Все для предпринимателя. Информационный портал

Передвижение населения. Население, его размещение и передвижение

Передвижение – это перемещение людей от пункта отправления до пункта

назначения.

Виды передвижения населения:

Пешеходные

Транспортные

Поездка – это передвижение пассажира от момента входа в транспортное

средство до момента выхода из него.

Виды поездок(передвижений):

Простые (пешком или на 1 т.с А-Б)

Сложные(пешеходные+ т.с или с пересадками)

Возвратные(утром на работу, вечером домой)

Встречные(одновременно народ туда и оттуда)

Корреспонденция – это устойчивые транспортные связи между двумя

пунктами, для которых характерны встречное и (или) возвратное передвижения.

Организованное транспортное облуживание передвижений населения

осуществляется с учетом корреспондентских связей, которые являются основой

маршрутных сообщений.

Интенсивность передвижений количественно выражается показателем

подвижности населения.

45. Подвижность населения р – это количество передвижений, приходящихся на

одного человека от общего числа участников передвижений за расчетный

промежуток времени, как правило, год:

где П – количество передвижений за год; К – число участников передвижений.

Пешеходная подвижность есть число пеших передвижений в год,

приходящихся на одного жителя.

Транспортной подвижностью называется количество поездок в расчете на

одного жителя в год:

где Птр – количество передвижений на транспорте в течение года; Кж – число

жителей населенного пункта; Qг – число пассажиров, перевезенных за год.

Потенциальная подвижность соответствует запросу населения на

передвижения. Количественно потенциальная подвижность определяется числом

желаемых передвижений (транспортных или пешеходных) жителей.

Латентная (скрытая) подвижность – это существующий, но фактически не

предъявленный спрос на передвижения. В этом случае население не обращается к

перевозчику в виду низкого качества услуг, отсутствия информации о

существующих маршрутах и др.

Фактическая подвижность – это число заявленных передвижений.

Применительно к пассажирским перевозкам число подошедших на остановочный

пункт пассажиров составит их фактическую подвижность

Реализованная подвижность – это число совершенных передвижений,

выполненных в конкретных условиях места и времени. Количественно

реализованная подвижность оценивается выполненным объемом перевозок.

Нереализованная подвижность – это нереализованная потребность в

передвижениях, вызванная низким уровнем транспортного обслуживания

населения.

Абсолютной подвижностью называют число передвижений, приходящихся в

год на одного человека из определенной группы населения, участвующей в

передвижениях. Например, для групп жителей города Кг, пригорода Кпр, других

городов Кдг подвижность будет рассчитываться:

где рг, рпр, рдг – абсолютная подвижность соответственно жителей городов; Пг,

Ппр, Пдг – количество передвижений соответственно населения города, пригорода

и приезжих из других городов.

Общей подвижностью робщ называется количество передвижений,

совершенных всеми группами населения, отнесенное к числу жителей Кж,

проживающих в границах города (района обслуживания):

Перспективную транспортную подвижность устанавливают на основании

обработки отчетно-статистических данных и данных обследований с учетом ее

перспективного роста. Q’ = р’тр ⋅ К’ж,

где Q’ – вероятный объем перевозок на перспективу (пасс.); р’тр –

перспективная транспортная подвижность населения по прогнозам; К’ж –

прогнозируемое число жителей на перспективу.

46. Общие принципы организации авто перевозок

В транспортном процессе участвуют 3 стороны:

Отправитель

Получатель

Транспортная организация

В зависимости от роли каждой стороны в транспортном процессе различают: централизованные и децентрализованные перевозки.

Централизованные перевозки грузов – наиболее прогрессивная форма организации вто перевозок обеспечивающая производительность п.с., снижение себестоимости перевозок и сокращение транспортных издержек грузовладельцев. Повышают культуру обслуживания грузовладельцев и улучшают организацию транспортной работы.

Принципы централизованных перевозок:

Заказчик транспорта- грузоотправитель

Погрузку груза осуществляет грузоотправитель или организация.

Транспортировка грузов осуществляется автотранспортн предприятием общего пользоывния

Разгрузку груза производит получатель

Экспедирует груз автотранспортн предприятие(шофер)

Расчеты за перевозку с автотранспортн предприятием ведет грузоотправитель- заказчик т.с.

Перевозки осущ по единому графику согласован межде 3мя сторонами

При децентрализованных перевозках получатель обеспечивает погрузку груза, его экспедицию и разгрузку.

Недостатки децентрализован перевозок:

Простои подвижного состава при погрузке/разгрузке

Отсутствие стимула к механизации

Нерациональное использование погрузчиков экспедиторов

47. Документальное оформление централизованных перевозок:

1. Договор на перегрузов т.с. общ пользования

2. Договор на перевозку контейнеров

3. Договор на перевозку грузов в торговой сети и

48. Методы организации централизованных перевозок: отправительский, отраслевой и транспортный.

При отправительском методе все функции организации перевозок берет на себя грузоотправитель, который заказывает автомобиль на транспортном предприятии. Этот метод применяется при наличии крупного поставщика, который организует специальное подразделение по сбыту и доставке своей продукции многочисленным потребителям. Основным преимуществом данного метода является возможность эффективной организации погрузки автомашины за счет согласования графиков производства продукции, ежедневных объемов сбыта и производительности погрузочно-разгрузочных машин. Недостатком является невозможность эффективного использования автомашины, так как при таком методе в основном могут применяться только маятниковые маршруты.

При отраслевом методе необходимо наличие дистрибьютора (поставщика), который организует сбыт продукции сходного назначения от разных производителей. В отличие от отправительского метода здесь предусматривается не только доставка заказанной продукции потребителю, но и ее завоз от различных производителей на склад, который используется для комплектования заказов.
Тем самым расширяются возможности для более эффективного использования автотранспортного средства.

При транспортном методе организатором централизованных перевозок является перевозчик или транспортно-экспедиционная организация. В этом случае организатор перевозок не привязан к какой-то конкретной продукции или производителю, а организует перевозки в соответствии с поступающими заказами. За счет этого существуют наиболее широкие возможности повышения эффективности использования автомашины.

3.1 Миграция населения, ее виды. Миграция населения – это перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства, навсегда или на относительно дли­тель­ный период. Таким образом, главный признак миграции – это пересечение административных границ территории – государственных, областных, районных. Не является миграцией только пересечение границ района внутри города. По данному признаку – пересечение административных границ территории – выделяют, прежде всего, внутреннюю и внешнюю миграцию населения.

Внешняя миграция – это иммиграция, от латинского слова «иммигро», т.е. вселяюсь». Это – вселение в страну на постоянное или временное проживание граждан других государств. Иммиграция определяется целым рядом причин: политических, национальных, религиозных, и она сыграла важную роль в формировании населения многих стран – Австралии, Канады, США и др. Иммиграция приводит к смешению различных этнических групп и появлению новых этносов. Здесь наиболее характерный пример – Мексика, основную часть населения которой составляют метисы. Второй разновидностью внешней миграции является эмиграция. Термин эмиграция происходит от латинского слова «эмигро», т.е. выселяюсь. Причинами эмиграции могут быть социально-политические факторы, например, безработица, нехватка земли у крестьян, низкий уровень жизни, а также политические и военные конфликты.

Кроме внешней миграции существует и внутренняя миграция. Если внешняя миграция населения – это миграция межгосударственная, то внутренняя – это миграция внутригосударственная. При этом необходимо учитывать, что внутренняя миграция населения – это межпоселенные перемещения населения. Именно межпоселенные, поэтому перемещение населения внутри города миграцией и не является. Различают внутренние миграции населения, такие, как город–село, город–город, село–город, село–село. Среди этих типов движения людей решающее значение, особенно в развивающихся странах, имеет миграция по схеме село – город. С развитием урбанизации повышается роль миграции по схеме город – город. Выделяют миграции населения в пределах крупных территориальных единиц (например, области, края, республики) и между ними. По этому принципу миграция делится на внутриобластную и межобластную, внутрирегиональную и межрегио­нальную.

В соответствии с временным критерием выделяют постоянную или безвоз­вратную миграцию населения, а также временную или возвратную. Безвозвратный характер носит обычно миграция межконтинентальная, а также перемещение населения из села в город. Возвратная миграция населения – это поездка на учебу, отдых или в длительную командировку. В данное понятие входит также сезонная и маятниковая миграция. Сезонная миграция – это временная миграция, один из главных видов перемещения населения. Она может быть межгосударственной и внутригосударственной.

Различают также экономическую и социально-культурную сезонную мигра­ции населения. Экономическая сезонная миграция – это отток населения из трудоизбыточных районов страны туда, где имеется потребность в рабочей силе. Например, из районов Северного Кавказа – в северные и восточные районы России. В 1970–1980-е годы часть населения из трудоизбыточной Свердловской области перемещалась в Тюменскую область, где имеются хорошо оплачиваемые рабочие места.

