Все для предпринимателя. Информационный портал

Как подготовиться к публичному выступлению: лучшая методика. Подготовка к публичному выступлению

Умение уверенно держать себя в присутствии большого и не очень большого количества людей очень важно, так как поможет вам повысить уверенность в себе, произвести позитивное впечатление на руководство и получить повышение по службе. Рассмотрим, как выступать публично, чтобы добиваться поставленных целей.

В любых организациях и отделах, где работа связана с обслуживанием клиентов и общением с людьми, необходимо проводить встречи, беседы и выступления на публике. И при этом, очень важно слаженно говорить, уверенно держаться и . Постепенно обучаясь и развивая собственные навыки, вы научитесь красиво и слаженно говорить на публике.

Как выступать публично? Подготовка

Первое, что вам нужно сделать при подготовке публичного выступления, это определиться, перед кем вы будете выступать. Постарайтесь предварительно оценить собственную аудиторию: определить ее средний возраст, уровень образования и профессиональной подготовки, род занятий. Подумайте, насколько ваши будущие слушатели интересуются темой выступления и какими предварительными знаниями по обсуждаемому вопросу они обладают. Анализ этой информации поможет вам предугадать ожидания ваших будущих слушателей и подготовиться в соответствии с этими ожиданиями.

Любое выступление должно содержать тему и раскрывать ее, а также содержать компетентные данные и высказывания. Всегда приятно слушать человека, который прекрасно разбирается в теме и уверенно держится.

Если слушатели, например, записались на вашу лекцию, они надеются слушать ваши высказывания и следить за ходом основной мысли, причем слушать увлеченно, и найти для себя в вашем выступлении что-то полезное или познавательное.

При подготовке к выступлению на публике очень важно правильно определиться с основной целью выступления, иначе сложно будет оценить его успешность. Если вы решите, что основной целью выступления будет повести людей за собой, у вас получится вдохнуть в сказанное особый смысл и передать слушателям все испытываемые вами чувства, страстность и искреннюю убежденность.

После того, как вы определились с целью выступления, начните готовить его план. Расскажите слушателям о том, какую тему вы хотите поднять и о важности этой темы для вас и каждого, затем поднимите тему и раскройте ее, а потом подведите итоги и еще раз напомните основную мысль вашего выступления. Таким образом, необходимо выделить главное и обобщить все сказанное в начале и в конце выступления.

Если вы подготовили большой объем материала, выделите основные факты, которые не будут препятствовать повествованию. Ведь слушатели запомнят лишь общий эффект от вашей речи, ваши и свои эмоции, основную идею, начало речи и ее завершение.

Как выступать публично и производить незабываемый эффект? Продумайте начало выступления. Оно должно быть чем-то знаменательным, необычным, шокирующим или ошеломляющим. Это может быть какой-то случай, риторический вопрос, цитата, анекдот. Будет отлично, если вы сможете вызвать у каждого слушателя личную эмоцию, основанную на ранее полученном опыте. В идеале вы должны заинтересовать слушателей настолько, чтобы они подумали о том, что же будет дальше.

После того, как вы подобрали удачное вступление, сформулируйте основную мысль выступления, основной тезис. А затем подберите простые предложения для раскрытия основной мысли. Почему простые предложения? По тому, что ваша речь должна быть понятна всем и в то же время она должна быть содержательна и информативна. Кроме этого, подготовьте примеры, которые пояснят слушателям ваши тезисы, иначе ваша речь получится сухой и ее быстро забудут. С помощью примеров, историй, шуток, анекдотов добавьте в речь остроты и образности. Ну и не забудьте окончить свою речь ярким резюме.

Что делать, если вам необходимо запомнить наизусть несколько листов текста выступления?

Вот как раз не нужно наизусть запоминать весь текст. Лучше всего текст выступления разделить на отдельные модули и записать на карточки. Карточки имеют небольшой размер, их удобно держать в руках. Кроме этого, основное преимущество такого разделения текста выступления на модули то, что если вы вдруг забудете рассказать о каких-то аспектах, вы сможете перейти к ним в любой момент выступления.

