Все для предпринимателя. Информационный портал

Как проводится камеральная проверка налоговых деклараций. Камеральная налоговая проверка: что это такое и к каким последствиям приводит

Российский бухгалтер, N 3, 2016 год
Рубрика: Особая тема
Ольга Семенова,
эксперт журнала

Статьей 88 Налогового кодекса РФ установлен порядок проведения камеральной налоговой проверки. Рассмотрим все этапы и сроки ее проведения.

Основание и сроки проведения камеральной проверки

Основанием для начала камеральной проверки является сдача декларации.

В соответствии с камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Иными словами, камеральную налоговую проверку проводит та налоговая инспекция, в которую была предоставлена декларация (расчет). В соответствии с п.3 ст.80 Налогового кодекса , налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). При этом, налогоплательщики вправе представить документы, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. В соответствии со ст.83 Налогового кодекса РФ , организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Кроме того, если в состав организации входит недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению, налоговые декларации (расчеты) должны сдаваться по их месту учета. Таким образом, камеральная проверка может проводиться одновременно несколькими налоговыми инспекциями.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст.88 Налогового кодекса РФ). При этом, для проведения камеральной проверки не требуется специального решения налогового органа. Проводит ее уполномоченное должностное лицо в соответствии со служебными обязанностями. Соответственно, налоговые органы не обязаны уведомлять налогоплательщика о начале камеральной проверки.

В том случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок, камеральную налоговую проверку налоговые органы вправе провести на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах. Но если налогоплательщик предоставил документы до окончании камеральной проверки, проверка прекращается и начинается новая на основании новых представленных документов.При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Не может являться основанием для проведения камеральной налоговой проверки представленная в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" специальная декларация и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах (п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ).

Итак, камеральная налоговая проверка может осуществляться в отношении деклараций и расчетов по следующим налогам:

Налог на прибыль;

Налог на имущество;

Транспортный налог и прочие.

Итак, камеральной налоговой проверке подвергаются декларации (расчеты), предоставленные налогоплательщиком. Соответственно, камеральная проверка проводится только в отношении того налога, по которому предоставлен отчет. Проверяемый период также ограничивается тем периодом, за который был предоставлена декларация (расчет). Так, если организация сдала в налоговую инспекцию декларацию по налогу на имущество за I квартал 2016 года, то проверяться должны только этот налог, и этот период. Таким образом, доначислить налог в результате камеральной проверки можно только на основании проверяемой отчетности, в нашем случае - по налогу на имущество за I квартал 2016 года.

Кроме того, камеральной налоговой проверке подвергаются предоставленные уточненные налоговые декларации (расчеты). При этом, если в отношении первичных деклараций (расчетов) камеральная налоговая проверка еще не прекращена, она завершается, и начинается новая, по корректировочным данным.

Положения Налогового кодекса РФ могут предусматривать уплаты не налога, а сбора. Согласно ст.80 Налогового кодекса РФ , расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора. Таким образом, проведения проведение камеральной проверки, предусмотренные ст.88 Налогового кодекса РФ , распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета).

Налогоплательщики, как известно, могут выступать налоговыми агентами. В связи с этим возникает вопрос, подвергаются ли налоговые агенты камеральной проверки. Речь в частности идет о НДФЛ, который организация исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет за физическое лицо. Согласно ст.80 Налогового кодекса РФ , расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога. Таким образом, камеральная налоговая проверка деклараций (расчетов), представленных налоговыми агентами, проводится в общем порядке.

Кроме НДФЛ, организация может выступать налоговыми агентами по НДС и налогу на прибыль, декларации по которым также подвергаются камеральной проверке.

Первичная камеральная проверка

В любом случае, камеральная проверка декларации (расчета) начинается с проверки контрольных соотношений. Представленные данные загружаются в автоматизированную информационную систему, где и происходит первая их обработка. На этом этапе происходит сверка, например представленных данных с данными предыдущего периода. Может происходить сверка данных по одному налогу с представленными данными по другим декларациям (расчетам).

Камеральной налоговой проверке подвергается также единая (упрощенная) декларация, которая подается в случае отсутствия движения денежных средств, а также отсутствие объекта налогообложения.

Со стороны налоговых органов в первую очередь производится анализ, представлены ли декларации (расчеты) и сделано ли это в установленный срок. Напомним, что в соответствии с требованиями пп.1 п.3 ст.76 Налогового кодекса РФ , в случае, если налогоплательщик не предоставит декларацию (расчет) в течение 10 дней после установленного срока, налоговые органы вправе принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

Во вторую очередь налоговыми органами осуществляется проверка соответствия всех показателей, выявление ошибок и противоречий. Именно на этом этапе определяется, будет ли проводиться камеральная проверка более углубленно, или же она будет прекращена. Рассмотрим, какие действия должны произвести как налоговые органы, так и налогоплательщики по результатам камеральной проверки.

Налоговые проверки являются одним из самых эффективных инструментов контроля над процессом уплаты налогов и исполнением со стороны налогоплательщика других обязанностей, возложенных на него законодательством.

Что такое камеральная проверка налоговой?