В дореволюционной России наиболее массовым видом сезонной миграции населения было отходничество. Оно возникло еще в XVII в. и особенно возросло после реформы 1861 г. Главная причина массового отходничества – малоземелье крестьян и низкое качество имеющейся земли, которая не обеспечивала крестьянской семье прожиточный минимум. Один из потоков этого избыточного сельского населения устремлялся на сезонные работы в города, в промышленность. Второй поток шел на юг, в Новороссию, где русские крестьяне трудились в сельском хозяйстве. В начале ХХ в. в России отходничеством занималось до 2,0 млн. человек, в период НЭПа – примерно 1,5 млн. Этот вид сезонной миграции весьма живуч и в настоящее время наиболее характерен для районов Северного Кавказа, территория которого не может обеспечить средствами существования быстро растущее население.

Еще один вид перемещения – это маятниковая миграция населения, т.е. регулярное перемещение людей из одного населенного пункта в другой на работу или учебу и обратно. Регулярность этого миграционного потока соответствует режиму работы предприятий или учебных заведений. В основе возникновения маятниковой миграции лежит несоответствие между наличием производительных сил и размещением населения. Главное направление перемещения населения при этом виде миграции – село–город или город–город. Зонами устойчивой маятниковой миграции населения бывают обычно города-спутники.

По способу организации миграция населения делится на организованную, осуществляемую при помощи государственных организаций, и неорганизованную, которая проводится силами самих мигрантов. В зависимости от того, происходит перемещение людей по их собственному желанию или вопреки нему, миграцию населения делят на добровольную и принудительную. Если взять только небольшой временной промежуток, например советский период в истории России, то здесь в качестве добровольных миграций можно назвать оргнабор, красноармейское переселение, плановое сельскохозяйственное переселение, направление на целину и отчасти – эвакуацию. Что касается принудительной миграции – то это депортация, репатриация и интернирование.

3.2. Теория миграционного процесса. Теория миграционного процесса рассматривает перемещение людей как трехстадийный процесс. На первой, исходной, стадии, происходит формирование территориальной подвижности населения. Вторая стадия – это собственно перемещение людей из пункта А в пункт Б. Третья стадия – завершающая, в ходе нее происходит приживаемость мигрантов, т.е. лиц, совершивших пересечение границ тех или иных территорий на новом месте.

На исходной стадии территориальной подвижности населения происходит формирование совокупности объективных и субъективных факторов, влияющих на принятие решения о миграции. Факторы миграции населения распределяются на три группы. Во-первых, это неуправляемые факторы миграции населения, т.е. постоянно действующие. Во-вторых, это временные факторы, регулируемые косвенным воздействием. В-третьих, это регулируемые переменные факторы.

В первую группу факторов миграции населения входит географическое положение местности, ее природные компоненты, в том числе геологические, метеорологические и др. Речь, прежде всего, идет о высоких сезонных перепадах температур, степени заболоченности территории, землетрясениях, наводнениях, наличии кровососущих насекомых и т. д. Вот эти факторы в значительной степени способствуют оттоку населения.

Вторая группа факторов – это факторы временные, регулируемые косвенным воздействием, под их влиянием ситуация может быть постепенно изменена. Это уровень освоения территории, в том числе создание производственной и социальной инфраструктуры. Как известно, колонизация евроазиатского континента шла с запада на восток, и чем восточнее, тем менее освоенной до настоящего времени является территория.

Третья группа факторов – это факторы текущего регулирования. К ним относятся повышенная зарплата, наличие различных льгот, кадровая и национальная политика, что способствовало в 1960–1980-е годы привлечению людей для освоения районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. В настоящее время действие этих факторов государство целенаправленно снижает, и с севера и востока происходит массовый отток населения. Перечисленные три группы факторов относятся к разряду объективных. В то же время каждый человек по-разному оценивает целесообразность миграции. Таким образом, решение о переезде во многом зависит от особенностей каждой личности. Эти особенности можно отнести к факторам субъективным.

Неодинаковый уровень миграционной подвижности населения обусловлен и особенностями каждого отдельно взятого региона страны. Интенсивность миграции зависит и от других факторов. Если взять, например, лиц разного пола – у них разный миграционный потенциал. Так, у женщин преобладают одноразовые миграции, а вот у мужчин – многоразовые. Если сравнить новоселов и старожильческое население, то последние также обладает большей подвижностью. Повышенная миграционная активность отмечается и у трудоспособного населения по сравнению с нетрудоспособным.

Степень реализации миграционной подвижности происходит на второй стадии миграции, т.е. во время перемещения. Для каждого новосела миграция – это единичное событие. Но как процесс – перемещение населения состоит из мигра­ционных потоков. Миграционный поток – это совокупное число миграций или мигрантов, имеющих общие районы выбытия и прибытия в течение определенного отрезка времени.

Выделяют прямые и обратные миграционные потоки. Таким образом, существуют встречные потоки между местами выбытия и местами прибытия мигрантов. Из двух идущих навстречу друг другу человеческих потоков больший по размерам обозначается как доминирующий, а менее интенсивный – как противоположный. Сумма этих потоков – доминирующего и противоположного – называется обменом населения между двумя территориями. Интенсивность миграционных потоков повышается, как правило, с уменьшением расстояния. Само перемещение происходит из менее развитых районов в более развитые. Поэтому наиболее интенсивные потоки образуются между районами скопления избыточной рабочей силы и районами спроса на нее.

Третья стадия миграции населения – это приживаемость мигрантов на новом месте. Приживаемость заключается в превращении мигранта в новосела, а новосела – в старожила. Сроки приживаемости могут быть разными, и зависят они от различных факторов. Так, в среднем по России, для перехода новосела в категорию старожила требуется приблизительно 10 лет. В районах особо сложных для проживания, где состав населения постоянно меняется, эти сроки меньше.

Следует также отметить, что существуют определенные показатели мигра­ции. Один из показателей – это сальдо миграции, который рассчитывается как разница между общим и естественным приростом населения. Имеются также индексы приживаемости – это соотношение численности между новоселами и старожилами.

3.3. Движение населения в зарубежных странах. На ранних стадиях первобытного общества миграция происходила в форме просачивания отдельных мелких коллективов на новые территории. Процесс расселения при этом носил мирный характер – необитаемых территорий было достаточно много. К концу периода неолита происходит первое крупное разделение труда и выделяются пастушеские племена. По мере оскудения пастбищ скотоводы уходили все дальше и дальше от мест своего первоначального обитания. Следо­вательно, на заре человечества миграция населения имела форму кочевничества.

Свою специфику имело перемещение населения в классовых обществах, вызванное перенаселением. Как известно, перенаселение бывает абсолютное и относительное. Абсолютное перенаселение – это невозможность совместить рас­тущее население с природно-экологической емкостью Земли. Относительное перенаселение – это перенаселение трудоспособного населения, т.е. наличие избыточных рабочих рук. В античном мире происходило образование относительно избыточного населения, и это сопровождалось его постоянной миграцией в виде колонизации. Колонизация носила, как правило, военный характер. Так, в Древней Греции в VIII–VI вв. до н.э. греки основывают примерно 150 колоний с числен­ностью населения до 10 тысяч человек в каждой. Это позволило обеспечить всех граждан землей и освободить метрополию от избыточного населения. Одновре­менно в Грецию шел непрерывный поток рабов. В данном случае наблюдалось два противоположных миграционных потока: из Греции – свободных, в Грецию – рабов.

Многочисленными миграциями сопровождалось становление в Европе феодального общества. И само общество это возникает во многом благодаря происходившему с IV по VII вв. н. э. великому переселению народов. В период раннего феодализма миграция населения происходила в форме бегства крестьян из-за угрозы закрепощения. Крестьяне бежали либо в города, либо на еще не заселенные территории.

В период развитого феодализма механическое движение населения проис­ходит либо в форме бегства уже крепостных крестьян, либо в виде крестовых походов. Одна из главных причин этих походов – появление в Европе относительно избыточного населения. Речь идет, прежде всего, о крестьянстве, для которого эти походы были, по сути, движением колонистов. Крестовые походы являлись и формой миграции относительно избыточного рыцарского населения, которое вследствие существования принципа майората в большом количестве появилось в средние века в Европе.

Таким образом, в средние века происходили многочисленные как принудительные, так и добровольные миграции. Принудительной миграцией являлся увод в рабство монголами ремесленников из захваченных ими городов Китая и других стран, в том числе и Руси. Принудительной непромышленной миграцией была продажа в период позднего феодализма немецких крестьян, которых в качестве солдат покупали правители иностранных государств. Наряду с принудительной миграцией, для средних веков была характерна и добровольная непромышленная миграция населения, перемещавшегося за пределы европейских обществ. Непосредственным толчком для данного вида перемещения населения послужили великие географические открытия XV–XVI вв. Следовательно, характерная особенность докапиталистических обществ – это постоянная миграция населения. В условиях первобытного общества она происходит в форме просачивания отдельных коллективов на новые земли, в период разложения этого общества – в форме вторжений. В эпоху рабовладения и феодализма миграция населения принимает часто вид колонизации в различных формах.

