Все для предпринимателя. Информационный портал

Кто же кого "кормил" в ссср? подробный разбор. Ввп ссср и сша: сравнение Бюджет ссср 1985 сравнение с российским

С входящими в их состав бюджетами автономных республик и местными бюджетами . Верховные Советы союзных и автономных республик утверждают своды бюджетов этих республик, а местные Советы депутатов трудящихся - своды бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц краев, областей и т. д. С. б. показывает общие суммы доходов и расходов включенных в него отдельных видов бюджетов, их удельный вес, структуру доходной и расходной части. С. б. и отчетные данные, построенные применительно к его структуре, используются при анализе общих результатов исполнения отдельных видов бюджетов и подготовке предложений о дальнейшем их развитии.  

Успешный ход выполнения третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР нашел яркое отражение в изменении объема я структуры доходов и расходов государственного бюджета СССР . Приведенные ниже данные характеризуют динамику объема государственного бюджета СССР за 1938-1940 гг. и по плану на 1941 г. в сравнении с 1937 г. (в млрд. руб.).  

С 1980 по 1985 г. доля налога с оборота в доходах бюджета снизилась на 6,1 пункта, платежей государственных предприятий и организаций из прибыли возросла на 0,9 пункта. В 1980 г. объем налога с оборота достиг 94,1 млрд. руб., т. е. возрос более чем на /з против 1975 г., а средний темп ежегодного прироста за 1970- 1980 гг. составил более 4%. В 1985 г. в доход государственного бюджета СССР поступило 97,7 млрд. руб. налога с оборота, или 25% всех доходов, в то время как платежей из прибыли- 119,5 млрд. руб., или 30,6%. При этом поступления последних увеличились против предыдущего года на 3,9 млрд. руб., или на.3,4%, а платежи налога с оборота уменьшились на 5 млрд. руб., или на 4,9%. Эта тенденция сохранилась и в 1986 г. В 1987 г. сложилась несколько иная ситуация. Доля налога с оборота в доходах бюджета продолжала снижаться при некотором увеличении поступления платежа против 1986 г. Под влиянием изменения пропорций распределения снизилась абсолютная сумма и удельный вес платежей из прибыли в бюджет. Несмотря на повышение в 1987 г. других доходных источников бюджетов формировании его структуры, тенденция снижения суммы налога с оборота и роста платежей из прибыли в бюджет против 1985 г. сохранилась.  

Данные о структуре доходов гос. бюджета СССР приведены в табл. 1.  

Развитие Г. б. с. р. на разных этапах социа-листич. строительства имело свои особенности, связанные с хозяйственным и культурным развитием Советского Союза и его национально-государственным строительством. Конституция, принятая в начале 1924 г., определила основные принципы бюджетного устройства и объем бюджетных прав Союза ССР, союзных республик, автономных республик и местных Советов депутатов трудящихся. Бюджетные права и структура бюджетов союзных республик в последующем установлены Положением о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик от 29 ноября 1924 г. За каждой союзной республикой были закреплены определенные доходы от государственных иму-ществ, находившихся на ее территории, и от республиканского х-ва, а также отчисления от общесоюзных налогов, пошлин и надбавки к ним. В расходную часть включались затраты на народное х-во и социально-культурное строительство, отнесенные на бюджет союзных республик, а также на содержание республиканских и местных органов государственной власти и управления. В период восстановления разрушенного империалистич. и гражданской войнами и иностранной интервенцией народного х-ва СССР решающая доля затрат на его развитие, и в первую очередь на развитие пром-сти, приходилась на общесоюзный бюджет, а социально-культурные расходы в большей мере финансировались из бюджетов союзных республик. Республиканские бюджеты союзных республик в 1927/28 г. увеличились по сравнению с 1924/25 г. в 2,5 раза, а общесоюзный бюджет - в 2,4 раза. Г. б. с. р. явились важным фактором экономич. и культурного развития союзных республик. Положением о бюджетных правах от 25 мая 1927 г., действовавшим с нек-рыми изменениями до 1960 г., были несколько расширены доходные источники союзных республик путем закрепления за ними 99% всех поступлений сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов на их территории (кроме подоходного налога с населения). После реорганизации в 1929 г. управления пром-стью, а затем после налоговой реформы 1930 г. ряд доходных, источников бюджетов союзных республик отпал. Поэтому постановлением ЦИК и СНК  

Госкомстат СССР систематически выборочно обследует бюджеты 62 тыс. семей рабочих, служащих и колхозников. По их результатам составляются усредненные бюджеты семей различной социальной принадлежности, отражающие структуру их совокупных доходов и расходов.  

В СССР казначейство было упразднено, что соответствовало экономической политике , проводимой в рамках единой государственной формы собственности кассовое исполнение государственного бюджета осуществлялось центральным банком страны. С восстановлением плюрализма форм собственности казначейство было вновь учреждено в России Указом Президента от 8 декабря 1992 г. № 1556 в структуре Министерства финансов . К его целям относятся эффективное проведение государственной бюджетной политики эффективное управление доходами и расходами федерального бюджета повышение оперативности в финансировании государственных программ усиление контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.  

Как видно из приведенной на рис. 1.11 диаграммы, доходы консолидированного бюджета Азербайджана снизились с 35 до 15% ВВП, что является значительным падением даже по сравнению с другими странами СНГ. Структура налоговых доходов Азербайджана с введением с 1992 г. НДС и акцизов и упразднением существовавшего в СССР налога с оборота сформировалась таким образом, что главными бюджетной системы стали налог на прибыль предприятий , подоходный налог , НДС и акцизы.  

