Все для предпринимателя. Информационный портал

Налоговые реформы Петра I.

Всем знакомо выражение «деревянный рубль», однако мало кто знает, откуда оно взялось. Некий промышленник предложил однажды Петру I, для покрытия расходов, выпустить вместо монеты кредитные знаки, как за границей, но не бумажные, а – для прочности – деревянные! При всей своей неразборчивости в средствах великий реформатор, однако, на такое не решился.

Главной реформой Петра I была военная. Все прочие реформы как бы выросли из неё. Она же была и самой затратной. Создание регулярной армии и ведение длительной войны со Швецией поглотили львиную долю средств России.
До Петра московское войско состояло в основном из дворян, вооружавшихся холодным оружием и обеспечивавшееся лошадьми за свой собственный счёт – с поместий, выделяемых им за службу правительством. С середины XVI века цари стали создавать первые регулярные войска (стрельцы, пушкари и т.д.), но их доля в общем составе вооружённых сил до конца XVII века оставалась незначительной. Пётр произвёл переворот в комплектовании армии, начав, по европейскому образцу, рекрутские наборы из низших сословий.

Снабжение армии преимущественно за казённый счёт, оплата военспецов из Западной Европы, закупка за границей оружия, а затем строительство собственных чугунолитейных заводов, судоверфей и военного флота, множества каналов – всё это требовало невиданных прежде в России трат. Да и «птенцы гнезда Петрова», непосредственно проводившие эти преобразования, отличались непомерными личными финансовыми аппетитами.

Своё отношение к финансированию военных нужд Пётр ярко выразил в первом своём циркуляре Сенату в 1709 году: «Денег как возможно собирать, понеже деньги суть артериею войны».

В конце царствования Петра армия и флот ежегодно поглощали более 6,5 млн. серебряных рублей, что составляло более двух третей тогдашнего бюджета. Нелегко сказать, сколько это составляло на нынешние деньги. Если пересчитать по нынешней цене драгметаллов с учётом пробы, это составило бы 4,663 млрд. рублей. При тогдашней численности населения России примерно 15-16 млн. человек и господстве натурального хозяйства это была огромная сумма.

В 1705-1707 гг. ежегодный доход государства составлял в среднем 3,33 млн. рублей. 3 млн. расходовались на армию и флот, на прочие нужды – более 800 тыс. Ежегодный дефицит бюджета простирался, таким образом, до полумиллиона рублей. Чтобы его восполнить, правительство Петра прибегло к обычному для всех времён и стран средству – снижению пробы монеты. Если серебро в рубле 1704 года имело пробу 875, то в рубле 1718-1724 гг. – 729. Надо заметить, что Пётр воспользовался этим средством крайне скромно: видимо, ещё памятны были при царском дворе воспоминания о «Медном бунте» 1662 года.

Зато преобразователь в невиданных прежде в России масштабах прибег к другому средству – введению новых налогов и поборов. Это были, прежде всего, подати на содержание новой армии и флота, что показывают и их названия: драгунская, рекрутская, корабельная, подводная. Также вводились налоги на меры и веса, на бортные промыслы, бани, мельницы, постоялые дворы, печи, погреба, сдачу в аренду жилого помещения; акцизы на продажу хомутов, шапок, сапог, кож, дров, многих видов продовольствия и т.д. Наконец появился налог на бороды.

Чтобы изыскать новые источники финансов, Пётр поступил весьма современно. Он учредил институт прибыльщиков (как правило, бывших боярских холопов) – как бы мы сейчас сказали, креативщиков, которые придумывали, какой бы налог и на что ещё ввести, и представляли царю или сенату подробное обоснование нового налога, с исчислением того, на какие поступления в бюджет можно, благодаря ему, рассчитывать. «Пётр понимал экономию народных сил по-своему: чем больше колоть овец, тем больше шерсти должно давать овечье стадо» (здесь и далее – цитаты из «Курса русской истории» В.О. Ключевского).

«Прибыльщики проявили большую изобретательность. Из перечня придуманных ими налогов… видим, что они устроили генеральную облаву на обывателя, особенно на мелкого промышленника, мастерового и рабочего… Пётр внимательно просматривал всякие проекты и награждал даже самые вздорные, говоря: “Они для меня трудились, мне добра хотели”». Однако, при всей виртуозности прибыльщиков, новые налоги не могли увеличить количества денег на руках у населения, и недоимки по новым налогам росли значительно быстрее поступлений по ним.

