Все для предпринимателя. Информационный портал

Правовая природа и сущность прощения долга. Что такое гражданский долг Государственный долг: сущность, виды, формы управления

    ГРАЖДАНСКИЙ ДОЛГ - совокупность законодательно установленных и моральных обязанностей лица по отношению к другим лицам, группам, социальным общностям и обществу в целом … Профессиональное образование. Словарь

    ДОЛГ, долга, мн. долги, муж. 1. только ед. Обязанность (книжн.). Исполнить гражданский долг. Считаю своим долгом предупредить вас. Из чувства долга. 2. Взятое взаймы, преим. деньги. За мной долг. Наделать долгов. Вернуть долг. Имущество продано… … Толковый словарь Ушакова

    долг - ДОЛГ, а (у), предл. о долге, в долгу, мн долги, м Разг. Круг занятий, действий, обязательных для выполнения и составляющих обязанность кого л. перед кем, чем л. (родиной, народом, семьей и т.п.). Гражданский долг. Чувство долга … Толковый словарь русских существительных

    долг - , а, м. Обязанность перед кем л. == Священный (почетный) долг. Высок. О несении воинской службы. ◘ Честно выполнять свой священный долг несение воинской службы в вооруженных силах Советского государства. ИКПСС, 445. Защита Отечества есть… …

    долг - а (у), предл.; о до/лге, в долгу/; мн. долги/; м.; разг. см. тж. должок, должишко, долговой 1) Обязанность перед кем, чем л. (родиной, народом, семьёй и т.п.) Гражданский долг … Словарь многих выражений

    У этого термина существуют и другие значения, см. Долг (значения). Долг внутренне принимаемое (добровольное) обязательство. Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например … Википедия

    Прил., употр. сравн. часто 1. Гражданским называют то, что не связано с вооружёнными силами, с военной службой. Гражданская авиация. | Гражданский флот. | В армии молодые солдаты могут получить не только военные навыки, но и гражданскую… … Толковый словарь Дмитриева

    гражданский - , ая, ое. 1. Относящийся к гражданину, гражданам государства. Гражданские права и обязанности. ССРЛЯ, т. 3, 302. Гражданская [война]. Вооруженная борьба за государственную власть в России в 1918 1920 гг. ◘ Было это в гражданскую войну … Толковый словарь языка Совдепии

    А (у), предл. о долге, в долгу; мн. долги; м. Разг. 1. Обязанность перед кем, чем л. (родиной, народом, семьёй и т.п.). Гражданский д. Сыновний д. Чувство долга. Д. перед Родиной. Д. чести, дружбы, гостеприимства и т.п. Делать что л. по долгу… … Энциклопедический словарь

    ДОЛГ, а, пред. о долге, в долге, мн. нет, муж. То же, что обязанность. Выполнить свой д. Гражданский д. По долгу службы. Человек долга (честно выполняющий свои обязательства). Отдать последний д. кому н. (перен.: почтить память умершего, прощаясь … Толковый словарь Ожегова

    Процесс юридическое отношение, которое истец завязываетс ответчиком в гражданском суде, чтобы получить от суда, какавторитетной власти, приказ в защиту своего гражданского права; приказэтот выражается в судебном решении, а защита осуществляется… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Художники города-фронта. Воспоминания и дневники ленинградских художников , . С первых дней Великой Отечественной войны ленинградские художники вместе со всем народом стали в ряды защитников своей Родины. Ленинградцы жили непосредственно на фронте. Огромной,…

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ярославский государственный университет

им. П.Г. Демидова

Кафедра гражданского права и процесса

Правовая природа и сущность прощения долга

Курсовая работа

Научный руководитель

кандидат юридических наук

доцент кафедры гражданского права и процесса

Крашенинников Евгений Алексеевич

Ярославль 2010г.

Введение

§ 1. Понятие прощения долга

§ 2. Отграничение прощения долга от смежных правовых явлений

§ 3. Предмет прощения долга

§ 4. Форма прощения долга

§ 5. Прощение долга как распорядительная сделка

§ 6. Прощение долга как абстрактная сделка

§ 7. Действие прощения долга

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) способам прекращения обязательств посвящена глава 26. Прощению долга, как одному из способов прекращения обязательств, посвящена ст. 415 ГК РФ: «Обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нём обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора».

На сегодняшний день существует несколько спорных теоретических вопросов, возникающих у отечественных цивилистов по поводу применения института прощения долга на практике.

В связи с этим целью нашей работы является детальное изучение проблем, существующих в теории прощения долга, а именно, нам предстоит определить наиболее важные спорные моменты о прощении долга, изучить основные точки зрения отечественных цивилистов по поводу возникающих вопросов, рассмотреть основные элементы данного института права, выявить основные тенденции развития этой нормы права, а также сделать определённые выводы по изученному материалу.

Для достижения поставленной цели нам необходимо выполнить ряд задач.

Во-первых, мы должны проследить историю возникновения института прощения долга в современном гражданском обороте. Данный вопрос будет рассмотрен нами с двух позиций: развитие этого института права в зарубежном праве и в отечественном законодательстве. При рассмотрении прощения долга в иностранном праве мы обратим своё внимание на понятие этого института ещё в римском праве и перенесём свой взгляд на понимание этой нормы в ныне действующих источниках западноевропейского гражданского права (Французский гражданский кодекс, Германское гражданское уложение). Далее мы изучим путь развития института прощения долга в отечественном законодательстве и сделаем общий вывод о том, с какими характерными признаками данный институт подходил к моменту принятия действующего ГК РФ.

Во-вторых, мы перейдём к рассмотрению одного из спорных вопросов теории прощения долга, а именно к вопросу о его правовой природе. Многие отечественные цивилисты (Е.А. Крашенинников, О.Ю. Шилохвост, А.А. Павлов и др.) высказывают своё мнение относительно правовой природы прощения долга: одни считают его односторонней сделкой, другие – договором. Поэтому нам необходимо изучить и проанализировать доводы обеих сторон в пользу своей точки зрения и отобрать из них только те, которые соответствуют реальной действительности и не противоречат правовой природе вещей. Также в этой главе нами будут рассмотрены вопросы о предмете, форме и действии прощения долга.

В-третьих, мы рассмотрим второй важный вопрос теоретического спора о прощении долга. Данная проблема касается соотношения между собой прощения долга и договора дарения. В этом вопросе одни учёные рассматривают прощение долга как разновидность договора дарения, а другие – нет. Поэтому и здесь нам предстоит разобраться и сделать собственный вывод по данной проблеме. Кроме того, в данной главе мы рассмотрим вопрос о соотношении прощения долга с иными схожими сделками.

И наконец, мы рассмотрим вопрос о классификации прощения долга как сделки по наиболее сложным основаниям и постараемся обосновать свой выбор, а также разъяснить возникающие в связи с данной типологией практические проблемы.

В заключении нами будут представлены основные тезисы и выводы, полученные в результате проделанной работы.

§ 1. ПОНЯТИЕ ПРОЩЕНИЯ ДОЛГА

О способах прекращения обязательств говорится в главе 26 ГК РФ. Прощению долга в этой главе посвящена статья 415: «Обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нём обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора».

Некоторые цивилисты считают, что прощение долга является односторонней сделкой (п. 2 ст. 154 ГК РФ), то есть не требует для своего совершения согласия другой стороны – должника . Однако, на наш взгляд, подобная трактовка основана на не совсем корректном толковании ст. 415 ГК РФ и не учитывает ряда моментов российского гражданского законодательства.

