Все для предпринимателя. Информационный портал

Гчп государственное частное партнерство. Классификация форм гчп, основные направления

Государственно-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Использование механизмов частно-государственного партнерства (ГЧП) в настоящее время получает широкое распространение в Российской Федерации.

ГЧП включает в себя ряд форм сотрудничества, позволяющих государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду.

ГЧП обращается к инновационным методам, применяемым государственным сектором для заключения контракта с частным сектором, использующим свой капитал и управленческий потенциал при реализации проектов в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом. Государственный сектор сохраняет ответственность за обеспечение населения этими услугами выгодным для него способом и оказывает позитивное воздействие на экономическое развитие и повышение качества жизни населения.

ГЧП рассматривается как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах федеральной, региональной и муниципальной собственности.

Минэкономразвития России заключило соглашение с ЗАО «ТРАНСПРОЕКТ Групп» о взаимодействии в сфере ГЧП

5 Февраля 2015

Министерство экономического развития Российской Федерации в лице Министра экономического развития Российской Федерации А.В. Улюкаева и ЗАО «ТРАНСПРОЕКТ Групп» в лице Председателя совета директоров В.В. Максимова, 30 января 2015 года подписали соглашение о взаимодействии в сфере экспорта инжиниринговых и консалтинговых услуг по подготовке и сопровождению инвестиционных проектов, реализуемых на основе механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), в страны СНГ.

В рамках соглашения Минэкономразвития России и ЗАО «ТРАНСПРОЕКТ Групп» планируют осуществлять обмен информацией, необходимой для подготовки и проведения совместных мероприятий, а также оказывать взаимную экспертную, консультационную и организационную помощь при реализации внешнеэкономических проектов ЗАО «ТРАНСПРОЕКТ Групп», в том числе направленных на расширение экспорта продукции, услуг и объектов интеллектуальной собственности и привлечение инвестиций и технологий в Российскую Федерацию.

Для этих же целей Министерством экономического развития Российской Федерации будет оказано содействие в реализации мероприятий ЗАО «ТРАНСПРОЕКТ Групп» в рамках соответствующих межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и иностранными государствами.

Заключение соглашения о взаимодействии с Минэкономразвития России является эффективной поддержкой активной экспортной деятельности Инжиниринговой и консалтинговой группы ТРАНСПРОЕКТ (ТРАНСПРОЕКТ Групп) и ее управляющей компании - ЗАО «ТРАНСПРОЕКТ Групп», на рынках стран СНГ. ТРАНСПРОЕКТ Групп в качестве консультанта органов государственного и муниципального управления (ОГМУ) за последние 10 лет успешно подготовила и реализовала в России и странах СНГ десятки крупнейших инфраструктурных проектов с общим объемом государственных и частных инвестиций более 1,7 триллиона рублей, доказывая на практике действенность и эффективность различных моделей партнерства государства и бизнеса.

Представители ТРАНСПРОЕКТ Групп неоднократно привлекались в качестве экспертов-практиков для совершенствования федерального и регионального законодательства о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашениях в Российской Федерации, Республике Казахстан, Республики Беларусь и Республике Молдова.

В 2014 году ТРАНСПРОЕКТ Групп по заказу Европейского союза и Программы развития ООН выступила Национальным консультантом Правительства и Национального собрания Республики Беларусь по обучению в сфере государственно-частного партнерства.

Госуда́рственно-ча́стное партнёрство (ГЧП) - совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

История

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Наиболее показательный опыт государственно-частных партнёрств наработан в Великобритании.

Понятие государственно-частного партнёрства

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;

в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Формы государственно-частного партнёрства

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:

    любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;

    государственные контракты;

    арендные отношения;

    финансовую аренду (лизинг);

    государственно-частные предприятия;

    соглашения о разделе продукции (СРП);

    концессионные соглашения.

В России в 2004 году рассматривалось семь основных типов концессионных соглашений. Однако, в связи с включением в ряд международных договоров РФ отдельных положений из документов Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка) и подготовкой к вступлению в ВТО в российское законодательство были включены и иные термины характеризующие иные виды концессионных соглашений.

На 2012 год в российском праве были предусмотрены следующие 3 формы (типы контрактов) ГЧП:

Контракт на управление и арендные договоры;

Контракт на эксплуатацию и обслуживание;

Концессия.

Области применения государственно-частного партнёрства

Основная область применения ГЧП в мире - постройка автомагистралей. Среди оставшихся самую большую долю занимают проекты в ЖКХ. В России уже с 1990-х годов действуют проекты в сфере водоснабжения и очистки сточных вод.

Государственно-частное партнёрство в России

В России понятие ГЧП впервые в законодательстве появилось в Законе Санкт-Петербурга от 25.12.2006 №627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». К настоящему времени подобные законы приняты в 69 субъектах РФ, однако большая их часть является декларативными документами. Помимо региональных актов, регламентируют сферу ГЧП также Федеральный закон от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В какой-то степени регулирует ГЧП и Федеральный закон РФ от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (предоставление бизнесу льгот на определенной территории – тоже вариант ГЧП в широком смысле). Тем не менее, все эти нормативно-правовые акты покрывают далеко не все возможные формы ГЧП.

Из вышеобозначенных типов ГЧП в Российском законодательстве закреплены лишь три (BOT,BTO,BOO). Тем не менее, ГЧП в России работает и без проработанной законодательной базы: на начало 2013 года в России было запущено и реализовано порядка 300 таких проектов.

Федеральный закон о ГЧП в России обсуждается еще с середины 2000-х годов, но первая его редакция была подготовлена только к июню 2012 года. Вторая версия закона появилась уже через 4 месяца. 13 марта 2013 года Правительство внесло в Госдуму уже третий вариант законопроекта «Об основах государственно-частного партнёрства в Российской Федерации». В предыдущих редакциях из сферы применения закона были исключены объекты ЖКХ и оборонного значения. Сейчас таких ограничений не будет. Из нововведений также отмечается введение единого конкурса на весь проект ГЧП (вместо раздельных на каждый вид работ), а также, наоборот, отмена конкурса на передачу земельных участков, необходимых для строительства объекта ГЧП. Общепринятого определения, как и федерального закона о ГЧП, на сегодняшний день не существует. 26 апреля 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», определяющий основы государственно-частного партнерства. Второе чтение запланировано на осеннюю сессию. Однако Россия уже заключила целый ряд международных договоров которыми предусмотрены принципы частно-государственного партнерства, а в соответсвии с положениями пункта 4 статьи 15 Конституции РФ такие положения имеют приоритет над российскими законами.

Развитие ГЧП в России сдерживается не только отсутствием проработанного законодательства. Не меньшее значение имеет отсутствие механизмов долгосрочного финансирования. Российский бизнес (в частности, банки) не готов участвовать в длительных проектах (соглашения о ГЧП заключаются обычно на 10-50 лет). Сейчас большинство крупных проектов ГЧП реализуется в режиме «ручного управления». Так, строительство Западного скоростного диаметра стало возможным только после вмешательства Владимира Путина.

В 2007 году на базе Внешэкономбанка СССР был создан Банк развития. Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, прямо закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Дирекция ГЧП Внешэкономбанка является структурным подразделением Банка развития.

В мировой практике специализированные негосударственные организации, занимающиеся методическим сопровождением проектов ГЧП и развитием рынка инфраструктурных инвестиций в целом, появились в начале 2000-х. Первой можно считать PartnershipsUKв Великобритании, затем аналогичные центры возникли в ЮАР, Австралии (штат Виктория) и т.д. Предшествовали появлению центров развития ГЧП государственные структуры, которые осуществляли функции методического сопровождения и разработки первичной нормативной базы в сфере ГЧП. Большинство центров развития ГЧП отвечают за разработку технико-экономического обоснования и составление планов реализации проектов ГЧП, а также занимаются последующим консультационным сопровождением ГЧП-проектов. Некоторые центры, например,ParpublicaиPartnershipsBCпомогают министерствам в разработке бизнес-планов и проведение анализа “цена-качество”. Другие, например,MAPPP,PaptnershipsSAиSouthAfricaPPPUnitзанимаются исключительно анализом документов и технико-экономических обоснований к проектам ГЧП, написанных государственными организациями.

