Все для предпринимателя. Информационный портал

Тематическая проверка пд разные темы. Тематическая (целевая) проверка

Классификация налоговых проверок

Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной формой осуществления налогового контроля.

Необходимо рассмотреть, какие же проверки могут проводить налоговые органы. Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

Классификация налоговых проверок :

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на:

камеральные;

выездные;

Камеральная проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Выездная налоговая проверка - комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Так же существуют такие налоговые проверки, как встречные.

Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Она проводится только в рамках выездной или камеральной проверки. Специалисты инспекции проводят и встречную проверку с целью получения информации о проверяемом налогоплательщике у его контрагентов. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие - сокрытия доходов.

Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности). На основании этих данных делается основной вывод о проведенной проверке.

По объему проверяемых вопросов

комплексные;

тематические;

Комплексная проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще.

Практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных. Сюда можно включить такие вопросы как, правильность исчисления и перечисления налогов (сборов) налогоплательщиком, выполнения функций налогового агента; правильность списания со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций; открытия счетов налогоплательщикам (при проверке банков); применения контрольно - кассовой машины; порядка реализации алкогольной продукции и др. Только выездная налоговая проверка позволяет использовать весь спектр прав, предоставленных налоговым органам.

Тематическая проверка - это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если возникает необходимость в проведении на основе тематической проверки комплексной проверки, должно быть принято дополнительное решение, расширяющее круг проверяемых вопросов.

Целевая проверка - это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям. Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения. Возможно проведение целевых проверок и как самостоятельных. Однако в этом случае возникает опасность неполной проверки отдельных вопросов соблюдения налогового законодательства.

По способу организации налоговые проверки делятся на:

плановые;

внезапные;

Плановая проверка - проверка с предварительным уведомлением налогоплательщика.

Внезапная проверка - это разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

Цель внезапной проверки - установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок. Внезапные проверки проводятся не часто. В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения контрольно - кассовой машиной, в большинстве случаев проводятся как внезапные.

HК РФ предусматривает также возможность проведения:

контрольных;

повторных проверок;

Контрольная проверка - это также не основная, а зависимая проверка. По своей сути это выездная.

Цель контрольной проверки - установить факт некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. Контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа. Результаты их проведения отражаются как на налогоплательщике, так и на проверяемых работниках налоговых органов. Так, если будут установлены факты нарушения законодательства проверяемым налогоплательщиком, к нему будут применены соответствующие санкции. Если же нарушения были допущены должностными лицами налоговых органов, то такие лица должны быть привлечены к дисциплинарной (уголовной) ответственности.

Повторная проверка - это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

Повторная выездная налоговая проверка может проводиться:

вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

сплошные;

выборочные.

Сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);

Выборочные (когда проверяется только часть документации).

Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов).

Выборочная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Участники налоговых проверок - это лица, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ наделены полномочиями либо имеют права и обязанности при совершении действий в ходе осуществления налоговой проверки.

По функциональному критерию участников налоговой проверки можно подразделить на следующие группы:

Субъекты, осуществляющие налоговую проверку, - уполномоченные органы: налоговые органы;

Субъекты, деятельность которых проверяется в ходе налоговой проверки: налогоплательщики, налоговые агенты, плательщики сборов, банки;

Субъекты, которые могут быть привлечены к участию в налоговой проверке: эксперты, переводчики, специалисты, свидетели, понятые.

В качестве объекта налоговой проверки можно определить действия (бездействие) проверяемого лица по надлежащему учету и совершению операций с объектами налогообложения, соблюдению порядка уплаты налогов и сборов, правомерному использованию налоговых льгот и т.д.

А в качестве предмета налоговой проверки выступают документальные, вещественные (предметы) и цифровые носители информации о совершенных налогоплательщиком операциях т.е. договоры, документы бухгалтерского учета, отчеты, сметы, платежные документы, декларации и т.д.

Наиболее значимыми предметами налоговой проверки являются документы бухгалтерского учеты и налоговые декларации, которые должны быть оформлены в соответствии с требованиями, устанавливаемыми для соответствующего вида документов нормативными актами.

Документы бухгалтерского учета - это носители информации в письменном виде, имеющие установленные реквизиты, фиксирующие наличие материальных ценностей и совершаемые хозяйственные операции с имуществом и денежными средствами. Требования к оформлению бухгалтерской документации и регистрам бухгалтерского учета устанавливаются положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, и рядом других нормативных актов.

