необходимости разработки и учета значительного количества индикаторов (например, криминогенного состояния), которые оказывают не прямое, а опосредованное влияние на экономическую безопасность.

Сущность второго, более традиционного подхода заключается в разработке системы индикаторов экономического развития, которые позволяют определять опасность как совокупность условий, факторов и действий, направленных на расшатывание, сбои в работе, нарушение функций и стабильности в экономической системе. Выход за рамки пороговых показателей при рассматриваемом подходе позволяет говорить о возникновении кризисной ситуации, для выхода из которой необходимо оперативное вмешательство государственных органов.

Таким образом, приверженцы второго подхода основной задачей считают разработку пороговых значений эффективности развития экономики, являющихся основой эффективной национальной стратегии в области экономической политики.

Представляется необходимым отметить, что постепенно приверженцы второго, исключительно экономического подхода к проблеме угроз экономической безопасности все больше склоняются к необходимости анализировать значительно большее количество факторов.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что экономическая безопасность - сложная многоуровневая категория, включающая не только экономические, политические, военные, экологические, но и криминальные аспекты проблемы. При анализе угроз экономической безопасности необходимо обращать повышенное внимание не только на экономические, но и на ряд других факторов, в том числе криминогенных.

В современных условиях следует говорить не просто об экономической безопасности Республики Беларусь, а об экономической безопасности Республики Беларусь в условиях Союзного государства как состоянии социально-экономической сферы, при котором органы государственной власти Беларуси и России обеспечивают полноту реализации и защищенность приоритетных экономических интересов; стабильность, устойчивость, поступательность развития экономики Союзного государства с учетом требований эффективности и конкурентоспособности в границах пороговых значений экономической безопасности.

1 См.: Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / В.К. Сенчагов и др. М.: Дело, 2005; Мясникович М.В. Проблемы экономической безопасности: Учеб. пособие. Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2001.

2 Пузиков В.В. Экономическая безопасность и экономическая преступность. Мн.: ЗАО «Армита-Маркетинг, Менеджмент», 2001.

Грабовец О. В. Экономическая безопасность как главный компонент безопасности страны // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 101–105..htm.

В статье рассмотрена проблема экономической безопасности России в настоящее время, обоснованы соответствующие пороговые значения системы факторов, влияющих на развитие производственных процессов, проведены анализ и оценка экономической безопасности по основным макроэкономическим показателям и эффективности принятых антикризисных мер в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Тарасов М. Е., Кемадингар Т. В., Тарасова-Сивцева О. М. Вопросы конкурентоспособности как геоэкономический вектор развития национальной экономики и ее безопасности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 596–600..htm.

В статье проанализированы существующие серьезные проблемы и факторы, сдерживающие и снижающие уровень конкурентоспособности национальной экономики и ее безопасности. Выделяется возрастающая роль конкурентоспособности российской экономики, которая является одним из главных условий долгосрочного и устойчивого развития страны. Осуществлена оценка причин снижения интереса отечественных предприятий к инновациям, конкуренции, росту производительности труда и низкого качества управления национальной экономикой, а также связанными с ними проблемами преодоления коррупции и возрастающими масштабами теневой экономики, разрушающих среду добросовестной конкуренции. Особо подчеркивается, что конкурентоспособность как социально-экономическая категория становится основным индикатором и концептуальной основой экономического роста. Показана особая роль конкуренции в поиске инновационных путей развития, модернизации производства, использующего современные технологии, позволяющие осуществить глубокую переработку продукции и создать промышленные товары конкурентоспособные на мировых рынках, а также способные удовлетворить запросы внутреннего рынка. Указано на необходимость выбора государством геоэкономического вектора развития национальной экономики с целью обеспечения ее безопасности.

Королева Е. Л. Анализ угроз экономической безопасности в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2181–2185..htm.

В статье обосновываются роль и место сферы жилищно-коммунального хозяйства в обеспечении экономической безопасности государства. Раскрываются основные угрозы экономической безопасности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Приводится авторский подход к классификации угроз экономической безопасности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Толкачева О. П. Корпоративное мошенничество: сущность, понятие, система контроля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2946–2950..htm.