Огромные изменения в области движения населения происходят в XIX в. – это время массовых межконтинентальных миграций. Они были вызваны появлением в Южной и Центральной Америке новых независимых государств, бывших испанских и португальских колоний, а также интенсивной колонизацией территории Северной Америки. В результате на протяжении XIX в. из Европы в Америку мигрируют 28,0 млн. человек. Из них половина мигрантов приходится на два последние десятилетия. Первое место по числу переселенцев за океан занимает в это время Великобритания. Сведения об эмиграции из этой страны имеются, начиная с 1815 г., и они свидетельствуют о том, что из нее мигрируют 13,0 млн. человек. При этом примерно четверть мигрантов составляли шотландцы, вторую четверть – собственно англичане и половину – ирландцы. Таким образом, характеризуя миграцию населения в период Нового времени, можно сделать вывод, что она носила в основном трудовой характер. Это – межконтинентальная экономическая миграция.

После первой мировой войны в мире начинаются перемещения населения, вызванные не экономическими, а политическими причинами. Первое массовое организованное переселение по политическим мотивам происходит в 1922–1924 годах. Это – обмен населением между Турцией и Грецией. В процессе этого обмена в Грецию было репатриировано полтора миллиона греков из прибрежной части Малой Азии. В свою очередь из Фракии и Македонии отправляют на историческую родину 400,0 тысяч турок. Других крупных обменов населением в межвоенный период не было.

В ходе второй мировой войны миграции населения по политическим причинам приобретают гигантские масштабы. Для этого периода характерны так называемые военные миграции. Это – мобилизация и демобилизация, как военная, так и гражданская, это – эвакуация и реэвакуация, это также депортация, репатриация и интернирование. В годы войны интенсивное перемещение населения происходило из городской местности в сельскую. Оно было обусловлено продовольственными трудностями в городах, а также разрушением городского жилищного фонда. Крупнейшая в мировой истории принудительная миграция населения, охватившая в общей сложности примерно 17,0 млн. человек, была вызвана изменением восточных границ Германии.

В современном мире также существуют страны иммиграции, т.е. страны, куда едут, и страны эмиграции, т.е. страны, откуда едут. Эти две группы стран характеризуются определенным набором условий. Это относительно невысокая плотность населения при достаточно значи­тель­ных природных ресурсах, достаточно высокий уровень развития производительных сил, позволяю­щих обеспечить мигрантам достаточно высокий уровень жизни и заинтересованность данной страны в поощрении миграции. В настоящее время этим требованиям отвечают – Австралия, Канада и США, а также Аргентина, Бразилия и Венесуэла. В Старом Свете основными странами иммиграции после второй мировой войны были Германия и Израиль. Что касается стран эмиграции, то они характеризуются относительно высокой, по сравнению с экономическими возможностями, плотностью населения и наличием традиционных контактов со странами иммиграции

Наряду с межконтинентальным и межгосударственным перемещением во многих странах мира интенсивно проводилась и активная внутренняя миграция населения в пределах данного конкретного государства. В некоторых странах внутренняя миграция достигла огромных размеров, охватив миллионы людей. В мире можно назвать шесть крупных государств, в которых внутреннее перемещение населения достигло больших размеров. В западном полушарии к ним относятся Бразилия, Канада и Соединенные Штаты Америки, в восточном – Индонезия, Китай и Россия.

3.4. Миграция населения России в XVI – начале XX в. Колонизационное движение русского народа красной чертой проходит через всю его историю. Выйдя из междуречья Оки и Волги, русские освоили огромные территории. Среди многих территорий, которые на протяжении пятисот лет своего движения на восток и юго-восток смогли освоить русские, необходимо выделить Сибирь и Новороссию, сыгравших наиболее важную роль в отечественной истории. Прежде всего, это Сибирь, поскольку заселение этой огромной территории с ее колоссальными сырьевыми ресурсами стало одним из главных факторов, позволившим Российской Империи достигнуть положения мировой державы. Позднее Советскому Союзу именно за счет безудержной эксплуатации богатств Сибири удалось стать одной из двух сверхдержав.

Началом колонизации Сибири можно считать 80-е годы XVI в., когда Ермак с отрядом казаков переправился через Уральские горы. После этого русская колонизация быстро продвинулась на восток и уже через 50 лет, после похода Ермака, русские достигают реки Лены, а в начале XVIII в. овладели даже Аляской. Эта стремительная колонизация объясняется почти полным отсутствием местного населения.

Несмотря на высокие темпы колонизации, вплоть до конца XIX в. масштабы миграции населения в Сибирь были очень скромными. Контингент мигрантов состоял, прежде всего, из беглых крестьян, искавших в Сибири спасение от крепостного гнета. Кроме них высокую миграционную подвижность проявляли и старообрядцы, которые преследовались в России за свои убеждения. Группы старообрядцев пересекали даже границы Китая. И до настоящего времени в труднодоступных районах Джунгарии сохранились русские старообрядческие деревни.

Другим важным фактором в ранней колонизации Сибири было принуди­тельное переселение туда уголовных и политических ссыльных. Только в XIX в. в Сибирь на вечное поселение сослали 860,0 тысяч человек. В результате во многих губерниях ссыльные составляли значительную часть населения. Так, в Енисейской губернии на момент Всеобщей переписи населения 1897 г. ссыльные составляли 15% населения, это не считая тех, чьи предки были сосланы туда раньше.

В целом к концу XIX в. Сибирь была заселена лишь в незначительной степени. На огромной территории за Уральским хребтом проживало всего 6 млн. человек. Поэтому огромное значение для колонизации этой страны имело строительство в 90-е годы XIX в. Транссибирской магистрали. В результате в начале XX в. население Сибири удвоилось. Таким образом, в период с XVI по XIX вв. русские заселили огромные пространства Юго-Восточной Азии, т.е. Сибири. Эти территории во много раз превосходили собственно Великороссию вместе с Русью Белой и Малой.

Наряду с колонизацией Сибири русские осваивали и огромные степные районы юга, т.е. современной южной и восточной Украины, а также Крыма и Северного Кавказа, бассейнов рек Дона и Кубани. Начало русской колонизации этих территорий относится к XVI–XVII вв., однако массовое освоение началось только в конце XVIII в. после ликвидации Крымского ханства. Наиболее интенсивно шло заселение территории, получившей название Новороссии. По административно-территориальному делению того времени – это две российские губернии –Екатеринославская и Херсонская. По современному административно-территориальному делению – это Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Кировоградская, Луганская, Николаевская и Херсонская области Украины. Все население этой территории в конце XVIII в. составляло примерно 10,0 тысяч душ мужского пола. Причина такой слабой заселенности данной территории – перманентные набеги крымских татар.

Для России это пустое незаселенное пространство представляло огромную опасность. И тогда государство начинает эти территории интенсивно заселять, создавая здесь укрепленные линии на окраине русской земли. На южные земли начинают переселять крестьян из Киевской и Черниговской губерний, которые с середины XVII в. входят в состав русского государства. Кроме того, на территорию Новороссии начинают интенсивно привлекать иностранных колонистов. Им выделяют земли, и эти иностранные переселенцы начинают осваивать эти территории. Переселенцы были в основном из Австрийской империи – это болгары, македонцы, молдаване, сербы. Единственное требование, которое предъявлялось к ним – это православное вероисповедание.

Во второй половине XIX в. на территории Новороссии начинает расти численность русского населения. Здесь формируется Южный промышленный район России, Донбасс, и костяк рабочих составляют выходцы из российского Нечерноземья, имевшие навыки занятия ремеслом. Кроме того, для этих губерний была характерна значительная сезонная миграция из того же Нечерноземья. Ежегодно сотни тысяч русских крестьян направлялись на юг на сезонные полевые работы, и многие оставались на этих благодатных землях. Таким образом, в России в XVI – начале XX в. шла интенсивная внутренняя колонизация территорий, которые в десятки и сотни раз превосходили по своей площади саму метрополию. Это привело к громадным изменениям в численности, размещении и национальном составе населения.

В начале XX в. до первой мировой войны в России в восточные районы страны переехало 4,5 млн. человек. Затем началась война, был отменен льготный тариф на проезд, в армию призвали большую часть трудоспособных мужчин, и массовое крестьянское переселение практически прекратилось. Прекращение с началом войны планового аграрного переселения в Сибирь вовсе не означало, что миграционное движение в России прекратилось. Мировая война еще более усилила миграционные процессы, потоки мигрантов стали намного масштабнее. Они были вызваны отступлением русской армии, в результате три миллиона беженцев, спасаясь от немецкой оккупации, устремились в тыловые районы страны. Второй поток мигрантов – это 2,5 млн. военнопленных австро-венгерской, германской и турецкой армий, которых также везли и размещали в глубоком тылу. В-третьих, после Февральской и особенно Октябрьской революций в стране начинается закры­тие сотен предприятий, и десятки тысяч их рабочих вместе с семьями начинают организованно переезжать в Сибирь, которая не пострадала от войны.

