Все для предпринимателя. Информационный портал

Пример учетной политики организации. Готовая учетная политика - образец для организации

Совокупность принципов, которые применяются при формировании финансовой отчетности, называется учетной политикой организации. Цель ее формирования - установить оптимальный вариант учета ПБУ в организации. Свод внутренних правил формируется сразу после образования организации и корректируется по мере необходимости.

Что нужно знать

Сегодня на любом предприятии должен быть четко сформирован формат ведения документооборота, налоговой и бухгалтерской отчетности. Учетная политика организации, пример которой будет представлен далее, оформляется отдельным распорядительным документом, в котором содержатся выдержки из законодательных актов, применяемых организацией.

Принципы

Хороший пример учетной политики должен формироваться по принципам:

  • Непрерывной деятельности - потребность в реорганизации или остановки деятельности в ближайшее время отсутствует.
  • Последовательности - одна и та же учетная политика используется ежегодно.
  • Временная определенность - каждое действие в процессе работы должно относиться к определенному временному периоду.

Эти принципы следует учитывать при составлении примера учетной политики предприятия.

Сколько документов нужно организации

На каждом предприятии одновременно ведется бухгалтерский и налоговый учет. Их наличие является обязательным в рамках действующего законодательства. По правилам НУ и БУ в той или иной сфере можно выбрать один из предложенных способов учета или разработать и утвердить свою собственную схему. Все эти алгоритмы должны быть прописаны в учетной политике. Для НУ и БУ составляется два нормативных документа. При этом в правилах ведения налогового учета должен быть прописан алгоритм расчета налога на прибыль, НДС и «упрощенки».

Кроме НУ и БУ, организация может также вести управленческий учет (УУ). В нем отражается информация для внутреннего пользования. Принципы ее формирования и алгоритм использования следует также прописать в учетной политике. Законодательная база регламентирует принципы ведения НУ и БУ. В отношении УУ организация может самостоятельно формировать правила работы, исходя из специфики деятельности и целей.

Определения

Учетная политика ООО, пример которой будет представлен далее, разрабатывается по нормативам НК РФ и федерального законодательства. Потому следует заранее ознакомиться с используемой в них терминологией.

Под учетной политикой понимается совокупность форматов ведения отчетности. Принципы работы распространяются на все этапы: от наблюдения до обобщения факторов деятельности. Это обозначение группы документов, согласно которым функционирует коммерческое предприятие.

Бухгалтерская и налоговая отчетность - процесс ведения хозяйственной деятельности и формирования базы для расчета налогов, оформленный в документарном виде. Эти два документа могут формироваться совместно и раздельно.

Имущественная обособленность - это отделение собственности от организации. Пример учетной политики организации, ООО, в которой не отражен данный пункт, является не лучшим образцом. Если в документе не указано, как происходит отчуждение, то имущество организации может быть изъято за долги собственников.

Необходимые данные

Чтобы составить свод правил, по которым будет действовать организация, необходимо знать нюансы работы фирмы:

  • Какие счета в БУ использует организация?
  • Какие первичные документы для ведения учета использует?
  • Как осуществляет учет МБП и запасов?
  • Какой способ амортизации выбран?

В независимости от сферы деятельности, правила работы должны быть сформированы в соответствии с требованиями НК РФ.

Нормативы

Пример может быть сделан в произвольной форме. Главное, чтобы документ был составлен в соответствии с:

  • Приказом Минфина №100;
  • ПБУ «Учетная политика»;
  • №81, №402.

Действующее законодательство часто изменяется. Из-за этого возникает масса ошибок. Лица, занимающиеся могут быть просто не в курсе последних изменений.

Для предприятий, которые ведут свою деятельность за пределами РФ, существует свой пример учетной политики - МСФО. Этот документ составлен по стандартам IFRS, разработанным в 2001 году IASC.

Порядок формирования

При отсутствии опыта составления документов такого рода следует детально изучить пример учетной политики на 2017 год. Алгоритм составления стандартный для предприятий всех форм собственности. Начинается процесс с определения элементов, структуры и ответственных лиц.

Структура документа зависит от направления деятельности предприятия. Но существует также ряд обязательных элементов:

  • Способ признания доходов и расходов для расчета налога на прибыль.
  • Способ определения цен на все числящиеся запасы.

По действующим нормам НК существует два основных способа признания доходов:

  • Методы вычитания: доходы и расходы принимаются к учету в момент возникновения (независимо от наличия оплаты).
  • Кассовый метод: доходы и затраты признаются таковыми в момент движения средств.

На практике второй метод заменяют на УСН.

Стоимость запасов определяется либо по средней цене, либо по стоимости единицы запасов из последней партии.

Главной особенностью документа является персональная ответственность лица, которое его подписывает. Это может быть главный бухгалтер, директор или ИП. За невыполнение предписаний на ответственное лицо накладывается административный штраф.

Обязательные элементы

Свод правил работы организации должен содержать такую информацию:

  • Форма собственности, правовой статус организации; занимаемая отрасль; вид деятельности; наличие филиалов; масштабы организации.
  • Текущие и долгосрочные цели деятельности.
  • Особенности деятельности во всех направлениях: производственном (структура предприятия, потребляемые ресурсы); коммерческом (как осуществляется сбыт, какие используются формы расчетов); отраслевом (учетная политика медицинской организации отличается от аналогичного документа производственной фирмы), финансовом (взаимоотношения с банками, используемые налоговой системой), управленческом (уровень технического обеспечения).
  • Кадровую информацию. Специалисты какой квалификации требуются организации? Какие перед ними ставятся задачи?
  • Описание хозяйственной ситуации. Пример учетной политики бухгалтерского учета должен содержать информацию об инфраструктуре рынка, состоянии налогового законодательства, инвестиционном климате.