Во-первых, для обоснования прощения долга как односторонней сделки используется лишь часть ст. 415 ГК РФ: «обязательство прекращается освобождением кредитора от должника» . Толкование, производимое подобным образом, вряд ли может привести к достоверному результату. Следуя такой логике, мы должны были бы и уступку требования трактовать в качестве односторонней сделки, поскольку п. 1 ст. 382 ГК РФ говорит о том, что принадлежащее кредитору требование может быть передано им другому лицу , хотя договорный характер уступки закреплён в п. 1 ст.1216 ГК РФ и не вызывает никаких сомнений по этому поводу.

Во-вторых, отношения в гражданском обороте строятся на принципе равенства их участников (п. 1 ст. 1, абз. 1 п. 1 ст. 2 ГК РФ), а потому кредитор не может навязать должнику прощение долга; оно предполагает соглашение сторон и, следовательно, согласие должника .

Кроме того, п. 2 ст. 407 ГК РФ закрепляет: «Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором». Это означает, что ввиду отсутствия указания закона на односторонний характер прощения долга, оно может быть совершено лишь по соглашению между сторонами, если иное не вытекает из договора между ними.

Как правило, прощение долга приводит к увеличению имущества соответствующего лица. Однако если бы было возможным увеличение имущества лица путём одностороннего волеизъявления, то следовало бы и договор дарения признать односторонней сделкой. Но законодатель, исходя из идеи невозможности навязывания кому-либо имущественной выгоды, закрепляет дарение как двустороннюю сделку (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Поэтому, следуя подобной логике, необходимо и прощение долга признать договором .

Однако прощение долга не всегда приводит к имущественной выгоде соответствующего лица. Например, заказчик по договору подряда, оплатив полностью стоимость работ по возведению жилого дома, своим волеизъявлением освободит подрядчика от обязанности передать заказчику результат работ. Но с таким волеизъявлением заказчика вряд ли согласится подрядчик, так как уплата цены за выполненную работу не исчерпывает всех дополнительных проблем, которые лягут в подобном случае на подрядчика . Кроме того, прощение долга может отрицательно сказаться для должника в дальнейшем, так как другими субъектами он может быть воспринят как неплатёжеспособный должник, с которым они вряд ли захотят иметь дело. Таким образом, и в этих ситуациях прощение долга должно быть соглашением.

Важным, на наш взгляд, является и то, что (как уже отмечалось в первой главе) на протяжении многих столетий как в европейском, так и в отечественном гражданском обороте прощение долга воспринималось как двусторонняя сделка. Поэтому закрепление этого института в качестве односторонней сделки в ГК РФ выглядело бы по меньшей мере нелогичным.

И, наконец, следует отметить, что разработанная Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Концепция совершенствования общих положений обязательственного права России устанавливает следующее: «… обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нём обязанностей путём отправки должнику уведомления. В случае, если в разумный срок с момента получения такого уведомления должник не возразил своему кредитору, его согласие на прощение долга должно предполагаться» (п. 3.10. Раздела VI), что в очередной раз подтверждает договорный характер прощения долга.

Таким образом, всех вышеперечисленных обстоятельств вполне достаточно для признания природы прощения долга договорной.

§ 2. ОТГРАНИЧЕНИЕ ПРОЩЕНИЯ ДОЛГА ОТ СМЕЖНЫХ ПРАВОВЫХ ЯВЛЕНИЙ

Не менее спорным, чем вопрос о правовой природе прощения долга, является вопрос его отграничения от дарения. И здесь мнения отечественных цивилистов расходятся. Одни считают, в частности Е.А. Суханов, что прощение долга необходимо рассматривать как разновидность дарения , другие же полагают, что прощение и дарение отличные друг от друга сделки. Существует также точка зрения, предполагающая, что прощение долга является разновидностью дарения только в случае, когда в нём положительно решён вопрос о безвозмездности и при явном намерении кредитора одарить должника без всякого встречного предоставления .

Сторонники односторонней природы прощения долга очень легко обосновывают отличие прощения долга от дарения: поскольку дарение является двусторонней сделкой (абз. 1 п. 1 ст. 572 ГК РФ), прощение долга не может быть его разновидностью хотя бы в силу того, что является актом односторонним.

Однако, как уже было сказано выше, прощение долга имеет договорную природу, и поэтому для установления различия между соглашением о прощении и дарением необходимы иные доказательства.

Во-первых, как отмечает О.Ю. Шилохвост, институт прощения долга закреплён в «общей части обязательственного права», и если он является разновидностью договора дарения, то получается, что правила об институте, закреплённом в «общей части обязательственного права», содержатся в «особенной части». Это не согласуется с пандектной системой кодификации ГК, принятой законодателем. Кроме того, все правила об иных способах прекращения обязательств также представлены в «общей части обязательственного права». Поэтому, если бы законодатель и признавал прощение как разновидность дарения, этот институт необходимо было вынести за «общую часть» или, напротив, правила о дарении закрепить в статье о прощении долга .

Во-вторых, как уже отмечалось выше, некоторые цивилисты полагают, что прощение является дарением, когда положительно решён вопрос о его безвозмездности. Однако прощение долга часто обусловливается встречным предоставлением, вследствие чего не может рассматриваться в качестве безвозмездного . Возмездность прощения долга порождает сложнейшую проблему отграничения прощения долга от новации и даже от отступного. Ведь в такой интерпретации сторона, освобождающая контрагента от какой-либо обязанности перед собой, приобретает право на некое встречное удовлетворение, а это – частный случай новации обязательства .

В-третьих, если бы договор о прощении долга представлял собой разновидность договора дарения, то он не мог бы совершаться во исполнение возмездной основной сделки. Между тем практике известны договоры о прощении долга с возмездным правовым основанием. Примером является соглашение, в силу которого арендодатель обязуется простить арендатору остаток долга по арендной плате, а арендатор обязуется возвратить арендованное имущество арендодателю к оговоренному сторонами сроку .

В-четвёртых, в связи с отождествлением соглашения о прощении долга с дарением возникает немало практических проблем. Если прощение долга является разновидностью дарения, то к нему применимы правила о договоре дарения, в том числе о запрете и ограничении возможностей дарения (ст. 575, 576 ГК РФ) . В соответствии с п. 4 ст. 575 ГК РФ запрещается дарение в отношениях между коммерческими организациями. Этот запрет делает невозможным списание даже самых безнадёжных долгов, ухудшая и без того нелёгкое финансовое положение многих российских предпринимателей .

В-пятых, придерживаясь взгляда Е.А. Суханова, мы должны будем признать, что прощение части требования всегда предполагает наличие у кредитора animus donandi, в то время как кредитор может простить часть долга не с намерением одарить, а в целях обеспечения исполнения остальной части .

И наконец, даже правовая природа двух рассматриваемых институтов противоположна: консенсуальный договор дарения порождает обязательство, тогда как прощение долга, напротив, обязательство прекращает .

Помимо вышеперечисленных основных признаков, отличающих соглашение о прощении долга от дарения, можно выделить и массу дополнительных обстоятельств, ещё больше подтверждающих нашу точку зрения. Так, дарение, как правило, совершается в интересах одаряемого, а прощение долга – чаще всего в интересах самого кредитора; кроме того, иногда долг прощается не с целью одарить другое лицо, а с целью избежать гораздо больших потерь, если задолженность безнадёжна .

Таким образом, существует достаточно доказательств, которые вопреки мнению некоторых отечественных цивилистов позволяют сделать вывод о том, что прощение долга не является разновидностью дарения.

