Все для предпринимателя. Информационный портал

Провиантские склады. Историческая справкао здании Провиантских складов

Путеводитель по архитектурным стилям

Заказал строительство здания Провиантский приказ, отвечавший за снабжение армии. В 1821 году Инженерный департамент в Петербурге разработал образцовый проект склада на 35 000 кулей и прислал в Москву. Даты строительства комплекса Провиантских складов различаются в разных источниках: 1829-1831 года или 1830-1835.

В любом случае, весной 1835 года корпуса побелили, ограды, двери, ставни и решетки покрасили в черный цвет, а крыши, желоба и водосточные трубы покрыли красной краской.

Простота архитектурного решения здесь не знает себе равной. Немногочисленные детали убранства прорисованы с исключительным совершенством. Три здания складов, несмотря на тривиальную форму участка, образуют неразрывное единство. Можно смело сказать, что эта группа сооружений чисто утилитарного порядка, окрашенная в простой белый цвет, - одна из лучших в архитектуре Москвы.

Ансамбль Провиантских магазинов включает 3 однотипных складских корпуса. «Образцовый» корпус - это прямоугольное каменное двухэтажное здание (30м Х 80м) с высотой этажа 6 м. Ширина корпуса делится на 3 почти равные части двумя внутренними продольными стенами. Входы равномерно расположены по периметру здания (по 3 на длинных сторонах и по одному - на коротких).

Градостроительное искусство Стасова проявилось в том, что он, не отступая от высоких архитектурно-художественных качеств своего проекта, так расставил корпуса складов, что они образовали законченную и единую в своем композиционном построении архитектурную группу. Трудности планировочного характера заключались в том, что улица (Остоженка), на углу которой располагался один из корпусов складов, выходила на Крымскую площадь под углом. Примерно под таким же углом находилась противоположная граница неправильного по форме участка. Следовательно, разместить на этой территории корпуса складов без какого-либо изменения было невозможно. Тем не менее, Стасов, не меняя общего архитектурного построения проекта, сумел выйти из трудного положения весьма простым способом. Корпусу, стоящему на углу улицы, он придал в плане трапециевидную форму, а неприятное для глаза сопоставление корпусов, как бы находивших друг на друга, особенно заметное в глубине участка со стороны площади, он «прикрыл» сравнительно частой решеткой, состоящей из круглых в сечении стержней, увенчанных наконечниками копий.

В течение столетия Провиантские склады использовали по прямому назначению - для хранения продовольствия.

Это позволило сохранить первоначальный облик здания. В дни революционных событий 1917 года здания Провиантских складов стали одним из пунктов обороны правительственных войск. В начале 1930-х эту территорию передали для организации автобазы Генштаба.

В 1948 обнаружили грубые нарушения в эксплуатации зданий. Просьбы Комитета по делам архитектуры использовать помещения Провиантских магазинов по прямому назначению, оказались безрезультатными. Более того, военные для своих нужд окружили склады «неказистыми» пристройками, а внутри здания поставили бетонные пандусы для генеральских машин.

Вместе мы идем во внутренний двор, в центре которого нас приветствует полосатая будка неясного предназначения, за нею - широкий белый постамент в виде подъемника для машин, правое отделение которого венчает черная «Волга», а левое - черная «Чайка»... С нашим провожатым мы медленно заходим внутрь бывших складов, ныне гаражей. Сколько же здесь странного! Аккуратно вставленное в рамочку указание: «Место для слива отработанного масла». Древние «пазики», угрюмо глядящие из углов, возле одного из которых я замечаю разломанный пополам транспарант. Часть его («Сезонному обслуживан») висит на стене, а вторая («нию - высокое качество») - стоит рядом в углу.

Договоренность с Министерством обороны о передаче Провиантских складов в собственность города для размещения там музея существовала с 1999 года, но только в 2006 здания освободили. В обмен на этот комплекс правительство Москвы построило для Минобороны новую автобазу на Рублевском шоссе и Бережковской набережной.

Первым делом с территории комплекса вывезли горючие материалы и сняли 10 слоев асфальта, пропитанного мазутом.

Параллельно по инициативе Лужкова Юрий Платонов разработал проект строительства четвертого корпуса складов, замыкавшего периметр зданий. Внутренний двор планировали перекрыть стеклянным куполом, а корпуса объединить на подземном уровне. Проект вызвал неоднозначную реакцию: опасались, что Провиантские склады могут превратиться в муляж памятника архитектуры.

Сейчас здесь работает Музей Москвы, рассказывающий об истории города. Он открылся как Московский коммунальный музей. В 1940 его переименовали в Музей истории и реконструкции Москвы. А в Провиантские склады он переехал из здания храма Иоанна Богослова под Вязом, который вернули Церкви.

