Все для предпринимателя. Информационный портал

Виды налогов с физических лиц их характеристика. Общая характеристика прямых налогов, взимаемых с юридических и физических лиц

Налоги, уплачиваемые с выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) Согласно действующему в республике законодательству плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации. В число плательщиков налога также входят простые товарищества и хозяйственные группы, а также филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет. В определенных случаях плательщиками по данному налогу могут выступать индивидуальные предприниматели, а также организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. Объектами налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь и обороты по реализации объектов за пределы Республики Беларусь. Налоговая база определяется плательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных им товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. Налогообложение производится по следующим налоговым ставкам – 0%, 10%, 18%, 9,09%, 15,25%. Налоговые льготы – обороты по первичному размещению ценных бумаг эмитентами, независимо от стоимости; обороты по реализации строительных работ при определенных условиях, обороты по реализации лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и др. Плательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, если они производят или ввозят подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуют ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары. Акцизами облагаются алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, автомобильные бензины, дизельное топливо. Возможно Вам будет интересно: Налоги взимаемые с физических лиц Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена реализация подакцизных товаров. Единый платеж с выручки, относящийся к оборотным платежам, взимается в размере 2%. Плательщиками налога с продаж товаров в розничной торговле являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю товарами через торговые и иные объекты в соответствии с законодательством Республики Беларусь на территории г. Минска. Объектом налогообложения являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров. Налоговая база определяется как выручка от реализации плательщиками товаров исходя из розничных цен без включения в них налога с продаж; не подлежит налогообложению выручка от реализации товаров, облагаемая налогом на услуги, а также выручка комбинатов школьного питания и организаций уголовно-исполнительной системы. Налоговые ставки – 5%, 10% и 15%. Срок уплаты налога – не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным. Налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) К налогам и отчислениям, относимым на себестоимость продукции (работ, услуг), относятся: платежи за землю, налог за пользование природными ресурсами (экологический налог), налоги и отчисления, взимаемые с фонда оплаты труда (фонд социальной защиты населения). Налог за использование природных ресурсов:объекты налогообложения – объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, переработанных нефти и нефтепродуктов, выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродукты, отходов производства, размещенных на объектах размещения отходов и др.; налоговые ставки – устанавливаются Советом министров Республики Беларусь по представлению уполномоченных государственных органов; порядок и сроки уплаты – индивидуальными предпринимателями ежеквартально, остальными плательщиками – ежемесячно исходя из фактического объема использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов производства и др. Фонд социальной защиты населения: плательщики – работодатели – юридические лица, включая иностранные, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, их филиалы, представительства; физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым и гражданско-правовым договорам; физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы; налоговая база – фактически начисленные суммы всех видов выплат в денежном и (или) натуральном выражении в пользу работников; налоговые ставки – от 10 до 36% в зависимости от плательщиков; налоговые льготы – общественные объединения инвалидов и пенсионеров, среди членов которых инвалиды и их законные представители, а также пенсионеры составляют не менее 80%, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, являющиеся инвалидами либо достигшие общеустановленного пенсионного возраста. Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица (включая иностранные), которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность. Объектом налогообложения является земельный участок на территории Республики Беларусь, который находится в пользовании либо собственности юридического лица. Земельный налог устанавливается в виде фиксированных годовых платежей за гектар земельной площади. Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землепользователя и собственника земель. Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода) К налогам, уплачиваемым из прибыли (дохода), относятся: налог на прибыль, налог на недвижимость. Налог на прибыль: плательщики – юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы; облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя из суммы прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы) имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Дивиденды и приравненные к ним доходы включаются в состав налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Налоговые ставки – 24%, 15% для юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты на территориях, включенных в зоны с правом на отселение и последующее отселение; налоговые льготы – суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели; суммы затрат, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций, по содержанию находящихся на их балансе детских оздоровительных учреждений, учреждений народного образования, домов престарелых и инвалидов, не участвующих в предпринимательской деятельности, объектов жилищного фонда, здравоохранения, детских дошкольных учреждений и др.; налоговый период– календарный год, отчетный период – календарный месяц; срок преставления декларации (расчета) – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; срок уплаты – не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Налог на недвижимость:плательщики – юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы; объект налогообложения – стоимость основных средств, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков, объектов незавершенного строительства, а также стоимость принадлежащих физическим лицам зданий и строений; налоговая ставка – 1%; налоговые льготы – основные средства организаций общественного объединения «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», «Белорусское общество глухих», «Белорусское общество инвалидов», а также обособленных подразделений этих юридических лиц при условии, если численность инвалидов в указанных юридических лицах или их обособленных подразделениях составляет не менее 50% от списочной численности в среднем за период; порядок уплаты – ежеквартально; срок уплаты – не позднее 22-го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным . Налоги, уплачиваемые за счет других источников К обязательным платежам, уплачиваемым за счет других источников, относятся местные налоги и сборы, уплачиваемые за счет прибыли,остающейся в распоряжении предприятий (организаций). Целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района). Плательщиками целевых сборов являются организации и индивидуальные предприниматели. Объектом налогообложения является осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Налоговая база определяется для плательщиков-организаций – как сумма прибыли, остающаяся в распоряжении организации после налогообложения. Прибыль (доход) определяется на основании данных налогового учета. Налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем (посовокупности) 3 процентов налоговой базы, в том числе: транспортного сбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, – не менее 2 процентов;сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района) – не более 1 процента. Уплата целевых сборов плательщиками производится за счет прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей. Освобождается от обложения целевыми сборами прибыль (доход), остающаяся в распоряжении плательщика в связи с льготным налогообложением, установленным законодательными актами Республики Беларусь. Плательщики целевых сборов – организации ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) целевых сборов по форме, которая составляется нарастающим итогом с начала года. Уплата сбора в бюджет города Минска производится плательщиками-организациями ежемесячно отдельным платежным поручением не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным. Плательщиками сборов с пользователей являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица. Объектами налогообложения являются: парковка (стоянка) в специально оборудованных местах; осуществление торговли на территории соответствующихадминистративно-территориальных единиц; владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности; осуществление охоты и рыболовства; размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках; осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц; налоговая база определяется в зависимости от объекта налогообложения; налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта налогообложения в размерах, кратных базовой величине, и являются едиными для всей территории области и г. Минска. Уплата сборов с пользователей организациями и индивидуальными предпринимателями производится за счет прибыли (дохода), остающейся в ихраспоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации.

