Все для предпринимателя. Информационный портал

Характеристика налогов взимаемых с физических лиц. Характеристика основных налогов уплачиваемых физическими лицами

В соответствии со ст. 2 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" "совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему", налоги в России разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия и в соответствии с изменениями, предусмотренными в проекте налогового кодекса: федеральные; региональные; местные.

Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актам РФ и взимаются на всей ее территории.

Региональные налоги - это такие налоги, как налог на имущество предприятий, лесной налог устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти, если иное не будет установлено законодательными актами РФ.

Одним из важнейших налогов в налоговой системе РФ является налог на доходы физических лиц. Назначение налога - изъятие части дохода, полученного налогоплательщиком в пользу государства.

Налог на доходы физических лиц - федеральный налог с физических лиц. НДФЛ является основным налогом, который уплачивают физические лица. Остальные крупная доля в общей структуре налоговых доходов бюджетов территорий, а в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета он занимает третье место после НДС и налога на территориальных бюджетов РФ на современном этапе.

В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, который получен налогоплательщиками. Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, это весь доход, полученный как в России, так и за ее пределами. Для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, объектом налогообложения будет только доход от источников в России.

Таким образом, для того чтобы определить, будет ли физическое лицо уплачивать НДФЛ в Российской Федерации, необходимо выяснить не только налоговый статус физического лица, но и источник дохода.

Имущественный вычет по приобретаемому и строящемуся жилью увеличен вдвое: с 1 млн до 2 млн руб.

Причем данное положение будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.

До конца 2007 г. налоговый агент (организация) был обязан исчислять и удерживать налог с доходов в виде подарков работнику или, если подарок был выдан в неденежнoй форме, сообщать сведения в налоговую инспекцию. С 1 января 2008 г. исчислять и платить НДФЛ с подарков, полученных после указанной даты, должны сами физические лица.Причем это касалось подарков как в натуральной, так и в денежной форме. С 1 января 2009 г. НДФЛ самостоятельно уплачивают физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением необлагаемых доходов, перечисленных в п. 18.1 статьи 217 НК.

Физические лица с 1 января 2009 г. самостоятельно исчисляют и уплачивают налог с доходов не только от продажи принадлежащего им имущества, но и от продажи имущественных прав.

Изменился размер стандартных налоговых вычетов. Размер стандартного налогового вычета "на себя" в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода не изменится. Однако в два раза увеличится максимальная сумма дохода, которая ограничивает право применения данного вида вычета. Теперь вычет будет предоставляться работникам до того месяца, пока их доход нарастающим итогом за год не превысит 40000 руб., а не 20000 руб., как было ранее. Увеличен размер стандартного налогового вычета на каждого ребенка с 600 до 1000 руб. Ранее этот вычет предоставлялся до месяца, в котором доход налогоплательщика превысил нарастающим итогом за год 40000 руб. С 2009 г. предел повышается до 280000 руб.

Внесено небольшое уточнение в перечень лиц, которые имеют право на данный вычет. К ним добавлен супруг (супруга) приемного родителя.

Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения вычета. Не указано, кому следует подавать данное заявление. Вероятно, его нужно представить и по месту работы того родителя, который будет получать вычет в двойном размере, и по месту работы родителя, отказавшегося от вычета.

Уточнено, что вычет в двойном размере предоставляется не вдовам (вдовцам) или одиноким родителям, а вообще единственному родителю, в том числе приемному, опекуну, попечителю. Если у ребенка есть два родителя, находящихся в разводе, двойной вычет одному из родителей предоставляться более не будет.

Для получения стандартного вычета налогоплательщик обязан написать на имя выбранного налогового агента заявление и приложить подтверждающие льготы документы. При отсутствии подобного заявления стандартные налоговые вычеты работнику не предоставляются. Ежегодно требовать от работника повторное заявление не обязательно. Главное, чтобы работник своевременно уведомлял налогового агента об изменении обстоятельств, влияющих на величину предоставляемых вычетов.