Лит. Маркс К., Капитал, т. 1 - 3, Маркс К. и Э п-г о л ь с- Ф., Соч., 2 изд., т. 23-25 Материалы XXV съезда КПСС, М., 1977 Кронрод Я. А., Общественный продукт и его структура при социализме, М., 1958 Зверев А. Г., Национальный доходи финансы СССР , М., 1961 Ноткин А. И., Темпы и пропорции социалистического воспроизводства, М., 19Н1 . 11 а н г с О., Теория воспроизводства и накопления, пер. с польск., М., 1963 С и т а р я н С. А., Чистый доход и бюджет, М., 1964 Хачатуров Г. С., Экономическая эффективность капитальных вложений , М., 1964 Структура па-родного хозяйства СССР, под ред. А. И. Ноткина, М., 1967 Научные основы экономического прогноза , М., 11)71 А н ч и ш-ки н Л. VI., Прогнозирование роста социалистической экономики, М., 1973. Б. П. Плышевский. Москва.  

Поскольку Н. д. в преобладающей части создается, распределяется и используется в гос. и колхозном секторах нар. х-ва, гос-во непосредственно планирует весь процесс его воспроизводства. При разработке нар.-хоз. планов составляется баланс народного хозяйства СССР , одним из составных элементов к-рого является баланс Н. д. В соответствии со стадиями его движения в нар. х-ве Н. д. исчисляется различными методами как сумма чистой продукции отраслей материального произ-ва (произведенный Н. д.), сумма первичных и конечных доходов (распределенный Н. д.) и сумма фондов потребления и накопления (используемый Н. д.). Произведенный Н. д. равен распределенному Н. д. и отличается от использованного на величину потерь. Расчеты Н. д. основываются на заданиях нар.-хоз. планов и отчетных данных об их выполнении. Чистая продукция нар. х-ва определяется вычитанием из валовой продукции пром-сти, с. х-ва, строительства, транспорта и других отраслей материального произ-ва стоимости потребленных средств произ-ва, устанавливаемой по данным о себестоимости продукции и издержках обращения . Первичные доходы исчисляются исходя из объема произведенной продукции, фонда зарплаты, доходов колхозов и колхозников и из данных фин. планов, характеризующих размеры прибыли, налога с оборота и других элементов чистого дохода . Перераспределение Н. д. и величина конечных доходов рассчитываются на основе гос. бюджета, кредитных планов Госбанка СССР и Стройбанка СССР, Госстраха и сберегательных касс . Объем и структура используемого Н. д. определяется по данным о товарообороте, капитальном строительстве и вводе в действие основных фондов , изменении оборотных фондов и резервов, поступлении продуктов из колхозов и личного подсобного х-ва населения и других форм распределения произведенной продукции. Н. д. исчисляется в текущих ценах соответствующих лет. Основные элементы Н. д. (объем чистой продукции , фонды накопления и потребления) рассчитываются также в сопоставимых ценах,  

Многочисленные последующие проверки выдвинутых Энгелем положений показали их ограниченность. Аналогичный вывод о тенденциях изменения расходов на жилище (в зависимости от доходов) получил наименование Швабе (по имени нем. статистика А. Швабе). Сов. учёный, акад. С. Г. Струмллин показал на материалах пензенских бюджетов, что процент расхода на питание находится в более тесной связи не с уровнем благосостояния, а с размером семьи и возрастом её членов (см. К методологии рабочего бюджета , Избр. произв., т. 3, М., 1964). Ограниченное проявление 3. Э. было подтверждено на основе анализа многочисленных обследований семейных бюджетов , осуществлённых в СССР. Это частично объясняется особенностями структуры потреблений семей сов. рабочих, бюджет к-рых испытывает существенное влияние общественных фондов потребления , удовлетворяющих ряд очень важных потребностей семьи (воспитание подрастающего поколения, получение квалификации, мед. помощь и т. д.). Несмотря на всё это, нек-рые бурж. экономисты не только фетишизировали положение Энгеля, но и дали им расширительное толкование. Показатель доли расходов на питание стал использоваться ими для характеристики роста благосостояния населения в динамике. На основании уменьшения доли расходов на питание делался вывод о росте уровня жизни семей трудящихся п капиталистич. странах. Такой подход неправомерен. Прежде всего, весьма условны сами положения Энгеля, поскольку они относятся к доходам, различным но величине. К тому же перенос статич. зависимостей на динамику требует многочисленных оговорок, т. к. с течением времени под воздействием многих факторов существенно изменяется структура потребления . Размер абсолютных и относительных расходов на питание связан не только с уровнем материальной обеспеченности, но и с характером потребностей членов семей. Сдвиги в потреблении рабочих капиталистич. стран в значительной мере обусловлены возникновением новых потребностей , а следовательно, новых расходов, а также ростом цен, первоочерёдной необходимостью оплачивать лечение, повышением налогов. Это заставляет сокращать расходы па питание, заменяя более ценные и дорогие продукты менее ценными в питательном отношении, но зато более дешёвыми продуктами. Сокращение уд. веса расходов на питание при их абсолютном росте больше свидетельствует о том, что эта потребность еще не удовлетворяется в достаточной степени, но под давлением новых, более интенсивных потребностей расходы на продукты питания насильственно сжимаются.  

