Все для предпринимателя. Информационный портал

Отрицательные моменты аграрной реформы.

окт1964 г. Хрущев был обвинен в "волюнтаризме" и "субъективизме", снят со всех постов и отправлен на пенсию.

Правящая элита не хотела больше терпеть реформаторские действия Хрущева, которые сопровождались кадровой чехардой. Народу была непонятна борьба Хрущева за "светлое будущее" при ухудшении текущей жизни.

Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, Председателем Совета Министров СССР назначен А.Н. Косыгин. С приходом Брежнева к власти управление советским обществом переходит к "новому" классу (700 тыс. человек), классу управляющих, лишенному веры в социальную справедливость и многих моральных запретов. Номенклатура окружала себя новыми привилегиями и материальными благами, а наиболее коррумпированные ее членами были связаны с "теневой экономикой". Главным источником обогащения правящего класса в 60-х - начале 80-х годов становятся всевозможные злоупотребления должностями, взятки, приписки. Создается атмосфера безнаказанности и вседозволенности.

Внутр полит брежневской администр носила консервативный характер ("неосталинизм"). с2/2 60х г была запрещена критика культа Сталина, прекратился процесс реабилитации репрессированных, начались гонения на инакомыслящих. В70-е годы инакомыслие влилось в диссидентское движение, хар-ми чертами которого были антикоммунизм и антисоветизм (академик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, музыкант М.А. Ростропович).

1977 г-новая Конституция СССР, которая юридически закрепила построение "развитого социализма". В Конституции были расширены соц права граждан. КонстСССР впервые офиц закрепила особую роль КПСС в о-ве. Полит жизнь страны 1/2 1980-х годов хар-ла частая смена высшего руководства: в ноябре 1982 г. умер Л.И. Брежнев, в феврале 1984 г. Ю.В. Андропов, в марте 1985 года - К.У. Черненко.

конц1964 рук-во страны пытается провести эконом реформы. Мартовский пленум ЦК КПСС (1965 г.) наметил меры по сх : установить твердый план закупок на 6 лет (1965 - 1970 гг.) повысить закупочные цены, ввести 50%-ную надбавку за сверхплановую продукцию,ув капиталовложения в деревню, сокр налоги. Реализация этих мер привела к временному ускорению сх производства. Суть эконом реформы в пр-сти состояла в следующем: переход к отраслевому управлению, перевод предприятий на хозрасчет, сокр числа плановых показателей (вместо 30-9), создание поощрительных фондов на предприятиях. В подготовке и проведении реформы активную роль сыграл А.Н. Косыгин

Эконом реформа 1965 г. проявила себя успешно в годы 8-й пятилетки (1966 - 1970 гг.) объем пром пр-ва вырос на 50%. Было построено 1900 крупных предприятий Схпроизводство выросло на 20%.

К нач1970-х годов реформа перестала действовать. Рыночные механизмы управления производством были парализованы командно-административной системой. Схвновь отошло на 2-й план. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.

С начала 70-х гг. возросли темпы падения производства. Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, главным образом вширь (вовлечение в производство дополнительных материальных и людских ресурсов). На вновь строящихся заводах и фабриках не хватало рабочих рук из-за низкой рождаемости. Упала производительность труда. Экономика стала невосприимчивой к нововведениям. Только предприятия, работавшие на военные заказы, отличались высокой технологией.

Экономика страны была милитаризована. Военные расходы росли в 2 раза быстрее, чем национальный доход. Из 25 млрд. руб. общих расходов на науку 20 млрд. руб. приходилось на военно-технические исследования.

Гражданская промышленность несла потери. К началу 80-х годов было автоматизировано лишь 10% - 15% предприятий. В годы 9-ой пятилетки (1971 - 1975 гг.) экономический рост прекратился. Видимость благополучия народного хозяйства обеспечивалась за счет продажи природных богатств - газа и нефти. "Нефтедоллары" расходовались на освоение восточных районов страны, создание гигантских территориально-производственных комплексов. Осуществлялись стройки века (ВАЗ, КАМАЗ). С 1974- 1984 гг. строилась Байкало-Амурская магистраль (БАМ) - 3 тыс. км.

Наиболее слабой отраслью в 70-е - 80-е годы оставалось сельское хозяйство. Старая система управления мешала самостоятельности руководителей колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхозпродукцию были низкими, а на сельхозтехнику - высокими. Государство было вынуждено импортировать зерно (1979 - 1084 гг. - 40 млн. т. в год).

В 70-е годы широко развернулся поход на "вторую целину" - Нечерноземье (29 областей и республик России). Главный упор делался на агропромышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают - промышленностью, транспортом, торговлейбыла разработана продовольственная программа, призванная решить продовольственный вопрос в ССССР к 1990 г.

В соц сфере постепенно накапливались кризисные явления. Приостановился подъем жизненного ур-я населения, наблюдался дефицит, скрытый рост цен. Это стало экономической предпосылкой образования "теневой экономики".

СССР64-85гг.Реформы Брежнева.