После того, как вы распланировали порядок своего выступления, не забудьте прорепетировать свое выступление. Репетируя, вы сможете оценить четкость своей речи, ее продолжительность, мнение близких о ее содержании, эффективность использования карточек-подсказок.

Вот несколько советов, которые помогут вам избежать излишнего волнения во время выступления:

  • Перед выступлением постарайтесь уединиться в тихом месте и попробовать собственное удачное выступление. Сделать это можно вот таким образом: представьте, как вы уверенно стоите перед публикой, как люди внимательно вас слушают, поддерживают и принимают вам, а в конце вашего выступления заинтересованно задают вопросы или хлопают.
  • Контролируйте собственное дыхание, стараясь делать глубокий вдох животом.
  • Разомните лицевые мышцы рта, высуньте язык, пожуйте жвачку или произнесите несколько скороговорок.
  • Добавьте уверенности в свой взгляд, осанку, держите открытую позу, не раскачивайтесь и не ходите из угла в угол.

Ну и не забудьте посмотреть это мотивирующее видео о подготовке к выступлению.

Не все ораторы знают самый главный секрет ораторского мастерства. Если вы знаете этот секрет, подготовка к выступлению превращается в очень интересное занятие, а речь становится эмоциональной и очень увлекательной.

Один из главных секретов ораторского мастерства заключается в том, что перед публикой не нужно выступать. Публике хочется простого и искреннего разговора, и задача оратора - дать ей это. Когда люди получают то, что они хотят, они чувствуют себя счастливыми. Публичное выступление по своей сути мало отличается от других видов бесед с людьми.

Может быть, вы видели таких ораторов, которым не важно, какая публика сидит в зале. Они приятельски машут кому-то рукой, дают указания выключить телефоны, проверяют слышимость микрофонов, а потом непринуждённо начинают выступать. Причем создаётся впечатление, что им всё равно, сколько перед ними людей - пять или пять тысяч. Они просто делятся своими мыслями. Если в момент своего выступления вы не хотите казаться лучше, чем есть на самом деле, то публика непременно это оценит.

Стоит взять во внимание, что оратор - не актёр, он не играет роли и не использует театральные декорации, он показывает разные предметы, людей и события из жизни своими жестами. При подготовке к выступлению жесты заучивать и репетировать не нужно. Всё, что нужно - это стараться показывать жестами всё то, о чём вы говорите. О том, как научиться правильно жестикулировать, поговорим чуть позже, в отдельной главе.

При подготовке к выступлению нужно понять, насколько хорошо вы владеете темой своего выступления. Если в аудитории сидят люди, разбирающиеся в этой теме лучше вас, то, скорее всего, ваше выступление навеет скуку на слушателей.

Выбирайте тему, близкую для вас, в которой вы профессионал. Тогда ваше выступление всегда будет успешным.

Если вы будете рассказывать о том, что изучили недостаточно хорошо, то создадите себе образ неинтересного оратора. В придачу ваши пробелы в знаниях начнут предательски влиять на вашу манеру поведения на публике. Скорее всего, вы будете говорить глупости и часто сбиваться.

Готовясь к выступлению, запасайтесь не умными размышлениями, а простыми историями из жизни. Зрителям не интересно знать уровень вашего интеллекта, им интересны истории из вашей жизни или жизни других людей. И чем больше в этих историях будет трогательных моментов, тем лучше. Вся Библия построена на историях. Помните, что истории из жизни, лучше всего запоминаются.

Есть ряд ораторов, которые предварительно записывают свой текст на бумагу, а потом его читают. Это самый низкий уровень ораторского мастерства. Даже если вам нужно читать свой текст с листа, то всё равно репетируйте своё выступление. Во время репетиции и потом на самом выступлении постоянно отрывайте свои глаза от текста, чтобы посмотреть на слушателей. Во время чтения текста, одна рука держит лист бумаги, а вторая - жестикулирует.

Вы можете написать тезисы или ключевые мысли на картонных карточках. Перелистывая карточки, вы будете менять темы разговора и таким способом ничего не забудете. Обычно с такими карточками выступают ведущие концертов.

