Все для предпринимателя. Информационный портал

Проблема развития человеческого потенциала. Региональные сопоставления уровня развития человеческою потенциала в российской федерации Проблемы и перспективы развития человеческого потенциала регионов

Развитие экономики любой страны и мировой экономики в целом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное -- их качеством. А оно проявляется прежде всего в виде квалификации трудовой морали.

Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой -- необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач.

Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п.

Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии -- 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки -- менее трех лет, в Восточной Африке -- около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

Отдельная задача в области образования -- это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения.

проблемы развития человеческого потенциала регионов

Б. Ш. дадаева, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и статистики E-maП: bariyat72@rambler. ш

м. м. абдусаламова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и статистики E-maП: ara78.78@mail. ш дагестанский государственный университет

Статья посвящена рассмотрению проблем развития человеческого потенциала регионов в условиях модернизации современной экономики, внедрения инноваций. В основу анализа положен индекс развития человеческого потенциала и его основные составляющие. Уделено особое внимание межрегиональной дифференциации доходов населения, продолжительности жизни, показателям грамотности и уровня образования населения, а также их влиянию на уровень и качество жизни.

Ключевые слова: человеческий потенциал, индекс развития человеческого потенциала, доходы населения, социальная дифференциация, уровень и качество жизни населения, инвестиции.

В современных преобразованиях экономики проблема реальных социально-экономических условий жизнедеятельности людей становится весьма актуальной. Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно уровня и качества жизни населения.

Неотъемлемой составляющей такой политики в условиях, когда реализация социальных целей отнесена главным образом к полномочиям регионов, должны служить региональные проблемы развития человеческого потенциала, который представляет собой накопленный запас знаний, профессиональ-

ного опыта и навыков, здоровья, психологических мотивов, а также социально-экономические условия их формирования, развития и использования.

Недостаточно разработанными являются вопросы, связанные с изучением проблем формирования, сохранения и повышения эффективности использования человеческого потенциала в современных социально-экономических условиях в целом по России и особенно на региональном уровне.

Разработка мер формирования и развития человеческого потенциала строится на основе:

Исследования социального механизма формирования и развития человеческого потенциала;

Определения роли государства в создании условий для человеческого развития;

Уточнения экономической сущности социальных услуг;

Исследования влияния на человеческий потенциал социально-экономических условий в регионе;

Разработки и внедрения эффективной программы повышения качества жизни людей, проживающих на территории региона. Человеческий потенциал в современных условиях напрямую связан с возможностями модернизации экономики. Даже при ограниченных запасах природных ресурсов наращивание инвестиций в

своих граждан способствует достижению значительных социальных и экономических успехов.

В настоящее время инвестиции в человеческий потенциал являются наиболее эффективными по сравнению с другими факторами социально-экономического развития. По уровню развития человеческого потенциала можно судить о степени социально-экономического развития общества.

Развитие региона - многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных экономических и социальных характеристик. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.

Роль социальной сферы в развитии современной России связана с недоверием общества к государству, вызванным значительными социальными издержками проводившихся экономических преобразований и сопровождавших их проблем: ростом бедности и неравенства доходов, масштабами и характером безработицы, снижением доступности и качества базовых социальных услуг - образования, здравоохранения и социального обеспечения, потерей сбережений и ростом преступности.

Оценка неравенства населения в той или иной степени основывается на выделении социально-экономических слоев и групп населения. Деление общества на группы (страты), то есть социальная стратификация - это процесс, который выражается в формировании однородных подсовокупностей домохозяйств или населения, каждая из которых имеет особенности в потребительском поведении, различия в трудовой мотивации, ориентацию на разные социально-экономические и духовные ценности .

Мировой финансово-экономический кризис внес заметные коррективы в динамику межрегиональной дифференциации доходов населения.

Одним из возможных позитивных воздействий рыночных механизмов на межрегиональную дифференциацию доходов населения является привлечение частных инвесторов для реализации проектов развития трудоемких производств с продукцией высокой степени переработки.

В связи с этим важно подчеркнуть, что проблемы повышения инвестиционной привлекательности экономики России в целом и ее регионов, в частности,

приходится решать в неразрывной связи и одновременно с преодолением последствий финансово-экономического кризиса. Без такого повышения невозможно будет решить задачи технологической модернизации и структурной перестройки экономики страны, что в свою очередь самым серьезным образом затруднит ее переход на инновационный путь развития.

Воздействие привлеченных инвестиций на обеспечение экономического развития российских регионов осуществляется посредством:

Усиления социальной составляющей региональной экономической политики вследствие направления инвестиций в социальную сферу и объекты социальной инфраструктуры региона;

Увеличения занятости населения на вновь создаваемых или модернизируемых с помощью инвестиций объектах;

Диверсификации структуры региональной экономики в направлении снижения преобладания отраслей и предприятий энергосырьевой сферы, а также ориентированных на производство полуфабрикатов и продукции первого передела;

Повышения роли предприятий обрабатывающих отраслей промышленности и технически оснащенного сельского хозяйства.

В последние годы в экономике наблюдались явные перекосы в уровнях оплаты труда по видам деятельности, профессиям, регионам. Коэффициент дифференциации денежных доходов населения, характеризующий степень социального расслоения и рассчитываемый как отношение доходов 10 % самых бедных и 10 % самых богатых, в 2009 г. составил 1:16 .

Разрыв между богатством и бедностью в России существенно больше, чем в развитых странах. По этому показателю Россия близка к развивающимся странам с преимущественно сырьевым характером экономики .

При измерении дифференциации регионов по уровню доходов населения можно фактически использовать множество показателей - среднедушевые денежные доходы, реальные доходы, средняя заработная плата и т. п., с помощью которых можно определить место каждого региона.

Среднедушевые денежные доходы в регионах СКФО ниже среднероссийского уровня в 1,4-2,7 раза, а среднемесячная номинальная заработная плата - в 1,5-2,3 раза .

Согласно официальным статистическим данным, среднедушевые денежные доходы населения

увеличиваются с каждым годом во всех субъектах Федерации. Но в связи с этим возникает вопрос: насколько динамичен этот процесс?

Надо подчеркнуть, что при изучении динамики реальных доходов населения не видно аналогичного роста, что и является проблемой. В связи с повышением доходов появляется очень важный вопрос: возможно ли в условиях рыночной экономики воздействовать на процессы образования, распределения и перераспределения доходов населения? Ведь регулирование межрегиональной дифференциации доходов населения является одной из наиболее важных и сложных макроэкономических задач и важнейших внутриполитических целей каждого государства. При этом очевидно, что возможность контролировать и управлять процессами образования, распределения и перераспределения доходов населения позволила бы уменьшить межрегиональную дифференциацию доходов населения страны.