По аналогии с зарубежными центрами для становления и развития рынка ГЧП в России был учрежден Центр развития государственно-частного партнерства. Центр развития ГЧП издает электронный журнал «Государственно-частное партнерство в России», учредил первый ГЧП-институт, активно участвует в законодательной и иной деятельности по становлению и совершенствованию государственно-частного партнерства в России.

В №1 «ГЧП-журнала» (февраль 2013) был опубликован рейтинг «ГЧП-старт», характеризующий готовность субъектов РФ к строительству объектов публичной инфраструктуры с привлечением частных инвесторов на принципах ГЧП. Под "готовностью субъекта РФ к реализации проектов ГЧП" понимается выполнение ряда условий, обеспечивающих благоприятный климат для реализации инвестиционных проектов на принципах ГЧП.

Государственно-частное партнёрство в Санкт-Петербурге

Региональные власти в России также принимают свои собственные программы ГЧП ради построения долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества ОИГВ и частного сектора для реализации крупных общественных проектов. Так по мнению руководителя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам А.Чичканова: "Механизм ГЧП позволяет не только привлекать средства к реализации социально значимых для города проектов, но и находить самые современные технические решения и эффективно управлять созданными объектами".

По оценке Всемирного банка, в Санкт-Петербурге в настоящий момент осуществляется одна из самых масштабных в мире программ по реализации проектов с использованием схем государственно-частного партнерства. Город разработал собственную законодательную базу, позволяющую инвесторам максимально эффективно взаимодействовать с региональными властями:

    Так в 2006 году был принят Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».

    В дополнение к нему через 3 года было выпущено Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 346 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге».

    В рамках административной реформы был создан административный регламент Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. в том же 2009 году было издано Распоряжение Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2009 № 92 «Об утверждении административного регламента Комитета по инвестициям и стратегическим проектам по исполнению государственной функции по проведению экспертизы материалов, необходимой для определения наличия оснований для принятия решения о реализации инвестиционного проекта путем участия Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве»

    Наконец, чтобы способствовать исполнению принятых документов, было разработано Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах"».

Действующие проекты ГЧП в Санкт-Петербурге

На основе Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» осуществляются два крупных проекта: развитие аэропорта «Пулково» и строительство завода по переработке твердых бытовых отходов в п. Янино Также ведется предварительная подготовка проектов ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства (водо- и теплоснабжение, электросбережение и т. п.), развития транспортной инфраструктуры и в социальной сфере (строительство социально значимых объектов – школ, больниц и др.).

Конкурсы по проектам ГЧП в Санкт-Петербурге

31 марта 2011 года состоялось подведение итогов открытого Конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга и договора аренды участков. Победителем Конкурса признано ООО "Управляющая компания "Перемена". В настоящее время Комитетом объявлены конкурсы на реализацию следующих проектов:

    строительство Дворца искусств на Васильевском острове

    создание и эксплуатация автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр"

    реконструкция и строительство объектов Северной водонапорной станции Санкт-Петербурга с внедрением двухступенчатой технологии очистки воды

Государственно-частное партнёрство в Москве

В Москве, в отличие от большинства других субъектов РФ, своего закона о ГЧП нет. По словам мэра столицы Сергея Собянина, в будущем его принятие и не планируется, так как существующей нормативно-правовой базы достаточно для работы. Тем не менее, Москва сейчас находится на 13 месте в рейтинге регионов «ГЧП-старт».

Проекты ГЧП в Москве

По схеме ГЧП было построено метро «Мякинино», в настоящее время реализуется строительство скоростной автомагистрали Москва-Санкт-Петербург, реконструкция других федеральных трасс, расходящихся от столицы.

Знаковым проектом ГЧП в Москве также станет дорога Солнцево-Бутово-Видное на присоединенных летом 2012 года территориях. В его реализации будет участвовать девелопер MDGroup, у которого в Бутово строится микрорайон. Совместно с частными инвесторами планируется построить и северный дублер Кутузовского проспекта, а также реконструировать 63 городскую больницу.

Ранее в Москве был реализован еще один крупный проект ГЧП в сфере здравоохранения. Сделка сети клиник «Медси», подконтрольной АФК «Система», с правительством Москвы. В 2012 году в обмен на 25% акций объединенной компании правительство Москвы передало «Медси» 5 поликлиник, 3 стационара и 3 санатория. К участию в сделке был приглашен также американский инвестиционный фонд ApaxPartners(англ.), специализирующийся на медицинских активах, и РФПИ, которые совместными усилиями вложат порядка 6 миллиардов рублей в развитие сети. Доли участников распределятся следующим образом: половину получит АФК «Система», четверть – правительство Москвы, по одной восьмой –ApaxPartnersи РФПИ.

Еще один пример сотрудничества московских властей и бизнеса в области медицины - программа открытия на первых этажах зданий, принадлежащих городу, частных медицинских клиник.

Государственно-частное партнёрство на Украине

В октябре 2010 года вступил в силу Закон Украины «О государственно-частном партнёрстве» - закон, отразивший точку зрения украинского государства по поводу принципов, форм и условий взаимодействия бизнеса и государства.

Государственно-частное партнёрство как способ организации публично-частных правоотношений известно украинскому бизнесу давно. На практике оно выражается в формах совместной деятельности, управления государственном имуществом, аренды государственного имущества, концессии и других. Новый закон фактически воспроизводит картину государственно-частного партнёрства, существующую на практике, с прибавлением к ней желательных для государства штрихов. Термин «государственно-частное партнёрство» введён как политико-управленческая, а не юридическая категория. Он определён как сотрудничество между государством в лице его органов и субъектами хозяйствования, основанное на договоре. Более подробно о государственно-частном партнёрстве на Украине можно найти на украиноязычной странице/

Отрасли применения государственно-частного партнерства

Важное значение имеет определение наиболее приоритетных отраслей для применения ГЧП для каждой страны и региона. Привлечение инвестиций сразу во все отрасли экономики в полном объеме практически невозможно, к тому же существуют те отрасли, которые необходимо инвестировать в первую очередь. Кроме того, отрасли в странах с разным уровнем экономического развития, в которые, по мнению правительства страны, нужно инвестировать с помощью привлечения частного сектора, существенно различаются.

Актуальность ГЧП определяется и тем, что в настоящее время в России концессионные соглашения используются в основном в ЖКХ, при строительстве автодорог, железных дорог и портов. Однако ГЧП может эффективно использоваться и в других отраслях. На этапе становления концессионного законодательства, разработки новых методов взаимоотношений между государством и бизнесом в России важным моментом является определение всех приоритетных отраслей для развития партнерства.

Для создания детальной отраслевой картины, отражающей возможность применения ГЧП в экономике Российской Федерации, следует проанализировать зарубежный опыт ГЧП.

Анализ такого опыта применения ГЧП в странах с разным уровнем социально-экономического развития, реализованных с помощью концессионной формы ГЧП, показал, что такие партнерства успешно применяются в транспортной (автодороги, железные дороги, аэропорты, порты, трубопроводный транспорт) и социальной инфраструктуре (здравоохранение, образование, развлечение, туризм), ЖКХ (водоснабжение, электроснабжение, очистка воды, газоснабжение и др.), в других сферах (тюрьмы, оборона, объекты военной сферы). При этом лидирующей является транспортная инфраструктура, за ней с небольшим отрывом следует социальная инфраструктура.