Я пользуюсь другим способом. Я рисую комиксы на одном листке бумаги и потом, глядя на них, понимаю, о чем нужно говорить и что важно не упустить в своей речи. Комиксы - это те же тезисы, но только нарисованы символично, в виде простого рисунка.

Ну, а вершина ораторского мастерства - это когда человеку вообще ничего не требуется во время его выступления. Ни бумаг, ни тезисов, ни слайдов. Это высший пилотаж и тот уровень, к которому должен стремиться любой начинающий оратор.

Часы должны стать вашим надёжным помощником во время репетиции. Важно выработать скорость выступления. Затягивать речь нельзя, но и раньше заканчивать тоже не нужно. У публики должно складываться впечатление, что вы можете рассказать ещё много всего интересного, но просто не хватает времени. Вы должны оставлять в сердцах слушателей желание встретиться с вами ещё раз.

Если вы хотите стать непревзойдённым оратором, значит вы должны быть морально готовы к выступлению в любую минуту, и я уверен, что мысли, изложенные в этой книге, обязательно помогут вам.

Когда я провожу тренинги по ораторскому мастерству или индивидуальные консультации, теме спонтанного выступления я уделяю достаточно много времени. Просто представьте, что вы внезапно стали очень известной публичной персоной. К вам внезапно подходит человек с видеокамерой и журналист с микрофоном задаёт провокационный вопрос, к которому вы не готовы. Представили? Перед вами не просто люди с телевидения, перед вами многомиллионная аудитория телезрителей. Поэтому, выступать спонтанно - это особое искусство.

Ну, а теперь скажу главное, что нужно делать во время подготовки к своему выступлению. Вам нужно научиться взращивать в себе состояние уверенности. Публика не воспринимает речь неуверенного в себе оратора. У публики есть жажда видеть перед собой сильного и уверенного в себе человека. Любой публике нужен лидер. Люди подобны большой стае, они неосознанно нуждаются в вожаке.

Уверенность в себе - это тот внутренний стержень, который многие люди ищут годами. На сцене оратору некогда искать уверенность в себе, она должна у него быть. Это обязательное условие для хорошего выступления.

Чтобы выступить незабываемо, нужно знать, когда лучше всего выступать. Об этом поговорим уже в следующей главе.

Мысли на заметку:
1. Никто не любит, когда перед ним наигранно выступают, но все любят, когда с ними говорят по душам.
2. Вы можете подготовить весь свой текст на бумаге, изготовить карточки с тезисами или нарисовать комиксы, но стремиться нужно к тому, чтобы выступать без ничего.
3. Во время своей репетиции пользуйтесь часами. Так вы создадите для себя временные рамки и научитесь чувствовать скорость течения времени.
4. Без уверенности в себе все знания бессмысленны. Если есть уверенность в себе, то знания сами придут.

Подготовка к выступлению.

Выполненная научная работа должна быть в необходимых случаях соответствующим образом представлена в виде доклада (защита курсовой, дипломной работы, диссертации, выступление на конференции, участие в дискуссии и т.д.).

Выступление с докладом – ответственное научное поручение. Доклад обеспечивает возможность апробирования результатов научного исследования в мнениях других лиц, проверить сделанные выводы через оценки различных специалистов, преодолеть сомнения и разногласия. Особенно полезны в данном смысле выступления слушателœей и научные дискуссии. Публичные выступления с докладами воспитывают привычку не бояться аудитории, умение быстро концентрировать внимание при ответах на вопросы, вести научную дискуссию.

Перед выступлением с докладом следует подготовить краткий план изложения и подробный конспект так, чтобы в начале доклада кратко назвать основные вопросы, которые будут изложены. Во время доклада можно пользоваться записями, чтобы не упустить важное (это придает чувство уверенности, обеспечивает ясность и даже краткость в изложении материала). При этом записи не должны быть чересчур подробными, так как это затрудняет пользование ими в момент доклада. Хорошая форма записей – карточка, в которой легко найти то, что нужно.