В условиях провозглашения курса на модернизацию российской экономики и общества особая роль принадлежит регионам и эффективной региональной политике. В условиях федеративного многонационального государства чрезмерные региональные контрасты в условиях жизни несут повышенную угрозу самому существованию единого демократического государства. Поэтому одной из главных целей региональной политики является обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе, создание примерно равных жизненных шансов для всех граждан независимо от места их рождения и жительства, реализация права свободного выбора трудовой деятельности.

Проблема региональных различий наиболее наглядно проявляется на примере регионов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Все национальные республики в составе СКФО в период 2000-2009 гг. имели (и продолжают иметь на настоящий момент) значительно более высокий по сравнению со среднероссийским уровень безработицы. Так, уровень общей безработицы по СКФО составляет 16,0 % (в 2,6 раза выше среднероссийского), а зарегистрированной - 10,7 % (в 5,4 раза выше, чем в среднем по стране) . В свою очередь, среди указанных регионов в 2010 г. самый высокий уровень безработицы имеет Чеченская Республика, далее следует Республика Ингушетия и Дагестан. Такое положение дел напрямую отражается на уровне жизни всего населения указанных регионов, состоянии их социальной сферы. Пос-

ледствия такой социально-экономической отсталости отражаются, в том числе, на росте преступности, включая террористическую деятельность.

В связи с тем, что в Республике Дагестан, Ингушетии и Чечне традиционно не было проблем с демографией и обеспечением естественного прироста населения, то по истечении некоторого времени возникнет новая «волна» невостребованного трудового потенциала. Значит, проблему обеспечения занятости в северокавказских регионах необходимо решать комплексно: создавать рабочие места таким образом и такого качества, чтобы было обеспечено качественное изменение структуры экономики регионов, что впоследствии позволит решить проблему занятости и для будущих поколений.

По мнению авторов, на Северном Кавказе предстоит серьезная работа с целью выравнивания уровней развития входящих в его состав регионов. При этом следует отметить, что сегодняшние значительные различия в экономике регионов СКФО, а следовательно, в их социальной сфере являются объективным результатом долгосрочной политики государства на Северном Кавказе. На сегодняшний день те из регионов СКФО, которые ранее были относительно преуспевающими, таковыми остаются и сейчас. В то же время многие другие, которые отличались раньше низкими темпами экономического развития и были лишены должного внимания со стороны федерального центра, и сегодня остаются относительно бедными, а некоторые из них - крайне бедными.

Хроническое отставание развития регионов СКФО не имеет ни системных оснований, ни объективных причин. Здесь очевидны две причины: неэффективность организации и управления и недостаток инвестиций в социально-экономическое развитие. Так, в пределах регионов СКФО значительно различаются степень индустриализации и уровень специализации.

Основным индикатором социального прогресса выступает индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) совместно с группой независимых экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и различных международных организаций.

Главными составляющими этого индекса являются: средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (долголетие); уровень

Индекс человеческого развития Российской Федерации и регионов СКФО за 2008 г.

Российская Федерация, регионы СКФО ИРЧП Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении Уровень грамотности взрослого населения (от 15 лет и старше), % Общий уровень образования населения, % ВВП на душу населения по ППС, долл. Рейтинг по ИРЧП

Российская Федерация 0,825 67,9 99,4 91,3 16 092 -

Республика Дагестан 0,788 74,4 98,4 85,6 6 127 3

Чеченская Республика 0,766 75,5 96,0 83,7 4 103 1

Республика Ингушетия 0,759 80,1 96,2 79,9 2 882 5

Кабардино-Балкарская Республика 0,769 72,5 98,8 85,4 5 272 8

Карачаево-Черкесская Республика 0,783 71,6 98,4 87,5 6 538 2

Республика Северная Осетия - Алания 0,791 71,5 99,1 89,5 6 772 2

Ставропольский край 0,782 69,7 98,6 89,4 6 904 4

Источник: .

образования (грамотности), определяемый двумя показателями - грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим); материальный уровень жизни, оцениваемый величиной реального ВВП на душу населения, рассчитанного по паритету покупательной способности (III 1С).

Итоговый ИРЧП рассчитывается как среднеарифметическая сумма значений трех индексов вышеприведенных показателей. Максимально возможное значение ИРЧП - 1, минимальное - 0. Индекс человеческого развития меньше 0,5 свидетельствует о «низком развитии» страны, больше 0,8 - о «высоком развитии».

Несмотря на начавшийся кризис, в 2008 г. сохранялась позитивная динамика индекса, так как воздействие кризиса на российские регионы стало ощутимым только в конце года (см. таблицу).

Так, например, показатель индекса развития человеческого потенциала в России за 2008 г. составляет 0,825. В 2006 г. только 12 регионов имели ИРЧП выше 0,800, в 2007 г. - 22 (более четверти всех субъектов Федерации), в 2008 г. - 30 . Только в трех регионах РФ индекс развития человеческого потенциала ниже 0,750 - это республики Тыва, Алтай и Еврейская автономная область.

Число регионов с относительно высоким ИРЧП увеличилось благодаря двум факторам. Первый и более значимый - рост индекса дохода в подавляющем большинстве регионов страны за исключением Тюменской области, где он давно превысил макси-

мальные значения и не может расти вследствие формулы расчета. Второй фактор - сохранившийся рост ожидаемой продолжительности жизни в 86 % регионов, за исключением наиболее постаревших и социально проблемных областей Северо-Запада (Псковская, Новгородская, Вологодская области), близкой к ним Кировской области, некоторых регионов Севера и Востока страны (Амурская, Сахалинская, Томская, Мурманская области, Республика Саха-Якутия), а также отдельных республик Юга России с более достоверной демографической статистикой (Адыгея и Северная Осетия - Алания).

Как видно по данным таблицы, Республика Дагестан входит в число регионов РФ со средним значением ИРЧП выше 0,5, занимая 43-е место. Однако показатель средней продолжительности предстоящей жизни при рождении по Дагестану превышает среднероссийский показатель.

Высокий уровень долголетия и образованности населения республики является бесспорным преимуществом, а сохранение положительных тенденций в этих компонентах - обязательным условием развития человеческого потенциала.

По показателю валового регионального продукта различия между богатыми и бедными регионами также существенные. Так, Республика Ингушетия и Чеченская Республика находятся значительно ниже среднего уровня по СКФО и в 5,6 и 3,9 раза ниже среднего уровня по РФ, соответственно. Вообще все национальные республики, в настоящее время входящие в состав СКФО, за исследуемый период

имеют значение этого показателя значительно ниже среднего уровня по бывшему ЮФО (ныне - СКФО и ЮФО, вместе взятые).

