Все для предпринимателя. Информационный портал

Инженерные изыскания для строительства сп 47.13330. Главгосэкспертиза отвечает изыскателям

Владимир Коновалов
Главный специалист отдела инженерных изысканий Управления строительных решений Главгосэкспертизы России

Следует отметить, что значительная часть представленных на рассмотрение в Главгосэкспертизу России вопросов вызвана несовершенством нормативно-технической базы инженерных изысканий и внутренними противоречиями, заложенными в нормативных документах, разработанных в разное время различными организациями без должного согласования друг с другом некоторых спорных аспектов. Перед официальным утверждением каждый из этих документов прошел через всеобщее обсуждение изыскательским сообществом, в процессе которого каждая заинтересованная организация имела возможность внести необходимые с её точки зрения исправления и дополнения, причем Главгосэкспертиза России, исходя из установленного для неё законом круга обязанностей, в таком обсуждении участие принимать не могла. Таким образом, разъяснение спорных моментов, возникающих при выполнении изысканий в рамках действующих нормативных документов, в первую очередь является обязанностью их авторов. На долю Главгосэкспертизы России в процессе своей деятельности остаётся трактовка неоднозначных нормативных положений, исходя из требований к результатам инженерных изысканий, их достоверности и достаточности для проектирования в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, сформулированных в основополагающих документах (ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Градостроительный кодекс РФ и др.) с учётом индивидуальных особенностей каждого отдельно рассматриваемого объекта.

В соответствии с п.4 «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145, организация по проведению государственной экспертизы не вправе участвовать в осуществлении архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий, в том числе и в оказании консультационных услуг.

Тем не менее, Вашему вниманию предлагаются комментарии по ряду интересующих Вас вопросов, которые не следует рассматривать как официальные, окончательные и применимые ко всем без исключения случаям, возникающим в изыскательской практике.

1. ВОПРОС

От изыскателей нередко приходится слышать, что при проверке результатов инженерно-геологических изысканий эксперты могут высказать замечания к проекту, что ставит подрядчика в неловкое положение перед заказчиком, т.к. по сути к геологии замечаний нет, а в договорных обязательствах прописана ответственность до прохождения экспертизы. В каких ситуациях такое возможно, с чем связаны подобные случаи и правомерны ли действия экспертов в таких ситуациях?

Согласно п.1 статьи 15 ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», результаты инженерных изысканий должны быть достоверными и достаточными для установления проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения, а также проектируемых мероприятий по обеспечению его безопасности.

Установление достоверности и достаточности результатов инженерных изысканий для принятия проектных решений экспертом-геологом возможно лишь при одновременном его ознакомлении с некоторыми разделами проектной документации (в частности разделов «Конструктивные и объёмно-планировочные решения», «Схема планировочной организации земельного участка» и др.). Установление достоверности и достаточности результатов инженерных изысканий для принятия проектных решений экспертом-геологом возможно лишь при одновременном его ознакомлении с некоторыми разделами проектной документации (в частности разделов «Конструктивные и объёмно-планировочные решения», «Схема планировочной организации земельного участка» и др.).

Таким образом, замечания, сформулированные экспертом-геологом на основании выявленного несоответствия результатов инженерных изысканий принятым проектным решениям, являются не только обоснованными и правомерными, но и необходимыми с точки зрения обеспечения безопасности зданий и сооружений.

А неловкость положения, в которое подрядчик якобы попадает перед заказчиком в таких случаях, легко устраняется тесными рабочими контактами между ними с участием проектно-конструкторских организаций в ходе проведения изысканий и проектирования, что отражено в обязательных к применению пунктах 4.13, 4.17 СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения». Актуализированная редакция СНиП 11-02-96», где говорится о возможности внесения изменений и дополнений в инженерные изыскания в случае корректировки проектных решений.

2. ВОПРОС

На сегодняшний день нормативная документация, используемая инженерами-геологами в работе, делится на обязательную и добровольного применения. Кроме того, действуют отдельные нормы и инструкции, например, «Инструкции по инженерно-геологическим и геоэкологическим изысканиям по г. Москве». В документах существуют разногласия. Каковы требования к нормативной документации, используемой в работе? На какие документы следует опираться, чтобы избежать замечаний?

Согласно части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки, а также оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

На основании изложенного, с учетом части 5 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», проектная документация и результаты инженерных изысканий в ходе проведения государственной экспертизы проверяются на соответствие требованиям следующих документов:

  • национальных стандартов и сводов правил, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1033 от 26.12.2014;
  • документов в области стандартизации, включенных в Перечень, утвержденный приказом Росстандарта №1650 от 25.12.2015 – в случае, если для подготовки проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий применялись требования документов, включенных в указанный Перечень;
  • иных технических регламентов, а также нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти (до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территории, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений) – в части, не противоречащей требованиям Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований национальных стандартов и сводов правил, соответствующим положениям Постановления Правительства РФ №1033 от 26.12.2014, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2016 № 248/пр (далее – СТУ). В случае, если для проведения государственной экспертизы представлена проектная документация, разработанная на основании СТУ, то такая проектная документация оценивается на соответствие требованиям соответствующих СТУ.

3. ВОПРОС

Иногда при проверке материалов инженерно-геологических изысканий, выполненных согласно СП 47.13330.2012, изыскатели получают замечания о несоответствии их работы СП 22.13330.2011, область применения которого - проектирование оснований вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений. В каких ситуациях такое возможно, с чем связаны подобные случаи и правомерны ли замечания экспертов в таких ситуациях?