Помимо признания соглашения о прощении долга разновидностью дарения некоторые отечественные цивилисты ошибочно отождествляют прощение долга с иными схожими институтами гражданского права.

Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, прощение долга является безвозмездной сделкой. Однако некоторые цивилисты, в частности В.В. Витрянский, предполагают его возмездность . Такая возмездность прощения долга порождает сложнейшую проблему отграничения прощения долга от новации (и, как ни парадоксально, от отступного), так как в подобной интерпретации сторона, освобождающая контрагента от какой-либо обязанности перед собой, приобретает право на некоторое встречное удовлетворение, а это – частный случай новации обязательства.

Как известно, прощение долга направлено на прекращение принадлежащего кредитору требования и корреспондирующей ему обязанности должника. По данному признаку он отграничивается от contrarius consensus, то есть соглашения о прекращении договора (в п. 1 ст. 452 ГК РФ данное соглашение неправильно именуется «соглашением о расторжении договора»), с помощью которого прекращается обязательственное отношение в целом. Если обязательственное отношение состоит только из одного требования и корреспондирующей ему обязанности, то договор о прощении долга и соглашение о прекращении договора совпадают друг с другом .

Одним из способов освобождения от долга ещё в древнем Риме был pactum de non petendo, то есть соглашение о непредъявлении требования. Однако его следует отличать от современного понятия прощения долга, так как вследствие заключения такого соглашения должник не освобождается от лежащей на нём обязанности, но получает возражение (exception pacti), посредством которого он может воспрепятствовать осуществлению требования кредитора .

Но гораздо больше вопросов возникает в отношении pactum de non petendo, не ограниченного сроком, так как оно вплотную приближается к прощению долга, однако между ними существуют определённые различия. Во-первых, данное соглашение не затрагивает существования требования и не исключает возникновения в будущем права на зачёт, в то время как прощение долга приводит к прекращению требования. Во-вторых, при pactum de non petendo in perpetuum должник может противопоставить предъявленному ему требованию возражение в материально-правовом смысле, тогда как при договоре о прощении долга должнику причитается возражение в процессуальном смысле .

Таким образом, договор о прощении долга имеет определённые отличительные черты от таких способов прекращения обязательств как новация и отступное, а также от таких соглашений как contrarius consensus, pactum de non petendo и pactum de non petendo in perpetuum.

§ 3. ПРЕДМЕТ ПРОЩЕНИЯ ДОЛГА

Предметом прощения долга может выступать практически любое обязательственное право (требование). При этом не имеет значения основание его возникновения: простить можно как договорное требование (например, Требование об уплате покупной цены – п. 1 ст. 454 ГК РФ), так и требование, возникшее из правонарушения (например, притязание на уплату неустойки – п.1 ст. 330 ГК РФ) .

Характер прощаемого требования остаётся безразличным. В частности, нет препятствий к прощению требования, которому противостоит возражение, требования, в отношении которого истёк давностный срок, а также требования, воплощённого в обязательственной ценной бумаге (например, в векселе или облигации). Кроме того, допустимо прощение условного требования и требования с назначением срока, но при прощении отлагательно обусловленного требования прекращающее действие прощения зависит от наступления условия. Также не исключается возможность прощения будущего требования .

Нет препятствий к прощению долга, являющегося предметом судебного разбирательства. Такое прощение обычно совершается посредством мирового соглашения. Прекращение обязательства прощением долга осуществимо и на стадии исполнительного производства .

При делимости предмета обязательства возможно прощение части требования. Договор о частичном прощении долга обычно совершается под условием уплаты должником его непрощённой части .

Сложным в данной теме является вопрос о возможности прощения долга, существующего в рамках обязательства с множественностью лиц. Причём трудности возникают не в долевой множественности, а в обязательствах с солидарной множественностью .

Так, И.Б. Новицкий считает, что прощение долга, совершённое в отношении одного из содолжников, по общему правилу, не касается других должников. При этом, если должник договорился с кредитором о прощении долга, то это ещё не означает, что он освобождается от своих обязательств в отношении содолжников, поскольку кредитор не может влиять на взаимоотношения между содолжниками .

При решении данной проблемы можно также обратиться к зарубежным источникам гражданского права. Так, § 423 Германского гражданского уложения предписывает, что соглашение между кредитором и одним из солидарных должников об освобождении последнего от исполнения освобождает и остальных должников, если целью соглашения было прекращение всего обязательства. Если же целью соглашения было прощения долга только этому конкретному должнику, то остальные должники будут отвечать перед кредитором за вычетом той суммы, которая уже была прощена их содолжнику .

Таким образом, предметом прощения долга может выступать практически любое требование, при делимости предмета возможно прощение лишь его части, а при множественности лиц в обязательстве важным, на наш взгляд, обстоятельством является цель, преследуемая кредитором при прощении долга одному из должников.

Статья 415 ГК РФ не устанавливает определённой формы для заключения договора о прощении долга. Следовательно, если законом для договоров данного вида не установлена определённая форма, то договор может быть заключён в любой форме, предусмотренной для совершения сделок (абз. 1 п. 1 ст. 434 ГК РФ).

Поскольку этот договор не связан с особой формой, его можно заключить путём конклюдентного поведения (например, посредством возвращения должнику долговой расписки или её уничтожения в присутствии должника) .

Формой договора о прощении долга может выступать и расписка кредитора об отсутствии претензий, врученная им должнику .

В вопросе о форме прощения долга также может возникнуть и такая коллизия: совпадение договора о прощении долга и соглашения о прекращении договора между ст. 415 ГК РФ, не устанавливающей определённой формы прощения долга, и п. 1 ст. 452 ГК РФ, закрепляющим, что «соглашение … о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договоров или обычаев делового оборота не вытекает иное». В этом случае предпочтение должно быть отдано ст. 415 ГК РФ как более специальной норме .

Также, в соответствии с п. 3 ст. 158 ГК РФ представляется возможным прощение долга путём молчания «в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон» .

Кроме того, как уже отмечалось выше, разработанная Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Концепция совершенствования общих положений обязательственного права России устанавливает следующее: «… обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нём обязанностей путём отправки должнику уведомления. В случае, если в разумный срок с момента получения такого уведомления должник не возразил своему кредитору, его согласие на прощение долга должно предполагаться» (п. 3.10. Раздела VI), то есть предполагается либо ответ должника кредитору как в письменной, так и в устной форме (в зависимости от формы уведомления), либо заключение договора о прощении долга путём молчания.

Таким образом, законодатель не закрепляет предписания относительно формы для заключения соглашения о прощении долга, а Концепция совершенствования общих положений обязательственного права России по сути также указывает на различные варианты заключения соглашения о прощении, поэтому данная сделка может быть заключена в любой форме, предусмотренной ГК РФ для заключения договора.

§ 5. ПРОЩЕНИЕ ДОЛГА КАК РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ СДЕЛКА

По виду желаемых правовых последствий все сделки подразделяются на обязательственные и распорядительные. Обязательственными называются сделки, посредством которых одно лицо (должник) обязывается к совершению определённого действия в пользу другого лица (кредитора). Распорядительными сделками являются сделки, которые непосредственно направлены на перенесение, обременение, изменение или прекращение права. Распоряжения предполагают наличие у распоряжающегося власти к распоряжению (право распоряжения) .

С учётом вышесказанного, можно сделать вывод о том, что прощение долга является распорядительной сделкой, так как прощающий обладает правом к распоряжению требованием (правом распорядиться требованием) .

Рассмотрим данное право кредитора и выделим его основные черты.

