Все для предпринимателя. Информационный портал

Капиталист - это кто? Что такое капитализм? Что такое капитализм простыми словами Система капитализма.

Большое значение для понимания того или иного явления общественной жизни имеют его признаки. Капитализм - это система экономических отношений, основанная на господстве частной собственной, свободе предпринимательства и ориентированная на получение прибыли. Сразу следует оговориться, что данное понятие является наименованием лишь идеальной модели, так как ни в одном государстве мира не существует такого уклада в чистом виде.

Возникновение понятия

Проанализировать особенности экономического развития стран в исторической перспективе помогают его признаки. Капитализм - это термин, который стал активно использоваться со второй половины 19 века. Впервые его стали применять во Франции, потом немецкие и английские авторы ввели его в научный оборот.

Интересен тот факт, что поначалу он имел негативное значение. Ученые, писатели вкладывали в это слово отрицательное отношение к засилью финансов, которое наблюдалось в развитых европейских странах середины указанного столетия. Особенно активно использовали это понятие представители социализма (Маркс, Ленин и другие).

Теория рынка и конфликт классов

Охарактеризовать особенности развития хозяйства и торговли помогают их признаки. Капитализм - это система, основанная на свободном функционировании рынка, который служит ареной противостояния рабочего класса и собственников. Первые стремятся подороже продать свою силу, вторую - подешевле ее купить. Кроме того, именно рынок является главным условием торговли, без которой невозможно представить себе существование капиталистического уклада. Второй важный признак системы - это концентрация средств производства в руках высших классов и сохранение рабочей силы за пролетариатом.

Между этими группировками идет постоянная борьба за труд и плату. Это приводит к классовой борьбе, что в целом ряде государств привело к революциям. Однако практика показывает, что капиталистический уклад наиболее приемлем для нормального функционирования государств, и поэтому он с начала своего возникновения довольно быстро распространился по миру, захватив почти все сферы жизни общества, включая политику и культуру. Вышеперечисленные черты системы выделял известный ученый Маркс, который посвятил данному вопросу одну из своих самых фундаментальных монографий.

Концепция протестантской этики

Разобраться в причинах возникновения этого нового для западноевропейской истории уклада помогают его признаки. Капитализм - это не только особая но и специфический способ организации общества. Именно так рассматривал данный этап экономической истории известный немецкий ученый и социолог Вебер.

В отличие от Маркса, он полагал, что эта система присуща только западноевропейским странам. По его мнению, она возникла в тех государствах, где утвердился протестантизм, который развил в обществе культ трудовой дисциплины, высокую степень социальной организованности, а также стремление к получению прибыли и дохода. Он выделял следующие признаки развития капитализма: конкуренция производителей, наличие динамичного рынка, активное использование капитала в предпринимательской деятельности, стремление к получению максимальной прибыли. И если Маркс полагал, что данный уклад не только влияет, но и определяет политику стран, то Вебер противопоставлял эти две общественные сферы, хотя и признавал, что они тесно соприкасаются между собой.

Об инновациях

Основные признаки капитализма стали объектом исследования известного политолога и социолога Шумпетера. Он выделил следующие черты этого строя: динамичный рынок, предпринимательство и господство частной собственности. Однако, в отличие от указанных авторов, экономист выделил такую важную составляющую капиталистического производства, как внедрение инноваций. По его мнению, именно введение новшеств стимулирует бурное развитие экономики стран.

При этом Шумпетер большое значение отводил кредитованию, которое предоставляет предпринимателям возможность внедрять современные технологии и тем самым повышать эффективность производства. Ученый считал, что этот уклад обеспечил материальное благосостояние общества и личную свободу граждан, однако будущее системы видел в пессимистическом свете, полагая, что со временем она исчерпает себя.

Возникновение мануфактур

Одной из главных предпосылок перехода от феодального способа производства к капиталистическому стал отход от старой цеховой системы и переход к разделению труда. Именно в указанной важной перемене следует искать ответ на вопрос о том, почему возникновение мануфактур считается признаком рождения капитализма.

Ведь главным условием существования и нормального функционирования рынка является широкое применение наемной рабочей силы. В 14 веке во многих городах Европы производители отказались от традиционного набора подмастерьев и стали привлекать в свои мастерские людей, специализировавшихся на том или ином ремесле. Так возник что, по определению Маркса, является главным признаком капиталистического уклада.

Виды предприятий

В западноевропейских странах существовали различные типы мануфактур, что говорит о быстром развитии и внедрении нового способа производства. Анализ рассматриваемой проблемы (почему возникновение мануфактур считается признаком рождения капитализма) позволяет понять пути развития экономики. Владельцы рассеянных предприятий раздавали сырье работникам на дом, затем, уже обработанное, оно поступало профессиональному ремесленнику, который, сделав пряжу, отдавал материал следующему мануфактуристу. Так работа выполнялась целым рядом работников, которые по цепочке передавали производимый товар. В централизованной мануфактуре люди трудились в одном помещении, используя при этом технологии. Эти разные виды предприятий доказывают высокие темпы развития капиталистического производства на материке.

Научные революции

Признаки зарождения капитализма связаны с особенностями европейской экономики, где очень рано начался переход к торговле благодаря развитию городов и формированию рынков. Новым толчком к развитию капиталистического способа производства стало внедрение новых технологий. Это вывело экономику на принципиально новый уровень. Применение машин на фабриках позволило предпринимателям увеличить объем сбыта продукции. Достижения в сфере науки привели к тому, что создание валового продукта стало более дешевым, так как вместо рабочих теперь на предприятиях использовались машины.

Большое значение имело изобретение парового двигателя, электричества, а также строительство железных дорог. Открытие и освоение новых месторождений полезных ископаемых привело к бурному развитию тяжелой индустрии и металлургии. Указанные изменения совершенно изменили городской облик западноевропейских стран, а также России, где после отмены крепостного права началось бурное развитие промышленности. Итак, признаки капитализма в 19 веке определялись введением достижений науки в производство.