Если анализировать использование ГЧП по странам, то в зависимости от уровня социально-экономического развития страны картина будет меняться. Так, по сравнению с общей картиной в странах "Большой семерки" (США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония) проекты транспортной инфраструктуры стоят далеко не на 1-м месте. В странах "Большой семерки" на 1-м месте - здравоохранение (184 из 615 проектов), на 2-м месте - образование (138 проектов), на 3-м - автодороги (92 проекта).

Анализ зарубежного опыта использования ГЧП показал, что в каждой из стран "Большой семерки" имеется своя наиболее приоритетная отрасль по использованию ГЧП. Так, в США такой отраслью являются автодороги (32 из 36 проектов), в Великобритании - здравоохранение (123 из 352 проектов) и образование (113 из 352 проектов), в Германии - образование (24 из 56 проектов), в Италии, Канаде и Франции - здравоохранение.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: в тех странах, которые характеризуются наличием рыночной экономики, высоким уровнем производительности труда и уровнем потребления ВВП на душу населения, где государством гарантируется высокий уровень социальной защиты, где велика средняя продолжительность жизни и наблюдается высокое качество медицинского обслуживания и образования, ГЧП используется чаще в отраслях здравоохранения и образования, что продиктовано политикой государства.

В других развитых странах (Австрия, Бельгия, Дания, Австралия, Израиль, Ирландия, Финляндия, Испания, Португалия, Греция, Южная Корея, Сингапур) на 1-м месте по числу использования ГЧП находится отрасль, связанная со строительством и реконструкцией автодорог (93 проекта), а за ней уже следуют с весьма значительным отрывом здравоохранение (29 проектов), образование (23 проекта) и средства размещения (22 проекта).

Таким образом, существует корреляция между уровнем развития страны и отраслью, которая выбирается для привлечения в нее инвестиций с помощью ГЧП. В связи с высоким уровнем социально-экономического развития стран "Большой семерки" и других развитых стран приоритетность отраслей здравоохранения и образования обусловлена также политикой этих государств и их социально-экономическим развитием.

Напротив, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой указанные отрасли (за исключением автодорог) не будут приоритетными. Учитывая более низкий уровень экономического развития в этих странах, на 1 -е место по приоритетности привлечения инвестиций с помощью ГЧП должна выйти транспортная инфраструктура, а именно строительство и реконструкция автодорог, портов, железных дорог и др.

Так, в странах с переходной экономикой (37 из 915 проектов) - страны Центральной и Восточной Европы (Болгария, Чехия, Венгрия, Хорватия, Польша, Румыния); страны Балтии (Латвия); страны СНГ (Украина), отрасли "Здравоохранение" и "Образование" находятся уже далеко не на 1-м месте по применению ГЧП - лидируют автодороги, строительство мостов и тоннелей, легкого наземного метро, аэропортов. В странах с переходной экономикой им уделяется внимание в первую очередь, в них вкладываются средства.

В развивающихся странах (22 из 915 проектов) - Индия, Бразилия, Чили, Гонконг, Мексика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, как и в предыдущей группе стран на 1-м месте по количеству ГЧП находятся автодороги, на 2-м месте - аэропорты, тюрьмы и водоочистные сооружения. Такое распределение отражает в первую очередь заинтересованность стран в развитии этих отраслей (индивидуальных для каждого типа стран), так как ГЧП позволяет привлечь инвестиции частного сектора, снизить затраты государственного сектора, распределить риски между партнерами.

В ряде восточноевропейских стран в конце 1990 - начале 2000-х годов в связи с подготовкой к вступлению в ЕС в отраслях транспортной инфраструктуры и в городском хозяйстве стали активно использоваться методы ГЧП. Проекты по привлечению частных инвестиций в расширение сети автомагистралей, модернизации портов и аэропортов реализуются на основе структурного содействия со стороны ЕС.

Причем конкретный опыт оказался неоднозначным: наряду с успешными имелись и случаи проблемных, не всегда удачных решений.

Пример эффективного проекта ГЧП - расширение и модернизация международного аэропорта в Варшаве. Более 85% пассажиров международных авиарейсов пользовались именно варшавским аэропортом, что требовало в относительно короткие сроки обеспечить увеличение пассажирского и грузового оборота аэропорта почти вдвое. Без привлечения частного капитала и ноу-хау реализовать такой проект было бы невозможно.

По результатам открытого европейского конкурса в качестве частного партнера проекта выступила германская фирма "Хохтиф АГ", разработавшая специальную модель финансирования ГЧП для аэропортов стран Центральной и Восточной Европы. Был сформирован консорциум (генеральный подрядчик - "Хохтиф эйрпорт ГмБХ"), в который на правах партнеров вошли малые и средние предприятия Польши и Германии. Частное финансирование обеспечивал консорциум банков, возглавляемый АО "Ситибанк". Получателем кредитов и государственным партнером проекта выступало агентство "Польские аэропорты PPL".

Стоимость проекта составила 153,4 млн. евро, до 80% его финансирования (по модели cash-flow) пришлось на частную сторону. Государственная польская авиакомпанияLOTбыла включена в частное кредитное соглашение об обеспечении гарантий и в соглашение об использовании аэропорта. Успешное завершение работ способствовало тому, что в дальнейшем генеральный подрядчик принял участие в проектах реконструкции на принципах ГЧП аэропортов городов Дюссельдорфа, Гамбурга и Сиднея.

Нередкими являются примеры неэффективных проектов ГЧП из-за просчетов со стороны государства.

Так, в Чехии был реализован проблемный инфраструктурный проект. Привлечение частных инвестиций в этой стране осуществляется по британской модели частной финансовой инициативы (PFI). Чешский опыт свидетельствует о потенциальной опасности рисков и проблем, с которыми сталкивается недостаточно опытный и плохо подготовившийся государственный партнер. Для сооружения отрезка стратегически важного автобанаD47 протяженностью 80 км зарубежный частный разработчик предложил на первый взгляд привлекательный проект и получил подряд практически без конкурса.

Команда государственного партнера, не имея достаточного опыта ГЧП, не смогла адекватно оценить намерения частного подрядчика, который, как показала практика, не очень-то и стремился реализовать проект. Предложенная им структура финансирования в конечном счете сводилась к перекладыванию всех рисков на государство. В итоге чешское правительство вынуждено было расторгнуть проект и выплатить значительную неустойку.

Удачной моделью эффективного сочетания интересов публичного и частного партнеров признан проект по реконструкции крупнейшего аэропорта Германии во Франкфурте-на-Майне. Проект предполагал предварительную стадию приватизации - эмиссию акций, 29% которых были проданы на фондовой бирже (аналог "народных IPO"). Держателями остальных акций стали земля Гессен (32,1%), город Франкфурт (20,5%) и государство (18,4%). Сформированное таким образом АО "Фрапорт" намеренно сохранило контроль публичных инвесторов. При этом АО является частным акционером других германских аэропортов, т.е. частная сторона партнерств в них представлена структурой с преимущественно государственным участием.

В настоящее время бюджетное финансирование развития транспортной инфраструктуры осуществляется двумя путями: во-первых, напрямую - для крупных проектов (по реконструкции автобанов и аэропортов); во-вторых, опосредованно - через государственный фонд развития инфраструктуры.

Применение государственно-частного партнерства в России

В настоящее время Правительство РФ в качестве приоритетных областей для ГЧП рассматривает:

Развитие производственной и транспортной инфраструктуры;

Жилищно-коммунальное хозяйство;

Здравоохранение и социальные услуги;

Финансирование научных исследований, имеющих перспективы коммерциализации;

Развитие инновационной инфраструктуры.

