Все для предпринимателя. Информационный портал

Курсовая работа: Конкуренция и монополия. Конкуренция, монополии и антимонопольная деятельность государства Экономические последствия совершенной конкуренции

Вариант 1.

А) Для восточных стран характерно господство индустриального общества.

Б) монополии вели к ослаблению конкуренции

В) в конце 19 начале 20 века страны развивались равномерно.

Г) в начале 20 века государство оставляет трудящихся социально незащищенными.

Д) Францию называли « мастерской мира и мировым извозчиком».

Е) радикалы- сторонники компромиссов.

Ж) Япония- единственная страна на Востоке, которая осуществила модернизацию.

З) Франция, Германия и Австро-Венгрия в начале 20 века были монархиями.

И) Парижская Коммуна уничтожила частную собственность.

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

2. Зависимость человека от природы характерна для :

а) традиционного общества

б) модернизированного

в) индустриального

3.Промышленная революция началась в странах в следующей последовательности :

А) Франция, Англия, Германия

б) Англия, Франция, Германия

в) Германия, Франция, Англия

4.В результате промышленного переворота :

А) появляется пролетариат и крестьянство

б) завершается формирование мирового рынка

в) понижается уровень жизни населения

5.Форд, Эдисон и Маркони были :

а) художниками

б) политиками

в) изобретателями

а) появление фабрик

б) создание монополий

в) возрождение цехов

7.Причиной быстрого развития естественных наук в 19 веке было :

б) развитие промышленности

8.Революции 1848-49 годов способствовали :

а) установлению в странах республики

б) завершению объединения стран

в) ликвидации феодальных повинностей

9.Ранее других событий : а) завершилось объединение Италии

б) возникла Германская империя

в) образована 2 империя во Франции

10.Под лозунгом « Жить работая или умереть сражаясь!» выступали :

а) лионские ткачи во Франции

б) члены « Союза коммунистов»

в) аболиционисты в США.

11.Новый курс Т.Рузвельта и О.Бисмарка включали:

б) антидемократические меры

в) разрушение трестов

12.Национальные революции в Латинской Америке привели к :

а) созданию единого государства на континенте

б) появлению независимых государств

В) ликвидации феодальных пережитков

13.Продолжи логический ряд: картели, синдикаты,……..концерны .

14.

1.Рентген В.

2.Д.Максвел

3. Кюри П.

4. Кох Р.

А) открытие Х –лучей,

б) создание вакцины против туберкулёза

в)создание теории света

г) открытие радиоактивности

15. Установи соответствие, ответ запиши в таблицу.

Консерватизм

Либерализм

Социализм

16 Черты традиционного общества на Востоке. Выбери несколько правильных ответов:

А) господство частной собственности б) всевластие государства в) общество разделено на замкнутые группы г) личность зависит от социальной группы д) верховный собственник земли –государство

Аттестационный материал для проведения промежуточной аттестации

в 2014 – 2015 учебном году по истории в 8 классе

Вариант 2.

1.Верны ли суждения. Ответ запиши в таблицу. (да, нет)

А) для стран западной цивилизации характерно господство традиционного общества.

Б) образование монополий способствовало развитию рынка.

В) марксисты- сторонники компромиссов.

Г) многие страны Востока превратились в сырьевые придатки метрополий

Д) в начале 20 века усилилась социальная защищённость трудящихся.

Е) в конце 19 начале 20 века страны развивались неравномерно.

Ж) в ходе реформ и революций Франция к концу 19 века становится демократическим государством

З) Индия - единственная страна на Востоке, которая осуществила модернизацию.

И)) США называли « мастерской мира и мировым извозчиком».

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

2 . Общество в котором преобладают товарные отношения называется: а) феодальным б) индустриальным в) аграрным.

3. Промышленная революция началась в странах в следующей последовательности :

А) Франция, Англия, Германия

б) Англия, Франция, Германия

в) Германия, Франция, Англия

4.Итогом модернизации является :

а) обновление всех сторон жизни

б) переход от индустриального общества к традиционному обществу

в) создание огромных колоний

5.Д.Стефенсон, К. Бенц, Ф. Цеппелин были :

а) писателями

б) изобретателями

в) политиками

6. Новая черта в развитии капитализма во 2 половине 19 века :

а) появление фабрик

б) создание монополий

в) возрождение цехов

7. Причиной быстрого развития естественных наук в 19 веке было :

а) увеличение числа церковных школ

б) развитие промышленности

в) принятие законов об обязательном среднем образовании

8.В результате наполеоновских войн в Европе:

а) восстанавливается власть дворян

б) уничтожаются феодальные порядки

в) возвращаются старые династии

9. Общая причина революций в 1848-49 годах:

а) политическая раздробленность

б) иностранный гнёт

в) ухудшение положения народа

10. Позднее других произошло :

а) объединение Италии

б) образован Северогерманский союз

в) возникла Германская империя

11. Хартия, У. Ловетт, петиция относятся к :

а) Парижской Коммуне

б) чартистскому движению в Англии

в) революции 1848 года во Франции

12. Новый курс Т.Рузвельта и О.Бисмарка включал:

а) проведение социальных реформ

б) антидемократические меры

в) разрушение трестов

13. Продолжи логический ряд: картели, синдикаты,……..концерны .

14. Установи соответствие, ответ запиши в таблицу.

1.Ч. Дарвин

2.М. Фарадей

3. Н. Бор

4. Л. Пастер

А) открытие электромагнетизма б) открытие теории эволюции в) создание теории о строении атомного ядра г) создание микробиологии

15. Установи соответствие, ответ запиши в таблицу.

Консерватизм

Либерализм

Социализм

А) свободный рынок б) приверженность тому, что испытано временем в) установление всеобщего равенства г) сохранение классовых различий д) ликвидация частной собственности е) эволюционное развитие общества.

16. Черты модернизированного общества. Выбери несколько правильных ответов:

а) независимость личности б) господство рыночных отношений в) господство государственной собственности г) верховенство закона, наличие прав и свобод

д) деление общества на классы

Ответы к тесту. В 1

1.нет,да, нет, нет, нет, нет, да, нет, да.

2.а

3.б

4.б

5.в

6.б

7.б

8.в

9.в

10.а

11.а

12.б

13.тресты

14.1-а, 2-в, 3- г,4-б

15.К-б,г

Л- а,е

С-в,д

16.б в г д

Ответы к тесту. В 2

1.нет,да, нет, да, да, да, да, нет, нет.