В конце правления Пётр решил отказаться от всего множества сложных акцизов и поборов, заменив их все единым для всех обывателей (кроме дворян и духовенства) подушным налогом. Ранее на Москве крестьяне, ремесленники и торговцы платили подворный налог, что побуждало многих жить неразделёнными семьями и сокращало доход государства. Пётр повелел исчислить общее количество душ мужского пола по России и платить с каждой души установленную сумму (за крепостных крестьян должны были платить помещики). В дальнейшем такие ревизии должны были проводиться каждые 15 лет. Хотя эта система установилась затем в России вплоть до отмены крепостного права в 1861 году, при жизни преобразователя первая ревизия ещё не успела завершиться.

Какими же были итоги финансовой политики Петра? Уже в 1714 году Сенат обнаружил, что общее количество тяглых дворов, плативших подворную подать, сократилось, по сравнению с переписью 1678 года, на одну четверть! «Упадок переутомлённых платёжных и нравственных сил народа… едва ли окупился бы, если бы Пётр завоевал не только Ингрию с Ливонией, но и всю Швецию, даже пять Швеций».

Дата публикации: 02.10.2013 16:26

Начало 1722 года принесло жителям России множество перемен. Они не только впервые праздновали диковинный праздник Новый год, но и ожидали невиданных налоговых преобразований. Прошло почти три столетия, а вот принципы финансовой политики государства остались все те же - петровские.

Петр I хорошо понимал: налоги - это основной источник богатства государства, но на практике дальше грозного, но пустого указания Сенату: «Денег как возможно больше собирать!» ничего сделать не мог.

Многолетняя Северная война, строительство кораблей, возведение «египетских пирамид на невских болотах» подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Для сравнения: в то время корова стоила три рубля. Постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов.

Пополнить опустевшие запасы звонкой золотой монетой должны были новые госслужащие - «прибыльщики». Основной задачей прародителей современных налоговиков было «сидеть и чинить государству прибыли», то есть изобретать новые источники доходов для оскудевшей государственной казны. Петр Алексеевич доверил эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял бывший холоп Курбатов - дворецкий боярина Шереметева, далее следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и много других громких имен. Особенно отличился бывший московский вице-губернатор Нестеров. Он носил звание оберфискала - генерального контролера и остался в истории самым смелым обличителем вельможных казнокрадов. Однако и сам впоследствии был уличен во взятках и колесован за это.

Каждый из этих выдумщиков выискивал новые объекты налогообложения, то есть придумывал новые налоги. И они как из худого решета сыпались на головы россиян. Начиная с 1704 года один за другим вводились такие сборы: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный - от клеймения хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный - с конных и яловочных кож, пчельный, банный, мельничный - с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный - с печей, привальный и отвальный - с судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов, и «другие мелочные всякие сборы». Причем для каждого из них тотчас учреждалась особая канцелярия с изобретателем во главе.

Как и сейчас, одним из основных правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Правда, сегодня для чиновников это выражение переродилось в понятие налогового администрирования. Как и в петровские времена, современные налоговые инспекторы предпочитают запросить по максимуму, чтобы хоть чем-то заполнить бюджет - видимо, петровские правила стали традицией.

Лишь к концу своего царствования первый российский император осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти сборы донимали не столько тяжестью, сколько своей численностью: их было больше тридцати. Назойливым июльским оводом они приставали к изнуренному налогоплательщику на каждом шагу.

И тогда Петр принял рискованное решение. Царь задумал введение нового налога - подушной подати, просуществовавшей в России вплоть до 1887 года.

Первым шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Указом 26 ноября 1718 года Петр приказал в течение года взять ото всех правдивые «сказки», сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола, и сосчитать, сколько крестьян смогут содержать одного солдата. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ. Эти «сказки» были получены и сосчитаны только к началу 1722 года.

Ревизии проводились регулярно и занимали по нескольку лет. Поэтому данные «сказок» к моменту подсчета общего количества душ были весьма условными.

Цифра в пять миллионов вызвала подозрение Петра. Все тогдашние владельцы крестьян мигом смекнули, что император замыслил новый налог, который будет зависеть от поданных «сказок». Поэтому списки составлялись с жуткими искажениями и нарушениями всех мыслимых сроков. Одним словом, попытались уйти от выплаты налогов.

В ответ на это Петр повелел провести ревизию на местах, проверку «сказок» и произвести «раскладку войска на землю» - подобие современных выездных проверок налоговых инспекторов. Полки размещались по ротам, на каждую роту отводился сельский округ с таким количеством ревизского населения, чтобы на каждого пешего солдата приходилось по 35 с половиной душ, а конного - по 50 с четвертинкой души мужского пола. В 1721 году подушной оклад положено было считать в 95 копеек с души, через три года он снизился до 74 копеек.

Налоговая повинность превратились в самое мощное орудие контроля государства над населением. Самим крестьянам ничего не объясняли: сказали плати - значит плати. Именно с этого момента начинается закрепощение крестьян. С должниками поступали очень круто. Те бедняки, которым было не по плечу заплатить подушную подать, занимали у богачей, чтобы не попасть в руки царских налоговых чиновников. Должников вместе с семьями вывозили за Урал, на металлургические заводы. Работа там была настолько трудной, что отправка туда приравнивалась к смертной казни. Введение нового налога вызвало волну возмущений.