Ограничивать область применения СП 22.13330.2011 «Основания зданий и соо¬ружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*», как и многих других, так называемых, проектных сводов правил (СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах», СП 24.13330.2011 «Свайные фундаменты» и др.) проектно-конструкторской деятельностью совершенно неприемлемо, поскольку они хоть напрямую и не относятся к инженерным изысканиям, но содержат в своём составе требования к изысканиям, в том числе и обязательные. Ограничивать область применения СП 22.13330.2011 «Основания зданий и соо­ружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*», как и многих других, так называемых, проектных сводов правил (СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах», СП 24.13330.2011 «Свайные фундаменты» и др.) проектно-конструкторской деятельностью совершенно неприемлемо, поскольку они хоть напрямую и не относятся к инженерным изысканиям, но содержат в своём составе требования к изысканиям, в том числе и обязательные.

Возможность и необходимость применения тех или иных нормативных положений, содержащихся в указанных документах, при изысканиях для проектирования конкретного объекта оценивается экспертами на основании комплексного анализа целого ряда аспектов (идентификационные признаки и характеристики проектируемого объекта, сложность инженерно-геологических условий территории и факторы, её определяющие и др.) с учётом перечней национальных стандартов и их частей, утверждённых Постановлениями Правительства РФ №1033 от 26.12.2014, №365 от 30.03.2015 и приказом Росстандарта №1650 от 25.12.2015.

4. ВОПРОС

На сегодняшний день действующие нормативные документы по-разному регламентируют необходимое количество испытаний грунтов. Так, согласно СП 22 п.5.3.17 требуется «...не менее десяти для физических характеристик И не менее шести - для механических характеристик». СП 47 п.6.3.5 ссылается на ГОСТ 20522-2012 п.4.10 которого говорит о минимальном числе определений в количестве 6 опытов (не разделяя на физические или механические). СП 11-105-97 ч.1 п.6.15 так же говорит о минимальном количестве образцов 6 штук (не разделяя на физические или механические). А чуть ниже в том же СП 11-105-97 ч.1 п.7.16, говорится: «...в количестве не менее 10 характеристик состава и состояния грунтов ИЛИ характеристик механических свойств грунтов (т.е. достаточно 10 физических характеристик, без механических свойств, которые выбираются по региональным таблицам). Какими документами и в каких случаях следует руководствоваться изыскателям, чтобы не получить замечания в экспертизе?

В данном случае, очевидно, следует исходить из различной значимости перечисленных в вопросе пунктов нормативных документов, определяемой перечнем национальных стандартов и их частей, утверждённым Постановлениями Правительства РФ №1521 от 26.12.2014 года и №1033 от 26.12.2014, где в качестве обязательного к применению указан только п.5.3.17 СП 22.13330.2011 «Основания зданий и соо­ружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*» («...не менее десяти для физических характеристик и не менее шести - для механических характеристик»).

Из пункта 6.3.5 СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения». Актуализированная редакция СНиП 11-02-96», о котором говорится в заданном вопросе, вышеуказанным перечнем к обязательным отнесён только последний абзац, регламентирующий классификацию грунтов согласно ГОСТ 25100-2011.

5. ВОПРОС

Еще одно противоречие в нормативных документах связано с обработкой данных статического зондирования. Согласно СП 47.13330.2012 приложение И, табл. И.5 «Грунты ледникового комплекса невозможно обрабатывать по данным статического зондирования». Между тем, согласно МГСН 2.07-01, приложение «Б», табл. 3 - можно! Как быть изыскателям в этой ситуации?

Действительно, в приложении И СП 47.13330.2012 присутствует указание о неприменимости приведённых в нём корреляционных зависимостей к обработке результатов испытаний статическим зондированием грунтов ледникового комплекса. Изыскательская практика подтверждает это ограничение, поскольку в таком случае результаты получаются в значительной степени заниженными. Этот раздел рассматриваемого свода правил следует признать в недостаточной мере проработанным, и вопрос должен быть обращён в первую очередь к разработчикам данного нормативного документа и к изыскательскому сообществу, участвовавшему в его обсуждении.

Следует отметить, что указанное приложение И позиционировано в составе СП 47.13330.2012 как «рекомендуемое» и не перечислено в перечне национальных стандартов и их частей, утверждённом Постановлениями Правительства РФ №1521 от 26.12.2014 и №1033 от 26.12.2014, в качестве обязательного к исполнению.

В рассматриваемом случае использование корреляционных зависимостей, приведённых в МГСН 2.07-01 «Основания, фундаменты и подземные сооружения», имеющих статус действующих (актуальных) и зарегистрированных Госстроем России как ТСН 50-304-2001 г.Москвы, можно признать допустимым. Согласно п.4.15 СП 47.13330.2012, в процессе изысканий допускается применение нестандартизированных технологий (методов) при приведении соответствующего обоснования в разделе «Особые условия» программы изыскательских работ.

6. ВОПРОС

Каким нормативным документом руководствоваться при изысканиях под BJI и на какой стадии следует проводить изыскания под опоры, согласно действующему законодательству?

Нормативные требования к изысканиям для проектирования ВЛ приведены в составе СП 47.13330.2012 в разделе 6.3 «Инженерно-геологические изыскания для подготовки проектной документации» в пунктах 6.3.22-6.3.31, посвящённым изысканиям для проектирования линейных объектов. Кроме этого, пункт 6.3.22 того же свода правил декларирует необходимость в этих случаях учитывать требования нормативных документов по видам проектируемых сооружений.

7. ВОПРОС

Определяет ли СП 47.13330 требования к работам в районе распространения многолетнемерзлых грунтов? Если нет, в каких случаях нужно пользоваться таблицей 6.4, а в каком таблицами 7.2 СП 11-105-97 4.1, СП 11-105-97 ч.4, если в техническом задании присутствуют ссылки на оба нормативных документа (47.13330 и 11-105-97)?

СП 47.13330.2012, как следует из его названия и содержания пункта 1.1 данного документа, устанавливает общие требования и правила выполнения инженерных изысканий.

