Все для предпринимателя. Информационный портал

Налоговые платежи физических лиц. Экономическая сущность налогов Обязательный взнос взимаемый с организаций

Исполнением налоговой обязанности считается уплата налога в пол­ном объеме и в установленный срок .

Уплата налога - совокупность дей­ствий налогоплательщика или иного субъекта по фактическому внесению суммы налога в бюджет или внебюджетный фонд. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается ст. 58 НК РФ применительно к каждому налогу. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоя­тельно исполнить обязанность по уплате налога . Не допускается уплата налога третьими лицами.

Налог.ру задолженность, личный кабинет налогоплательщика, ИНН, база организаций

Только в отдельных случаях, предусмотренных налоговым законодательством, возможно исполнение обязанности нало­гоплательщика другими лицами (например, налоговым агентом, закон­ным или уполномоченным представителем, поручителем).

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном российским законодатель­ством о налогах и сборах . Так, например, установлены авансовые пла­тежи в отношении уплаты налога на прибыль организаций, единого социального налога. На обязанное лицо возлагается представление в налоговый орган налоговой декларации и других необходимых до­кументов. Налоги уплачиваются в рублях в наличной или безналич­ной форме.

Со срочностью уплаты налоговых платежей тесно связано понятие недоимки - суммы налога, не внесенного в бюджет по истечении ус­тановленных сроков уплаты. В этом случае налоговый орган направ­ляет налогоплательщику требование об уплате налогов и сборов. При уплате налога и сбора с нарушением срока налогоплательщик (пла­тельщик сбора) уплачивает пени.

Если налогоплательщик полностью проигнорировал свою налого­вую обязанность, то налоговые органы производят взыскание налога за счет его денежных средств, находящихся на счетах в банке, а также за счет принадлежащего ему имущества. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном порядке.

Обязанность налогоплательщика уплатить налог прекращается, как правило, в момент его уплаты.

Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм по налоговым платежам возможны лишь после исполнения налогопла­тельщиком своего налогового обязательства. Переплата налогов, сборов, пени может произойти в случаях неиспользования авансовых платежей, ошибки налогоплательщика в расчетах, реализации налоговой льготы, неправомерного взыскания налога, сбора и пени со стороны, налогового органа. Как правило, зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога производится без начисления налоговым органом процентов на эту сум­му. Только в случае нарушения налоговым органом месячного срока на возврат переплаченной суммы налога предусмотрено начисление про­центов (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Переплаченная сумма налога засчитывается в счет предстоящих на­логовых платежей, на уплату пеней или погашение недоимки. В случае если налогоплательщик не имеет задолженности по налоговым плате­жам перед бюджетом или внебюджетными фондами, то переплаченная сумма подлежит возврату.

Порядок возврата излишне уплаченной суммы определен ст. 78-79 НК РФ. Возврат возможен только на основании письменного заявления на­логоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня переплаты налога, сбора или пени. Излишне уплаченные суммы налого­вых платежей подлежат возврату в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком заявления. Возврат производится за счет средств того бюджета, в доходную часть которого была произведена переплата.

Указанные правила в отношении зачета или возврата распростра­няются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату этого налога или сбора.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается:

– с уплатой налога налогоплательщиком (сбора плательщиком сбора);

– со смертью физического лица – налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации;

– с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации;

– с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Исчисление налога, подлежащего уплате за налоговый период, производится исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

НК предусматривает возможность исчисления налога:

– налогоплательщиком самостоятельно;

– налоговым агентом;

– налоговым органом.

Самостоятельное исчисление налога налогоплательщиком является процедурой универсального применения и не требует специального подтверждения в соответствующей норме законодательства о налогах и сборах для каждого конкретного случая или каждого конкретного налога.

Исчисление суммы налога налоговым органом или налоговым агентом производится только в случаях, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

В случае исчисления налога налоговым органом он не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В теории существует четыре основных способа уплаты налога:

– кадастровый;

– «у источника»;

– по декларации;

– по уведомлению.

Кадастровый способ уплаты заключается в уплате налога на основании данных соответствующего реестра объектов налогообложения. Как правило, применяется для налогов, объектом которых является имущество, а исчисление размера налога не связано с оценкой доходности объекта налогообложения.