Кроме этого большим недостатком петровской налоговой реформы был нерешенный вопрос самоуправства дворян и чиновников.

Первые рьяно пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения участи последних, а для увеличения толщины собственного кошелька. Вторые же были истинными виртуозами по части казнокрадства. Сегодня исследователями подсчитано, что из 100 податных рублей только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали в карманах все тех же сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную письменную отчетность, ему это не удалось. Основной гарантией честности оставалась совесть сборщика, а она, как видно, очень многих подводила.

Однако реформа все же дала свои результаты. Подушная подать более чем на два миллиона увеличила доход казны, несмотря на огромный недобор. Сметный доход 1724 года почти втрое превосходил доход дефицитного 1710 года.

В петровские времена появились довольно странные налоги, до сих пор не имеющие аналогов в мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и религиозные верования и даже совесть. Так, например, раскол терпелся, но оплачивался двойным окладом подати, как своего рода роскошь. Точно так же оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек соединял представление об образе и подобии Божьем. Указом 1705 года борода была расценена посословно: дворянская и приказная - в 60 рублей, первостатейная купеческая - в 100 рублей, рядовая торговая - в 60 рублей, холопья - в 30 рублей. Крестьянин в деревне носил бороду даром, но при въезде и выезде из города платил за нее одну копейку.

Пополнился список и старинных русских казенных монополий. К прежним, на смолу, поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир и... дубовые гробы.

Для покрытия дополнительных расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Вводятся прибыльщики - чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли», придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать, гербовый сбор, налоги с постоялых дворов, налоги с пеней, налоги с плавных судов, налоги с арбузов, налоги с орехов, налоги с продажи съестного, налоги с найма домов, ледокольный налог и др.

В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью, введены новые виды налогообложения - горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды. Реформирована организационная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. Широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков.

Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.

Податная реформа Петра I стала важным событием в истории России XVIII в., оказавшим значительное влияние па развитие страны. Останавливаясь на финансовом значении реформы, необходимо подчеркнуть, что, с одной стороны, она явилась естественным продолжением фискальной политики самодержавия предшествующей поры. В основе этой политики лежал принцип усиления тяжести налогообложения путем увеличения числа и объема налогов, расширения контингента налогоплателыциков. Следствием преемственности фискальной политики при осуществлении реформы и было увеличение (хотя и не столь значительное, как считали некоторые исследователи) тяжести обложения и вовлечения в тягло новых групп населения.

С другой стороны, податная реформа стала новым этапом финансовой истории страны. В результате ее осуществления произошло существенное изменение всей системы прямых налогов. Важнейшей чертой нового налогообложения явилось то, что был введен единый денежный налог - подушная подать, заменивший десятки мелких подворных сборов и повинностей. Подушная подать в размере 70 коп. взималась на протяжении более семи десятилетии.

Появление постоянного, прямого налога позволило стабилизировать и унифицировать финансы в целом, ибо теперь правительство в своих расчетах могло опираться на более реальные нежели прежде бюджетные данные. Это в свою очередь позволило обеспечить постоянными средствами нужды регулярной армии, значительная часть которых в годы Северной воины удовлетворялась путем взимания экстраординарных налогов и контрибуции. Унификация налогообложения в ходе реформы коснулась не только корпуса налогов и повинностей, а также единицы обложения, но и системы сбора налогов. Сбор был изъят из ведения местных властей и передан в руки земских комиссаров - выборных от помещиков, чьи крестьяне являлись плательщиками, а также полковых командиров. Несомненно, это преобразование в сочетании с размещением полков в уездах, откуда они получали средства на свое содержание делало налоговую систему более гибкой, оперативной, сокращало путь денег из карманов плательщиков в полковые кассы.

Податная реформа позволила расширить сферу действия налогообложения путем привлечения к несению налогов значительно большего, чем прежде, числа потенциальных плательщиков. Это было достигнуто не только за счет включения в тягло новых групп населения, но преимущественно за счет изменения единицы обложения. Двор как единица подворного обложения теперь не играл никакой роли в системе налогообложения. Плательщики, практиковавшие на протяжении ряда лет различные способы утайки дворов, подверглись в ходе реформы своеобразному фискальному «налету» и попали в подушное тягло. Весь порядок проведения податной реформы был направлен на максимальный охват тяглом населения. Ocoбенно это относится к организации свидетельства душ, осуществленного военными ревизорами, главнейшей целью которых было выявление утайки душ в целом податная реформа стала невиданной по масштабам и строгости проверкой всего наличного населения страны. Именно здесь финансовый и социальный аспекты реформы соприкоснулись. Реализация принципов налогообложения являлась во многом реализацией принципов социальной политики. Социально-классовый аспект податной реформы наиболее отчетливо проявился в деятельности ревизоров по свидетельству населения и в законодательстве, регламентировавшем эту деятельность. Жестокое преследование беглых и их держателей, освобождение дворянства от податных обязанностей, поголовное превращение почта всех категорий населения в плательщиков подушной подати и многие другие шаги правительства Петра - все это ярко характеризует классовый характер податной реформы, организаторы которой наряду с интересами государства заботились об интересах господствующего класса.

