Все для предпринимателя. Информационный портал

К функциям которые выполняют финансы относятся. Функции финансов

Термин "финансы" происходит от латинского "finansia", что означает доход, платеж. Зачастую его употребляют как синоним денег, точнее, денежных фондов, предназначенных для той или иной экономической деятельности. Кроме того, под ним понимают совокупность общественных экономических отношений, связанных с движением денег , что намного точнее выражает сущность финансов.

Хотя финансы по своему существу есть денежные отношения, не все денежные отношения являются финансовыми, они становятся таковыми, лишь в процессе формирования и использования денежных доходов участников процесса воспроизводства. Главным отличием финансов от денег являются выполняемые ими функции. Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство общественного контроля процессов образования и использования денежных средств.

Таким образом, финансы это совокупность экономических отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и выполняющих функции распределения и перераспределения денежных средств в обществе.

Сущность финансов

Сущность финансов наиболее полно раскрывается при рассмотрении их функций, финансового механизма и финансовой политики.

Под финансовой политикойпонимают совокупность разрабатываемых правительством мер по мобилизации финансовых ресурсов и их наиболее рациональному использованию.

Основными функциями финансов являются воспроизводственная, распределительная, стимулирующая и контрольная.

Воспроизводственная функция обеспечивает постоянство кругооборота средств, как в рамках страны, так и в рамках каждого предприятия. В этой функции финансы регулируют темпы и пропорции в развитии хозяйства, изменение его отраслевой и территориальной структуры, определяют воспроизводство отраслей непроизводственной сферы.

Распределительная функция финансов обслуживает процесс распределения созданного продукта и его перераспределения , которое часто называют вторичным распределением. Первичное распределение осуществляется непосредственно на предприятиях. Здесь денежная выручка от реализации продукции, работ и услуг разделяется, прежде всего, на следующие обязательные части: амортизационный фонд, фонд оборотных средств, фонд оплаты труда работников и их социального обеспечения, прибыль. Вторичному распределению подвергается прибыль предприятия, часть которой направляется на уплату налогов, процентов за полученный в банке кредит, обязательств по облигациям и дивидендов владельцам акций. Остав­шаяся часть прибыли служит источником расширенного воспроизводства, то есть превращается в капитал, капитализируется.

Стимулирующая и контрольная функции финансов способствуют эффективному экономическому росту и обеспечивают согласование финансовых интересов субъектов финансовых отношений.

Функции финансов

Финансы представляют собой отношения по созданию и перераспределению общественных благ и богатств. В этом смысле они тесным образом связаны с денежным обращением и сферой кредита. Вместе с тем, деньги выполняют различные функции, основной из которых можно назвать функцию всеобщего эквивалента, товара, который служит измерителем ценности и стоимости других товаров, работ и услуг. В отличие от них, финансы представляют собой отношения , т.е. являются инструментом накопления и распределения богатства, что осуществляется, в том числе, при помощи денежных средств.

Финансы также тесно связаны с кредитом: последний создает основу для расширенного воспроизводства и ускоренного накопления богатства. Через кредитные отношения частично реализуется распределительная функция финансов и направляется движение денежных и товарных потоков. Здоровое функционирование финансов во многом зависит от состояния денежного обращения и кредита: чем более развита денежная и кредитная системы, тем эффективнее происходит накопление и перераспределение общественного богатства.

Финансы выполняют следующие основные функции:

1) распределительная функция заключается в создании основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства, а также в создании вторичных или производных доходов путем распределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами, формами собственности и социальными группами. Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработной платы, прибыли).

Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируются общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий.

1) Распределительная функция – объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.

Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы;

2) перераспределительная функция – перераспределение созданного продукта, т. е. вторичное распределение между членами общества. Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств. К централизованным фондам относят бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. С помощью системы централизованных финансов в РФ перераспределяется около 60 % стоимости ВВП. Этот перераспределительный процесс обслуживает государственные финансы;

3) контрольная функция – осуществление соблюдения пропорций в распределительном процессе. Пропорции для разных отраслей различны, складываются при разных условиях, а также объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс.

Главной контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.

В связи с развитием рыночных отношений, кроме бюджетных отношений, появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально-культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления;

4) регулирующая функция (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его). Формирование денежных фондов государства означает аккумуляцию доходов в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней. В результате действия этой функции происходит формирование бюджетных фондов, обеспечивающих цели функционирования государства. Использование денежных фондов (доходов) в государстве – обеспечение финансирования бюджетных расходов. В результате действия этой функции происходит обеспечение финансирования расходов, принятых к бюджетному финансированию.

