Все для предпринимателя. Информационный портал

10 самых больших стран по географическому положению. Географическое положение стран мира

краткое содержание других презентаций

«Современная политическая карта» - Страны отстающие в своём развитии. Наименее развитые страны Латинской Америки. Страны переселенческого типа. Ключевые страны. Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира. Нефтеэкспортирующие страны. Большая семёрка. Нефтедобывающие страны. Страны Восточной Европы. Крупные высокоразвитые страны. Качественные признаки. Типология стран. Страны Западной Европы. Наименее развитые страны Азии.

«Мировая политическая карта» - Монархия. Государственный строй стран мира. Возникновение и крушение первых государств. Формирование политической карты мира. Страны с переходной экономикой. Развитые страны. Политическая карта мира. Республика. Возникновение мировой социалистической системы. Валовой внутренний продукт. Развивающиеся страны. Группировка стран по признакам. Возникновение крупных феодальных государств. Эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений.

«Международные отношения на политической карте» - ООН. Региональные конфликты и проблема терроризма. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Федерации в современном мире. Геополитика. Важнейшие глобальные проблемы современности. Политическая география. НАТО. Региональные конфликты. Конфликты в современном мире. Афганистан. Концепция «ядерной зимы». Проблема мира и разоружения. Характеристика ПГП. Политико-географическое положение.

«Страны политической карты мира» - Сухопутные страны. Новый период. Полуостровные страны. Страны по географическому положению. Практическая работа. Древний период. Политическая карта мира. Крупные страны Африки. Государства. Этапы формирования политической карты мира. Крупные страны Европы. Знания учащихся. Страны - архипелаги. Вопросы для повторения. Государства на карте мира. Китай. Микрогосударства. Средневековый период. Страны -гиганты.

«Современная политическая карта мира» - Страны с переходной экономикой. Суверенное государство. Развитые страны. Ключевые страны. Примеры внутриконтинентальных стран. Валовой внутренний продукт. Развивающиеся страны. Современная политическая карта мира. Группировка стран мира. Типология стран мира. Страна. Причины увеличения общего числа стран.

«Новая политическая карта мира» - Политическая карта мира. ИЧР 2004г. Типология стран мира. Основные направления современного этапа. Содержание темы. Микрогосударства. Сегодня в мире более 230 стран. Политическая карта. Место государств по индексу человеческого развития (ИЧР). Географическое положение стран. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Крупнейшие страны по численности населения. Крупнейшие страны мира.

Географическое положение страны оказывает существенное влияние на уровень ее экономического развития. Большинство внутриконтинентальных внеевропейских стран, отстают в своем экономическом развитии, т.к. отсутствие выхода к морю затрудняет осуществление их внешнеэкономической деятельности.

Классификацию стран можно также осуществлять и по площади территории, численности населения и другим показателям.(http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=188)

3.Типология стран зарубежного мира по уровню социально-экономического развития.(Елагина)

Типология включает 3 типа стран с выделенными внутри них группами, имеющими собственные отличительные признаки:

1. Pазвитые страны. Характеризуются высокими душевыми показателями ВВП, высокой средней ожидаемой продолжительностью жизни, преобладанием сферы услуг в экономической структуре хозяйства, низкой долей сельского хозяйства.

1.1. Наиболее развитые страны мира. Это США, Япония, ФРГ, Франция, Италия и Великобритания. Они занимают ведущие места в мире по объему ВВП. Их и Канаду именуют странами «большой семерки». На них приходится более половины всей промышленной продукции мира, основная доля иностранных инвестиций.

1.2. Экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы. Это Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Исландия, Швейцария, Австрия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино, Андорра. Характеризуются высоким уровнем доходов на душу населения, высоким качеством жизни, политической стабильностью.

1.3. Страны переселенческого капитализма. Это в основном бывшие колонии Великобритании, Австралия, Канада, ЮАР, Израиль. Население этих стран сформировалось при определяющей роли миграций из метрополий. Коренное население было помещено в резервации и имеет значительно более низкий уровень доходов и качество жизни. В экономике этих стран ведущую роль играют компании бывшей метрополии или соседних стран - экономических гигантов. По сравнению с другими развитыми странами большое значение в их экономике имеет горнодобывающая промышленность, а также экспорт сырьевых товаров и сельскохозяйственной продукции.

2. Страны с переходной экономикой. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика; преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии: Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория; Бывшие советские республики - ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина; Грузия. Бывшие прибалтийские республики СССР, ныне страны Балтии: Латвия, Литва, Эстония.


3. Развивающиеся страны. В этот тип входят государства с рыночной экономикой и низким уровнем социально-экономического развития. Основные характеристики социально экономического развития развивающихся стран - зависимость от иностранного капитала, размеры внешней задолженности, территориальная структура хозяйства позволяют отнести их к типу развивающихся стран. В границах территории развивающихся стран, как правило, сосуществуют ареалы с различными социально экономическими укладами - от примитивной присваивающей экономики, натурального хозяйства до современных индустриальных.

3.1. Ключевые страны (страны крупного потенциала). К этой группе относятся Китай, Индия, Бразилия, Мексика. Они обладают самым значительным в развивающемся мире людским потенциалом, дешевой рабочей силой, разнообразными запасами полезных ископаемых мирового значения; ряд отраслей обрабатывающей промышленности производит высокотехнологичную и качественную продукцию.

3.2. Высокоурбанизированные переселенческие страны с богатыми агроресурсами и высоким уровнем жизни. Аргентина и Уругвай выделяются в отдельную группу стран. Отсутствие серьезных запасов полезных ископаемых препятствовало развитию тех отраслей промышленности, с которых обычно начиналась индустриализация, а запреты Европейского Союза на импорт дешевой сельскохозяйственной продукции с целью поддержки фермеров, стали сдерживать развитие их аграрного сектора.

3.3. Страны анклавного развития. Главной отличительной чертой экономики стран этого типа является существование ориентированных на экспорт анклавов горнодобывающей промышленности, которые контролируются иностранным капиталом и слабо связаны с национальной экономикой. Венесуэла, Чили, Иран, Ирак.

3.4. Страны внешнеориентированного развития. К этому типу относятся средние по численности населения и ресурсному потенциалы страны - Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Парагвай (в Латинской Америке), Египет, Марокко, Тунис (в Африке), Турция, Сирия, Иордания, Малайзия, Филиппины, Таиланд (в Азии). Экономика этих стран ориентирована на экспорт полезных ископаемых, продукции легкой промышленности, сельскохозяйственной продукции земледелия. В этой группе стран выделяются, экономика которых в последние десятилетия развивалась и новые индустриальные страны (НИС) исключительно высокими темпами за счет иностранных инвестиций, импортных технологий и наличия дешевой и относительно квалифицированной рабочей силы. Развитие наукоемких отраслей промышленности (электроники, электротехники) вывело эти страны в число мировых лидеров в экспорте потребительских товаров (одежды, бытовой электроники) в развитые страны. НИС первой волны - Республика Корея, Сингапур; Гонконг и Тайвань (территории Китая) смогли сократить свое отставание от экономически развитых стран. Классификация Международного валютного фонда с 1997 г. относит их к числу экономически развитых стран.

3.5. Страны-нефтеэкспортеры. Экспорт нефти, коренным образом преобразовал экономику этих стран, позволил создать современные города, развивать образование и здравоохранение, социальную инфраструктуру. К этому типу относятся нефтедобывающие монархии Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бахрейн).

3.6. Страны плантационного хозяйства. Не отличаются крупным людским и ресурсным потенциалом. К этому типу относятся Коста Рика, Никарагуа, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Гаити, Куба (в Латинской Америке), Шри-Ланка (в Азии), Кот д’Ивуар и Кения (в Африке). Этнический состав населения латиноамериканских стран сформировался под влиянием работорговли. Политическая жизнь всех стран характеризуется политической нестабильностью, частыми военными переворотами и партизанскими движениями, низким уровнем жизни населения, господством иностранного капитала, зависимой национальная политикой.