Общественно-политическая жизнь страны
Советское общество после войны. Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественно-политическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов - военнопленные, угнанные в...

Эпоха дворцовых переворотов и укрепление позиций дворянства
Время с 1725 г. по 1762 г. в отечественной истории являлось эпохой дворцовых переворотов. Они имели важное политическое значение, которое затрагивало самые основы государственного порядка. Эпоха дворцовых переворотов прямо связана с реформами Петра I. Она явилась своеобразной расплатой за них. Своим законом от 5 февраля 1722 г. он отме...

уголовный процесс
Уголовный процесс строился на принципах состязательности; независимости следственного судьи от прокурора; допущении защиты в стадии предварительного следствия. ...


Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Основной причиной служило то, что после хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил почти 3 млн. рублей (см. табл.1), экономический рост страны существенно замедлился.

Таблица 1. Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.

I. Прямые налоги: 1680г. % 1701г. %
1) Стрелецкие 101 468 6,9 117 227 4
2) Ямские 53 453 3,6 38 208 1,3
3) Запросные 235 338 16,1 310 152 10,5
4) Ясак 103 610 7,1 118 650 4
ИТОГО прямые налоги: 493 869 33,7 584 237 19,8
II. Косвенные: 650 223 44,4 1 195 974 40,4
III. Регалии и пошлины:
1) Монетная операция 40 000 2,7 791 728 26,8
2) Оброк 146 150 10 130 183 4,4
3) Пошлины 33 735 2,3 118 699 4
ИТОГО регалии и пошлины: 219 885 15 1 040 610 35,2
IV. Разные сборы: 100 000 6,8 134 944 4,6
ВСЕГО: 1 463 977 2 955 765

Из таблицы видно, что за 20 лет государственный доход удвоился. По отдельным статьям, абсолютное увеличение особенно значительно по рубрикам монетной операции (752 тыс.). Сравнивая же относительные цифры, мы заметим, что главный тон всему изменению дает эксплуатация легальных прав, развитие этой рубрики понижает относительное значение всех остальных, несмотря на то, что абсолютные цифры по всем рубрикам значительно увеличиваются.

Однако, многолетняя Северная война, строительство кораблей, подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы 500 тыс. рублей. Поэтому постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна. Требовался новый подход к устройству административного аппарата. При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности - ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам. Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды. Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала.

Таким образом, реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Старая система устройства хозяйства не могла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, в области культуры и быта, денежной системы, а также в сфере налогообложения.

Налоговая реформа Петра I

Реформа косвенных налогов

Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.

Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ, привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, с квасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских и скотинных кож» и т.д. Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. был введен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе с извозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того они должны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины». Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупную сумму – почти 80 тыс. руб.

Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян - налог на въезд в столицу и на выезд по 2 коп.с бороды.

Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.

С начала XVIII столетия значительно были расширены государственные монополии на продажу товаров внутренней и внешней торговли. Установленные казенные монополии на продажу таких товаров внутренней торговли, как вино, табак и соль, приносили государству огромные доходы. Так, по табели казенных сборов 1724г. (см. приложение 1) кабацкие сборы давали 1 030 237 руб. («питейная продажа», т.е. вино – 973 292 руб., клеймение кубов – 14 432 руб., табачная продажа – 42 513 руб.), или 25,5% всех казенных сборов, кроме подушного. Соляный сбор составлял 662 118 руб. или 16% сборов. В поисках все новых источников пополнения казны правительством устанавливались все новые монополии: на продажу игральных карт, шашек, шахмат, табачных трубок и даже дубовых гробов.

Возрастала система откупов. С 1704 по 1712 г. был издан ряд указов о сдаче на откуп или оброк торговых бань (в городах, посадах и дворцовых селах запрещалось иметь свои бани), рыбных ловель, мельниц и мельничных сборов, мостов, перевозов, хомутного сбора, дворцовых пашенных земель, сенных покосов и т.д. (см. Таблицу 2).

Важным нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. Инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов. Гербовая (актовая) бумага это специальная бумага, предназначенная для написания актов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.) и представляющая собой один из видов гербового знака. В 1720 г. гербовый сбор доставил казне около 20 тыс. руб.

