Все для предпринимателя. Информационный портал

Методика проведения проверки налога на прибыль. Методика исчисления и уплаты налога на прибыль

Контроль уплаты налога на прибыль осуществляется налоговыми органами в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок в соответствии с общей частью Налогового кодекса РБ (глава 9-Налоговый контроль); Указом Президента РБ «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в РБ» №510 от 16окт. 2009г. и Положением о порядке организации и проведении проверок в рамках этого указа.

Камеральная проверка налога на прибыль проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговой декларации по налогу на прибыль и (или) иных документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, без выдачи предписания на ее проведение.

Камеральной проверкой устанавливаются:

*своевременность и полнота представления налоговой декларации по налогу на прибыль;

*правильность оформления всех предусмотренных реквизитов налоговой декларации (расчета), четкость их заполнения;

*соответствие реквизитов плательщика (иного обязанного лица), указанных в налоговой декларации (расчете), данным Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц);

*соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации (расчете), величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации (расчете), которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и иным платежам в отчетном периоде;

*правильность арифметического подсчета итоговой суммы налога, подлежащего уплате в бюджет;

*соответствие данных, содержащихся в представленной налоговой декларации (расчете) и прилагаемых к ней документах, иным имеющимся в налоговом органе документам и сведениям о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);

*обоснованность применения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых ставок и налоговых льгот;

*своевременность и полнота уплаты в бюджет налога на прибыль.

Выездная налоговая проверка налога на прибыль производится в ходе комплексной проверки. До начала данной проверки проводится подготовительная работа , в процессе которой анализируется информация налоговых деклараций по налогу на прибыль: структура налоговой базы, применяемые ставки налога на прибыль, данные по льготам, а также отсрочка по уплате налога или уплата налога на прибыль за счет налогового кредита.

На предварительном этапе выясняются виды деятельности, осуществляемые плательщиком, наличие внешнеэкономических операций, изучается порядок признания выручки в бухгалтерском учете, принятый в учетной политике; изучаются предыдущие акты проверок в целях ознакомления с видами налоговых нарушений и проверяется своевременность выполнения требований по их устранению. Кроме того изучаются нормативные акты по организации хозяйственной деятельности и БУ, типичные ошибки, выявляемые налоговыми органами в сфере деятельности плательщика, ответы и разъяснения направляемые плательщику на подаваемые запросы, производится выборка сведений в базах данных, имеющихся в налоговом органе. На основании проведенной подготовительной работы составляется программа проверки, оформляется предписание на проведение проверки. О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.


На первоначальном этапе проведения выездной налоговой проверки изучается: система организации БУ и НУ проверяемого плательщика, внутренние правила документирования операций и документооборота, порядок ведения регистров БУ и НУ, особенности ведения БУ, порядок отражения выручки от реализации товаров (работ, услуг, иных ценностей), особенности признания доходов и расходов от внереализационных операций, оговоренные в учетной политике.

Проведение проверки включает контроль следующих вопросов:

1.соответствие данных регистров БУ данным Главной книги, баланса, налоговой декларации;

2.соответствие данных НУ (если ведутся) данным БУ;

3.правильность оформления первичных бухгалтерских документов;

4.правильность определения себестоимости произведенной и реализованной продукции, расходов на реализацию товаров и иных расходов;

5.правильность отражения выручки от реализации товаров (продукции, работ, услуг);

6.своевременность отражения в декларации внереализационных доходов и расходов;

7.состояние расчетов с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами и обоснованность образования, наличие и списание дебиторской и кредиторской задолженности;

8.обоснованность применения льгот;

9.правильность исчисления и полнота уплаты налога на прибыль.

В соответствии с особенной частью НК РБ налог на прибыль исчисляется из ВП подлежащей н/о = ВП - ЛП. ВП= П от реал. + Внрд – Вррр.

При проверке правильности исчисления и уплаты налога на прибыль определяется достоверность отражения в налоговой декларации налоговой базы и сверяется ее соответствие с данными БУ, расчетных корректировок по налогу на прибыль, отгрузок (по которым прошло 60 дней со дня отгрузки – если выручка учитывается по оплате). Данные о выручке, доходах и расходах, отраженные в налоговой декларации сверяются с данными БУ по счетам 90,91,92. Для проверки достоверности отраженных данных производится сверка регистров БУ(главной книги, журналов-ордеров, машинограмм) с данными первичных документов (выписки из расчетных счетов в бел.р. и иност. валюте, кассовые документы, счета оплаченные покупателями и др. документы выборочным или сплошным методом.

При проверке выручки следует обратить внимание на:

**При учете выручки по оплате отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав либо по отгрузке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, передаче имущественных прав (за исключением банков)- днем отгрузки товаров признается дата их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке

**При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имуще­ственных прав выручка от их реализации отражается в размере не менее суммы затрат на их производство либо приобретение (выполнение, оказание) и затрат на безвозмездную передачу, а при безвозмездной передаче основных средств и нематериальных активов - не менее их остаточной стоимости и затрат на безвозмездную передачу. Выручка от реализации, затраты на производство либо приобретение (выполнение, оказание), затраты на безвозмездную передачу отражаются в том отчетном периоде, в котором фактически переданы товары (выполнены работы, оказаны услуги), переданы имущественные права.