Если в задании на инженерно-геологические изыскания присутствуют ссылки на нормативные документы, в которых приведены противоречащие друг другу положения, заказчик обязан дополнительно к перечню предполагаемых к использованию нормативных документов дать исполнителю указания, в каких частях и применительно к каким аспектам инженерных изысканий их следует применять. Исходя из нормативных положений, приведённых в п.6.6 рассматриваемого свода правил, при выполнении инженерно-геологических изысканий допускается использовать ряд сводов правил, не включённых в перечни национальных стандартов и их частей, утверждённые Постановлениями Правительства РФ №1521 от 26.12.2014, №1033 от 26.12.2014, №365 от 30.03.2015 и приказом Росстандарта №1650 от 25.12.2015, в том числе и СП 11-105-97 «Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть IV. Правила производства работ в районах распространения многолетнемёрзлых грунтов», имеющий статус действующего (актуального) нормативного документа.

Если в задании на инженерно-геологические изыскания присутствуют ссылки на нормативные документы, в которых приведены противоречащие друг другу положения, заказчик обязан дополнительно к перечню предполагаемых к использованию нормативных документов дать исполнителю указания, в каких частях и применительно к каким аспектам инженерных изысканий их следует применять. Причём при выборе того или иного нормативного документа (или его частей) необходимо исходить из требований к результатам инженерных изысканий, их достоверности и достаточности для проектирования в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, сформулированных в основополагающих документах (ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Градостроительный кодекс РФ и др.) с учётом особенностей каждого отдельно взятого объекта.

8. ВОПРОС

Является ли соблюдение НД из перечней №1521 и №1650 гарантией положительного заключения Главгосэкспертизы? И если два разных НД противоречат друг другу, является ли присутствие одного из этих документов в соответствующих перечнях определяющим фактором при определении правильности предоставленной технической документации?

Вопрос поставлен некорректно. Простое формальное соблюдение нормативных документов, входящих в указанные перечни, не может служить гарантией положительного заключения экспертизы любого вида, поскольку в данных перечнях представлены очень разные документы, и применение, например, СП 39.13330.2012 «Плотины из грунтовых материалов» к изысканиям для метрополитенов, не приведёт ни к какому положительному результату. Кроме того, как уже говорилось выше, отдельными положениями указанных в этих перечнях нормативных документов допускается в ряде случаев применение и иной нормативно-технической базы.

Гарантией успешного выполнения инженерных изысканий может служить только использование всего комплекса действующих нормативных документов, опираясь на требования к результатам инженерных изысканий, их достоверности и достаточности для проектирования в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, приведённые в ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Градостроительный кодекс РФ и других нормативно-правовых актах, применительно к особенностям каждого отдельно взятого объекта.

9. ВОПРОС

Имеет ли право эксперт (или, наоборот, изыскатель) при написании замечаний (либо ответе на них) ссылаться на ранее выполненные изыскания на объекте?

Эксперт при составлении экспертного заключения оперирует исключительно представленными в экспертную организацию результатами выполненных инженерных изысканий. Эксперт при составлении экспертного заключения оперирует исключительно представленными в экспертную организацию результатами выполненных инженерных изысканий. В том случае, когда для установления достоверности и достаточности результатов инженерных изысканий представленных инженерно-геологических материалов недостаточно, в соответствии с п.17 «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145, организация по проведению государственной экспертизы вправе дополнительно истребовать от заявителя предоставления расчетов конструктивных и технологических решений, используемых в проектной документации, а также материалов инженерных изысканий (в том числе архивных).

Исполнитель инженерных изысканий, согласно п.6.7.1 47.13330.2012, обязан в составе технического отчёта по результатам инженерно-геологических изысканий представить геологические и инженерно-геологические разрезы, колонки или описания горных выработок, таблицы и графики лабораторных определений показателей свойств грунтов и химического состава подземных вод с результатами их статистической обработки, таблицы результатов геофизических и полевых исследований грунтов, стационарных наблюдений и других работ (в том числе по материалам изысканий прошлых лет и другим источникам), достоверность которых будет установлена экспертной организацией в числе прочих материалов, представленных для экспертной оценки.

Примечание

Следует отметить, что в ближайшее время (с 01.07.2017 г.) вводится в действие новый СП 47.13330.2016 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», серьёзным образом отличающийся от ныне действующего и не входящий ни в один из официально утверждённых перечней национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной или добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Приказ Минстроя №230 от 5 мая 2014 г. был опубликован в журнале "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве", в №7 за июль 2015 г. Приказ касается изменений, которые должны быть внесены в этот СП.

Приказ Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
от 5 мая 2014 г. № 230/пр
"О требованиях к составу и оформлению задания и программы выполнения инженерных изысканий, а также к составу текстовой и графической частей материалов и результатов инженерных изысканий, включаемых в отчетные материалы"

В соответствии с Правилами разработки и утверждения сводов правил, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. №858, подпунктом 5.2.9 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. №1038, пунктом 14 Плана мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. №1336-р, приказываю:

1. Установить, что в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов при установлении требований к составу и оформлению задания и программы выполнения инженерных изысканий, а также к составу текстовой и графической частей материалов и результатов инженерных изысканий, включаемых в отчетные материалы, заказчиком применяются:

  • на добровольной основе СП 47.13330.2012 "СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения";
  • на обязательной основе пункты 4.9, 4.12, 4.13, 4.15, 4.19, 4.20, 4.22, 5.2, 5.7 - 5.14, 5.17, 6.1, 6.3, 6.6, 6.7, 6.9 - 6.23, 7.1 - 7.3, 7.8, 7.10 - 7.14, 7.17, 7.18, таблица 7.2, пункты 8.2, 8.6, 8.8, 8.9, 8.16 - 8.18, 8.28; приложения Б и В СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения".

2. Внести в пункт 2 приказа Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 10 декабря 2012 г. №83/ГС "Об утверждении свода правил "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" изменения, дополнив словами "за исключением пунктов 4.9, 4.12, 4.13, 4.15, 4.19, 4.20, 4.22, 5.2, 5.7 - 5.14, 5.17, 6.1, 6.3, 6.6, 6.7, 6.9 - 6.23, 7.1 - 7.3, 7.8, 7.10 - 7.14, 7.17, 7.18, таблица 7.2, пункты 8.2, 8.6, 8.8, 8.9, 8.16 - 8.18, 8.28; приложения Б и В".