Уплата налога «у источника» применяется в отношении тех налогов, которые удерживаются из начисленного дохода.

Проверка задолженности и оплата налогов онлайн

Этот способ означает необходимость исчисления и перечисления налоговых платежей лицом, выплачивающим налогооблагаемые доходы налогоплательщику. Налогоплательщик получает налогооблагаемый доход уже с вычтенной из него суммы налогового платежа.

При использовании прогрессивной или регрессивной ставки налогообложения уплата налога «у источника» не исключает необходимости последующей подачи по итогам года налоговой декларации с последующим перерасчетом налоговых обязательств.

Уплата налога по декларации состоит в предоставлении налогоплательщиком в налоговые органы информации о полученных им за прошедший налоговый период объектах налогообложения и расчет суммы налогового платежа. Указанная информация заносится налогоплательщиком в бланк налоговой декларации, который передается в налоговый орган.

Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и других связанных с исчислением и уплатой налога обстоятельствах.

Одновременно с подачей налоговой декларации или позднее налогоплательщик осуществляет уплату налогового платежа.

Уплата налога по уведомлению применяется в том случае, когда обязанность исчисления суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти, не являющиеся налоговыми агентами. Эти органы направляют налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны:

– размер налога, подлежащего уплате;

– расчет налоговой базы;

– срок уплаты налога.

Обязанность налогоплательщика по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

После получения налогового уведомления налогоплательщик самостоятельно осуществляет уплату налогового платежа в установленном размере.

Уплата налога по уведомлению часто сочетается с кадастровым способом уплаты налога.

Главная / Инспекции / Как оплатить налоги или пошлины

Для оплаты налоговых сборов, госпошлин или иных сборов, предусмотренных законодательством РФ, следует в первую очередь определиться с их размером и реквизитами конечной налоговой инспекции.

Оплата налогов и пошлин производится на основании реквизитов налоговых инспекций, все необходимые данные указаны на страницах налоговых инспекций нашего сайта в разделе реквизиты.

Так же существуют способы автоматически формирующие платёжное поручение на основании, введённых вами данных. Самый популярный предоставляется самой налоговой инспекцией.

Если вы не знаете к какой налоговой инспекции вы приписаны, узнайте как найти налоговую инспекцию.

Оплата налогов и пошлин с помощью квитанции в банке

Получив всю необходимую информацию о размере налога и реквизитах для оплаты или распечатав квитанцию одним из описанных способов вы можете посетить Сбербанк или иной удобный для вас банк и оплатить нужную вам сумму через кассира-операциониста или терминал для оплаты.

При обращении к сотруднику банка от вас не потребуется дополнительных действий, но использование платёжного терминала зачастую может оказаться выгоднее из-за меньшей комиссии, взимаемой банками за операции при использовании автоматизированных аппаратов оплаты или банкоматов с необходимым функционалом.

Оплата налогов и госпошлин в терминале или банкомате Сбербанка

Оплата в терминалах осуществляется как наличными, так и банковскими картами. От вас потребуется выбрать в меню необходимый вам тип платежа и данные для проведения операции.

Многие банки позволяют оплачивать сборы через свои терминалы и банкоматы, но мы рассмотри платёж на основании терминала Сбербанка России, как самого часто встречающегося и наиболее доступного на территории России.

Внимание! Существует несколько версий терминалов и банкоматов, поэтому названия пунктов меню и функционал может отличаться. В случае возникновения затруднений рекомендуем обратиться к сотрудникам банка за помощью.

1. Выберите способ оплаты: банковской картой или наличными.

С 1 января 2019 года физлица смогут оплачивать имущественные налоги единым платежом

Для использования банковской карты нужно вставить её в терминал и ввести пин-код. Для оплаты наличными выберите соответствующий пункт на дисплее и нажмите на него.

2. Нажмите на пункт «Платежи в вашем регионе»

3. Выберите тип организации «Налоговые» и введите номер налоговой и свой ИНН, альтернативно вы можете ввести данные при помощи сканера штрих-кода. Следуйте дальнейшим указаниям, и вы оплатите налоги в терминале.

4. Для оплаты госпошлины потребуется ввести большее количество информации: ФИО заявителя, паспортные данные, данные о получателе платеж.

5. По результатам оплаты вам будет предоставлены чеки, которые следует сохранить.