При проверке правильности учета Внрд. и Внрр следует проверить их состав для целей н/о и период в котором они отражены (определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета и отражаются в том отчетном периоде, в котором они фактически получены плательщиком или фактически понесены:

*не следует включать дивиденды, полеченные от источника на тер-ии РБ, а следует включать от источников за пределами РБ

*суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности - отражаются в том отчетном периоде, на который приходится день, следующий за днем истечения срока исковой давности

*стоимость принятого к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации - отражаются в том отчетном периоде, в котором имущество подлежит оприходованию в бухгалтерском учете организации

*доходы от операций по сдаче в аренду имущества - отражаются в том отчетном периоде, на который приходится последний день установленного договором каждого периода, к которому относится арендная плата (лизинговый платеж) по этой сдаче (передаче), но не ранее момента фактической сдачи (передачи) объекта аренды (лизинга) арендатору (лизингополучателю)

*положительные суммовые разницы, возникающие при пога­шении дебиторской или кредиторской задолженности - отражаются в том отчетном периоде, на который приходится день погашения дебиторской или кредиторской задолженности;

*положительные и отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте определяемые в порядке, установленном законодательством и с учетом принятой учетной политики (переоценка производится при изменении Национальным банком Республики Беларусь курсов иностранных валют на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период)

*суммы недостач, потерь и порчи активов, в том числе произошедших сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством, если их виновники не установлены или суд отказал во взыскании с них - отражаются в том отчетном периоде, к которому относятся документы, подтверждающие, что виновники не были установлены или суд отказал во взыскании с них

*убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности - отражаются в том отчетном периоде, на который приходится день, следующий за днем истечения таких сроков

При проверке затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, следует проконтролировать их состав, т.к. согласно НК РБ есть затраты не учитываемые при н/о:

вознаграждения по итогам работы за год

материальная помощь

командировочные расходы, произведенные сверх норм

на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх лимитов, доводимых до организаций в установ­ленном порядке

налога за добычу (изъятие) природных ресурсов сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов

потери, убытки от недостачи имущества и (или) его порчи, произошедшие сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством, если судом отказано во взыскании данных сумм по причине ненадлежащего учета и хранения материальных ценностей, пропуска срока исковой давности или по другим зависящим от организации причинам

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК и иными нормативными правовыми актами РФ. Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, НК РФ, федеральными законами и иными законодательными актами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле. Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления. Полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства.

Рис. 3

Порядок назначения и проведения камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль

Налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки проводит:

Проверку сопоставимости показателей налоговой отчетности текущего периода с аналогичными показателями налоговой отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;

Сопоставление показателей проверяемой налоговой декларации с показателями налоговых деклараций по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;

Оценку достоверности показателей налоговой декларации на основе анализа имеющейся в налоговом органе информации о деятельности налогоплательщика, поступившей в инспекцию в соответствии с действующим законодательством и в результате контрольной работы налоговых органов;

Анализ соответствия уровня и динамики показателей налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, отражающих объемы производства и реализации продукции, работ и услуг, с уровнем и динамикой показателей объемов потребления налогоплательщиком электро- и теплоэнергии, водных, сырьевых и других ресурсов;

Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в сравнении со средними показателями по группе аналогичных налогоплательщиков.

При этом камеральная проверка по схеме, включающей первые три пункта приведенного списка, должна проводиться по всем декларациям всех налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговой инспекции. Такую проверку можно считать стандартной. Камеральная проверка, в ходе которой выполняются все пять перечисленных действий, а также используется информация, дополнительно представленная налогоплательщиками и иными лицами по запросам налоговой инспекции, называется «углубленной камеральной проверкой».

Углубленная камеральная проверка проводится, прежде всего, в отношении основных налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговой инспекции. Углубленной камеральной проверке подвергаются также декларации налогоплательщиков, при стандартной камеральной проверке которых выявлены признаки совершения налогового правонарушения.

Если при проведении камеральной налоговой проверки у налоговой инспекции возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, имеющейся у иных лиц, налоговая инспекция организует встречную проверку в соответствии со ст.93.1 НК РФ. Встречная проверка может быть проведена как налоговой инспекцией, проводящей камеральную проверку, так и налоговой инспекцией по месту учета лица, связанного с деятельностью проверяемого налогоплательщика. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике по запросу налогового органа либо предоставление документов с недостоверными сведениями является налоговым правонарушением и наказывается в соответствии с ч.2 ст.126 НК РФ.

При проведении камеральной проверки налоговая инспекция может направить мотивированный запрос в банк о представлении справки по операциям и счетам налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя). Непредставление банками сведений по такому запросу налогового органа в установленный срок является нарушением обязанности, предусмотренной ст.86 НК РФ, и влечет ответственность, установленную ст.135.1 НК РФ.

Если при проведении камеральной проверки сотрудник налоговой инспекции нашел ошибки налогоплательщика в исчислении налога, он заполняет графу «По данным налогового органа» либо специально предусмотренные строки для отметок о результатах проведенной камеральной налоговой проверки в налоговой декларации. По окончании камеральной проверки налоговая декларация подписывается сотрудником инспекции, проводившим проверку, с обязательным указанием даты ее проведения. Если декларация, при проверке которой выявлены ошибки, была представлена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то декларация распечатывается и подписывается сотрудником налогового органа, проводившим камеральную проверку, с указанием даты проведения проверки.

Тема: Организация и методика проведения налоговых проверок по налогу на прибыль организаций

Тип: Курсовая работа | Размер: 35.33K | Скачано: 193 | Добавлен 24.01.13 в 18:33 | Рейтинг: +3 | Еще Курсовые работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2012

Введение 2

Глава I. Общая характеристика налога на прибыль организации 4

1.1 Плательщики налога на прибыль 4

1.2 Объект налогообложения 7

Глава II. Организация и методика проведения налоговой проверки 15

2.1 Камеральная налоговая проверка 15

2.2 Выездная налоговая проверка 23

Заключение 27

Список использованной литературы 29

Введение.