Брежневшина.Эпоха "застоя"(в нач никакого застоя не было:экономич реформа.были приняты капиталистич методы в социалистич стране:реальная зарплата,премии,понятие "хозрасчет" и "прибыль".Но через 2 года реформу остановили в 1967г)1967-68 гг нарастание проблем "Чешская весна". После Чехосл была Польша.Появляется опасность отказа от социализма.Замедление темпа роста к концу 70 экономика страны стала резко отставать от мировой. В дек79 решение войск в Авганистан.Рез-т:10 лет войны,15 тыс убитых,неизв цифры раненых.Стоило колоссальных денег для страны.Итог:очередной кризис конца70нач80гг.Эпоху Брежнева наз."Неосталинизма".Возобновл репрессии,запреты,огранич,цензура.Появл дессидентское движен:нельзя уничтожить свет интеллигенции.(Тарковский,Солженицын,Сахаров).Их выселяют.В 1976г у Брежнева инфаркт.Жизнь его поддерж искусственно.Ноябр82 он умирает.Незадолго за ним к власти приходит рук-ль НКВД Андропов(смерть84г),затем Черненко(смерть85г).Горбачев прихоит к власти после.Для Брежнева приоритеты в экономике:с\х,тяж пром-ть,оборона(72+освоение т Сибири).1.снижался план обяз закупок зерна,сверхплановые по повышенным ценам,снимались огранич с личных подсобных хоз-в.Приняли Примерный Устав колхозов(нояб1969)-расшир хоз самост,право на личн скот и птицу-реформа1965. 2.Совершенстивование администрат структуры-около100министерств и ведомств к 1982. Одной из отличит черт в этот период было быстр увелич населен .Если в 1980-более240млн,то1985-280млн.Числ городск насел выросла с 136млн(1970) до 180млн(1985) при сокращ сельского со105 до96млн. Уровень жизни повысился до серю70х,а затм более5 лет не снижался.Благоприятное время для спекулянтов,перекупщиков.Рук-во стран устраивало празднинства.Наступала эра массовых наград орденами и медалями.

Внешняя политика СССР в 60-80-х годах XX века: достижения и просчеты.

К сер60х произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Этому способствовало постепенное выравнивание военно-ядерных потенциалов НАТО и ОВД, складывание стратегического паритета между СССР и США.

В 70е значительно выросли междунар авторитет и влияние СССР. В 1970 г. был заключен Московский договор между СССР и ФРГ о нерушимости границ всех государств в Европе.Спорный западноберлинский вопрос был разрешен в 1971 г. путем заключения 4-стороннего соглашения между СССР, США, Англией и Францией. Гос-ва заявили, что Зап Берлин не принадлежит ФРГ.

В 1973-75 проходило Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству, которое завершилось в Хельсинки встречей 35 государств Европы, США и Канады.Гл итогом стала "Декларация принципов ", которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях(суверенное равенство гос-в,неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, тер-ая целостность, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутр дела, уважение прав человека, равнопр народов, взаимовыгодное сотрудничество государств) Последующие встречи участников СБСЕ стали называться движение СБСЕ.

1970-е годы вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности. Амер рук-во признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений. В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны 2договора по ограничению стратегических вооружений(1972,79гг), Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах (Гранд-Фокс-США, Москва-СССР). В 1974 Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, а в 1976 г. - Договор о подземных взрывах в мирных целях.

В 1970-е годы углублялось сотрудничество СССР со странами "соц-кого содружества", что особенно ярко проявилось в курсе на интеграцию эконом с-м. так же по программе71г предусматривалось междунар разделение труда, созд единого рынка соц стран, сближение валютн с-м.

В конце 60-х советско-китайские отношения стали враждебными. Весн1969 г. Китай совершил вооруженное нападение на сов тер-ю (о. Даманский). Летом 1969 г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тыс. человек. Основные претензии КНР к СССР носили территориальный характер.

Во 2/2 60х возникла угроза раскола содружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии во главе с А. Дубчеком, который стал инициатором строительства "социализма с человеческим лицом". Это привело к попытке выйти из-под советского влияния. Ведущей стала ориентация на Запад. В Чехословакию были введены войска СССР и других соц стран. Новое руководство во главе с Г. Гусаком (апрель, 1969 г.) взяло курс на укрепление отношений ЧССР и СССР. Началом распада социалистической системы в Европе явился польский кризис. Польский рабочий профсоюз "Солидарность" организовал в конце 70х ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения реформ. СССР принял участие в разрешении кризиса. В 1981-83 гг. в Польше было введено ЧП, в итоге которого антиправительственные силы ушли в подполье.

Реформы Косыгина кратко обозначают преобразование экономической системы и усовершенствования народного хозяйства СССР. Они были разработаны в 1965 году и имели довольно высокий показатель эффективности в перспективе развития. Они должны были вывести СССР из довольно шаткого состояния экономики, повысить продуктивность работы на предприятиях и увеличить общий доход. В 1970 году проект был закрыт, так как народ и ее правящая верхушка были не готовы к подобным преобразованиям.