2.б

3.б

4.а

5.б

6.б

7.б

8.б

9.в

10.в

11.б

12.а

13.тресты

14.1-б,2-а, 3-в,4-г

15. К-б,г

Л- а,е

С-в,д

16.а б г д

Конкуренция и ее формы. Антимонопольная деятельность государства

Конкуренция а ее формы. Конкуренция (от лат. concurere - сталкиваюсь), как уже отмечалось - одна из движущих сил развития экономической системы. Как экономическая категория - это борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта -товаров и услуг, за присвоение наибольших прибылей.

Конкуренция - объективный экономический закон развитого товарного производства, выражающий внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между обособленными товаропроизводителями, с одной стороны, и потребителями их продукции - с другой, вследствие чего предприниматели вынуждены снижать затраты производства, улучшать качество товаров и услуг и т. п. Его действие для товаропроизводителей является внешней принудительной силой повышения производительности труда на своих предприятиях, расширения масштабов производства, ускорения НТП, внедрения новых форм организации производства и систем заработной платы.

Не случайно И. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, что представляет одну из форм развития противоречия как категории диалектики.

Закон конкуренции и каждая из форм его движения пронизаны внутренними противоречиями, которые, в свою очередь, являются источником экономического прогресса. К наиболее важным из них относятся противоречия между: 1) мелкими и средними предприятиями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции; 2) крупными компаниями, которые ставят перед собой аналогичные цели; 3) предприятиями монополизированного и немонополизированного секторов экономики с присущими им потребностями и интересами; 4) предприятиями монополизированного и государственного секторов экономики; 5) предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями; 6) предложением производителей и спросом потребителей; 7) предприятиями-потребителями; 8) разными категориями и слоями населения и внутри них за возможность приобрести товары и услуги высокого качества по минимальным ценам.



В начале XVI - конце XIX в. между собственниками небольших предприятий, которые производили товары на неизвестный рынок, господствовала свободная конкуренция во внутриотраслевой и межотраслевой формах. Свободная конкуренция обусловила развитие концентрации и централизации производства и капитала и на определенном этапе (последняя треть XIX в.) привела к возникновению монополий.

На современном этапе конкуренция возникает, прежде всего, между гигантскими объединениями и внутри них, а также между предприятиями немонополизированного сектора экономики и разных форм собственности. Отраслями, в которых доминирует чисто монополистическая конкуренция, являются производство бытовой техники и электроники, верхней одежды и др. Олигополистическая конкуренция господствует в автомобильной и ряде других отраслей. Ее особенность заключается в том, что центр борьбы все больше перемещается из сферы обращения в сферу производства, с отраслевого на межотраслевой, с национального на интернациональный уровни.

К методам конкурентной борьбы относятся улучшение качества товаров и услуг, быстрое обновление ассортимента продукции, дизайн, предоставление гарантий и послепродажных услуг, временное снижение цен, улучшение условий оплаты и т.п. Используются и такие «мирные» методы ограничения конкуренции, как заключение концернами тайных соглашений о единой политике. По мнению американского экономиста М. Портера, предприятия ведут конкурентную борьбу тремя основными методами: 1) продавая товары по более низкой цене, чем у конкурентов; 2) изготавливая товары с более высокими качественными характеристиками и с особенными свойствами, которые удовлетворяют потребности узкого круга потребителей (глубокая специализация производства).

Будучи составной частью хозяйственного механизма, конкуренция действует через спрос, предложение и цены. В этом случае она происходит как между производителями, так и между потребителями (покупателями).

В процессе эволюции экономической системы изменяется и конкуренция. Сначала господствовала свободная (или чистая, совершенная) конкуренция, для которой характерны большое количество конкурентов-производителей и конкурентов-покупателей, свободный доступ товаропроизводителей к любому виду деятельности. В этих условиях процесс ценообразования осуществлялся вследствие свободного (без каких-либо ограничений) и стихийного взаимодействия спроса, предложения и цены, то есть вследствие саморегулирования экономической системы. Товаропроизводители ориентировались на удовлетворение нужд потребителей. Идеальной моделью в этой схеме была ситуация, когда потребитель всегда прав, полностью исключалась его дискриминация, что означало установление своеобразного диктата потребителя над продавцом.

При свободной (или совершенной) конкуренции ни одна из фирм не может влиять на рыночную цену. В определенной мере таким требованиям в современных условиях отвечают рынки сельскохозяйственной продукции и услуг. На продолжительном промежутке времени цены на них тяготеют к общественно необходимым затратам производства.

Разновидность свободной конкуренции - чистая конкуренция между многими продавцами и покупателями по поводу продажи-купли однородных товаров, при которой отсутствует дифференциация продукта (например, конкуренция на рынке муки).

В условиях капитализма свободная конкуренция проявляется в конкурентной борьбе как между различными формами частного капитала (промышленного, торгового, банковского и др.), так и внутри каждого из них. Такая конкуренция приобретает форму внутриотраслевой и межотраслевой.

В результате общественного разделения труда производство товаров, предоставление услуг осуществляется на предприятиях отдельных отраслей промышленности. Например, в США в промышленности их насчитывается около 700, а количество выпущенных товаров достигает 1 млрд наименований.Внутриотраслевая конкуренция - это борьба между товаропроизводителями, которые действуют в одной отрасли. Вследствие различного уровня техники, организации производства и интенсивности труда на каждом из них устанавливается индивидуальное рабочее время на изготовление определенного вида товара, а значит, индивидуальная стоимость производства. Но цены на рынке, как уже отмечалось при рассмотрении стоимости товара, определяются затратами, которые устанавливаются на предприятиях, изготавливающих подавляющую массу продукции. Поэтому результатом внутриотраслевой конкуренции является превращение отдельных индивидуальных затрат производства, индивидуальных стоимостей в единую рыночную, или общественную стоимость.

Внутриотраслевая конкуренция способствует снижению затрат производства, внедрению достижений науки и техники, стимулирует процесс концентрации производства и капитала. В современных условиях она существует преимущественно на отдельных узкоспециализированных рынках конкретных видов товаров (например, на рынке миникомпьютеров, телевизоров, легковых автомобилей и др.)