Развитие рыночных отношений в России, мировой финансовый кризис, резкое падение государственных доходов и дефицит федерального бюджета способствовали формированию нового взгляда на взаимоотношения между властью и бизнесом, проблемы налогового планирования, учета и контроля. Реформирование и трансформация финансовых, правовых, правоохранительных институтов и механизмов сопровождается сближением корпоративных интересов, мониторингом финансовых показателей и анализом хозяйственных результатов деятельности предприятия во взаимосвязи с общегосударственными задачами, в том числе в форме уплаты налогов.

В сложившихся условиях деятельность по модернизации российской экономики и обеспечению необходимого уровня доходов бюджетной системы Российской Федерации происходит одновременно с возложением на предпринимателей высокой степени ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов. В бюджетном послании президента РФ от 25 мая 2009г. «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» Д.А. Медведев отметил: «Надо четко понимать - умышленное уклонение от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых в современных условиях ресурсов. Поэтому подобные действия должны жестко пресекаться».

Указанное, в свою очередь, требует безусловного исполнения налогового законодательства.

Налоговый контроль - сложная и трудоемкая функция, подразумевающая проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах, тщательную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, контроль за исполнением выявленных нарушений.

С 1 января 2002г. порядок уплаты налога на прибыль определяется нормами гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации. Контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения налогоплательщиками налога на прибыль осуществляется налоговыми органами при проведении камеральных и документальных проверок.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного периода, а также для обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления и своевременностью перечисления в бюджет налога на прибыль.

В связи с этим особенность проверки налога на прибыль будет заключаться в том, чтобы установить достоверность данных бухгалтерского учета, правильность его отражения в налоговом учете в целях определения налога на прибыль.

Целью написания курсовой работы является детальное изучение элементов налогообложения налога на прибыль организаций, правильности определения доходов и расходов организации, исчисления налоговой базы, правильности применения налоговых ставок, порядка исчисления и сроков уплаты данного налога.

Достижению поставленной цели будут способствовать следующие задачи:

  • изучение специальной учебной литературы;
  • изучение Налогового Кодекса Российской Федерации;
  • использование бухгалтерско-правовой системы Консультант-Плюс;
  • использование с целью изучения вопроса налогообложения по налогу на прибыль предприятий периодических изданий и Интернет-ресурсов.

Список использованной литературы:

  1. Романов А.Н. Организация и методы налоговых проверок: Учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2009. -288с
  2. Кузьменко В.В. Организация и методы налоговых проверок. Учеб. пособие. М.: Вузовский учебник. ИНФРА - М.2012.-186с.
  3. Левкевич М.М. Малый бизнес: учет и налогообложение.
  4. Баяндурян Г.Л. Федеральные налоги и сборы. Учеб. пособие. М.: Магистр:НИЦ ИНФРА -М., 2012 - 240с.
  5. Нестеров Г.Г., ТерзидиА.В. Налоговый учет. Учебник. - М.: Рид Групп, 2011. - 304с.
  6. Анашкин А.К. Техника безопасности налоговых проверок. Практическое пособие. - М.: ЦЕНТРКАТАЛОГ, 2008. -352с.

Статьей 313 НК РФ предусмотрена система организации налогового учета следующим образом: использование данных из регистров бухгалтерского учета при полном совпадении данных бухгалтерского и налогового учета); введение дополнительных регистры бухгалтерского учета (если в регистрах содержится недостаточно информации для заполнения декларации); ведение самостоятельных регистров налогового учета. Большинство организаций используют второй вариант, по возможности сближая бухгалтерский и налоговый учет, а там где это невозможно, вводят отдельные аналитические счета и используют дополнительные реквизиты в регистрах бухгалтерского учета. Аудиторы должны оценить эффективность такой организации налогового учета.

При формировании мнения по финансовой отчетности аудитор должен получить и оценить доказательства по таким качественным аспектам, как существование, полнота, оценка и измерение, классификация, представление и раскрытие.

Таблица 1 - Оценка информации по качественным аспектам отчетности

Качественный аспект отчетности

Оценка информации

Существование

Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, отраженные в финансовой отчетности, реально существуют и относятся к проверяемому отчетному периоду

Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом отражены в финансовой отчетности в полном объеме

Оценка (измерение)

Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, указанные в финансовой отчетности, правильно рассчитаны и правдиво отражают результат деятельности организации

Классификация

Налоговое обязательство организации правильно распределено на текущее и отложенное обязательство

Представление и раскрытие

Обязательство по уплате и возврату налогов, а также расход по налогу на прибыль правильно классифицированы и информация по ним раскрыта в финансовой отчетности с достаточной степенью детализации

Аудиторы должны изучить первичные документы и аналитические регистры налогового учета, отчетность, приложения к налоговой декларации, достоверность бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли, правильность применения ставок и льгот, точность корректировки бухгалтерской прибыли для целей налогообложения. При этом необходимо учитывать, что данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок исчисления доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Таблица 2 - Источники формирования отчетной информации по налогу на прибыль

Показатель отчетности

Форма отчетности

Источник информации

Прибыль, рассчитанная по правилам бухгалтерского учёта

Отчет о прибылях и убытках

Регистры бухгалтерского учета

Прибыль, рассчитанная по правилам налогового законодательства

Регистры налогового учета

Текущий расход по налогу на прибыль

Отчет о прибылях и убытках.

Регистры бухгалтерского и налогового учета

Текущее обязательство или

актив по налогу на прибыль

Отчет о прибылях и убытках

Регистры бухгалтерского учета

Отложенное налоговое обязательство или актив

Отчет о прибылях и убытках

Регистры бухгалтерского учета

На первом этапе проверки необходимо оценить систему внутреннего контроля проверяемой организации.