Причины экономической реформы Косыгина

После провала хрущевских реформ, и после того, как его заменил Брежнев , стало понятно, что нужно менять направление в некоторых отраслях страны. Экономика не была на высоком уровне, потому Косыгин вместе с Е. Г. Либерманом разработали и попытались осуществить экономическую реформу. Эта реформа имеет два названия: реформа Косыгина (СССР) или реформа Либермана (Западное название). В первом случае по имени человека, который ее реализовывал, во втором по имени человека который был ее автором.

Реформа имела ряд основных причин, во главе всех них было то, что предприятия не были настроены на высокие показатели производительности. Иными словами люди работали не в полную силу, причем по причинам не полного использования ресурсов, но также из-за отсутствия стимулов и желания. Через повышение культуры работников и интенсивности труда и производства должен был быть повышен уровень экономики. По задумке реформы работники должны были в результате с большим желанием подходить к поставленным задачам. А предприятия должны были в полную силу работать и на 100% использовать доверенные им ресурсы.

Суть реформы (1965г) Косыгина

Экономическая реформа Косыгина была направлена на преобразование экономической системы в плане предприятий и народного хозяйства. Реформа была направлена на преобразование экономики предприятий, ее опорой была, прежде всего, эффективность. Реформа должна была обеспечить предприятиям больше самостоятельности, убрав органы местного управления хозяйством. Повысив уровень экономической свободы предприятий можно было бы установить для них новые стимулы, которые повысили бы общий уровень экономики СССР.

К главным пунктам экономической реформы можно отнести:

  • Ликвидацию органов территориального контроля хозяйств и восстановление органов отраслевого хозяйства;
  • Введение экономических стимулов. Была расширена самостоятельность предприятий, что повысило общее желание их к улучшению качества и количества производимого товара Снижение плановых показателей для уменьшения бюрократизации процесса производства;
  • Составлялась новая политика цен;
  • На первый план выходила рентабельность и прибыль.

Начало экономической реформы Косыгина

Начало экономической реформы Косыгина было положено в 1965 году, когда она была утверждена. Длилась она на протяжении восьмой пятилетки с 1965 по 1970 года, и в результате получила название «золотой пятилетки». Причиной этого был колоссальный рост предприятий и экономики. Была на начальной стадии налажена система использования основных фондов. Правительство не ограничивало, а наоборот давало свободу развития предприятий, чем и пользовались бизнесмены. На эту реформу предприниматели возлагали большие надежды, для политиков, наоборот, реформа была не к месту. Но в любом случае уже на первом этапе ее проведения стало понятно, что она полностью себя не реализует. Проблема была в первую очередь в аграрном секторе, который не был готов к таким колоссальным изменениям. Поэтому уже в 1970 году экономическая реформа была свернута.

Итоги реформы Косыгина

Несмотря на продуманный план начавшаяся в 1965 году экономическая реформа закончилась в 1970, так и не сумев в полной мере себя реализовать. Она просто закрылась по ряду причин. Одна из них заключается в том, что не вся правящая политическая верхушка вообще ее хотела. Это были довольно большие перемены, как всегда связанные и с потерей рабочих мест и с потерей денег, так что страна просто не была готова к подобным реформам. Второй причиной можно назвать отсутствие денег. Изначально их хватало, потому план и реализовывался постепенно в течении 5 лет. Но со временем стало понятно, какие ее масштабы в денежном плане, и потому при отсутствии средств на ее реализацию проект был закрыт.

Для построения коммунизма предполагалось решить триединую задачу: в области экономической - построить материально-техническую базу коммунизма (т.е. выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения; достигнуть наивысшей в мире производительности труда; обеспечить самый высокий в мире жизненный уровень народа); в области социально-политической - перейти к коммунистическому самоуправлению; в области духовно-идеологической - воспитать нового, всестороннего развитого человека. Исторические рамки программы КПСС были, в основном, ограничены двадцатью годами.

В начале 60-х годов образ коммунизма в массовом сознании ассоциировался с конкретными крупными социальными программами. Социальные программы-обязательства сводились к следующему:

во-первых, решить продовольственный вопрос, полностью обеспечив народ качественными продуктами рационального и бесперебойного питания;

во-вторых, полностью удовлетворить спрос на предметы широкого потребления;

в-третьих, решить жилищный вопрос, обеспечив каждую семью отдельной благоустроенной квартирой;

в-четвертых, ликвидировать малоквалифицированный и тяжелый ручной труд в народном хозяйстве.

В этих задачах ничего утопического не было. Они стали таковыми после ввязывания СССР в новый тур, невиданной прежде, гонки вооружения.

СССР в 1953–1964 гг.

5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. После непродолжительной борьбы за власть между его соратниками – Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым, Л.П. Берией и Н.С. Хрущевым – последнему удалось захватить лидерство и продержаться на первой роли до 1964 г. Часть историков условно разделяют время правления Н.С. Хрущева на два этапа: 1953–1957 гг. – время ревизии сталинского наследия и начало реформ, освобождение узников ГУЛАГа, либерализации внутренней и внешней политики; 1958–1964 гг. – поворот в политике Хрущева от реформаторства к волюнтаризму; в эти годы глава СССР утратил понимание народных нужд, ссорился с интеллигенцией, без видимой отдачи реорганизовывал бюрократические структуры. Сторонники другого подхода считают приведенную выше периодизацию чересчур условной и умозрительной, т. к. гонения на церковь и ввод советских войск в Венгрию (1956) произошли именно в период так называемой «оттепели». Поэтому они говорят не о двух периодах, а о двух тенденциях в политике Хрущева: либеральной и репрессивной.