При этом в России риски просчетов как государственного, так и частного партнеров в проектах ГЧП, очевидно, весьма велики. Уже выявилась тенденция к сильному удорожанию проектов по сравнению с их первоначальной стоимостью. Темп удорожания может достигать 20% в год, и причины не только в простых ошибках и просчетах авторов, но и во вполне объективных обстоятельствах - постоянном росте цен на сырье, материалы, услуги. Мировой опыт показывает, что единственным выходом из этой ситуации является привлечение частного капитала, а значит, создание для него более привлекательных условий по сравнению с обычной коммерческой деятельностью.

Тем не менее в России имеется масштабный потенциал для развития многих форм ГЧП, однако для его практической реализации необходимо решение ряда принципиальных вопросов.

Во-первых, обеим сторонам партнерских отношений следует четко понимать, что эффективное ГЧП нельзя рассматривать лишь как привлечение дополнительных ресурсов в капиталоемкие проекты властей всех уровней. Нужно учитывать реальные интересы обеих сторон. Конкретные механизмы партнерств, выработанные мировым опытом, создают основу для взаимовыгодного ответственного распределения правомочий сторон, не ущемляющего интересы каждой из них. Однако возможные преимущества не реализуются сами собой, после принятия соответствующего нормативного пакета. Необходимо разобраться в особенностях российской модели взаимодействия государства и бизнеса.

Эффективное партнерство реально только при условии полной ясности и предсказуемости стратегии дальнейшего развития страны. Без этого, без уверенности в стабильности "правил игры" от бизнеса нельзя ожидать ничего, кроме показного интереса и формального участия в крупномасштабных проектах государства в целях самосохранения. Фактор эффективного предпринимательства при этом может быть утрачен.

Во-вторых, необходим существенный прогресс в понимании и практической реализации публично-правовых функций государства. Пока российское законодательство не выделяет специально публично-правовых функций и не устанавливает связи между ними и публичной собственностью. Конструкция права такова, что публично-правовые функции реализуются либо административно, либо через гражданско-правовые функции. Организовать на такой основе распределение правомочий между сторонами партнерства невозможно. В странах с развитой рыночной экономикой накоплен большой опыт успешного поиска ответов на "парадоксы публичных благ", который с учетом отечественной специфики можно использовать и в России.

Предоставление государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях ГЧП, является целью создания Инвестиционного фонда РФ. В соответствии с Положением об Инвестиционном фонде РФ возможны следующие формы предоставления государственной поддержки в рамках реализации проектов ГЧП:

Софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта с оформлением прав собственности РФ, включая финансирование расходов на управление инвестиционным проектом, а также финансирование разработки проектной документации;

Направление средств в уставные капиталы юридических лиц;

Предоставление государственных гарантий РФ под инвестиционные проекты, а также иных предусмотренных бюджетным законодательством способов обеспечения обязательств, находящихся в компетенции Правительства РФ. Государственные гарантии предоставляются коммерческим организациям, участвующим в инвестиционном проекте в пользу кредитных организаций, включая кредитные организации с иностранными инвестициями;

Передача части рисков частному инвестору. Идея ГЧП позволяет грамотно разделять риски между участниками соглашения.

При реализации государственной поддержки частного сектора в условиях ГЧП следует учитывать проблему определения оптимальной доли участия инвестора в прибыли и в общем объеме инвестиций, вне зависимости от отрасли реализации проекта. Необходимо установить, что:

каждый участник проекта самостоятельно устанавливает для себя цели и определяет интересы, в соответствии с которыми он оценивает выгодность проекта (как правило, это прибыль, которую рассчитывает получить участник от вложения инвестиций);

разработчик проекта должен по возможности понимать цели и интересы участника и обосновывать выгоду его участия в проекте теми показателями, которые эти цели и интересы отражают лучше. При этом доля участия инвестора в капитальных затратах может составлять от 0 до 100%.

Формирование стимулов для инвестиционной деятельности должно опираться на создание возможностей достижения максимальной рентабельности. Инвесторам необходимы не временные льготы, а долгосрочные гарантии возврата вложенного капитала. Если этого нет, то рост предпринимательского риска ведет к сокращению инвестиционного предложения и "бегству" капитала из страны. В свою очередь, в обмен на предоставленные правовые гарантии стабильности государство может настаивать на новых формах контроля, на прозрачности отчетности.

В целях привлечения инвесторов в инвестиционных проектах, реализуемых по схеме ГЧП, государство может применять стимулирующие инвестора меры (субсидии, субвенции, прямое возмещение инвестиционных затрат и др.) для обеспечения требуемой инвестору доходности. При этом важно учитывать, что государство, заключая договор с инвестором, руководствуется не только чисто предпринимательскими, "деловыми" мотивами, но и общественными интересами, общественно необходимыми целями, публичной полезностью, которые нередко требуют отступления от рыночных, частноправовых критериев поведения государства.

Таким образом, в России запущен новый механизм привлечения инвестиций и начат диалог государства и бизнеса. Государство готово оказывать ГЧП финансовую помощь, а также принять на себя часть рисков. Сохраняется необходимость в том, чтобы выбор вариантов финансирования и реализации проектов со стороны государственного сектора осуществлялся на высокопрофессиональном уровне, поскольку российским ГЧП предстоит конкурировать с ГЧП, уже функционирующими на мировом рынке.

Это наиболее распространенный вид сотрудничества негосударственного сектора с органами власти.

Преимущества государственно-частного партнерства для государства:

1. Возможность осуществления в кратчайшие сроки общественно-значимых проектов, малопривлекательных для традиционных форм частного финансирования;

2. Привлечение значительных негосударственных средств для инвестиций в объекты государственного значения;

3. Существенное сокращение государственных расходов на содержание и эксплуатацию объектов инфраструктуры;

4. Разделение рисков между государством и частными инвесторами;

5. Привлечение современных высокоэффективных технологий в развитие инфраструктуры;

6. Улучшение инвестиционного климата страны и региона.

Преимущества для деловых кругов

1. Возможность доступа к традиционно государственным сферам экономики;

2. Возможность получения прямой государственной поддержки и участия;

3. Возможность долговременного размещения инвестиций под устраивающие гарантии;

4. Возможность выбора наиболее выгодного проекта;

5. Использование передового зарубежного опыта.

Формы государственно-частного партнерства

Целевые программы. Программа это форма хозяйственной деятельности, которая используется для регулирования и управления стратегией экономического, социального и научно-технического развития.

Программа представляет собой набор взаимосвязанных мероприятий, обеспеченных ресурсами и позволяющих реализовать намеченные цели в возможно короткие сроки и с относительно меньшими затратами. Например, Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, реализованная с 2006 по 2008 годы, предусматривала реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения населения жильем, развитие агропромышленного комплекса.

Государственное программирование возникло впервые в России в начале 20-го века. Первой перспективной программой был ГОЭЛРО – государственный план электрификации. В дальнейшем разрабатывался ряд программ оборонного, промышленного, территориального характера, они включались в пятилетние планы.

Этапы разработки целевых программ:

1. Выбор объекта программы. При этом объект должен представлять стратегический приоритет и обеспечивать перелом траектории движения отрасли, сферы деятельности. Желательно формировать пакеты целевых программ, дополняющих друг друга и усиливающих программный эффект.

2. Построение дерева «целей». Дерево целей – э то целевая модель, которая получается путем определения генеральной цели программы и ее последовательной декомпозиции в цели первого, второго и третьего уровней. При этом цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и рассчитаны на достаточно длительный срок. Цели более низкого уровня выступают средствами достижения целей более высокого уровня.

Требования, предъявляемые к целям :

– цели должны быть напряженными, но достижимыми;

– цели должны быть конкретными. Это означает, что цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки и кто это должен делать;

– цели должны быть измеримыми, то есть формулировка цели должна быть такой, чтобы можно было количественно измерить или иначе объективно оценить, была ли цель достигнута;

– цели должны быть совместимы между собой.

3. Обоснование системы мероприятий , необходимых для достижения целей программы, определение ответственных за их выполнение .