Таблица 3 - Перечень вопросов для оценки системы внутреннего контроля расчетов по налогу на прибыль

Наименование теста

(вопроса)

Выводы аудитора

Имеются ли на предприятии в наличии законодательные и нормативные акты по исчислению и уплате налога на прибыль

Предприятию необходимо

приобрести законодательные и нормативные акты по исчислению и уплате налога на прибыль

Имеется ли на предприятии работник, ответственный за правильность исчисления и уплаты налогов

Необходимо внести соответствующее предложение по изменению в штатном расписании и должностных инструкциях предприятия

Контролирует ли главный

бухгалтер правильность

налоговых расчетов

Необходимо выяснить, кому поручено осуществление контроля

Разработана ли учетная

политика для целей налогообложения

Проверить наличие приказа по учетной политике для целей налогообложения.

Отражен ли в учетной политике для целей налогообложения метод определения выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Признаются ли доходы в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств (метод начисления)

Необходима проверка определения выручки для целей налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 271 НКРФ

Записан ли в учетной политике для целей налогообложения предприятия порядок оценки запасов материальных ресурсов,

списываемых на производство

Необходима проверка фактического порядка оценки запасов и расчета фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство

Отражен ли в учетной политике для целей налогообложения порядок начисления амортизации нематериальных активов

Необходима проверка фактического порядка амортизации нематериальных активов

Установлен ли в учетной политике для целей налогообложения порядок начисления амортизации по основным средствам

Необходима проверка фактического порядка начисления амортизации по основным средствам

Предусмотрено ли в учетной политике предприятия создание резервов предстоящих расходов и платежей, в частности резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание

Необходима проверка фактического порядка создания резервов предстоящих расходов и платежей и его соответствие ст.224 и 267 НК РФ

Отражен ли в учетной политике предприятия способ учета затрат по ремонту ОС

Необходима проверка фактического способа учета затрат по ремонту ОС и соответствие ст. 260 НКРФ

Имеется ли на предприятии смета представительских расходов на год

Необходима проверка фактического порядка определения суммы представительских расходов

Установлены ли на предприятии нормы и нормативы на командировочные и представительские расходы, расходы на рекламу

Необходима проверка и корректировка фактических сумм по установленным нормативам (ст. 264 НКРФ)

Установлен ли лимит по выплате компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей

Необходима проверка и корректировка фактических сумм по установленным нормативам

Установлен ли порядок списания потерь от уценки сырья, материалов, готовой продукции и товаров

Необходима проверка фактического списания потерь

Учитывается ли с целью налогообложения стоимость безвозмездно полученного

имущества от других предприятий

Необходимо оценивать стоимость безвозмездно полученного имущества по рыночным ценам

Определен ли порядок ведения налогового учета амортизируемого имущества и операций с основными средствами

Необходимо определить сумму убытков от продажи амортизируемого имущества и количество месяцев, в течение которых сумма убытка должна быть включена в -состав внереализационных расходов и сумму расходов, приходящихся на каждый месяц

Определен ли перечень прямых затрат и порядок оценки незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных

Проверить фактическое распределение прямых расходов на остаток незавершенного производства, остаток готовой продукции, товары отгруженные в соответствии со статьей 319 НК РФ

Определен ли порядок определения расходов по торговым операциям

Проверить, что расходы текущего месяца подразделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся покупная стоимость товара и суммы расходов на доставку покупных товаров до склада покупателя товаров. Все

остальные расходы, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Прямые расходы распределяются на остаток товара на складе и на реализованный товар по среднему проценту

Осуществляется ли перенос убытка на будущее

Проверить наличие документов, подтверждающих убыток в предыдущих налоговых периодах. Убедиться, что совокупная сумма переносимого убытка соответствует налоговой базе, исчисленной в соответствии со ст.274 НКРФ (п.2 ст.283 НКРФ)

Определяются ли доходы и расходы на основании первичных документов и документов налогового учета

Проверить соответствие определения доходов ст. 249, 250 и 251 НК РФ, произведенных расходов ст.252,253-264, 270 НК РФ

Учитываются ли доходы, полученные в натуральной форме, при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ

Проверить фактическое определение доходов для целей налогообложения

Установлена ли налоговая ставка в размере 20%

Проверить фактическое применение налоговой ставки, соблюдение ст. 284 НКРФ

Соблюдаются ли установленные сроки уплаты налога

Проверить порядок исчисления налога и авансовых платежей в соответствии со ст. 286 НК РФ

При аудите налога на прибыль целесообразно пользоваться нормативными документами, а также данными первичных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности.

Последовательно выполняя программу, аудиторы проверяют:

  • - правильность отражения в бухгалтерском учете и отчетности фактической прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг);
  • - достоверность данных учета о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), полноту и правильность отражения в учете фактических затрат на ее производство и реализацию и соблюдения порядка учета затрат на производство готовой продукции;
  • - достоверность и законность отражения в бухгалтерской отчетности прочих доходов и расходов (внереализационных для целей налогообложения);
  • - правильность расчетов по налогу на прибыль.