Наряду с изложенными выше социальными и экономическими составляющими большое значение для обеспечения устойчивого развития имеет сельское хозяйство. Это актуально практически для всех регионов Северного Кавказа, с учетом природно-кли-магических условий и традиций проживающих здесь народов. Однако и среди них Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика и Ставропольский край выделяются особым значением этого сектора экономики (все они имеют в этом секторе более 20 % от общей занятости). Столь большой удельный вес занятости населения в сельскохозяйственном секторе экономики, независимо от общих природно-климатических условий Северного Кавказа, говорит о том, что структура экономики СКФО, особенно его национальных республик, нуждается в серьезном реформировании с учетом передового зарубежного опыта. Сегодня производительность в сельском хозяйстве регионов СКФО значительно ниже, чем в промышленности и сфере услуг, несмотря на благоприятное географическое положение Северного Кавказа.

Именно поэтому претворение в жизнь курса на модернизацию российской экономики, провозглашенного на высших уровнях государственной власти РФ и предполагающего переход к преимущественно инновационным факторам роста, имеет ключевое значение на региональном уровне.

На взгляд авторов, особо важно подчеркнуть, что активный курс на проведение модернизации экономики никоим образом не должен отходить на второй план в условиях трудностей непосредственной борьбы с продолжающимся финансово-экономическим кризисом и его последствиями. Проблему модернизации экономики, в том числе путем перехода к инновационному типу развития и диверсификации структуры экономики на всех уровнях, включая региональный, необходимо решать именно в складывающейся обстановке, с одновременным преодолением последствий кризиса и не дожидаясь его прекращения.

В этих условиях важным представляется учет обычаев и общественной специфики населения многих регионов округа, особенно - жителей небольших городов и сельской местности, где социально-экономические проблемы зачастую наиболее обострены. Поэтому ключевым пунктом

начала мероприятий в рамках осуществления курса на модернизацию экономики представляется определение целевых установок социально-экономического развития не только всего региона, но и конкретной территории данного региона, на которой проживает население, относящееся к той или иной этнокультурной группе и характеризующееся определенными традициями и обычаями, а также столь же конкретными экономическими интересами.

Таким образом, перед началом осуществления модернизационных мероприятий настоятельно необходимым становится определение таких целевых установок социально-экономического развития территорий, которые соответствовали бы объективным реалиям экономики и вместе с тем отражали бы наиболее насущные запросы населения данного региона. Это дало бы возможность не только обеспечить в будущем высокие темпы экономического роста, но и решить важнейшие социальные проблемы роста бедности и неравенства доходов, масштабов и характера безработицы, снижения доступности и качества таких социальных услуг, как образование, здравоохранение и социальное обеспечение.

Проанализировав основные индикаторы развития человеческого потенциала России и регионов СКФО, можно утверждать, что человеческий потенциал нашей страны постепенно деградировал на протяжении всех последних лет, несмотря на наблюдавшийся в последние годы экономический рост. Поддержание конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобализации выдвигает на первый план проблему перехода на инновационный путь развития, предполагающий высокий уровень развития человеческого потенциала. Такая проблема не может быть решена без системного стратегического подхода, пересмотра социально-экономических приоритетов.

Для решения проблем повышения качества жизни и развития человеческого потенциала на региональном уровне необходимо:

1) поддерживать на всей территории страны равный доступ граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям. Этого можно достичь, обеспечив на федеральном уровне выравнивание разницы в душевой бюджетной обеспеченности между регионами, а на уровне субъектов Федерации - вертикальную сбалансированность регионального и местных бюджетов;

2) сохранять бюджетное финансирование социальной сферы, с одной стороны, и вовлекать

личные и корпоративные финансовые средства, с другой, что позволит создать условия для развития человеческого потенциала - в первую очередь, образования, здравоохранения, науки и культуры;

3) применять активные меры, побуждающие бизнес к повышению уровня социальной активности;

4) задействовать все имеющиеся у государства механизмы для повышения уровня благосостояния населения. Сегодня фактически все доходы большинства наемных работников тратятся на питание, на оплату жилья, коммунальных услуг и транспортные расходы. Поэтому говорить о финансах домашних хозяйств как об источнике инвестиций в образование, здравоохранение и культуру можно будет только тогда, когда в стране (и в регионах СКФО в том числе) будет сформирован многочисленный экономически обеспеченный средний класс;

5) качество человеческого потенциала во многом определяется качеством образования. Поэтому с точки зрения развития регионов на современном этапе первостепенное значение приобретает задача подготовки высокопрофессиональных кадров, обладающих достаточными знаниями для работы в рыночных условиях.

В заключение следует подчеркнуть, что недопустимо, на взгляд авторов, превращение высших образовательных учреждений в конвейер подго-

товки кадров для имеющихся на сегодняшний день вакансий на региональном рынке труда. Образовательный комплекс страны должен не просто слепо следовать за требованиями рынка, но и во многом определять параметры рынка труда в перспективе. Нужно не только обеспечивать регион специалистами необходимых специальностей, но и заставлять переоценивать ценности тех или иных навыков и видов работ, изменять количественные и качественные требования к трудовым ресурсам.

Список литературы

1. Блазберг И. В., Юдин Э. Г. Системный подход. М.: Наука, 1989. С. 613.

2. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2010 год / под общей редакцией С. Н. Бобылева, 2010. С. 147.

3. Соболева И. В. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития. М.: Наука, 2007. С. 12.

4. Социальное положение и уровень жизни населения России. М., 2010. С. 132.

5. СуриновА. Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 236.

6. Human Development Report, 2009. N-Y., 2009. P. 195-198.

Человеческий потенциал будет одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и будет необходимым ресурсом, без кᴏᴛᴏᴩого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

В 1990 г. Программа развития ООН (ПРООН) ввела в публичное обращение понятие индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) — Human Development Index (HDI) Индекс развития человеческого потенциала позволяет (в какой-то мере) учитывать не только экономическую, но и социальную эффективность стран, качество жизни населения.

ИРЧП рассчитывается как среднеарифметическая величина трех равнозначных компонентов:

  1. дохода , определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США на душу населения;
  2. образования , определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3);
  3. долголетия , определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни)

Регионы (страны) с индексом ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития; 0,5-0,8 — средний уровень; 0,8 и больше — высокий уровень развития. Данные расчетов публикуются в ежегодных докладах о развитии человека. По ϶ᴛᴏму показателю в 2005 г. США занимали исключительно 10-е место. Лидируют страны Северной Европы, для кᴏᴛᴏᴩых характерен высокий уровень социализации рыночной экономики. РФ входит в группу стран со средним уровнем развития. Значение коэффициента не превышает 0,7-0,8. СССР по ϶ᴛᴏму показателю относился к развитым странам мира. В последние годы за счет увеличения душевого ВВП и уровня образования ИРЧП РФ имеет тенденцию к росту. В 2004 г. России занимала 57-е место среди 177 стран, по кᴏᴛᴏᴩым был проведен расчет индекса, рядом с Болгарией и Малайзией. Внутри России самый высокий ИРЧП наблюдается в Москве, Петербурге, в Тюменской области, Башкирии, Татарстане.

