Все для предпринимателя. Информационный портал

Как рассчитать темп роста налоговых доходов. Риа рейтинг

Резко увеличились темпы роста налоговых доходов местных бюджетов. В 2010 г. они составили 124% (692358 тыс. руб.) против 103,9% (9410571 тыс. руб.) в 2008 г. и 136% (558357 тыс. руб.) - в 2009 г.

Изменения в темпах роста поступлений в федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъекта Федерации обусловили изменения в пропорциях распределения налоговых доходов между этими бюджетами: в 2010 г. доля федерального бюджета снизилась до17,9% против 18,8% - в 2009 г. и 21,9% - в 2008 г.

Одним из важнейших факторов замедления роста налоговых поступлений 2010 г. является чрезвычайно высокий рост доходов предыдущего периода, связанный с проведенными налоговыми проверками крупных налогоплательщиков. Однако и изменения налогового законодательства 2009 г. сыграли свою роль.

Динамика поступления прямых налогов в бюджет за 2008 - 2010 годы представлена в таблице №2 (Приложение 2).

Из приведенных данных видно, что лидером поступлений является налог на прибыль организаций. Темп роста налога на прибыль организаций в 2010 г. снизился до 107,7%, тогда как в 2008 и 2009 г.г. составил 137%.

Замедление темпов роста налога на прибыль можно объяснить тем, что с 1 января 2009 г. налогоплательщики имеют право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и расходов, понесенных в случае достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Довольно существенно расширен перечень материальных расходов и внереализационных расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Кроме того, введен новый порядок снижения налоговой базы при внесении средств в уставный капитал организаций, расширение перечня доходов, не учитываемых при расчете налоговой базы.

Наиболее существенным изменением законодательства можно считать положение о том, что теперь налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытков прошлых лет без ограничений, при этом такое уменьшение можно производить уже по итогам отчетного периода, не дожидаясь конца года. С 2010 г. налогоплательщики получили право на применение 10-процентной амортизационной премии при реконструкции основных средств. Снижены до одного года сроки списания расходов на НИОКР, в том числе и по НИОКР, не давшим положительного результата. Данные изменения произведены для стимулирования инвестиционной деятельности предприятий в особых экономических зонах, а в дальнейшем будет рассмотрен вопрос об изменении порядка переноса убытков на будущее в отношении всех налогоплательщиков.

Налог на доходы физических лиц имеет ярко выраженную социальную направленность, которая реализуется последовательным из года в год увеличением величины налоговых вычетов и снижением ставок для отдельных категорий граждан.

За анализируемый период 2008 - 2010 годы показатель поступления налога на доходы физических лиц увеличился на 312706 тыс. руб. или на 165,7 %. Достижению таких результатов в определенной степени способствовала деятельность комиссий по легализации теневой зарплаты и работе с убыточными организациями, а также рост сознательности налогоплательщиков, желающих получать официальные доходы. В конечном счете, показатели легализации теневых операций налогоплательщика становится рост доходов бюджетов, прежде всего территориальных, и государственных внебюджетных фондов. Значит, растут их расходные возможности, направленные на повышение уровня и качества жизни населения.

Поиск торгов по всем площадкам

Постоянно мониторя государственные и коммерческие торговые площадки, СБИС имеет полную и актуальную информацию о закупках.

Отберите интересные вам торги

Задайте регионы, категории товаров и услуг, суммы, ключевые слова и исключения - поисковая система тендеров СБИС мгновенно найдет то, что вам требуется, просматривая даже сканы приложенной документации.

Прогноз участников и победителей

Имея данные обо всех закупках за последние несколько лет, СБИС подсказывает возможных участников, их ценовое предложение и определяет наиболее вероятного победителя.

Узнайте первым о новых торгах

Качественный поиск закупок и тендеров

Не нужно 1000 торгов, достаточно 100, но ваших

Умный фильтр СБИС отсечет неподходящие по смыслу тендеры и найдет торги, которые максимально соответствуют вашему запросу, при этом порядок слов и окончания не важны.

Выигрывайте торги до публикации

СБИС знает все планы заказчиков и покажет торги еще до публикации на площадках. Контактируйте с заказчиком заранее и обсуждайте подробности. Отметьте план интересным, и СБИС сообщит о публикации закупки.

