Все для предпринимателя. Информационный портал

Финансовые ресурсы материальные носители финансов. Финансовые ресурсы – материальные носители финансовых отношений

Появление финансов, всегда дает знать о себе реальным движением денежных средств. Это движение происходит на 2-й и на 3-й стадиях воспроизводственного процесса в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости на этих стадиях различен. Что не позволяет отнести их к сфере функционирования финансов.

1. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений, принципы их формирования и их использования
2. Финансовые ресурсы коммерческих организаций: собственные, мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения, их характеристика
3. Доходы бюджетов всех уровней: их экономическое содержание, принципы формирования, состав, структура и методы мобилизации
4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

министерство образования и науки российской федерации

институт менеджмента маркетинга и финансов

факультет «Экономический»

Контрольная работа

по дисциплине «Финансы»

Выполнил(а):

Студент(ка) 3 курса

Группы ФК-076

Колосова Ольга

Александровна

Проверил: Дорош Н.В.

Дата: _____

Оценка: _____

Подпись: _____

Воронеж

2009

1. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых

отношений, принципы их формирования и их использования ………… 3

2. Финансовые ресурсы коммерческих организаций: собственные, мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения, их характеристика ………………………………… 7

3. Доходы бюджетов всех уровней: их экономическое содержание, принципы формирования, состав, структура

и методы мобилизации …………………………………………………… 10

4. Список литературы …………………………………………………….. 26

1. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений, принципы их формирования и их использования.

К финансовым отношениям относятся денежные отношения, возникающие в процессе расширенного воспроизводства между:

  1. Государством и предприятиями по уплате налогов и д.р. платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета затрат предприятий;
  2. Государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  3. Между предприятиями и внебюджетными фондами при внесении стразовых взносов в эти фонды;
  4. Предприятиями и банками, при получении кредитов и уплате процентов за кредит:
  5. Предприятиями и работниками при выплате 3/Л из фонда оплаты труда и д.р. денежные отношения.

Но не все денежные отношения являются финансами. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием фондов денежных средств.

В систему финансовых отношений не входят и к финансам не относятся те денежные средства, которые обслуживают личное потребление и обмен, т.е. различный товарооборот, оплату транспортных, коммунальных, зрелищных и д.р. услуг, а также процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения и наследования денег. Эти отношения регулируются другими отраслями права (гражданским, административным и т.д.).

Сущностные признаки финансов:

Денежный характер финансовых отношений - важный признак финансов. Деньги - обязательное условие существования финансов. Нет денег, не может быть и финансов, т.к. последние есть общественная форма, обусловленная существованием первой.

Появление финансов, всегда дает знать о себе реальным движением денежных средств. Это движение происходит на 2-й и на 3-й стадиях воспроизводственного процесса в распределении и обмене. Однако характер движения стоимости на этих стадиях различен. Что не позволяет отнести их к сфере функционирования финансов.

На 2-й стадии движение стоимости в денежной ферме осуществляется обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждение (т.е. переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца).

На 3-й стадии распределенная стоимости обменивается на товарную, т.е. совершаются акты купли-продажи. Отчуждение стоимости здесь не происходит, на лишь меняет форму с денежной на товарную.

На 3-й стадии воспроизводственного процесса, обменные операции обслуживаются 2-я категориями – во-первых деньгами, являющимися посредниками обменных актов и во 2-х ценой, на основе которой происходит соизмерение обменивающихся стоимостей, находящихся в разных формах (денежной и товарной). Никакого другого общественного инструмента здесь больше не требуется, следовательно в обмене нет места финансов, с областью возникновения и функционирования финансов, является 2-я стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по субъектам хозяйствования и по целевому назначению внутри каждого из них.

Поэтому важным признаком финансов является распределительный характер финансовых отношений.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движение денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и преступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих удовлетворение социальных д.р. общественных потребностей. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Это позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении (это цена, 3/П, кредит и д.р.), ни одна из этих категорий, кроме финансов не характеризуется материальным носителем, поэтому важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Финансы являются частью экономических отношений в обществе, однако на практике мы имеем дело не с абстрактными отношениями, а с реальными денежными средствами. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств в форме доходов, поступлений и накоплений, составляющих в совокупности финансовые ресурсы, которые являются материальными носителями финансовых отношений.

Финансовые отношения коммерческих предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности.

1. Принцип хозяйственной самостоятельности проявляется в том, что предприятие самостоятельно определяет свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств, с целью получения прибыли. Однако государство регламентирует отдельные стороны деятельности организаций и предприятий, устанавливая налоги, нормы амортизации и т.д.

2. Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств, банковских и коммерческих кредитов.

3. Принцип материальной заинтересованности диктуется основной целью предпринимательской деятельности получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности присуща коллективам предприятий и организаций, отдельным работникам и государству в целом. Реализация этого принципа обеспечивается достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление.

4. Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и работников. В основном используются пени, штрафы, неустойки, взимаемые за нарушение договорных обязательств, налогового законодательства и т.д.

5. Принцип обеспечения финансовых резервов связан с необходимостью формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов. Его соблюдение ведет к минимизации рисков, связанных с предпринимательской деятельностью.

Все принципы организации финансов хозяйствующих субъектов находятся в развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие уровню развития производительных сил и производственных отношений.

Финансовые отношения предприятий охватывают:

Отношения с другими предприятиями и организациями по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, реализации продукции, оказанию услуг и др.;

Отношения с банковской системой по расчетам за банковские услуги, при получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты и другие операции;

Отношения со страховыми компаниями и организациями по страхованию коммерческих и финансовых рисков;

Отношения с товарными, сырьевыми и фондовыми биржами по операциям с

производственными и финансовыми активами;

Отношения с инвестиционными институтами (фонды, компании) по размещению инвестиций, приватизации и др.;

Отношения с филиалами и дочерними предприятиями;

Отношения с персоналом предприятия по выплате заработной платы, дивидендов и др.;

Отношения с акционерами (не членами трудового коллектива);

Отношения с налоговой службой по уплате налогов и других платежей;

Отношения с аудиторскими фирмами и другими хозяйствующими субъектами.

2. Финансовые ресурсы коммерческих организаций: собственные, мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения, их характеристика.

Финансовые отношения возникают в процессе формирования и движения (распределения, перераспределения и использования) капитала, доходов, фондов, резервов и других денежных источников средств предприятия, т.е. его финансовых ресурсов. Именно денежные потоки и финансовые ресурсы являются непосредственными объектами управления финансами предприятия.