Место в рейтинге Страна ИРЧП
1 Норвегия 0,963
2 Исландия 0,956
3 Австралия 0,955
4 Люксембург 0,949
5 Канада 0,949
6 Швеция 0,949
7 Швейцария 0,947
8 Ирландия 0,946
9 Бельгия 0,945
10 США 0,944

ООН рекомендовала всем странам мира в качестве нормативов ИРЧП применять максимальную продолжительность жизни (85 лет) и минимальную (25 лет) и при расчете развития человеческого потенциала. Ведется сравнение фактической продолжительности жизни человека с максимальной и минимальной нормой. Уровень ВВП также имеет ϲʙᴏи границы (от 100 долларов США, до 40000 долларов на душу населения)

Отметим, что тенденции ИРЧП свидетельствуют, что никакой автоматической или явной взаимосвязи между состоянием экономического процветания и процессом развития человека не существует . Значение ИРЧП у двух стран с одинаковым уровнем дохода на душу населения может быть диаметрально противоположным; у стран с одинаковым значением ИРЧП могут быть совершенно разные уровни доходов.

При всем этом, если рейтинг страны по ИРЧП выше, чем рейтинг по ВВП , тогда делается вывод, что данной стране удалось преобразовать экономическое процветание в процессе расширения возможностей человека с максимальной пользой. И напротив, если темпы прироста ИРЧП ниже темпов прироста ВВП на душу населения, — экономическое процветание в такой стране не привело к ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующему повышению качества жизни населения.

Человеческий потенциал России

Общее количество населения России на 2000 г. составляло 145,6 млн чел., что ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует шестому месту в мире. Средняя продолжительность жизни населения России по данным Госкомстата равна 69,5 года, у мужчин — 63 года, у женщин — 74. Снижение коэффициента рождаемости привело к тому, что естественный прирост снизился в несколько раз.

Начиная с 2000 г. произошел серьезный сдвиг в структуре населения, заключающийся в увеличении доли городского населения и возрастании количества женщин, участвующих в хозяйственной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Квалификационная структура человеческого потенциала в России существенным образом изменилась с 2000 г.- 274 человека на 1000 работающих, кᴏᴛᴏᴩые имеют высшее или среднеспециальное образование. Это показатель существенным образом различается по регионам России и наиболее высокий наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Характерно, что присутствует значительная концентрация человеческого потенциала в центральных районах со снижением в районах Севера.

Основным фактором, под влиянием кᴏᴛᴏᴩого происходит размещение человеческого потенциала страны, будет размещение производства. Стоит заметить, что оно препятствует перспективному развитию производственного потенциала. Необходимо перераспределение человеческого потенциала в целях создания приоритетных отраслей промышленности. Человеческий потенциал отличается значительной мобильностью. Миграционные потоки в основном направлены в центральные районы. Значителен и приток населения из стран ближнего зарубежья, но в большинстве ϲʙᴏем он носит незаконный характер. Стоит сказать, для пресечения миграции был принят ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий закон, кᴏᴛᴏᴩый вводит значительный объем штрафов предприятиям, кᴏᴛᴏᴩые используют нелегальную рабочую силу.

В результате нестабильной социально-экономической ситуации в стране, устранения государства от регулирования большинства экономических процессов, произошло существенное снижение качества человеческого потенциала. Важно знать, что большая его часть была безвозвратно потеряна для национальной экономики по причине выезда на постоянное проживание за территорию страны. Также снизилось качество жизни населения, что стало прямой причиной снижения и качества человеческого потенциала.

Проблема развития человеческого потенциала

Проблема развития человеческого потенциала - ϶ᴛᴏ проблема ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики.

В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации.

При этом развитие качественных характеристик рабочей силы происходит крайне неравномерно в мировом хозяйстве. Наихудшие показатели в ϶ᴛᴏм плане демонстрируют развивающиеся страны, кᴏᴛᴏᴩые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно ϶ᴛᴏ обстоятельство обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Физические качества человека

Потенциал трудовой деятельности человека определяется прежде всего его физическими способностями к созидательной деятельности , состоянием его здоровья и развития как живого организма. Повышенная интенсивность современного производства увеличивает как физическую, так и интеллектуальную нагрузку на рабочую силу и объективно предполагает создание адекватных условий для ее воспроизводства. При всем этом возможности для ϶ᴛᴏго существуют преимущественно в развитых странах, а пополнение мировых трудовых ресурсов происходит в определяющей степени за счет стран развивающихся. В последних развитию физических качеств человека активно препятствуют такие факторы, как низкий уровень доходов, отсутствие полноценного питания, плохие жилищные условия, низкий уровень развития здравоохранения и массовые заболевания и др. Достаточно отметить, что, по оценкам ВОЗ, к началу XXI в. только в Африке СПИДом было поражено порядка 25% рабочей силы.

Образование как элемент человеческого потенциала

Не стоит забывать, что важнейшим элементом качественных характеристик трудовых ресурсов будет уровень общего и профессионального образования . Согласно теории человеческого капитала, существует сильная зависимость между экономическим ростом и затратами на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение, т.е. «инвестициями в человека », причем рентабельность таких инвестиций в долгосрочном плане выше вложений в физический капитал.

Отметим тот факт - что в современных условиях расходы на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение больше не рассматриваются как непроизводительные затраты, а считаются одним из самых прибыльных видов инвестиций . Поданным на 2004 г., государственные затраты на образование составляли во Франции, Великобритании и США — ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно 5,6, 5,3 и 5,7% ВВП, в России — 3,8%. При всем этом в большой группе развивающихся государств аналогичный показатель составлял менее 2%. К примеру, в Доминиканской Республике и Индонезии он равнялся 1,1%, в Гамбии — 1,9.

Среднее количество лет обучения у взрослого человека составляет в Буркина-Фасо — 1 год, Мозамбике — 2,25 года, Индии — 5 лет, Нигерии — 5,77 года, Бразилии — 8,4 года (при 9-14 годах в развитых странах)

Для развивающихся стран отдельной, но исключительно важной задачей в области образования выступает ликвидация неграмотности взрослого населения. За последние 20 лет удельный вес неграмотных в мировом населении и в совокупном населении развивающихся стран понизился, но в отдельных регионах по-прежнему остается высоким. К тому же общая численность неграмотных в мире растет. В Южной Азии уровень неграмотности взрослого населения составляет 45%, в Африке южнее Сахары — 39%, в регионе Ближнего Востока и Северной Африки — 35%. В целом ряде развивающихся стран удельный вес неграмотных среди взрослого населения достигает запредельных величин. К примеру, в Нигере неграмотно 86% взрослого населения, в Бенине — 56%, Гамбии — 63%, Сенегале — 61 %, Эфиопии -58%, Пакистане и Бангладеш — 51%.

Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

Человеческий потенциал России

Общее количество населения России на 2000 г. составляло 145,6 млн чел., что соответствует шестому месту в мире. Средняя продолжительность жизни населения России по данным Госкомстата равна 69,5 года, у мужчин — 63 года, у женщин — 74. Снижение привело к тому, что естественный прирост снизился в несколько раз.