Если в течение календарного года стандартные налоговые вычеты были предоставлены сотруднику в меньшем размере, чем предусмотрено статьей 218 НК, либо вообще не предоставлялись, то можно обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства с просьбой пересчитать налоговую базу по НДФЛ. При этом нужно подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ и приложить к ней: справки о доходах за год по форме 2-НДФЛ со всех мест работы; документы или их копии, подтверждающие право на вычеты; письменное заявление на имя руководителя (заместителя руководителя) инспекции о предоставлении стандартных налоговых вычетов. Проверив декларацию и документы (при обоснованном заявлении вычета), налоговый орган вернет переплаченный налог.

С 1 января 2009 г. налогоплательщики могут получить новый социальный вычет в сумме уплаченных самими налогоплательщиками страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Эти расходы могут быть произведены налогоплательщиками в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. №56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Таким образом, при наличии в одном налоговом периоде нескольких или всех перечисленных видов расходов налогоплательщик вправе выбрать, какие из них и в каких суммах учитывать в пределах максимальной величины (с 2009 г. - 120000 руб.).

Перечень доходов, освобождаемых от НДФЛ, приведенный в статье 217 НК, с 2009 г. дополняется такими доходами, как:

Плата за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку;

Взносы на сoфинансирoвание формирования пенсионных накоплений, направляемые для обеспечения реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

Взносы работодателей, уплачиваемые не более 12000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого они уплачивались.

Суммы, выплачиваемые работникам с 1 января 2009 г. до 1 января 2012 г. на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

По заемным (кредитным) договорам физические лица могут получить заем (кредит) как с уплатой процентов, так и без внесения такой платы. И в том и другом случае может образоваться доход в виде материальной выгоды, который обязан рассчитывать налоговый агент. С 1 января 2009 г. уменьшится размер процентов, с которых нужно заплатить НДФЛ. По рублевым займам налог взимается с превышения 2/3 ставки рефинансирования на дату уплаты процентов (до 1 января 2009 г. - с превышения 3/4 ставки на дату фактического получения налогоплательщиком дохода). Таким образом, размер НДФЛ уменьшится вместе с уменьшением налоговой базы. Если договор беспроцентный, то принимается ставка рефинансирования, установленная на дату погашения займа (кредита).

По доходам в виде процентов по банковским вкладам в рублях налоговая база будет исчисляться как превышение ставки процентов не над ставкой рефинансирования (как это было в 2008 г.), а над ставкой рефинансирования плюс 5% .

Система налогообложения физических лиц, достаточно сложна, что не позволяет четко выделить те налоги и платежи, которые установлены и взимаются именно с физических лиц, за исключением трех налогов: налога на доходы физических лиц, налога на наследование и дарение и налога на имущество физических лиц. Мы попытаемся произвести анализ поступлений данных налогов в различные бюджеты.

Исходя из вышеизложенного, нами проведен анализ значимости поступления НДФЛ в структуре федерального бюджета.

Следующий налог это налог на имущество физических лиц


НОУ СПО Чебоксарский кооперативный техникум

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Финансовое и налоговое право»
на тему:
«Налоги, взимаемые с физических лиц»

Выполнила:
студентка гр. П-084у
Соловьева В.В.
Проверил преподаватель:
Новикова С.И.

Чебоксары, 2010
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. В связи с отменой большинства местных налогов, актуальным становится вопрос о дополнительном финансировании местных бюджетов, по причине того, что доля местных налогов и сборов слишком мала, для самостоятельного функционирования регионов на эти средства.
Российская налоговая система включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей на различных уровнях: федеральном, региональном и местном.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.
Развитие экономики напрямую зависит от качества ее налоговой системы, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретико-методологическую основу, выявить особенности системы налогов, взимаемых с физических лиц.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:

    Раскрыть понятие и признаки налогов.
    Проанализировать сущность и функции налогов.
    Дать характеристику отдельных видов налогов, взимаемых с физических лиц на примере НДФЛ и налога на имущество физлиц.