Во-первых, данное право не является составной частью самого требования, так как это право опосредствует распоряжение требованием и, следовательно, соотносится с ним как средство с подлежащим распоряжению внешним объектом .

Во-вторых, в отличие от требования, являющегося правом на чужое поведение, право распорядиться требованием есть право на чужое поведение, которому корреспондирует регулятивная обязанность, лежащая на должнике. Необходимо также отметить, что право распорядиться требованием и само требование могут принадлежать разным лицам. Так, например, с открытием конкурса в отношении имущества неисправного должника последний лишается права распорядиться своими требованиями; отныне это право причитается конкурсному управляющему (п. 1 ст. 101 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»), который не является представителем должника и действует от собственного имени (п. 2 ст. 182 ГК РФ) .

В-третьих, несмотря на то, что данное право не является составной частью самого требования, оно всё же тесно связано с ним, так как опосредствует действие, которое связано с преобразованием требования и зависит от этого требования с точки зрения своего возникновения .

На практике также встречаются случаи, когда право распорядиться требованием может причитаться законному представителю, а не кредитору по требованию. В данной ситуации (в силу абз. 1 п. 2 ст. 37) договор о прощении долга, заключаемый представителем от имени подопечного или с согласия законного представителя самим подопечным, нуждается в предварительном разрешении органа опеки и попечительства .

Таким образом, прощение долга является распорядительной сделкой, но при отсутствии у прощающего права распорядиться требованием договор о прощении долга является недействительным .

§ 6. ПРОЩЕНИЕ ДОЛГА КАК АБСТРАКТНАЯ СДЕЛКА

В особую группу среди всех сделок выделяются предоставительные сделки. Предоставления, действительность которых зависит от наличия каузы, именуются каузальными; предоставления, которые являются действительными и при отсутствии правового основания, называют абстрактными .

С учётом вышесказанного, можно предположить, что договор о прощении долга является абстрактной сделкой. Это означает, что он является действительным и при отсутствии или недействительности основной сделки .

В связи с этим на практике могут возникать некоторые проблемы. В частности, соглашение о прощении долга влечёт за собой прощение даже тогда, когда должник неосновательно обогащается за счёт кредитора. Поэтому у бывшего кредитора возникает притязание к бывшему должнику о восстановлении прощённого требования, которое происходит через повторное обоснование требования того же содержания и с теми же или равноценными обеспечениями. Это решение, хотя и вытекает из действующего законодательства (из смысла ст. 1102 и ст. 1104 ГК РФ можно говорить о притязании на возвращение прощения), страдает определёнными недостатками (например, оно невозможно в тех случаях, когда обогащение должника состоит в прощении требования, возникшего из правонарушения) .

Поэтому для решения данного спора следует принять точку зрения Е.А. Крашенинникова: «законодателю следовало бы отказаться от конструкции «кондикции прощения» путём введения в ГК РФ специальной нормы, которая бы предоставляла бывшему кредитору по неосновательно прощённому требованию преобразовательное притязание, обязывающее суд восстановить прощённое требование с существовавшими на момент его прекращения обеспечениями» .

Таким образом, соглашение о прощении долга является абстрактной сделкой, которая является действительной при отсутствии или недействительности основной сделки. Однако следует отметить, что договор о прощении долга может быть заключён и под условием действительности основной сделки. Тогда недействительность этой сделки приведёт к недействительности договора о прощении долга .

§ 7. ДЕЙСТВИЕ ПРОЩЕНИЯ ДОЛГА

Договор о прощении долга направлен на прекращение обязательства, существующего между сторонами, а именно на прекращение принадлежащего кредитору требования и корреспондирующей этому требованию обязанности должника. По общему правилу, действие этого соглашения начинается с момента его заключения сторонами .

Однако, как уже отмечалось выше, прощение долга допустимо в отношении отлагательно обусловленного требования, с назначением срока, а также будущего требования. В этом случае действие договора о прощении долга наступит не с момента его заключения, а с момента наступления определённого сторонами условия, истечения указанного в договоре между ними срока и возникновения или приобретения этого будущего требования соответственно .

Казалось бы, что такие правила не вызывают никаких сомнений, но в литературе существует мнение, что заранее прощённые требования не возникают вообще. Однако в данной ситуации следует признать верной точку зрения Е.А. Крашенинникова: «Необходимой предпосылкой вступления договора о прощении в силу является принадлежность прощаемого требования кредитору. При прощении будущего требования эта предпосылка выполняется только в момент возникновения требования» . Это означает, что требование не может быть прощено, если оно не возникнет.

Таким образом, действие прощения долга наступает с момента заключения этого соглашения за исключением некоторых обстоятельств (условия, времени), при которых действие прощения наступает с момента их истечения, возникновения или приобретения.

прощение долг сделка гражданский

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, рассмотрев институт прощения долга с различных сторон, с различных позиций отечественных цивилистов мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, корни данного института исходят ещё из эпохи римского права, где он был более широким институтом, нежели сегодня и имел несколько разновидностей, однако большинство из них сводилось к соглашению между сторонами. Подобная позиция сложилась и в западноевропейском праве, которое хоть и сузило институт прощения долга, но сохранило самые важные признаки прощения долга, а именно, его договорный характер. Аналогичная ситуация развивалась на протяжении нескольких веков и в отечественном праве, то есть прощение долга признавалось соглашением.

Во-вторых, проанализировав взгляды учёных относительно правовой природы прощения долга, мы пришли к однозначному выводу, что сделка о прощении долга является двусторонней. Это, как уже отмечалось выше, складывалось веками, не противоречит основным принципам современного гражданского законодательства и т. д. Доводов же оппонентов оказалось недостаточно, все они имели под собой малообоснованную базу.

Кроме того, мы установили, что предметом соглашения о прощении долга может быть практически любое требование и что при делимости предмета возможно прощение лишь части требования.

Законодатель не закрепляет предписания относительно формы для заключения договора о прощении долга, поэтому она может быть весьма разной.

Действие прощения долга наступает с момента заключения этого соглашения за исключением некоторых обстоятельств (условия, времени), при которых действие прощения наступает с момента их истечения, возникновения или приобретения.

В-третьих, мы рассмотрели проблему о соотношении соглашения о прощении долга с договором дарения и, как и в предыдущем спорном вопросе, пришли к однозначному выводу, что соглашение о прощении долга не является разновидностью договора дарения. Для обоснования данной точки зрения и опровержения мнения Е.А. Суханова мы нашли достаточное количество доказательств.

Также мы привели отличительные черты соглашения о прощении долга от иных схожих институтов права (новация, отступное и др.).

В-четвёртых, мы классифицировали соглашение о прощении долга как сделку по двум наиболее важным для теории о прощении долга основаниям. И в итоге получили, что прощение долга является распорядительной сделкой, но при отсутствии у прощающего права распорядиться требованием договор о прощении долга является недействительным. Кроме того, мы установили, что право распорядиться требованием не является составной частью самого требования.

Также мы установили, что соглашение о прощении долга является абстрактной сделкой, которая является действительной при отсутствии или недействительности основной сделки. Однако следует отметить, что договор о прощении долга может быть заключён и под условием действительности основной сделки. Тогда недействительность этой сделки приведёт к недействительности договора о прощении долга.

Таким образом, мы достигли поставленных цели и задач при изучении темы «Прощение долга».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты и другие официальные материалы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвёртая. – М., 2009. – 544 с.

2. Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по гражданским делам сост. д-р юрид. наук, проф. А.П. Сергеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2009. – 1216

Теоретические источники

3. Анненков К. Н. Система русского гражданского права. СПб., 1901. С. 465.