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13%. Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов:

Стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 ст. 217 НК;

Процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 НК;

Суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 ст. 212 НК.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых:

В виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%;

От осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 НК, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

Налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной п.1 ст. 224 НК, процентная доля налоговой базы. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с п. 4 ст. 210 НК исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Сумма налога определяется в полных руб. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Налог на имущество физических лиц - местный налог, взимаемый на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 (ред. от 27.07.2010)"О налогах на имущество физических лиц".

Суммы налога зачисляются в местный бюджет по месту происхождения (регистрации) объекта обложения. Налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, расположенных в одном муниципальном образовании.

Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются граждане, имеющие в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Объектом налогообложения имущества физических лиц является имущество.

Закон предусматривает как полное, так и частичное освобождение граждан от налогов на имущество физических лиц.

Налог не уплачивается с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилых строений жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м. Транспортный налог -- налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств. На основании статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых, в соответствии с российским законодательством, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объект - это транспортное средство, зарегистрированное в установленном порядке, т.е. автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани и другие водные и воздушные транспортные средства.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год.

Субъектами налога (налогоплательщиками) НДФЛ (ст. 207 НК РФ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

От определения статуса налогоплательщика как налогового резидента или нерезидента зависит выбор объекта налогообложения и налоговой ставки. Возраст, вменяемость, гражданство и другие личностные характеристики не влияют на признание физического лица налогоплательщиком.В зависимости от статуса налогоплательщика объектом налогообложения признается:1) для налоговых резидентов - доход, полученный от источников в РФ и (или) за ее пределами;2) для нерезидентов - доход, полученный от источников в России.НК РФ выделяет три формы доходов:1) доходы в денежной форме;

2) доходы в натуральной форме;3) доходы в виде материальной выгоды.

Доходы в денежной форме могут быть выплачены физическому лицу наличными денежными средствами непосредственно из кассы предприятия, перечислены на банковский счет налогоплательщика либо по его требованию на счета третьих лиц. Если доходы (расходы) выражены (номинированы) в иностранной валюте, для целей налогообложения они пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).