Возникновение монополий

В период первого этапа развития капитализма производственные организации были единичными и средними по размеру. Масштаб их производства не был широким, и поэтому предприниматели могли единолично вести собственное дело. В 19 веке система вступила в новую фазу развития. Объем продукции резко увеличился, фабрики расширились, что привело к необходимости объединения усилий предпринимателей. На основании вышесказанного можно выделить признаки монополистического капитализма: концентрация производства, сокращение числа заводов, возникновение крупных, капиталоемких предприятий.

На рубеже столетий главную роль играла тяжелая промышленность: машиностроение, металлообработка, нефтедобыча и другие. Как правило, укрупнение происходило в рамках какой-либо одной отрасли, в которой возникали такие объединения, как картели и синдикаты. Под первым понятием следует понимать договор нескольких самостоятельных предприятий, которые согласовывают между собой цену товаров, рынки сбыта и квоту. Второй термин означает более высокую степень монополизации, при которой фирмы, сохраняя юридическую и экономическую самостоятельность, организуют единую контору по сбыту своей продукции.

Крупные формы предприятий

Признаки монополистического капитализма позволяют понять, в чем заключались особенности новой стадии развития данной системы. Высшей формой объединения заводов, фабрик и фирм считаются тресты и концерны. Первые организации совместно осуществляют не только сбыт, но и производство, а также подчиняются единому управлению, однако при этом сохраняют финансовую самостоятельность. Тресты создаются в какой-либо одной отрасли и сразу занимают лидирующее положение. Наиболее развитой формой объединения считаются концерны. Они формируются в смежных отраслях производства и имеют единые финансы.

Слияние капиталов обеспечивает более быструю и эффективную интеграцию, в отличие от вышеуказанных форм. Признаки капитализма в 20 веке свидетельствуют о развитости данной системы за счет вступления ее в новую, более высокую фазу своего развития, что дало ученым возможность говорить о наступлении фазы империализма, для которого характерно слияние банков и производства.

Исторический опыт десятков стран мира свидетельствует, что капиталистический способ производства в целом экономически более эф­фективен , т. к. частная собственность, свобод­ное предпринимательство и рынок (с его «вольными» ценами, игрой спроса и предложения, конкуренцией) жестко заставляют самостоятельных производителей действовать рационально, ре­зультативно и с постоянной оглядкой на потребителей. Однако в мире нет ничего совершенного, и у капитализма неизбежны свои проблемы, «плохие времена», свои плюсы и минусы. В связи с этим можно различать четыре основных типа капитализма

Наиболее непригляден начальный капитализм - период стихийного становления рыночной системы и накопления стар­тового капитала в руках относительно небольшой группы самых активных людей, способных к предпринимательству. Здесь неиз­бежны перераспределение собственности, обогащение одних людей за счет других, резкое расслоение общества и масса раз­личных злоупотреблений (захват чужой или общей собственнос­ти, обман, бесчеловечность и насилие, действия по принципу «хапнуть и убежать», сверхэксплуатация наемного труда, хищни­ческое отношение к природе, преступления и т.д.).

Исследователи справедливо называют этот период диким, разбойничим и криминальнымкапитализмом , смутным временем, когда будущие капиталисты действуют, по словам Маркса, «с самым бес­пощадным вандализмом и под давлением самых подлых, самых грязных, самых мелочных и самых бешеных страстей»". «Новорож­дённый капитал, - подчеркивал он, - источает кровь и грязь из всех своих пор, с головы до пят».

Глубоко исследовав современный ему «бандитский» капитализм, Маркс пришел к выводу, что у него нет будущего. Однако другие уче­ные - например, английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) - рассуждали иначе. «Язвы» начального капитализма - это болезни роста. Получив свободу, энергичные, но необразованные предприниматели ринулись вперед, словно дикое чудовище, не разбирая дороги, сея не­справедливость и преступления. Но такая разнузданность бизнеса про­тивоестественна и преходяща. Капитализм можно реформировать, ис­пользуя его преимущества и сводя к минимуму недостатки.

В странах-первопроходцах капитализма (Англия, Голландия, США, Франция и другие) начальный период длился многие десятки лет (главным образом в XVI-XIX вв.), пока, наконец, основная часть собственности не обрела хозяев и не наладилось производство, пока общество не победило массовую бедность и не стало зажиточным, пока люди не устали от «беспредела», не успокоились и не вырабо­тали законодательные правила цивилизованной жизни.

ВРоссии после семидесятилетнего «социалистического ант­ракта» «дикий капитализм» вновь «взбудоражил» общество. И снова возник вопрос: возможно ли, чтобы процесс перехода к рынку проходил «честнее» и менее болезненно, без ограбления, нищеты, надувательства и слез тех, кто ограблен?


Остальные три типа капитализма различают в зависимости от того, в чьих руках сосредоточены главные рычаги экономической и политической власти и какова форма этой власти в обществе - бюрократия, олигархия или демократия.

Так, бюрократический капитализм (или государственный капитализм) предполагает, что экономикой и другими сферами об­щественной жизни распоряжается государство, т. е. прежде все­го его бюрократический аппарат, многочисленная армия чиновни­ков. Отсюда неизбежны чрезмерное вмешательство госорганов в деятельность граждан (жесткий контроль, всевозможные проверки и регистрации, необходимость на многое получать разрешения и т.п.), чиновничий произвол, коррупция, сговор бюрократов с пре­ступниками и крупным бизнесом, расцвет «теневой экономики» и высокая криминализация общества, низкий уровень жизни боль­шинства населения на фоне сверхбогатства коррумпированного чиновничества и верхушки бизнеса.

В чем-то схожую картину даст и ♦ олигархический капита­лизм. Здесь экономика и власть сконцентрированы в руках узкой группы так называемых «олигархов» - крупнейших банкиров, биржевых спекулянтов, промышленных, торговых, газетно-тслевизионных магнатов и тому подобных лиц. При этом высшие руководители государственного аппарата, политических партий, средств массовой информации (СМИ) могут быть куплены оли­гархами и работают на них. От криминализированных верхов (рыба, как известно, гниет с головы) преступность кругами рас­ходится в обществе. Однако большинство населения имеет невы­сокий уровень жизни, в то время как олигархи и те, кто им при­служивает, «жируют» и живут припеваючи.