Многие финансисты считают, что к основным функциям финансов относятся распределительная и контрольная, а остальные – производные от распределительной функции.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов.

С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного производства.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и НД. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

¨ общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль (осуществляют органы государственной власти и управления);

¨ внутрихозяйственный финансовый контроль (проводится финансовыми службами предприятия);

¨ общественный финансовый контроль;

¨ независимый финансовый контроль (осуществляют аудиторы).

Например Государственный финансовый контроль в РФ осуществляют высшие органы государственной власти и управления – Федеральное Собрание и его 2 палаты (Государственная Дума и Совет Федераций). Федеральное Собрание образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля. Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ.

На региональном уровне финансовый контроль осуществляется как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.

Контроль за состоянием республиканского бюджета и его исполнением осуществляет комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ.

Министерство финансов РФ осуществляет контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием.

Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства Минфина РФ. Главной задачей Казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов. Эффективный контроль осуществляет и МНС РФ. Главная его задача – контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты.

Также кроме видов контроля финансов есть и сроки исполнения контроля

По срокам проведения финансовый контроль делится на:

а) предварительный (производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, проектов бюджетов. Призван не допустить нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов);

б) текущий (осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, его задачей является своевременный контроль правильности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов);

в) последующий (организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины).

Финансы выполняют следующие основные функции:

1) распределительная функция заключается в создании основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства, а также в создании вторичных или производных доходов путем распределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами, формами собственности и социальными группами. Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработной платы, прибыли).

Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируются общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Распределительная функция – объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.

Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы;

2) перераспределительная функция – перераспределение созданного продукта, т. е. вторичное распределение между членами общества. Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств. К централизованным фондам относят бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. С помощью системы централизованных финансов в РФ перераспределяется около 60 % стоимости ВВП. Этот перераспределительный процесс обслуживает государственные финансы;

3) контрольная функция – осуществление соблюдения пропорций в распределительном процессе. Пропорции для разных отраслей различны, складываются при разных условиях, а также объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс.

Главной контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.

В связи с развитием рыночных отношений, кроме бюджетных отношений, появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально-культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления;

4) регулирующая функция (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его). Формирование денежных фондов государства означает аккумуляцию доходов в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней. В результате действия этой функции происходит формирование бюджетных фондов, обеспечивающих цели функционирования государства. Использование денежных фондов (доходов) в государстве – обеспечение финансирования бюджетных расходов. В результате действия этой функции происходит обеспечение финансирования расходов, принятых к бюджетному финансированию.

Многие финансисты считают, что к основным функциям финансов относятся распределительная и контрольная, а остальные – производные от распределительной функции.

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Итак, финансы представляют собой экономические отношения, связанные аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством своих функций и задачи обеспечения условий для расширенного воспроизводства.

Следовательно, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность государства по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта. К таким фондам относятся:

во-первых, денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

во-вторых, внебюджетные централизованные фонды государства;

в-третьих, государственное страхование; в-четвертых, государственный, в том числе банковский, кредит.

Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, поэтому роль и значение финансов зависят прежде всего от того, какое место занимают денежные отношения в экономических отношениях.

Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, это орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное предназначение финансов - путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами:

а) предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

б) предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

в) государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

г) предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

д) отдельными звеньями бюджетной системы;

е) страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба.

Финансы также выражают денежные отношения, опосредующие кругообращение фондов предприятий.

Роль государства в аккумуляции, регулировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных денежных средств особенно возрастает в переходный период к рыночной системе хозяйствования. Что касается централизованных фондов, то в отношении них государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему - налогов, пошлин, различных сборов, эмиссии денег и т.д.

Другое дело - децентрализованные фонды. В отношении них государственное регулирование выражается совсем по-иному. И уж совсем иное отношение должно быть к финансам частных предпринимателей, поскольку частные финансы - их состояния и динамика - подчиняются законам рыночной экономики.

Любая финансовая деятельность государства связана с расходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств - банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг и проч. Поэтому именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в области экономики и социальных процессов, но в сферах политики, демографии, экологии и т.д.

Без перераспределения финансовых средств невозможно провести практически ни одного мероприятие в государстве. Иными словами, проведение любых мероприятий в государстве связано с его финансовой деятельностью. И именно поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали проведение финансовой деятельности государства, поскольку осуществляется она, естественно, в правовой форме.

Без участия финансов не может быть распределен национальный доход, являющийся главным материальным источником денежных доходов и фондов. С учетом объемов национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер.

Как уже говорилось, состояние финансов отражает, определяет состояние экономики страны.