В 1700 г. вводится пробирная пошлина, которая представляла собой сбор, взимавшийся государственными органами пробирного надзора. Размер этой пошлины зависел от веса золотых и серебряных изделий, а также искусства ремесла.

В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, имевший протекционистскую направленность. Таможенный тариф защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам.

Таблица 2. Сравнительная таблица поступлений косвенных налогов в 1720, 1723 и 1724 гг.

I. Косвенные налоги и акцизы 1720 1723 1724
1. Таможенные (внутренние и портовые) 874 773 869 585 1 011 689
2. Кабацкие 862 686 1 521 377 954 740
3. С клейменья кубов 12 773 13 677 14 431
4. Табачные (и трубочные) 26 819 41 463 42 514
5. Конские пошлины с продажи 21 746 41 277 40 861
6. С клеймения хомутов 1 825 8 096 8 096
7. С мостов и перевозов 10 191 42 358 42 628
8. Привальные и отвальные 20 545 12 144 12 776
9. С весчих товаров 3 474 955 887
Итого косвенные налоги и акцизы: 2 252 027 2 550 932 2 128 622
II. Оброки и откупы государственных имуществ
1. С дворцовых волостей 94 491 94 491 94 491
2. С рыбных ловель 89 093 87 595 89 197
3. С оброчных земель и сенных покосов 18 812 44 183 26 615
4. С ледокола и водопоя 3 849 3 829 3 754
5. С откупных статей наддачи 4 915 - -
6. С продажи скотины и кож 11 333 3 903 3 906
7. С отписных лавок 2 512 1 504
8. С продажи виногр., чихиря и овощей - 313 313
Итого 225 005 234 314 219 780
III. Промысловые сборы:
1. С торговых бань 1 390 8 637 8 818
2. С разночинцевых бань 71 792 29 320 25 141
3. С мельниц 71 704 72 980 73 882
4. С постоялых дворов 6 613 6 669
5. С лавок, полков, кузниц 20 443 46 520 47 345
6. С найма извозчиков 10й доли 12 240 29 871 29 927
7. С разных промыслов - 5 036 4 982
8. С приезжих в Москву возов - 58 018 58 018
Итого промысловых сборов: 177 559 256 995 254 782
IV. Пошлины:
1. С дел 25 704 46 490 33 249
2. С письма крепостей 35 598 44 787 45 440
3. Печатные 12 789 21 832 21 818
4. Гербовая бумага 16 355 17 135 17 135
5. С неуказанного платья и бород 2 149 1 939 2 149
6. Канцелярские мелочные 58 152 29 923 30 274
Итого пошлин: 150 747 162 106 150 065
V. Регалии
1. С соли 662 118 662 118 662 118
2. С денежных дворов 216 808 216 808 216 808
3. Почтовый доход 10 997 16 261 16 261
Итого 889 923 895 187 895 187
VI. Прямые сборы
1. С татар, самоедов и лопарей ясашных 24 826 57 042 56 969
2. С казанских татар ведомства Кудрявцева - - 59 444
Итого 24 826 57 042 116 413
VII. Сборы разных учреждений и областей 140 657 215 813 276 048
ВСЕГО 3 860 744 4 372 389 4 040 897

Реформа прямых налогов

Разовые сборы с населения, чрезвычайные подворные обложения и другие чрезвычайные меры не могли служить твердой опорой государственного бюджета. Петр понимает, что нужно искать иные пути. Возникает мысль о необходимости проведения такой податной реформы, которая бы обеспечила твердое основание государственных доходов. В кабинете Императора сосредотачивались многообразные проекты, предложения, донесения относительно реорганизации податной системы. Существовавшее до этого времени подворное обложение не могло быть положено в основу новой системы, так как перепись 1710г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов против переписи 1678г. Правительство понимает, что дальше строить бюджет на подворном обложении было невозможно. Тогда впервые возникает идея «поголовщины», т.е. поголовного или подушного обложения.

Первым шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Специальным указом в 1718г. было приказано взять ото всех правдивые «сказки» - устные сведения относительно количества душ мужского пола в данном поместье. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ.

В 1722г. Петр, приняв приблизительно количество предполагаемых плательщиков в 5 млн. человек, определил размер подушной подати в 80 коп.с каждой души мужского пола путем деления суммы содержания войска, определенного в 4 млн. руб., на количество плательщиков. Позднее, уже весной 1724г., когда более точно была определена цифра подушной переписи в 5,4 млн. душ, налог был определен в 74 коп.с души. Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп.с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских подушная подать была определена в 1 р. 20 коп.с души.

Таблица 3. Распределение налога по губерниям.