Что описывать?

Документ должен позволять организации в полном объеме отражать все хозяйственные операции. Если предприятие не использует НМА в процессе деятельности, то не следует описывать порядок их учета.

Согласно последним изменениям ПБУ №1/2008, если какой-то вопрос не раскрыт в федеральных стандартах, то к организации применяются правила МСФО.

Рассмотрим пример. Российская компания продает в Татарстан партию станков. Продажная цена включает стоимость дальнейшего техобслуживания. По стандарту IAS №18, если компания может рассчитать стоимость обслуживания, то она имеет право выручку от данной услуги признавать равномерно в течение всего периода обслуживания. В федеральных стандартах прописано, что выручка в таких случаях признается единовременно. Это позволяет рассчитать корректный финансовый результат.

Документ должен отражать рациональный способ учета доходов и расходов. Пример учетной политики строительной организации должен включать порядок признания выручки и расходов по требованиям ПБУ №2/2008, а торговой фирме нужно будет обязательно отразить учет скидок и надбавок. При этом в обоих организациях могут быть одинаковыми принципы начисления амортизации или списания МБП.

НМА, ОА, обязательства

Пример учетной политики в отношении ОС должен отражать:

  • схему определения срока использования ОС, его наименование;
  • порядок определения рыночной, ликвидационной и первоначальной стоимости ОС;
  • порядок начисления амортизации;
  • схему присвоения ИН оборудованию;
  • особенности учета библиотечного фонда, ПО;
  • перечень ценного имущества и порядок его учета;
  • принципы учета НМА, МЗП;
  • порядок деления расходов на прямые и косвенные.

В УП по операциям с оборотными активами следует включить:

  • порядок учета средств;
  • «кассовые» операции;
  • схему выдачи средств под отчет и т.д.

Раздел УП об обязательствах должен включать порядок учета налогов, соцобеспечения, привлечения средств, перевода активов между видами деятельности.

Прочие нюансы

Если организация планирует с нового года создавать резервы под долги, на оплату отпусков или для проведения ремонта, то алгоритм проведения данных операций также следует отразить в УП. Например, в отношении резервов по оплатам отпусков следует указать:

  • дату формирования;
  • формулу расчета отчислений;
  • предельный размер;
  • алгоритм инвентаризации;
  • схему списания.

Ответственность

Отсутствие у организации учетной политики или описания в ней ключевых положений рассматривается налоговыми органом как грубое нарушение, за которое предусмотрен штраф в размере 10 тыс. руб. (ст. 120 НК). Должностному лицу также придется заплатить 5-10 тыс. руб. в бюджет, а при выявлении повторного нарушения - 10-20 тыс. руб.

Корректировка

Учетная политика фиксируется в виде распорядительного документа. Если изменения охватывают большую часть текста и изменяют его структуру, то проще переиздать распоряжение, чем делать новые приказы. Пример учетной политики с изменениями прикладывается к В частности, в 2017 году изменились способы оценки МБП, НМА (Приказ Минфина №64н), введен новый порядок учета ОС и способов начисления амортизации. Теперь малые предприятия могут начислять ее один раз в год, а расходы на проведение научных исследований списывать ежедневно.

Учетная политика организации, пример которой был представлен ранее, должна применяться постоянно и ежегодно. Изменения следует вносить только в исключительных случаях, таких как:

  • внесение изменений в уставные документы;
  • изменение требований госорганов, осуществляющих регулирование БУ;
  • корректировка обеспечит более достоверное отражение информации.

Например, фирма, занимающаяся арендой автомобилей, захотела воспользоваться амортизационной премией. В этом случае главному бухгалтеру в декабре 2016 года следовало подготовить новый пример учетной политики ОСНО. В документе следует прописать, что к приобретенным ТС применяется премия в пределах 10-30% от стоимости. Также следует сделать ссылку на письмо УФНС №16-15, в котором допускается применение данной схемы работы.

Учетная политика бюджетного учреждения: пример

Структура УП должна включать:

  • используемый план счетов;
  • алгоритмы оценки имущества, обязательств;
  • процедуры по обеспечению сохранности имущества;
  • схема отражения событий после сдачи отчета;
  • формы первичных регистров, порядок документооборота.

УП бюджетной организации содержит массу приложений:

  • инструкции, определяющие проведение инвентаризации, порядок принятия обязательств и т.д.;
  • состав комиссий, проводящей ревизию;
  • перечень должностных лиц с полной материальной ответственностью;
  • положения о служебных командировках;
  • другие документы (методики, схемы).

УП должно регулировать особенности работы по тем аспектам, которые не регулируются законодательно. Принятые положения следует использовать ежегодно.

Особенности учета операций для целей НУ следует отразить отдельной главой и по таким направлениям:

  • настройка плана счетов под нужды НУ;
  • алгоритм применения данных из БУ в НУ;
  • используемую систему налогообложения;
  • варианты представления отчетности;
  • ответственные за ведение НУ;
  • формы используемой первички;
  • порядок заполнения регистров;
  • аспекты учета НДС, налога на прибыль, на имущество.

Внедрение

Чтобы организация начала использовать разработанный свод правил, необходимо провести комплекс работ:

  • утвердить приказом положения УП и указать дату, с которой их выполнение будет считаться обязательным;
  • с лицами, функции которых связаны с выполнением учетного процесса, следует детально изучить УП;
  • на рабочих местах разместить выписки из УП;
  • настроить ПО под установленные требования;
  • определить лиц, ответственных за выполнение положений УП.