Контракты с предоплатой и без обеспечения

В СБИС не надо писать в запросе «аванс» и «предоплата», достаточно поставить фильтр и указать минимальный размер аванса. Кроме того, СБИС найдет закупки с подходящей вам суммой обеспечения или покажет закупки без него.

Сведения о ваших конкурентах и заказчиках

СБИС покажет в каких торгах участвуют конкуренты, надежность заказчика и субподрядчика, даст подробное досье на них.

  • Владельцы, управляющие, аффилированные, связанные лица и организации.
  • Сколько лет на рынке, численность сотрудников.
  • Финансовое состояние, выручка и стоимость бизнеса.
  • Кому поставляют, у кого закупаются, в каких торгах участвуют.
  • Как часто, с кем и насколько успешно судятся, есть ли исполнительные листы.
  • На какую сумму можно работать в долг или платить аванс.
  • Насколько платежеспособны, вероятность банкротства.
  • Не однодневка ли, не «сливает» ли фирмы в «помойку» вместе с долгами.

Организуйте работу тендерного отдела

Коммуникации, управление и поиск тендеров в одной системе

СБИС - больше, чем система поиска тендеров и аукционов. СБИС организует процесс от планирования закупки до заключения договора. Отмечайте интересные торги, назначайте ответственных, распределяйте задачи по сотрудникам и контролируйте сроки. Получайте извещения о проведении закупки, обменивайтесь документами и подписывайте договоры прямо в СБИС.

Командная работа над тендером

Ищите аукционы и госзакупки, обсуждайте закупку с коллегами и руководством, ставьте задачи, устраивайте видеосовещания, прикладывайте ваши документы и формируйте заявку, фиксируйте ход переговоров с заказчиком - вся история подготовки к тендеру, все документы будут храниться в одном месте с закупкой.

Ведущий эксперт журнала «Главбух»

Узнать, грозит ли компании выездная проверка, можно проанализировав финансовые показатели. Инструкция по их расчету - в этой статье. В ней же информация о том, какие документы и пояснения могут предотвратить визит налоговиков.

Вот три основных критерия, которые инспекторы будут использовать при планировании выездных проверок по налогу на прибыль:
- убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности;
- рентабельность отклоняется от среднестатистического уровня;
- темп роста расходов опережает темп роста доходов.

Эти критерии - из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@.

О первом из этих критериев - убытках в бухгалтерской и налоговой отчетности - мы подробно рассказали в прошлом номере журнала (см. «Главбух» № 13, 2007, стр. 73-78). Поэтому сейчас на этом критерии останавливаться не будем. А вот значения показателей рентабельности и темпов роста доходов и расходов проанализируем подробно.

О том, как инспекторы будут использовать данные показатели, ФНС России рассказала в специальном документе. Он называется «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25 июня 2007 г.». Документ выпущен как приложение к Концепции системы планирования выездных налоговых проверок и опубликован на официальном сайте налоговой службы (www.nalog.ru).

Сравнение рентабельностисо среднестатистическим уровнем

Оценивать этот критерий инспекторы будут на основании бухгалтерской отчетности предприятия за предыдущий год. Взяв из нее необходимые цифры, они рассчитают два показателя - рентабельность продаж и рентабельность активов.

Полученные значения налоговики сравнят со среднестатистическими показателями рентабельности по тому виду деятельности, которым занимается компания. И если окажется, что хотя бы один из коэффициентов рентабельности меньше среднеотраслевого на 10 процентов и более, налоговики включат организацию в список подозрительных.

Конкретные значения среднестатистических показателей за 2006 год по всем отраслям экономической деятельности ФНС России привела в приложении 2 к Общедоступным критериям. А о том, как рассчитать показатели рентабельности по конкретному предприятию, мы расскажем ниже.

Рентабельность продаж

Как рассчитать показатель. Его значение инспекторы будут определять по формуле:
Рпр = ФРпр: Спр,
где Рпр - рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг;
ФРпр - финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж (показатель строки 050 Отчета о прибылях и убытках);
Спр - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (сумма строк 020, 030, 040 Отчета о прибылях и убытках).

Понятно, что если по итогам года в отчетности был отражен убыток, значение рентабельности продаж получится отрицательным.

Проанализируем среднестатистические показатели за 2006 год, приведенные налоговой службой в приложении 2 к Общедоступным критериям.