3.7. Страны концессионного развития. Это Ямайка, Тринидад и Тобаго, Суринам, Габон, Ботсвана, Папуа Новая Гвинея. Эти страны недавно получили политическую независимость, обладают запасами полезных ископаемых мирового значения. Добыча и экспорт полезных ископаемых, с одной стороны, обеспечивает основную часть валютных поступлений, с другой - ставит экономику этих стран в зависимость от колебаний цен на мировых рынках.

3.8. Страны-«квартиросдатчики». Небольшие по размеру островные и приморские независимые государства и колониальные владения, расположенные на перекрестке важнейших международных транспортных путей. Выгодность географического положения, льготная налоговая политика превратили их территорию в места размещения штаб квартир крупнейших транснациональных корпораций, банков. (Каймановы Острова, Бермудские Острова, Панама, Багамы, Либерия, Мальта, Кипр, Барбадос).

3.9. Крупные с низкими доходами страны. К этой группе относятся Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Вьетнам. Эти страны занимают лидирующие места в мире по численности населения (за исключением Вьетнама). В структуре экономически активного населения преобладают сельские жители.

3.10. В конце 20 в. ООН были отнесены к наименее развитым странам мира большая группа стран Африки, Азии и Латинской Америки: Ангола, Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Конго, Джибути, Замбия, Кабо-Верде, Коморские о-ва, Лесото, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Нигер, Руанда, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Уганда, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Афганистан, Бангладеш, Бутан, Йемен, Лаос, Камбоджа, Мальдивская Республика, Мьянма, Непал, Гаи.

4.Геоэкологические катастрофы аральского типа в регионах мира, и их социально-экономические последствия. (Елагина)

Мертвое море. Располагается между Палестинской автономией, Израилем и Иорданией.

Интенсивное и неконтролируемое использование пресной воды, поступающей в Мерт­вое море через р. Иордан и ручьи, с начала 1960-х годов привело к нарушению его водного баланса. Испарение стало превышать речной сток и атмосферные осадки на поверхность озера. В результате уровень озера понижается - иногда на 1 м в год. За последнее столетие уровень упал на 25 м. В 1977 г. уровень озера понизился ниже порога Линча, разделяющего южную и северную части озера, что нарушило естественный процесс циркуляции воды. В настоящее время южный бассейн высох и используется как система испарительных прудов для производства солей, а вода закачивается из северного бассейна. Длина Мертвого моря уменьшилась с 80 до 50 км, сократилась площадь, уменьшилась глубина и увеличилась соленость воды.
Значительная часть потребляемой воды реки Иордан идет на орошение, увеличиваются затраты и на хозяйственно-бытовые нужды. Одним из факторов роста потребления воды стал туризм: много воды забирают гостиницы, расположенные вдоль реки Иордан. Мерт­вое море рискует превратиться в сточную яму для множащихся в его водосборе поселений, побережья загрязняются пластиковым мусором, приносимым зимними паводками.

Озеро Чад. Располагается на территории Республики Чад.

В настоящее время площадь озера, в середине ХХ в. достигавшая 26 тыс. км 2 , колеблется в пределах 1,5-4,0 тыс. км 2 .
Причины деградации: 1. Интенсивный разбор части стока рек, впадающих в озеро, на орошение полей и хозяйственно-бытовые нужды. Огромные орошаемые массивы сосредоточены в южной и юго-восточной части побережья озера и в бассейнах рр. Шари и Логон. Предполагалось использовать для орошения не только речную воду, но и озерную, но этот проект отпал сам собою, т.к. место водозабора оказалось выше опустившегося уровня озера. 2. Вырубка лесов по долинам рек, что ведет к понижению уровня грунтовых вод и, как следствие, к уменьшению их полноводности. Главным фактором обезлесения в Судано-Сахельской зоне являются топливные лесозаготовки. Особенно остро это проявляется в окрестностях крупных городов (Нджамена и др.), нуждающихся в топливе для приготовления пищи (в меньшей степени - для отопления). 3. Продолжающееся с конца 60-х годов ХХ в. иссушение территории, вызванное интенсивным использованием пастбищ (которое, в свою очередь, обусловлено ростом численности населения) и участившимися засухами. За последние 25 лет изогиета 250 мм сдвинулась к югу на 180 км. Эти региональные климатические изменения усиливаются эффектом глобального потепления.

Река Колорадо. еще в начале 50-х годов в США. Но река Колорадо впадала не в замкнутый водоем, а в открытый океан. В семи штатах США, где протекает Колорадо, и в Мексике используется буквально каждая капля воды этой реки. Она утоляет жажду более 30 млн человек и орошает самые урожайные фермы страны в долине Империал-Валли

Река Хуанхэ . В результате разбора воды на орошение в нижнем течении реки увеличилось число дней с нулевым стоком. В частности, в 1997 г. русло было пересох­шим на протяжении 704 км в течение 226 дней.

Катастрофическое снижение стока и пересыхание в сухой сезон наблюдается в долине р. Ганг .

Река Тарим в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. Река когда-то впадала в озеро Лобнор, а в настоящее время ее 300-километровый участок нижнего течения остается без поверхностного стока.

Река Хайхэ , на которой располагается крупнейший центр тяжелой промышленности Китая - г. Тяньцзинь. Использование более 90% стока реки приводит к ее пересыханию, аккумуляции наносов в дельте и сокращению водно-болотных угодий.

Озеро Лобнор , которое перестало существовать еще в 1962 г. Ныне от него осталась только серия бессточных озер, поросших тростником, и соленых болот, хорошо прослеживаемых в юго-восточной части Таримской котловины. Развитие искусственного орошения и стремительный рост численности населения, ветровая эрозия, смещающая массы лёсса, интенсивная вырубка тополей, ив, тростника, прибрежных тугаев на отопление жилищ привели к распаду некогда единого озера на несколько небольших озер и болот, которые за последние 40 лет переместились на 30-40 км к западу, а на месте былого озера осталась только одна безводная котловина.

5. Климатические изменения: современные тенденции, их генезис и влияние на социально-экономические процессы (Савинова)

Если раньше глобальные изменения климата интересовали только специалистов в области климата, то сегодня эти изменения стали объектов внимания экономистов, социологов, инженеров, биологов и врачей. Последствия глобального потепления ставят под угрозу все, что было достигнуто человечеством за последние десятилетия. По оценкам страховых компаний ущерб от стихийных бедствий в десять раз больше, чем в 60-е годы. Анализ показал, что более чем в 90 % случаев ухудшение экономических показателей происходило в годы экстремального уменьшения Солнечной активности (СА). Экономических кризисов в периоды возрастания солнечной активности практически не происходило. Глобальное потепление отразится на экономическом развитии государств мира в секторах, зависящих от погоды. Вклад этих секторов в производство МВП – 30 %, что означает серьезные макроэкономические последствия изменений климата. Для мировой экономики изменение климата уже через 10–15 лет обернется ежегодными убытками в размере 5 % (к 2100 г. – до 20 %) МВП. Трансформация климата Земли и экологические проблемы приведут к появлению миллионов беженцев. Сегодня, по данным ООН, в мире 25 миллионов беженцев (из-за экологических катастроф). В ближайшие десятилетия глобальное потепление, нарастающий дефицит воды и сокращение сельскохозяйственных угодий станут решающим фактором миграции. Миграционные потоки будут направляться по всему миру, что создаст реальную угрозу безопасности России

6.Киотский протокол как инструмент климатической и энергетической политики. Критический анализ. Позиция России, стран G7, Китая и др. развивающихся стран. (Букина)

Типология стран заключается в выделении отдельных типов стран путем выявления их сходств и различий.