Налоговая проверка представляет собой комплекс специальных приемов, которые применяются налоговым органом с целью установить достоверность и законность учета объектов налогообложения, порядка уплаты налогов, сборов в отчетах, документах, бухгалтерских балансах и т.д. В ходе такой проверки изучаются финансово-хозяйственные операции физических лиц или организаций, которые связаны с начислением или уплатой налогов. Их классифицируют исходя из характера и целей проверки: в зависимости от материала, на основе которого проводят проверку, ее объема, степени охвата данных, включения в план. Также в зависимости от места проверки и ее глубины она может быть выездной или камеральной. Последний вид предусматривает, что контроль проводится по месту нахождения налогового органа, базируясь на документах, предоставленных налогоплательщиком или его агентом, которые являются основанием для исчисления и уплаты налога. При необходимости может потребоваться предоставление дополнительных сведений.

Цели и задачи

Основная цель камеральной проверки налоговой – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах со стороны налоговых агентов, налогоплательщиков, плательщиков сборов. Но она не может состояться, если подана специальная декларация согласно ФЗN 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Камеральную проверку проводят для выявления и предотвращения налоговых правонарушений, взыскания сумм неуплаченных и частично уплаченных налогов для привлечения виновных лиц к ответственности за совершение налоговых преступлений или подготовки материалов для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Когда проводится?

Камеральная проверка может проводиться как в отношении организации, так и относительно физического лица. Это одна из форм текущего налогового контроля, которая позволяет оперативно выявлять и реагировать на нарушения. Ее инициируют уполномоченные должностные лица налоговой службы без специального разрешения и выезда к налогоплательщику, но строго в рамках своих служебных обязанностей. Основанием для камеральной проверки становится подача налоговой декларации в ИФНС. Если налогоплательщик представляет дополнительные документы, прилагаемые к декларации, то срок исчисляют с даты их предоставления.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок проведения камеральной налоговой проверки четко установлен законодательством. На первом этапе сотрудники налоговой службы вносят в автоматизированную информационную систему «Налог» налоговые декларации или расчеты, предоставленные налогоплательщиком в бумажном формате или электронном виде. При необходимости формируются протоколы ошибок, проводится сверка контрольных соотношений по предоставленной отчетности. Также проверяется правильность реквизитов, установленных нормативными правовыми актами, своевременность подачи документов, наличие исправлений, заполнение отчетности на иностранном языке.

На следующем этапе могут быть два варианта развития событий:

  1. Оснований для углубленной камеральной проверки не обнаружено;
  2. Причины для углубленной проверки есть:
    • наличие ошибок, противоречий, несоответствий декларации или другому налоговому документу;
    • заявлены льготы, сумма НДС к возмещению;
    • подана отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, и т.д.

На третьем этапе могут быть проведены мероприятия налогового контроля, например, истребование дополнительных документов и сведений у налогоплательщика или третьих лиц, назначение экспертизы, допрос свидетелей, выемка бумаг, осмотр помещений и т.д. (или требование не позднее 5 рабочих дней предоставить пояснения и (или) подать уточненную декларацию). В процессе проведения камеральной проверки используются информационные ресурсы разных уровней: ЕГРН, ЕГРЮЛ, справочник кредитных организаций, ЕГРИП, ФСС, сведения из Банка России, мониторинг банков, ПФР и т.д.

Затем оформляются результаты. Если нарушений налогового законодательства не обнаружено, то акт камеральной налоговой проверки не составляют и решение по итогам ее проведения не выносится. В противном случае его оформляют в срок до 10 рабочих дней после ее проведения. Не позднее 5 рабочих дней со дня составления этого документа налогоплательщику должны вручить акт камеральной проверки. Если он не будет согласен с его положениями, то в течение 15 рабочих дней необходимо оформить свои возражения.

В любом случае на следующем этапе состоится рассмотрение материалов. Этот процесс не может превышать 25 дней со дня получения акта (при необходимости оформляют продление срока – до 1 месяца). Затем посылают извещение о рассмотрении материалов камеральной проверки. В процессе проведения руководитель инспекции оглашает материалы, проверяет явку приглашенных лиц, удостоверяется в полномочиях, разъясняет присутствующим их права и обязанности, после - проводится расследование материалов. Если налогоплательщик или лицо, участие которого необходимо, не явится, примут решение об отложении этой процедуры. Когда в материалах окажется недостаточно сведений для принятия решения, одобрят привлечение эксперта, специалиста, свидетеля или проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.

Также на этом этапе в инспекции имеют право выдать решение об отложении рассмотрения материалов или продлении этого срока и со временем запустить процедуру повторного рассмотрения. Только тогда будет принято итоговое решение по камеральной проверке. Если сведений будет достаточно, комиссия может все равно назначить повторное рассмотрение или сразу вынести итоговое решение – о привлечении к ответственности или отказе в привлечении. Не позднее 5 дней после оформления результатов налогоплательщику должны вручить решение по итогам камеральной проверки. Он соглашается с его положениями, в противном случае – имеет право обжаловать решение. В итоге прошение будет удовлетворено или оно все же вступит в силу, и придется уплатить указанную сумму налогов, пеней, штрафов, выполнить другие требования (ст. 45–48 НК РФ). При желании и это решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе в апелляционном порядке или в суде.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Срок проведения камеральной налоговой проверки не может превышать 3 месяцев с даты, следующей за днем предоставления налоговой документации (если в конкретной ситуации законодательством не предусмотрены другие сроки). При отсутствии ошибок срок может быть и меньше. Мониторить процесс можно на сайте ФНС в «Личном кабинете».

Совет : налоговым кодексом не предусмотрена возможность официального продления срока камеральной проверки, и по окончании этого периода она автоматически считается оконченной, хотя выделенного времени далеко не всегда хватает для проведения полного комплекса контрольных мероприятий, особенно если они касаются проверки НДС к возмещению. Но согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда окончание ее срока не является препятствием для установления фактов неуплаты налогов и принятия мер по принудительному взысканию.