Оплата налогов онлайн в личном кабинете налогоплательщика.

ФНС России предоставляет доступ к данным о налогах, задолженностях и операциях с помощью функционала Личный кабинет налогоплательщика физического лица.

Оплата возможна онлайн, узнайте подробную информацию и пошаговые инструкции в статье как оплатить налоги онлайн через интернет-сервис Личный кабинет налогоплательщика.

Внимание! Из-за особенностей заполнения реквизитов при оплате налогов через Интернет, вам потребуется доступ к личному кабинету вашего банка.

Оплата налогов через интернет-банк на примере Сбербанк-Онлайн

Если банк в котором вы обсуживаетесь предоставляет доступ к личному кабинету с использованием логина и пароля, то вы можете оплатить налоги и пошлины через него, без использования личного кабинета налогоплательщика.

Вот перечень банков, которые поддерживают платежи в налоговые органы (список постоянно расширяется и дополняется, уточняйте возможность оплаты в своём личном кабинете):

  • Сбербанк
  • Альфа-банк
  • Промсвязьбанк
  • КИВИ-Банк
  • ВПБ (Военно-Промышленный банк)
  • АБ Ваш Банк
  • Алмазэргиебанк
  • Банк Санкт-Петербург
  • Банк Центр-Инвест
  • Банк Платина Plat.ru
  • Банк Приморье
  • Газпромбанк
  • Кредит Урал Банк
  • ККБ Банк
  • Московский Индустриальный Банк
  • Челябинвестбанк
  • Handybank

Если вашего банка нет в перечне, то вы можете воспользоваться вариантом «Оплата по Реквизитам», доступным у всех банков.

Теперь опишем процесс оплаты налогов и пошлин в Сбербанк Онлайн.

1. Зайдите в личный кабинет используя свои регистрационные данные.

2. Выберете пункт меню «Переводы и платежи»

3. В перечне доступных платежей выберите «Федеральная налоговая служба»

5. Если вам нужно оформить государственную пошлину, то вы можете воспользоваться оплатой по произвольным реквизитам.

6. После заполнения данных, зависящих от типа платежа и подтверждения операции с помощью смс-уведомления, операция будет совершена.

7. Распечатайте чек при необходимости.

Оплата налогов и пошлин с помощью электронного кошелька

Если для у вас есть кошелёк в системе Киви, Яндекс.Деньги, Webmoney или иной электронной системе платежей, вы можете воспользоваться их функционалом для оплаты сборов налоговой инспекции, для этого нужно перейти в перечень услуг и найти там платежи в налоговую инспекцию, например, система Webmoney предлагает два варианта оплаты по ИНН и УИН.

В любом случае вам потребуется заполнить реквизиты вашего платежа и свои персональные данные.

Как оплатить налоги через интернет, смартфон, Яндекс — деньги

Возможности интернет-сервиса "Уплата налогов физических лиц"

Порядок действий по уплате налогов через интернет — сайт ФНС

Уплата налогов физ лиц через Яндекс-деньги

Уплата налогов через мобильное приложение для смартфонов

Возможности интернет-сервиса "Уплата налогов физических лиц"

Для физических лиц ФНС наконец-то реализовала такая госуслуга, как возможность уплаты налогов через интернет не дожидаясь налогового уведомления. Теперь это можно сделать через севис сайта ФНС "Уплата налогов физических лиц"

Интернет-сервис "Уплата налогов физических лиц" позволяет налогоплательщику-физическому лицу:

    подготовить платежные документы на уплату имущественного, земельного и транспортного налогов до получения Единого налогового уведомления (авансом);

    подготовить платежные документы на уплату налога на доходы физических лиц, а также платежные документы на уплату штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации;

    подготовить платежные документы на уплату задолженности по налогам;

    распечатывать сформированные документы для оплаты в любой кредитной организации или осуществлять безналичную оплату с помощью онлайн-сервисов банков, заключивших соглашение с ФНС России.

Другими словами с помощью сервиса можно:

    подготовить платежку и распечатать ее и сходить в любой банк для того, чтобы уплатить налог через банк;

    уплатить налог через интернет (для этого у вас должен быть договор с банком на интернет банкинг).

Для формирования платежного поручения пользователю достаточно выбрать вид налога, ввести личные данные и адрес объекта налогообложения. Остальные платежные реквизиты сформируются автоматически.

