Все для предпринимателя. Информационный портал

Методы борьбы с инфляцией. Антиинфляционная политика

Методы борьбы с инфляцией

Инфляции

Экономические и социальные последствия

Эти последствия сложны и разнообразны. Небольшие темпы инфляции содействуют временному оживлению конъюнктуры посредством роста цен и нормы прибыли. По мере увеличения темпов инфляции, она превращается в реальное препятствие для производства и обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе. Галопирующая инфляция дезорганизует производство, наносит серьезный экономический ущерб, затрудняет проведение экономической политики. Также неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает систему потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке. Галопирующая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, обостряет товарный дефицит, подрывает стимулы к денежному накоплению. Сбережения населœения обесцениваются, потери несут банки и другие кредитующие учреждения. Инфляция является как бы сверхналогом на населœение, а как следствие – отставание доходов населœения от беспрерывно растущих цен.

Ущерб от инфляции терпят всœе категории трудящихся, в т.ч. служащие и пенсионеры. Инфляция приносит ущерб населœению, также вследствие обесценения их денежных сбережений. Еще одним из последствий инфляции в социальной сфере является перераспределœение доходов и капиталов между различными слоями общества.

При инфляции в экономике происходит неравномерный рост цен на товары, это усугубляет неравенство норм прибылей в различных отраслях производства, что ведет к расширению производства в одних отраслях, сокращению и упадку в других. Происходит перелив капиталов из производства в сферу обращения, поощряется спекулятивная торговля, где капитал быстро оборачивается и приносит прибыль. Инфляция уменьшает платежеспособный спрос и затрудняет сбыт товаров. Происходит бегство от денег к ценным товарам, независимо от потребности в них. Последствием инфляции также является нарушение функционирования кредитно-денежной системы. При инфляции кредиторы несут потери, т.к. получают долги в обесцененных деньгах. Обостряется кризис государственных финансов. Инфляция может стать фактором валютного кризиса, ᴛ.ᴇ. несоответствия между официальным и рыночным курсами валют.

Методы борьбы с инфляцией бывают прямые и косвенные. Чаще всœего проявляется следующая закономерность: чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.

Косвенные методы включают регулирование:

Общей массы денег через управление ʼʼпечатным станкомʼʼ;

Процентных ставок коммерческих банков через управление Центробанком;

Обязательных денежных резервов коммерческих банков;

Операций центрального банка на открытом рынке ценных бумаᴦ.

Косвенные методы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причинœе ее недостаточной ʼʼрыночностиʼʼ. Полноценный рынок ценных бумаг, в т.ч. рынок государственных обязательств у нас недостаточно развит, и, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаᴦ.

Прямое влияние изменения покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы , как:

Прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределœение государством;

Государственное регулирование цен;

Государственное регулирование пределов заработной платы;

Государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом;

Государственное регулирование валютного курса.

Практика прямого регулирования денежной массы широко распространена на Западе. США в 60-70­х годах неоднократно замораживали цены на многие товары. Полтора десятилетия после Второй мировой войны понужнобилось странам Западной Европы для начала либерализации цен, да и то неполной. Франция полностью либерализовала цены на внутреннем рынке лишь в 1986 году. Ф.Рузвельт выводил США из глубочайшего кризиса 30-х путем жесточайшего государственного регулирования экономики. В большинстве стран существовали специальные законы, ограничивающие доходы от торгового посредничества.

Сегодня в мировой практике с целью сдерживания и предотвращения процесса инфляции вводятся в действие специальные антиинфляционные программы. Οʜᴎ представляют из себякомплекс мероприятий в сфере экономики, финансов, денежного обращения, кредита͵ заработной платы, занятости, международных валютно-кредитных отношений.

Известно, что существует несколько мер регулирования инфляции. К ним относятся бюджетные, налоговые, денежно-кредитные и валютные меры регулирования цен, зарплаты и т.д.