Нам часто говорят, что у человека есть долг гражданский перед обществом. А что это такое, остается в умолчаниях. Тем, кто использует это понятие, кажется, что слушатель понимает, о чем речь. Однако далеко не каждый человек задумывается о сути понятия «долг гражданский».

В обыденной жизни оно попросту не используется, а когда возникнет опасность, тогда и разберемся. Так приблизительно рассуждают граждане, обремененные неведомым долгом. Здесь существует определенная опасность, обстоятельство, используемое в информационной войне против государства. Если покопаться поглубже, то выясниться: понимать свою ответственность, значит, повышать уровень безопасности! Не согласны? Давайте вместе разберемся.

История вопроса

Человек - существо общественное. Об этом писали классики, да и каждый ощущает обозначенное обстоятельство на своей судьбе. Мы объединяемся в государство, на более низких уровнях в партии, организации, общины. И все члены этих сообществ зависят от мнения своих товарищей. Ведь объединения любого уровня имеют определенные цели и стараются их реализовать.

Эти устремления носят глобальный по меркам отельной личности характер, то есть затрагивают основы ее жизни. Для примера возьмем государство. Это образование занимается организацией жизни общества, благоустройством, заботой о слабых, защитой территории и своих граждан. Следовательно, оно создано для всех и каждого. А из этого легко понять, что и у личности есть своя часть ответственности перед государством.

Человек должен принимать посильное, определенное законодательством, участие в работе этого образования или надстройки. Для этого у граждан формируется позиция по тем или иным вопросам. Опять обратимся к примеру.

О безопасности

Долг гражданский выражается в том, что человек обязан содействовать реализации функций государства. Система безопасности - дело сложное, к сожалению, мы довольно много слышим о ее работе из СМИ, порой сталкиваемся сами.

Государственные структуры защищают своих граждан от опасности. Но всего они знать не могут. Долг гражданский активной личности состоит в том, чтобы проинформировать соответствующий орган о своих наблюдениях. Знаете, иной раз это называют доносом, хотя сам факт взаимодействия с теми структурами, которые о нас заботятся, таковым не является.

Это хорошо понимали ранее в приграничных населенных пунктах. А теперь вообще по всей территории нет безопасных зон. Связано это с глобальным развитием терроризма. В деревне, к примеру, увидели жители чужака. Понаблюдали за ним, дело естественное, ведет себя странно. Об этом и проинформировали правоохранителей. В селах жителей мало, каждый на виду. Этот поступок и есть пример того, как реализуется долг (гражданский). По сути, эти люди озаботились собственной безопасностью, но повели себя по закону, то есть не стали разбираться без правоохранителей.

Гражданский долг - выборы?

В демократиях принято давать возможность людям участвовать в управлении. Делается это посредством выборной системы. А участие в плебисците - это привилегия или гражданский долг?

Выборы - это процесс формирования законотворческих органов. То, что эти люди напишут, будет определять нашу с вами жизнь. Сами понимаете, уйти от закона сложно, да и опасно. А на этапе предвыборной кампании у нас есть возможность непосредственно повлиять на персональный состав органа, определяющего судьбы народов.

Для активных личностей - это долг. И они, по-видимому, правы. В процессе голосования люди определяют политическую силу, наиболее полно отражающую их взгляды. Есть же большая разница между социал-демократами и коммунистами. У каждой партии собственные цели и задачи. И строить государство они станут по-разному. Первым мил рынок, вторые являются приверженцами социальных программ. Это повлияет на жизнь конкретного гражданина. Хотите, чтобы ваши интересы учитывались, значит, придется голосовать. Но это только часть долга, причем не самая важная.

Гражданский долг и гражданская позиция

Предлагается подумать вот над чем. Гражданский долг человека - участие в голосовании. Это вроде мы уже поняли. Здесь есть иной нюанс. Просто прийти к избирательной урне и опустить бюллетень - это не суть долга, а форма его реализации. Чтобы сделать это осмысленно, необходимо понимать, какой силе (персоналии) отдаешь свое предпочтение. То есть необходимо разобраться в том, что партии и кандидаты предлагают.

К сожалению, речь идет даже о не декларируемых ценностях и позициях, а еще глубже. Чтобы быть уверенным в своем будущем, следует хорошо понимать, с кем имеете дело. Активная гражданская позиция в данном случае заключается в изучении информации о программах партий, личностях их руководителей и тому подобное.

Это огромная и кропотливая работа. Но она необходима для формирования позитивного будущего. Исполнить гражданский долг - дело, как видите, непростое. Участие в государственном управлении требует времени, внимания и напряжения сил.

Законодательная база

Такое понятие, как «долг гражданский», не может существовать, так сказать, на общественных началах. Его суть отражена в Конституции - основном законе всякого государства. Это является одним из принципов демократии.

Так, основные права и России можно найти в тексте Конституции. К примеру, в статье 59 говорится о том, что каждый гражданин обязан вносить посильный вклад в дело защиты Отечества (смотри выше о безопасности). и обязанность, одна из частей жителей страны. Кроме того, граждане, согласно основному закону, уважают права других людей, заботятся о слабых и тому подобное.

Это не простые слова. В них выражены основные права и России, уклонение от исполнения которых порицается обществом и преследуется по закону.

Финансовые вопросы

Есть в Конституции еще одна обязанность, которая в обществе не в чести. Каждый гражданин должен участвовать в финансировании государства. Имеется в виду уплата налогов. Эти средства используются для организации жизни страны, реализации проектов, создания системы безопасности и так далее. То есть, надстройка, именуемая государством, создается для людей, но и за их счет.

Кстати, мы подошли к одному из вопросов, неявно используемых в информационной войне. Есть силы, желающие «освободить» народы от государства и присвоить его функции. Для этого они не гнушаются никакими средствами от создания фильмов и книг, до желтой пропаганды.

Долг гражданина заключается в выявлении этих опасных веяний и их нейтрализации. Говоря проще, нужно самому понимать, какие мысли вкладывают авторы в свой контент и окружающим растолковывать. Иначе, как говорят в сети, все рабами станем.

Выполнять ли гражданский долг?

А это уж сами решайте. Государство и общество существуют только тогда, когда они нужны людям. В этом процессе участвует в той или иной степени каждый. Не хотите этого делать, значит, отдаете свое право более активным гражданам. Но следует понимать, в этом случае именно они решают вашу судьбу. Согласны с таким положением дел?

    Рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

    Конверсия - изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

    Консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов.

    Унификация - объединение нескольких займов в один.

    Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.

    Аннулирование долга - отказ государства от долговых обязательств.

    Реструктуризация долга - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

  • 13. Государственный долг: сущность, виды, формы управления.

  • Государственный долг – это выпущенные и не погашенные обязательства органов гос власти.

    Классификация долга по различным признакам:

    1)В зависимости от степени охвата совокупности обязательств:

    Основной долг (вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода)

    Текущий долг (задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа)

    2) по форме обязательств:

    Кредит, привлеченный от имени РФ

    Государственная ценная бумага РФ

    Бюджетный кредит РФ - государственная гарантия РФ

    3) в зависимости от рынка заимствований, типа кредитора и валюты заимствований:

    Внутренний (долг в валюте РФ)

    Внешний (долг в иностранной валюте)

    4) по типу заемщика: - долг РФ - долг субъектов РФ - муниципальный долг

    5) по срочности: - краткосрочные (менее 1 года)

    Среднесрочные (от 1 до 5 лет)

    Долгосрочные (от 5 до 30 лет включительно)

    Существование государственного долга подразумевает и необходимость управления им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

    Рост государственного долга влечет множество негативных последствий:

    1.существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж

    2. влечет снижение уровня жизни населения

    3. повышение ставок налогов, как средства выплаты государственного внутреннего долга, может подорвать действия экономических стимулов развития производства

    Источники погашения гос долга : доходы государственного бюджета и средства резервного фонда.