3. Утвердить план мероприятий по изменению СП 47.13330.2012 "СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" согласно приложению к настоящему приказу.

4. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Е.О. Сиэрра.

Приложение
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 5 мая 2014 г. № 230/пр
План мероприятий по внесению изменений В СП 47.13330.2012 "СНИП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"

Наименование мероприятия

Ответственные исполнители

Срок разработки

Срок принятия

Ожидаемый результат

Минстрой России, НОИЗ

апрель 2014 г.

I квартал 2015 г.

Повышение надежности и безопасности зданий и сооружений за счет повышения уровня достоверности и качества инженерных изысканий

Внесение изменения в СП 47.13330.2012 "СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"

Минстрой России, НОИЗ

III квартал 2015 г.

III квартал 2016 г.

Уточнение требований к составу и оформлению задания программы выполнения инженерных изысканий, а также к составу текстовой и графической частей материалов и результатов инженерных изысканий, включаемых в отчетные материалы

1. ИСПОЛНИТЕЛИ - Ассоциация «Инженерные изыскания в строительстве» («АИИС»), Общество с ограниченной ответственностью «Институт геотехники и инженерных изысканий в строительстве» (ООО «ИГИИС») при участии: Акционерного общества «Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт энергетики и транспорта «Энерготранспроект» (АО «НИПИИ ЭТ «ЭНЕРГОТРАНСПРОЕКТ»); Открытого акционерного общества «Архангельский трест инженерно-строительных изысканий» (ОАО «Архангельск ТИСИз»); Общества с ограниченной ответственностью «АК «АэроТех» (ООО «АК «АэроТех»); Акционерного общества «Головной научно-исследовательский и проектный институт по распределению и использованию газа «Гипрониигаз» (АО «Гипрониигаз»); Общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний РЭИ» (ООО «Группа компаний РЭИ»); Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского Края; Института Физики Земли им, О.Ю. Шмидта (ИФЗ РАН); Московского Государственного Университета геодезии и картографиии (МИИГАиК); Акционерного общества Московский областной институт «ГИДРОПРОЕКТ» (АО «Мособлгидропроект»); Акционерного общества «МОСТДОРГЕОТРЕСТ» (АО МДГТ); Закрытого акционерного общества «Сибречпроект» (ЗАО «Сибречпроект»); Открытого Акционерного Общества «Томский научно-исследовательский и проектный институт нефти и газа (ОАО «ТомскНИПИнефть»); Общества с ограниченной ответственностью «НИИ Транснефть» (ООО «НИИ Транснефть»); Акционерного общества «Институт по проектированию магистральных трубопроводов» (АО «Гипротрубопровод»); Общества с ограниченной ответственностью «БашНИПИнефть» (ООО «БашНИПИнефть»); Акционерного общества «Институт по проектированию и исследовательским работам в нефтяной промышленности «Гипровостокнефть» (АО «Гипровостокнефть»); Открытого акционерного общества «Научно-исследовательский, проектно-изыскательский институт «Ленметрогипротранс» (ОАО НИПИИ «ЛМГТ»); Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова» (МГУ), Географический факультет, Геологический факультет; Частного учреждения государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» «Отраслевой центр капитального строительства» (ОЦКС ГК «Росатом»); Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Московский Государственный Строительный Университет» (НИУ МГСУ); Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский Государственный Университет» (ФГБОУ ВО «ВГУ»); Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный Федеральный Университет» Институт наук о Земле (ИНоЗ ЮФУ), Акционерного общества Сибирский научно-исследовательский, конструкторский и проектный институт алюминиевой и электродной промышленности (АО «СибВАМИ»),

4. ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

5. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1033/пр и введен в действие с 1 июля 2017 г.

6. ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 47.13330,2012 «СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Настоящий свод правил является результатом пересмотра СП 47.13330.2012 «СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», выполненного с целью реализации основных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ , Федерального закона от 30 декабря 2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» , Федерального закона от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» .

При разработке учтены требования постановления Правительства от 19 января 2006 г. №20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» и постановления Правительства от 16.02.2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» .