Начиная с 2000 г. произошел серьезный сдвиг в структуре населения, заключающийся в увеличении доли городского населения и возрастании количества женщин, участвующих в хозяйственной деятельности.

Квалификационная структура человеческого потенциала в России существенным образом изменилась с 2000 г.- 274 человека на 1000 работающих, которые имеют высшее или среднеспециальное образование. Это показатель существенным образом различается по регионам России и наиболее высокий наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Характерно, что присутствует значительная концентрация человеческого потенциала в центральных районах со снижением в районах Севера.

Основным фактором, под влиянием которого происходит размещение человеческого потенциала страны, является . Оно препятствует перспективному развитию производственного потенциала. Необходимо перераспределение человеческого потенциала в целях создания приоритетных отраслей промышленности. Человеческий потенциал отличается значительной мобильностью. Миграционные потоки в основном направлены в центральные районы. Значителен и приток населения из стран ближнего зарубежья, но в большинстве своем он носит незаконный характер. В целях пресечения миграции был принят соответствующий закон, который вводит значительный объем штрафов предприятиям, которые используют нелегальную рабочую силу.

В результате нестабильной социально-экономической ситуации в стране, устранения государства от регулирования большинства экономических процессов, произошло существенное снижение качества человеческого потенциала. Большая его часть была безвозвратно потеряна для национальной экономики по причине выезда на постоянное проживание за территорию страны. Также снизилось , что стало прямой причиной снижения и качества человеческого потенциала.

Проблема развития человеческого потенциала

Проблема развития человеческого потенциала - это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики.

В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации.

Однако развитие качественных характеристик рабочей силы происходит крайне неравномерно в мировом хозяйстве. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обстоятельство обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Физические качества человека

Потенциал трудовой деятельности человека определяется прежде всего его физическими способностями к созидательной деятельности , состоянием его здоровья и развития как живого организма. Повышенная интенсивность современного производства увеличивает как физическую, так и интеллектуальную нагрузку на и объективно предполагает создание адекватных условий для ее воспроизводства. В то же время возможности для этого существуют преимущественно в развитых странах, а пополнение мировых происходит в определяющей степени за счет стран развивающихся. В последних развитию физических качеств человека активно препятствуют такие факторы, как низкий уровень доходов, отсутствие полноценного питания, плохие жилищные условия, низкий уровень развития здравоохранения и массовые заболевания и др. Достаточно отметить, что, по оценкам ВОЗ, к началу XXI в. только в Африке СПИДом было поражено порядка 25% рабочей силы.

Образование как элемент человеческого потенциала

Важнейшим элементом качественных характеристик трудовых ресурсов является уровень общего и профессионального образования . Согласно теории человеческого капитала, существует сильная зависимость между и затратами на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение, т.е. «инвестициями в человека », причем таких инвестиций в долгосрочном плане выше вложений в физический капитал.

В современных условиях расходы на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение больше не рассматриваются как непроизводительные затраты, а считаются одним из самых прибыльных видов инвестиций . Поданным на 2004 г., государственные затраты на образование составляли во Франции, Великобритании и США — соответственно 5,6, 5,3 и 5,7% ВВП, в России — 3,8%. В то же время в большой группе развивающихся государств аналогичный показатель составлял менее 2%. Например, в Доминиканской Республике и Индонезии он равнялся 1,1%, в Гамбии — 1,9.

Среднее количество лет обучения у взрослого человека составляет в Буркина-Фасо — 1 год, Мозамбике — 2,25 года, Индии — 5 лет, Нигерии — 5,77 года, Бразилии — 8,4 года (при 9-14 годах в развитых странах).

Для развивающихся стран отдельной, но исключительно важной задачей в области образования выступает ликвидация неграмотности взрослого населения. За последние 20 лет удельный вес неграмотных в мировом населении и в совокупном населении развивающихся стран понизился, но в отдельных регионах по-прежнему остается высоким. К тому же общая численность неграмотных в мире растет. В Южной Азии уровень неграмотности взрослого населения составляет 45%, в Африке южнее Сахары — 39%, в регионе Ближнего Востока и Северной Африки — 35%. В целом ряде развивающихся стран удельный вес неграмотных среди взрослого населения достигает запредельных величин. Например, в Нигере неграмотно 86% взрослого населения, в Бенине — 56%, Гамбии — 63%, Сенегале — 61 %, Эфиопии -58%, Пакистане и Бангладеш — 51%.

Расчет индекса развития человеческого потенциала

На международном уровне в рамках ООН во второй половине 1980-х гг. формируется понятие «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), в котором учитываются возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.

С 1990 г. публикуются данные о величине ИРЧП по странам, входящим в ООН. В этих расчетах она определяется как среднее арифметическое из трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой ВВП (валовой внутренний продукт).

ИРЧП, равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40 тыс. долл. США, в которой 100% взрослого населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу либо учатся в высшем или среднем специальном учебном заведении. Ближе всего к этому показателю сегодня находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944.

ИРЧП, равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долл. США, в которой 100% взрослого населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности сегодня находится Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.

Каждый показатель (индекс) рассчитывается по формулам вида:

  • I — индекс данного вида;
  • D ф — фактическое значение показателя;
  • D min — значение показателя, принятое как минимальное;
  • D max — значение показателя, принятое как максимальное.

Индекс ожидаемой продолжительности жизни рассчитывался следующим образом. Исходя из достигнутых значений ожидаемой продолжительности жизни в начале 1990-х гг. (Япония — 79 лет, Швеция — 78, Канада и Франция — 77, США и Великобритания — 76, Чили — 72, Мексика — 70 лет), при расчете ИРЧП в 1994 г. были приняты значения: максимум — 85 лет, минимум — 25 лет. В России ожидаемая продолжительность жизни в 1994 г. — 63,8 года. При этих данных индекс ожидаемой продолжительности жизни для России составил:

I п.ж = (63,8 — 25/85 — 25) = 0,646

Индекс уровня образования по существующей методике рассчитывается как средневзвешенная величина из двух индексов, характеризующих соответственно уровень грамотности (вес 2/3) и долю учащихся в возрасте до 24 лет (вес 1/3).

В 1994 г. уровень грамотности взрослого населения России составил 98,4%, а доля учащихся в возрасте до 24 лет — 49,1%
(26 млн учащихся в средних и высших учебных заведениях при 52,9 млн человек в возрасте до 24 лет). При этих данных и нормативном диапазоне (100% — 0%) индексы грамотности и доли учащихся в 1994 г. составили соответственно:

Учитывая веса этих индексов, получаем индекс уровня образования для России в 1994 г.:

I обр = 0,984* 2 / 3 + 0,491* 1 /з = 0,819.