Экспозиция Музея Москвы на фотографиях разных лет:

  • Адрес: ул. Новая площадь, д. 12, стр.1
  • Вход: вторник, четверг, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00; среда и пятница: с 11:00 до 19:00.
  • Выходные дни: последняя пятница месяца, понедельник.

Провиантские склады – комплекс зданий, выполненных в стиле ампир. Одно из практически полностью сохранившихся крупных общественных сооружений начала 19 века.

Описание провиантских складов

Сначала предназначение комплекса было утилитарным, однако необходимо было создать правильный художественный образ для единства архитектурных ансамблей. Он включает в себя три корпуса, схожих между собой – они образуют парадный фронт застройки улицы Остоженка и площади, вместе с кордегардией, расположившейся во дворе.

Сам корпус представляет собой прямоугольное здание, состоящее из 2 этажей, каждый из которых имеет высоту 6 метров. Две внутренние стены – двухъярусные аркады – делят сооружение на три равные части.

Несмотря на то, что Стасов был создателем проектов строительных ячеек этого комплекса, над всем ансамблем работал архитектор Шестаков, который установил в этом тесном и участке неправильной формы крупные корпуса, и поставил на заднем дворе – у самой границы – здание кордегардии, а также чугунные ограды.

Весь комплекс представлен в виде цепи равнозначных звеньев, сомкнутых между собой, и выступающих также в качестве парадного фронта застройки Остоженки и площади.

Как используются Провиантские склады?

Склады были созданы для хранения запасов продовольствия для Хамовнических, Лефортовских, Спасских казарм и других военных подразделений, расквартированных неподалёку. Около века их использовали по назначению, а в революционное время они выступали в качестве пункта обороны российской армии. На одной из стен есть мемориальная доска с надписью.

Жизнь здания была нарушена в 1930-х годах, когда территорию отдали Генштабу РККА. Через почти 20 лет было проведено обследование помещения, которое выявило грубейшие нарушения в его эксплуатации, и это при том, что склады были памятником архитектуры, и значились как охраняемые государством. Комитет по делам архитектуры попросил вывести отсюда автобазу, однако это оказалось безрезультатным.

Уже в начале 21 века в качестве хозяина здания выступала автобаза специальных и грузовых автомобилей Генерального штаба, а реставрация в последний раз проводилась в 1980-е годы.

Правовые вопросы

На протяжении не одного десятка лет органы госохраны памятников Москвы много раз поднимали тему удаления автобазы с территории складов, и о том, чтобы передать комплекс профильным ведомствам. С 1999 уже существует договорённость с Минобороны о том, чтобы строить вместо них автохозяйства. Лишь в 2006 Провиантские склады начали окультуривать. Тогда Юрий Лужков вместе с Германов Грефом постановили передать их столице, наряду с другими памятниками архитектуры, такими как дом Пушкина на Арбате и Китайгородская стена. Вместо этого правительство построило новую автобазу, расположившуюся на Бережковской набережной и Рублёвском шоссе. За всё это пришлось заплатить около 1 миллиарда рублей. В то время собственником земли под Провиантскими складами выступал АПН.

В конечном итоге здание получил Музей истории Москвы в 2010. За два года до этого оно стало принимать посетителей, выступая в качестве выставочной площадки. Перед этим территория была очищена от горючих материалов, снято 10 слоёв пропитанного мазутом асфальта.

Музей Москвы

В начале лета 2007 года здесь повесили табличку «Музейное объединение «Музей Москвы». Наконец жители и гости города смогли посмотреть на ансамбль не только со стороны фасада, но и его интерьеры, где впервые были размещены выставки.

Сейчас здесь можно видеть экспозиции «Москва 18-19 веков», «Древняя и средневековая Москва», воссозданные заново, а также те, что созданы впервые – «Московская битва. Начало Великой Победы» и «Москва. 20 век. Лица эпохи».

Юные жители Москвы приходят на интерактивные программы – «Военное детство», «Дорогами предков», «Солнечная столица», и посещают различные экскурсии.

Строительство складов

Пока на месте будущих складов не началась застройка, здесь находилась городская слобода, большие владения бояр Стрешневых, а также пустые огородные участки.

Строительство заказал Провиантский приказ, который отвечал за снабжение провизией нашей армии. Работы начались в 1829 и закончились в 1835. Ими руководил Фёдор Шестаков, опиравшийся на проект Василия Стасова.

Первый проект «образцового» склада изначально создавался Стасовым за 8 лет до начала строительства, в дальнейшем он повторил его для столицы. При этом авторство ему было необходимо доказывать, обращаясь к архивным исследованиям.