    Высший орган управления государственным долгом - Федеральное Собрание. Оно в рамках федерального закона о федеральном бюджете уста­навливает важнейшие параметры государственного долга: предельные размеры внутреннего и внешнего государствен­ного долга; предельный объем годовых внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного долга в текущем году

    Особое значение имеет процесс управления государственным долгом – совокупность мероприятий государством по принятию, регулированию и погашению финансовых заимствований. Оно осуществляется на уровне РФ – Правительством РФ, в субъектах – органами исполнительной власти, в муниципальных объединениях – органами местного самоуправления.

    Методы управления гос долгом :

    1) реструктуризация – погашение долговых обязательств = одновременному заимствованию в том же объеме других долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания гос долга (выплата процентов, сумма долга, срок погашения);

    2) получение технического кредита – предоставление кредитором нового кредита, используемого на погашение старой задолженности;

    3) пролонгация кредитного договора – продление срока кредитного договора;

    4) консолидация – объединение различных долговых обязательств и замена их иным долговым обязательством;

    5) конвенция – сохранение уровня доходности долговых обязательств;

    6) определение предельных размеров ежегодных заимствований.

  • Введение

  • 3 Управление государственным долгом

  • Глава 2. Государственный долг рф и его влияние на функционирование экономики

  • 1 Текущие состояние внешнего государственного долга Российской Федерации

    2 Текущие состояние внутреннего государственного долга Российской Федерации

    Заключение

    Список литературы

    Приложение А

    Приложение Б

    Приложение В

    Приложение Г

  • Введение

  • Большинство стран мира, проводя экономические преобразования, обращаются к внешним и внутренним источникам финансирования. Рациональное использование займов, способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию как внешних так и внутренних займов ведет к образованию государственного долга, который становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

    Проблема государственных займов - одна из острейших проблем в российской экономике.

    Размер государственного долга имеет важное значение, одним из основных вопросов является определение уровня влияния государственного долга на функционирование экономики страны.

    Государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы страны. Так, при определенных условиях, долг положительно влияет на экономический рост. При этом необходимо в точности определить эти условия, что требует адекватной политики управления государственной задолженностью.

    Неблагоприятная динамика государственного долга, вызванная огромными расходами на его обслуживание, заставила многих экономистов заняться углубленным исследованием и поиском решений проблемы, возникшей в финансовой системе нашей страны. Действительно, непогашенный государственный долг является одним из препятствий для нормального экономического развития страны.

    Цель курсовой работы - изучить влияние государственного долга на экономику Российской Федерации.

    Цель работы определяет следующие задачи:

    Раскрыть сущность государственного долга и причины его возникновения.

    Рассмотреть формы и виды государственного долга.

    Рассмотреть управление государственным долгом.

    Проанализировать текущие состояние внешнего и внутреннего государственного долга РФ и его влияние на экономику.

  • Глава 1. Экономическое содержание государственного долга

  • 1 Сущность государственного долга и причины его возникновения

  • Под государственным долгом понимают результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

    К государственному долгу Российской Федерации, относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, субъектами РФ, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

    Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти.

    Государственный долг Российской Федерации полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Несмотря на то, что кредитные отношения государства обеспечиваются его казной, погашение долговых обязательств и их обслуживание осуществляются за счет доходов федерального бюджета. Бюджетный кодекс РФ предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга Российской Федерации.

    Государственный долг является прямым следствием кредитной политики государства. Его состав зависит от форм государственного кредита, которые используются для привлечения временно свободных денежных средств в распоряжение публичной власти. Согласно статье 98 Бюджетного кодекса РФ - в объем государственного долга Российской Федерации входят только суммы основного долга по кредитам, номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам и объем обязательств по выданным Россией гарантиям. Не образует состава государственного долга выплата процентов и непроцентных доходов по государственным заимствованиям, поскольку согласно Бюджетному кодексу РФ они являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета.

    Государственный долг возникает тогда, когда расходы государства начинают превышать его доходы т.е образуется дефицит бюджета который покрывается государственными заимствованиями.

    Причинами возникновения государственного долга являются:

    чрезвычайные обстоятельства (войны, террористические акты, крупные стихийные бедствия), когда резервных фондов недостаточно и правительству приходится прибегать к дополнительным заимствованиям;

    экономические спады, которые обусловлены автоматически достигнутой нестабильностью экономики. То есть в условиях экономического спада сокращается национальный доход, что ведет к уменьшению налоговых поступлений и возникает бюджетный дефицит, который погашается государственными займами;

    кризисные явления в экономике - неэффективность экономической инфраструктуры, финансово-кредитных связей, денежно-кредитной, банковской и бюджетно-налоговой политик. То есть в данном случае имеет место необходимость структурной перестройки экономики. В таких случаях требуется принятие срочных экономических мер по стабилизации экономики, которые требуют больших денежных средств;

    крупные государственные вложения в развитие экономики. В этом случае бюджетный дефицит отражает активное государственное регулирование экономики, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в ее структуре;

    социально-экономическая политика государства. Основной причиной крупных бюджетных дефицитов является снижение налоговых поступлений без корректировки государственных расходов, а также неудовлетворительная организация сбора налогов и платежей (высокие затраты по организации сбора налогов, уклонение от уплаты налогов);

    социальные изменения. Например, повышение удельного веса лиц пожилого возраста в структуре населения влечет за собой рост государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение.

  • 2 Формы и виды государственного долга

  • В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав

    государственного долга включаются:

    кредитные соглашения и договоры, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

    государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

    договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

    договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

    соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

    Виды государственного долга.

    В зависимости от срока и объема обязательств государственный долг делится на:

    капитальный государственный долг - это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

    текущий государственный долг - это расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

    В зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств государственный долг подразделяется на:

    внешний государственный долг - это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

    внутренний долг РФ - это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

    В объем внешнего государственного долга включаются:

    номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

    объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным заимствованиям, привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

    объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

    В объем внутреннего государственного долга включаются:

    номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

    объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

    объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

    объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

    объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

    В некоторых случаях дополнительным критерием по разграничению государственного долга на внешний и внутренний может служить субъектный состав. Предоставление кредитных средств государству резидентами свидетельствует об образовании внутреннего долга, заимствование денежных средств у нерезидентов ведет к образованию внешнего долга.

    По срокам государственные обязательства могут быть:

    краткосрочные (до 1 года);

    среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

    долгосрочные (от 5 до 30 лет).

    Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

    государственный долг национальный экономика

    1.3 Управление государственным долгом

  • Процесс управления государственным долгом имеет особое значение для проведения эффективной финансовой политики в области государственного заимствования. Под управлением государственным долгом понимают - совокупность финансовых мероприятий государства, по использованию долговых отношений, направленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических условий развития страны; так же это одно из направлений финансово-бюджетной политики страны, связанное с деятельностью государства на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика и гаранта. Управление предусматривает привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств.