Так, к примеру:

а) для преодоления бюджетного дефицита сокращаются расходы госбюджета;

б) для ограничения денежной массы повышается налогообложение, обычно в форме косвенных налогов;

в) денежно-кредитная политика используется для ограничения банковских кредитов, повышения учетной ставки центрального банка: регулируется процент ставки по пассивным и активным операциям, осуществляется контроль над ресурсами банков и т.д.

г) для регулирования цен блокируются цены на отдельные товары.

При посредничестве государства используют так называемую ʼʼполитику доходовʼʼ - согласование и увязка темпов роста зарплаты и цен.

Но самой последней и действенной мерой в борьбе с инфляцией является проведение денежной реформы в стране.

По методам проведения всœе денежные реформы делятся на три типа:

1. Конфискация и обмен денег по дефляционному курсу с целью резкого уменьшения массы бумажных денег;

2. Временное (полное или частичное) замораживание банковских счетов (вкладов) населœения и предпринимателœей;

3. Сочетание первого и второго методов. К примеру, Западная Германия.

Это всœе можно отнести к методам шоковой терапии, ᴛ.ᴇ. свободное ценообразование. Эффективность этих методов зависит от того, насколько далека экономика какой-либо страны от рынка, ᴛ.ᴇ. ее подготовленность и рыночные структуры. Возникающий рост цен стимулирует производство товаров и услуᴦ. Но при чрезмерно разрушенных рыночных структурах рост цен не ведет к положительным результатам, а принимает характер длительной гиперинфляции.

Виды денежных реформ:

Нулификация – означает объявление об аннулировании сильно обесцененной единицы и введении новой валюты

Ревальвация – восстановление прежнего курса денежной единицы, ᴛ.ᴇ. повышение официального валютного курса к доллару США, а затем Международный валютный фонд это регистрирует.

Девальвация – снижение официального курса денежной единицы к доллару США.

Деноминация – метод зачеркивания нулей, ᴛ.ᴇ. укрупнения масштаба цен.

Методы борьбы с инфляцией - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы борьбы с инфляцией" 2017, 2018.

Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию, К первоочередным мерам относятся следующие:

  • 1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности.
  • а) установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;
  • б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.
  • 2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо, прежде всего, восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченных из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.
  • 3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых покупателей. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.
  • 4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России, рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.
  • 5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.
  • 6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:
    • а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг, ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;
    • б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономики. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.
  • 7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

Методы борьбы с инфляцией подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

  • 1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
  • 2. Государственное регулирование цен;
  • 3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
  • 4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Косвенные методы включают:

  • 1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
  • 2. Регулирование ссудного и счетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
  • 3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Государственные системы антиинфляционных мер разных стран: Отдельное предприятие, конкретный бизнес не может бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. В случае отдельного бизнесмена борьба с инфляцией выглядит как «сражение с ветряными мельницами». Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптационных государственных мер (индексация доходов, контроль роста цен и проч.). Итак, либо пассивная адаптация к росту цен через индексацию доходов населения, или активная стратегия ликвидации инфляции в ходе спада деловой активности и усиления безработицы. Каждый из отмеченных путей имеет множество вариантов. Начнем с адаптационной политики. На частном уровне индексация доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставится в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактов конкретно и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от темпа инфляции. В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен еще больше. Государственное вмешательство и контроль за индексацией гораздо сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда имеет целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В случае резких, неожиданных скачков цен, все надлежащие коэффициенты индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой (активной) адаптационной «расторопности» правительства отставание индексации от фактического роста цен неизбежно. Политика доходов - одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы. История знает много ее подвариантов. В 60-70-х гг. нашего века в Англии и других странах внедрялась политика «стоп-вперед», оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось ценою снижения производительности и жизненного уровня населения. Другая политика - контроль соотношения цен и окладов (Скандинавские страны, Нидерланды и др.). Хотя в краткосрочном плане кое-что получается (Финляндия - 1967-1971 гг., США - 1951-1952 гг.), но долгосрочно и эта политика не приживается. Следующий вариант - государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы. Пример - правление Кеннеди и Картера в США. Этого тоже не хватает надолго. Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант - минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная антимонопольными мерами. Подобная политика есть своеобразный возврат к «невидимой руке» А. Смита. К сожалению, ни один из перечисленных видов политики доходов не является идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу 80-х гг. не был найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую безработицу. Поиск новых вариантов продолжается: в США весьма популярна идея выборочного государственного налогового поощрения тех фирм и профсоюзов, которые медленнее других повышают цену товаров и рабочей силы на добровольной основе. Преимущества подобного подхода в том, что в случае его малой эффективности органы госуправления (центральные и местные) ничего не теряют. В основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит, по преимуществу, так называемая «компромиссная теория инфляции», в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции взаимообратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции надо увеличивать количество безработных.