Границы элементов С. в. подвижны. На сто общую величину оказывает воздействие целый ряд социально-экономим, и демографии, факторов (пол, возраст, состав семьи, образование, уровень доходов, характер и содержание труда , место жительства городили село, и др.). В соответствии с классификацией, принятой в СССР (а затем п в рамках проведённого в 1963-71 междунар. обследования, охватившего 8 социалистич. и 5 капиталист ч. стран), структура С. в. включает в себя затраты времени на учёбу и самообразование обществ, деятельность развлечение] отдых (индивидуального и публично-зрелищного характера, с выделением таких элементов, как чтение книг, газет, журналов, слушание радио и просмотр телевизионных передач, занятия по интересам, или увлечениям, игры и беседы с детьми и т. п.) физкультуру и спорт товарищеское общение с людьми пассивный отдых. Культура С. в. определяется целевой направленностью деятельности человека в С. в., социальной активностью, целесообразным и эффективным его использованием. Чем выше квалификация и уровень образования работника , тем, как правило, полноценнее и рациональнее использование им С. в. Социалистич. гос-во заинтересовано в увеличении времени, к-рое человек затрачивает на образование, развитие интеллектуальных и фнзич. способностей, выполнение социальных функций . За годы Сов. власти величина С. в. у трудящихся, как показали выборочные обследования , возросла почти вдвое, достигнув в среднем ок. 3-4 ч в расчёте на день. Из этого времени (если брать баланс С. п. за месяц) ок. 70% идёт на развитие интеллекта человека (учёбу, посещение театров и кинотеатров, чтение и т. д.). Согласно выборочным обследованиям в СССР it 60-70-х гг. в месячном бюджете времени С. в. составляло у мужчин 15 - 20%, у женщин 8-12%. Однако С. в. больше характеризуют не усреднённые, а дифференцированные (по группам населения) данные, их структура и динамика. Социалистич. общество оказывает планомерное воздействие не только на величину, по и на структуру С. в. Обществ, регулирование С. в. осуществляется при помощи соцнально-экономич., правовых и пдейно-воспитат. средств в сочетании с саморегулированием. Оно предполагает также прогнозирование и планирование С. в., создание оптимальных его моделей для различных социальных групп

Бюджетная система социалистических стран. В СССР Бюджетная система включает союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик, которые в своей совокупности составляют государственный бюджет СССР. Это обеспечивает финансирование мероприятий, предусматриваемых планом развития народного хозяйства СССР, участие союзных республик в осуществлении планов, имеющих общесоюзное значение, всестороннее развитие экономики и культуры союзных республик и их взаимную помощь. В государственный бюджет СССР включается также бюджет государственного социального страхования, составляемый ВЦСПС и исполняемый профсоюзами. Государственные бюджеты союзных республик объединяют республиканские бюджеты, государственные бюджеты автономных республик и местные бюджеты. Каждый край, область, автономная область, национальный округ, район, город, поселковый Совет и сельский Совет имеют свой местный бюджет, утверждаемый соответствующим Советом депутатов трудящихся. Общее количество бюджетов, объединяемых Бюджетная система СССР, составляет почти 50 тыс.

Построение Бюджетная система СССР, бюджетные права и обязанности органов государственной власти и управления определяются Конституцией СССР, конституциями союзных и автономных республик, а также Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, законами о бюджетных правах союзных республик и местных Советов депутатов трудящихся.

Рост бюджетов союзных республик (составляющих в 1970 44,2% государственного бюджета СССР против 24,2% в 1940) свидетельствует о повышении роли союзных республик в хозяйственном и культурном строительстве.

Доходы союзного бюджета образуются с основном за счёт платежей из прибыли предприятий, находящихся в ведении союзных органов, доходов от внешней торговли, взносов государственных предприятий по социальному страхованию, налога с оборота и др. общегосударственных доходов. Доходы республиканских и местных бюджетов состоят из платежей от прибыли предприятий и от др. имущества, находящегося в ведении республиканских и местных органов, а также из отчислений от общегосударственных доходов и налогов, передаваемых в эти бюджеты в порядке их регулирования (см. Бюджетное регулирование ).

Направления и величина расходов различных бюджетов определяются задачами и функциями союзных, республиканских и местных органов власти, закрепленных Конституцией СССР и союзных республик, и др. законодательными актами. Из союзного бюджета СССР финансируются отрасли хозяйства и культуры, находящиеся в подчинении союзных органов и имеющие общесоюзное значение, а также расходы на оборону страны, общесоюзные органы государственной власти и управления. Из государственных бюджетов союзных республик финансируются отрасли, подчинённые республиканским органам, из местных бюджетов - в основном отрасли местного хозяйства и расходы социально-культурных учреждений, обслуживающих население отдельных местностей.