Финансовые ресурсы предприятий – это денежные средства и поступления, которые находятся в распоряжении предприятий, предназначены для осуществления ими своих финансовых обязательств и осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию.

Потенциально финансовые ресурсы формируются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой на готовый продукт. Но именно потенциально, поскольку работники материальной сферы производят не финансовые ресурсы, а продукты труда в натуральной форме.

Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и из выручки от продажи товаров выделяются отдельные элементы стоимости (фонды возмещения, оплаты труда и прибыль). Не случайно прибыль, хотя и создается на стадии производства, но количественно формируется в процессе стоимостного распределения.

Финансовые ресурсы являются источником образования целевых денежных фондов предприятий (потребления, накопления и резервного).

По источникам формирования финансовые ресурсы подразделяются на три группы:

  1. Финансовые ресурсы, образованные за счет собственных средств (прибыль от основной деятельности, от реализации выбывшего имущества, от внереализационных операций, амортизации, устойчивых пассивов, дополнительных паевых и иных взносов, эмиссионного дохода, резервных фондов и др.).
  2. Финансовые ресурсы, мобилизованные на финансовом рынке (средства от выпуска и продажи собственных ценных бумаг, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, кредиты банков и займы юридических и физических лиц, доходы по операциям с иностранной валютой и драгоценными металлами и др.)
  3. Финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения, средства, поступающие от концернов, ассоциаций, бюджетные субсидии и т.п.).

    Использование финансовых ресурсов предприятий осуществляется по следующим основным направлениям:

    • Финансирование затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
    • Финансирование инвестиционной деятельности предприятия (реальные и финансовые инвестиции)
    • Платежи в бюджет и внебюджетные фонды
    • Погашение кредитов и займов
    • Финансирование благотворительной деятельности и др.

Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах и эффективное их использование во многом предопределяет финансовое благополучие предприятия, финансовую устойчивость, платежеспособности и ликвидность баланса. Размер этих ресурсов и эффективность их использования в текущем периоде и на перспективу определяется в процессе финансового планирования.

Формирование и использование финансовых ресурсов опосредуется денежными потоками (разница между всеми поступившими и выплаченными предприятием денежными средствами за конкретный период) по трем видам деятельности предприятия: текущей, инвестиционной, финансовой.

1. Термин «финансы» с латинского означает:

a) систему денежных отношений
b) деньги
+ c) денежный платеж
d) денежную форму капитала
e) государственные публичные финансы

2. Трактовка финансов как экономической категории соответствует:
a) началу XX века
b) концу 20 — х годов XX века
+ c) середине 40 — х годов XX века
d) концу 70 — х годов XX века
e) началу осуществления рыночных реформ

4. Сторонники воспроизводственной концепции сущности финансов:
+ a) А.М. Александров
b) В.П. Дьяченко
+ c) Д.С. Моляков
d) В.М. Родионова
+ e) Н.Г. Сычев

5. На какой стадии воспроизводственного процесса имеет место двустороннее движение стоимости:
a) потребления
b) распределения
+ c) обмена
d) производства
e) контроля

6. Процесс стоимостного распределения общественного продукта осуществляется с помощью категорий:
a) товар
+ b) цена (если отклоняется от стоимости)
+ c) финансы
d) страхование
+ e) заработная плата

7. Большинство российских ученых полагают, что сущность финансов выражается через такие основные функции как:
a) распределительную и регулирующую
b) стабилизационную и регулирующую
c) распределительную и организационную
+ d) распределительную и контрольную
e) регулирующую и контрольную

8. Материальными носителями финансовых отношений являются:
a) все денежные средства
+ b) финансовые ресурсы
c) доходы и расходы денежных фондов целевого назначения
d) валовой внутренний продукт
e) национальный доход

9. Укажите специфические черты (свойства), позволяющие выделить финансы из всей совокупности разнообразных денежных отношений:
+ a) финансы производны от денежной формы стоимости
+ b) финансы связаны с реальным движением денежных средств
+ c) финансы связаны с отношениями владения стоимостью различными субъектами
d) финансы опосредуют встречное движение стоимостей находящихся в товарной и денежной формах
+ e) финансы опосредуют неэквивалентное движение денежной формы стоимости

10. Укажите функцию, с помощью которой реализуется назначение финансов — обеспечить каждого субъекта хозяйствования и государство необходимыми им финансовыми ресурсами:
a) организационная
b) регулирующая
c) контрольная
+ d) распределительная
e) стимулирующая

11. Укажите функцию финансов, которая сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП, в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов:
+ a) контрольная
b) регулирующая
c) распределительная
d) организационная
e) стимулирующая

12. Объектами действия распределительной функции финансов является:

+ b) часть национального богатства
c) накопления физических лиц
+ d) доходы от внешнеэкономической деятельности
e) целевые денежные фонды

13. Укажите какую стадию не включает воспроизводственный процесс:
a) обмена
b) производства
+ c) накопления
d) распределения
e) потребления

14. Укажите децентрализованные денежные фонды:
a) федеральный бюджет
b) бюджет Пенсионного фонда РФ
+ c) фонд оплаты труда
+ d) уставный фонд
e) бюджет г. Оренбурга

15. Финансовая система — это:
a) звено финансов индивидуальных предпринимателей
b) сфера финансов субъектов хозяйствования
c) совокупность бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления
+ d) совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений
e) совокупность взаимосвязанных между собой уровней бюджетной системы

16. Финансы субъектов хозяйствования являются исходной сферой финансовой системы, так как в этой сфере:
+ a) происходит формирование первичных финансовых ресурсов
b) осуществляется процесс производства товаров и оказания услуг
+ c) начинается процесс распределения и перераспределения стоимости
d) происходит регулирование рынка товарами и услугами
e) осуществляется постоянное восполнение и увеличение производственных фондов и фондов непроизводственного назначения

17. Сферы финансовой системы РФ:

b) государственные внебюджетные фонды
+ c) финансы субъектов хозяйствования
d) финансы страховых организаций
e) финансы индивидуальных предпринимателей

18. Финансовые отношения в сфере экономических субъектов можно сгруппировать по:
a) территориальному признаку
+ b) организационно — правовым формам
+ c) отраслевому признаку
d) временному признаку
+ e) характеру деятельности субъекта

19. Группировка финансов в сфере государственных и муниципальных финансов осуществляется по:
+ a) функциональному назначению
b) времени функционирования
c) формам собственности
d) методам хозяйствования
+ e) уровням управления

20. Совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений — это:
a) финансовая политика
b) финансовые отношения
+ c) финансовая система
d) финансовые ресурсы
e) финансовый механизм

21. Укажите звенья финансовой системы СССР:
a) общегосударственные финансы, государственный кредит, страхование
b) государственный кредит, муниципальные бюджеты, региональные бюджеты
c) федеральный бюджет, региональные бюджеты, местные бюджеты
+ d) общегосударственные финансы, финансы отраслей народного хозяйства, государственный кредит
e) общегосударственные финансы, государственное социальное страхование, государственный кредит

22. В составе сферы государственных и муниципальных финансов по функциональному назначению выделяются следующие звенья:
a) местные финансы, федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды
+ b) бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды
c) федеральный бюджет, региональные бюджеты, территориальные внебюджетные фонды
d) федеральный бюджет, территориальные бюджеты, муниципальные внебюджетные фонды
e) федеральный бюджет, финансы страховых компаний, местные финансы

23. Звенья финансовой системы в сфере финансов экономических субъектов (при группировке финансовых отношений по методам хозяйствования):
a) финансы государственных предприятий
+ b) финансы коммерческих организаций
+ c) финансы некоммерческих организаций
d) финансы общественных объединений
e) финансы акционерных обществ

24. Соотнесите понятия «финансы» и «финансовая система»:
a) экономическое содержание финансов предопределяет построение финансовой системы
b) структура финансовой системы определяет содержание финансов
+ c) финансы трансформируются в финансовую систему на основе группировки финансовых отношений по определенным признакам
d) финансовая система в ходе исторического развития превращается в финансы
e) финансы в ходе исторического развития превращаются в финансовую систему

25. Фонд обязательного медицинского страхования относится к сфере:
+ a) государственные и муниципальные финансы
b) финансы субъектов хозяйствования
c) финансы индивидуальных предпринимателей
d) государственные внебюджетные фонды
e) финансы страховых организаций

26. В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно — правовой формой выделяют:
a) финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий
+ b) финансы потребительских кооперативов
c) финансы хозяйственных товариществ
+ d) финансы общественных организаций
+ e) финансы фондов

27. В составе финансов коммерческих организаций в соответствии с организационно — правовой формой выделяют:
a) финансы учреждений
+ b) финансы акционерных обществ
c) финансы общественных организаций
+ d) финансы производственных кооперативов
+ e) финансы хозяйственных товариществ

28. Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в следующих формах:
a) бюджетов соответствующих уровней
b) фондов целевого назначения
c) денежных доходов
+ d) фондовой и нефондовой
e) внебюджетных фондов

29. К источникам формирования финансовых ресурсов относят:
+ a) стоимость валового внутреннего продукта
b) фонд заработной платы работников материального производства
+ c) часть национального богатства, вовлекаемого в процесс стоимостного распределения
+ d) поступления от внешнеэкономической деятельности
e) федеральный бюджет

30. Укажите виды финансовых ресурсов:
a) выручка от продаж
+ b) амортизационные отчисления
+ c) налоговые доходы
d) проценты по ценным бумагам
+ e) страховые платежи

31. Укажите конкретную часть национального богатства, которая вовлекается в процесс стоимостного распределения:
+ a) средства от продажи части золотого запаса страны
+ b) доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности
+ c) переходящие остатки бюджетных средств
d) доходы от внешнеэкономической деятельности
e) выручка от продажи бесхозного имущества

32. На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяйствования оказывают влияние:
+ a) отраслевые особенности
b) страховые платежи
+ c) организационно — правовая форма
+ d) сфера деятельности
+ e) способ ведения хозяйства

33. Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат осуществляется в форме:
+ a) самофинансирования
b) налогообложения
+ c) государственного финансирования
d) страхования
+ e) кредитования

34. Укажите финансовые ресурсы, за счет которых обеспечиваются потребности общественного производства на макроуровне:
a) децентрализованные
b) валовой внутренний продукт
c) национальный доход
+ d) централизованные
e) национальное богатство

35. Объектами государственного финансового регулирования выступают:
+ a) отраслевая структура экономики
b) внутриотраслевые пропорции
c) внутрихозяйственные пропорции
+ d) территориальные пропорции
+ e) социальная структура общества

36. Самофинансирование характерно для:
a) всех экономических субъектов
b) только для организаций, основанных на частной собственности
+ c) для всех коммерческих организаций
d) для всех некоммерческих организаций
e) только для финансовых посредников

37. Методами государственного финансового регулирования воспроизводственных и отраслевых пропорций являются:
+ a) изменение налоговых ставок
b) различные формы поддержки нижестоящих бюджетов
c) трансфертные платежи
+ d) изменение амортизационной политики
e) бюджетное финансирование и другие формы поддержки субъектов хозяйствования

38. Укажите финансовые рычаги и способы воздействия на экономические процессы:
+ a) цены и тарифы
+ b) налоги
c) патентные пошлины
+ d) таможенные пошлины
+ e) бюджет

39. В составе финансовых стимулов развития производства и повышения его эффективности выделяют:
+ a) специальные финансовые льготы и санкции
+ b) поощрительные фонды
c) трансфертные платежи
+ d) бюджетные методы интенсификации производства
+ e) эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов

40. Основные направления финансового воздействия на процессы общественного развития:
+ a) финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства
b) проведение стабилизационных мероприятий
+ c) финансовое регулирование экономических и социальных процессов
+ d) финансовое стимулирование лучших результатов деятельности
e) финансовое перераспределение добавленной стоимости

41. Укажите на каких стадиях экономического цикла государство использует стабилизационную (стимулирующую) финансовую политику:
a) экономического оживления
+ b) стагнации
c) экономического подъема
+ d) экономического спада
+ e) депрессии

42. Для сдерживающей политики характерно:
a) снижение налогов
b) увеличение государственных расходов
c) привлечение дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке
+ d) усиление налогового бремени
+ e) снижение государственных расходов

43. Субъектами финансовой политики являются:
a) управляющие фирмой
b) сферы и звенья финансовой системы
+ c) органы законодательной и исполнительной власти
d) население
e) субъекты хозяйствования

44. Типы финансовой политики:
a) классическая, регулирующая, бюджетная
b) регулирующая, распределительная, командно-административная
c) классическая, воспроизводственная, контрольная
+ d) классическая, регулирующая, планово-директивная
e) классическая, распределительная, директивная

46. Совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами — это:
+ a) финансовая политика
b) финансовая система
c) финансовый механизм
d) финансовые санкции
e) финансовые отношения

47. Долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, называется:
a) финансовой тактикой
+ b) финансовой стратегией
c) финансовым планированием
d) финансовым управлением
e) финансовым программированием

48. Слагаемые финансового механизма, если исходить из сфер функционирования финансов и не допускать дублирования:
+ a) финансовый механизм экономических субъектов
b) финансовый механизм коммерческих предприятий
c) финансовый механизм индивидуального предпринимательства
+ d) бюджетный механизм
e) налоговый механизм

49. Вид организации финансовых отношений определяет:
a) различные виды ресурсов используемых в экономической системе
+ b) способ выражения и проявления финансовых отношений в соответствующих финансовых ресурсах
c) конкретные виды бюджетных доходов
d) конкретные виды бюджетных расходов
e) конкретные виды межбюджетных трансфертов

50. Под формой организации финансовых отношений понимается:
a) установление механизма секвестирования расходов бюджета
+ b) установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов
c) установление механизма финансового регулирования общественного производства
d) установление механизма финансового стимулирования общественного производства
e) формирование элементов финансового механизма

51. Методами формирования финансовых ресурсов являются:
+ a) финансовый метод
b) бюджетный метод
+ c) метод кредитования
+ d) налоговый метод
+ e) страховой метод

52. Укажите на каких стадиях экономического цикла государство использует сдерживающую финансовую политику:
+ a) экономического подъема
b) экономического спада
+ c) экономического оживления
d) стагнации
e) депрессии

53. Совокупность мероприятий проводимых государством в области формирования и использования бюджетов всех уровней, называется:
a) бюджетным механизмом
+ b) бюджетной политикой
c) бюджетным правом
d) бюджетным планированием
e) бюджетным процессом

54. Для стабилизационной (стимулирующей) финансовой политики характерно:
+ a) увеличение государственных расходов
b) снижение государственных расходов
+ c) привлечение дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке
+ d) снижение налогов
e) усиление налогового бремени

55. Совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения называется:
a) финансовой системой
+ b) финансовым механизмом
c) финансовым правом
d) финансовой политикой
e) финансовой стратегией

56. Бюджетная политика подразделяется на:
+ a) политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней
b) политику в области государственного социального страхования
+ c) политику в области бюджетных расходов
+ d) политику в сфере межбюджетных отношений
e) политику в области социальной защиты населения

57. Субъекты управления финансами:
+ a) финансовый отдел
+ b) Министерство финансов
+ c) финансовая служба
+ d) финансовая дирекция
+ e) финансовое управление

58. Функциональные элементы управления финансами:
a) органы управления финансами
+ b) финансовое планирование и прогнозирование
+ c) оперативное управление
d) стратегическое управление
+ e) финансовый контроль

59. Высшим органом исполнительной власти в России является:
a) Президент РФ
b) Администрация Президента РФ
+ c) Правительство РФ
d) Совет Федерации
e) Государственная Дума

60. Стратегическое управление финансами осуществляется:
a) федеральными службами
+ b) Президентом РФ
+ c) Федеральным Собранием
d) федеральными агентствами
+ e) Правительством РФ

61. Оперативное управление финансами осуществляется:
+ a) министерствами
+ b) федеральными агентствами
c) Федеральным Собранием
+ d) организациями
+ e) федеральными службами

62. Совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также субъектов хозяйствования- это:
a) финансовый менеджмент
+ b) финансовое право
c) финансовая политика
d) финансовый контроль
e) финансово — правовые акты

63. Финансовое законодательство включает в себя:
+ a) налоговый кодекс
b) указ Президента
c) постановление Правительства
d) международные договора
e) письма, инструкции, изданные органами исполнительной власти

64. Укажите органы исполнительной власти подведомственные Министерству финансов РФ
a) Федеральная служба по финансовому мониторингу
b) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
+ c) Федеральная налоговая служба
+ d) Федеральная служба финансово — бюджетного надзора
e) Федеральная таможенная служба

65. Органы управления финансами в некоммерческих организациях:
a) совет директоров
+ b) попечительские советы
+ c) бухгалтерия
+ d) ревизионная комиссия
+ e) руководители некоммерческой организации

66. Органы управления финансами в коммерческих организациях:
a) ревизионные комиссии
b) попечительские советы
+ c) собрание акционеров
+ d) совет директоров
+ e) бухгалтерия

67. Своевременное зачисление налоговых платежей предприятий и организаций на бюджетные счета контролируют:
a) инспекции федеральной налоговой службы
+ b) органы Федерального казначейства РФ
c) отделения Пенсионного фонда РФ
d) территориальные финансовые органы
e) контрольно — ревизионные управления Министерств и ведомств

68. Функции Президента РФ:
a) рассмотрение проекта федерального бюджета
b) утверждение отчета об исполнении бюджета
+ c) подписание и обнародование закона о федеральном бюджете на соответствующий год
+ d) определение целей и задач финансовой политики в послании Федеральному собранию
e) исполнение федерального бюджета

69. Основные функции Министерства финансов РФ
a) проводит экспертизу отчетов об исполнении федерального бюджета
+ b) разрабатывает проекты законов в области налогообложения
+ c) организует исполнение федерального бюджета и составляет отчет об его исполнении
d) определяет финансово — бюджетную политику страны
+ e) осуществляет управление государственным долгом

70. Полномочиям депутатов Государственной Думы РФ соответствуют функции:
+ a) рассмотрение и утверждение федерального бюджета
+ b) рассмотрение и утверждение финансового законодательства
+ c) формирование Счетной палаты РФ
+ d) утверждение отчета об исполнении федерального бюджета
e) составление отчета об исполнении федерального бюджета

71. В системе управления государственными финансами Правительство РФ реализует следующие задачи:
+ a) разрабатывает и реализует финансовую политику в РФ
b) рассматривает и утверждает проект федерального бюджета
+ c) представляет в Государственную Думу РФ проект федерального бюджета
+ d) утверждает постановления, издает распоряжения, обеспечивающие реализацию финансового законодательства
+ e) определяет задачи и функции федеральных органов исполнительной власти

72. Процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов — это:
a) финансовое планирование
b) финансовое прогнозирование
c) финансовый контроль
+ d) оперативное управление
e) стратегическое управление