В некоторых отраслях средний уровень рентабельности не превышает 10 процентов. Например, для строительных организаций средняя рентабельность продаж составляет 5,6 процента, для предприятий розничной торговли - 4,9 процента, для образовательных организаций - 6,6 процента. Поскольку налоговики считают допустимыми отклонения в пределах 10 процентов, получается, что для предприятий этих отраслей вполне нормальной будет считаться даже отрицательная рентабельность. То есть небольшие убытки.

А вот для других сфер деятельности отрицательная рентабельность продаж - свидетельство подозрительных отклонений от среднего уровня рентабельности (более чем на 10%). В частности, это относится к предприятиям оптовой торговли (средняя рентабельность продаж - 14,1%), металлургического производства (средняя рентабельность продаж - 36,3%), для финансовой деятельности (средняя рентабельность продаж - 17,6%). Даже небольшие убытки в отчетности предприятий этих отраслей инспекторы будут считать подозрительными.

Как обосновать отклонения. Допустим, расчеты показали, что рентабельность продаж за год отклоняется от среднестатистической более чем на 10 процентов. И все же это еще не значит, что в ближайшем будущем к вам непременно придут с выездной проверкой. По словам представителей ФНС России, перед тем, как включить компанию в план проверок, инспекторы будут выяснять причины отклонений. Делать это они будут в рамках камеральных проверок деклараций по налогу на прибыль на основании статьи 88 Налогового кодекса РФ. Эта статья предоставляет инспекторам право требовать в ходе проверки необходимые пояснения и документы. Разберемся, какие документы имеет смысл подготовить, чтобы подозрения с компании были сняты.

Самая распространенная причина, по которой рентабельность продаж может оказаться низкой, - это вынужденные неприбыльные операции по реализации товаров. Они хоть и являются нежелательными, но могут встретиться в деятельности любой компании. Вызваны они могут быть совершенно разнообразными причинами. Например:
- истечением срока годности или моральным устареванием товара;
- ростом закупочных цен при невозможности изменения цен реализации;
- распродажей товара из-за смены направления деятельности.

Имейте в виду: во всех ситуациях, когда компания продает товары по сниженным ценам, обоснованность расходов имеет смысл подтверждать дополнительными документами.

В частности, ими могут быть:
- акт (или протокол) инвентаризационной комиссии;
- приказ руководителя о снижении цен.

В акт инвентаризационной комиссии имеет смысл включить:
- сведения о характеристиках, свойствах и качестве товара;
- причины, по которым его нельзя продать с прибылью;
- заключение о вынужденной необходимости совершить сделку с убытком.

Другая распространенная причина неприбыльных продаж - демпинговая политика, направленная на расширение рынка сбыта и вытеснение конкурентов. В этом случае главный документ, подтверждающий обоснованность неэффективных продаж, - бизнес-план либо утвержденная руководителем маркетинговая политика. Если из этих документов будет видно, что низкая рентабельность продаж запланирована изначально, дополнительных вопросов у инспекторов быть не должно. Ведь конечная цель этой стратегии - получение прибыли от продаж в будущем.

Рентабельность активов

Как рассчитать показатель. Формула, которую будут применять инспекторы, выглядит так:
Pa = ФРa: Ca,
где Рa - рентабельность активов;
ФРа - финансовый результат (прибыль или убыток) (показатель строки 190 Отчета о прибылях и убытках);
Сa - стоимость активов (показатель валюты баланса).

Если в отчетности был отражен убыток, показатель ФРа будет отрицательным и, соответственно, значение коэффициента рентабельности продаж тоже.

Как обосновать отклонения. Рентабельность активов - более общий показатель, чем рентабельность продаж. Он показывает, насколько прибыльны все затраты предприятия в целом. Соответственно, низкое значение этого показателя может быть вызвано прежде всего теми же причинами, что и низкое значение показателя рентабельности продаж.

Приведем несколько примеров. Допустим, в 2006 году организация провела дорогостоящий ремонт. Затраты на него списаны единовременно, что и явилось причиной низкого показателя рентабельности активов. В этой ситуации достаточно иметь документы, подтверждающие экономическую обоснованность затрат на ремонт. Кроме того, не помешает запастись приказом руководителя о необходимости проведения ремонта и утвержденной им сметой расходов.