Основное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы - понятия не тождественные. Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же финансов проявляется в их функциях. Назовем четыре функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая и стабилизационная и характеризуем каждую из них в отдельности.

Основные функции финансов две: распределительная и контрольная, которые осуществляются финансами одновременно. И это естественно, поскольку каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы:

    зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян; и

    доходы предприятий сферы материального производства.

Дальнейшее перераспределение национального дохода связано:

а) с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

б) с наличием не только производственной, но и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

в) с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В итоге формируются вторичные, или производные доходы, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги.

Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между:

    производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства;

    отраслями материального производства;

    отдельными регионами страны;

    формами собственности;

    социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национально дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, - развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованности коллективов предприятий и организаций, а также работников в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении высоких результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция. Финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

Финансовый контроль в условиях перехода на рыночные отношения направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы. Он охватывает весь комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Финансовый контроль - важное средство обеспечения законности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства. Особое значение финансовый контроль приобретает в настоящее время, когда очень четко проявляется тенденция роста «беловоротничковой» экономической преступности.

Таким образом, финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Другими словами, важнейшая задача финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами, в частности, органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами, в большой степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы - государственные расходы, налоги, государственный кредит - в процесс воспроизводства. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию финансы должны выполнять в условиях перехода и развития рыночных отношений.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децёнтрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики.

Один из важных элементов финансового механизма - финансовое планирование, которое в первую очередь относится к бюджетному планированию.

В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план на базе бюджета на текущий год. Его целями являются следующие:

а) информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

б) комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

в) выявление необходимости и возможности осуществления перспективных мер в области финансовой политики;

г) отслеживание долгосрочных негативных тенденций для своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года:

1-й год - год, на который составляется бюджет;

2-й и 3-й годы - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты данной экономической политики.

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ

ТЕМА 1.1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВ

1 Понятие и сущность финансов, их признаки

2 Основные функции финансов

3 Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями

4 Финансовые ресурсы и источники их формирования

Понятие и сущность финансов, их признаки

Появление финансов обусловле­но возникновением государства, его развитием и отражают они, главным образом, денежные отношения между госу­дарством и субъектами хозяйствования.

Необходимость появления финансов обусловлена рядом факторов: развитием товарно-денежно­го обмена; действием закона стоимости, обеспечивающего распределение ВВП; разрывом во времени процессов про­изводства и потребления.

В обычной жизни финансы часто отождествляют с деньгами. Однако это два различных, хотя и взаимосвязанных, понятия. Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги – это товар особого рода, выделившейся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда товаропроизводителей.

Финансы представляют собой экономическую категорию, характеризующую процесс образования и использования доходов, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с формированием и использованием денежных фондов, образуют финансовые отношения.

Финансы– это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутрен­него продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля образования и использования фондов денежных средств.

Финансы характеризуются определенными признаками :

1) всегда выступают в форме денежных потоков и обра­зуются в процессе создания, аккумуляции и использова­ния денежных средств;

2) их материальной основой являются финансовые ресурсы , возникающие в результате движения входных и выходных потоков денежных средств;



3) способность финансов удовлетворять потребности го­сударства или отдельных звеньев хозяйства зависит от уровня эффективности экономики и рациональной орга­низации финансового механизма;

4) активный характер финансовых инструментов обусловлен экономическими интересами всего общества и его отдельных участников.

Главное назначение финансов заключается в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечивать выполнение всех функций государства (обороны страны, охраны собственности и др.), а также осуществлять контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение финансов. Финансы – это специфическая часть денежных отношений, связанных с формирование, распределением и использование целевых фондов денежных средств для выполнения функций и задач государства и обеспечением расширенного воспроизводства

Основные функции финансов

По мнению многих экономистов, для финансов характерны две функции: распределительная и контрольная.

Распределительная функция обеспечивает каждое зве­но финансовой системы финансовыми ресурсами . Она прояв­ляется при распределении национального дохода, когда в процессе распределения среди участников общественного производства формируются основные (первичные) дохо­ды. Они делятся на две группы: доходы предприятий и за­работную плату, и их сумма равна национальному доходу. Первичного распределения недостаточно для успешного функционирования экономики, поэтому необходимо даль­нейшее перераспределение национального дохода между территориями, отраслями производства, различными соци­альными группами населения. Осуществляется это с помо­щью налогов и обязательных отчислений в соответствии с законодательством. Посредством распределительной функ­ции осуществляется возмещение стоимости потребленных средств производства, образование доходов, формирование целевых бюджетных и внебюджетных фондов, содержание и развитие социальной сферы; происходит внутриотрасле­вое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределе­ние национального дохода.