Так, первичные учетные документы (накладные акты приема-передачи и др.), посредством которых должны оформляться все хозяйственные операции организации, принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, и имеют обязательные реквизиты. Обязательными реквизитами первичного учетного документа должно быть, например, наименование и дата составления документа; содержание хозяйственной операции; наименование должностей и личные подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и т.д.

Первичный учетный документ (накладная, счет и т.д.) должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, непосредственно после ее окончания, поскольку предназначение первичного учетного документа состоит в том, чтобы впервые документально оформить совершенную хозяйственную операцию.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.

На основе проверки бухгалтерских документов проводится контроль правильности совершенных операций, устанавливаются факты совершения налоговых правонарушений, их причины. При исследовании документов используются различные приемы и способы проверки, например формальная, логическая и арифметическая поверка документов; сплошная и выборочная проверка первичных документов (в зависимости от степени охвата документов); приемы фактического контроля: пересчет денежных средств, визуальное наблюдение, учет реальных материальных ценностей, сопоставление документов и т.д. При этом отсутствие первичных документов, счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика является грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения и влечет ответственность. Кроме того, бухгалтерские документы являются письменными доказательствами при рассмотрении судебных споров и должны удовлетворять требованиям, установленным для судебных доказательств.

При проведении налоговых проверок можно выделить следующие этапы:

1) Подготовка к проведению налоговой проверки, включающая изучение дела налогоплательщика, т.е. документов, имеющихся у налоговых органов (деклараций, балансов, отчетов, расчетов по налогам и т.д.);

2) Проведение налоговой проверки;

3) Оформление результатов налоговой проверки.

· Основные этапы организации системы внутреннего финансового контроля в учреждении Основные этапы организации системы внутреннего финансового контроля в учреждении: 1-й этап – ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учреждение проводит планирование контрольной деятельности путем составления и утверждения плана контрольной деятельности на календарный год. При этом в Плане контрольной деятельности определяется перечень контрольных мероприятий (предварительных, текущих, последующих), которые планируется осуществить в следующем календарном году при осуществлении внутреннего финансового контроля (аудита) на объектах контроля. План контрольных мероприятий подписывается руководителем учреждения. 2-й этап – ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Внутренний финансовый контроль проводится на основании приказа учреждения в соответствии с Планом контрольной деятельности. В приказе о соответствующем контрольном мероприятии, наряду с объектом внутреннего контроля, проверяемого периода, типа контрольного мероприятия, сроков проведения устанавливаются ответственные исполнители, Рабочая группа (комиссия) и ее Председатель. Основной функцией Рабочей группы (комиссии) является проведение контрольного мероприятия и мониторинга системы внутреннего контроля, т.е. процедур и операций, осуществляемых и нацеленных в части:
системы внутреннего контроля на:
  • повышение ответственности, прозрачности и подотчетности в работе учреждения;
  • эффективное использование государственных средств;
мониторинга результатов контроля на:
  • осуществление сбора, обработки и анализа информации результатов контрольных мероприятий, как внутренних, так и проведенных внешними контролирующими органами;
  • осуществление сбора, обработки и анализа информации выявленных нарушений и недостатков по результатам контрольных мероприятий, проведенных внешними контролирующими;
  • подготовку обзора выявленных нарушений и недостатков;
управления финансовыми рисками на:
  • выявление критичных для учреждения факторов риска и формирование их статистики;
  • анализ и оценку вероятных последствий выявленных факторов риска;
  • определение инструментов воздействия на выявленные факторы риска в деятельности учреждения в целях их предупреждения или минимизации;
  • практическую реализацию мероприятий по предупреждению возникновения ситуаций, обусловленных выявленными факторами риска в деятельности учреждения;
  • реализацию мероприятий по урегулированию и устранению последствий ситуаций, возникших в связи с выявленными факторами риска.