Последствия проведения камеральной проверки

Если во время камеральной проверки не были выявлены нарушения, инспектор подписывает декларацию и ставит дату, что означает окончание проверки. Акт составляют только в случае обнаружения проблем (в течение 10 дней). Не позже 5 дней после его создания документ передают налогоплательщику. Опровергнуть результаты можно до истечения месяца со дня вручения. Возражения обязаны изучить за 10 дней и принять решение – согласиться с предоставленными аргументами или утвердить меры наказания: штраф, привлечение к ответственности, отказ от последней меры.

Как оспорить результаты камеральной проверки?

Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он может обжаловать их в вышестоящем налоговом органе или суде. Истцу необходимо хорошо обосновать свою позицию, а при наличии факта затягивания сроков проверки – доказать нарушение своих прав, причинение убытков, причинно-следственную связь между незаконным действием и убытками, требовать их возмещения (ст. 35 НК РФ).

Сначала обжаловать решение нужно в самой налоговой инспекции, которая проводила проверку, и только затем обращаться выше. Оформить возражения разрешено в форме протокола, акта разногласий по акту камеральной налоговой проверки (специальной формы нет). Если положительного результата не будет, а истец уверен в своей правоте, тогда стоит действовать дальше. Решение получится обжаловать в суде только после подачи соответствующего обращения в вышестоящий налоговый орган в течение месяца. Но пока будут идти судебные разбирательства, выполнить уже утвержденное решение инспекции все же придется, исключение – предоставление банковской гарантии (ст. 138 НК).

Камеральная и выездная проверка - в чем разница?

Камеральные проверки являются одной из самых эффективных форм налогового контроля. Благодаря им увеличиваются суммы доначислений в бюджет, и, в отличие от выездных налоговых проверок, они занимают меньше времени, не такие трудоемкие, могут охватить практически каждого налогоплательщика. Но последние выявляют большее количество налоговых нарушений.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика, если в декларации выявлены ошибки, несоответствия или он подозревается в нарушении порядка исчисления и уплаты налогов. Ее формальным основанием считают решение руководителя налогового органа, а инспекторы на месте проверяют правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В отличие от камеральной проверки выездная может длится до 2 месяцев, начиная с даты вынесения решения (если проверяют не всю компанию, а филиал или представительство – до 30 дней). В отдельных случаях выездную проверку продлевают до 3-6 месяцев: если проверяют крупных налогоплательщиков, тех, кто не предоставил вовремя необходимые бумаги, если на территории произошел форс-мажор, например, пожар, при выявлении дополнительных фактов о нарушениях. Также по ее окончании кроме акта составляют справку, где указывают предмет проверки и сроки проведения. Несмотря на общую цель, между камеральной и выездной проверками есть много отличий: предмет проверок, основания для проведения, необходимость получения разрешения со стороны руководства, осмотра территории при проведении проверки, составления акта (в случае выездной проверки акт составляется, если нарушения не обнаружены), сроки.

Сохраните статью в 2 клика:

Камеральная проверка – одна из самых эффективных форм проведения налогового контроля. Она менее затратная материально и позволяет охватить намного большее количество налогоплательщиков, чем выездная. При необходимости итоги ее проведения можно обжаловать в налоговой инспекции, вышестоящем налоговом органе или суде.

Вконтакте

Порядок проведения камеральной налоговой проверки регламентируется 88 статьей НК РФ. Местом ее проведения служит налоговая межрайонная инспекция. Основание для проведения – декларация и иные финансовые (бухгалтерские) бумаги. Существует ряд требований, выдвинутых экспертами ФНС к налогоплательщикам, и определенный алгоритм проведения проверки. Об этом и поговорим подробно.

Предприниматель обязан предоставлять всю документацию в налоговую инспекцию по месту своего учета. Где встать на налоговый учет, он решает сам. Так, организация может платить налоги в казну муниципального образования, на территории которого находится производство, или там, где расположен головной офис, обособленные подразделения (для ИП – по месту жительства).

Например, организации следует подавать декларацию по уплате налога на имущество по месту нахождения этих объектов, даже если головной офис компании расположен в другом районе. Камеральная проверка в этом случае будет проводиться сотрудниками ИФНС по месту нахождения объектов имущества.

Данный вид проверки осуществляется в стенах ИФНС, которая получила документы от предпринимателя. Однако сотрудники ведомства имеют полное право побывать на территории налогоплательщика и осмотреть помещения, если эта информация им пригодится для того, чтобы сделать выводы о наличии/отсутствии фактов нарушения законодательных норм.

Первый этап камеральной проверки

Закон от всех участников налоговых отношений требует соблюдать порядок и сроки проведения камеральной проверки. Так, налогоплательщики должны вовремя предоставлять необходимую отчетность, а инспекторы должны начинать свою проверку с приема финансовых документов и регистрации их в единой информационной автоматизированной системе (ИАС «Налог»).

После этого система начинает автоматическую проверку введенной информации. Идет сверка контрольных соотношений, которые позволяют понять, всё ли правильно, или налогоплательщик допустил ошибку. Заметим, подобные арифметические действия бухгалтеры могут выполнить и самостоятельно, что впоследствии поможет избежать неприятных объяснений с сотрудниками ведомства.