Таблица 4 - Описание использованных аудиторских процедур и их результатов по аудиту налогооблагаемой прибыли

Перечень аудиторских

процедур

Объем проверки

Способ выполнения аудиторских

процедур

Результаты

Установление правильности Отражения в отчетности фактической

выручки от продаж основной продукции (работ, услуг)

Ф. № 2 годового отчета, Главная книга

(оборотный баланс) по кредиту сч. 90.1 за отчетный период

Сверяют данные ф. 2 с данными по Главной книге (оборотный баланс) по кредиту сч.90.1 и определяют сумму расхождения. Результаты сверки отражают в рабочем документе

Сумма, отраженная в Главной книге (оборотном балансе) по кредиту сч. 90.1, соответствует сумме, полученной после уменьшения выручки по отчетной форме №2, на сумму НДС и акцизов

Проверка правильности отражения в отчетности фактических затрат на производство реализованной продукции

Ф. № 2 годового отчета, Главная книга (оборотный баланс), первичные документы, учетные регистры по Дебету сч. 90 за отчетный период

Определяют, с кредита каких счетов списывались расходы в дебет счетов, на которых формируются затраты, а также своевременность и законность их отражения в учетных и налоговых регистрах: журналах ордерах, книгах, ведомостях Результаты сверки отражают в рабочем документе

Сумма, отраженная в регистрах бухучета, соответствует данным ф.№2 фактических затрат на производство реализованной продукции (работ, услуг)

Разница между доходами и расходами

Данные декларации соответствуют результатам,

полученным при пересчете

Проверка правильности определения налогооблагаемой прибыли

от реализации основной продукции (работ, услуг)

Ф. № 2 годового отчета, налоговые регистры, декларация по налогу на прибыль (лист 02)

Прослеживают правильность определения суммы прибыли по данным налоговых регистров и листу 02 с приложения-ми налоговой декларации

Отсутствует корректировка прибыли в сторону увеличения на сумму превышения фактических затрат, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг), над установленными о нормативам представительскими расходами

Проверка правильности определения прибыли от прочей реализации

Ф.№2 годового отчета, Главная книга, (оборотный баланс), акты о ликвидации основных средств, акт приема-передачи основных средств,

ПКО, др. первичные документы, выписка банка и учетные регистры по сч.91 за отчетный период

Сверяют данные, отраженные в ф.№2 по статьям "Прочие доходы" и "Прочие расходы", с данными, отраженными на сч. 91. Корректируют данные по доходам на сумму НДС и другим аналогичным обязательным

платежам

Данные, отраженные в ф. № 2, соответствуют результатам, полученным по сч.91 с соответствующей корректировкой на сумму НДС и других обязательных платежей

Проверка правильности отражения в отчетности прибыли (убытка) от прочих операций

Ф. № 2 годового отчета, Главная книга (оборотный

баланс) и первичные документы, на основании которых производились бухгалтерские записи по дебету и кредиту сч.91

Сверяют данные, показанные по ф.№2 по статьям "Прочие доходы" и "Прочие расходы", с данными по Главной книге по сч.91. В случае образования разницы определяют размер сокрытого налогообложения дохода. Результаты сверки отражают в рабочем документе

Данные, отраженные в ф.№ 2, соответствуют данным Главной книги по кредиту и дебету сч.91

Проверка правильности исключения из налогооблагаемой прибыли отдельных видов доходов в соответствии с законодательными актами

Целевые поступления целевое финансирование, капитальные вложения в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором

Сверяют данные регистров бухгалтерского и налогового учета

Доходы в бухгалтерском учете соответствуют доходам в регистрах налогового учета

Проверка правильности расчета по налогу на прибыль

Декларация по налогу на прибыль

Сверяют правильность расчета, представленного организацией, с расчетом, полученным в результате проверки. Результаты сверки отражают в рабочем документе

Данные декларации соответствуют результатам сверки

Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах производится сплошным методом, при котором проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета. При выборочном методе проверяется часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода. Метод проверки отдельных операций определяется аудитором, проводящим проверки, самостоятельно.

Достоверность финансово-хозяйственных операций устанавливается путем формальной и арифметической проверки документов или с помощью специальных приемов документального контроля.

При формальной проверке устанавливается правильность заполнения всех реквизитов документов; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр; подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц. При арифметической проверке определяется правильность подсчетов в документах.

Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок на предприятиях, с которыми проверяемое предприятие имеет хозяйственные связи.

На основании первичных документов, учетных регистров, отчетных данных аудитор при определении фактической выручки от реализации основной продукции производит проверку в следующем порядке:

  • 1. Сверяет данные, отраженные в отчетной форме № 2 по статье "Выручка от продаж продукции (работ, услуг), с данными по Главной книге по кредиту счета 90.1. Общая сумма расхождения должна составлять сумму налога на добавленную стоимость, а также сумму акцизов. В случаях несоответствия суммы, отраженной в Главной книге по кредиту счета 90.1, сумме, полученной после уменьшения выручки на сумму НДС и акцизов по отчетной форме № 2, аудитор обязан выявить причину несоответствия и отразить это в рабочей документации.
  • 2. Сверяет данные по Главной книге с данными журнала ордера № 11 (при ведении журнально-ордерной формы счетоводства) или с учетными регистрами, отражающими сумму реализации готовой продукции (при мемориальной форме счетоводства) по кредиту счета 90.1. После проведения сверки отчетных данных и данных, отраженных в учетных регистрах, аудитор приступает к проверке правильности оформления операций по оплате и отгрузке готовой продукции (работ, услуг).

Одним из основных видов проверки является сличение сумм, отраженных по кредиту счета 90.1 в расчетных документах, предъявленных заказчику и сумм, отраженных в бухгалтерском учете по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Аудитору при проверке необходимо учитывать правила отражения операций в бухгалтерском учете и требования налогового законодательства. Полученные по данным бухгалтерского учета доходы и расходы обычных видов деятельности корректируются в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ.

При выполнении работ по договору подряда, в которых используются материалы заказчика, отпуск материалов подрядчику у заказчика не рассматривается как реализация.