Объектами действия распределительной функции фи­нансов являются ВВП, национальный доход, амортизаци­онные отчисления (в случае, когда предприятия перечисля­ют часть амортизационного фонда в инновационные фонды при министерствах и ведомствах), часть национального бо­гатства страны. Субъектами при финансовом распределении являются государство, юридические и физические лица, в распоряжении которых формируются и используются фон­ды целевого назначения. Основными целями распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и на­ционального дохода являются:

Равномерное и эффективное развитие всех отраслей на­родного хозяйства;

Укрепление государства, его, экономики, обороноспо­собности;

Повышение социального уровня населения страны.

Контрольная функция финансов не зависит от воли и со­знания людей, имеет объективный характер. Контрольная функцияфинансов обслуживает весь воспроизводственный процесс сферы материального производства, а также форми­рование и использование централизованного фонда государс­тва. Контрольная функция имеет нормативную основу. Фор­мой реализации контрольной функции является финансовая информация, отражающая такие основные финансовые показатели, как выручка, прибыль, рентабельность, ликвид­ность, платежеспособность, оборачиваемость и другие. Реа­лизуется контрольная функция на практике через осущест­вление финансового контроля посредством специального финансового аппарата. Финансовый контроль охватывает производство товаров и услуг и направлен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережное расходование финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, предуп­реждение бесхозяйственности и расточительства.

В экономической литературе количество и содержание функций финансов рассматриваются с разных позиций.

Так С.В. Галицкая в учебном пособии «Деньги, кредит, финансы» выделяет распределительную, контроль­ную, регулирующую и стимулирующую функции.

В учебнике «Финансы кредит» под редакцией М.В. Романов­ского отмечены две основные функции - фор­мирование денежных фондов и использование денежных фондов (доходов), а контрольная функция не выделяется, поскольку автор считает, что устойчивость формирова­ния доходов и эффективность их использования должны обеспечиваться соответствующей организацией контроля.

На основании сущности и особых признаков финансов, по мнению О. А. Пузанкевич, целесообразно выделить следующие три функции:

1) аккумуляция денежных доходов;

2) распределение денежных доходов;

3) контроль за эффективностью использования денеж­ных ресурсов.

Для того чтобы распределять финансовые ресурсы, их прежде необходимо аккумулировать, так что процесс ак­кумуляции следует признать первостепенной функцией финансов, а ее содержанием и назначением - определение механизма формирования доходов.

Бывает так, что в какой-то сфере, прежде чем приступить к практике, необходимо быть хорошо осведомленными в вопросах теории, а в некоторых сферах теория по большей части не нужна. Однако, если говорить о финансах и функциях финансов, то иметь представления о их возможностях все-таки лучше, чем не знать их.

Каковы же основные функции?

Прежде чем приступить к описанию функций, давайте разберем, а что, собственно, представляют сами финансы. Как следует из определения, финансами мы будем называть экономические отношения, возникающие по мере формирования, распределения, а также использования денежных средств, объединенных в фонды. Естественно, речь будет идти в первую очередь о фондах коммерческих предприятий, немаловажную роль в финансовых отношениях принадлежит государственным фондам. Таким образом, финансы – это отношения, возникающие при:

  • Формировании и использовании денежных средств из централизованных государственных фондов
  • Распределении денежных средств в обществе при участии государственного бюджета, местных бюджетов (в том числе в виде ) и внебюджетных фондов
  • Формировании и распределении средств в фондах предприятий.

Говоря о финансовой системе не стоит забывать о ее тесной взаимосвязи с кредитной и денежной системами. Высокая степень развития данных систем способствует более эффективному распределению общественного богатства.

Переходя непосредственно к теме стоит отметить, что принято говорить о трех функциях финансов, выражающих их суть , а именно:

  1. Распределительная
  2. Контрольная
  3. Стимулирующая

Конечно же, полнее всех описывает сущность финансов распределительная функция . Суть данной функции можно выразить так: создаваемая в обществе новая стоимость (или добавленная стоимость) должна распределяться в соответствие с потребностями государства и общества. Это распределение и достигается за счет финансов. Ведь, с одной стороны, финансы формируются за счет доходов производственной сферы, а с другой первичные доходы образуют вторичные – налоги, собираемые в государственный бюджет и распределяемые между работниками непроизводственного сектора (медицина, здравоохранение, образование и т.д.). Таким образом, валовый национальный продукт будет распределен посредством финансовой системы страны.

А теперь давайте поподробнее поговорим о видах доходов. Поскольку доходы не только распределяются, но и затем перераспределяются, уместно говорить о двух стадиях распределения или о первичном и вторичном распределении.