Или такая распространенная ситуация. Организация решила заняться новым видом деятельности. В связи с этим в 2006 году она потратила много средств на маркетинговые исследования, консультации со специалистами, закупку нового оборудования, научные разработки и т. п. Однако получить отдачу от этих затрат планируется только через несколько лет. Естественно, по итогам 2006 года показатель рентабельности активов получится достаточно низким. Обосновать эту ситуацию поможет грамотно составленный бизнес-план. Из него должно быть видно, что крупные расходы при минимальных доходах на начальном этапе развития запланированы изначально. А приносить прибыльти первоначальные вложения начнут только через несколько лет.

Кроме того, на показатель рентабельности активов могут повлиять и крупные сделки, напрямую не связанные с доходами и расходами от продаж. Например, компания приобрела в анализируемом периоде недвижимость. Или же взяла крупный заем.

Сравнение темпов роста расходови темпов роста доходов

В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок этот критерий сформулирован очень расплывчато. И все же попробуем разобраться, как инспекторы будут применять его на практике.

Что будут анализировать налоговики

Подозрительным налоговики должны считать «опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)». Так сказано в Концепции. При прочтении этой формулировки возникает множество вопросов. По данным какой отчетности будут рассчитываться эти темпы: бухгалтерской или налоговой? Какая формула будет при этом применяться? Какие периоды необходимо использовать в расчетах?

Некоторые пояснения ФНС России привела в Общедоступных критериях. Из них следует, что налоговые инспекторы будут рассчитывать темпы роста расходов и доходов не только по налоговой, но и по финансовой отчетности. И «несоответствия» между «бухгалтерскими» и «налоговыми» темпами они тоже будут считать подозрительными. Таким образом, на самом деле пояснение налоговой службы вопросов только добавило.

За разъяснениями мы решили обратиться к одному из разработчиков критериев Константину Новоселову, советнику государственной гражданской службы РФ 2-го класса.

Он пояснил, что такой критерий, как сравнение темпов роста доходов и расходов, нельзя определить однозначно и может быть несколько вариантов подсчета. Каким воспользоваться - налоговый инспектор может решить самостоятельно, в зависимости от конкретной ситуации и проверяемой организации. Так, можно проанализировать как доходы и расходы, связанные с реализацией, так и общие доходы и расходы компании. Такой же подход предполагается и к выбору периодов для расчета темпов роста доходов и расходов. Какие конкретно периоды выбрать, налоговый инспектор может решить сам. За основу могут быть взяты как налоговые периоды, так и отчетные. Причем сравниваться могут не только ближайшие периоды (последний период с предпоследним и т. п.). Рассчитывая темпы роста, можно сравнить и отчетные периоды этого года с аналогичными периодами прошлого года (например, первое полугодие 2007 года и первое полугодие 2006 года и т. п.).

Что считать «несоответствием» темпов роста доходов и расходов, то здесь возможен вариант анализа как по относительным показателям (отклонение в процентах), так и по абсолютным (разница в рублях). Кроме того, можно проанализировать темпы роста доходов и расходов, рассчитанные по данным налоговой и финансовой отчетности за один или несколько периодов, а также сравнить темпы роста доходов и расходов по данным налоговой отчетности за разные периоды.

Формулы расчета темпов роста

Рассмотрим два основных способа расчета темпов роста, которые применяются в статистике.

Сравнение с базисным периодом. Этот способ предполагает, что показатели каждого анализируемого периода соотносятся с показателями периода, выбранного базисным. Допустим, за базу взят 2004 год. Тогда темпы роста доходов за последующие годы будут определены так:
Т(Д)2005 = Д2005: Д2004
Т(Д)2006 = Д2006: Д2004,
где Т(Д)2005 - темп роста доходов в 2005 году по сравнению с 2004 годом;
Т(Д)2006 - темп роста доходов в 2006 году по сравнению с 2004 годом;
Д2004 - доходы за 2004 год;
Д2005 - доходы за 2005 год;
Д2006 - доходы за 2006 год.

Соответственно, в общем виде формула выглядит так:
Т(Д)n = Дn: Дбаз,
где Т(Д)n - темп роста доходов в анализируемом периоде;
Дn - сумма доходов, полученная в анализируемом периоде;
Дбаз - сумма доходов, взятая за базу.

Темпы роста расходов рассчитываются аналогично, например:
Т(Р)2005 = Р2005: Р2004
Т(Р)2006 = Р2006: Р2004,
где Т(Р)2005 - темп роста расходов в 2005 году по сравнению с 2004 годом;
Т(Р)2006 - темп роста расходов в 2006 году по сравнению с 2004 годом;
Р2004 - расходы за 2004 год;
Р2005 - расходы за 2005 год;
Р2006 - расходы за 2006 год.