Страны классифицируются по величине территории, численности населения, географическому положению, политическому строю, наличию полезных ископаемых, уровню социально-экономического развития, степени открытости экономики, этническому составу, качеству жизни населения и ир. Каждая характеризуется неповторимыми особенностями, но есть черты, свойственные и другим странам. Поэтому в процессе типологии используется метод аналогии.

Специалисты указывают, что типология стран мира - одна из наиболее сложных методологических проблем политической географии. Ее решением на основе двух основных подходов (количественного и качественного) занимаются географы, экономисты, политологи, социологи и представители многих других наук.

При группировке стран по количественным характеристикам они оцениваются по числовым параметрам. Выдающийся советский экоиомико-географ, член-корреспондент АН СССР Н. Н. Баранский в одной из своих работ писал о том, что страна во всем ее своеобразии - природном, хозяйственном, культурном, политическом - является основным объектом изучения в географии, поэтому вопрос о количестве и группировке (классификации) стран представляет большой интерес.

Качественные признаки (критерии) позволяют отнести любую страну к тому или иному типу социально-экономического и политического развития. Видный экономист-международник представитель экономико-географической школы МГУ им. М. В. Ломоносова, член-корреспондент РАН В. В. Вольский под типом страны понимал объективно сложившийся относительно устойчивый комплекс присущих ей условий и особенностей развития, характеризующий ее роль и место в мировом сообществе на данном этапе всемирной истории. В этом случае речь идет о тех главных типологических чертах стран, которые сближают их с одними и, напротив, отличают от других стран.

По мнению академика РАО В. П. Максаковского, типология стран представляет собой историческую категорию. Так, до начала 1990-х гг. все страны мира было принято подразделять на социалистические, капиталистические и развивающиеся. В 1990-х гг. после распада мировой социалистической системы, сложилась другая, уже не столь политизированная типология с подразделением стран на высокоразвитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Но наряду с этим по-прежнему широко распространена двучленная типология стран, подразделяющая их на развитые и развивающиеся. При этом в качестве обобщающего, синтетического показателя обычно применяется характеристика валового внутреннего продукта (ВВП) из расчета на душу населения. На основе предложения Президента Б. Клинтона, внесенного им в конгресс США в 1993 г., к развивающимся странам была причислена и Россия.

В течение XX в. общая численность стран в мире постоянно возрастала. Это было вызвано переделом мира после Первой и Второй мировых войн и крушением колониальной системы империализма. В начале 1990-х гг., вслед за распадом СССР, Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ), Чехословакии их стало еще на 20 больше. Рост числа суверенных государств, в частности, прослеживается по количественному расширению состава ООН. Из независимых государств только Ватикан не является полноправным членом этой международной организации. По состоянию на 30 марта 2014 г. в мире насчитывается 242 страны различного статуса. Согласно данным бюро переписи США численность населения планеты на 1 января 2014 г. - 7 137 577 750 человек.

Количественные показатели характеризуют прежде всего крупные и небольшие страны. Страны-гиганты по размерам территории и численности населения - Китай, Индия, Россия, США, Канада, Бразилия, мини-государства - Ватикан, Монако, Гибралтар, Науру, Тувалу. В мире много стран со средними в этом отношении показателями (Украина, Франция, Германия, Великобритания, Италия, Япония, Оман, Вьетнам, Филиппины и др.).

Количественное сравнение стран проводится по длине береговой линии и сухопутной границы (в тыс. км). К 10 странам с самым протяженным берегом относятся: Канада (244), Индонезия (55), Россия (38), Филиппины (36), Япония (30), Австралия (26), Норвегия (22), США (20), Новая Зеландия (15), Китай (14,5). Среди стран с наибольшей сухопутной границей выделяются Китай (22), Россия (20), Бразилия (17), Индия (14), Казахстан (12).

Употребляется характеристика стран-лидеров (в тыс. км 2) по площади пресноводной акватории: Канада (891,2), Россия (720,5), США (664,7), Индия (314,1), Иран (116,6).

К качественным категориями анализа относятся сведения о странах, не имеющих сухопутных границ (Япония, Австралия, островные государства), или наоборот, не обладающих выходом к открытому морю (Австрия, Афганистан, Монголия, Малави, Парагвай). Оценивается местоположение стран, обычно в какой-либо части света (в Африке, Европе и т.д.).

Географическое положение страны определяется ее расположением по отношению к другим объектам. Рассмотрение проводится на микро-, мезо- и макроуровнях. Микроположение учитывает объекты низшего ранга: горы, реки, моря. При этом говорят об андских странах или странах Персидского залива и т.д. Мезо- положение страны включает оценку окружающих географических объектов равного с ней ранга, чаще всего, стран соседей (например, выделяются страны Восточной Европы, Средиземноморья, Ближнего Востока и т.д.). Макроположение затрагивает вопросы взаимодействия государства с другими странами на континенте или в прилегающей области Мирового океана (здесь выделяются страны Азии, Африки, Латинской Америки, Океании и др.).

Некоторые специалисты группируют страны но историко-географическим областям. Известны такие термины, как «Содружество славянских государств», «Страны арабского мира», «Азиатские тигры», «Африканские государства к югу от Сахары» и др.

Особую важность имеет группировка по уровню социально-экономического развития. К экономически развитым странам сегодня причисляют около 60 государств. При проведении политико-географического анализа рассматриваются природно-ресурсный потенциал, основные макроэкономические показатели, их динамика, вовлеченность страны в международные торговые отношения и стратегические блоки. В качестве интегральной характеристики чаще всего используются величины внутреннего валового продукта (ВВП) или внутреннего национального продукта (ВНП) из расчета на душу населения. Величина ВВП выражается в стоимости всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, независимо от того, кому принадлежат находящиеся на ее территории предприятия. А величина ВНП рассчитывается с учетом ВВП за вычетом из нее прибылей иностранных компаний в данной стране, но с добавлением прибылей, полученных предпринимателями данной страны за границей. Большое значение придается и абсолютным показателям произведенных в стране товаров и услуг за год.

Поданным Международного Валютного Фонда (МВФ) за 2013 г. в число первых 20 экономик мира входит и Россия (табл. 1.1). Кроме того, Россия не уступает мировым державам и по числу миллиардеров.

Таблица 1.1

Список стран по ВВП (номинал)

Список стран по номинальному (абсолютному) значению ВВП в долларовом выражении, посчитанному с помощью рыночного либо установленного властями обменного курса, не может считаться полностью объективным. Он имеет существенный недостаток - не учитывает разницу в ценах на однородные товары и услуги в различных странах (например, цена за литр бензина АИ-95 (Premium) в Норвегии составляет 2,7 долл. США, в России - 0,97, а в Венесуэле - 0,02). Таким образом, ВВП по номиналу у развитых стран завышен, а у развивающихся - занижен. Для устранения данного недостатка был разработан ВВП по паритету покупательной способности (Г1 ПС), который считают для всех стран по американским ценам, принятым за эталон. Расчет ВВП по ППС наиболее точно показывает экономический рейтинг страны.

Ученые географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова разработали свой подход к ранжированию зарубежных стран, который они назвали оценочно-типологическим. Он заключается в определении уровня социально-экономического развития с учетом не только душевого ВВП, но и 11 различных показателей. По их версии в «первой десятке» стран зарубежного мира оказались США, Канада, Германия, Швеция, Норвегия, Франция, Япония, Швейцария, Бельгия и Люксембург. Правда, наш динамичный мир, безусловно, внес сюда свои коррективы.