Основное внимание в экономике Хрущев уделял сельскому хозяйству. В этой области был осуществлен ряд мер: увеличены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и снижены налоги; взят курс на освоение целинных и залежных земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая (за 1954–1957 гг. было освоено 37 млн гектаров земли, что составляло 30 % всех обрабатываемых в СССР земель). С 1955 г. начинается массовое возделывание кукурузы, часто в непригодных для данной культуры местностях. Кроме того, в соответствии с лозунгом «Догнать и перегнать Америку!» по промышленному и сельскохозяйственному производству на душу населения проводились «мясная кампания», борьба за «молочные рекорды» и т. п. По инициативе Хрущева были ликвидированы МТС и техника передана в собственность колхозам, однако отсутствие у них ремонтной базы приводило к быстрому износу тракторов и комбайнов. В 1955, 1957, 1960 гг. проводились кампании по слиянию мелких колхозов в крупные, параллельно шло сокращение личных приусадебных участков, которые воспринимались партийным руководством как частнособственнический пережиток.



Огромным производственным комплексом страны все труднее было управлять из Москвы. По инициативе Хрущева произошли изменения в области управления промышленностью: в мае 1957 г. были ликвидированы 10 отраслевых промышленных министерств, их функции передавались совнархозам, организованным по территориальному принципу. Реформой управления промышленности надеялись устранить отраслевую изолированность, эффективнее использовать местные ресурсы, улучшить управляемость производства. Но реформа вызвала серьезное недовольство среди министерских чиновников и внесла неразбериху в работу управленческого аппарата.

Ощутимый удар был нанесен по сталинскому наследию в социальной политике. Были отменены дисциплинарные законы 1938–1940 гг., повышена заработная плата на заводах, удвоился размер пенсий, была сокращена продолжительность рабочей недели. Широкое развитие получило жилищное строительство. С середины 50-х годов было построено жилья больше, чем за все предыдущие годы советской власти.



Выдающиеся достижения в освоении космоса, атомной и авиационной технике стали возможны в результате высокого уровня научных исследований, неразрывной их связи с производством. Экспонируются памятная медаль Макса Планка Союза германских физических обществ, диплом и медаль лауреата Нобелевской премии, врученные советскому ученому Л.Д. Ландау за исследования в области физики, а также Международный приз им. И.Сикорского, присужденный в 1961 г. авиаконструктору М.Л. Милю. В центре зала представлена модель ледокола «Ленин» с атомной установкой, предназначенного для проведения караванов судов в Арктическом бассейне.

Во второй половине 1953 года начались кардинальные преоб­разования в экономике страны.

Перемены касались прежде всего ус­коренного подъема сельского хозяй­ства с целью обеснечения населе­ния продовольствием и легкой про­мышленности - сырьем. Повыше­ние благосостояния народа объяв­лялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее решения ндчалась разработка новой аграрной политики, основы которой были ут­верждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Проведение эко­номических реформ связано с име­нем Н.С. Хрущева, ставшего в сен­тябре 1953 года первым секретарем ЦК КПСС.

Для усиления материальной за­интересованности колхозников и ра­бочих были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, значи- 1 тельно снижены нормы обязатель­ных поставок с личного подсобного хозяйства, наполовину уменьшен де­нежный налог, взимаемый с каждо­го колхозного двора. Изменилось со­циальное и правовое положение кол­хозников. Они получили паспорта, была введена денежная оплата их труда. Однако крестьяне не получили права выбора форм хозяйствования.

С 1954 г. развернулась кам­пания по освоению целинных и залежных земель в Северном Ка­захстане. Сюда направили 500 тыс. добровольцев, 120тыс. тракторов, 10 тыс. комбайнов. Однако эта мера имела кратковременный успех.

С середины 50-х годов пред­принимались усилия для реше­ния жилищной проблемы. За 1956-1960гг. новоселье справили около 54 млн человек (четверть на­селения страны). Был принят закон о пенсиях, установивший один из са­мых низких в мире возрастной ценз. Отменялись все виды платы за обу­чение. Росла зарплата: в среднем на 3% в год. К концу 50-х годов по срав­нению с 1950 г. реальные доходы ра­бочих и служащих выросли на 60%, а колхозников - на 90%.

В 1957 г. Н.С. Хрущев пытается реформировать управление народным хозяйством. Вместо отраслевых ми­нистерств и ведомств были созданы совнархозы - территориальные уп­равления.

Многие экономические проблемы в те годы хрущевское руководство пыталось решать политическими ме­тодами, посредством административ­ных реформ и кампаний («кукурузная кампания», «мясная кампания» в Ря­зани, «молочные рекорды» и т.д.).