4. Структуризация программы , т.е. определение подпрограмм, блоков проектов и отдельных проектов.

Проект это комплекс спланированных мероприятий, предназначенных для достижения конкретных целей при выделенных ресурсах за определенный срок.

Проект является основной структурной единицей программы и должен обеспечить определенный программный результат. Проекты в отличие от программ ориентируются на определенный аспект жизнедеятельности и развития региона, отрасли или организации, имеют установленную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры, то есть отличаются высоким уровнем конкретной проработки.

В процессе структуризации программы определяют набор первоочередных проектов и распределяют их выполнение по годам.

5. Оценка ресурсов , необходимых для выполнения проектов, подпрограмм, программы в целом , возможных источников финансирования и условий поступлений денежных средств . Недостаток ресурсов может потребовать уточнения мероприятий и целей программы.

6. Проведение маркетинговых исследований, определение объема выпуска продукции, сроков окупаемости проектов и программы в целом. Заведомо убыточные проекты и программы исключаются.

7. Создание целевых организационных структур для выполнения программы , подготовка кадров (менеджеров проектов, программы). Такими структурами могут быть федеральные государственные унитарные предприятия, консорциумы, холдинги, финансово-промышленные группы. По каждой подпрограмме и проекту определяются заказчик, научный руководитель (генеральный конструктор) и директор.

8. Контроль и приёмка работ. Каждое программное задание и программа в целом оцениваются комплексом количественных и качественных показателей. Контроль ведут по этапам выполнения программы, чтобы своевременно внести в нее коррективы.

Достоинства Государственных программ, что определяет их применение:

– программы обеспечивают концентрацию ресурсов на наиболее перспективных и эффективных направлениях развития;

– обеспечивается дополнительный системный эффект от концентрации лучших ресурсов на узком поле прорыва;

– программы соединяют саморегулирование рыночной экономики с государственной поддержкой в решении стратегических проблем освоения инноваций, решении крупных социальных и экономических проблем.

За счет этого программы помогают преодолевать кризисы, повышают эффективность, гибкость и конкурентоспособность экономики, обеспечивают выход на новый, более высокий уровень.

Проблемы использования государственных программ:

– невысокая эффективность программ, обусловленная недоработками при формировании и реализации;

– отсутствие четких формулировок ожидаемых результатов использования бюджетных средств;

– недостаточно проработанные механизмы контроля выполнения;

– отсутствие правовой обеспеченности участия компаний в софинансировании проектов.

Воздействие кризиса привело к сокращению бюджетных инвестиций, большая часть программ не предполагает создание объектов, приносящих в процессе эксплуатации прибыли, поэтому интерес к ним со стороны бизнеса пропал.

Государственные контракты . Госконтракты означают размещение на предприятиях заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В этом случае поставщикам товаров могут предоставляться льготы по налогообложению, целевые дотации, субсидии, субвенции, кредиты на льготных условиях.

По такой схеме осуществлялось финансирование крупных инвестиционных проектов: проект «Голубой поток» по дну Черного моря, проект «Сахалин 2», проект «Север ТЭК» по добыче нефти и газа в Республике Коми. По той же схеме осуществляются мегапроекты в научной сфере, например проект по оснащению российской промышленности синтетическими кристаллами нового поколения. Головным исполнителем выступал институт кристаллографии РАН, а соисполнителями – организации различного профиля и форм собственности, в том числе промышленные предприятия. Проект предусматривал проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ и внедрение результатов в производство.

Арендные отношения.

Лизинг. Лизинг предусматривает передачу государством в аренду частному сектору государственной собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования, транспортных средств, инженерных комплексов. В качестве платы за переданное имущество государство взимает с частных компаний арендную плату.

Концессионные соглашения. Термин «концессия» означает в переводе с латыни «уступка», одобрение, разрешение. В настоящее время концессией называют договор, заключенный государством с частным предпринимателем, как правило, иностранной фирмой, на эксплуатацию промышленных предприятий или земельных участков. Концессии активно использовались в нашей стране в период НЭПа для привлечения иностранных инвестиций.

В настоящее время правовой основой для заключения концессионных соглашений является Федеральный закон, принятый в 2005 году.

Согласно закону, Концессия это система отношений между государством (концедентом) и частным юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав пользования государственной собственностью по договору за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства.

Частные компании вправе участвовать в качестве соинвесторов в государственных проектах. О государственно-частном партнерстве летом 2015 года приняли отдельный закон. При участии в проекте частный инвеcтор получает право собственности на общественную инфраструктуру.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) — это форма сотрудничества между государством и частными инвесторами. Теперь коммерческие структуры и другие частные лица могут вкладывать средства в проекты, которыми управляет государство. Такие отношения регулирует закон № 224-ФЗ , который приняли в июле 2015 года. Инвестор получает право собственности на новый объект. Однако эти права ограничены. Объект нельзя отчуждать третьим лицам, и его следует использовать только в соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве.

В рамках государственно-частного партнерства заключают особый тип сделок

  1. Ведет строительство и/или реконструкцию объекта.
  2. Осуществляет полное или частичное финансовое сопровождение проекта.
  3. Использует и/или производит техническое обслуживание объекта.
  4. Становится собственником объекта при условии обременения объекта в соответствии с ФЗ о ГЧП.

Факультативным условием соглашения о ГЧП является условие, что публичный партнер учствует в финансировании содания, использования или техобслуживания объекта. Частный партнер:

  1. Разрабатывает проект объекта.
  2. Вкладывает средства в использование и/или техобслуживание объекта.
  3. Передает объект публичному партнеру в собственность после того, как завершится срок, который стороны определили в договоре о государственно-частном прантнерстве. Такое условие станет обязательным, если публичный партнер вложит в проект больше средств, чем частный, и стоимость имущества и прав, которые получил частный партнер, превысят объем частного финансирования.

В соглашении о государственно-частном партнерстве устанавливают срок

Согласно закону о государственно-частном партнерстве срок договора может составлять от 3 до 50 лет. Период действия соглашения определяют с учетом сроков строительства, окупаемости и других обстоятельств.

Частный инвестор получает ограниченное право собственности на новый объект

По ФЗ о ГЧП частный инвестор получает права на имущество (подп. 4 п. 2 ст. 6 закона № 224-ФЗ) Но имущество можно передать частному инвестору, только если у третьих лиц нет на него прав (п. 4, 5 ст. 7 закона № 224-ФЗ). В связи с этим перед заключением соглашения о ГЧП об имуществе ГУП или МУП, такое имущество следует предварительно изъять.

В рамках государственно-частного партнерства могут создавать различные объекты инфраструктуры

Закон о ГЧП позволяет инвесторам принимать участие в создании и эксплуатации:

  1. Частных автомагистралей, мостов и иных объектов сопутствующей инфраструктуры.
  2. Транспорта общего пользования, за исключением метро, а также объектов железнодорожного, речного, морского, авиатрапспорта и объектов соответствующей инфраструктуры.
  3. Трубопроводов и сопутствующих объектов, линий электропередачи, гидротехнических объектов, линейных объектов связи.
  4. Инфраструктуры для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов.
  5. Систем мелиорации и сопутствующих объектов, а также отдельных объектов, связанных с производством сельхозпродукции, ее переработкой и хранением.
  6. Объектов культуры, образования, спорта, благоустройства территории (ст. 7 закона 224-ФЗ о государственно частном партнерстве).

По закону о государственно-частном партнерстве соглашение нельзя заключать:

  • в отношении отдельно движимого имущества без технологической связи с недвижимостью (п. 1 ст. 12 закона № 224-ФЗ);
  • в отношении уже существующих объектов, если это не реконструкция.

По правилам государственно-частного парнтерства публичный партнер контролирует исполнение соглашения частным партнером на всех стадиях проекта (ст. 14 закона № 224-ФЗ).