Процесс разработки и использования УП - это целый комплекс мероприятий, каждый этап которого требует жесткой дисциплины и знания законодательства.

Проверьте, актуальна ли ваша учетная политика на 2017 год: с 1 января многое изменилось. Скачать образец для ОСНО бесплатно можно в этом материале — в ней нет устаревших формулировок.

Семь самых опасных формулировок в шаблонных и устаревших вы найдете в статье. Напротив каждой — безопасная альтернатива.

Одно из заданий конкурса «ТОП-1000 лучших бухгалтеров России» требовало рассказать о том, как компании составляют свои учетные политики или про формулировки, которыми бухгалтеры гордятся. Мы получили 296 текстов политик и изучили каждую. К сожалению, нашлось немало документов с устаревшими и шаблонными формулировками, из-за которых возможен спор с налоговой. Подробности - ниже.

Бухгалтерская учетная политика на 2017 год для ОСНО: что исправить

Обратите особое внимание на то, что в учетной политике по бухучету говорится об основных средствах, упрощенном учете и исправлении ошибок.

О сроке использования основных средств

До 2017 года большинство компаний определяли срок использования основных средств в бухучете по налоговой классификации. Поступать так позволяли нормативные акты (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Но с 2017 года эту норму отменили (постановление Правительства РФ от 7 июля 2016 г. № 640). Связана поправка с тем, что в бухучете компания должна руководствоваться ПБУ 6/01. Согласно ПБУ срок полезного использования основного средства — это период, в течение которого объект будет приносить экономическую выгоду.

В связи с поправкой измените формулировку в учетной политике. Напишите, что вы определяете срок использования так, как сказано в ПБУ. Тогда у аудиторов не будет замечаний к учетной политике.

Чтобы сблизить налоговый и бухгалтерский учет, компания может по-прежнему ориентироваться на налоговую классификацию. Но если планируете использовать объект существенно меньше или больше срока по классификации, то правильнее установить в бухучете плановый срок.

Совет
Как установить срок использования основного средства

Компания по-прежнему может ориентироваться на налоговую классификацию, когда определяет срок полезного использования основного средства в бухучете. Ведь основные средства в классификации распределены по группам экономически обоснованно, а не произвольно. Но советую не писать это в учетной политике. У компании должен быть свой порядок определения сроков в бухучете. В одних организациях срок определяет комиссия по основным средствам, в других — один бухгалтер. Это и опишите в учетной политике. Кроме того, классификация не учитывает конкретные условия использования основных средств — агрессивную среду, установку компании на быстрое обновление основных средств и др. Если вы прогнозируете, что по факту будете применять объект существенно меньше или больше, чем в классификации, установите реальный срок использования.

АЛЬМИН РАБИНОВИЧ, главный методолог группы компаний Energy Consulting

Устаревшая формулировка

Новая формулировка

Срок полезного использования объектов основных средств определяется на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
(Основание: п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1)

Срок полезного использования объектов основных средств определяется исходя из:
— ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.
На основании указанных критериев срок полезного использования устанавливается приказом генерального директора организации.
(Основание: п. 20 ПБУ 6/01)

Об упрощенном учете

Устаревшая формулировка

Новая формулировка

Предельная величина процентов, признаваемых расходом для целей налогообложения прибыли, принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

(Основание: п. 1, п. 1.1 ст. 269 НК РФ)

Проценты по займам, кредитам и другим долговым обязательствам учитываются в расходах исходя из фактической ставки, за исключением контролируемых сделок. Проценты по долговым обязательствам, возникшим в результате контролируемых сделок, учитываются по правилам, установленным в абз. 3 п. 1 ст. 269 Налогового кодекса РФ.

(Основание: п. 1 ст. 269 НК РФ)

О программах

В шаблонных налоговых политиках обычно не сказано, как списывать программы, или приводится обобщенная формулировка. Но в Налоговом кодексе нет четких правил по . Поэтому безопаснее установить их в учетной политике.

Учитывать расходы на программу сразу рискованно. Чиновники считают, что списывать стоимость программ нужно равномерно в течение срока действия лицензионного договора (письмо Минфина России от 18 марта 2014 г. № 03-03-06/1/11743).

Если в договоре нет срока, компания может самостоятельно установить срок учета расходов. Самый безопасный вариант — списывать расходы в течение пяти лет. Этот срок действует по умолчанию для лицензионных договоров и на него обычно ориентируются налоговики (п. 4 ст. 1235 ГК РФ). Налоговиков могут поддержать и судьи (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 июля 2016 г. № Ф06-11039/2016).

Если компания готова спорить с налоговиками, закрепите в учетной политике, что стоимость программы вы списываете сразу. В этом случае на проверке ссылайтесь на те решения судов, которые в пользу компаний (постановление Арбитражного суда Московского округа от 13 апреля 2015 г. № Ф05-3419/2015).

Шаблонная формулировка

Конкретная формулировка

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств

и (или) иной формы их оплаты.

(Основание — п. 1 ст. 272 НК РФ)

Расходы на приобретение неисключительных прав на программы для ЭВМ учитываются в целях налогообложения равномерно в течение срока, установленного в лицензионном договоре.

Если в лицензионном договоре срок использования программы для ЭВМ не установлен, указанные расходы распределяются равномерно в течение планируемого срока использования программы в деятельности организации, установленного в приказе генерального директора организации

О прямых расходах

В шаблонных учетных политиках обычно нет детального списка прямых расходов. Значит, если налоговики заинтересуются этими расходами, компании придется давать пояснения. В итоге может получиться так, что компания считала конкретные расходы косвенными, а налоговики отнесли их к прямым.