Контрольные соотношения налоговой отчетности можно найти на официальном сайте ФНС www.nalog.ru (раздел – «Налоговая отчетность»). Эти формулы при желании можно внедрить в те компьютерные программы, с помощью которых бухгалтеры производят расчеты. Это поможет выявить ошибки еще на этапе подготовки отчетной документации и исправить прежде, чем их обнаружит налоговый инспектор.

Второй и третий этапы

Второй этап проверки представляет собой собственно проведение расчетов. Этот процесс полностью автоматизирован. Если будут выявлены ошибки или недочеты, инспектор приступает к проведению так называемой углубленной проверки, то есть к третьему этапу. Он представляет собой проведение различных мероприятий, помогающих установить истинное финансовое положение налогоплательщика.

На третьем этапе объектом пристального изучения становятся:

  • показатели сданной декларации в сравнении с данными, представленными в документе за прошлый налоговый период;
  • сопоставление информации, указанной в декларации, с той, что представлена в бухгалтерской отчетности или документации по другим налогам;
  • вывод о достоверности представленных сведений с учетом всей имеющейся информации о финансовой и хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Кроме того, сотрудник налоговой инспекции сравнивает показатели налогоплательщика с показателями аналогичных предприятий и среднестатистическим данными.

Завершение камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка проводится до тех пор, пока не станет понятно, что налогоплательщик составил отчетность правильно, без ошибок, но длится не более трех месяцев. Если будут выявлены неточности, инспектор потребует предоставить уточненную декларацию. И новый документ предпринимателю следует предоставить в течение 5 рабочих дней. В этот момент завершается проверка по первой версии документа, а как только «уточненка» будет на руках у инспектора, начнется другая проверка. Тоже камеральная, но основанием для ее проведения будет уже уточненная декларация.

Если налогоплательщик не согласен с заявлением инспектора, что в декларации есть ошибки, закон позволяет ему предоставить пояснения и подтвердить слова соответствующими документами. Инспектор обязан их принять и рассмотреть.

Не согласен, считает объяснения неудовлетворительными – может вызвать в налоговую для личной беседы. Если объяснения разумны, его следующий шаг – сопоставление новых сведений с той информацией, которой «налоговики» уже располагают. Заметим, уточненную декларацию инспектор проверяет полностью, а не только исправленные данные. Затем составляет акт о проделанной работе.

Итак, порядок проведения камеральной проверки регламентируется 88 статьей Налогового кодекса. В зависимости от результатов, полученных после завершения автоматизированного подсчета, «камералка» завершается либо продолжается, но объектом «исследования» становится уже уточненная декларация или пояснения налогоплательщика.

1. Сущность, функции и цели камеральной проверки

Цели камеральной проверки

Основной объект

2. Оформление результатов камеральной проверки

Налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние налогоплательщика, за которое, установлена законодательством ответственность. Для классификации налогового правонарушения в РФ необходимо доказывать виновность налогоплательщика в совершении противоправного деяния, которая может быть выражена как в действиях, так и в бездействии. Законодательно установлено, что за совершение налоговых правонарушений ответственность несут компании и физические лица.

Налоговым кодексом РФ поставлены следующие условия привлечения к ответственности за налоговые правонарушения:

1. Никто не может быть привлечен к ответственности за налоговые правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ.

2. Никто не может быть привлечен к ответственности повторно за совершение одного и того же налогового правонарушения.

3. Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физ. лицом , наступает в случае, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.

4. Привлечение юр. лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц от административной, уголовной и иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

5. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пеню.

6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Согласно законодательству виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) и сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо не предвидело вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), но должно было и могло это осознавать и предвидеть.


Налоговым кодексом РФ установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершенствовании налогового правонарушения, в частности:

совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия, других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физлицом , находящимся в момент его совершения в состоянии, при котором оно не могло отдавать себе отчета в предпринимаемых действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния, и в других случаях.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность лица, совершившего налоговое правонарушение, могут быть тяжелые личные или семейные обстоятельства, угрозы и принуждения со стороны других лиц и иные обстоятельства.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за налоговые правонарушения.

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом не позднее трех рабочих дней сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный налоговым органом срок, не превышающий пяти рабочих дней. Если налогоплательщик не внес соответствующие исправления в установленный срок, то, при наличии оснований полагать, что налогоплательщиком допущены налоговые правонарушения, он должен быть рекомендован для включения в план проведения выездных налоговых проверок.

В случае если по результатам камеральной проверки налоговых деклараций обнаружены ошибки в исчислении сумм налогов, не повлекшие за собой занижения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, работники отделов, ответственные за проведение камеральных налоговых проверок, формируют в двух экземплярах реестры, которые вместе с налоговыми декларациями не позднее следующего рабочего дня после проведения камеральной проверки передаются в отдел учета и отчетности для проведения в лицевых счетах налогоплательщиков сумм налогов по результатам камеральной проверки. После проведения указанных сумм в лицевых счетах налогоплательщиков реестры с указанием даты возврата и налоговые декларации с отметкой отдела учета и отчетности о проведенной операции возвращаются в отделы, ответственные за проведение камеральных налоговых проверок, и подшиваются в дела налогоплательщиков.

Если проведенной камеральной проверкой выявлены нарушения правил составления налоговой декларации, которые привели к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, факт налогового правонарушения достоверно установлен и не требует проведения для его подтверждения выездной налоговой проверки, то в 10-дневный срок со дня проведения камеральной проверки руководитель налогового органа или его заместитель выносит решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение оформляется в виде постановления в соответствии с нормами НК РФ.

