Все для предпринимателя. Информационный портал

Электронное декларирование налогов в беларуси телефон техподдержка. Электронное декларирование налогов в беларуси

Многие организации подают налоговые декларации в виде электронного документа, т.е. используют для этих целей систему электронного декларирования. Как в учете отразить расходы на подключение к этой системе? Рассмотрим на примере.

Подключение к электронному декларированию. Чтобы подключиться к системе электронного декларирования налогов, организация должна зарегистрироваться в качестве потребителя республиканского удостоверяющего центра Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее — РУЦ ГосСУОК).

Функции оператора РУЦ ГосСУОК осуществляет республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг».

Для регистрации в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК плательщик может обратиться:

— непосредственно в РУЦ ГосСУОК (г. Минск, пр-т. Машерова, 25, каб. 200, тел. +37517 229 30 00 доб. 722),

РУЦ ГосСУОК оказывает услугу регистрации с выпуском сертификата открытого ключа. По истечении срока действия сертификата открытого ключа регистрацию надо продлить. В отдельных случаях организации может понадобиться перерегистрация (например, если изменился юридический адрес организации, забыли пароль и др.).

Отражаем расходы в бухгалтерском и налоговом учете. Факт оказания услуги регистрации (продления регистрации, перерегистрации) подтверждается актом об оказании услуги, который составляется и подписывается в день оказания услуги.

Расходы на электронное декларирование можно назвать организационными. Они относятся к расходам по текущей деятельности и связаны с управлением организацией в целом. Следовательно, их можно считать управленческими расходами. В зависимости от уставных видов деятельности созданной организации такие расходы отражаются на счете:

— учета общехозяйственных затрат (счет 26) — при промышленной и иной производственной деятельности;

— учета расходов на реализацию (счет 44) — при торговой и торгово-производственной деятельности <*> .

При определении финансовых результатов организационные расходы, учтенные в составе управленческих и отраженные на счетах 26 или 44, списываются в дебет счета 90 субсчет 90-5 «Управленческие расходы» <*> .

Также отметим, что расходы на электронное декларирование включаются в состав расходов в том отчетном периоде, в котором они фактически произведены (т.е. на дату акта об оказании услуги) <*> .

В налоговом учете расходы на электронное декларирование включаются в состав учитываемых затрат. Они признаются в том периоде, к которому относятся (по принципу начисления), т.е. в месяце их отражения на счете бухгалтерского учета <*> .

Предъявленные суммы «входного» НДС организация может принять к вычету в общем порядке <*> .

Пример. Организация в январе 2018 г. зарегистрировалась в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК. Согласно акту об оказании услуги стоимость этой регистрации с выпуском сертификата открытого ключа составила 65,40 руб. (в том числе НДС 10,90 руб.).

В бухучете понесенные расходы отражаются следующими записями:

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислена оплата за регистрацию в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК с выпуском сертификата открытого ключа 60 51 65,40
Расходы на регистрацию в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК с выпуском сертификата открытого ключа отражены в составе управленческих расходов

(65,40 — 10,90)

26,44 60 54,50
Отражена предъявленная сумма НДС за регистрацию в качестве потребителя РУЦ ГосСУОК с выпуском сертификата открытого ключа 18 60 10,90
«Входной» НДС принят к вычету 68-2 <1> 18 10,90
Списаны управленческие расходы 90-5 <2> 26,44 54,50

Начиная с версии 4.1.3 изменен механизм обновления справочников: установку ПО справочники необходимо выполнить один раз, после этого справочники будут обновляться в автоматическом режиме, как и основное ПО АРМ «Плательщик» (см. инструкцию «Переход к автоматическом обновлению справочников »).

Начиная с версии 4.2.41 для решения проблемы контроля учётной записи в операционной системе Windows Vista и выше рекомендуется проводить первоначальную установку программы на диск D, а при его отсутствии - в каталог для размещения данных приложений (для Windows Vista и выше - C:\Users\%UserName%\AppData\Local, для Windows XP - C:\Program Files).