Для того чтобы хозяйствующий субъект был экономически стабилен, он должен правильно планировать свои расходы. В связи с кризисными ситуациями необходимость в коррекции затрат становится неотъемлемой частью его экономической стабильности. Но зачастую корректировке подлежат затраты, связанные с оплатой труда работников, а это ведет к недовольству их и, как следствие, развитию корпоративного мошенничества. Для дальнейшей успешной работы хозяйствующие субъекты должны внедрять различные системы контроля для борьбы с корпоративным мошенничеством.

Буранова Е. А., Гетманская А. Д. Социальная политика в стратегии экономической безопасности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3811–3815..htm.

В данной статье рассматривается экономическая безопасность России в социальной сфере, приводятся данные Минздрава России за 2011–2013 гг., где рассматриваются показатели рождаемости, смертности, заболеваемости населения. Также раскрывается медицинская статистика заболеваемости осужденных туберкулезом, и проводится ее анализ.

Шпилевская Е.В.

ORCID: 0000-0003-0072-5717, кандидат экономических наук, Ростовский институт защиты предпринимателя

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ: УГРОЗЫ И ПУТИ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы обеспечения экономической безопасности страны в современных условиях. На примере экономики Российской Федерации проводиться анализ основных угроз в сфере экономической безопасности и рассматриваются возможные варианты обеспечения развития экономики страны. Особое внимание уделяется исследованию места и роли человеческого капитала в обеспечении экономической безопасности страны.

Ключевые слова: Экономическая безопасность, устойчивый рост, утечка мозгов, человеческий капитал, инновационное развитие, сырьевая экономика.

Shpilevskaya E.V.

ORCID: 0000-0003-0072-5717, PhD in Economics, The Rostov institute of Protection of Businessman

THE ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY: THREATS AND WAYS TO ENSURE

Abstract

The article examines the economic security of the country today. On an example of economy of the Russian Federation carried out the analysis of the main threats in the sphere of economic security and discusses possible options for the development of the economy. Particular attention is given to the place and role of human capital in the economic security of the country.

Keywords: Economic security, sustainable growth, brain drain, human capital, innovation development, resource-based economy.

Экономическая безопасность является базисом для обеспечения национальной безопасности страны в целом и ее устойчивого социально-экономического развития. Раскрывая определение экономической безопасности можно исходить из разных трактовок.

Экономическую безопасность можно определить как возможность экономики страны в целом и ее регионов в отдельности обеспечивать стабильное развитие и соответствующую защиту экономических интересов индивидов, хозяйствующих субъектов, регионов и страны. Экономическая безопасность страны может рассматриваться с позиции обеспечения защиты жизненно важных интересов всех жителей страны, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.

Более развернутое определение экономической безопасности предполагает достижение такого состояния экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение экономических потребностей, контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов, защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях.

Таким образом, рассматривая понятие экономической безопасности, следует исходить из определения равновесия экономической системы и ее дальнейшего устойчивого развития. Вместе с тем экономическое развитие может быть обеспечено различными факторами, носить экстенсивный или интенсивный характер.

Как правило, экстенсивный путь развития страны является менее затратным и обеспечивается в основном за счет активной эксплуатации имеющихся ресурсов. Однако, развитие по данному типу уже содержит в себе элементы кризиса, скорость достижения которого будет определяться тем, насколько быстро исчерпаются ресурсы или насколько быстро смениться конъюнктура рынка. Здесь следует отметить тот факт, что с момента распада СССР за все годы существования Российской Федерации, экономическое развитие страны обеспечивалось экстенсивным путем за счет экспорта в первую очередь природных ресурсов и необработанного сырья. Это, в свою очередь, предопределило утрату страной экономической безопасности и нарастание кризисных явлений. Более этого, анализ факторов развития мировой экономики в целом позволяет утверждать то, что последние 25-30 лет мировая экономика развивалась именно экстенсивным путем. Экстенсивный путь развития был предопределен именно стремлением рыночной экономики к снижению затрат и отсутствием интереса к инвестициям, с высоким сроком окупаемости даже на уровне государств.

Интенсивный путь развития базируется на повышении отдачи от имеющихся ресурсов, а этого в современном мире можно достичь только при наличии новых технологий. Таким образом, интенсивное развитие опирается на инновационные решения в области энергетики, экологии, медицины и др. Но инновации, сами по себе, являются следствие научно-изыскательской деятельности человека. Таким образом, интенсивное развитие может быть обеспечено только при обеспечении высокого «качества» человеческого капитала.