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между товаропроизводителями, которые действуют в различных отраслях народного хозяйства. Вследствие различных условий производства в отраслях предприниматели при одинаковых затратах капитала получают неодинаковую массу продукта. Поэтому в эпоху свободной конкуренции те товаропроизводители, которые получали меньшую прибыль, стремились вкладывать свои капиталы в отрасли, где прибыль была более высокой. Если это происходило, то предложение товаров в менее прибыльных отраслях уменьшалось, а в более прибыльных - увеличивалось и рыночные цены на товары, изготовленные в отраслях, куда переливались новые капиталы, снижалась, а в отраслях, откуда происходил отток капиталов, - росли и становились выше рыночной стоимости. Когда количество прибылей в разных отраслях выравнивается, переливание капиталов прекращается, устанавливается единая общая норма прибыли, и в каждой отрасли на равный капитал будет получена равная средняя прибыль. Эта прибыль является элементом средних рыночных цен, или цен производства. Итак, вследствие межотраслевой конкуренции единая рыночная, или общественная стоимость превращается в цену производства, вокруг которой колеблются рыночные цены. В современных условиях основная часть межотраслевого переливания капитала происходит в рамках многоотраслевых концернов и конгломератов.

С возникновением монополий свободная конкуренция превращается в монополистическую, или несовершенную, ведущуюся между крупными компаниями внутри монополизированного сектора, а также между членами групповых монополий, и мелкими и средними фирмами.Несовершенная конкуренция - это борьба за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, энергии, за получение государственных контрактов, кредитов, за владение интеллектуальной собственностью (патентами, лицензиями и др.). К ее важнейшим чертам относятся установление монопольно высоких цен и присвоение на этой основе монопольно высоких прибылей. Особенностью несовершенной конкуренции является и то, что она все больше перемещается из сферы обращения в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой уровень, больше основывается на внедрении новых достижений науки и техники в производство и направлена на улучшение качества продукции. Вследствие этого различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция - это борьба между товаропроизводителями за потребителя путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их качества и ассортимента. Отличительной чертой ценовой монополистической конкуренции является ценовая дискриминация, при которой один и тот же товар или услугу продают разным группам покупателей по неодинаковым ценам вследствие, например, диктата транспортных компаний при перевозке быстропортящейся сельскохозяйственной продукции.

Неценовая конкуренция - это борьба между товаропроизводителями за потребителей путем внедрения в производство достижений НТП, приводящего к улучшению качества продукции, ее ассортимента. С целью завоевания крупных рынков сбыта компании широко практикуют и такие методы, как продолжение сроков гарантийного обслуживания, предоставление кредита покупателям и др. Неценовой характер конкуренция носит преимущественно в условиях господства олигополистичной структуры монополий. В процессе конкурентной борьбы олигополии заключают между собой как открытые соглашения картельного типа, так и тайные, негласные соглашения. Такой конкуренции свойственна определенная стабильность цен, поскольку между несколькими могущественными компаниями происходит их согласование в своеобразной форме, получившей название «лидерства в ценах», о чем более детально речь пойдет в другой теме. Неценовая конкуренция полнее отражает интересы потребителей.

Разновидность несовершенной конкуренции - нечестная конкуренция, которая ведется преимущественно неэкономическими методами с помошью подкупа чиновников, промышленного шпионажа, заключения тайных соглашений о единой политике цен и даже осуществления диверсий против конкурента.

В зависимости от видов и форм конкуренции формируются соответствующие виды цен. В условиях господства монополий устанавливаются, прежде всего, монопольно высокие и монопольно низкие цены. Монопольно высокую цену устанавливает тот товаропроизводитель, который является монополистом в производстве и на рынке. Он ограничивает конкуренцию, нарушает права потребителей, получает вследствие этого высокие прибыли.

Монопольно низкую цену устанавливает товаропроизводитель под давлением монополистов. Такое давление испытывают мелкие и средние фирмы при составлении контрактов с монополиями, а также мелкие фермеры - со стороны транспортных и промышленных компаний при доставке сельскохозяйственной продукции на рынок и ее обработке.

Монопольно высокие цены приводят к снижению платежеспособного спроса населения, привлекают конкурентов, поэтому монополии постоянно должны искать оптимальное соотношение между количеством реализованной продукции и ценой, которая дает возможность присвоить максимальную прибыль.

Когда на рынке господствуют несколько олигополистов, как правило, применяется практика «лидерства в ценах». Чтобы избежать изнурительной конкурентной борьбы, наиболее могущественная компания устанавливает цены на свои товары или услуги, а остальные олигополисты при общем молчаливом согласии устанавливают такую же, или несколько более низкую цену (в зависимости от качества товара, сроков гарантийного обслуживания и др.).

Цены на товары, изготавливаемые государственными предприятиями, регулирует государство, например, электроэнергию, услуги связи и др.

Чтобы ослабить негативные последствия монополизации экономики, в частности, практики монополистического ценообразования, в развитых странах мира принимаются антимонопольные законы, осуществляется.контроль за соглашениями между крупными компаниями и др.

Антимонопольная деятельность государства. Антимонопольная деятельность - это комплекс мер направленных на ограничение деятельности монополий, а также создание соответствующего законодательства.

Впервые антимонопольные законы были приняты в конце XIX - начале XX в. в США, Канаде, Австралии, поскольку монополизация в этих странах происходила наиболее интенсивно. Они формально запрещали тресты и некоторые другие формы монополий и основывались на понимании Монополии как полного (абсолютного) господства одной компании (или объединения компаний), или полного исключения конкуренции. Такое толкование сущности монополий почти не касалось олигополии, как правило, не подпадающих под действие антимонопольного законодательства, к которому принадлежат также законы, запрещающие или регулирующие соглашения предприятий, направленные на ограничение конкуренции путем разделения рынков, договоренностей о ценах, ограничения.торговли.

Существуют американская и европейская системы антимонопольного права. Первая берет свое начало от закона Шермана 1890 г. и с дополнениями 1914, 1936, 1950 гг. остается единственным антитрестовским законом Америки. Он запрещает не только различные формы монополий, но и саму попытку монополизировать торговлю. Верховный суд США выработал доктрину, согласно которой господствующее положение корпорации в производстве и ее крупные размеры не могут сами по себе рассматриваться как монополизация. Тем же законом запрещались тресты и картели (пули). Чтобы обойти его, монополии создавали холдинг-компании, осуществляли полное слияние корпораций, при котором ликвидировалась производственная и правовая самостоятельность поглощаемых компаний, а картельные соглашения заменялись негласными джентльменскими соглашениями или так называемым «лидерством в ценах». Последующие законы запрещали слияние компаний, если оно приводило к существенному ослаблению конкуренции или к установлению монополий.