В случае если есть крайне важно сть пользоваться доской, следует обратить внимание на внешний вид выписываемого материала – текста͵ чертежей, схем и т.д. Οʜᴎ должны быть четкими, разборчивыми. В случае если рисунки сложны, то лучше пользоваться заранее подготовленными плакатами, слайдами или, в крайнем случае, цветным мелом.

В процессе доклада держаться следует свободно, не концентрировать своего внимания на отдельном слушателœе, а обращаться ко всœей аудитории. При подготовке доклада крайне важно предварительно его несколько раз прочесть вслух. Перед докладом следует подготовить тезисы - ϶ᴛᴏ сжатые, кратко сформулированные основные положения доклада, сообщения и т.д. Οʜᴎ включают изложение базовых положений всœей научной работы от начала до конца, а не только собственно исследовательской части.

Тезисы представляют из себяразвернутые выводы, с вводной поясняющей и обосновывающей частью, а также заключением. В тезисах в краткой форме (одна-две фразы) обосновывается тема, характеризуется история вопроса, излагается методика и указываются результаты исследования. Тезисы бывают краткими или развернутыми, но они всœегда отличаются от полного текста доклада, сообщения тем, что в них отсутствуют детали, пояснения, иллюстрации. Отдельные тезисы должны быть связаны между собой.

Выступление - ϶ᴛᴏ самопроверка и самоконтроль своих знаний. По этой причине нужно учиться готовить выступления. Схема подготовки устного выступления должна быть следующей:

♦ О чем говорить? Нужно сформулировать основной тезис, а это значит раскрыть тему и определить, о чем говорить.

♦ Зачем говорить? Необходимо осознавать цель своей речи. Цель речи должна соответствовать цели дискуссии.

♦ Сколько говорить? Время публичной речи всœегда строго ограничено. Принцип простой – лучше меньше, да лучше.

♦ Кому говорить? Выбирать тактику выступления крайне важно, оценив слушателœей (узнав, какая аудитория).

♦ Где говорить? Новая обстановка и новая аудитория влияют на характер выступления.

В процессе подготовки к выступлению крайне важно продумать следующие моменты:

♦ Какой самый интересный и короткий путь к намеченной цели?

♦ Будет ли изложение простым и доступным?

♦ Увлекут ли ваши рассуждения аудиторию?

Выступление должно строиться с исключительно конкретной целью и ясным представлением конечного результата речевого воздействия. Выступление должно быть убедительным, а убедить - ϶ᴛᴏ значит довести до понимания идею (тезис), так, чтобы аудитория не сомневалась в достоверности вывода, не испытывала неуверенности в том, что излагается в выступлении. Можно выделить четыре способа убеждения (воздействия), используемые в выступлении:

♦ воздействие на разум (логический);

♦ воздействие на рассудок (риторический). Риторика - сфера научных знаний о красноречии;

♦ воздействие на веру (подражательный). Верить – значит подражать в чем-либо;

♦ воздействие на чувства (психоэмоциональный).

Следовательно, к выступлению предъявляются следующие требования:

♦ быть понятным для аудитории;

♦ быть лаконичным;

♦ быть законченным.

Выступление должно строиться по плану (следует разработать план выступления), который предусматривает перечень базовых элементов речи согласно традиционной композиции. Композиция - ϶ᴛᴏ расположение материала в разрезе трех блоков: вступление; главная часть; заключение.

При этом следует располагать материал выступления согласно следующим принципам:

♦ последовательности (каждая мысль (фраза) должна вытекать из предшествующей, "мысли не должны перескакивать");

♦ усиления (крайне важно наращивать воздействие от начала речи к концу. Это достигается расположением материала по возрастанию значимости);

♦ органического единства (крайне важно обеспечить соответствие основной мысли (тезиса) теме выступления);

♦ экономии (краткость, точность, ясность, отсутствие излишеств, минимальное количество аргументов, примеров и т.д.).