В экономической теории понятие «человечески капитал» трактуют как совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом . Таким образом, то того какими знаниями, умениями и навыками владеет население страны, каковы основные потребности отдельного индивида и общества данной страны в целом будет зависеть дальнейшее развитие, процветание или упадок этой страны.

В современной России проблемы связанные с понятием человеческого капитала проявляются во всех секторах экономики. Недостаток квалифицированных специалистов (а это отсутствие знаний, умений и навыков) во всех секторах экономики приводит к разрушительным последствиям. Чудовищное искажение потребностей с ориентацией только на потребление фактически выступает первопричиной коррупции, так как индивид жаждет только удовлетворения своих потребностей без мотивации к созидательному труду, а это, по мнению автора, является следствием гипертрофированности желания потреблять и уничтожением из самосознания личности желания производить и созидать.

Причин деградации «человеческого капитала» в современной России множество: это и упадок системы образования; и сырьевая ориентация экономики, где фактор человеческого капитала сводиться лишь к потреблению; и продолжительная нестабильность и кризисы, что провоцирует отток высококлассных специалистов, и многое другое.

Еще в 2008 г Министерством экономического развития РФ была разработана Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г . В данной концепции представлены три сценария долгосрочного развития Российской Федерации (см. таблицу 1 и 2)

Таблица 1 – Сценарии долгосрочного развития РФ

Инертный Энерго-сырьевой Инновационный
· Консервация экспортно-сырьевой модели при замедлении добычи и экспорта углеводородов;

· Снижение конкурентоспособности обрабатывающих производств и рост зависимости от импорта и технологий;

· Темп роста ВВП не превышает 4% в год

· Ускоренное развитие и модернизация энерго-сырьевых отраслей и транспорта;

· Фрагментарная модернизация высокотехнологичных секторов при отсутствии масштабного экспорта продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью

· Темп роста ВВП – 5-6% в год

· Создание эффективной национальной инновационной системы и реализация проектов в высокотехнологичных отраслях;

· Конкурентоспособный человеческий капитал и экономика знаний;

· Создание новых региональных центров развития;

· Темп роста ВВП – 6,5% в год

Таблица 2 – Основные результаты развития по трем сценариям

Показатели Инерционный Энерго-сырьевой Инновационный
ВВП

темп роста 2020 к 2007

на душу населения, по ППС, тыс. долл.

доля в мировом ВВП,%

Инвестиции (2020 к 2007)

Норма накопления, % ВВП

Доля инвестиций в высокотехнологичный сектор в 2020 г.

2,4 раза 3,6 раза 4 раза
Энергоемкость ВВП (2020 к 2007) 70% 67% 59%
Доля нефтегазового сектора в 2020 г.

Доля сектора экономики знаний и высоких технологий в 2020 г.

13,2% 12,7% 11,1%
Реальные доходы населения
(2020 к 2007)

Бедность к 2020 г.

Как видно из представленных данных, реализация 2-го и 3-го вариантов развития связана с осуществлением модернизации, что не может быть достигнуто без участия человеческого капитала.

Кроме того, развитие НТП, связанное с разработкой новых альтернативных источников энергии и их активное внедрение в оборот, нестабильность на сырьевых рынках, экономические санкции, в скором времени приведут к тому, что спрос на нефть и газ резко сократятся. В этом случае экономика России будет не в состоянии конкурировать с ведущими мировыми державами. И здесь актуальны слова В.В. Путина произнесенные еще более пяти лет назад: или станем страной инновационной экономики, или потеряем страну. Теперь мы можем оценить потери от того, что Россия так и не стала пока страной инновационного развития.

Инновации, как уже было отмечено выше, не могут рассматриваться отдельно от человеческого капитала, так как именно последний является их генератором. Вместе с тем проблема формирования и развития человеческого капитала в Российской Федерации уходит корнями в далекие 80-е прошлого столетия. Начало экономических реформ в СССР ознаменовалось падением железного занавеса и именно в этот период начинается масштабный процесс «утечки мозгов», который достигает своего апогея в 90-е гг ХХ века. Потери отечественной экономики, вызванные этим явлением оценить достаточно сложно. Приведем оценки компетентных в этом вопросе лиц (см. таблицу 3).