В др. социалистических странах Бюджетная система строится на тех же принципах, что и Бюджетная система в СССР. В 1949/50 в большинстве социалистических стран были проведены бюджетные реформы, в ходе которых осуществлена перестройка Бюджетная система на принципах демократического централизма и ленинской национальной политики. Многочисленные внебюджетные сметы и фонды, существовавшие до революций в этих странах, были объединены с государственным бюджетом, что имело важное значение для укрепления всей системы народно-хозяйственного и финансового планирования. В большинстве социалистических стран Бюджетная системаскладывается из 2 основных звеньев - Центрального бюджета и местных бюджетов [в Болгарии - это окружные (городские) бюджеты и бюджеты общин, в КНДР - бюджеты провинций и уездов (городов), в МНР - аймачные бюджеты и бюджеты сомонов, и т. п.]. В 1968/69 произошёл переход Чехословакии к федеративному государству и бюджетному устройству. Теперь Бюджетная система в этой стране складывается из Центрального бюджета ЧССР, государственного бюджета Чехии, государственного бюджета Словакии, которые состоят, в свою очередь, из Центральных и местных бюджетов. В Югославии Бюджетная система состоит из бюджета федерации, бюджетов отдельных республик (членов федерации) и бюджетов местных органов. В интересах укрепления организации единства Бюджетная система в большинстве социалистических стран местные бюджеты последовательно объединяются между собой и с Центральным бюджетом, образуя единый государственный бюджет. Ведущая роль в государственном бюджете принадлежит Центральным бюджетам, на долю которых приходится в среднем около всех расходов государственного бюджета.

Как правило, задачей Центральных бюджетов является финансирование общегосударственных, хозяйственных и социально-культурных мероприятий и обороны страны. Местные бюджеты обеспечивают развитие местного хозяйства и социально-культурное и бытовое обслуживание населения. В последние годы расширяются права местных органов в области хозяйственного и культурного строительства, что ведёт к быстрому росту их бюджетов и повышению их доли в едином государственном бюджете.
Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы Российской Федерации, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов (автономных республик и областей), т.е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов. Государственные бюджеты Украинской и Белорусской Соц. Респ. существовали отдельно.

В 1923 г. бюджетная система воссоздается вновь. Отныне она стала включать в себя два уровня: союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик

С образованием в 1922 г. СССР был образован Госбюджет СССР, в который вошли бюджеты союзных республик. В основе формирования бюджетов лежал принцип подведомственности: предприятия распределялись по уровням власти и вносили отчисления в соответствующий бюджет. Т.е. предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет и т.д. Финансирование осуществлялось по тому же принципу. Понятие «консолидированный бюджет» отсутствовало – бюджеты были автономны друг от друга.

С 1927 г. началось формирование местных бюджетов регионов (до этого развитие местного хозяйства финансировалось из бюджетов союзных республик). В 1930 г. бюджетная система СССР приобрела форму бюджетной системы федеративного государства: состояла из трех уровней и включала в себя автономные союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты. В соответствии с Конституцией 1936 г. проведена очередная бюджетная реформа: бюджетная система стала строиться на основе единства всех звеньев и видов бюджетов. В 1937 г. впервые был сформирован единый консолидированный государственный бюджет СССР.


Бюджетная система СССР 20-х годов

Бюджетная система СССР просуществовала более шестидесяти лет. За это время она прошла несколько этапов развития. После установления Советской власти в России первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись как единые. Такая централизация бюджетной системы была вызвана крайне тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. Порядок составления единого бюджета сохранился и после объединения советских республик.
Образование в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик послужило основанием для создания новой бюджетной системы государства. В нее вошла широко разветвленная сеть бюджетов местных Советов, которая была наделена собственными источниками доходов, получала надбавки, дотации на покрытие разницы в доходах и расходах, а также субвенции при долевом участии собственных средств. Организация различных видов бюджетов и порядок их составления регулировались законодательными актами государства.
Бюджетное устройство, состоящее из союзного бюджета, финансирующего общегосударственные потребности, бюджетов союзных республик и местных бюджетов, зафиксированное в первой Конституции СССР 1924 г., было коренным образом изменено только в 1991 г. Особое значение в тот период имели взаимоотношения между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик. Не все союзные республики располагали достаточными для сбалансирования их бюджетов источниками доходов, поэтому бюджетное законодательство было пересмотрено в целях устойчивого закрепления за союзными республиками доходных источников, достаточных для того, чтобы обеспечить необходимыми средствами все расходы бюджетов союзных республик.
Положением о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, утвержденным ЦИК и СНК СССР 25 мая 1927 г. для придания устойчивости бюджетам союзных республик за ними закреплялось 99% доходов от сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов, поступивших на территории данной республики. За союзными республиками были также закреплены: доходы от недр; 50% доходов от прибылей предприятий общесоюзного значения, находящихся в ведении республиканских органов: 50% доходов от концессий общесоюзного значения, доходы от реализации всех государственных фондов, как общесоюзных, так и республиканских (кроме госфондов местного значения, доходы от которых принадлежали местным бюджетам); доходы от возврата всех ссуд, в том числе выданных предприятиям и организациям республиканского значения из общесоюзных источников.
Такое распределение доходных источников повысило заинтересованность республик в поступлении общесоюзных доходов и способствовало росту их собственных доходов. Союзные республики имели право устанавливать минимальный перечень доходов и расходов, включаемых в местные бюджеты, а также порядок их составления, рассмотрения и утверждения.
Основными доходными источниками государственного бюджета того периода были поступления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и покупку займов. По итогам выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР 74,9% всех доходов единого финансового плана составили средства общественного хозяйства, привлеченные средства населения - 17,9% и прочие доходы - 7,2%.
Понятие «единый финансовый план», в отличие от государственного бюджета, охватывало все денежные накопления общественного хозяйства (прибыль, налог с оборота, начисления на заработную плату, амортизация); привлеченные средства населения (налоги, займы, паи, вклады в сберкассы и т.д.) и все расходы: на капитальные вложения, на прирост оборотных средств в производстве и обращении, на культуру и управление.
Основными статьями расходов бюджета были расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тенденция в развитии расходов бюджета сохранилась и в дальнейшем. Всего за первую пятилетку через бюджетную систему СССР было мобилизовано и перераспределено 82,8 млрд руб. или 69% всех ресурсов единого финансового плана. Остальная часть ресурсов частично перераспределена через кредитную систему, но в основной массе непосредственно распределялась между отдельными отраслями народного хозяйства.