В отличие от этого демократический капитализм (его также еще называют цивилизованным, или «народным капитализмом») возможен лишь в условиях зрелой и подлинной демократии, когда народ сам избирает и контролирует власть в обществе и когда гаран­тированы права и свободы личности. Здесь эффективно действует разноукладная, социально-рыночная экономика (рынок + социальные гарантии всем гражданам), ведется широкое предпринимательство,-работает огромная масса средних и малых бизнссов. Наибольший удельный вес в обществе (60-80%) занимает процветающий сред­ний класс - слой людей с хорошим образованием, надежной рабо­той, сравнительно высокими доходами и независимым образом жиз­ни. При этом в стране мало бедных и сверхбогатых, жизнь регули­руется отлаженными и уважаемыми законами, а государство защи­щает собственников от бандитов и вымогательства бюрократов.

Разумеется, реальная действительность «хитроумнее» и «шер­шавее» представленных гладких схем. В ней все может быть в сложном переплетении. Так, в России конца XX в. затейливо сплелись воедино элементы начального, бюрократического и оли­гархического «капитализмов». А до «народного капитализма», похоже, еще весьма далеко.

С высоты богатого исторического опыта многих стран можно выделить четыре основных типа капитализма (рис. 1.11). Из них, как уже отмечалось, наиболее непригляден начальный капитализм – период стихийного становления рыночной системы и так называемого "первоначального накопления капитала" (Смит), при котором нужные для старта бизнеса средства концентрируются в руках относительно небольшой группы самых энергичных людей, способных к предпринимательству. Здесь-то и неизбежны: перераспределение собственности, обогащение одних людей за счёт других, резкое расслоение общества, масса злоупотреблений и беззаконий (захват чужого или общего имущества, обман, бесчеловечность и насилие, действия по принципу "хапнуть и убежать", сверхэксплуатация наёмного труда, хищническое отношение к природе преступления и пр.). Недаром патриарх американского индустриального бизнеса Генри Форд (1863–1947) однажды признался, что он может отчитаться за каждый заработанный доллар, кроме первого миллиона.

В странах-первопроходцах капитализма (Англия, Голландия, США и др.) начальный период длился многие десятки лет (главным образом в XVI–XIX веках), пока, наконец, основная часть собственности не обе рела хозяев и не наладилось производство, пока сами люди не устали от "беспредела", не успокоились и не выработали законодательные правила цивилизованной жизни.

В России этот период усилиями коммунистов разбился на две суровые "серии". Первая началась в середине XIX века (особенно бурно после оте мены крепостного права в 1861 году). Здесь тоже в экономику ворвались, как пишет Достоевский, "ошалевшие от собственного могущества пагубные пришельцы", кричавшие диким голосом на всю Россию: "Прочь с дороги, я иду!"

При этом писатель с тревогой отмечал, что хуже стало и во всём обществе. "Что-то носится в воздухе полное материализма и скептицизма ... как бы какой-то дурман... зуд разврата... преклонение народа перед деньгами, пред властью золотого мешка... Началось обожание даровой наживы, наслаждения без труда; всякий обман, всякое злодейство совершаются хладнокровно; убивают, чтобы вынуть хоть рубль из кармана" (15-13:34,35).

Таким образом, негативный эффект нарастающего "разврата" в обществе при переходе к капиталистической свободе – явление повсеместное. Эгоцентричные и "нахально самодовольные" дельцы (Достоевский) обычно не склонны к философским раздумьям и не сразу осознают, что более рационально, безопасно и продуктивно действовать не обманом и насилием, а на принципах цивилизованного партнёрства , взаимной выгоды и, значит, в рамках закона.

"Подчиняющийся закону – умён, – гласит Библия. – Не подчиняясь закону, ты вместе со злыми", а они ничтожны и непременно будут наказаны (6-Пр 28:7,4; 6:14,15). Вторая "серия" перехода России к рынку на рубеже XX–XXI веков наглядно подтверждает это. Капиталисты-хищники вместо честной конкуренции уничтожают друг друга. Так Бог, но словам Лютера, "бьёт одного злодея другим" (10-366).

Остальные три типа капитализма различают в зависимости от того, в чьих руках сосредоточены главные рычаги экономической и политической власти и какова форма этой власти в обществе – бюрократия , олигархия или демократия (вернёмся к рис. 1.11).

Так, бюрократический капитализм (или государственный капитализм) предполагает, что экономикой и другими сферами общественной жизни распоряжается государство, т.е. прежде всего его бюрократический аппарат, многочисленное племя чиновников. Отсюда неизбежны чрезмерное вмешательство госорганов в деятельность граждан (жесткий контроль, всевозможные проверки и регистрации, необходимость на всё получать разрешения и т.п.), чиновничий произвол, коррупция , сговор бюрократов с преступниками, крупным и/или нелегальным бизнесом,

Рис. 1.11.

расцвет "теневой экономики" и высокая криминализация общества, низкий уровень жизни большинства населения на фоне сверхбогатства коррумпированного чиновничества и верхушки бизнеса.

В частности, теневая экономика – это хозяйственный сектор, охватывающий такие виды незаконной деятельности, как (1) подпольное производство, связанное с нарушением технологических, трудоохранных, экологических и других требований (к примеру, "чёрная занятость" – наём работника без оформления в штат, а значит, без пенсионных отчислений, без возможных претензий и пр.); (2) скрытое предпринимательство (или "работа на себя", без госрегистрации), нацеленное на уклонение от налогов и "мешающих" правил; (3) деятельность, связанную с запрещённым производством, наркобизнесом, коррупцией и т.п. По разным оценкам, доля подобной "злокачественной" экономики в России в конце 1990-х достигала 40-50% от ВВП.

В чём-то схожую картину даёт и олигархический капитализм. Экономика и власть здесь находятся в руках узкой группы так называемых "олигархов " – крупнейших банкиров, биржевых спекулянтов, промышленных, торговых, газетно-телевизионных магнатов и т.п. При этом высшие руководители госаппарата, политических партий, средств массовой информации (СМИ) могут быть куплены олигархами и работают на них. От криминализированных верхов преступность кругами расходится в обществе, ибо верно говорит библейская мудрость: "Если у власти люди порочные, тогда грех будет везде" (6-Пр 29:16). Что же касается уровня жизни, то у большинства населения он невысок, в то время как олигархи и те, кто им прислуживает, "жируют" и живут припеваючи.