По заключению экспертов для развивающихся стран характерны более выраженные внутренние различия и их типологическая дифференциация является дробной. Профессор Я. Г. Маш- биц (1998) указывает, что в развивающемся мире можно выделить пять типов стран:

  • 1) страны крупномасштабного и относительно разнообразного промышленного производства (Бразилия, Мексика, Аргентина, Индия, Иран);
  • 2) индустриализующиеся страны второго и третьего порядка со значительным развитием сырьевых и перерабатывающих отраслей
  • (Колумбия, Венесуэла, Перу, Индонезия, Филиппины, Малайзия, Нигерия и др.);
  • 3) небольшие государства, использующие выгоды своего экономико-географического положения (ЭГП) для развития предпринимательства (Сингапур, Тринидад и Тобаго, Панама, Багамские острова и т.д.);
  • 4) нефтеперерабатывающие государства, получающие основной доход от экспорта углеводородов (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Бруней и др.);
  • 5) наименее индустриализованные страны с большими перспективами развития (Бангладеш, Камбоджа, Вьетнам, Лаос и многие африканские страны).

При всех типах группировки стран сохраняется главная проблема, которая заключается в степени репрезентативности (представительности) их выборки (отбора) из статистического ряда. Если основные закономерности типизации нарушаются, то проведенное исследование может привести к неверным выводам. В таком случае иод угрозу ошибочного прогноза могут попасть политика государства, его стратегические интересы, крупные бизнес-проекты.

Человеческая цивилизация, страны и народы подвержены постоянной эволюции, закономерности которой наукой до конца не изучены. При этом выделяются две основные формы преобразований.

К первой принадлежат количественные сдвиги на политической карте мира - территориальные приобретения или потери различных государств. Такие изменения случались, главным образом, при присоединении вновь открытых земель, в результате войн, добровольных уступок или обмена территорий, объединения или распада государств.

Ко второй - качественные сдвиги, при которых на одной и той же территории происходит смена существующей общественноэкономической формации новой. Например, когда бывшие колонии завоевывают государственную самостоятельность, происходит образование межгосударственных союзов или вводится новое государственное устройство страны, сменяется форма правления.

На современном этапе развития цивилизации количественные сдвиги на карте мира в основном уступают место качественным преобразованиям.

Построение типологий стран является предметной областью экономической и социальной географии. Основное место здесь, есте­ственно, занимает типология стран по уровню социально-экономи­ческого развития. Важное значение имеет отбор показателей и спо­собы интерпретации как показателей, так и построенной на их основе типологии.

Типология стран представляет собой выделение групп стран мира, сходных по уровню, характеру и типу социально-экономиче­ского и исторического развития. Первым этапом любой типологии является классификация стран по набору демографических, эконо­мических, социальных и других показателей развития. На втором эта­пе выявляются типологические особенности стран со сходным уров­нем развития и дается их группировка. Широко известны типологии развивающихся стран Б.М. Болотина, В.Л. Шейниса, В.В. Вольско­го, Я. Г. Машбица и других географов и экономистов.

Основной целью типологии является систематизация стран мира как объектов страноведческих исследований, установление взаимо­связей и взаимозависимостей между странами как частями мировой системы. При этом справедливо полагают, что типология стран мира по объективным показателям требует ее уточнения с помощью экс­пертной процедуры, в ходе которой учитывается специфика цивили-зационного подхода, знание исторических корней формирования стран, что способствуют пониманию их подлинных, а не конъюнк­турных современных особенностей.

Классификация стран мира, разработанная ООН, в современ­ном мире выделяет 22 цивилизационных макрорегиона.

Особенностью этой типологии является использование всего трех показателей из трех групп: социальных - одного из семи, уров­ня жизни - одного из десяти, структурных экономических - одного из трех. Минимум показателей в данном случае компенсируется тем, что каждый из них имплицитно содержит достаточно информации о состоянии соответствующей сферы общества.

Экономико-политическая классификация стран и регионов мира отражает центропериферическую структуру мирового хозяйства. Страны делятся:

На центр мирового хозяйства;

Полупериферию, интегрированную с центром;

Переходный тип от периферии к полупериферии;

Периферию, активно включенную в региональное экономиче­ское сотрудничество и мировое хозяйство;

Периферию, слабо включенную в мировое хозяйство (глубо­кая экономическая периферия);

Периферию, частично изолированную от мирового хозяйства (предполагается опора на собственные силы).

Несколько крупных стран (например, Россия, Канада, Австра­лия, Бразилия) разбиваются на регионы, принадлежащие к разным типам. Полупериферию и периферию в данной классификации со­ставляют развивающиеся страны.

Существуют и другие типологии развивающихся стран. Так, в частности, Международный валютный фонд выделяет категорию реформирующихся стран развивающегося мира, перешедших к стра­тегии либерализации экономики и внешнеэкономических связей. К этой категории относится 35 развивающихся стран. Также выделя­ются «задворки мировой системы», «медвежьи углы», к которым от­носится ряд стран Африки, Азии и Латинской Америки.

С середины XX в. в зарубежной литературе получили распро­странение политико-географические исследования, посвященные типологии государств по военному, демографическому и экономиче­скому потенциалам, степени зависимости от внешних рынков, отно­шению к международным конфликтам, вовлеченности в территори­альные споры и претензии, морфологии и другим характеристикам государственных границ, оценке их «выгодности». На начальном этапе доминировала макрорегиональная проблематика (на уровне всей мировой системы или отдельных макрорегионов), в последние деся­тилетия появилось больше работ, посвященных исследованиям на уровне отдельной страны или ее частей. Одним из зачинателей поли­тико-географических исследований и политических классификаций стран мира на Западе многие считают американского ученого Р. Харт-шорна, сформулировавшего в 1950 г. функциональный подход в по­литической географии. Целью его исследования был анализ соотно­шения между центробежными и центростремительными силами, действующими в каждом государстве, выявление ключевой идеи, без которой, по его мнению, государству не удалось бы сохранить целост­ность своей территории и лояльность большинства граждан.

Наиболее распространена группировка стран по величине их тер­ритории и численности населения. Нередко применяется группиров­ка стран по особенностям их географического положения (см. при­ложения).

1. По размерам выделяют:

Самые большие страны;

Крупные;

Средние;

Небольшие;

Микрогосударства.

2. По численности населения выделяют:

Большие страны с населением более 50 млн человек;

Средние - с населением от 10 млн до 50 млн человек;

Малые - с населением до 10 млн человек.

Численность населения является определяющим фактором по­требительского спроса, который становится более разнообразным при многонациональном составе населения. Принято считать страну мно­гонациональной, если в ней проживают более пяти национальностей.

3. По географическому положению выделяют:

Приморские страны;

Полуостровные;

Островные;

Страны-архипелаги;

Внутриконтинентальные.

Примеры деления стран по географическому положению при­ведены в табл. 1.1 и 1.2.

Таблица 1.1

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Похожая информация:

  1. A) Тайланд, Мьянма, Гонконг 1 страница
  2. A) Тайланд, Мьянма, Гонконг 2 страница
  3. A) Тайланд, Мьянма, Гонконг 3 страница
  4. A) Тайланд, Мьянма, Гонконг 4 страница
  5. A) Тайланд, Мьянма, Гонконг 5 страница
  6. A. *Погана теплопровідність 1 страница
  7. A. *Погана теплопровідність 2 страница
  8. A. *Погана теплопровідність 3 страница
  9. A. *Погана теплопровідність 4 страница
  10. A. *Погана теплопровідність 5 страница
  11. A. *Погана теплопровідність 6 страница
  12. A. *Погана теплопровідність 7 страница

Поиск на сайте:

Тема 5. Типология государства.

Вопросы:

1. Понятие типологии государства.

2. Критерии классификации.

ТАБЛИЦА 35.

Основные типологизации и их характеристика.