Антимонопольные законы воплощают в жизнь специально созданные органы. В США, например, - это федеральная торговая комиссия и антитрестовское управление Министерства юстиции. Главной целью антимонопольных законов является ограничение монополий и их власти, создание конкурентной среды, поддержка и содействие развитию малого бизнеса. Наиболее жестко антимонопольный закон контролирует горизонтальные слияния, то есть объединение предприятий, которые производят однотипные товары и услуги, поскольку это приводит к монополизации отрасли. К методам осуществления антимонопольных законов относятся ликвидация фирмы, высокое налогообложение монопольных прибылей, контроль за ценами монополистов, разукрупнение монополий и др.

Европейская и японская системы антимонопольного права запрещают не саму монополию, а лишь ее злоупотребления властью. Основная форма государственного контроля - система регистрации картельных соглашений в специальных органах, поскольку картели считаются полезными для развития экономики. В большинстве антимонопольных законов европейских стран запрещаются такие виды монопольных соглашений, как соглашения о разделе рынков, фиксированных ценах и др. В Германии монополией считается компания, которая сосредоточила в своих руках треть обращения, в Японии - если доля одной компании превышает 50, а двух - 75 % и больше. В ЕС регистрации подлежат только те соглашения, которые ограничивают конкуренцию между членами-участниками этой организации.

Принятие антимонопольных законов ослабляет процесс монополизации экономики, способствует усилению конкуренции. Однако при этом монополистические объединения преобразовываются в новые формы - групповые монополии, создаются вертикальные структуры (объединения фирм, связанных производственной и технологической зависимостью).

Когда же предприниматели заключают между собой гласное (или негласное) соглашение о разделе рынка или уровня цены, то потребители вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления. Цены в этих случаях становятся искусственно высокими, и не все покупатели могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах. Важно и то, что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсов общества. Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование. Антимонопольное регулирование включает в себя: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выявить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию. Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это - снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот - поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, и.т.д. Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель - регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на “горизонтальной” и “вертикальной” основе. Идеальной с точки зрения экономиста, была бы антимонопольная политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции, но никто из экономистов не стал бы утверждать, что попытка сделать все рынки совершенно конкурентными была бы реалистичной. Существующие антимонопольные законы подобно всем другим готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями. С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие их.

3 . 2 . Особенности конкуренции и монополии в других странах

Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики. Разработка и принятие антимонопольного законодательства - одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой ограниченное число крупных производителей выпускают значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики.

Важнейшая черта олигополистического рынка взаимодействие конкурентных и монопольных сил. Следует отметить, что антимонопольное законодательство не является первой попыткой в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые регулирование конкурентных отношений возникло в середине ХIХ века в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость в правовом регулировании методов и средств ведения конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.

Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке. В странах европейской системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация определенных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. При противоречии указанных соглашений публичным интересам они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным органом или судами недействительными. Американская система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа.

Первый антитрестовский закон был принят в штате Алабама в 1883 году. Затем, на протяжении 1889-1890 годов, аналогичное законодательство было принято в других штатах США. Принятие антитрестовского законодательства многими штатами способствовало разработке соответствующих законов на федеральном уровне. Так, в 1890 г. появляется так называемый Закон Шермана, положивший начало антимонопольному законодательству США. Главной особенностью этого законодательства является формальный запрет монополий, что придает ему, в отличие от законодательства других стран, наиболее жесткий характер. В 1914 г. в развитие общих положений Закона Шермана были приняты Закон Клейтона и Закон о федеральной торговой комиссии. Эти три нормативных акта с последующими изменениями и дополнениями составили костяк антимонопольного законодательства США.

Основная особенность антитрестовского законодательства США заключается в принципе запрета монополий как таковых, то есть признания их незаконными изначально, в то время как западноевропейское антимонопольное законодательство строилось на принципе регулирования монополистической практики путем устранения ее отрицательных последствий. Но вскоре судебная практика в США нашла инструмент, посредством которого жесткое правило запрета всякой монополии нашло смягчение. Таким инструментом стало так называемое “правило разумности”, одобренное Верховным судом США в 1911 г. Верховный суд постановил, что Закон Шермана основывается на доктринах общего права об ограничении торговли и что его следует толковать в пользу запрета только тех ограничений, которые можно классифицировать как “неразумные” согласно принципам общего права. Кроме этого, американские суды со временем стали использовать и другие средства регулирования конкуренции, что в целом открыло для них и возможность более гибкого подхода к регламентации монополистической практики, и широкое поле судебного усмотрения.

Преобладающей в настоящее время является оценка монополизма и его антипода конкуренции, исходя из принципа эффективности экономики. Иными словами, отрицательные последствия монополизма в плане ограничения конкуренции могут перекрываться экономической эффективностью монополизации тех или иных рынков.

Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания. В целом оно либеральнее американского антитрестовского законодательства, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей. Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием в 70-х годах нашего столетия ряда нормативных актов в области ограничительных торговой практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975 г., законов о суде по ограничительной практике 1976 и 1977 г.г., Закона о перепродажных ценах 1976 г. Результатом попытки совершенствования правового регулирования процессов монополизации в стране стали разработка и принятие Закона о конкуренции 1980 г. Особенности развития антимонопольного законодательства Великобритании привели к созданию двух систем контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. Ведомство по добросовестной торговле хранит различные сведения о злоупотреблениях господствующим положением, информирует правительство о своих решениях и в случае необходимости возбуждает следующие производства: передает дела о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществляет контроль за предполагаемыми слияниями предприятий, передает дела о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждает дела по поводу установления и поддержания перепродажных цен.

С принятием Закона от 19 июля 1977 г. наметились глубокие изменения во французском антимонопольном законодательстве. Так, в соответствии с этим Законом были ужесточены санкции по отношению к запрещенным картелям и злоупотреблению доминирующим положением на рынке. Впервые был организован контроль за концентрацией производства. В 1986 г. Принято новое французское антимонопольное законодательство, которое существенно отличается от ранее действовавшего. В новом законодательстве Франции контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать “вето”. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а в определенных случаях сам налагает соответствующие санкции. Важной составляющей частью контроля за монополистической практикой во Франции является проверка экономической концентрации на рынке. По инициативе министра экономики советом по вопросам конкуренции может быть проверен любой проект о концентрации или любая концентрация предприятий, способная нанести вред конкуренции, в частности создание или усиление доминирующего положения на рынке.