Начиная с версии 4.2.43 после первоначальной установки программы при первом запуске открывается форма "Доступное программное обеспечение" для установки справочников и новых типов деклараций (ранее это делалось в п.м. Помощь > Установить новое ПО).

В версии 4.2.65 добавлена возможность представления налоговых деклараций (расчетов) в деноминированных единицах (порядок их представления см. в постановлении МНС от 29.04.2016г. №16). Обращаем ваше внимание, что после 01.07.2016г. необходимо в обязательном порядке работать с версией АРМ "Плательщик" не ниже 4.2.65

В версии 4.2.77 реализована работа интерактивных подсказок при заполнении форм налоговых деклараций: по налогу на добавленную стоимость, по налогу при упрощенной системе налогообложения, по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально), по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Чтобы увидеть подсказки при заполнении форм налоговых деклараций плательщикам необходимо отредактировать "статус плательщика" ("предприниматель", "юридическое лицо", "физическое лицо") в пункте меню "параметры/данные о плательщике".

В версии 4.2.79 добавлена возможность создавать наряды на отпуск спиртосодержащей продукции (пункт меню «Наряды/Создать наряд»).
Для заполнения форм нарядов п осле обновления с версии 4.2.77 и ниже до версии 4.2.79 необходимо предварительно установить их. Для этого в пункте меню «Помощь/Установить новое ПО…» выбрать «сайт обновления МНС» в «Документах плательщика» выбрать «Наряды на отпуск спиртосодержащей продукции» и выполнить стандартную установку (порядок добавления новых документов плательщика описан в пункте « 2.6. Добавление документов плательщика (деклараций, отчётов и др.)» на странице 24 «Инструкции по установке и настройке программного обеспечения и компонентов «АРМ Плательщика».Многопользовательская версия», странице 19 «Инструкции по установке и настройке программного обеспечения и компонентов «АРМ Плательщика».Однопользовательская версия»).

1. Для плательщиков, которые впервые подключаются к электронному декларированию, необходимо:

  • настроить автоматическое обновление в соответствии с Инструкцией по настройке обновлений ,
  • выбрать необходимые декларации и справочники (далее выбранные декларации и справочники будут обновляться автоматически)

2. Для плательщиков, у которых установлен АРМ «Плательщик» версии 4.3.19 и ниже, необходимо:

  • настроить автоматическое обновление в соответствии с Инструкцией по настройке обновлений ,
  • выполнить обновление версии 4.3.19 (или более младшей версии) до 4.4.26 ,
  • выбрать необходимые декларации (далее выбранные декларации буду обновляться автоматически).

ВНИМАНИЕ!

1. При обновлении ПО АРМ Плательщика с версии ниже 4.1.3 до версии 4.4.26 обновление справочников не происходит. Поэтому после обновления до версии 4.4.26 необходимо выполнить установку ПО справочников «Помощь > Установить новое ПО …» .

2. Плательщикам, у которых установлен АРМ Плательщика версии 3.1.2, выполнить следующие действия:

  • заменить в установленном АРМе каталог EDECL на ранее сохраненный (например, из D:\ArxivED\ копируете EDECL в C:\Program Files\EDeclaration\),
  • войти в программу, настроить АРМ и обновить ПО в соответствии с Инструкций по настройке обновлений.

3. Плательщикам, у которых установлен АРМ Плательщика версии 4.0.1, выполнить следующие действия:

  • сохранить резервную копию каталога EDECL (например, из C:\Program Files\EDeclaration\копируете EDECL вD :\ArxivED \) для последующего переноса данных перед проведениемустановки новой версии,
  • установить АРМ Плательщика версии 4.4.26 ,
  • заменить в установленном АРМе каталог EDECL на ранее сохраненный (например, изD :\ArxivED \копируете EDECL вC:\Program Files\EDeclaration\),
  • войти в программу, настроить АРМи обновить ПО в соответствии с Инструкций по настройке обновлений.

4. Плательщикам, у которых установлен АРМ Плательщика версииниже, чем 3.1.2, необходимо предварительно провести обновление до версии 3.1.2 . Руководство по обновлению содержится в инструкции по обновлению . Затем выполнить действия в п.2.