Точная дата возведения неизвестна – источники дают разную информацию. Это может быть и 1829-1831, и 1830-1835 года.

Музей Москвы расположен в старинном здании "Провиантские склады" в Москве по адресу - , д. 2, ул. , д. 48. Вход в музей как со стороны ул. Остоженка, так и с Зубовского бульвара.

Ближайшее метро: Парк Культуры.

Вход на территорию двора музея бесплатный. Выставки и экскурсии платные.

Музей Москвы рассказывает о том, какой была Москва в прошлом, как она меняется сегодня, какой может стать в будущем. Богатая и разнообразная коллекция музея позволяет изучать Москву с разных сторон, смотреть на любимый город под неожиданными углами.

Во дворе музея установлены скульптуры, проводятся выставки под открытым небом.

Центр документального кино

В здании музея располагается - кинотеатр, специализирующийся на документальном кино. Если Вы любите кино не для всех, то Вам сюда.

Историческая справкао здании Провиантских складов

Провиантские склады были построены в 1832-1835 годах по проекту архитектора Василия Стасова. В Москве по его проекту строил Федор Шестаков (иногда автором Провиантских складов считают именно его, а Стасова называют как автора "образцового" проекта). Склады состоят из трех приблизительно одинаковых по форме корпусов (различия вызваны непрямоугольной геометрией участка). Как и следует из названия, склады использовали для хранения провианта.

После революции 1917 года комплекс зданий передали Минобороны. Последние 30 лет военные использовали здания как гараж. Идея вывести из зданий гаражи Минобороны и создать здесь некий культурный центр относится к середине 1990-х годов. Сейчас в здании музейный комплекс.

Комплекс зданий Провиантских складов, расположенных в Москве по адресу Зубовский бульвар, 2, возвели в 30-х годах XIX столетия и они являют собой образец архитектуры зрелого классицизма. Построили их специально для военного ведомства.

О строительстве в Первопрестольной столице каменных складских строений для нужд армии заговорили еще в первые годы 1820-х, поскольку ветхие деревянные склады у Серпуховской заставы уже были непригодны для надлежащего хранения «казенного провианта». Изначально планировали возвести новые строения в том же районе, поблизости от Серпуховских ворот.

Проектирование складского комплекса в Москве поручили зодчему , а в качестве примера рекомендовали проектную документацию по строительству Воскресенских провиантских складов в Санкт-Петербурге, составленную в 1821-м году архитектором Василием Петровичем Стасовым.

К строительству приступили в 1829 году, но место уже было выбрано иное — на стрелке Садового кольца (ныне — участок по Зубовскому бульвару, 2) и .

Так как последняя примыкала к Садовому под острым углом, выделенный участок получил в плане форму трапеции, что потребовало от Шестакова внесения значительных корректив в проект Стасова, который разрабатывался с учетом регулярной планировки города на Неве.

В конечном итоге правый корпус разместили вдоль красной линии Остоженки, под углом к Центральному, но чтобы он гармонично вписался в ансамбль Провиантских складов пришлось его фасад, выходящий на Садовое кольцо, «стесать» еще и вровень с красной линией улицы, вдоль которой тянулся и центральный фасад Главного провиантского корпуса. Благодаря монументальности строений, скошенный угол не вносит диссонанс в восприятие объекта в целом.

Кроме этого, в основной проект были внесены и другие изменения:

  1. На внутренней территории, в дополнение, возвели караульное помещение (кордегардию).
  2. Вдоль улицы Остоженки и Зубовского бульвара установили кованую ограду.

Строительство складов завершили в 1835 году.

Архитектура и история Провиантских складов

Весь комплекс двухуровневых Провиантских складов выполнен в монументальной стилистике и в достаточно сдержанных формах.

Все фасадные плоскости гладко оштукатурены, за исключением центральной, на которую добавили отделку рустом.

Кроме этого, центральный и внутридворовые фасады оформлены порталами в форме трапеции, над которыми узкие оконные проемы перемежаются с полукруглыми, причем, последние утоплены в ниши.

Скромно представлена и декоративная лепнина. Основные ее элементы — это трехсторонние сандрики, а также венки и гирлянды.

Завершением строений является мощная карнизная часть, значительно выступающая за плоскость стен и оформленная триглифо-метопным фризом.

Внутреннее пространство всех Провиантских складов разгорожено аркадными перегородками на три нефа.

Отдельное внимание ограждению всего комплекса, которое занимает пространство между корпусами.