К доходам в натуральной форме относятся:оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;оплата труда в натуральной форме.

Материальной выгодой признаются льготные проценты за пользование заемными (кредитными) средствами, приобретение товаров (работ, услуг) у взаимозависимых лиц по сниженной цене, льготное приобретение ценных бумаг.

Налоговой базой является определенная сумма дохода, исчисленная в соответствии с требованиями ст. ст. 210-213.1 НК РФ.

Налоговые льготы. От налогообложения освобождаются более тридцати видов доходов физических лиц, перечисленных в ст. 217 НК РФ. Среди них различного рода государственные пособия, выплаты и компенсации, государственные пенсии, стипендии, алименты, гранты, материальная помощь работникам (в размере до 4 тыс. рублей) и др.

Кроме того, предусматриваются четыре вида налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу и, соответственно, общий размер налога на доходы. Налоговые вычеты предоставляются лишь тем налогоплательщикам, которые получали в налоговом периоде доходы, облагаемые по ставке 13%.

Стандартные налоговые вычеты имеют поощрительный характер. Вычеты в размере 3 тыс. руб. и 500 руб. предоставляются за особые заслуги перед государством и малозащищенным категориям граждан (ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС, участие в Великой Отечественной войне или иных боевых действиях, инвалидность и т.п.). Стандартный вычет в размере 400 руб. предоставляется всем налогоплательщикам в качестве некоторого минимума дохода, свободного от налогообложения. Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один из перечисленных выше налоговых вычетов, предоставляется максимальный из них. Вычет в размере 1000 рублей предусмотрен родителям на каждого ребенка, находящегося на их обеспечении.

Порядок предоставления стандартного вычета установлен ст. 218 НК РФ.

Социальные налоговые вычеты предоставляются:в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде;в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 50000 руб.;в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные медицинскими учреждениями Российской Федерации и т.д.

Порядок предоставления стандартного вычета установлен ст. 219 НК РФ.

Имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ). При совершении сделок с имуществом налогоплательщик имеет право на два вида вычетов:

1) вычет доходного типа предоставляется по суммам, полученным налогоплательщиком от продажи (реализации) имущества;2) вычет расходного типа - по суммам, израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома или квартиры.

Профессиональные налоговые вычеты предоставляются в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, индивидуальным предпринимателям, а также лицам, получающим доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера либо от творческой деятельности.

Налог на доходы физических лиц. Понятие доходов, их классификация. Объект налогообложения. Порядок определения налоговой базы. Налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные. Налоговые ставки. Порядок и сроки исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация.

Налог на имущество физических лиц: налогоплательщики; объект налогообложения; порядок определения налоговой базы; налоговые ставки; система налоговых льгот; налоговый период; сроки представления налоговой декларации и уплаты налога.

Цель занятия: закрепить, углубить и расширить знания слушателей по теме «Правовая характеристика налогов, взимаемых с физических лиц», полученные на лекции и в ходе самостоятельной подготовки; проверить степень усвоения программного материала.

Знать: Основные тенденции современного законодательства о налогообложении физических лиц в России и за рубежом на федеральном и местном уровне. Юридический состав налогов, взимаемых с физических лиц.

Уметь: определять элементы юридического состава налога, работать с нормативным материалом, грамотно и аргументировано говорить, логически правильно выражать свои мысли, пользоваться программой «Налогоплательщик» для заполнения налоговой декларации по форме 3-НДФЛ. определять элементы юридического состава налога, работать с нормативным материалом, решать практические задачи сфере налогообложения, грамотно и аргументировано говорить, логически правильно выражать свои мысли, пользоваться программными продуктами с сайта www nalog.ru для заполнения и сдачи налоговой отчетности

ПЛАН:

Опрос курсантов по вопросам

1. Правовая характеристика налога на доходы физических лиц

2. Виды вычетов по налогу на доходы физических лиц. Порядок обязательного декларирования.

3. Правовая характеристика налога на имущество физических лиц

Решите задачи.

Задача № 1.

Гражданин Германии в 2015 году два месяца работал переводчиком в России в ОАО «Содружество». За это время он получил заработную плату в размере 900 000 руб.