О возможностях системы электронного декларирования

Электронное декларирование облегчает плательщикам процесс заполнения налоговых деклараций, автоматизирует процедуру их представления в налоговые органы, обеспечивает контроль правильности заполнения показателей налоговых деклараций.

Так, декларации по налогу на прибыль, при упрощенной системе налогообложения, единому налогу для предпринимателей, единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции, подоходному налогу от предпринимательской деятельности, налогу на добавленную стоимость заполняются непосредственно на портале МНС, что устранило необходимость отслеживания субъектами предпринимательства изменений программного обеспечения и его обновления.

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели могут воспользоваться электронными сервисами:

Личный кабинет плательщика, функционал которого позволяет плательщику, имеющему ключ ЭЦП, на портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь сформировать запрос на получение различного рода сведений и получить ответ в автоматическом режиме.

Центр информирования, который предназначен для направления инспекциями МНС информации для плательщиков.

Проверка оплаты на портале. Сервис предназначен для проверки зачисления уплаченной суммы налога на лицевой счет плательщика. Он востребован физическими лицами, подключенными к услуге «личный кабинет» и осуществляющими уплату налогов наличными денежными средствами либо через карт-счета.

Электронное декларирование налогов - это возможность предоставлять налоговые декларации в электронном виде. Данная система обеспечивает для плательщика более легкое заполнение документа, автоматизацию процесса оформления и подачи отчетности в налоговые службы, простой контроль правильности. Чтобы подключить организацию к такой схеме, нужно зарегистрироваться в центре регистрационного управления открытыми ключами для контроля подлинности ЭЦП (электронно-цифровая подпись).

История внедрения электронной системы декларирования налогов

В нашей стране схема предоставления деклараций о налогах начала претерпевать изменения с 2009 года. Ранее процедура выглядела следующим образом: налогоплательщик заполнял общепринятую форму отчетности за определенный временной период. Заполненная бумага подавалась на проверку налоговому инспектору, который принимал или отдавал его назад для исправления погрешностей. После этого налоговый инспектор вносил данные с бумажного документа в базу компьютера.

Такая схема приводила к образованию в налоговых органах в последние отчетные дни больших очередей, что вызывало недовольство у тех, кто принимал и подавал бумаги. Электронное декларирование налогов, о котором начали говорить в 2009 году, должно было ликвидировать существующие недочеты, сократить число ошибок, сделать процедуру более оперативной и результативной.

Переход на новую систему не носил обязательный характер, поэтому отчетные документы можно было сдавать и на бумаге. Но наблюдалось упорство, с которым работники налоговых служб рекомендовали новый метод подачи декларации. Это приводило к появлению у плательщиков внутреннего противоречия, которое подогревалось завышенной, как казалось, ценой услуги.

Но процесс динамично налаживался и переход на электронное декларирование налогов в Беларуси через несколько лет превратился в главный способ подачи отчетной документации.

Указы, регулирующие электронное налогообложение

Основные вопросы, которые касаются электронного декларирования налогов, регулируются:

  • Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года № 113-З (.doc) «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 15, 2/1665);
  • Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 279, 2/1552);
  • Указ Президента Республики Беларусь от 15 марта 2016 г. № 98 «О совершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.03.2016, 1/16329);

В данной сфере регулярно вводятся новые нормативные акты. Так, необходимо обязательно подавать декларирование в электронном формате учреждениям, в штате которых числится более 50 работников.

Начиная с 2014 года декларации по налогам на добавленную стоимость нужно обязательно предоставлять в электронной форме. Очень скоро электронное декларирование будет распространяться на все виды налогообложения и станет таким же простым и доступным, как открыть расчетный счет в банке.