3.5. Механическое движение населения в советский период. После завершения гражданской войны интенсивные миграционные процессы в Советской России продолжались. В страну возвращается часть сектантов, а также белоэмигрантов. Значительный поток мигрантов шел также по линии планового сельскохозяйственного переселения. Речь идет о возобновленном большевиками переселении крестьян из трудоизбыточных центральных районов страны на восток на постоянное место жительства. В этот период переселение происходит также в форме перевода на оседлость казахского населения и цыган.

Советская действительность создала и такую форму организованного переселения людей, как красноармейское переселение, проводившееся в первой половине 1930-х годов. Целью его было улучшение социального состава в пограничных районах СССР. Красноармейское переселение происходило в форме направления демобилизованных военнослужащих вместе с семьями на постоянное место жительства в районы Дальнего Востока и Северного Кавказа.

В 1920-е годы в Советском Союзе начинается и промышленное переселение. Как известно, миграция населения во многом обусловлена неравномерным размещением трудовых ресурсов. Россия в этом отношении весьма показательна. В начале ХХ в. три четверти территории России находилось в Азии, а проживала там только шестая часть населения страны. С началом индустриализации различные районы Советского Союза стали развиваться крайне неравномерно. Очень быстро развиваются северные и особенно восточные районы. Они располагали колос­саль­ной сырьевой базой, однако в виду малой заселенности не могли быть освоены. В СССР начинает реализовываться грандиозная программа по привлечению рабочей силы из трудоизбыточных районов в места, где ее остро не хватало.

После революции в СССР сохранилось отходничество, отход крестьян был главным образом связан с сезонными видами работ – лесозаготовками, торфо­раз­работками, уборкой урожая. С принятием первого пятилетнего плана происходит усиление государственного регулирования этого процесса. Вначале переходят к индивидуальной вербовке рабочей силы в деревнях через уполномоченных пред­приятий, а с 1931 г. ее стали осуществлять через оргнабор.

При организованном наборе рабочей силы предприятие должно было заклю­чать договор не с отдельным крестьянином, а с правлением колхоза о плановом выделении рабочей силы. Организованный набор очень активно осуществлялся в годы первой и второй пятилеток, а вот в конце 1930-х годов его значение постепенно уменьшилось. Причина заключалась в том, что предприятиям была нужна квалифицированная рабочая сила, и важнейшим источником пополнения рабочего класса становится государственное распределение выпускников ФЗУ.

Первый район, на освоение которого были направлены сотни тысяч людей, – это европейский север России. В середине 1920-х годов громадные работы велись по строительству Мурманской железной дороги и освоению природных богатств края; данная территория начинает быстро заселяться. Второй, основной, поток мигрантов, направлялся на восток. Часть переселенцев ехала добровольно, их выбор был обусловлен экономическими причинами. Миграция в районы освоения давала возможность трудоустроиться и получать более высокую зарплату.

В 1930-е годы крупнейшим центром индустриализации становится Урал, который вместе с Западной Сибирью превращается во вторую угольно-металлургическую базу страны. Быстрое развитие промышленности обусловило громадный спрос на рабочую силу – на строящиеся уральские заводы со всего Советского Союза приезжают сотни тысяч человек. В 1935 г. только в города Свердловской области приезжает 580,0 тысяч человек, в 1936 г. – 620,0 тысяч. Половину этих переселенцев в города составляли крестьяне из самой области, вторую половину – иногородние. На первом месте среди переселенцев стояли выходцы из Кировской области, далее шли районы Поволжья. В результате, за время между Всесоюзными переписями населения 1926 и 1939 гг. численность населения Перми увеличилось в 3 раза, Свердловска – в 3,5 раза, Нижнего Тагила – в 4 раза, Челябинска – в 5 раз. За межпереписной период население региона выросло на четверть, в Свердловской и Челябинской областях городское население впервые стало преобладать над сельским.

В конце 1930-х годов в СССР возобновилось прерванное коллективизацией плановое сельскохозяйственное переселение, оно не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны. Потоки переселенцев направлялись в первую очередь на те территории, откуда были выселены так называемые «народы-предатели». Это – территория ликвидированной немецкой автономии в Поволжье, вошедшей в состав Сталинградской и Саратовской областей, а также Крым, бывший ранее Крымской АССР. В первые послевоенные годы по линии планового сельскохозяйственного переселения происходило заселение Калининградской и Сахалинской областей, откуда выселили соответственно немцев и японцев. В 1947 г. началось плановое сельскохозяйственное переселение в Грозненскую область, откуда в 1944 г. были выселены в Сибирь все чеченцы. Активно заселяли в те годы и Западную Карелию. Эта территория в результате «зимней войны» вошла в состав Советского Союза практически без населения. В покинутые финнами и карелами районы Западной Карелии после войны были переселены из центральных районов России 330,0 тысяч крестьян.

Кроме планового сельскохозяйственного переселения, масштабные мигра­цион­ные процессы начались в Советском Союзе в период Великой Отечественной войны. Они были весьма разнообразны и практически затронули каждую семью. Это – мобилизация в армию и промышленность, а также постоянные мобилизации на сельскохозяйственные работы. Это – миграция населения из городской местности в сельскую, а также перемещение населения из прифронтовой зоны в тыл, т.е. эвакуация. Это – демобилизация и реэвакуация, а также массовая депортация целых народов.

3.6. Депортация населения в СССР. Термин «депортация» присутствует в законодательстве многих стран, и он означает изгнание, ссылку. Таким образом, депортация – это широкомасштабное переселение целых народов, а также представителей некоторых национальностей с исконно родных мест. История спецпереселенческой политики Советского Союза напрямую связана с коллективизацией сельского хозяйства, которая сопровождалась раскулачиванием зажиточной части крестьян. В конце 1929 – начале 1930-х годов во многих краях и областях страны по решению местных органов власти началось их выселение за пределы территории их проживания с конфискацией имущества. С целью придания этому процессу правовой основы СНК СССР 01 февраля 1931 г. принял постановление «О предоставлении облисполкомам и правительствам автономных республик прав выселения кулаков за пределы районов сплошной коллективизации». Все зажиточные крестьяне были разделены на три категории. К первой категории относился так называемый контрреволюционный актив. Это были крестьяне, которые активно противодействовали организации колхозов, бежали с постоянного места жительства и переходили на нелегальное положение. Ко второй категории относились наиболее богатые крестьяне, так называемые кулацкие авторитеты, которые являлись, по мнению властей, оплотом антисоветского актива. К третьей категории относились все остальные зажиточные крестьяне.

Главы семей крестьян первой категории арестовывались, дела о деятельности передавались на рассмотрение специальных троек. После этого они направлялись, как правило, в концлагеря. Раскулаченные крестьяне, отнесенные к кулакам второй категории, а также семьи кулаков первой категории выселялись в отдаленные районы на спецпоселение. Кулаки, отнесенные к третьей категории, а также их семьи в ссылку на Урал и Сибирь, как правило, не отправлялись, а переселялись внутри области. До 1934 г. все выселенные за пределы своих областей крестьяне назывались спецпереселенцами. С 1934 по 1944 годы их называли трудпоселенцами, а с 1944 г. – спецпоселенцами. Таким образом, все эти термины являются синонимами, т.е. обозначают одну и ту же группу населения.

Кулацкая ссылка формировалась из крестьян различных регионов нашей страны и в первую очередь тех, где природно-климатические условия для ведения сельского хозяйства были более благоприятными, и отдача от занятий сельским хозяйством была выше. Это, прежде всего Украина, Белоруссия, Северный Кавказ, Центрально-Черноземный район, Крым. Основная часть выселенных с этих районов крестьян направлялась на поселение в Сибирь, Казахстан, на Север, а также на Урал. На начало 1932 г. на учете в СССР состояло 1,8 млн. спецпереселенцев из числа бывших кулаков. Из них 484,0 тысяч человек, т.е. каждый четвертый, был размещен в Уральской области с центром в Свердловске, которая стала главным районом размещения раскулаченных.

После выселения кулаков, вплоть до начала второй мировой войны, массовых депортаций населения в нашей стране не было. Исключение составляли корейцы, 129,0 тыс. которых выселили с Дальнего Востока в Среднюю Азию. Кроме них из пограничных районов Молдавии, Украины и Белоруссии были выселены граждане немецкой национальности. Катализатором великого переселения народов стала вторая мировая война. В 1940 г. в Советском Союзе появляется новая категория трудпоселенцев – польские осадники. Затем начались депортации населения из республик Прибалтики, которые в 1940 г. были насильственно включены в состав Советского Союза.

С началом Великой Отечественной войны состав спецконтингента в нашей стране значительно обновился. На поселение было направлено немецкое население Советского Союза. На территории России немцы проживали с XVIII в. По данным Всесоюзной переписи населения СССР 1939 г. численность немецкого населения нашей страны составляла 1 млн. 427 тысяч человек. Только треть из них проживала в Поволжье, вторая треть жила на южной Украине и в Крыму. Остальные разме­щались в городах европейской части страны, в основном в Москве и Ленинграде. На Урале немцев до войны было очень мало, только в сельской местности Орен­бургской области их насчитывалось около десяти тысяч человек. В Свердловской области немцев практически не было – по итогам Всесоюзной переписи 1939 г. на Среднем Урале проживало всего 413 человек лиц немецкой национальности.