В общем виде формула выглядит так:
Т(Р)n = Рn: Рбаз,
где Т(Р)n - темп роста расходов в анализируемом периоде;
Рn - сумма расходов в анализируемом периоде;
Рбаз - сумма расходов, взятая за базу.

Сравнение с предыдущим периодом. При этом способе темпы роста (или снижения) определяются применительно к предшествующим периодам. То есть доходы и расходы за каждый анализируемый период сопоставляются с аналогичными показателями предыдущего периода.

Допустим, периодом для расчетов выбран год. Вот как будут вычислены темпы роста доходов за последние два года:
T(Д)2006 = Д2006: Д2005
Т(Д)2005 = Д2005: Д2004,
где Т(Д)2006 - темп роста доходов в 2006 году по сравнению с 2005 годом;
Т(Д)2005 - темп роста доходов в 2005 году по сравнению с 2004 годом.

Соответственно, в общем виде формула будет выглядеть так:
Т(Д)n = Дn: Дn – 1,
где Т(Д)n - показатель темпа роста доходов в n-ом периоде по сравнению с (n – 1)-ым периодом;
Дn - сумма доходов в n-ом периоде;
Дn – 1 - сумма доходов в (n – 1)-ом периоде.

Темпы роста расходов за последние два года рассчитываются аналогично, например:
T(Р)2006 = Р2006: Р2005
Т(Р)2005 = Р2005: Р2004,
где Т(Р)2006 - темп роста расходов в 2006 году по сравнению с 2005 годом;
Т(Р)2005 - темп роста расходов в 2005 году по сравнению с 2004 годом.

В общем виде эта формула выглядит так:
Т(Р)n = Pn: Pn – 1,
где Т(Р)n - показатель темпа роста расхода в n-ом периоде по сравнению с (n – 1)-ым периодом;
Рn - сумма расходов в n-ом периоде;
Рn – 1 - сумма расходов в (n – 1)-ом периоде.

Где взять показатели доходов и расходов. Рассчитывая темпы роста по данным налоговой отчетности, значения доходов и расходов нужно брать из деклараций по налогу на прибыль. Сумме доходов за соответствующий период соответствует строка 010 листа 02 декларации по налогу на прибыль. А сумму расходов можно взять из строки 030 листа 02 декларации.

Анализируя бухгалтерские показатели, сумму доходов от продаж можно взять из строки 010 Отчета о прибылях и убытках. А соответствующий показатель бухгалтерских расходов - это сумма строк 020, 030 и 040 Отчета о прибылях и убытках.

Как обосновать «несоответствие» темпов роста

Нестабильные темпы роста доходов и расходов в налоговой или бухгалтерской отчетности могут быть связаны с разнообразными особенностями хозяйственной деятельности. Например, с сезонным характером закупок и продаж. Либо с теми же причинами, из-за которых в отдельных периодах у компании был низкий уровень рентабельности (о них мы подробно написали выше). Например, с увеличением стоимости энергоресурсов при вынужденном сохранении цен реализации. Или же снижением цен на продукцию из-за истечения ее срока годности и т. п.

А несовпадение темпов роста, полученных по данным налоговой и бухгалтерской отчетности, может быть вызвано расхождениями в бухгалтерском и налоговом учете. То есть тем, что в бухгалтерском и налоговом учете установлены разные правила для учета доходов и расходов. Это влияет на показатели отчетности, а также на рассчитанные на их основе коэффициенты темпов роста.

Согласно буквальному смыслу абз. 3 п. 4 Общедоступных критериев оценки рисков необходимо сравнить два следующих показателя:

Результат сравнения темпа роста расходов с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности

Результат сравнения темпа роста расходов с темпом роста доходов по данным бухгалтерской отчетности.

Каким образом проводить это сравнение, налоговики не пояснили. Единственное, что понятно: существенным будет любое несоответствие показателей.

По нашему мнению, для удобства сравнения необходимо сначала определить:

Разницу между темпами роста расходов и доходов по данным налоговой отчетности

Разницу между темпами роста расходов и доходов по данным бухгалтерской отчетности.