Свод правил подготовлен «АИИС» (Руководитель работы - Президент Координационного Совета, канд. геол.-минерал, наук М.И. Богданов, ответственный исполнитель - Е.В. Леденева , исполнитель - И.Л. Кривенцова ), ООО «ИГИИС» (руководитель работы - первый заместитель директора Г.Р. Болгова -, ответственный исполнитель - С.А. Гурова\ авторы разделов: инженерно-геодезические изыскания - Г.В Мисник ; инженерно-геологические изыскания - канд. геол.-минерал. наук Э.Р. Черняв Ю.А. Волков, канд. геол-минерал. наук М.С. Наумов, И.Д. Колесников; инженерно­ гидрометеорологические изыскания - Г.Р. Болгова , А.А. Клюев; инженерно­ экологические изыскания - д-р. геогр. наук. \И.В. Ланцова \, М.Н. Цымбал ), при участии АО «НИПИИ ЭТ «Энерготранспроект» (ДО. Карякин, Г.В. Коваленко, А.Ю. Минкина ); ОАО «Архангельск ТИСИз» (А.В. Кабанихин , И.В. Богданов ); ООО «АК «АэроТех» (С.Н. Черкесов, А.Е. Сазоненков )1, АО «Гипрониигаз» (А.В. Гусев, С.А. Рябинина ); ООО «Группа компаний РЭИ» (О.В. Галкова )-, Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского Края (И.С. Быкова ); ИФЗ РАН (д-р физ.-мат. наук. С.А. Тихоцкий , д-р физ.-мат. наук В.И. Уломов )\ МИИГАиК (Ю.Е. Федосеев)-, АО «Мособлгидропроект» (Б.А. Снежкин, Л.А. Мусаева, О.В. Тимошенко ); АО «Мостдоргеотрест» (О.Р . Озмидов , Т.Е. Буданова ); ЗАО «Сибречпроект» (В.И. Михайлов, Н.С. Дараева , А.А. Шутилова )] ОАО «ТомскНИПИнефть» (канд. геогр. наук. М.И. Таранюк , В.В. Теплоеодский , Г. А. Надоховская , Н.А. Кривец, А. В. Мельникова, А.Н, Чемерис , Щеголихина М.П,)\ ООО «НИИ Транснефть» (И.Ю. Лободенко); АО «Гипротрубопровод» {Г.Н. Матвеев, Е.К. Паштет, О.Ю. Джура )] ООО «БашНИПИнефть» (Р.А. Шиянов ); АО «Гипровостокнефть» {В.В. Рахманова)] ОАО НИПИИ «ЛМГТ» (канд. геол.-минерал. наук А.И. Арнаутова , Н.Н. Лакова )] МГУ, Географический факультет (Селиверстов Ю.Г., А.Л. Шныпарков )] МГУ, Геологический факультет (М.С. Орлов, М.Л. Владов, М.В. Лехов)] ОЦКС ГК «Росатом» (А.П. Мальцев); НИУ МГСУ (АЗ. Тер- Мартиросян , А.Ю . Мирный)] ФГБОУ ВО «ВГУ» {Н.А. Корабельников, канд. геол,-минерал. наук А.Э. Курилович ), ИНоЗ ЮФУ (канд. геол.-минерал, наук Н.М. Хансиварова ), АО «СибВАМИ» {Д.П . Ивлев).

Настоящий свод правил устанавливает основные положения и требования к организации и порядку выполнения инженерных изысканий при изучении природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах.

Требования настоящего свода правил распространяются на выполнение инженерных изысканий для подготовки документов территориального планирования, документации по планировке территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства повышенного и нормального уровня ответственности.

Положения настоящего свода правил обязательны для органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, независимо от их форм собственности и принадлежности (включая зарубежные), осуществляющих деятельность в области инженерных изысканий на территории Российской Федерации.

П р и м е ч а н и е - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3.1 геодезическая сеть специального назначения: Разновидностьопорной геодезической сети, требования к построению которой (плотность, точность определения планового и/или высотного положения, способ закрепления пунктов на местности) обосновываются для конкретного объекта капитального строительства в программе инженерно-геодезических изысканий.

3.2 геодезический пункт долговременного закрепления: Геодезический пункт (грунтовый, стенной, скальный, закрепленный на пнях свежесрубленных деревьев, обечайках смотровых люков колодцев подземных коммуникаций, оголовках труб и других элементах фундаментальных конструкций и т. д.), метод закрепления которого обеспечивает сохранность центра (при условии отсутствия умышленных разрушающих воздействий), а также неизменность его координат и/или отметки в пределах точности геодезической сети, к которой он относится, на период, предусмотренный заданием и/или программой выполнения инженерных изысканий.

В настоящее время материалы инженерно-экологических изысканий (далее — ИЭИ) являются неотъемлемой частью исходных данных для проектирования всех объектов капитального строительства и реконструкции. Но так было не всегда. И до сих пор в некоторых случаях экспертизу успешно проходят проекты без тома технического отчета по ИЭИ. Учитывая недавно произошедшие и ожидаемые изменения нормативно-правовых документов, постараемся разобраться в истории вопроса, а также рассмотрим актуальные проблемы проведения ИЭИ и возможные пути их решения.

История вопроса

Действующий сегодня СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» (далее — СП 11-102-97) является первым нормативным документом, отдельно регламентирующим правила и рекомендуемые процедуры проведения ИЭИ для строительства, обеспечивающие выполнение обязательных требований, предусмотренных СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» (далее — СНиП 11-02-96).

СЛОВАРЬ

Инженерно-экологические изыскания — один из основных видов инженерных изысканий для строительства (нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений), которые выполняются для оценки современного состояния и прогноза возможных изменений окружающей природной среды под влиянием антропогенной нагрузки с целью предотвращения, минимизации или ликвидации вредных и нежелательных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий и сохранения оптимальных условий жизни населения.

В настоящее время ИЭИ входят в Перечень видов инженерных изысканий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (в ред. от 12.05.2017). Также ИЭИ отнесены к основным видам изысканий в СНиП 11-02-96 и его актуализированных версиях .

До введения в действие СНиП 11-02-96 ИЭИ как отдельный вид изысканий не выделялись. Однако в некоторых ранее действовавших нормативах, регламентирующих проведение общих инженерных изысканий для строительства, указывалось на необходимость оценки состояния природной среды в целом или отдельных ее компонентов.

В последние два десятилетия экологическая составляющая исходных данных для проектирования упрочила свои позиции в нормативно-правовом поле.

СНиП 11-02-96 был внесен в перечни национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной и добровольной основах обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

01.07.2013 СНиП 11-02-96 были актуализированы введением СП 47.13330.2012, 01.07.2017 — введением СП 47.13330.2016. В настоящее время действуют оба свода правил — СП 47.13330.2012 и СП 47.13330.2016.

СП 47.13330.2012 и СП 47.13330.2016: плавный переход

С 01.07.2017 необходимо руководствоваться обязательными пунктами СП 47.13330.2012 и добровольными пунктами СП 47.13330.2016 . Какой-либо переходный период между этими двумя актуализированными редакциями СНиП 11-02-96 не предусмотрен, что может вызывать ряд трудностей у проектировщиков и экспертов.

ИЭИ должны иметь собственное техническое задание (либо подраздел в общем задании на изыскательские работы) и утвержденную программу.

В таблице представлены принципиальные различия между СП 47.13330.2012 и СП 47.13330.2016.