Однако уже через два года численность немецкого населения Урала увеличилась в десятки раз, только в Свердловской области она составила около 50,0 тысяч человек. Всего за годы войны в СССР на спецпоселение было отправлено около миллиона немцев, из них на Урал – 150,0 тысяч человек. Основная часть депортированных на Урал немцев была размещена в Пермской, Свердловской и Челябинской областях. Большую часть их составили так называемые трудармейцы. Первоначально это были военнослужащие Красной армии, которых с началом войны отправили с театра военных действий в тыл на работы на объектах народного хозяйства. Из них формируют строительные батальоны, получившие впоследствии название «рабочие колонны». В трудовые колонны мобилизовывали и женщин немецкой национальности в возрасте от 16 до 45 лет. От мобилизации освобождали лишь беременных, а также имеющих детей в возрасте до трех лет. Если дети были старше этого возраста, то они передавались на воспитание родст­венникам или отдавались в детский дом, а матери направлялись в трудармию.

Одновременно с немцами в начале 1942 г. на основании решения Военного совета Ленинградского фронта в ссылку в Красноярский край отправили 45,0 тысяч проживающих в Советском Союзе финнов. Осенью 1943 г. в результате совместных действий частей Красной Армии и войск НКВД было проведено выселение в Сибирь и 93,0 тысяч калмыков. Часть из них затем отправили работать на предприятия Урала.

Численность населения изменяется под влиянием естественного движения (воспроизводства ) - соотношения процессов рождаемости и смертности. Естественное движение обуславливает постоянный процесс смены поколений и восстановление населения. Для того чтобы можно было сравнивать темпы такого воспроизводства в странах мира, различающихся по численности населения, рассчитывают средний показатель (коэффициент) рождаемости и смертности на 1000 человек в год (измеряется в промилле). Разницу между показателями рождаемости и смертности называют естественным приростом. Коэффициент естественного прироста может иметь положительное, отрицательное или нулевое значение, что свидетельствует об увеличении, уменьшении или стабильности численности населения.

В соответствии с изменением совокупности демографических показателей на современном этапе развития общества принято выделять два типа воспроизводства населения.

Традиционный или патриархальный тип воспроизводства населения доминирует в аграрном или на ранних стадиях индустриального общества. Главные отличительные черты - очень высокая рождаемость и смертность, низкая средняя продолжительность жизни. Многодетность является традицией, способствует лучшему функционированию семьи в аграрном обществе. Высокая смертность - следствие низкого уровня жизни людей, их тяжелого труда и плохого питания, недостаточного развития образования и медицины. Этот тип воспроизводства характерен для наименее развитых стран: Нигерии, Нигера, Сомали, Эфиопии и Анголы, Уганды, Афганистана, Бангладеш и др.

Современный, или рациональный, тип воспроизводства населения характерен для экономически развитых стран с более высоким уровнем жизни. Этот тип воспроизводства характеризуется пониженной рождаемостью, близким к среднему уровнем смертности, низким естественным приростом и высокой средней продолжительностью жизни. Низкая рождаемость здесь тесно связана с сознательным регулированием размера семей, а уровень смертности обусловлен в основном высокой долей людей пожилого возраста.

В значительной части развивающихся стран (Мексика, Бразилия, Филиппины, Таиланд и др.) традиционный тип воспроизводства населения за последние десятилетия изменился. Уровень смертности снизился в связи с успехами медицины, улучшением качества жизни. Традиционно высокая рождаемость и естественный прирост также снижаются, но остаются более высокими, чем в странах с рациональным типом воспроизводства. Можно говорить о том, что здесь существует переходный тип воспроизводства населения.

Решающее воздействие на уровень рождаемости (количество родившихся живых детей на 1000 населения в год) оказывают социально-экономические, демографические, религиозные, этнические, психологические и другие факторы.

Резко отрицательно сказываются на рождаемости войны, экономические кризисы, рост безработицы и другие явления, порождающие у людей неуверенность в завтрашнем дне. Они вызывают сокращение количества заключенных браков и числа детей. Благосостояние семьи, общественное положение и занятость женщины, уровень образовательных и культурных потребностей также сказываются на показателях рождаемости.

Религиозные каноны ислама и христианства выступают против искусственного ограничения числа детей в семье.

Важный фактор - семейная структура населения, уровень брачности и разводимости, брачный возраст.

В России в 2014 г. число браков составило 8,5, а разводов - 4,5 на 1000 населения. То есть почти половина браков заканчивается разводом.

В нашей стране главными причинами разводов выступают алкоголизм и наркомания, несоответствие взглядов и характеров, материальное неблагополучие, измена. 30% пар разводится из-за несходства характеров, около 14% разводов происходит в результате алкогольной или наркотической зависимости одного из супругов. На третьем месте стоит измена. Но существуют и другие причины: неготовность молодых людей к семейной жизни, бесплодие, физические недуги, непонимание родственников, отсутствие любви.

В различных странах мира брачный возраст разный и колеблется от 9 до 22 лет, различаясь в зависимости от пола лиц, вступающих в брак.

В Российской Федерации установлен возраст для вступления в брак - 18 лет. Однако существуют обстоятельства, когда при наличии уважительных причин органы местного самоуправления, в зависимости от законодательства субъекта РФ, могут разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет, а в особо исключительных случаях - даже с 14 лет. Наиболее общими для всех субъектов причинами признаются: беременность, рождение ребенка, призыв жениха в армию, угроза жизни одной из сторон.

Брачный возраст в различных странах:

  • Нигерия (Федеративная Республика Нигерия) и Кения (Республика Кения) - 9 лет для женщин и 16-18 лет для мужчин;
  • Австралия (Австралийский Союз) - женщины 16 лет, мужчины 18 лет;
  • Италия (Итальянская Республика) - женщины 14 лет, мужчины 16 лет;
  • Испания (Королевство Испания) - женщины 13 лет, мужчины 16 лет;
  • Япония - женщины 16 лет, мужчины 18 лет;
  • Китай - женщины 20 лет, мужчины 22 года;
  • Индия (Республика Индия) - женщины 18 лет, мужчины 21 год;
  • США - для женщин 13-17, для мужчин 14-18 (в зависимости от штата);
  • Чили - женщины 12 лет, мужчины 14 лет;
  • Колумбия - женщины 14 лет, мужчины 16 лет.

Из приведенных примеров видим, что в мире нет единой системы для установления брачного возраста. В каждой стране законодательство устанавливает свои минимальные границы возраста для вступления в брак, присущие своему государству исходя из физиологии и морально-психологических особенностей личности, а также немаловажную роль играют обычаи и традиции нации.

Существует возможность воздействия на уровень рождаемости посредством демографической политики - системы государственных мер (экономических, административных, санитарных, агитационных и др.), направленных на стимулирование или ограничение рождаемости.

Более развернутое определение представлено в словаре терминов социально-экономической географии.

Демографическая политика - система мер, направленных на достижение сознательно поставленных демографических целей сохранения или изменения тенденций динамики численности населения и его структуры, осуществляемых государством и другими полномочными органами, социальными институтами в отношении населения страны или района. В качестве объекта демографической политики может выступать в целом население страны или ее частей, а также отдельные социальные, этнические группы или возрастные когорты населения. Она может быть ориентирована на регулирование процессов рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на оптимизацию возрастной структуры населения.

Различают следующие меры демографической политики:

экономические (оплачиваемые отпуска, различные пособия при рождении ребенка, часто в зависимости от их количества, ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы, преимущества для многодетных семей и другие инструменты стимулирования роста рождаемости);

административно-правовые (принятие законодательных и подзаконных актов, регулирующих возраст вступления в брак, разводи- мость, регламентирующих отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин, матерей и т.п.);

воспитательные, пропагандистские (формирование норм и стандартов демографического поведения; определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям; формирование общественного мнения, политики планирования семьи; половое воспитание детей и образование молодежи) .

В целях стимулирования числа рождений устанавливаются различные льготы и пособия многодетным семьям, матерям; иногда запрещаются аборты, ведется пропаганда многодетности семей, принимаются меры по укреплению браков. Такие цели преследует демографическая политика в некоторых странах Европы (во Франции, Швеции, Норвегии).

В большинстве развивающихся стран демографическая политика направлена на снижение рождаемости, в связи с отставанием социально-экономического прогресса от роста численности населения. Активная демографическая политика, направленная на снижение рождаемости проводилась в Китае и Индии, что позволило замедлить темпы прироста населения. Использование в Китае радикальных мер сокращения рождаемости (жестких экономических мер, льгот для однодетных семей и детей из них, принудительной стерилизации и административных обязательств) привело к ее снижению с 1970 г. до середины 90-х гг. в 2 раза - с 34 до 17%о.

Территориальные различия в факторах, определяющих уровень рождаемости, обусловили его значительные различия в странах и регионах.