Глава 1. Общие положения налогового права

1.1. Понятие и признаки налогов

Любому государству для осуществления его деятельности необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. При формировании бюджета государство использует различные источники доходов, однако на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа собирания денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую часть бюджета. В Российской Федерации, как правило, их доля составляет 75%.
Социальное значение налогов определяется выполняемыми ими в обществе функциями. Долгое время фискальная функция налогов (функция сбора денежных средств) доминировала. Однако в XX в. на первый план выходит регулирующая функция: путем перераспределения денежных средств, предоставления налоговых льгот возможно стимулирование определенных отраслей народного хозяйства, поддержка наиболее слабых в материальном плане слоев населения и др. С помощью налогов возможно регулирование структуры потребления и уровня доходов населения.
Налогам присуща и контролирующая функция: неуплата налогов может свидетельствовать о неблагоприятном финансовом положении хозяйствующего субъекта. В ходе налогообложения возможен контроль за законностью получения денежных средств гражданами и юридическими лицами, контроль за рациональным и законным использованием имущества.
Определить понятие налога можно путем указания на его признаки 1 .
1. С точки зрения экономической науки налоги есть особая форма перераспределения имущества, узаконенное нарушение отношений собственности. Как же это необходимое насилие сообразуется с тезисом о нерушимости, неприкосновенности собственности? Снять это противоречие призван такой институт, как парламент, первой функцией которого исторически являлось санкционирование, а позднее установление налогов. С тех пор пользуется признанием принцип, отраженный в конституциях большинства государств, гласящий, что только парламент правомочен устанавливать налоги. Таким образом, законодательное оформление является первым признаком налога.
Однако в некоторых государствах (обычно небольших) допускается установление налогов на референдуме, хотя мнение о правомерности такого способа установления налогов разделяется не всеми правоведами. В Российской Федерации все налоги устанавливаются НК РФ, а также федеральными законами и законами субъектов Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с НК РФ.
В связи с рассмотрением признака законодательного установления налогов представляется необходимым обсудить вопрос о роли и значении подзаконных актов, например инструкций Министерства РФ по налогам и сборам как источников налогового права. Понятно, что налоговая система вряд ли сможет успешно функционировать без подзаконных нормативных актов. Однако зачастую ведомственные инструкции искажают волю законодателя, устанавливают дополнительные обязанности для налогоплательщиков. Все это противоречит принципу законодательного установления налогов, согласно которому инструкции соответствующего министерства могут лишь разъяснять различные вопросы, связанные с налогообложением, устанавливать наиболее целесообразные способы деятельности органов по взиманию налогов, но не могут изменять или дополнять налоговое законодательство (ст. 4 НК РФ).
Данную позицию подтвердил Высший Арбитражный Суд РФ, указав 31 мая 1994 г., что инструкции налогового ведомства не являются нормативными актами и носят рекомендательный, методический характер. Они могут применяться лишь при условии соответствия закону. В соответствии со ст. 4 НК РФ такие акты не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
2. Налоги взимаются государством без какого-либо встречного предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог.
Поэтому можно говорить о другой черте налога - это индивидуально- безвозмездные платежи. Слово «индивидуально» в данном случае необходимо, так как в широком смысле средства, полученные с помощью налогов, все равно преимущественно используются на нужды общества, и в этом смысле налог есть платеж возмездный. Данный признак позволяет отличить налог от других платежей, в частности от сборов, которые уплачиваются за определенное встречное предоставление, в виде совершения государственными или муниципальными органами юридически значимых действий. Тем не менее правовой режим налогов и сборов в целом одинаков, что позволяет их рассматривать как конкретизацию понятия налога в широком смысле.
В российском законодательстве различие между налогом, пошлиной и сбором проводится не всегда последовательно. Зачастую налог называется сбором, пошлиной (например, таможенная пошлина, которая, по сути, является косвенным налогом). 2
3. Налог является обязательным платежом, что выражается в одностороннем его установлении государством и взимании при наличии объекта налогообложения вне зависимости от желания налогоплательщика. Кроме того, его обязательность поддерживается государственным принуждением, наличие которого также необходимо для получения полного представления о природе налога. Ведь без угрозы применения государственного принуждения налог превращается в добровольное пожертвование.
Налог не носит характер санкции за совершенное правонарушение, не носит характер наказания. Этот признак позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа.