В начале 60-х годов возникли пе­ребои с мясом, молоком, хлебом, маслом. СССР был вынужден заку­пать продовольствие и корма за ру­бежом. Это было связано с недаль­новидной политикой в отношении се­лян (у деревенских жителей урезали | приусадебные участки, им запреща­лось иметь коров), а также с беско­нечными перестройками управления сельским хозяйством. Однако 10-лет­ний период хрущевского реформатор-; тва стал периодом наиболее замет­ного подъема в экономике страны, уровня жизни советских людей. В 1956-1958 гг. в среднем в год всту­пало в строй около 800 предприятий. В 1957 г. на воду был спущен атом­ный ледокол «Ленин». В рамках госу­дарственных программ решались проблемы освоения космоса, разви­тия электроники и другие.

Противоречивость и непоследо­вательность многих начинаний были обусловлены тем, что Хрущев сло­жился как партийный и государствен­ный деятель в условиях жесткой цен­трализации административно-коман­дного стиля руководства.

СОВЕТСКАЯ ЭКОНОМИКА: ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

Падение темпов роста производства, связанное с низкой отдачей капиталовложений, продоволственный кризис 1962-1964 гг., усугубленные реформационной лихорадкой последних лет правления Н. С. Хрущева, привели экономику СССР в предкризисное состояние. Было свернуто начавшееся в 1962 г. обсуждение в печати основ новых экономических реформ, разработанных группой экономистов под руководством Либермана. Административные реформы заменили необходимые экономические преобразования. В этих условиях против экономического волюнтаризма Хрущева выступили хозяйственники-технократы, сплотившиеся вокруг своего лидера А. Н. Косыгина, поддержавшего решение октябрьского пленума ЦК КПСС 1964 г. об отставке Хрущева.

С 1965 г. стала проводиться хозяйственная реформа, задуманная еще в хрущевский период, но затем свернутая. Перед экономической реформой 1965 г. стояли те же задачи, что и перед хрущевскими преобразованиями: разрешение кризисных явлений советской плановой экономики. В первую очередь имелись в виду малая отдача капиталовложений и незавершенное строительство (долгострой), низкая производительность труда, отстававшая от роста зарплаты, плохое качество товаров и их недостаточный ассортимент, проблема трудовых ресурсов. Однако, в отличие от преобразований Хрущева, реформы, задуманные новым руководством, не должны были затрагивать политических основ общества, без крайностей предыдущего десятилетия. Не подвергались сомнению основные принципы советской социалистической экономики: государственный контроль над собственностью, централизованное планирование, контроль над показателями производства и т. д. Стержнем нового политического курса и хозяйственной реформы 1965 г. была идея долгосрочного и постепенного совершенствования социализма и курс на стабильность управленческих структур. Коренные экономические реформы не затрагивали социальную и политическую систему общества и не ставили под сомнение механизм партийного руководства.

Начало экономическим преобразованиям положили реформы в сельском хозяйстве - наиболее кризисном участке советской экономики. На мартовском пленуме ЦК КПСС 1965 г. поборником реформ в сельском хозяйстве выступил Л. И. Брежнев. Он предложил увеличить капиталовложения в сельское хозяйство с одновременным стимулированием производительности труда. Фактически это бы-ла попытка интенсификации сельского хозяйства. Аграрный сектор советской экономики должен был получить дополнительное количество машин, удобрений и электроэнергии. Общая сумма капиталовложений в сельское хозяйство в 1966-1980 гг. составила. 383 млрд рублей, что превышало более чем в три раза все предыдущие инвестиции в аграрный сектор. Была принята новая долгосрочная система планирования производства. С совхозов и колхозов списывались долги, повышались закупочные цены и устанавливались надбавки до 50% за сверхплановую продажу продукции государству, а также за ее качество. За 1965-1977 гг. закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию возросли примерно в полтора раза почти без изменения розничных цен. С 1965 г. менялась система кредитования колхозов, получавших возможность прямого банковского кредитования в отличие от прежней системы кредитов через заготовительные организации.

Был понижен и подоходный налог с колхозов, взимаемый теперь с чистого дохода.

В 60-70-х гг. были провозглашены широкомасштабные программы мелиорации и строительства ирригационных каналов. стабилизации эксплуатации целинных земель и особый план возрождения нечерноземных земель центра России. В строй были введены Большой Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский и другие каналы. С целью повышения жизненного уровня крестьян большую экономическую самостоятельность получили колхозы и совхозы, где вводились элементы хозрасчета.

В 1969 г., через 35 лет после предыдущего съезда, состоялся III съезд колхозников. Был одобрен новый типовой устав, который отменял старую систему оплаты по трудодням и вводил гарантированную помесячную оплату, при этом денежная часть доходов выросла по отношению к натуральной оплате. В уставе закреплялись пенсионное обеспечение колхозников и система отпусков. Жизненный уровень сельского населения в 70-е гг. значительно вырос, хотя ликвидировать разницу между городом и деревней так и не удалось, ежегодно деревню покидало до 700 тыс. человек. Новые программы, делавшие ставку на рост капиталовложений, вступали в противоречие с прежним курсом интенсивного развития. К середине 70-х гг. экономические преобразования в сельском хозяйстве приобретали все более дотационный и экстенсивный характер.