Является ли он плательщиком налога на доходы физических лиц? Если – да – то какая сумма налога подлежит уплате в бюджет?Изменится ли ситуация, если его зарплата будет составлять 5 млн. руб?

Задача № 2.

Разгоняева Л.И. обратилась в суд с иском к ООО «Завод по ремонту металлургического оборудования», ИФНС РФ по Центральному району г. Новокузнецка о взыскании незаконно удержанной суммы налога. Требования мотивированы тем, что с 02.07.2012г. по 28.12.2012г. она работала в ООО «Завод по ремонту металлургического оборудования». За период трудовой деятельности в результате неблагоприятных производственных факторов ей причинен вред здоровью. Актом от 04.11.2012 г. установлен факт получения профессионального заболевания. 19.07.2013 г. между ней и ООО «ЗРМО» было заключено мировое соглашение о добровольной компенсации морального вреда в размере 25000 руб. Выплата морального вреда была произведена 19.08.2013 г. При этом из данной суммы ООО «ЗРМО» был удержан налог на доходы физических лиц в размере 3250 рублей, поэтому сумма полученного ею морального вреда фактически составила 21750 руб.

Задача № 3.

Супруги Ивановы приобрели в мае 2014 квартиру стоимостью 6 500 000 рублей (оформили в мае 2014 г., долевая собственность по 50% у каждого). В апреле 2015 г. Иванов заполнил и сдал в налоговую инспекцию декларацию по налогу на доходы физических лиц, а также предоставил справку о полученных доходах и выплаченных налогах от налогового агента. Иванова О.А представила декларацию по единому налогу на вмененный доход, т.к. она индивидуальный предприниматель.

Дайте юридическую оценку ситуации.

Какое решение будет принято налоговым органом?

Задача 4.

Радченко В.Л. заключила договор с Нижегородским государственным университетом на оказание платных образовательных услуг по обучению сына Радченко Евгения 1995 года рождения. За обучение ребенка в 2012 г. 90000 рублей внесла Радченко В.Л. (квитанции на оплату были оформлены от ее имени), которой был произведен перерасчет налога на доходы физических лиц за 2012 г. и предоставлен социальный налоговый вычет на сумму 40000 рублей, исходя из фактически полученных доходов, с возвратом удержанного налога на доходы физических лиц. Радченко Ю.В.(супруг Радченко В.Л.) обратился в налоговую инспекцию с требованием предоставить оставшуюся сумму вычета ему.

Требования Радченко Ю.В. предоставить социальный налоговый вычет на оставшуюся сумму налоговая инспекция оставила без удовлетворения, сославшись на то, что Радченко Ю.В. не представлено документальное подтверждение произведенных им фактических расходов на обучение ребенка, в связи с чем он обратился в суд.

Какое решение должен вынести суд?

Задача № 5

ГУВД Ивановской области выплатило 50 вольнонаемным сотрудникам материальную помощь в размере 3000 рублей, 20 сотрудникам – 4000 рублей, 10 сотрудникам – 5000 рублей.

Облагаются ли данные выплаты НДФЛ?

Задача № 6.

Гражданину Иванову А.М. в 2014 г. по наследству от родителей, живших в соседнем городе, перешла трехкомнатная квартира стоимостью 5млн. руб., которую он оформил в собственность. Он в этой квартире не проживает, а сдает ее Петрову А.В. За наем квартиры Петров А.В. ежемесячно платит Иванову А.М. – 20000. руб.

Какие налоги должны платить Иванов А.М. и Петров А.В в данной ситуации?

Задача № 7.

Гражданин Юркин О.Д. 1974 г.р. обратился с иском в суд с просьбой о признании действий налоговой инспекции незаконными. Суть дела состоит в том, что налоговая инспекция в течение четырех лет уведомляла Юркина О.Д. о том, что он должен заплатить налог на имущество (дачный домик с жилой площадью 48 кв. метров и подсобные помещения площадью 60 кв. метров). Налоги Юркин О.Д. платил, но считал это незаконным, тем более что сведений об имеющемся на праве собственности имуществе в налоговую инспекцию не предоставлял.

Какое решение должен вынести суд?