1.2. Сущность и функции налогов

Функции налогообложения - это проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.
Рассматривая современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся: 3

      фискальная;
      распределительная (социальная);
      регулирующая;
      контрольная;
      поощрительная.
Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
1. Фискальная функция
Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).
Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.
2. Распределительная функция
Распределительная (или как её ещё называют - перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.
Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
3. Регулирующая функция
С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.
Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
4. Контрольная функция
Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.
Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.
5. Поощрительная функция
Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.
Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.
В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.
Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны. 4
Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения. 5
Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

Глава 2. Характеристика отдельных видов налогов взимаемых с физических лиц

2.1. НДФЛ

Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются граждане, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, но не являющиеся резидентами РФ. Согласно ст. 11 НК РФ резидентами являются те физические лица, которые находятся на территории России не менее 183 дней в году.Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.
Объектом налогообложения у физических лиц-резидентов РФ является доход, полученный ими от источников в России, а также за ее пределами. Для нерезидентов РФ объектом налогообложения признается доход, полученный на территории России. Основными видами налогооблагаемых доходов, представленных НК РФ являются: 6

      вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, за оказание услуг;
      дивиденды и проценты, выплачиваемые российской или иностранной организацией;
      страховые выплаты при наступлении страхового случая;
      доходы, полученные от предоставления в аренду имущества;
      доходы от реализации недвижимого имущества, акций, иных ценных бумаг;
      доходы, полученные от использования любых транспортных средств, а также от использования трубопроводов, линий электропередачи и иных средств связи.
Следует отметить, что структура доходов населения за последнее десятилетие серьезным образом изменилась и расширилась, а заработная плата уже не основной вид доходов в этом списке.
При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные плательщиком как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, для которых установлены различные ставки.
Доходы в денежной форме могут быть уменьшены в соответствии с НК РФ на установленные вычеты. О порядке предоставления налоговых вычетов будет сказано ниже.
Доходы в натуральной форме рассчитываются исходя из цен соответствующих товаров (работ, услуг), которые определены ст. 40 НК РФ, где сказано, что для целей налогообложения применяется цена, указанная сторонами сделки. Пока доказано обратное, она считается рыночной. Этим правилом и следует руководствоваться при получении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) от организаций и индивидуальных предпринимателей. К доходам, полученным в натуральной форме, относится, например, оплата за физическое лицо коммунальных услуг, питания, отдыха и т. п.
Доходы в виде материальной выгоды означают: 7
      приобретение товаров (работ, услуг) у взаимозависимых организаций физических лиц по ценам более низким по сравнению с ценами, по которым обычно реализуются эти товары, работы и услуги;
      приобретение ценных бумаг по ценам ниже их рыночной стоимости;
      экономию на процентах за пользование заемными средствами.
Объектом налогообложения являются такие страховые (пенсионные) взносы, которые организация перечисляет в пользу своих работников по договорам страхования или договорам негосударственного пенсионного обеспечения 8:
      выплату по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни (на срок менее 5 лет), если суммы страховых выплат превышают суммы, внесенные физическими лицами, на величину более ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату заключения договора;
      доход, образующийся при досрочном расторжении договора страхования;
      по договору добровольного имущественного страхования, если их величина при наступлении страхового случая приводит к получению дохода.
Однако по целому ряду договоров такие взносы не подпадают под налогообложение. Это относится к договору обязательного страхования согласно действующему законодательству; к договору добровольного долгосрочного страхования жизни (на срок не менее пяти лет), по которому выплачиваются суммы в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных лиц; к договору добровольного пенсионного страхования, если общая сумма страховых (пенсионных) взносов не превышает 2000 р. в год на одного работника (в 2001 г. было 10 000 р. на одного работника).
Отдельного рассмотрения требуют особенности уплаты НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в организации. Если дивиденды получены от источников за пределами РФ и при этом действует договор об избежании двойного налогообложения между государствами, то налогоплательщик вправе уменьшить причитающуюся сумму налога на уже уплаченную сумму налога по месту нахождения источника дохода. При отсутствии такого договора сумма налога уплачивается без уменьшения. Если дивиденды выплачивает российская организация или действующее в РФ постоянное представительство иностранной организации, тогда данные организации исчисляют, удерживают и перечисляют налог.
Согласно ст. 217 НК РФ не являются объектом налогообложения 9:
государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности;
государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;
все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат;
вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную донорскую помощь;
алименты, получаемые налогоплательщиком;
суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов, предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранными организациями;
суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами;
работодателями налогоплательщикам, являющимся членами семьи своего умершего работника, или своему работнику в связи со смертью члена его семьи;
суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (за исключением туристических), выплачиваемой работодателями своим работникам или членам их семей, в саноторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы, уплаченные за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей;
стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования;
доходы плательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах скота, кроликов, нутрий, птицы, продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства, как в натуральном, так и в переработанном виде;
доходы, не превышающие 2000 р., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период: стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей; стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных на конкурсах и соревнованиях; суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также возмещение стоимости приобретенных ими медикаментов по назначению врача.
При определении размера налоговой базы в соответствии со ст. 218-221 НК РФ налогоплательщик имеет право на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты или, иначе говоря, льготы. Группирование вычетов имеет смысловой характер, что делает методику исчисления налога более обоснованной и понятной для граждан. Налогоплательщикам, имеющим право на более чем один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов, исключение составляет предоставление вычетов на детей.
Следует иметь в виду, что НДФЛ рассчитывается и удерживается без предоставления вычетов гражданам, не состоящим в штате данной организации, при выплате доходов в порядке оплаты труда в соответствии с заключенными договорами гражданско-правового характера, дивидендов по акциям и иных доходов.
Начиная с 1 января 2001 г., согласно ст. 224 НК РФ, в отношении основных доходов (оплаты труда) стала применяться единая ставка 13 %. На иные виды доходов установлены ставки 6 (в 2005 г. - 9 %), 30 и 35 %. Ставка 6 (9) % применяется в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций - дивидендов. Ставка 35 % действует в отношении:
стоимости выигрышей и призов, получаемых в рекламных конкурсах и играх, превышающих 2000 р.;
суммы страховых выплат по договорам добровольного страхования, заключенным на срок менее пяти лет, в том числе если эта сумма превышает внесенные налогоплательщиком страховые взносы, увеличенные на ставку рефинансирования ЦБ РФ (до 2001 г. по ставке 15 %);
процентов по вкладам в банках, если сумма процентов превышает сумму, рассчитываемую исходя из 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ по рублевым вкладам и 9 % годовых по валютным вкладам (до 2001 г. эти доходы облагались налогом по ставке 15 %);
и т.д.................