Преимущества электронного декларирования:

  • возможность посылать в налоговые службы электронные обращения за получением разъяснений по законодательным нормативам, принятым решениям, запрашивать справки по лицевым счетам, о состоянии расчетов и пр.;
  • снижение общего количества ошибок и неточностей - бумажная форма заполняется вручную, что допускает появление ошибок;
  • дистанционная подача исключает необходимость посещения налоговой службы, что способствует экономии времени;
  • оперативное взаимодействие между инспекторами, принимающими декларации, и налогоплательщиками;
  • возможность посылать отчеты в «Белгосстрах», в статистику, организации электронного взаимодействия с Министерством юстиции РБ;
  • программное обеспечение позволяет получать обновления и последние изменения в законодательстве.

Недостатки электронного декларирования:

  • возможность сбоя в работе программного обеспечения;
  • необходим доступ к компьютеру с выходом в Интернет и специальные знания при заполнении отчетности;
  • технические неполадки могут ограничить доступ к сети Интернет.

Основные этапы подключения

Мероприятия по подключению к электронному декларированию налогов в Беларуси фактически выглядят следующим образом:

  • вначале проводится регистрация налогоплательщика в центре РУП «Национальный центр электронных услуг» (необходимо оплатить услуги и подать необходимые документы);
  • далее регистрационный центр предоставляет личный ключ ЭЦП, использование которого дает налогоплательщику право удостоверять документацию в электронном формате;
  • предоставляется сертификат открытого ключа налогоплательщика, использование которого позволяет служащим налоговой инспекции контролировать подлинность электронной документации.

Постояннодействующие регистрационные центры имеются в столице и областных городах страны. Чтобы подключить абонентов, которые находятся в райцентрах, на места регулярно выезжают сотрудники центра. Мероприятия по подключению и обслуживанию проходят, как правило, согласно предварительно составленному графику.

Подводя итог, можно отметить, что в последнее время электронное декларирование налогов развивается очень динамично, превращаясь в привычный метод коммуникации организаций и ИП с госорганами. В этой связи, совсем скоро бумажный документооборот уйдет в небытие.

Одним из самых частных вопросов, которые задают нам клиенты при открытии компаний, звучит так «Какие налоги платят предприятия в Беларуси? ». В этой статье мы постараемся дать Вам полное представление о налоговом бремени организаций и рассказать об основных нормах налогового законодательства.

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Местные налоги и сборы

Давайте рассмотрим что же в себя включают местные налоги в Республике Беларусь.

Налог за владение собаками

Плательщики – собственники животных. Объект – собаки старше трехмесячного возраста. Ставка рассчитывается, исходя из роста собаки.

Курортный сбор

Плательщики – физические лица. Объект – факт нахождения в оздоровительных учреждениях. База – цена оказанных услуг или путевки. Ставки различны, но не могут быть больше пяти процентов.

Сбор с заготовителей

Плательщики – лица, осуществляющие сбор и заготовку грибов, растений, другого сырья с целью их дальнейшей промышленной переработки и реализации. База – стоимость заготовленного, ставка может быть не выше пяти процентов.

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики. Смотрите ниже детальное описание каждого налога.

Налог на прибыль

При расчете валовой прибыли учитываются затраты по производству и реализации продукции, а также внереализационные расходы.

Налоговый кодекс Республики Беларусь устанавливает следующие ставки налога на прибыль:

  • 24% – основная ставка налога;
  • 10% -для организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, для резидентов научно-технологических парков и некоторых других организаций;
  • 5% – для членов научно-технологической ассоциации, созданной в соответствии с законодательством Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке;
  • 12% – применяется к выплачиваемым дивидендам.

НДС

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

Налоговые ставки:

  • 20% - общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% - ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Налог на недвижимость

Ставка этого налога составляет 1% остаточной стоимости основных фондов.

С 2017 года введена льгота по данному налогу в отношении капитальных законсервированных строений, которые включены в Перечень неиспользуемых (неэффективно используемых).

Ранее они не освобождались от уплаты налога.

Для юридических лиц налогооблагаемая база рассчитывается ежегодно по остаточной стоимости по состоянию на 1 января отчетного года. Порядок уплаты налога на недвижимость - ежеквартально, не позже 22-го числа первого месяца квартала, следующего за отчетным.