При обнаружении самим налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации не отражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. Вопрос об ответственности налогоплательщика в таком случае решается с учетом положений ст. 81 НК РФ. Здесь возможны три варианта развития событий, регламентированные НК РФ:

1. Если заявление о внесении изменений в налоговую декларацию производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления.

2. Если заявление о внесении изменений в налоговую декларацию делается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом его ошибки либо о назначении выездной налоговой проверки.

3. Если заявление о внесении изменений в налоговую декларацию делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом его ошибки либо о назначении выездной налоговой проверки. В этом случае налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления он уплатит в бюджет недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

В постановлении налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам камеральной проверки указываются:

Обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения;

Документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства;

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину налогоплательщика за совершение налоговых правонарушений; виды налоговых правонарушений;

Размеры применяемых налоговых санкций со ссылкой на соответствующие нормы НК РФ.

На основании постановления о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений. Требование направляется в 10-дневный срок со дня вынесения соответствующего постановления. Требование и копия постановления вручаются налогоплательщику или его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения указанных документов налогоплательщиком или его представителем.

В случае если в результате умышленных действий налогоплательщика требование или копия постановления налогового органа не могут быть ему вручены, они считаются полученным налогоплательщиком по истечении шести дней после их отправки заказным письмом.

Оформление результатов камеральной проверки

В п. 5 ст. 88 НК РФ содержится норма, согласно которой лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, то должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

До 1 января 2007 г. НК РФ не обязывал составлять акты камеральных налоговых проверок, но и не запрещал этого. Одним из основных инноваций в процедуру камеральной проверки явилось установление требования к должностным лицам налогового органа составлять акт камеральной проверки.

Согласно п. 2 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть подписан лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки НК РФ устанавливает перечень обязательных реквизитов, которые должны быть указаны в акте камеральной налоговой проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ).

Необходимо отметить, что ранее НК РФ не предъявлял требований к структуре акта налоговой проверки.

Приказом №САЭ-3-06/892а, применяемым при проведении и оформлении результатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, начатых после 31 декабря 2006 г., утверждены формы актов камеральной и выездной (повторной выездной) налоговой проверки (приложения №4, 5 к приказу №САЭ-3-06/892а), а также требования к составлению акта налоговой проверки (приложение №6 к приказу №САЭ-3-06/892а.


В п. 5 ст. 100 НК РФ установлено, что акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, то этот факт отражается в акте налоговой проверки; акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения фирмы (обособленного подразделения) или месту жительства физ. лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

В п. 6 ст. 100 НК РФ установлено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений

Налоговый России о Камеральной проверке

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

(п. 2 в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

3. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

4. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

5. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего кодекса.

6. При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих , документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы .

7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим кодексом.

8. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

9. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

9.1. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

10. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.

Камеральная проверка в свете новейшей арбитражной практики

Несмотря на свою распространенность и обыденность, камеральная проверка все же остается наименее формализованным мероприятием. Пожалуй, именно поэтому ее проведение вызывает множество споров, в том числе судебных, при возмещении НДС или налога на прибыль. И далеко не всегда требования налоговиков бывают законными, особенно по запросам о выдаче первичных документов. Как грамотно вести себя в ходе "камералки", чтобы избежать штрафа? Анализируя последние арбитражные решения, автор статьи рекомендует соблюдать определенный, проверенный положительной судебной практикой, порядок взаимоотношений с инспекторами.

Камеральную проверку проводят на основании налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных организацией и необходимых для расчета и уплаты налогов. Кроме того, в проверке участвуют документы о деятельности налогоплательщика (п. 1 ст. 88 НК РФ).

На практике возможны ситуации, когда компании не представляют в инспекцию налоговых деклараций. Возможно ли в таком случае проведение камеральной проверки?

На этот вопрос ВАС РФ отвечает отрицательно (постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 1580/07, определение ВАС РФ от 12.04.2007 N 1580/07). В одном из дел высокие судьи прямо отклонили довод инспекции о допустимости камеральной проверки вне зависимости от представления деклараций. По мнению ВАС РФ, при их отсутствии налоговики должны использовать другие виды налогового контроля.

Устанавливаем дату начала проведения камеральной проверки

Камеральная проверка проводится чиновниками налоговых органов без какого-либо специального и предварительного решения. И сам налогоплательщик не информируется о ее начале. Она может быть проведена в течение трех месяцев со дня представления декларации и прилагаемых к ней документов, если законом не установлено иное (п. 2 ст. 88 НК РФ). Эти положения важны. Зачастую просто невозможно определить точно дату начала проведения камеральной проверки, поскольку никакого решения об этом не выносится.


Практика показывает, что не стоит слишком буквально воспринимать трехмесячный срок проверки. По мнению ВАС РФ, проведение ее за пределами этого срока само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налоговиков о взыскании налога, пеней и штрафов (п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения Третейскими судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса России").

Так что можно утверждать, что этот срок камеральной проверки не является пресекательным. Его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. Однако этот срок учитывается, если организацию привлекают к ответственности за непредставление документов в рамках камеральной проверки (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Давность привлечения к ответственности равна трем месяцам после подачи декларации

Если требование налогового органа о представлении документов получено по истечении трех месяцев со дня представления декларации, то ответственность по ст. 126 НК РФ не наступает. Об этом выводе свидетельствует арбитражная практика (постановления ФАС ЗСО от 24.07.2007 N Ф04-4768/2007, ФАС МО от 27.12.2007 N КА-А40/13627-07).