Такие договоры квалифицируются как договоры переработки давальческого сырья, т. е. сырья, принятого подрядчиком без оплаты и ему не принадлежащего. У подрядчика сырье будет учитываться на забалансовом счете 003 "Материалы, принятые на переработку" и на счете 90.1, у заказчика его стоимость не отразится и в налогооблагаемую базу не войдет.

В случаях выявления отражения в дебете счета 90.2 сумм без наличия кредитовых оборотов, аудитор должен определить сумму косвенных расходов и убедиться, что для целей налогообложения признаны только косвенные затраты и нет сокрытого от налогообложения дохода.

Аудитору необходимо обратить внимание на отражение в учете и налогообложении безвозмездно полученного имущества. В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ налогооблагаемая прибыль предприятия увеличивается на стоимость безвозмездно полученных основных средств. Поэтому в момент получения основных средств сумму этой стоимости следует признать доходом. Но в соответствии с п. 8 ПБУ 9/99 стоимость активов, полученных безвозмездно, учитывается в составе прочих доходов. Сначала стоимость безвозмездно полученных основных средств учитывается по дебету счета 98 "Доходы будущих периодов", затем она ежемесячно списывается со счета 98 в кредит счета 91.1. Для того чтобы избежать двойного налогообложения, налогооблагаемую прибыль необходимо уменьшать на сумму доходов, которая ежемесячно списывается со счета 98 в кредит счета 91.1.

Следует также проверить, как организация, которая по одному из видов деятельности уплачивает единый налог на вмененный доход, распределяет общехозяйственные и общепроизводственные расходы. Она должна распределять эти доходы пропорционально выручке, полученной от каждого вида деятельности.

В соответствии с п. 21 текущим налогом на прибыль признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода.

При отсутствии постоянных разниц, вычитаемых временных разниц и налогооблагаемых временных разниц, которые влекут за собой возникновение постоянных налоговых обязательств (активов), отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, условный расход по налогу на прибыль будет равен текущему налогу на прибыль.

Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н были утверждены формы бухгалтерской отчетности. Для выполнения требований ПБУ 18/02 в форму № 2 введены специальные строки для отражения налоговых активов и обязательств. В форме № 2 не используются постоянные налоговые обязательства и сумма условного расхода (дохода) по налогу на прибыль, хотя они отражаются по счету 99 "Прибыли и убытки" и вместе с отложенными налоговыми активами и обязательствами участвуют в расчете налога на прибыль. Сумма расхода по налогу на прибыль формируется в отчете о прибылях и убытках как совокупность сумм, отраженных по статьям "Отложенные налоговые активы", "Отложенные налоговые обязательства" и "Текущий налог на прибыль". Раскрытие этих показателей в форме № 2 предусмотрено п. 24 ПБУ 18/02.

В форме № 2 расход по налогу на прибыль складывается из текущего налога на прибыль, отложенных налоговых активов и обязательств. Формула для определения чистой прибыли может выглядеть следующим образом:

ЧП = БПДН + ОНА - ОНО - ТНП,

где ЧП - чистая прибыль;

БПДН - бухгалтерская прибыль (убыток) до налогообложения;

ОНА - отложенный налоговый актив;

ОНО - отложенное налоговое обязательство;

ТНП - текущий налог на прибыль.

Суммы условного расхода и постоянных налоговых обязательств и активов участвуют в расчете чистой прибыли (убытка) предприятия, хотя их и нет форме № 2. Эти показатели включены в текущий налог на прибыль.

При проверке правильности заполнения отчета надо, чтобы сумма строки "Чистая прибыль (убыток)" отчетного периода соответствовала сальдо по счету 99 на конец отчетного периода.

В ПБУ 18/02 сказано, что текущий налог на прибыль равен условному расходу (условному доходу), увеличенному на постоянное налоговое обязательство и отложенный налоговый актив и уменьшенному на постоянный налоговый актив и отложенное налоговое обязательство:

ТНП = УР + ПНО - ПНА + ОНА - ОНО.

Если в этой формуле сделать преобразования, то получим:

УР + ПНО - ПНА = ТНП - ОНА + ОНО.

Из этого равенства следует, что если в качестве элементов расхода по налогу на прибыль взять условный расход и постоянные налоговые обязательства (активы), то сумма чистой прибыли будет такой же, как и в том случае, если в качестве таких элементов взять текущий налог на прибыль, отложенные налоговые активы и обязательства. Тем самым выполняются требования п. 24 ПБУ 18/02 о том, что в отчете о прибылях и убытках нужно отражать постоянные налоговые обязательства, отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и текущий налог на прибыль. Это соответствует и требованиям международных стандартов финансовой отчетности. Пользователи бухгалтерской отчетности должны видеть не условный налог, а реальную сумму налога на прибыль, отложенные активы и обязательства по налогу, которые возникают у организации.

Самым важным участком аудита налога на прибыль является проверка расходов. Эффективный и качественный аудит налога на прибыль возможен только в случае, когда собранные аудиторские доказательства позволяют с большой степенью уверенности высказать мнение о правильности исчисления и своевременности принятия к учету расходов для целей налогообложения. Целью налогового аудита расходов является проверка соответствия применяемого порядка учета расходов требованиям налогового законодательства.

Расходы подлежат проверке в разрезе групп расходов, объектов учета, с ознакомления с которыми должна начинаться проверка формирования расходов. Налоговый аудит расходов должен включать в себя три этапа: проверка правомерности от несения затрат к расходам, проверка обоснованности и документального подтверждения расходов, проверка своевременности отнесения сумм на расходы отчетного (налогового) периода.

На первом этапе следует определить соответствие расходов, принятых к налоговому учету, перечню расходов, признаваемых расходами для целей налогообложения налогом на прибыль.