Среди 207 стран и территорий мира общий коэффициент рождаемости варьирует от 7 в китайских автономиях Гонконге и Макао до 56 в Нигере. Медианное значение составляет 22 %о, т.е. в половине стран мира общий коэффициент рождаемости ниже, а в другой половине выше этого значения. В этом ряду Россия занимает 32-40-е места в числе стран с наиболее низкой рождаемостью наряду с Бельгией, Грузией, Кипром, Кубой, Испанией, Португалией, Финляндией и Швецией - 11 %о.

Из бывших союзных республик более низкие значения общего коэффициента рождаемости характерны для Белоруссии, Латвии, Литвы и Украины (по 9 %о), а также для Молдавии и Эстонии (по 10 %о). В остальных же постсоветских странах его значение выше, чем в России и Грузии: в Армении - 12 %о, Азербайджане -16%о, Казахстане - 17 %о, Киргизии - 21 %о, Узбекистане - 23 %о, Туркмении - 24 %о, а в Таджикистане - 31 %о, что заметно превышает среднее значение для группы развивающихся стран. Самые высокие значения общего коэффициента рождаемости отмечаются в странах Центральной, Восточной и Западной Африки, а также в Афганистане (табл. 1.8).

Таблица 1.8

Десять стран с наиболее низкими и наиболее высокими значениями общего коэффициента рождаемости (ОКР)

Более адекватной характеристикой рождаемости является коэффициент суммарной рождаемости (в отечественной статистике используется название «суммарный коэффициент рождаемости»), показывающий, сколько детей в среднем родила женщина за свою жизнь.

По оценкам ООН, значение коэффициента суммарной рождаемости населения мира составило в 2005-2010 гг. 2,53. Однако эта средняя величина скрывает значительные различия, сохраняющиеся между странами и их группами. Среди 206 стран и территорий мира этот показатель варьирует от 0,8 в китайском Макао до 8,0 в Нигере.

По имеющимся данным, в 2005-2010 гг. в 75 странах мира (45 из них относятся к группе развитых стран) значение коэффициента суммарной рождаемости было ниже уровня 2,1 ребенка на женщину, т.е. фактически рождаемость в этих странах не обеспечивала простого замещения поколений. Совокупное население этих стран составляет 3,3 млрд человек, или 48,2 % населения мира.

В остальных 126 странах, в которых проживало 3,5 млрд человек, или 51,2% населения мира, значение коэффициента суммарной рождаемости составляло 2,1 и более. В эту группу входило только 2 страны из группы развитых (Исландия и Новая Зеландия), остальные относились к группе развивающихся стран. В 31 стране, из которых 28 стран относились к группе наименее развитых, значение коэффициента суммарной рождаемости составляло 5 и более детей на женщину, в том числе в 12 странах - 6 и более.

Суммарный коэффициент рождаемости в России в начале XX в. превышал 7 детей на одну женщину, в США - 4,5, во Франции - 2,8 детей. Вместе с тем наряду с очень высокой рождаемостью для России начала XX в. была характерна и высокая смертность, почти в 2 раза превышающая ее общий уровень в США, Франции, Великобритании.

Величина СКР в России достигла максимума (2,19 ребенка на одну женщину) в 1987 г., и в течение двух календарных лет (1987-1988) превышала уровень простого воспроизводства. В 2013 году Российская Федерация по суммарному коэффициенту рождаемости - 1,4 - делит 29-34-е места среди стран с наиболее низкими значениями наряду с Австрией, Грузией, Нормандскими островами и Швейцарией. Среди бывших союзных республик более низким суммарным коэффициентом рождаемости отличаются Белоруссия, Молдавия, Украина (по 1,2), а также Армения, Латвия и Литва (по 1,3). В Эстонии он составляет 1,5, в Азербайджане и Казахстане - 2,0, Киргизии - 2,6, Узбекистане - 2,7, Туркмении - 2,9, Таджикистане - 4,1.

Если самые низкие значения коэффициента суммарной рождаемости характерны для стран Восточной Европы и Восточной Азии, то самые высокие - для некоторых африканских стран и Афганистана (табл. 1.9)

В таких беднейших странах, как Буркина-Фасо, Мали, Мозамбик, Нигер и Уганда, рождаемость остается неизменно высокой (см. табл. 1.9). В таких странах, как Доминиканская Республика, Гана, Кения и Турция, рождаемость стабилизировалась после существенного снижения на уровне от 2,5 (Турция) до 4,7 (Кения). В Бангладеш после десятилетней стабилизации на уровне 3,3 ребенка на женщину снижение суммарной рождаемости в последние годы возобновилось, и она опустилась до 3,0.

Таблица 1.9

Десять стран с наиболее низкими и наиболее высокими значениями суммарного коэффициента рождаемости (КСР), детей на женщину

Страны с самыми низкими значениями КСР

Страны с самыми высокими значениями КСР

Страна

Страна

Белоруссия

Босния и Герцеговина

Гвинея-Бисау

Южная Корея

Молдавия

Сан-Марино

Словакия

Афганистан

Демократическая Республика Конго

Уровень смертности дает среднее ежегодное число смертей за год на 1000 человек населения. Этот показатель в значительной степени зависит от возрастной структуры населения. Решающее влияние на него оказывают социально-экономические условия, в первую очередь уровень благосостояния людей и развития здравоохранения. Значительное воздействие на состояние здоровья людей, уровень смертности и продолжительности жизни оказывает загрязнение окружающей среды, алкоголизм, курение, наркомания, эпидемии (СПИД). Две главные причины смерти людей во многих развитых странах, в том числе в России,- болезни сердечнососудистой системы и злокачественные новообразования (табл. 1.10).

Смертность по основным классам причин смерти на 100 тыс. жителей, 1960-2010 гг.

Таблица 1.10

В большинстве стран наблюдается рост общей смертности, несмотря на сокращение уровня смертности во всех возрастных группах, поскольку снижение рождаемости приводит к старению населения. Страны с максимальным ее уровнем представлены в табл. 1.11.

Страны с максимальным уровнем смертности (2012 г.)

Таблица 1.11

На основе возрастных коэффициентов смертности вычисляется средняя продолжительность жизни людей. В Древней Греции и Римской империи она составляла 25 лет, в середине XX в.- 46 лет, в 2000 г. - 66 лет. Ученые считают, что средняя видовая продолжительность человеческой жизни составляет 110-115 и даже 120-140 лет. Однако в действительности, в результате воздействия многих биологических и социально-экономических факторов, она значительно меньше, хотя и имеет тенденцию к увеличению.

Существуют значительные географические различия в величине этого показателя. Особенно велики различия между высокоразвитыми и наименее развитыми странами мира (табл. 1.12).

Таблица 1.12

Средняя продолжительность жизни в 2013 г.

В России в 1897 г. СПЖ составляла 32 года. В СССР она возросла с 47 лет в 1938 г. до 70 лет в 1970-72 гг. В конце XX в. - начале XXI в. этот показатель стал снижаться в результате ухудшения качества медицинского обслуживания и стрессовых условий жизни, связанных с экономическими и социально-политическими преобразованиями в стране. В 2013 году Россия со средней продолжительностью жизни в 66 лет оказались на 129 месте в мире. Больше, чем в России, среди стран СНГ живут в Казахстане - 67,35 лет, Украине - 68,1 лет, Туркмении - 68,35 лет, Киргизии - 68,9 лет, Беларуси - 70,2 лет, Армении - 72,4 года, Грузии - 76,55 лет. Кроме того, в нашей стране самый большой разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин. В целом в мире эта величина составляет 3 года, во многих экономически развитых странах - 6-7 лет; в России эта разница составляет 12-13 лет. Продолжительность жизни российских мужчин самая короткая среди населения Европы и Средней Азии. Об этом сообщается в ежегодном докладе Всемирной организации здравоохранения. По данным этой организации, российские мужчины в среднем доживают лишь до 62,8 лет. А в 90-е гг. XX в. она опускалась до 58 лет.

С характером естественного воспроизводства тесно связана и возрастная структура населения. Так в странах традиционного типа воспроизводства наиболее значительна доля детей и молодежи, в странах современного типа воспроизводства - высокая доля людей пожилого возраста (табл. 1.13) Причем в некоторых из них она обусловлена в большей степени ростом продолжительности жизни (Япония, Германия, Италия, Греция), а в других - очень низкой рождаемостью (Болгария, Латвия).

Таблица 1.13

Доля населения в возрасте 65 лет и старше в общей численности населения страны (%), 2013 г.

Устойчивое снижение уровня рождаемости является причиной не только естественной убыли населения, но и главным фактором демографического старения, роста «демографической нагрузки» пожилого населения на трудоспособное. В настоящее время она превысила в большинстве европейских стран 25% (т.е. на 100 человек трудоспособного возраста приходится более 25 нетрудоспособных пожилого возраста). К 2030 году прогнозируется рост этого показателя до 0,36 и к 2050 г. - до 0,47. И это уже сейчас становится значительным ограничителем социально-экономического развития, проблемой, которая потребует существенной перестройки системы социального обеспечения, значительных финансовых ресурсов, неподъемных (при нынешней системе распределения материальных благ) даже для развитых стран мира, не говоря уже о России. В целом по миру к 2010 г. общая численность людей в возрасте 60 лет и старше составила более 760 млн (11% общей численности населения), к 2050 г. она прогнозируется на уровне более 2 млрд человек (22% общей численности населения).