Чтобы не было путаницы, лучше привести в налоговой учетной политике подробный перечень тех прямых расходов, которые есть в компании. Например, если торговая компания иногда доставляет товары непосредственно с завода изготовителя до склада покупателя, транспортные расходы безопаснее учитывать как прямые. Либо компания может считать эти расходы косвенными. Но тогда есть риск спора с налоговиками (постановления ФАС Московского округа от 24 июля 2013 г. по делу № А40-110865/12-20-572, ФАС Поволжского округа от 2 октября 2013 г. по делу № А57-21129/2012).

Шаблонная формулировка

Конкретная формулировка

К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде,

и суммы расходов на доставку товаров до склада

организации, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все иные расходы относятся к косвенным.

(Основание: ст. 320 НК РФ)

К прямым расходам относятся:

— стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем отчетном (налоговом) периоде;

— расходы на доставку покупных товаров до склада организации, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров;

— расходы на доставку товаров покупателям, если товары доставляются им напрямую со склада поставщика организации.

Остальные расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров, являются косвенными. В частности, к косвенным расходам относятся:

— расходы по доставке товаров покупателям со склада организации;

— расходы на перевозку товаров между складами организации;

— расходы на сортировку и комплектацию товаров. (Основание: ст. 320 НК РФ)

О резерве по сомнительным долгам

Уточните, что в шаблоне налоговой учетной политики сказано о резерве по сомнительным долгам. В 2017 году компания по-прежнему сама решает, создавать в налоговом учете резерв или нет. Но изменился лимит резерва за отчетный период . Теперь лимит равен 10 процентам от выручки за этот период или 10 процентам от выручки за прошлый год — в зависимости от того, какой из этих показателей больше (п. 4 ст. 266 НК РФ). Актуализируйте условие о лимите, чтобы налоговики не думали, что компания решила ограничить резерв старым нормативом.

Устаревшая формулировка

Новая формулировка

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.

Организация формирует резерв по сомнительным долгам.

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.

При исчислении резерва по сомнительным долгам по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день каждого отчетного (налогового) периода.

Сумма резерва, не полностью использованная в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по списанию безнадежных долгов, переносится на следующий отчетный (налоговый) период. Учет начисления и использования резерва ведется в регистре налогового учета (приложение № 5).

(Основание: п. 4, 5 ст. 266 НК РФ)

Учетная политика на 2017 год для целей налогового учета (образец)

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»

ПРИКАЗ № 58
об утверждении учетной политики для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения

Налог на прибыль организаций

Порядок ведения налогового учета

1. Ведение налогового учета возлагается на бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером.

2. Налоговый учет вести обособленно от бухгалтерского в самостоятельно разработанных регистрах налогового учета. Перечень регистров налогового учета приведен в приложении 1.

Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.

3. Учет доходов и расходов вести методом начисления. Основание: статьи 271, 272 Налогового кодекса РФ.

Учет амортизируемого имущества

4. Срок полезного использования основных средств определяется по минимальному значению интервала сроков, установленных для амортизационной группы, в которую включено основное средство в соответствии с классификацией, утверждаемой Правительством РФ. Если основное средство не указано в классификации, срок полезного использования определять по технической документации или рекомендациям производителей.

Основание: постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, пункты 1 и 6 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

5. Срок полезного использования основных средств, бывших в эксплуатации, определяется равным сроку, установленному предыдущим собственником, уменьшенному на количество лет (месяцев) эксплуатации данных основных средств предыдущим собственником.

Основание: пункт 7 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

6. Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется исходя из срока действия патента, свидетельства, а также исходя из срока полезного использования, обусловленного соответствующим договором. По нематериальным активам, по которым определить срок полезного использования невозможно, применяется срок, равный 10 годам.

Основание: пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

7. Амортизацию по всем объектам амортизируемого имущества (основным средствам и нематериальным активам) начислять линейным методом.

Основание: пункты 1 и 3 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

8. Амортизационная премия не применяется. Амортизация начисляется в общем порядке.

Основание: пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

9. К основной норме амортизации основных средств могут применяться повышающие коэффициенты:

  • в размере 2 - к основным средствам, используемым для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности;
  • в размере 2 - к основным средствам, произведенным в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта;
  • в размере 3 - к основным средствам, являющимся предметом договора лизинга (за исключением основных средств, относящихся к первой-третьей амортизационным группам).

Конкретный перечень объектов основных средств, по которым применяется специальный коэффициент, определяется отдельным приказом.

Основание: подпункты 1, 6 пункта 1 и подпункт 1 пункта 2 статьи 259.3, пункт 3 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ.

10. Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 260 Налогового кодекса РФ.

Учет сырья и материалов

11. Оценку при списании сырья и материалов, используемых в производстве, производить по методу средней стоимости.

Основание: пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

12. Стоимость имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Основание: подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

Учет затрат

13. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается.

14. Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается.

Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.

15. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально. Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по состоянию на последний день отчетного квартала. Максимальный размер резерва по сомнительным долгам составляет 10% от выручки без учета НДС.

Основание: статья 266 Налогового кодекса РФ.

16. Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию создается в размере, определяемом как произведение выручки от реализации за отчетный период и доли фактических расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации товаров за предыдущие три года.

Основание: пункт 3 статьи 267 Налогового кодекса РФ.

17. Резерв предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки не создается. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки учитываются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.

Основание: статья 267.2 Налогового кодекса РФ.

18. Все виды затрат на НИОКР включаются в состав прочих расходов без применения повышающего коэффициента.

Основание: статья 262 Налогового кодекса РФ.