Гл. 25 НК РФ предусмотрен открытый перечень расходов, что связано с невозможностью предусмотреть все расходы. В то же время ст. 270 НК РФ предусмотрен перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения. На установление фактов наличия таких расходов и исключение их для целей исчисления налога на прибыль организаций должен быть направлен первый этап налогового аудита расходов.

Второй этап связан с проверкой соблюдения требований, установленных ст. 252 НК РФ и являющихся обязательными для признания затрат в качестве расходов. В соответствии с требованиями этой статьи расходы должны быть обоснованными (экономически оправданными), документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Экономическая оправданность является основополагающим моментом для оценки правомерности отнесения затрат к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Необходимой составляющей аудита налога на прибыль является проверка документального подтверждения произведенных расходов. Расходы, не оформленные первичными документами, не могут быть признаны для целей налогообложения прибыли.

Отсутствие первичной документации на оприходование материалов или товаров и передачу их для дальнейшего использования может стать причиной для отказа в признании расходов.

Отсутствие документов грозит санкциями за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ): штраф за однократное нарушение составляет 5000 руб., за неоднократное - 15 000 руб. Если же отсутствие первичных документов привело к занижению налоговой базы, штраф составит 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб. Поэтому аудитору необходимо уделять пристальное внимание первичным бухгалтерским документам, которые не только должны быть в наличии, но и правильно заполнены. На документах должны быть подписи уполномоченных лиц, не отличающиеся от подписей этих же лиц на других документах организации, четкая печать, если ее наличие обязательно. Документ не должен содержать подчисток, в нем должны быть указаны номер и дата его составления. Бухгалтеру необходимо внимательно относиться к оформлению своих внутренних и контролю поступающих от контрагентов первичных документов.

До тех пор пока затраты документально не подтверждены, они не являются расходами для целей налогообложения. Документы необходимы для подтверждения факта произведенных расходов, что и является условием их включения в налоговые затраты. Главная цель требования документального подтверждения - налоговый контроль. Первичные документы нужны, чтобы убедиться в реальности расходов и в том, что налоговая база рассчитана правильно. А это возможно, если документы есть в наличии у организации, которая по первому требованию может предъявить их. Затраты становятся расходами в момент получения подтверждающих их документов, поэтому даже те расходы, для которых ст. 272 НК РФ устанавливает момент признания как дату подписания первичного документа, нельзя списывать в тот момент, когда самого документа у организации еще нет. Ст. 313 НК РФ обязывает рассчитывать налоговую базу по итогам каждого отчетного и налогового периодов на основе данных налогового учета и устанавливает, что сам налоговый учет "система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов...". Следовательно, налоговую базу по итогам периода следует рассчитывать на основе данных первичных документов, имеющихся на момент расчета.

НК РФ не устанавливает перечень документов, которые надо оформить при выполнении расходных операций, каких-либо специальных требований к их заполнению в нем нет. В п. 1 ст. 252 НК РФ с 1 января 2006 г. предусмотрено, что в налоговом учете затраты можно включать в расчет налога при наличии документов, косвенно их подтверждающих. Например, если от контрагента не поступили документы, то односторонний документ можно считать документом, оформленным в соответствии с российским законодательством. Ни в 25 гл. НК РФ, ни в Законе "О бухгалтерском учете" не сказано, что подтвердить приобретение товаров, работ или услуг можно лишь двусторонними документами. Закон вообще никак не ограничивает круг документов, которыми можно подтверждать хозяйственные операции, а лишь выдвигает требования к перечню реквизитов и форме. Она должна быть утверждена либо органом статистики, либо учетной политикой организации. Возможность составления одностороннего акта признает и ГК РФ, прямо указывая на нее в ст. 753 (там говорится о строительном подряде).

Односторонние документы могут признаваться аудитором в том случае, когда документ поступил в следующем налоговом периоде и дата подписания документа не соответствует времени совершения операции. Например, акт приемки-передачи работ, выполненных для организации в декабре 2008 г., стороны подписали только в марте 2009-го. Налоговики могут отказаться считать его документом, оформленным в соответствии с российским законодательством, которое требует составлять первичный документ в момент совершения операции, а если это невозможно, то непосредственно после ее окончания (п. 4 ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете"). Поэтому такой акт сможет служить лишь косвенным подтверждением расходов, а первичным документом послужит односторонний документ, составленный по итогам фактической приемки результата работ в декабре 2008 г.

До тех пор, пока затраты документально не подтверждены, они расходами в целях налогообложения прибыли не являются. Закон "О бухгалтерском учете" освобождает организации от обязанности использовать унифицированные бланки первичных документов и разрешает им разрабатывать формы первичных документов самостоятельно.

Налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков данные как налогового, так и бухгалтерского учета (письмо Минфина России от 4 декабря 2007 г. № 03-02-07/1-468). В письме указывается, что налоговый учет формируется на основании первичных учетных документов и сведений, отраженных в регистрах бухгалтерского учета. Следовательно, для проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога требуется не только налоговая, но и бухгалтерская от четность, данные бухгалтерского учета. На это следует обратить внимание и аудиторам.

Аудиторская проверка налога на прибыль - сложный и длительный процесс. Аудиторы постоянно работают над тем, как максимально сократить время проверки, не снижая при этом ее качества и не увеличивая аудиторский риск. Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы является разработка процедур в форме внутрифирменных стандартов аудиторской фирмы.