УДК 631.16

ГОСУдАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО:

формы, методы, потенциал развития

а. А. КАЛАШНИКОВ,

генеральный директор ОАО «Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей», соискатель кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности Е-mail: kalashnikov1313@yandex. га Волгоградский государственный университет

В статье рассмотрены сущность и особенности государственно-частного партнерства, обоснована необходимость его развития как механизма финансового обеспечения инвестиционной деятельности. Дана классификация форм и инструментов государственно-частного партнерства. Выявлены основные проблемы, препятствующие развитию государственно-частного партнерства, и рассмотрены возможности по их устранению.

Ключевые слова: Внешэкономбанк, венчурное финансирование, государственно-частное партнерство, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, Инвестиционный фонд РФ, концессия.

Государственно-частное партнерство: формы, методы, потенциал развития. В России в условиях модернизации экономики возникла необходимость в развитии инноваций, преодолении технологического отставания с целью выхода на принципиально новый уровень решения вопросов инфраструктурного развития.

Россия должна следовать примеру развитых государств, которые в посткризисных условиях объединяют усилия государства и частного бизнеса.

В экономике ряда развитых и развивающихся стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти. В данном контексте понимается партнерство государства и частного сектора, обозначаемого обычно термином Public-Private Partnership (PPP). В российской литературе принят термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП).

В экономической литературе существует множество различных определений ГЧП. Наиболее общее из них дано Всемирным банком: ГЧП - это соглашения между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций и, что еще более важно, как средство повышения эффективности бюджетного финансирования.

Применительно к российской практике экспертное сообщество выработало следующее определение: ГЧП представляет собой юридически закрепленную форму взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями в целях реализации общественно-значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности .

Таким образом, с одной стороны, оно способствует более эффективному решению задач, стоящих перед государством, а с другой стороны, как форма взаимовыгодного долгосрочного сотрудничества между государством и бизнесом является эффективным инструментом стимулирования и поддержки инвестиционной деятельности.

К настоящему времени в экономической науке проведено достаточно большое количество исследований ГЧП. Рассматриваются вопросы становления и практического опыта реализации,

модели и формы ГЧП, определяются новые сферы использования и др.

Несмотря на важность развития ГЧП как важнейшего механизма финансового обеспечения инвестиционной деятельности, внедрение его в российскую практику идет медленно. Это обусловлено в первую очередь несовершенством законодательной и нормативной базы.

Можно выделить следующие препятствия для развития ГЧП:

Правовые ограничения. В настоящее время российское законодательство в этой сфере еще несовершенно: отсутствует единая концепция ГЧП, нет согласованности в терминологии, касающейся этого вопроса между региональным и федеральным законодательством, регулирующим отдельные стороны ГЧП, Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О Концессионных соглашениях» не в полной мере защищает интересы кредиторов и частных инвесторов;

Ограничения организационного и экономического характера. К ним можно отнести наличие низкоквалифицированных работников в сфере управления механизмами ГЧП и слаборазвитое взаимодействие с инвесторами по вопросам принятия решений по ГЧП;

Ограничения нематериального характера - взаимное доверие, справедливое распределение рисков между участниками.

Государство является партнером частным инвесторам по следующим доминирующим причинам: а) неспособность удовлетворить растущие потребности в инвестициях только за счет государственного бюджета; б) низкая эффективность расходования выделяемых государственных средств. При этом государство выступает в роли специфического субъекта этих отношений.

Главной особенностью ГЧП, по мнению ученых, является обилие самых различных форм, в которых ГЧП находит свое проявление.

В работах, посвященных ГЧП, понятия «формы ГЧП» и «инструменты ГЧП» идентичны. На взгляд авторов, эти понятия необходимо разделять, поскольку между ними существуют различия.

Формы ГЧП - отношения организационно-правового характера между сторонами ГЧП, которые возникают непосредственно в процессе реализации совместных проектов (рис. 1).

Инструменты ГЧП - это институты государственной поддержки (государственное финанси-

рование, государственные гарантии) ГЧП-проектов, применение которых возможно независимо от применяемой формы ГЧП.

Наиболее распространена следующая классификация форм ГЧП.

В соответствии с законодательством Российской Федерации выделяются следующие формы ГЧП (рис. 2).

В России также существуют следующие инструменты ГЧП:

1) Инвестиционный фонд РФ. Финансирование за счет Инвестиционного фонда РФ возможно в отношении проектов по созданию и (или) развитию объектов капитального строительства транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры и концессионных проектов, имеющих общегосударственное значение (общая стоимость - не менее 5 млрд руб.) и долю финансирования частного инвестора не менее 25 % или имеющие региональное (межрегиональное) значение (общая стоимость - не менее 500 млн руб.) и долю финансирования инвестора не менее 50 % .

Инвестиционный фонд РФ направлен на комплексное промышленное и инфраструктурное развитие. В основу предоставления средств Инвестиционного фонда РФ заложен принцип проектного финансирования, что, на взгляд автора, выгодно отличает данный механизм предоставления государственных средств от ассигнований в рамках долгосрочных целевых программ, целью которых может являться, например, создание конкретного объекта.

Ни один из существующих механизмов бюджетного инвестирования не предусматривает проектного финансирования. Между тем именно в рамках такого подхода можно эффективно и грамотно прогнозировать риски и управлять ими, оценивать эффекты от создания объектов капитального строительства;

2) ОАО «Российская венчурная компания». Основной целью ОАО «Российская венчурная компания» являются стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов. Компания исполняет роль государственного фонда венчурных фондов, через который осуществляются государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом, а также роль государственного института

Рис. 1. Классификация форм государственно-частного партнерства

Рис. 2. Формы государственно-частного партнерства, применяемые в России НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

развития отрасли венчурного инвестирования в Российской Федерации ;

3) Внешэкономбанк. Внешэкономбанк представляет собой один из ключевых институтов, позволяющих реализовать инвестиционные проекты в рамках ГЧП. Одной из функций, реализуемых Внешэкономбанком, является участие в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях ГЧП. Минимальный размер предоставляемых Внешэкономбанком кредитов, займов, гарантий, поручительств и финансирования на возвратной основе в целях реализации инвестиционного проекта устанавливается в размере 1 млрд руб., или в размере суммы в иностранной валюте, эквивалентной 1 млрд руб. .

В отличие от коммерческих банков у Внешэкономбанка отсутствует цель получения прибыли. Приоритетным направлением деятельности выступает финансовое содействие социально-экономическому развитию РФ. По указанной причине процентная ставка Банка существенно ниже рыночной, а сроки кредитования рассчитаны на долгосрочные периоды окупаемости инвестиционных проектов (согласно Инвестиционному меморандуму - более 5 лет). Следует отметить и другое отличие. Поскольку Внешэкономбанк не является коммерческим, на него не распространяются нормативные ограничения Банка России по обязательному резервированию денежных средств в случае финансирования проектов с недостаточным обеспечением по кредиту. Это означает, что Внешэкономбанк может кредитовать и довольно рискованные с точки зрения коммерческого банка проекты, если их реализация соответствует социально-экономическим приоритетам России. В то же время возможно совместное участие в таких проектах и Внешэкономбанка, и коммерческих банков, которым Внешэкономбанк поможет минимизировать финансовые риски.

Получение средств Внешэкономбанка может стать отдельным альтернативным механизмом возвратного финансирования ГЧП-проекта в случае, если попытка получить государственное финансирование по линии федеральных целевых программ или Инвестиционного фонда РФ по каким-либо причинам не увенчалась успехом. Также Внешэкономбанк может выступить в качестве дополнительного источника средств для финансирования объектов инфраструктуры либо в качестве инвестиционного консультанта в случае успешного прохождения проектом процедуры конкурсного

отбора в Инвестиционном фонде РФ. Таким образом, Внешэкономбанк является основой системы финансовой поддержки ГЧП-проектов, особенно в тех случаях, когда частные коммерческие банки не могут участвовать в таких проектах из-за нормативных ограничений или финансовых рисков.