19. К прямым расходам на производство продукции относятся:

  • все материальные расходы на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве продукции, кроме общехозяйственных и общепроизводственных материальных затрат;
  • расходы на оплату труда персонала цехов и подразделений основного производства;
  • суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату персонала, участвующего в процессе производства продукции;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым в производстве продукции.

Основание: пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ.

20. В случае, если прямые расходы, поименованные в пункте 20 настоящей Учетной политики, к изготовлению конкретного вида продукции отнести невозможно, то они подлежат распределению пропорционально прямым затратам, непосредственно относящимся к производству каждого вида продукции.
Основание: абзац 5 пункта 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.

21. Прямые расходы распределяются между незавершенным производством и готовой продукцией пропорционально доле основного сырья, приходящегося на незавершенное производство, в общем количестве сырья, отпущенного в производство в течение месяца с учетом остатков на начало месяца (в натуральном выражении).

Основание: пункт 1 статьи 319 Налогового кодекса РФ.

22. Доходы и расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся. В случае если дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период распределения доходов и расходов устанавливается приказом руководителя организации.

Основание: пункт 1 статьи 272, пункт 2 статьи 271, статья 316 Налогового кодекса РФ.

Порядок расчета авансовых платежей

23. Уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя из одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.

Основание: пункт 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.

24. Для определения сумм авансовых платежей и налога, подлежащих уплате по местонахождению обособленных подразделений, использовать показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности работников.

Основание: пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость

25. Обособленные подразделения нумеруют счета-фактуры в пределах диапазона номеров, выделяемых головной организацией.

Основание: подпункт «а» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

26. Учет освобожденных от НДС операций ведется на субсчетах бухгалтерского учета обособленно. Прямые затраты на осуществление данного вида деятельности учитываются на субсчете «Затраты на реализацию освобожденных от обложения НДС операций» к счету 20 «Основное производство». Косвенные затраты учитываются на субсчете «Затраты к распределению» к счету 25 «Общепроизводственные расходы» и на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Совокупные расходы на реализацию освобожденных от обложения НДС операций в целях расчета 5процентного барьера расходов на необлагаемую деятельность определяются как сумма прямых и соответствующей доли косвенных затрат.

Основание: подпункт 25 пункта 2 статьи 149, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

27. Доля косвенных затрат, относящаяся к необлагаемым операциям, определяется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей сумме выручки от всех видов деятельности. Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 22 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4475.

28. В целях ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, к счету 19 открываются субсчета:

  • 19-1 «Операции, облагаемые НДС», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС. Суммы налога, учтенные на субсчете 19-1, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ, без ограничений.
  • 19-2 «Операции, освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, не облагаемой НДС.
  • 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», на котором учитываются суммы налога по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности, облагаемой НДС и одновременно в освобожденной от налогообложения. Суммы налога, отраженные на субсчете 19-3, в течение квартала принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ.

Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170, пункт 4 статьи 149, статья 172 Налогового кодекса РФ.

29. Корректировка суммы вычетов, примененных с субсчета 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения», осуществляется пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей выручке организации за квартал. Указанная корректировка производится по каждому счету-фактуре по состоянию на последний день налогового периода (квартала). Суммы налога, подлежащие по итогам квартала восстановлению на субсчете 19-3, в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, не включаются и учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса РФ.

Основание: подпункт 2 пункта 3, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

30. Суммы налога по товарам (работам, услугам), частично используемым в осуществлении экспортных операций, облагаемых по ставке 0%, учитываются на субсчете 19-1 «Операции, облагаемые НДС» или 19-3 «Операции, облагаемые НДС и освобожденные от налогообложения» в зависимости от использования активов в освобожденной от НДС деятельности.

Суммы НДС, отраженные на субсчетах 19-1 и 19-3 и относящиеся к экспортным операциям, списываются ежемесячно в разрезе счетов-фактур на субсчет 19-4 «НДС по затратам на экспорт» пропорционально доле экспортной выручки в общей выручке от реализации по всем облагаемым видам деятельности. Суммы, учтенные на субсчете 19-4 «НДС по затратам на экспорт», относящиеся к операциям, по которым подтверждено право на применение нулевой ставки, списываются по итогам квартала в дебет счета 68 и регистрируются в книге покупок.

Основание: пункт 1 статьи 153 и пункт 10 статьи 165 Налогового кодекса РФ.

Главный бухгалтер А.С. Глебова

Учетная политика на 2017 год: скачать образец для ОСНО бесплатно

Чтобы любой из 50 образцов учетной политики на 2017 год скачать бесплатно для ОСНО и других налоговых режимов, подписчикам электронной версии журнала «Главбух» и всем, кто оформит демо-доступ, достаточно пройти по ссылке (ниже).

ПРИКАЗ № 16
Об учетной политике ООО "Полёт"
на 2017 год

Дата: 29.12.2016 г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить на 2017 год учетную политику ООО "Полёт"для целей бухгалтерского учета и налогообложения согласно приложению к настоящему приказу.

2. Положения учетной политики обязательны для исполнения всеми работниками ООО "Полёт", ответственными за ведение бухгалтерского и налогового учета, подготовку первичных документов.

3. Ответственность за организацию исполнения настоящего приказа возложить лично на руководителя.

Директор Н. И. Петров

Приложение к Приказу № 16
от 29.12.2016 г.

Учетная политика ООО "Полёт" на 2017 год

1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета


Положение учетной политики Выбранный вариант Основание
Организация ведения бухгалтерского учета Бухгалтерский учет организации ведет лично руководитель.
п.2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Стоимостной лимит основных средств Не относятся к основным средствам и отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов активы стоимостью не более 20000 руб.
п. 18 Приказа Минфина РФ от 30.03.2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01"
Способ начисления амортизационных отчислений по основным средствам · линейный способ (первоначальная стоимость умножить на норму амортизации).
п. 18, 19 Приказа Минфина РФ от 30.03.2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01"

П. 48 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н.)