Таблица 3 – Экспертные оценки экономического ущерба от «утечки мозгов»

Эксперт Оценка
Академик В.Страхов свыше 200 тыс. ученых уехало за границу
ЮНЕСКО к середине 90-х гг. Россия потеряла от эмиграции ученых более 30 млрд. долларов.
Министерство образования и науки отъезд одного ученого обходится России в 300 тыс. долл. потерь.
Ректор МГУ, академик В. Садовничий на обучение одного специалиста мирового класса Московский университет тратит до 400 тысяч долларов… Выпускники МГУ ежегодно «увозят» за границу 120 млн. долл.
Член Комитета по образованию и науке, профессор МГУ И. Мельников в 90-е годы ежегодные потери от «утечки мозгов» составляли примерно 50 миллиардов долларов.
Ректор Российского нового университета, председатель Совета Ассоциации негосударственных вузов России В. Зернов Суммарный ущерб России от “утечки мозгов” составляет свыше одного триллиона долларов

В последние годы процесс «утечки мозгов» носил скрытый характер. Если в 90-е и начале нулевых российские ученые уезжали за границу, то последние лет пять специалист, живя в России, работал в западных или отечественных фирмах по международным контрактам. Потери государства от такого рода «утечки мозгов» по оценкам профессора МГУ И. Мельникова составляли 600-700 миллионов долларов в год . Необходимо отметить, что такая завуалированная эксплуатация отечественного человеческого капитала во благо иностранного государства является не менее, а может быть даже более опасной, так как носит скрытый характер.

Негативно на состоянии человеческого капитала сказались и санкции. По данным отечественных изданий , за первые восемь месяцев 2014 года из России эмигрировали 203 659 человек

Проблема сохранения человеческого капитала в научной сфере обостряется также отсутствием в России хорошей инновационной инфраструктуры и низким уровнем финансовой обеспеченности научного сектора. В СССР финансирование науки составляло порядка 3-3,5 % от ВВП, а в отдельные периоды времени достигало и 7%. С распадом СССР, в период рыночных реформ затраты на науку и научное обслуживание упали до 0,5% ВНП . В последние годы расходы по данному направлению находятся в пределах 1,2 % ВВП. Необходимо отметить, что финансирование науки коммерческим сектором в России развито плохо, так как данные капиталовложения сопряжены с высоким уровнем риска, а отдача по ним наступает не сразу. В этой связи закономерен вопрос – а не стоит ли воспользоваться уже готовыми научными разработками, вместо того, чтобы нести такие непосильные затраты.

Ответом на данный вопрос может стать анализ мирового опыта реформирования экономики отдельных стран с их переходом на путь инновационного развития. Изучая данный вопрос на примере бывших социалистических стран Восточной Европы, можно выделить некоторые закономерности такого развития .

Во-первых, в этих странах инновационная перестройка экономики сопровождалась их активным подключением к европейским интеграционным процессам, при этом зарубежные инвестиции рассматривались как основная движущая сила реструктуризации, обеспечивающая возможность получения доступа к современным технологиям и значительным финансовым ресурсам. Подобный подход характерен и для Российской экономики. Наиболее ярко он проявляется в отечественном автопроме, который в иностранных инвесторах видит панацею от всех бед. Однако, приходя на отечественный рынок, иностранный инвестор не спешит внедрять новые технологии или усовершенствовать производства, он стремиться выжать как можно больше прибыли при минимальных капитальных затратах. Примером тому является завод «Москвич», арендованный на 49 лет концерном «Рено» у правительства Москвы.

Во-вторых, критическая зависимость от иностранного капитала приводит к деградации национальной науки, а человеческий капитал в стране развивается только по направлению формирования класса рабочих для обслуживания производств.

Рыночные преобразования в восточноевропейских странах, ориентированные на иностранные вливания, оказались губительными для науки. В результате опоры на иностранные компании, как основной источник технологических инноваций, сфера науки оказалась на положении изгоя. В восточноевропейских странах почти целиком распалась индустриальная и научно-исследовательская деятельность. Прикладные исследования были частично или полностью прикрыты. В целом за время рыночных преобразований регион растерял до 75% своих научных кадров. Естественно для России, с ее богатыми научными традициями и потенциалом такой путь инновационного развития неприемлем .