Губерния По 74 коп. По 40 коп. По 1р. 20 коп. ИТОГО
Московская 1 163 509 4 791 59 633 1 227 933
С.-Петербургская 654 474 429 46 544 701 447
Нижегородская 344 545 13 831 9 664 368 040
Казанская и Астраханская 429 578 125 607 13 700 568 885
Архангелогородская 223 788 58 368 16 270 298 426
Смоленская 195 090 337 9 895 205 322
Сибирская 284 692 93 590 23 888 402 170
Азовская 320 242 66 156 2 132 388 530
Киевская 380 853 51 447 21 585 453 685
ВСЕГО 3 996 771 414 556 203 311 4 614 638

Согласно государственной росписи 1724г. (см. приложение 1) окладной доход государства был определен в 8,5 млн. руб., по фактическому исполнению он составил сумму в 8 172 433 руб., а с остатком 1723г. – 10 355 597 руб. Подушная подать по окладу составляла сумму в 4 614 638 руб., или 54,1% поступлений этого года, а вместе с ясачными – 4 731 051 руб., или 55,5%.

Таблица 4. Сравнительный анализ налоговых поступлений за 1680, 1701 и 1724гг.

Наименование 1680 г. % 1701г. % 1724г. %
I. Прямые налоги
1. Старые подворные 390 259 26,6 465 587 15,8 - -
2. Новый подушный - - - - 4 614 638 54,1
3. Ясак 103 610 7,1 118 650 4 116 413 1,4
Итого: 493 869 33,7 584 237 19,8 4 731 051 55,5
II. Промысловые сборы, оброки и откупы государственных имуществ 146 150 10 130 183 4,4 474 562 5,6
III. Косвенные налоги 650 223 44,4 1 195 974 40,4 2 128 622 24,9
IV. Регалии
1. Монетная операция 40 000 791 728 216 808
2. Соляной доход - - 662 118
3. Почтовый доход - - 16 261
Итого: 40 000 2,7 791 728 26,8 895 187 10,5
V. Пошлины 33 735 2,3 118 699 4 150 065 1,8
VI. Иные сборы 100 000 6,8 134 944 4,6 147 073 1,7
ВСЕГО: 1 463 977 2 955 765 8 526 560

Рисунок 1.


Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Сопоставляя данные росписи 1724г. с росписями 1680 и 1701 гг., можно видеть, насколько увеличился окладный доход государства (рис.1,2,3,4). В 1680г. он составлял 1 463 977 руб., в 1701г – 2 955 765 руб., а в 1724г. – 8 526 560 руб. (рис. 4). Однако, при оценке этих цифр необходимо прежде всего принять в расчет, что возрастание ценности государственного дохода не вполне соответствует возрастанию его цифровой величины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные, рыночная стоимость рубля упала почти наполовину: рубль конца XVII века равнялся 17 рублям начала XX века, а рубль первых десятилетий XVIII века только 9-ти, из чего можно сделать вывод, что доходная часть государственного бюджета выросла по сравнению с 1680г. более чем в 3 раза и по сравнению с 1701 более чем в 2 раза.

Что касается составных частей государственного дохода, - главный тон переменам в их процентных отношениях давало в 1701г. чрезвычайное увеличение регального дохода, а именно, прибыли от монетной операции. В 1724г. абсолютная цифра этого дохода увеличивается благодаря соляной продаже, но процентное отношение его к другим доходам падает; и абсолютно пропорционально первое место в бюджете занимает только что введенная подушная подать: теперь она превышает половину всех поступлений, тогда как непосредственно перед введением подушной статьи прямые сборы не составляли и трети (31%) их.

Реформа финансового аппарата

До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная система сохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.

Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата (в конце 1699 г. переименованная в Ратушу) - центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов. В ее ведении находились также торговые и гражданские дела. Во главе Бурмистерской палаты стоял бурмистр. Бурмистерская палата (Ратуша) избиралась из торговых людей и соблюдала интересы купечества, которое привлекалось Петром I к развитию отечественной промышленности.

Существенные изменения в системе сбора налогов начинают происходить с изменением административно-территориального деления России и создания должности губернаторов. На них возлагались функции по контролю за сбором налогов. 18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть...» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям.

Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается «управительный» (впоследствии Правительствующий) Сенат - постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. Указом от 17 марта 1711 г. Правительствующему Сенату поручается устройство государственных доходов с предписанием «денег как возможно собирать... и...учинить фискалов во всяких делах». В этом же году учреждаются должности фискалов - государственных служащих, обязанностями которых было «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, «вообще безгласные преступления явно противогосударственного и противообщественного характера». Сфера деятельности фискалов первоначально ограничивалась контролем за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц. Фискалы были освобождены от обязанности по уплате податей, от подсудности местным властям и от ответственности за неправедные доносы. Должности фискалов просуществовали до 1729 г..