Родиной подоходного налога с физических лиц является Великобритания. Первая попытка ввести подоходное налогообложение в России относится к 1810 г., однако в 1820 г. налог был отменен в связи с незначительным поступлением данных платежей в государственный бюджет. В течение XIX в. подоходное налогообложение как таковое отсутствовало. Первая мировая война подтолкнула российское правительство на новую попытку установления подоходного налога, что было осуществлено в 1916 г. по прусскому образцу. Вместе с тем, революция 1917 г. прервала данный процесс. Только декретами от 16 ноября 1922 г. и от 12 ноября 1923 г.

подоходное налогообложение было возобновлено. В 30-е годы подоходное налогообложение носило социальный характер. В частности, рабочие и служащие пользовались наибольшим количеством налоговых льгот по сравнению с другими социальными группами. В 1943 г. произошла новая реформа подоходного налогообложения, в соответствии с которой под обложение налогом попадали граждане СССР, иностранные граждане и лица без гражданства.

Порядок взимания подоходного налога, введенный с января 1992 г., ознаменовал новый этап в развитии подоходного налогообложения, что было вызвано преобразованиями в российской экономике.

Налог на доходы является основным налогом, уплачиваемым физическими лицами, и по суммам поступлений, и по кругу плательщиков.

В соответствии со ст. 19 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налог на доходы физических лиц отнесен к федеральным налогам и по форме возложения налогового бремени является прямым.

Часть первая Налогового кодекса РФ, устанавливающая иную систему налогов и сборов в Российской Федерации, относит налог на доходы физических лиц также к федеральным налоговым платежам (ст. 13).

До 1 января 2001 г. правовое регулирование исчисления и взимания налога на доходы физических лиц осуществлялось на основании Закона РФ от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц». С принятием части второй Налогового кодекса РФ правовая регламентация исчисления и взимания налога осуществляется в соответствии с положениями главы 23 указанного нормативного акта.

Согласно НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения, определяемые ст. 17 указанного нормативного акта.