Рабочую группу (комиссию) возглавляет Председатель. Председатель рабочей группы подчиняется и подотчетен исключительно руководителю учреждения. При осуществлении непосредственной деятельности по организации внутреннего финансового контроля Председатель Рабочей группы:

  • принимает оперативные решения в пределах полномочий Рабочей группы;
  • планирует деятельность Рабочей группы, определяющую систематический и регламентированный мониторинг систем внутреннего контроля посредством применения эффективных и рациональных контрольных процедур, и обеспечивает ее практическую реализацию для эффективного проведения контрольного мероприятия;
  • представляет на утверждение руководителю учреждения проекты внутренних (локальных) актов, регламентирующих деятельность Рабочей группы;
  • определяет параметры потребностей Рабочей группы в материальных, кадровых и иных ресурсах, необходимых для эффективного исполнения возложенных функций;
  • доводит до сведения руководителя учреждения информацию о наличии существенных ресурсных ограничений и их влиянии на качество выполняемых Рабочей группой функций и на возникающие в связи с этим риски;
  • распределяет обязанности между работниками Рабочей группы;
  • обосновывает необходимость привлечения дополнительных работников и аудиторов для выполнения плановых или специальных контрольных (аудиторских) заданий; анализирует и оценивает результаты их деятельности;
  • проводит мероприятия по выявлению фактов нарушения принципа независимости, как в отношении деятельности Рабочей группы в целом, так и в отношении статуса отдельных работников;
  • координирует планы деятельности Рабочей группы;
  • координирует планы взаимодействия Рабочей группы с уполномоченными органами государственной власти;
  • доводит до сведения руководителя учреждения информацию о возникновении требований, претензий, разногласий с уполномоченными органами государственной власти;
  • формирует план работы Рабочей группы;
  • обеспечивает практическую реализацию контрольных заданий в соответствии с утвержденным планом работы;
  • организует в установленном порядке совещания, а также участвует в проводимых совещаниях по вопросам, относящимся к деятельности Рабочей группы;
  • подписывает и согласовывает документы, связанные с осуществлением возложенных на Рабочую группу функций;
  • обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную и иную, охраняемую законом, тайну в пределах компетенции Рабочей группы;
  • осуществляет в пределах своей компетенции другие полномочия, необходимые для выполнения Рабочей группой возложенных на него задачи и функций;
  • оперативно и своевременно представляет руководителю учреждения объективную информацию и оценку состояния системы внутреннего контроля (аудита) по выполняемому контрольному мероприятию.

Й этап – ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕРКИ

Сроки проведения мероприятия по внутреннему контролю, соотношение затрат времени между ее этапами зависят, прежде всего, от предмета, целей и масштаба каждой конкретной проверки, а также объема финансовых ресурсов и количества специалистов, выделенных для ее проведения.

Процедура планирования контрольного мероприятия включает в себя, прежде всего, предварительное изучение объектов проверки. Предварительное изучение объектов проверки осуществляется путем сбора необходимой информации с целью подготовки программы проверки. При этом не проводится подробная проверка достоверности собранной информации. На данном этапе Рабочая группа собирает информацию только для определения целей и вопросов проверки, выбора конкретных объектов проверки и разработки соответствующих критериев оценки эффективности. Члены Рабочей группы должны обладать знаниями, совокупность которых дает возможность получить всестороннее представление о предмете и объектах проверки, а также иметь профессиональную квалификацию и опыт работы, необходимые для проведения проверки в соответствии с действующими требованиями. Председатель рабочей группы должен составить Проект плана предварительного изучения объектов для проведения проверки, который включает:

  • предмет изучения;
  • перечень изучаемых объектов;
  • конкретные вопросы для изучения деятельности каждого объекта проверки;
  • источники получения информации;
  • сроки изучения;
  • состав группы проверяющих;
  • сроки подготовки отчета о предварительном изучении объектов и проекта программы проведения проверки.

По результатам планирования проверки Председатель Рабочей группы осуществляет также подготовку проекта Программы проверки. Разрабатываемая Программа должна предусмотреть цели и задачи, поставленные перед ней. В программе должны быть указаны:

  • наименование объекта проверки;
  • период проверки;
  • дата и номер приказа на проведение проверки;
  • перечень вопросов и объектов проверки,
  • сроки проведения проверки и представления отчета о результатах проверки;
  • дата составления Программы;
  • подпись Руководителя Рабочей группы, составившего программу.