В связи с популярностью, «естественностью» стихийного рыночного механизма применяется обеспечение так называемого естественного уровня безработицы. Естественный уровень безработицы - тот, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность и цен, и заработной платы. Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается через естественный для рынка механизм адаптации спроса к предложению: в случае экономического спада безработица увеличивается сверх естественного уровня и инфляция спадает. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен только после достижения естественного уровня занятости. Последний определяется эмпирически. К сожалению, во временном аспекте не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к различного рода экономическим потрясениям для достижения естественного уровня занятости. При этом не забудем и о пределах терпимости населения к экономическим неурядицам.

Для сдерживания инфляции практически во всех странах требуется все больше и больше увольнять, т. е. повышать естественный уровень безработицы. Так, за последние 20 лет, этот уровень возрос для США, например, с 4 до 7% трудоспособного населения. Зададимся вопросом: какую цену заплатит наше общество за снижение уровня инфляции? Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1% безработица должна в течение года быть на 2% выше своего естественного уровня. По закону Оукена это означает снижение реального ВНП на 4% ниже потенциального. Так, для США в 1985 г. подобная потеря продукта составила 160 млрд. долл. Для России проблема необходимости платить безработицей и недопроизводством за снижение инфляции стоит особенно остро. В любом случае, никто еще не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге больше дефицитного конечного продукта. Способы управления инфляцией неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста (после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких пределах.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

  • 1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).
  • 2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13-14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года - в 1982 г. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций. Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» - значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания». Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.

Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода. Следует признать, что ни в Венгрии, ни в России, ни в других странах, вставших на путь экономических преобразований, расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой - от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил - натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В случае затяжного инфляционного «заболевания» складывается ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока.

Применительно к России (на начальном этапе экономической реформы) можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации:

  • 1. Наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями.
  • 2. Ценовые перекосы и диспропорции не устранены в ходе либерализации цен. Свободные цены пока еще не стали ценами равновесия и не работают на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не всегда согласуются с изменениями в структуре потребительского спроса.
  • 3. Сохраняется давление внешнего долга, резко сужающего маневр валютными ресурсами. Практически отсутствуют страховые фонды - материальные и финансовые.

Результативность макроэкономической политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается, бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для России становится сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов. Отмеченные выше особенности напоминают об ограниченности пространства для маневрирования, о неправомерности применения некоторых стандартных рецептов сдерживания инфляции. Это сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, скажем, по регулированию курса национальной валюты, по регулированию темпов инфляции. Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.

Говорит о том, что экономика страны больна и нуждается в срочном лечении. Скорость её выздоровления во многом зависит от профессионализма «лечащих врачей» – руководителей государства. Ведь можно направить силы только на устранение симптомов болезни, а можно – на выявление и ликвидацию её причин.

В каких направлениях надо действовать

Для успешной борьбы с инфляцией надо комплексно действовать в двух направлениях:

  1. 1. Принять срочные антиинфляционные меры.
  2. 2. Взять стратегический курс на укрепление экономики государства.

Суть данного метода проста – срочные меры снизят темпы роста инфляции, а сильная экономика сможет эффективно противостоять будущим инфляционным атакам на государство. Хотите узнать, что конкретно надо делать? Нет проблем! Давайте начнём с первого пункта – срочных антиинфляционных мер.