Литература:

1. С.М.Баранов В.М. Толстик В.А.

Теория права государства в схемах и определениях. – М.,2010.

2. Политическая энциклопедия. Ред. Семигина Г.Ю.-М. 1999.

3. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти.-М., 2001.

4. Пиголкин В.Н.

Основы права.-М.,2009.

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.-М.2009.

6. Интернет-ресурсы.

Типология Основные авторы Характеристика.
По формированию государства
Марксистская (формационная) – в зависимости от типов общественно-экономической формации К.

Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин

Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке.

Лекция: Современная типология стран мира: классификация по определенным признакам

Выделялось пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.

Цивилизационная Цивилизационная 1 А.Тойнби На основании цивилизационных признаков А.Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества.

Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

Цивилизационная 2 Уолта Ростоу – в зависимости от уровня экономического развития По Ростоу тип государства связан со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения.

Согласно его теории все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: — традиционное; — переходное, в котором закладываются основы преобразований; — общество, переживающее процесс сдвига; — созревающее общество; — общество, достигшее высокого уровня народного потребления (государство всеобщего благоденствия).

Цивилизационная 3 А.С.

Пиголкина экспуататорское и социальное

Эксплуататорское государство использует монополию на насилие для максимизации собственного дохода, точнее - дохода группы, контролирующей государственный аппарат.

На смену эксплуататорскому государству приходит социальное, критериями которого являются изменения в системах стратификации, степень расширения социальных прав и общественно-частная организация социального обеспечения.

В зависимости от характера государственного союза и положения, занимаемого в этом союзе индивида. Типология Г. Эллинека: Г. Еллинек писал, что, несмотря на постоянное развитие и преобразование, можно установить некоторые признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа.

Он выделяет идеальный и эмпирический типы государств, где первый тип – мыслимое государство, которого в реальной жизни не существует. Эмпирический тип получается в результате сравнения реальных государств друг с другом: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное.

В зависимости от путей и степени участия воли индивидуума в создании и укреплении правопорядка (уровень политической свободы) ТИПОЛОГИЯ Г. Кельзена Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы. В зависимости от путей и степени участия “воли индивидуумов” в создании и укреплении правопорядка, автор предложил различать два типа власти и соответственно государственно-правовых явлений: демократия и автократию.

В условиях демократии происходит полное соответствие “воли, представленной (заключающейся) в правопорядке государства”, воле всех субъектов права, или индивидуумов, поскольку последние принимают участие в его создании и укреплении. Напротив, в условиях автократии нет и не может быть соответствия между “волей, заложенной в правопорядке” и волей субъектов права.

Это объясняется тем, что последние полностью исключены из процесса создания и укрепления правопорядка. При этом Г. Кельзен обращал внимание на то, что названные типы государства в чистом виде не существуют, “демократия” и “автократия” выступают скорее как “идеальные типы”. “Каждое государство содержит в себе комплекс элементов, свойственных обоим типам”.

Типология в зависимости от уровня свободы Р.

Макайвер

Р. Макайвёр также делит государства на два типа: династические (антидемократические) и демократические. Отличия между ними заключены в степени отражения государственной властью воли общества.
В зависимости от политического режима Р.

Дарендорф

Дарендорф подразделяет государства на демократические и антидемократические на том принципе, что в результате постепенной демократизации общества классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в неравенстве, но создана общая для всех основа, и которое делает возможным цивилизационное бытие.
В зависимости о господствующей идеологии Идеологизированные, деидеологизированные. Деидеологизированные (светские) государства - здесь официальная идеология отсутствует.

В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т.

п. зависит от его взглядов на государственную идеологию. В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.

Типология государства Г. Спенсера Технократический подход к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который определяет тип общества и государства.
Типология государства Э. Тоффлера Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества: аграрная при переходе к земледелию, индустриальная во время промышленной революции информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному).

ТАБЛИЦА 36.Формационный подход к типологии государства основоположники:…(вписать )

Не делать.

Читайте в этой же книге:Цели и задачи учебно-методического пособия | Рекомендации по выполнению работ по УМК | Образец выполнения таблицы.

| Сущность государства (дать определение). | Греция и Рим: характеристика государства (государственно-политический анализ). | Тема 4. Формы государства. | Форма правления.монархия; виды монархий, их характеристика. | Возникновение социального государства. | Почему Коммунистическая утопия не была реализована в СССР? | НЕ ДЕЛАТЬ |mybiblioteka.su — 2015-2018 год.

Качество населения: образование и квалификация

Важными составными частями, характеризующими качество населения, служат также сведения о его образовательном уровне и квалификации трудовых ресурсов.

Согласно данным ЮНЕСКО, в 1950 г.

доля элементарно неграмотных среди взрослого населения мира (старше 15 лет) составляла 44 %. К 1990 г. уровень неграмотности снизился до 26,9 %, к 2000 г. – до 20,6 %. В таблице 53 приведены данные, характеризующие положение с неграмотностью в двух группах стран и отдельных регионах.

Из приведенных в таблице 53 данных вытекает, что в экономически развитых странах в 1980 г. элементарно неграмотных взрослых было 3,4 %. Однако и этот сравнительно невысокий показатель привлек к себе много внимания в связи с введением понятия о так называемой функциональной неграмотности.

Под функциональной неграмотностью понимают неспособность человека адаптироваться к политическим переменам в обществе, к структурным, техническим и технологическим изменениям в экономике, понять необходимые объяснения и инструкции, касающиеся трудовой деятельности и т. д. Поэтому функциональная неграмотность, которой в США были подвержены 23 млн, а в Великобритании – 6 млн человек, считается одной из главных причин безработицы. В бывшем СССР, согласно переписи 1989 г., неграмотным оказалось 2 % населения старше 15 лет, или 4,3 млн человек, а функциональная неграмотность была значительно выше.

Таблица 53

РАСЧЕТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ НЕГРАМОТНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ 15 ЛЕТ И СТАРШЕ

В последнее время статистика ООН публикует лишь выборочные сведения о неграмотности в развитых странах.

По ним можно судить о том, что в Европе, например, несколько большей долей неграмотных на общем почти нулевом фоне выделяются страны южной ее части – Испания, Греция и в особенности Португалия (8 % у мужчин и 16 % у женщин).

Что же касается развивающихся стран, то, как вытекает из данных таблицы 53, по абсолютной численности неграмотных в 1980 г.

выделялись Южная и Восточная Азия благодаря прежде всего Индии (251 млн человек), Китаю (219 млн), а также Пакистану (43 млн), Бангладеш (42 млн), Индонезии (27 млн человек). Нетрудно подсчитать, что более половины всех неграмотных в мире тогда приходилось на две, правда самые многонаселенные, страны – Индию и Китай.

За этими двумя регионами следовала Африка к югу от Сахары.

Генеральная Ассамблея ООН по инициативе ЮНЕСКО провозгласила 1990 год Международным годом грамотности. Итоги его затем были рассмотрены органами ООН, которые приняли соответствующие решения о мерах по дальнейшему преодолению и предупреждению неграмотности в ее различных формах и по внедрению образования для всех.

К 2000 г. было намечено сократить численность неграмотных до 22 % и обеспечить охват начальным образованием всех детей. Хотя в полной мере осуществить эти планы не удалось, однако некоторые перемены к лучшему произошли. Так, к 2005 г. доля неграмотных среди лиц старше 15 лет в Африке к югу от Сахары снизилась до 38 %, в арабских странах Ближнего и Среднего Востока – до 30 в Латинской Америке – до 11,8, в Восточной Азии – до 12, в Южной Азии – до 34 %.

Некоторые развивающиеся страны теперь тратят на образование 7-10 % своего ВВП (Ботсвана, Намибия, Зимбабве, Тунис, Лесото), превосходя в этом отношении большинство развитых стран мира.