По отношению к налогу на доходы физических лиц налогоплательщиками являются физические лица, среди которых законодатель выделяет налоговых резидентов РФ и налоговых нерезидентов. К налоговым резидентам РФ Кодекс относит физических лиц, фактически находящихся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Объектом налогообложения признается совокупный доход, полученный налогоплательщиками в течение налогового периода:

1) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ -- для налоговых резидентов РФ;

2) от источников в РФ -- для налоговых нерезидентов.

В соответствии с НК РФ налоговым периодом признается календарный год (с 1 января по 31 декабря).

При определении налоговой базы, являющейся важным элементов налогообложения, учитываются доходы физического лица, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. По каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно.

Доходы физического лица, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату фактического получения доходов.

При получении налогоплательщиком дохода в натуральной форме, в виде товаров (работ, услуг) налоговая база определяется как их стоимость, исчисленная исходя из их рыночных цен на дату получения дохода. Правила определения цен установлены ст. 40 НК РФ.

В зависимости от вида дохода датой фактического его получения могут являться дни:

1) выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц -- при получении доходов в денежной форме;

2) передачи доходов в натуральной форме -- при получении доходов в натуральной форме;

3) уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг -- при получении доходов в виде материальной выгоды;

4) последний день месяца, за который физическому лицу был начислен доход в виде оплаты труда за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Налоговый кодекс РФ устанавливает перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению. При этом в нем выделяются, во-первых, доходы, не подлежащие налогообложению, и, во-вторых, доходы (расходы), уменьшающие размер налоговой базы, т.е. вычеты.

К первой группе, в частности, относятся:

Пособия по безработице, беременности и родам, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, за исключением пособий по временной нетрудоспособности;

Алименты;

Суммы, получаемые в виде грантов, предоставленных международными или иностранными организациями, по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;

Стипендии учащихся, студентов, аспирантов;

Доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход;

Доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, если: проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены указанные проценты;

Стоимость подарков в размере, не превышающем 2000 руб., полученных от организаций или индивидуальных предпринимателей и не подлежащих обложению налогом на наследование или дарение в соответствии с действующим законодательством;

Ряд других.

Во второй группе различают стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты.

К стандартным налоговым вычетам относятся установленные в твердом размере суммы необлагаемого минимума доходов за каждый полный месяц, в течение которого получен доход. При этом различают следующие стандартные вычеты:

В размере 3000 руб. для лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидов Великой Отечественной войны; инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы; ряда других;

В размере 500 руб. для Героев Советского Союза и Героев Российской Федераций, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней; участников Великой Отечественной войны; инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп; граждан, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, также граждан принимавших участие в боевых действиях на территории РФ с 1.01.2007 (ФЗ РФ от 18.07.06 г. №119-ФЗ);

В размере 400 руб. для иных физических лиц до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 20 тыс. рублей. Однако, начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 тыс. рублей, налоговый вычет не применяется;

В размере 600 руб. на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 40 тыс. рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40 тыс. рублей, налоговый вычет не применяется. Указанный вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей.

Кроме того, вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет производится в двойном размере. Предоставление вычета указанным лицам прекращается с месяца, следующего за вступлением их в брак.

Между тем, налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет в размере от 400 до 3000 руб., предоставляется только один максимальный из всех причитающихся ему вычетов.

К числу социальных налоговых вычетов Кодекс относит доходы (расходы) в размере не более 25 тыс. руб., направляемые (уплачиваемые) физическими лицами -- налогоплательщиками в календарном году:

На благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;

За свое обучение и за обучение своих детей в возрасте до 24 лет в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, по дневной форме. Вычет предоставляется на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей;

За услуги по лечению, предоставленные физическому лицу российскими медицинскими учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, его супруге (супругу), родителям и (или) детям в возрасте до 18 лет, а также за медикаменты, назначенные лечащим врачом, приобретаемые налогоплательщиками за счет собственных средств. При этом перечень медицинских услуг и лекарственных средств утверждается Правительством РФ.

Между тем в пределах размеров социальных налоговых вычетов представительные органы власти субъектов РФ вправе устанавливать иные размеры вычетов с учетом своих региональных особенностей.

Социальные налоговые вычеты предоставляются только при наличии у физического лица документов, подтверждающих его фактические расходы на благотворительность, образование и лечение.