В России показатель демографической нагрузки пожилыми людьми в 2010 г. составил 0,34, а по отдельным регионам страны он уже значительно выше: Тульская область - 0,45, Рязанская - 0,44, Тамбовская - 0,42, Тверская - 0,42, Воронежская - 0,42, Псковская - 0,42.

Естественный прирост населения - превышение рождаемости над смертностью, т.е. разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени. Служит наиболее общей характеристикой интенсивности роста населения, измеряется обычно коэффициентом естественного прироста населения на 1000 жителей в год. Может быть как положительным (например, в Нигере естественный прирост населения в 2011 г. составлял 36,8%о), так и отрицательным (например, в Черногории он составляет 8,5%о). Отрицательный естественный прирост населения означает, что в стране умирает больше человек, чем рождается (т.е. естественная убыль населения). Наибольшую естественную убыль населения с начала века до 1913 г. имели постсоциалистические страны: Черногория, Сербия, Болгария, Венгрия, Румыния, Хорватия, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина; из высокоразвитых стран - Германия, Япония, Италия. Высокой естественной убылью населения характеризуются и некоторые развивающиеся страны, к примеру, Свазиленд. В этом государстве самая высокая смертность в мире и самая низкая средняя продолжительность жизни (около 32 лет). Основная причина этого - чрезвычайно высокое количество ВИЧ-инфицированных жителей страны - более четверти населения. По этому показателю Свазиленд значительно превосходит даже Ботсвану и Лесото, также входящих в тройку самых ВИЧ-инфицированных стран мира.

Что касается России, последние 20 лет здесь наблюдается естественная убыль населения. Более подробно демографическая ситуация в стране представлена в табл. 1.14.

Таблица 1.14

Рождаемость, смертность и естественный прирост в России

Рождаемость на 1000 жителей

Смертность на 1000 жителей

Естественный

прирост

на 1000 жителей

Рождаемость на 1000 жителей

Смертность на 1000 жителей

Среднее число детей, рожденных одной женщиной

Естественный

прирост

на 1000 жителей

Двести пятьдесят лет назад, в 1761 г., наш великий соотечественник М.В. Ломоносов написал в своем трактате «О сохранении и размножении российского народа», что численность населения представляет для России огромное значение и именно в населении состоит «величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей».

Для характеристики современной демографической ситуации в России общественными деятелями, политиками и учеными используются различные термины: «демографический спад», «депопуляция», «демографический кризис», «демографическая катастрофа» и др. Согласно ежегодному Докладу Фонда ООН в области народонаселения за 2011 г., в России имел место демографический кризис.

Демографический спад - это кратковременное ухудшение демографической ситуации, обусловленное неравномерностью, волновым характером развития демографических процессов.

Депопуляция - устойчивое в течение определенного периода времени снижение абсолютной численности населения страны, территории или отдельных групп населения (например, этнических) вследствие естественной убыли; превышение численности старших поколений над молодыми. Депопуляция может быть следствием снижения интенсивности рождений и роста смертности, диспропорций возрастного состава населения, потерь населения, в том числе влияния войн, геноцида или массовых убийств, социально-экономических кризисов и других кризисных явлений .

Масштабы естественной убыли могут с разной степенью полноты компенсироваться внешней миграцией или наоборот.

Демографический кризис - это сокращение численности населения, обусловленное прежде всего его естественной убылью и его качественными негативными изменениями (духовными, психологическими и психическими).

Демографическая катастрофа - это ситуация, когда за короткий период (буквально 2-3 года) население страны (региона) значительно уменьшается (более чем на 50%) или вообще исчезает на этой территории. Демографическая катастрофа, как правило, связана с какими-либо социальными или природными катаклизмами.

Депопуляция стала характерной чертой демографического развития большинства развитых стран мира. Типичным примером является Германия, где с начала 70-х гг. XX в. имеет место естественная убыль немецкого населения при небольшом росте общей численности населения страны за счет миграции. По сравнению с группой депопуляционных европейских стран (Австрия, Бельгия, Германия), где естественная убыль составляет 0,1-0,7 человека на 1000 жителей, российские параметры естественной убыли населения оказываются в десятки раз больше (5-6 человек на 1000 жителей с 1993 по 2006 гг.). Особенно катастрофическими были ее размеры в сельской местности некоторых регионов России. Наиболее выраженная депопуляция наблюдалась в Северо-Западном, Центральном и Центрально-Черноземном экономических районах, где в 90-е гг. величина естественной убыли населения составляла более 20 человек на 1000 жителей. Эта долговременная тенденция создает угрозу обезлюдения стратегически важных регионов России, делает невозможным устойчивое развитие экономики и социальной сферы, ведет к увеличению хищнического, браконьерского использования находящихся там ресурсов, к еще большей незащищенности границ, увеличению проникновения в страну наркотиков, оружия, контрабанды, нелегалов, террористов.

Наряду с депопуляцией среди других проявлений демографического кризиса наиболее важны процессы общей деградации населения России: духовной, психологической, психической и физической; значительного ухудшения его качественных характеристик, сопровождаемых ростом табакокурения, алкоголизма, распространением СПИДа и наркомании и др. Около половины рождающихся детей изначально больны различными заболеваниями, при этом не менее 5% из них оказываются на улице, т.е. брошенными живыми родителями, общая численность социальных сирот составляет около 700 тыс. человек, беспризорников - более 4 млн Каждые 9 из 10 выпускников школ больны хроническими заболеваниями. Общая численность выявленных наркоманов официально оценивается в 6 млн человек, а в ближайшие годы она может превысить 10 млн Число смертей от употребления наркотиков в сравнении с 1980-ми гг. в целом увеличилось в 12 раз, а среди несовершеннолетних - в 42 раза! Средняя продолжительность жизни наркоманов составляет 10-15 лет .

Естественная убыль населения наблюдается в Российской Федерации с 1992 г. Существующие показатели рождаемости в 1,35 раза ниже, чем необходимо для обеспечения хотя бы простого воспроизводства населения; поколение детей лишь на 73% замещает поколение родителей, страна ежегодно теряет 300-400 тыс. жителей. По прогнозам демографов, сохранение нынешнего уровня рождаемости и смертности приведет к тому, что численность населения страны к началу 2025 г. может составить около 136 млн человек, сократившись по сравнению с началом 1990 г. на 12 млн человек, или на у 12 часть.

По оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстата), население России на начало 2016 г. насчитывало 146 млн 544 тыс. человек. Сокращение возрастающими темпами численности населения страны, ведет к снижению доли россиян в мировом населении, что показано в табл. 1.15.

Таблица 1.15

Доля россиян в мировом населении

1950 г.

1960 г.

1970 г.

1980 г.

1990 г.

2000 г.

2010 г.

2050 г.

Стабильно снижается и ранг страны в группе крупнейших по населению стран мира, что отражено в табл. 1.16.

Таблица 1.16

Ранги стран в мировой иерархии населения (млн человек)

1. Китай(555)

1. Китай (1155)

1. Китай (1269)

1. Китай (1341)

1. Индия (1593)

2. Индия (358)

2. Индия (849)

2. Индия (1054)

2. Индия (1224)

2. Китай (1392)

4. Россия (103)

4. Индонезия (181)

4. Индонезия (213)

4. Индонезия (239)

4. Пакистан (305)

5. Япония (84)

6. Россия (148)

6. Россия (147)

9. Россия (143)

17. Россия (112)

В целом же список 10 крупнейших по численности стран на середину 2016 г. по оценке ООН выглядит следующим образом (млн человек):

На долю этих 10 стран приходится около 60% мирового населения.

В 2006-2010 гг. острота демографического кризиса несколько уменьшилась: немного выросла рождаемость, снизилась смертность, увеличилась средняя продолжительность жизни как женщин, так и мужчин. Однако естественная убыль населения отмечалась до 2013 г.

Таким образом, проблема развития демографического потенциала нации, проблема «сбережения» главного богатства России - российского населения, укрепления его здоровья и улучшения благополу-чия - имеет для нашей страны первостепенное значение.

В условиях демографического кризиса международная миграция стала единственным источником восполнения численности населения России. Увеличение миграционного прироста при сокращении естественной убыли привело к замедлению темпов сокращения численности населения Российской Федерации.

Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на 20-30 млн превышает численность женщин. В среднем на 100 девочек рождается 104-107 мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны.

Различно соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах. Так, наибольший перевес мужского населения во всех регионах мира наблюдается в возрастной группе до 14 лет. Среди пожилых людей во всем мире преобладают женщины.