Параллельно с преобразованиями в сельском хозяйстве развивалась реформа промышленности. Активную роль в ее разработке и осуществлении сыграл А. Н. Косыгин, ставший 15 октября 1964 г. председателем Совета Министров. Начало преобразованиям положил сентябрьский 1965 г. пленум ЦК КПСС. Решения пленума определяли три главных направления реформы: изменение плановых показателей и отчетности, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиление материальной заинтересованности рабочих в результатах их труда.

Число плановых показателей для предприятий снижалось с 30 до 9. В дополнение к валовому показателю (т. е. стоимости произведенной продукции), определяющему ранее эффективность производства, вводился отчетный показатель стоимости реализованной продукции. Предприятие теперь было заинтересовано не только произвести, но и продать продукцию. При этом показатель рентабельности предприятия исчислялся как отношение прибыли к сумме основных фондов и оборотных средств. Провозглашалась недопустимость изменения плана без согласования с предприятием, в свою очередь, само предприятие могло самостоятельно распределять выпуск продукции в рамках заданного плана, Таким образом, предприятие получало относительную производственную самостоятельность в вопросах внутреннего планирования выпуска продукции. В целях материального стимулирования производства часть прибыли предприятия оставалась в его распоряжении. На предприятиях создавались фонды стимулирования, которые использовались для нужд развития предприятия, материального поощрения работников, проведения социально-культурных мероприятий, жилищного строительства и т. д. Предусматривалось увеличение премий в случае запланированного перевыполнения плана.

В 1966 г. начался перевод промышленных предприятий на новые условия работы. К концу 1970 г. из 49 тыс. предприятий реформа затронула в той или иной степени 41 тыс. предприятий. Между тем уже в самом начале реформ наблюдалось охлаждение к ним со стороны партийной элиты. На состоявшемся в апреле 1966 г. XXIII съезде КПСС ход экономических преобразований был лишь вскользь затронут в отчетном докладе Брежнева. Определенная оппозиция преобразованиям исходила и со стороны министерств, не желавших отказаться от контроля над предприятиями даже в тех рамках, которые предусматривались реформами. При этом, несмотря на большую самостоятельность предприятий, количество министерств в конце 60-х - 70-е гг. неуклонно увеличивалось. Только в машиностроительной промышленности в 1965 г. дополнительно было создано 8 общесоюзных ведомств, а к концу 1975 г. насчитывалось уже 35 промышленных министерств. 10 июля 1967 г. было принято "Общее положение о министерствах СССР", расширившее права центральных органов власти.

Многие позитивные реформы при формальном подходе министерств становились препятствием для развития производства. Примером может служить введение твердой платы за используемые производственные фонды, не пересматривавшейся в зависимости от размера прибыли. Эта мера должна была стимулировать предприятия более эффективно использовать свое оборудование, снижая себестоимость продукции. Вместе с тем министерство финансов требовало вносить плату за все имеющееся (используемое и неиспользуемое) оборудование на момент последней ревизии. Если предприятие избавлялось от ненужного оборудования, оно все равно платило за него до следующей ревизии. В результате за 1965-1985 гг. доля оборудования, заменяемого из-за технологической отсталости и изношенности, сократилась почти в два раза. Серьезные недостатки крылись и в спускаемой сверху норме прибыли. Министерства и предприятия по-прежнему сами определяли цены выпускаемой продукции, искусственно их завышая. Только в машиностроении за 1966-1970 гг. оптовые цены увеличились на 25-30%. Эффективность образованного в 1965 г. Госкомитета цен, боровшегося с этим явлением, оказалась низкой. Созданный одновременно другой комитет (Госснаб) директивно определял поставщиков и потребителей для предприятий, сужая рамки их самостоятельности.

Главной причиной постоянных сбоев в экономике оставалась "ведомственность". Не существовало практически никакой серьезной прямой связи между соседними предприятиями и организациями, если они принадлежали разным министерствам. Таким образом, расширение допущенной самостоятельности предприятий плохо сочеталось с усилением административных и экономических полномочий ведомств. Все сильнее давало себя знать отсутствие простора для продвижения вперед. Накопившиеся к концу восьмой пятилетки нерешенные проблемы образовали серьезные завалы и препоны на пути внедрения новых методов планирования и хозяйствования, что привело к кризисной ситуации в ведущих отраслях народного хозяйства, к постепенному свертыванию реформ. Хотя первые два года хозяйственной реформы дали значительный результат, в дальнейшем ее эффективность снизилась. Реформа коснулась, в первую очередь, предприятий, не затрагивая верх экономической пирамиды: министерства, централизацию управления и административно-командный аппарат. Постепенно ограничивались права предприятий, возрастало количество плановых показателей, участились корректировки планов. Реформа затухала.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

“ПЛАН, ПРИБЫЛЬ, ПРЕМИЯ”

Как обеспечить максимальную эффективность работы предприятий, при которой рост производства сопровождался бы постоянным улучшением качества продукции? Этой проблемой экономисты занимались давно, но с начала 60-х гг. их выступления уже приобрели характер целенаправленной дискуссии. Предметом спора стали предложения харьковского экономиста Е.Г. Либермана, сделанные им на основе анализа опыта работы Экономической лаборатории Харьковского совнархоза и опубликованные в 1962 г. в журнале «Вопросы экономики», а затем и в «Правде» (статья «План, прибыль, премия). В обобщенном варианте эти предложения сводились к следующему:

1. Современный порядок планирования работы предприятий не заинтересовывает их в эффективной, качественной работе. Одна из причин такого положения - ограничение хозяйственной самостоятельности и инициативы предприятий.