73. Финансовое планирование способствует:
+ a) достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития отдельного субъекта и экономики в целом
b) сбору и анализу информации о финансовом состоянии управления всего объекта
c) эффективности принятых управленческих решений
d) сопоставлению текущих и плановых финансовых показателей
+ e) обеспечению устойчивых темпов экономического роста

74. Финансовые планы, утверждаемые в форме закона:
+ a) федеральный бюджет
b) бюджет Оренбургской области
c) консолидированный бюджет РФ
+ d) бюджет Пенсионного фонда РФ
e) сводный финансовый баланс региона

75. Финансовое планирование — это:
+ a) функциональный элемент системы управления финансами
b) элемент финансовой системы страны
c) элемент финансовой политики
d) элемент финансового механизма
e) элемент финансового контроля

76. Укажите методы расчета показателей финансовых планов, используемые в финансовом планировании:
+ a) экстраполяции
+ b) нормативный
c) математического моделирования
d) метод экстренных оценок
+ e) программно — целевой

77. Финансовые планы экономических субъектов:
+ a) смета доходов и расходов бюджетного учреждения
b) бизнес — планы предприятия
+ c) баланс доходов и расходов промышленного предприятия
d) бюджет г.Москвы
e) федеральный бюджет

78. Этапы финансового планирования
a) последующий контроль за выполнением текущего финансового плана
+ b) составление финансового плана как документа
+ c) расчеты по конкретным видам доходов и расходов на планируемый период
+ d) анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах
e) оперативное управление выполнением плана текущего периода

79. Исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу называется:
a) финансовым планированием
b) финансовым программированием
+ c) финансовым прогнозированием
d) финансовой политикой
e) финансовым контролем

4. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений, источники их формирования.

Финансовые ресурсы - доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширенного воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Финансовые ресурсы - сумма средств, направленные на основные и оборотные средства предприятия. Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовые ресурсы являются материально - вещественным воплощением самих финансовых отношений. Финансовые ресурсы, выступая в денежной форме, отличаются от других ресурсов. Они относительно обособлены в своих функциях, поэтому существует необходимость в обеспечении увязки финансовых ресурсов с другими ресурсами.

Классифицируются: по кругообороту (начальные и приращенные), по использованию (материализованные и те, что находятся в обороте), по праву собственности (собственные, предоставленные государством и заемные)

Основные виды финансовых ресурсов на макроуровне: I. Кредиты МВФ и других международных организаций, плюс внутренние кредиты Центробанка. II. Налоги. III. Отчисления во внебюджетные фонды. IV. Платежи населения в местный бюджет. V. Прочие.

Основные виды финансовых ресурсов на микроуровне: I. Прибыль. II. Амортизация. III. Кредитные инвестиции. IV. Страховые возмещения. V. Выручка от реализации выбывшего имущества. VI. Устойчивые пассивы. VII. Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве. VIII. Паевые и другие взносы членов товариществ и кооперативов. IX. Доходы от продажи собственных ценных бумаг. X. Финансовые ресурсы по перечислению от вышестоящих структур. XI. Бюджетные субсидии. XII. Прочие.

Финансовые ресурсы делятся на : 1) централизованные (выступают в форме бюджетных и внебюджетных фондов и обеспечивают потребности воспроизводства на макроуровне (например, бюджет)). 2) децентрализованные (формируются у субъектов хозяйствования и используются на расширение производства (или оказание услуг) и удовлетворение социально - культурных потребностей работников предприятия.

Они направляются на следующие цели : a) капиталовложения; b) увеличение оборотных средств; c) финансирование НТП; d) проведение природоохранных мероприятий; e) обеспечение потребностей социального характера (жилищный фонд, сфера дошкольных учреждений, оздоровительные лагеря, дома культуры); f) прочие аналогичные цели.

Источниками финансовых ресурсов выступают все три элемента стоимости общественного продукта, но степень участия каждого из них различна.

Финансы воздействуют на общественное воспроизводство в следующих направлениях : 1.финансовое обеспечение воспроизводственного процесса; 2.финансовое регулирование экономических и социальных процессов; 3.финансовое стимулирование экономики.

Воспроизводственные затраты - это прежде всего уставный фонд, в котором выделяются основные и оборотные средства. Для покрытия затрат необходимы деньги. Для расширения производства (увеличения элемента “C ”) надо привлекать дополнительные ресурсы.

Самый важный источник финансовых ресурсов - стоимость ВВП страны, который состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль). V + M - основные источники финансовых ресурсов на макроуровне.

Элемент V , являясь личным доходом трудящегося, как правило, зарплатой, выступает в качестве источника финансовых ресурсов по 3-ем направлениям: 1.налоги (из зарплаты должны выплачиваться); 2.страховые платежи; 3.прочие платежи (как профсоюзные взносы, взносы в спецфонды и т.д.) Таким образом, элемент V участвует в создании финансовых ресурсов на макроуровне. Существует 4 источника финансовых ресурсов из заработной платы (V ):1 . налоги в бюджет и внебюджетные фонды; 2 . уплата страховых взносов; 3 . покупка ценных бумаг; 4 . хранение средств на счетах в банках

Элемент М - прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником финансовых ресурсов в полном oбъеме

Финансовые источники делятся на : 1) источники, которые действуют на макроуровне (уровне государства); 2) источники, которые действуют на микроуровне (уровне предприятия).

Источники финансовых ресурсов на макроуровне: 1. ВВП (первая группа финансовых источников). 2. Доходы от внешнеэкономической деятельности (сейчас наши статистические органы переходят к системе национальных счетов (СНС), которая помогает найти ВВП, НД и т.п.). 3. Национальное богатство. 4. Привлеченные (заемные) ресурсы.

Источники финансовых ресурсов на микроуровне: 1. Источники собственных финансовых ресурсов (например, выручка дает возможность формировать ресурсы предприятия): внешняя экономическая деятельность предприятия; богатство предприятия (станки и пр., т.е. все, что можно продать). 2. Средства предприятия, которые приравниваются к собственным (это средства предприятия, которые ему не принадлежат, но находятся в его распоряжении):зарплата(выступает в форме устойчивых пассивов); отпускные деньги (начисляются, но находятся в распоряжении предприятия). 3. Привлеченные средства (это средства, которые мобилизуются предприятием на финансовом рынке - рынок ценных бумаг (РЦБ), ссудных капиталов и т.п.): заемные средства; путем продажи акций и облигаций. 4. Источники, которые получают предприятия в порядке перераспределения средств: от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета; страховые возмещения (страхование – способ перераспределения средств).