Как указывалось выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение между двумя системами антимонопольного законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало утверждение там свободной рыночной экономики в послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не только в форме картелей. В последующие годы в Картельный закон были внесены многочисленные изменения. В настоящее время Закон действует в редакции 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он так теперь и датируется. Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ. Деятельность промышленных и профессиональных ассоциаций по составлению для своих отраслей правил конкуренции можно признать в качестве саморегуляции конкурентных отношений частным бизнесом. Органы по делам картелей могут проводить в отношении предприятий, картелей, промышленных или профессиональных ассоциаций административное производство, производство по взысканию административных штрафов или осуществлять расследование. В ходе административного делопроизводства, в частности, решаются вопросы разрешения или запрета картельных договоров, признания договоров о слиянии предприятий недействительными, запрета незаконного поведения доминирующих на рынке предприятий.

Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных источниках правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания,Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США). Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.

Заключение.

Мы рассмотрели такую обширную тему как “Конкуренция и монополия”. Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии.

На мой взгляд, полезно время от времени проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.

Мы выяснили, что для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли, особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг. На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других. Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию “общественно полезным предприятием” и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно конкуренции фирма обладает известным контролем. Три основных дефекта рынка дают экономическое оправдание государственного регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация. Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации рыночной экономики.

С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействуюцще влиянию монополий или уравновешивающие его.

Список литературы.

1. Экономика: учебник /под ред. д-ра экон. наук, проф. А. С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Экономистъ, 2005

2. Экономическая теория: Учебник /Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, А.И. Добрынина Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2002

3. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. Власовой М.: “Финансы и статистика”, 1994 г.

4. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., профессора А. И. Добрынина. – М.: ИНФРА-М, 1998.

5. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Лисовика Б. и Лукашевича В. – С-Пб., 1997. – 448 с.

6. Жолан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика.; Под общ. ред, Б, Лисовика и В, Лукашевича, 1997 г. стр, 159 - 211.

7. Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. – М.: Дело ЛТД, 1994

8. Ю.А. Львов., Основы экономики и организации бизнеса., Санкт - Петербург, “Формика” 1992 г, стр Л 34 - 207

9. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996.

10. Портер М. Международная конкуренция. М.,1994

11. Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента, Книга финансового менеджера, Книга антикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. –М.: «СОМИНТЕК», 1996.

12. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: пер. с англ. – М.: «Бином», Лаборатория Базовых Знаний, 1997. – 800 с.

13. Курс экономической теории. Учебное пособие, под ред. Сидорович А. В. М, Изд. “ДИС”, 1997 г.

14. Экономика, С. Фишер, Москва, “Дело”5 1993 г.

15. Курс экономической теории. Под общ. ред. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. Киров 1994 г.

Конкуренция …………………………………………………………………11 Глава 2 Антимонопольное законодательство Российской...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику. Характеристика моделей рынков в зависимости от уровня конкуренции на них. Принципиальные различия между свободной конкуренцией и монополией. Проблематика экономической эффективности.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Признаки совершенной конкуренции. Модели рынка не совершенной конкуренции. Экономический вред монополии и ее виды. Принцип антимонопольного регулирования производственных рынков. Картели, cиндикаты, треcты и концерны. Баланс монополия – конкуренция.

    реферат , добавлен 02.02.2014

    Роль конкурентоспособности в механизме функционирования рынка. Отношение государства к монополии и конкуренции. Особенности механизма регулирования процессом конкуренции между предприятиями, занимающими доминирующее положение на товарных рынках России.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2009

    Роль конкуренции в экономике как специального механизма регулирования рыночных процессов. Генезис монополии как рыночной структуры. Особенности российского антимонопольного законодательства и меры, принимаемые государством для развития конкурентных начал.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2015

    Рынок несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Дифференциация продукта на рынке. Характерные черты олигополии. Последствия несовершенной конкуренции для экономики страны. Сущность антимонопольного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2013

    Анализ моделей поведения в условиях совершенной конкуренции. Изучение экономической природы, причин возникновения, последствий и методов регулирования (административные, косвенные) монопольного рынка. Ознакомление с международным опытом демонополизации.

    лекция , добавлен 04.03.2010

    Виды монополистической деятельности. Формы недобросовестной конкуренции. Система антимонопольного регулирования экономики. Основные причины и виды рисков, их влияние на деятельность предприятия. Государственное регулирование естественных монополий.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2013

    Характеристика поведения исследуемой фирмы в условиях равновесия рынка в коротком и длительном периоде. Отличительные черты совершенной и чистой конкуренции. Особенности регулирования монополии путем налогообложения. Последствия монополизации рынка.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

Основные понятия : чистая конкуренция; постоянная цена; совершенно эластичный спрос; средний, валовой и предельный доход; случай максимизации прибыли, минимизации убытков, случай закрытия; правило максимизации прибыли MR(P) = MC; равновесие в долгосрочном периоде; чистая монополия; нисходящий график спроса; эластичный и неэластичный участок спроса; цена и предельный доход в условиях монополии; равенство предельного дохода и предельных издержек MR = MC; общественно оптимальная цена; общественно справедливая цена; дилемма регулирования; монополистическая конкуренция; олигополия; естественная монополия; антимонопольное законодательство.

Конкуренция - столкновение, борьба между участниками рыночных отношений за возможность получения максимальной прибыли. Каждый предприниматель ведет конкуренцию и всю жизнь следит за действиями своего конкурента. Конкуренция далека от миротворчества, однако, было бы заблуждением представлять конкуренцию только как борьбу “всех против всех”. Без сознательного взаимодействия, без сотрудничества, правда, реализуемого в борьбе, конкуренция невозможна.

В этом определении конкуренции схвачено поведение предпринимателя, фирмы. Вместе с тем, конкуренция - структурное понятие. Это сама организация производства рыночной системы хозяйства, когда на рынке большое количество независимых продавцов и покупателей, когда ни один из них не обладает способностью установить цены, т.е. это сам способ существования рынка. Нет рынка без конкуренции.

Конкуренция заставляет предпринимателя делать выбор, отбросить неэффективные решения в достижении цели на рынке. Однако, не надо идеализировать конкуренцию. Она общественно полезна в рамках определенных правил. Правовое регулирование конкуренции занимает большое место в экономической жизни всех развитых стран.

Рыночная конкуренция протекает в разных условиях и в зависимости от них различают четыре модели структуры рынка: совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии.

Совершенная конкуренция - рыночная структура, характеризуемая очень большим количеством мелких фирм, абсолютной однородностью продукции, свободой входа и выхода из отрасли и равным доступом к информации.

В таких условиях ни одна фирма не обладает долей рынка, способной влиять на цену продукта. Если фирма своей волей попытается снизить цену или поднять ее, то это же проделают другие. На конкурентном рынке фирма принимает цену как нечто данное, при этом спрос на продукцию отдельной фирмы абсолютно эластичен.