В отличие от этого демократический капитализм (его также называют цивилизованным, или народным, капитализмом) возможен лишь в условиях зрелой и подлинной демократии, когда народ сам избирает и контролирует власть в обществе и когда гарантированы права и свободы личности. Здесь эффективно действует разноукладная, социально-рыночная экономика (свободный конкурентный рынок + социальные гарантии всем гражданам), ведётся широкое предпринимательство, работает огромная масса средних и малых бизнесов.

При этом в стране мало бедных и сверхбогатых, жизнь регулируется отлаженными и уважаемыми законами, а государство защищает собственников от бандитов и вымогательства бюрократов.

Наибольший (60–80%) удельный вес в подобном демократическом обществе занимает процветающий средний класс – его главная интеллектуально-созидательная сила (отсюда термин "общество двух третей"). Он охватывает представителей самых разнообразных профессий: учёных, писателей, художников, священников, преподавателей, врачей, юристов, средних и мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих и т.д.

Обычно это люди с хорошим образованием, надёжной работой, сравнительно высокими доходами и современным образом жизни. Они профессиональны, много работают, располагают собственностью (земля, дома, машины, ценные бумаги), а значит, экономически и политически независимы. Их жизненное кредо : благосостояние человека определяют его личные усилия – трудолюбие, образование, энергия, предприимчивость. Недаром представителя среднего класса на Западе по-английски часто называют self-made man [сэлф мэйд мэн] – человек, "сделавший себя сам", преуспевший самостоятельно.

Разумеется, реальная жизнь "хитроумнее" и "шершавее" любых гладких схем. В ней всё может быть в сложном переплетении. Так, в России на рубеже XX–XXI веков затейливо сплелись воедино элементы начального, бюрократического, олигархического "капитализмов". До народного же капитализма, похоже, ещё далеко. Отсюда и социальная напряжённость. Когда в обществе много бедности и бесправия, отмечал ещё Аристотель, оно "неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми" (29-2,410).

Однако чем определяется тот или иной конкретный облик общества? Ряд исследователей [в частности, американские экономисты и социологи То́рстейи Ве́блен (1857–1929) и Джон Ке́ннет Гэ́лбрейт (родился в 1908)1 полагают, что в первую очередь – его важнейшими институтами, или учреждениями. Отсюда и название основанного Всбленом теоретического направления – институционализм.

Социальные институты вообще (от лат. institutum – установление, учреждение) – это те или иные исторически сложившиеся в обществе установления (традиции, нормы, правила, организационные формы), которые регулируют совместную жизнь людей. Например, любовь, брак, семья, материнство (семейные институты); бизнес, рынок, деньги, банк, биржа (экономические институты) , государство, армия, суд, партии (политические институты); наука, образование, религия, моральные нормы (духовные институты).

Именно социальные институты "создают и воспитывают народы" (Чаадаев), поэтому от их форм и содержания, от их укоренения, законодательного и организационного оформления в данной стране (институционализация), от своевременной смены быстро устаревающих учреждений новыми во многом зависит прогресс общества. Чем отлаженнее и совершеннее социальные институты, чем выше их гуманный, нравственный, демократический и правовой уровень, тем менее конфликтно и более успешно в своём развитии общество.

Для экономики первостепенное значение имеют такие институты, как семья, трудолюбие, собственность, домашнее хозяйство, закон, налоги, товар, деньги, рынок, корпорации , профсоюзы и др., а главное, как увидим ниже, государство.

  • Индустриа́льный (от лат. industria – усердие, деятельность) – промышленный (индустри́я – то же, что промышленность).
  • Материали́зм (от лат. materialis – вещественный) – (1) в философии – мировоззрение, принимающее за основу всего существующего материю, объективную реальность (а не её субъективное отражение в сознании человека); (2) *узкопрактическое отношение к действительности, чрезмерный прагматизм.
  • Скептици́зм (от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) – (1) а философии – позиция сомнения в возможности познания действительности; (2) критическое, недоверчивое отношение к чему- либо.
  • Цивилизо́ванный (от лат. civilis – гражданский) – (1) находящийся на уровне данной цивилизации; (2) правовой, культурный, просвещённый, гуманный.
  • Партнёрство (от англ, partner, франц. partenaire – партнёр, сотоварищ) – сотрудничество между людьми в какой-либо деятельности на основе взаимопонимания и доверия, уважения интересов друг друга и взаимных уступок, ответственности и обязательности соблюдения догово́рных условий.
  • Бюрокро́тия (от франц. bureau – бюро, канцелярия + греч. kratos – власть, господство; буквально: господство канцелярии) – (1) форма власти с господством чиновников в обществе; (2) сами госчиновники, особенно руководящий состав. Бюрократи́зм – канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела и подмена его формальностями (справками, отчётами, совещаниями). Бюрокра́т – (1) представитель чиновничества; (2) тот, кто склонен к бюрократизму, к "игре с бюрократическую переписку бумажек", "чинодрал" (Ленин).
  • Коррупция (от лат. corruptio – порча, подкуп) – подкуп; продажность должностных лиц; взяточничество, казнокрадство и другие злоупотребления служебным положением для получения неоправданных преимуществ для себя. Криминализа́ция (от лат. criminalis – преступный) – (1) усиление преступности в обществе; (2) проникновение криминальных (преступных) элементов куда-либо, подчинение кого-, чего-либо влиянию преступного мира.
  • Магнат (от лат. magnatus – богатый, знатный человек) – представитель крупного бизнеса, влиятельное лицо (в экономике, политике, СМИ и т.д.).
  • Кредо (от лаг. credo – верю) взгляды, убеждения, основы мирон воззрения.
  • Корпора́ция (от лат. corporatio – объединение) – (1) акционерное общество; (2) объединение лиц, организация или фирм на основе общности их профессиональных или сословных интересов (например, корпорация банкиров).

Капитализм как уклад жизни общества пришел на смену феодализму. Поскольку соответствующие любому укладу политические и юридические институты формируются главным образом на основе экономического базиса данного общества, то и при анализе капитализма главное внимание следует уделить рассмотрению его экономического строя, основными элементами которого в распространенном понимании являются частная собственность на средства производства и использование наемного труда.