5 случаев высвобождения финансовых ресурсов из себестоимости : 1-й случай : при ускорении оборачиваемости; 2-й случай : при сокращении производства; 3-й случай : при сокращении запасов; 4-й случай : при сокращении материалоемкости; 5-й случай : замена собственных средств заемными.

7 направлений расходов финансовых ресурсов :1. капитальные вложения; 2. прирост оборотных средств; 3. прочие материальные затраты; 4. резервы; 5. социально - культурные потребности; 6. денежные выплаты населению; 7. помощь другим странам.

Резервы – часть финансовых ресурсов, которая предназначена для финансирования потребностей возникающих непредвиденно, и направленные как на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление. Страховые резервы – часть финансовых ресурсов, направленная на возмещение ущерба по страховым случаям. Страховые финансовые резервы – финансовые резервы страховых компаний.

Финансовые ресурсы являются материальным воплощением финансов, вещным носителем финансовых отношений.

Как экономическая категорияфинансовые ресурсы - это образуемые государством, другими экономическими агентами денежные накопления и денежные фонды при производстве, распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода.

В экономической литературе ФР часто характеризуются как денежные средства, которыми распоряжается эконом-й субъект, т.е. средства, находящиеся в денежном обороте экономического агента.

Однако категорию «финансовые ресурсы» нельзя полностью отождествлять с денежными средствами. При этом достаточно сложно выделить четкий критерий, на основе которого можно установить количественные границы и специфику финансовых ресурсов и категории «денежные средства».

В практике хозяйствования финансовые ресурсы выступают как совокупность доходов, денежных накоплений (резервы денежных средств, амортизационных отчислений и др.), кредитных ресурсов, имеющихся в распоряжении государства, предприятий, домохозяйств в определенный период времени.

Это практический подход исходя из хозрасчетной практики хозяйствования. Действительно, денежные средства, имеющиеся на определенную дату у предприятия на его счете в банке, независимо от того, являются ли они собственными или заемными, составляют все его реальные финансовые ресурсы – его финансовый потенциал, иными словами – это «финансовая мощность» эк-го агента. Доходы и накопления, сосредоточенные в государственном бюджете, являются ли они результатом первичного или последующего распределения созданной стоимости выступают на каждую конкретную дату как финансовые ресурсы государства.

С позиции экономической теории понятие «ресурс» обычно трактуется как запас, источник и как средство, к которому обращаются в необходимых случаях.

Целевые «запасы» денежных средств, как правило, «связаны» в фондах (централизованные и децентрализованные), которые используются на удовлетворение определенных потребностей.

Денежный фонд – это целевое обособление денежных средств (для целевого использования) .

Денежные ресурсы государства мобилизуются в централизованные фонды налоговым и неналоговым методами.

Децентрализованные денежные фонды формируются на уровне хозяйствующих субъектов и домохозяйств. К ним относятся: уставные фонды предприятий; фонды оплаты труд; фонд оборотных средств; резервные фонды, формируемые из чистой прибыли предприятий.

Некоторые источники денежных средств не имеют целевой направленности, они не сформированы по фондам. Например, часть денежных средств, поступающих в распоряжение хозяйствующего субъекта в качестве штрафов, пени, неустоек за нарушения условий договоров, контрактов со стороны контрагентов, партнеров и др. Получение таких средств не может быть учтено заранее и поэтому не планируется.


Финансовые ресурсы подразумевают все возможные источники денежных средств, т.е. возможности экономического субъекта в образовании средств, то есть «мощность» в этом отношении, его потенциал.

Финансовые ресурсы государства причем подавляющая часть аккумулируется государством с помощью налогов.

Источником финансовых ресурсов государства являются также средства, привлеченные путем государственного кредита.

В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль, амортизационные отчисления, уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия, например резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или законодательством. К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы, например облигационные. Привлеченные финансовые ресурсы - это средства, привлеченные путем дополнительного выпуска акций акционерными обществами, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

Часть финансовых ресурсов, инвестированная предприятием в материальные и нематериальные активы и приносящая доход, является капиталом предприятия.

Структура ФР предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и др. факторов. Так, например, в составе ФР сельскохозяйственного предприятия имеются бюджетные ассигнования, предприятия с сезонным характером производства имеют заемные средства, у предприятий с высоким уровнем технической оснащенности большой удельный вес занимают амортизационные отчисления.

В экономической литературе существует мнение, что краткосрочные кредитные ресурсы в состав финансовых ресурсов включать неправомерно, поскольку их формирование не связано с созданием новых материальных благ, а происходит в результате перераспределения финансовых ресурсов.

Сбережения населения в виде прироста вкладов населения в коммерческих банках по своей экономической сущности являются источником финансовых ресурсов, поскольку в материально-вещественном аспекте (с точки зрения соответствия платежеспособного спроса населения и ресурсов товарного предложения и объема платных услуг) им соответствуют материальные ресурсы, равные отложенному спросу в НД.

Таким образом, к финансовым ресурсам относятся средства, которые «связаны» в фондах, а также те, которые не имеют целевой направленности.

Основное место в финансовых ресурсах занимают следующие элементы стоимости: чистый доход (прибыль), налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные платежи, отчисления на социальные нужды и амортизационные отчисления.

Важным фактором роста финансовых ресурсов является повышение производительности общественного труда, что выражает относительное увеличение национального дохода в процессе воспроизводства, а также ведет к росту финансового результата экономической деятельности. С производительностью труда тесно связан другой показатель эффективности общественного производства - фондоотдача (капиталоотдача). Повышение фондоотдачи неизбежно отражается на формировании финансовых ресурсов, а именно на приросте их основного источника - чистого дохода, который увеличивается как в результате прироста объема производства продукции, так и вследствие экономии текущих затрат (прежде всего заработной платы и амортизационных отчислений). И наоборот, снижение фондоотдачи, уменьшает финансовые ресурсы.

Важный фактор - это пропорции деления валового общественного продукта на фонд возмещения материальных затрат и произведенный национальный доход. Снижение доли материальных затрат в общественном продукте - материалоемкости - способствует увеличению произведенного национального дохода - основного источника финансовых ресурсов.