Какие документы могут запросить при камеральной проверке

Самые ожесточенные споры с налоговыми органами ведутся по поводу необходимости представления тех или иных документов. Тем более что запросить их может, не выходя из своего кабинета, любой рядовой инспектор. Причем его требование не нуждается в санкции руководителя инспекции.

В НК РФ указаны исключительные случаи запроса дополнительных документов

Прежде всего напомним, что требовать представления в ходе "камералки" иных документов, кроме уже сданных фирмой, налоговый орган вправе только в том случае, если им выявлены:

ошибки в налоговой декларации (расчете);

противоречия между сведениями в представленных документах;

несоответствие сведений налогоплательщика сведениям документов, имеющихся у инспекции и полученных в ходе налогового контроля.

Однако суды полагают, что простая опечатка в декларации, не повлекшая изменения налоговой базы , не должна служить основанием для требования каких-либо дополнительных бумаг (постановление ФАС ВСО от 13.02.2008 N А33-999/2007-Ф02-139/2008).

Если вышеуказанные обстоятельства отсутствуют, то налоговики не вправе требовать дополнительные документы. Этот вывод подтверждают многие Третейские суды (постановления ФАС УО от 05.05.2008 N Ф09-3221/08-С2; ФАС ВВО от 19.07.2007 N А82-16739/2006-27; ФАС ПО от 12.01.2006 N А65-12104/2005-СА1-32).

Как объять необъятное, или возможно ли представить абсолютно все запрошенные документы?

Нельзя потребовать у организации представления "всех на свете" документов. Как разъяснено в постановлении ФАС ЗСО от 11.04.2005 N Ф04-1852/2005, истребование "первички" для подтверждения соответствия налоговой отчетности фактическому состоянию дел означает превращение камеральных проверок в выездные (ст. 89 НК РФ).

Запрещено проведение проверки в офисе налогоплательщика

Причем инспекторам даже нет необходимости появляться в фирмы. Все необходимые документы представляются ею самостоятельно. Подмена камеральной проверки выездной приводит к несоблюдению гарантий, связанных с процедурой ее проведения, и, главное, к запрету проведения повторной выездной проверки.

Таким образом, предоставленное налоговому органу право при проведении камеральной проверки требовать у компании дополнительные сведения, получать объяснения и документы ограничено ее сущностью. В связи с этим налоговики могут истребовать только те бумаги, которые имеют непосредственное отношение к обнаруженным в декларациях ошибкам.

Правда, кроме этого они вправе требовать документы в исключительных случаях. Об этом свидетельствует и судебная практика (постановления ФАС ПО от 20.03.2008 N А65-25305/07; ФАС ВСО от 25.09.2007 N А19-6054/07-40-Ф02-6671/2007). К таким случаям относят представление документов, которые:

подтверждают право на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);

подтверждают применение налоговых вычетов по НДС при подаче декларации (п. 8 ст. 88 НК РФ);

являются основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).

Рассмотрим другой пример. В ходе камеральной проверки налоговики потребовали от сельхозпроизводителя, не перешедшего на единый сельскохозяйственный налог, документы о правомерности применения нулевой ставки по налогу на прибыль . Налогоплательщик обжаловал действия налоговиков в суд. По мнению суда, данная ставка не является льготой по налогам. Она выступает как самостоятельный элемент налогообложения. Поэтому налогоплательщик не вправе изменять ее по своему усмотрению. В связи с тем, что НК РФ не предусмотрено представление налогоплательщиком каких-либо документов, подтверждающих применение нулевой ставки, у инспекции не было оснований истребовать документы (постановление ФАС УО от 06.05.2008 N Ф09-3057/08-С3).


Инспектор, обнаружив ошибку в документах, обязан потребовать объяснений

Фискалы, установившие ошибку в декларации или иных представленных документах, не только вправе, но и обязаны потребовать представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Такое толкование п. 3 ст. 88 НК РФ было дано еще в определении КС РФ от 12.07.2006 N 267-О. Если раньше налоговый орган, обнаружив такие ошибки, мог начать процедуру привлечения к ответственности, не ставя проверяемое лицо в известность, то после появления позиции КС РФ подобные действия недопустимы.

Так, один из окружных федеральных судов отказал инспекции в удовлетворении ее требований. Спор разгорелся из-за таможенных деклараций, копии которых налогоплательщик представил для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС. Инспекция федеральной налоговой службы отказала ему в возмещении "входного" налога в связи с "нечитаемостью" копий таможенных деклараций.

Суд, сославшись на определение КС РФ от 12.07.2006 N 267-О, отметил, что, установив "нечитаемость" копий документов, инспекторы обязаны были предложить налогоплательщику представить их подлинники. Поскольку этого сделано не было, налоговики не имели права их не принимать (постановление ФАС ВСО от 17.04.2008 N А33-2637/07-Ф02-978/08). Аналогичным образом была рассмотрена ситуация с "дефектным" счетом-фактурой (постановление ФАС ДО от 21.04.2008 N Ф03-А04/08-2/1063).

В принципе суды довольно часто отказывают в удовлетворении требований инспекции, если они основаны на результатах камеральной проверки, при которой не истребовались дополнительные документы при том, что в декларации обнаружена ошибка (постановления ФАС МО от 09.04.2008 N КА-А40/86-08; ФАС УО от 29.02.2008 N Ф09-866/08-С2; ФАС ЦО от 19.09.2007 N А64-5533/06-16).