В числе имущественных налоговых вычетов выделяют доходы (расходы) физических лиц - налогоплательщиков в календарном году:

Полученные от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, но не превышающих в целом 1 млн. руб., а также в сумме, полученной в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающей 125 тыс. руб. При продаже жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика пять лет и более, а также иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества;

Израсходованные на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома или квартиры. При этом общий размер данного вычета не может превышать 600 тыс. руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в российских банках и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома или квартиры.

Указанные вычеты предоставляются физическому лицу на основании письменного заявления при подаче им налоговой декларации в налоговые органы, документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежных документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств.

Однако повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета не допускается.

Профессиональные налоговые вычеты предоставляются:

- индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам и иным лицам, занимающимся частной практикой;

Физическим лицам, получающим доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера;

Физическим лицам, получающим авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов. Указанные вычеты предоставляются в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Если налогоплательщик не в состоянии подтвердить свои расходы, налоговые вычеты производятся в размерах, установленных ст. 221 НКРФ.

Законодатель соотносит расходы индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой, с затратами, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Лицам, имеющим право на профессиональные вычеты, вычеты предоставляются при подаче письменного заявления налоговым агентам. При отсутствии налоговых агентов право на получение вычетов реализуется налогоплательщиками путем подачи письменного заявления в налоговые органы одновременно с подачей налоговой декларации по окончании налогового периода.

При налогообложении доходов физических лиц применяются различные налоговые ставки в зависимости от вида полученного дохода и статуса физического лица как налогоплательщика.

Размеры ставок составляют: 6, 13, 30 и 35%.

Основная налоговая ставка в размере 13% является постоянной независимо от суммы и источников получаемого дохода.

Ставка в размере 6% устанавливается в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

В отношении доходов, полученных, в частности, в виде процентов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте, в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены проценты; суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату получения таких средств, либо за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора, -- ставка составляет 35%.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.

НК РФ устанавливает особенности в порядке налогообложения отдельных видов доходов.

Так, исчисление и удержание налога с доходов, полученных физическими лицами от выполнения основных трудовых обязанностей, по совместительству и от выполнения работ по гражданско-правовому договору, производится организацией или индивидуальным предпринимателем (налоговыми агентами), с которыми налогоплательщик состоит в трудовых или гражданско-правовых отношениях. При этом исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13%.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговыми агентами отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Однако, удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, -- для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, -- для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Что касается индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, они производят уплату налога авансовыми платежами на основании налоговых уведомлений с указанием суммы исчисленного налога:

1) за январь -- июнь -- не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль -- сентябрь -- не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь -- декабрь -- не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Особое внимание в НК РФ уделяется порядку представления налоговых деклараций.

Налоговая декларация представляется индивидуальными предпринимателями; частными нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой; физическими лицами, работающими в соответствии с договорами гражданско-правового характера у других физических лиц, не являющихся налоговыми агентами; физическими лицами, продавшими имущество, принадлежащее им на праве собственности; физическими лицами -- налоговыми резидентами РФ, получающими доходы из источников, находящихся за пределами России; физическими лицами, получающими доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами; физическими лицами, получающими выигрыши, выплачиваемые организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр.

Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год.

Субъектами налога (налогоплательщиками) НДФЛ (ст. 207 НК РФ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

От определения статуса налогоплательщика как налогового резидента или нерезидента зависит выбор объекта налогообложения и налоговой ставки. Возраст, вменяемость, гражданство и другие личностные характеристики не влияют на признание физического лица налогоплательщиком.В зависимости от статуса налогоплательщика объектом налогообложения признается:1) для налоговых резидентов - доход, полученный от источников в РФ и (или) за ее пределами;2) для нерезидентов - доход, полученный от источников в России.НК РФ выделяет три формы доходов:1) доходы в денежной форме;

2) доходы в натуральной форме;3) доходы в виде материальной выгоды.

Доходы в денежной форме могут быть выплачены физическому лицу наличными денежными средствами непосредственно из кассы предприятия, перечислены на банковский счет налогоплательщика либо по его требованию на счета третьих лиц. Если доходы (расходы) выражены (номинированы) в иностранной валюте, для целей налогообложения они пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).