Состав исследований элементов и параметров окружающей среды в СП 47.13330.2016, по сравнению с СП 47.13330.2012, мало конкретизирован. Возможно, это связано с ожидающейся в скором времени актуализированной версией СП 11-102-97, где все составляющие ИЭИ будут подробно описаны и регламентированы. Но пока что открытых данных о том, каким станет обновленный свод правил, нет. На сайте regulation.gov.ru его обсуждение к настоящему моменту еще не началось.

Основные виды исследований при выполнении ИЭИ

Рассмотрим основные виды работ, выполняемых в рамках ИЭИ для оценки состояния компонентов окружающей среды, на которые может оказать воздействие проектируемый объект. Для наглядности приведем основные составляющие ИЭИ в виде таблицы.

Назначение и необходимость отдельных видов работ и исследований, условия их взаимозаменяемости и сочетания с другими видами изысканий устанавливаются в программе ИЭИ в зависимости от вида строительства, характера и уровня ответственности проектируемых зданий и сооружений, особенностей природно-техногенной обстановки, степени экологической изученности территории и стадии проектно-изыскательских работ. Таблицу можно использовать как памятку при составлении программы ИЭИ.

Е.М.Мелик-Багдасаров, кандидат географических наук, ООО Геоэкологический центр «Изыскания. Проектирование. Мониторинг».

Приказом Минстроя России от 30.12.2016 №1033 с 01.07.2017 введена в действие новая редакция СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения.

Относительно предыдущей редакции СНиП, введенной в действие в 2013 г. (СП 47.13330.2012) (далее - СП-2012), СП 47.13330.2016 (далее - СП-2016) претерпел множество изменений.

По сложившейся практике комментарий к действующим документам более продуктивен, когда служит целям их применения. В данном случае обсуждение принятого свода правил, производимое по ряду положений с критических позиций, имеет целью дать оценку перспективам внесения отдельных частей данного документа в перечень положений обязательного применения во исполнение Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 года N 384-ФЗ (далее - Технический регламент). Еще одной причиной, по которой такой анализ мог бы быть полезен, является обозначение наиболее важных положений данного документа с целью их развития в рамках специализированных сводов правил по инженерно-экологическим изысканиям (далее-ИЭИ) и по инженерным изысканиям на континентальном шельфе, разработка которых также предусмотрена указанным выше приказом Минстроя РФ.

Требования, предъявляемые экспертизой к материалам инженерных изысканий, вытекают из федеральных законов, постановлений Правительства и приказов министерств и ведомств, которые носят обязательный характер. Набор методик и стандартов, а также особенности их использования в зависимости от задач изысканий прописывается в сводах правил. Сами стандарты и методики в большинстве своем не внесены даже в перечень документов добровольного применения.

Область применения

Согласно СП-2016 «требования настоящего свода правил распространяются на выполнение инженерных изысканий для подготовки документов территориального планирования, документации по планировке территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства повышенного и нормального уровня ответственности» .

В связи с требованиями п.1 с. 47 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Технический регламент указывает, что: «к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства».

При этом согласно Градостроительному кодексу РФ не требуется выполнять инженерные изыскания только для «временных построек, киосков, навесов и других подобных объектов».

Таким образом, основной документ по инженерным изысканиям более не регламентирует их проведение для обширного списка объектов капитального строительства, ряд которых по-прежнему подлежит экспертизе в силу этажности, по причине ведения строительства в границах ООПТ, на шельфе РФ или по причине, что такие объекты возводятся в целях обеспечения строительства объектов повышенного и нормального уровней ответственности, например, на территории временных землеотводов.

Обязательность применения

В п.1 документа указывается, что «Положения настоящего свода правил обязательны для органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, независимо от их форм собственности и принадлежности (включая зарубежные), осуществляющих деятельность в области инженерных изысканий на территории Российской Федерации».

Обязательность применения национальных стандартов и сводов правил или их отдельных частей согласно ч. 1 ст. 6 Технического регламента определяется Правительством РФ. В настоящее время на этот счет действует постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521, которое устанавливает перечень обязательных для исполнения пунктов СП 47.13330.2012.

Терминология

Из терминов, используемых в документе, хотелось бы остановиться на двух: «локальный экологический мониторинг» и «опасные природные и природно-антропогенные процессы».

Согласно СП-2016 локальным экологическим мониторингом является система наблюдений и контроля за состоянием и изменением природных условий территории, в том числе под влиянием техногенных воздействий, при строительстве и эксплуатации объекта. По сути своей данное понятие является частным случаем «производственного экологического мониторинга» (далее - ПЭМ), определение которому дано в ГОСТ Р 56059-2014 и звучит, как «мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, включающий долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения на территориях субъектов хозяйственной и иной деятельности (организаций) и в пределах их воздействия на окружающую среду.

При этом ПЭМ согласно этому же ГОСТ Р является частью производственного экологического контроля (далее - ПЭК), обязательность которого установлена Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ, а необходимость разработки проектных решений по которому Положением о составе разделов проектной документации (утв. постановлением Правительства № 87 от 16.02.2008).

Следует отметить, что понятие «локального экологического мониторинга» использовалось (но не расшифровывалось) в СП 47.13330.2012, но там оно упомянуто наряду с терминами ПЭК и ПЭМ. Так в СП-2012 решалась задача указания места «локального мониторинга компонентов окружающей среды» в составе ИЭИ в качестве специального вида инженерных изысканий, обозначенного в Перечне видов инженерных изысканий, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 № 20. В новом СП о ПЭМ (ПЭК) упоминается в п 8.4.1, где говорится, что ИЭИ на стадии строительства (реконструкции) должны быть продолжены в виде контроля за выполнением программы ПЭМ (ПЭК). В п. 8.4.3 указывается, что виды работ в составе ИЭИ в период строительства (реконструкции) определяются программой ПЭМ (ПЭК). Такие изыскания превращаются по сути в «контроль за контролем», имеют спорные основания в законодательстве и не обеспечены финансированием, т.к. не содержат нормативно-обоснованных требований к их составу и порядку определения стоимости.