    Идеальный способ обслуживания и погашения государственного долга - это своевременный его возврат и процентов по нему. Однако намерения государства не всегда совпадают с реальными возможностями. Появляются какие-то непредвиденные обстоятельства, обусловленные экономическими, социальными или политическими трудностями. Возникает необходимость в отсрочке выплаты процентов или уплаты основной суммы долга, изменении условий займа, а иногда и полному отказу от выплат. Явным признаком долгового кризиса является серьезное нарушение графика платежей. Государство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

    К мероприятиям, способствующим погашению государственного долга, относятся:

    погашение внешних и внутренних займов;

    предоставление гарантий;

    изменение условий выпущенных займов;

    определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.

    Выполнение этих мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели.

    Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием.

    Основные относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов управления государственным долгом, включают:

    процентное соотношение суммы долга и ВВП;

    долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета.

    Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа:

    на первом этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования.

    на втором этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственные гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов.

    третий этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств.

    Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые.

    Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления, они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом.

    Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.

    В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются следующие инструменты:

    рефинансирование - выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств. Используются три способа рефинансирования государственного долга:

    )замена обязательств с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым;

    )досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения;

    )размещение (продажа) новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения.

    конверсия займов - применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции, обмен долга на товары, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях, конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие;

    консолидация займов - изменение сроков действия ранее выпущенных займов;

    аннулирование - отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика;

    реструктуризация долга - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятие на себя других долговых обязательств).

    Таким образом, управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.

  • Глава 2.Долг Российской Федерации

  • 1 Современное состояние внешнего долга Российской Федерации

  • В последние годы, благодаря благоприятной конъюнктуре мировых сырьевых рынков, а также грамотной политике правительства в монетарной и фискальной сферах, долговое бремя Российской Федерации значительно сократилось. Если раньше долговые выплаты связывали всю экономику страны и являлись для неё непосильным грузом, то теперь благодаря гибкой фискальной политике они не являются столь обременительными; правительство может себе позволить производить досрочные выплаты по долгам и расходы на другие секторы экономики.

    По абсолютным показателям внешний государственный долг РФ - один из самых низких в Европе. А по относительным показателям -один из самых низких в мире, составляя лишь 2,5% от объема ВВП. Но такое благоприятное положение наблюдалось далеко не всегда. Так, после распада СССР внешний долг РФ неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года, он достиг 129 млрд. долл. США, что составляло 146,4 % от ВВП страны. После этого, начиная с 2000 года началось его быстрое снижение, благодаря грамотной политики правительства и росту цен на энергоносители.

    На 1 января 2012 года внешний государственный долг составил 35 млрд. 801,4 млн. дол. США, что на 10,4% меньше, чем на начало прошлого года.По состоянию на 1 января 2011 года внешний государственный долг составлял 39 млрд. 956,9 млн. долл. США.

    Состояние внешнего государственного долга с 2000 по 2012 года представлена в таблице 1 (Приложение А).

    Но согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» для борьбы с бюджетным дефицитом правительство ежегодно будет увеличивать объём государственного долга. Так до конца 2012 года планируется набрать внешних займов на 7 млрд. долл. США, в 2013 году они увеличится до 8,3 млрд. долл. США, а 2014 году возрастет до 14,1 млрд. долларов США. По словам правительства, рост внешнего долга будет в пределах «опасной зоны», долговая нагрузка должна оставаться умеренной, а заемная политика разумной, что в конечном счете создаст условия для роста в частном секторе, обеспечит инвестиционную привлекательность национальной экономики, сохранит важнейшие конкурентные преимущества страны. Однако зампредседателя Общественного совета при министерстве финансов Евсей Гурвич опасается за скорость роста внешнего долга. Особенно в том случае, если уровень дефицита бюджета станет хроническим. "Тогда и долговая проблема будет обостряться", - говорит Гурвич. А это, по его словам, ослабит макроэкономическую стабильность, начнут повышаться процентные ставки, увеличиваться расходы по обслуживанию долга, затормозится рост экономики. Основные государственные расходы бюджета, ради которых требуются займы, связаны, по словам Гурвича, с военной программой вооружений, расходами на Олимпиаду в Сочи и проведение саммита АТЭС во Владивостоке.

    Динамика роста внешнего долга с 2012 по 2014 года показана на рисунке 1 (Приложение А)

    На сегодняшний день внешней долг Российской Федерации складывается из:

    задолженности Парижскому клубу;

    задолженности перед странами, не вошедшими в Парижский клуб;

    задолженности перед странами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи);

    задолженности международных финансовых организаций;

    коммерческой задолженности СССР;

    рыночных займов (еврооблигаций);

    предоставления гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.

    На мировом рынке также обращается часть внутреннего долга России, оформленного в валютных облигациях Минфина (ОВВЗ). Часто они включаются в объем внешнего долга России, особенно в исследованиях зарубежных экономистов.

    Структура внешнего долга по состоянию на 1 января 2012 года представлена в таблице 2 (Приложение Б)

  • 2.2 Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации

  • Стремительное погашение внешнего государственного долга в последние годы, непосредственно связанно с нарастанием внутренний задолженности. Так как основным источником погашения внешних займов являются внутренние государственные заимствования. Внутренние займы менее опасны для экономики страны, чем внешние, так как утечки товаров и услуг, за границу, при погашении внутреннего долга не происходит. Поэтому на сегодняшний день основную часть государственного долга Российской Федерации составляют именно внутренние займы - 84% от общей суммы долга. Так на 1 января 2012 года внутренний государственный долг составил 4,19 трлн. руб. что составляет 8 % от ВВП страны. На 1января 2011 года этот показатель был равен 2,94 трлн. руб. Таким образом, объем внутреннего государственного долга за год вырос на 1,25 трлн. руб., или на 42,5%. Из общей суммы долг в государственных бумагах составлял 3,55 трлн руб. (рост за год на 44%), объем государственных гарантий составляет 0,64 трлн руб. (рост на 35%).

    Состояние внутреннего государственного долга в период с 2000 по 2012 года показана в таблице 3 (Приложение Б)

    Внутренний долг стремительно растет третий год подряд из-за дефицита бюджета который покрывается в основном внутренними займами. В 2009 году он увеличился на 40%, в 2010 - также на 40%, в 2011 - на 42,5%. В результате за три последних года общая сумма внутреннего долга почти утроилась - с 1,5 трлн. руб. на начало 2009 года до 4,19 трлн. руб. на начало 2012 года.

    Правительством Российской Федерации разработана новая политика в области внутреннего государственного долга на 2012-2014 года, направленная на:

    обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

    развитие национального рынка государственных ценных бумаг;

    активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.

    Ключевыми задачами в области государственных внутренних заимствований станут повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение доходности на рынке государственных ценных бумаг. Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2012 -2014 года разработана с учетом возможного спроса на государственные ценные бумаги со стороны различных категорий инвесторов и предусматривает значительное положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке.

    Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» внутренний долг будет продолжать расти и к концу 2014 года вырастит в 2,2 раз. К концу 2012 году он должен составить 6,33 трлн. руб., в 2013году 7,87 трлн. руб., 2014 году 9,22 трлн. руб. что составить 14,5% от ВВП страны. Постоянно растущая внутренняя задолженность оказывает существенное давление на российский фондовый рынок, снижая инвестиционную привлекательность страны. Впрочем, при росте цены на энергоносители планы заимствований могут быть сокращены. Такое случилось в 2011 году в условиях профицитного бюджета Министерство финансов заняло на 300 млрд руб. меньше, чем предполагало.

    Динамика роста внутреннего государственного долга с 2012 по 2014 года представлена на рисунке 2 (Приложение Б).