Срочные меры по снижению инфляции

Люди просыпаются утром и узнают, что доллар подорожал в три раза. Что они делают? Правильно – все начинают в панике избавляться от своих сбережений. К чему это ведёт? А это ведёт к ещё большему росту инфляции. Хотите узнать, почему так происходит? Прочитайте статью: . Если вкратце, то всему виной лишняя ничем не обеспеченная денежная масса.

В этот момент государство должно предпринять срочные меры по снижению темпов роста инфляции:

  • Ограничить приток новых денег в экономику. Основной канал, по которому в экономику поступают деньги – это кредиты. Чтобы его перекрыть, надо сделать так, чтобы брать кредиты стало невыгодно. Для этого Центробанк повышает , а вслед за ним коммерческие банки повышают по кредитам. В результате становится выгоднее класть деньги на депозит, чем брать в кредит.

    Надо понимать, что это снизит не только темпы инфляции, но также и экономическую активность в стране – все перейдут в режим сбережения средств, что приведёт к экономическому спаду.

  • Контролировать банковскую систему. Если вы читали , то наверняка знаете, что она наносит удар по деньгам. А деньгами управляют банки. Надо установить контроль над финансовыми потоками в стране. Нельзя допустить выдачи безвозвратных кредитов, также следует обеспечить кредитование банками стратегически важных отраслей экономики.
  • Взять под контроль цены на социально значимые товары. В период бурного роста инфляции, государство должно контролировать цены на хлеб, муку, подсолнечное масло и другие товары первой необходимости. Людей надо успокоить – дать им понять, что ситуация под контролем и скоро всё наладится.

    Но просто зафиксировать цены на эти товары или ограничить процент наценки будет недостаточно. Надо ещё и поддержать с/х производителей: предоставить им льготное кредитование, снизить для них налоги, регулировать закупочные цены на потребляемые ими ресурсы и т.д. В общем, надо создать все необходимые условия для рентабельной работы этих предприятий в условиях кризиса.

  • Контролировать деятельность экспортёров. Для кого государство сдерживает рост цен на социально значимые товары? Для своего же населения. То есть, по таким ценам эти товары должны продаваться только на внутреннем рынке, а также их должно быть в достаточном количестве.

    Что могут сделать предприимчивые «умники-спекулянты», которым плевать на свою страну и людей? Они могут скупать товары по низким ценам и экспортировать за рубеж. Естественно, государство должно усиленно контролировать деятельность экспортёров, и полностью нейтрализовать спекулянтов.

Надо понимать, что принятие срочных антиинфляционных мер не выведет страну из кризиса, а лишь замедлит темпы обесценивания национальной валюты. Для полного решения проблемы надо менять стратегический курс государства. Как это сделать? Читаем дальше!

Стратегические методы борьбы с инфляцией

Рост темпов инфляции свидетельствует об уязвимости экономики страны. Решение проблемы напрашивается само собой – надо срочно укреплять экономику. В этом помогут стратегические методы борьбы с инфляцией:

  • Выполнение поставленных целей по инфляции. Во время кризиса, государство обязано в кратчайшие сроки взять ситуацию под контроль. И первое, что нужно сделать – вернуть финансовые ориентиры бизнесу и населению. Для этого надо своевременно давать точную информацию по реальным и планируемым показателям инфляции на текущий год. Это ускорит процессы восстановления экономики и укрепит доверие общества к власти. Однако надо понимать, что:

    Цели по инфляции должны быть правдивыми.
    Иначе власть полностью утратит к себе доверие, и страну захлестнёт очередная волна кризиса.

  • Изменение бюджетной политики. Падение экономики ведёт к нехватке денег в бюджете государства. Эмиссия необеспеченной денежной массы не решит проблему – будет лишь запущен процесс обесценивания денег, и продолжится рост инфляции.