Наиболее сложной и дискуссионной является методика расчета третьего из приведенных показателей ИРЧП — индекса, характеризующего среднедушевой ВВП. Авторы методики ООН учитывали, что в 1994 г. значения среднедушевого ВВП могут быть в диапазоне от 40 тыс. долл. до 100 долл. Учитывалась также «полезность» 1 долл. США в различных странах. Исходя из этого проводилась корректировка номинальной величины душевого ВВП в данной стране по паритету покупательной способности (ППС). В 1994 г. корректировка проводилась при величине душевого ВВП,составлявшей 5100 долл. При расчете ИРЧП максимум этой величины был принят равным 5448 долл., а минимум — 100 долл. В России душевой ВВП за 1994 г. составил 1044,5 долл. При этих данных индекс душевого ВВП составил:

На основе полученной совокупности рассчитывается индекс развития человеческого потенциала.

Для России в 1994 г. он составлял:

Эта величина соответствует 119 месту из 174 стран, дня которых в 1994 г. рассчитывался ИРЧП. В 1992 г. ИРЧП России был равен 0,849, что соответствовало 52 месту; в 2005 г. по этому показателю Россия оказалась на 67 месте (ИРЧП = 0,802). Наиболее высокие значения ИРЧП в 2005 г. — у Исландии, Норвегии, Австралии, Канады, Ирландии.

Список стран по рейтингу ИРЧП

Индекс развития человеческого потенциала дает сводную оценку человеческого процесса и охватывает три параметра: 1) долголетие, измеряемое как ожидаемая продолжительность предстоящей жизни; 2) уровень образования — как комбинация индекса грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся среди населения в начальных, средних и высших учебных заведениях; 3) уровень жизни — на базе реального ВВП на душу населения. При построении ИРЧП для каждого из перечисленных показателей были даны минимальные и максимальные значения: продолжительность жизни — 25 и 85 лет; грамотность взрослого населения — 0 и 100%; совокупная доля учащихся — 0% и 100%; ВВП на душу населения — 100 и 40 000 долл.

Доклад ПРООН 2005 г. свидетельствует, что из 174 стран, для которых рассчитывался ИРЧП, в большинстве государств увеличилась средняя продолжительность жизни, возрос удельный вес населения, получающего образование, наблюдались положительные тенденции в динамике ВВП. Из них 45 относятся к категории стран с высоким уровнем развития (ИРЧП > 0,800), 94 страны — к категории со средним уровнем (0,500-0,799) и 35 стран — с низким уровнем (< 0,500).

Список стран по рейтингу ИРЧП возглавляет Канала, затем идут Норвегия, США, Австралия, Исландия, Швеция, Бельгия, Нидерланды, Япония, Великобритания; Россия занимает 60-е место, а замыкают его Сьерра-Леоне, Нигер и Эфиопия. Причем расхождение по ИРЧП огромно: индекс Канады составляет 0,935, и это более чем в три раза превышает показатель Сьерра-Леоне — 0,262. Интересен тот факт, что первые места в этом рейтинге занимают страны, которые отнюдь не испытывают наплыв желающих поселиться там (за исключением США), напротив, Канада и Австралия, и даже США проводят активную политику по привлечению иммигрантов. Между тем Германия и Франция, не вошедшие в первую десятку, активно отбиваются от прибывающих.

1

В статье рассматривается взаимосвязь природы и сущности экономических изменений в условиях неопределенности, характерной для организационной трансформации современных экономических систем. Основное содержание сосредоточено в области исследования долгосрочных аспектов проблемы неопределенности в условиях трансформации экономических систем и сопутствующего им высокого уровня риска снижения качества человеческого потенциала.

человеческий потенциал

организационная трансформация

экономическая система

1. Бурков В.Н., Новиков Д.А., Щепкин А.В. Механизмы управления эколого-экономическими системами / Под ред. академика С.Н. Васильева. - М.: Издательство физико-математической литературы, 2008. - 330 с.

2. Природные опасности России. Оценка и управление природными рисками / Под редакцией Рагозина А.Л. - М.: КРУК, 2003. - 316 с.

3. Кох Р. Принцип 80/20. - Минск: Попурри, 2004. - 352 с.

4. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. 2-е изд. - М.: Физматлит, 2007. - 584 с.

5. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1982. - 283 с.

6. Цит. по: Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль / Пер. с англ. - М.: Дело, 2003. - 360 с.

7. Quarterly Journal of Economics, vol. XV, pp.603-20; (цит. по: Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. М., 2003. С. 50-51).

8. «The Risk Theory of Profit», Quarterly Journal of Economics, vol. 7, p.46.

Экономическая система переходит в новое состояние, а исполнительные механизмы и составляющие подсистемы остаются на предшествующем уровне организации, что является уникальной ситуацией, характеризующей современный этап общественного и экономического развития. В данном контексте первоочередным становится решение проблемы опережающего развития элементов и механизмов функционирования системы. Вместе с тем, очевидно, что разнонаправленное влияние работ по развитию организации предъявляет специфические требования к составляющим их элементам и механизмам. Сочетание стратегически направленных действий и учет реальных факторов экономической рецессии и определяет особую важность построения такой последовательности внутренних процессов, которая бы обеспечила сбалансированность развития организации как экономической системы.

Основываясь на эволюционном характере развития системы, учитывая необходимость инвестирования в человеческий капитал и построение функционально приемлемых правил взаимодействия, предлагается экономико-математическая модель развития. При этом в качестве основного предлагается вывод о возможности сбалансированного развития элементов системы. В этой связи возникает необходимость обратиться к понятию организационные изменения, под которыми обычно понимаются спонтанные или плановые изменения в подсистемах организации, перестраивающие ее и определяющие общее направление развития. Распространенность применения данного термина объясняется, по всей видимости, его объединяющим характером по отношению к другим терминам, связанным с развитием организации: реорганизация, реформирование, реструктуризация, реинжиниринг бизнес-процессов, организационное преобразование, инвестиционный проект, инновационный проект. Изменение как общий компонент указанных процессов, таким образом, является объединяющей характеристикой и может применяться ко всем стадиям развития.

В основе экономической теории как науки заложены принципы человеческого поведения. В силу этого отдельные психологические аспекты поведения людей неразрывно будут связаны особенностями экономической деятельности и, в целом, экономического поведения в обществе. Подобный подход получил развитие в связи с усложнением схем и механизмов взаимодействия предпринимательских структур и необходимостью учета вероятностного характера отдельных экономических трансакций. Развитие экономической теории в этом направлении привело со временем к появлению нескольких крупных, самостоятельных научных направлений и теорий, каждая из которых в той или иной степени участвует в решении глобальной проблемы ограничения предпринимательского риска. Естественное разделение риска на природный и техногенный является давно устоявшейся схемой. Первое направление изучается отраслевыми науками и преследует цель предсказания с какой-то вероятностью, на основании закономерностей тех или иных последствий природных явлений, которые могут благоприятно или негативно отразиться на жизнедеятельности людей или экономических систем. Второе направление более прагматично подходит к изучению техногенных сторон деятельности человека и пытается дать точную количественную (либо стоимостную) оценку результатов (последствий) экономической деятельности человека.