Первые зачатки капиталистических производственных отношений встречались в отдельных городах в районе Средиземного моря уже в 14-15 вв., однако возникновение капиталистического производства в полном смысле этого слова относится к 16 в. Переход от феодальных производственных отношений к капиталистическим в разных странах имел свои особенности. В странах, вступивших на этот путь первыми, он, как правило, сопровождался буржуазными революциями, например в Англии, Голландии и Франции (см. Английская буржуазная революция 17 в., Нидерландская буржуазная революция 16 в.). С развитием и укреплением капитализма снижалась и острота перехода к капиталистическим производственным отношениям. Так, в России становление капитализма во 2-й половине 19 в. прошло в условиях сравнительно меньшей социальной напряженности, чем во многих других странах.

Переход к капитализму, как и ко всякому другому общественному строю, главным образом определялся наличием зрелых экономических предпосылок. Поэтому естественно, что в тех странах, где феодализм исчерпал свои экономические возможности, переход к капитализму происходил раньше, чем в тех странах, где феодализм еще сохранял свои позиции. Решающее экономическое значение для возникновения капитализма имел процесс так называемого первоначального накопления капитала, при котором мелкие производители, главным образом крестьяне, насильно лишались средств к существованию и становились юридически свободными, в то время как средства производства концентрировались в руках у буржуазии. Появилась свободная рабочая сила, находившая свое применение в городе, на вновь организованных фабриках. Так, в Англии помещики, заинтересованные в увеличении производства шерсти, цены на которую в то время были очень высоки, насильно сгоняли крестьян с их наделов и общинных угодий, расширяя тем самым пастбища для овец. Большое значение для обогащения буржуазии имели открытие золотых и серебряных приисков в Америке, использование рабского труда и ограбление колоний. Существенную роль в становлении капитализма сыграло также открытие новых стран и новых морских путей, например в Индию (см. Великие географические открытия, Работорговля, Колониализм). Все это способствовало бурному развитию рынка и превращению простого товарного производства в капиталистическое, т. е. в такое производство, при котором результаты труда каждого человека должны были получить общественное признание на рынке посредством денег.

В целом процесс первоначального накопления капитала имел прогрессивное значение, так как явился колоссальным шагом вперед по пути развития нового экономического строя.

Капитализм прошел три основные исторические стадии организации труда и повышения его производительности, и каждая из этих стадий позволяла решать все более трудные задачи, ранее недоступные человечеству. Первый этап организации труда - простая кооперация. Предприниматель создавал крупные мастерские, где под его контролем работали несколько ранее самостоятельных ремесленников. Кооперация существовала до тех пор, пока в ее недрах не зародилось разделение труда, что обусловило переход на следующую стадию - мануфактурную. При мануфактурном производстве каждый работник больше не занимался производством всего товара от начала до конца, а отвечал только за определенный этап. Так, один работник делал заготовки, другой придавал им нужную форму, третий закреплял детали и т. д. Разделение труда в мануфактуре имело огромное значение, так как резко повысило производительность общественного труда.

Несмотря на свои положительные черты, узкий базис мануфактуры, в основе которого лежало многовековое городское ремесло, вскоре оказался в противоречии с быстрым ростом потребностей внешнего и внутреннего рынка, что послужило одной из важнейших побудительных причин для перехода к крупному промышленному производству. Важную роль в этом процессе сыграл промышленный переворот (см. Наука и техника). В Англии он совершился во 2-й половине 18 в. - начале 19 в., в других странах - позднее. В это время были сделаны важнейшие научно-технические открытия, такие, как создание паровой машины и парового двигателя, гребнечесальной и многоверетенной прядильных машин и др. Кроме того, произошли существенные сдвиги в металлургии, где вместо древесного угля стал использоваться каменный, был сделан ряд важных открытий, позволивших расширить применение электричества и химических веществ. Использование машин позволило капиталистическому производству сделать огромный рывок вперед в повышении производительности труда и еще больше повысить ее, начав производить машины для производства самих машин. Таким образом, были созданы предпосылки для насыщения товарами огромного рынка, открытого капитализмом.

В своей истории капитализм прошел и несколько больших этапов, связанных с особенностями функционирования его хозяйственного механизма. Первый - этап свободной конкуренции - начался в период становления капитализма и продолжался до конца 19 в., а своего расцвета достиг между Великой французской революцией 1789-1799 гг. и Парижской Коммуной. Для этой эпохи характерно развитие капитализма вширь, когда осваивались новые земли, а значит, и новые рынки. Капитализм в это время основывался главным образом на конкурентных началах, а монополий еще не существовало. Однако к концу 19 в. - началу 20 в. господство свободной конкуренции стало заменяться господством монополий, и капитализм вступил в следующий этап, получивший название империализма. Ранние стадии развития империализма прошли под знаком войн, тяжелых экономических кризисов, социальной конфронтации и характеризовались доминированием монополистического капитала в экономической жизни капиталистических стран. Это был период приспособления капитализма к новым условиям своего существования, определявшимся невиданными ранее размерами концентрации и централизации капитала. В это время зародились многие крупные компании, широко известные и в наши дни, такие, как, например, «Форд», «Сименс», «Крупп». Достигнув высокой степени экономического могущества, капитализм смог решить такие важные задачи, как строительство железных и автомобильных дорог, создание трансокеанских кабелей связи, развитие авиации и др. Дальнейший рост капитализма привел к тому, что возникла необходимость в регулировании и корректировании деятельности монополий со стороны государства. Этот процесс начался в конце 19 в. - начале 20 в. и получил большое развитие после второй мировой войны. Государственное регулирование экономических процессов представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение стабильного и пропорционального развития капиталистического производства. Это достигается путем использования государством большого арсенала различных экономических и политических рычагов, находящихся в его распоряжении. Как правило, основным инструментом регулирования является кредитно-денежная политика, позволяющая контролировать движение денежной массы; большое значение имеет налоговая политика, с помощью которой государство может ограничивать или стимулировать производство в различных отраслях народного хозяйства, а также контролировать доходы, получаемые компаниями и населением. Кроме того, государство принимает участие (в виде государственного предпринимательства или дотаций) в тех отраслях производства, где требуются большие капиталовложения, а период окупаемости достаточна велик, как, например, на железных дорогах. Большое значение имеет субсидирование государством научных разработок, бесплатная подготовка научных кадров и др. Государственные законы определяют практически все параметры производства (антитрестовское законодательство, правительственный контроль за размерами заработной платы, рабочим временем, условиями труда, арендной платой и т. д.).