Сегодня проблема сохранения человеческого капитала в научной среде может быть решена не только за счет государственных вливаний, но и за счет привлечения бизнеса в науку. К примеру, в Силиконовой долине – центре сосредоточения науки в США, большая часть исследовательских работ осуществляется малыми предприятиями при поддержке правительственных грантов, что значительно ускоряет процесс коммерциализации научного знания и обеспечивает высокий уровень отдачи от исследований.

В Российской Федерации аналогом Силиконовой долины можно считать инновационный центр «Сколково». Однако, для такой огромной страны как Россия «Сколково» должно быть не одно. И решение вопроса о реализации подобных проектов в масштабах страны должно учитывать необходимость размещения их в разных регионах, в противном случае усилится отток специалистов с периферийных регионов, что приведет к их ослаблению.

Еще одной проблемой реализации проекта «Сколково» является то, что по факту результаты работы исследователей становятся собственностью зарубежных компаний и не реализуются внутри страны. Таким образом, промышленная отсталость отечественной экономики остается, а отечественные разработки возвращаются на родину в виде импорта готовой продукции, что негативным образом сказывается на развитии страны в целом.

Согласно данным национального совета по разведке США озвученным на конференции «Физическая и социальная инфраструктура России: выводы для будущего развития» В 1992 году в России было около 900 000 ученых, активно занимавшихся наукой. В 2004 году лишь 450 000 специалистов можно было формально назвать учеными, при этом только 100 000 из них тратили более половины своего рабочего времени на изучение неисследованных областей или на совершенствование существующей и разработку новой техники.

За последние десять лет ситуация не улучшилась. Согласно данным Госкомстата численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками сократилась более чем на 10 %. (см. табл. 4).

Таблица 4 – Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, по категориям по Российской Федерации, чел.

Источник: Федеральная служба государственной статистики

Проблема «утечки мозгов» и сокращения человеческого капитала выходит далеко за рамки низкой оплаты труда. Для ее понимания следует прислушаться к мнению и самих ученых. По мнению вице-президента РАН, нобелевского лауреата по физике Жорес Алферов основная проблема отечественной науки заключается не в низком финансировании, а в невостребованности научных результатов экономикой и обществом. По его словам данная проблема характерна и для других стран Европы и Азии.

«Отовсюду ученые уезжают только в одну страну – в Соединенные Штаты Америки. Этот процесс был, есть и будет» – констатирует Алферов.

Остающиеся в России специалисты и ученые, занимающиеся научными исследованиями и разработками, желающие продолжить свою научную карьеру, зачастую не имеют ни средств, ни оборудования, ни мотивации для проведения серьезных исследований. Таким образом, решение проблемы «утечки мозгов» кроется в необходимости поднятия престижа науки, что невозможно без участия государства и формирования соответствующей законодательной базы, позволяющей защитить интеллектуальные права самих исследователей.

Еще одной немаловажной проблемой является воспроизводство «человеческого капитала». Эта проблема затрагивает как минимум два аспекта. Во-первых, это общая тенденция сокращения численности населения страны. Во-вторых, изменение качества народонаселения в сторону его деградации. Рассмотрим каждый из аспектов в отдельности.

Снижение уровня рождаемости началось с конца 60-х годов. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения.

Вместе с тем, следует отметить, что предельный пик по сокращению числа родившихся на 1000 чел населения (8,7) был пройден в 2000г. После чего начинается подъем рождаемости. По мнению Н. Римашевской подъем рождаемости в период с 2002 по 2012 гг. связан с вступлением в возраст воспроизводства поколения, родившегося в начале 80-х гг ХХ века. В этот период в стране проводилась пронаталистическая политика. Еще одним фактором роста Рождаемости Римашевская выделяет рост числа браков . Несомненно, есть эффект и от реализации программы материнского капитала, повышения общего уровня жизни населения и относительной экономической стабильности. Однако, рост рождаемости не давал прироста населения из за высокого уровня смертности. Естественный прирост населения наблюдается только с 2013 г (см. рис 1). Следует так же отметить, что даже оптимистические демографические прогнозы построены на временном характере этого явления. По оптимистическим оценкам уже к 2021 г. будет наблюдаться естественная убыль населения (31,1 тыс. чел.), по пессимистическому варианту естественная убыть населения начнется уже в 2016 г. (-49,2 тыс. чел.)

Рис. 1 – Динамика показателя естественного прироста населения в период с 1950 по 2013 гг.