Тем не менее доля неграмотных среди населения старше 15 лет во многих развивающихся странах продолжает оставаться еще очень большой (табл.

Таблица 54

ДВАДЦАТЬ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН С САМОЙ БОЛЬШОЙ ДОЛЕЙ НЕГРАМОТНЫХ В НАСЕЛЕНИИ СТАРШЕ 15 ЛЕТ

В таблице 54 представлены 15 стран Африки, 4 страны Азии и одна страна Латинской Америки.

Обращает на себя внимание значительно более низкий уровень грамотности среди женского населения. А «рекордсменом» мира по доле неграмотных среди всего населения, и в частности среди женщин, выступает Буркина-Фасо.

Из развивающихся стран, сведения о которых не вошли в таблицу 54, можно назвать несколько крупных государств, где доля неграмотных людей во всем населении остается еще довольно значительной.

Из стран Азии это Индия (36 % неграмотных), Иран (20), из стран Африки – Египет (35), Алжир (30), из стран Латинской Америки – Боливия (18), Бразилия (17), Мексика (15 %).

1.1. Классификация стран мира

В Китае доля неграмотных составляет 9 %, и в том числе среди женщин – 15 %. К этому нужно добавить, что огромный разрыв между развитыми и развивающимися странами в сроках обучения также продолжает сохраняться. В группе развитых стран средняя продолжительность обучения составляет 10 лет (в США, Канаде, некоторых странах Западной Европы – 12 лет и даже больше), а в развивающихся странах – около четырех лет.

Главный же вывод, который можно сделать на основе анализа таблицы 54, неутешителен: за 20 лет (1980–2000 гг.) общее число неграмотных в мире даже несколько увеличилось – прежде всего за счет Южной Азии, арабских государств и Африки к югу от Сахары.

Для характеристики состояния высшего образования пользуются разными показателями.

Например, таким, как численность студентов из расчета на 100 тыс. жителей, который большей частью коррелируется с общим уровнем развития страны и душевым ВВП (табл. 55).

Таблица 55

ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ НА 100 ТЫС.

ЖИТЕЛЕЙ ПО СТРАНАМ МИРА

Другой показатель того же ряда – доля людей с университетским образованием среди населения в возрасте от 25 до 64 лет.

По этому показателю с большим отрывом от других стран лидируют США (24 %). В группу стран, где этот показатель находится в пределах от 10 до 15 %, входят страны Западной Европы (ФРГ, Великобритания, Франция, Испания, страны Северной Европы), а также Канада, Австралия и Новая Зеландия.

Наконец, качество населения (трудовых ресурсов) характеризуется также квалификацией рабочей силы, как ведущего компонента производительных сил.

В свою очередь, такая квалификация зависит от уровня образования, наличия трудовых навыков, степени вовлеченности в производство и т. д. Все это, вместе взятое, формирует так называемый благоприятный деловой климат, который в большинстве случаев влияет не только на развитие, но и на размещение производства.

Особенно большое значение квалификация трудовых ресурсов приобрела на современном этапе НТР, когда рабочая сила, обладающая новаторским потенциалом, становится даже более важным фактором развития, чем передовые технологии.

Это непосредственно связано со все большей интеллектуализацией труда, характерной для постиндустриального общества. Говорят даже о революции в трудовых ресурсах, начавшейся в конце XX в.

Считается, что для повышения конкурентоспособности работника он должен пройти три последовательные стадии: 1) общее школьное образование; 2) получение профессионального образования, обучение в аспирантуре; 3) реализацию полученных знаний в сфере трудовой деятельности при совмещении ее с дальнейшим образованием и самообразованием. Не случайно в большинстве стран современного мира ныне осуществляются реформы образования – как среднего, так и высшего.

В США уже в середине 1990-х гг. доля лиц, получивших среднее образование, составила в структуре рабочей силы 90 %, а получивших законченное и незаконченное высшее образование превысила 55 %.

Россия была и остается одной из самых образованных стран мира.

И ныне она сохраняет достаточно высокий образовательный уровень: почти 1/3 всех занятых в ее народном хозяйстве имеет высшее и среднее специальное образование.

В России более 7 млн студентов. Однако социально-экономический кризис 1990-х гг., остаточный принцип финансирования образования, рост безработицы не могли не сказаться на количестве и качестве трудовых ресурсов. По мнению многих исследователей, современное состояние рабочей силы России не соответствует требованиям рынка.

Во многих отраслях, в особенности в машиностроении, в 1990-е гг. произошла существенная потеря квалифицированных кадров, поэтому отношение к образованию и соответственно к качеству трудовых ресурсов должно быть пересмотрено исходя из того, что они являются важнейшими компонентами национальной безопасности страны.

Методическая разработка Итогового теста по истории

Пояснительная записка

Итоговый тест по истории предназначен для студентов 3 курса СПО по программе подготовки специалистов среднего звена.

Программа курса рассчитана в соответствии с требованиями ФГОС СПО на 48 часов.

После прохождения программы итоговый зачет проходит в виде – итогового теста. Выполнение теста рассчитано на 90 минут.

Тематика итогового теста соответствует пройденному материалу и предполагает проверку знаний обучающихся с 1985 года по настоящее время. Материал теста меняется каждые 1-2 года и соответствует современным событиям происходящими в стране и в мире.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

Тест состоит из 48 вопросов.

Время, отведенное на его выполнение составляет – 90 минут.

Инструкция:

1. внимательно прочитайте вопрос;

2. выберите один правильный ответ;

3. за каждый выполненный ответ – дается 1 балл.

Критерии оценки:

«5» — 44-48 баллов;

«4» — 37-43 балла;

«3» — 30-36 баллов.

Чем характеризуется современное развитие стран мира:

а) холодной войной; б) глобализацией; в) агрессией; г) ростом численности населения.

2. Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992–1993 гг.) были отмечены :

а) падением объемов производства;

б) макроэкономической стабилизацией;

в) развитием военно-промышленного комплекса;

г) увеличением доходов большинства населения.

Какое событие 20 века послужило толчком к созданию Организации Объединенных Наций?

а) начало освоения космоса; б) открытие атома;

в) создание лекарств; г) Вторая мировая война.

4. Ограниченный контингент советских войск присутствовал в Афганистане в период

а) 1990 – 1999гг.; б) 1970 – 1989гг.; в) 1979-1989 гг. г) 1999 – 2000гг.

Лидер партии ЛДПР в РФ:

а) Г. Явлинский; б) М. Прохоров; в) В.Жириновский г) Г. Зюганов.

6. Террористический акт в Беслане произошел:

7. Кто, наряду с Д. А. Медведевым, являлся одним из претендентов на пост Президента РФ в марте 2008 года:

а) В. В. Путин; б) Г. А. Зюганов; в) М. М. Касьянов; г) Б. Н. Ельцин.

Какое название носит денежная единица европейского характера введенная в 1999 году: а)франки; б) европейские доллары; в) евро; г) иена.

9. Дефолт в РФ произошел в:

а) 2000 г.; б) 1995 г.; в) 1993 г.; г) 1998 г.

Как называется организация в занимающаяся вопросами ядерной энергии:

а) ООН; б) НАТО; в) ОБСЭ; г) ЕВРАТОМ.

11. На чем специализируется экономика стран Латинской Америки:

а) кредитах; б) сельском хозяйстве; в) машиностроении; г) ядерном производстве.

Перонизм – это направление социальной политики стран:

а) Европы; б) Латинской Америки; в) США; г) Тихоокеанского региона.

13. Главой государства в современной Великобритании является –

а) Барак Обама; б) королева Виктория; в) королева Елизавета II; г) императрица Митико.