    Современный внутренний долг Российской Федерации складывается из:

    государственных сберегательных облигации с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС);

    государственных сберегательных облигации с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС);

    облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД);

    облигаций федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД);

    облигаций внутренних облигационных займов РФ (ОВОЗ);

    предоставления гарантий Российской Федерации в валюте РФ.

    Структура внутреннего долга по состоянию на 1 января 2012 года представлена в таблице 4 (Приложение В).

  • 3 Влияние государственного долга Российской Федерации на национальную экономику

  • Значительные размеры государственного долга оказывают существенное влияние на экономику страны. Среди проблем современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.

    Воздействие большого государственного долга на состояние экономики характеризуют следующие результаты:

    процентные выплаты по государственному долгу требуют соответствующих бюджетных расходов и сокращены быть не могут. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении финансирования других статей расходов, в первую очередь социальных;

    повышаются налоговые ставки, для обслуживания государственного долга. Только когда объем собираемых налогов превышает 20% ВВП, правительство в состоянии осуществлять обслуживание своих долгов. Данный показатель совпадает с долей налоговых поступлений в российском валовом доходе;

    происходит рост процентных ставок в стране. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным заемщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту;

    возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. Очень важно, на какие цели пошли государственные займы. Если они были истрачены на текущее потребление, вместо того чтобы пойти на инвестиции и модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами в будущем, то рост долга и процентов по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению потребления в будущем. Иными словами, если рост государственного долга не сопровождается соответствующим ростом инвестиций, то это приводит к тому, что выплата долга перекладывается на следующее поколение, сокращая объем потребления будущих налогоплательщиков;

    погашение внешнего долга ведет к утечке финансовых ресурсов из страны, что сокращает потребление и инвестиции в национальной экономике;

    образуется неравенство в доходах, так как самая большая часть государственных обязательств оказывается сконцентрированной у самой состоятельной части населения. В итоге погашение внутреннего долга приводит к тому, что денежные средства, полученные от наименее защищенных слоев населения, переходят к более обеспеченных. В итоге тот, кто владеет облигациями, обогащается еще больше.

    Современные резервы платежеспособности России включают в себя: положительное сальдо текущего платежного баланса, иностранные инвестиции, золотовалютные резервы и долги иностранных государств нашей стране. За последние несколько лет практически ни по одной из этих позиций нет улучшения. Инвестиции растут, но крайне медленно. Долги нам возвращают неохотно (на 15-20% от запланированного). Платежеспособность России, во всяком случае, на среднесрочную перспективу, может обеспечиваться только за счет федерального бюджета, который будет оставаться единственным доступным источником средств для погашения и обслуживания долга.

    На сегодняшней день общий долг России составляет 178,8 млрд. долларов США из них 16% - внешние займы, а 84% - внутренние. Такое преобладание внутреннего долга над внешним следствие обдуманной политики правительства. Так как внутренний долг - это отношение между гражданами данной страны, при его возврате нет прямой потери товаров и услуг. Внешний же долг погашается путем продажи товаров другим странам. Для того чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличивать экспорт товаров, при этом выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста и тем самым снижает уровень жизни. И пока внешний долг будет иметь место в России, наша экономика не сможет полноценно развиваться из за постоянных утечек средств за границу.

    Заключение

  • В настоящее время частым явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит. С недавнего времени дефицитным стал и федеральный бюджет российской Федерации. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики.

    Существуют различные способы финансирования бюджетного дефицита. Если оно осуществляется за счет эмиссии денег, то это приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.

    Бюджетный дефицит неразрывно связан с понятием государственного долга, который, в зависимости от источников займа, может быть внутренним и внешним. Значительная государственная задолженность негативно влияет на экономику: ведет к усилению расслоения общества, отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию госдолга усиливают бюджетный дефицит. Внешний государственный долг погашается за счет выручки от экспорта, что также может отрицательно сказываться на темпах экономического развития.

    К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, границы внешних заимствований; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.

    Современное экономическое состояние Российской Федерации характеризуется дефицитным бюджетом. Основная доля источников финансирования дефицита бюджета приходится на внутреннее финансирование. В результате сильно истощается Резервный фонд, который используется как один из основных источников финансирования дефицита федерального бюджета.

    Кроме того, постоянно увеличиваются суммы государственного долга, как внутреннего, так и внешнего. В перспективе ожидается дальнейшее увеличение задолженности, в особенности внутреннего.

    Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что данные явления оказывают неблагоприятное воздействие на развитие страны в целом. Поэтому правительству необходимо разрабатывать и реализовывать специальные программы, как для снижения дефицита бюджета, так и для уменьшения внутренней и внешней задолженности. Только принятие эффективных мер в этих направлениях будет содействовать социально-экономическому развитию России.

    Список использованной литературы

  • 1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 27.06.2011).

    Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 30.11. 2011 г. №-371 -ФЗ.

    Анисимов А.С. Государственный долг России. М.: Экономика, 2000. 350 с.

    Алехин Б.И. Государственный долг. М.: Юнити-Дана, 2007. 336 с.

    Борисов С. М. Внешние долги России. Деньги и кредит, 2010. № 2. 24 - 29 с.

    Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002. 687 с.

    Брагинская Л.С. Государственный долг. Анализ системы управления и оценка ее эффективности. М.: Университетская книга, 2007. 10-55 с.

    Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. Изд. 3-е, перераб. и дополн. М.: Перспектива, 2008. 256 с.

    Воронин Ю., Кабашкин, В. Управление государственным долгом. Экономист. 2006. - №1. С. 58 - 67.

    Ворожцов П. О. О принципах политики России в области управления государственным долгом Рынок ценных бумаг. - 2005. - №18.

    Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. М.: МАКС Пресс, 2008. 432 с.

    Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2006. 248 с.

    Козикова Е.Н. Государственный внешний долг. Функционирование в экономике страны-заемщика. М.: МАКС Пресс, 2004. 210 с.

    Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы. М.РАГС, 2007. 640с.

    Шабалин А. Динамика государственного и корпоративного долга. Экономист, 2010. №3. 50-57с.

    16.<#"justify">Приложение А

Долг становится общественной необходимостью, выраженной в превентивных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью, с целью распространения требований нравственности в равной мере на всех людей. Поэтому личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, которая осознает их и реализует в своей профессиональной деятельности.

Долг при этом тесно связан с такими понятиями, как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Долг - это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности.

Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. Сферу морали справедливо именуют сферой должного. Будь добрым, будь честным, будь справедливым.

Будь! - долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер, зовет, требует, настаивает на ее претворение в жизнь.

Быть человеком долга - значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике. Многие из великих личностей высоко ценили чувство долга. И. Кант отмечал, например, что долг - это именно то великое, что возвышает человека над самим собой. «Не забывай долга, - повторяет эту мысль А. Блок, - это единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет».

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов есть составная часть общественного долга. Он является нравственным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению высоких задач: защите прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга проявляются в том случае, если они дополняются нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

Долг сотрудника правоохранительных органов - высокая почетная обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями.

В правоохранительных органах придается первостепенное внимание долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников.

Механизм поведения сотрудников в коллективах основывается на трех важнейших факторах:

1) зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его заинтересованности в поддержке общества;

2) определенной свободе, независимости сотрудника, выражающейся в возможности выбора той или иной линии поведения в пределах определенного спектра возможностей;

3) ответственности за результаты и возможные последствия свободы своих действий: каждый сотрудник должен быть готовым ответить за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируемых коллективом и обществом.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!