Сервис позволяет помимо формирования платежного документа осуществлять оплату в режиме онлайн через один из банков-партнеров, заключивших соглашение с ФНС России в рамках обмена сведениями о платежах физических лиц.

Порядок действий по уплате налогов через интернет — сайт ФНС

  1. Для уплаты налога через интернет надо перейти на сайт ФНС.


  2. На этой странице надо заполнить все поля , отмеченные * .

    Понятие единого налогового платежа в России: новое с 2019 года

    Если вы планируете оплачивать налоги через интернет-банк, тогда также необходимо указать свой ИНН. Заполнив все необходимые поля надо нажать кнопку "Дальше".

    На этой странице из выпадающего меню надо выбрать тот налог , который вы пожелали уплатить.

    С помощью специального сервиса заполнить адрес вашего места жительства:


    Также из выпадающего меню надо выбрать тип платежа и нажать кнопку "Дальше".

  3. На следующей необходимо выбрать способ оплаты .
  4. Если вы выбрали вид оплаты "Наличный расчет", то после нажатия на кнопку "Сформировать ПД" сформируется платежное поручение, которое надо скачать на ваш ПК и распечатать.

    Если вы выбрали вид оплаты "Безналичный расчет", то на следующей странице вам необходимо выбрать банк, через который вы решили произвести оплату, нажав на оответствующий логотип банка.


    После этого сервис переведет вас в интерент-банка вашего банка.

    Уплата налогов через Яндекс-деньги

    Яндекс-деньги предоставляет сервис по проверке задолженности и уплате налогов физических лиц электронными деньгами через свой сервис.

    Для уплаты налогов физ лицом надо зайти в сервис "Яндекс-деньги" и выбрать раздел "Налоги".

    Сервис перенаправит вас на страницу, на которой найти свою задолженность можно по вашему ИНН. Этот же сервис предоставляет возможность физ лицу оплатить налоги на основании налогового уведомления по индексу документа:

    Индекс документа надо взять из квитанции на уплату налога, которая пришла вам вместе с налоговым уведомлением (напомним, что обязанность по уплате налогов у физ лица возникает только после получения налогового уведомления):

    Далее — нажимае кнопку "Заплатить" и переходим на следующую страницу, на которой в строке "ФИО" надо указать фамилию, имя и отчество плательщика налога (напомню, что здесь надо указывать ФИО того лица, на чье имя пришло уведомление об уплате налога):

    Система перебрасывает вас на последнюю страницу, которая подтверждает, что платеж прошел успешно:

    Уплата налогов через мобильное приложение "Налоги ФЛ" для смартфонов

    С марта 2018 года физлицо может оплатить налоги и через мобильное приложение для смартфонов под названием "Налоги ФЛ ". Это мобильное приложение разработано для пользователей смартфонов на платформах iOS и Андроид и доступно для скачивания в магазинах приложений AppStore и GooglePlay.

    Приложение "Налоги ФЛ" позволяет налогоплательщику физическому лицу в режиме онлайн контролировать наличие начислений и недоимки по налогам, взаимодействовать с налоговыми органами в электронном виде.

    С помощью приложения можно:

    получить информацию о начисленных и уплаченных налогах;

    получить информацию о наличии задолженности по налогам;

    получить информацию об объектах имущества и страховых взносов;

    просмотреть налоговые документы;

    просмотреть профиль пользователя;

    оплатить налоги.

ВНИМАНИЕ!

Полезные ссылки по теме "Как оплатить налоги через интернет (сервис "Уплата налогов физических лиц") и Яндекс -деньги"

    НДФЛ с наследства

    Налоговая ответственность за непредставление документов

    Ошибки при заполнении налоговой декларации 3-НДФЛ

    Порядок получения подтверждения статуса налогового резидента РФ

    Когда и о чем надо сообщать в ФНС

    Конвенция о международном обмене налоговой информацией

    Личный кабинет налогоплательщика

    Льготы по налогам пенсионерам — порядок предоставления и образец заявления

    Как уплатить налоги через интернет

    Должны ли дети платить налоги

    Как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налога

    Налоговые проверки

    Что должна содержать жалоба налоговую инспекцию

Налоговое право. Конспект лекций Белоусов Данила С.