Переоценка первоначальной стоимости основных средств · не производится.
п. 14, 15 Приказа Минфина РФ от 30.03.2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01"

П. 49 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н.)

Способ начисления амортизационных отчислений по нематериальным активам · линейный способ.
п. 56 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н.)

П. 29 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (утв. Приказом Минфина № 153н от 27.12.2007)

Переоценка нематериальных активов · не производится.
п.17 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (утв. Приказом Минфина № 153н от 27.12.2007)
Оценка материально-производственных запасов организациями, осуществляющими торговую деятельность Затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу учитывать в себестоимости товаров.
п. 6, 13 Приказа Минфина РФ от 09.062001 г. N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01"

П. 2.2. "Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки производства и обращения, и финансовых результатах на предприятиях торговли и общественного питания" (утв. Роскомторгом и Минфином 20.04.1995 года N 1-550/32-2)

Оценка списания материально-производственных запасов (включая товары, кроме учитываемых по продажным ценам) · по себестоимости каждой единицы.
п. 58, 60 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н.)

П. 16 Приказа Минфина РФ от 09.062001 г. N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01

Синтетический учет заготовления материалов · по фактической себестоимости заготовления.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н)
Синтетический учет полуфабрикатов собственного производства · без использования счета 21 и отражением полуфабрикатов собственного производства в составе незавершенного производства на счете 20.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (пояснения к счету 21)
Списание затрат по ремонту основных средств · сразу на издержки производства и обращения.
п.72 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" (утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н)

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н)

База распределения общепроизводственных расходов Общепроизводственные расходы распределяются между объектами калькулирования себестоимости пропорционально прямым статьям затрат.
Отраслевые методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
Списание общехозяйственных расходов · общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных ежемесячно списываются Д-т сч. 90 "Продажи".
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) (пояснения к счету 26)
Оценка готовой продукции, отгруженной продукции Учет готовой продукции ведется по фактической производственной себестоимости (счет 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" не используется).
п. 59, 61 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ", утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. N 34н
Признание выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления · по завершению выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.
п. 13 и п. 17 Положения по бухгалтерского учета "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н)
Учет долгосрочной задолженности по полученным кредитам и займам Задолженность на срок более 12 месяцев учитывается в составе долгосрочной задолженности до истечения установленного договором срока возврата заемных средств
п. 6, 33 Приказа Минфина РФ от 02.08.2001 г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01"
Учет дополнительных затрат, связанных с получение займов и кредитов · включаются в затраты того периода, в котором они произведены.
п. 20 Приказа Минфина РФ от 02.08.2001 г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01"
Способ определения стоимости финансового актива при его выбытии · по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложени.
п. 26 Приказа Минфина РФ от 10.12.2002 г. N 126н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений ПБУ 19/02"
Отражение в бухгалтерской отчетности прочих доходов и расходов Прочие доходы отражаются в отчете прибылях и убытках развернуто.
п. 18.2 Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99"
Применение ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" малыми предприятиями ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" не применять.
п. 2 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. N 114н)

2. Учетная политика для целей налогового учета


Положение учетной политики Выбранный вариант Основание
Организация налогового учета Налоговый учет в организации ведется на основе регистров бухгалтерского учета с добавлением в них реквизитов, необходимых для налогового учета в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.
ст. 313, 314 Налогового кодекса РФ
Определение даты получения дохода (осуществления расхода) Налоговый учет в организации ведется по методу начисления.
ст. 271, 273 Налогового кодекса РФ
Методы списания сырья и материалов при определении размера материальных расходов · по стоимости единицы запасов.
ст. 254 Налогового кодекса РФ
Методы оценки стоимости покупных товаров, уменьшающей доходы от их реализации · по стоимости единицы товара.
п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ
Методы начисления амортизации · линейный.
п. 1 ст. 259 Налогового кодекса РФ
Метод учета расходов на капитальные вложения в основные средства Капитальные вложения увеличивают первоначальную стоимость основного средства.
п. 1.1. ст. 259 Налогового кодекса РФ
Отнесение процентов по долговым обязательствам к расходам В расходы организации для целей налогообложения включаются проценты по долговым обязательствам, предельная величина которых не более ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
п. 1 ст. 269 Налогового кодекса РФ
Перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) · материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ.
п. 1 ст. 318 Налогового кодекса РФ
Учет прямых расходов налогоплательщиками, оказывающими услуги Прямые расходы, связанные с оказанием услуг в полном объеме относятся на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.
п. 2 ст. 318 Налогового кодекса РФ
Порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) · по прямым статьям расходов.
п. 1 ст. 319 Налогового кодекса РФ
Порядок формирования стоимости приобретения товаров В стоимость приобретения товаров включается покупная стоимость товаров, а также расходы на доставку этих товаров до складов организации.
ст. 320 Налогового кодекса РФ
Метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг · по стоимости единицы.
п. 9 ст. 280 Налогового кодекса РФ
Директор Н. И. Петров

На любом предприятии независимо от его масштаба и вида деятельности должна быть учетная политика!

Этот документ носит локальный характер, но он определяет порядок всего учетного процесса и документооборота, а также порядок формирования показателей для целей налогообложения. Поэтому подходить к формированию учетной политики следует очень тщательно.

Что представляет собой этот документ?

Учетная политика в общем виде представляет собой свод правил, по которым предприятие будет строить свой учет и рассчитывать налоги.