Первичные, вторичные и конечные доходы формируются за 3 стадии движения доходов:

Первичные доходы формируются из средств, вырученных от продажи продукции (услуги, работы). Данная выручка в виде денежных средств распределяется в следующих направлениях: оплата стоимости сырья и материалов, арендная плата, затраты на амортизацию оборудования (образуют так называемый фонд возмещения понесенных в при производстве затрат), заработная плата работникам, прибыль собственнику (маржа). В итоге же, первичное распределение создает доход собственникам факторов производства (владельцам земли и капитала, наемного труда и обладателям предпринимательского таланта). В то же время в первичные доходы следуют относить косвенные налоги (акцизы, ), формирующие часть общих доходов государства.

Полученные на первом этапе доходы имеют дальнейшее движение – в первую очередь из них идут отчисления в виде прямых налогов и страховых платежей в различные фонды социального страхования. В итоге образуются фонды (преимущественно, бюджеты разного уровня власти, а также внебюджетные фонды), средства из которых направляются на оплату заработной платы работникам нематериальной сферы занятости: врачам, учителям, служащим, военным и т.д. (это доходы работников нематериальной сферы и расходы бюджетов). Таким образом, первичные доходы приводят к формированию вторичных.

Если проследить движением денежных средств далее, то окажется, что работники непроизводственной сферы также уплачивают страховые взносы и налоги в соответствующие фонды, аккумулирующие денежные средства и направляющие их на соответствующие нужды. Данная третья стадия может включать весьма сложные маршруты перемещения денежных средств, но, в итоге, она приводит к формированию конечных доходов, которые могут быть направлены на покупку товаров или услуг. Часть доходов, однако, сберегается.

Это означает, что за определенный временной интервал, размер первичных доходов станет равным сумме конечных доходов и сбережений. Другими словами, получается, что доходы в результате их распределения и дальнейшего перераспределения просто приобретают иную структуру, на которую существенное влияние оказывает связь между хозяйствующими субъектами (предприятиями) и государством. Роль же финансов заключена в том, что они появляются на каждом этапе перераспределения денежных средств в виде фондов, чем и обеспечивают дальнейшее движение денежной массы. Финансовая система, таким образом, способна изменить структуру доходов.

Следующая функция финансов , которую мы разберем – контрольная . Ее суть заключается в постоянном контроле над полнотой, своевременностью и правильностью получения доходов, с одной стороны и осуществлением расходных операций из бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов. Постоянство контроля осуществляется благодаря частому совершению финансовых операций, в которых и отражена сущность данной функции финансов. При этом стоит отметить, что фонды наполняются с определенными целями, провозглашенными властями с соблюдением рамок действующего законодательства. Соответственно, регулировать финансовые потоки можно не только в зависимости от целей, но и с учетом изменяющегося законодательства.

Именно для осуществления данной функции в полной мере, была создана система финансового контроля, наблюдающая за обоснованностью наполнения того или иного фонда (бюджетного или внебюджетного) и расходованием средств из него.

Финансовый контроль может быть следующих видов в зависимости от субъекта, его осуществляющего:

  1. Общегосударственный – осуществляется органами власти и управления
  2. Внутрихозяйственный – проводится фин. службами предприятия
  3. Общественный фин. контроль
  4. Независимый финансовый контроль (осуществляется аудиторами).

С другой стороны, контроль за финансовыми потоками состоит из 3 частей.

  • На этапе составления прогноза доходов и расходов и подготовки проекта фонда осуществляется предварительный контроль для оценки адекватности планируемых показателей.
  • Текущий контроль направлен на сбор информации о текущем размере средств фонда и расходовании их в соответствии с выбранными направлениями.
  • Последующий контроль, в свою очередь, анализирует и проводит проверку отчетных данных об исполнении бюджета.

Наконец, третья функция финансов стимулирующая (иногда называемая также регулирующая ), означает их возможность влияния на процессы в экономической среде. К примеру, определенные виды бизнеса получают налоговые льготы при формировании бюджетов. В их числе передовые инновационные сферы бизнеса, наукоемкие технологии, стратегически важные для национальной экономики предприятия. Целями такой политики могут стать смещение приоритетов в структуре национальной экономики в пользу более технологичных и наукоемких отраслей, обеспечив их более быстрый рост.

Иногда уместно говорить о четвертой, так называемой, стабилизирующей функции финансов. Ее задача состоит в обеспечении граждан стабильными социально-экономическими условиями существования.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Сегодня на этом все, в следующих статья блога сайт в продолжении темы функций финансов будет рассказано подробнее о понятии финансовой системы .

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!