Для того чтобы выступление было воспринято и понято слушателями, крайне важно соблюдать следующее:

♦ контролировать время выступления (не выпрашивать лишних минут и не затягивать выступление);

♦ иметь подробный план текста выступления, но не читать его (или по крайней мере делать вид, что не читаешь. Но можно и читать);

♦ использовать визуальный материал (доска, плакаты, слайды, раздача материалов);

♦ в целях контроля внимания аудитории варьировать формами подачи материала;

♦ выступление не должно превращаться в развлекательное шоу;

♦ выступающий не обязан отвечать на всœе заданные вопросы, тем более делать это немедленно после постановки вопроса.

К наиболее часто встречающимся недостаткам в выступлениях относятся следующие:

♦ отсутствие зачина (вступления), резкое вхождение в тему и тоскливое однообразие изложения;

♦ неясность и нечеткость переходов от мысли к мысли, от вопроса к вопросу, что лишает изложение плавности и текучести;

♦ нарушение пропорций между частями (затянутое вступление, множество базовых вопросов, чересчур короткое заключение или вообще пренебрежение им);

♦ однообразие вариантов изложения вопросов;

♦ преобладание теоретических рассуждений и отсутствие эмоциональных разрядок;

♦ отсутствие связки конца с началом в заключении;

♦ хаос в рассуждениях, когда не выдержана логика развития мысли.

Подготовка к выступлению. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Подготовка к выступлению." 2017, 2018.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы:

Докоммуникативную, т.е. фаза планирования и подготовки публичного выступления и коммуникативную - реализация данного выступления.

В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора:

  • - тема и цель выступления;
  • - участники коммуникации, аудитория;
  • - условия: место и время.

Работа на этом этапе носит характер учета и оценки объективных данных, тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес как для самого выступающего, так и для его слушателей.

Следует помнить и том, что состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

Выступление, как правило, имеет три составляющих:

  • 1. Задача, или цель, речи;
  • 2. Тема или проблема;
  • 3. Метод выступления.

Цель речи состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить - побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили точку зрения. Знание цели усиливает внимание. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха.

Стержневая идея - это основной тезис, который необходимо ясно и четко сформулировать с самого начала. В речи допускается несколько стержневых идей, но для эффективности выступления их должно быть не более трех.

Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению, его характер. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в непроизносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Сформулировать основной тезис выступления означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • - Фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления
  • - Суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти.
  • - Мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

Тема выступления должна быть конкретизирована, интересна, и абсолютно понятна для аудитории. Оратор, безусловно, должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Для того, чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом. Так же, необходимо участь, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей. Тему выступления следует выбирать очень тщательно. Название речи должно быть ясным, четким, и по возможности лаконичным. Если есть соответствующая возможность, то свой выбор лучше остановить на том, что хорошо знакомо и интересно самому выступающему. Тогда более вероятно, что все сказанное произведет должное впечатление и на остальных. Затем, нужно попробовать сузить тему выступления, чтобы она представляла наибольший интерес для слушателя. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию. Если есть такая возможность, то обдумыванию своего выступления следует посвятить достаточно продолжительное время. Речь должна вызреть. Необходимо выбрать тему, обдумывать ее в свободное время, сделать ее предметом бесед, записывать пришедшие в самое различное время мысли, примеры, соображения. За это время появится множество новых идей. В процессе выбора темы и определения целевой установки рекомендуется проконтролировать себя вопросами:

  • - Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?
  • - Достаточно ли я знаю по данному вопросу и могу ли я заручиться достаточными данными?
  • - Смогу ли я уложиться в отведенное время?
  • - Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
  • - Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателя?

Итак, подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Поэтому при планировании публичного выступления значительную роль играет анализ аудитории. Важно определит, что интересно и полезно людям, что им нравится и, наоборот, что не производит на них никакого впечатления.

Анализ аудитории может идти по ряду параметров: возраст, пол, религиозная и культурная основа, интеллектуальный уровень, профессия, национальность, политическая ориентация, уровень осведомленности в данном вопросе, социальное и экономическое положение. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей, тем легче выступать.

Существенный признак аудитории - количественный состав слушателей. Малочисленной аудиторией легче управлять, но при этом оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с "листа" перед небольшим количеством слушателей.