Для этого из значения темпа роста расходов надо вычесть значение темпа роста доходов.

Формулы расчета такие:

1) Ртн = ТРн - ТДн;

2) Ртб = ТРб - ТДб,

где Ртн - разница темпов роста расходов и доходов по данным налоговой отчетности;

Ртб - разница темпов роста расходов и доходов по данным бухгалтерской отчетности;

ТРн - темп роста расходов, определенный по налоговой отчетности;

ТДн - темп роста доходов, определенный по налоговой отчетности;

ТРб - темп роста расходов, определенный по бухгалтерской отчетности;

ТДб - темп роста доходов, определенный по бухгалтерской отчетности.

Положительный результат такого расчета покажет, что расходы растут быстрее, чем доходы, а отрицательный - что доходы растут быстрее, чем расходы. Нулевой результат скажет о том, что темпы роста расходов и доходов совпадают.

Затем полученные значения можно сравнивать. Их равенство будет свидетельствовать, что и в налоговом, и в бухгалтерском учете расходы и доходы увеличиваются (или падают) в одинаковых пропорциях.

Если же полученные разницы отличаются друг от друга, то налоговики могут заподозрить неладное.

Полагаем, что у налоговиков будет больше всего оснований обратить на вас внимание, если положительной разнице темпов в налоговом учете будет соответствовать отрицательная разница темпов в бухгалтерском учете.



Это будет означать, что ваши налоговые расходы увеличиваются, а бухгалтерские расходы, наоборот, падают или же что налоговые доходы падают при росте бухгалтерских доходов.

Однако даже при наличии двух положительных разниц внимание налоговиков может быть привлечено, если значение разницы темпов роста в налоговом учете больше, чем в бухгалтерском. К сожалению, в Приказе не указано, какое различие значений налоговики будут считать критическим для включения в план проверок. Полагаем, что, если различие небольшое, придавать этому значение не имеет смысла.

Прочие случаи неравенства разниц тоже связаны с риском включения в план выездных проверок. Однако он не столь велик.

Результаты сравнения различий

между темпами роста расходов и доходов

по данным налоговой отчетности

и темпами роста расходов и доходов

по данным бухгалтерской отчетности

Примечание

Вместо разниц для сравнения можно использовать отношения величин темпов роста, т.е. частное от деления темпа роста расходов на темп роста доходов. В этом случае об опережающем росте расходов будет свидетельствовать значение частного, превышающее единицу.

Несомненно, любым несоответствиям темпов роста могут быть и разумные объяснения. Например, на показатели финансовой отчетности существенно влияет нестабильная экономическая ситуация. Однако выяснять это налоговики будут, возможно, уже в ходе выездной проверки.

Поэтому в любом случае необходимо проанализировать причины выявленного несоответствия и принять меры сообразно результатам анализа.

ПРИМЕР

Сравнения разниц в темпах роста доходов и расходов по налоговой отчетности и по бухгалтерской отчетности

Ситуация

Согласно декларациям по налогу на прибыль за 2013 и 2012 гг. определен темп роста доходов организации "Альфа" в размере 107% и темп роста расходов в размере 102%.

В свою очередь, согласно бухгалтерской отчетности темп роста доходов составит 107%, а темп роста расходов - 103%.

Решение

1. Определим разницу между темпами роста расходов и доходов по данным налогового учета. Она составит -5% (102% - 107%).

2. Определим разницу между темпами роста расходов и доходов по данным бухгалтерского учета. Она составит -4% (103% - 107%).

3. Сравним значения.

Как видим, значение разницы между темпами роста расходов и доходов в налоговом учете меньше, чем в бухгалтерском. В целях налогового контроля такое соотношение, скорее всего, не заинтересует налоговиков. Но исключать иной вариант нельзя.

В связи с этим организации "Альфа" целесообразно проверить данные своего учета.

Дословная формулировка: "Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности".

"Расшифровка показателя" противоречит названию показателя.

Фактически здесь можно проверить два критерия:

1) Налоговые расходы должны расти не быстрее налоговых доходов (критерий "Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)")

Темп роста рассчитывается как отношение текущего показателя к базовому (например, показателя за прошлый год и за текущий год). Налоговые доходы и расходы определяются из декларации по прибыли по строкам 010, 020, 030, 040 Листа 02.