4.1. Налог, как правовая категория, его характерные черты

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

НК РФ устанавливает (ст. 3): ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся:

– императивно-обязательный характер;

– индивидуальная безвозмездность;

– денежная форма;

– публичный и нецелевой характер налогов.

Рассмотрим указанные признаки подробнее.

Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления, предусмотренные ст.41 БК РФ.

Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретные действия.

Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в том числе и через суд.

Денежный характер. Исторически потребности государств и других участников правоотношений в докапиталистическую эпоху удовлетворялись в форме натурального обмена.

НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа – валюта РФ. В качестве исключения согласно п.3 ст.45 НК РФ иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Публично-нецелевой характер. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90 %). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Как указал КС РФ, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.

В зарубежной литературе к функциям налогов относят:

1) финансирование расходов государства;

2) перераспределение доходов государства в пользу беднейших граждан;

3) внеэкономическое регулирование производства в целях повышения его эффективности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Как обманывают при покупке автомобиля. Руководство для экономных автора Гладкий Алексей Анатольевич

Самые характерные ошибки покупателей Несмотря на то, что покупателями автомобилей являются представители самых разных слоев нашего общества, большинство из них при выборе и покупке машины допускают одинаковые ошибки. Наиболее характерные и типичные такие ошибки мы

Из книги Обеспечение информационной безопасности бизнеса автора Андрианов В. В.

1.2.2. Правовая среда бизнеса и ее свойства Правовая среда бизнеса включает постановления правительства, законодательные и нормативные акты федерального уровня и уровня регуляторов, региональные законы и нормы, отраслевые стандарты и правила и прочие документы. Наличие

автора

§ 1. Характерные черты экономического развития Германии в XVI – первой половине XIX века Экономика Германии в период Позднего Средневековья. Зарождение рыночной экономики в Германии происходило гораздо позже, чем в Англии или Франции, где в XV–XVI веках началось разложение

Из книги Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие автора Тимошина Татьяна Михайловна

Глава 8 Характерные черты формирования и развития рыночной экономики Японии (XVIII–XXI

Из книги Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие автора Тимошина Татьяна Михайловна

§ 3. Промышленный переворот в Японии и его характерные черты Несмотря на определенные противоречия эпохи Мэйдзи, Япония в этот период прочно встала на путь индустриализации, используя при этом западноевропейский и американский опыт. Экономика, в которой еще сохранялись

Из книги Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие автора Тимошина Татьяна Михайловна

Глава 8. Характерные черты формирования и развития рыночной экономики Японии (XVIII–XXI века) XVIII–XXI

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Правовая информация Заявки на патенты и решения по ним не только содержат информацию об усовершенствовании продукции конкурента, но и дают описание технологии, в результате чего появляется возможность ее законного (равно как и незаконного) копирования. На сегодняшний

Из книги Менеджмент. Шпаргалка автора Дружинина Н Г

2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Эффективность работы всего предприятия во многом зависит от способности ее владельцев и управляющих принимать своевременные и обоснованные решения.Множество руководителей в условиях быстро развивающейся конкуренции,

Из книги Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления автора Щедровицкий Георгий Петрович

Категория Категорией я называю определенную связку, включающую четыре фокуса. Обычно говорят, что категории - это наиболее общие понятия. Это действительно так, но это только половина дела. Вторая же состоит в том, что это понятия с особым логическим содержанием и

Из книги Принцип Питера [или Почему дела идут вкривь и вкось] автора Питер Лоуренс

ХАРАКТЕРНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ПРИЕМЫ Ошарашивание слушателяИнициальная и цифровая кодофилия представляет собой маниакальную потребность изъясняться не словами, а буквами и числами. Возьмем, например, фразу «ФОВ сейчас в Н-й как ОК ЦУМ ГУ по 802».К тому времени, когда слушатель

Из книги Управляемое банкротство автора Савченко Даниил

4.2.2. Уголовно-правовая ответственность Уголовно-правовая ответственность предусмотрена за такие нарушения закона о банкротстве, как: Санкциями вышеперечисленных статей установлена ответственность виновных лиц: от штрафа в размере до 500 тысяч рублей до тюремного

Из книги Похищение Евразии автора Болдырев Юрий Юрьевич

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Правовая оговорка Направляя бизнес-план специалистам организаций, способных предоставить внешнее финансирование, необходимо убедиться в том, что вы не окажетесь в неприятном положении с юридической точки зрения. Проблемы могут возникнуть в том случае, когда в обмен на

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Вопрос 5 Метод экономического анализа, его характерные особенности и классификация Метод экономического анализа представляет системное комплексное изучение, выявление, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности организации путем обработки

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

Из книги Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России автора Грэхэм Лорен Р.