    Как вариант, можно обратиться за финансовой помощью к странам с более сильной экономикой, но это путь в долговую яму. Потому надо, прежде всего, пересмотреть бюджетную политику государства – уменьшить расходы и увеличить доходную часть бюджета. Например, заморозить финансирование неперспективных проектов, сократить раздутый государственный аппарат, провести структурную перестройку производств, обеспечить поступление в полном объёме налоговых платежей и т.д.

  • Создание комфортных условий для развития бизнеса. Предприниматели – это мощная движущая сила, способная реанимировать экономику и вывести страну из кризиса. Что надо сделать? Как минимум – просто не мешать им работать, а как максимум – создать благоприятную среду для развития малого и среднего бизнеса (поддержка на законодательном уровне, ликвидация бюрократических барьеров, борьба с коррупцией, умеренное налогообложение и т.д.).
  • Курс на импортозамещение. Следует уделить особое внимание развитию собственных производственных предприятий – именно они производят ВВП, и именно они снижают зависимость страны от импорта. А чем меньше эта зависимость, тем устойчивее экономика к внешним потрясениям.

Вот мы и рассмотрели основные методы борьбы с инфляцией. На первый взгляд они кажутся простыми и понятными, но реализовать на практике их бывает достаточно сложно. Тем не менее, в нашей жизни нет ничего невозможного! Главное – никогда не сдаваться!

Итак, друзья, на этом мы заканчиваем цикл статей об инфляции. Надеемся, они были познавательными и полезными.!

Особенности инфляционных процессов в России

Инфляция – это следствие нарушения равновесия на уровне совокупного рынка. Противоречия макроэкономического уровня могут быть решены только на основе регулирующего воздействия государства. При этом государство не стремится к полному преодолению инфляции, так как это было бы нереально. Целью антиинфляционной политики государства является снижение инфляции до уровня умеренной, смягчение ее негативного воздействия на состояние экономики и жизненный уровень населения.

Существуют различные взгляды на содержание антиинфляционной политики государства. Кейнсианская теория центральное место в ней отводит процессу формирования эффективного спроса. Согласно этой теории рост спроса стимулирует инвестиционную активность производителей, что вызывает рост предложения товаров. В результате произойдет снижение цен до уровня, соответствующего умеренной инфляции. Иначе трактует антиинфляционную политику монетаристская теория. Главным ее направлением она считает регулирование совокупного предложения, которое может быть увеличено при помощи необходимых преобразований в денежной сфере: проведения денежной реформы, сокращения бюджетного дефицита, снижения налогов. Рекомендуется также сократить объемы производства путем освобождения экономики от неэффективных предприятий в результате их банкротства. При этом более сильные предприятия активизируют инвестиционную деятельность, следствием чего станет рост совокупного предложения и снижение цен.

В практике антиинфляционной деятельности в зависимости от конкретной ситуации обычно используются рекомендации как одной, так и другой теории.

Основные направления антиинфляционной политики государства:

Проведение долговременной денежной политики, направленной на поддержание стабильности денежного обращения;

Сокращение бюджетного дефицита при более рациональном использовании средств госбюджета;

Приватизация объектов государственной собственности как способ «связывания» излишней денежной массы и вывода ее из обращения;

Развитие всех видов рынка (товаров и услуг, рынков экономических ресурсов, рынка недвижимости) как способ превращения инфляционного спроса в реальный;

Замораживание роста цен и доходов как временная и вынужденная мера борьбы с инфляцией;

Рост объемов производства в целях увеличения совокупного предложения;

Проведение эффективной внешнеторговой политики с целью пресечения «импортируемой инфляции».

Инфляционный процесс в современной российской экономике имеет свои особенности. Они вызваны ее длительным переходным состоянием, где рыночные основы еще окончательно не сформировались. Для административно-командного периода развития России была характерна подавленная инфляция, которая в силу своего скрытого характера не могла быть тогда преодолена. Это в значительной степени ускорило кризис и распад всей экономической системы. Сейчас скрытая инфляция сменилась открытой формой, что обеспечило возможность применения мер антиинфляционной политики, используемых в рыночной экономике. Однако момент перевода инфляции в режим открытой сопровождался всплеском роста цен (в 1992 году в среднем в месяц они росли более чем на 31%), соответствовавшим показателям гиперинфляции. В последующий период происходило поступательное снижение темпов роста цен – с 261% в 1992 году, до 122% в 1996 году.