При фиксированной цене перед фирмой встает вопрос: следует ли производить продукт, в каком количестве, какая будет прибыль? Ведь при совершенной конкуренции фирма может контролировать только объем выпускаемой продукции.

Современная экономическая теория утверждает, что есть два подхода в таких условиях. Сопоставление валового дохода (ТR) и валовых издержек (ТС). Валовой доход растет, пока спрос эластичен и начинает сокращаться, когда спрос неэластичен. Валовые издержки при незначительном объеме производства больше валового дохода. Но с увеличением объема они снижаются на единицу продукции, а потом нарастают в силу действия закона убывающей отдачи. Максимальная прибыль фирмы достигается при таком объеме производства, когда валовой доход больше валовых издержек на максимальную величину в краткосрочном периоде. А этот же процесс можно описать путем сравнения предельного дохода (МR) и предельных издержек (МС). Пока производство одной дополнительной единицы будет больше добавлять к доходу, чем к издержкам, фирма будет расширять производство. Когда дополнительная продукция будет больше добавлять к издержкам, чем к доходу, фирма прекратит расширять объем производства. Фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам и равен текущей рыночной цене: МС = МR = P - условие равновесия фирмы.

Максимум прибыли, в этом случае, не обязательно означает положительную экономическую прибыль. Если цена продукта превышает средние издержки (АТС) на его производство, то фирма получает прибыль, превышающую нормальный уровень. Если цена равна средним издержкам, то фирма обеспечивает самоокупаемость, т.е. получает нормальную прибыль. Если цена ниже средних издержек, то фирма несет убытки. Производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (АVC). Следовательно, устойчивому равновесию отвечает равенство рыночной цены и средних издержек в их минимуме: Р = МR = MC = min АТС

Совершенная конкуренция является простейшей и крайне редкой ситуацией. Однако, она дает исходный эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов на рынке.

Рынок несовершенной конкуренции представлен тремя ранее упомянутыми рыночными структурами, каждая из которых связана с монополией. В чем содержание монополии? Монополия - это прежде всего экономическая категория, форма рынка, когда предприятие обладает монопольной властью контролировать рынок, диктовать цены и получать монопольно высокую прибыль.

Монополия выросла из концентрации и централизации производства. К этому фирмы толкает развитие производства на базе научно- технического прогресса, новых открытий, изобретений, а также конкуренция. В конкурентной борьбе, как правило, побеждает тот у кого низкие издержки производства и реализации и высокое качество продукции.

Концентрация связана с экономией от масштаба. Если производство любого объема продукта в отрасли, одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя и более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

Монополия в данном случае является естественной в том смысле, что она представляет собой рыночную структуру минимизирующую издержки.

Примером такой монополии являются предприятия по обеспечению электроэнергией, газом, услугами телефонной связи на региональном уровне. Возникновению монополий способствуют юридические и естественные барьеры для входа в отрасль. Например, одна (единственная) фирма обладает контролем над редкими и чрезвычайно важными ресурсами в виде сырья, знаний, защищенных патентами. Другой пример: правительство наделяет фирму исключительными правами на продажу отдельных товаров, правом на разработку недр.

Могут быть входные барьеры и такого характера, когда потенциальный конкурент стремящийся войти в отрасль, может отступить под угрозой физического уничтожения.

Это одна исходная позиция в объяснении монополий, которую можно было бы назвать экономической. Но есть и другая неэкономическая, административная монополия, насильственная централизация всех форм управления экономикой в руках государства.

Монополия, как форма рынка стала доминировать в экономике развитых стран в конце ХIХ, начале ХХ в.в. В своем развитии монополия выступала в различных организационных формах. Высшей формой монополистического объединения является КОНЦЕРН. Крупные диверсифицированные концерны играют активную роль в мировой экономике. Международные монополии могут основываться на капитале населения одной страны - транснациональные корпорации, либо на капитале жителей многих стран - многонациональные корпорации.

Обратимся к функционированию рынка с участием монополии.

Чистая монополия - рыночная структура, когда монополист выступает единственным продавцом товара, не имеющего близких заменителей. Покупатели не имеют выбора, практически непреодолимые барьеры на входе.

В литературе высказывается сомнение, в существовании чистой монополии. Маловероятным является факт существования отрасли из одной монополии. Да, это крайне редко встречается. Но если взять более скромные масштабы, например, небольшой город, то ситуация чистой монополии налицо: одна электростанция, единственный аэропорт и т.д.

Как ведет себя фирма - монополист на рынке в определении цены и объема производства, чтобы получить максимальную прибыль? В условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства, ибо цена является заданной величиной. Линия спроса на ее продукцию горизонтальна. В случае фирмы несовершенного конкурента, монополиста кривая спроса имеет отрицательный наклон. Монополист определяет не только объем выпуска продукции, но и цену. Какую цену будет устанавливать монополист? Ценовая стратегия фирмы монополии будет зависеть от эластичности спроса и издержек. Когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки, когда неэластичен – снижение цены ведет к падению совокупной выручки. Приведем пример: допустим, монополист снижает цену со 110 дол. до 100 дол. Спрос растет с 4-х до 6 ед. Убытки от снижения цены (110-100)Х 4 = 40 дол. Выгода (прибыль) составит (6-4)Х 100 = 200 дол. Итоговая прибыль = 200 - 40 = 160 дол.

Изучение спроса основных покупателей, спроса на альтернативные товары вместе с издержками являются решающими в принятии фирмой решений об объеме производства и продаж. Если для фирмы совершенной конкуренции характерно равенство предельного дохода и цены, а также среднего дохода, то для фирмы - монополиста складывается другая ситуация. Кривая среднего дохода и цены совпадают с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее. Предельный доход меньше цены. Почему? Разрыв между ценой и предельным доходом возникает потому, что фирма продает всю продукцию, произведенную в течение данного периода времени по одинаковой цене, т.е. если фирма хочет добиться увеличения объема продаж, цена должна быть снижена на все единицы продаваемых товаров, а не только на последнюю из них.

Теперь обратимся к издержкам. В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует прибыль, когда МС = МR. Закон максимизации прибыли в таком виде действует и в условиях чистой монополии, а также в других рыночных структурах.

Ведь каждая дополнительная единица продукции добавляет некую величину к валовому доходу и одновременно к валовым издержкам. Величины эти: предельный доход и предельные издержки и фирма должна их постоянно сопоставлять. Пока разность положительная - фирма расширяет производство. Когда предельный доход (МR) равен предельным издержкам (МС) наступает равновесие фирмы.