14. С какого процесса начался распад СССР:

а) «деколоницазия»; б) «модернизация»; в) «перестройка»; г) «парад суверенитетов».

Цель программы «Партнерство во имя мира» принятой НАТО:

а) подавление революций;

б) стабильность и безопасность в мире;

в) пропаганда национализма;

г) экономическое сотрудничество.

Основные типологии стран мира. Классификация стран по географическому положению

«Шоковая терапия» — это политика проводимая в:

а) странах НАТО; б) Российской Федерации; в) Великобритании; г) Японии.

17. Какая специализированная организация в составе ООН занимается вопросами образования, науки и культуры:

а) ВОЗ; б) ЮНИСЕФ; в) ЮНЕСКО; г) МВФ.

18. Кто руководит ООН:

а) Генеральный секретарь; б) президент; в) премьер-министр; г) секретарь.

Причина политики перестройки:

а) распад СССР;

б) стремление демократов быстрее прийти к власти;

в) экономический и политический кризис;

г) приход на пост Генерального секретаря М. С. Горбачева.

20. Кризис 1993 года в Российской Федерации касался:

а) создания ГКЧП и захвата им власти;

б) противоречий между президентом и парламентом;

в) распада СССР;

г) недоверия Б.

Н. Ельцину.

21. Цель создания и работы ВТО:

а) единый рынок; б) преодоление войн; в) обеспечение деньгами; г) интеграция.

22. Цель международной политики стран мира:

а) раздел мира на сферы влияния;

б) интеграция во всех сферах жизни;

в) стремление к гегемонии;

г) разобщенность.

23. Страны, какого региона лидируют в области нефтедобычи и продажи:

а) Юго-Восточной Азии; б) Арабского Востока; в) Российская Федерация; г) Латинская Америка.

Основной проблемой современного развития стран Азии является:

а) низкий уровень жизни; б) локальные конфликты; в) колониальные режимы; г) «экономическое чудо».

25. Какой политический режим характерен для Китайской республики:

а) демократия; б) неоконсерватизм; в) социализм; г) коммунизм.

На чем основаны правящие режимы стран Азии:

а) на правах и свободах граждан; б) на диктатуре; в) опоре на церковь; г) армии.

27. Когда было подписано Беловежское соглашение:

28. Время создания ООН:

а) 1999г.; б) 1990г.; в) 1945г.; г) 1949г.

Одной из самых острых проблем современности является:

а) международный бандитизм; б) международный терроризм; в) антиглобализм; г) национализм.

30. Когда был совершен террористический акт против США вследствие которого в корне поменялись международные отношения и международная политика:

На каких идеях основан современный терроризм:

а) на исламе; б) на буддизме; в) на нацизме; в) на пацифизме.

32. В современной Великобритании у власти находится партия:

а) либералов; б) демократов; в) лейбористов; г) консерваторов.

33. Кто возглавляет пост премьер-министра Великобритании:

а) Тереза Мэй; б) Н. Саркози; в) А.

Меркель; г) Б. Обама.

34. Современная цель развития РФ:

а) усиление своих позиций в мире;

б) конкурентоспособная экономика;

в) подавление экстремистских движений на Востоке;

г) расширение территорий на Восток.

После распада СССР страны входящие в него создали международный блок:

а) НАТО; б) СЭВ; в) СНГ; г) ЕС.

36. Стабилизация внутреннего и внешнего развития РФ произошла:

а) при Б.Н. Ельцине; б) при Г. Н. Зюганове; в) В.В. Путине; г) Д.А. Медведеве.

37. Процесс совершенствования и перестройки науки и научных достижений второй половины ХХ начала XXI вв. называется:

а) неолитическая революция; б) НТР; в) промышленная революция; г) чудо.

Конституция РФ была принята:

а) в 1992г.; б) в1991г.; в) в 1993г.; г) в 1996г.

39. Страны Восточной Европы к строительству демократического общества перешли от:

а) капитализма; б) фашизма; в) социализма; г) консерватизма.

В 2000 году страны Восточной Европы и страны Прибалтики вошли в международный блок:

а) СНГ; б) ОВД; в) НАТО; г) ООН

Самый острый конфликт, происходящий в Югославии:

а) в Боснии и Герцеговине; б) в Македонии; в) в Словакии; г) в Косово.

42. К современным направления НТП относят :

а) атомное строение; б) роботостроение; в) микроэлектроника; г) генная инженерия.

43. Генеральным секретарем ООН является:

а) Коффи Аннан; б) Ким Эр Сен; в) Мао Цзедун; г) Пан Ги Мун.

Российская Федерация не входит в:

а) НАТО; б) ООН; в) СНГ; г) ВТО.

45. Какая террористическая организация является основным организатором мировых терактов:

а) Сыны Аллаха; б) Абу Нидаль; в) Абу Сайяф; г) Аль Каида.

Какая организация в составе ООН занимается вопросами сельского хозяйства:

а) ЮНЕСКО; б) ЮНИСЕФ; в) ФАО; г) ВТО.

47. Какой международный блок, был создан для совместного решения проблем европейского региона:

а) ООН; б) НАТО; в) ЕС; г) «большая восьмерка».

Какая политическая партия занимает лидирующее место в политической системе страны:

а) «Справедливая Россия»; б) ЛДПР; в) КПРФ; г) «Единая Россия

Составила: Полушина Светлана Владимировна, ГАПОУ СО "Полевской многопрофильный техникум им.

В.И. Назарова"

Австралия, Америка… Эти два государства расположены в разных полушариях Земли, на расстоянии в 10 тысяч километров друг от друга. Но именно в эти страны стремятся попасть миллионы людей с разных уголков нашей планеты. Австралия и США привлекают многих достойным уровнем жизни, высокими зарплатами, качественной медициной.

Что же общего между этими двумя государствами?

И какова разница между Америкой и Австралией?

Австралия – Америка: географическое положение

США и Австралийский Союз, по сути, находятся на разных концах планеты. Государства разделены огромным Тихим океаном.

Площади обеих стран примерно сопоставимы по размеру – 7,6 млн. кв. км. у Австралии против 9,5 млн. кв. км. у США. Австралия занимает пространство между 11-м и 43-м градусами южной широты. Соединенные Штаты расположены в Северном полушарии, между 71-м и 24-м градусом северной широты.
Первое существенное отличие Америки от Австралии – климатическое. Климат Австралии – тропический и засушливый. Сухость ее территории усиливается холодным Западноавстралийским течением, которое практически не оставляет шансов для формирования влажных циклонов.

Оптимальные климатические условия для жизни человека характерны лишь для крайнего севера Австралии, юго-западного и юго-восточного побережья материка.

Климат США, в отличие от австралийского, намного разнообразнее. Здесь представлены почти все климатические зоны планеты: от субэкваториального на юге до арктического на крайнем севере (в пределах Аляски).

Австралия – Америка: природа и ландшафты

Примерно три четверти территории Австралии занимают пустыни и полупустыни со скудной растительностью.

Тем не менее, в этой стране можно увидеть и тропические джунгли, и субальпийские луга. Главной изюминкой австралийской природы можно назвать ее эндемичность. Материк развивался в условиях полной географической изоляции от остального мира. Поэтому здесь сформировалась уникальная флора и фауна, с большим количеством тех видов растений и животных, которые не встречаются больше нигде в мире.

Самые известные эндемики Австралии – коала, ехидна, страус Эму, утконос, кенгуру и собака Динго.

Природа Америки поражает своим разнообразием и богатством. Холодная тундра и густые хвойные леса, дикие прерии, безлюдные пустыни с кактусами, тропические лагуны с зарослями лиан – все эти ландшафты можно увидеть в пределах одного государства США.

Австралия – Америка: культура и история

Историческое развитие примерно общее между Америкой и Австралией.