В арабском языке «риск» означает что-либо случайное, что дается богом и что может принести пользу (прибыль) . В последующем, понятие риска стало неразрывно связываться со случайными событиями и неопределенными последствиями . Дальнейшее общественное развитие дало толчок математическому направлению, в рамках которого происходило формирование теории вероятностей, теории игр и т.п. По сути, предпринимались попытки количественной интерпретации величины риска. По мнению ряда исследователей, впервые попытку разделить понятие «риска» и «неопределенности» предпринял Ф. Найт , который предложил считать измеримость риска в отличие от неизмеримой неопределенности, например, в отношении будущих событий. Многочисленные проявления риска в жизни и хозяйственной деятельности человека способствовали поддержанию высокого уровня интереса к проблеме. Очевидным стало обстоятельство, что проявление риска может иметь как негативные, так и вполне нейтральные или даже положительные последствия для рассматриваемой социальной или экономической системы. Во многом проблема выбора более или менее рискованного варианта экономического поведения обусловлена вероятностью сбалансированного распределения между случайными потерями и случайным вознаграждением.

Существует несколько вполне самостоятельных направлений, исследующих последствия принятия решений в условиях высокого риска. Например, вероятный размер экономического ущерба рассчитывают страховые компании. В этом смысле риск стал интерпретироваться как своеобразный товар, который исчислялся количественно, с определенной вероятностью и в конкретные сроки. Дальнейшее развитие предпринимательства как обособленного вида коммерческой деятельности предопределило глобальное распространение рисков во все сферы предпринимательства и было вызвано, прежде всего, урбанизацией, техногенными катастрофами, социально-экономической напряженностью. Темпы роста производства в общемировых масштабах стали сопоставимы с темпами роста риска. Подобное соотношение вызвало к жизни концепцию управления риском, которая в качестве основной цели определяла условия и механизм сдерживания на приемлемом уровне возникающих угроз. В этом контексте можно говорить о взаимосвязи с теорией устойчивого развития, получившей весьма серьезную поддержку не только в академической, но и в предпринимательской среде, поскольку таким образом определялась степень безопасности, а также величина прямого и косвенного ущерба.

В этой комплексной проблеме наибольший предпринимательский интерес вызывает обоснование схемы снижения уровня ожидаемого ущерба. Следует согласиться с результатами проведенных ранее исследований в этой области . В качестве вероятностного распределения, описывающего размер ущерба, обычно выбирают распределение Парето, определяющее закон, в соответствии с которым неравномерность распределения характеристик экономических и социальных явлений и процессов, распределение ущерба от них и т.д. описывается соотношением 80/20. Таким образом, для характеристики сложной системы, к которой относится любое социально-экономическое образование, возможно применение множества методов исследования. Вместе с тем, для точного описания поведения системы, особенно в условиях неопределенности, требуется конкретизация понятия механизм. Как правило, выделяют два подхода к определению данного понятия. Во-первых, под механизмом функционирования понимают «совокупность процедур и правил, регламентирующих взаимодействие участников некоторой (социальной, экономической) системы» . Т.е. речь идет об определенной системе, устройстве, определяющем порядок какого-либо вида деятельности .Следовательно, механизм управления определяется совокупностью процедур принятия управленческих решений. Во-вторых, механизмы функционирования и механизмы управления практическим образом определяют поведение участников экономической системы.

Наличие в системе определенной совокупности конкретных механизмов управления привлекательно, как с точки зрения управляющего органа - так как позволяет предсказать поведение управляемыхсубъектов, так и с точки зрения управляемых субъектов - так как делает предсказуемым поведение управляющего органа. То есть, снижение неопределенности за счет использования механизмов управления является одним из существенных свойств любой организованной системы . Целью управления риском является получение максимально возможного уровня защищенности и устойчивости экономических систем при заданных условиях. Можно считать, что именно категория «безопасность» наиболее емко характеризует указанную цель.

Еще одно направление исследования взаимосвязи риска, прибыли и изменения экономической системы определяется Ф.Б. Хоули , по мнению которого, принятие риска является главной функцией предпринимателя, а значит, и основой его специфического дохода. В теории распределения дохода Хоули предприниматель играет уникальную по своей значимости роль, в силу чего становится реальным фактором производства наряду с землей, трудом и капиталом. По поводу прибыли как награды за предпринимательство Хоули говорит: «...в цену, которую вынуждают платить конечного потребителя за любой продукт, входит не только покрытие всех издержек, понесенных предпринимателем, в том числе и сумма, достаточная для возмещения усредненной величины убытков, сопряженных со страхованием от всевозможных видов риска, который неизбежно берут на себя предприниматель и его страховщики; в эту цену включается еще и сумма, служащая стимулом, без которого ни предприниматель, ни его страховщики не согласились бы испытывать неудобства, сопряженные с подверженностью риску. Это превышение издержек потребителя над издержками предпринимателя, повсеместно именуемое прибылью и по самой своей природе составляющее остаток не установленной заранее величины, служит стимулом для принятия предпринимателем самых разнообразных видов риска, неизбежных в ходе производственного процесса. Поскольку стимул к совершению любого наперед заданного действия и вознаграждение за это действие - вещь одна и та же, и разница здесь не в самой этой вещи, а только в том, в какой момент времени мы ее рассматриваем, не установленный заранее остаток, побуждающий рисковать в начале любой промышленной операции, величина которого определяется в конце операции и который тогда же реализуется, необходимо трактовать как результат пережитого риска и вознаграждение за него» . В этой интерпретации прибыль предприятия рассматривается не как вознаграждение за работу по координации и управлению, а как плата за риск, величина которого не всегда может быть заранее определена, а скорее соответствует некоторой средней страховой оценке данных действий.

Естественно, что в таких условиях неопределенности у предпринимателя появляется желание устранить влияние риска на предпринимательскую деятельность путем страхования. Однако, в этом случае, по мнению профессора Кларка, у предпринимателя образуется «остаточный доход», связанный с принятием риска и превышающий страховую ценность риска. В этом случае противоречие возникает относительно трактовки содержания неопределенности дохода. Полагаем, что решением может стать принятие за основу подхода, который определяет доход предпринимателя, как возникающего в связи с динамическими нарушениями равновесия. В статических же условиях речь может идти только о вознаграждении за управление и координацию. Таким образом, исследование содержания и направленности экономических изменений в условиях неопределенности служит ключевым фактором, влияющим на порядок определения и структуру получаемого предпринимателем вознаграждения. В силу этого, утверждение о том, что прибыль не может быть вознаграждением за управленческую работу, представляется вполне обоснованным, поскольку использование для целей управления предприятием наемного менеджера снимает с него какой-либо риск как таковой, что лишает его статуса предпринимателя со всеми вытекающими последствиями относительно вознаграждения статического и динамического характера. Представляется, что указанное противоречие вполне осознанно воспринимается большинством предпринимателей в контексте смешения таких понятий, как «страховая ценность» принимаемого ими риска и фундаментального различия между вознаграждением за принятие известного риска и риска, ценность которого неизвестна и не может быть определена на начальной стадии. Многие авторы (например, Уиллет, Джонсон, Тюнен и др.) различают в теоретическом плане понятия «неопределенность» и «риск» в сопоставлении с теоретической вероятностью убытков.