В СП-2012 упоминаются исследования опасных экзогенных процессов и гидрологических явлений, которые выполняются в составе эколого-ландшафтных исследований. Термин «опасные экзогенные геологические процессы» по ГОСТ Р 22.1.06-99 включает: оползни, обвалы, карст, суффозию, просадки в лессах, овражную эрозию, переработку берегов, абразию. Термин «опасные гидрологические явления» в СП-2012 г. заимствован из ГОСТ Р 22.0.03-95 и означает «событие гидрологического происхождения или результат гидрологических процессов, возникающих под действием различных природных или гидродинамических факторов или их сочетаний, оказывающих поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую среду».

Взамен данного термина СП-2016 г. использует термин «опасные природные и природно-антропогенные процессы», введенный Техническим регламентом, который включает: землетрясения, сели, оползни, лавины, подтопление территории, ураганы, смерчи, эрозия почвы и иные подобные процессы и явления, оказывающие негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения ».

Термин употребляется в контексте обязательного вида работ, что выводит ИЭИ за рамки, обозначенные ранее принятыми нормативными актами, т.к. ИЭИ традиционно выполняются в целях подготовки проектных решений по охране окружающей среды, а не зданий и сооружений.

Цель работ

В соответствии с СП-2012 ИЭИ проводятся для последующей оценки состояния и прогноза возможных изменений окружающей среды, тогда как СП-2016 обозначает целью работ получение материалов и данных о состоянии компонентов окружающей среды и возможных источниках ее загрязнения.

Географическое сужение целей связано с исключением из них континентального шельфа РФ и ограничения района изысканий территорией РФ, в которую согласно Конституции не включается исключительная экономическая зона РФ.

Вероятно, по задумке авторов документа, ИЭИ для акватории континентального шельфа должны были бы выполняться в соответствии с отдельным документом, разработка которого предусмотрена приказом Минстроя от 14.09.2015 № 659/пр. Однако следует отметить, что ныне действующий наиболее близкий по смыслу свод правил - СП 11-114-2004 для нефтегазопромысловых сооружений - на ИЭИ не распространяется. Сроки разработки СП на инженерные изыскания на континентальном шельфе, указанные в приказе Минстроя, прошли, и в настоящее время остаются следующие вопросы. Каким документом ИЭИ на шельфе будут регламентироваться? Когда эти документы будут разработаны? Будут ли они или их части внесены в перечень документов обязательного или добровольного применения?

Требования к заданию на ИЭИ

Согласно СП-2016 в задании более не требуется отражать: 1. Сведения о принятых конструктивных и объемно-планировочных решениях с выделением потенциальных загрязнителей окружающей среды, мест возможного размещения отходов, типе и размещении сооружений инженерной защиты территории; 2. Данные о видах, количестве, токсичности, системе сбора, складирования и утилизации отходов; 3. Сведения о ранее выполненных инженерно-экологических изысканиях и исследованиях, санитарно-эпидемиологических и медико-биологических исследованиях (заключениях) с приложением их результатов (если имеются у застройщика или технического заказчика) и результаты оценки воздействия проектируемого объекта на окружающую среду.

К положительным аспектам указанных изменений стоит отнести отмену требования о предоставлении данных, которых на стадии подготовки задания на изыскания не существует и быть не может.

К недостаткам - отсутствие сведений о ранее выполненных изысканиях, что ведет к некорректной оценке стоимости работ, так как СП-2016 предусматривает возможность частичного замещения работ фондовыми данными при условии обеспечения требований по срокам их давности. Перечень данных, дополнительно получаемых (приобретаемых) заказчиком или исполнителем, вынесен в программу ИЭИ, которая не является неотъемлемой частью договора и разрабатывается уже в процессе его исполнения.

Требования к программе ИЭИ

Требования к программе ИЭИ претерпели незначительные изменения. Стоит отметить их более выверенное и компактное изложение, что упрощает их восприятие и исполнение. Кроме того, к позитивным изменениям можно отнести отсутствие необходимости обобщать в программе ранее выполненные ИЭИ, а также санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования. Предпочтительным было бы указание на необходимость изучения ранее выполненных изысканий на предмет возможности использования их результатов для целей ИЭИ, производимых в рамках разрабатываемой программы. Однако, возвращаясь к вопросу корректной оценки сметной стоимости изысканий, преимущественным подходом при организации закупок и при контрактации было бы выделение этапа разработки программы ИЭИ в отдельный лот или договор, исполнение которого предусматривалось бы до выполнения основного объема ИЭИ.

Требования к составу работ

При использовании СП-2016 для определения состава работ необходимо обратить внимание на несоответствия между видами исследований, которые необходимо выполнять в составе ИЭИ, и результатами ИЭИ, которые должны быть изложены в техническом отчете. Некоторые виды работ не упоминаются ни в составе работ, ни в результатах, но упоминаются в качестве дополнительных видов инженерных изысканий в приложении к документу.

В частности, в разделе СП-2016, посвященном описанию состава работ, по сравнению с СП 2012 исключены: археологические исследования; исследования опасных экзогенных геологических процессов и явлений; эколого-геокриологические исследования; эколого-гидрогеологические исследования; почвенные исследования (типология почв, агрохимическое обследование почв); исследования грибов и лишайников.

При этом необходимость проведения археологических исследований в составе ИЭИ может вытекать из требования о сборе, данных об объектах культурного наследия (п. 8.1.4), о составлении в рамках технического отчета прогноза влияния намечаемой градостроительной на историко-культурные объекты (п. 8.1.11), а также из требования об отражении в составе графической части технического отчета по ИЭИ «границ территорий объектов культурного наследия» (п. 8.2.7).