Формируется документ предприятием самостоятельно, но в рамках действующего законодательства:

  • если в нормативных актах дается сразу несколько вариантов учета, предприятие выбирает один из них, какой наиболее подходит для его целей;
  • если же законодательством не предусмотрен способ ведения бухучета в отношении конкретной его области, то предприятие вправе разработать такой способ самостоятельно, но в пределах компетенции, которая дана хозяйствующему субъекту действующими законами.

Однако учетная политика является не только сводом учетных правил :

  • она утверждает необходимые предприятию документы, разрабатывать которые разрешил закон;
  • устанавливает систему документооборота, которой должны подчиняться все на предприятии;
  • определяет базовые критерии организации учета. Например, учет ведется с применением журнально-ордерной формы или автоматизировано, руководителем или эта обязанность передана бухгалтеру – штатному или внештатному, и т.д.

Утверждается учетная политика приказом, и при необходимости (смена вида деятельности, изменения в нормативных актах, и т.д.) в нее вносятся корректировки. Цель этой политики – создать единую систему учета, которая применяется на предприятии последовательно из года в год. А это означает – достоверность формируемых финансовых и имущественных показателей.

Правила формирования

Политику по учету разрабатывает главный бухгалтер предприятия, а при отсутствии этой должности в :

  • штатный бухгалтер, выполняющий функции главного бухгалтера;
  • руководитель компании (если у него достаточно квалификации);
  • приглашенный специалист.

Учетная политика необходима всем предприятиям, которых обязали вести бухучет в соответствии с законом «О бухучете» №402-ФЗ.

Исключение составляют:

  • предприниматели и частнопрактикующие лица, но только при условии, что указанные субъекты ведут учет показателей, необходимых для исчисления налогов с учетом требований законодательства о налогах. Однако очень часто появляется и у них необходимость издавать локальные нормативные акты, где закрепляется порядок учета того или иного объекта или операции;
  • действующие в России обособленные подразделения организации, созданной по законам иностранного государства. Но тоже при условии, что эта организация ведет учет налоговых показателей, исходя из требований Налогового Кодекса РФ.

Учетная политика на предприятии формируется на основе :

  • федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (по тексту – закон №402-ФЗ);
  • положений по бухгалтерскому учету, которые распространяются на все компании, но действуют до утверждения федеральных стандартов;
  • отраслевых стандартов, которые устанавливают специфические условия ведения учета, отражающие в себе особенности сферы деятельности компании.

Также к этому списку можно добавить методические рекомендации по бухучету, и обязательно – .

О том, что такое учетная политика, рассказано в следующем видеоуроке:

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Порядок разработки

Учетную политику можно сформировать в одном из двух вариантов:

  1. в общеустановленном;
  2. в упрощенном. Этот вариант предназначен для малых предприятий; для организаций, имеющих статус участника Сколково, и для некоммерческих организаций. Причем, указанные лица могут использовать и общие для всех правила ведения учета.

Кроме того, предприниматели, которым дано право не вести бухучет и которые этим правом не воспользовались, также могут выбирать вариант учетной политики. Об этом говорит закон №402-ЗФ, разрешая упрощенную форму учета субъектам малого предпринимательства, к которому относятся не только юридические лица, но и предприниматели.

Учетная политика формируется с момента государственной регистрации субъекта и подлежит применению из года в год. Утверждается она руководителем предприятия отдельным приказом , к которому прикладывается полный текст самой политики. И в случае изменения законодательства в этот документ вносятся коррективы отдельным приказом – с указанием какой пункт в учетной политике признать утратившим силу и по какой причине, и с изложением новой его редакции.

Учетная политика может содержать не только перечень правил учета, но и образцы самостоятельно разработанных предприятием форм, график и порядок документооборота, рабочий план счетов (если он разрабатывается предприятием).

Приказ, утверждающий учетную политику , должен обязательно содержать:

  • название «Об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учетов»;
  • дата издания приказа при утверждении правил учета на следующий год должна быть не позже 31 декабря. Если вносятся изменения из-за перемен в законодательстве, то следует сориентироваться с тем, на какой период эти изменения распространяются. Как правило, на грядущий отчетный либо налоговый период. В этом случае дата приказа должна быть не позже даты наступления данного периода;
  • далее идет уточнение причины издания приказа. Например, при внесении в учетную политику изменений: «В соответствии с изменениями Федерального закона…». А если принимается документ на следующий год, то в таком приказе уточнение причины не делается;
  • после слова «ПРИКАЗЫВАЮ» пишется фраза «утвердить согласно приложению учетную политику на ___год». Приложением является сама учетная политика;
  • если же вносятся изменения в действующий документ, в тексте приказа следует указать какой пункт учетной политики более не имеет силы и изложить ниже его новую редакцию.


Подписывает
приказ руководитель предприятия.

Как правило, она содержит в себе три основных блока :

Кроме этих основных блоков в учетной политике должны присутствовать :

  • образцы разработанных бланков и регистров;
  • система документооборота;
  • состав комиссий для проведения , списания активов и т.д.
  • рабочий (или типовой) план счетов;
  • и иная информация, которая необходима для организации учета.

Очень важный момент: нужно указать, что в налоговом учете используются данные, получаемые из бухгалтерских первичных документов и регистров. Иначе, придется формировать отдельные налоговые регистры.

Ответственность за нарушение или отсутствие документа

Непосредственно за отсутствие самой учетной политики или ее нарушение ничего не будет.