До момента открытия европейцами, эти земли представляли собой слабозаселенные коренными народами территории (индейцами и аборигенами).

В XVI-XVIII веках проходил процесс активной колонизации Америки и Австралии европейскими народами (прежде всего, британцами).

Главное историческое отличие между этими двумя государствами заключается в том, что Австралия оставалась под фактическим контролем Британской короны вплоть до середины ХХ века, а Соединенные Штаты начали войну за свою независимость еще в 1773 году.

В плане культурного развития и достижений, США намного опережают Австралию. Штаты подарили миру множество великих ученых, мыслителей, литераторов, архитекторов и художников.

Американский Голливуд был и остается главным центром мировой киноиндустрии.

Австралия – Америка: население и менталитет

Сравнение Австралии и США по социально-демографическому признаку помогает глубже понять историю заселения и развития этих территорий.

По большому счету, современное население обеих стран – это потомки бывших мигрантов из Европы, которые активно переселялись сюда в поисках лучшей жизни на протяжении XIX и XX веков. И США, и Австралию, главным образом населяют выходцы из Англии, Шотландии и Ирландии.

Численность населения США в 15 раз превышает количество жителей Австралии. Коэффициент миграционного прироста населения США составляет 0,3 % в год, Австралии – почти 0,8 %.

Менталитеты американцев и австралийцев существенно отличаются друг от друга.

Классификация стран по географическому признаку

Хотя есть и общие черты. Американцы – очень патриотичны и практичны. Они часто улыбаются и стараются всегда быть оптимистами. Для современной Америки характерна высокая степень разделения труда. Это значит, что каждый американец – профессионал своего дела.

Он, к примеру, может первоклассно чинить бытовые электроприборы, но никогда не станет сам менять масло в моторе своего автомобиля. Ведь для этого существуют автосервисы!

Австралийцы – очень трудолюбивый, неприхотливый и дружелюбный народ. Они любят и уважают свою страну, но не проявляют при этом излишнего фанатизма. В Австралии нет проявлений ксенофобии. Здесь мирно уживаются «белые», «черные» и «азиаты». Само понятие «иностранец» в этом государстве практически лишено какого-либо смысла.

Австралия – Америка: уровень жизни и социальные стандарты

Чтобы проанализировать уровень жизни в этих двух государствах, мы сравним четыре важных параметра:

  • уровень доходов;
  • уровень преступности;
  • качество медицины;
  • дороги.

По размеру национального дохода на душу населения Австралия находится на седьмом месте (около 65 000 долларов в год), а США – на десятом (55 000).

Австралия известна своим крайне низким уровнем преступности (это одна из самых безопасных стран во всем мире).

А вот в США с преступностью, убийствами, терактами и похищениями дела обстоят куда хуже.

По уровню и качеству медицины однозначно лидируют Штаты. На систему здравоохранения здесь отведены огромнейшие денежные и человеческие ресурсы. Австралийская медицина достаточно качественная, но она, разумеется, сильно уступает американской по техническому оснащению и кадрам.

Если сравнивать дороги, то в Австралии они пребывают в идеальном состоянии.

Австралийские дороги – это качественное твердое покрытие и чистые обочины. Чего не скажешь о дорогах США.

Австралия или США: где лучше жить?

Австралия vs США – какая из этих стран лучше для жизни? Однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно. Ведь это, во многом, дело вкуса и личных предпочтений каждого человека. Кому-то будет интереснее в перспективной и амбициозной стране под названием США.

А кому-то будет вполне комфортно жить в тихой, немного провинциальной и ни на что не претендующей (в геополитическом и глобальном плане) Австралии.

www.velikol.ru 1
Тест

>> Типы стран современного мира

§ 2. Типы стран современного мира

Страны мира различаются не только по размерам и географическому положению , но и по уровням социально- экономического развития. Исходя из этого уровня их принято подразделять на два главных типа: 1) экономически высокоразвитые страны, 2) развивающиеся страны. В основу этой типологии обычно кладется показатель валового внутреннего продукта (ВВП), то есть стоимости всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в расчете на душу населения (хотя для получения полной картины желательно учитывать уровень образования, среднюю продолжительность жизни и некоторые другие показатели).

К числу экономически высокоразвитых стран мира относят свыше 40 государств Европы , Азии, Северной Америки , Африки, Австралии и Океании, которые отличаются наиболее высоким уровнем социально-экономического развития. Об этом свидетельствуют показатели их ВВП из расчета на душу населения (табл. 14).

Однако группа экономически высокоразвитых стран отличается довольно большой внутренней неоднородностью, так что в ее составе обычно выделяют три подгруппы. Во- первых, это «большая семерка» стран Запада (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада), на долю которой приходится около У2 всего мирового ВВП . Во-вторых, это высокоразвитые небольшие страны, преимущественно в Западной Европе, также имеющие очень высокие показатели душевого ВВП и принимающие активное участие в мировой торговле. Фактически к ним примыкают и так называемые «страны переселенческого капитализма» - бывшие владения Великобритании (Австралия, Новая Зеландия, ЮАР). В-третьих, это некоторые новые высокоразвитые страны, например Сингапур, Республика Корея.

Таблица 14

Десять первых стран мира по показателю ВВП из расчета на душу населения, 2008 г.

К числу развивающихся стран ООН относит все остальные государства мира. В большинстве своем это страны Азии, Африки и Океании, добившиеся политической независимости после Второй мировой войны, а также страны Латинской Америки, получившие такую независимость значительно раньше. Огромный разноликий мир развивающихся стран гораздо более неоднороден. Поэтому в нем можно выделить пять основных подгрупп. Во- первых, это так называемые ключевые страны - Китай, Индия, Бразилия и Мексика, которые во многом являются лидерами развивающегося мира. Например, эти четыре страны производят значительно больше промышленной продукции, чем все остальные развивающиеся страны, вместе взятые. Во-вторых, это новые индустриальные страны (НИС), преимущественно азиатские, которые в 1980-1990-х гг. по темпам социально-экономического развития совершили такой скачок, что их стали называть «тиграми», или «драконами». Примерами таких стран служат уже упоминавшиеся Республика Корея, Сингапур, а также Малайзия, Таиланд. В-третьих, это страны, экспортирующие нефть, - Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и некоторые другие, где благодаря притоку нефтедолларов размеры душевого ВВП нередко выше, чем в Западной Европе и США. В-четвертых, это «классические» развивающиеся страны с низким уровнем социально-экономического развития и душевым ВВП, обычно не превышающим 3-4 тыс. долларов. К данной подгруппе относится подавляющее большинство стран Африки и многие страны Азии и Латинской Америки. В-пятых, это 50 наименее развитых стран, в которых среднедушевой ВВП составляет всего 1-2 тыс. долларов в год. Почти все они находятся в Тропической Африке. Примерами самых бедных стран мира могут служить Мозамбик и Эфиопия.

Третий тип стран - это страны с переходной экономикой. К нему принято относить все постсоциалистические страны, то есть 15 стран, ранее входивших в состав СССР, 12 бывших социалистических стран Центрально- Восточной Европы и Монголию. Все они в конце 1980- начале 1990-х гг. начали переход от прежнего, во многом авторитарного политического строя к демократическому строю, основанному на гражданском обществе, многопартийности, соблюдении прав человека. Активные преобразования стали проводиться и в хозяйственной сфере, где фактически уже произошел переход от прежней административно-командной системы и централизованного планирования к рыночной экономике.

К особому подтипу стран следует отнести Китай, Вьетнам, КНДР и Кубу, которые, согласно их конституциям и программам руководящих партий, продолжают идти по социалистическому пути развития.

Максаковский В.П., Петрова Н.Н., Физическая и экономическая география мира. - М.:Айрис-пресс, 2010. - 368с.:ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!