После анализа следует приспособить выступление к аудитории, выбрать соответствующий код - общий или профессиональный, простой или сложный.

В процессе речи параллельно анализируется реакция слушателей, и вносятся соответствующие коррективы. Кроме того, если есть соответствующая возможность, следует заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой аудитории, что поможет лучше понять специфику предстоящего выступления.

Оценка темы, цели выступления и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы - «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

  • 1. Поиск и подбор материалов. Основными источниками, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи, являются:
    • - официальные документы;
    • - научная, научно-популярная литература;
    • - справочная литература: энциклопедии, словари по различным отраслям знаний, статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;
    • - художественная литература;
    • - статьи из газет и журналов;
    • - передачи радио и телевидения;
    • - результаты социологических опросов;
    • - собственные знания и опыт;
    • - личные контакты, беседы, интервью;
    • - размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

При подготовке к выступлению необходимо использовать и так называемый местный материал, т.е. имеющий отношение к слушателям. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными - трудоемкий этап подготовки публичного выступления, который требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению необходимо начинать заранее.

Данный этап подготовки во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи, критически осмысливает материал, выясняет основные проблемы.

2. Композиционно-логическое оформление речи. При планировании выступления необходимо определить метод - выбор ключевых слов и их подачу.

Для информационной речи такими словами могут быть, например - анализ, демонстрация, объяснение, суммирование, сравнение, описание, обсуждение, перечисление, показ и т.д.

Цель убеждающей речи может включать такие слова, как принять, сделать, вступить, поддержать, согласиться, внести вклад, помочь, защитить, предложить, разделить мнение, выступить за и т.д.

Возможны интонационные окраски выступлений:

  • - мажорная;
  • - беспечная или юмористическая;
  • - шутливая;
  • - сердитая или упрекающая;
  • - мрачная;
  • - торжественная;
  • - предостерегающая;
  • - просительная.
  • 3. Использование фактологического материала. Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Крайне важно помнить, что место и время - это ключевые факторы успешного выступления. На речь влияют обстановка, освещение, температура в помещении и пр. Небольшая комната располагает к спокойному, тихому тону, к беседе, а большой зал настраивает на громкий голос, на наступательный, ораторский стиль. Если выступление планируется перед небольшой группой слушателей, то необходимо выбрать небольшое помещение. Ничто так не гасит энтузиазм, как обширные помещения и пустые кресла в зале. Лучше поставить плотно стулья в небольшом помещении, чем рассадить слушателей в большом зале. Аудиторию нелегко расшевелить, если она разбросана по залу, поэтому прежде чем начать выступление, попросить слушателей перейти вперед и сесть поближе к выступающему.

Человек, находящийся в большой аудитории, может утратить свою индивидуальность. Он становится частью толпы, и в этом случае на него значительно легче воздействовать, чем, если бы он был отдельным индивидуумом. Он будет смеяться и аплодировать по поводу таких вещей, которые его совершенно не тронули бы, если бы он был только одним из слушающих оратора.

Имеет значение время дня и день недели. Ранним утром труднее овладеть вниманием аудитории, а после обеда его легко потерять. Поэтому в таких ситуациях следует использовать возбуждающие приемы - юмор, драматизацию, необычный материал.

Для того, чтобы чувствовать себя более уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться, оценить обстановку и т.д.

Подниматься на трибуну необходимо только в том случае, если аудитория довольно велика и в связи с этим возникает необходимость для оратора стоять на возвышении. В ином случае, лучше стоять рядом со своими слушателями, превратив выступление в беседу.

Докоммуникативная фаза, для своей большей результативности непременно должна завершаться репетицией предстоящего выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, но так же можно использовать и средства аудио- или видеозаписи. Это очень эффективный способ проконтролировать хронометраж, грамотность построения речи и качество выступления.

Коммуникативная фаза - это непосредственно произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д. Можно сказать, что она прогнозируема лишь в некоторой степени, и ее успех во многом зависит от находчивости, сосредоточенности оратора, от остроты его ума и уровня подготовленности. В любом случае, не стоит рассчитывать на заранее запланированное линейное развитие выступления. По возможности необходимо предусмотреть все возможные нюансы.