С помощью программы «Декларация» и справки 2НДФЛ заполните свою налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц

! К практическому занятию необходимо подготовить доклады на темы:

ü «Порядок предоставления налоговых вычетов в рамках налога на доходы физических лиц»

1. Мачин С.П. Налоговые льготы в неналоговых законах // Главбух. – 2001. - № 11.

2. Налог на доходы физических лиц // Финансы. – 2002. - № 7.

3. Русакова И.Г. Подоходный налог у нас и за рубежом. // Менеджер. – 1992. - № 9-10.

4. Сайдаманов А.А. Некоторые вопросы налогового права. // Законодательство и экономика. – 2002. - № 2.

5. Сокол М.П. Налог на доходы физических лиц. // Финансы. – 2002.- № 7.

6. Шаталов С.Д. О главе 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. //Консультант. – 2012. - № 12.

7. Юмаев М.М. Налогообложение физических лиц в Российской Федерации. //РЖ. /РАН. ИНИОН. Сер. 4, Государство и право. – М., 2001. – № 1.

Тема 6. Правовая характеристика налогов, общих для физических и юридических лиц

Транспортный налог: налогоплательщики; виды объектов налогообложения; транспортные средства, не признаваемые объектом налогообложения; налоговая база; налоговые ставки; налоговая декларация; сроки представления отчетности и уплаты налога.

Земельный налог: налогоплательщики; объект налогообложения; определение налоговой базы; налоговый период; налоговые ставки; налоговые льготы; налоговая декларация; сроки представления отчетности и уплаты налога. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, госпошлина.

Правовая характеристика специальных налоговых режимов: налогоплательщики; виды объектов налогообложения; порядок постановки на учет и снятия с учета объектов налогообложения; налоговая база; налоговые ставки; порядок и сроки исчисления и уплаты налога; налоговая декларация.

Полномочия органов местного самоуправления при установлении региональных и местных налогов .

Цель занятия: закрепить, углубить и расширить знания слушателей по теме «Правовая характеристика налогов, общих для физических и юридических лиц», полученные на лекции и в ходе самостоятельной подготовки; проверить степень усвоения программного материала.

Требования к знаниям и умениям

Знать: Основные тенденции современного законодательства о налогообложении юридических и физических лиц в России и за рубежом на федеральном и региональном уровне. Юридический состав налогов, взимаемых с юридических и физических лиц. Правовую характеристику специальных налоговых режимов.

Уметь: определять элементы юридического состава налога, работать с нормативным материалом, грамотно и аргументировано говорить, логически правильно выражать свои мысли, определять элементы юридического состава налога, работать с нормативным материалом, решать практические задачи сфере налогообложения, грамотно и аргументировано говорить, логически правильно выражать свои мысли, пользоваться программными продуктами с сайта www nalog.ru для заполнения и сдачи налоговой отчетности.

ПЛАН:

Опрос курсантов по вопросам

1. Правовая характеристика транспортного налога

2. Правовая характеристика земельного налога

3.Специальные налоговые режимы в российском налоговом законодательстве.

Решите задачи.

Задача №1.

Петров И.В. являясь собственником автомобиля «ВАЗ», (зарегистрированного в ГИБДД) по генеральной доверенности в мае 2014 г передал право управления автомобилем Зюзину А.Ф.

Какие правовые последствия влечет данная сделка?

Задача №2.

ООО «Пихта» с 2014 г. перешло на упрощенную систему налогообложения. В конце 2014 г. общество решило, что ему выгоднее будет вернуться на общий режим налогообложения.

Какие для этого действия и в какие сроки должно предпринять ООО «Пихта»?

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. Не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, налогом на имущество, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции, но основным налогом, который уплачивают все граждане, является налог на доходы с физических лиц.

Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие совершеннолетия, а также несовершеннолетние - по отдельным видам доходов. Налогоплательщики, как правило, подразделяются на резидентов и нерезидентов. Главный критерий для определения резидентства - пребывание физического лица в стране более 183 дней в году. Если физические лицо удовлетворяет этому требованию, оно становится налоговым резидентом Российской Федерации.

Смысл разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состоит в том, что резиденты несут полную налоговую ответственность с дохода, т.е. подлежат подоходному налогообложению по всем источникам - как внутренним, так и внешним, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность, т.е. налогообложению подлежат только доходы из источников, расположенных в данной стране.