Земельный налог

Платят этот налог все юрлица, владеющие участками на территории Беларуси, а иностранные и совместные предприятия платят его, как и белорусские компании - без льгот в этой области.

Ставка земельного налога (или арендной платы за землю) рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, а за земли сельхозназначения - от балла кадастровой оценки.

Ставки земельного налога для юрлиц также зависят от площади и территориального расположения земельного участка, наличия повышающих коэффициентов и т.д.

Подоходный налог РБ

Сумма ежемесячных начислений зависит от деятельности, за которую гражданин получает доход.

Единая ставка физлиц – 13%. 16% начисляется нотариусам, адвокатам и предпринимателям.

Подоходный налог в РБ установлен для лиц, получающих доходы от арендной платы за недвижимость. Размер зависит от района проживания. Физлица, официально работающие в сфере высоких технологий, должны ежемесячно выплачивать 9% подоходного налога в РБ.

Экологический налог

Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  • Хранение или захоронение отходов производства.
  • Сброс сточных вод.

Гербовый сбор

Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.

Налоговые ставки:

  • 15% - передача международным организациям.
  • 20% - выдача копий простых и переводных векселей.

Налоги для физических лиц

Трудящиеся граждане обязаны ежемесячно выплачивать НДФЛ. Физическим лицам начисляется подоходный налог в размере 13%, на недвижимость – 0,1% от цены помещения, земли, ТС. Граждане страны, согласно НК РБ, должны оплачивать местные сборы. Физические лица могут являться плательщиками НДС, акцизов, государственных пошлин.

Электронное декларирование

Электронное декларирование об уплате косвенных налогов и ввозе продукции с территории республик Евразийского Экономического Союза было введено в Беларуси в 2015 году 1 января.

Страны, входящие в ЕАЭС:

  • Армения.
  • Белорусская Республика.
  • Республика Казахстан.
  • Киргизия.
  • Российская Федерация.

Напомним, что косвенными считаются такие налоги, как:

  • Акцизы.
  • Налог на добавленную стоимость.
  • Фискальные монополии.
  • Таможенная пошлина.

Электронное декларирование позволяет не только осуществлять контроль за экспортом и импортом товаров, но и обмениваться информацией с другими странами ЕАЭС.

Другие налоги

Давайте рассмотрим какие существуют еще налоги в Республике Беларусь.

Налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начал действовать с апреля 2016 года.

С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Налог на продажу автомобиля

Налог на продажу автомобиля – это подоходный налог, который относится к республиканским налогам и сборам Республики Беларусь. Продажа первого автомобиля налогами не облагается, а вот продажа второй машины за год означает, что человек обязан заплатить сбор в казну РБ.

Исчисление налога: ставка – 13%.

Налог на задолженность

Налог на долги – это подоходный налог с суммы займа. Налог на долги в Беларуси был введён 1.01.2015. Суть данного налога заключается в том, что человек, который имеет займы или кредит в иностранной организации или у частного лица, который не имеет постоянного представительства в Белорусской Республике, обязан выплатить некую сумму государству за пользование деньгами. Налогом облагается невозвращённый долг.

Ставка подоходного налога равна 13% от долга.

Но стоит помнить, что средства, которые были взяты взаймы или кредит в белорусских банках или финансовых организациях налогом не облагаются.

Налог также не придётся платить, если деньги были взяты в займы у родственников.

Налог на тунеядство

Налогом на тунеядство в Беларуси называется специальный сбор, который обязаны оплачивать все граждане РБ, не имеющие работы на протяжении больше полугода. Данный налоговый взнос был введён с целью предупреждения социального иждивенства и снижения уровня безработицы в республике.

Налог не будет взиматься с:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет, женщины – 55 лет;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте).

Заключение

Оценивая налоговую систему Беларуси, необходимо отметить, что ее основной налоговый закон является современным, понятным, подробным. Наблюдается тенденция к стимулированию развития отраслей, занимающихся деятельностью в области высоких технологий, а также производителей сельскохозяйственной продукции. Осуществляется это путем предоставления данным категориям налогоплательщиков льгот и преференций.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!