Каждая проверка должна преследовать ясные и четкие цели, а также решать конкретные задачи, на основании которых можно делать соответствующие выводы. Поэтому Рабочей группе, прежде всего, необходимо четко определить, что будет проверяться. Сделать это можно путем отсечения тех сфер, которые по результатам предварительного изучения представляются более или менее благополучными. Из оставшихся сфер концентрировать внимание главным образом на тех, результаты проверки которых могут дать наибольший эффект. При этом следует руководствоваться тем, что цели проверки всегда должны соответствовать задачам, которые поставлены перед Рабочей группой. При определении целей проверки необходимо исходить из того, на какие вопросы, касающиеся проверяемой сферы или деятельности учреждения, поможет ответить ее проведение. Программа должна содержать четкий перечень вопросов и объектов проверки (аудита), определяющих масштаб ее проведения. При подготовке Программы проверки Рабочая группа должна выбрать и кратко описать методы ее проведения, в соответствии с которыми будет осуществляться сбор фактических данных и доказательств. В процессе проверки могут применяться следующие методы: анализ методов организации работы учреждения; анализ результатов работы проверяемых объектов (имущество, обязательства и аналогичные); анализ конкретных ситуаций; анализ имеющихся данных; обследование.

Аналитическая справка по итогам тематической проверки:

«Систематизация образовательной работы ДОУ, обеспечивающая речевое развитие дошкольников»

Цель:

Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Задачи:

    Система и вариативность планирования работы по развитию речи дошкольников;

    Создание развивающей среды в целях формирования активной речи дошкольников

    Организация непосредственно образовательной и индивидуальной деятельности с дошкольниками по ОО «Речевое развитие»;

    Организация методической деятельности по проблеме речевого развития детей.

На основании годового плана МБДОУ д/с №10 и приказа № ____ от___________ г. с 25 ноября по 5 декабря 2014г. была проведена тематическая проверка, с целью оценки состояния организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с использованием речевых технологий.

При организации и планировании работы по развитию речи воспитатели возрастных групп используют «Программу воспитания и обучения в д/с» под ред. Н.Е. Вераксы

В ходе тематического контроля были проверены календарно-тематические планы воспитательно-образовательной работы с детьми во всех возрастных группах. Планирование во всех группах ведется по блочному типу, на неделю. Проверка календарных планов воспитательно -образовательной работы воспитателей всех возрастных групп показала, что планирование работы по развитию речи и речевых способностей детей ведётся постоянно, обеспечивает системность педагогической работы с детьми, устанавливает связи между отдельными видами и формами воспитательно-образовательного процесса. Воспитатели планируют следующие формы работы: непосредственно организованную образовательную деятельность, дидактические и словесные игры, беседы, индивидуальную работу по развитию звуковой культуры речи, пересказ произведений художественной литературы, заучивание стихотворений, песенок, скороговорок, чистоговорок. Все формы работы по развитию речи детей планируются в различных видах организованной образовательной деятельности, как её часть, а также в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей и в совместной работе с родителями. В группах ДОУ созданы условия для развития речи детей: сформированы книжные уголки, в которых целесообразно размещена литература в соответствии с возрастом детей. В группах имеется достаточное количество дидактических и настольно-печатных игр. Эстетично оформлены картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков, материал для звукового, слогового анализа слов и предложений, схемы и пиктограммы; картотеки артикуляционных и пальчиковых гимнастик; в уголках театрализации подобраны атрибуты и маски для постановок сказок; есть пособия для развития мелкой моторики рук: прописи, шнуровки, пальчиковые игры.

Педагоги активно используют проектный, исследовательский методы, метод имитации, разговора, пересказа и сочинения, в соответствии с программой реализуются основные формы обучения речи:

Воспитатель 1 младшей группы «Кроха» при развитии мелкой моторики планирует комплекс речевых игр «Развиваем пальчики - стимулируем речь»

Воспитатель 2 младшей группы «Радуга» в утренний промежуток времени планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Хочется отметить воспитателя 2 младшей группы «Колокольчик» для развития речевых способностей детей педагог систематически планирует речевые игры сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, планируются вечера загадок.

Педагог средней группы «Бабочка» планирует речевые игры на развитие диалогической речи. Т.И. Кравченко планирует технологии с применением ТРИЗ и РТВ для рассматривание картин и иллюстраций, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с природой.

построении развивающего речевого пространства учитывала принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности. Групповое помещение условно разделено на центры (зоны), для проявления детьми речевого творчества систематически планирует сюжетно-ролевые игры, театрализованную деятельность, организует вечера загадок. В достаточном объеме планируются речевые дидактические игры, но индивидуальная работа по развитию связной речи планируется не систематично. Ю.А. Лазарева широко планирует и применяет в практику работы по речевому развитию детей мнемотехнологию.