Вместе с тем для обеспечения экономической безопасности страны и ее дальнейшего устойчивого развития необходимо поддерживать увеличение рождаемости с одной стороны, и обеспечить рост продолжительности жизни. Если последнее в основном напрямую связано с уровнем развития медицины и уровнем охвата населения медицинскими услугами. То высокий показатель рождаемости весьма неустойчив и подвержен влиянию множества факторов. Среди негативных факторов можно выделить:

  • общую тенденцию увеличения возраста рождения матерью первого ребенка. Если средний возраст женщины рожающей первый раз сегодня по России примерно в 24–25 лет, то через пять-семь лет эта цифра может подняться до 29–30 .
  • наличие гражданских браков и рост числа разводов. Женщины не хотят иметь внебрачных детей, их пугает экономическая нестабильность.
  • повсеместное стремление женщин к построению карьеры и достижению материальных благ. Все это отодвигает возраст рождения первого ребенка и снижает общую способность к воспроизводству.
  • инфантильность современного поколения. Современный человек позже своих родителей достигает экономической стабильности и независимости, а обретая все это – склонен к бездетности по собственному желанию.

Таким образом, решение проблемы роста численности населения может быть достигнуто только при грамотной государственной политики, направленной на повышение статуса семьи, формировании ценности материнства и детства. Нельзя здесь обойтись и без финансовой составляющей: чем больше женщина будет уверена в экономической стабильности и защищенности, тем выше будет ее желание рождения ребенка. Можно так же учесть и предыдущий опыт стимулирования рождаемости. Так в 80-е гг. в СССР для женщин был увеличен отпуск по уходу за ребенком, выросли размеры пособия, была сокращена женская рабочая неделя.

Важный аспект обеспечения воспроизводства «человеческого капитала» является качество народонаселения .

Под качеством народонаселения будем понимать совокупность профессиональных, образовательных, психофизиологических характеристик, делающих работника способным к выполнению определенной работы . Возникновение качества населения знаменовалось становлением направленности на воспроизводство таких индивидов, которые должны были, с одной стороны, участвовать в коллективной деятельности, полностью подчиняясь ее потребностям и интересам, а с другой стороны – быть способными к независимой деятельности. Это обусловило чрезвычайное усиление роли психоэмоциональных способностей, индивидуального опыта накопления и обработки информации, являющихся необходимым условием последующих измерений качества населения и его дифференциации в зависимости от условий жизнедеятельности .

Упрощенно качественный ресурс народонаселения определяют три параметра – здоровье (физическое, психическое, социальное), интеллектуальный потенциал и духовно-нравственные установки.

Об интеллектуальном потенциале и проблеме «утечки мозгов» было сказано выше. Что касается здоровья и наличия духовно-нравственных установок, то здесь наше общество находится на грани прохождения точки невозврата.

С одной стороны наблюдается общий уровень снижения качества предоставления медицинских услуг широким слоям населения, сокращается охват населения медицинской помощью, а с другой стороны наблюдается деградация нации. Это выражается в увеличении числа заболеваний, в особенности врожденных. Наблюдается рост психического (страна вошла в первую десятку в мире по числу самоубийств), социального (растут число тайных абортов и заболеваний СПИДом, алкоголизация, наркомания) и духовно-нравственного нездоровья, что не поддаётся учёту.

Решение проблем связанных с качеством народонаселения возможно только через призму экономических отношений. Динамика качества населения определяется закономерностями развития производительных сил и выделения доминирующих сфер производства (т.е. социально-экономических факторов демографических процессов) . Человек, наделенный способностью трудиться, всегда несет в своем сознании определенные потребности, которые основываются на его реальном бытии и объективной необходимости потребления. Именно сознательная трудовая деятельность лежит в основе развития потребностей населения и их удовлетворения. Вместе с тем эта деятельность должна быть правильно оценена, что выражается в распределении доходов населения (качество народонаселения не может быть обеспечено в обществе, где продавец без образования имеет доход выше квалифицированного врача или педагога) и общей оценкой результатов труда государством и обществом, престижностью, ценностью и социальной значимостью профессии.

Для обеспечения качества населения необходимо определиться с вопросом формирования потребностей. И если данный вопрос будет решаться исключительно в разрезе рыночных отношений, то конечным «продуктом» станет эгоистичный потребитель, для которого собственные потребности являются приоритетными. Данный индивид будет стремиться минимизировать собственные затрат и искать возможности эксплуатации окружающих. А в конечном итоге провоцирует общее нездоровье как отдельно взятого индивида, так и общества в целом.