Но какая при этом устанавливается цена в условиях несовершенной конкуренции? Каковы будут средние издержки? Будет ли соблюдаться правило МС = МR = Р = АС, которую мы рассматривали в условиях совершенной конкуренции. В совершенной конкуренции фирма расширяет производство, без снижения цены. Производство увеличивается до момента равенства МС = МR .

В случае чистой монополии ситуация меняется. Несовершенный конкурент расширяет производство до момента равенства МС = МR. Но цена, устанавливаемая монополией на свою продукцию определяется высотой кривой спроса в точке дающего максимум прибыли. Такая цена всегда выше предельных издержек Р>MC; P > MR. Поясним сказанное на графике.

Рис. 5.1. Монопольная прибыль

Равновесие фирмы определяется точкой Е (пересечением МС, MR) Вертикаль до d дает нам цену, обеспечивая наибольшую прибыль. Цена устанавливается в точке Е1. Заштрихованный прямоугольник показывает то, что называется монопольной прибылью.

При совершенной конкуренции МR = МС, цена устанавливается в точке Е 2 при минимальных значениях средних издержек АС и уровня продажной цены.

Если цена установилась на уровне Е 2 то не было бы и монопольной прибыли и объем производства (Q 2) был больше по сравнению с тем, что устанавливает монополия (Q 1). Общество заинтересовано в большем объеме производства продукции и меньших издержках.

Но монополии тогда бы пришлось снизить цену или увеличить издержки сбыта. Но монополист не хочет испортить свой рынок снижением цены. Фирма создает определенный дефицит, т.е. ограничивает производство.

При совершенной конкуренции соблюдается равенство

МС = МR = Р = АС.

В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (МС = МR) достигается при таком объеме производства, когда средние издержки не достигают своего минимума, цена при этом выше средних издержек

(МС = МR) < АС < P

Монопольная прибыль в модели чистой монополии и других рыночных структур несовершенной конкуренции трактуется как излишек над нормальной прибылью в условиях совершенной конкуренции. Насколько устойчиво это превышение зависит от степени монопольной власти.

Совершенная конкуренция и чистая монополия - две крайности в рыночных структурах, монополистическая конкуренция и олигополия занимают промежуточное положение между ними. На рынке монополистической конкуренции большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизированную продукцию, здесь же множество мелких фирм производят дифференцированную. Дифференциация затрачивает прежде всего количество продукта или услуги. Очень слабый контроль над ценами. Соперничество не ценовое, а продуктовое. [i]

Каждая фирма оперирует на своем мини - рынке. Здесь она обладает некоторой монопольной властью над своим товаром. Она может, например, и повышать цену вне зависимости от конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием конкурентов и свободой входа на рынок других фирм. Производители, работающие на этом рынке не являются обычно особо крупными . Отсюда и капитал требуется для их становления сравнительно небольшой. Основная сфера монополистической конкуренции - розничная торговля товарами повседневного спроса.

При совершенной конкуренции фирма работает на единый рынок однородного товара, встречаясь с абсолютно эластичным спросом. В условиях монополистической конкуренции спрос разделяется между мини-рынками. За счет продуктового различия фирмы как бы разделяют единый рынок, но вследствие несущественных различий, в смысле целевого назначения, спрос на каждом рынке имеет идентичные характеристики.

На своем индивидуальном рынке фирма ведет себя как монополист. Она выбирает объем предложения и цену товара в соответствии с правилом МC=МR, максимизируя свою прибыль, а колебания цен задается высотой кривой спроса. Это значит, что цена может быть повышена, а тем не менее, объем сбыта не сократится, потому, что конкуренты не смогут более низкими ценами привлечь к себе ту категорию покупателей, которые привыкли и твердо предпочитают данный продукт.

Современную рыночную структуру более точно можно охарактеризовать как олигополию . При олигополии доминирует в отрасли небольшое число крупных фирм, каждая из которых своими действиями может влиять на уровень цен. Конкуренты производят как однородную продукцию (нефть, сталь, автомобили), так и дифференцированную (потребительские товары). Вхождение новых производителей в отрасль ограничены высокими барьерами, связанные, прежде всего, с экономией на масштабе производства и др. Примером олигополии является рынок автомобилей в Северной Америке, стали в России и др.

Законы максимизации прибыли фирмы (МС = MR) действует во всех рыночных структурах, но форма олигополии по - своему оказывает влияние на ценообразование, отличное от форм других рыночных структур. На конкурентном рынке цены пульсируют непрерывно и бессистемно, под воздействием спроса и предложения. При олигополии имеет место тенденция к устойчивой фиксации, изменение цены происходит не столь часто.

Конкурентная борьба среди фирм олигополии на уровне цен не столь обострена. Больше она проявляется в форме качества продукции и послепродажного обслуживания. Ценовые войны на рынке олигополии для фирм крайне нежелательны, ибо в силу масштаба производства - разорение. Так как каждая фирма на рынке олигополии имеет значительный удельный вес, то приходится считаться с ответными действиями других фирм.

Различают несколько моделей образования цен на рынке олигополии. Ценообразование по принципу (издержки плюс). Сначала рассчитывается средний уровень издержек. При планировании цены обязательно предполагается неполная загрузка мощностей, дабы предусмотреть возможность реагировать на перепады конъюнктур. Наибольший удельный вес составляют, как правило, переменные издержки. К их средней величине прибавляется определенный процент, который включает постоянные издержки и норму прибыли.

Другая модель получила называние лидерство в ценах. Как правило, здесь выступает фирма, являющаяся крупнейшей в отрасли. Изменение цен на ее продукцию - ориентир для изменения цен другими фирмами. Лидер в ценах не должен ориентироваться только на диктат, он должен учитывать интересы и других фирм. Как говорят “ живи сам и давай жить другим!”.

Модель олигополии, основанная на тайном сговоре. Тайный сговор - это негласное соглашение о ценах, разделение рынка, установление квот для каждого из участников, создание механизмов контроля за выполнением принятых решений. Если между участниками сговора достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию.

Однако, тайный сговор не может быть прочным длительное время. При спаде производства каждый хочет выжить за счет других. Высокий уровень прибыли привлекает другие фирмы и обостряет конкуренцию в отрасли. Препятствует тайному сговору и антимонопольное законодательство.

В теории разработан ряд формальных моделей, объясняющих рыночное поведение олигополии (теория Курно, теория игр и др.) Общей теории олигополии не существует.