В 1717 г. учреждаются финансовые коллегии - центральные правительственные учреждения в России, ведавшие государственными доходами и расходами. В 1717-1718 гг. были установлены штаты и назначены президенты следующих финансовых коллегий: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегии, Коммерц-коллегии и Ревизион-коллегии. В 1718-1720 гг. были определены функции, утверждены структура и штаты финансовых коллегий, а также Генеральный регламент, который устанавливал обязанности должностных лиц коллегии (издан 28 февраля 1720 г.). Каждая коллегия состояла из присутствия (президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора и секретарь) и штата чиновников и канцеляристов. Финансовые коллегии подчинялись императору и Сенату. При коллегии состоял фискал (позже прокурор), контролировавший деятельность финансовой коллегии. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах, ведала государственными доходами, следила за окладными и неокладными приходами.

Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Под окладными понимались налоги и сборы, при которых налоговые обязательства налогоплательщика исчислялись по действующим ставкам на единицу обложения. Неокладными налогами и сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен. Сбором доходов от монетной и горной регалий ведала Берг-коллегия. Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами. В 1810 г. была подчинена Министерству финансов, с 1823 г. упразднена. Ревизион-коллегия, учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств, была в 1722 г. присоединена к Сенату, а в 1725 г. восстановлена. Камер-, Штатс-, Ревизион-коллегии были упразднены в связи с реорганизацией губернских органов управления. В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет. Финансовые преобразования позволили государству за 15 лет увеличить свои доходы более чем в 3 раза (в 1710 г. - 3,1 млн руб., а в 1725 г. - 10,2 млн. руб.), при этом во второй половине царствования Петра I регулярно достигалось превышение доходов над расходами.

 История о том, как народ сам себя в рабство продал.

Петра часто вспоминают за его вульгарность. После его визита в Англию, парламент был вынужден выплатить крупную сумму на ремонт изгаженного дома, в котором проживал Петр. Потребовалось шесть месяцев, прежде чем зловоние улетучилось. Петр ел руками, пукал и рыгал на публике, и вообще сильно не утруждал себя приличиями. Его гости захлебывались в вине - до такой степени, что кто-нибудь из них умирал от интоксикации, либо вываливался зимой на улицу, где и замерзал на смерть. Петр желал, чтобы русские дамы выглядели так же сексуально, как и западные женщины. Он приказал им носить платья с открытыми плечами и грудью. Если женщина отказывалась пить - он и его дружки зажимали ей нос и заливали вино прямо в горло.

После посещения западной Европы, Петр твердо решил переделать Россию на западный образец - но не так, как это делают современные российские политики. Когда он пришел к власти, Россия была в периоде упадка. Петр изменил направление развития российской истории, переделав налоговую систему, занявшись стимулированием экономики и децентрализацией государства.

До реформ Петра, многие деревенские дома и наделы пустовали. Сотни людей слонялись без дела, они не работали и не платили налогов. Податями облагалась пахотная земля, как при монголах. У крестьян не было стимулов к тому, чтобы совершенствовать сельхоз инструменты, старые непродуктивные земли покидались.

Существовал налог, взимавшийся с крестьянского дома [с одного «дыма» — прим. переводчика], поэтому крестьянские семьи объединялись и делили общее жилье. Две, три семьи использовали преимущества проживания в одном доме, который облагался одним налогом. Царские сборщики податей отреагировали на это тем, что стали облагать налогом каждую внешнюю дверь, обнаруженную в доме. Крестьяне ответили тем, что заколачивали лишние двери. Все это означало, что семьи крестьян не будут расширяться, строить новые дома, возделывать новые земли. Безделье и безработица доминировали во всем. Налог с сохи и налог с дыма подорвали экономику страны.

Петр изменил налоговую систему, отменив обе эти подати и установив единую подушную подать со всего мужского населения. Свободные крестьяне платили более высокую подушную подать, чем крепостные. Крестьянам было сложно понять, как государство могло облагать налогом душу, поскольку душа - объект нематериальный. Как и все, что связано с налогообложением, понимание от налогоплательщиков не требовалось. Требовалось только то, чтобы они платили. Новый налог не мешал проявлению инициативы. Крестьянин, который работал продуктивно и обзаводился новыми сельхоз инструментами и землями, мог оставить у себя заработанное сверх обязательств перед государством. В этом отношении о Петре говорили как о человеке, в котором был дух Адама Смита.

Но к удивлению Петра, эти новые налоги не принесли большой прибыли. Количество мужчин указанных в переписных грамотах, давало лишь отрывочное представление о количестве мужчин, способных работать. Множество крестьян избегали переписи, подкупая царских чиновников. Петр решил провести новую перепись. Он знал, что в каждом городе и монастыре находятся толпы безработных, не переписанных бродяг. Безделье было образом жизни большой части общества.