Бурное развитие капитализма в мире во 2-й половине 20 в. привело к возникновению нового явления в экономической жизни - интернационализации мирового капиталистического хозяйства. Усилились разнообразные, в том числе и экономические, связи между различными государствами, что вызывало к жизни новые формы сотрудничества между ними, такие, как, например, экономическая интеграция. Так, 12 стран Западной Европы объединились в «Общий рынок». Целью этого объединения является возможно большее устранение препятствий во взаимных торговых, промышленных/и других связях. Для этого в рамках «Общего рынка» созданы соответствующие институты: Европейский парламент, Совет Европы, Суд европейских сообществ и др. Дальнейшее развитие «Общего рынка» предусматривает создание «Единого европейского рынка» (к 31 декабря 1992 г.), который обеспечит полностью свободное передвижение между странами капиталов, рабочей силы и товаров. Помимо «Общего рынка» существуют и другие интеграционные процессы, например между США и Канадой.

Капиталистический способ производства обеспечил для многих ранее сравнительно отсталых в экономическом отношении стран существенный скачок вперед в развитии. Это так называемые новые индустриальные страны - Бразилия, Аргентина, Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур и др. Разумно используя финансовую, технологическую и другие виды помощи, они смогли завоевать значительную часть мирового рынка товарами таких отраслей промышленности, как электротехническая, роботостроение, синтетических материалов и др. Более того, они создали существенную конкуренцию и в тех отраслях, где позиции развитых стран традиционно считались очень прочными, например в автомобилестроении, судостроении, металлургии.

Очень интересным с точки зрения социальной политики представляется опыт стран Северной Европы - Швеции, Норвегии, Дании, Исландии и Финляндии. При довольно высоком уровне жизни здесь действует широко разветвленная система институтов социального обеспечения, гарантирующая гражданам этих стран значительную поддержку государства в получении образования, медицинском обслуживании, в случае потери работы и т. д. Это дало основание говорить о «шведской модели социализма» при сохранении основ капиталистического способа производства. Часть ученых считает, что в опыте перечисленных стран получает подтверждение теория конвергенции (сращивания; двух мировых систем.

По мнению целого ряда исследователей, произошедшая в октябре 1917 г. революция в России (см. Великая Октябрьская социалистическая революция) оказала значительное влияние на развитие капитализма. В самом деле, трудно отрицать, что правящие круги капиталистических стран обратили в связи с этим серьезное внимание на такие сферы государственного регулирования, как социальная политика, налоговое законодательство, порядок разрешения трудовых споров и т. д. В то же время предприниматели по-новому увидели силу рабочего движения, осознали его мощь и приняли меры к тому, чтобы находить взаимоприемлемые пути решения конфликтов с занятыми на их предприятиях. Позднее под эти воззрения была подведена теоретическая база, например теория социального партнерства.

Исследованию проблем капитализма было посвящено немало работ; среди них труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Интересный взгляд на современное общество высказали англичанин Дж. М. Кейнс, американцы Дж. Гэлбрейт, Дж. Сакс, В. Леонтьев. Сегодня в развитии капитализма появляются новые процессы, говорящие о том, что он еще не исчерпал того прогрессивного значения, которое он имеет для человеческой цивилизации.

Возник и функционирует на основе частной собственности на средства производства, рынка свободной конкуренции, определенного уровня техники, денежного обращения, рациональной организации процесса производства, предпринимательства и деятельности предпринимателя как собственника и организатора производства с целью получения прибыли. Генезис капитализма является преодолением традиционализма и утверждением принципа рациональности (сопоставления полезности и затрат) во всех сферах общественной жизни (религии, науке, праве, государственном управлении, организации предприятий). Тенденция к рационализации социально-экономической жизни является основой развития капитализма. Он всегда имеет конкретно-историческую характеристику (торговый, буржуазно-промышленный, который сформировался в Северо-Западной Европе в XVI-XVП вв. и тому подобное). В становлении капитализма важное значение имели взаимосвязи между религиозными идеями и экономической организацией общества. Протестантизм (лютеранство, особенно кальвинизм), который провозгласил добродетелью трудовой аскетический образ жизни, бережливость и накопление капитала, стремление к получению законной прибыли как следствие высокого профессионализма, порядочность, верность слову и деловитость, стимулировал трансформацию религиозной этики в деловой предпринимательский тип хозяйственного поведения и появление нового капиталистического строя.

Капитализм как форма цивилизации

Является целостным историко-культур-ным феноменом или типу, возникшего на основе территориальной, этнической, языковой, политической, психологической общности. Хозяйственная система является частью общества, его движущей силой является "дух народа", или ментальность.

На рубеже XIX-XX вв. в условиях роста экономического значения крупных корпораций происходят разграничение собственности и управления, формирования управленческих структур в сфере бизнеса. Растет государственная бюрократия, регулирующего экономику. М. Вебер отмечал, что власть - это возможность подчинения своей воле других субъектов. Желание власти является важным поведенческим фактором. Надежду на предупреждение развития бюрократизма ученый связывал с возникновением новых общественных институтов, способных совместить творческую деятельность и управленческие способности в специфической для определенного человека форме.

Вернер Зомбарт

(1863-1941) - профессор Бреславльського и Берлинского университетов, автор трудов: "Современный капитализм" (1902), "Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека" (1913), "Три политические экономии" (1929), "Немецкий социализм" (1934) и др.