Подготовка к публичному выступлению должна начинаться намного раньше, чем предстоит выступить. Известный психолог Д. Карнеги написал книгу с рекомендациями подготовки публичных выступлений. Основную ее фабулу можно сформулировать так: «Нужно знать, что хочешь сказать, и что хотят услышать слушатели. Только основываясь на этом знании возможно правильно донести информацию и убедить поверить себе ».

Существует несколько этапов подготовки к публичному выступлению, и не освоив их, заставить слушать себя невозможно.

Оценка собственных сил

Для начала следует проанализировать собственные силы и понять, какого плана будет речь.

Выступления делятся на следующие виды:

  • Экспромт. Готовиться к нему практически не нужно. Оратор выходит на трибуну, рассказывает свое виденье ситуации, легко парирует реплики с мест и отвечает на вопросы. Под силу только гениальным ораторам, мастерам своего дела.Такими ораторами был Троцкий, Ленин – в некоторой степени, Мечников;
  • Заранее готовят конспект и план выступления. Каждый пункт прорабатывается заранее. Возможные вопросы продумываю, кратко записывают ответы;
  • Текст пишется заранее и затем зачитывается. Ответы на возможные вопросы также перечисляют по пунктам. Результат такой речи часто приходится наблюдать после выступления многих политических деятелей. Их спрашивают про одно – отвечают они совершенно про другое. Им написали иной текст;
  • Выступление наизусть. Текст сначала составляется, потом заучивается. После подобного выступления вопросов не предусматривается.

Особо ценятся ораторы, умеющие перестраиваться и улавливающие настроение публики.

Умение работать с конспектом

Составить конспект не так просто. С тезисами нужно научиться работать. Сначала составляют перечень сведений, которые более полно освещают данную тему.

Затем вычленяют наиболее важное, убирая второстепенную информацию:

  • При подготовке к публичному выступлению обязательно кратко сформулировать основные тезисы;
  • Каждый тезис обязательно должен быть подкреплен реальными фактами, а лучше не одним;
  • На первых порах лучше записывать полные предложения, чтобы не пришлось потом подбирать слова;
  • Утверждения, являющиеся аксиомами, следует сформулировать заранее.

Необязательно читать речь, уткнувшись носом в подготовленный конспект. Можно иногда заглядывать в записи, сверяясь с ними, отступая от написанного текста. Тот, кто уверен в себе, записи из карманов и не достает. Но даже опытный оратор должен прорепетировать свое выступление.

Репетиция будущей речи

В этапы освоения выступлений на публике входит репетиция. Можно завести разговор с друзьями, и кратко обсудить интересующую проблему, потренироваться в кругу домашних, произносить доклад наедине с собой.

Некоторые ораторы не советуют использовать в качестве собеседника зеркало, и приводят аргумент, что оно отвлекает. Другие – не менее опытные – советуют перед зеркалом тренировать характерную жестикуляцию, которая будет использована во время речи.

Умение разговаривать


Подготовка и проведение публичного выступления включает такой этап, как умение донести свои мысли до окружающих. Важно не только то, что говорят, но и как говорят.

Ораторское искусство заключается в умение заставить себя слушать, не замолкать на половине фразы, для того, чтобы найти нужное слово.

Есть те, кто умеет произносить речи от рождения, но большинству приходится этому обучатся. Начинать «учиться говорить » нужно с увеличения лексикона. Есть интересная методика, позволяющая расширить словарный запас.

Берешь дома любой бытовой предмет и пытаешься в течение 3-5 минут перечислить его охарактеризовать:

  • для чего используется;
  • основные качества;
  • почему нужен.

Очень важно уметь разговаривать в нужном темпе. Слишком быстрая речь не воспринимается, медленная – нагоняет сон. Следует найти золотую середину, научиться правильно подбирать интонацию, акцентировать внимание на важных моментах.

Умение подчинить аудиторию

Карнеги сформулировал основные правила подготовки публичного выступления. Придерживаясь их, можно научиться влиять на людей и завоевывать единомышленников.