На протяжении 1970-1990 гг. ВВП СССР в текущих ценах повысился на 357.5 млрд. долл. (на 82.5%) до 790.9 млрд. долл.; изменение произошло на 81.7 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 45.7 млн., а также на 275.7 млрд. долл. благодаря росту ВВП на душу населения на 957.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП СССР равен 17.9 млрд. долл. или 3.1%. Среднегодовой прирост ВВП СССР в постоянных ценах равен 4.7%. Доля в мире сократилась на 9.2%. Доля в Европе сократилась на 22.3%. Минимум ВВП был в 1970 году (433.4 млрд. долл.). Максимум ВВП был в 1983 году (993.0 млрд. долл.).

За период 1970-1990 гг. ВВП на душу населения в СССР повысился на 957.0 долларов (на 53.5%) до 2 745.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах равен 47.8 долларов или 2.2%.

ВВП СССР, 1970-1983 (рост)

За 1970-1983 гг. ВВП СССР в текущих ценах увеличился на 559.6 млрд. долл. (в 2.3 раз) до 993.0 млрд. долл.; изменение произошло на 52.4 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 29.3 млн., а также на 507.3 млрд. долл. благодаря росту ВВП на душу населения на 1 867.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП СССР составил 43.0 млрд. долл. или 6.6%. Среднегодовой прирост ВВП СССР в постоянных ценах был на уровне 5.0%. Доля в мире сократилась на 4.9%. Доля в Европе уменьшилась на 9.3%.

На протяжении 1970-1983 гг. ВВП на душу населения в СССР увеличился на 1 867.0 долларов (в 2.0 раз) до 3 655.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах равен 143.6 долларов или 5.7%.

ВВП СССР, 1983-1990 (падение)

За период 1983-1990 гг. ВВП СССР в текущих ценах уменьшился на 202.2 млрд. долл. (на 20.4%) до 790.9 млрд. долл.; изменение произошло на 60.0 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 16.4 млн., а также на -262.2 млрд. долл. из-за падения ВВП на душу населения на 910.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП СССР был на уровне -28.9 млрд. долл. или -3.2%. Среднегодовой прирост ВВП СССР в постоянных ценах был на уровне 4.2%. Доля в мире сократилась на 4.3%. Доля в Европе снизилась на 12.9%.

На протяжении 1983-1990 гг. ВВП на душу населения в СССР повысился на 910.0 долларов (на 24.9%) до 2 745.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах равен -130.0 долларов или -4.0%.

ВВП СССР, 1970

ВВП СССР в 1970 году был равен 433.4 млрд. долл., занимал 2е место в мире. Доля ВВП СССР в мире составляла 12.7%.

ВВП на душу населения в СССР в 1970 году составлял 1 788.0 долларов, занимал 38е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Пуэрто Рико (1 884.0 долларов), ВВП на душу населения в Ливии (1 865.0 долларов), ВВП на душу населения в Брунее (1 736.0 долларов), ВВП на душу населения на Теркс и Кайкос (1 735.0 долларов). ВВП на душу населения в СССР был больше, чем ВВП на душу населения в мире (924.0 долларов) на 864.0 долларов.

Сравнение ВВП СССР и соседей в 1970 году. ВВП СССР был больше, чем ВВП Японии ВВП Китая (92.6 млрд. долл.) в 4.7 раз, ВВП Индии (62.4 млрд. долл.) в 6.9 раз, ВВП Польши (28.3 млрд. долл.) в 15.3 раз, ВВП Турции (25.0 млрд. долл.) в 17.3 раз, ВВП Румынии (12.7 млрд. долл.) в 34.1 раз, ВВП Финляндии (11.3 млрд. долл.) в 38.3 раз. ВВП на душу населения в СССР был больше, чем ВВП на душу населения в Польше (866.0 долларов) в 2.1 раз, ВВП на душу населения в Турции (718.0 долларов) в 2.5 раз, ВВП на душу населения в Румынии (619.0 долларов) в 2.9 раз, ВВП на душу населения в Индии (113.0 долларов) в 15.8 раз, ВВП на душу населения в Китае (112.0 долларов) в 16.0 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Финляндии (2 450.0 долларов) на 27%, ВВП на душу населения в Японии (2 026.0 долларов) на 11.7%.

Сравнение ВВП СССР и лидеров в 1970 году. ВВП СССР был больше, чем ВВП Германии (215.8 млрд. долл.) в 2.0 раз, ВВП Японии (212.6 млрд. долл.) в 2.0 раз, ВВП Франции (148.5 млрд. долл.) в 2.9 раз, но был меньше, чем ВВП США (1 073.3 млрд. долл.) на 59.6%. ВВП на душу населения в СССР был меньше, чем ВВП на душу населения в США (5 121.0 долларов) на 65.1%, ВВП на душу населения во Франции (2 853.0 долларов) на 37.3%, ВВП на душу населения в Германии (2 747.0 долларов) на 34.9%, ВВП на душу населения в Японии (2 026.0 долларов) на 11.7%.