Взгляды. Зомбарта эволюционировали от приверженности к марксизму до консервативного национализма. Труд "К критике экономической системы Карла Маркса" была оценена Ф. Энгельсом как удачное изложение марксистских идей. Позже в трудах "Социализм и социальное движение в XIX в." (1896), "Пролетариат. Очерки и этюды" (1906), "Почему в Соединенных Штатах нет социализма?" (1906) ученый выступал как сторонник либерального реформизма, позиций "катедер-социализма". Признание ученому принесло фундаментальное исследование "Современный капитализм. Историко-систематическое исследование общеевропейской экономической жизни от его зарождения до современности" (1902), в котором предпринята попытка осмыслить генезис, периодизация и формы развития капитализма.

Основные положения учения. Зомбарта:

o Использовал понятие "хозяйственная система" и "хозяйственная эпоха". Хозяйственная система - абстрактно-теоретическая конструкция, лишенная исторической специфики и предназначена для систематизации эмпирических фактов, организация хозяйственной жизни, в пределах которой господствует определенное хозяйственное мышление и применяется определенная техника. Хозяйственная эпоха - реально существующая хозяйственная система.

Ученый выделил:

Структуру хозяйственной системы, охватил три группы элементов: 1) технологический способ производства (субстанции); 2) форму или общественные отношения (совокупность социальных, правовых, политических); 3) хозяйственный дух (побудительный мотив развития);

Факторы эволюции хозяйственной системы: технико-экономические, социально-организационные (институциональные) и социально-психологические (общественное сознание, типы мышления и идеология);

Элементы системы капиталистической экономики: а) стремление к получению максимальной прибыли; б) институциональная организация (господство частной собственности, свободная продажа рабочей силы, центральная роль предпринимателя в производстве и распределении доходов, незначительная роль государства); в) прогрессивная техническая основа (средства производства).

o Эволюция хозяйственной системы является многофакторной и интегральной. Считал движущей силой развития "хозяйственный дух*9, который состоит из "духа предпринимательства" и "бюргерского духа". Первый - это синтез готовности к риску, жажда денег и приключений, авантюризм. Основой бюргерского (мещанского) духа является бережливость, хозяйственность, осторожность, умение считать.

Зомбарт предпринимательство характеризовал как стремление к "бесконечного", к самоопределению и власти. Выделил шесть основных типов капиталистических предпринимателей: разбойников (участников военных походов и заморских экспедиций за золотом и экзотическими товарами), феодалов (занятых коммерцией, горным делом и т. п), государственных деятелей (которые способствуют развитию торговых и промышленных компаний), спекулянтов (ростовщиков, банкиров, игроков на бирже, учредителей акционерных обществ), купцов (вкладывающие торговый капитал в процесс производства благ), ремесленников (совмещают в одном лице мастера и коммерсанта). Функциями предпринимателей ученый считал: организаторскую, основанную на умении подбирать и объединять факторы производства в работоспособное целое; сбытовую, которая предусматривает умение вести переговоры, завоевывать доверие и побудить к покупке предложенных товаров; учетную, связанную с точным количественным подсчетом и сопоставлением затрат и результатов.

o Используя понятие "хозяйственный дух" как критерий периодизации развития капитализма, В. Зомбарт анализировал три стадии: раннего капитализма (и молодости), когда хозяйственная деятельность направлена на накопление богатства в денежной форме и преобладали первые три типа предпринимателей; зрелого (развитого) капитализма как хозяйственной системы, подчиненной производству исключительно ради прибыли; позднего капитализма (старости). На последних двух стадиях типичными являются спекулянты, купцы и ремесленники. Благодаря В. Зомбарту термин "капитализм" стал общеупотребительным.

Вместе с тем ученый не отрицал таких факторов генезиса капитализма, как переселение народов, колонизация, открытие месторождений золота и серебра, развитие техники и технологии.

В теории организованного капитализма было положено начало концепции эволюционного перерастания капитализма в социализм и социального плюрализма, согласно которым развитие общества происходит не путем изменения хозяйственных систем, а путем их сосуществования, присоединение основных элементов нового уклада в предыдущих. Будущее капитализма - это "смешанная" хозяйственная система, в которой будут гармонично сочетаться частные, кооперативные, общественные, коллективные, крупные и мелкие, крестьянские и ремесленные хозяйства. Развитие различных укладов и усиление влияния государства будут способствовать трансформации капитализма в стабильное и высокоэффективное общество будущего.

o Развивая теорию кризисов, ввел в экономическую теорию понятие экономической конъюнктуры, с которой связал цикличность капиталистической экономики в зависимости от динамики развития предпринимательства и ожидания доходов, что вызывает развертывания спекуляции и укрупнение производства. Расширение производства предопределяет диспропорции между добывающими и перерабатывающими отраслями, объемами основного и денежного капиталов, что неизбежно приводит к спаду экономики. Чередование периодов подъема и периодов спада является необходимой предпосылкой развития "капиталистического духа", поскольку период подъема способствует развитию новаторства и риска, а в период спада возрастает значение расчетов и улучшения организации, направленных на внутреннее совершенствование капиталистической системы. Фактором уменьшения циклических колебаний капиталистической экономики являются процессы концентрации производства и централизации капитала, монополизации экономики.

Артур Шпітхоф

(1873-1957) был ведущим исследователем экономической конъюнктуры в Германии. Он утверждал, что не только национальную экономику, но и каждый этап ее развития необходимо изучать с точки зрения отдельной экономической теории.

Труды ученых исторической школы является важным вкладом в развитие экономической теории. Они способствовали исследованию морально-этической природы общественно-исторических процессов, менталитета нации как определяющего фактора экономического поведения, институциональных рамок хозяйственной деятельности и факторов их изменения, экономической истории.

Выдающийся ученый И.А. Шумпетер, анализируя достижения исторической школы, приводит такие их идеи:

1. Релятивистский подход. Детализированные исторические исследования учат тому, насколько несостоятельной является идея существования общепринятых практических правил в области экономической политики. Более того, возможность существования общих законов опровергается положением об исторической причинности социальных событий.

2. Положение о единстве социальной жизни и неразрывную связь между его элементами. Тенденция к выходу за пределы простых социальных доктрин.

3. Антираціоналістичний подход. Множественность мотивов и небольшое значение чисто логических побудительных причин человеческих действий. Это положение выдвигалось в форме этических аргументов и в психологическом анализе поведения индивидов и масс

4. Эволюционный подход. Эволюционные теории призваны использовать исторический материал.