Наблюдаются большие различия в половом составе в отдельных регионах мира. В странах зарубежной Европы и в СНГ отмечается преобладание женщин. Это объясняется влиянием мировых и локальных войн и превышением средней продолжительности жизни женщин. Особенно велик их перевес в СНГ (на 16,5 млн), ФРГ и Австрии.

В зарубежной Азии почти повсеместно преобладают мужчины (особенно большое превышение доли мужского населения наблюдается в Южной и Восточной Азии, например, в Китае - на 31 млн, в Индии - на 24 млн). Это связано с низким социальным статусом женщины, ранними браками, частыми родами, постоянным тяжелым трудом. Исключение составляют лишь Япония, Индонезия, Мьянма, Йемен, Израиль, Кипр. Для стран Африки, в целом, характерно равновесие между численностью мужчин и женщин, но в северной, арабско-мусульманской, части материка наблюдается некоторое преобладание мужчин, а в Восточной Африке - женщин. В Северной Америке, долгое время бывшей «магнитом» для массового притока иммигрантов, мужское население вплоть до середины XX в. Преобладало, и только сейчас наметившийся перевес женского населения возрастает, особенно в пожилом возрасте. В Латинской Америке, как и в Африке, численность мужчин и женщин приблизительно равна, хотя наблюдается незначительный перевес женщин. В Австралии долгое время преобладало мужское население в связи с тем, что на материк был направлен массовый приток иммигрантов, но с середины 70-х гг. наблюдается тенденция к превышению численности женского населения над мужским. Данные табл. 1.17 подтверждают описанные тенденции.

Таблица 1.17

Страны-лидеры по преобладанию мужского и женского населения

Страны

с преобладанием мужского населения

Доля мужчин

Страны

с преобладанием женского населения

Доля женщин

Белоруссия

Саудовская

Пакистан

Молдавия

Большая часть стран с преобладанием мужчин - нефтедобывающие страны Персидского залива, что связано с массовой миграцией в эти страны мужской рабочей силы. В абсолютных же показателях перевес мужчин наиболее велик в Индии и Китае: 36 и 23 млн человек соответственно.

Сегодня предпосылкой для половой диспропорции является возможность определения пола ребенка до его рождения.

Согласно результатам переписи 2010 г., женщин в РФ на 10,7 млн больше, чем мужчин. На 1000 мужчин в 2010 г. приходилось 1163 женщины, в 2002 г.- 1147.

Основные направления развития городского транспорта

2. Сферы рационального применения различных видов транспорта

Организация и регулирование движения транспорта на улично-дорожных сетях городов

Рзделение движения во времени . Это направление организации дорожного движения охватывает методы, обеспечивающие в основном с помощью Правил дорожного движения, дорожных знаков и световых сигналов светофоров разделе­ние транспортных и пешеходных потоков во времени. Благодаря этому исключаются (или сводятся к минимуму) конфликты при проезде пе­рекрестков, железнодорожных переездов, временно суженных мест на дорогах. Введение приоритета на пересечениях с помощью Правил дорож­ного движения является наиболее универсальным методом, при кото­ром водители, исполняя существующие требования, самостоятельно организуют движение. Существует ряд положений Правил, устанавли­вающих очередность проезда перекрестков и других мест. Таким образом, с по­мощью этого положения реализуется одно из важных направлений орга­низации движения – разделение транспортных потоков во времени

Передвижение населения, общая и транспортная подвижность.

Общая подвижность населения города определяется делением ко-личества передвижений ΣN на численность населения города (А) :

λ =𝛴N/𝛴𝐴,

где, λ – общая подвижность населения города; ΣN – общее количество передвижений на транспорте (графа «всего» в табл. 4); А

Для определения транспортной подвижности населения общие размеры пассажирских перевозок делятся на численность населения города: 𝜆тр.=Пс/А

где λтр. – транспортная подвижность населения, поездок/год; П с – общие размеры пассажирских перевозок; А – численность населения города.

В зависимости от целей передвижения поездки бывают: трудовые, деловые и культурно-бытовые.

Различают несколько видов подвижности:

1) потенциальная – соответствует запросу населения на передвижение. В силу влияния многих факторов определить потенциальную подвижность расчетным путем нельзя.

2) реализуемая – фактическая подвижность, реализуемая в конкретных условиях места и времени.

3) абсолютная – число передвижений в год на одного человека из определенной группы населения.

4) общую – количество передвижений всеми группами населения, отнесенное к числу жителей, проживающих в рассматриваемом регионе. Передвижения в населенных пунктах могут осуществляться пешком, на транспорте общего пользования и индивидуальном, поэтому общую подвижность делят на пешеходную и транспортную

5) пешеходную – число пеших передвижений, приходящихся на одного жителя.

6) транспортную – количество передвижений с использованием транспортных средств, приходящихся на одного жителя.

5. Технико-экономические сравнения вариантов транспортных систем и учет экологических факторов

Сравнение вариантов транспортных систем проводится по двум группам факторов:

Экономическим;

Техническим характеристикам различных видов транспорта и местным условиям города (планировочные особенности улично-дорожной сети, характер пассажиропотоков и колебание их во времени, характер и интенсивность уличного движения, рельеф города, климатические и санитарно-гигиенические условия и др.).

Первая группа факторов определяется количественными показателями и может сравниваться между собой по величине. Вторая группа факторов не имеет таких показателей и при сравнении различных вариантов транспортных систем оценивается условно. Экономические сравнения систем проводятся тогда, когда заранее известно, что в данном городе с учётом факторов второй группы могут быть запроектированы различные системы транспорта.

При проектировании автомобиль­ных дорог возникает необходимость учитывать все аспекты экологической опасности строительства и эксплуа­тации дорог и, по мере возможности, нейтрализовать негативное воздей­ствие транспорта на при­родную среду и людей.

Предварительная оценка воздей­ствия на окружающую среду произ­водится при выборе участка под строительство автомобильной доро­ги. Оценку зоны повышенного влияния вредных факторов следует производить уже на начальном этапе проектирования.

Оценка воздействия на окружаю­щую среду при разработке зоны са­нитарного разрыва объектов автотранспортного комплекса произво­дится по загрязнению атмосферного воздуха и физическим факторам.

Основные факторы загрязнения:

Вредные химические вещества (ВВ)

Продукты выхлопа отработавших газов автомобиля (диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, оксид уг­лерода и др.);

Взвешенные вещества (сажа и пыль)

Продукты стирания шин и выхло­па дизельных двигателей;

Вредные физические воздействия (акустическое - повышенный шум, электромагнитное и инфразвуковое), источником которых являются системы освещения автодорог (электромагнитные воздействия), двигатель, шины, выхлоп автомо­билей (повышенный шум и ин­фразвук).

В данной статье рассматриваются миграции армянского населения исторической Армении, происходившие в XI XX вв. под влиянием различных военно политических и экономических факторов. Содержание 1 Вытеснение армянского населения с территории… … Википедия

Миграции населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. М. н. являются одной из важнейших проблем народонаселения (См. Народонаселение) и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный… … Большая советская энциклопедия

Миграции населения России - Плотность н … Википедия

КАТЕГOРИИ НАСЕЛЕНИЯ - (от греч. kategoria высказывание, признак) в демографии общая характеристика совокупности жителей к. л. насел, пункта или терр. в зависимости от их связи с этим насел. пунктом. Передвижение людей между отд. областями, р нами, городами вызывает… …

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ - ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, число людей в к. л. их совокупности, рассматриваемой как нас. Одна из наиболее общих количеств. демографич. характеристик. Различают теоретич. Ч. н. как человеческой популяции в демографич. анализе и демографич. моделях… … Демографический энциклопедический словарь

ГОСТ Р 52495-2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 52495 2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения оригинал документа: 2.1.6 адресность: Принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам… …

СП 136.13330.2012: Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения - Терминология СП 136.13330.2012: Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения: 3.1 аванвестибюль: Дополнительный предвестибюль, как правило перед зоной контроля, для ожидания,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ПОДВИЖНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ - миграционная, совокупность межпоселенных и внутрипоселенных передвижений людей (независимо от продолжительности нахождения на новом месте), связанных и не связанных со сменой мест приложения труда; пространственная форма социально экон.… … Демографический энциклопедический словарь

БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ НАСЕЛЕНИЯ - бюджет, который характеризует структуру затрат суточного фонда времени (в рабочие, выходные дни и в среднем за день недели) отдельных лиц, семей, различных групп населения в зависимости от пола, возраста членов семьи, места проживания, занятости… … Большой экономический словарь

Миграция и эмиграция населения - (population migrations and emigrations), массовое, иногда вынужденное, передвижение людей через границы и континенты. Крупнейшим движением 19 в. была великая миграция из Европы через Атлантику. Благодаря ей ок. 5 млн. чел., гл. обр. из… … Всемирная история

Свободное время населения - часть внерабочего времени, предназначенная для культурного, интеллектуального, физического развития и отдыха, включает время на домашний труд и самообслуживание, сон и еду, передвижение к месту работы и обратно, время, затрачиваемое на учебу,… … Социология: словарь

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!