Все налоги, уплачиваемые физическими лицами в РФ можно классифицировать по финансово-экономическим, административно-правовым и пространственно-временным признакам.

В настоящее время физические лица являются плательщиками следующих налогов и сборов:

  • 1) налог на доходы физических лиц;
  • 2) транспортный налог;
  • 3) налог на имущество;
  • 4) земельный налог.

Налог на доходы физических лиц по сумме поступлений в бюджеты муниципальных образований занимает 1 место и является основным налогом с населения в бюджет.

Основополагающим документом, регламентирующим работу по налогообложению доходов физических лиц, является Налоговый Кодекс РФ и, в частности глава 23 части II Налогового Кодекса, введенная в действие с 01.01.2001 года и отдельные статьи части I Кодекса.

Плательщиками налога на доходы являются:

  • 1. Физические лица, имеющие постоянное местожительство в России. К резидентам относятся лица, проживающие в России в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.
  • 2. Физические лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, в случае дохода на территории России.
  • 3. Иностранные личные компании, доходы которых рассматриваются как доходы их владельцев. Владельцем личной компании считается физическое лицо, в собственности которого находится любая хозяйственная единица, доходы которой в стране регистрации личной компании не подлежат обложению налогом на прибыль корпораций или иным аналогичным налогом.

Возраст физического лица не влияет на признание его плательщиком налога.

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:

  • - у резидентов - от источников в Российской Федерации и за ее пределами;
  • - у нерезидентов - от источников в Российской Федерации.

Удержанные с доходов физических лиц налоги перечисляются в бюджет. Излишне удержанные источником дохода суммы налога зачисляются им в уплату предстоящих платежей или возвращаются физическому лицу по его заявлению.

С доходов, получаемых не по месту основной работы, налог исчисляется и удерживается в порядке, указанном выше. При этом исключение из доходов у физических лиц сумм установленного законом минимального размера оплаты труда и расходов на содержание детей и иждивенцев не производится.

При выплате физическому лицу предприятиями, учреждениями и организациями авторских вознаграждений за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждений авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, а также при исчислении налога по совокупному годовому доходу учитываются документально подтвержденные расходы. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, то они учитываются, согласно Постановлению Правительства РФ от 28 мая 1992 г. номер 355 «О порядке определения расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждений физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторов открытий, изобретений и промышленных образцов».

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, - от источников в РФ и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, - от источников в РФ.

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной, так и натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным ценам на дату получения дохода. Доходы, полученные за пределами Российской Федерации физическими лицами, имеющими постоянное местожительство в Российской Федерации, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Российской Федерации.

Совокупный годовой доход налогоплательщика не совпадает с налогооблагаемым доходом, к которому применяется действующая шкала ставок налога на доходы. Налогооблагаемый доход по сравнению с совокупным годовым доходом всегда меньше на сумму разрешенных в соответствии с законодательством вычетов. Эти вычеты состоят, как правило, из необлагаемого минимума, профессиональных расходов, различного рода индивидуальных, семейных вычетов, вычетов на детей, сумм фактически уплаченных взносов и различного рода фонды социального назначения и обязательного страхования. Система разрешенных вычетов для определения налоговых обязательств физического лица имеет огромное значение. Большинство экспертов оценивают уровень налогообложения исходя не из размеров налоговых ставок, а из того, какой объем налоговых вычетов разрешено использовать.

Наряду с налоговыми вычетами из совокупного дохода используется система налоговых зачетов. Если налоговый вычет применяется для исчисления налогооблагаемого дохода, то налоговый зачет уменьшает уже полученную в результате расчетов сумму налогооблагаемого дохода, т.е. это те суммы, на которые налогоплательщик может уменьшить свои обязательства по налогу на доходы.

Кроме вычетов из совокупного дохода и зачетов по налогооблагаемому доходу, носящих универсальный характер, т.е. действие которых распространяется на псе категории налогоплательщиков, действуют специальные налоговые льготы. Для получения права на эти льготы необходимо подтверждение каких-либо особых обстоятельств.

Ставки подоходного налогообложения всегда устанавливаются законом. Изменение ставок подоходного налогообложения не допускается в течение всего налогового периода. Как правило, невозможен и пересмотр других существенных условий подоходного налогообложения. Действует категорический запрет на предоставление индивидуальных налоговых льгот, т.е. льгот; которые могут получить отдельные лица. Льготы предоставляются только категориям лиц, т.е. всем без исключения лицам, которые могут подтвердить наличие оговоренных в законе особых обстоятельств.