5. Положение о роли интересов во взаимодействии индивидов. Важно то, как развиваются конкретные события и формируются конкретные условия, а также что конкретно их приводит, а не общие причины всех социальных событий.

6. Органический подход. Аналогия между социальными и физическими организмами. Первоначальная органическая концепция, согласно которой национальная экономика существует вне различными индивидуумами и над ними, позже заменяется концепцией, согласно которой индивидуальные экономики, которые составляют национальную, находятся в тесной зависимости друг от друга.

Социальное направление в политической экономии.

на Протяжении 80-90-х годов XIX века. - 30-х годов XX века, в Германии и Австрии возникло и развивалось экономическое учение, получившее название "социальная школа" (социальное направление в политической экономии, социально-правовая школа). Социальная школа считается наследницей новой исторической школы, но, в отличие от нее, не отрицала значение экономической теории, а пыталась создать экономическую теорию с этико-правовым подходом к экономическим явлениям. ее представители цель экономической деятельности определяли правом, политикой и идеологией, исследовали экономическую жизнь общества как совместную деятельность людей, связанных нормами права.

Начало социального направления экономических исследований было обусловлено формированием новой системы организации рыночной экономики (процессами монополизации, акционирования и корпоратизации, возрастанием роли государства и рабочих объединений), обострением проблем социального неравенства и социальной защиты, необходимостью идеологического противостояния марксизму.

Социальная школа не была целостным экономическим учением, она охватывала такие течения:

o социально-правовое, или социально-этическую, которую характеризуют труда Рудольфа Штольцмана (1852-1930) "Социальные категории" (1896) и "Цель в народном хозяйстве", Рудольфа Штаммлера (1856-1938) "Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории" (1896), Альфреда Амонна (1883-1962) "Предмет и основные понятия политической экономии" (1911), Карла Дол я (1864 - 1943) "Теоретическая политэкономия" (1916), Франца Петри "Социальное содержание теории стоимости Маркса" (1916);

o теорию либерального социализма, изложенную в труде Франца Оппенгеймера (1864-1943) "Учение Маркса о основной закон общественного развития" (1903);

o теорию универсализма Отмара Шпанна (1878-1950), который возглавлял социальное направление в Австрии.

Объединяют представителей социального направления в политической экономии такие методологические принципы:

o отрицание объективных экономических законов, утверждение, что социальные законы - это законы человеческого поведения;

o трактовка производства как сугубо технического вечного процесса взаимодействия факторов производства, который не связан с определенным социальным устройством;

o социальный подход к анализу хозяйственных явлений, их исследование с позиций социологии - науки об обществе как целостной системе. Отрицался определяющее влияние экономических факторов на социальные, политические, правовые, духовные процессы общественного развития. Экономика рассматривалась как составляющая социальной системы, хозяйственные процессы анализировались как результат взаимодействия экономических, политических, правовых, идеологических и социальных факторов. Признавался примат правовых и этических аспектов эволюции экономических явлений и процессов. Это свидетельствовало о институциональный характер идей ученых;

o защита частной собственности, отрицание эксплуатации наемного труда, обоснование необходимости социальных реформ и государственно-правового регулирования производства;

o применение принципа историзма и системного подхода к анализу хозяйственной жизни, обоснование эволюционного развития капитализма.

Социальная школа внесла значительный вклад в экономическую теорию.

Экономическое развитие рассматривался как совместная деятельность людей, связанных нормами права. Собственное правовое регулирование определяет форму общественного устройства. Правовые факторы определяют этические нормы. Предлагался новый метод познания экономических процессов - телеологічний1, согласно которому задачей экономики является исследование отношений между целевыми установками и средствами их достижения. Основными целями считались стремление к удовлетворению потребностей, обеспечения "достойного существования" граждан. А. Шпанн в труде "Фундамент народного хозяйства" (1918) изложил концепцию универсализма, в которой обосновал необходимость усиления государственно-правового регулирования экономического развития.

Большинство представителей социальной школы отвергали теорию ценности.

Да-А. Амонн анализировал теорию ценности представителей математической школы, ценность отождествлял с ценой, которая рассматривалась как равнодействующая субъективных оценок определенного товара покупателями и продавцами. Г. Штольцман обработал "соціологічний19 вариант теории предельной полезности, объединив теорию предельной полезности с "социальной теорией распределения". По мнению Ф. Оппенгеймера, причиной ценности "полезность блага", стоимость трактовалась им как нечто идеальное. Однако К. Диль отрицал любое значение теории стоимости, считал, что формирование цены - это чисто эмпирический случайный процесс, лишенный закономерностей.

Много внимания представители социальной школы уделяли отношениям распределения. Они трактовали их с социально-правовых и социально-этических подходов, анализировали независимо от теории стоимости или противопоставляли последний (Кол. Диль), рассматривали теорию распределения как первоначальную теории стоимости (Г. Штольцман). Исследовались классовые противоречия между рабочими и предпринимателями путем анализа их доли в общественном продукте. Противоречия воспринимались как нормальные явления, связанные со стремлением каждого из классов получить больше доходов. Сторонники социального направления подчеркивали важность функций предпринимателей как организаторов производства, их праве получать вознаграждение для обеспечения социально обусловленного прожиточного минимума ("единицы прогодовування"). Так же и работник должен быть обеспечен прожиточным минимумом согласно его социального положения. А. Шпанн в теории обратной прибавочной стоимости отмечал, что капиталист эксплуатирует рабочих, а наоборот, поэтому марксистская концепция прибавочной стоимости является ошибочной. Ф. Оппенгеймер идеализировал капитализм свободной конкуренции, который отождествлял с простым товарным производством и частной собственностью, считал естественным и трактовал как либеральный социализм - свободный от эксплуатации общественный строй, основанный на частной собственности и рыночном обмене.

Основой нового социально справедливого общественного устройства, по мнению ученых, должна быть рыночная экономика с акционерной формой собственности и корпоративной организацией производства, которые способны обеспечить единство интересов рабочих и предпринимателей.

Методология и традиции новейшей исторической и социальной школ повлияли на дальнейшее развитие экономической теории, в первую очередь на развитие институционального напряму1.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!