Однако не стоит забывать, что этот документ – свод учетных правил, которые утверждаются для целей учета и расчета налогов, а значит, не соответствие им грозит штрафами, в частности:

  • статья 120, Налоговый Кодекс РФ – за грубое нарушение учетных правил от 10 тысяч руб. до 20 % от неуплаченной суммы налогов (и не меньше 40 тысяч рублей);
  • статья 15.11, КоАП РФ – нарушение бухгалтерского учета чревато потерей должностным лицом от 5 тысяч рублей до дисквалификации на срок до 2- х лет.

Таким образом, прямой ответственности за нарушение именно учетной политики нет, но зато она предусмотрена за последствия такого нарушения.

Нюансы, на которые стоит обратить внимание

На предприятии, работающем в сфере торговли , важным является отражение всех расходов через счет 44 «Расходы на продажу» без распределения на другие счета. В этом случае необходимо правильно организовать аналитический учет.

Для производственных предприятий важным считается:

  • порядок учета готовой продукции – с использованием счета 40 «Выпуск продукции» или с применением сразу 43-го счета «Готовая продукция»;
  • порядок учета незавершенного производства;
  • порядок учета полуфабрикатов и брака.

Для малых предприятий важен выбор варианта учетной политики – упрощенный (снизит объем документооборота и учетных операций) или общий.

Для ООО важна полнота отражения данных для определения , за счет которой происходит начисление дивидендов. Именно поэтому многие предприятия, даже малые, применяют неупрощенный вариант учетной политики, считая его более точным.

Для сельскохозяйственных предприятий важна организация формирования по всем направлениям деятельности. Это может быть и растениеводство, и животноводство, и т.д. И каждое из этих направлений обязывает к более детальному – по видам – учету.

Общество с Ограниченной Ответственностью " ХХХХ"

ПРИКАЗ №

об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета

г. ___________ 31.12.20 __ г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского учета на 20 __ год согласно приложению

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Главного бухгалтера И.И. Иванову

Генеральный директор ____________________ П.П. Петров

Учетная политика для целей бухгалтерского учета разработана в соответствии с

Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению

Бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, ПБУ 1/2008 «Учетная

Политика организаций» , Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его

Применению, приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах

Бухгалтерской отчетности организаций».

12. Объект принимается к учету в качестве основного средства, если он предназначен для использования в уставной деятельности организации и для управленческих нужд. При этом соблюдаются условия:

  • объект предназначен для использования в течение длительного времени (свыше 12 месяцев);
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • стоимость объекта превышает _______ руб.

Основание: пункты 3 - 5 ПБУ 6/01.

13. Сроки полезного использования основных средств определяются согласно Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 .

Основание: пункт 20 ПБУ 6/01, абзац 2 пункта 1 постановления Правительства РФ от 1.01.2002 г. № 1.

14. По основным средствам, используемым для работы в условиях повышенной сменности, срок полезного использования, определенный в соответствии с Классификацией основных средств, сокращается в 2 раза.

Основание: пункт 20 ПБУ 6/01.

25. Затраты на приобретение финансовых вложений, не превышающие уровень существенности, установленный в пункте 8 настоящей Учетной политики, признаются прочими расходами.

Основание: пункт 11 ПБУ 19/02.

26. Текущая рыночная стоимость финансовых вложений, по которым можно определить рыночную стоимость, корректируется ежеквартально.

Основание: пункт 20 ПБУ 19/02.

27. Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.

Основание: пункт 21 ПБУ 19/02.

28. Все группы финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, при списании оцениваются по первоначальной стоимости каждой единицы финансовых вложений.

Основание: пункт 26 ПБУ 19/02.

29. Проверка на обесценение финансовых вложений в целях создания резерва под обесценение финансовых вложений проводится ежегодно.

Основание: пункт 38 ПБУ 19/02.

30. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.

Основание: пункт 70 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н,

пункты 6 и 7 ПБУ 1/2008.

31. Для расчета резерва на оплату отпусков используется следующий порядок:

  • оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков определяется на последнее число каждого квартала;
  • сумма резерва рассчитывается как произведение количества не использованных всеми сотрудниками организации дней отпусков на конец квартала (по данным кадрового учета) на средний дневной заработок по организации за последние шесть месяцев с учетом начисленных взносов на обязательное страхование .

Основание: пункт 5 ПБУ 8/2010, пункт 7 ПБУ 1/2008.

32. Курсовые разницы по операциям с иностранной валютой учитываются

на счете 91
«Прочие доходы и расходы» по мере совершения операций и по окончании каждого месяца.

Основание: пункт 7 ПБУ 9/99, пункт 7 ПБУ 3/2006, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

33. Выручка от реализации отражается в учете:

  • в отношении информационных услуг - по факту оказания услуг на дату подписания акта об оказании услуг;
  • в отношении доходов от сдачи в аренду нежилых помещений - ежемесячно.

Основание: пункт 12 ПБУ 9/99.

34. Разницы, обусловленные различиями в ведении бухгалтерского и налогового учета, отражаются на счетах бухгалтерского учета по мере их появления, обособленно по каждому отклонению на основании первичных учетных документов.

Основание: пункт 3 ПБУ 18/02.

35. Текущий налог на прибыль определяется на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете в соответствии с пунктами 20 и 21 ПБУ 18/02.

Основание: пункт 22 ПБУ 18/02.

36. Перечень должностных лиц, имеющих право на получение денежных средств под отчет, приведен в приложении 5. Срок представления авансовых отчетов по суммам, выданным под отчет (за исключением сумм, выданных в связи с командировкой), - 30 календарных дней. По возвращении из командировки сотрудник обязан представить авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.

37. График документооборота утверждается приказом руководителя. Соблюдение графика контролирует главный бухгалтер.

Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н .

38. Для составления промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности применяются формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках согласно приложению 1 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

39. Промежуточная и годовая бухгалтерская отчетность

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!