2. Задача расширения инициативы и самостоятельности предприятий может быть решена на основе использования принципа « долевого участия в доходе »: чем больше ценностей создало предприятие для общества, тем большая сумма должна отчисляться в его поощрительный фонд, независимо от того, произведены эти ценности в рамках плана или сверх него.

3. Принцип «долевого участия» реализуется в форме планового норматива длительного действия по рентабельности производства. Формирование нормативов происходит дифференцированно по различным отраслям и группам предприятий, находящимся примерно в одинаковых естественных и технических условиях.

4. Использование нормативов длительного действия позволит оценивать работу предприятий по конечной эффективности, а не по большому числу показателей, детально регламентирующих хозяйственную жизнь предприятий.

5. Дело не в показателях, а в системе взаимоотношений предприятия с народным хозяйством. Необходимы существенные коррективы в порядке планирования производства сверху донизу.

6. Усилить и улучшить централизованное планирование путем доведения обязательных заданий только до совнархозов. Ликвидировать практику разверстки заданий совнархозами между предприятиями «по достигнутому уровню».

7. Планы предприятий после согласования и утверждения объемно-номенклатурной программы полностью составляются самими предприятиями.

8. Необходимо разработать порядок использования единых фондов поощрения из прибылей предприятий, имея в виду расширение прав предприятий в расходовании фондов на нужды коллективного и личного поощрения.

Идеи Е. Либермана представляли собой попытку создания концепции «сквозного» совершенствования хозяйственного механизма сверху донизу - от реорганизации централизованного планирования до разработки экономических основ развития производственного самоуправления (принцип «долевого участия»).

Идею «сквозной» экономической реформы разрабатывал тогда целый ряд экономистов. В одном из наиболее проработанных вариантов ее представлял B.C. Немчинов. В его работах мысль о переводе экономики на научные основы управления проводилась в предложениях по построению плановых моделей народного хозяйства (модели расширенного воспроизводства, модели отраслевого и территориального общественного разделения труда, модели планового ценообразования и др.), с помощью которых стал бы возможен расчет различных балансов и оптимумов, в том числе и определение оптимального режима экономического развития на тот или иной период.

Дискуссия незаметно сосредоточилась на одной проблеме - проблеме материального стимулирования (привлечение внимания общественности к этому вопросу было признано фактически единственным достоинством выступления Либермана). Научный совет по хозяйственному расчету и материальному стимулированию производства при Академии наук СССР на своем заседании признал «схему Е.Г. Либермана» в принципе неприемлемой, поскольку ее автор, «нарушив меру и необходимые пропорции, доводит ряд правильных положений до такой их трактовки, которая вместо пользы сулит отрицательные последствия».

Справедливости ради надо отметить, что в критике было и рациональное зерно, например, когда речь шла о недопустимости абсолютизации того или иного показателя учета и оценки работы предприятий. Однако главный пункт обвинений, предъявленных Либерману, заключался в другом: его упрекали не более и не менее как в покушении на основу основ социалистической экономики - централизованное государственное планирование.

РЕАКЦИЯ ТРУДЯЩИХСЯ

На предприятия города и области газеты поступили поздно – в 3-4 часа дня. Из бесед с работниками, которые успели ознакомиться с докладом, можно сделать вывод о единодушном одобрении предложений, высказанных в докладе тов. Косыгина А.Н.

Приводим отдельные высказывания.

Орлов – начальник отдела труда и зарплаты телефонного завода: Очень хорошо, что под экономику предприятия подведена научная основа, а не лозунги о необходимости улучшить экономику. Мы не будем иметь плановых показателей по повышению производительности труда, установленных сверху – но производительность труда будет главным вопросом всей нашей работы.

Петухов – машинист завалочной машины мартеновского цеха Чусовского металлургического завода: Раньше нас призывали работать прибыльно, но все это было только призывом. Как бы я ни работал, я не ощущал этой прибыли. Сейчас, видимо, будет другое дело. Каждый из нас может почувствовать, что такое прибыль.

Информация Пермского обкома КПСС в ЦК КПСС об откликах трудящихся области на доклад Председателя Совета Министров СССР А.Н.Косыгина на Сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», 28 сентября 1965 г.