Потенциал ВВП СССР в 1970 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (5 121.0 долларов), ВВП СССР был бы 1 241.3 млрд. долл., что в 2.9 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Финляндии (2 450.0 долларов), лучшего соседа, ВВП СССР был бы 593.9 млрд. долл., что на 37% больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Европе (1 966.0 долларов), ВВП СССР был бы 476.6 млрд. долл., что на 10% больше фактического уровня.

ВВП СССР, 1983

ВВП СССР в 1983 году составлял 993.0 млрд. долл., занимал 3е место в мире. Доля ВВП СССР в мире была равна 7.7%.

ВВП на душу населения в СССР в 1983 году был равен 3 655.0 долларов, занимал 56е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения на Виргинских островах (3 775.9 долларов), ВВП на душу населения в Иране (3 618.0 долларов), ВВП на душу населения в Мальте (3 519.0 долларов). ВВП на душу населения в СССР был больше, чем ВВП на душу населения в мире (2 735.0 долларов) на 920.0 долларов.

Сравнение ВВП СССР и соседей в 1983 году. ВВП СССР был больше, чем ВВП Китая (304.8 млрд. долл.) в 3.3 раз, ВВП Индии (222.9 млрд. долл.) в 4.5 раз, ВВП Турции (84.9 млрд. долл.) в 11.7 раз, ВВП Польши (78.7 млрд. долл.) в 12.6 раз, ВВП Финляндии (51.0 млрд. долл.) в 19.5 раз, ВВП Румынии (47.6 млрд. долл.) в 20.9 раз, но был меньше, чем ВВП Японии (1 243.3 млрд. долл.) на 20.1%. ВВП на душу населения в СССР был больше, чем ВВП на душу населения в Польше (2 154.0 долларов) на 69.7%, ВВП на душу населения в Румынии (2 077.0 долларов) на 76%, ВВП на душу населения в Турции (1 804.0 долларов) в 2.0 раз, ВВП на душу населения в Индии (298.0 долларов) в 12.3 раз, ВВП на душу населения в Китае (294.0 долларов) в 12.4 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Финляндии (10 483.0 долларов) на 65.1%, ВВП на душу населения в Японии (10 323.0 долларов) на 64.6%.

Сравнение ВВП СССР и лидеров в 1983 году. ВВП СССР был больше, чем ВВП Германии (770.7 млрд. долл.) на 28.8%, ВВП Франции (559.9 млрд. долл.) на 77.4%, но был меньше, чем ВВП США (3 634.0 млрд. долл.) на 72.7%, ВВП Японии (1 243.3 млрд. долл.) на 20.1%. ВВП на душу населения в СССР был меньше, чем ВВП на душу населения в США (15 376.0 долларов) на 76.2%, ВВП на душу населения в Японии (10 323.0 долларов) на 64.6%, ВВП на душу населения во Франции (9 967.0 долларов) на 63.3%, ВВП на душу населения в Германии (9 908.0 долларов) на 63.1%.

Потенциал ВВП СССР в 1983 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (15 376.0 долларов), ВВП СССР был бы 4 177.6 млрд. долл., что в 4.2 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Финляндии (10 483.0 долларов), лучшего соседа, ВВП СССР был бы 2 848.2 млрд. долл., что в 2.9 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Европе (5 928.0 долларов), ВВП СССР был бы 1 610.6 млрд. долл., что на 62.2% больше фактического уровня.

ВВП СССР, 1990

ВВП СССР в 1990 году был равен 790.9 млрд. долл., занимал 7е место в мире. Доля ВВП СССР в мире составляла 3.4%.

ВВП на душу населения в СССР в 1990 году составлял 2 745.0 долларов, занимал 83е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Доминике (2 794.0 долларов), ВВП на душу населения в Литве (2 770.0 долларов), ВВП на душу населения в Косово (2 731.0 долларов), ВВП на душу населения в Бразилии (2 724.0 долларов), ВВП на душу населения на Кубе (2 707.0 долларов), ВВП на душу населения в Ботсване (2 701.0 долларов), ВВП на душу населения в Чили (2 637.0 долларов), ВВП на душу населения в Чехословакии (2 626.0 долларов), ВВП на душу населения в Маврикии (2 590.0 долларов). ВВП на душу населения в СССР был меньше, чем ВВП на душу населения в мире (4 317.0 долларов) на 1 572.0 долларов.

Сравнение ВВП СССР и соседей в 1990 году. ВВП СССР был больше, чем ВВП Китая (394.6 млрд. долл.) в 2.0 раз, ВВП Индии (329.1 млрд. долл.) в 2.4 раз, ВВП Турции (207.4 млрд. долл.) в 3.8 раз, ВВП Финляндии (141.4 млрд. долл.) в 5.6 раз, ВВП Польши (66.0 млрд. долл.) в 12.0 раз, ВВП Румынии (40.6 млрд. долл.) в 19.5 раз, но был меньше, чем ВВП Японии (3 132.8 млрд. долл.) на 74.8%. ВВП на душу населения в СССР был больше, чем ВВП на душу населения в Польше (1 738.0 долларов) на 57.9%, ВВП на душу населения в Румынии (1 728.0 долларов) на 58.9%, ВВП на душу населения в Индии (378.0 долларов) в 7.3 раз, ВВП на душу населения в Китае (337.0 долларов) в 8.1 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Финляндии (28 310.0 долларов) на 90.3%, ВВП на душу населения в Японии (25 160.0 долларов) на 89.1%, ВВП на душу населения в Турции (3 847.0 долларов) на 28.6%.