Пример

Согласно декларации по налогу на прибыль за 2010 г. доходы организации "Альфа" от реализации товаров (работ, услуг) составили 74 256 158 руб. (стр. 010 листа 02). Расходы организации от реализации товаров (работ и услуг) составили 69448546 руб. (стр. 030 листа 02). За 2009 г. доходы от реализации составили 65683546 руб., а расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации, - 64 354 645 руб.

Темп роста доходов составил 1,07 (74256158/69448546)
Темп роста расходов составил 1,02(65683546/64354645)
Темп роста расходов не опережает темп роста доходов (1,02<1,07)

В результате организация не включена в план выездных проверок.

2) Должно примерно выполняться соотношение (критерий "Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности"):

Tp Расходов
нал
Тр Расходов
бух
(2)
Tp Доходов
нал
Тр Доходов
бух

Определяют его в три этапа.

Сначала выясняют соотношение роста затрат к росту доходов исходя из декларации по налогу на прибыль.

Потом тот же расчет производят по форме № 2, при этом бухгалтерские доходы и расходы определяются из формы 2 суммированием строк (010, 060, 080, 090) и (020, 030, 040, 070, 100) графы 3 по отчетности до 2011г.

По бухгалтерской отчетности с 2011г. доходы и расходы определяются по Отчету о прибылях и убытках суммированием строк (2110, 2310, 2320, 2340) и (2120, 2210, 2220, 2330, 2350) графы за отчетный период.

В последнюю очередь сопоставляют полученные итоги.

Продолжение предыдущего примера

данные по ООО "Альфа"

Темп роста бухгалтерских расходов 1,01 (65083/64254)

Темп роста бухгалтерских доходов 1,08 (75226/69745)

Соотношение (2) выполняется, темпы роста бухгалтерских расходов не опережают темпы роста бухгалтерских доходов.

Сопоставляем темпы роста в налоговом и бухгалтерском учете.

1,02 > 1,01 налоговые расходы растут быстрее бухгалтерских расходов

1,07 < 1.08 налоговые доходы растут медленнее бухгалтерских доходов

Наличие обоих несоответствий налоговые органы могут истолковать их как признаки сокрытия выручки от реализации с одновременным завышением расходов.

Есть вероятность, что для ООО "Альфа" будет назначена выездная проверка.

Что предпринять, если по этому показателю вы в зоне риска

Бухгалтеру следует проанализировать ситуацию и выяснить причины расхождений.

Возможные причины несоответствий по показателю (1):

Цены на выпускаемую продукцию увеличиваются не так существенно, как на необходимое сырье и комплектующие

Можно ссылаться на опережающий рост и других затрат: зарплаты персонала, коммунальных расходов и пр.

Документы, которые пригодятся в подобной ситуации: статистические справочники, сведения с бирж, счета контрагентов, прайс-листы поставщиков и т. д.

Кроме того, в качестве аргументов можно использовать такие события, как единовременная оплата значительных косвенных расходов, освоение новой деятельности и почти неизбежные убытки, временное прекращение отгрузки товара.

Возможные причины несоответствий по показателю (2):

Большой объём операций, по-разному отражаемых в бухгалтерском и налоговом учете (политика списания ТМЦ, основных средств и т.д.).

Судебно - арбитражная практика

Решения в пользу налогоплательщика

1.Налоговые органы увеличение управленческих расходов ООО "УдмуртЭнергоНефть" признали необоснованными. Причина данные затраты не привели к росту прибыли.

Организацией создана новая система управления. Такие затраты не приведут к быстрому увеличению доходов поскольку направлены на перспективу. Оправданными считаются расходы, направленные на получение дохода.

(Постановление ФАС Уральского округа от 05.04.2007 № Ф09 -2229/07-С3)

2.Налоговые органы при проверке "Молвино агро" признали расходы по капитальному ремонту основных средств, не прошедших государственную регистрацию, необоснованными.

Решение суда: в требовании налогового органа отказать.

Расходы на ремонт основных средств учитываются в целях налогообложения независимо от государственной регистрации права на основные средства.

(Постановление ФАС ПО от 26.01.2010 по делу N А72-8244/2009)

Решение не в пользу налогоплательщика

1. Налоговые органы при проверке ОАО "МПЗ" не признали расходы на консультационные и управленческие расходы обоснованными.

Решение суда: требования налогового органа удовлетворить.

Контрагенты, оказавшие данные услуги исчезли, и проверить достоверность документов невозможно.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!