В развитие этой мысли можно добавить, что единичные случаи неизмеримости принимаемого предпринимательского риска при достаточно частой повторяемости могут быть описаны вероятностными закономерностями и, следовательно, измерены через оценку вероятного появления на основе теории вероятностей. Далее следует простой расчет страхового риска, премии и вывод о количественной измеримости предпринимательского риска. Однако, подобная аргументация, во многом упрощает описание зависимости экономических изменений в условиях неопределенности, предпринимательского риска и прибыли. Результат предшествующего анализа не позволяет определить приоритет какой-либо теории прибыли, поэтому разумное решение проблемы прибыли видится в несколько ином направлении. С одной стороны, изменения, подчиняющиеся известным закономерностям, не могут воспрепятствовать установлению конкурентного равновесия. С другой стороны, непредсказуемые изменения могут оказаться безрезультатными, если удастся найти способ их измерения. В значительной мере прибыль действительно связана с экономическими изменениями, которые являются существенным условием неопределенности, т.е. предпринимательского риска.

По причинам исследовательского характера нам кажется наиболее правильным следовать за теми учеными, которые в поисках основного аргумента установления принципиальных различий в видах предпринимательского риска устремились в область изучения неопределенности как основной характеристики изменений любой экономической системы. Одним из аспектов экономической теории можно считать организационный компонент в части описания поступательного развития экономических систем и трансформации их содержательного контента. Наибольшие изменения претерпело развитие форм экономической организации. Если изменения происходят по известным, неоднократно подтвержденным шаблонам, их можно предвидеть на любую глубину горизонта планирования. Следовательно, для понимания проблемы важно исследовать не сам факт изменений, а степень несовершенства наших знаний о будущем экономической системы и ее ключевых параметров, т.е. о последствиях изменений. Имея в виду количественные характеристики возможных изменений можно предположить, что предприниматель будет совершать осознанный выбор между указанными альтернативами поведения. Если нами поставлена цель понять основы функционирования произвольной экономической системы, то необходимо определить значимость и вектор фактора неопределенности. В самой проблеме неопределенности в экономической теории заложена нацеленность в будущее, которая является атрибутивным свойством самого экономического процесса. При рациональном и целенаправленном поведении предпринимательское поведение в рамках экономической системы стремится свести все действия к минимуму неопределенного эффекта. Подобный результат становится возможным в условиях целенаправленного отклонения предпринимателем таких видов деятельности, которые предопределяют более высокий уровень неопределенности в сравнении с альтернативными видами деятельности. Наиболее важным последствием уменьшения неопределенности является ее трансформация в измеримый риск или полное устранение путем группировки, которая определяется специализацией .

Таким образом, проблема неопределенности и преодоления ее негативных последствий трансформируется в общую проблему управления. В этом смысле обеспечение контроля как общей функции управления гарантирует снижение вероятности появления недетерминированного контекста в поведении предпринимателя и экономической системы в целом.

Риск, порождающий прибыль - это недоступная измерению и количественной или стоимостной оценке органическая неопределенность, которая возникает из принятия полной ответственности. Главным фактором организованной деятельности может стать способность трансформировать неопределенности, присущие поступкам предпринимателей, в измеримые вероятности путем формирования адекватных ситуации оценок.

Вместе с тем, нельзя игнорировать и специфическое воздействие на экономическую организацию разнообразных динамических факторов и связанной с ними неопределенностью. Как нам удалось выяснить, предпосылкой неопределенности являются те или иные изменения, происходящие не по заранее определенному содержательному и временному графику. То есть изменения - один из источников проблемы, связанный с целенаправленным поведением предпринимателя. Единственно приемлемый способ учесть в своей деятельности подобное состояние дел определяется путем классификации свойств всех экономических и социальных объектов на изменчивые и неизменяемые. Стремление полностью устранить влияние непредсказуемых последствий на получаемую предпринимателем прибыль, снизить риск ее неполучения - основная цель данного исследования. Другими словами, изменения, происходящие по заранее известным законам, не порождают неопределенность. Вместе с тем, наша убежденность в возможности проведения декомпозиции любого процесса до уровня элементарных, подчиняющихся известным законам поведения, сталкивается с проблемой многообразных комбинаций, что и определяет логику целенаправленного поведения предпринимателя как недетерминированную. Дальнейшее размышление приводит к необходимости группировки по признаку вероятностной аргументации. Значимость изменений определяет проблему управления действиями и в этом аспекте становится ощутимой разница между предсказуемыми и непредсказуемыми изменениями. Вместе с тем, в случае поступательных изменений неопределенность возникает не во всех случаях. В конечном счете, только случайные колебания в ходе прогресса могут стать причиной возникновения источников неопределенности. Таким образом, для организационной деятельности экономической системы основной целью становится преодоление неопределенности. А решения, принимаемые в рамках организованной экономической жизни - это решения о ценах. В этом смысле неопределенности рыночного характера труднее поддаются классификации, чем те, которые связаны с технологическими процессами. Главная неопределенность, с которой сталкивается предприниматель, связана с продажной ценой его продукта .

В глобальном смысле можно говорить о неопределенности как основной жизненной реалии, исключить влияние которой на процесс экономический изменений в плане эффективности пока не представляется возможным. Существует лишь несколько методов снижения степени ее влияния и уменьшения сопутствующих издержек. В этом случае не решенными до конца остаются вопросы распределения неопределенности и выбора альтернативных вариантов соответственно принципу уменьшающейся относительной значимости. По своей сути свободное предпринимательство предполагает концентрацию двоякой ответственности - за принятие решений и за их последствия. И вообще, вся человеческая деятельность определенным образом ориентирована на будущее, и ее элементом является принятие решений в непредвиденных ситуациях, что описывает изменения в рамках концепции организационного развития (organizationdevelopment). Ее общее содержание состоит в целенаправленном фундаментальном изменении организационной культуры с целью адаптации организации к меняющимся условиям внешней среды на основе применения принципов человеческого развития.

Рецензенты:

  • Метелев С.Е., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Финансы и кредит», директор Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета, г. Омск.
  • Смелик Р.Г., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит» ГОУ ВПО «Омский государственный университет», г. Омск.

Работа получена 02.09.2011.

Библиографическая ссылка

Елкин С.Е. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4810 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!