Вот несколько правил, которые помогут вам выступить красиво и эффектно и победить в дебатах:

  1. Если в момент выступления понимаешь, что ошибаешься, решительно и быстро – чтобы не успели это сделать оппоненты – признаешь это;
  2. Нужно стараться придерживаться дружелюбного тона;
  3. Во время обсуждений нужно дать понять, что к правильному выводу пришли под воздействием аргументов аудитории;
  4. Постоянно нужно подчеркивать благородные мотивы действий;
  5. Свои идеи стоит подавать, добавляя трагичности. Если бросить вызов публике, равнодушной она не останется.

Речь должна завершаться красиво. Невнятное: «Вот что хотелось сказать, на этом закончим », сводит эффект от выступления к нулю. Даже опытные ораторы, умеющие легко парировать в процессе беседы, заранее продумывают окончание спичей.

Нюансы подготовительных мероприятий

В методике для подготовки публичного выступления не только объясняется, каким образом подготавливать тексты, правильно строить общение со слушателями, на что обращать внимания во время прений.


Необходимо настроиться и на место выступления, заранее подготовиться показаться перед аудиторией в выгодном свете.

«Страх сцены » знаком многим людям и оставаться спокойным, находясь в центре, на возвышении, под силу далеко не всем. Может быть, удастся найти место, с которого взгляд в зал не будет заставлять волноваться?

Если предстоит выступление с трибуны, нужно заранее сопоставить свой рост с ее высотой. «Говорящая голова » выглядит комично, вряд ли речь даже очень умного человека будут слушать внимательно, если виден только его нос. Оратор должен быть виден публике хотя бы по грудь.

Говорить придется сидя. Нужно проверить, удобно ли сидеть. Во время выступления не следует:

  • сутулиться;
  • выкладывать на стол локти рук;
  • вцепляться в подлокотники кресла – это свидетельствует о неуверенности;
  • чесаться;
  • сидеть развалясь;
  • забрасывать ногу на ногу.

Позу нужно принять следующую: сесть прямо, чуть наклониться вперед, ноги отодвинуть назад, прижав пятки к полу. В каком бы положении ни выступал оратор, он должен смотреть в глаза оппонентам и следить за их эмоциями, быстро улавливая перемену в настроении.

Заранее стоит позаботиться об одежде. Фасон одежды не должен отвлекать ни самого оратора, ни публику от произносимой речи. Нужно дать слушателям возможность сконцентрироваться на словах, а не спровоцировать обсуждение аляповатого галстука или сверхкороткой мини-юбки выступающих.

Обувь и туфли у женщин должны быть нейтральных, совпадающих цветов. Рукава закрывать хотя бы плечи. Ярких и массивных украшений также следует избегать. На официальные мероприятия мужчины традиционно надевают костюмы. Если на пиджаке 3 пуговицы – застегивают среднюю, когда только 2 – верхнюю.

Секреты успеха


  • Уже заходя в аудиторию, следует держаться уверенно. Не стоит ускорять или замедлять походку, семенить и оглядываться. Если представлены, легкой полуулыбкой стоит попытаться установить контакт с аудиторией, только выходя на подиум;
  • Перед началом речи нужно сделать паузу. Это поможет настроиться на выступление и сконцентрировать на себе внимание публики;
  • Не следует прятать от зала глаза. Наоборот, стоит несколько раз его уверенно оглядеть, выбрать определенных людей, зафиксировать на них «якорь », и только потом начинать высказывать свою точку зрения. Обезличенная речь труднее воспринимается;
  • Следить требуется не только за руками, но и за позой. Динамичный и энергичный оратор покорит зал, статичный – заставит собравшихся скучать;
  • При общении с аудиторией нельзя показывать свое превосходство, требуется избегать неуместного сарказма и злых насмешек;
  • Неформальные ситуации – споткнулся о порожек, не включился микрофон – желательно уметь обыгрывать с юмором.

Выступление получится только тогда, когда у выступающего с аудиторией возникнет визуальный контакт. Публичные выступления проходят успешно у ораторов, умеющих улавливать настроение слушателей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!