Антиинфляционная политика этого периода опиралась в основном на монетаристские методы, предусматривавшие преобразования в системе денежного обращения и не затрагивавшие глубинных причин инфляции. Для изъятия излишних денег из обращения потребовалась деноминация, которая с одной стороны, сократила количество необеспеченных денег в обращении, с другой – вызвала обострение социальных противоречий в стране. Значительная часть населения потеряла свои денежные сбережения, резко возросла численность малообеспеченных лиц, находящихся за чертой бедности.

Новый скачок инфляции в России был вызван валютно-финансовым кризисом 1998 года. Его преодоление потребовало комплекса мер, направленных на позитивные преобразования, как в денежной сфере, так и в системе производства. В результате в экономике была достигнута относительная стабильность. Уровень инфляции в конце 1998 и в 1999 году составил 84 и 36% соответственно, а в 2001 году – снизился до 20%.

Государственная антиинфляционная политика России развивается по следующим направлениям:

1. Проведение долгосрочной денежной политики, направленной на постоянный контроль денежной массы. Использование дефляционных мер по изъятию из обращения избыточных бумажных денег.

2. Оздоровление бюджетной системы с целью достижения сбалансированности доходов и расходов госбюджета. Усиление системы бюджетно-финансового контроля.

3. Гашение инфляционных ожиданий путем повышения эффективности реального сектора экономики.

4. Снижение государственного внешнего долга путем проведения эффективной экспортной политики и ускоренного развития экспортных отраслей экономики.

5. Проведение эффективной структурной политики, повышение производительности труда в общественном производстве на основе использования новейших технологий.

6. Проведение регулируемой инвестиционной политики. Создание благоприятного инвестиционного климата для отечественных производителей, привлечения иностранных инвесторов и возвращения незаконного вывезенного российского капитала.

Применение комплекса антиинфляционных мер уже принесло положительные результаты. Инфляция в стране снижена до уровня умеренной. Преодолеваются кризисные явления, рост рыночного спроса вызывает увеличение объема предложения, таким образом, инфляционный рост цен является незначительным. Реальным достижением антиинфляционной политики стало преодоление бюджетного дефицита. При пока еще скромных абсолютных размерах российский бюджет, тем не менее, стал сбалансированным и при этом возник его некоторый профицит.

Стабилизировались выплаты заработной платы и других денежных поступлений населению. Повысилась эффективность функционирования налоговой системы. Растут темпы экономического развития, возникла тенденция к улучшению жизненных условий населения.

Антиинфляционная политика государства становится более реалистичной и эффективной.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое инфляция?

2. Назовите основные причины инфляции.

3. Какими причинами вызвана макроэкономическая нестабильность, ведущая к инфляции?

4. Дайте характеристику открытой и подавленной инфляции.

5. Что такое эффект «инфляционной спирали»?

6. Охарактеризуйте сбалансированную и несбалансированную инфляцию.

7. Перечислите социально-экономические последствия инфляции.

Литература:

1.Камаев В.Д., Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.,1999. – 635 с.

2. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории. – М.: Инфра – М, 1997

3. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория. – М.: Инфра – М, 2003

4. Экономическая теория./ под. ред. Видяпина В.И., Добрынина А.И., Журавлевой Г.П., Тарасевича Л.С. – М.: Инфра – М, 2002

5. Экономическая теория / под. ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос,1998

6.Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М., 1997. – 783 с.

Лекция № 8. Потребление, сбережение и инвестиции

1. Потребление и сбережение в масштабах национальной экономики

2. Сущность и факторы накопления

3. Инвестиции: содержание, виды и функциональное назначение

4. Мультипликативный эффект, акселератор, парадокс бережливости

Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - это чрезмерное увеличение находящейся в обращении денежной массы по сравнению с реальным предложением товара, что в свою очередь приводит к падению покупательской способности денег и росту цен на товары и услуги.