На рост финансовых ресурсов влияет также материально-вещественная структура общественного производства в целом и промышленного производства в частности. Как известно, норма прибавочного продукта по товарам производственного назначения (первое подразделение общественного производства) ниже, чем по товарам и продуктам потребительского назначения - второго подразделения (включающих акцизы и обладающих более высокой рентабельностью). Кроме того, оборот потребительских товаров в воспроизводственном цикле происходит быстрее, что за определенный промежуток времени, например, отчетный год, позволит суммировать получаемые ресурсы от нескольких оборотов. Поэтому, чем выше удельный вес и темп развития второго подразделения в общественном производстве, тем больше может быть возможный объем финансовых ресурсов.

Основными источниками финансовых ресурсов в перспективе останутся денежные накопления (прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы), доходы от внешнеэкономической деятельности.

Финансовые ресурсы, имеющие временные источники, такие, как поступления от приватизации, реализации государственной собственности - по мере их исчерпывания будут уменьшаться. Будут увеличиваться финансовые ресурсы, имеющие источником специальные платежи и налоги недропользователей: роялти, бонусы.

Дальнейшее увеличение оплаты труда, фондов потребления приведут к росту величины средств населения, привлекаемых в состав финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы пребывают в постоянном движении, часть ФР высвобождаясь из оборота экономического субъекта, вновь вовлекается в кругооборот (например, трансформируясь в капитал), другая их часть высвобождаясь, отвлекается из оборота и становится источником финансового резерва данного субъекта, либо объектом перераспределения в пользу другого экономического агента (государства, др.).

Тенденции динамики объема и структуры финансовых ресурсов государства свидетельствуют о том, что существенное повышение эффективности общественного производства в результате осуществления программы перехода к рыночным отношениям приведет к ускорению темпов формирования финансовых ресурсов и улучшению их структуры направлении увеличения удельного веса тех источников, рост которых обусловлен интенсивными факторами.

4.2. Экономическое содержание и сущность финансовых ресурсов

Следует различать в понятии «финансовые ресурсы» две его стороны:

1. В практике хозяйствования под понятием «финансовые ресурсы» выступает совокупность доходов и накоплений всех денежных средств, имеющихся в распоряжении государства, предприятий и так далее в определенном периоде, то есть денежные фонды, кредитные ресурсы, резервы денежных средств. Это практический подход исходя из хозрасчетной практики хозяйствования. Действительно, денежные средства, имеющиеся на определенную дату у предприятия на его счете в банке, независимо от того, являются ли они собственными или заемными и составляют все его реальные финансовые ресурсы. Также доходы, накопления, сосредоточенные в государственном бюджете, являются ли они результатом первичного или последующего распределения созданной стоимости выступают на каждую конкретную дату как финансовые ресурсы государства.

2. Если исходить из материально-вещественной и стоимостной структуры совокупного общественного продукта (С + V + m), его распределения и места в этом процессе, то понятие финансовые ресурсы выглядит по-иному. Если исключить элемент повторного счета, то понятие «финансовые ресурсы» будет выражать часть валового общественного продукта и национального дохода в стоимостной (денежной) форме, которая концентрируется непосредственно у государства и предприятий для выполнения возложенных на них функций.

Источниками финансовых ресурсов являются все три элемента валового общественного продукта: «С», «V», «m».

Например, от элемента «С» образуются: амортизационные отчисления, оборотные средства, отчисления на воспроизводство природной среды и минерально-сырьевой базы, платежи, входящие в состав материальных затрат в себестоимости продукции предприятия. Элемент «V» является источником таких финансовых ресурсов, как государственные налоги с населения, отчисления (налоги), на социальные потребности, поступления по займам и лотереям. Элемент «m» включает чистый доход (прибыль), косвенные налоги, доходы и поступления от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, плата за таможенные процедуры).

Часть финансовых ресурсы формируется комплексно в составе нескольких элементов общественного продукта. Так, из элементов «С» и «V», что на уровне хозяйствующих субъектов соответствует затратам на производство и реализацию продукции, работ или услуг, формируются ресурсы в виде налогов, сборов и отчислений в специальные фонды, платежи недропользователей - роялти, бонусы, налог на транспортные средства, государственная пошлина, платежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и др. А такой вид как поступления от приватизации имеют источником национальное богатство, то есть накопленный национальный доход (V + m).

Определяя сущность финансовых ресурсов, на наш взгляд, целесообразно исходить из их функционального назначения в процессе расширенного воспроизводства ВВП и НД. Этот процесс характеризуется движением товарной и денежной масс, состоит из нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по-разному соответствуют друг другу.

На начальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На стадии распределения и перераспределения денежная форма выражения ВВП приобретает относительно самостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях возникают финансовые отношения. В результате их образуются различные денежные фонды, происходит их перегруппировка и формируются конечные доходы. Так происходит согласование объема и структуры национального производства и потребностей национального хозяйства, что на практике рассчитывается как ВВП по расходам и ВВП по доходам.

Финансовые ресурсы – это количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбытия основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов, так и расходов.

Часть денежного оборота жестко согласована с товарным обращением, поскольку реализуется вследствие обмена эквивалентами, выраженными в товарной форме (у продавца) и денежной (у покупателя). При обмене эквивалентов не возникает условий для материально-финансовой несбалансированности в обществе.

Другая часть денежного оборота связана с потребностями расширенного воспроизводства ВВП. Они обеспечиваются в процессе его распределения и перераспределения с помощью финансов. Эта часть денежного оборота представляет собой финансовые потоки, т.е. движение тех средств, которые могут быть затрачены на развитие национального хозяйства и удовлетворение общегосударственных и социальных нужд.

Как было отмечено ранее, специфической особенностью финансовых потоков (в отличие от денежных) является их безэквивалентный характер. В результате этого именно финансы в процессе распределения и перераспределения ВВП порождают независимое движение денег, в чем и кроются предпосылки материально-финансовой несбалансированности национального хозяйства.

Специфическое содержание финансовых ресурсов связано с тем, что они выступают

1) как фонды денежных средств аккумуляционного характера,
которые образуются в результате производства, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта;

2) как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые предназначены к обмену на товары и услуги;

3) как те доходы, которые имеют материальное (реальное) покрытие, поскольку образуются в результате реализации товаров и услуг, как источники их формирования (составляющие элементы):
амортизация, прибыль, налоговые доходы, неналоговые доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды,
государственные внебюджетные социальные фонды, прочие
поступления;

4) как конечный финансовый результат процесса воспроизводства, поскольку используются для финансирования капитальных вложений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборотного капитала, приобретения оборудования и предметов длительного пользования для бюджетных организаций, затрат на социально-культурные мероприятия, науку, оборону, содержание органов государственной власти и управления и др.