Петр приступил к решению проблемы как Диоклетиан. Каждый будет либо работать, либо платить налоги. У безработного было четыре выбора: платить подушную подать, стать крепостным и жить без податей, поступить на государственную службу — военную либо гражданскую, либо стать рабом на галерах. У большей части бродяг был выбор только между галерами и жизнью крепостных. Стать крепостным, очевидно, было лучшим вариантом. С точки зрения правительства крепостные не освобождались от податей - подушную подать каждого из них должен был выплачивать государству его хозяин. Крепостные крестьяне были освобождены от необходимости персональной выплаты налогов, за что расплачивались потерей личной свободы.

Отряды крепостных начали разбухать - землевладельцы были принуждены принимать каждого, кто хотел стать крепостным. Но каждый новый раб, желая того или не желая, приходил к новому господину с грузом податных обязательств, которые теперь должен был оплачивать его хозяин. Поэтому землевладельцы требовали соответствующей власти над своими новыми рабами. Россия стала страной крепостных и их хозяев, каждый из которых сам был государевым холопом. Величайшая автократия современного мира появилась как инструмент, гарантировавший сбор налогов, так же как и в поздней римской империи.

У Петра была армия, курировавшая сбор податей. Три раза в год чиновник, обученный на военный манер, посещал землевладельцев, чтобы провести аудит их дел и сосчитать количество душ в их подчинении. Помещиков, заподозренных в уходе от налогов, колесовали. В древние времена русский сборщик податей отрезал бы такому помещику нос или ухо, но Петр был более изобретателен. Растягивание человека на колесе и переламывание его позвоночника было более современной казнью - ни крови, ни прочего безобразия.

На подушной подати Петр решил не останавливаться. Он нашел возможным обложить податями все, даже церковь. Когда ему требовалось железо для пушек - он отбирал у церкви столько церковных колоколов, сколько было необходимо, и переплавлял их. Он обложил налогами всякую пищу, рентные платежи, одежду, лошадей, шляпы, обувь, жилье, мельницы, рыбный промысел, пивоваренный, винные погреба, печные трубы, воду и общественные бани. В том, что касается частной жизни человека, он обложил налогами рождение, свадьбы, похороны, бороды, отказ от крещения и ввел особый налог на тех, кто не был членом православной церкви. Единственный налог, который он упустил - налог на смерть. Также непонятно, по какой причине он не обложил налогами поместья и наследство. Вся торговля - внутренняя и внешняя - была обложена налогами. Был введен гербовый сбор - на коммерческие документы, юридические и прочие акты, фиксировавшиеся на специальной гербовой бумаге, которую правительство продавало по смехотворно высоким ценам. Были введены гос. монополии на торговлю солью, соленой рыбой, табаком, множество товаров продавались по завышенным ценам. Короче, был раскупорен неистощимый фонтан налогов на все и вся. Приведенный перечень ни в коей мере не является полным.

Для управления этим фонтаном налогов, Петр организовал особую емкость под названием Сенат. Сенат состоял из десяти суперчиновников, ответственных за изобретение новых способов увеличения государственного дохода. Военные кампании Петра были весьма дороги. Ему всегда не хватало денег и он постоянно подгонял, угрожал и давил на Сенат, требуя больше и больше денег.

Петр не церемонился с частным капиталом, также как и правители Советского Союза до перестройки. Но отъем частной собственности был не таким же легким, как превращение всех собственников в рабов. Русское золото бежало из страны, находя более привлекательные объекты инвестирования в Амстердаме, Лондоне и Париже. Частный капитал не отягчен любовью к родине - он всегда ищет наиболее безопасные и прибыльные гавани. Петр издал законы, препятствующие бегству частного капитала, подобно современным системам таможенного и валютного контроля, но эффективно контролировать их исполнение невозможно. Изворотливые всегда найдут способ обойти наиболее жесткий закон. С момента, когда Петр ввел жесткую систему таможенного контроля, и до сегодняшнего дня, профессиональные контрабандисты вывозят из России ее золото с минимальными рисками.

Россия была совсем не привлекательна как для внутренних инвесторов, так и для внешних. У Петра не было возможности одалживать денег ни у кого. Он модернизировал Россию благодаря обращению ее в тотальное рабство с помощью налогов. Он не нагрузил государство внешними долгами, поскольку у него не было возможностей получить займ. В то время, как и сейчас, мало кто верил в платежеспособность русских. Лишь незадолго до падения царского режима у многих стран появилась эта вера, и в то время на биржах всего мира стали продаваться облигации царского правительства. Сегодня наследники тех незадачливых инвесторов оклеивают ими стены туалетов. К удивлению многих, в конце восьмидесятых Советское правительство выступило с предложением о выкупе царских обязательств.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!