Литература

  1. Западная пресса снова пишет об утечке мозгов из России – повлияли санкции [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsru.com/world/27oct2014/russia_print.html
  2. Миронин С. «Потери России от утечки мозгов» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://contr-tv.ru/print/2299/
  3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с “Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”) [электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»
  4. Римашевская Н. Мы переживаем не бум, а всплеск рождаемости. // Информационный портал русский мир [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russkiymir.ru/publications/155673/
  5. Россия: «Утечка мозгов» // Общественно-политический журнал Федерального собрания Парламента РФ «Российская Федерация сегодня». – 2010. – № 11 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://russia-today.ru/old/archive/2004/no_11/11_they_2.htm
  6. Саградов А.А. Теория и методы изучения качества населения. Научное исследование. – М.: Гуманитарный фонд, 1995 – С.19
  7. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года” [электронный ресурс]. Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/195521/#ixzz3l5jYEZlR
  8. Человеческий капитал: Википедия. Свободная энциклопедия. [электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E5%EB%EE%E2%E5%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%EA%E0%EF%E8%F2%E0%EB
  9. Хмелев М. «Российская экономика: от экспорта сырья к инновациям» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.asiaplus.tj/news/53/17099.html
  10. Шпилевская Е.В. Человеческий капитал в системе экономической безопасности региона // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015 №5 (84). С. 118-125
  11. Шпилевская Е.В. Методика оценки уровня жизни в аспекте концепции качества населения // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015 №6 (85). С.127-132
  12. Шпилевская Е.В., Мясников В.А., Мордовченко Н.В. Совершенствование механизма управления уровнем жизни населения (на примере Нижегородской области) // Монография. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. – 149 с.
  13. Энциклопедия московского университета. Экономический факультет / Под ред. В.П. Колесова. – М.: МГУ, 2004. – С. 607

References

  1. The Western press again writes about the brain drain from Russia – influenced sanctions . Available at: http://www.newsru.com/world/27oct2014/russia_print.html
  2. Mironin S. “Russia’s Losses from brain drain” . Available at: http://contr-tv.ru/print/2299/
  3. The decree of the RF Government from 17.11.2008 N 1662-R (as amended on 08.08.2009) “On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2020” (together with “the Concept long-term socially-economic development of the Russian Federation for the period till 2020”) . Available at: ATP “ConsultantPlus”
  4. The Rimashevskaya N. We are experiencing not boom, and the surge in the birth rate. // Information portal of the Russian world . Available at: http://www.russkiymir.ru/publications/155673/
  5. Russia: brain drain // political journal of the Federal Assembly Parliament of the Russian Federation “Russian Federation today”. – 2010. – № 11 . Available at: http://russia-today.ru/old/archive/2004/no_11/11_they_2.htm
  6. Sagradov A. A. Theory and methods of studying the quality of the population. Scientific research. – M.: Humanitarian Fund, 1995 – P. 19
  7. The decree of the President of the Russian Federation of 12 may 2009 N 537 “About strategy of national security of the Russian Federation until 2020” . Access mode: System GARANT: http://base.garant.ru/195521/#ixzz3l5jYEZlR
  8. Human capital: Wikipedia. The free encyclopedia. . Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E5%EB%EE%E2%E5%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%EA%E0%EF%E8%F2%E0%EB
  9. Khmelev M. “the Russian economy: from commodities to innovation” . Available at: http://www.asiaplus.tj/news/53/17099.html
  10. Shpylivskaya E. V. the Human capital in the system of economic security of the region // Humanitarian and socio-economic science. 2015 №5 (84). P. 118-125
  11. Shpylivskaya E. V. Methodology of assessment of living standards in the aspect of the concept of quality of population // Humanitarian and socio-economic science. 2015 №6 (85). P. 127-132
  12. Shpylivskaya E. V., Myasnikov, V. A., Mordovenko N. In. Improvement of mechanism of management of living standards (on the example of Nizhny Novgorod region) // Monograph. – N. Novgorod: VGIPU, 2006. – 149 p.
  13. Encyclopedia of Moscow University. Economic faculty / edited by V. P. Kolesov. – M.: Moscow state University, 2004. – 607 p.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!