Сравнение ВВП СССР и лидеров в 1990 году. ВВП СССР был меньше, чем ВВП США (5 963.1 млрд. долл.) на 86.7%, ВВП Японии (3 132.8 млрд. долл.) на 74.8%, ВВП Германии (1 771.6 млрд. долл.) на 55.4%, ВВП Франции (1 269.1 млрд. долл.) на 37.7%, ВВП Италии (1 176.4 млрд. долл.) на 32.8%. ВВП на душу населения в СССР был меньше, чем ВВП на душу населения в Японии (25 160.0 долларов) на 89.1%, ВВП на душу населения в США (23 614.0 долларов) на 88.4%, ВВП на душу населения в Германии (22 392.0 долларов) на 87.7%, ВВП на душу населения во Франции (21 685.0 долларов) на 87.3%, ВВП на душу населения в Италии (20 593.0 долларов) на 86.7%.

Потенциал ВВП СССР в 1990 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Финляндии (28 310.0 долларов), лучшего соседа, ВВП СССР был бы 8 156.4 млрд. долл., что в 10.3 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Японии (25 160.0 долларов), ВВП СССР был бы 7 248.9 млрд. долл., что в 9.2 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Европе (12 086.0 долларов), ВВП СССР был бы 3 482.1 млрд. долл., что в 4.4 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в мире (4 317.0 долларов), ВВП СССР был бы 1 243.8 млрд. долл., что на 57.3% больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Восточной Европе (2 948.0 долларов), ВВП СССР был бы 849.4 млрд. долл., что на 7.4% больше фактического уровня.

ВВП СССР, 1970-1990
год ВВП, млрд. долл. ВВП на душу населения, долларов ВВП, млрд. долл. рост ВВП, % доля СССР, %
текущие цены постоянные цены 1970 в мире в Европе в Восточной Европе
1970 433.4 1 788.0 433.4 12.7 31.3 85.6
1971 455.6 1 862.0 456.0 5.2 12.1 29.8 85.2
1972 515.8 2 089.0 468.8 2.8 11.9 28.7 85.1
1973 617.8 2 480.0 505.0 7.7 11.7 27.6 85.3
1974 616.6 2 454.0 529.2 4.8 10.3 25.3 84.1
1975 686.0 2 706.0 543.1 2.6 10.3 24.5 84.7
1976 688.5 2 693.0 576.6 6.2 9.5 23.8 83.7
1977 738.4 2 864.0 606.4 5.2 9.1 22.8 82.5
1978 840.1 3 230.0 637.3 5.1 8.7 21.6 82.6
1979 901.6 3 437.0 658.7 3.4 8.1 19.7 82.7
1980 940.0 3 553.0 691.0 4.9 7.6 18.4 84.0
1981 906.9 3 397.0 727.6 5.3 7.2 19.6 82.7
1982 959.9 3 565.0 783.3 7.6 7.7 21.0 82.0
1983 993.0 3 655.0 819.7 4.7 7.7 22.0 82.1
1984 938.3 3 423.0 852.9 4.0 7.1 21.7 82.1
1985 914.1 3 305.0 864.9 1.4 6.7 20.7 81.3
1986 851.3 3 049.0 878.2 1.5 5.4 15.3 78.7
1987 800.5 2 841.0 896.4 2.1 4.5 12.2 77.1
1988 783.8 2 758.0 943.1 5.2 4.0 10.9 75.9
1989 782.1 2 731.0 1 007.2 6.8 3.8 10.7 75.4
1990 790.9 2 745.0 1 092.0 8.4 3.4 9.1 86.6

Picture. ВВП СССР, 1970-1990

Picture. ВВП на душу населения в СССР, 1970-1990

Picture. Рост ВВП в СССР, 1970-1990

ВВП СССР по расходам

ВВП СССР по расходам, %, 1970-1990
Показатель 1970 1980 1990
Потребительские расходы 62.7 69.6 68.4
в т.ч. Расходы домохозяйств 47.2 49.7 47.1
Государственные расходы 15.5 20.0 21.2

Бюджетная Система РФ, устройство которой нам хорошо знакомо, сформировалась относительно недавно. Чтобы лучше понять сущность действующей бюджетной системы нужно углубиться в историю ее формирования.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ бюджетной системы СССР.

Для успешного достижения цели нужно решить следующие задачи:

  1. Дать определение бюджетной системы, рассмотреть сущность понятия
  2. Понаблюдать за изменениями в структуре бюджетной системы в выбранный период (СССР)
  3. Выявить достоинства и недостатки бюджетной системы времен СССР

Объект исследования: бюджетная система СССР.

Предмет исследования: бюджетно - финансовые отношения, механизм взаимодействия бюджетов различных уровней.