Внешэкономбанк участвует в реализации инвестиционных проектов в порядке и на условиях, устанавливаемых Меморандумом о финансовой политике и внутренними документами Внешэкономбанка, путем:

Предоставления кредитов, займов, осуществления лизинговых операций и финансирования на возвратной основе в иных формах в рамках Федерального закона от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О Банке развития» (в ред. от 25.06.2012);

Выдачи гарантий и поручительств, в том числе экспортных гарантий (за исключением такой выдачи физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей);

Участия в уставных капиталах хозяйственных обществ;

Страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков в порядке, установленном Правительством РФ;

Экспертизы инвестиционных проектов, консультационной деятельности (на комиссионной основе).

Формирование адекватной современным условиям экономической базы посредством создания условий и возможностей для реализации инвестиционных проектов будет являться основой для развития инвестиционной деятельности в целом.

На взгляд автора, это может выражаться в расширении различных льгот преимущественно с государственными гарантиями (налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов), что будет гарантировать восстребо-ванность продукции и возврат вложенного капитала. При этом государство может стать полноценным участником и осуществлять контроль и регулирование в управлении проектом.

Например, налоговые льготы существуют в 71 субъекте РФ, и более чем в половине из них есть более или менее развитое инвестиционное законодательство. Но развитие ГЧП происходит далеко не во всех даже передовых в плане инвестиционного законодательства регионах. Важно, как инвестиционное законодательство применяется региональными властями.

Оно будет не только регулировать инвестиционную деятельность, но и являться гарантом для субъектов инвестиционной деятельности в обеспечении равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, гласности в обсуждении инвестиционных проектов, праве обжалования в суде решения и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, защите капитальных вложений.

Наиболее принципиальным условием является преодоление противоречий между общественными и частными интересами в ГЧП. Еще одно необходимое условие, выполнение которого требует достаточно длительного времени и системных усилий государства, - создание институциональной среды ГЧП.

Многое в становлении и развитии ГЧП определяется наличием соответствующей институциональной среды для решения стоящих перед государством задач, выполнение которых требует достаточно длительного времени и системных усилий

При этом речь идет не только о проявлении политической воли на высшем уровне, но и о создании политического обеспечения в нижних слоях общества путем подготовки общественного мнения к использованию приватизационных механизмов в сфере социальной и производственной инфраструктуры. Вот почему роль государства должна состоять не только в финансировании проектов из бюджета, но и в стимулировании притока инвестиций из иных источников.

Так, на вопрос респондентов, какая именно государственная поддержка ГЧП-проектам необходима в первую очередь, получены следующие ответы.

На 1-м месте при определении наиболее значимой формы государственной поддержки проектам ГЧП находится гарантия спроса/тарифное регулирование (22 %), на 2-м - регулирование финансовых инструментов и финансовых институтов для привлечения и поддержки частного инвестирования (20 %), на 3-м - финансовая поддержка (19 %). Затем следуют инициатива по проекту (16 %), юридическая поддержка (13 %) и общее руководство/управление (5 %).

Особый интерес представляют такие формы государственной поддержки, как субсидирование процентной ставки и налоговые льготы, а также

отработка механизма инвестирования частных инвестиций в публичные проекты .

Соответственно, был сделан вывод, что в регионах государственные служащие в первую очередь рассчитывают на государственную финансовую поддержку проектов ГЧП и явно недооценивают важность управления проектами и компетентности партнеров в организации взаимодействия государства и бизнеса.

Наиболее привлекательным источником финансирования, по мнению респондентов (рис. 3), являются российские фонды, затем следуют российские государственные банки. Следующие четыре категории попадают в интервал 4-5. Иностранный капитал получил средний балл 3,5. Некоторые респонденты в графе «Другое» отмечали привлекательность таких источников, как совместный капитал (консолидированный бюджет) кластерных объединений предприятий, включающий банковский капитал, капитал российских фондов и частный капитал, а также личный капитал .

Напрашивается вывод о том, что государство должно стимулировать негосударственные финансовые институты, располагающие основной долей инвестиционных ресурсов страны, к более активному участию в проектах ГЧП.

Непременными условиями успешной реализации планов ГЧП являются институциональные факторы:

Разработка соответствующего законодательства;

Обеспечение прозрачности деятельности частных компаний на объектах государственной и муниципальной собственности;

Строгое следование государства постулатам объявленной политики и принципам ГЧП;

Стабильность общей политической обстановки.

Российские фонды Российские государственные банки Российские коммерческие банки Российский частный капитал

Иностранные фонды Иностранные коммерческие банки

Иностранный частный капитал

0 1 2 3 4 5 Рис. 3. Распределение баллов привлекательности источников финансирования

Мировая практика применения механизма ГЧП показывает необходимость формирования специальной законодательной базы для успешной реализации крупных инвестиционных проектов.

Так, по мнению некоторых авторов, ее формирование на основе принципов национального и международного права может стать условием для стабильного развития ГЧП в инновационном секторе с привлечением не только отечественного, но и иностранного капитала .

В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой широко распространено привлечение различных финансовых институтов для предоставления кредитных средств на реализацию проектов ГЧП.

Во Франции, например, популярностью пользуется создание целевых компаний с долевым участием государства и бизнеса. В Англии, наоборот, предпочтение отдается контрактным концессионным схемам. Существующий опыт свидетельствует, что в мировой практике чаще встречаются именно концессионные методы реализации проектов ГЧП .

Концессии являются наиболее прогрессивной и комплексной формой ГЧП. Во-первых, в отличие от других форм они всегда носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает полной свободой в принятии управленческих решений, что также отличает их, например, от смешанных предприятий. В-третьих, у государства в рамках концессионного договора и публично-правовых норм остается в целом достаточно много рычагов воздействия на концессионера при возникновении необходимости защиты общественных интересов .

Как подчеркивает ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН В. Варнавский, концессионные проекты имеют несколько характерных особенностей. Во-первых, они осуществляются под постоянным и неусыпным контролем государства за качеством, безопасностью и тарифной политикой. А во-вторых, проекты ограничены во времени и пространстве, поскольку контракт заключается на определенный срок и касается только одного отдельно взятого, оговоренного сторонами объекта. Такие ограничения позволяют государству эффективно предоставлять качественные социальные услуги населению по приемлемой цене. Однако если власть выставит слишком жесткие тарифные или эксплуатационные условия, предприниматели вряд ли заинтересуются

подобными проектами, ведь риск возврата вложенных средств и получения прибыли может оказаться слишком большим .

По мнению адвоката Московской городской коллегии адвокатов А. Петровой, значительное распространение концессионных контрактных форм ГЧП связано с желанием государства сохранить за собой возможность единолично принимать решение об изменении условий проекта или отстранении частного инвестора от проекта. Эту возможность оно имеет в случае контракта и теряет при создании совместной целевой компании с долевым участием партнеров.

На федеральном уровне 17.07.2009 подписано первое концессионное соглашение между ОАО «Главная дорога» и Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) по реализации проекта «Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва - Минск». Срок действия концессионного соглашения составляет 30 лет, общая стоимость строительства автодороги - 25,7 млрд руб. Из них 11 млрд будет выделено из средств Инвестиционного фонда РФ, а оставшаяся часть привлечена концессионером.

Наиболее эффективным источником привлечения средств для их дальнейшего инвестирования в проекты ГЧП являются фонды постприватизационной поддержки, основной особенностью которых является гибридный механизм финансирования (за счет средств бизнеса, бюджета, заемных средств, средств некоммерческих структур, спонсоров). Используемые при этом различные гибридные разновидности схем финансирования зависят от структуры и схемы реализации проектов ГЧП, объема использования государственных средств, направляемых на создание различных форм ГЧП .