Но если организация по своей вине не представила затребованные документы, то она не сможет рассчитывать на применение п. 3 ст. 88 НК РФ. Подобная ситуация возникает нередко при принятии налоговым органом решения о возмещении НДС в порядке ст. 165 и 176 НК РФ. В них установлен перечень документов, которые налогоплательщик, претендующий на возмещение "входного" налога, обязан представить в налоговый орган. Отсутствие хотя бы одного из них — основание для отказа в возмещении. В таком случае инспекция не обязана направлять фирмы требование о представлении недостающих документов.

Поскольку налогоплательщиком не представлены надлежащим образом оформленные документы, решение инспекции на основе анализа тех бумаг, которые у нее были, является законным. Иной вывод судей противоречил бы правовой позиции ВАС РФ, изложенной в целом ряде постановлений (постановления Президиума ВАС РФ от 18.04.2006 N 16470/05, от 16.05.2006 N 14873/05, от 16.05.2006 N 14874/05, от 21.09.2005 N 4152/05 и от 06.07.2004 N 1200/04). Даже если налогоплательщик после отказа инспекции в возмещении представит необходимый комплект документов непосредственно в судебном заседании, то суд их оценивать не вправе (постановление ФАС ДО от 11.04.2008 N Ф03-А04/07-2/5384).

Порядок рассмотрения материалов, полученных в ходе проверки

У инспекции есть ровно десять дней после проверки, чтобы по ее результатам составить акт (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). В этот рассмотрение материалов "камералки" должно проходить с обязательным участием представителя организации. На соблюдение этого требования всегда обращают внимание Третейские суды .

Нарушение порядка проверки ведет к недействительности ее результатов

Если налоговики все же не известят проверяемого налогоплательщика о времени и месте рассмотрения результатов проверки, то их итоговое решение может быть признано незаконным. При этом суды обычно не вдаются в суть спора, если установят сам факт такого нарушения. Они признают результаты проверки недействительными (постановление ФАС ЦО от 04.03.2008 N А14-5448-2007/223/28).

Таким образом, неизвещение организации о дате рассмотрения материалов — это безусловное основание отмены соответствующего решения налогового органа. Право налогоплательщика знать время и место рассмотрения материалов проверки основано на ст. 21 НК РФ. Ведь он должен иметь реальную возможность представлять и защищать свои интересы (постановление ФАС ВВО от от 27.08.2007 N А82-15661/2006-20).

Источники

delo.ua Дело

www.rabota2000.com.ua работа 2000

revolution.allbest.ru/ Рефераты

www.kadis.ru Правовой портал

www.garant.ru Гарант - информационно правовой портал


Энциклопедия инвестора . 2013 .

Законодательством России в части регулирования налоговых правоотношений предусмотрено проведение камеральных проверок налогоплательщиков компетентными органами. В чем заключается специфика данных проверок? Какие действия налогоплательщика могут потребоваться при их проведении?

Камеральная налоговая проверка — процедура, которую специалисты Налоговой службы (ФНС) проводят во всех случаях, когда налогоплательщиком в ведомство подается та или иная декларация (или же расчет). Данная проверка — стандартная процедура, не требующая чьей-либо санкции (например — руководителя подразделения ФНС, как в случае с выездной проверкой).

При этом, о факте проведения «камералки» проверяемый хозяйствующий субъект — ИП или организация, могут не уведомляться (но это не всегда так — далее в статье мы рассмотрим примеры, когда происходит активное взаимодействие ФНС и налогоплательщика). Главные задачи соответствующей проверки следующие:

  1. Определить корректность расчетов и иных данных, приведенных в декларациях и иных документах. При этом, основную работу специалист ФНС может доверить программам (которые проанализируют расчеты автоматически) или же проверить те или иные показатели самостоятельно. Во многих случаях проверка документов на предмет корректности расчетов — единственная задача специалиста налогового ведомства.
  2. Определение степени комплектности отчетной документации, предоставленной в ФНС налогоплательщиком.
  3. Определение степени соответствия сведений, зафиксированных в отчетных документах, тем, что отражены в источниках ФНС.
  4. Установление фактов нарушений налогового законодательства в части заполнения отчетных документов.

Камеральная проверка должна быть проведена ФНС в отношении той или иной декларации в течение 3 месяцев со дня ее предоставления налогоплательщиком. В пределах отведенного срока налоговики должны осуществить все необходимые коммуникации с проверяемым лицом. Например:

  • запрос разъяснений;
  • истребование документов;
  • проверку документов на территории налогоплательщика.

Стоит отметить, что при подаче в ФНС уточненной декларации срок ее проверки отсчитывается заново. При этом, проверку в отношении предшествующей декларации налоговики прекращают.

Что может потребоваться при «камералке», собственно, от налогоплательщика? Если с предоставленными в ФНС документами — все в порядке, то никаких действий с его стороны не предполагается.

Однако, ФНС может прийти к иным выводам по итогам проверки документов. В этом случае инициируется одна или несколько из указанных процедур (запрос разъяснений, истребование документов или визит инспекторов). Изучим их специфику подробнее.

ФНС требует разъяснений: нюансы

ФНС может потребовать от налогоплательщика письменных разъяснений, если:

  1. В предоставленных декларациях есть ошибки или несоответствия сведений тем, что отражены в источниках ФНС.
  2. В предоставленных отчетных документах приведены некорректные расчеты.
  3. Комплектность предоставленных в ФНС отчетных документов не соблюдена налогоплательщиком.

В указанных случаях Налоговая служба вправе запросить у налогоплательщика дополнительные разъяснения и документы.