1. Понятие налогов и сборов

Под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги в прошлом и сегодня пронизывают все сферы социально-экономического общества. Ни одно государство, как политическая организация общества, не может обойтись без налоговых доходов.

2.Необходимость налогов.

Налоги как форма изъятия государством части дохода общества обусловлены рядом факторов:

1) развитие обществ. разделения населения на социальные группы;

2) появление самостоятельных субъектов товарно- денежных отношений;

3) возникновение государственного аппарата, способного защищать, охранять население от внутренних и внешних врагов.

Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, социальных), для осуществления которых необходим доход.

В докапиталистическую эпоху значительная часть потребностей государства покрывалась доменами (доходами от недвижимости, главным образом земли, находящейся в собственности главы государства - короля, императора, монарха) и регалиями - доходами от монопольного права государства на занятия определенной хозяйственной деятельностью.

По мере развития товарно- денежных отношений государственная собственность постепенно сокращается (продается, дарится) и доход от нее сводится к минимуму. Одновременно расширяются старые и появляются новые функции государства, а значит, возрастают расходы. Сокращение собственных доходов государства (регалий и доменов) приводит к тому, что налоги становятся главным видом дохода государства.

Кроме налогов, у государства, по существу, нет иных методов мобилизации доходов в казну. Оно может использовать для покрытия расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных поступлений. При особых обстоятельствах власть прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В результате главным доходом государства остаются налоги, других, более приемлемых источников в условиях рынка оно не изобрело. Хотя в истории имели место случаи, когда налоги не использовались как доход государства.


В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится от 0,8 до 0,9 всех поступлений казны в развитых странах. В РФ в общие доходы федерального бюджета также поступает более 90% налогов.

Определение налогов . Налог- обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения средств, принадлежащих на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления, в целях финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов.

Налоги в системе финансовых отношений . Налоговые отношения являются частью финансовых отношений, но отличаются от них определенными особенностями.

Налоговые отношения представляют собой отношения государства в лице его уполномоченных органов с неограниченным кругом налогоплательщиков - физических и юридических лиц и регулируются налоговым законодательством. В этих отношениях предполагают наличие двух субъектов- государства и налогоплательщиков, между которыми возникает движение стоимости в денежной форме в одностороннем порядке- от налогоплательщика к государству. Эквивалентность в данных отношениях отсутствует. Налоговые отношения - наиболее конфликтная сфера финансовых отношений, где сталкиваются полярные интересы разных социальных групп. Налогоплательщик передает часть своего дохода, имущества, капитала безвозвратно, в принудительном порядке, а государство их получает. Первый субъект стремится, как можно меньше отдать своей собственности, второй как можно больше получить. Спор решается в интересах той стороны, которая в данный момент имеет силу. Ныне налоговые отношения строятся на правовой основе и должны распространяться на новую реальную стоимость, оставляя у плательщиков капитал для расширенного производства.

Налоговые отношения, являясь частью распределительного процесса (специфической формой производственных отношений), подчиняются первичным отношениям производства. Они, изменяясь в зависимости от требований производства и обмена, носят по отношению к ним производный характер.

Налоговые отношения имеют две стороны: с одной стороны, они, являясь специфической сферой производственных отношений, формируют общественное содержание налогов, с другой,- являясь материальной основой, представляют собой реальную стоимость денежных средств общества, мобилизованную государством.

Экономическая категория выражает общественные отношения между людьми при кругообороте капитала, т. е. одну из сторон производственных отношений. Отсюда вытекает, что экономическая категория находится в тесной связи с движением стоимости ВВП и его главной части - национального дохода. В своем движении НД проходит четыре фазы:

1. непосредственный процесс производства (создание стоимости);

2. распределение - первичное и вторичное;

3. обмен (купля и продажа);

4. использование.