Проекты ГЧП прежде всего направлены на обеспечение наиболее эффективного использования бюджетных и иных ресурсов государственного сектора.

Через механизм ГЧП эффективность рыночных механизмов и элементов трансформируется в выгоды для государства и общества. Мировой опыт подтверждает, что ГЧП при условии их правильной организации отличаются большей эффективностью по сравнению с традиционной системой государственных закупок.

Для развития ГЧП необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, устранить

проблемы в законодательстве, создать условия, регулирующие взаимодействие участников ГЧП, расширить программы образования ГЧП с целью повышении квалификации кадров, работающих в сфере управления проектами ГЧП.

Список литературы

1. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев. М.: ГУ-ВШЭ, 2010.

2. Воротников А. М. О развитии государственно-частного партнерства в российских регионах // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2010. № 2 (43). URL: http://www. dpr. ru/journal/journal_41_15 .htm.

3. Государственно-частное партнерство: пути совершенствования законодательной базы / под общ. ред. А. А. Зверева. М.: ООО «Фирма А-ФОРТ-ЮГ», 2009.

4. Короли и «капуста». URL: http://www. www. profile. ru/items_9969.

5. Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 01.03.2008 № 134 (ред. от 30.01.2013).

6. Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»: распоряжение Правительства РФ от 27.07.2007 № 1007-з (в ред. от 15.07.2010).

7. Ястребов О. А. Опыт и перспективы использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере развития инфраструктуры субъектами Российской Федерации // Проблемы современной экономики. 2010. № 1 (33) . URL: http://www. m-economy. ru/art. php?nArtId=3001.

8. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. 2009. P. 7.

При поддержке

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ

социальные

ПРЕМИЯ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

WWW.OSNOVAROSTA.RU

Генеральные информационные партнеры

&banhimj газета.ru

Информационные партнеры

Генеральный отраслевой партнер

BRffliPITV |зксгПЕРТрд|

ф московский

КЛУБ МОЛОДЫХ Ы ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

ОПОРА-КРЕДИТ

СТАРТАПАФИША

И&М1.Ч fjgj ¡53 News |

КЛ^рК i* ФАКТОРИНГ ПРС УСПИ^ЕИЗКЕМЕЛЕКДНАЛ

История

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России . Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования . ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Наиболее показательный опыт государственно-частных партнёрств наработан в Великобритании .

Понятие государственно-частного партнёрства

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Формы государственно-частного партнёрства

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести :

  • любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;
  • финансовую аренду (лизинг);
  • государственно-частные предприятия;

Области применения государственно-частного партнёрства

Основная область применения ГЧП в мире - постройка автомагистралей. Среди оставшихся самую большую долю занимают проекты в ЖКХ. В России уже с 1990-х годов действуют проекты в сфере водоснабжения и очистки сточных вод.

Государственно-частное партнёрство в России

Общепринятого определения, как и федерального закона о ГЧП, на сегодняшний день не существует.

Определения государственно-частного партнёрства присутствуют в законах о ГЧП, принятых в 60 субъектах РФ (по состоянию на сентябрь 2012 года). Полный список см.: www.pppi.ru В 2007 году на базе Внешэкономбанка СССР был создан Банк развития . Основной закон, регламентирующий деятельность этого учреждения, прямо закрепляет за ним функции участника рынка ГЧП. Центр ГЧП Внешэкономбанка является структурным подразделением Банка развития..

Наиболее современными и перспективными инструментами ГЧП в России на текущий момент являются:

  • другие государственные корпорации ;

Государственно-частное партнёрство на Украине

В октябре 2010 года вступил в силу Закон Украины «О государственно-частном партнёрстве » - закон, отразивший точку зрения украинского государства по поводу принципов, форм и условий взаимодействия бизнеса и государства.

Государственно-частное партнёрство как способ организации публично-частных правоотношений известно украинскому бизнесу давно. На практике оно выражается в формах совместной деятельности, управления государственном имуществом, аренды государственного имущества, концессии и других. Новый закон фактически воспроизводит картину государственно-частного партнёрства, существующую на практике, с прибавлением к ней желательных для государства штрихов. Термин «государственно-частное партнёрство» введён как политико-управленческая, а не юридическая категория. Он определён как сотрудничество между государством в лице его органов и субъектами хозяйствования, основанное на договоре. Более подробно о государственно-частном партнёрстве на Украине можно найтиукраиноязычной странице

Государственно-частное партнёрство в Санкт-Петербурге

Региональные власти в России также принимают свои собственные программы ГЧП ради построения долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества ОИГВ и частного сектора для реализации крупных общественных проектов. Так по мнению руководителя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам А.Чичканова: "Механизм ГЧП позволяет не только привлекать средства к реализации социально значимых для города проектов, но и находить самые современные технические решения и эффективно управлять созданными объектами".

По оценке Всемирного банка, в Санкт-Петербурге в настоящий момент осуществляется одна из самых масштабных в мире программ по реализации проектов с использованием схем государственно-частного партнерства. Город разработал собственную законодательную базу, позволяющую инвесторам максимально эффективно взаимодействовать с региональными властями:

  1. Так в 2006 году был принят Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах ».
  2. В дополнение к нему через 3 года было выпущено Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 346 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге ».
  3. В рамках административной реформы был создан административный регламент Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. в том же 2009 году было издано Распоряжение Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2009 № 92 «Об утверждении административного регламента Комитета по инвестициям и стратегическим проектам по исполнению государственной функции по проведению экспертизы материалов, необходимой для определения наличия оснований для принятия решения о реализации инвестиционного проекта путем участия Санкт-Петербурга в государственно-частном партнерстве »
  4. Наконец, чтобы способствовать исполнению принятых документов, было разработано Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" ».

Действующие проекты ГЧП в Санкт-Петербурге

На основе Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» осуществляются два крупных проекта: развитие аэропорта «Пулково » и строительство завода по переработке твердых бытовых отходов в п. Янино Также ведется предварительная подготовка проектов ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства (водо- и теплоснабжение, электросбережение и т. п.), развития транспортной инфраструктуры и в социальной сфере (строительство социально значимых объектов – школ, больниц и др.).

Конкурсы по проектам ГЧП в Санкт-Петербурге

31 марта 2011 года состоялось подведение итогов открытого Конкурса на право заключения соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга и договора аренды участков. Победителем Конкурса признано ООО "Управляющая компания "Перемена". В настоящее время Комитетом объявлены конкурсы на реализацию следующих проектов:

  • строительство Дворца искусств на Васильевском острове
  • создание и эксплуатация автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр "
  • реконструкция и строительство объектов Северной водонапорной станции Санкт-Петербурга с внедрением двухступенчатой технологии очистки воды

Ссылки

  • ГЧП, Госинвестиции, Внебюджетное финансирование: Международный информационно-аналитический портал "Госинвестор.ру"
  • Центр развития государственно-частного партнерства в России
  • Информационный портал ГЧП info : Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России
  • Государственно-частное партнерство в России: информационно-аналитический портал
  • Польша
  • Исследование:Финансовая жизнеспособность и приемлемость моделей внебюджетного финансирования инфраструктуры, КПМГ, 2006 г.
  • Концессионные договоры на предоставление услуг: первый опыт применения, КПМГ, 2007 г.
  • Государственно-частное партнерство как форма отношений власти и бизнеса в России
  • Инструменты ГЧП в России есть. Надо научиться c ними работать.
  • Исторические формы ГЧП: мытарство, откупа, концессии. ГЧП в Российской империи.
  • О чем молчат бухгалтерские книги? Подводные камни частно-государственного партнерства в Центральной и Восточной Европе
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!