Требование предоставить разъяснения по факту проведения камеральной проверки налогоплательщика ФНС, как правило, отражает в специальном документе, которое передается проверяемому лицу:

  • лично под расписку;
  • по почте;
  • через интернет (в предусмотренных законом случаях и в установленном порядке).

Как только налогоплательщик получит требования от ФНС — у него будет 5 дней на подготовку содержательного ответа по ними или же осуществления необходимых действий (например, предоставления в ведомство недостающих отчетных документов). Ответ ФНС может быть составлен в свободной форме и дополнен теми или иными документами, подтверждающими правомерность позиции налогоплательщика.

Стоит отметить, что никаких практических санкций за непредоставление в ФНС ответа по требованиям касательно разъяснений законодательством России не предусмотрено. Однако, выполнить просьбу налоговиков крайне желательно с точки зрения:

  • избежания необоснованных доначислений по декларациям;
  • избежания возможных санкций за непредоставление документов;
  • сохранения лояльности ФНС в части взаимодействия по другим декларациям и расчетам.

Следующий вариант коммуникаций ФНС и налогоплательщика — истребование документов налоговой службой. Рассмотрим особенности данного сценария.

ФНС истребует документы: нюансы

Истребовать от налогоплательщика дополнительные документы ФНС вправе, если в ходе камеральной проверки выяснится, что:

  1. Поданная налогоплательщиком декларация не дополнена необходимыми документами. Чаще всего — те, что подтверждают право фирмы применять нулевую ставку по НДС, право получения аванса от контрагента, а также применения расходов на научные работы.
  2. В декларации отражены льготы, но не предоставлены документы, удостоверяющие их. Например — при льготе, предполагающей освобождение от НДС при оказании медицинских услуг, таким документом может быть лицензия, а также те документы, что подтверждают оказание соответствующих услуг налогоплательщиком.

Важный нюанс: не может рассматриваться в качестве льготы факт отсутствия необходимости уплачивать НДС в рамках тех или иных правоотношений в принципе (например, при реализации земельных участков).

  1. В декларации по НДС отражена сумма к возмещению, но декларация не дополнена документами, удостоверяющими правомерность применения вычета. Такими источниками могут быть счета-фактуры, различные первичные документы.
  2. В декларации по НДС отражены сведения, которые не соответствуют тем, что приведены в других источниках (в частности, в декларации, предоставленной в ФНС контрагентом налогоплательщика). В этом случае налоговики вправе истребовать документы, позволяющие узнать точные сведения о хозяйственных операциях. К их числу могут относиться те же счета-фактуры, первичные документы.
  3. Налогоплательщик предоставил в ФНС уточненную декларацию, в которой налогооблагаемая база уменьшена. В этом случае налоговики могут истребовать документы, удостоверяющие обоснованность снижения базы (например, вследствие уменьшения прибыли). Такими документами могут быть, к примеру, регистры бухгалтерского учета.
  4. В ФНС предоставлена декларация по одному из следующих налогов:
  • НДПИ;
  • водному;
  • земельному.

В этом случае налоговики могут истребовать документы, на основании которых фирма исчисляет и уплачивает соответствующие налоги, различные отчетные формы — например, документ № 2-ТП (об использовании хозяйствующим субъектом воды).

  1. В ФНС предоставлена декларация по налогу на прибыль организации либо декларация НДФЛ налогоплательщиком в статусе участника инвестиционного товарищества. В этом случае истребуются:
  • документы, отражающие длительность нахождения налогоплательщика в соответствующем статусе;
  • сведения о доле прибыли или убытка, которая приходится на налогоплательщика.
  1. В ФНС предоставлена содержащая сведения о применении льгот декларация от налогоплательщика, который ведет деятельность в рамках регионального инвестиционного проекта. В этом случае налоговики запрашивают документы, удостоверяющие тот факт, что показатели реализации проекта соответствуют критериям, которые определены законодательно (непосредственно в отношении проекта или его участников).

Так или иначе, ФНС вправе истребовать документы, имеющие отношение к конкретной декларации за определенный отчетный период.

Возможны случаи, когда налогоплательщику предстоит личное общение с проверяющими — на своей территории. Фактически, речь идет о «выездной» камеральной проверке. Изучим то, что она представляет собой.

Камеральная проверка на территории налогоплательщика: нюансы

Действительно, камеральная проверка в ряде правоотношений предполагает нанесение визита налоговиков в офис или на производственные мощности налогоплательщика — как если бы проводилась выездная проверка. В связи с чем у ФНС возникает такое право?

Дело в том, что в положениях ст. 91 Налогового Кодекса РФ есть норма, по которой представители ФНС при наличии служебных удостоверений, а также мотивированного постановления компетентного лица ведомства вправе получать доступ в помещение налогоплательщика — если осуществляется камеральная проверка по декларации по НДС:

  1. В которой заявлено право налогоплательщика на возмещение НДС.
  2. В которой отражены сведения, противоречащие друг другу, а также не соответствующие тем, что отражены в декларациях от других налогоплательщиков либо иных документах, которые имеют отношение к налоговому учету по НДС. Например — если они отражены в журнале учета счетов-фактур, который также предоставляется в ФНС.

При этом, налоговики вправе реализовать право получения доступа к документам, если речь идет о возможном необоснованном занижении налогоплательщиком суммы НДС или к завышению той суммы, что отражает возмещение данного налога, и запросить у фирмы счета-фактуры, первичные и прочие документы, которые имеют отношение к расчету суммы НДС.

Таким образом, одним лишь истребованием документов в данном сценарии ФНС может не ограничиться.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!