Итак, конкуренция и монополия - ключевые понятия рыночной экономики . По своей структуре они двойственны. Конкуренция - двигатель экономики и в то же время развязывает стихийные силы в экономике, может вести к анархии. Крупные фирмы, обладающие монопольной властью - желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения - так писал И. Шумпетер1. Разработка новых продуктов и технологий - невероятно дорого. Монополии могут тратить свои монопольно высокие прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Хотя значительная часть выдающихся технических открытий ХХ века сделана мелкими предпринимателями, но их реализация стала уделом “большого бизнеса”. Совершенно конкурентные фирмы не имеют крупных сверхприбылей для инвестирования и не склонны разрабатывать новые технологии, новую продукцию, ибо она не может быть монополизирована и быстро растаскивается конкурентами. Но власть над ценами порождает у монополиста стремление “придержать” некоторые изобретения, если они не выгодны для фирмы. Крупные фирмы избегают слишком частых и глубоких модификаций производимой продукции.

Развитие рыночного хозяйства - процесс конкуренции монополий развивался по линии сокращений стихийности и ограничения монополизма. Это видно, хотя бы потому, что послевоенные экономические кризисы стали менее продолжительными и менее глубокими. Сокращаются границы монополий. Концентрация и централизация производства и капитала не прогрессирует. В национальных рамках отдельных стран нет почти ни одной отрасли, где бы господствовала одна корпорация. Крупные корпорации не являются, как правило, собственниками одного семейства, а выступают в форме акционерных обществ.

Изменилась и роль государства. Во всех странах приняты антимонопольные законодательства . В наиболее развитой форме антимонопольное законодательство существует в США. Основные положения антимонопольных законов направлены на поддержание модели олигополии, поддерживается надлежащий уровень конкуренции между крупными корпорациями, Контролируется слияние компаний, вносятся поправки в законодательство по развитию и охране мелкого бизнеса. Запрещается ценовой сговор и тайная монополизация торговли. Если доля компании на рынке товаров больше 60 %, то это становится предметом разбирательства в суде. Не разрешается одному лицу быть членом Совета двух конкурирующих фирм, Производитель должен продавать свои товары всем торговцам по одинаковой цене. Ни одна корпорация не имеет право держать в своих руках 40 - 50 % производства продукта.

Как нам представляется, в индустриально развитых странах создается новая модель организованной конкуренции. На службу обществу ставятся плюсы конкуренции и монополии и ставятся барьеры для ограничения их минусов. Думается, в действиях Российского государства по формированию конкурентного рынка, надо добиваться синтеза конкуренции и монополии, т.е. политика должна быть направлена не на разрушение крупных предприятий, не на их противопоставлении, а на сочетании крупных, средних и мелких предприятий.

Вопросы и задания

Задание 1. Фирма работает в условиях совершенной конкуренции (СК). Рыночная цена Р=8 дол. Используя показатели издержек, определите: 1. Оптимальный объем производства; 2. Что получит фирма: прибыли или убытки? 3. Какое решение принимает фирма, если цена Р =5 дол; 3дол?

Заполните таблицу изменения общего дохода TR, среднего дохода TR, и предельного дохода MR. Дополните ее значениями издержек TC, AC, MC. Определите по таблице оптимальный объем производства Qoptim и величину прибылей или убытков.

Qед 0 1 2 3 4 5 6 7

TCдол 10 17 21 24 28 34 44 59

По данным таблицы постройте график и рассмотрите определение цены Р, Qoptim, прибылей или убытков графически.

Задание 2 . Фирма работает на рынке совершенной конкуренции. Оптимальный объем производства 10ед, AC = 30дол, AVC = 20дол, цена Р = 24дол. Какое решение принимает фирма: продолжать производство или закрыться? Дайте графическую иллюстрацию. Определите величину убытков в случае закрытия.

Задание 3 . Объясните утверждение: «Фирма должна следить за средними валовыми издержками, чтобы вычислить прибыли или убытки, а за средними переменными, при определении производить или нет в краткосрочном периоде». Рассмотрите на основе графика применительно к фирме в условиях совершенной конкуренции.

Задание 4. Фирма является монополией. Известно, что издержки изменяются следующим образом:

Qед 0 1 2 3 4 5 6

TCдол 2 4 5 7 10 14 19

Монополия по цене 6 дол не может продать ни одной ед. продукции. Чтобы увеличить продажи, она снижает цену на 1 дол на каждую единицу продукции. Определите:

1. При какой цене монополист максимизирует прибыль, и какую прибыль он получит? 2. Объясните, что значит неоформленное распределение ресурсов в условиях монополии. 3. Какой объем продукции, и по какой цене могла бы продавать фирма, если бы работала в условиях совершенной конкуренции (СК)?

Тесты

1. При каком условии достигается максимизация прибыли на рынке совершенной конкуренции:

а) P > min. AC б) P < MC в) P > MC г) P = MC

2. Что характерно для фирмы, если цена меньше, чем мин. средние переменные издержки:

а) принимает решение минимизировать убытки;

б) ее убытки меньше, чем при закрытии;

в) для получения прибыли следует увеличить производство;

г) выгоднее закрыть производство.

3. Фирма прекращает производство, если:

а) цена больше средних переменных издержек, но меньше средних общих издержек; б) цена меньше средних переменных издержек; в) цена позволяет возместить полностью переменные, и только часть постоянных издержек; г) фирма получает убытки при данной цене.

5. Рыночная цена равна 6дол. Фирма достигает максимизации прибыли при таком объеме, когда предельные издержки МС равны:

а) MC = 5дол б) MC = 6дол в) MC = 7дол г) MC = 8дол.

7. Чтобы получить максимальную прибыль, монополия должна выбрать такой объем, при котором:

а) выручка достигает максимального значения

б) предельные издержки равны предельному доходу, но меньше цены

в) предельные издержки совпадают с ценой продукта

г) средние издержки минимальны

8. Фирма может продать 5ед-ц товара по цене20дол, но продажа 6ед-ц вызывает снижение цены до 19дол. На каком типе рынка работает фирма? Предельный доход при увеличении объема продаж с 5 до 6 единиц равен: а)20дол б) 19дол в) 14дол г) 6дол

8. Фирма производит 5ед. продукции. Цена 10дол, предельный доход равен 6дол, предельные издержки равны 3 дол. Какое решение принимает фирма, чтобы максимизировать прибыль:

а) должна снизить цену и увеличить объем производства

б) фирма максимизирует прибыль при данном объеме производства

в) должна повысить цену и сократить производство

г) должна повысить цену и увеличить производство

7. В условиях монополии при оптимальном объеме производства предельный доход: а) равен цене; б) больше, чем цена; в) растет при увеличении производства; г) меньше, чем цена.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!