К доходам в натуральной форме относятся:оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;оплата труда в натуральной форме.

Материальной выгодой признаются льготные проценты за пользование заемными (кредитными) средствами, приобретение товаров (работ, услуг) у взаимозависимых лиц по сниженной цене, льготное приобретение ценных бумаг.

Налоговой базой является определенная сумма дохода, исчисленная в соответствии с требованиями ст. ст. 210-213.1 НК РФ.

Налоговые льготы. От налогообложения освобождаются более тридцати видов доходов физических лиц, перечисленных в ст. 217 НК РФ. Среди них различного рода государственные пособия, выплаты и компенсации, государственные пенсии, стипендии, алименты, гранты, материальная помощь работникам (в размере до 4 тыс. рублей) и др.

Кроме того, предусматриваются четыре вида налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу и, соответственно, общий размер налога на доходы. Налоговые вычеты предоставляются лишь тем налогоплательщикам, которые получали в налоговом периоде доходы, облагаемые по ставке 13%.

Стандартные налоговые вычеты имеют поощрительный характер. Вычеты в размере 3 тыс. руб. и 500 руб. предоставляются за особые заслуги перед государством и малозащищенным категориям граждан (ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС, участие в Великой Отечественной войне или иных боевых действиях, инвалидность и т.п.). Стандартный вычет в размере 400 руб. предоставляется всем налогоплательщикам в качестве некоторого минимума дохода, свободного от налогообложения. Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один из перечисленных выше налоговых вычетов, предоставляется максимальный из них. Вычет в размере 1000 рублей предусмотрен родителям на каждого ребенка, находящегося на их обеспечении.

Порядок предоставления стандартного вычета установлен ст. 218 НК РФ.

Социальные налоговые вычеты предоставляются:в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде;в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 50000 руб.;в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные медицинскими учреждениями Российской Федерации и т.д.

Порядок предоставления стандартного вычета установлен ст. 219 НК РФ.

Имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ). При совершении сделок с имуществом налогоплательщик имеет право на два вида вычетов:

1) вычет доходного типа предоставляется по суммам, полученным налогоплательщиком от продажи (реализации) имущества;2) вычет расходного типа - по суммам, израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома или квартиры.

Профессиональные налоговые вычеты предоставляются в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, индивидуальным предпринимателям, а также лицам, получающим доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера либо от творческой деятельности.

Центральное место в системе налогообложения физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

Налоги с населения являются одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно решает различные задачи обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней, регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан, стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов, облегчения положения наименее защищенных категорий населения.

Подоходный налог с физических лиц – один из важнейших источников государственных доходов. Налог на доходы с физических лиц является федеральным налогом , который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Данный налог используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов.

Второй по значению налог с населения – налог на имущество физических лиц . Налог на имущество не только выполняет фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяют уменьшить имущественную дифференциацию населения, создают стимулы к наполнению богатства.

Основанием для взимания налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения , является признание полученного наследства или дара в качестве дополнительного дохода физического лица.

В настоящее время к числу взимаемых в Российской Федерации с физических лиц имущественных налогов относятся: налог на имущество; налог на наследование или дарение; транспортный налог. По каждому из перечисленных налогов на федеральном уровне принят закон, в соответствии с которым и регулируется налогообложение населения.

Налог на имущество является общеобязательным налогом, который уплачивают собственники имущества (граждане РФ, иностранные подданные, лица без гражданства).



Налог на игорный бизнес - налог с организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. А именно с предпринимателей, имеющих игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализатора, кассы букмекерской конторы. Это региональный налог

Налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Государственная пошлина - это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:

ü нотариальных действий;

ü действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;

ü действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом

из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;

ü действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных

машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

ü действий уполномоченных государственных учреждений при осуществлении

федерального пробирного надзора;

ü государственной регистрации юридических лиц, политических партий, средств массовой

информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и проч.

Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Земельный налог - уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Таможенные пошлины - налоги (сборы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Транспортный налог - налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.

Лесной налог - система платежей за пользование лесным фондом.

Платежи взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати

взимаются за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании

участками лесного фонда.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!