Так, опорные столбы исполнены по типу фасций, которые венчает знак древнеримских легионов — связанные боевые топорики. Кованая решетка оформлена поверху пиками и в начальном варианте была декорирована картушами с вензелем Николая I и российской имперской короной.

Когда-то я обожала Музей истории Москвы, часто бывала там. В то время он располагался на Новой площади, в бывшем храме Иоанна Богослова, что под Вязом. В 2009 году Музей получил новую прописку — в бывших Провиантских магазинах на Зубовском бульваре (Садовое кольцо). Теперь он называется «Музей Москвы». Полная надежд, я отправилась туда.

Здания, которые занимал Музей Москвы

Комплекс зданий Провиантских магазинов на Зубовском бульваре, где сейчас располагается Музей Москвы

Провиантские магазины (Провиантские склады) принадлежат к самым лучшим архитектурным памятникам Москвы. Величественный ансамбль в стиле ампир был построен в 1830-1835 годах по «образцовому» проекту провиантского склада на 35.000 кулей, созданному архитектором В.П.Стасовым при Инженерном департаменте в Санкт-Петербурге. Строительство возглавил московский архитектор Ф.М.Шестаков.

Один из корпусов Провиантских складов, ныне — Выставочный корпус Музея Москвы

Провиантские магазины (склады) предназначались для хранения продовольственных запасов для Хамовнических, Спасских и Лефортовских казарм. Здания отличает крупный масштаб основных членений, мощный дорический антаблемент, наклонные стены и сужающиеся кверху дверные и оконные проемы в «египетском» стиле. Центральные части продольных фасадов выделены рустом.

Здания соединены строгой металлической оградой, украшенной военной символикой.

В начале 1930-х годов здания Провиантских магазинов и прилегающая территория были переданы для организации хозяйства автобазы Генштаба РККА. Это нанесло строениям огромный ущерб. Только в 2006 году было принято решение о передаче комплекса Музею Москвы.

В настоящее время в одном из зданий продолжается ремонт, а в остальных размещаются постоянные и временные экспозиции Музея Москвы, проводятся различные мероприятия для детей и взрослых. Сначала мы отправились смотреть историческую экспозицию . Билеты можно купить как на отдельную выставку, так и на все. Мы купили на все.

Я ожидала увидеть расширенный вариант той коллекции, которая хранилась в старом здании на Новой площади. Но, увы, всё обрывалось на XVII веке. Впрочем, эта экспозиция очень интересна.

Славянские украшения и предметы быта, найденные на территории Москвы

Представлены в Музее и различные макеты.

Музейная экспозиция показалась несколько незавершенной: оказался выброшен огромный пласт более чем трехвековой истории с XVIII по XXI век. Следующая экспозиция была временной — фотографии промышленности Москвы. Откровенно говоря, мне было здесь скучно. Да, красивые, интересные фотографии. Но стекла, которыми они были покрыты, бликовали. На мой взгляд, гораздо эффектнее они смотрелись бы на экране монитора.

Затем мы перешли в другое здание. Здесь сохранились пандусы для автомашин, а стены намертво впитали в себя запах выхлопов. Пока неясно: то ли здесь останется модный ныне «индустриальный» стиль, или интерьеры потом облагородят.

Здесь были три экспозиции. Одна — посвященная истории созданной в 1944 году автобазы №147 , принадлежащей Генеральному штабу Вооруженных Сил СССР. В настоящее время она находится в военном городке «Екатериновка» на Рублевском шоссе в Москве. Её автопарк насчитывает более 2000 автомобилей разного класса. Машины автобазы принимают участие во многих знаковых мероприятиях: военных парадах на Красной площади, соревнованиях по Танковому биатлону и других.

Другая экспозиция была посвящена истории Провиантских магазинов : различные планы, рисунки зданий. Интересно, но лично мне все это удобнее смотреть в книге или с экрана монитора. Специально ради этого идти в музей не вижу смысла.

Третья экспозиция разочаровала совершенно. Она была посвящена Чемпионату мира по футболу и называлась «И конечно же, футбол».

Экспозиция «И конечно же, футбол»

На мой взгляд, Музей Москвы еще очень «сырой». А вот на Провиантские магазины очень интересно посмотреть. Так что решайте сами, стоит ли платить 450 рублей на человека за все выставки.

Информация для посетителей:

  • Адрес: Москва, Зубовский бул., 2
  • Метро: Парк культуры, Кропоткинская
  • Телефон: +7 495 739‑00-08
  • Сайт: mosmuseum.ru
  • Открыто: вторник, среда: 10:00-20:00; четверг: 11:00-21:00; пятница — воскресенье: 10:00-20:00; понедельник — выходной день.
  • Стоимость билетов: от 100 до 450 рублей.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!