Как известно после революции 1917 года в России сложилась тяжелая ситуация во всех сферах: экономическая, политическая, социальная… Необходимо было установить строгий порядок централизации в финансовой сфере: чтобы появилась возможность эффективно использовать средства, нужно было создать механизм их поступления в бюджет. В дальнейшем, в 1918 году был создан документ - Конституция РСФСР- в котором были сформулированы и зафиксированы основные положения и цели финансовой политики. Основные начала организации бюджетной системы СССР:

  • Государственное устройство на основе ленинско - сталинской политики
  • Широчайший социалистический демократизм
  • Единство бюджетной системы
  • Верховная роль Союза в бюджетной системе

Итак, дадим основные определения:

Государственный бюджет - один из важнейших финансовых документов в стране, который включает источники и размер поступлений в казну, а также расходы, согласно потребностям государства.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов всех уровней. Она зависит от политического, а также социально-экономического устройства страны.

При СССР существовал главенствующий союзный бюджет, бюджеты союзных республик, а также местные бюджеты, которые периодически исчезали из бюджетной системы СССР, но в итоге заняли свое почетное место в данном строю.

Весь период СССР можно разделить на несколько этапов в рамках интересующего нас вопроса, при этом каждый этап имеет свои особенности:

Первый период, который начался непосредственно после Октябрьской революции. Бюджетная система России крайне пострадала в связи с общей критической ситуацией в стране: налоговые доходы бюджета, которые всегда играют огромную роль в государстве, практически перестали поступать. Понадобилась жесткая централизация финансов и первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись как единые. Чуть позднее правительство структурировало доходы и расходы государственного бюджета с помощью временно действующих правил. Основной статьей поступлений были доходы от государственных предприятий. В статье расходов было множество разных пунктов, таких как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, средства на помощь крестьянству.

В 1920 году изменилась структура государственного бюджета: произошло слияние общегосударственного и местных бюджетов, стали использовать сметное финансирование.

В первые годы бюджеты выполнялись, но с большим дефицитом, и государству приходилось прибегать к эмиссии денежных средств, что также оказало большое влияние на страну - произошел огромный рост денежной массы при колоссальном падении стоимости национальной валюты.

Второй период, который, условно говоря, начался с образования СССР. С 1922 года была принята система, состоящая из множества местных бюджетов, которые дополняли общегосударственный. Также после Съезда партии было принято решение о введении дополнительных налогов, например: подоходно - поимущественны (в дальнейшем подоходный) налог, единый СХ налог, который взимался согласно прогрессивным ставкам. Кроме этого в государстве была создана обширная система неналоговых доходов.

В 1924 году была принята Конституция, согласно которой бюджетная система СССР выглядела следующим образом:

Также появилось новое положение о бюджетных правах, в котором была указана информация о распределении и закреплении конкретных поступлений за бюджетами республик.

В течение следующих семи лет(до 1930 года) были сформированы дополнительные волосные, сельские, поселковые, а также городские бюджеты. Соответственно, снова была пересмотрена система доходов и расходов разных бюджетов, а также система бюджетного регулирования, которая очень похожа на существующий порядок межбюджетных трансфертов.

Третий период, который связан с изменением налогового законодательства - изменился состав доходов бюджета. Продолжали вводиться новые налоги, что имело печальные последствия для населения. В 1936 году согласно новой Конституции местные бюджеты приобрели новый статус составной части бюджетной системы государства. Основной статьей оставался все тот же налог с оборота и отчисления прибыли. Можно сказать, что к предвоенным годам в СССР удалось создать достаточно четкую и жесткую систему перераспределения доходов, а ключевую роль в этом играл союзный бюджет.

В послевоенный период изменилась структура бюджета, были отменены некоторые налоги, но в целом система не претерпела существенных изменений. Основная статья доходов бюджета осталась той же, роль государственного бюджета в распределении ресурсов все так же значительна. Чуть более мягкими стали правила для бюджетов Союзных Республик.

Четвертый период ознаменован хозяйственной реформой: пришел новый порядок распределения прибыли, расширились границы прав местных Советов в области распределения бюджетных ресурсов.

С 80х годов на предприятиях стали внедрять самофинансирование, происходил постепенный отказ от бюджетных ассигнований, предприятия переставали вносить в бюджет различные отчисления.

Ближе к девяностым годам был опубликован на всеобщее обозрение бюджетный дефицит. Основные изменения происходили с бюджетной системой в 1989-1991 года, когда формировались бюджеты разных уровней. При наступлении переходного периода активно использовалось перераспределение средств бюджета с помощью субвенций, чтобы хоть как-то, по возможности, выровнять уровень развития территорий.

После 1991 года произошло существенное переустройство бюджетной системы, в результате которого появились: союзный бюджет, самостоятельные республиканские, а также местные бюджеты.

Конечно, бюджетная система СССР была не идеальна, она имела как свои недостатки, так и свои достоинства, ниже рассмотрим некоторые из них.

Одним из бесспорных плюсов бюджетной системы СССР явилась ее способность выровнять экономическую и культурную отсталость некоторых республик, областей, районов. При этом на хозяйственное развитие выделялись средства из Союзного бюджета, а на социальное и культурное - из республиканских и местных.

Несмотря на большое количество различных видов бюджетов в СССР удалось создать единый механизм взаимодействия, а не какую-то обособленную систему.

С одной стороны созданная единая бюджетная система достойна похвалы, но с другой - есть и недостаток, заключающийся в беспрекословном следовании народнохозяйственному плану, который не всегда способен учесть интересы отдельных регионов большой страны.

Хочется отметить, что времена СССР для России имеют очень важное значение, так как на основе реформ, происходивших больше 50 лет, в итоге сформировалось наше государство с такой бюджетной системой, которое мы видим в настоящее время.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!