В силу упомянутой выше замены термина «опасные экзогенные геологические процессы и гидрологические явления» на термин «опасные природные и природно-антропогенные процессы» в СП-2016 введена необходимость исследовать землетрясения, сели, оползни, лавины, ураганы, смерчи, и не упоминаются карст, суффозия, просадка в лессах, овражная эрозия, переработка берегов, абразия. В силу исключения из перечня видов работ эколого-геокриологических исследований криогенные процессы также более не являются предметом специального изучения в рамках ИЭИ. Вместе с тем, в требованиях к краткой характеристике природных и антропогенных условий (п.8.1.11) указывается на необходимость включения сведений о геоморфологических, гидрогеологических условиях, опасных геологических процессах и явлениях. Учитывая отсутствие процесса получения данных сведений в составе работ по ИЭИ и краткость их изложения остается предположить, что эти сведения должны быть получены из литературных данных и материалов других видов инженерных изысканий.

Исследования типологии почв и их агрохимических свойств является одним из обязательных условий подготовки проектных решений по сохранению плодородного и потенциально-плодородного слоев почвы, а также технической и биологической рекультивации. Отсутствие таких данных не обеспечивает исполнение проектировщиком и застройщиком требований законодательства РФ, что в большинстве случаев делает невозможным прохождение экспертизы проектной документации и материалов инженерных изысканий, а, следовательно, получение разрешения на строительство. СП-2016 упоминает о таких исследованиях всего несколько раз: в аспектах возможности использования результатов ИЭИ прошлых лет (табл. 8.1); прогноза ухудшения качественного состояния земель (п. 8.1.11); подготовки почвенных картографических материалов (п. 8.1.11). Отсутствие упоминания о необходимости выполнения исследований типологии и агрохимических свойств почв в рамках полевого и лабораторного этапов ИЭИ является одним из существенных недостатков нового документа.

В связи с исключением из текста СП описания всех видов выполняемых исследований (вероятно ввиду планов включить их в специализированный СП по ИЭИ) на определенный период времени с момента внесения актуализированной редакции СП- 2016 в перечень документов (или их частей) обязательных во исполнение Технического регламента вплоть до включения в данный перечень СП по ИЭИ будет оставаться неопределенность относительно того, как рассчитывать объемы работ и какими методиками пользоваться в условиях, когда все ссылки на нормативные документы, определяющие эти объемы, из СП убраны.

Некоторые изменения претерпел блок работ по сбору данных об экологических ограничениях природопользования (п. 8.1.4 и п. 8.1.11). В частности, появилась необходимость в составе ИЭИ сбора данных о «зонах охраняемых объектов» и о «территориях (зонах) с особыми режимами использования территории». Перечень таких объектов и территорий далеко выходит за рамки целей и задач ИЭИ, а, следовательно, без необходимого уточнения может являться основанием для избыточных требований к материалам изысканий как со стороны заказчиков, так и со стороны экспертизы.

Этапы ИЭИ

Согласно п. 4.30 СП-2016 инженерные изыскания для подготовки проектной документации объектов капитального строительства выполняются в два этапа при: «недостаточной изученности природных условий территории и факторов техногенного воздействия; отсутствии материалов и данных для принятия проектных решений по окончательному выбору местоположения зданий и сооружений (переходов трассы через естественные и искусственные преграды), выбору типов фундаментов; отсутствии материалов и данных для принятия проектных решений по инженерной защите объектов капитального строительства и охране окружающей среды».

Возможность выполнения ИЭИ в несколько этапов предусматривается и СП-2012. Нововведение заключается в ограничении этапности до 2-х этапов и в формулировке оснований, по которым выделяется второй этап. Указанные положения требуют развития в специализированном СП по ИЭИ как в части уточнения оснований для выделения этапов, так и в части проработки требований к техническому заданию и программе ИЭИ на второй этап.

Определение сметной стоимости

В ряде случаев, когда речь не идет о проектах, выполняемых на средства бюджета РФ, полезным может оказаться положение, изложенное в п. 4.12 СП, согласно которому стоимость работ в составе инженерных изысканий, отсутствующих в сметных нормативах, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, определяется на основаниитрудозатрат.

Использование данных прошлых лет

Попытки установить срок давности инженерных изысканий предпринимались и при разработке СП-2012, однако установлены они не были. П. 8.1.7 СП-2016 предусматривает возможность использовать результаты ИЭИ прошлых лет без проведения новых изысканий в зависимости от срока их давности и степени освоенности территории. Продолжительность срока давности по различным типам данных, получаемых в составе ИЭИ, варьирует от одного года в случае с охраняемыми и промысловыми видами животных, до 10 лет в случае опасных природных и природно-антропогенных процессов на неосвоенных территориях. Последний срок вызывает наибольшую озабоченность, так как указанные процессы характеризуются наибольшей динамичностью и влекут кардинальные изменения экологической обстановки.

Выводы

Введенный в действие СП -2016 имеет ряд существенных отличий от СП-2012, основная часть которых связана с исключением ранее входивших в состав ИЭИ видов исследований.

К позитивным изменениям можно отнести исключение отдельных не соответствовавших стадии изысканий требований, упрощение структуры документа, обоснование выделения этапов ИЭИ, возможность формирования стоимости изысканий по трудозатратам, введение сроков давности ИЭИ.

Среди основных проблем документа можно отметить трудности его применения (или неприменимость) в целях обеспечения действия законодательства РФ об охране объектов культурного наследия, почвенного плодородия, охраны недр, исследований континентального шельфа РФ.

Данные проблемы могли бы быть в значительной степени урегулированы путем внесения необходимых разъяснений во вновь разрабатываемые в настоящее время СП по ИЭИ и СП по инженерным изысканиям на континентальном шельфе. Часть вопросов можно было бы решить путем включения в список обязательных во исполнение Технического регламента только тех частей СП 2016, которые служат целям подготовки проектной документации по охране окружающей среды в объеме требований действующего законодательства.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!