Для всех видов налогов характерны проверки:

  • своевременности и полноты представления плательщиками деклараций (расчетов), наличия в них обязательных реквизитов;
  • своевременности и полноты уплаты налогов и сборов;
  • правильности определения плательщиками налоговой базы, применения налоговых льгот, вычетов и налоговых ставок.
При камеральной проверке налоговые органы могут:
  • выставлять требования к плательщику о представлении пояснений или внесении исправлений в налоговые декларации (расчеты) при наличии в них ошибок, противоречий либо выявлении несоответствия содержащихся в них сведений сведениям, имеющимся у налогового органа;
  • истребовать у плательщиков документы, подтверждающие право на применение налоговых льгот, на применение налоговых вычетов по НДС, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.
Налоговые органы вправе при проведении как камеральных, так и выездных проверок истребовать у контрагентов и других лиц документы, информацию о конкретных сделках проверяемого плательщика на основе статьи 93.1 Налогового кодекса (НК).
        Проверка по налогу на прибыль
Налог на прибыль занимает лидирующее место в налоговых поступлениях.

Наиболее часто в налоговом учете выявляются следующие ошибки:

  • в налоговую базу не включены доходы от реализации (доля в уставном капитале, выручка от продажи недвижимости, плата за предоставление имущества в аренду);
  • в налоговую базу не включены внереализационные доходы (признанные должником или судом к уплате штрафы и пени, проценты по векселям и банковским счетам, восстановленные резервы, списанная кредиторская задолженность, положительная суммовая разница);
  • нормируемые расходы учтены сверх нормативов;
  • неправильно рассчитана амортизация имущества (начислена амортизация на имущество, полученное безвозмездно, начислена амортизация на недвижимость до подачи документов на государственную регистрацию, неправильно определена амортизационная группа, не использованы понижающие коэффициенты по дорогостоящим легковым автомобилям);
  • единовременно учтены расходы, требующие распределения по периодам;
  • налоговая база уменьшена на затраты, которые нельзя учитывать в расходах.
        Проверка деклараций
При проведении камеральной проверки деклараций по налогу на прибыль обращается внимание на наличие несоответствия или отсутствия логической связи между показателями налоговой и бухгалтерской отчетности. В таких случаях запрашиваются необходимые пояснения у налогоплательщика, истребуется у третьих лиц документация, касающаяся деятельности проверяемой организации.

Проверка деклараций проводится в автоматизированном режиме на основе контрольных соотношений, разработанных налоговым ведомством.

        Экономический анализ
При экономическом анализе особое внимание обращается:
  • на наличие убытков в организации в течение двух и более календарных лет;
  • опережение темпа роста расходов над темпами роста доходов от реализации товаров;
  • ведение финансово-хозяйственной деятельности на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин;
  • непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
Проверяются также такие вопросы, как:
  • правомерность применения льгот;
  • соблюдение порядка исчисления налога, правомерность уплаты только квартальных авансовых платежей, правильность определения ежемесячных авансовых платежей в соответствии с НК;
  • целевое использование средств и иного имущества, полученных в рамках благотворительной помощи и отражаемых в декларации;
  • соблюдение порядка налогообложения иностранных организаций;
  • правильность определения стоимости амортизируемого имущества, ведения налогового учета и т.д.
В ходе выездных проверок налоговики используют данные бухгалтерского баланса (форма №1), отчета о прибылях и убытках (форма №2), главной книги или оборотно-сальдовой ведомости, а также положение об учетной политике организации, регистры бухгалтерского и налогового учетов, декларации по налогу на прибыль, первичные документы.

Прибыль для целей бухгалтерского и налогового учета отличается из-за разных подходов к признанию доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Это приводит к возникновению разниц между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью.

Поэтому проводится проверка правильности формирования постоянных и временных разниц.
Постоянные разницы - это доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы. Эти разницы возникают в результате:

  • превышения фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли, над расходами, принимаемыми для целей налогообложения, по которым предусмотрены ограничения;
  • непризнания для целей налогообложения расходов, связанных с передачей на безвозмездной основе имущества;
  • непризнания для целей налогообложения убытка, связанного с появлением разницы между оценочной стоимостью имущества при внесении его в уставный капитал другой организации и стоимостью, по которой это имущество отражено в бухгалтерском балансе у передающей стороны;
  • образования убытка, перенесенного на будущее, который по истечении определенного времени уже не может быть принят в целях налогообложения.
Временные разницы - это доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль в одном отчетном периоде, а налоговую базу - в другом. Эти разницы при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налога на прибыль, т.е. суммы, которая оказывает влияние на величину налога в следующих периодах.
        Учетная политика для целей налогообложения
Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК способов определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

При формировании учетной политики организации обычно фиксируются:

  • порядок ведения налогового учета;
  • метод признания доходов и расходов;
  • критерии отнесения затрат к тем или иным группам расходов;
  • метод оценки сырья и материалов, покупных товаров;
  • метод начисления амортизации, амортизационная премия, применение специальных коэффициентов, норма амортизации по основным средствам, бывшим в эксплуатации;
  • порядок признания расходов на приобретение права на земельные участки;
  • формирование резервов, позволяющих равномерно распределять расходы:
  • по сомнительным долгам;
  • по гарантийному ремонту и обслуживанию;
  • на социальную защиту инвалидов;
  • на ремонт основных средств;
  • на оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
  • период распределения расходов по некоторым видам сделок;
  • принципы и методы распределения дохода от реализации по производствам с длительным технологическим циклом;
  • квалификация сделок по операциям с ценными бумагами, определение расчетной цены акции, метод списания на расходы выбывших ценных бумаг, метод последовательности закрытия коротких позиций по ценным бумагам;
  • показатель для определения доли прибыли, приходящейся на организацию и ее обособленные подразделения, и порядок уплаты ими налога;
  • перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией, оценка остатков незавершенного производства, порядок признания прямых расходов налогоплательщиками, оказывающими услуги, определение покупной стоимости товаров.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!