Инфляция процесс двусторонний:

  1. Наблюдается общее повышение цен;
  2. Происходит обесценивание денег.
  1. Резко растут;
  2. Остаются стабильными;
  3. Снижаются, но средний уровень повышается.

Происходит обесценивание, на 1 рубль (условно) можно купить все меньше и меньше товара.

Темпы инфляции - это годовой темп роста уровня цен в течении определенного времени, выраженного в процентах.

Различают следующие виды инфляции:

  1. Умеренная - развивается медленными темпами, не превышая 10% в год.
  2. Галопирующая - высокие темпы (от 10 до 200% в год).
  3. Гиперинфляция - очень высокий темп, практически неуправляемая инфляция (от 200 до 1000% в год).
  4. Ожидаемая - ожидаемый уровень инфляции в будущем периоде, рассчитанный на основе действия факторов текущего периода.
  5. Непредвиденная - уровень инфляции оказался выше предполагаемого за определенный срок.
  6. Открытая - инфляция в виде роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов.
  7. Скрытая - инфляция, возникшая вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне.

Причины инфляции

Современная инфляция связанна не только с падением покупательской способности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономического развития страны. Первопричина инфляция - диспропорции между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массы в обращении и потребителями хозяйства в деньгах.

Необходимо различать внутренние и внешние факторы (причины) инфляции. Среди внутренних факторов можно выделить:

  1. Неденежные - нарушение диспропорции хозяйства, циклическое развитие экономики, монополизация производства, несбалансированность инвестиций, государственное монополистическое ценообразование.
  2. Денежные - кризис государственных денег, увеличение кредитных орудий, обращения кредитной системы.

Внешними факторами являются мировые структурные кризисы (сырьевой, энергетический, валютный), валютная политика государственного направления на экспорт инфляции в другие страны, нелегальный экспорт золотовалют.

В зависимости от причины, которая преобладает, различают два типа инфляции:

  1. Инфляция спроса - традиционно инфляция возникает при избыточном спросе. Спрос на товары больше чем предложение товаров, в связи с тем, что производственный сектор не в состоянии удовлетворить потребности населения. Этот избыток спроса ведет к росту цен.
  2. Инфляция издержек производства - причины такой инфляции:
    • Снижение роста производительности труда вызванное циклическими колебаниями или структурными изменениями в производстве.
    • Расширение сферы услуг, появление новых видов с большим удельным весом заработной платы и относительно низкой по сравнению с производительностью труда.
    • Повышение оплаты труда при определенных обстоятельствах в результате активной деятельности профсоюзов, контролирующих номинальную заработную плату, высокие косвенные налоги.

Формы проявления

  • Рост цен на товары и услуги, причем неравномерно, что приводит к обеспечению денег, снижению их покупательской способности.
  • Понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной.
  • Увеличение цены золота, выраженного в национальной денежной единице.

Влияние на общество

Инфляция оказывает отрицательное влияние на общество в целом:

  1. Ухудшается экономическое положение:
    • Снижается объем производства;
    • Происходит перелив капитала из производства в торговлю;
    • Расширяется спекуляция в результате резкого изменения цен;
    • Ограничивается кредитование операций;
    • Обесцениваются предприятия.
  2. Возникает социальная напряженность.

Меры борьбы с инфляцией

  • Денежная реформа - полная или частичная преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочивания и укрепление мер по государственному регулированию.
  • Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному урегулированию экономики, направленный на борьбу с инфляцией.
  • Дефляционная политика - предусматривает регулирование денежного спроса через денежнокредитный налоговый механизм.
  • Политика доходов - предполагает параллельный контроль за ценами и заработной платой, путем полного их замораживания.

Особой формой борьбы с инфляцией была «шоковая терапия ». Суть ее заключалась в стимулировании рыночных отношений, свободном ценообразовании, отказе от регулирования цен. Но такой метод приводил к существенному снижению жизненного уровня населения.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!