Воспитатель подготовительной группы «Сказка» в утренние и вечерние часы совместную деятельность с детьми планирует речевую деятельность:

Игра-тренинг « Давайте скажем друг другу несколько добрых слов».

Д/И « Назови одним словом»

Заучивание стихотворения « Там где транспорт и дорога…»

Беседа « Какой транспорт можно увидеть на улицах нашего города?»

Д/И « Закончи предложение»

Проблемная ситуация: « Какие опасности нас поджидают на дорогах?»

Познавательная беседа: « Для чего изобрели светофор

Предметная среда спроектирована в соответствии с программой развития и воспитания детей в детском саду, под девизом «Чувствовать – Познавать – Творить». Педагоги построили предметно-развивающую среду так, что она вовлекает детей в образовательный процесс и обеспечивает максимальный психологический комфорт. При создании развивающей среды каждый педагог учреждения учитывает индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, потребности ребенка, как в совместной деятельности, так и в индивидуальной, знает группу в целом, ориентируясь на «зону ближайшего развития». Имеются наборы с южетных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал, библиотека для детей. Созданная предметно – пространственная среда грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи. В каждой возрастной группе оформлен книжный уголок, где на полочках расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается воспитателями грамотно, имеются книги одного писателя и одного художника-иллюстратора.

Во второй младшей группе «Радуга» создана достаточно богатая развивающая среда для речевого развития детей имеются наборы сюжетных и пейзажных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал по формированию ЗКР.

Во второй младшей группе воспитатель О.А. Лепехина большое внимание уделяется центру речевого и креативного развития, что включает в себя зеркало с лампой дополнительного освещения, скамеечку для занятий у зеркала, дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, перышки, сухие листочки, лепестки цветов)

В средней группе «Бабочка» воспитатель Т.И. Кравченко в центре речевого развития имеются:

Игрушками и пособиями для развития дыхания, серии сюжетных картинок, «алгоритмы» для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;

Детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, энциклопедиями, детскими журналами и т.д.;

Уголок театрализации с различными видами театров, большой ширмой, элементами костюмов, масками, аудиокассеты с записями детских песен и сказок.

    АЮ.А. Лазарева – воспитатель старшей группы «Солнышко» построении развивающего речевого пространства учитывала принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности. Групповое помещение условно разделено на центры (зоны) , подобрала различные виды театра, художественной литературы;

    Наглядные пособия:

    иллюстрации, картины, дидактические и развивающие игры, открытки и др.) ;

    Создала картотеку художественного слова;

    Собрала материал для игротеки «Говори и рассказывай» .

    Подобрала дидактические игры («Подскажи словечко» , «Шутилки» , «Кто больше придумает небылиц» и др.;

    Подобрала материал (карточки) для придумывания окончания короткой сказки;

    Подобрала картотеку сюжетных картинок «Придумывание сказки по картинкам» ;

    придумывали конец рассказа на этическую тему ( «Как бы ты поступил» )

В центрах патриотизма групп «Сказка», «Солнышко» содержится литература и пособия в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, альбом с фотографиями, картинками, иллюстрациями по своему желанию. Систематически организуются тематические выставки. Педагоги знакомят детей с символикой государства, с историей родного края, района.

В подготовительной группе «Сказка» педагогом оформлена «Красная книга», в которой подобран материал животного и растительного мира Ставропольского края; оформлены фотовыставки искусства Ставропольского края. Собран материал по народно – прикладному искусству Ставрополья: аппликации «», хохломской и гжельской росписи

Однако педагогами не достаточно используется развивающий потенциал детских коллекций, выставок творчества, детских моделей, планов, схем. Редко бывают тематические выставки в книжных уголках. Недостаточно иллюстрационного материала, подборка книг в уголках случайна.

Вывод: В ДОУ создана комфортная предметно – развивающая среда, где дети с удовольствием занимаются образовательной, игровой, конструктивной, продуктивной, творческой деятельностью.

Продолжать работу по обновлению и обогащению предметно – развивающей среды в соответствии с ФГТ;

Обеспечить интегрированный подход к организации развивающих центров активности детей;

Внедрять инновации в создании развивающей среды.

Старший воспитатель:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!