Итак, финансовые ресурсы страны являются частью ВВП и могут быть представлены в виде суммы следующих показателей системы национальных счетов (СНС): валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, налогов на производство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домашних хозяйств, кредитов, полученных от зарубежных стран.

Таким образом, с помощью финансовых ресурсов происходит выделение той части ВВП, которая может быть направлена на расширение социально-экономической системы в целом. С их помощью в составе произведенного ВВП разграничивается часть, соответствующая текущим затратам потребленных в процессе производства материалов и рабочей силы, и фонд расширенного воспроизводства производственных факторов, включая рабочую силу. С этой точки зрения в фонд расширенного воспроизводства правомерно включать расходы общества на здравоохранение, образование, социальную политику и т.п.

Финансовые ресурсы - это объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики. Равенство поступления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, что платежеспособный спрос предприятий и организаций, формирующийся в результате финансирования затрат на развитие национального хозяйства и функционирование государственных учреждений, имеет материальное покрытие, поскольку соответствует созданным финансовым ресурсам. Поэтому условие материально-финансовой сбалансированности может быть представлено как в форме соответствия суммы финансовых ресурсов и объема материальных благ (например, отражено в бухгалтерском балансе предприятия), так и в виде балансового равенства их поступления и расходования (составляются бюджеты доходов и расходов предприятий; сводный баланс финансовых ресурсов государства).

Следовательно, равенство поступлений и затрат финансовых ресурсов является необходимой частью общехозяйственного равновесия. Будучи внутренне необходимым элементом современной экономики, финансовые ресурсы не только характеризуют потенциал расширенного воспроизводства, но и выступают активным фактором экономической динамики.

Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреблением и накоплением) естественному уровню, определяемому социально-экономическими условиями общественного производства (развитием производительных сил, спецификой потребностей общества и т.п.). В этом случае пропорции перераспределения валового внутреннего продукта согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечных доходов, отвечающих структуре его использования, т.е. обеспечивают сбалансированность между материально-вещественным и финансово-стоимостным аспектами процесса национального производства.

Макроэкономическая категория «финансовые ресурсы» обретает смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономического развития и появляется потребность в обеспечении сбалансированности материальных и финансовых потоков.

Истоки дискуссий по поводу денежной и неденежной форме финансовых ресурсах, лежат, на наш взгляд, в определении сущности самих финансов и их границ. Как известно, одни экономисты считают, что финансовыми отношениями могут быть только денежные отношения, но нее все денежные являются финансовыми. Другие считают, что к финансам можно относить и некоторые неденежные отношения, например, бартерные.

Современное толкование понятия «финансовые отношения» позволяет определять их как органическую составную часть производственных отношений, которые выражают экономические связи в денежной форме между государством и отдельными субъектами хозяйствования 46 .

Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают 47:

Между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;

Между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;

Между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;

Внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;

Между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;

Между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов.

Субъектами финансовых отношений выступают юридические и физические лица: государство, предприятия всех форм собственности, различные организации (в т.ч. кредитно-банковские), объединения, учреждения, граждане и прочие участники воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются денежные фонды целевого назначения. Объектами финансовых отношений являются финансовые ресурсы - денежные средства государства, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, физических лиц и прочих участников воспроизводственного процесса.

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Так же как и в отношении финансов, в экономической среде отсутствует единый подход к определению экономического содержания финансовых ресурсов (табл. 3).

Таблица 3

Подходы к определению экономического содержания финансовых ресурсов

Автор Определение Критика
В.П. Дья- Финансовые ресурсы - это денежные ресурсы независимо от того, существуют ли они в обособленной денежной форме или являются денежным выражением определенных материальных ресурсов. Некоторые авторы считают, что финансовыми отношениями могут быть только денежные отношения, другие считают, что к финансам можно относить некоторые не денежные отношения
AM. Бир- Финансовые ресурсы определены как материальные, выраженные в деньгах средства, которые образуются у государства или у отдельных предприятий (организаций) в результате использования финансов. Под финансовыми ресурсами социалистического общества мы понимаем выраженную в деньгах часть национального дохода, сконцентрированного непосредственно у государства или в социалистических предприятиях для использования на цели расширенного воспроизводства и на общие государственные расходы. Активно критиковалось положение о том, что источником финансовых ресурсов является лишь часть национального дохода, что фактически исключает из состава финансовых ресурсов амортизационные отчисления.
М.К. Шер- менев 50 Финансовые ресурсы - образуемые и используемые предприятиями, объединениями, организациями и государством денежные фонды. Определение не полностью раскрывает содержание финансовых ресурсов и уменьшает их состав. Финансовые ресурсы могут существовать не только в фондовой, но и в не фондовой форме.
В.К. Сенча- Финансовые ресурсы народного хозяйства представляют совокупность денежных накоплений и амортизационных отчислений и других денежных средств в процессе создания, распределения и перераспределения совокупного общественного продукта. Наиболее точное определение, соответствующее распределительной концепции финансов. Вызывает критику сторонников воспроизводственной концепции.
СИ. Лушин, Под финансовыми ресурсами понимается та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые нужды по своему усмот- Слишком широкое определение: в соответствии с ним всю выручку от реализации можно отнести к финансовым

48 Дьяченко В.П. Товарно-денежные отношения и финансы при социализме. - М.: Наука, 1974. - С. 129.

49 Бирман А.М. Очерки теории советских финансов - М.: ЮНИТИ ДАНА - 1999 - 151 с.

50 Финансы СССР: Учебник для вузов /Под ред. М.К. Шерменева. - М., 1977. - 205 с. 35.

51 Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под редакцией В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. - М.: "Проспект", 1999.

рению ресурсам
Финансово

кредитный

энциклопе

дический

Финансовые ресурсы - денежные средства, формируемые в результате экономической и финансовой деятельности в процессе создания и распределения валового национального продукта К финансовым ресурсам относятся все денежные средства, формируемые в результате экономической деятельности, таким образом, это слишком широкая трактовка
А.Г. Грязнова, Е.В. Мар- Финансовые ресурсы - денежные доходы, накопления и поступления находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства социальные нужды материальное стимулирование работающих удовлетворение других общественных потребностей Нет акцента на сущности ресурсов. Любые денежные поступления можно отнести к финансовым ресурсам, а, по мнению многих это не верно.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Но реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

На основании вышеизложенного можно дать более расширенное определение финансовых отношений как отношений, возникающих между субъектами хозяйствования и государства в процессе аккумуляции, распределения и использования фондов денежных средств, а также использования их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!