Расчет налоговых обязательств по налогу на доходы осуществляется самими налогоплательщиками. Налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность за информацию, представляемую в налоговые органы, за правильность определения налоговых обязательств, своевременность уплаты налогов и подачу сведений в налоговые органы. Наряду с уплатой налога по декларации во всех странах действуют системы удержания налога у источника выплаты дохода.

Налоги на доходы физических лиц относятся к группе общегосударственных налогов. При этом регламентация по взиманию налогов на доходы физических лиц, как правило, отнесена к исключительной компетенции центрального уровня власти. На общегосударственном уровне определяются объекты налогообложения, методика определения налогооблагаемого дохода, уровень общенациональных станок, условия и размеры предоставляемых универсальных и специальных вычетов и зачетов, общие условия предоставления и получения налоговых льют, сроки и порядок уплаты налогов и предоставления отчетности. На региональном и местном уровнях обычно могут изменяться лишь размеры ставок по дополнительным налогам или надбавкам к общенациональным налогам на доходы.

Налоговый период по подоходному налогообложению физических лиц составляет один год. В большинстве случаев этот период совпадает либо с календарным годом, либо с установленным законодательно финансовым годом.

Налогоплательщику предоставляется возможность при расчете налоговых обязательств в той или иной форме учитывать фактически понесенные и документально подтвержденные убытки прошлых лет. В ряде стран разрешено при наличии соответствующих, определенных в законодательстве обстоятельств рассчитывать размер налоговых обязательств текущего года с учетом расходов будущих периодов.

Налог на имущество физических лиц на территории Федерации введен Законом Российской Федерации от 19.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Налог на имущество физических лиц является местным налогом и полностью зачисляется в доходы местных бюджетов.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений.

Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из налоговой базы и соответствующей ставки налога.

От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

  • · Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • · инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
  • · участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
  • · лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  • · лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • · военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • · лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • · члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Два вышеперечисленных вида налога являются основными, однако помимо них физические лица уплачивают транспортный, земельный налоги, а также различные сборы и пошлины.

Транспортный налог является региональным налогом и вводится на территории конкретного субъекта РФ соответствующим законом субъекта РФ. При этом законодательные органы субъекта РФ уполномочены определять ставку налога в пределах, установленных ст. 361 НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Плательщиками транспортного налога признаются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, облагаемые транспортным налогом.

В число транспортных средств, которые являются объектом обложения транспортным налогом, входят автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Не облагаются транспортным налогом следующие транспортные средства:

  • 1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • 2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • 3) промысловые морские и речные суда;
  • 4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;
  • 5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • 6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
  • 7) транспортные средства, находящиеся в розыске при условии подтверждения факта их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • 8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Земельный налог является местным налогом, и в соответствии со статьей 387 главы 31 НК РФ устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налоговая база для каждого плательщика - физического лица устанавливается налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра - о кадастровой стоимости земельных участков; органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - о лицах, на которых зарегистрированы земельные участки; органами муниципального образования - чтобы объединить объект налогообложения с плательщиком, а так же получить сведения о земельных участках и их владельцах, которые не прошли регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Все эти органы представляют сведения, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из плательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Кодексом установлены категории льготников, налогооблагаемая база у которых уменьшается на 10 тыс. рублей. К ним относятся:

  • - Герои Советского Союза и Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • - инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, имеющие 1 и 2 группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • - инвалиды с детства;
  • - ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
  • - физические лица, имеющие право социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и приравненные к ним лица.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых плательщиком в инспекцию орган по месту нахождения земельного участка.

Местные органы власти имеют право устанавливать дополнительные категории плательщиков, имеющих право пользоваться льготами по уплате земельного налога.

Необходимо отметить, что право на льготы носит заявительный характер. Поэтому плательщик, при наличии у него оснований для пользования льготой должен представить соответствующее заявление в налоговый орган. Однако нередко льготники не считают необходимым заявлять о своем праве на льготу, следствием чего является направление извещения об уплате земельного налога в адрес такого лица.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!