Налоги как экономическая категория объективныи воспринимаются как отчужденная доля собственности индивидуума в денежном выражении в пользу верховной власти. В то же время субъективное начало налогов проявляется в том, что властные органы могут изменять тяжесть налогов, приспосабливая их к своей финансовой политике. Это свидетельствует о том, что налоги являются и финансовой категорией.

4.Источник налогов.

Налоги, участвуя в перераспределительном процессе, обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Материальным источником налогов выступает новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, т. е. национальный доход (НД). В случае, если размера НД не хватает на покрытие расходов, в условиях войны, кризиса, материальным источником налогов становится национальное богатство, т. е. совокупный НД, созданный предшествующими поколениями.

Национальный доход, произведенный в процессе производства, распадается на две части: одна часть поступает собственникам - владельцам капитала и природных богатств в форме прибыли и доходов, вторая - наемным работникам в форме оплаты труда, т. е. обе части становятся конкретным доходом основных социальных групп общества. Такое деление национального дохода в производстве является первичным распределением и находится вне налоговых отношений.

5.Роль налогов в перераспределении НД.

Налоги участвуют в перераспределительном процессе и обеспечивают государство централизованным фондом денежных ресурсов страны. Они в системе распределения стоимости в денежной форме возникают с момента реального движения денежных ресурсов. Под реальным движением денежных ресурсов понимаются не расчетно - денежные операции, а движение денежных ресурсов, определенных законами расширенного воспроизводства. После получения выручки (суммы цен за все товары- работы, услуги) наступает ее распределение. Следовательно, расширенное производство создает материальную базу для распределения стоимости вначале первичного ВВП и НД (где налоги не участвуют),а затем вторичного. Изменения, происходящие в воспроизводстве (рост или сокращение), влияют на налоги. Это взаимодействие прямое: увеличение стоимости ВВП и НД приводит к росту налоговых доходов (при неизменных условиях), а сокращение стоимости ВВП и НД- к сокращению налоговых доходов.

Следовательно, налоги как участник перераспределительного процесса зависят от объема стоимости ВВП и НД государством.

Государство, устанавливая долю стоимости налогового изъятия, должно не нарушить правильного соотношения между объемами созданной и распределяемой стоимости. Если распределяемая часть стоимости окажется больше созданной, это вызовет расширение границ инфляционного налога. В связи с этим необходимо устанавливать связь налогообложения с воспроизводственным пропорциями.

Промышленно развитые страны широко используют налогообложение в системе государственного регулирования экономики, превратив налог в действенный экономический стимул, элемент управления экономическими процессами.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуж­дения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях фи­нансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципаль­ных образований».

В ст. 8 НК определение Сбора, под которым «понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого явля­ется одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправ­ления, иными уполномоченными органами и должностными лица­ми юридически значимых действий, включая предоставление опре­деленных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Анализируя два законодательных определения (налога и сбора), достаточно сложно увидеть их различия. В определении сбора от­сутствуют два признака, присутствующих в характеристике налога: индивидуальной безвозмездности, уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства. Вместо них введен признак индивидуальной возмездности, а именно предоставление опреде­ленного эквивалента «юридически значимых действий» в отноше­нии плательщика сбора.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, иностранные юридические лица, международные организации, их филиалы и представительства.

Физические лица (физ. лица) - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

Индивидуальные предприниматели (ИП) - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Налоговые резиденты – это лица, прожившие на территории Российской Федерации более 183 дней за последующие 12 месяцев.

Налоговые нерезиденты – это лица, прожившие на территории Российской Федерации менее 183 дней за последующие 12 месяцев.

Налогоплательщики – это лица, на которые возложена обязанность по уплате налога в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговые агенты – лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Взаимозависимые лица – физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно или косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %.

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

Элементы налогообложения:

1. объект налогообложения;

2. налоговая база;

3. налоговый период;

4. налоговая ставка;

5. налоговые льготы

6. порядок исчисления налога;

7. порядок и сроки уплаты налога;

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику.

Налоговая база – стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка – величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый период – календарный год, 9 месяцев, полгода, квартал, месяц, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу. При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени.

Порядок уплаты налогов производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается к каждому налогу.

Федеральными налогами и сборами - признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не перечисленные в перечне федеральных налогов и сборов ниже, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов,

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Региональными налогами - признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами - признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

Региональные налоги:

1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.

Местные налоги:

1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!