Тема этой работы "Судебная реформа 1864 года" была выбрана мной не случайно. Сейчас, когда новое российское государство встает на ноги и делает попытки провести разные демократические реформы, в том числе и судебные, опыт прошлого нашей страны очень важен. Интересен этот опыт не столько с исторической точки зрения, сколько с практической, поскольку как и тогда сейчас Россия должна выбрать по какому пути развития она пойдет, а от этого зависят и её дальнейшие преобразования. И не последнюю роль в этом играет именно судебная реформа, потому что государство именно через суд может обеспечить права и свободы человека и гражданина. Именно суд является той гарантией, что эти права будут соблюдены. А судебная реформа 1864 года была в нашей стране первой демократической реформой в этой области. Основной задачей этой работы является изучение судебной реформы 1864 года, которая считается самой буржуазной и последовательной реформой XIX века в России. В ходе реформы судопроизводства в России предполагались изменения в разных его областях: в организации судебной системы (например, введение суда присяжных), в профессиональном статусе судей (институт мировых судей, пожизненное избрание), в процедуре вынесения приговора ("двухэтапного” формирования приговора _ присяжными и судей) и т.п. Во второй половине XIX века создались все условия для усовершенствования системы судопроизводства. Проблема здесь в основном состояла в том, что в России слабо было развито уважение к закону. Большая часть ответственности за юридические решения лежала здесь на плечах имперских чиновников, для которых, как известно "закон - что дышло”, правосудие - область государственного беспредела, суды - его орудия, а права человека - на втором, если не на двадцать втором месте. Все судебные процессы были закрыты. Для публики, судьи коррумпированы, а постановления судов редко "грешили" объективностью, основываясь, как правило, на социальных мотивах: низшим слоям выносились куда более суровые приговоры. Судебная реформа 1864 года коренным образом изменила такое положение. Судопроизводство она превратила в независимую сферу управления, закрытую для бюрократического вмешательства. Одним из результатов реформы было появление нового для России адвокатского сословия. Судебная реформа была наиболее последовательной из реформ всех годов: прежний чисто сословный, закрытый, чиновничий суд она заменила судом присяжных, основанным на принципе гласности. Но и новая организация суда несла на себе печать сословности. Для крестьянства сохранили особый суд и его крепостной атрибут - телесные наказания. Для мирного и благоприятного исхода предстоящей реформы необходимо было:

  • 1) разделить власти: административную, судебную и полицейскую;
  • 2) определить "ответственность всех и каждого перед судом";
  • 3) ввести гласность гражданского и уголовного судопроизводства;
  • 4) учредить суд присяжных. Предварительная работа по подготовке судебной реформы была проведена во II Отделении императорской канцелярии, начальником которого был известный николаевский сановник, граф Дмитрий Николаевич Блудов. Среди этих начал:
  • 1) введение состязательного процесса вместо следственного 2) отделение судебной части от исполнительной 3) введение гласности и уничтожение канцелярской тайны 4) установление двух судебных инстанций и кассационного суда 5) установление сокращенного словесного судопроизводства для дел простых и маловажных 6) учреждение при судах постоянных присяжных поверенных. В этой же записке говорилось и том, что проект судопроизводства следовало представить на обсуждение соединенных департаментов. К их числу относились предоставление подсудимому возможности знакомиться с материалами дела, обжаловать приговор, в судебное заседание приглашались родственники и друзья обвиняемого в преступлениях по должности, государственным и религиозным. В августе 1864 года проекты судебных уставов были внесены на обсуждение в Государственный совет, одобрены им и 20 ноября утверждены Александром II. В 1864 году после длительной подготовки были утверждены следующие документы, состоящие в целом судебную реформу:
  • 1) Учреждения судебных установлений
  • 2) Устав уголовного судопроизводства
  • 3) Устав гражданского судопроизводства
  • 4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Судебная реформа 1864 года провозгласила буржуазные принципы судопроизводства: независимость и отделения от администрации; создание всесословного суда; равенство всех перед судом; введение присяжных заседателей; установление прокурорского надзора; создание более четкой системы судебных инстанций. Реформа вводила многие институты буржуазного процесса, отделение предварительного следствия от суда, устность и гласность процесса участие в процессе обвинения и защиты равенство сторон. Признание подсудимого невиновным до тех пор, пока в судебном порядке не будет доказана его виновность (презумпция невиновности) ликвидацию формальной оценки доказательств и введение принципа свободной оценки доказательств самим судом на основе обстоятельств дела апелляцию и кассацию. Но законодательство судебной реформы и тем более судебная практика знали многочисленные изъятия из указанных принципов. Судебными уставами 1864 года впервые в России вводился нотариат. В России законодательные положения, принятые 20 ноября 1864 года составили основу судебной реформы 1864 года. Судебная реформа 1864 года обычно трактуется в литературе как самая буржуазная из всех реформ того времени. Исследователи считают ее и самой последовательной. Действительно, в принципах, на которых построена реформа, буржуазная идеология отразилась наиболее полно. Ни в одной другой реформе этого нет - там охранительный момент, защита интересов дворянства, царизма выявляются с всею полнотой. Конечно, надо иметь в виду, что суд, правосудие - системы, с которыми гражданин сталкивался не повседневно, он может прожить, ни разу не побывав в суде. Судебная реформа имела прогрессивное значение, ибо новая судебная система заменила собой крайне раздробленную систему судов (суды по сословиям, по роду дел, с множеством инстанций, где дела велись на основе инквизиционного процесса, при закрытых дверях, следственные функции осуществляла полиция и т.п.).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!